Основные виды игр в детском саду и их темы. Развивающие игры. Подборка игр для детей Планирование сюжетно-ролевых игр включает

ФУНКЦИИ ИГРЫ.

Игра - явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:
Обучающая функция - развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
Воспитательная функция -помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
Функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
Компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

5.КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

творческие игры сюжетно-ролевые «Магазин», «Больница», «Библиотека» и др Цель: изучение различных социальных ролей человека Виды сюжета: Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем)
режиссерские «Авария на дороге» и др. Цель: развитие творчества и фантазии Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы; Условие: создание детям индивидуального пространства
строительно-конструктивные Цель: решение конструктивных задач Виды материала: природный, специально созданный, подсобный Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач
театрально-художественные Цель: приобщение ребенка к искусству; Виды: дети-режиссеры и дети-актеры; Особенности: представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений; имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения;
игры с правилами дидактические Цель: обучение Виды: сюжетно-дидактические («магазин»); настольно-печатные («лото»); словесные («времена года») Особенности: наличие обучающей и игровой задач, игровых действий; наличие правил
подвижные Цель: Виды: Особенности: наличие правил
сюжетные и бессюжетные игры спортивные игры (большой, средней и малой подвижности)

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классифи­кация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой

В основе классификации лежит представ­ление о том,по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр :

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей),

само­стоятельные игры:

а) игра-экспериментирование;

б) самостоятельные сюжетные игры:

Сюжетно-отобразительные,

сюжетно-ролевые.

режиссерские,

театрализованные;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого , который вне­дряет их с образовательной и воспитательной целями:

игры обучающие :

а) дидактические,

б) сюжетно-дидактические,

в) подвижные;

досуговые игры :

а) игры-забавы,

б) игры-развлечения,

в) интеллектуальные,

г) празднично-карнавальные,

д) театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этно­са (народные ), которые могут возникать по инициативе как взрос­лого, так и более старших детей:

традиционные или народные (исторически они лежат в ос­нове многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

МИР ИГРЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА.

Если говорить о современных детях, прежде всего, нужно отметить: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин:

1. Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся их научить! Как можно раньше научить читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность дошкольника - игровая!

2. Родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению: их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми - они очень часто сами не умеют этого делать. К тому же им не хватает времени. У детей нет возможности перенимать игровой опыт.

3. Современные родители не пускают (боятся) детей гулять. Ребенок должен находится в поле зрения родителей.

Нельзя не сказать и о том, насколько современные игрушки отличаются от игрушек родителей. Во-первых, их много, поэтому ребенку трудно не только выбрать, во что он будет играть, но и помечтать о том, что ему так понравилось. Во-вторых, помимо мягких мишек и зайчиков, ребенок с огромным интересом разглядывает роботов, монстров, разнополых кукол, взрослых Барби и Кенов. Сюжеты для игр с такими игрушками отличаются от традиционных игр в дочки-матери с пупсами и кроватками!

Есть еще одна особенность жизни детей – родителям, как правило, некогда вникать в игровое пространство – они теряются в мире игрушек, идут на поводу у желаний ребенка, создают небезопасные ситуации для здоровья детей, оставляя их у компьютера, пусть даже с обучающими играми и игрушками. Нужно больше уделять внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать детям развивать сюжетные игры, которые им понятны, ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка и пользой для него.

Игры современных детей:

1. Подвижные игры являются значительными, выходят на 1-е место (снятие внутреннего эмоционального напряжения).

2. Обучающие дидактические игры.

3. Компьютерные игры (строго отбирать содержание).

4. Игры один на один с взрослым – игры мимоходом (считать деревья и т.д.).

5. Пальчиковые игры, подготовка к овладению грамотой.

6. Реже играют в СЖРИ, изменяются, варьируются в зависимости от времени, меняются игрушки для СЖРИ.

ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ С.Р.И.

Сюжетно – ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий. Последовательно сменяющих друг друга:

ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно – отобразительная игра, сюжетно – ролевая игра. Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра . По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скор меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

Следующий этап игровой деятельности получил названиеОтобразительной игры в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий -наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры .

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры , в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

При правильной организации воспитательной работы уже в первой половине второго года жизни дети начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов из его жизни. Наступает следующий этап развития игры - она становится сюжетно-отобразителъной.

Характерной чертой самостоятельной сюжетно-отобразительной игры является стремление многократно повторять те или иные игровые действия. Например, девочка может измерить кукле температуру: поставить ей под мышку палочку, вынуть, посмотреть, определить температуру и снова поставить градусник. В других случаях дети, вытерев куклу после купания, начинают снова ее мыть и т. д.

У детей третьего года жизни преимущественно сохраняется характер отобразительных игр, но действия становятся более разнообразными. В них отражаются уже не только манипуляции с предметом, но и человек, действующий определенным образом. Впрочем, действия человека еще не выделяются из отражаемого ребенком жизненного явления: ребенок изображает в игре и работу шофера, и шум мотора. Каждое сюжетное действие само по себе имеет свою логику: зайчик шел - «топ-топ»; упал и хнычет - «ой-ой»; кушает - «ням-ням». Однако комбинируются они в произвольной последовательности.

Развитие игры в раннем детстве происходит также в связи с возникновением роли, которую берет на себя ребенок, выполняя то или иное действие. Уже в играх, в которых дети лечат или причесывают куклу, фактически имеет место выполнение ряда действий, производимых взрослыми. Но дети при этом еще не называют себя именем взрослых, чьи действия они выполняют в игре. Сначала ребенок начинает называть себя своим собственным именем, чтобы понять, что именно он произвел действие, в дальнейшем, с развитием игровой деятельности дети начинают обозначать свои действия другим именем - ролью.
Первые зачатки роли проявляются лишь в самом конце раннего детства. Это находит двоякое отражение. Во-первых, появляется называние куклы именем действующего лица. Кукла тем самым выделяется из игрушек как заместитель человека. Во-вторых, появляется разговор ребенка от лица куклы. Например, Вова ставит двух кукол лицом друг к другу и говорит за них: «Здравствуй, Коля, я пришла». В этих проявлениях мы видим зачатки будущей ролевой речи, которая произносится уже не от «лица» роли, взятой на себя ребенком, а через куклу.

В игре игрушки заменяют ребенку предметы, а отобразительные ситуации становятся носителями определенных отношений между людьми. На третьем году жизни малыш не берет на себя роль, но фактически выполняет ее. Нет еще явного общения ни с кем, ребенок играет в одиночестве, но вместе с тем его действия одухотворены воображаемым общением и отражают деятельность взрослых. Именно ситуация общения определяет переход от игры предметной к игре сюжетно-ролевой.

16.СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РУКОВОДСТВУ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ. При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

Развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие компоненты: - планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; - своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

ПРИЁМЫ ПРЯМОГО РУКОВОДСТВА.

Ранний возраст.

Приемы прямого руководства. - эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре

Показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого

Совместные с воспитателем игровые действия

Включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач)

Демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов

Применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком

Подсказывающие вопросы

Младший дошкольный возраст.

Приемы прямого руководства.

Вторая младшая группа

Обучение способам игрового отражения действительности:

Включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)

Обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере

Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:

Вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)

Поощрение

Побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)

Помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)

Средняя группа

Включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)

Вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)

Старший дошкольный возраст.

Приемы прямого руководства.

Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры)

Игры с бумагой

«Снежки»: дети комкают бумагу, делают «снежки» и бросаются ими.

«Блестящие комочки»: дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ними.

«Бумажный вихрь»: дети нарезают ножницами кусочки цветной тонкой бумаги и сдувают ее с помощью «ветра», создаваемого листом плотной бумаги, веером или дыханием, наблюдают за «полетом».

Игры с тенью

Воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию экспериментируют с тенями: с отражением своих рук, движений различных игрушек, предметов.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ,ИНИЦИАТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.

В возрасте 4-5 лет детям для воплощения взятой роли необходимы различные атрибуты (белый халат, штурвал, матросская шапочка). В то же время развитие игры требует тщательного подбора игрушек и материалов. Здесь важно отказаться от принципа «чем больше – тем лучше». Большое количество атрибутов приводит к тому, что дети не столько играют, сколько манипулируют с предметами.

Организация каждой сюжетно-ролевой игры требует подбора ключевых игрушек и атрибутов. Например, основное для игры в больницу – это белые халатики для врача и медсестры, фонендоскоп, шприцы, градусники. Всё остальное выбирается из предметов-заместителей по ходу игры (например, платочки из уголка ряженья на время могут стать «перевязочным материалом», бумага и карандаши из уголка рисования – материалом для выписки рецептов).

Минимизация атрибутики для сюжетных игр имеет преимущество и в том, что игровой уголок будет выглядеть опрятно. Если предметно-игровая среда перегружена всевозможными атрибутами, она мешает игре, препятствует развитию игрового творчества. С этой целью необходимо минимизировать тематические наборы для сюжетно-ролевых игр.

В сюжетно-ролевой игре многие реальные предметы легко могут быть заменены воображаемыми. Например, игровое действие «помазать ваткой перед уколом» может быть действием, совершаемым без предмета и озвученным («как будто уже помазали»), т.е. изобразительным игровым действием. Тем самым создаются условия для более интенсивного развития сюжетной линии игры, т.к. ребенок начинает обращать внимание на придумывание новых событий, а не просто выполнение «профессиональных» действий.

Организация предметно-игровой среды может быть привязана к конкретной игровой теме весьма условно. В этом случае игровое пространство становится универсальным, дети могут разворачивать сюжетно-ролевые игры, отталкиваясь от своих замыслов, а не от диктата предметно-игровой среды.

Дошкольники начинают сами создавать предметно-игровую ситуацию для реализации своего замысла, используя готовые игрушки, предметы-заместители, воображаемые предметы.

Игрушки становятся, с одной стороны, все более реалистическими, детализированными, более разнообразными по тематической направленности. С другой стороны, усиливается условность игрушек.

Для игрушек, с которыми играют дети среднего дошкольного возраста, важна эмоциональная выразительность. Выражение «лица» зверюшки может быть удивленным, любопытным, весёлым, грустным, озорным. Это пробуждает у ребенка фантазию, вызывает желание играть с такой игрушкой определенным образом.

В игровых наборах для средней группы должны быть куклы разного пола и профессий и мягкие игрушки, лучше не очень крупных размеров – чуть больше ладони взрослого; наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды; разнообразные виды транспорта.

В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера, катушек, лоскутов ткани, палочек, трубок. Всё это найдёт применение в игре, и будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.

Важно привлекать к оформлению игровых мест самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета доктора.

Замечено, что средние дошкольники, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. Для этого можно использовать раскладные ширмы, цветные шнуры, заборчики из брусков и кирпичиков, игровые коврики. Обозначив игровые границы, играющие чувствуют себя более уверенно, игровая группа быстрее сплачивается, появляются новые замыслы.

Увеличивается количество крупного модульного материала (поролоновых блоков, коробок, валиков, подушек). Дети очень любят сами выстраивать для себя пространство, видоизменять его.

Игры с водой, снегом, льдом

«Волшебная вода»: смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» цветов и оттенков.

«Цветные капельки»: капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и насыщенности и наблюдение за «путешествием» капельки.

«Льдинки»: замораживание окрашенной воды в разных формочках и украшение льдинками построек из снега.

«Ледяные узоры»: замораживание в воде узоров из камешков, бусинок, листьев и рассматривание их.

«Освобождение из плена»: размораживание маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей».

«Тонет - не тонет»: испытание на «плавучесть» .игрушек из разного материала.

«Снежные фигуры»: лепка из снега снежных баб, снегурочек, зайчиков, игра «в снежное царство».

«Кто прошел?»: узнавать следы на снегу по отпечаткам.

Игры с зеркалом

«Поймай солнышко»: маленьким зеркалом поймать луч солнца и пустить «зайчика».

«Солнечные зайчики»: воспитатель и дети пускают веселые солнечные зайчики.

«Что отражается в зеркале»: попытаться увидеть, что находится за спиной, справа, слева, на потолке, только с помощью зеркала.

Игры со светом

«Театр теней», «У кого тень интересней», «Угадай, чья тень»: экспериментирование с тенью.

«Прятки и поиски»: поиск спрятанного предмета с помощью фонарика в темноте.

Игры со стеклами

«Мир меняет цвет»: рассматривание окружающего через стекла разного цвета.

«Таинственные картинки»: рассматривание цветных картинок через стекла разного цвета и наблюдение: какие изображения на картинке становятся невидимыми.

«Все увидим, все узнаем»: рассматривание предметов, мелких картинок, знаков, узоров через увеличительное стекло.

Игры со звуками

«Погремушки»: испытать, какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов.

«Звонкие бутылочки»: испытать, какой звук издает молоточек, если ударять по бутылочкам, наполненным водой, песком, или по пустым.

«Угадай, что шуршит, что гремит»: узнать с закрытыми глазами разные звуки (разрывания или сминания бумаги, колебания фольги, насыпания песка, переливания воды и т. п.).

46.ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Задачи работы воспитателя по развитию сюжетно-ролевой игры в старшей группе:

обогащение содержания сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия), активизация воображения на основе сюжетов сказок мультфильмов;

построение игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сюжет (новые роли, действия, события), впоследствии – сложение новых творческих сюжетов;

создание условий для развития умения сотрудничать со сверстниками. В работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю важно построить совместную игру с ними таким образом, чтобы ее центральным моментом стало овладе­ние детьми новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением . Оно включает: умение ре­бенка выстраивать новые последовательности событий, ох­ватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников: обо­значать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем дру­гие события); умение комбинировать предложенные им са­мим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры. 47.ПУТИ РАЗВИТИЯ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Оказывается, эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возраст­ных этапах.

Сделать именно со­вместное сюжетосложение центром внимания детей можно в игре особого рода - совместной со взрослым «игре-приду­мывании» игре-фантазировании, протекающей в чисто словесном плане.

А). Совместную игру с детьми следует начинать не с придумы­вания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения - «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый перево­дит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Наиболее удобными для такого постепенного «расшатыва­ния» являются сюжеты известных детям волшебных сказок.

Преобразовывать сказки достаточно легко: сохраняя об­щую смысловую канву событий, надо лишь изменять конк­ретные условия действий персонажей или изменять самих персонажей, выполняющих в сказке те или иные функции (героя, дарителя, противника), и получится новая сказка.

Возьмем, к примеру, сказку «Иван-царевич и Серый волк». Какие здесь возможны преобразования? В первом со­бытии сказки Царь хочет получить Жар-птицу и отправляет за ней Ивана-царевича. Заменим Жар-птицу другой, труд­нодостижимой для Царя диковиной - к примеру, новогод­ней елкой. Пусть он отправит за ней не Ивана-царевича, а слугу (или любого другого персонажа, в восприятии детей положительно окрашенного). Во втором событии герой мо­жет встретить вместо Серого волка другого обладателя волшебного средства (Бабу-ягу, Фею, старичка-лесовика и т. п.) и получить волшебный клубочек, ковер-самолет, са­поги-скороходы и т. п. С помощью волшебного средства ге­рой попадает в страну, где растут елки, - это третье собы­тие сказки. В четвертом событии герой должен вступить в борьбу с противником. Заменим царей-противников из сказки о Сером волке на Змея-Горыныча (дракона, злого волшеб­ника, гнома и т. п.), охраняющего самую красивую елку в лесу. Победив противника, герой забирает елку и возвраща­ется домой - это пятое событие сказки (здесь можно при­думать дополнительные препятствия: на пути герой встре­чает морского царя, колдунью и т. п., которых он успешно побеждает). И последнее событие - получение награды (пол­царства можно заменить любой привлекательной вещью - сто пудов мороженого, ранец к школе, велосипед и т. п.).

Б). Прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Это можно сде­лать, «вспоминая» вместе известную сказку (по сути, пересказывая ее, но в непринужденной форме). Воспитатель обращается к двум детям:

- «Маша, Вася, вы какую сказку больше всего любите? Про Серого волка? Что-то я ее не­много забыла. Давайте вместе вспомним. Будем по кусочку вспоминать - кусочек расскажет Маша, потом - Вася, по­том - я, а дальше опять Маша».

Пересказ должен происхо­дить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Важно, лишь, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события сказки.

После его изложения взрослый предлагает передать «ход» следующему партнеру:

- «Ты уже рассказала кусочек, давай теперь Вася». Если дети забыли часть сказки, можно вклю­читься «вне очереди»: «Я вспомнила, что дальше было так...»

В). Этим же детям через 1-2 дня после пересказа воспи­татель предлагает:

- «Давайте по-новому играть! Будем вместе придумывать одну общую сказку, похожую на сказку про Ивана-царевича и Серого волка, только немного не такую».

Обычно это предложение с готовностью принимается деть­ми, но далее следует их вопрос: «А как мы вместе будем придумывать?» Воспитатель поясняет:

- «Будем придумывать по кусочку. Сначала я придумаю кусочек, потом - Вася, потом - Маша, а дальше опять я».

Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи (искомого объекта), волшебного средства.

Воспитатель предлагает детям начало сказки:

-«Давайте, царю очень хотелось получить не Жар-птицу, а новогод­нюю елку, украшенную игрушками. Он слышал, что это очень красиво. И он отправил ее искать... Кого же он отпра­вил?»

Поначалу дети подскажут уже известного персонажа: «Ивана-царевича». В этот момент взрослый может внести свое предложение, направленное на дальнейшее изменение сказ­ки:

- «Давайте, у нас будет по-другому. У него был слуга, и он этого слугу отправил. И пообещал ему...»

Если у детей сразу появляются собственные инициативные предложения (относительно героя, награды), следует их принять. Затем воспитатель передает «ход» второму участнику игры:

- «Даль­ше ты придумывай, Вася!»

Г) В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придумываемую скаку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно пред­лагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы. Например:

- «Ивану-царевичу захо­телось учиться в школе, и он отправился ее искать»; «У Емели была сестра, и родители попросили его отвезти де­вочку на санках в детский сад. Вдруг поднялась вьюга, и они заблудились» и т. п.

Игра-придумывание каждый раз должна занимать не более 10-15 минут. Расположиться для нее нужно в спокой­ном месте, кружочком, чтобы участники видели друг друга. Постепенно воспитатель может включать в нее уже не двух, а трех детей.

Д). По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с роле­вым взаимодействием. С этой целью взрослый включает де­тей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежа­щие разным смысловым сферам - разноконтекстные роли (например: Буратино и воспитатель, принцесса и милицио­нер, космонавт и учитель, Айболит и солдат, Баба-Яга и продавец и т. п.).

Чтобы не «закрывать» предметными дей­ствиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру можно осуществлять в форме «теле­фонных» разговоров персонажей.

Воспитатель приглашает двух детей поиграть вместе с ним и выясняет их намерения. Предположим, один из детей хочет играть в «магазин» и быть «продавцом». Воспитатель же берет себе роль, по смыслу совершенно не связанную с ролью ребенка, например, роль «Бабы-Яги», и предлагает следующую игровую ситуацию:

- «Давайте, Коля был в сво­ем магазине, и у него был телефон. А я в избушке на курьих ножках, у меня здесь тоже телефон».

Такое сочетание, казалось бы, несовместимых ролей обычно вызывает оживление и интерес у детей. Второму ребенку предлагается такая же роль, как у взрослого:

- «Таня, давай, ты - другая Баба-Яга, и у тебя тоже своя избушка».

Получив согласие детей на такое распределение ролей, воспитатель-«Баба-Яга» зво­нит своей соседке и развертывает с ней разговор, наводя­щий на мысль о необходимости взаимодействия с «продав­цом»:

- «Хотела к тебе в гости прилететь, да у меня ступа сломалась. Не знаю, как быть. Как ты думаешь, может быть в магазине их продают? Позвоню в магазин».

В зависимости от ответов «продавца» воспитатель так развертывает сюжет, чтобы у второй «Бабы-Яги» тоже возникла необходимость позвонить в магазин и даже посетить его.

Е). В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с деть­ми совместную игру-придумывание, предлагая теперь приду­мывать не сказки (знакомая сказка уже выполнила свою функцию первоначальной опоры для совместной деятельнос­ти), а «настоящие истории».

Придумывание историй можно осу­ществлять уже в численно больших группах (до 4-5 чело­век). Воспитатель, обсудив с детьми начальный эпизод ис­тории (выбор героя, ситуация, в которой он оказался, цель, которую он должен достичь), или предложив его сам, зани­мает в дальнейшем позицию скорее наблюдателя, нежели активного участника игры.

ПЛАНИРОВАНИЕ

(Васильева О.К. Ребенок и взрослый в мире игры. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр дошкольников. Минск, 2013)

Вопросы планирования воспитательно-образовательной работы по развитию сюжетных игр нередко вызывают у педагогов значительные трудности, так как в планах не учитывается творческий характер этого вида игр. Изучение анкет и анализ календарных планов позволили выявить типичные ошибки, допускаемые педагогами.

Многие педагоги ежедневно планируют новую тему сюжетно-ролевой игры, практически не связывая ее с работой по обогащению представлений детей. Ежедневное планирование новых игр не позволяет педагогу усложнять сюжетную линию игры, добиваться ее постепенного развития.

При этом жестко планируется ход игры, последовательность сюжетной линии и игровых действий. Реализация подобных планов, как правило, приводит к выполнению шаблонных действий по указанию педагога, отработке норм и правил поведения, отсутствию заинтересованности и увлеченности со стороны детей.

Даже тогда, когда педагоги планируют работу по обогащению представлений, связанных с игрой, они ставят задачи, направленные не на развитие игры (обогащение ее содержания и сюжета, освоение основных умений, связанных с ведущим способом построения игры), а на формирование новых и закрепление старых знаний и умений. Зачастую не продумываются способы развития интересов, эмоциональных предпочтений ребенка, способы развития ролевого и игрового взаимодействия с другими детьми.

Планирование сюжетных игр детей должно быть перспективным.

ВасильеваО.К. считает возможным разрабатывать одну тему игры в течение месяца, что, конечно же, не означает, что дети в течение этого месяца не будут играть в другие сюжетно-ролевые игры. Играть они обязательно будут, но в том и заключается искусство педагога, чтобы включить естественно возникающие самостоятельные игры детей в разрабатываемую игру.

Перспективный план по развитию сюжетно-ролевой игры может быть составлен на более длительный период - квартал, полгода, год. Его можно разбить на недели, выделить в нем конкретные дни, режимные моменты, содержание, задачи.

Поквартальное планирование дает возможность видеть перспективу развития сюжета и содержания игры, четко представлять, что должен делать педагог в течение этого времени: какие игрушки и с помощью каких приемов внести, какие игровые уголки создать, как оформить игровое пространство и направить игры детей.

Планирование сюжетно-ролевых игр включает:

Предварительную работу (занятия, прогулки, экскурсии, целевые наблюдения, на­блюдения за трудам людей разных профессий, дидактические и подвижные игры, показы и просмотры спектаклей, сценок, инсценировок, теле- и видео­фильмов, мультфильмов, чтение художественных произведений, рассказы воспитателя, познавательные беседы, рассматривание картин, иллюстра­ций).

Основную работу:

цель игры (выделяют игровые цели: учить распределять роли, действовать согласно принятой роли, учить моделировать игровой диалог; воспитательно-образовательные и развивающие цели: закрепить знания, развивать воображение и речь, желание участвовать в совместных играх).

Например, научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

Например, научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

сюжетные линии игры,

игровые роли,

ролевые действия,

атрибуты, игровой материал

Сценарии развития сюжетно-ролевых игр (конспекты-описания проведения сюжетно-ролевых игр, сюжетно-ролевые игры-ситуации)

Нашла интересную статью.


Игры нашего детства

Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребятишек. Те самые игры, в которые играли не только мы, а и наши предшественники. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации. Они давали возможность малышу узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость.

Юлия Каспарова

Ныне с асфальта почти исчезли классики, уже не встретишь во дворах прыгающих через скакалку или резиночку девчонок или мальчишек, увлеченно играющих в «банки», а салки получили зловещее название «зомби». Да и сами дворы изменились, растворившись в сверкающих новостройках. А что же дети? Одни из них с шести лет отправляются в школу, которая уже не оставляет времени для игр во дворе. Другие просиживают все свободное время у экранов телевизоров или за мониторами компьютеров, променяв радость движения и живого общения на новые технологии. Третьих и вовсе не выпускают гулять во двор, опасаясь реальных или вымышленных опасностей. Но, как бы то ни было, у нас, современных родителей, еще есть шанс эту ситуацию изменить. Стоит ли это делать? Конечно, стоит!..

Журнал «Мама и Малыш», №05, 2006

От себя: У нас в округе живет много детей разного возраста. Когда хорошая погода, они все высыпают на улицу. В основном мальчишки гоняют на велосипедах и роликах, а девчонки сидят на лавочках. Ни разу не видела, чтобы они играли в прятки, классики или выбивного. А уж зимой с санками вообще никого не было, хотя снег был! Понятно, у каждого поколения свои игры и увлечения, и хорошо уже то, что у них есть ролики и велики. Но я обязательно научу своих детей прыгать на резиночке и играть в разные игры с мячом, хотя бы для того, чтобы вспомнить свое детство .

А во что играют ваши дети на улице?

» с подробными правилами развлечений из детства теперешних пап и мам. Лайфхакер выбрал самые популярные.

1. Колдунчики

Похожа на салки или догонялки. Игра весёлая, активная, а правила простые: бегает колдун и накладывает на всех чары.

  • Количество игроков: от 3 человек.
  • Возраст: от 6 лет.
  • Место: просторное.

Водящий выбирается считалкой. Например, такой:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Стой подоле,
Гляди в поле!
Звёзды горят,
Журавли кричат.
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!

Игроки становятся в круг и по команде разбегаются кто куда. Водящий старается их догнать и не просто салит, а заколдовывает. Осаленный встаёт, разведя руки, и ждёт, пока кто-то из товарищей его расколдует - дотронется на бегу. После этого расколдованный может снова убегать от водящего.

Игра заканчивается, когда колдуну удаётся заколдовать всех игроков.

pugovka.ru

Обычно играют девочки. Если попадается мальчик, скорее всего, он неравнодушен к кому-то из играющих или просто решил пообщаться.

  • Количество игроков: от 5 человек.
  • Возраст: 5–12 лет.
  • Место: лавочка, диван, поляна.

Водящий зажимает в ладонях колечко или любой мелкий предмет: камешек, пуговицу. Остальные игроки садятся в ряд и складывают руки лодочками. Водящий подходит к каждому и как бы вкладывает в лодочку колечко.

На самом деле колечко достаётся только одному. И получивший его игрок не должен выдавать себя. Остальным нужно молча определить, кто счастливчик

Затем водящий произносит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Обладатель колечка должен вскочить и убежать. Другим игрокам нужно его задержать.

Тот, кто сможет убежать, становится водящим.

3. Тише едешь - дальше будешь

Очень активная игра, отлично подходящая для больших компаний.

  • Количество игроков: от 5 человек.
  • Возраст: 6–11 лет.
  • Место: просторное.

Между стартом и финишем не очень большое расстояние. Все игроки стоят на старте. Водящий, повернувшись к ним спиной, - на финише.

Участники готовятся, водящий кричит: «Тише едешь - дальше будешь. Стоп!» На слове «стоп» все должны остановиться.

Выигрывает тот, кто успевает добежать до финиша и дотронуться до водящего.


micccp.com

Игра для большой компании. Тут важно уметь фантазировать и замирать в сложной позе. Чем чуднее поза, тем веселее.

  • Количество игроков: от 4 человек.
  • Возраст: от 7 лет.
  • Место: просторное.

Водящий произносит:

Море волнуется - раз,
Море волнуется - два,
Море волнуется - три,
Морская фигура на месте замри!

Пока водящий говорит, все бегают и дурачатся, а на слове «замри» замирают, изображая какие-нибудь фигуры, не обязательно морские.

Водящий подходит к каждому застывшему. Он старается рассмешить или другими способами заставить пошевелиться. Кто пошевелится - проиграет.

По другим правилам замершие игроки должны оживать и изображать фигуру в движении, когда до них дотрагивается водящий. А тому нужно угадать, кого ему показывают.

5. Чепуха

Игрокам предстоит придумывание весёлые истории-небылицы. Талантом выдумщика обладать не обязательно. Достаточно кратко ответить на готовые вопросы. Смешно получится в любом случае.

  • Количество игроков: от 3 человек.
  • Возраст: от 7 лет.
  • Место: комната, беседка.

Понадобится бумага и карандаши. Водящий продумывает вопросы, например: кто? с кем? где? когда? что делали? кто пришёл? что сказал? чем дело закончилось?

Водящий задаёт первый вопрос и даёт лист бумаги игроку. Тот молча пишет ответ, потом заворачивает краешек с текстом и передаёт листок соседу. Водящий задаёт следующий вопрос, второй игрок пишет ответ и заворачивает. И так далее.

Когда все вопросы заданы, а ответы написаны, водящий зачитывает получившуюся историю. Обычно выходит забавная чепуха: «Утка. С Принцем. В школе. Вечером. Фотографировали. Милиционер пришёл. Сказал: “Свистать всех наверх!” Всё закончилось синяками».


gipsyteam.ru

Это карточная игра. Не волнуйтесь, не азартная! Карты, вообще-то, развивают память, наблюдательность, скорость реакции. И играть можно .

  • Количество игроков: любое, лишь бы хватило карт.
  • Возраст: от 6 лет.
  • Место: беседка, лавочка.

Все карты раздаются игрокам поровну и складываются в стопки рубашками вверх. Игроки по очереди достают по одной карте из своих стопочек и кладут на стол. Карту должны видеть все.

Если выпадает король, игроки отдают ему честь. Если дама, все говорят: «Бонжур, мадам!» Валета встречают словами «Пардон, месье!», а туза прихлопывают ладонями.

Что делать с остальными картами, определяют сами игроки. На семёрку можно, например, приседать, на десятку - квакать и так далее.

Игрок, который ошибётся или перепутает движения и слова, забирает карту себе. Выигрывает тот, у кого не останется ни одной карты. Проигрывает собравший больше всего карт.

7. Штандер

Самая популярная игра с мячом у советских пионеров 50-х годов.

  • Количество игроков: от 6 человек.
  • Возраст: от 6 лет.
  • Место: просторное.

Выбирают водящего. Он берёт мячик и становится в центр. Все остальные выстраиваются вокруг. Водящий подбрасывает мяч и произносит имя кого-то из игроков.

Все разбегаются, а тот, чьё имя назвали, должен поймать мяч и бросить его в кого-нибудь, не сходя с места. Причём, если названный ловит мяч на лету, то выкрикивает «Штандер!» или «Стоп!» - и все замирают на месте. Тогда мячом попасть в кого-то проще.

Если же мяч ловят после того, как тот ударился о землю, целиться приходится в движущиеся мишени.

Игрокам надо уворачиваться от мяча. Даже остановившись, можно приседать, наклоняться. Тот, в кого попадёт мяч, выходит из игры. Названный при этом становится водящим.

Если игрок никого не вышиб, игра начинается сначала.


womanadvice.ru

Игра была очень популярна в советское время, а появилась, скорее всего, в деревне.

  • Количество игроков: от 3 человек.
  • Возраст: от 7 лет.
  • Место: просторное.

Все встают в круг и перекидывают друг другу мячик. Мячик - это горячая картошка, которую нельзя долго держать в руках, нужно сразу же бросать дальше.

Тот, кто не поймает или уронит мячик, садится в центр круга на корточки. Остальные продолжают перебрасывать мяч, а сидящий старается поймать его, не вставая, а только вытягивая руки. Поймает летящий мяч - может выходить из круга и играть дальше со всеми вместе.

9. Гигантские шаги

Дворовая игра с мячом. Живая, шумная, весёлая. Развивает быстроту реакции, сообразительность, глазомер.

  • Количество игроков: от 4 человек.
  • Возраст: 6–8 лет.
  • Место: просторное.

Все игроки стоят рядом. Водящий кидает мячик высоко вверх и убегает как можно дальше. Остальные стараются поймать мяч.

Тот, кто поймает, выкрикивает: «Стоп!» Водящий останавливается. Игрок с мячом определяет на глаз расстояние до водящего в шагах. Шаги могут быть разными:

  • Гигантские - очень широкие шаги.
  • Лилипутские - шаги на полступни.
  • Утята - шаги вприсядку.
  • Зонтики - прыжки с поворотом.
  • Зайчик - прыжки, ноги вместе.

Если игрок угадывает расстояние и умудряется дотянуться до водящего, не ложась на землю, он выигрывает и водит следующий кон.


gagdaily.com

Это девчачья игра со скакалкой. Мальчишки обычно стоят неподалёку и наблюдают, но иногда и встревают, чтобы подурачиться или понравиться девчонкам.

  • Количество игроков: от 3 человек.
  • Возраст: 5–8 лет.
  • Место: просторное.

Игроки становятся в круг на расстоянии вытянутой скакалки от стоящего в центре водящего. Низко, почти по земле водящий вращает скакалку, держа её за один конец.

Когда скакалка долетает до игрока, он её перепрыгивает. И все хором повторяют считалочку:

На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Куколка, балетница,
Воображала, сплетница,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?

Если кто-то не перепрыгнул скакалку или наступил на неё, все хором называют его тем словом, на котором остановилась считалочка.

А какие вы любили больше всего?

Любовь Долганина
«В какие игры играют современные дети?»

какие игры играют современные дети7 "

Нет никакого сомнения в том, что современные дети сильно отличаются от детей 20 и 50 лет назад. Нынешние дети растут в совершенно другом, более насыщенном информационном поле. И, дети , как губка, впитывают всю ту информацию, которую современный мир нам представляет. конечно, же наши дети не похожи на нас .

Дети перестали играть в уличные игры . Нет больше пряток и салочек. Да и во дворе теперь мало кто гуляет, в основном те дети , которые любят много бегать, прыгать, общаться с друзьями и узнавать что-то новое.

Современные дети играют в современные игры . А что такое современная игра ?- это куклы, мишки, войнушки, только в другой реальности. Но ведь так и должно быть- у каждого поколения свои новые герои. И мы бы тоже не стали играть куклами своих мам .

В 2010 году появилась серия фэши- кукол Монстер Хай ("Школа монстров") американской компании Маттель. Разработчики компании вдохновлялись классическими фильмами ужасов. В серии есть кукла Франкен - штейна и падчерицы Дракулы, шкатулка в виде гроба и прочие антуражные предметы. Многие девочки заинтересовались этими куклами и родители приобрели им этих "монстров. Покупка из четырех кукол стоила им около 6.000 рублей.

По мнению психологов- игрушки, пропагандирующие загробный мир наносят непоправимый вред детской психике.

Конституция запрещает вмешательство в семейную жизнь, поэтому,только родители решают, чем будет играть их ребенок . Не нравятся монстры- не покупай! Только как растолковать ребенку вред "страшных" игрушек, когда у его друзей имеется целая коллекция модных вампиров и зомби?. Многие родители выполняют любую прихоть ребенка и покупают дорогие игрушки. А может быть следовало бы хорошо объяснить ребенку, что не всегда у родителей есть такие деньги, и что они нужны на другие покупки.

Еще одна примета сегодняшнего дня : многие дети играют в компьютерные стрелялки, ходилки, так они восполняют нехватку эмоций. Планшеты, телефоны и компьютеры, особенно родительские,- любимые игрушки у маленьких детей.

Родители не всегда знают, в какие компьютерные игры играет их ребенок , и какую пользу и вред приносит компьютер.

О пользе компьютера и компьютерных игр :

Существует ряд развивающих компьютерных игр, которые способствуют развитию логики, внимания, интеллекта, памяти и других качеств.

Существуют компьютерные игры для детей от 3 до 5 лет. Они научат малыша буквам и цифрам, познакомят с миром растений и животных, поспособствуют развитию моторики рук, музыкального слуха, зрительной памяти.

Разработано множество обучающих игр и для младших дошкольников, которые могут углубить свои познания в той или иной области, поспособствуют формированию внимательности, сосредоточенности, усидчивости.

О вреде компьютера и компьютерных игр для детей :

Компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения.

Если ребенок долго сидит за компьютером, есть возможность искривления позвоночника.

Во время работы за компьютером глаза находятся в напряжении и это может привести к снижению зрения.

Возникновение игровой зависимости.

Очень опасны компьютерные игры- стрелялки . Игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается озлобленностью, агрессией. И немудрено, ведь часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрее.

Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время ребенка, не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть один из вариантов отдыха, наряду с чтением книг, просмотром мультфильмов, прогулками на свежем воздухе. Во всем должно быть чувство меры. А игры для детей необходимо правильно выбирать!.

бЧФПТ: мАДНЙМБ ъБТЕЮЕОУЛБС.

йЗТХЫЛБ ДМС ТЕВЕОЛБ ОЕ РТПУФП ЪБВБЧБ - ЬФП ЬЖЖЕЛФЙЧОЩК ЙОУФТХНЕОФ ТБЪЧЙФЙС, РПДУРПТШЕ Ч УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙЙ ДЧЙЦЕОЙК, ПТЗБОПЧ ЮХЧУФЧ, РПОЙНБОЙС ТЕЮЙ. фТХДОП РЕТЕПГЕОЙФШ ЪОБЮЕОЙЕ ЙЗТХЫЛЙ: ДМС ПВЭЕУФЧБ ПОБ - РТЕДНЕФ ЛХМШФХТЩ, РПУТЕДУФЧПН ЛПФПТПЗП РЕТЕДБЕФУС Ч ПУПВПК «УЧЕТОХФПК ЖПТНЕ» УПУФПСОЙЕ УПЧТЕНЕООПК ГЙЧЙМЙЪБГЙЙ. лБЛПЧБ ЛХМШФХТБ, ФБЛПЧЩ Й ЙЗТХЫЛЙ. дМС ЧЪТПУМПЗП ЙЗТХЫЛБ - ЧБЦОЕКЫБС РПНПЭОЙГБ Й УПУФБЧОБС ЮБУФШ ПВТБЪПЧБФЕМШОПК УТЕДЩ, РПУТЕДОЙЛ ПВЭЕОЙС, Б ФБЛЦЕ УТЕДУФЧП ПВХЮЕОЙС ТЕВЕОЛБ, ЕЗП ТБЪЧМЕЮЕОЙС Й ДБЦЕ МЕЮЕОЙС. дМС ТЕВЕОЛБ ЙЗТХЫЛБ: - ЙУФПЮОЙЛ ТБДПУФЙ, РТЕДНЕФ ДМС ФЧПТЮЕУФЧБ; - РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЕ ПТХДЙЕ ПЧМБДЕОЙС ЙН РТЕДНЕФОЩН НЙТПН Й УПВУФЧЕООЩН РПЧЕДЕОЙЕН, РПУФЙЦЕОЙС УМПЦОПУФЕК ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙИ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК - ЪТЙНЩК Й ПУСЪБЕНЩК ДХИПЧОЩК ПВТБЪ ЙДЕБМШОПК ЦЙЪОЙ, ЙДЕБМШОПЗП НЙТБ, Б ЛХЛМБ - ПВТБЪ ЙДЕБМШОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ.

уЕЗПДОС НПЦОП РЕТЕЖТБЪЙТПЧБФШ ЙЪЧЕУФОПЕ ЙЪТЕЮЕОЙЕ: «уЛБЦЙ, ЛБЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ ФЩ ЧЩВЙТБЕЫШ, Й С УЛБЦХ ФЕВЕ, ЛФП ФЩ». чЪТПУМЩЕ ЙЗТХЫЛЙ - ЬФП ОЕ НЕФБЖПТБ, ЬФП ЧУЕТШЕЪ. б ТЕВЕОПЛ Ч ЙЗТЕ УЕТШЕЪЕО, Й ЙЗТХЫЛБ ДМС ОЕЗП - ОЕ РТПУФП ЪБВБЧБ, Б ЛХМШФХТОПЕ ПТХДЙЕ, У РПНПЭША ЛПФПТПЗП ПО ПУЧБЙЧБЕФ ПЗТПНОЩК Й УМПЦОЩК НЙТ.

рПЬФПНХ ПЮЕОШ ЧБЦОП ДМС - ТПДЙФЕМЕК, РЕДБЗПЗПЧ - ЪОБФШ ЬФЙ ФЕОДЕОГЙЙ, ЙИ ОТБЧУФЧЕООП-ДХИПЧОЩК УНЩУМ, ПРТЕДЕМСАЭЙК ОБЫЕ ДЧЙЦЕОЙЕ У ДЕФШНЙ Ч ОБРТБЧМЕОЙЙ дПВТБ, лТБУПФЩ Й йУФЙОЩ ЙМЙ Ч РТПФЙЧПРПМПЦОХА УФПТПОХ.

л РСФЙ ЗПДБН ЛТХРОЩЕ ЙЗТХЫЛЙ РПУФЕРЕООП РЕТЕУФБАФ ЪБОЙНБФШ ТЕВЈОЛБ Й РЕТЕНЕЭБАФУС ЙЪ ЙЗТПЧПК ЪПОЩ ОБ ЛТЕУМБ, ЛТПЧБФЙ, ЫЛБЖЩ. б ЧПФ ОБВПТЩ ЪЧЕТХЫЕЛ, УПМДБФЙЛПЧ, ЛХЛПМШОЩИ УЕНЕК ЪБЧПЈЧЩЧБАФ ЙОФЕТЕУ Й ЬНПГЙЙ ТЕВЈОЛБ. рПСЧМСЕФУС ВПМШЫБС ЧПЪНПЦОПУФШ ДМС РТПЙЗТЩЧБОЙС ТБЪОЩИ ЧБТЙБОФПЧ У ПДОЙНЙ Й ФЕНЙ ЦЕ ЙЗТХЫЛБНЙ; Х ДЕФЕК ТБЪЧЙЧБЕФУС ЖБОФБЪЙС Й ЧППВТБЦЕОЙЕ, НЩЫМЕОЙЕ РЕТЕУФБЈФ ВЩФШ ЛПОЛТЕФОЩН, Б ЬНПГЙПОБМШОЩК НЙТ ПВПЗБЭБЕФУС.

ыЕУФЙМЕФОЕНХ ТЕВЈОЛХ РПМЕЪОЕЕ Й ЙОФЕТЕУОЕЕ ОЕ УФБФЙЮОЩЕ Й ЛПОЛТЕФОЩЕ ЙЗТХЫЛЙ - ПО ВХДЕФ ТБД ОЕПВЩЮОПНХ ЛПОУФТХЛФПТХ, НПДЕМСН ЛПТБВМЕК Й УБНПМЈФПЧ, ЛТБУЙЧЩН ЖМПНБУФЕТБН Й ЪБОЙНБФЕМШОПК ОБУФПМШОПК ЙЗТЕ, ОБВПТХ ДМС ЫЙФШС Й ЧСЪБОЙС.

дЕФСН ПЮЕОШ ОТБЧСФУС ЙЗТХЫЛЙ, УДЕМБООЩЕ УПВУФЧЕООЩНЙ ТХЛБНЙ, ПУПВЕООП, ЕУМЙ ПОЙ УФБОПЧСФУС РПМЕЪОЩНЙ ДМС ДТХЗЙИ. дЕФЙ МАВСФ Ч ЬФПН ЧПЪТБУФЕ ДЕМБФШ ЙЗТХЫЛЙ-РПДБТЛЙ (ЛХИПООЩЕ РТЙИЧБФЛЙ, УБМЖЕФЛЙ, ХЛТБЫЕОЙС). йЗТХЫЕЮОЩЕ НБЗБЪЙОЩ ХИПДСФ ОБ ЧФПТПК РМБО, Б ОБЙВПМШЫЙК ЙОФЕТЕУ Х ДЕФЕК ЧЩЪЩЧБАФ РТЙМБЧЛЙ У ЛБОГЕМСТУЛЙНЙ РТЙОБДМЕЦОПУФСНЙ, УФТПЙФЕМШОЩНЙ НБФЕТЙБМБНЙ, ОЙФЛБНЙ Й РХЗПЧЙГБНЙ. тЕВЈОПЛ УБН ЗПФПЧЙФ УЕВС Л УНЕОЕ ЧЙДБ ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ЫЛПМШОПНХ ПВХЮЕОЙА. йЗТБ — УТЕДУФЧП ДЙБЗОПУФЙЛЙ РУЙИЙЮЕУЛПЗП УПУФПСОЙС ТЕВЕОЛБ, ЕЗП МЙЮОПУФОПЗП ТБЪЧЙФЙС, ОП ЬФП Й РТЕЧПУИПДОЩК НЕФПД ЛПТТЕЛГЙЙ ФЕИ ЙМЙ ЙОЩИ ДЕЖЕЛФПЧ, ОЕДПУФБФЛПЧ, ПФУФБЧБОЙС Ч ТБЪЧЙФЙЙ. йЗТПЧБС РУЙИПФЕТБРЙС СЧМСЕФУС ПДОПК ЙЪ МХЮЫЙИ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ НЕФПДПЧ. йЗТХЫЛБ РПНПЗБЕФ ТЕВЕОЛХ ПЧМБДЕФШ УПВУФЧЕООЩНЙ ЦЕМБОЙСНЙ, УФТБИБНЙ. уФТБИ ФЕНОПФЩ, ОБРТЙНЕТ, НПЦОП РПВЕДЙФШ У РПНПЭША ЧПМЫЕВОЙГЩ, ЛПФПТБС ВХДЕФ СЧМСФШУС ЕЗП ПВЕТЕЗПН. лБЛБС-ОЙВХДШ ТБЛХЫЛБ, ЛБНЕЫЕЛ, ФТСРПЮЛБ ОБДЕМСАФУС ПУПВЩНЙ УЧПКУФЧБНЙ, РЕТЕЦЙЧБОЙСНЙ Й УНЩУМБНЙ. нЩ ЮБУФП ПВОБТХЦЙЧБЕН РПДПВОЩК “НХУПТ”, РЩФБЕНУС ОБЧЕУФЙ РПТСДПЛ Ч ДЕФУЛПН ХЗПМЛЕ. й ЧУСЛЙК ТБЪ УФБМЛЙЧБЕНУС У РТПФЕУФБНЙ Й РТПУШВБНЙ ТЕВЕОЛБ ОЕ ЧЩВТБУЩЧБФШ ЙИ. б НПЦЕФ ВЩФШ Й РТБЧДБ, МХЮЫЕ РХУФШ ВХДЕФ ЛБНЕЫЕЛ - ЮЕН ФТБОУЖПТНЕТ, ЙМЙ ТБЛХЫЛБ - ЮЕН НПОУФТ.

вПМШЫЙОУФЧП УПЧТЕНЕООЩИ ЙЗТХЫЕЛ УРПУПВОЩ РПТПДЙФШ ЮХДЙЭ Ч ДХЫЕ НБМЕОШЛПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. у ЬФЙН, Л УПЦБМЕОЙА, РТЙИПДЙФУС УФБМЛЙЧБФШУС ЧУЕ ЮБЭЕ.

УЕКЮБУ Ч РТПДБЦЕ ВПМШЫПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ЙЗТХЫЕЛ, УПЫЕДЫЙИ У ЬЛТБОПЧ ФЕМЕЧЙЪПТПЧ Й ТБУЛТХЮЕООЩИ ДЕФУЛЙНЙ УЕТЙБМБНЙ: РПЛЙНПОЩ, НПОУФТЩ, ЮЕМПЧЕЛ - РБХЛ, вЬФНБОЩ. ьФЙ ЙЗТХЫЛЙ УРПУПВУФЧХАФ ОБЛПРМЕОЙА БЗТЕУУЙЧОЩИ ЖБОФБЪЙК ТЕВЕОЛБ.

л ЛБФЕЗПТЙЙ НПОУФТПЧ НПЦОП ПФОЕУФЙ ЧУЕЧПЪНПЦОЩЕ ЙЗТХЫЛЙ- ФТБУЖПТНЕТЩ: ЮЕМПЧЕЛ- НБЫЙОБ, ЮЕМПЧЕЛ- ТПВПФ, ЮЕМПЧЕЛ- ЮХДЙЭЕ. чЪТПУМЩЕ УМПЧОП ЪБВЩМЙ, ЮФП ЙЗТХЫЛБ - ЬФП ОЕ РТПУФП ЪБВБЧБ. пОБ ЪБЛМБДЩЧБЕФ Ч ДХЫХ ТЕВЕОЛБ РЕТЧПОБЮБМШОЩЕ РПОСФЙС ДПВТБ Й ЪМБ. й ПРБУОП, ЕУМЙ ЬФП РТПЙУИПДЙФ Ч ЙЗТЕ У ОЕЗБФЙЧОЩН ЗЕТПЕН. мАВПЕ РТПЙЗТБООПЕ ТЕВЕОЛПН ДЕКУФЧЙЕ УРПУПВОП ЧПУРТПЙЪЧПДЙФШ УЕВС Ч ТЕБМШОПУФЙ. йЗТХЫЛБ РТПЗТБННЙТХЕФ РПЧЕДЕОЙЕ ТЕВЕОЛБ. й ЧБЦОП РПОЙНБФШ, ЛБЛ ЧПЪДЕКУФЧХЕФ ЙЗТХЫЛБ Й ЮФП ЪБ РТПЗТБННХ ПОБ Ч УЕВЕ ОЕУЕФ. й ЗТХЫЛЙ, ЛПФПТЩЕ, РП ХЧЕТЕОЙСН ЙИ ТБЪТБВПФЮЙЛПЧ, ТЕБМЙЪХАФ ДТХЗЙЕ РПФТЕВОПУФЙ ТЕВЕОЛБ - ВЩФШ УЙМШОЩН, ЧЪТПУМЩН, НПЗХЭЕУФЧЕООЩН. ьФП, ЛПОЕЮОП ЦЕ, УПЧУЕН ОПЧЩЕ ЗЕТПЙ: ЮЕТЕРБЫЛЙ-ОЙОШЪС, ФТБОУЖПТНЕТЩ-ТПВПФЩ, ТБЪОЩЕ ВЬФНБОЩ, ЮЕМПЧЕЛ-РБХЛ Й ДТХЗЙЕ НПОУФТЩ. оБ УБНПН ДЕМЕ, ЬФЙ ЙЗТХЫЛЙ УРПУПВУФЧХАФ ОБЛПРМЕОЙА БЗТЕУУЙЧОЩИ ЖБОФБЪЙК ТЕВЕОЛБ, ЮБУФП ТЕБМЙЪХЕНЩИ Ч ЦЙЪОЙ У ВПМЕЕ УМБВЩНЙ - ЦЙЧПФОЩНЙ ЙМЙ НБМЕОШЛЙНЙ ДЕФШНЙ. б РПЛЕНПО? лБТНБООЩК НПОУФТ - ЙНЕООП ФБЛ РЕТЕЧПДЙФУС ВХЛЧБМШОП ЬФП УМПЧЕЮЛП. нБЛУЙНБМШОБС ОЕМЕРПУФШ, ОЕЕУФЕУФЧЕООПУФШ, ЛПЧБТУФЧП Й БЗТЕУУЙЧОПУФШ-ЧПФ ЮФП РТЙУХЭЕ ЧУЕН РПЛЕНПОБН. рПУТЕДУФЧПН ХТПДМЙЧПК ЙЗТХЫЛЙ ГЙОЙЮОП ЬЛУРМХБФЙТХЕФУС РПФТЕВОПУФШ ТЕВЕОЛБ Ч ЧПМЫЕВУФЧЕ Й УЛБЪЛЕ! лБЛЙЕ ЮХЧУФЧБ НПЦЕФ ЧПУРЙФБФШ ЬФБ ЙЗТХЫЛБ Х НБМЩЫБ?!

оЕУПНОЕООП, Х ТЕВЈОЛБ ДПМЦЕО ВЩФШ ПРТЕДЕМЈООЩК ОБВПТ ЙЗТХЫЕЛ, УРПУПВУФЧХАЭЙИ ТБЪЧЙФЙА ЕЗП ЮХЧУФЧЕООПЗП ЧПУРТЙСФЙС, НЩЫМЕОЙС, ЛТХЗПЪПТБ, РПЪЧПМСАЭЙИ ЕНХ РТПЙЗТЩЧБФШ ТЕБМШОЩЕ Й УЛБЪПЮОЩЕ УЙФХБГЙЙ, РПДТБЦБФШ ЧЪТПУМЩН.

ЙЗТХЫЛЙ ЙЪ ТЕБМШОПК ЦЙЪОЙ: ЛХЛПМШОПЕ УЕНЕКУФЧП (НПЦЕФ ВЩФШ Й УЕНШС ЪЧЕТХЫЕЛ), ЛХЛПМШОЩК ДПНЙЛ, НЕВЕМШ, РПУХДБ, НБЫЙОЩ, МПДЛЙ, ЛПОУФТХЛФПТЩ, ЛБУУБ, ЧЕУЩ, НЕДЙГЙОУЛЙЕ Й РБТЙЛНБИЕТУЛЙЕ РТЙОБДМЕЦОПУФЙ, ЮБУЩ, УФЙТБМШОЩЕ НБЫЙОЩ, РМЙФЩ, ФЕМЕЧЙЪПТЩ, НЕМЛЙ Й ДПУЛБ, УЮЈФЩ, НХЪЩЛБМШОЩЕ ЙОУФТХНЕОФЩ, ЦЕМЕЪОЩЕ ДПТПЗЙ, ФЕМЕЖПО Й Ф.Д.

ЛБЛХА ЛХЛМХ МХЮЫЕ РПЛХРБФШ: “рХРУБ” ЙМЙ вБТВЙ? ч ДБООПН УРПТЕ ВПМШЫПЕ ЪОБЮЕОЙЕ ЙЗТБЕФ ЧПЪТБУФ ТЕВЕОЛБ. х ДЕЧПЮЕЛ ДПЫЛПМСФ УЙМЕО ЙОУФЙОЛФ НБФЕТЙОУФЧБ, ПО ОБИПДЙФ УЧПЕ ЧПРМПЭЕОЙЕ Ч ЙЗТЕ У ЛХЛМПК, ЛПФПТХА ИПЮЕФУС ОСОЮЙФШ, МЕЮЙФШ, ХЛМБДЩЧБФШ УРБФШ, ЛПТНЙФШ, ЛБФБФШ Ч ЛПМСУЛЕ. б вБТВЙ ОБДП ПДЕЧБФШ, ТБЪДЕЧБФШ, РТЙПВТЕФБФШ ДМС ОЕЕ ЧУЕ ОПЧЩЕ ЧЕЭЙ. пВТБЪ ЦЙЪОЙ ЕЕ - ЬФП ВЕУЛПОЕЮОЩЕ ОБТСДЩ, ТБЪЧМЕЮЕОЙС, УНЕОЩ РБТФОЕТПЧ. рП ПФОПЫЕОЙА Л ЛХЛМЕ ДЕЧПЮЛБ РПЮХЧУФЧХЕФ УЕВС ЗПТОЙЮОПК ЙМЙ, Ч МХЮЫЕН УМХЮБЕ, РПДТХЦЛПК, Б ОЕ НБНПК.

еУМЙ ДЕЧПЮЛБ ЙЗТБЕФ У РХРУПН, ЛПФПТЩК ЧЩЗМСДЙФ, ФБЛ ЦЕ ЛБЛ Й ДЕЧПЮЛБ, ФП Х ДЕЧПЮЛЙ ОЕ ЧПЪОЙЛБЕФ РТПФЙЧПТЕЮЙС НЕЦДХ ОЕК УБНПК (НЕЦДХ ФПК ДЕЧПЮЛПК, ЛПФПТХА ПОБ ЧЙДЙФ Ч ЪЕТЛБМЕ, Й ФПК, ЛПФПТХА ДЕТЦЙФ Ч ТХЛБИ). вБТВЙ ЦЕ, ЧЪТПУМБС ЛТБУЙЧБС ДЕЧХЫЛБ У ТБЪЧЙФЩНЙ ЖПТНБНЙ - ТЕВЕОПЛ РТПРХУЛБЕФ ЮЕТЕЪ УЕВС ЬФПФ ПВТБЪ (ЖЙЗХТБ, ПВТБЪ ЦЙЪОЙ, УФЙМШ РПЧЕДЕОЙС). ьФП РТЙЧПДЙФ Л ФПНХ, ЮФП ДЕЧПЮЛБ УФТЕНЙФУС Л ПВТБЪХ, Л ЖЙЗХТЕ вБТВЙ Й ОЕ РТЙОЙНБЕФ ФП, ЮФП Х ОЕЕ ЕУФШ.

фБЛЙН ПВТБЪПН, вБТВЙ ЙНЕЕФ УНЩУМ РПЛХРБФШ ЫЛПМШОЙГЕ - Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ДЕЧПЮЛЙ ДПЫЛПМШОПЗП ЧПЪТБУФБ, ПОБ ПГЕОЙФ РП ДПУФПЙОУФЧХ ЕЕ ЛТБУПФХ Й РТЕДПУФБЧМСЕНЩЕ ЕА ЙЗТПЧЩЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ, ОП ОЕ ПЛБЦЕФУС РПД РТЕУУПН ЦЕУФЛПК "РТПЗТБННЩ", ЛПФПТХА ЬФБ ЛХЛМБ ДЙЛФХЕФ.

ЙЗТХЫЛЙ, РПНПЗБАЭЙЕ "ЧЩРМЕУОХФШ" БЗТЕУУЙА:

уПМДБФЙЛЙ, ТХЦШС, НСЮЙ, ОБДХЧОЩЕ ЗТХЫЙ, РПДХЫЛЙ, ТЕЪЙОПЧЩЕ ЙЗТХЫЛЙ, УЛБЛБМЛЙ, ЛЕЗМЙ, Б ФБЛЦЕ ДТПФЙЛЙ ДМС НЕФБОЙС Й Ф.Д.

бЗТЕУУЙЧОЩЕ ЙЗТХЫЛЙ РТПЧПГЙТХАФ ЙЗТЩ У УППФЧЕФУФЧХАЭЙН ОБУФТПЕОЙЕН. ч ИПДЕ БЗТЕУУЙЧОПК ЙЗТЩ ДЕФЙ РХЗБАФ ДТХЗ ДТХЗБ ПТХЦЙЕН.

фБЛПК ЙУРХЗ НПЦЕФ ЙНЕФШ ОЕПВТБФЙНЩЕ РПУМЕДУФЧЙС Ч ВХДХЭЕН. лТПНЕ ФПЗП, Х ДЕФЕК НПЗХФ ЧПЪОЙЛБФШ УФТБИЙ, ЛПФПТЩЕ ВХДХФ РТПСЧМСФШУС Й Ч РПУМЕДХАЭЕК ЦЙЪОЙ. оЕЛПФПТЩЕ ДЕФЙ Ч УЙМХ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ ПУПВЕООПУФЕК УЛМПООЩ Л БЗТЕУУЙЙ РП ПФОПЫЕОЙА Л ПЛТХЦБАЭЙН, ЙЗТЩ У ЧПЕООЩНЙ ЙЗТХЫЛБНЙ ПВПУФТСАФ ЬФП ЮХЧУФЧП Х ДЕФЕК.

ч ФП ЦЕ ЧТЕНС Ч ДПЫЛПМШОЩК РЕТЙПД ЙЗТХЫЛЙ (ЧУЕЧПЪНПЦОПЕ ПТХЦЙЕ, УПМДБФЙЛЙ, ФБОЛЙ Й Ф.Д.) РПНПЗБАФ ОБКФЙ ЧЩИПД ЧОХФТЕООЕК БЗТЕУУЙЙ, ЛПФПТБС УЛТЩФБ Ч ЛБЦДПН ЮЕМПЧЕЛЕ. еУМЙ ПОБ ЧЩРМЕУЛЙЧБЕФУС ЮЕТЕЪ "ЧПЕООЩЕ" ЙЗТЩ, ФП Ч ТЕБМШОПК ЦЙЪОЙ ЮЕМПЧЕЛ УФБОПЧЙФУС ВПМЕЕ УРПЛПКОЩН Й ХТБЧОПЧЕЫЕООЩН. х ДЕФЕК ЬОЕТЗЙЙ ЗПТБЪДП ВПМШЫЕ, ЮЕН Х ЧЪТПУМЩИ МАДЕК, Й ПОБ ПВСЪБФЕМШОП ДПМЦОБ ЙНЕФШ ЧЩИПД. оП ЕУМЙ ЧЩ ЪБНЕФЙМЙ, ЮФП БЗТЕУУЙС ТЕЗХМСТОП УФБОПЧЙФУС ПУОПЧОЩН УПДЕТЦБОЙЕН ЙЗТЩ, ЬФП НПЦЕФ ЗПЧПТЙФШ П ФПН, ЮФП ЕЈ ХТПЧЕОШ Х НБМЩЫБ УМЙЫЛПН ЧЩУПЛ. оБ ЬФП УФПЙФ ПВТБФЙФШ ПУПВПЕ ЧОЙНБОЙЕ Й, ЧПЪНПЦОП,).РТПЛПОУХМШФЙТПЧБФШУС УП УРЕГЙБМЙУФПН.
- йЗТХЫЛЙ ДМС ТБЪЧЙФЙС ФЧПТЮЕУЛПК ЖБОФБЪЙЙ Й УБНПЧЩТБЦЕОЙС:

лХВЙЛЙ, ЛПОУФТХЛФПТЩ, БЪВХЛЙ, ОБУФПМШОЩЕ ЙЗТЩ, ТБЪТЕЪОЩЕ ЛБТФЙОЛЙ ЙМЙ ПФЛТЩФЛЙ, ЛТБУЛЙ РМБУФЙМЙО, НПЪБЙЛБ, ОБВПТЩ ДМС ТХЛПДЕМЙС, ОЙФЛЙ, ЛХУПЮЛЙ ФЛБОЙ, ВХНБЗБ ДМС БРРМЙЛБГЙК, ЛМЕК Й Ф.Д.

нСЗЛБС ЙЗТХЫЛБ. еЕ ЗМБЧОПЕ ОБЪОБЮЕОЙЕ — ДБТЙФШ НБМЩЫХ ОЕЦОПУФШ. пОБ ЙУРПМШЪХЕФУС РУЙИПФЕТБРЕЧФБНЙ, РУЙИПМПЗБНЙ Й ЧТБЮБНЙ: РХЫЙУФЩК НЙЫЛБ, УЙНРБФЙЮОЩК УМПОЙЛ, Й МПИНБФБС УПВБЮЛБ УРПУПВОЩ ЧЩМЕЮЙФШ ТЕВЕОЛБ ПФ УФТБИПЧ Й ДБЦЕ ОПЮОПЗП ЬОХТЕЪБ. бНЕТЙЛБОУЛЙЕ РУЙИПМПЗЙ, ЙУУМЕДХС ДЕФЕОЩЫЕК ПВЕЪШСО, ПВОБТХЦЙМЙ УМЕДХАЭЕЕ: ЕУМЙ ПВЕЪШСОЛЕ ДБФШ ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩВПТБ НЕЦДХ ДЧХНС УХТТПЗБФОЩНЙ НБНБНЙ, ПДОБ ЙЪ ЛПФПТЩИ ЙЪ ИПМПДОПК РТПЧПМПЛЙ, ОП У ВХФЩМПЮЛПК НПМПЛБ, Б ДТХЗБС ЙЪ ЙУЛХУУФЧЕООПЗП НЕИБ, ОП ВЕЪ ВХФЩМПЮЛЙ, ФП ЙУРХЗБООЩК Й ЗПМПДОЩК ДЕФЕОЩЫ ЧЩВЙТБЕФ … ЧФПТХА: НСЗЛХА Й ХАФОХА, ДБАЭХА УФПМШ ОЕПВИПДЙНПЕ ЕНХ ЮХЧУФЧП ВЕЪПРБУОПУФЙ. оЕХДЙЧЙФЕМШОП, ЮФП ОБЫЙ ДЕФЙ ФБЛ МАВСФ РХЫЙУФЩИ ЪЧЕТСФ.

ч НБЗБЪЙОБИ НПЦОП ОБКФЙ МАВЙНЩНЙ ЧУЕНЙ У ДЕФУФЧБ РЕТУПОБЦЕК “уРПЛПКОПК ОПЮЙ, НБМЩЫЙ”, ЛПФПТЩЕ ХЮБФ ДПВТХ Й УРТБЧЕДМЙЧПУФЙ, ОЕ ПВНБОЩЧБФШ Й ОЕ РТЕДБЧБФШ Й НОПЗПНХ ДТХЗПНХ. й ЧУЕ ЬФП ТБУЛТЩЧБЕФУС Ч РПОСФОПК ДМС ДЕФЕК ЖПТНЕ. пОЙ ЙЪМХЮБАФ ДПВТП Й МАВПЧШ Л ЛБЦДПНХ ЪТЙФЕМА, Б ФЕ ФПЦЕ ПФЧЕЮБАФ МАВПЧША. ьФЙ ЗЕТПЙ НПЗХФ РТЙОЕУФЙ ЕЭЕ ПДОХ ЮБУФЙЮЛХ ФЕРМБ Й ОЕЦОПУФЙ Й ОБРПНОСФ П ФЕИ ФЕНБИ, ЛПФПТЩЕ ЪБФТБЗЙЧБМЙУШ ЙНЙ.

ДМС ДЕФЕК РПУФБТЫЕ НПЦОП ЛХРЙФШ РПУФТПКЛЙ ЛПТБВМЕК, УБНПМЕФПЧ, МПДПЛ. дМС ДЕЧПЮЕЛ ЛТБУЙЧЩЕ ОБВПТЩ ДМС ЧЩЫЙЧБОЙС, ВЙУЕТПРМЕФЕОЙС, ТПУРЙУЙ РП ФЛБОЙ Й ДЕТЕЧХ. ьФЙ ЙЗТЩ РТЙХЮБАФ ДЕФЕК Л УБНПУФПСФЕМШОПУФЙ, ФТХДПМАВЙА, ЪБВПФЕ П ВМЙЦОЙИ. чЕДШ ЛХДБ РТЙСФОЕЕ ЧЩЫЙФШ ДМС НБНЩ УБМЖЕФЛХ, РПДБТЙФШ РБРЕ ОБ ДЕОШ ТПЦДЕОЙЕ НПДЕМШ УБНПМЕФБ ЙМЙ РПТБДПЧБФШ УЕУФТХ ЖЕОЕЮЛПК. мАВБС ЧЕЭШ, ЙЪЗПФПЧМЕООБС УЧПЙНЙ ТХЛБНЙ — УБНБС МХЮЫБС ДМС ТЕВЕОЛБ Й УБНЩК ДПТПЗПК РПДБТПЛ ДМС ЕЗП ДТХЪЕК ЙМЙ ТПДЙФЕМЕК.

РПДТБЦБС ЧЪТПУМЩН, ТЕВЕОПЛ ЧПУРТПЙЪЧПДЙФ ФЕ ПФОПЫЕОЙС, ЛПФПТЩЕ ПО ОБВМАДБЕФ. еУМЙ ТЕВЕОПЛ Ч ЙЗТЕ ЦЕУФПЛП ПВТБЭБЕФУС УП УЧПЕК ЙЗТХЫЛПК, ОЕВТЕЦОП ПФОПУЙФУС Л ОЕК, ФП ЬФП РТЙЧПДЙФ Л ФПНХ, ЮФП Х ТЕВЕОЛБ ПВТБЪХАФУС УОБЮБМБ РМПИЙЕ РТЙЧЩЮЛЙ, Б ЪБФЕН РПСЧМСАФУС ПФТЙГБФЕМШОЩЕ ЮЕТФЩ ИБТБЛФЕТБ - ЬЗПЙЪН, ОЕТСЫМЙЧПУФШ, ХРТСНУФЧП.

оБПВПТПФ, ЕУМЙ ТЕВЕОПЛ МБУЛПЧ УП УЧПЕК ЙЗТХЫЛПК, ХВЙТБЕФ ЕЕ ОБ НЕУФП, ФП Х ОЕЗП ТБЪЧЙЧБЕФУС ВЕТЕЦОПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л ЧЕЭБН, ФТХДПМАВЙЕ, ПВЭЙФЕМШОПУФШ Й ДТХЗЙЕ ГЕООЩЕ ЛБЮЕУФЧБ. тБЪЧЙФЙЕ ЙЗТПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ТЕВЕОЛБ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС РТЙ БЛФЙЧОПН ХЮБУФЙЙ ЧЪТПУМПЗП. дМС ФПЗП, ЮФПВЩ НБМЩЫ РПМАВЙМ ЙЗТХ, НПЗ ДПМЗП Й УПУТЕДПФПЮЕООП ЙЗТБФШ, ЕЗП ОБДП ХЮЙФШ ЬФПНХ. йЗТБ ПФ ПВЭЕОЙС УП ЧЪТПУМЩН УФБОПЧЙФШУС ВПЗБЮЕ, УПДЕТЦБФЕМШОЕЕ. тПДЙФЕМЙ ДПМЦОЩ ЙОФЕТЕУПЧБФШУС ЙЗТБНЙ ДЕФЕК, РПНПЗБФШ ТБУЫЙТСФШ ЙИ УАЦЕФЩ, ОЕ УЮЙФБФШ ЙЗТХ РХУФПК ЪБВБЧПК Й ХДЕМСФШ ЕК ДПМЦОПЕ ЧОЙНБОЙЕ. чЕДШ ЙЗТБ ОЕ ФПМШЛП ЪБВБЧМСЕФ НБМЩЫБ, ОП Й ТБЪЧЙЧБЕФ.

ПУПВХА ТПМШ Ч ТБЪЧЙФЙЙ НБМЩЫБ ЙЗТБАФ ПВХЮБАЭЙЕ (ДЙДБЛФЙЮЕУЛЙЕ) ЙЗТХЫЛЙ. дЙДБЛФЙЮЕУЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ ЙУРПМШЪХАФ ДМС ТБЪЧЙФЙС Й ПВХЮЕОЙС ТЕВЕОЛБ. л УПЦБМЕОЙА, УЕКЮБУ ПВХЮБАЭЙЕ ЙЗТХЫЛЙ УФПСФ ДПТПЗП, Б ДМС РПМОПГЕООПЗП ТБЪЧЙФЙС НБМЩЫБ ЙЗТБФШ Ч ОЙИ ОХЦОП ЮБУФП. оЕНОПЗП ЖБОФБЪЙЙ, ФТХДПМАВЙС, Й ЧЩ УНПЦЕФЕ УНБУФЕТЙФШ ПФМЙЮОЩЕ РПУПВЙС, ЛПФПТЩЕ ПЛБЦХФУС РПМЕЪОЩНЙ ДМС ЧБЫЙИ ДЕФЕК.

йЗТХЫЛБ РТПЗТБННЙТХЕФ ПУПВЩН ПВТБЪПН РПЧЕДЕОЙЕ ТЕВЕОЛБ. й ЧБЦОП РПОЙНБФШ, ЛБЛ ЧПЪДЕКУФЧХЕФ ЙЗТХЫЛБ Й ЮФП ЪБ РТПЗТБННХ ПОБ ОЕУЕФ. рПУЛПМШЛХ ЕУФШ ДПВТП Й ЪМП, ЙДЕБМ Й БОФЙЙДЕБМ, ЙЗТХЫЛБ НПЦЕФ ВЩФШ БОФЙЙЗТХЫЛПК.

«йЗТХЫЛБНЙ» ОБЪЩЧБАФ Й ЛПНРШАФЕТОЩЕ ЙЗТЩ. оБЫЙ ДЕФЙ РПЗТХЦБАФУС Ч ЧЙТФХБМШОЩК НЙТ, ЮФП ОБЪЩЧБЕФУС, «У ЗПМПЧПК». рПТПК ЛБЦЕФУС, ЮФП Ч ТЕБМШОПУФЙ УХЭЕУФЧХЕФ МЙЫШ «ПВПМПЮЛБ» НБМЕОШЛПЗП ЙЗТПЛБ, Б УБН ПО ОБИПДЙФУС ЗДЕ-ФП ПЮЕОШ ДБМЕЛП: ВТПДЙФ РП МБВЙТЙОФХ У ПЮЕТЕДОЩН «УРБУЙФЕМЕН НЙТБ», ФБТБОЙФ НБЫЙОЩ ОБ ЗПОЛБИ, РТПОЙЛБЕФ Ч ФЩМ РТПФЙЧОЙЛБ, ЮФПВЩ УПТЧБФШ ЕЗП ПЮЕТЕДОПК РМБО. х ТЕВЕОЛБ, УЙДСЭЕЗП ЧПЪМЕ ЛПНРШАФЕТБ, НПЦОП ОБВМАДБФШ ФБЛПЕ ЦЕ ЪМПВОПЕ ЧЩТБЦЕОЙЕ МЙГБ, ОБРТСЦЕООХА РПЪХ, УХДПТПЦОЩЕ ДЧЙЦЕОЙС, ЛБЛ Й РТЙ ЙЗТЕ У ПТХЦЙЕН. тЕВЕОПЛ РТЙЧЩЛБЕФ ХВЙЧБФШ, Й ДМС ОЕЗП МЙЫЙФШ ЦЙЪОЙ, РХУФШ ДБЦЕ Й ЧЙТФХБМШОПЕ УХЭЕУФЧП, РПУФЕРЕООП УФБОПЧЙФУС МЕЗЮЕ МЕЗЛПЗП. лПНРШАФЕТ-ЬМЕЛФТПООБС НБЫЙОБ, УПЪДБООБС ЧЪТПУМЩНЙ ДМС ТЕЫЕОЙС УЧПЙИ ЪБДБЮ Й, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, ДМС ТБВПФЩ. йЗТХЫЛПК, Л ФПНХ ЦЕ ОЕВЕЪПРБУОПК, ПО УФБМ ФПМШЛП РПФПН. юФП ОЕУЕФ Ч УЕВЕ ЬЛТБО? 1) йЪНЕОЕОЙС Ч УЙУФЕНЕ ГЕООПУФЕК. цЙЧПЕ, ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЕ, ОЕРПУТЕДУФЧЕООПЕ ХУФХРБЕФ НЕУФП ФЕИОПЛТБФЙЮЕУЛПНХ, ПРПУТЕДУФЧЕООПНХ ПВЭЕОЙА Й ПВХЮЕОЙА, ЛПЗДБ ХЮЙФЕМШ ОЕ ОХЦЕО. 2) ьЛТБО РПУТЕДУФЧПН ПРФЙЮЕУЛЙИ ЬЖЖЕЛФПЧ, ЛМЙРПЧПУФЙ Й ДТХЗЙИ РТЙЕНПЧ ФТБОУЖПТНЙТХЕФ ФТБДЙГЙПООХА ДЕФУЛХА ЛБТФЙОХ НЙТБ Ч ЙОХА (ЧЙТФХБМШОХА) ТЕБМШОПУФШ, ТЕВЕОПЛ ПФЗПТБЦЙЧБЕФУС ПФ ТЕБМШОПЗП НЙТБ. 3) ьЛТБО СЧМСЕФУС ЛПОУФТХЛФПТПН ОПЧПЗП НЙТПРПТСДЛБ: «ОПЧПК НПТБМЙ», ОПЧЩИ ЬФЙЮЕУЛЙИ ОПТН. ч ОБЮБМЕ ФТЕФШЕЗП ФЩУСЮЕМЕФЙС НЩ ДЕКУФЧЙФЕМШОП УФПЙН ОБ РПТПЗЕ ЗМПВБМШОЩИ ЙЪНЕОЕОЙК УЙУФЕНЩ УПГЙБМШОЩИ УЧСЪЕК, ХУФБОПЧПЛ, ГЕООПУФЕК. оП ОЕ ЧУЕ ФБЛ РМПИП. х ОБУ ЕУФШ НХДТЩЕ ЙЗТХЫЛЙ. ьФП: НСЗЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ-РЕТУПОБЦЙ-жЙМС, иТАЫБ, уФЕРБЫЛБ Й РТ. ьФП ОБВПТЩ ДМС РПУФТПЕЛ. ьФП ЛТБУЙЧЩЕ ОБВПТЩ ДМС ЧЩЫЙЧБОЙС, ЧСЪБОЙС Й Ф.Д. рПНОЙФЕ, ЮФП ОЙЛБЛЙЕ УБНЩЕ ТПУЛПЫОЩЕ, ДПТПЗЙЕ ЙЗТХЫЛЙ ОЕ ЪБНЕОСФ ЧБЫЕЗП ЦЙЧПЗП, МАВПЧОПЗП ПВЭЕОЙС У ТЕВЕОЛПН.