О возникновении библиотек детям детсада. Проект "Взаимодействие детского сада с детской библиотекой им. З.Космодемьянской"

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА В ДОУ

Серебренникова Л.Н.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 10 «Чебурашка»

города Краснокаменска Забайкальского края.

Литература – наиболее доступный в воспитательно-образовательном отношении вид искусства. Ее доступность обусловлена родным языком. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы литературного языка.

Детская художественная литература, призвана развивать у читателя чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства. Художественная литература служит средством умственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи.

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Аксиома в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать ребенка всего того, что принес прогресс. Как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе. Как помочь малышу полюбить книгу, чтобы он стал ее пленником на всю жизнь? Совсем не случайно 2003-2012 гг. ООН объявила Десятилетием грамотности. Вот почему вопросы формирования интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания. Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

В качестве нестандартного метода приобщения дошкольников к литературе в некоторых детских садах создаются детские библиотеки. В научно – методических и практических журналах появляются первые публикации такого опыта. Данный метод заинтересовал и коллектив нашего детского сада № 10. В результате около трех лет назад в детском саду открылась детская библиотека - новое и еще не совсем привычное направление нашей деятельности.

Этому событию предшествовала работа с детьми и их родителями. Так, для того чтобы изучить, как организовано домашнее чтение в семьях, было проведено анкетирование, в котором приняли участие 75 человек (родители воспитанников от младшей до подготовительной группы). Главная задача опроса состояла в том, чтобы выяснить заинтересованность родителей проблемой приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению. В результате анкетирования выяснилось:

Родители не так часто покупают детям книги (основной «подарок» - это игрушки, сладости);

Совместное чтение детской литературы происходит довольно редко (сложный ритм жизни, нехватка времени);

Подписываются на периодическую печать для малышей практически единицы.

Также из общения с родителями выяснилось, что они крайне редко бывают с детьми в городской библиотеке.

Учитывая данные, полученные в результате анкетирования, было принято решение об открытии библиотеки в стенах дошкольного учреждения. Для создания библиотеки было выделено помещение и оборудование: стеллажи, полка для оформления выставок и столы. Но основной задачей было создание полноценного книжного фонда. К этой работе были привлечены семьи воспитанников. Была проведена акция «Книжкин дом». В ее ходе родители приносили как вновь купленные книги современных писателей, но и книги, которые пользовались популярностью в семье. Книжный фонд активно пополнялся сотрудниками детского сада. Литература приобреталась и за счет бюджетных средств. В результате получился фонд, включающий в себя около 1000 книг. В библиотеке книги были систематизированы по разделам.

Об истории страны, армии;

О детях, взрослых и их взаимоотношениях;

О природе, временах года;

Познавательная литература.

Для того чтобы детям было удобнее найти книгу по нужной теме, каждый раздел обозначен художественным символом (деревом, солдатом, сказочным персонажем…). Вся эта атрибутика создана специально для детей как модель настоящей библиотеки, с тем, чтобы воспитать у дошкольников потребность в ее посещении, дать первоначальные навыки пользования информационными ресурсами. Кроме книг в библиотеке есть дополнительные экспозиции: «Чудо- книга», «Из истории книги». Экспозиция «Чудо- книга» - это книги, изготовленные из разного материала, разными способами, книги с сюрпризом. Экспозиция «Из истории книги» - это книги из бересты, глины, папируса. И дополнительно в библиотеке находится периодическая литература, журналы «Филя», «Карапуз», «Вини-Пух».

В начале учебного года воспитатели проводят вводную экскурсию, в ходе которой дети знакомятся со всеми достопримечательностями Книжного царства. Воспитатель рассказывает о правилах поведения в библиотеке, о том, из каких отделов она состоит. Проведение экскурсий способствует формированию у детей умение пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению объема библиотечно – библиографических сведений («библиотека», «стеллаж»).

Посещения библиотеки детьми организуются воспитателем группы по мере необходимости и планово. Во время режимных моментов воспитатель может прийти с подгруппой детей в библиотеку, рассмотреть книги, обсудить, чтобы они хотели прочитать и выбрать книгу. Если книга представляет собой сборник сказок или рассказов, воспитатель учит детей работать с оглавлением. Эта книга записывается воспитателем в формуляр, и воспитатель расписывается за взятую книгу. Это немаловажная деталь: так как дети чувствуют ответственность за книгу, взятую ими в пользование. После посещения библиотеки педагог вместе с детьми в группе вспоминают, что им помогло найти книгу, на что они обращали внимание в ходе поиска, как нужно обращаться с библиотечной книгой и т.д. В группе эти книги помещаются в книжном уголке, используются воспитателем для чтения и самостоятельного рассматривания детьми. При восприятии литературного произведения дети, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. После прочтения книги в таком же порядке возвращаются в библиотеку.

Плановые посещения библиотеки детьми организуются заранее. Как правило, они приурочены к замечательной дате, связанной с именем детского писателя, либо определенной теме (книги о природе, любимые сказки, писатели родного края и т.д.).

Самостоятельное индивидуальное посещение библиотеки ребенком затруднительно, поэтому «функцию» читального зала берет на себя книжный уголок в группе, в котором дети в любое время могут взять книгу для просмотра или чтения.

Наш опыт показывает, что лучшими читателями становятся те, кто рано познакомился с книгой. Поэтому привлечение будущих читателей в библиотеку нужно как для расширения их компетентности, так и для увеличения возможностей влияния на становление их читательских интересов в будущем.

Надеемся, что положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.


Светлана Мельникова

В связи с тем, что 2015 год был объявлен годом литературы, мы решили создать в группах мини-библиотеки , по типу мини-музеев .

В качестве нестандартного метода приобщения дошкольников к литературе мы создали в группе детскую мини-библиотеку . Мини -библиотеки создавались по определенной теме, у каждой группы была придумана своя вводная часть, в зависимости от возраста детей.

Литература – наиболее доступный в воспитательно-образовательном отношении вид искусства. Ее доступность обусловлена родным языком. Детская художественная литература, призвана развивать у читателя чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства. Художественная литература служит средством умственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи.

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная, дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня : низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

В нашей группе была создана «Мульти-пульти библиотека» , в ней представлены сказки, по которым сняты отечественные мультфильмы. Такая тема выбрана не случайно, все дети очень любят смотреть мультфильмы, и когда ребята встречаются с героями мультика на страницах книги, на мой взгляд повышается интерес к литературе. Посетители библиотеки имели возможность взять понравившуюся книгу и вместе с воспитателем прочитать ее. Кроме того дети, которые приходили в нашу мини -библиотеку смогли познакомиться с диафильмами.

Публикации по теме:

Не только мне, но и родителям, хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту, поэтому своим воспитанникам я прививаю любовь.

Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения» Содержание 1. Общие положения проекта…. 3 1.1. Обоснование актуальности проекта…. 3 1.2. Принципы.

Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организация НОД с детьми Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организации НОД с детьми. Подготовила воспитатель: Людмила Федоровна Сучкова.

Наш детский сад работает по музейной педагогике. В группах созданы мини-музеи разной тематике, Начиная со средней группы дети вместе с воспитателями.

Традиционно на территории детского сада создаётся мини-огород. Его наличие способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка.

Традиции и обычаи народов России Мини проект Тема: «Масленица» Цели: познакомить детей с праздником Масленицы; расширять знания и представления.

Все люди, и дети, и взрослые с приходом весны ждут солнышка, тепла, зелени. Хочется поскорее отправиться в сад или огород, подышать воздухом,.

В нашей группе организован специальный уголок (мини-музей) по приобщению к истокам русской народной культуры. К пополнению мини-музея широко.

Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку - интересующий материал несложно найти в Интернете.

В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге , воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка "социальном институте" - детском саду.

По традиции весной коллектив ГОУ "Детский сад комбинированного вида № 2502" проводит для своих воспитанников "Неделю детской книги ". "Книжкины именины" отмечаются в нашей стране с 1943 г. На какое-то время об этой доброй традиции забыли. Однако не так давно мероприятия возобновились в библиотеках, школах, центрах детского творчества.

Подготовка "Недели детской книги" не требует больших временных, материальных и организационных затрат. Следует отметить, что во время проведения подобных тематических недель родители наиболее активно включаются в образовательный процесс: участвуют в праздниках, конкурсах, подбирают материалы для выставок, вместе с детьми изготавливают поделки.

В рамках "Недели детской книги" проводятся следующие мероприятия:

  • торжественное открытие "Недели детской книги" в музыкальном зале;
  • тематические выставки ("Любимые книги нашей семьи", "Книги наших родителей");
  • демонстрация результатов домашнего задания родителей и детей - "Книги своими руками";
  • инсценировки сказок;
  • иллюстрирование рассказов;
  • изготовление закладок;
  • организация "Книжкиной больницы";
  • тематические досуги "Откуда пришла книга", "Путешествие в историю книги";
  • просмотры мультфильмов и диафильмов о создании печатных материалов, экранизированных произведений художественной литературы;
  • чтение художественной литературы;
  • работа в книжных уголках.

В 2008/09 учебном году тематическая неделя завершилась торжественным открытием библиотеки детского сада . Этому событию предшествовала работа с детьми и их родителями. Так, для того чтобы изучить, как организовано домашнее чтение в семьях, было проведено анкетирование , в котором приняли участие 80 человек (родители воспитанников от младшей до подготовительной группы). Главная задача опроса состояла в том, чтобы заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к чтению, воспитания интереса к чтению.

В списке любимых книг своих детей родители называли (в порядке наибольшего предпочтения): русские народные сказки ("Колобок", "Гуси--лебеди", "Маша и медведи"); сказки Ш. Перро "Красная шапочка", "Кот в сапогах", "Золушка"; сказки Г. Андерсена "Русалочка", "Дюймовочка", "Снежная королева"; стихи К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова; рассказы Н. Носова, В. Бианки и многое другое. Среди опрошенных 5% (4 человека) не смогли назвать любимые произведения своего ребенка.

Почти все родители (99%) без труда смогли вспомнить недавно прочитанные с малышами сказки, рассказы. 80% опрошенных отметили, что после чтения обсуждают с ребенком содержание произведений, никогда не беседуют лишь 2 респондента.

Более половины (62,5%) всех респондентов не выписывают детские журналы . Примечательно, что 26 человек (32,5%) сообщили: "покупаем". Этот факт можно объяснить тем, что в настоящее время издается большое количество доступной литературы (книжек, самоделок, раскрасок), которая вполне заменяет журналы.

Вопросы, умеет ли читать и понимает ли прочитанное ребенок, а также читает ли он детские книжки самостоятельно, были включены в анкету для того, чтобы выяснить, какое количество "читающих" детей уже проявляют интерес к печатным изданиям.

В прошлом учебном году коллектив детского сада проводил опрос, касающийся подготовки к школе (в т. ч. обучения грамоте). Педагогическое просвещение родителей дает свои результаты: они не стремятся как можно раньше научить ребенка читать.

Особый интерес представлял вопрос о выставке, оформленной в детском саду. Все ее экспонаты - семейные работы. Часть из них родители оформляли вместе с ребенком, некоторые - воспитанники делали сами. Как оказалось, большинство респондентов (58%) часто посещают с малышами выставку, 28% - ежедневно, аргументируя это тем, что она дает много поводов для бесед с ребенком. Ни разу не заглянули на выставку лишь 8,7% опрошенных.

Также из общения с родителями выяснилось, что они крайне редко бывают с воспитанниками в районной библиотеке, в т. ч. потому, что она расположена удаленно. По этой же причине затруднительна организация экскурсий в библиотеку для воспитанников детского сада. Учитывая данные, полученные в результате анкетирования, было принято решение об открытии библиотеки в стенах дошкольного учреждения.

Порядок работы библиотеки детского сада

Сегодня библиотека ДОУ представляет собой не просто несколько полок или книжных шкафов в уголке методического кабинета. Это отдельное помещение, оснащенное книжными стеллажами и каталожными ящиками, алфавитными и тематическими рубрикаторами. Книжный фонд пока небольшой - около 1300 единиц - каталожные карточки уместились бы в паре ящичков. Однако для создания атмосферы "настоящей библиотеки" были специально заказаны каталожные ящики.

Порядок работы библиотеки регламентирует локальный документ детского сада - Положение о библиотеке дошкольного учреждения , разработанный старшим воспитателем совместно с заведующим ДОУ Э.В. Бояркиной.

Посещения библиотеки детьми организуются заранее. Как правило, они приурочиваются к знаменательной дате, связанной с именем детского писателя, либо посвящаются определенной теме (произведения о природе, книжки "Про все на свете" и т. д.).

Безусловно, фонд не располагает всеми необходимыми изданиями. Зачастую нужная для конкретного занятия литература заблаговременно приносится из дома воспитателем или другим педагогом, ставится на полку, в общем каталоге на нее "заводится" каталожная карточка.

Каждая группа имеет свой "читательский формуляр для библиотеки в детском саду", в который записываются выходные данные фолианта и срок возврата, а воспитатель расписывается за взятое пособие. Это немаловажная деталь: так дети чувствуют ответственность. Во время посещения библиотеки библиотекарь (старший воспитатель) помогает дошкольникам найти нужное издание, пользуясь каталогом, алфавитным или тематическим рубрикатором, а также ориентируясь на ее внешние признаки (оформление обложки).

Если книга представляет собой сборник сказок или рассказов, воспитатель учит детей работать с оглавлением . Вся эта атрибутика создана специально для детей, как модель настоящей библиотеки, с тем, чтобы воспитать у дошкольников потребность в ее посещении, дать первоначальные навыки пользования информационными ресурсами.

После посещения библиотеки педагог вместе с детьми в группе вспоминают, что им помогло найти книгу, на что они обращали внимание в ходе поиска, как нужно обращаться с библиотечной книгой и т. д.

Сделать библиотеку доступной не только для дошкольников, но и завести постоянно действующий абонемент для родителей или открыть читальный зал не представляется возможным. Это такая же сложная процедура, как и открытие частного детского сада . Она не может, да и не должна дублировать районную. Чтобы библиотека детского сада выполняла те же функции, она должна быть отдельным структурным подразделением учреждения, со штатной единицей - библиотекарем, с совершенно иной формой учета библиотечного фонда, с большим количеством сопроводительной документации.

Самостоятельное индивидуальное посещение библиотеки ребенком также затруднительно, поэтому "функцию" читального зала берет на себя книжный уголок в группе , в котором дети в любое время могут взять книгу для просмотра или чтения.

Что касается родителей, то они имеют возможность при необходимости пользоваться книжным фондом детского сада - взять книгу по рекомендации педагога-психолога, старшего воспитателя, воспитателя.

Особо следует отметить значение библиотеки для педагогов ДОУ . В фондах собрана как детская художественная литература, так и методическая. Хранение литературы на открытых стеллажах в соответствии с тематикой существенно облегчает их поиск. Как показывает практика, очень редко воспитатель приходит за определенным изданием конкретного автора (как правило, это педагоги, являющиеся студентами). В основном запрос звучит так: "Что-нибудь новенькое об играх…", "Что-нибудь интересное об организации прогулок…". Библиотека удовлетворит запросы и тех, и других. Если нужна конкретная книга, ее можно найти в бумажном каталоге (по карточкам), а также в электронном, где возможен поиск даже по первым буквам названия. Тем, кто не определился, книгу порекомендует старший воспитатель. Читательские формуляры для библиотеки в детском саду заменяет "Тетрадь выдачи книг и пособий методического кабинета", обязательный к ведению документ.

В заключение остается сказать, что с момента открытия библиотеки в дошкольном учреждении дети стали проявлять больший интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром, бережно к ним относятся.

Вложенные файлы

  • Анкета для родителей.docx
Библиотека - медиатека в детском саду
Сейчас в детских садах создаются библиотеки-медиотеки. Наш детский сад из города Стерлитамака создал свою небольшую библиотечку-медиотеку,разработали положение,содержание работы на год.
Одной из важных составляющих методического кабинета дошкольного учреждения является правильно организованная библиотека. В современном ДОУ она служит центром формирования навыков детского и семейного чтения: приобщает дошкольников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, развивает информационную культуру личности, участвует в адаптации детей к условиям жизни в обществе.
Основу книжного фонда в методическом кабинете нашего ДОУ составляет обычно специализированная литература по вопросам развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ежегодно он пополняется новыми экземплярами в соответствии с изменяющимися педагогическими тенденциями и разнообразием современного книжного рынка.Но поскольку книга перестала быть единственным источником информации,то в арсенале современного ДОУ появляются видео - и аудиоматериалы, энциклопедии и т.д. Открытию нового структурного подразделения библиотеки – медиотеки в МБДОУ №29 г.Стерлитамака способствовала появление методической, развивающей литературы и пособий на электронных носителях, подключение к сети Интернет,организация локальных сетей между отдельными службами ДОУ, а также изменившиеся интересы и потребности пользователей (педагогов и родителей), желающих получать информацию с помощью средств информационных технологий Библиотека – медиатека представляет собой информационный центр, который накапливает,каталогизирует и систематизирует материалы на всех видах носителей,а также обеспечивает воспитателям, родителям и детям максимально возможный доступ к педагогической информации.
Основными задачами деятельности структурного подразделения являются обеспечение доступа к информационным образовательным ресурсам педагогическим работникам, воспитанникам ДОУ,их родителям,а также помощь участникам педагогического процесса в овладении информационными компетенциями,социализации воспитанников, развитии их творческого потенциала.Библиотека – медиатека формируют навыки независимого библиотечного пользователя: поиск,отбор, критическая оценка информации, внедрение новых информационных технологий.
Первым этапом в организации деятельности была разработка положения о библиотеке - медиатеке (приложение1) и определение ее миссию.

Миссия библиотеки - медиатеки заключается:
В повышении компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания дошкольников;
Обеспечение доступа педагога и пользователя-родителя к объективной и всесторонней информации о воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста;
Формирование информационной культуры личности педагога;
Консультативной помощи в поиске и выборе источников информации (использование ее в самообразовании, индивидуальной и групповой работе с детьми);
Активизации внимания родителей к проблеме приобщения детей к чтению,книге;
Пропаганде ценности детства.

Особое значение в организации деятельности библиотеки - медиотеки имеет планирование с учетом знаменательных дат, праздников и традиционных массовых мероприятиях детского сада. В начале года составляется годовой план работы с указанием направлений и содержания деятельности, срока выполнения и ответственных исполнителей (приложение 2),а в конце учебного года - отчет о проделанной работе.
На сегодняшний день в нашей библиотеке – медиотеке ДОУ ежемесячно оформляются информационные буклеты и стендовые материалы для просветительской работы с родителями, презентационный материал к городским окружным открытым мероприятиям, выставкам, создаются электронные альбомы групп «жизнь группы в детском саду в20_/20_учебном году».

Использование ресурсов библиотеки - медиатеки.

Помимо обеспечения информационными ресурсами участников образовательного процесса библиотека – медиатека выполняет педагогическую функцию – ее ресурсы используются при организации массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры воспитанников. Актуальной проблемой является приобщение дошкольников к книге,ведь статус чтения и отношение к нему сильно изменилось. Многие родители сами практически не читают и зачастую не осознают, что чтение – это ключ к современному информационному пространству. Поэтому одна из важнейших задач - повышение компетентности родителей в сфере детской культуры, общение с ребенком на основе книги и системной работы с текстом.
В специальном разделе для родителей представлено психолого-педагогическая литература, рекомендательная библиография и другая полезная информация.
Групповая работа с детьми по приобщению их к книге организуется по средствам «громкого чтения». Сочетание живого голоса, книги и общения создает ауру тепла и общности, которая способствует возникновению положительных эмоций. В ДОУ проводятся тематические мероприятия, например, книжные выставки, литературные викторины досуги, КВНы.
Особый интерес вызывает медиалекторий для детей «Хочу все знать!». Помимо традиционных форм проводится виртуальные путешествия, интерактивные игры и викторины,разработанные на основе презентаций. Например, виртуальное путешествие по родному городу Стерлитамаку, приуроченное ко Дню города; интерактивная игра «Подарок для самого слабого», веселые приключения в стране «Мультфильмия» ко дню анимации, и т.д.
Подводя итоги, можно отметить, что структурное подразделение «Библиотека -медиотека» является информационно-образовательным центром ДОУ, т.к. имеет достаточные ресурсы по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, хорошее техническое оборудование и обеспечивает разнообразие форм досуговой деятельности воспитанников.