Мужская финская национальная одежда. Ингерманландский народный костюм

Случайно набрел на одном из сайтов на сканы раритетного набора открыток, посвященного финскому национальному костюму. Кроме изображений никакой информации не было, поэтому и пришлось обратиться за помощью к интернету и переводчику Google, чтобы собрать информацию о самом финском народном костюме и его региональных разновидностях. Вот что у меня получилось.

Национальные костюмы (Kansallispukuja)
Изображения финских мужчин и женщин в костюмах в цвете
(Sisältää suomalaisia naisten ja miesten pukuja värikuvina)

Этнографы и модельеры утверждают, что «национальные костюмы изящно комбинируют богатое народное наследие ремесла с тканями и стилями платья». Народные костюмы, в основном, носятся «слой на слой», где каждый предмет одежды носят определенным способом, он является отличительным в его собственном виде, формируя богатый и часто красочный ансамбль. Финский национальный костюм разделяется на две группы: западную и карельскую. Эти две группы заметно отличаются по внешнему виду, хотя основные предметы одежды являются теми же самыми. Например, женский костюм повсюду состоит из юбки, блузы, лифа-безрукавки («киртл»), передника, жакета, головного убора, ботинок и носков. Кроме того, замужние женщины носили кружевной льняной чепец. Надо отметить, что женская одежда заметно различается по регионам, и даже в разных деревнях одной области костюмы могут быть разными.Типичные принадлежности костюма включают также драгоценности, пояса, платки, шарфы, множество лент и «свободные карманы». Традиционный же мужской костюм имеет тенденцию отражать общие черты всех регионов. Он состоит из рубашки, брюк или часто бриджей до колен, жилета, разнообразных курток-кафтанов и жакетов, шляп или кепок, шарфа, носков и ботинок. И мужчины, и женщины носили носки до колена, связанные из белого окрашенного хлопка, полотна или шерсти, которые поддерживались подвязками. Обувь включала черные ботинки с застежками, лодочки или мокасины из натуральной кожи.
Теперь поговорим о тех двух группах, на которые делится финский народный костюм. Хочу заметить, что некоторые из представленных в подборке костюмов принадлежат нынче территориально регионам, вошедшим в состав России - я имею ввиду не только Карелию, но и Ленинградскую область, некоторые районы которой до революции 1917 года и Отечественной войны были финскими территориями.
Западный финский костюм
Отличительной особенностью этого народного костюма было красочное множество полос, причем ткань использовалась щедро, поскольку считалась признаком богатства.
Женский костюм составляли длинный ажурный лиф с короткой спиной и тонкими лямками, жакет до бедра обычно черного цвета из шерстяной ткани, полосатую юбку и вертикально полосатый передник. В XIX веке полосы на одежде стали более узкими, а лифы стали носиться покороче. Дополнением служили матерчатые (тану - tanu) или шелковые (тыккимыссы - tykkimyssy) головные уборы, а также уборы в форме рога или имеющие форму шляпы.
Карельский костюм
В женских карельских костюмах использовалась шерстяная или полушерстяная ткань разных цветов - черная, синяя, цвета индиго или красная. Ткань использовалась более экономно по сравнению с западной Финляндией, зато карельский костюм более щедро украшен красочной вышивкой и традиционным кружевами. Юбки карельских женщин часто сильно плиссируются полностью по всей ширине. Передники украшены множеством горизонтальных полос. Лифы выполнены в прямом или свободном крое и вышиты в традиционном стиле.

Ну, а теперь осталось посмотреть сами костюмы.

1 - Ладожско карельский костюм (Laatokankarjalan puku)
2 - Костюм общины Яласъярви в провинции Южная Остроботния, Финляндия (Jalasjärven puku)
3 - Костюм города Кеуру в провинции Центральная Финляндия (Кески-Суоми) (Keuruun puku)
4 - Костюм города Курикка региона Ляяни, Западная Финляндия (Kurikan puku)


1 - Костюм города Алавус на северо-западе центральной части Финляндии, в области Южная Остроботния (Alavuden puku)
2 - Костюм города Юрва в Лапландии (Jurvan puku)
3 - Костюм общины Куортане в провинции Южная Остроботния (Kuortaneen puku)
4 - Костюм общины Киркконумми на юге Финляндии, в провинции Уусимаа. Община расположена на западной границе города Эспоо, входящего в агломерацию Хельсинки (Kirkkonummen puku)

1 - Костюм общины Руоколахти на юго-востоке Финляндии, в провинции Южная Карелия (Ruokolahden puku)
2 - Костюм селения Саккола (после 1948 года - посёлок Громово на Карельском перешейке в Приозерском районе Ленинградской области) (Rautu-sakkolan puku)
3 - Костюм волости Ряйсяля на Карельском перешейке (Räisälän puku)




Одежда отличалась составом, способом ношения, покроем, материалом, цветовой гаммой, орнаментом. Местные особеннности существовали в каждом уезде, а зачатую и в отдельном церковном приходе (кирхшпиле). Комплекс девичьей и женской нар. одежды финнов-эвримейсет Женская народная одежда, Пюхяярви Народная одежда финнов






На рубеже XIX – XX веков финская народная одежда почти повсеместно вышла из употребления. Ее заменили городские виды костюма и переходные формы одежды, сложившиеся под влиянием городской моды. Женская народная одежда, Виипури Женская народная одежда, Койвисто Народная одежда финнов






Женская народная одежда, Койвисто Девичья народная одежда, о. Сескар В настоящее время народная одежда сохраняется и используется в праздничной культуре финнов, в выступлениях фольклорных ансамблей, театрализованных представлениях, спектаклях. Народная одежда финнов


Источник информации: Народная одежда финнов Выборгской губернии. XIX век. Из наследия: Комплект открыток/ Авторы- составители Д.А. Горб, И.П. Рыжова. – СПб, Народная одежда финнов

КОСТЮМ ИНГЕРМАНЛАНДСКИХ ФИННОВ

Мужская одежда

Мужской костюм у всех ингерманландских финнов был схож (см. цветные иллюстрации IX, Х и XII) . Лишь в отдалённых деревнях Северной Ингерманландии и по берегам нижнего течения реки Луги дольше сохранялась старинная белая одежда. Мужчины носили летом полотняные, зимой - суконные штаны хоусут (housut ). Рубаха пайта (paita ), сшитая из небелёного или белого холста, имела прямой разрез на груди и застегивалась на одну пуговицу или на завязки. У финнов, живущих по берегам реки Луги, рубаха могла быть украшена вышивкой понизу и на груди.

Верхней одеждой у финнов слу-жили белые, серые, коричневые или синие длинные суконные кафтаны виитта (viitta ), сшитые в талию, с клиньями, расши-ряющимися от пояса. Тёплой одеждой была поддёвка поттиэкка (ро ttiekka ) и овчинная шу-ба туркки (turkki ). Финны-эурямёйсет особенно долго сохраняли старинные шляпы ляаппя или лияппя (l ää pp ä, li ä pp ä ), похожие на шляпы питерских извозчиков. Эти широкополые шляпы с невысокой тульей делали из войлока чёрного, серого или коричневого цвета, и украшали шёлковой или бархатной лентой с пряжками из олова или серебра. Финны-савакот с конца XIX века стали носить городские фуражки и кепки. Обувь обычно была кожаная, домашнего изготовления - уулаттисааппаат (uulattisaappaat ), но носили и высокие покупные сапоги. Это считалось признаком богатства владельца, и часто на ингерманландских дорогах можно было встретить босого финна, несущего сапоги за спиной и одевавшего их только при входе в деревню или город.

Женская одежда

Народная одежда ингерманландских финок была невероятно красива, красочна и разнообразна. Она неизменно вызывала восхищение у всех, кто когда-либо видел её. Известный исследователь фольклора Ф.А. Саксбек во время свой поездки по Ингерманландии писал в своём путевом дневнике: «Приятно было утром на Троицу видеть женщин, сидящих на церковной горе. Там были белые, красные и синие краски, словно цветы на поле».

Изготовление одежды, особенно праздничной, требовало от мастерицы большого знания, значительного времени, огромного искусства и точного глаза. Ингерманландские финки шили свою одежду, в основном, весной, когда дни становились светлее, а до посевных работ ещё оставалось время.

Кроме главного разделения женского костюма на одежду финок-эурямёйсет и финок-савакот, почти в каждом приходе были свои отличия и цветовые предпочтения, формы кроя и любимые орнаменты вышивок.

Одежда финок-эурямёйсет

Одежда финок-эурямёйсет признавалась самой нарядной в Ингерманландии. Она сохранила многие древние черты костюма Карельского перешейка и поэтому отличалась сложным старинным покроем и большим количеством вышитых элементов. Петербургская финская газета Pietarin Sanomat в 1870 году писала про костюм эурямёйсет: «Это было действительно что-то прочное и уважаемое, собственное народное, что-то, что напоминает в душе о древнем народном женском благородстве, о девушках и женщинах нашей Калевалы».

В Ингерманландии в каждом приходе, где жили финны-эурямёйсет, женская одежда была немного разной. Обычно говорили, что «в Тюрё она была более грубого вида, в Хиетамяки - более красивая, а в Туутари - самая красивая». При этом самой нарядной считалась женская эурямёйсская одежда Центральной Ингерманландии (см. цветную иллюстрацию XII) .

У финнов был обычай обновлять новые одежды при хождении в церковь. И именно церковная одежда кирккопуку (kirkko р uku ) была из всех одежд самой важной, ценной и лучшей. Когда новый костюм был сшит, прежняя церковная одежда становилась будничной.

Костюм финки-эурямёйсет состоял из рубахи пайта или рэккопайта (paita , rekkopaita ), сарафана хартиусхамэ (hartiushame ) или юбки хамэ (hame ), передника, пояса и головного убора

Мы подробно опишем костюм, который носили в приходах Тюрё и Туутари в конце XIX века (см. цветную иллюстрацию XIII). Также упомянем об особенностях одежды финок-эурямёйсет других приходов.

Основу костюма составляла рубаха рэккопайта (rekko paita ). Её верхняя плечевая часть, так называемая улисэт (yliset ), изготавливалась из льняной тонкой узорчатой ткани муртикайнэн (murtikainen ), которую ткали из 6 нитей, чаще всего «в ромбик». Низ рубахи алисэт (aliset ) обычно делали из более толстой ткани. Главным украшением такой рубахи было рэкко (rekko ) - расположенная на груди у ворота деталь в форме прямоугольника или усечённого конуса (см. цветную иллюстрацию XIV). Рэкко было невероятно красиво, и его изготовление требовало очень большого времени. Его искусно вышивали яркими красными, жёлтыми, зелёными и синими нитками в гобеленовой технике, «косым стежком», «крестом», «настилом». В праздничной одежде рэкко вышивали тонкими шерстяными нитками, а для повседневной одежды годились льняные и хлопковые нити. Ворот рубахи каулус (kaulus ), украшения верхней части рукавов и их нижние края были вышиты нитями, всегда такими же, как и рэкко . Сами рукава были длинными и широкими, внизу либо были свободными, либо стягивались в сборку в 3-5 см от края, либо (в более поздних вариантах) заканчивались манжетами. В летнюю жару был обычай подтягивать низ рукава к верхней части локтя, отчего они красиво ниспадали широкими складками. Рубаху у ворота скрепляли круглой пряжкой солки (solki ), серебряной или посеребренной. С возрастом размер используемой солки уменьшался.

Праздничная юбка-сарафан хартиусхамэ (hartiushame ) изготавливалась из тёмно-синего или чёрного плотного сукна, а её верхняя часть, располагавшаяся выше пояса - так называемая хартъюксэт (hartjukset ) - шилась из пурпурно-красного тонкого сукна, вышитого по краям разноцветной шерстью. В приходе Спанккова в украшении краёв использовали даже жемчужины. Такие нарядные яркие суконные юбки-сарафаны носили только по праздникам, а для будничной одежды и, особенно, для одежды девочек их часто шили из грубой шерсти или льна красного или сине-фиолетового цвета. Спинка юбки-сарафана - сэлкямя (selk ä m ä ) - была вышита тонкими многоцветными нитями, а внизу на неё нашивали особую деталь листи (listi ) из тёмно-красного толстого сукна или из расшитого цветистого бархата. Подол юбки хэльмустин (helmustin ) был украшен узкой полосой красной ткани.

Такую юбку-сарафан по праздникам дважды опоясывали тонким поясом вирон вюо (vironvy ö - «эстонский пояс») с длинными кистями тёппяят (t ö pp ää t ) или тёпёт (t ö p ö t ), которые свисали, доходя до края передника. В будни носили другой пояс - лаппавюо (lappavy ö -пряжковый пояс ). Этот красивый и тяжелый пояс был сделан из домашней свиной кожи, на нём были нанизаны узорные медные пряжки, число которых увеличивали с течением времени и изменениями фигуры. Такой пояс входил в приданое невесты и, кстати, был обычным хорошим средством воспитания в руках матери, когда детей следовало наказать.

Нарядным дополнением одежды был сделанный из тонкой ткани передник полле (polle ). Его украшали понизу полосой разноцветной вышивки и широким цветным кружевом круусева (kruuseva - от русск. кружево ) или бахромой. По праздничным дням, и, непременно, в свадебные дни носили белые узорчатые перчатки, вязанные из тонкой льняной пряжи.

Волосы у всех женщин всегда были подстрижены. Эурямёйсские девушки обычно делали прямой пробор посередине, лишь у девушек из прихода Тюрё была челка, за что над ними в соседних приходах посмеивались и пели:

Tyröss’ on tytöt kopeat,

liinaharjat, laukkiotsat,

k ä yv ä t Kaarostan katua .

В Тюрё девушки спесивы,

Льняные гривы, подрезанные лбы,

Ходят по улице Кааросты.

На девушках были особым образом сделанные головные украшения сэппэль или сяппяль (seppel , s ä pp ä l ), по форме напоминающий обруч. Этот необычный головной убор делали из красного сукна, часто украшали бисером и перламутром, а посредине пришивали ряд оловянных «кнопок» с острыми шипами. По мнению самих финнов, девушки носили сяппяль как средство защиты от парней. Замужние женщины тоже подстригали волосы, оставляя сбоку длинную прядь, за которую крепили к голове особое приспособление сюкерёт (syker ö t ), на котором держался и сохранял форму головной убор. Сюкерёт делали из железной проволоки, вокруг оборачивали льном, чтобы ржавчина не испортила одеваемый поверх головной убор. Такой убор под названием хунту (huntu ) шили из снежно-белого тонкого льна. Этот головной убор был настолько прост и изящен, что известный исследователь Ингерманландии А. Альквист назвал хунту «короной и цветком сути эурямёйсет».

Замужние женщины на голову поверх хунту еще надевали платок корвелус (korvelus ) или корвариепу (korvariepu ), который часто делали из зелёной атласной ткани, а края на нём были обычно красные или цветастые.

На ноги натягивали чулки, а поверх - ноговицы кальсут (kalsut ), разновидность гетров. Зимой их делали двойными: из красного сукна на холстинной подкладке. Летом же женщины часто ходили босиком, надевая на ноги лишь белые льняные кальсут. Кальсут закрепляли на ногах узкими оборами паулат (paulat ), зимой - чаще всего тёмно-синими шерстяными, летом - белыми льняными. Финны-савакот, считавшие финнов-эурямёйсет слишком «архаичными» в костюме, смеялись над костюмом эурямёйсет, пародируя особенности их диалекта: Mie ko nakroin mein kakrapelloss kalsun paklat kaklassain (Я когда смеялась, шла на овсяное поле с завязками от кальсут на шее ).

Часто использовали и узорчатые вязаные носки. На ногах обычно носили кожаные туфли домашнего изготовления липоккаат (l ipokkat). По праздникам многие девушки стремились надеть сшитые из чёрной кожи туфли сикерит (sikerit ) с острыми носами, с краями, украшенными красной юфтевой кожей. На месте пятки нашивали кожаные украшения различного цвета, оттуда же уходили и завязки, крепящие обувь к ногам. Каблуки были часто подбиты большими каблучными гвоздями - и часто на вечерних посиделках именно перестук таких каблуков на дощатых полах служил главным сопровождением танцев. Для лесных работ (особенно в Северной Ингерманландии) использовали плетёную из бересты обувь - лапти и ступни вирсут (virsut ).

В прохладную летнюю погоду и в праздники финки-эурямёйсет носили короткий белый льняной полукафтан костоли (kostoli) , сшитый в талию и расклешенный от пояса (см. цветную иллюстрацию XI)нки-эурямейсет адывалию юбку из рямйсет носили такую же украшенную вышивкой рубаху,Российской академии наук. вском языке). . В таком наряде шли в церковь первый раз в году летом, на Воз-несение, и этот праздник в народе называли "костольным" (kostolipyhä). Шили костоли чаще всего из белой покупной диагонали, и часто вдоль полочек до талии располагали узкие полосы вышивки шерстяными нитями. Вышивка на костоли невероятно красива: «точечным» крестом, тамбурным швом, косыми стежками мастерицы настолько искусно вышивали эту простую по покрою одежду, что она становилась настоящим произведением искусства!

Весной и осенью эурямёйсские женщины надевали длинный или полудлинный кафтан виитта (viitta ), который был сделан из тонкой грубой шерсти (см. цветную иллюстрацию XI). Это «пальто» было очень женственно по покрою и удивительно красиво по отделке. Стоячий воротник виитты делали из пурпурно-красного тонкого сукна. Правую полочку украшали красными и синими нитями, а на уровне пояса пришивали небольшой кусок замши сяамюскя (s ää mysk ä - русск. замша ), на который нашивали застежку-крючок. Края рукавов и верхушки больших складок на спине были также отделаны желтой замшей и украшены красными, синими и зелёными нитями. Позднее появились и синие виитты: их носили весной и летом, а белые - осенью и зимой. На плечах обычно завязывали платок риепу (riepu ) или каулаваате (kaulavaate ), а поверх надевали бусы рипукка (ripukka ), часто в две нити.

Главной зимней одеждой для эурямёйсской женщины была шуба туркки (turkki ). Её шили из тёмно-синего тонкого сукна, а подкладкой была овчина чёрного цвета. Вокруг шеи и спереди пришивали котсикат (kotsikat ) или котикат (kotikat ) (от русск. котик - кошачий мех ), а по краям рукавов - тёмно-серый мех «заграничного зверя». Шубу плотно подвязывали разноцветным поясом вюо (vy ö ). Поверх шубы носили ещё жёлтые янтарные бусы янтари-хэльмия (janttari - helmi ä ).

В Северной Ингерманландии финки-эурямёйсет носили такую же украшенную вышивкой рубаху рэккопайта (rekkopaita ), а поверх надевали длинную юбку из синей, чёрной или коричневой полушерсти, по подолу которой шёл волан из красной покупной ткани или цветная покромка, тканая на берде (см. цветную иллюстрацию IX). На такой юбке закладывали более 40 складок, а тонкий притачной пояс застегивали на пуговицу. На голову местные финки крепили хунту (huntu) - в этих северных деревнях он имел совсем иную форму и напоминал небольшой гофрированный полотняный кружо-чек, который прикреплялся к волосам в верхней части лба. С таким хунту на лбу замужняя женщина могла ходить и с непокрытой го-ловой, а если надевала платок, то так, чтобы хунту оставался виден.

В западных районах Ингерманландии финки-эурямёйсет льняную рубаху вышивкой не украшали и носили обычную однотонную или полосатую юбку из шерсти или полушерсти. Девушки поверх длинной косы повязывали ленту, а замужние женщины надевали белые полотняные чепцы с кружевом по краю, присборенные и стянутые сзади лентой, или белые головные уборы, похожие на русскую «кичку» без жесткого каркаса.

Эурямёйсет очень долго сохраняли свой особый костюм и говорили, что «меняющий свою одежду и меняющий свою веру находятся в одном и том же месте». Но в конце XIX века их старинный костюм стал изменяться самыми быстрыми шагами. Раньше эурямёйсская одежда делалась от начала до конца дома, только платки обычно покупали у торговцев. Но уже в 1870-х годах стали покупать сукно на плечевую часть сарафана, жемчуг для сяппели и «кнопки» у ходивших карельских коробейников лаукку-рюссит (laukku - ryssit - сумочно-русски х). В их товарных лотках находили и ткань для хунту , и покупные цветные нитки (они даже получили у местных финок особое название риккаатлангат (богатые нитки ). В те времена стали покупали у торговцев готовые шубы, чаще всего «из города» (linnasta ) - из Петербурга. Вместо старинного кафтана виитта появились русские коухтат (kouhtat ) и капотит (kapotit ). Во многих деревнях девушки стали ходить одетыми, как савакот, хотя их мате-ри были эурямёйсет.

Одежда финок-савакот

Костюм финок-савакот был иной: они носили рубаху пайта (paita ), держащуюся на та-лии юбку хамэ (hame ), лиф лииви (liivi ) или кофту танкки (tankki ), передники и головные уборы разнообразной формы (см. цветную иллюстрацию XV).

Рубаху пайта (paita ) шили из белого льняного полотна с разрезом посредине груди, застегивающимся на пуговицу или скрепленным круглой застёжкой солки (solki ). Обычно рубахи не вышивались, но иногда по вороту располагали полосу незатейливой вышивки. Рукава рубах были широкими, чаще всего полудлинными. Манжеты, отороченные красивым кружевом, вязаным крючком или на коклюшках, завя-зывались у локтя так, чтобы нижняя часть руки была открыта. Поверх рубахи надевали безрукавный лиф лииви (liivi) или кофту танкки (tankki). Их часто шили также из сукна или покупной ткани. Лифы отделывали тесь-мой, застёгивались они или по всей длине, или в двух местах - на груди и на талии. Кофты спереди, вдоль сплошной застёжки, и вокруг шеи украшались белой рюшем. Юбки хамэ (hame ), собранные на талии в сборку, шили из шерстяной или полушерстяной ткани, однотонной, полосатой или клетчатой. Иногда в празд-ники надевали по две юбки, причём верхняя могла быть из ситца. Передники обычно были белые, украшенные белым или чёрным кружевом, иногда с затканными полосами или с вышивкой. Девушки заплетали волосы в косу, на голову повязывали ленту. Замужние женщины носили мягкие чепцы лакки (lakk i ), плотно покрывавшие голову и отделанные по краю кружевом.

Самой яркой считалась одежда женщин-савакот из числа так назы-ваемых «настоящих государственных» (varsinaiset vallanomat) из фин-ских приходов Кельтто, Ряяпювя и Токсова, расположенных к северу от реки Невы. Когда-то эти земли принадлежали князю Григорию Потемкину, и ещё во времена крепостного права местным крестьянам запре-щалось вступать в брак за пределами княжеских владений. Но здешние финны и не стремились к этому, считая себя более высокими по положению, чем окружающее население. Одеж-да женщин этих деревень, по покрою обычная для финок-савакот, выделялась своими яркими цветами. Особо следует отметить местные названия цветных тканей: здесь не говорили «светло-красная» или «тёмно-синяя» ткань, как в Финляндии. Местные финки как бы подчеркивали личное творчество каждой мастерицы, давая тканям такие названия, как, например, «юбочная ткань невесток из дома Костерила», «ткань церковной юбки свекрови из дома Паавола» или «ткань передника Анни, жены Симо» и т.д.

И всё же самым главным здесь был красный цвет: «Чем краснее, тем лучше!». Особенно красива была летняя одежда, которую носили с Вознесения почти до зимы, до осеннего праздника Миккели . Полушерстяную ткань для юбок ткали яркими красными квадратами или, реже, полосами, добавляя для контраста жёлтые, синие или зелёные нити. Лифы и кофты тоже шили из красной клетчатой или цветастой ткани, отделывая их по краю яркой зелёной или голубой лентой. Такие лифы очень выгодно подчеркивали красоту статных ингерманландских финок: они застегивались у ворота и на талии, образуя на груди расходящимися краями лифа овальные просветы. И передники тоже делали из красной «клетки». Часто из города специально привозили дорогой красный клетчатый шёлк, и обладательницы шёлковой одежды на деревенских танцах в свои хороводы не пускали девушек в ситцевых юбках. В праздники и женщины, и девушки для демонстрации своего богатства надевали по несколько лифов, так, чтобы край нижнего был виден из-под верхнего, и было ясно, сколько их надето. Наплечные платки у девушек были также красных тонов. Девушки носили на голове венец пинтэли (pinteli ) из красной шёлковой ленты с вышитыми цветами, с длинны-ми концами, спускающимися по спине, или красные косынки. Женщины покры-вали голову белым чепцом с кружевом по краю. В праздники носили «господскую обувь» - хорошие покупные башмаки на высоком каблуке.

Похожей на эту была женская одежда савакот и в приходе Туутари (окрестности Дудергофа). Юбки здесь были полосатые, с красными, белыми, синими и зелёными полосами, а ли-фы и кофты - ярко красные, обычно шёлковые. Девушки заплетали волосы в две косы и укладывали в пучок на темени, а вокруг него обвязывалась красная лента, концы которой спускались на спину. Женщины покрывали голову мягким чепцом лакки (lakki ), собранным в сборку.

В приходе Ярвисаари и Марккова женщины предпочитали зелёные и жёлтые цвета в одежде. И даже головной убор в форме русского повойника здесь шили из зелёного покупного атласа.

В западных частях Ингерманландии, по берегам реки Луги и на Кургальском полуострове, финки так же, как водь и ижора этих мест, надевали «ижорские» рубахи с украшенными красным ситцем поликами и красивейшей вышивкой с архаичными узорами птиц, женщин и замысловатыми геометрическими орнаментами. Но, в отличие от местных православных, замужние финки не носили красивые головные полотенчатые уборы саппано , а покрывали голову чепцами или особым образом (с узлом сзади) повязывали платки. В конце XIX века местные финки стали носить летом «круглые» сарафаны русского типа сначала из домотканого льна синего, чёрного, реже коричневого цвета, позднее из цветной набойки и яркого покупного ситца.

Зимой же по-прежнему надевали шерстяные и полушерстяные юбки чёрного, красного, зелёного и синего цвета, чаще всего с яркими разноцветными широкими и узкими полосами (см. цветную иллюстрацию XVI). При этом, в зависимости от деревни, полосы на юбках могли располагаться и вертикально (как в деревнях Нижней Луги), и горизонтально (как на Кургальском полуострове). Под юбку надевали нижнюю белую льняную юбку с полосой вышивки понизу.

Верхней одеждой финок-савакот, нижнелужских и кургальских финнов также служили с весны до осени полукафтаны и кафтаны виитта (viitta ), зимой - шубы туркки (turkki ).

Конькова О.И., 2014

С середины XI в. распространенный ранее обычай сожжения мертвых вытесняется обрядом трупоположения. При этом значительно лучше сохраняется одежда и погребальный инвентарь. Только с этого времени становится возможной научная реконструкция древнефинской одежды и убора западнофинских и карельских женщин. Украшения становятся более вычурными. Серебро повсеместно применяется, серебряные украшения проникают в глухие и отдаленные районы, вплоть до Лапландии. Среди вещей много импортов, прежде всего с Готланда, но также и более дальних, из Центральной и Южной Европы. К ним относятся и некоторые серебряные изделия славянского происхождения. Традиционная женская одежда -- рубаха, блузы различного покроя, юбка (преимущественно полосатая), шерстяная лиф-безрукавка или кофта, передник, у замужних женщин -- льняной или шелковый на жесткой основе головной убор с кружевной отделкой; девушки носили открытые головные уборы в форме венца или повязки. Мужская одежда -- рубаха, штаны до колен, жилеты, куртки, кафтаны.

В восточных районах долго сохранялись женская рубаха с вышивкой и косым разрезом на груди, белый сермяжный или льняной полудлинный сарафан (виита), полотенчатый головной убор, чепцы. Орнаменты вышивки отражали северорусское влияние.

Народные формы одежды рано исчезают, особенно на западе страны. Их возрождение и формирование так называемого национального костюма происходит в конце XIX -- начале XX вв., в период национального движения. Этот костюм и в наши дни сохраняет празднично-символическую роль.

Типично финским украшением считали круглые выпуклые фибулы, отлитые из бронзы. Они были существенной составной частью древнего костюма финской женщины. Такие фибулы найдены также в могильниках на Аландских островах, в Бирке, на Готланде и даже на о. Рюген. Известно также несколько экземпляров, происходящих из Прибалтики и Северной Руси. Эти фибулы носили попарно на плечах (так же как в предшествующий период-равноплечные фибулы), они сохранялись в обиходе до XI в. Изготовленные в технике бронзового литья круглые выпуклые фибулы были сравнительно крупными и довольно тяжелыми. Массивными были и другие западнофинские украшения: равноплечные, подковообразные фибулы, браслеты. Все это -- массовая продукция местных кузнецов, незнакомых с тонкостями ювелирного дела, такими, как чернь или плакировка драгоценными металлами. Тяжесть украшений и преобладание бронзы в уборе финских женщин подчеркивались еще и множеством бронзовых спиралек, сплошными орнаментальными лентами окаймлявших передники и накидки.

Украшения из драгоценных металлов в финляндских находках практически отсутствуют. Исключение составляют относящиеся к мужскому наряду крупные серебряные декоративные булавки из Сальтвика на Аландах и Лайтила в юго-западной Финляндии; обе происходят с Британских островов. Стоит упомянуть также золотой браслет из Метсяпиртти на Карельском перешейке, аналогичные серебряные браслеты в большом количестве известны в Скандинавии и на Британских островах, включая Шотландию. В этот период Финляндии достигла продукция процветающих франкских мастерских. Появились подражания в местном оружейном производстве. Но в первую очередь эти импорты указывают на высокую покупательную способность местного населения. Весьма многочисленны в Финляндии знаменитые клинки, подписанные именем Ульфберт, которые на протяжении многих поколений изготавливались на Рейне. Впервые в стране становятся известны весы и гирьки, которыми пользовались для взвешивания драгоценных металлов при платежах. К эпохе викингов относятся найденные в многочисленных могильниках западной Финляндии серебряные монеты, прежде всего арабские, позднее, но в значительно большем количестве -- немецкие и англосаксонские. Их носили как украшение (пробив отверстие для подвешивания) либо же, разрубив на части, использовали для платежа, точно так же как серебро в слитках или кусках.

Если Вы решили провести отпуск в Финляндии, Вам просто необходимо знать некоторые обычаи и традиции этой удивительной страны. Допустим, знаете ли Вы, что финны очень любят смотреть новости? Это является своеобразной традицией, одним из ритуалов финской жизни. Еще несколько интересных финских фактов:
- Самая чистая вода в мире – в Финляндии. Финляндия – очень чистая страна с хорошей экологией. Реки и озера, города и поселки, леса и поля удивляют своей ухоженностью и выглядят просто прекрасно.
- Звучит удивительно, но финны не собирают грибы. Дело в том, что грибами питаются олени, и финны считают, что нельзя отнимать пищу у животных. Поэтому они предпочитают покупать шампиньоны в магазине.
- Большинство горожан рано ложатся спать, поэтому в Финляндии не следует шуметь после 22 часов. Вообще в вечернее время на финских улицах, особенно в небольших городах, редко можно встретить много людей.
- Магазины, торгующие спиртными напитками, в Финляндии закрываются в 20.00. Зато финские бары работают до 3.30 утра.
- Любимый предмет мебели любого человека, живущего в Финляндии – кровать. Именно она считается у финнов идеальным местом для отдыха и расслабления. Спать финны предпочитают на разноцветных простынях и пружинных матрасах.
- При разговоре жители Финляндии смотрят прямо в глаза собеседнику и не отводят их ни на секунду. Не стоит этому удивляться, просто смотрите на финнов так же!
Кроме этого, финны очень любят праздники, и в их календаре насчитывается целых 16 праздничных дат: 1 января – Новый Год. Ничто не сравнится со встречей Нового Года на родине Санта-Клауса, в Лапландии. Финские отели предлагают своим клиентам интереснейшую новогоднюю программу: праздничные мероприятия и карнавалы, катание на санях, верховых лошадях, или даже на собачьей упряжке, праздничные ужины, гонки на снегоходах и многое другое. А экскурсия в домик Санты непременно понравится Вашим детям! 6 января – Крещение, 14 апреля
- Страстная Пятница, 16 апреля - День светлого воскресения, Пасха, 17 апреля - Пасхальный понедельник, 1 мая - Первомайский праздник, 14 мая - День матери, 25 мая - Праздник Вознесения, 4 июня - Троица, 24 июня - Иванов день. Этот день имеет те же корни, что и русский праздник Ивана Купалы. В Финляндии Иванов день считается открытием летнего сезона. Финны с радостью празднуют наступление лета, они проводят этот праздник на природе, около водоемов – на берегах заливов и озер. Неизменным атрибутом Иванова дня являются «костры на воде» - финны разжигают костер на небольшом островке или даже на собственном плоту. Кроме этого, ни один Иванов день в Финляндии не обходится без посещения финской сауны, которая есть буквально при каждом курорте, отеле и турбазе. 4 ноября - День всех святых, 12 ноября - День отца, 6 декабря - День независимости, 24 декабря - Рождественский сочельник, 25 декабря – Рождество. Финляндия – отличное место для празднования Рождества. Там его можно встретить как угодно: провести вечер в уютном коттедже у камина, прокатиться на санях, запряженных северными оленями, подняться на вершину заснеженной горы, посетить дом Санта-Клауса… Выбор за Вами!


Традиционная финская женская одежда представлена полосатой юбкой с лифом-безрукавкой или кофтой. Замужние женщины носили льняной или кружевной чепец.
Мужской костюм состоял из штанов до колен, жилета, разнообразных курток, кафтанов.
На костюме юго-восточных финнов отдельные детали вышивались орнаментом, отражающим карельское и северорусское влияние.


Народные костюмы - в основном носились слой на слой. Каждый предмет одежды носят определенным способом, и он является отличительным в его собственном виде, формируя богатый и часто красочный ансамбль. Усилие было предпринято, чтобы сохранить эти особенности в национальных костюмах сегодня. Финское народное платье разделено на две широкие группы: западное и карельское. Эти две группы отличаются заметно по внешнему виду, хотя основные предметы одежды, составляющие костюмы, являются в значительной степени теми же самыми. Региональное изменение является более заметным в женском одеянии, в то время как мужское одеяние имеет тенденцию отражать общие преобладающие тенденции платья. Только в Карельских костюмах это региональное изменение столь тонкое, что возможно провести различия между различными округами. Костюм традиционного мужчины состоит из рубашки, длинных брюк или бриджей до колена, жилета, жакета или пальто, шляпы или кепки, шарфа, носков и ботинок. Костюм женщины состоит из блузы, юбки, лифчика или «киртла», передника, жакета, головного убора, ботинок и носков. Типичные принадлежности включают драгоценности, пояса, платки и «свободные карманы».

Западный финский костюм:

Отличительной особенностью западных финских народных костюмов было красочное множество полос, устроенных в различных образцах. Ткань использовалась великодушно, поскольку ткань, как полагали, была признаком богатства. Костюм Моухижарви (Mouhijarvi) - типичный западный финский костюм, показывает высокую схваченную блузу, полосатую юбку, вертикально полосатый передник и лифчик с короткой спиной и с тонкими лямками, и белые носки и черные ботинки. Костюм носят с кепкой "тыккимыссы", и черным жакетом из шерстяной ткани.
Костюм традиционной женщины типично показывает длинный ажурный лифчик и жакет до бедра, и использование полосатой ткани. Позже в 19-ом столетии, полосы стали прогрессивно более узкими, а лифчики стали одеваться покороче. Это развитие было сохранено в национальных костюмах, которые носят сегодня.
Женщины носят тану (tanu) матерчатую кепку, тыккимыссы (tykkimyssy) шелковую кепку, кепку в форме рога или имеющую форму шляпы.

Карельский Костюм

Шерстяная или полушерстяная ткань использовалась женских карельских костюмов - не совсем белая, черная, синяя, цвета индиго или красная. Хотя ткань используется экономно по сравнению с западной Финляндией, Карельский костюм более щедро украшен красочной вышивкой и традиционным кружевами. Лифчики входят в прямое или свободное сокращение, вообще в единственном цвете, хотя часто вышиты в традиционном стиле. Юбки карельских женщин часто сильно плиссируются полностью по всей ширине. Передники украшены множеством горизонтальных полос.
Оба и мужчины, и женщины носят носки до колена, связанные из белого окрашенного хлопка, полотна или шерсти. Они вообще поддерживались подвязками. Обувь включает застежки для ботинок, черные блестящие ботинки, лодочки или мокасины из натуральной кожи, в зависимости от костюма.
Стандартные или дополнительные принадлежности включают драгоценности, пояса, шарфы, карманы и широкое множество лент.
http://www.national-costume.ru/

Финский костюм

Вот как описывает И.Г. Георги финский женский костюм: “Праздничный их сарафан бывает шелковым, подоле (подлиннее) будничных, с закраинами, выкладке подобному другого какого-нибудь цвету; вся передняя половина от колен до подолу распестрена узорчатым шитьем и низанными таким же образом змеиными головками, монетами и бисером. Пояс выложен жестяным набором и впереди закрепляется перевязью. На груди красиво также вышито платье и при том выложено змеиными головками и бисером. Шея покрыта великим множеством пронизок. Продетые сквозь большие серьги, многие, на пядень длиною, ленты висят по плечам и по широким, не собранным, коротким и цветною шерстью узорчато вышитым рубашечным рукавам. Голову покрывают, пристегнутою к шапочке фатою, которая простирается по спине, и пропущенная будучи под пояс, достает до самых пят, да под тою же фатою висит еще в ладонь шириною, корольками, и змеиными головками, унизанными и внизу бахромкою обшитый ремень, коим покрываются волосы”. (Корольки - янтарь, ужиные головки - раковины каури).

Исследователи отмечали, что финны для поездок в город одевали русскую одежду - у женщин это сарафан, повойник и та же верхняя одежда типа “армяка” – тип полупальто; у мужчин была русская одежда, но “Армяки их более открыты на груди, чем у русских и почти у всех украшены по швам спины синими или красными стрелками, а на воротах рубашек имеют всегда по круглой медной пряжке”. Позднее, к середине XIX века, национальная одежда, которую носили в своих деревнях, исчезла, сменившись на юбку и кофту. Обязательным был передник. Это было и в конце XIX века.