Нетрадиционные атрибуты для физкультуры в детском саду. Как сделать спортивный инвентарь для детского сада своими руками. Использование тренажеров и нестандартного оборудования в работе с дошкольниками

Еще одно мероприятие Месячника здоровья в нашем детском саду - конкурс нестандартного физкультурного оборудования. Достаточно было представить одно, но обнаружив массу интересных идей в интернете, захотелось много! Поэтому, ничего не изобретая, мы повторили уже существующий опыт.
Опробовав на детях наши тренажеры, соглашусь, что красочные многофункциональные пособия вызывают у детей восторг! Обогащают двигательный опыт, позволяют разнообразить движения в новой, более интересной форме, развивать чувство формы и цвета, воображение и творчество. Благодаря им у детей повысился интерес к физкультуре, а во время зарядки к нам присоединяются все дети!

Представляем вам нетрадиционное физкультурное оборудование, изготовленное из подручных (или простых) материалов своими руками и с помощью родителей.

Театр "Друзья Мойдодыра" , который будет помогать закреплять детям гигиенические навыки: Мыло, Губка, Полотенце, Носовой Платок и Микроб. Уже подготовлен сценарий развлечения для детей при участии родителей. Ссылку не сохранила, к сожалению.

" Попади в чашу" - пособие для развития моторики рук и глазомера, закрепления знаний основных цветов. Изготовлено из картона, ламинированного скотчем, пластиковых бутылок и цветной самоклейки. Вязаные мячики - тактильные (мягкие и "хрустящие"). ссылка

Пособие "Сдуй бабочку с цветка" способствует увеличению объема дыхания, развивает умение выполнять плавный длительный выдох. Материал: диски, самоклейка, изолента, цветная бумага. ссылка

Пособие "Разноцветные змейки" . Цель: профилактика плоскостопия у детей, развитие мелкой моторики рук, формирование математических навыков. Материал: крышки, веревка.ссылка


Тактильные мешочки из тканей разной фактуры, наполненные орехами, тыквенными семечками, макаронами и крупой.

Мягкие напольные шашки, мешочки для метания с песком, массажные пуговичные коврики, "Гольф будущего", "Твистер 0+" с левыми и правыми отпечатками, Слоник-кольцеброс для прокатывания мяча, Змейка, вязаный Жирафик-кольцеброс с корзиной для метания мячей, тактильный коврик для отрабатывания наклонов вперед.

Данное оборудование изготовлено из пластиковых бутылок с пробками на основе драповой ткани.

Предназначено для босохождения, исправления и предотвращения плоскостопия, закаливания. Применяется для физических упражнений, в ходе просыпательной гимнастики, совместных спортивных мероприятий с родителями.


Данное оборудование изготовлено из кусков линолеума.

Используется для занятий и развлечений на воздухе, для закрепления понятий: «правая нога», «левая нога», «правая рука», «левая рука». Способствует развитию координации движения, памяти, ловкости, укреплению мышц ног и рук, внимания.


Данное пособие изготовлено из пластиковой бутылки, цветной бумаги, соломки для коктейля.

Используется для дыхательных упражнений. Развивает органы дыхания.



Изготовлены из палочек и цветных ленточек, тесемок.

Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики, организации подвижных игр, игр-соревнований. Способствуют развитию органов дыхания, мышц туловища.

Изготовлено из пластиковых бутылок, лески, капсул «киндер-сюрприза», для украшения: цветная клейкая бумага.

Предназначено для попадания в цель. Развивает глазомер, внимание, быстроту реакции, ловкость рук.

Изготовлено из пластмассовых кубиков, бумаги с силуэтами человека, выполняющего различные упражнения.

Предназначено для использования в самостоятельной игровой деятельности, организованной образовательной деятельности, для работы дома с родителями. Способствует укреплению мышц тела, развитию общеразвивающих упражнений, внимания, координации движений, быстроты реакции.


Изготовлено из мяча, коврика, приклеенного к деревянной основе, пружины, игрушки-мышонка.

Предназначено для попадания в цель для игры индивидуально, парами, командой. Развивает глазомер, внимание, быстроту реакции, ловкость рук.

Изготовлен из пятилитровых пластиковых канистр и бельевой резинки.

Предназначен для развития силы.

Изготовлены из пластиковых бутылок, цветного скотча и песка (или другого материала для их наполнения).

Предназначены для развития силы.


Изготовлены из маленьких пластиковых бутылок, наполнены цветным дождиком, фантиками от конфет и др.

Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, основных видов движений, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия, развития мелкой моторики, используется как предметы-заместители при сюжетно-ролевых играх.

Изготовлен из алюминиевого обруча и плотной ткани.

Предназначен для пролезания. Используется в подвижных играх, при выполнении основных видов движения, в сюжетно-ролевых играх.

Изготовлены из деревянных брусков, которые покрашены, и бельевой веревки.

Предназначены для выполнения основных видов движения, для развития координации движения, для самостоятельной игровой деятельности.

Изготовлены из плотной ткани и наполнены фасолью можно, использовать другой наполнитель (мелкие камушки, бусины, горох и др.)

Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, основных видов движений, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия.

Слайд 2

«Здоровье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…» Н. М. Амосов.

Слайд 3

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно- пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно- пространственная среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой. Для этого в нашей группе мы используем нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активации физкультурной, оздоровительной работы.

Слайд 4

Цель: расширять предметно-развивающую среду, путём создания нового нестандартного оборудования, из бросового материала своими руками, помогающему полноценному развитию детей дошкольного возраста Задачи: Мотивировать детей на двигательную активность через использование нетрадиционного оборудования в самостоятельных видах деятельности Развивать выразительность и красоту движений Развивать творчество, фантазию, при использовании данного оборудования Обобщать и распространять опыт работы по созданию и использованию нестандартного оборудования для двигательной среды

Слайд 5

Требования к нестандартному оборудованию Нестандартное оборудование должно быть: Безопасным, Максимально эффективным, Удобным к применению, Компактным, Простым в изготовлении, Эстетическим.

Слайд 6

Уголок группы

Слайд 7

физкультурно – оздоровительном центре у нас появилась новинка – «Массажные перчатки»! Это нестандартное оборудование, сделанное своими руками радует меня и моих детей. «Массажные перчатки»

Слайд 8

«Массажные перчатки» помогают оказывать позитивное влияние на рост и развитие детского организма, снимают усталость, улучшают циркуляцию крови, успокаивают нервную систему дошкольников. Они очень понравились детям! С удовольствием и желанием дети играют и делают массаж себе и друг другу! Массаж проводится для повышения общего тонуса организма, для укрепления иммунитета и улучшения эмоционального состояния ребёнка.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Для изготовления «Массажных перчаток» понадобились перчатки, бусы или пуговицы.

Слайд 12

А так же в нашей группе есть другие нестандартные физкультурные оборудования:

Слайд 13

«ФЕЙЕРВЕРК В БУТЫЛКЕ» Материал: Пластиковая бутылка, наполненная конфетти, фольгой, кусочками пенопласта и т.д., в которой проделываются дырки. Трубочка для коктейля. Цель: Учить правильному дыханию (вдох через нос, выдох через рот). Использование: Ребенок дует в трубочку, вставленную в крышку. Дыхательные упражнения, в игровой деятельности.

Слайд 14

Массажный шарик су-джок с пружиннымикольцами Развитие мелкой моторики очень важно для полноценного развития мозга. Благодаря действиям и играм на развитие мелкой моторики ребёнок развивает координацию движений, учится управлять своим телом, концентрировать внимание на предметах. Никто не даст 100% гарантии, что только благодаря постоянной стимуляции пальчиков ребёнок рано заговорит или вырастет вундеркиндом. Но развитие моторики рук – это одно из простых и эффективных развивающих занятий. Особенно это важно для детей с задержкой речевого развития.

Слайд 15

Материал: «Тихий тренажер» - на стене из самоклеящейся пленки, наклеены силуэты детских ладошек и ног в разных вариациях: «Тихий тренажер» Развитие: развитие координаций движений, пространственного восприятия, понимание пространственных отношений (право – лево). Тренировка мышц плечевого пояса, спины, рук и ног, релаксация.

Слайд 16

Слайд 17

«Игра - моталочка» эта полезныя соревновательныя игра для детей дошкольного возраста. Они используются для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движений. Игры ­ моталочки используются как в соревнованиях, так и в индивидуальной работе и в свободной игровой деятельности детей. Предлагаю к вашему вниманию игра ­ моталочка сделанная своими руками. "Чья бабочка быстрее. «Игра - моталочка»

Нетрадиционное нестандартное физкультурное оборудование в детском саду

"Здоровье свыше нам дано,
Учись, малыш, беречь его"

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Для этого в нашем детском саду мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

Задача укрепления здоровья, одна из приоритетных направлений в работе нашего детского сада. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды, снижение уровня заболеваемости зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но и так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий.

При проектировании предметно-пространственной среды группы, уличного участка, спортивных и музыкального залов, помещения бассейна, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, мы исходим из необходимости учета следующих факторов:

1) индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;

2) особенностей его эмоционально-личностного развития;

3) индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей детей.

Ежегодно работа нашего ДОУ начинается с диагностики физического развития и двигательной активности детей, в результате которой ведется физкультурно - оздоровительная работа, нацеленная на улучшение здоровья детей (мероприятия по закаливанию, физкультурные занятия, спортивные досуги, работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни).

На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Обязательным является анкетирование родителей и бесед с ними. Наша задача - насыщение пространства группы, уличного участка группы, музыкального и физкультурного залов, помещения бассейна недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям, которое соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.

Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.

У меня разработаны различные виды упражнений с использованием изготовленного мной, коллегами и родителями нестандартного физкультурного оборудования, которые успешно применяются на практике. В нашей группе создан физкультурный уголок или "Уголок здоровья", где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное (тоннели, пеньки, гантели, разноцветные плоскостные круги, цветные дорожки, погремушки, тканевые мячики и т. д).

Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Использование данного оборудования и пособий увеличивает кол-во упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную патологию.

В нашем дошкольном учреждении существует отдельный спортивный зал и зал ЛФК, помещение бассейна, беговая дорожка, музыкальный зал, каждая возрастная группа имеет свой участок. Установленное в спортивном зале, зале ЛФК, музыкальном зале, в бассейне, на участках красочное многофункциональное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений и игр.

Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Посредством нестандартного оборудования, внося элементы необычности, новых интересов мы удовлетворяем крайне необходимую потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.

Мы считаем, что движение - основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:

    создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;

    помочь накопить детям опыт и знания для укрепления их физического и психического здоровья;

    стимулировать к включению в процесс двигательной активности, побуждать его к самопознанию, создавать условия для внутренней активности личности и ее дальнейшей успешной социализации;

    направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма каждого ребенка;

    формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, что позволит быть детям физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки ДОУ к ситуациям реального мира, повседневной жизни.

ОПЫТ РАБОТЫ С НЕСТАНДАРТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

В ДОУ№ 459

ПЕРЕЧЕНЬ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И УПРАЖНЕНИЙ С НИМ:

Описание дорожек, следов: бросовый материал – бруски распиленные пополам и укреплены на длинной доске, коврики сплетенные из толстой лески с закрепленными на ней деревянными шариками различных размеров (от мелких к крупным и от крупных к мелким) для дорожек и следов используются части пластикового покрытия с ворсом; на прочный шершавый пластик наклеиваются кусочки различных по текстуре ворса ковровых покрытий, части пластикового конструктора, трубочки разноцветных фломастеров, маркеров.

Бим – Бом, Бим – Бом, в детский садик мы идем. Мы шагаем по дорожке, укрепляем наши ножки. Наши ножки, наши ножки, ловко ходят по дорожке…



Тоннели

Описание: на обруч нашита ткань, другой конец – свободный

Подушечки

Описание: из различных лоскутков ткани, наполненные сухой крупой, мелкими шариками, маленькими игрушками.

Палки разных размеров

Описание: разные по длине и диаметру хорошо отшлифованные палки и украшенные яркими упаковочными материалами.

Дорожки

Описание: вырезаны из ковровых покрытий, с разной текстурой и уровнем жесткости ворса, широкие и узкие, короткие и длинные.

Ты не бойся темноты, по тоннелю проползи и Дракошу отыщи!

Разноцветные шары

Описание: от стены до противоположной стены по длине зала натянуты 2 лески, на них продеты по 10-12 разноцветных шаров, которые можно передвигать при помощи длинной палки, удерживаемой в вертикальном положении.

На прогулках тянемся до колокольчиков, подвешенных на палках, которые удерживает воспитатель, регулируя высоту по росту каждого ребенка.

Для игры на прогулке также использую сделанного своими руками (при помощи родителей) большого попугая, который подвешивается к высокой стойке. Дети поочередно «кормят попугая» - забрасывая в него мелкие пластиковые мячики – «зернышки»

Волшебные банки, Волшебный мешочек

Описание: бросовый упаковочный материал. К жестяным приклеиваются крышки, чтобы не открывались и раскрашиваются красками в одном стиле или по-разному, картонные можно использовать как для организации игры «Магазин», «Дом», так и для спортивных упражнений: «Построй башню ножками», «Перешагни, не задев верхушку башни» и др.

Мешочек сшит из небольшого лоскута ткани, который сверху затягивается веревочкой, либо на резинке.

Лыжи из пластиковых бутылок

Описание: бутылки прорезаны так, чтобы входила стопа ребенка, края обклеены цветной изолентой или цветной бумагой, которая укреплена скотчем или обвязаны крупным вязальным крючком и толстыми нитками по заранее проделанным дыркам.

Гантели

Описание: пластмассовые белые бутылочки, украшенные узкой цветной лентой, наполненные песком по 150-200гр

Разноцветные плоскостные круги

Описание: линолеум

Дуги

Металлические и пластиковые дуги разной высоты, укрепленные на устойчивых подставках, украшены упаковочным материалом, закрепленным скотчем.

Погремушки и мячики

Заводские и сделанные из упаковочного материала, мороженого и киндер сюрпризов, наполненные мелкими шариками, песочком, резаными трубочками для напитков.




И стандартное и нестандартное оборудование используется постоянно и во всех видах деятельности детей и на любых занятиях.

Оборудование группового участка создано своими руками и с помощью родителей воспитанников.



УПРАЖНЕНИЯ

«Бродилки» Ставим ножки так чтобы «косичка» находилась под сводом стопы и бочком проходим по всей длине.


«Ножки – помощницы» Необходимо захватить пальчиками ног жителя домика и через крышу опустить его в жилище. Или загрузить автомобиль различными грузами, не касаясь грузов руками.

«Большая стройка» Игру с песком можно разнообразить. И не только на улице, но и в группе. У нас в группе есть большая емкость с песком, в которой дети любят играть не только руками, но и ногами. Во время игры необходимо все делать только ножками, пальчиками ног.


«Разложи по контейнерам» Пальчиками ног необходимо захватить игрушку и положить в отделение контейнера.

Таким же образом мы делим мелкие игрушки из «киндер сюрприза», которые насыпаются в общую емкость по разным чашкам, чтобы всем досталось поровну (можно посоревноваться, кто быстрее наберет много игрушек).

«Сам себе сюрприз» Лежа на спине ребенок (перед ногами выкладываются предметы, игрушки) собирает себе ногами в коробочку мелкие игрушки, предметы – сюрприз и закрывает ее крышкой, потом рассказывает, что собрал. Затем все вместе проверяем.

«Волшебный мешочек» С завязанными глазами ребенок достает из мешочка предмет, ощупывает его, описывает, пытается назвать предмет и определить его назначение.

Интересно и необычно можно использовать в работе с детьми те игрушки, которые они приносят из дома. «Удочка с рыбками» Ножкой держим удочку и ловим рыбок. Играют все и соревнования проводим между ногами. Какая нога (левая или правая) больше рыбы наловила, та и победила!

«Лилипуты в стране Гулливера» Колокольчик подвешивается на палке и воспитатель регулирует подъем палки в зависимости от роста каждого ребенка. Необходимо в него позвонить дотянувшись.

«Покорми попугая» (можно взять любую другую игрушку – варежку) Каждому необходимо забросить в варежку «зернышко» - мячик. Но сделать это не просто попугай пугливый и сидит высоко! Дотянись и покорми!

«Рыцарский турнир» В боксерских перчатках разворачиваем мелкие предметы. Можно одну руку спрятать в перчатку, а другую оставить свободной.

«Золушка» Детям смешиваем различные крупы. Чем старше дети, тем крупы мельче! Можно взять горох и фасоль. Перебирают стоя на коленях или лежа в разные емкости.


Эстафета «Дотянись до картинки» Детям необходимо дотянуться до части картинки и отсоединить ее. Затем, когда сняты все части, необходимо собрать картинку. Победит та команда, которая быстрее соберет картинку.

Эстафета «Сшей подруге платье» Для работы необходимо собрать цветочки и шнурочки. Каждый из детей выбирает из общей массы ножками 1 цветочек и 1 шнурочек, затем пройдя по «волшебным дорожками», «пришивает» цветочек к платью. Победит та команда, которая быстрее «сошьет» платье.


«Собираемся в поход» Ножками складываем в рюкзак те предметы и вещи, которые необходимы в походе, застегиваем его. Таким же образом «Собираемся в школу», «К бабушке в деревню» и т. д.

«В гости к Кролику» В маленький Бычок-рюкзачок кладем небольшую игрушку – подарок Кролику. Под арками надо подползти и в тоннеле пройти так, чтобы подарок не повредился. Арки могут быть разной высоты, по убывающей или по возрастающей.

«Помоги гостям попасть к Кроту» Тоннель – это норка Крота. Гости – игрушки. По тоннелю необходимо проползти с игрушками – гостями и доставить их к Кроту.

«Карандаши в стаканы» Перед детьми большая масса цветных карандашей для рисования. Пальчиками ног расставляем карандаши по стаканам так, чтобы в каждом стакане были карандаши всех цветов.

«Крышечки» Необходимо пальчиками ног накрутить крышечки на бутылочки, которые удерживает другой ребенок тоже ногами, сначала на одну, например, правой ногой, потом – левой на другую бутылку. Затем дети меняются местами.

«Ножки – художницы» Необходимо удерживать кисть ногами, можно одной и рисовать что-то. Потом все вместе рассматриваем, у кого и что получилось.

«Водоносы» Перед ребенком две емкости. Одна с водой, другая – пустая и ложка. Необходимо ложкой, которую удерживаем пальцами ног, перелить воду из полной емкости в пустую.

«Строители» Ногами строим из деревянного строительного материала постройку. Потом все вместе решаем, чья постройка лучше и прочней.

«Ножки и ручки» Ребенок между ладошками и между стопами ножек зажимает палочки и старается крутить их с одинаковой скоростью.


Имея нестандартное оборудование, педагог может моделировать занятие, разнообразить праздники и развлечения. Ведь активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предмета, позволяют выстроить процесс обучения и развития интересно и с максимальной пользой для ребенка.

Привитие навыков здорового образа жизни, создание мотивации для занятий гимнастикой и спортом — одни из приоритетных задач укрепления здоровья ребенка. Важную роль играет в этом правильно организованная предметно-пространственная среда, которая должна быть развивающей, интересной, стимулирующей к двигательной активности. Для этого нередко делают оборудование для детского сада своими руками. Такое оснащение способствует к проведению новых увлекательных игр на занятиях. Оно позволяет детям «отдохнуть» от приевшихся упражнений, а педагогам — реализовывать новые задачи с минимальной затратой финансов.

Для нового оборудования потребуется не так много: различный бросовый материал (ленточки, пакеты, футляры от киндер-яиц и прочее) и, конечно, Ваше терпение.

Предложенное в статье оборудование можно использовать как в повседневной жизни детей, так и на физкультурных занятиях.

Оборудование для детского сада своими руками: упражнения на дыхание

Игра «Накорми зверя»: нужно задуть футляр от киндер-сюрприза в отверстие. Дети не только тренируются в меткости, но и развивают глазомер.

Игра «Попьем чайку»: нужно охладить чай, подув на поднимающийся «пар».

Игра «Сдуй бабочку». Упражнение можно усложнить заданием сдуть бабочку на другой цветок, чтобы дети учились контролировать силу дыхания.

Игра «Дуновение ветра»: необходимо подуть на листья/снежинки, таким образом, чтобы они заколыхались.

Оборудование меняется в зависимости от сезона. Зимой к потолку подвешиваются снежинки, весной — цветы, летом — бабочки, осенью — листья.

Оборудование для детского сада своими руками: упражнения на меткость

Игра «Сбей фрукты». К сшитым муляжам фруктов приклеивается круг с мишенью.

Игра «Попади в тучку». Тучку следует подвешивать подальше от лампы, чтобы дети случайно ее не разбили. К тучке привязаны маленькие колокольчики. Когда ребенок задевает тучку, колокольчики звенят и бросок не засчитывается.

Оборудование для детского сада своими руками: ОРУ

ОРУ — комплекс многофункциональных упражнений. Как правило, для ОРУ используется универсальное оборудование, которое очень легко сделать. Вот пример того,

… как из обычных пластиковых тарелок можно сделать тарелки для зарядки;

… из пластиковых пакетов сделать яркие султанчики;

или косички;

… из палочки, футляра от киндерз-сюрприза, ленточек сделать цветы.