Оздоровление детей по методу стрельниковой. Методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему: Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста Дыхательная гимнастика по стрельниковой для детей

Картотека дыхательной гимнастики

для дошкольников

Воспитатель:Сабаева М.А.

Дыхательная гимнастика для дошкольников

Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики – гимнастика по Стрельниковой, гимнастика по Бутейко, гимнастика, заимствованная из хатха-йоги, и другие. Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание.

Но строгие типовые комплексы дыхательной гимнастики выполняются взрослыми, а для детей обычно предлагается ряд простых упражнений.

Упражнения для детей 5-7 лет

Для более старших детей к описанным выше упражнениям можно добавить следующие:

Роза и одуванчик

Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» - максимально выдыхает ртом.

Курочка

Ребенок сидит на стуле с опущенными руками, потом делает быстрый вдох и поднимает ручки к подмышкам, ладошками вверх, изображая крылья курочки. На выдохе опускает «крылышки», поворачивая ладошки вниз.

Хомячок

Предложите малышу изобразить хомячка – надо надуть щеки и пройти так несколько шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таки образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы вынюхивая новую еду для нового наполнения щечек.

Ворона

Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленно опускает руки и произносит «каррр», максимально растягивая звук «р».

Дракон

Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит поочередно через каждую ноздрю. Одну ноздрю ребенок зажимает пальцем, другой глубоко вдыхает и выдыхает воздух.

Брось мячик

Ребенок стоит, держит в руках мяч, руки подняты вверх. Вдыхает, затем на выдохе бросает мяч от груди вперед, при этом произносит длительное «у-х-х-х».

Каждое упражнение выполняется 4-6 раз.

Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания

Кроме предложенных специальных упражнений некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.

Также детям можно предложить такие полезные игры:

Воздушный футбол

Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.

Рисунок на окне

Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.

Снегопад

Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты иди бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.

Бабочки

Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.

Я ветер

Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее, чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Была разработана для восстановления и расширения диапазона голоса у профессиональных певцов. Наряду с улучшением звучания голоса дыхательная гимнастика Стрельниковой снимает усталость, повышает жизненный тонус, улучшает настроение и снижает температуру. Данная гимнастика не требует больших помещений, легка в исполнении. Поэтому проблема адаптации данной дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современной действительности. Широкую известность эта методика получила благодаря стараниям ученика и последователя стрельниковской дыхательной гимнастики, Щетинина Михаила Николаевича. Это уникальный метод естественного оздоровления всего организма.

Правила выполнения:

1.Постарайтесь вложить как можно больше эмоций во вдох Вдох максимально активный, короткий, как укол, непродолжительный и заинтересованный. Нюхать воздух, как собака след.

2.Выполняя упражнения, соблюдать одновременность вдохов и движений, не контролировать выдох – пусть он будет произвольным. Вдох идет одновременно с движением. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

3. Делаем вдохи на счет «2», «4», «8», т. е. вдыхаем сериями. Следить за тем, чтобы вдох был несколько громче выдоха. Для детей достаточно 8-16 серий.

4 .Не выполняйте упражнения мимоходом.

Комплекс дыхательной гимнастики для детей.

1. «Разминка»

Мы сегодня так играем

Нюхать воздух начинаем

Вдох-вдох-вдох-вдох

Гарью пахнет-ох-ох.

2. «Шаги»

Марш на месте

Вдох делается на каждый шаг, выдох самопроизвольный

Аты-баты, аты-баты.

А сегодня мы солдаты

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

3. «Кошка»

Стоя на месте, руки согнуты локтях, кисти рук свободно опущены.

Делать 4 коротких шумных вдоха носом, 4 пассивных выдоха. При выполнении на вдохе сжимаем пальцы в кулаки (кошка ловит мышку, при выдохе-расжимаем.

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки

Коготки мы выпускаем,

Мышку быстро мы поймаем.

4. «Любопытная Варвара»

Стоя. Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова. Вдох и поворот головы выполняются в размеренном ритме ходьбы на месте.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо

Чем же пахнет не понять,

Нужно носиком вдыхать

5. «Ушки»

Исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклонять голову к правому и левому плечу. Короткий и шумный вдох производится одновременно с каждым покачиванием головой.

Головою покачаем-

Влево-вправо наклоняем.

Плечи мы не поднимаем-

Воздух носиком вдыхаем.

6. «Сад-огород»

Стоя прямо. Смотрим вверх-вдох, смотрим вниз-вдох. Нюхаем фрукты вверху на дереве, овощи- внизу на грядке.

Вверх мы голову поднимем-

Фрукты спелые увидим,

А внизу растет редиска

И капуста близко- близко.

7. «Кошка охотится»

Стоя, руки согнуты в локтях. Слегка присесть повернувшись вправо, сделать хватательное движение руками-короткий и шумный вдох, (добыча справа, то же влево (добыча слева) .

Вышла кошка на охоту-

Воробья поймать охота.

Влево-вправо приседаем-

Запах воробья вдыхаем.

8. «Погончики»

Стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к поясу. В момент короткого шумного вдоха с силой толкать кулаки к полу, при этом разжимая пальцы рук.

Руки в кулаки сжимаем-

Теперь руки вниз толкаем-

Кулачки тут разжимаем-

Воздух носиком вдыхаем.

9. «Насос»

Стоя, руки внизу, корпус слегка наклонен вперед. Взять в руки карандаш, как рукоятку насоса и накачивать шину автомобиля, Вдыхать носом в конечной фазе наклона.

Въехали на горку-стоп!

Колесо спустило-хлоп!

Шину быстро накачаем,

Воздух мы внизу вдыхаем.

10. «Обними плечи»

Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Начать движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука обнимает правое плечо, а правая-левую подмышку и наоборот. Вдох происходит когда руки скрещиваются.

Ой, ребята, замерзаем,

Плечи дружно обнимаем.

Упражнения дыхательной гимнастики:

1. «Часики» И. П. – стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик-так»

2. «Трубач»И. П. – сидя на стуле, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «ф-ф-ф-ф»

3. «Петух» И. П. – встать прямо, ноги вместе, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая произносить «Ку-ка-ре-ку»

4. «Паровоз» И. П. – руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, вращая согнутыми руками вдоль туловища, кисти сжаты в кулаки и приговаривать «Чух-чух-чух»

5. «Насос» И. П. – встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Наклонятся вперед с произношением звука «с-с-с»

6. «Регулировщик» И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «р-р-р»

7. «Лыжник» И. П. – ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м»

8. «Гуси» И. П. – основная стойка. Медленная ходьба по залу. На вдох руки поднимать в стороны, на выдох опустить вниз с длительным произношением звука «у-у-у»

9. «Семафор» И. П. – сидя, ноги вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить с длительным выдохом на звуке «С-с-с»

10. «Каша кипит» И. П. – сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох, опуская грудь и выпячивая живот – выдох. При вдохе произносить звук «Ш-ш-ш»

11. «Партизаны» И. П. – стоя. В руках палка. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага вдох, на 6-8 шагов медленный выдох с произношением слова «Ти-ши-на»

12. «На турнике» И. П. – стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох, опустить палку на лопатки – длительный выдох с произношением звука «ФФ-ф-ф-ф-ф»

13. «Гуси шипят» И. П. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны-назад. Медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш»

14. «Ежик» И. П. – сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «ф-ф-ф». Выпрямить ноги-вдох.

15. «Шар лопнул» И. П. – ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш-ш»

16. «Дровосек» И. П. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – выдох с произношением «Ух-х-х».

Дыхательная релаксация по методу М. Л Лазарева:

Программа «Здравствуй» М. Л. Лазарева разработана на основе современных научных подходов к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в существующих рамках образовательных стандартов. Важную роль в программе играет музыка, которая впервые в педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса.

Методика дыхательной релаксации: звучит тихая спокойная музыка (музыкальное приложение на СД №1)

«Ляжем на спину… Закроем глаза… Представим, что вы вдыхаете аромат цветка… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом… кожей… Вдох, выдох… Вы отлично отдохнули… Организм зарядился энергией… Я считаю до 5… На счет 5 откройте глаза. Глаза открываются. Свежесть в теле… Бодрость… Хорошее настроение… ».

Полное дыхание.

Полное дыхание – дыхание йогов – самый рациональный способ дыхания, это основа правильного дыхания. Полное дыхание способствует наилучшей вентиляции легких, движению энергии и кислородному обмену в организме. Это дыхание дает прекрасный эффект, оздоравливая легкие и весь организм в целом.

Комплекс упражнений:

1. «Ветер»

И. п.: лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Задержать дыхание на 3-4 секунды. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

2. «Радуга»

И. П.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание на 3-4секунды. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо.

3. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

И. П. сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание) .

Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в жывоте образовалась «ямка».

То же наоборот.

4. «Воздушный шар» (дышим животом, нижнее дыхание)

И. П.: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Заболевания органов дыхания у детей - проблема весьма распространенная. С ней сталкиваются многие родители. Причем лечение медикаментозными средствами приветствуется далеко не всеми. Как же помочь малышу поменьше болеть бронхитами и простудными заболеваниями? Как восстановить его органы дыхания после перенесенной пневмонии? Как улучшить здоровье детей, страдающих астмой?

Как укрепить защитные силы организма? Есть одно несложное решение, позволяющее избавиться от этих проблем, - дыхательная гимнастика для детей.

Польза простых упражнений

Дыхательная гимнастика для детей позволяет организму малыша правильно развиваться. Она очень полезна для здоровья. При помощи несложных упражнений улучшается кислородный обмен в организме, стимулируется работа кишечника и сердца. Дыхательная гимнастика для детей, отличающихся гиперактивностью, приносит двойную пользу. Малыши с ее помощью учатся расслабляться и успокаиваться.

Уроки дыхательной гимнастики, как правило, проводятся в форме увлекательных и веселых игр. Это помогает не только интересно организовать время ребенка, но и принести пользу его здоровью.

Как выполнять упражнения?

Для того чтобы дыхательная гимнастика для детей была максимально эффективной, нужно придерживаться некоторых рекомендаций. Прежде всего, ребенку необходимо объяснить, что вдох важно делать лишь через нос. А вот плечи при этом поднимать не нужно. Выдох должен быть плавным и длительным. Взрослому необходимо следить за тем, чтобы щеки ребенка при этом не раздувались. На этапе, когда упражнения только разучиваются, это можно контролировать с помощью рук.

Противопоказания

Комплекс дыхательной гимнастики должен быть немедленно прекращен в том случае, если ребенок резко побледнел или покраснел. Это предостережение действует и при жалобах малыша на онемение ручек или ножек, а также на дрожание кистей рук. Такие симптомы могут свидетельствовать о гипервентиляции легких. Если это случилось, то малыша необходимо попросить выполнить следующие действия:

Сложить лодочкой ладошки и «окунуть» в них лицо;

Сделать 2-3 раза глубокий вдох и выдох в ладони.

Обычно этого бывает достаточно, чтобы устранить неприятные симптомы.

Гимнастика от кашля

С самого раннего возраста рекомендуется укреплять дыхательные пути ребенка. Это позволит избавить его от мучающего кашля. Делать такие упражнения лучше всего в процессе игры. Например, сдувать перышки с ладони или дуть на одуванчик. Очень полезен свисток. С ним ребенок никогда не заскучает. Увлечет малыша и выдувание воздуха в стакан с водой через трубочку для коктейля. К тому же веселые пузырьки принесут несомненную пользу. Такая игра будет способствовать не только укреплению дыхательных путей, но и развитию речевого аппарата. Деткам можно предложить надувать воздушные шары. Стоит помнить о том, что все подобные упражнения очень утомительны, так что на их выполнение не стоит отводить более пяти-десяти минут.

Лечебная гимнастика

Ниже приведен комплекс дыхательной гимнастики для детей, задачей которого является устранение кашля. Все эти упражнения, которые рекомендуются малышам с двухлетнего возраста, развивают речевой аппарат, дыхательную мускулатуру, мышцы позвоночника и рук, а также координацию движений.

1. «Пузырики». Малыш должен глубоко вдохнуть через нос. Щечки при этом раздуваются, словно пузырики. Затем следует сделать очень медленный выдох через немного приоткрытый рот. Упражнение повторяют два-три раза.

2. «Насосик». Перед началом выполнения упражнения малышу необходимо поставить руки на пояс. Затем ребенку при вдохе следует слегка присесть, а при выдохе - выпрямиться. Приседания постепенно должны становиться ниже. Вдох и выдох - несколько длительнее. Повторить «Насосик» не менее трех-четырех раз.

3. «Говорилка». Малыш должен ответить на вопросы взрослого о том, как говорит паровозик (ту-ту-ту) или как сигналит машинка (би-би-би). Можно просто пропеть любые гласные звуки.

4. «Курочки». Это упражнение взрослый должен делать вместе с ребенком. Следует встать, наклониться, свободно свесить руки и опустить голову. Произнося «так-так-так», нужно одновременно похлопывать по коленкам и делать выдох. На вдохе необходимо выпрямить туловище и поднять вверх руки. Повторить не менее пяти раз.

Эти и другие упражнения дыхательной гимнастики для детей можно чередовать и комплектовать по-своему. Их желательно выполнять малышам с хроническим насморком или при частых ОРВИ. Такие занятия помогут при ларинготрахеитах и гайморитах.

Для укрепления иммунитета

Оградить малыша от простуд - задача непростая. Вирусы и микробы часто одолевают ребенка, ослабляя его иммунитет. Каков выход из этой ситуации? Разумеется, можно обратиться к врачу и поить свое чадо таблетками или применить бабушкины рецепты. Однако знайте, что ни то, ни другое не понадобится, если заняться упражнениями дыхательной гимнастики. Вот некоторые из них:

1. «Большой и маленький». На вдохе малыш должен встать на цыпочки и потянуться руками вверх. Такая поза показывает, какой он большой. Данное положение должно быть зафиксировано в течение нескольких секунд. На выдохе малыш опускает ручки вниз и садится на корточки. При этом он говорит «ух», обхватывает коленки руками, пряча между ними голову. Поза говорит о том, что он маленький.

2. «Паровозик». С ребенком следует ходить по комнате. Согнутые руки должны имитировать движение колес паровозика. Скорость необходимо постоянно менять. Во время упражнения, которое повторяется пять-шесть раз, «паровозик» произносит: «Пух-пух».

3. «Летящие гуси». Нужно медленно ходить по комнате. Руками при этом следует махать, словно крыльями. На вдохе они поднимаются, на выдохе - опускаются с произношением звука «г-у-у». Выполнять такое упражнение следует от пяти до восьми раз.

Сегодня большое количество детей имеют различные нарушения в развитии речи и часто болеют. Им порой сложно адаптироваться в детском коллективе. Задача воспитателей заключается в преодолении имеющихся патологических состояний. Чтобы укрепить физическое и психическое здоровье малышей, проводится дыхательная гимнастика в детских садах. Занятия должны проходить с соблюдением следующих требований:

Упражнения выполняются ежедневно по три-шесть минут (их длительность зависит от возраста малышей);

Занятия проводятся в помещении, где открыта форточка, или в проветренной комнате;

Весь комплекс выполняется до еды;

Дети должны быть одеты в свободную одежду, не стесняющую движений.

Дыхательная гимнастика в детских садах должна выполняться при соблюдении определенного темпа.

Эффективная методика

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей считается даже несколько парадоксальной. Именно поэтому данный комплекс стоит особняком от других. В основе этой системы находится нетрадиционный подход, который предполагает уделять пристальное внимание не процессу дыхания в целом, а только качеству и характеру вдохов. Иначе Стрельниковой рассматривается и выдох. Его автор уникального метода относит к естественному следствию процесса вдыхания.

Гимнастика Стрельниковой строится на том, что во время вдоха идет не расширение, а сжатие грудной клетки. Это происходит искусственно благодаря обхватыванию ребер руками, наклонам и поворотам корпуса. Насколько этот метод действеннее других, пускай спорят специалисты. Родителей интересуют только полученные результаты.

Польза альтернативной разработки

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей впечатляет своими результатами. Простые, но в то же время эффективные упражнения помогают малышам избавиться от целого ряда заболеваний, усиливая результаты как медикаментозных, так и альтернативных способов лечения.

Дыхательная гимнастика для дошкольников по этому методу позволяет устранить такие проблемы:

Болезни носовых пазух хронического характера;

Патологии бронхов и легких, в числе которых пневмония и астма;

Болезни сердца;

Сахарный диабет;

Язвенную болезнь в стадии ремиссии;

Неврологические заболевания.

Гимнастика Стрельниковой усиливает иммунитет, развивает гибкость и пластичность. Замечательным результатом ее использования является устранение нарушений осанки у детей. Это становится возможным благодаря работе практически всех мышц во время выполнения упражнений. Организм ребенка начинает оптимально развиваться. При этом активизируется обмен кислорода в тканях, благодаря чему улучшается работа всех систем и органов.

Дыхательная гимнастика для дошкольников по этой методике позволяет избавить малыша от заикания, которое не поддавалось ни гипнозу, ни какому-либо другому воздействию. Правда, в этом случае к основному комплексу упражнений добавляются индивидуально подобранные.

Первые шаги

С чего следует начинать осваивать дыхательную методику Стрельниковой? Прежде всего, необходимо выучить три базовых упражнения. Их выполняют в ритме строевого шага.

Первое из этих упражнений разминочное. Называется оно «Ладошки». Для его выполнения ребенку следует опустить ручки вдоль туловища. При каждом вдохе малыш должен сжимать ладошки в кулачки, как будто пытаясь что-нибудь ухватить. В движении во время этого упражнения находятся только кисти рук. Ребенок должен сделать 4 шумных и коротеньких вдоха и произвольно выдохнуть через нос, а можно и через рот. Затем необходим перерыв от 3 до 5 секунд. После него следует еще одна серия, включающая четыре вдоха. По методике их следует сделать 96.

Второе базовое упражнение - «Погончики». Ребенку нужно встать прямо и держать ручки вдоль туловища. Его кисти должны быть сжаты в кулачки, которые следует резко разжимать при вдохе, словно отталкивая что-то от себя. Методика Стрельниковой предполагает произвести 8 шумных вдохов без остановки, потом немного отдохнуть и продолжить упражнение. Всего повторов должно быть 12.

Последним базовым упражнением является «Насос». Ребенок перед началом его выполнения должен встать прямо и опустить ручки вниз. Затем следует чуть наклониться и округлить спину. Голова опущена вниз, шея расслаблена. Наклоняясь, ребенок должен сделать носом короткий вдох, словно нюхая цветок. На выдохе нужно выпрямиться. Всего делается по 12 повторов из 8 вдохов, между которыми должны быть небольшие паузы.

Дыхательной гимнастикой, разработанной Стрельниковой, можно заниматься малышам с 3-4 лет. Предельной возрастной границы не существует. До глубокой старости может выполняться данная дыхательная гимнастика. Отзывы многих людей говорят о том, что они занимаются по данной методике всей семьей. Это очень увлекательно и весьма полезно.

Для первых занятий достаточно выполнения базовых упражнений. В последующем этот комплекс желательно расширить. На каждом последующем занятии нужно будет разучивать по одному упражнению, разработанному Стрельниковой (всего их четырнадцать).

6 52 621

В чем суть такого дыхания

Стрельниковская дыхательная гимнастика представляет собой подборку упражнений, которая была разработана Стрельниковой прежде всего для себя - она являлась театральным преподавателем и оперной певицей, страдала удушающим кашлем, и искала возможность справиться со своим недугом. Дыхательная система по методу Стрельниковой не имеет аналогов и каких бы то ни было ограничений - заниматься можно людям любого возраста, вне зависимости от состояния здоровья.

Система дыхания, которую разработала (и запатентовала) Стрельникова, может использоваться для снятия стресса, а также её легко совмещать с прогулками. Не всегда нужно делать гимнастические упражнения (комплекс упражнений дыхательной гимнастики я приведу далее), можно прогуливаясь в парке или за городом в среднем темпе выполнять дыхательные движения - восемь вдохов, отдых около трех-пяти секунд и затем восемь вдохов, за полчаса организм насытится кислородом, а также вы научитесь правильно дышать.

Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой рекомендована для применения в любое время, но автор методики, Александра Николаевна, рекомендовала проводить тренировку в утреннее время, тогда польза дыхательной гимнастики будет максимально высокой.

Результаты и польза для организма

Какую пользу приносит постоянное выполнение дыхательной гимнастики Стрельниковой?
  1. Улучшается кровоснабжение легочных альвеол и сосудиков, что положительно сказывается на метаболизме.
  2. Восстанавливаются нервные регуляции, ЦНС работает более слаженно.
  3. Восстанавливается дренажный функционал бронхиальной системы.
  4. Носовое дыхание стабилизируется.
  5. Минимизируются морфологические поражения в бронхо-легочной системе.
  6. Рассасываются воспаления, расправляются складчатые участки легких, стабилизируется лимфо- и кровоснабжение, а также проходят застойные проявления.
  7. Укрепляется система кровообращения и восстанавливаются утраченные либо ущемленные функции сердечно-сосудистого аппарата.
  8. Повышается иммунитет и тонус организма.
  9. Также следует отметить и то, что восстанавливается первоначальная функция легких - помимо примитивного дыхательного движения легкие отвечают за газообмен в альвеолах.

Дыхательные упражнения Стрельниковой помогут организму в общем и целом, но есть определенные заболевания, при которых данный метод рекомендован врачами.

Болезни дыхательной системы

Это может быть насморк или хронический гайморит, бронхит или даже бронхиальная астма. Дело в том, что парадоксальная гимнастика Стрельниковой больше всего нагружает именно дыхательную систему, давая на нее максимальную нагрузку, что улучшает состояние легочной системы и помогает укрепить дыхательную систему в целом. Помимо того, что улучшается общая мембранная проницаемость, также усиливается и местное кровоснабжение.

Кожные болезни

Многие люди страдают нейродермитами, псориазом и диатезом, они знают, как тяжело бороться с этими заболеваниями. Когда вы тренируете активное дыхание, организм на мембранном уровне обогащается кислородом, а обогащенная кислородом кровь усиливает регенерацию. Кстати, это помогает и восстановить дыхание кожных покровов - улучшается микроциркуляция крови, соединительные ткани модернизируются, выводятся излишки кожного сала, исчезает акне.

Нервные расстройства и болезни ЦНС

Зачастую заболевания ЦНС связаны помимо прочего и с низким уровнем кислорода в крови, и с недостаточно активным кровоснабжением - организм функционирует на «низких оборотах», и человек чувствует некоторое угнетение. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой поможет нормализовать самочувствие буквально с первого занятия.

Заболевания сосудистой системы

Если у вас частенько болит голова, ощущается недомогание, перенесли инсульт или болеете эпилепсией, то методика дыхания по Стрельниковой поможет минимизировать болезненные состояния.

Кроме всего вышеперечисленного дыхательные упражнения по методу Стрельниковой позволяют бороться с заиканием, заболеваниями позвоночника, а еще с лишним весом и вредными привычками.

Правила гимнастики

До того, как делать комплекс упражнений дыхательной гимнастики, сперва нужно разобраться с тем, как правильно выполняется гимнастика для похудения. Кстати, в самом начале вполне допустимо использовать подсказки для упражнений в картинках - это упрощает процесс.
  1. За каждое занятие требуется делать 1200 «дыханий» - вдохов и выдохов.
  2. Одно занятие должно занимать около получаса.
  3. Все упражнения надо делать по три подхода, 32 повтора в каждом подходе. После каждой «тридцатки» можно отдохнуть 3-10 секунд. Если сложно выполнять 32 вдоха подряд, то можно делать перерывы после каждой восьмерки, и выполнять 12 раз восьмерки.
  4. Через месяц ежедневных занятий можно каждое упражнение делать не по 8 раз, а по 16 или 32 раза.
  5. За каждое занятие нужно выполнять весь комплекс упражнений. Стрельникова рекомендовала выполнять комплекс дважды в день при нормальном самочувствии, и несколько раз в день, если чувствуете себя плохо.
  6. Дыхательная зарядка делается до еды. В отдельных случаях можно выполнять упражнения через полтора часа после обеда или ужина, но утром лучше всего заниматься натощак.
  7. Когда явно не хватает времени можно выполнять не 3 подхода по 32 вдоха для каждого упражнения, а по одному подходу на 32 вдоха. В таком случае у вас займет гимнастика стрельниковой 7 минут.
  8. Через месяц ежедневных упражнений чувствуется эффект.
  9. Не стоит бросать гимнастику, лучше всего выполнять её всю жизнь.

Вводное занятие

Естественно, сразу выполнить комплекс упражнений не получится, активная техника дыхания требует внимательного и сосредоточенного отношения.

Итак, сначала нужно сделать упражнение «Ладошки» - выполняются резкие громкие вдохи, после чего несколько секунд перерыва. За раз делают 4 вдоха, упражнение следует выполнять стрельниковской сотней - то есть 24 раза по 4 вдоха. После каждого вдоха делается выдох ртом, незаметно. В противном случае польза и вред будут не сбалансированы и вы можете навредить себе, не стоит гримасничать.

При аритмии сердца и проблемах с сосудами ЦНС можно почувствовать головокружение. Это не является дурным признаком, главное не слишком уж нервничать. Вообще при аритмии сердце выполнять упражнения можно, поэтому не стоит бояться и прекращать упражнения.

Следующее упражнение – «Погончики». Здесь нужно выполнить 12 восьмерок (чтоб получилась стрельниковская сотня).

Еще одно упражнение, которое поможет овладеть техникой – «Насос». Выполняют его по типичной схеме - 12 восьмерок, после каждых восьми дыханий - перерыв. Кстати, у этого упражнения есть некоторые ограничения, я расскажу о них далее.

Это базовый урок, его повторяют дважды в день, с каждым днем добавляя новое упражнение. Как только техника дыхания будет вами освоена, можно приступать к увеличению количества вдохов в одном подходе.

Полный комплекс


Нужно встать ровненько, согнуть руки в локтевых суставах и продемонстрировать ладони (вертикально, на линии плечевых суставов). Выполняются резкие вдохи, в тот же момент руки сжимаются в кулачки. Делать данное упражнение можно в любом положении тела.


Нужно встать ровно, ручки сжать в кулаки и прижать к брюшной части тела, около пояса. Когда вдыхаете, кулачки вытягиваются вниз, по направлению к полу, затем нужно вернуть руки в исходное положение. Руки не рекомендуется поднимать выше талии.

Насос


Необходимо встать ровно, ноги несколько уже плеч, руки свободно вытянуты вдоль туловища. Сначала делается наклон - руками нужно тянуться к носкам, но не касаться их, и во второй половине наклона нужно сделать шумный вдох (строго с помощью носа, а не рта). Вдох заканчивается одновременно с наклоном. Затем нужно слегка приподняться, но при этом не подниматься полностью, и повторить. Спина должна быть округлой, голова направлена лицом вниз. Упражнение делается стоя и сидя.

Данное упражнение имеет некоторые ограничения. Его нужно аккуратно выполнять при различных ЧМТ и заболеваниях позвоночника, а также если есть проблемы с давлением. Не стоит наклоняться слишком глубоко, достаточно будет лишь слегка согнуться. Это упражнение весьма эффективное, помогает побороть бронхиальную астму.

Кошка


Нужно встать ровно, и выполнить танцевальный присед, поворот тела вправо и короткий вдох, затем вернуться в исходную позицию, и сделать такой же присед с поворотом влево. Не стоит приседать слишком глубоко, достаточно лишь слегка согнуть колени. Во время упражнения нужно совершать хватательное движение в стороне поворота. Спина должна быть ровной, поворот осуществляется только в области пояса.


Встаем с прямой спиной, сгибаем руки в локтях и поднимаем их на уровне плеч. На вдохе нужно глубоко скрестить руки, обнимая самого себя за плечи. Руки должны идти параллельно друг другу, разводить их не стоит, на вдохе голова чуть откидывается назад.

Если у человека есть заболевания сердечно-сосудистой системы, то в первые пару недель не стоит выполнять это упражнение. Для женщин, которые находятся в положении, после окончания второго триместра не следует откидывать голову - гимнастическое упражнение выполняется со строго вертикальным позвоночным столбом.


Встать прямо, поставить пятки чуть уже ширины плеч. Затем нужно наклониться вперед, потянуться руками в сторону пола, вдохнуть и выдохнуть, затем без перерыва наклониться назад (допустимо слегка прогнуться в пояснице), обнять себя руками за плечи. Делать упражнение можно в том числе и сидя.

Нужно освоить эти упражнения прежде, чем переходить к остальным.

Повороты


Встать прямо, делать вдохи одновременно с поворотами головы, шею не нужно тянуть, голову не останавливать в процессе движения - влево - вдох, выдох, вправо - вдох, выдох.

Ушки (китайский болванчик)


Исходное положение классическое - прямое. Голова поочередно склоняется ухом к плечу и совершается вдох, подбородок не опускать, выдыхать своевременно.


Встать ровно, ноги на ширине плеч или чуть уже, затем чередуются «вдох с пола» и «вдох с потолка», движется при этом только одна лишь голова.

Ограничения: «Ушки», «Повороты» и «Маятник головой» нужно выполнять плавно, особенно если есть заболевания шеи, позвоночника или головных сосудов.

Перекаты


Встать ровно, поставить левую ногу вперед, правую назад, перенести центр тяжести на левую ногу. Затем делается легкий танцевальный присед на левую ногу вместе с шумным вдохом, после этого вес переносится на заднюю (правую) ногу, также выполняя вдох.

Приседать и вдыхать нужно одновременно, центр тяжести на той ноге, которая приседает, после приседа нужно выпрямиться, и лишь затем «перекатить» центр тяжести на другую ногу.

После того, как комплекс выполнен, нужно поменять ноги местами (теперь правую вперед, левую назад), и повторить.

Шаги (рок-н-ролл)


Передний шаг - встаем в исходное положение, поднимаем левую ногу, согнув в колене (носок тянем), центр тяжести на правой ноге. В этой позиции делается легкий присед и шумный вдох, потом принимаем исходное положение на мгновение, и выполняем упражнение для правой ноги.


Задний шаг выполняется аналогично, но вместо того, чтоб поднимать колено вперед, колено нужно просто согнуть так, чтоб пятка была поднята по направлению к ягодице.

Вдыхать и выполнять движение нужно одновременно.

Посмотрите подробно на видео как делается гимнастика Стрельниковой в унисон за 8 минут, также есть ролики с полным комплексом упражнений, рассчитанным на 12 минут и на 26 минут. Но это видео покажет наглядно как правильно выполнять все упражнения комплекса:

Еще несколько полезностей. В профилактических целях можно использовать любые упражнения гимнастики Стрельниковой, но если есть некие определенные недуги, то лучше уточнить, какие конкретно упражнения помогут побороть заболевания. Например, дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста подразумевает несложные упражнения для детей, которые помогают бороться с детскими простудами - они снимают заложенность носа, понижают боль в горле, да и в целом улучшают самочувствие.

Также полезны в случае простуды упражнения для детей, рекомендованные Стрельниковой при бронхиальной астме или при эмфиземе легких. Лечебная дыхательная гимнастика Стрельниковой при астме поможет и большим, и маленьким - чем раньше начать заниматься, тем выше вероятность ремиссии.

Попробуйте заниматься всей семьей - изначально моей маме помогла гимнастика Стрельниковой при гипертонии, но буквально спустя неделю мы с мамой поняли, что дыхательная гимнастика при стрессе тоже помогает. В стрессовых ситуациях может помочь простая дыхательная гимнастика Стрельниковой упражнения выполнять не всегда хватает сил и выдержки, а вот немного подышать по её методу - очень полезно.

Так же дыхательная гимнастика Стрельниковой для похудения дает невероятные результаты!

Начать регулярно заниматься мне помогла книга о методике, которую написал Щетинин . Рекомендую прочитать всем, кто заботится о здоровье своей семьи.


При аритмии сердца хорошо помогает «Насос». Также при аритмии сердца рекомендуется выполнять упражнение «Маятник». Вообще главное при аритмии сердца выполнять весь комплекс упражнений правильно, и подходить к применению гимнастики постепенно увеличивая нагрузки, ни в коем случае не надрываясь. Это же касается и гипертонической болезни.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой при бронхите - это первые три упражнения, они помогают поддерживать в порядке бронхи и составляют основу ежедневной гимнастики.

При заикании у детей очень важно уделить внимание правильному выполнению «Обними плечи». Так ребёнок избавляется от мышечного зажима в плечевом поясе и расслабляется. Очень хорошие результаты дает вокальная зарядка и дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании, когда ребенок занимается не только индивидуально, но и с другими детьми.

Метод А.Н. Стрельниковой стоит особняком среди остальных комплексов . Его называют даже парадоксальным. Суть этой системы в том, что, в отличие от традиционных подходов, автор предлагает при выполнении упражнений обращать внимание не на весь процесс дыхания, а лишь на характер и качество вдохов. Выдох же считается естественным следствием процесса вдыхания. Кроме того, грудная клетка во время вдоха, согласно системе Стрельниковой, не расширяется, а искусственным образом сжимается (этому способствуют наклоны, повороты корпуса, обхватывание ребер руками).

Но оставим специалистам спор о том, насколько один метод физиологичнее и естественнее другого. Нас, как родителей, интересует, прежде всего, результат.

Польза дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей

Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом результативность различных методов лечения, в том числе медикаментозных и альтернативных. В их числе:
— хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма;
— сахарный диабет;
— болезни сердца;
— язвенная болезнь (в стадии ремиссии);
— заболевания неврологического характера.

При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.

Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами . Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

С помощью этой удивительной гимнастики можно вылечить даже сильное

Не поддающееся другим методам воздействия (в том числе и гипнозу). Правда, для этого к основному комплексу индивидуально подбираются специальные упражнения.

С чего начать занятия дыхательной гимнастикой Стрельниковой для детей?

Осваиваем дыхательную гимнастику Стрельниковой, начав с трех базовых упражнений. Все они выполняются в ритме строевого шага (если вы имеете слабое представление, что это такое, послушайте любой марш).

«Ладошки» (упражнение для разминки)

Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела.

При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.

Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после – еще серия из 4 вдохов. Всего их надо сделать 96 (в методике это количество носит название «сотни»): всего 24 раза по 4 вдоха.

«Погончики»

Встаем прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулачки. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола.

Делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

«Насос»

Встаем прямо, слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выпрямляемся.

Так же, как и в предыдущем упражнении, делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей подходит для ребятишек 3-4 лет. «Нижней» границы возраста практически не существует. Можно заниматься до глубокой старости, так что выполняйте упражнения всей семьей!

Для первого занятия этих трех упражнений достаточно. На каждом последующем можно разучивать еще по 1 упражнению из комплекса Стрельниковой. Начинать гимнастику всегда надо упражнениями «Ладошки» и «Погончики».

Весь базовый комплекс состоит из 14 упражнений . Автор методики рекомендует делать по 3 «захода», включающих в себя все упражнения последовательно, но при нехватке времени можно ограничиться и одним или двумя «заходами».

Заниматься лучше 2 раза в день: по утрам до завтрака и по вечерам до ужина. Можно заниматься и после приема пищи, но не ранее, чем через час.

Не стоит делать гимнастику Стрельниковой для детей перед сном, так как она довольно сильно бодрит, и уложить ребенка после ее выполнения будет проблематично.

При выполнении упражнений сосредоточьтесь на вдохе (он выполняется с сомкнутыми губами) и не обращайте внимание на выдох – он должен происходить естественно!