Не хочет идти в сад. Ребенок не хочет ходить в садик и плачет — что делать, советы психолога. Что же делать с малоежкой

Здравствуйте, дорогие родители. Возможно, каждый из вас сталкивался с такой проблемой или был свидетелем такого события, когда ребенок не хочет ходить в садик , плачет, вырывается. Такое состояние может наблюдаться, как дома, так и непосредственно перед входом в свою группу. Необходимо учитывать, что есть норма, адаптационный период, когда малышу сложно привыкнуть, его пугают перемены, а есть и патологическая проблема, когда нужно действовать, ведь для ребенка это большой стресс. А иногда необходимо задуматься, . В этой статье мы поговорим о том, как необходимо себя вести, если такое случилось с вашим карапузом, также выясним, какие причины провоцируют развитие такого поведения.

Нежелание, как вариант нормы

Родители должны учитывать моменты, когда такое поведение считается закономерным, а когда нет. Давайте разберемся, что и по какой причине может вызывать нежелание идти в сад, при этом будет естественной реакцией растущего организма:

  1. Малыш впервые отправляется в дошкольное учреждение и его пугает:
  • незнакомая обстановка;
  • необходимость остаться без мамы;
  • к карапузу выдвигаются иные требования, не такие, как дома;
  • он уже не единственный малыш;
  • новый и непривычный распорядок дня;
  • большое количество незнакомых детей.

Тут важно понимать, что на период адаптации уйдет какое-то время. Малыши, которых с детства приучали к самостоятельности, к общению со сверстниками, гораздо быстрее и проще проходят этот период. Чего нельзя сказать о карапузах, с которых сдували пылинки и держали в тепличных условиях.

  1. Ребенок не выспался. Маме необходимо подумать, правильно ли организован его дневной режим. С появлением здорового сна и сбалансированного питания, нежелание ходить в детский сад пропадет.

Как проявляется возникновение проблемы

Протест малыша против посещения сада может не всегда быть явным. К тому же, в силу характера дети могут по-разному его проявлять. Также первоначально могут быть замечены первые тревожные сигналы, которые будут постепенно нарастать, пока ребенок вам категорически не заявит, что никуда сегодня не пойдет. Так, давайте разберемся, как может выражаться такое нежелание.

Если рассматривать протест в скрытой форме, когда родители еще ни о чем не догадываются, то он может быть представлен следующими особенностями в поведении:

  • в сад ребенок собирается очень медленно, нехотя, ищет каждый повод, чтоб оттянуть время выхода из дома; возможно, ваш малыш просто медлителен и все делает не спеша, тогда задумайтесь над тем, как он собирается на прогулку;
  • обратите внимание, в каком настроении карапуз по утрам и в каком – по вечерам, когда вы за ним приходите – если он систематически в первой половине дня имеет плохое настроение, а во второй – отличное, проблема кроется в нежелании ходить в сад;
  • если ребенка просят нарисовать свой садик или детей в нем, игрушки, то в его работе будут преимущественно темные и даже черный цвета, это говорит о психологическом дискомфорте, а иногда и о чувстве прямой угрозы;
  • у ребенка ухудшается аппетит, нарушается сон, может появляться энурез ;
  • малыш не хочет идти из-за плохой погоды, начинает жаловаться на плохое самочувствие или выражает свое желание пойти к бабушке вместо садика.

Что же касается открытых, явных проявлений нежелания, то могут присутствовать три стадии развития такого состояния:

  1. Прямое высказывание против посещения дошкольного учреждения в словесной форме:
  • малыш, возвращаясь домой, говорит, что больше туда не вернется или, ложась спать, скажет, что завтра не пойдет в сад;
  • утром начинаются уговоры и мольбы остаться дома, и так продолжается аж до двери группы.
  1. Непрекращающийся плач, усиливающийся при приближении времени выхода из дома и возле садика.
  2. Истерическое поведение:
  • карапуз громко и упорно кричит, что не пойдет в садик, не хочет слушать никакие уговоры мамы;
  • малыш выглядит обиженным, может наблюдаться плач «без слез» или наоборот «реки слез»;
  • ребенок начинает психовать, бьется головой о стенку или кидается всем, что попадается под руку, могут лететь даже стулья, кричит. Маме практически невозможно собрать его в сад.

Если в этих признаках вы узнаете своего карапуза, пришло время по-настоящему задуматься над тем, что могло вызвать такие изменения в поведении, и что провоцирует нежелание ходить в садик, особенно, если ранее ребенок не испытывал таких проблем.

У нас не возникали такие сложности. Несмотря на то, что сын не с первого раза начал полноценно посещать детский сад (проблемы со здоровьем), он всегда с радостью туда отправлялся, играл до последней минуты. Всегда счастливый встречал меня, и мы вместе отправлялись домой. По дороге я узнавала все замечательные события и непревзойденные эмоции, которые посетили моего сыночка за день.

Причины такого состояния

Давайте все таки выясним, что чаще всего вызывает отказ от посещения детсадовской группы.

  1. Еда, к которой ребенок не привык. Даже я до сих пор вспоминаю с ужасом суп и молочную кашу с пенкой, кисель с комочками. У ребенка может возникать протест из-за того, что дома еда не такая, она вкуснее.
  2. Малыш чувствует себя лишним в коллективе одногруппников. Возможно, он просто не может адаптироваться, возникают трудности общения со сверстниками, а может это первый симптом замкнутости вашего карапуза, не исключено, что малыш аутист и к нему нужен специальный подход и уход, тогда вам стоит обратиться к психологу.
  3. Адаптационный период. Всегда нужно быть готовым, что какое-то время уйдет на привыкание и притирку в детском коллективе. Не расстраивайтесь, если у Маши Петечка через день бежал с удовольствием в сад, а ваша Настенька уже неделю не может привыкнуть.
  4. Недостаток родительского внимания. Возможно, вашему карапузу вас катастрофически не хватает и ребенку вдвойне сложнее осознанно отправится в сад и тем самым лишится возможности получать заботу в течении дня.
  5. В группе возник конфликт. Ваш карапуз не поделил с другим ребенком игрушку или у него забрали любимую машинку, которую он принес из дома. А, возможно, кто-то и вовсе распускает руки.
  6. У ребенка плохой воспитатель, который постоянно кричит и срывается, не проявляет чувство удовольствия от общения с детьми, вымещает на них свою злость.
  7. Смена обстановки пугает ребенка, тут нет его любимого стульчика или стола, за которым он привык кушать.
  8. Над малышом могут насмехаться сверстники, показывать свою неприязнь из-за того, что он так или иначе от них отличается. Это могут быть и внешние отличия, а могут и особенности характера.
  9. Не исключено, что ваш карапуз просто психологически еще не созрел для посещения дошкольного учреждения.
  10. Смена детского сада нередко является причиной отказа туда ходить. Ранее у ребенка уже были сформировавшиеся отношения и любимый воспитатель, а теперь он попал в уже сформированный коллектив, к незнакомым ребятам.
  11. Вполне может быть, что нежелание идти в сад основано на напряженной психологической обстановке в семье ребенка. Малыш переживает серьезную травму, дома постоянные скандалы. Карапуз подсознательно пытается исправить сложившеюся ситуацию.

Чем помочь своему ребенку

  1. Позаботьтесь о постепенном приучении малыша к садику, не стоит сразу оставлять его на целый день. Процесс адаптации должен быть постепенным и не травмировать чувства ребенка.
  2. Создайте тихую спокойную обстановку, пусть в квартире по утрам будет все на пониженных тонах. Так важно, чтоб новый день начинался с положительных эмоций и радовал ребенка, повышая его настроения, даря заряд энергии на весь день.
  3. Если у малыша возникают конфликтные ситуации, то очень важно их вовремя решать. Если вы замечаете какие-то изменения в поведении ребенка, попробуйте поговорить, выяснить причину, если нужно расспросите воспитателя.
  4. Не оставляйте появившиеся проблемы без решения. Если бездействовать, ребенок все больше будет замыкаться, начнет испытывать чувство постоянного стресса.
  5. Созывайте отношения доверительного типа. Очень важно, чтоб ваш малыш мог делиться своими переживаниями, рассказывал вам о том, что его сильно беспокоит, получал поддержку.
  6. Уделяйте ребенку, как можно больше своего внимания, показывайте, насколько сильно вы его любите, проявляйте свою заботу.
  7. Если малышу тяжело общаться со сверстниками ежедневно отправляйтесь на детскую площадку, пусть почаще играет с соседями. Желательно начать такое практиковать еще задолго до первого посещения сада.
  8. Если вам попался плохой воспитатель, не созданный для работы с детьми, об этом необходимо написать коллективную жалобу на имя заведующей дошкольным учреждением.
  9. Приучайте карапуза к дневному распорядку. Некоторые мамочки даже предварительно узнает режим дня в садике, а потом свое чадо приучают к нему.
  10. Позаботьтесь о том, что ребенок должен с уважением относиться к воспитателям, к родителям, слушаться их беспрекословно и не перечить.
  11. Если вашего карапуза обижает какой-то малыш, необходимо разобраться, что послужило причиной такого поведения. При необходимости пообщаться с родителями обидчика.

Что делать противопоказано

Вот мы и разобрались, что может провоцировать нежелание ходить в детский сад. Помните, что категорически нельзя заставлять ребенка силой и криками отправляться в это учреждение, так вы только сильнее раните его психику. Следуйте всем советам и рекомендациям, и пусть каждый новый день начинается с радостной улыбки малыша, собирающегося в детский сад к своим друзьям и любимым игрушкам.

Детские сады – весьма полезные учреждения для общества в целом и каждой семьи с маленькими детьми. В них дети приобретают навыки общения в коллективе, становятся более самостоятельными, проходят подготовку к школе, а мамы получают возможность реализовать себя в профессиональной сфере и улучшить материальное положение семьи, если оно пошатнулось за время декрета.

Однако некоторые малыши воспринимают походы в садик буквально «в штыки» и каждый день сборы в детсад превращаются в войну – с тихим хныканьем или громкими истериками. Отказываться от детского садика не нужно – «несадовские» дети не проходят необходимый этап развития и гораздо хуже адаптируются в школе. Решить проблему можно, выявив причину, по которой ребёнок не хочет ходить в садик, знать что делать и следовать советам психолога.

Основные причины

Причина №1. Адаптация

Начало «детсадовской» жизни и приобщение к детскому коллективу с его строгим распорядком и правилами переворачивает весь жизненный уклад ребенка. Вместо мамы – воспитатель, вместо любимых игрушек – незнакомые дети вокруг и занятия по расписанию, вместо привычной еды – творения поваров детсада с необходимостью все это съесть. Некоторые дети быстро, другим это дается сложнее – они плачут, просятся домой, отказываются кушать и могут даже заболеть.

Пути решения

Вспомните, даже взрослым бывает трудно адаптироваться в новом коллективе, поэтому не бросайте ребенка в «новую жизнь», как в прорубь. Смягчите период привыкания, сделайте его более плавным. Персонал детсада обязательно поможет вам в этом. Заранее узнайте режим и меню в садике и максимально приблизьтесь к ним дома задолго до первого посещения сада. Во время прогулок приходите в садик, играйте с детьми на площадке, можно устроить и предварительную экскурсию в группу, чтобы увлечь и заинтересовать малыша.

Отдавать ребенка в сад лучше всего в 3-4 года, в группу таких же новичков, в более раннем возрасте он слишком привязан к маме, в более позднем – будет вынужден приспосабливаться в уже сложившемся коллективе.

В первые посещения сада оставляйте ребенка на час-два, потом начинайте забирать его после утренней прогулки, после обеда и так далее. Наблюдайте за крохой – у каждого малыша этот период может занять различное время, не подгоняйте события, но и не позволяйте манипулировать собой, оставляя его дома.

Так же следует поступать при переезде и переходе в новый сад – адаптация будет короче по времени, но с теми же этапами. Чтобы малышу было легче, научите его новой интересной игре, в которую он сможет играть с ребятами – это поможет ему быстрее освоиться.

Важный момент – строго соблюдайте режим, укладывайте ребенка спать вовремя – не выспавшись, он будет пребывать в плохом настроении с утра и ныть, не желая идти в сад.

Особо чувствительным малышам можно давать с собой «помощника» или «частичку дома» — это может быть мягкая игрушка, какой-то маленький амулет в кармашке, который поддержит кроху до возвращения мамы.

Причина №2. Еда и сон

Пища в детских садах простая и стандартная – супы, каши, омлеты, запеканки, кисели, компоты. Не всем деткам она по вкусу, к тому же при приготовлении «кулинарных шедевров» в больших объемах все возможно – каша подгорает, лук плавает в супе большими скользкими хлопьями. Ребенок отказывается от еды, а воспитатель настаивает: съесть нужно все, и кашу с комками, и молоко с пенками, причем быстро и без капризов. В ход идут и уговоры, и угрозы, и длительное сидение за столом, когда все дети уже ушли гулять. Понятно, что желания ходить в сад такая ежедневная пытка не прибавляет.

То же и с дневным сном – некоторые 5-6-летние дети уже не нуждаются в нем, а воспитатель требует лежать тихо и с закрытыми глазами.

Пути решения

Насильственное кормление – одна из глубочайших психологических травм, которую можно получить в детстве. Задача родителей – избегать этого самим и максимально оградить ребенка от подобных ситуаций в садике. Поговорите с воспитателем, четко объяснив свою позицию: нельзя заставлять ребенка есть, даже если он плохо или мало кушает. Пусть ест, сколько сможет – у вас не будет претензий. За компанию с одногруппниками даже «малоежка» съест хоть что-то. Не кормите малыша с утра, чтобы он «нагулял аппетит» к завтраку, не давайте с собой сладостей.

Ситуацию со сном тоже можно разрешить мирно: если есть возможность забирать ребенка до сна – забирайте, если нет – попробуйте договориться, что он будет тихонько рисовать или просто лежать, но без резких требований непременного засыпания.

Причина № 3. Несамостоятельность

Сложно приходится в детском саду и детям, которых излишне опекали, не давая возможности не только высказывать свое мнение, но и приобрести необходимые навыки самообслуживания. Над ними могут смеяться другие ребята, воспитатели тоже недовольны «копушей» или «грязнулей», требующим много дополнительного внимания при одевании или еде, сам же ребенок может выражать свои желания капризами, что тоже не способствует «вливанию в коллектив».

Постарайтесь уменьшить объем вашей заботы и опеки еще до посещения сада, водите ребенка на детские площадки, в кружки и студии раннего развития, позволяйте . Если проблема уже возникла, позанимайтесь с малышом дома отрабатыванием навыков самообслуживания – в игровой форме «покоряйте непослушную ложку», «подчиняйте пуговицы и шнурки», обязательно следите, чтобы ребенок хорошо мыл руки и умел пользоваться платком.

Причина № 4. Воспитатели

Здесь возможны 2 ситуации:

  • воспитатель предвзято относится к ребенку, редко хвалит и часто ругает его, негативно отзывается о его поведении и способностях в присутствии других детей;
  • в саду скучно, занятия монотонные и неинтересные.

Выявить такие ситуации иногда очень сложно – малыш не расскажет вам прямо о том, что его беспокоит. Зайдите с другой стороны: приведите ситуации из своего детства, истории своих знакомых детей «Меня в детстве часто ругала воспитательница…», «Моя знакомая девочка жалуется, что в садике неинтересно, они играют сами по себе…», проиграйте с игрушками «День в саду» — в ответах и поведении ребенка во время игры вы обязательно «нащупаете» проблему.

Если воспитатель агрессивен, незаслуженно наказывает детей – проблему нужно решать сообща с другими родителями, обратившись к администрации сада. Однако, как ни удивительно, одного и того же воспитателя некоторые дети могут обожать, а другие – тихо ненавидеть. Если в целом воспитатель хорошо относится к детям, не кричит на них, не унижает, на занятиях интересно, то возможен конфликт именно с вашим ребенком. В этом случае некорректно «прыгать через голову» и идти сразу к администрации, поговорите сначала с воспитателем – не ведите себя агрессивно или заискивающе, попробуйте провести конструктивный диалог и составить план совместных действий для выхода из тупика. Обычно воспитатели приветствуют активное участие родителей в жизни ребенка и с радостью идут навстречу.

Если же ответная реакция негативная и общего языка достичь не удалось, ребенка лучше перевести в другую группу или сад. То же следует сделать, если воспитатели непрофессиональны, мало занимаются с ребятами, дети в группе предоставлены сами себе.

Причина № 5. Конфликты с детьми

Малыша в садике могут дразнить – за особенности внешности или поведения, за неумелые действия, за ябедничество и капризы.

Ребенок может озвучивать свои обиды, но чаще он упрямо молчит, замыкается в негативизме и отказывается идти в детсад без объяснения причин. Выявить проблему можно так же, как и в предыдущем случае – окольными путями, в разговоре или при игре.

Устраивать «разборки» с обидчиками напрямую не надо – это неэтично, ведь вы не будете воевать с дошкольниками, а зачастую и бессмысленно – град насмешек может лишь усилиться.

Помогите своему малышу по-другому: следите за чистотой и опрятностью его внешнего вида, поработайте над навыками самообслуживания, научите считалкам и играм, которые увлекут и других детей, «раскопайте» таланты чада – рисовать, лепить, петь, читать стихи – и с помощью воспитателя дайте ему возможность продемонстрировать мастерство – одногруппники увидят его совершенно иначе. На первых же порах самые эффективные способы борьбы с «обзывалками» — это искренний смех вместе с обидчиками, игнорирование насмешек и «отговорки», например, «Кто обзывается – сам так называется».

Редкие причины

Существует и множество других, индивидуальных или ситуативных причин: от серьезных – ребенок агрессивный, стеснительный, замкнутый, гиперактивный, до более простых – малыш часто болеет, просто манипулирует родителями, чтобы остаться дома, поссорился с другом или ему элементарно не нравится или неудобна одежда для садика – много застежек, трудно одевать и снимать, чересчур нарядная и кроха боится ее испачкать.

В этих случаях родителям придется провести настоящее расследование, чтобы выявить причину нежелания ходить в детсад, а затем призвать все свои педагогические и психологические таланты и решать проблему с учетом особенностей своего крохи.

Работа над ошибками

Избегайте распространенных ошибок, которые при любой причине отказа ребенка от садика только усугубляют проблему.

Нельзя:

  • показывать малышу свою тревогу;
  • пугать детсадом;
  • обманывать кроху – назвав время своего прихода, соблюдайте свое обещание;
  • позволять манипуляции, поддаваться на уговоры;
  • критиковать детсад или его работников при ребенке.

Как видите, причины, по которым дитя не хочет ходить в садик, довольно разнообразны. Правильное их определение – уже половина решения. Не отстраняйтесь от малыша, постарайтесь создать и поддерживать с ним доверительные отношения – это поможет и в выявлении причин, и в решении проблемы. Самое главное – не прибегайте к радикальным мерам и не отказывайтесь полностью от детского сада, лишая ребенка возможностей социализации и развития.

«Не хочу в детский са-а-а-д! Не пойду-у-у-у!». Эти душераздирающие вопли вы слышите теперь каждое утро. Иногда к воплям добавляются жалобные стоны на тему того, что у драгоценного чадушка болит животик, голова, и вообще его тошнит от сада. В прямом и в переносном смысле слова. А в более тяжелых случаях у ребенка и в самом деле поднимается температура, появляются боли в животе и обостряются хронические заболевания.

Что же делать в такой ситуации? Для начала разобраться, почему ваш малыш ни за какие коврижки не соглашается приобщаться к детскому коллективу. А причин для этого может быть несколько.

Смена образа жизни

Дети – самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям. На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, – это порядок и спокойствие в их жизни. А тут – мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно, свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое – и, наверное, поэтому враждебное.

Выход

Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней. Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома». Оптимальный вариант – если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели.

Кстати, во многих детских садах практикуют такие договоры на вполне официальной основе, а в вальдорфских детских садах сами воспитатели настойчиво просят маму находиться в группе вместе с ребенком хотя бы в течение десяти дней.

Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме. Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая – подойдет морковка или яблоко). Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи – например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке. Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.

Непривычная пища

Вспомните свое детство – наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства. Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком – у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных, требуют съедать все до крошки, в быстром темпе – это тоже не каждому под силу.

Выход

Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе. В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака – больше шансов, что к моменту завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.

Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан. Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.

Нелюбимая воспитательница

Это серьезная проблема, и в идеале ее хорошо бы решить еще до поступления ребенка в детский сад. Не зря же психологи рекомендуют перед тем, как определить малыша в то или иное учреждение, обязательно познакомиться не только с заведующей и с набором игрушек в группе, но и (что гораздо важнее!) с будущей воспитательницей. Именно она будет проводить с вашим ребенком большую часть времени. Иногда бывает так, что к одной воспитательнице дети буквально летят на всех парах, а к другой даже подходить не хотят, жмутся к маме.

Выход

Для начала выясните, почему ваш малыш не любит воспитательницу. Сделать это не так-то легко, ведь далеко не всегда маленький ребенок может рассказать о своих впечатлениях и переживаниях. Но вам придут на помощь специальные игры. Вечером, в спокойной обстановке поиграйте с малышом в детский сад с набором плюшевых зверушек или пластмассовых человечков. Вы узнаете для себя массу интересных подробностей! Пусть ребенок сам выберет для себя роль – будет ли он играть за себя самого, за своего «одногруппника» или за ту самую воспитательницу.

Когда вы уясните для себя смысл конфликта, попробуйте обсудить его с воспитательницей. Если же после этого не произойдет никаких положительных сдвигов (педагог жестоко обращается с ребенком, не слышит его, позволяет другим детям дразнить и обижать вашего малыша), то ситуация, увы, тупиковая. Придется подумать о смене детского сада или группы. Причем, в этом случае предпочтительнее сменить сад, чем группу, поскольку во всяком коллективе существует некая корпоративная этика – в том числе, и в детском саду.

Чужой среди своих

Иногда бывает так, что ребенок по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив, продолжая держаться особняком. Это может быть индивидуальная особенность – просто у каждого ребенка разные потребности в общении, кому-то нужно общаться больше, кому-то обходиться минимумом «деловых связей». Но если ваш ребенок в течение года так и не занял в детской группе свою нишу, провел все это время как бы «за стеклянной стеной», лишь наблюдая за детской жизнью, стоит обратиться к психологу.

Выход

Если ребенку трудно подружиться со сверстниками, придется, как всегда, брать дело в свои руки. Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Понаблюдайте, кто из одногруппников наиболее симпатичен вашему ребенку, и попробуйте подружиться с его родителями. Чаще приглашайте их в гости. Возможно, поначалу, вам придется самой активно участвовать в их играх для того, чтобы ваш «дикаренок» постепенно и сам мог в них включиться.

Еще один важный момент переходного периода – приучить малыша к мысли о том, что далеко не всегда только с мамой ему может быть комфортно и интересно. Попросите папу или бабушку в ваше отсутствие придумать с ребенком увлекательную игру. Неплохой вариант – студия раннего развития, где дети постепенно вливаются в детский коллектив, не теряя при этом связи с мамой. Другие дети и их игры должны быть, с вашей точки зрения, весьма привлекательным и приятным занятием. Обращайте внимание малыша на то, как детям и весело интересно вместе, как здорово они играют. Пойте, танцуйте вместе с ребенком, заряжайтесь положительными эмоциями!

Чего делать нельзя

Поддаваться на уговоры и провокации. Если вы, несмотря на все детские стоны и жалобные причитания, все-таки довели ребенка до дверей детского сада, но в последний момент ваше родительское сердце не выдержало и вы повернули вместе с ребенком обратно – это очень опасный путь. Малыш поймет, что слезами и криком он сможет добиться желаемого, и в следующий раз ему придется лишь немного увеличить громкость и интенсивность плача.

Водить ребенка в сад через день или пару раз в неделю. Для того, чтобы детский сад стал неизбежной данностью, малыш должен появляться там каждый день (разумеется, кроме выходных). Лучше поначалу пораньше забирать его оттуда. Ничего страшного, если первые недели или даже месяцы вы не будете оставлять его там на дневной сон. Лишь когда ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни, попробуйте забрать его после дневного сна.

Самим бояться разлуки с ребенком. (об этом подробнее читайте на нашем сайте: ) Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все наши эмоции – и тревога, и спокойствие. Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке – совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке.

Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?

Наиболее распространенный источник напряжения - это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.

Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило - он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.

Ребенок может соскучиться и по родителям - поэтому не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте немного времени для того, чтобы побыть с ним вдвоем, почитать или поиграть. Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой - небольшой круг, совершенный по окрестным дворам, позволит ему перейти на вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше при этом, если вы не будете сопровождать это беседой с кем-либо из приятельниц или родителей других детей - как правило, дети очень ценят прогулки вдвоем.

Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спортивные скорее способствуют перевозбуждению, а расслабляют занятия в спокойном ритме типа рукоделия, моделирования и другого ручного труда. Музыкальная школа - это тоже большая нагрузка для ребенка, склонного к перевозбуждению.

А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком - к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, домашние животные, аквариум, брат или сестра, книги) - то и является для него источником стихийной психотерапии.

Многие семьи сталкиваются с проблемой того, что ребенок не хочет идти в детский сад. Особенно острой эта проблема становится по утрам. Ведь всем хочется начинать день с улыбки, а не с криков любимого малыша, которого насильно тащат из дома.

Причины нежелания

Родители задаются вопросом, «Почему ребенок не хочет идти в детский сад»? Для начала стоит понять, в какой момент появилось это нежелание.

  1. Если ребенок только начал ходить в детский сад, то речь идет о его адаптации к новой среде. Чтобы привыкнуть к посещению дошкольного учреждения потребуется время и внимание родителей. Подробнее об этом читайте в статье Адаптация к детскому саду >>>.
  2. Также имеет значение возраст малыша. Раньше трех лет расставаться с мамой не советуют. Для старших деток причины могут быть такие:
  • Страхи родителей;

Дети еще не знают, что такое детский сад, соответственно никак к нему не относятся. Мама же может транслировать негативную оценку.

Родители делают это, конечно, не специально. Возможно, мама сама не готова отпустить свое чадо, переживает по поводу возможных болезней, отношения воспитателей.

  • Активное желание родителей;

Удивительно, как родительский настрой может повлиять на адаптацию ребенка? Все просто - теперь маленькому человеку приходится справляться не только со своими эмоциями, но и с ожиданиями мамы и папы.

Взрослые говорят: «Ты уже большой, ты самостоятельный, тебе пора в детский сад». А ребенок в этот момент чувствует, что не может разочаровать родителей. Такая ситуация встречается в семьях, где самооценка мамы зависит от достижений ее отпрыска.

  • Готовность ребенка;

Задача родителей сделать жизнь ребенка в саду максимально комфортной. Удобная обувь на липучках, приятные к телу вещи, привычная игрушка для сна. Все это поможет пройти адаптацию более спокойно.

  • Ригидность воспитателя и детского сада в целом;

Каждый малыш уникален и имеет свои особенности. Кто-то очень шустрый и активный, другой - сосредоточенный молчун, третий - любитель фантазировать. И к каждому нужен свой подход.

Если воспитатель будет постоянно усмирять шустрика, а скромного втягивать в активные игры, то недовольны останутся оба. Важно подбирать детский сад и воспитателя, которые будут учитывать индивидуальные особенности.

Может случиться, что сын или дочка резко начнут протестовать против хождения в детский сад. Стоит проанализировать события последних дней. Причин может быть несколько:

  1. Несоблюдение режима;

Проще говоря, ребенок просто не выспался. В таком состоянии он (впрочем, как и любой взрослый) вряд ли будет в хорошем расположении духа. Либо же накануне происходило значимое событие - День рождения, поход в гости, посещение шумных мест. В таком случае имеет место перевозбуждение.

  1. Конфликт в детском саду;

Это может быть конфликт с воспитателями, либо детьми. Не всегда получается выяснить у ребенка, что же произошло. Для начала можно спросить у воспитателя о проблемных моментах. Обычно они настроены доброжелательно и сами с радостью готовы помочь.

Также будут уместны ролевые игры. Достаньте дома любимые игрушки, распределите роли и проиграйте различные ситуации. Ребенок может побыть в роли себя, другого ребенка или же воспитателя. Мама попробует покапризничать и увидит, как реагирует воспитатель. Дети очень хорошо копируют взрослых.

Также полезную информацию по этой теме вы можете найти в статье Ребенок бьет детей в детском саду >>>.

  1. Непривычная среда;

Это могут быть невкусные блюда, холодный горшок, колючее одеяло. Вспомните себя, наверняка у каждого найдутся воспоминания об «ужасах» детской столовой. Манная каша, молочная пенка, суп с луком. Вспомнили?

Договоритесь с сотрудниками, чтобы не заставляли малыша есть нелюбимые блюда. Голодным ребенок не останется - всегда можно перекусить чаем с хлебом или печеньем.

Это же относится и к другим принципиальным для маленького человека моментам. Можно принести свое одеяло, взять удобные привычные столовые приборы и проблема решится сама собой.

Что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад? Исходя из рассмотренных причин нежелания, можно вывести правила помощи детям и родителям:

  • Для начала стоит определить для себя, с какой целью малыш отправляется из привычной домашней обстановки в детский сад?
  • Если ему уже исполнилось три года, мама выходит на работу, то здесь все ясно;
  • Но бывает, что родственники советуют, знакомые детки ходят, мама засиделась дома и решает, что пора и им отправляться во «взрослую» жизнь». А ребенку, при этом, два года всего;
  • В большинстве случаев, малышу такого возраста еще очень тяжело пережить расставание с мамой. Соответственно, адаптация будет длительной и болезненной. Не стоит спешить, иногда дополнительные полгода-год дома и ребенок сам попросится в коллектив;
  • Для мягкой, плавной адаптации родителям стоит заранее побеспокоиться о подготовке:
  • Рассказывайте положительные веселые истории про свое детство, связанные с садиком. Можно читать терапевтические сказки на эту тему. Важно дать понимание малышу о том, что его ждет;

Для некоторых деток, важным стимулом станет акцент на его взрослости, для других - пребывание в среде сверстников.

  • Сделайте его поход в детский сад знаменательным событием, которое обозначит новый этап взросления. При этом, не забудьте и про новые привилегии, полагающиеся таким взрослым мальчикам и девочкам;
  • Стоит позаботиться и о комфорте малыша. Выбирайте удобную одежду и обувь, которую он сможет надеть сам;

Для девочек часто становится важен еще и внешний вид. Красивые платья, заколки, туфли - и юная модница с радостью побежит красоваться перед подружками.

Мальчики обычно проще относятся к своему внешнему виду, но вот любимая машинка в руках, добавит ему уверенности. А можно сделать маленький секретик, который поможет чувствовать связь с мамой. Это может быть маленькая игрушка в кармане, или талисман, брелок с вашей общей фотографией.

  • Еще важным моментом является непосредственное общение детей. Некоторые легко осваиваются в новой обстановке и находят контакт с будущими друзьями. Для других, попасть в среду, где много новых незнакомых людей - огромный стресс.

Понаблюдайте за вашим чадом, как он ведет себя на площадке, легко ли ему подружиться с другими? Научите его знакомиться, делиться игрушками и решать споры. Покажите, как вместе играть и общаться.

Когда бы вы не решили отдавать ребенка в детский сад, оставайтесь с ним в тесном контакте. Проводите время вечером вместе за общей игрой, разговаривайте, веселитесь.

Доверяйте, слушайте своего дорогого человечка, гордитесь его успехами. Пусть он не сомневается, что все также важен для вас и любим, а время, проведенное в детском саду, оставит только самые положительные эмоции у вас и ваших детей.

Ребенок не хочет идти в сад

Если ребенок ходит в детский сад, то вряд ли его мама ни разу не оказывалась в сложной ситуации, когда малыш с утра наотрез отказывается отправляться туда, упрашивая оставить его дома.

Такое поведение вызывает у любой мамы растерянность - с одной стороны, вовсе не хочется чувствовать себя извергом, отправляя куда-то малыша помимо его воли, с другой, работу и другие дела никто не отменял. Да и как различить - стоит за протестом что-то серьезное или это лишь очередной каприз дошкольника?

Когда ребенок только-только начал ходить в садик, нежелание идти, - вполне понятны. Даже если ребенок в первые дни ходил в садик с удовольствием и не хотел по вечерам возвращаться домой, через какое-то время и у него может случиться кризис адаптации. Когда новизна ощущений утихнет, а понимание того, что с мамой теперь общения стало намного меньше , наоборот, придет.

И в этой ситуации требуется много маминого терпения и любви. Очень нежелательно оставлять ребенка в саду на целый день, старайтесь очень постепенно увеличивать время пребывания в саду, пытайтесь чем-то заинтересовать ребенка. Помогайте ему с кем-то подружиться, научитесь дома что-то красиво лепить или рисовать, чтобы на очередном занятии «поразить» детей и воспитателя, принесите в садик интересную игру, в которую можно играть только коллективно. Накапливайте багаж таких «положительных подкреплений», тогда в какой-то момент ребенок станет сам стремиться в детский сад, ведь там столько интересного, чего нет дома .

Протесты и капризы также нормальны в период перехода в новый детский сад или новую группу. Хоть адаптация проходит и быстрее, чем в первый раз, но требуются все те же этапы. Желательно маме взять небольшой отпуск и также постепенно приучать к новому месту.

Другое дело, когда ребенок уже давно ходит в детский сад и вдруг однажды заявляет «не пойду, оставь меня дома». Такая реакция всегда имеет свои причины и с ними обязательно нужно разобраться.

В первую очередь, убедитесь, что ребенок выспался и не болен . Нередко именно неважное физическое самочувствие становится причиной утренних капризов, притом что других признаков недомогания еще нет, а ребенок внятно поведать о своем состоянии не может в силу возраста. Померьте температуру, проанализируйте аппетит ребенка с утра и вчерашним вечером, , расспросите малыша, не болит ли у него что-нибудь (задавая при этом конкретные вопросы).

Резкое нежелание идти в детсад может быть связано с какой-то конкретной возникшей проблемой . Но если вы спросите об этом малыша напрямую, ребенок, скорее всего, не сможет ничего объяснить. Но вы можете, например, привести свой пример: «Я помню, когда я была маленькой, я однажды сильно поссорилась со своей подругой в садике и потом не хотела туда ходить» или «Однажды на меня накричала воспитательница, и я решила, что в садик больше ходить не буду». Попробуйте подобрать наиболее вероятную причину . Если вы попадете в точку, ребенок сразу скажет, что и у него так.
Тогда уже действуйте в зависимости от причины, можно продолжить и линию с собственным примером, например: «Но потом я пришла в садик и помирилась со своей подругой» и т.д. Если причина более серьезна, может потребоваться и сотрудничество с воспитателем. Пообещайте в этот день забрать ребенка пораньше и обсудить, как удалось преодолеть проблему.

И, наконец, иная ситуация, когда нежелание идти в сад постепенно нарастало и стало уже «хроническим». Наиболее вероятная причина в таком случае — ребенку скучно в детском саду, занятия для него неинтересны, дети предоставлены сами себе. Представьте себя на месте ребенка, целый день сидеть и не знать, чем себя занять, да еще и в жестких рамках детского сада с его режимом и правилами. Тогда как дома его ждут любимые игрушки, мультфильмы, мама, готовая поиграть в любой момент.
Не всегда можно повлиять на ситуацию в группе, хотя поговорить с воспитателем и методистом учреждения определенно стоит. Но ребенка постарше уже можно учить, как занять себя самостоятельно , это же, кстати, пригодится и дома. Можно написать целый список интересных дел, можно брать с собой игры или книги.

Важно, чтобы ребенок не смирился с детским садом, а действительно полюбил его - нашел для себя что-то интересное и не имел никаких серьезных проблем в стенах дошкольного учреждения. В некоторых случаях ради этого даже стоит сменить детсад, хотя это и невероятно сложно в наших условиях.