Первый экзамен. Рефлексы новорожденного. Мир в новом ракурсе. Психомоторное развитие ребенка четырех-шести месяцев

Врожденные (безусловные) рефлексы – проявляются в качестве ответной реакции на конкретные внешние раздражители. От проявления рефлексов зависит состояние и здоровье центральной нервной системы.

Некоторые рефлексы проявляются непосредственно после рождения, а остальные спустя некоторое время. В идеале все безусловные рефлексы имеют свое конкретное время появления и исчезновения: одни появляются и сохраняются в течении всей жизни, другие же имеют временный характер. Спустя месяц после рождения врач-невропатолог проверит все рефлексы ребенка и будет контролировать их в течение года до их полного исчезновения.

Все рефлексы, присутствующие у новорожденного малыша имеют свои уникальные функции, они защищают организм маленького человечка от вредного воздействия окружающей среды.

У здорового ребенка безусловные рефлексы должны одинаково наблюдаться и с правой стороны и с левой, лишь в этом случае они будут являться симметричными. Если же симметрии рефлексов не наблюдается, то необходимо срочно проконсультироваться с врачом.

Если присутствует ослабление рефлексов или их полное отсутствие, то возможно имеет место быть нарушение мышечного тонуса, инфекционные болезни или нарушение работы нервной системы.

При условии хорошего здоровья у грудничка, можно проводить проверку рефлексов в домашних условиях в качестве своеобразной гимнастики. В это время малыш должен быть спокойным, не голодным и выспавшимся. Исследование рефлексов должно происходить в светлой и теплой комнате.

Большая часть безусловных рефлексов закладывается еще в утробе матери, они направлены на защиту внутренних органов и приспособление к взрослой и самостоятельной жизни. К ним относятся следующие рефлексы новорожденных и грудничков:

Новорожденные груднички полностью реализуют врожденный рефлекс в момент сосания груди (в том случае, если грудь они получают по требования), у детей – искусственников такой возможности нет, поэтому именно они чаще просят пустышку и быстрее к ней привыкают

Хоботковый рефлекс. Если слегка прикоснуться к губам новорожденного, произойдет сокращение мышц рта, и малыш вытянет губы в трубочку или хоботком. Проявление рефлекса сохраняется в течение 2-3 первых месяцев жизни ребенка, затем полностью исчезает.

Поисковый рефлекс. Для обнаружения данного рефлекса необходимо погладить щечку ребенка, рядом с уголком рта, тогда произойдет выпячивание нижней губы, и малыш высунет язычок и повернет голову в сторону поглаживания. Особенно ярко проявляется рефлекс непосредственно перед кормлением. Угасание поискового рефлекса происходит в 1,5 месяца после рождения, полностью исчезает к первому году жизни.

Сосательный рефлекс. При помещении в ротовую полость какого-либо предмета, ребенок начинает активно сосать его. Этот рефлекс возникает у всех доношенных здоровых детей, и играет важную роль в познании мира и самостоятельном питании. Угасание рефлекса происходит в возрасте 1-1,5 лет, сохраняется в ночное время во время сна до 3-4 лет.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Если надавить пальцем на ладошку малыша, он согнет голову и приоткроет рот. В норме, рефлекс должен ярко проявляться у новорожденного. Если же рефлекс слабо выражен или отсутствует вообще, это может указывать на проблемы в работе нервной системы. К 2 месяцам этот рефлекс угасает, к 3 месяцам исчезает полностью.

Хватательный рефлекс. При прикосновении пальцем или игрушкой к ладошке, малыш захватывает в кулачок то, чем к нему прикасались. Этот рефлекс удается вызвать и на пяточке, для этого нужно нажать пальцами на подошву у основания пальцев, между вторым и третьим. После этого действия пальчики ребенка согнутся. Неосознанное действие рефлекса угасает к 3-4 месяцам, после этого срока малыш понемногу начинает контролировать свои действия.

Рефлекс Моро. Если ударить по поверхности, на которой располагается новорожденный, отступая от него на 15-20 см, ребенок начинает вытягивать конечности, разгибать пальчики и приподнимать ножки и попу. Суть рефлекса состоит в следующем, сначала малыш разводит руки, затем, спустя какое-то время, возвращает их в исходное положение. Часто вызывать рефлекс Моро не рекомендуется, можно таким образом напугать ребенка. Рефлекс угасает к 4 месяцу жизни.

Рефлекс Бабинского . Проверяется следующим образом, нужно пальцем провести по подошве пятки, по направлению к пальцам, в этом случае малыш должен растопырить пальчики, а также согнет ноги в голени, коленях и тазобедренном суставе.

Рефлекс опоры. Даже учитывая тот факт, что ребенок научится стоять самостоятельно не ранее 8 месяцев, рефлекс опоры заложен в него с самого рождения. Если, удерживая малыша подмышки, поставить его к опоре, он станет упираться полной стопой на поверхность, на которой стоит.

Рефлекс автоматической ходьбы. Продолжить предыдущий рефлекс можно следующим образом. Необходимо немного наклонить ребенка вперед, при этом он сделает небольшие шаги, без размахивания руками. При проверке этого и предыдущего рефлекса необходимо придерживать голову и брать основной вес малыша на себя.

Рефлекс ползания Бауэра. Если выложить ребенка на живот, он немного приподнимает голову и спонтанно движется, словно пытается ползти. Если подставить ладонь в качестве опоры, малыш начнет активнее совершать ползающие движения, подключая руки, будет стараться оттолкнуться от опоры. Исчезновение рефлекса произойдет, когда ребенку исполнится не менее 4-х месяцев.

Провоцировать проявление большинства этих рефлексов, можно в качестве развивающих тренировок, однако делать это надо в пределах, рекомендованных невропатологом. Важно, чтобы грудничку на этот момент было не меньше 1-го месяца. Если у ребенка нет настроения или ему неприятно, то не нужно принуждать его к выполнению этих упражнений или попробовать повторить их чуть позже.

В этой статье:

Появление малыша на свет – большой стресс для его организма, начинающего активно приспосабливаться к жизни с первых минут рождения. Особенно важными в адаптации крохи являются первые 28 дней - неонатальный период. На протяжении первых четырех недель важным критерием оценки нормального развития ребенка считаются рефлексы новорожденного, позволяющие педиатру сделать вывод о состоянии нервной системы малютки.

Еще в родильном доме врач проводит ряд манипуляций с крохой: перекладывает его со спины на животик, дает малышу свои пальцы в ручки, притрагивается к стопам. Все это позволяет оценить развитие детской нервной системы, заметить какие-либо нарушения. Поэтому родителям важно знать, для чего нужны рефлексы, о чем свидетельствует их отсутствие и в каком возрасте они должны угасать.

Основные рефлексы

Рефлексы – это ответные реакции организма на действие каких-либо внешних раздражителей. Их значение крайне важно для нормальной жизнедеятельности.

В медицинской практике основные рефлексы принято разделять на две группы:

  • Безусловные . Они являются врожденными ответными реакциями организма, сформировавшимися в процессе эволюции. Безусловные рефлексы считаются относительно постоянными, возникновение их осуществляется при участии всех отделов центральной нервной системы. Часть из них угасает через некоторое время после рождения.
  • Условные . Являются так называемыми индивидуальными ответными реакциями, совершающимися при помощи коры головного мозга. Условные рефлексы формируются в процессе жизнедеятельности. Одним из наиболее важных их значений считается приспособление человека к изменениям условий существования.

Стоит отметить, что у ребенка на первых месяцах жизни хорошо развиты только безусловные рефлексы. С ними малыш рождается. Некоторые остаются на всю жизнь: глотательный, сухожильные (сокращение мышц при постукивании по сухожилию – таким приемом пользуются невропатологи, нанося легкие удары в область колена), роговичный. Последний характеризуется рефлекторным смыканием век при касании к роговице. Условные же формируются по мере развития крохи.

Для чего нужны безусловные рефлексы?

На протяжении первого месяца после появления на свет дети считаются беззащитными, ведь адаптация к новым условиям жизни – огромный стресс для ребенка. Поэтому безусловные рефлексы играют важную роль в приспособлении крохи к существованию вне материнского организма.

Педиатры считают, что основными их функциями являются:

  • Защита детского организма, еще не привыкшего к новым условиям жизни.
  • Некоторые из них необходимы для последующей замены условными, вырабатывающимися в старшем возрасте.
  • Обеспечение нормального существования ребенка во внешней среде.

Важно знать, что основное значение всех безусловных рефлексов новорожденного ребенка – помощь организму в адаптации к жизни на протяжении первых месяцев после появления на свет. Именно поэтому отсутствие или ослабление некоторых ответных реакций настораживает врачей.

Оральные рефлексы

Важную роль в развитии новорожденного играют оральные рефлексы. Именно благодаря им ребенок способен сосать грудь матери. Родители должны знать, какие оральные физиологические рефлексы существуют, ведь отсутствие их может привести к серьезным нарушениям нормальной жизнедеятельности.

Название рефлекса Как проверяется
Сосательный Возникает в результате размещения пальца (соски) в рту ребенка на глубине примерно 2-3 см. При этом малыш начинает совершать определенные движения языком, щеками, губами. Это же происходит и при прикладывании крохи к материнской груди. Рефлекс развивается уже с первых минут жизни, играя важную роль в питании До 12 месяцев
Глотательный При попадании пищи в ротовую полость малыш автоматически глотает содержимое Остается до конца жизни
Хоботковый Если по верхней губе ребенка осторожно постучать пальцем, мимическая мускулатура начинает сокращаться, проявляясь вытягиванием губок вперед в виде «бантика», напоминающего хоботок До 2-3 месяцев
Ладонно-ротовой (Бабкина) Если взять ладонь младенца и слегка надавить на нее подушечками пальцев, ребенок поворачивает голову в эту сторону, одновременно открывая ротик До 2-3 месяцев
Поисковой (Куссмауля) При поглаживании щеки новорожденного около уголка рта происходит поворот головы в эту сторону. Ребенок «ищет» материнскую грудь, открывая ротик. Поэтому многие женщины перед началом кормления притрагиваются соском к щечке малыша До 3-4 месяцев, иногда может сохраняться и на протяжении первых 10-12 месяцев жизни

Одним из наиболее важных в первые месяцы жизни (помимо оральных) является верхний защитный рефлекс. Он проявляется в поворачивании головы набок с одновременными попытками приподнять ее вверх при повороте малютки на животик. Так кроха обеспечивает себе нормальную проходимость дыхательных путей.

Спинальные рефлексы

Большое диагностическое значение имеют спинальные рефлексы младенца. Их еще называют двигательными автоматизмами, позволяющими оценить состояние мышечной системы ребенка. К спинальным рефлексам относятся хватательные, а также другие виды ответных реакций.

Название рефлекса Как проверяется До какого возраста существует
Хватательные рефлексы
Янишевского и Робинсона Если в ладони новорожденного положить указательные пальцы, малыш крепко сжимает их. Иногда сила настолько велика, что кроху можно даже слегка приподнять в таком положении До 3-4 месяцев
Подошвенный (Бабинского) При легком поглаживании пальцами стопы малыша происходит тыльное разгибание большого и одновременное сгибание остальных пальцев (веерообразно) Исчезает к моменту начала самостоятельной ходьбы ребенка (11-12 месяцев)
Другие двигательные рефлексы
Моро (рефлекс «объятий») Осуществляется путем нанесения легкого удара по поверхности, на которой лежит ребенок. При этом он вначале разводит ручки в стороны, одновременно выпрямляя ноги, а затем как бы обхватывает свое тело. Проверить рефлекс можно также, быстро опустив кроху на 20-25 см вниз, после чего вернуть в исходное положение, или же резко распрямить ножки малютки в коленных и тазобедренных суставах До 3-4 месяцев
Кернига Ногу младенца сгибают в тазобедренном и коленном суставах, после чего стараются разогнуть последний. В норме сделать это невозможно До 2-3 месяцев
Рефлекс «автоматической» походки Если поставить новорожденного на стол, придерживая при этом спинку и голову, малыш автоматически совершает определенные движения ножками, напоминающие ходьбу До 1,5-2 месяцев
Рефлекс опоры Обычно проверяется вместе с предыдущим рефлексом. Поставленный на опору малыш немного выпрямляет туловище, стараясь удержаться в положении стоя До 1,5-2 месяцев
Ползания (Бауэра) Если новорожденного перевернуть на животик и подставить к его подошвам ладонь, кроха начнет совершать отталкивающиеся движения, напоминающие ползание До 3-4 месяцев
Галанта При проведении пальцем по спинке малыша в направлении ягодиц ребенок выгибает ее дугой. Одновременно разгибается нога на стороне прикасания До 3-4 месяцев

Стоит отметить, что существуют еще и так называемые позотонические рефлексы. Они заключаются в определенном перераспределении мышечного тонуса при смене положения крохи. Одним из позотонических считается рефлекс Магнуса-Клейна. Он заключается в принятии младенцем определенной позы при повороте его головы в сторону: рука, на которую «смотрит» кроха, разгибается, а противоположная – сгибается. Это так называемая «поза фехтовальщика». Данный рефлекс появляется на первых неделях жизни малыша и обычно угасает к 4-5 месяцам.

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка?

Многие родители интересуются, какие рефлексы должны быть у ребенка в первый месяц жизни и можно ли проверить их наличие самостоятельно. Обычно состояние нервной и мышечной систем малыша оценивает педиатр во время . Однако при наличии какой-либо патологии крайне важно вовремя обратиться к врачу, поэтому мамы и папы могут периодически проверять наличие некоторых ответных реакций организма малютки дома.

Сделать это довольно просто:

  • Оральные рефлексы мама может проверять перед каждым малыша. Перед тем, как дать крохе грудь или соску бутылочки, можно прикоснуться к щеке или верхней губе. В ответ новорожденный начнет стремительно искать раздражитель, открывая ротик. Многие мамы делают это перед кормлением с целью помочь ребенку, даже не подозревая, что тем самым проверяют ряд оральных безусловных рефлексов.
  • Многие родители кладут в ладони крохи свои пальцы или игрушки, удивляются, что в возрасте 1-2 месяцев малютка крепко сжимает их. Однако новорожденный делает это неосознанно. Данное проявление – это не что иное, как хватательный рефлекс. Для проверки его достаточно разместить указательные пальцы в ладошках крохи. При этом мама должна оценить силу сжатия, симметричность и при наличии нарушений проконсультироваться с педиатром.
  • Перевернув ребенка на животик, родители заметят, как он сразу же повернет головку набок. Это проявление верхнего защитного рефлекса. Далее можно приставить ладонь к стопам малыша, и вы заметите, как активно он начнет отталкиваться, пытаясь ползти. Проверка этого рефлекса даже полезна, она является своеобразной гимнастикой для малютки.
  • Нежно проведите пальцем по подошвенной стороне стопы новорожденного, наблюдая, как веерообразно расходятся его пальчики.
  • Каждый раз, переодевая малютку, можно проверять рефлексы опоры и автоматической ходьбы. При этом важно придерживать спинку и голову ребенка.

Не стоит забывать, что на протяжении первых месяцев жизни ребенок требует особого внимания и осторожности со стороны мамы и папы. Даже просто переодевая кроху, его легко травмировать. Поэтому лучше всего, если наличие рефлексов будет определять врач.

Или же родители могут спросить у педиатра, какие из безусловных ответных реакций они могут проверить самостоятельно, без нанесения вреда малютке, и как правильно это сделать, превратив процесс в полезную гимнастику, развивающую целенаправленную двигательную активность ребенка в будущем.

Что делать, если рефлексы слабые?

Некоторые рефлексы новорожденных появляются не сразу после рождения или же проявляются в недостаточной степени. Причин этому может быть множество: родовые травмы, нарушения развития нервной системы ребенка, патологии позвоночника (особенно шейного отдела), асфиксия. Важно знать, что ослабление некоторых рефлексов не всегда свидетельствует о заболевании. Например, когда малыш не голоден, при помещении в его ротик соска материнской груди сосательных движений может не возникать.

В диагностике же патологий центральной нервной системы важное диагностическое значение имеет наличие спинальных рефлексов.

Они могут ослабляться или вовсе не возникать при серьезнейших нарушениях, поэтому мамы и папы должны обращать внимание на следующие моменты:

  • Симметричность хватательного рефлекса. Если ребенок сжимает мамин палец только одной рукой, это может свидетельствовать о ДЦП, парезах, кровоизлиянии в мозг.
  • Разведение малышом рук в стороны (рефлекс Моро). Если наблюдается отведение только одной ручки, это может быть признаком перелома ключицы, парезов.
  • Ослабление рефлекса ползания зачастую свидетельствует о травмах спинного мозга.
  • «Автоматическая ходьба» отсутствует при парезах, снижении мышечного тонуса, детском церебральном параличе. Подобные причины приводят к ослаблению опорного рефлекса.

Важно следить за положением головы новорожденного при повороте его на животик. Отсутствие или ослабление защитного рефлекса считается одним из первых симптомов ДЦП. Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу. Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов.

Игнорировать возникшие проблемы, откладывая визит к педиатру на потом, не стоит. Помните: оценить состояние нервной и мышечной систем может только квалифицированный специалист.

Важным моментом является знание мамами и папами, до какого возраста у ребенка сохраняются безусловные рефлексы. Если к 5-6 месяцам угасания многих из них не наблюдается, следует проконсультироваться с доктором. Усиление или наличие безусловных рефлексов в старшем возрасте возникает при повышенной нервной возбудимости, мышечном гипертонусе.

Узнав информацию о том, какие должны быть рефлексы у новорожденного, а также их значение в развитии ребенка, мамы и папы смогут тщательно следить за здоровьем своей малютки. Важно помнить, что нередко именно по их отсутствию или ослаблению можно определить патологии нервной, мышечной, костной систем. Все, что требуется от родителей – это внимание, являющееся неотъемлемой частью не только в воспитании, но и в сохранении здоровья ребенка.

Полезное видео о рефлексах новорожденных

Постоянное изрыгание малышом желудочного содержимого при виде пищи или после ее употребления способно насторожить даже самых опытных родителей. Это явление врачи определяют как повышенный рвотный рефлекс у ребенка. Впервые мамы могут его наблюдать во время введения первого прикорма и у детей-дошкольников. Иногда проблема не разрешается и до более старшего возраста. Пережевывание и проглатывание продуктов таким детям дается с трудом, и если их за это ругают, в дальнейшем тошнота возникает от одного вида блюд.

Почему малыша рвёт после кормления?

Одной из распространенных причин срыгивания пищи является перекармливание малыша. Рвота открывается неожиданно и не несет угрозы здоровью.

Иногда у новорожденных развивается пилоростеноз – патология, при которой пищевые массы не могут проникнуть в кишечный тракт из желудка. От заболевания страдают преимущественно мальчики. Они плохо прибавляют в весе и мучаются запорами. Рвотный рефлекс на еду у них срабатывает чуть ли не каждый раз при попытках покормиться.

В первые месяцы после рождения у некоторых деток рвота открывается из-за плохого усвоения пищевых компонентов, зачастую лактозы или фруктозы. Этот фактор провоцирует раздражение желудка и выброс поступивших в него масс.
Если грудничок слишком быстро сосёт мамино молочко и захватывает много воздуха, рвотные массы из его пищеварительного тракта могут истекать вследствие аэрофагии – «пожирания воздуха». Если же рвота открывается непосредственно во время еды, она сигнализирует о развитии заболеваний ЖКТ.

Когда ребенок торопится при кормлении или заглатывает плохо пережеванную еду мелкими кусочками, пищевые комки создают в желудке тяжесть. Если малыш не умеет контролировать рвотные позывы, не переваренная пища неизбежно вырывается наружу.

Но возникновение рвоты после приёма пищи не всегда связано с проблемами ЖКТ. Специалисты объясняют ее разными моментами в жизни ребенка:

  • стрессы;
  • ацетонемия;
  • длительный плач;
  • прорезывание зубов;
  • изнурительный кашель;
  • болезни мозга, бронхов или легких;
  • стекание слизи по носоглотке при простуде;
  • лечение медикаментозными препаратами.

Первая помощь при рвоте

Независимо от того, какой именно фактор спровоцировал рвоту, ребенок всегда нуждается в помощи. Повторные срабатывания рефлекса опасны обезвоживанием организма, потерей солей и нарушением состояния малыша вплоть до потери сознания и впадения в кому. Поэтому даже разовый эпизод рвоты заслуживает внимания родителей.

Если ребенок страдает от повышенного рвотного рефлекса и изрыгает массы при каждом удобном случае, во время приступа мама должна выполнить следующие действия:

  1. успокоить кроху и переодеть, помочь прополоскать ротик и увлажнить лицо салфеткой;
  2. разрешить малышу принять удобное положение, а при повторной попытке вырвать повернуть его голову набок, не позволяя массам засорить дыхательные пути;
  3. в случае отравления некачественной пищей промыть желудок, дав ребенку выпить стакан содового раствора (0,5 ч. л. соды на 1 л воды). Далее следует надавить на корень языка и вызвать рвоту искусственно. В бессознательном состоянии промывание детям не делают.

Если приступы возникают чаще 1 раза в 3 часа, необходимо позвонить в службу скорой помощи.

Как бороться с рвотным рефлексом

Для восстановления водно-электролитного баланса, нарушенного частыми рвотами, ребенку организовывают обильное питьё. Воду дают в слегка теплом виде. Компоты, соки и газировка в данном случае противопоказаны. Если кроха отказывается от воды, ее разрешается заменить отваром шиповника, ромашки, зверобоя или подслащенным чаем.

Деткам возрастом до 1 года после каждой рвоты нужно давать около 70 мл жидкости. Малышам старше года дозировку повышают до 100 – 150 мл. Насильно кроху поить не следует. Понять, что у него прогрессирует обезвоживание, помогают такие признаки, как:

  1. вялость;
  2. сухость кожи;
  3. раздражительность;
  4. западание родничка;
  5. иссыхание слизистой оболочки губ;
  6. отсутствие мочевыделения на протяжении 3 – 4 часов.

На приёме какого-либо питания в это время лучше не настаивать. День-два ребенка нужно выпаивать жидкостью, давая ему по 2 ч. л. водички каждые 5 – 10 минут. По мере улучшения самочувствия крохе предлагают полчашки отвара, воды или чая.

  • до 1 года: от 130 до 200 мл;
  • от 1 до 5 лет: 100 – 170 мл;
  • с 6 до 10 лет: 75 – 110 мл.

Из лекарственных средств для укрощения рвоты детям дают Регидрон, Глюкосолан, Атоксил. Если рефлекс развился на нервной почве, состояние корректируют таблетками ноотропного препарата Пантокальцин или его аналогом – сиропом Пантогам. Жидкое лекарство удобно давать грудничкам, но его побочные эффекты в виде отёка Квинке, конъюнктивита и крапивницы могут представлять опасность для самых маленьких.

Если выброс рвотных масс происходит на фоне повышения температуры и поноса, следует немедленно вызвать врача. Небольшое количество желудочного содержимого можно собрать в сосуд и передать на лабораторное исследование.

Каждый человек имеет условные и безусловные рефлексы. Первые появляются с опытом, мы рефлекторно отодвинем руку от горячей чашки. Во втором же случае речь идет о тех навыках, которые даны человеку от рождения. Природные рефлексы новорожденного помогают врачам анализировать состояние малыша. Попробуем разобраться, что и в каком возрасте кроха должен делать.

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно , оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.

Все рефлексы крайне важны, они заложены природой, и ослабевают тогда, когда теряют значение.

Безусловные рефлексы по месяцам

Все безусловные рефлексы появляются сразу после рождения, а вот период угасания у всех разный. Некоторые рефлексы, такие как дыхательный или глотательный, остаются на всю жизнь, другие затухают достаточно быстро. Чтобы маме не приходилось запоминать каждый навык, можно воспользоваться следующей таблицей.

Название рефлекса Период угасания (по месяцам)
Сосательный До 3-4 лет
Хоботковый До 3
Глотательный Не угасает
Защитный До 1.5
Бабкина До 2-3
Поисковой До 3-4
Хватательный До 3-6
Опоры До 7-8
Шаговый До 2-3
Задержки дыхания До 4-5
Бабинского До 1-2 лет
Галанта До 3-4
Робинсона До 3-6
Переса До 3-4
Моро До 4
Галанта До 3-4
Ползанья До 4

С тем, что умеет новорожденный и что он может, мы определились. Также вы теперь знаете, как проверять те или иные рефлексы. Осталось узнать, когда автоматизмы могут быть ослаблены или отсутствовать вовсе, когда стоит бить тревогу.

Причины нарушения рефлекторных функций

Все автоматизмы уникальны. Если сосательный или поисковой рефлекс могут не проявляться только потому, что малыш в этот момент не голоден, то спинальные реакции должны проверяться в независимости от настроения или состояния ребенка.

Причиной ослабленных рефлексов может быть:

  • Сложные роды, травмы;
  • во время беременности или родов;
  • Нарушения работы ;
  • Детский церебральный паралич;
  • Нехватка кислорода в мышечной ткани;
  • Травмы спинного мозга;
  • Употребление медикаментов, влияющих на нервную систему;
  • Парез.

Слабость реакций наблюдается у малышей, родившихся раньше срока. Если же рефлексы совсем отсутствуют, то это повод бить тревогу и обращаться к врачу.

Что делать, если рефлексов нет

Первое, что нужно сделать, это обратиться к врачу. Он оценит общее состояние малыша, возьмет во внимание генетические заболевания, течение родов и беременности. Стоит помнить, что резервы детского организма очень велики, поэтому при наличии травм, рефлексы выработаются чуть позже нормы.

При проверке реакций маме стоит помнить:

  1. Незначительное усиление рефлексов может быть вызвано нервной возбудимостью, малыш мог плакать или активно играть. Попробуйте повторить тест, когда ребенок немного успокоится.
  2. Оральные реакции выражены в период кормления, сытый ребенок может не проявлять интереса к груди или бутылочке.
  3. Реакция на раздражитель должна быть симметричной.

Также стоит учитывать индивидуальные особенности малыша. Если какая-либо реакция снижена, но состояние ребенка в норме, он хорошо себя чувствует, то это может быть особенность малыша, не будет нести никаких негативных последствий для организма.

Сниженные реакции необходимо постепенно и регулярно вырабатывать. Для этого стимулируйте активность крохи. Например, для разработки хватательного навыка периодически вкладывайте что-нибудь в ладошку малыша.

Важно! Регулярные упражнения помогут ребенку научиться хватать, ползать, вставать, ходить.

Подводя итоги, может ли новорожденный не иметь рефлексов? Это крайне редкие случаи, говорящие о серьезной патологии. В остальном реакции могут быть лишь снижены. Обратитесь к врачу, он определит причину отклонений, назначит лечение. Если же сниженные автоматизмы – это индивидуальная особенность ребенка, то в ваших силах развить их.

Сегодня мы продолжаем разговор о психомоторном развитии ребенка, начатый в предыдущих номерах журнала1. В 4-6 месяцев у ребенка стремительно продолжает развиваться условно-рефлекторная сфера, формируются сложные поведенческие стереотипы. Естественно, всех родителей в первую очередь интересует вопрос, правильно ли развивается их малыш, не упустили ли они чего-нибудь очень важного. Хочется предупредить сразу: чем старше ребенок, тем более индивидуальны темпы его развития. Можно с уверенностью утверждать, что здоровый новорожденный младенец обладает, скажем, сосательным рефлексом или рефлексом автоматической опоры 2, отсутствие же у него этих рефлексов свидетельствует о неблагополучии. А вот если один малыш научился самостоятельно сидеть в 6 месяцев, а другой - в 7, это вовсе не означает, что первый - «отличник», а второй - «двоечник», просто каждому человеку, даже такому крохотному, присущ собственный жизненный темп. Именно по этой причине мы собираемся говорить не столько о навыках ребенка, сколько об общих тенденциях психомоторного развития 4-6-месячных детей.

Алексей Митраков
Детский неврологЦентр психолого-медико-социальногосопровождения детей и подростков г. Москвы

Не разучившись - не научишься!

Наверняка многие из вас обращали внимание: при легком прикосновении соска (или соски, или просто пальца) к уголку рта вашего новорожденного малыша он поворачивал голову, приоткрывал губки, пытался достать сосок ртом. Врачи называют такое поведение поисковым рефлексом. Однако если вашему ребенку больше 3-4 месяцев, этот автоматизм у него уже исчез. Не спешите расстраиваться: возможно, это кому-то покажется странным, но правильное развитие предполагает угасание многих рефлексов . Прежде всего это имеет отношение к оральным (т.е. связанным с ротовым отверстием, а значит - с процессом еды) и спинальным (спинномозговым) рефлексам.

Оральные рефлексы исчезают в следующем порядке (возраст ребенка указан ориентировочно):

  • 3 мес. - поисковый рефлекс;
  • 4,5 мес. - хоботковый рефлекс (если новорожденному легонько постучать пальцем по верхней губе, губы складываются «хоботком»), сосательный рефлекс и так называемый ладонно-ротовой рефлекс Бабкина (при надавливании на ладонь новорожденный открывает рот).

Приблизительный «график» исчезновения спинальных рефлексов:

  • 2-3 мес. - рефлекс Галанта (при раздражении кожи спины вдоль позвоночника - слева или справа от него - младенец описывает туловищем дугу, открытую в сторону раздражителя; нога на стороне раздражителя разгибается во всех суставах);
  • 3 мес. - рефлекс Переса (проверяя этот рефлекс, врач с легким нажимом проводит подушечкой пальца по коже прямо над остистыми отростками позвоночника малыша - обычно в ответ на это ребенок разгибает туловище, сгибает руки и ноги, поднимает голову и плачет) и рефлекс Моро (реакция испуга);
  • 4,5 мес. - рефлекс ползания ;
  • 5,5 мес. - хватательный рефлекс .

Надоело лежать!

На смену оральным и спинальным рефлексам у ребенка формируются выпрямительные реакции . Дело в том, что в четыре - шесть месяцев младенец начинает овладевать великим навыком, отличающим человека от не-человека, - навыком прямохождения (реакции, «ответственные» за это, называются антигравитационными). Да-да, не удивляйтесь - активную подготовку к своим первым шагам ваш малыш начинает именно сейчас. Схематизируя, можно сказать, что приблизительно в четыре месяца начинается активная переориентация центральной нервной системы (как, впрочем, и всех прочих систем) ребенка из горизонтального положения в вертикальное. Так, например, приблизительно до 6 месяцев у младенца работает так называемая шейная выпрямляющая реакция . Выражается она в том, что при повороте головы все туловище целиком поворачивается вслед за ней. А в возрасте 6-8 мес. ей на смену приходит более сложный автоматизм - выпрямляющий рефлекс туловища . Теперь, повернув голову в сторону, малыш поворачивает в ту же сторону уже не все туловище сразу, а постепенно - сначала плечевой пояс, затем таз. Благодаря такой ротации тела становятся возможными перевороты с живота на спину, со спины на бок и на живот, а в перспективе - положение на четвереньках (см. фото 1 ) и, наконец, вертикальная поза.

И еще два важных рефлекса - защитная реакция рук и рефлекс Ландау, не относясь к выпрямляющим рефлексам, в значительной мере способствуют двигательному развитию. Защитная разгибательная реакция рук возникает приблизительно в четыре месяца и выражается в ответном движении рук при внезапном перемещении туловища вперед. Благодаря появлению и развитию этой реакции, примерно к шести месяцам ребенок в положении сидя может поддерживать массу тела руками. При этом кисти вначале сжаты в кулак, но позднее малыш уже может опираться на ладонь (см. фото 3 ).

Рефлекс Ландау появляется в пять-шесть месяцев. Если ребенка держать свободно в воздухе лицом вниз, то вначале он поднимает голову, затем выпрямляет и даже выгибает спину, разгибает руки и ноги.

Мир стал интереснее

Помните, каким был ваш малыш в первые дни и даже недели после рождения? Движения хаотичны и спонтанны, то, что мы в обиходе привыкли называть координацией движений, полностью отсутствует. Дело в том, что у новорожденного еще не скоординированы связи между корой больших полушарий, стволом головного мозга и стволом спинного мозга. В четыре-шесть месяцев процесс этой координации входит в интенсивную стадию - ребенок, как уже говорилось, стремится к переходу в вертикальное положение, а значит - начинает меняться пространство вокруг него. Значительное расширение поля зрения влечет за собой необходимость формирования сложных безусловно-рефлекторных глазодвигательных реакций , ответственных за реакцию глаз на приходящие стимулы - зрительные, слуховые. В четыре месяца человек уже, как правило, может не просто бесцельно размахивать погремушкой, но и целенаправленно засунуть ее себе в рот. Нервные центры, обеспечивающие такие реакции, расположены в стволовом отделе головного мозга, их формирование началось уже давно (вспомните поисковый рефлекс). Однако именно в начальный период перехода ребенка из горизонтального пространственного представления в вертикальное эти реакции приобретают развернутый характер, сопровождаются поворотом головы в сторону раздражителя, причем не только тактильного, но и зрительного и/или слухового. Такие движения требуют развитых связей между глазодвигательными центрами и расположенными в шейном отделе спинного мозга центрами, отвечающими за движения шейных мышц.

Интенсивно развивается кора головного мозга. В наибольшей степени этот процесс затрагивает лобную долю. В свою очередь, это ведет к расширению эмоциональных реакций, появлению новых поведенческих оттенков. Настало время, когда можно говорить не только об условных и безусловных рефлексах, но и о формировании высших психических функций - например, памяти. Закрепляются механизмы кратковременной и долговременной памяти, ребенок запоминает не только лица родителей, но и лица знакомых, окружающих. Начинают формироваться первые элементарные эмоциональные «навыки», в полной мере отражающиеся на личике маленького человечка: радость, смех, удивление, недовольство (взгляните на очаровательную улыбку Танюши Ефремовой на фото 3, 4 ). Ребенок постепенно «отделяется» от мамы, становясь все более самостоятельным существом.

Ни дня без... разговоров!

Учитывая все вышесказанное, хотелось бы дать несколько рекомендаций по уходу за ребенком 4-6 мес.:

1. Ни в коем случае нельзя ограничивать ребенка в движениях, он должен чувствовать себя комфортно, иметь свободу перемещения.

2. Шесть месяцев - время для очередного визита к врачу-неврологу, который непременно обратит внимание на состояние рефлекторной сферы ребенка.

3. Все больше становится активная фаза бодрствования ребенка, а значит, он начинает требовать к себе все больше внимания, ему все больше и больше становится необходим речевой контакт с родителями. Не лишайте его этого удовольствия: как бы вам ни было некогда, уделите ему 5-10 минут, поговорите с ним, пусть даже пока смысл ваших слов ему непонятен. Переход от неразборчивых звуков к отдельным словам во многом зависит от того, как интенсивно будут происходить эти «занятия».

4. Очень полезно повесить рядом с кроваткой ребенка игрушки ярких цветов, привлекающие внимание. Он обязательно заинтересуется новым объектом в поле зрения, заинтересуется - и захочет дотянуться до него. Вообще, полезно постоянно привносить в окружающую ребенка среду необычные для него предметы, звуки (см. фото 2). Это будет способствовать его двигательному и речевому развитию.

5. Ни в коем случае нельзя забывать о режиме дня. Идет активная перестройка всего организма маленького человечка, в том числе и его головного мозга (системы кровеносных сосудов) - в этот сложный период младенец как никогда нуждается в полноценном питании и сне.

6. Уже в этом возрасте достаточно сложная эмоциональная организация заставляет ребенка подыскивать поведенческие стереотипы. Поэтому особенно важно создать для малыша спокойную психологическую обстановку. Нужно забыть о ссорах, мелких бытовых неурядицах. Психологический климат в семье должен быть со знаком «плюс», иначе ребенок вырастет неврастеничным, капризным, плаксивым.

7. Весь этот период следует быть внимательным не только к нервно-психическому развитию ребенка, но и к его соматическому статусу. В организме ничто не существует раздельно, а потому ответом на любую патологию со стороны внутренних органов будет дисфункция со стороны нервной системы. При выявлении малейшего отклонения следует начать его немедленную коррекцию (при необходимости и медикаментозную).
Пожалуй, это все рекомендации, которые можно дать применительно к данному периоду. Здоровья вам и вашему ребенку!