Педагогическое просвещение родителей и его формы. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому про­свещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышле­ния, практических умений и навыков в области воспитания. Необхо­димо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Университет педагогических знаний - это форма психолого-пе­дагогического просвещения родителей. Он вооружает их необхо­димыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запро­сов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию ро­дителей и учителей в воспитательной работе. Программа универ­ситета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университе­те педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, бе­седы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей.

Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, пра­вила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логи­ку, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции -непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтере­сованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое само­воспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных осо­бенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и при­рода», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусмат­ривающая расширение, углубление и закрепление знаний о вос­питании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конферен­циями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное уча­стие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание роди­телей, на занятиях университета педагогических знаний, пред­шествующих конференции, иногда предлагается заполнение крат­кой анкеты.

Конференция обычно открывается вступительным словом ди­ректора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспи­тания выступают родители. Таких сообщений может быть три-че­тыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подво­дит ведущий конференции.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогичес­ких умений по воспитанию детей, эффективному решению возни­кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа­гогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сло­житься во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой препо­давания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, выз­ванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я -спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и кон­церты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интерес­ных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, спо­собствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. При­мерно за месяц участники должны познакомиться с темой буду­щего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответ­ственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из роди­телей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.

Темой диспута может служить любая спорная проблема семей­ного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко­лы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусмат­ривает определение темы, состава участников, распределение ро­лей между ними, предварительное обсуждение возможных пози­ций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицатель­ных) поведения участников игры и путем совместного обсужде­ния выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре­небрегать. Консультации с родителями полезны как для них са­мих, так и для учителя. Родители получают реальное представле­ние о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необ­ходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительс­кого содействия. В общении с родителями педагог должен прояв­лять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, на­мекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами сто­ит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые увере­ны, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и от­казом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон­сультирования-доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной рабо­ты педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.

Переписка с родителями - письменная форма информирова­ния родителей об успехах их детей. Допускается извещение роди­телей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздрав­ление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость об­щения.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на осно­ве данных педагогической науки опыта воспитания.

Школьные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намеча­ются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.

Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы.

На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мос­тик к той или иной педагогической проблеме.

Виды родительских собраний многообразны: организацион­ные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика роди­тельских собраний составляется классным руководителем, обсуж­дается на родительском комитете. Очередная тема собрания выби­рается всеми родителями.

При подготовке и проведении родительского собрания нужно учитывать ряд следующих важных положений:

    атмосферу сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка;

    профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе);

    добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сер­дечность, взаимопонимание, взаимопомощь);

    главные показатели эффективности родительского собрания (активное участие родителей, атмосферу активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, со­веты и рекомендации).

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:

Родительские университеты;

Конференции;

Индивидуальные и тематические консультации;

Родительские собрания;

Тренинги.

Родительские университеты -- это формы работы с семьей, когда составляется расписание занятий для родителей на ближайшее время, с расписание включаются различные учебные методы: открытые уроки, домашние задания, лекции, методические материалы, совместная деятельность и т. д.

Родительские университеты - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только школы, но и ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги. [Овчарова Р.В., 2003]

Конференции созываются в основном для обмена опытом между разными учебными заведениями. Для выступлений на конференциях выбирается одна тема, к примеру, та, что в данный момент является наиболее актуальной. Выступления подготавливают как преподаватели, так и сами родители. В данном случае, обеспечивается обмен мнениями между родителями и педагогическим составом, максимально просвещаются семьи, даются ответы на наболевшие вопросы.

Индивидуальные и тематические консультации преподаватель может давать в любой момент по желанию, либо может определить часы приема для родителей на неделе. В процессе консультирования родители могут получить ответы на любые вопросы, связанные с процессом воспитания и обучения своих детей. Такая форма обеспечивает конфиденциальность и, как следствие, большую открытость и доверие между родителем и педагогом.

Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Родительские собрания проводятся регулярно, с различной периодичностью, по решению классного руководителя. На них обсуждаются текущие актуальные вопросы. Как упоминал В.А. Сухомлинский, не стоит использовать собрания, как публичное наказание для учеников и родителей.

Родительские собрания могут быть:

· организационными;

· текущими и тематическими;

· итоговыми;

· общешкольными и классными.

Родительское собрание выполняет различные функции, как то:

· ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);

· психолого-педагогическое просвещение родителей, разъяснение особенностей конкретного возраста, объяснение условий успешного взаимодействия с детьми и т.д.;

· вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия - конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

· совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.

Общешкольное родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общешкольного родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы школы, планированием учебно-воспитательного процесса (дни открытых дверей, дни самоуправления и творчества), итогами работы за определенный промежуток времени, проблемами и перспективами развития школьного обучения в условиях реформирования школы. Однако общешкольные родительские собрания могут носить и торжественный характер.

Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год.

Родительские собрания в Израиле носят специфический характер, поэтому считаем нужным привести их в пример.

Родительские собрания в Израиле бывают двух видов. Первые так и называются -- «родительские собрания». Вторые -- «родительские дни». Разница между ними существенная.

Собрание проводят в начале учебного года. В этот день родители узнают, кто будет учить их ребёнка. Классные руководители в Израиле меняются каждые два года. Из этого правила есть исключения: учительница может провести с детьми три года или, наоборот, меньше положенного срока.

В школе может не хватать учителей начальных классов -- специалистов, с которыми дети быстро начинают читать на иврите, даже если к первому сентября нетвёрдо знали алфавит. Тогда ценного педагога ставят каждый год работать с первым классом, а второклашкам приходится привыкать к новому классному руководителю.

Если в параллели учится 80 детей, школа имеет право сделать два класса по 40 человек. А вот если пришёл 81 ребёнок, школа должна распределить детей по трём классам.

Обязательное образование в Израиле начинается с пяти лет. В подготовительной группе, которая представляет собой отдельный детский сад примерно на сорок человек, детей учат алфавиту и цифрам. К первому классу все умеют писать печатными буквами своё имя, знают алфавит и, если повезёт, некоторые слоги. Это считается достаточным для того, чтобы начать учиться в школе. Первого сентября родителям сообщают имена всех педагогов-предметников, озвучивают требования к каждому предмету, необходимые тетради и учебники.

Некоторые педагоги хотят активно общаться с родителями. Поэтому на собрании классный руководитель зачитывает номера телефонов тех учителей, которые готовы отвечать на любые разумные вопросы.

На родительском собрании озвучиваются общие правила -- например цвет футболок с эмблемой школы, длина шорт, сколько дней можно пропустить по болезни без справки. Чтобы «прогулять» три дня, обычно хватает записки от родителей. Если ребёнок болел дольше -- требуется справка. Как правило, не для того чтобы показать школе, что ребёнок -- не злостный прогульщик, а для того чтобы успокоить учителей, что ребёнок полностью здоров и не заразит полкласса.

На родительском собрании мамы и папы узнают, какие в этом году предстоят экзамены и школьные экскурсии, какие появятся новые предметы. Учитель может обсудить с родителями, как будут отмечаться праздники и устраивать ли по пятницам «кабалат шабат» -- встречу субботы.

Иногда беседе с классным руководителем предшествует общее собрание для всех родителей параллели. На таком собрании выступает обычно директор и кто-нибудь из завучей. Например, родителям старшеклассников могут рассказывать об опасности наркотиков и знакомств по Интернету. Родителям малышей могут рекламировать школьную продлёнку.

На родительских собраниях не принято говорить о проблемах отдельных учеников, никого не позорят за грубость, прогулы и плохие оценки. Для этого есть родительские дни -- собрания второго вида, которые проводятся дважды в год.

В год проходит два родительских дня - по количеству полугодий, перед выставлением оценок. Строго говоря, это не собрание, т.к. встреча проходит наедине - родитель, ученик и педагог. Проблемы каждого ученика обсуждаются в узком кругу.

На двери класса вывешивается список детей, чьи родители приглашены на встречу. Прилежным ученикам отводится меньше времени - 5 минут, ученикам в проблемами больше - от 10 до 15. В классе находятся трое - родитель, учитель и ученик.

Ребенка, который не имеет проблем по обучению, хвалят в присутствии родителей, отмечают его сильные стороны, поощряют за успехи.

После беседы с классным руководителем родители могут пообщаться с другими учителями. Некоторые учителя сами попросят родителей о встрече. Многие родители сами беспокоятся об учебе своих детей и звонят учителям, чтобы в конце года не оказалось, что ситуация в школе уже запущена и относительно ребенка нужно принимать срочные меры. В общем, картина, вполне знакомая российским родителям школьников.

Тренинги -- один из самых «молодых» способов взаимодействия с родителями. Грамотно подготовленный тренинг способен подготовить родителей к общению со своими детьми, которое будет благотворно влиять на дальнейшее обучение учеников. Включает в себя ролевые игры, диалоги, совместные задания.

Вывод: формы взаимодействия педагогов и родителей разнообразны, но имеют общую цель - улучшить развитие ребенка в целом, создать единообразие между взглядами родителя и педагога на воспитание, сформировать здоровое отношение родителя к воспитанию ребенка. Формы отличаются друг от друга по особенностям организации процесса. Израильские педагоги имеют опыт гуманистической организации родительских собраний.


Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.

В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч. В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.

Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения.

Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей (раздел методики работы с родителями), родительский всеобуч.

Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.) предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.

Формы педагогического просвещения

Традиционные:

Родительские собрания

Лекции

Вечера вопросов и ответов

Диспуты

Дни открытых дверей

Нетрадиционные:

Деловые игры

Регламентированные дискуссии

Обмен родительским опытом

Выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий:

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств (что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, каковы отношения с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т.п.); - личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером;

Педагогическая культура родителей (педагогический потенциал семьи) оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания.

Вариантом активной формы педагогического просвещения является педагогическая пропаганда. «Педагогическая пропаганда – распространение важных сведений по вопросам образования и воспитания среди широких кругов населения. Впервые получала массовое развитие в СССР. Центром педагогической пропаганды являются школы. Методы и формы этой работы в СССР весьма разнообразны – лекции, доклады, семинары и консультации в спец. лекториях для родителей или в родительских университетах, в школах, на предприятиях, а также через печать и радио».



Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа учебных учреждений, направленная на педагогическое просвещение родителей. Это одна из главных составляющих работы классного руководителя.

Родители должны понимать (и учреждение, и классный руководитель должны эту мысль до них донести), что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а школа является профессиональным посредником и помощником для них.

Принципы организации

Задача школы — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учеников на основе таких принципов:

  • взаимоуважения;
  • терпимости;
  • толерантности;
  • доверия друг другу;
  • взаимной поддержки;
  • терпения;
  • помощи;
  • готовности воспринять позиции друг друга.

Психолого-педагогическое просвещение родителей должно быть направлено на:

  • передачу родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;
  • развитие их педагогического мышления;
  • формирование у них навыков и практических умений в воспитательной области.

Подбирая темы и материал для занятий с родителями нужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:

  • актуальность и полезность;
  • превентивность;
  • практическая целесообразность;
  • основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.

Классный руководитель должен наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы школьной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.

Формы педагогического просвещения родителей

Психолого-педагогические знания о принципах развития и воспитания детей родители могут получать через такие .

Лекции

Эта форма предполагает передачу лектором (учитель, психолог, педагогический работник, научный сотрудник) родительской аудитории научной информации. Его доклад должен включать:

  • научный анализ педагогических явлений и воспитательных ситуаций;
  • разъяснение их причин и условий протекания;
  • описание закономерностей развития детской психики;
  • объяснение механизмов поведения ребенка.

В нем должны называться термины, указываться факты и статистические данные, приводиться примеры из опыта семейного воспитания.

Родительские собрания

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия школы и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей. За учебный год должно пройти 3-5 заседаний. Такие собрания должны быть посвящены:

  • рассмотрению актуальных педагогических проблем;
  • обсуждению задач учебно-воспитательной работы;
  • планированию воспитательной деятельности;
  • установлению проблем, появляющихся в классе или влияющих на успеваемость детей, и нахождению путей их разрешения;
  • подведению итогов;
  • определению на будущее наиболее продуктивных форм взаимодействия между школой и семьей.

Цель родительских собраний — осуществляя анализ и осмысление педагогической теории, способствовать решению любых проблем, возникающих в конкретном классном или школьном коллективе.

Конференции

Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере. Такое мероприятие проводится один раз в год. Оно имеет четкую структуру и требует длительной и тщательной подготовки с активным подключением к этому процессу родителей. Родители должны быть не только слушателями, но и выступающими, и активными участниками обсуждения.

Индивидуальные консультации

Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путем прямого личного общения педагога и родителей. Необходимость данных встреч возникает при наличии , попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.

Эти встречи полезны и для учителя, и для родителей. Они узнают достоверную информацию о поведении и уровне знаний ученика, а педагог лучше поймет причины, влияющие на успеваемость и поступки ребенка.

Главная задача индивидуальных консультаций — обсудить проблему и найти общее понимание того, как лучше ее разрешить. Основные требования к проведению такой формы работы — компетентность, взаимоуважение, толерантность, доверительные отношения.

Может проводиться тематическая консультация, при которой общение происходит не с какой-то отдельной семьей, а с группой родителей, у которых имеются схожие проблемы в воспитании детей.

Практикумы

Направлены на выработку у родителей навыков и педагогических умений, необходимых для организации правильного воспитательного взаимодействия с детьми. В ходе практикума родителей знакомят с конкретной педагогической ситуацией и предлагают найти эффективный выход из нее.

Родители должны вносить предложения, отстаивать свое мнение, вести конструктивный спор. В итоге такого общения родители учатся самостоятельно создавать модель своего поведения при появлении схожей ситуации в своей семье.

Тренинги

Одна из форм тренировки педагогического мышления родителей. Особенность тренингов в том, что в ходе их проведения родителей информируют о правильных способах поведения с детьми и отрабатывают их, доводя до автоматизма.

Семинары

Одна из наиболее распространенных форм проведения педагогического просвещения родителей. Структура семинара состоит из теоретической и практической части. При этом теоретические положения усваиваются на основе практических действий с ними.

Диспуты и дискуссии

Относятся к . Основным условием проведения диспута является организация всеобщего обсуждения заявленной проблемы и формирования единой точки зрения на возможности ее решения.

Это своеобразный спор с необходимостью аргументации и отстаивания своей позиции. Никто не должен оставаться пассивным слушателем. Необходимо создать такие условия, при которых каждый должен высказать свое мнение, предложить свой способ действия в предложенной ситуации. В итоговом решении, должны быть учтены все предложения. Нужно, чтобы оно положительно воспринималось всеми участниками мероприятия.

Родительские чтения

Предполагают изучение литературы, которая касается конкретных проблем в воспитании ребенка. После этого проводится обсуждение услышанного и определение возможных вариантов применения полученной информации на практике.

Ролевые игры

Эффективная форма взаимодействия с родителями. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности.

Родителям предлагается побывать в роли ребенка и ощутить, что он чувствует в момент воспитательного воздействия взрослых.

Читайте подробнее :

Уголок для родителей

В каждом классе должен находиться родительский уголок, где размещаются тематические бюллетени или газеты, посвященные определенным темам воспитания детей. Здесь же может располагаться выставка детских работ, объявления, памятки, вопросы анкет или других документов, которые используются в работе с родителями.

Интерактивное общение

Сейчас очень популярно создание родительских групп в таких программах для общения и обмена сообщениями, как WhatsApp или Viber. Они облегчают и ускоряют обмен информацией между учителем и родителями.

Обычно в таких группах передаются извещения об общих мероприятиях, срочных встречах, совместной деятельности. Таким способом можно , советы или памятки относительно воспитания ребенка.

Психолого - педагогическое просвещение родителей.

Выполнила:

Харитонова Анастасия Сергеевна

Москва, 2013 г.

  • психолого-педагогическое просвещение родителей,
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс,
  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом в ДОУ.

Психолого - педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:

Родительские университеты;

Конференции;

Индивидуальные и тематические консультации;

Родительские собрания;

Тренинги.

Родительские университеты - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями.

Назначение родительских университетов в детском саду - психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только ДОУ, но и школы, ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели возрастных групп. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.

Конференция - форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовится все ДОУ и все группы. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ детей, музыкальные программы, экскурсии по детскому саду т. д. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Специалисты ДОУ разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по вопросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации воспитателя или учителя-дефектолога, если педагоги видят, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий педагог может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.

Требования к проведению консультации

1. Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и воспитателя, учителя-дефектолога, учителя – логопеда.

2. Проблема, которая будет обсуждаться, хорошо известна и рассматривается с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.

3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и своё отношение к проблеме.

4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.

7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

8. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов и педагогов.

9. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.

10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями является родительское собрание.

Родительское собрание закономерно считается не менее сложным «жанром», чем занятия или внеучебная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей воспитателей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на педагога на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи со специалистами и педагогами. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей, проявляется хамство и грубость педагогов. Педагогам следует помнить - родительское собрание - это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики.

Для специалистов ДОУ родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей. Все сотрудники: дефектологи, психологи, логопеды, педагоги доп.образования - постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги.

Родительские собрания могут быть:

Организационными;

Текущими или тематическими;

Итоговыми;

Общими групповыми.

Тематика родительских собраний определяется воспитателем и специалистами на основе изучения целей и задач работы детского сада с родителями и исходя из запросов родителей группы.

Общее родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общего родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы ДОУ, планированием воспитательного процесса (дни открытых дверей, дни самоуправления и творчества), итогами работы за определенный промежуток времени, проблемами и перспективами развития дошкольного обучения в условиях реформирования ДОУ. Однако общие родительские собрания могут носить и торжественный характер. Традиционными общими родительскими собраниями могут стать собрания, посвященные юбилею ДОУ, чествованию родителей, воспитавших прекрасных детей, чествованию воспитанников - победителей олимпиад и конкурсов и т.д. Прекрасной традицией детского сада может стать общее родительское собрание, которое посвящено педагогу, обучившему не одно поколение воспитанников детского сада. Такие родительские собрания носят глубокий общечеловеческий нравственный характер, положительно влияют на родителей, стимулируют их на изменение своей педагогической позиции в семье.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с детским садом является групповое родительское собрание . Групповой собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в группе, планируется и обсуждается построение образовательного и воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и ДОУ, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости воспитанников не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

Родительское собрание условно можно разделить на три части – вступительную, основную, заключительную.

Вступительная часть. Родительское собрание открывает и ведет в дальнейшем воспитатель или председатель родительского комитета. Кто-то из них в своем вступительном слове объявляет повестку собрания, напоминает его цели и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашенных на собрание, подчеркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нем.

Основная часть. В данный период излагается наиболее важная информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.

Заключительная часть. Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и оценка происшедшего на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесенными в него поправками.

Одной из форм просвещения родителей группы является родительский ринг. Родительский ринг – это возможность обсудить различные ситуации в воспитании детей, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. На обсуждение в ходе ринга могут быть представлены ситуации воспитания, которые могут быть в том или ином возрасте дошкольников, а так же проблемные ситуации, которые складываются в самом детском коллективе. Безусловно в ходе ринга анализируется педагогическая ситуация без переноса ее на конкретных воспитанников. В анализ ситуации изучаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается единственно верный выход из создавшегося положения. Играет огромную роль в просвещении родителей группы, так как предлагает практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

Ещё одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги - это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении дошкольного психолога. Воспитатель или специалист беседует с детьми и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют я-позицию детей и взрослых; способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий специальное для этого разрешение.

Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс?

Поскольку родители являются социальными заказчиками ДОУ, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в саду и в своих группах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в группе, в лучшем случае - предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении дошкольной жизнью.

Одной из форм участия родителей является деятельность родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете ДОУ, Устава учебного заведения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей группы. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или людьми, их заменяющими, организации в группе мероприятий учебного и внеучебного плана. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Родительский комитет группы привлекает родителей к организации и проведению досуговых мероприятий в группе. Родители-профессионалы могут организовать в группе работу различных кружков, спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий.

Родителей можно привлекать к проведению разовых информационных часов. Эти часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.

Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеучебных мероприятий в группе, быть участниками КВНов и спортландий, музыкальных конкурсов и дней творчества. Все зависит от того, насколько воспитатель сумел привлечь родителей к сотрудничеству. Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования. Родительский патруль участвует в проведении экскурсий. Участники родительского патруля наблюдают во время дежурства за поведением детей и делятся впечатлениями на родительском собрании. Иногда мнение, высказанное родителями группы, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение воспитателя.

Воспитатель и дефектолог, привлекая родителей к участию в воспитательной и образовательной работе в группе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения воспитанников группы. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными - грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни детского коллектива.

Список литературы:

1. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга в семье. - М., 2001.

2. Делекреева Н.И. Новое родительское собрание: 1-4 классы. М., 2005.

3. Ответственные родители: Учеб.-метод. пос. для учителей сред. школы. М.: Всерос. образовательная программа «Мой выбор», 2007.

4. Родительские собрания: II класс / Авт.-сост. О.П. Варенька. М.: ВАКО, 2008.

5. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями – М.: 5 за знания, 2005.