Особенности поведения ребенка 5 6 лет. Психология ребенка пяти лет. Ведущей деятельностью ребенка является сюжетно-ролевая игра

Данная статья поможет родителям определить уровень знаний и умений ребенка в 5-6-летнем возрасте. Будут приведены некоторые показатели степени зрелости психических процессов ребенка.

Прочитав статью, вы сможете определить потенциальные возможности ребенка в различных направлениях.

Также узнаете в каких конкретных знаниях ребенок имеет успехи, а в каких необходимо «подтянуться».

Что должен уметь ребенок в возрасте 5-6 лет

Обиход

  • Продеть нитку в ушко иголки и пришить пуговицу;
  • Знать что такое правильное поведение за столом (не играться с пищей и столовыми приборами);
  • Полоскать рот после каждого приема пищи и самостоятельно чистить зубы;
  • Понимать, что такое опрятный внешний вид — следить за состоянием одежды, самостоятельно стричь ногти, расчесываться;
  • Знать какой текущий месяц и день недели;
  • Уметь звонить по телефону;
  • Знать сигналы светофора и места пешеходных переходов;
  • Застегивать молнию, пуговицы, ремни и завязывать шнурки.

Окружающий мир

  • Знать названия мебели и бытовых приборов;
  • Знать название продуктов и приготовленных блюд;
  • Знать какие природные явления свойственны тому или иному времени года;
  • Знать страну, город и домашний адрес.
  • К данной теме можно отнести и названия мультфильмов, праздников, имена родственников, названия диких и домашних животных и так далее.

Развитие речи

  • Знать свою фамилию, имя и отчество. Уметь рассказать о себе краткую биографию — когда родился, где проживает, какие учреждения посещает, какие игры самые любимые;
  • Знать наизусть несколько стихотворений (больше 10 четверостиший), периодически рассказывая их с выражением;
  • Уметь отличать вопросительное предложение от восклицательного, а повествовательное от побудительного;
  • Уметь рассуждать на какие-либо темы, участвовать в спорах и приводить логические доводы;
  • Уметь различать монолог от диалога;
  • Уметь применять интонацию, проявляя свои чувства и эмоции;
  • Речь должна быть чистой.

Логическое мышление

  • Уметь выполнять различные задания, в которых необходимо из предлагаемых предметов убрать лишний (например, кастрюля, половник, стакан, сито, фен, холодильник. Лишний предмет — фен);
  • Уметь придумывать свой рассказ к картинкам или придумывать конец к какой-либо статье;
  • Уметь раскладывать предметы или картинки с предметами по общим признакам (например, кошка, журавль, медведь, собака, ястреб, лиса. Разделить на три группы — домашние животные, дикие животные и птицы).

Математические знания

  • Уметь решать некоторые головоломки и простые примеры с числами до 10;
  • Уметь считать до 10 и отсчитывать обратно;
  • Определять какое число больше, а какое меньше;
  • Уметь различать геометрические предметы: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг, ромб, трапеция;
  • Уметь поделить круг, квадрат и прямоугольник на 2, 3 и 4 одинаковые части;
  • Знать названия направлений: вперед, назад, вверх, вниз, влево, вправо.

На протяжении всей жизни человеку свойственно меняться. Естественно, такие очевидные этапы, как рождение, взросление и старение, проходит абсолютно все живое, и не важно, животное это, растение или человек. Но именно Homo sapiens преодолевает колоссальный путь в развитии своего интеллекта и психологии, восприятия себя и окружающего мира. Наиболее значимо и наглядно проявляются возрастные психологические особенности детей. 5-6 лет после рождения ребенка составляют фундамент будущего взрослого индивидуума, опыт первых годов жизни определяет отношение к себе, личной жизни, семье, карьере и увлечениям.

Кризис первого года жизни ребенка

На протяжении всей жизни человека преследуют кризисы. Самый первый проявляется в столь раннем возрасте, что очень трудно адекватно оценить, насколько перенес его. Это так называемый он происходит в три месяца отроду. Для мамы и ее чада это первое преодоление трудностей. В случае успеха ребенок ощущает уверенность в своей родительнице, он осознает, насколько может на нее положиться.

Такая неразрывная связь длится до одного года, пока малыш не научится элементарным вещам, не почувствует свою самостоятельность. И пусть она абсолютно эфемерная, ведь все понимают (кроме самого карапуза), что без семьи и поддержки он пропадет, но для ребенка крайне важно осознать, что он может делать сам определенные действия. Гиперопека в этот период чревата последствиями в более зрелом возрасте и в полной мере выразит психологические особенности детей 5-6 лет. Такие ребята не хотят помогать родителям, не могут самостоятельно собраться на прогулку, не стремятся к знаниям.

Малышу три года. Как с ним справиться?

Следующим сложным периодом, который предстоит пройти как ребенку, так и его маме с папой, становится трехлетний кризис. Маленький человек может самостоятельно себя обслуживать. Для него не составляет труда кушать, одеваться, справлять нужду, он может играть с друзьями или сам, у него уже есть свои предпочтения, любимые герои и игрушки. Родителям очень важно не переоценить способностей своего малыша. Несмотря на всю показную браваду, он еще слишком мал, не понимает многого и живет сиюминутными бедами и радостями. В три года не наступило время, когда ребенок в состоянии делать сложные логические выводы, умозаключения. С ним можно договориться о деле, но через полчаса все благополучно забудется. Не из вредности или баловства, как думают многие родители. Мозг в таком возрасте не готов создавать сложные цепочки взаимодействий между людьми, процессами и событиями в жизни.

Первые шаги человека в социуме

Особенности психологии детей 5-6 лет отличаются как раз тем, что это огромный скачок в развитии ребенка. Значительно подросший малыш - это уже не тот ангел, которому все простительно. Начинаются кардинальные перестройки в физиологии и психологии. Это промежуточный этап перед подростковым возрастом и подготовка к школе. Для каждого такие процессы проходят индивидуально. Чтобы обобщить, можно сказать, что психологические особенности ребенка 5-6 лет заключаются в его становлении в социуме. В этот период все дети выходят из привычного для себя круга.

Многие преодолели этот сложный путь раньше, еще в три-четыре года, когда только пошли на занятия в садик или развивающую группу. У детей, столкнувшихся с первыми трудностями взаимодействия с чужими взрослыми, другими детьми, этот кризис проходит легче, им проще адаптироваться и осознать нормы поведения. Поэтому мамам, которые предпочли самостоятельные занятия с малышом дома, без посещения дошкольных заведений, стоит организовывать досуг ребенка так, чтобы он не был одинок и имел возможность отшлифовать коммуникативные способности. В этом периоде жизни ребенок начинает перенимать модель поведения своих родителей, их способ жизни, привычки и психологические особенности.

Детей 5-6-летнего возраста трудно обмануть. Они чувствуют фальшь и неискренность. И если самые близкие будут хитрить и создавать двусмысленные ситуации, ребенок может растеряться и не воссоздать тот идеал, к которому хотелось бы стремиться.

Активный рост тела и души

В шест лет начинают проявляться отличительные особенности физиологии. Это сказывается как на внешнем виде ребенка, так и на его эмоциональном настрое. Начинается активная фаза роста, исчезает детская пухлость, скелет вытягивается, организм растет и развивается, готовясь к последующей трансформации. Уже через несколько лет наступит половое созревание, и подготовка всех систем происходит загодя. Очень часто такие процессы сказываются на аппетите, дети начинают кушать с большим удовольствием. Также это связано с лучшей координацией в пространстве, умением ощущать себя в нем, совершать сложные комбинации движений, повышенной активностью.

Допустимы ли интенсивные занятия спортом в раннем возрасте?

Родители, чтобы унять кипучую энергию, стараются отдать свое чадо в спортивную секцию, в гимнастическую или хореографическую студию. Но педиатры настоятельно не рекомендуют занимать детей в таком возрасте профессиональным спортом. Тренировки должны быть, и довольно интенсивные, они помогают развивать все системы и способствуют здоровому образу жизни, однако активный рост органов и несформированный иммунитет не позволяют производить гипернагрузки. Хотя психологические особенности детей 5-6 лет вполне способствуют решению сложных задач, ребенок может показать волю и характер для достижения результата, не стоит эксплуатировать его чрезмерно.

Как мальчики реагируют на свое взросление

Возрастные психологические особенности детей 5-6 лет также проявляются в сугубо мужских и женских чертах Это может вылиться в первую влюбленность или в стремление показать себя настоящим мужчиной или хозяйкой.

Ребенка стоит поощрять и поддерживать в таких начинаниях. И если сын раньше больше тяготел к матери, был с ней то теперь ему становится интереснее с отцом. Папа обязан поощрять такое стремление своего ребенка. Не обязательно проводить с ним все время и неотступно следовать друг за другом. Достаточно будет выделить некоторое время для ежедневного разговора и создать определенный ритуал, занятие, доступное только мужчинам. Это сформирует стержень и характер, поможет развитию мужественности и ответственности будущего главы семейства, отца.

Однако это не значит, что мама в воспитании и жизни сына стала не важна. Особенности психологического развития 5-6 лет требуют максимального внимания. Малышу важно понимать, что ему есть с кем поговорить и обсудить свои проблемы. Он должен получать ответы на все свои вопросы, ведь это именно тот благодатный возраст, когда ребенок впитывает в себя знания и умения словно губка.

Особенности развития девочек в 5-6 лет

У девочек в этот период жизни закладываются полезные привычки, хозяйственность, аккуратность и нежность. Их необходимо научить следить за собой, своей одеждой, игрушками. Девочки в таком возрасте более усидчивы и скрупулезны, чем мальчики. Они раньше учатся читать и писать благодаря этим особенностям.

Каждая дочь старается быть похожей на маму и во всем ей помогать. Она следует за ней на кухню, в ванную, на прогулку, слушает беседы с подругами. Очень важно не отстранять ее от общения, не приостанавливать и не ограничивать, ведь таковы особенности Детей 5-6 лет очень просто замкнуть в себе, испугать. Они уже осознают, что время, отведенное на игры, скоро закончится, близится пора учебы. Такое будущее не все способны принять с легкостью, ведь оно абсолютно новое, и стоит тщательно подбирать слова и методы воспитания.

Готов ли ребенок к школе в 6 лет?

Многие родители задумываются о том, во сколько лет их ребенок пойдет в школу. И хотя принимают в учебные учреждения шестилеток, не каждый готов к такому ответственному для себя шагу. Специалисты советуют обращаться за консультацией, чтобы оценить психологические особенности ребенка 5-6 лет. Кто-то готов к школьной парте, и для него не составит труда старательно заполнять прописи и учить иностранные языки, ежедневно просыпаться в семь утра и делать домашнее задание, принимая это как данность. Но обязательно найдутся ребята, чье детство еще нельзя прерывать, ведь школа не научит их дисциплине, если они абсолютно к ней не готовы. Это только будет ломать их, провоцировать проблемы в будущем, в том числе и психологические. Особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет) заключаются в том, что они уже могут учиться, и делают это с успехом не только из удовольствия. Они могут концентрировать внимание на предметах, различать и сопоставлять силуэты, формы, оттенки, решать несложные логические задачи, заниматься разными видами творчества.

Речевое развитие малышей старшего возраста

Очень важным нюансом, определяющим особенности 5-6 лет, оценивающим уровень развития, явяляется речь ребенка. Уже не должно быть проблем с произношением звуков. Разговор строится на основе сложных предложений. Малыш очень четко выражает мысли, даже фантазирует и с удовольствием рассказывает реальные или вымышленные истории. Кроме того, в разговоре уже может проявляться временная связь. Для ребенка прошел тот период, когда все происходило только здесь и сейчас, он может вспоминать прошлое, мечтать о будущем и облекать все эти мысли в словесную форму.

Друзья и общение

Этот возраст предполагает возможность самостоятельной игры, во время которой ребенок моделирует разные жизненные ситуации, составляет диалоги для игрушек, которые играют отведенную им роль. При помощи таких занятий можно увидеть, как малыш осознает себя, свою семью в мире, есть ли у него страхи и сомнения. Игра отображает возрастные психологические особенности детей 5-6 лет.

Общение со сверстниками немного видоизменилось. Дети начинают понимать, что их «хочу» не всегда сопоставимо с жизненными реалиями. Игра помогает регулировать взаимоотношения, ведь дети еще достаточно малы, подсознательно нуждаются в опеке и контроле, и проявляют эти черты в коллективных занятиях. Кроме того, появляются предпочтения и избирательность в компании. Ребенок еще не совсем разбирается в людях, но может делать выбор, основывая его на своих понятиях о добре и зле.

Психологические особенности игровой деятельности детей 5-6 лет отображаются в принятии норм поведения, выполнении правил. Раньше родители диктовали свои условия, придерживались их сами, и ребенок привык к ним. Именно сейчас он начинает проецировать их на игру на детской площадке, в игровой комнате.

В связи с расширением круга его могут интересовать разные вопросы, иногда довольно глобальные (относительно жизни, смерти, разницы между мальчиками и девочками). Очень важно, чтобы родители помогли преодолеть возможные страхи и беседовали с малышом. Упустив нить общения сейчас, очень трудно будет ее нащупать в старшем возрасте.

Кроме того, ребенок начинает оттачивать способы влияния на взрослых, он уже может поддавать критике слова и действия родных и близких людей, менять систему ценностей и авторитетов.

У малыша начинается этап наблюдения и создания планов на будущее, и как бы рано это все ни происходило, чтобы не спугнуть ребенка в его стремлениях, нельзя насмехаться или язвить, проявлять сарказм. Психологические особенности детей 5-6 лет не позволяют им принять это как шутку. Скорее, это станет поводом для комплексов и неуверенности в себе, в вере в родителей и в их поддержку в любой ситуации.

3 голос, средняя оценка: 3,67 из 5

Развитие ребенка в 5 лет выходит на новый этап. Он вполне взрослый и самостоятельный, многому успел научиться. Пятилетки прекрасно владеют своим телом, говорят длинными предложениями, считают до десяти, а то и до двадцати. Умеют рисовать, знают буквы, начинают писать. Родители не успели заметить, как их миленький карапуз превратился в дошкольника. Основное задание сейчас подготовить малыша к школе, не отбив у него желания учиться.

Физическое развитие пятилетнего ребенка

Рост мальчика к пяти годам достигает 106-116 см, вес – 16,4-19,7 см, охват грудной клетки – 52,0-57,0 см. Девочки к пяти годам вырастают до 102-111 см, весят они 15,4-19,0 кг, окружность грудной клетки у них 51,6-56,6 см. В этом возрасте все больше начинает проявляться разница в показателях нормы между детьми разных полов. Мальчики выше и крепче, девочки более деликатные. Физические показатели также зависят от генетических особенностей детей. Большинство пятилеток худые, вся энергия у них идет в рост скелета и укрепление мышц.

Пятилетние дети очень активные. Они могут пробежать 60-70 метров без передышки, двигаться с помощью прыжков, спрыгивать с высоты в 20-30 сантиметров. Ловко перескакивают с одной ноги на другую, ползают по лестницам, ходят на носочках. Подниматься и спускаться со ступенек могут с небольшим грузом в руках. Игра ребенка в мяч становится виртуозной. Он попадает в цель с одного метра, проводит мячик между предметами, бросает друзьям и ловит его на лету. Совершенствуется у детей координация движений. Они прекрасно ходят по узкой доске, перешагивают и перепрыгивают через препятствия, проползают под планкой, расположенной на высоте 40 см над землей. В конце пятого года многие детки умеют ездить на двухколесном велосипеде.

Мелкая моторика и бытовые навыки

Мелкая моторика рук к пяти годам тоже совершенствуется. Дети умеют нанизывать на ниточку бусинки и пуговички, лепят из пластилина самые разные фигурки, играют в сложные конструкторы. Дошкольники неплохо рисуют, пользуясь при этом кисточками, карандашами и фломастерами. Картинки у них получаются вполне узнаваемыми. Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге. В разрисовке не выходят за контуры, когда раскрашивают картинки и мелкие детали. Ребенку получаются сложные аппликации, поделки. Он пробует делать из бумаги оригами, он отлично складывает пазлы из десятка деталей.

В быту малыш к пяти годам становится вполне самостоятельным. Он ест ложкой, ножом и вилкой, пьет из кружки. Знает правила этикета за столом, не капризничает, и не разбрасывает еду. Сам умывается, чистит зубки и полощет ротик. Одевается без посторонней помощи, умеет застегивать молнию, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговички. Позвольте ребенку совершенствовать свои бытовые навыки, не помогайте без надобности. Пускай многие вещи он делает медленно, но таким образом малыш учится себя обслуживать. Дети, которые ходят в садик, часто справляются с бытовыми вещами намного лучше, чем те, которых воспитывают в домашних условиях.

Умственное развитие пятилетних детей

Интеллектуальное развитие детей пятого года жизни определяется следующими параметрами:

  • Способностью концентрировать внимание
  • Умением воспринимать информацию
  • Развитием логического мышления
  • Памятью
  • Воображением.

Концентрация внимания ребенку в 5 лет дается нелегко. Он пока не может сосредотачиваться на работе с помощью волевого усилия. Легко отвлекается, переключается с одного дела на другое. Он продолжает воспринимать информацию в ходе игры, занимается только тем, что ему интересно. Дополнительное занятие, выходящее за пределы поставленной задачи, дается малышу с трудом. Если ребенок гиперактивный, ему еще труднее концентрировать свое внимание. Он предпочитает подвижные игры, не может дольше пяти минут сидеть на одном месте.

Дети в пять лет впитывают новую информацию, как губки. Они интересуются всем и задают сотни вопросов. В этом возрасте уже проявляются способности и наклонности. Одному ребенку лучше дается счет и математика, другой охотнее занимается творчеством, а третьему больше нравится слушать и читать книги. Есть особенности зрительного и слухового восприятия. Одни лучше запоминают информацию, рассматривая картинки или фильмы, другие – прослушав ее. К пяти годам дети уже хорошо различают и называют цвета, формы предметов. Труднее обстоит ситуация с восприятием времени, особенно длинных промежутков. Ребенку трудно понять, что такое неделя, месяц, год. Часы и календарь для малыша остаются вещами абстрактными. Он еще не знает, как с ними обращаться.

Особенности мышления детей в пять лет

У пятилетних детей преобладает наглядно-образное мышление. Они хорошо понимают, как устроены многие бытовые приборы, как ими можно пользоваться. Игрушки не ломают, а разбирают на детали. Быстро учатся пользоваться в процессе игры новыми предметами. Словесно-логическое мышление только начинает формироваться. Дети уже могут делать первые обобщения, сортировать предметы по их признакам, составлять логические цепочки и находить в них лишние предметы. Но многие абстрактные понятия для них пока недоступны, они с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами.

Память к пяти годам совершенствуется. Дети быстро схватывают информацию, но также быстро ее забывают. Выученный стишок, если его не повторять, через пару дней уже не могут рассказать. Лучше запоминать ребенку получается то, что произвело на него сильное впечатление. Например, слова понравившейся песенки он будет помнить очень долго. А стихотворение, выученное под принуждением, тут же забудет.

Любят дети в этом возрасте ролевые игры. У них очень сильно развито воображение, в процессе игры они представляют себя летчиками, шоферами, сказочными принцессами. Часто путают реальность с воображаемым миром. Придумывают себе друзей и разговаривать с ними. Иногда боятся монстров, которые существуют лишь в их фантазии. Бывает, что ребенок обманывает взрослых, рассказывает истории, которых на самом деле не было. Не нужно переживать, малыш не растет вруном. Для развития его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, он должен пройти такой этап в жизни, когда фантазии смешиваются с реальностью. Пройдет совсем немного времени, и его воображение не будет столь бурным.

Речевое развитие ребенка в пять лет

Словарный запас малыша пятого года жизни большой, составляет около 3000 слов. Он выговаривает большинство звуков, проблемы бывают с буквой «р» и некоторыми шипящими. Процесс развития речи идет у детей параллельно с развитием мышления. Вместе с новой информацией они усваивают и новые слова. Потому так важно, чтобы родители больше разговаривали с малышом, следили за своей речью, произносили слова и фразы правильно, избегали громких звуков. Ведь ребенок копирует взрослых вместе с их ошибками.

Предложения, которыми говорит пятилетний дошкольник, состоят из 5-6 слов. В детском словаре присутствуют существительные во всех падежах, глаголы, наречия, краткие причастия. Ребенок использует все времена, превосходную степень, уменьшительные формы, пользуется синонимами и антонимами. Хотя и допускать иногда грамматические ошибки. Дети в пять лет могут самостоятельно образовать прилагательное от существительного. Речь их логически выстроена, они способны общаться на отвлеченные темы. Теперь дошкольник пересказыват сказки, улавливая их основной смысл. Без помощи взрослых декламирует стихи, активно используя разные интонации. Ребенку нравиться придумывать новые слова, которых нет в литературном языке. Например, машинки он может назвать «ездилки», раскраски – «разукрашки».

Эмоциональное и социальное развитие пятилетних детей

К пяти годам дети учатся контролировать свои эмоции, это у них неплохо получается. Психологическое развитие выходит на тот уровень, когда ребенку проще давать оценку своим поступкам, сдерживать импульсивные желания. Сейчас он хорошо говорит и может выразить словами все, что хочет. Потому малыш начинает себя чувствовать более уверенно, ведь его все понимают. Улучшается у детей усидчивость и терпеливость. Они могут спокойно ждать своей очереди, просить разрешения взять ту или иную вещь.

С чужими людьми ребенок еще бывает стеснительный, но намного легче идет на контакт, чем раньше. Дети предпочитают групповые игры индивидуальным. Умеют делиться своими игрушками, угощать друг друга вкусностями. В процессе игры придерживаются правил, уступают друг другу, если это необходимо. Теперь у них появилось чувство справедливости, они стараются не обижать своих сверстников напрасно. Ребенок бывает нервный и сильно расстраивается, когда, по его мнению, кто-то поступает неправильно.

Малыш к пяти годам научился помогать родителям по дому и с удовольствием это делает. Он продолжает копировать их поведение. Так что не стоит ждать от ребенка, что он будет делать вещи, которые не делают папа с мамой. В этом возрасте формируется личность малыша, его привычки. Важно заложить в следующие два года в него все навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Учите дошкольника проявлять инициативу, дайте ему возможность выбора. Например, когда идете на улицу спросите, что малыш хочет надеть. Выбор должен быть четким, между 2-3 вещами. Также спрашивайте, что ребенку хочется съесть, блинчики или пюре из картошки, яблоко или банан. У него будет повышаться самооценка, дошкольник почувствует себя важной личностью. Вместе с тем, у него выработается чувство ответственности за свой выбор.

Возрастные проблемы в пять лет могут быть связаны с гиперактивностью. Ребёнок становится неуправляемый и агрессивный, обижает своих друзей, плохо идет на контакт с другими детьми. Иногда у него нарушен сон, малыш кричит по ночам, просыпается. Причины такого поведения могут быть разными, от домашних проблем, до трудностей в детском коллективе. Ребенку может понадобиться консультация невролога или психолога. Только они дадут правильные советы, как вести себя с трудным дошкольником, как исправить недостатки воспитания и общения с ним.

Режим и питание ребенка в 5 лет

Для нормального роста и развития ребенку в пять лет нужно правильно питаться. Его стол полностью отвечает столу взрослых. Если вы сами придерживаетесь правил здорового питания, можете не готовить малышу отдельные блюда. Следите, чтобы он не ел слишком много жареного, копченостей. Не следует поощрять перекусы, лучше всего, когда ребенок ест 4 раза в день и в одно и то же время. Пятилетние дети очень любят сладости. У родителей возникает вопрос, можно ли давать их малышу и как часто. Вот список продуктов, которые желательно исключить из детского меню:

  • Леденцы, которые содержат много сахара и красители. Они вызывают кариес и проблемы с желудком.
  • Шоколад. В нем много веществ, которые возбуждают нервную систему
  • Чипсы и сухарики, содержащие вредные жиры, соль и приправы.
  • Газированные напитки, в которых много сахара, консервантов, ароматизаторов и красителей.

Вот что лучше всего покупать ребенку:

  • Халва. В ней немного сахара, зато есть полиненасыщенные жирные кислоты, необходимые для развития нервной системы, и ряд витаминов.
  • Белый шоколад. Содержит молоко и масло какао, не вызывает возбуждения нервной системы.
  • Зефир состоит из сахара, фруктового желе, пектина и яичных белков. Положительно влияет на обмен веществ.
  • Мед, ягодки, сухофрукты – содержат витамины, регулируют работу кишечника.

Через год дошкольник станет школьником, потому так важно уже сейчас приучать его к режиму. Дети должны вовремя ложится спать, не позднее девяти часов вечера. Утро начните с гигиенических процедур и полноценного завтрака. Желательно, чтобы просыпался, умывался и ел малыш в одно и то де время. Затем нужно уделить время занятиям и утренней зарядке. Уроки и дальше должны проходить в форме игры, но следует тренировать усидчивость и внимательность дошкольника. После занятий обязательно с ребенком гулять. Многие дети к пяти годам днем уже не спят. Но если ваш малыш любит вздремнуть после обеда, это не отклонение от нормы. Просто его нервная система требует больше отдыха. Вечерние занятия не должны быть такими интенсивными, как утренние. Просто поиграйте с карапузом в игры развивавшки или прочитайте сказку.

Занятия с ребенком пяти лет

Для нормального физического развития ребенку нужно много двигаться. Некоторые дети к пяти годам уже посещают спортивные секции. Если вы не ставите перед собой задачи сделать из малыша чемпиона, можете ограничиться утренней зарядкой. Купите домой несколько простых тренажеров -перекладину, кольца, гимнастическую стенку. Упражнения следует делать ежедневно в одно и то же время. Неплохо, если вы придумаете к ним музыкальное сопровождение. Как правильно заниматься с малышом подскажет развивающее видео. Используйте для спортивных игр время прогулки. Пускай ребенок играет в мяч, бегает на площадке, преодолевает препятствия. Ни в коем случае не запрещайте ему бегать со сверстниками. Пускай носится, играет в догонялки, не бойтесь, что малыш упадет. Ведь без ушибов не проходит жизнь ни одного мальчика или девочки.

В пять лет ребенка нужно готовить к школе. Если он еще не освоил весь алфавит, самое время этим заняться. Пригодится книжка или таблица с буквами, кубики пятилетке могут быть уже не интересными. Купите дошкольнику тетрадь и учите понемножку писать буквы. Чтобы процесс проходил легче, сначала предложите ручкой обрисовать контуры.

Незаметно малыш достиг старшего дошкольного возраста. Развитие ребенка в 5 – 6 лет отличает то, что многие черты характера уже сформировались, но до кризиса 7 лет еще есть время для совершенствования. Важно создать условия для развития положительных качеств, а порокам перекрыть доступ.

Каков он, пятилетний ребенок?

Это период взросления, самосовершенствования, насколько оно доступно маленькому человеку. Добавим: обязательно с помощью, под контролем вдумчивых взрослых.

  1. Ребенок 5 – 6 лет бегает, прыгает, играет в подвижные игры со сверстниками. Ловко кидает и ловит мяч, катается на велосипеде, бегает по лестнице. Координация и равновесие как у взрослого человека. Родители должны помнить, что физическая активность часто приводит к травмам, у дошколят еще недостаточно знаний по технике безопасности.
  2. Речь детей в пять лет хорошо развита, он грамотно строит простые и сложные предложения, рассказывает о себе и своей семье. Составляет рассказы, передает содержание прослушанных историй. Говорить должен чисто. Звуковые нарушения в этом возрасте закрепляются, искоренять позднее их сложно. Нужна помощь специалиста. Логопед протестирует звуковую сторону речи дошкольника, составит программу для исправления недостатка. В речи взрослых он понимает интонацию ласки, строгости, осуждения, сам меняет силу и высоту голоса в зависимости от цели высказывания. Пользуется в речи звательной, вопросительной, восклицательной интонацией.
  3. Владеет солидными знаниями об окружающем мире. Он знает:
  • природные явления в разные времена года;
  • предметы быта, мебель;
  • правила дорожного движения для пешеходов;
  • технику, марки машин, бытовую технику;
  • домашних и диких животных.

Период «почемучек» продолжается. К шести годам умеет звонить по телефону, начинает осваивать компьютер.

В этом возрасте он должен посещать детский сад. Грамотно построенные занятия разовьют необходимые для школы умения и навыки.

Скоро в школу, процесс привыкания к школьным условиям пройдет у детей из детского сада за 2 – 3 недели. Период адаптации у «домашних» ребят длится до полугода.

Родителям пора переходить к следующему этапу, готовиться к новым изменениям в .

В этой статье:

Ваш малыш уже достаточно вырос, чтобы осознавать связи между людьми, причины тех или иных действий. У него хорошо развиты воображение и логика . В этом возрасте дети делают первые выводы об устройстве мира, у них появляется понятие о морали, правилах поведения. Возрастные особенности детей 5-6 лет очень отличают их от младших детей. Всего за 1-1,5 года ребенок сделал огромный скачок в своем психическом, эмоциональном и физическом развитии.

Перед вами все еще малыш, но очень скоро он пойдет в школу . Тогда его мир изменится еще раз - это первый шаг к взрослой жизни. Родителям нужно правильно вести себя с детьми, ведь именно в этот период закладываются понятия об этике, морали, взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Приготовьтесь к большому количеству вопросов. Ребенку все интересно узнать, ведь мир только начал открывать для него свои двери.

Мир вокруг

Их интересует все: космос, динозавры, почему зеленые листья превращаются в желтые, как готовить тесто, когда уже можно будет пойти в школу. Многие родители не поспевают за темпами взросления ребенка . Еще 2 года назад это был малыш, который без мамы не мог даже покушать, а теперь он уже знает, как пользоваться телевизором, микроволновой, рассуждает на своем детском языке о мире.

В этот период родителям необходимо приложить все усилия
для эмоционального развития детей. Сейчас ребенок уже способен давать себе отчет о своих действия , ведь если правила морали и этики привиты верно, то для малыша мир делится на доброе и злое, поступки – на хорошие и плохие. Он способен давать нравственную оценку своим действия – и вашим, кстати, тоже. Не следует ругать ребенка за осуждение ваших действий – лучше объясните ему, что именно вы делаете и зачем.

Приготовьтесь: познание мира невозможно без вопросов. Некоторые из них могут заставить вас смеяться или краснеть. Сейчас ребенок начал понимать некую разницу между мальчиками и девочками. Физиология, строение тела, отношения - все это будет его живо интересовать . Попробуйте отвечать честно, но не слишком забегайте вперед. Не ругайте ребенка за любознательность – просто объясните, когда и какие вопросы уместны.

Логика и мышление

Детям 5-6 лет уже легко даются задания на поиск общего признака разных предметом. Причем задания должны становиться сложнее, чем в 4 года, когда общий признак был только один. Теперь уже логическое мышление развито
достаточно для того, чтобы отбрасывать малозначимые признаки, концентрируясь на главном
. Например, «тест бумажных кружков» теперь точно будет пройден.

Он состоит в том, что ребенку показывают кружки из бумаги - например, 10 белых и 5 черных. На вопрос, каких больше – черных или белых, малыш 3-4 лет ответит, что белых. А вот на вопрос, больше белых или же бумажных, он тоже ответит, что белых. А в возрасте 5-6 лет уже развитая логика подводит его к правильному ответу. У ребенка формируется абстрактное, или словесно-логическое, мышление . Дети решают простые логические здания, могут в уме быстро найти решение и ответ.

Воображение и абстрактная логика тоже шагнули далеко вперед. Как тренинг можно предлагать описать картинку или придумать рассказ по картинке. Ребенок начинает использовать фразы «я думаю…», «мне кажется…», «я уверен…» для описания действий героев на картинке. Следующим заданием для него будет придумать
продолжение событий рассказа или все той же картинки
.

Если нет проблем с речевым развитием, то рассказ получается эмоциональным и логичным. Малыш уже может дать оценку действиям людей . Не предлагайте ему для описания статичный пейзаж – лучше подойдет сценка из школьной или городской жизни. Так у него будет больше возможностей проявить фантазию.

Простая математика

В 5-6 лет дети должны уметь считать. Простые действия (сложение и вычитание) в пределах десяти - нормальные операции для этого возраста. Покажите им на примерах, что это такое, если сразу не понятно. Уже пора разбираться в вопросах «сколько?», «который по счету?» . Для дошкольников есть специальные развивающие книжки с картинками. Там через простой пример со множествами можно объяснить, как правильно использовать математику в повседневной жизни.

Дети 5-6 лет
уже знают основные фигуры, могут сами их изобразить. Треугольник, ромбик, квадраты, кружки, овалы - простые фигуры, но их названия и вид нужно запомнить. Это сильно поможет в школе. Ребенку будет приятно, когда он обнаружит, что знает что-то из программы пусть даже 1-го класса.

Предложите малышу сосчитать количество предметов или людей, пока вы находитесь в транспорте, в очереди. Это небольшая тренировка, которая весьма полезна. Покажите, как правильно подсчитывать сдачу. Вы можете использовать мелкие монетки для иллюстрации. Такая игра «в магазин» наглядно поможет научиться считать и делать простые операции . Пусть он сначала покупает, а затем будет продавцом. Сейчас важно, чтобы все игры были не бесцельными, а как можно более насыщенными знаниями и обучали различным навыкам.

Речевое развитие

Если в прошлом малыш получил диагноз «задержка развития речи», то в 5 лет проводится новая проверка у логопеда. Вы выполняли все предписания врача, занимались, читали и говорили? Тогда, если других проблем нет, диагноз, скорее всего, будет снят. Это позволит вам пойти в обычный школьный класс.

У детей без
проблем с речью в этом возрасте уже проявляются правильные интонации для выражения чувств, эмоций, переживаний. Он может рассказывать стихи и пересказывать текст с выражением. Это очень важный навык, который будут тренировать в первом классе школы. Вы можете подготовиться сами: читайте с выражением, чтобы показать ребенку, как это делается.

Важный навык, который уже должен сформироваться - умение правильно задавать вопросы.
Так, чтобы это было понятно всем, а не только маме. Следите за речью в этот период. В основном дети уже могут разговаривать на все доступные им темы, выражать свое отношение к чему-то. Лучше всего стимулировать разговор, даже в обыденных ситуациях. После просмотра мультика задайте ему пару вопросов: почему герой поступил так или иначе, правильно это или нет, хорошо или плохо. Поговорите об этом всего 5-10
минут – даже такие короткие беседы будут очень полезны для ребенка.

В возрасте 5-6 лет малыш уже должен правильно называть свои фамилию, имя и отчество, домашний адрес. Часто такие вопрос задают при приеме в школу, да и на случай непредвиденных ситуаций запомнить это не помешает.

Знания о мире и вещах

К 6 годам малыш научился пользоваться телефоном. Он знает свой номер, рабочий мамы и папы, бабушкин домашний. Возможно, созванивается с другом из садика. Разговор по телефону для него естественен. Кроме того, с каждым годом у нас появляется все новая и новая техника. Теперь дети в 5-6 лет уже умеют пользоваться компьютером, играют в игры . Сейчас допустимая норма - 30-60 минут за компьютером в день. Да, ограничить ребенка сложно, но полезно и необходимо. Компьютеры, телевизор, планшет могут серьезно испортить зрение малыша – поберегите глаза для уроков.

Нельзя совсем лишать ребенка взаимодействия с техническим миром. Он должен идти в ногу со временем –даже если у вас другие взгляды. Не запрещайте ему смотреть телевизор или пользоваться компьютером - позднее малыш может почувствовать себя из-за этого изгоем в школе. Другое дело, что и телевизор, и компьютер – все должно быть в меру.

Такие простые навыки, как завязывание шнурков и чистка зубов, уже вошли в нормальный режим. Ребенку даже приятно, что наконец-то такие вещи он делает сам. Не стоит падать на колени и завязывать шнурки на улице уже довольно взрослому ребенку. Это теперь смущает его и даже раздражает. Он теперь одевается и причесывается сам, а девочки уже умеют делать некоторые прически, причем эта тема их очень интересует.

Важно знать

Сейчас это еще маленький ребенок, которому нужны советы, помощь и защита взрослых. Но уже пора научить его, как он должен действовать в разных ситуациях. Например, как
переходить дорогу, пользоваться светофором. Скажите, что пока еще вы будете переходить все дороги вместе, держа его за руку, но малыш должен быть готов сделать это сам и понимать элементарные правила безопасности .

Скорее всего, вы уже научили его обращаться к взрослым по имени и отчеству. Теперь расширьте эти знания: прорепетируйте его разговор в магазине с продавщицей, в школе с учителем. Или вопрос прохожему: например, как спросить, сколько сейчас времени. Все эти вопросы могут встретиться на собеседовании в школу. Даже обычные школы проводят небольшую беседу, чтобы определить уровень развития малыша.

Выучите наизусть важные номера телефонов: полиции, скорой помощи, пожарной службы. Все это расширяет кругозор и показывает, что ребенок тоже несет некоторую ответственность.
Этот возраст позволяет научить ребенка быть более самостоятельным. Если он останется в квартире один на какое-то время, то сможет вести себя нормально, знает, какие вещи можно брать, а какие нет. Конечно, психологи не советуют оставлять малыша 5 лет одного надолго, но ситуации бывают разные.

Игры и игрушки

Игры становятся долгими. Теперь девочки играют с куклами, а мальчики выбирают «мужские» игры: машинки, солдатики. Их не всегда можно посадить играть вместе, ведь интересы уже стали разными. Девочек больше волнует семья, забота о детях, а у мальчиков эти темы интереса не вызывают. Они даже отказываются вести совместные игры - отныне и до определенного возраста дети будут предпочитать общаться и дружить по гендерному признаку.

Их игры становятся
более сложными. Здесь есть диалоги, проблемы и попытки их решить. Разыгрываются сцены из мультфильмов и сказок , придумываются собственные сценарии. Конечно, у девочек присутствует тема любви, свадьбы, возможно, спасения невесты от опасности. Сейчас складывается понятие о том, каким должен быть мужчина и какой - женщина.

Дети редко пускают взрослых в свои игры, ведь это их личный мир, который действует только по их правилам. Места для вашей инициативы может не оказаться. Стремитесь развивать воображение - покупайте разные игрушки . Сегодня много говорящих, танцующих кукол. Придумывать ничего не нужно - это за вас сделал производитель. Такие игрушки тоже должны быть, почему бы и нет? Говорящая кукла, которая танцует, ходит, смеется - очень интересный персонаж. Но все же лучше создавать сказку своими руками.

Родителям важно знать

Пять-шесть лет – это период, когда ребенка все интересует. Физиологические процессы в организме, различия между мальчиками и девочками на некоторое время станут важной темой разговоров. Лучше продумайте этот разговор и обсудите все. Поймите, что дети совсем не хотят ставить вас в неловкое положение или оскорблять - они лишь хотят все понять . Вам не обязательно знать все, но этично объяснить - именно ваша задача. Учитель в школе не станет уделять этому особого внимания. Как известно, некоторые вещи лучше узнать дома от мамы и папы, чем прочитать на заборе.

Могут появиться
вопросы о жизни и смерти. Отвечайте на них пока что в соответствии со своей религией. Так проще на данный момент объяснить эти сложные вещи ребенку . Пока малыш не столкнулся со смертью (родственника, друга, животного), эта тема будет для него сродни сказке. Потом же обязательно придется говорить серьезнее.

Очень скоро этот период закончится и ваш малыш повзрослеет, но именно сейчас вы сформируете у него понятие о том, как быть девочкой или мальчиком, как вести себя, как относиться к своему телу . Можно заложить у ребенка или правильное видение себя, или же массу комплексов. Сейчас активно развивается его психика, а также складывается мнение о себе, взгляд на себя со стороны. Помогите малышу правильно понять, кто он.

Вы можете
понемногу давать больше самостоятельности своему сыну или дочке, привлекать их к домашним обязанностям: предложите им помыть за собой тарелку, порезать что-то, убраться в своей комнате. Общение с близкими поможет малышу расширить круг интересов . Пока еще для ребенка на первом месте остаются личные интересы. Постепенно нужно уводить его от этой мысли, показывая, что можно, а что нельзя, объясняя, что нужно думать не только о себе, но и о других.