Почему юбка крутится при ходьбе. Почему юбка задирается? Щлица или разрез расходятся к низу

Вы никогда не задумывались, почему больше всего проблем возникает именно с покупкой так называемых универсальных базовых вещей? Юбка-карандаш, которая по заверениям многих стилистов должна «делать» фигуру и сочетаться с разными элементами верха, нередко создает такое количество трудностей, что проще отказаться от ее приобретения, чем тратить время на бесконечные примерки и подгонку по фигуре.
От чего зависит посадка прямых юбок и как научиться выбирать подходящие к форме бедер модели расскажет стилист Полина Вахитова .

Полина Вахитова: Сразу оговорюсь, я не медик и все наблюдения про конструкции тела меня интересуют исключительно со стилистической точки зрения. У акушеров, например, есть свои формы таза, а судебных мед. экспертов интересует как по тазу пол определить. А я про формы таза пишу, чтобы этот таз красиво нарядить в подходящую юбку.

Дело в… тазе!

Если взять только тазовую область, то её форма зависит от взаимного расположения двух костей, подвздошного гребня и выступающей части бедренной кости, которая называется большой вертел. На этих костях может располагаться большее или меньшее количество мышц и жирка, но расположение всего этого будет подчиняться расположению костей.


Взаимное расположение этих двух костей образуют 4 вида таза: сердечком (когда вертел расположен низко и сильно сбоку от самой выступающей части подвздошного гребня), круг (когда вертел расположен высоко и сбоку), квадрат (когда вертел расположен почти под подвздошным гребнем) и треугольник (когда вертел расположен ближе к центру относительно внешнего края гребня).


А вот фото реальных поп с сайта одной клиники пластической хирургии.


А вот я попыталась найти среди моделей разные формы таза в стройном виде.

У таза Сердечко и Круг - низкое бедро (сильно выступающий в сторону большой вертел), а у Квадрата и Треугольника - высокое бедро (вертел прячется под тазовыми костями и от этого кажется что нога начинается от подвздошной кости). У фигур с высоким бедром форма больше похожа на мужской таз.


От того насколько выступает в сторону большой вертел зависит и собственно форма ног. Сколько бы не худели девушки с низким бедром, их бедра все равно будут конусообразно сужаться к коленям. А девушки с высоким бедром могут сколько угодно качать мышцы, но плавной боковой линии таза не получится. Зато и те, и другие с одинаковым успехом могут накачать собственно ягодичные мышцы, которые будут красиво выпирать назад и не влиять на восприятие формы таза с фронтальной стороны.

По моим субъективным наблюдениям самая редкая форма таза - треугольник, она встречается у типа фигуры Яблоко и Прямоугольник. Следом за ней следует форма круг, характерная для Груши и Песочных часов. Форма сердечком распространена больше тоже у Груши и Песочных часов, а вот квадратный таз - самый распространенный и может встречаться у всех 5 типов фигур.

Выбираем юбку

Мы определились с формой своего таза и нам теперь нужно для него купить или сшить идеальный чехольчик - юбку. Моделей юбок существует очень-очень много, но я тут хочу обсудить всего один вид - базовую прямую юбку-карандаш. Обычно такие юбки носятся так, чтобы верхний край был чуть-чуть над подвздошными костями, а длина, например, на ладонь выше колена, как фото.

Я нарисовала на всех попах эти юбки и видно, что у фигур с низким бедром такая юбка смотрится очень массивно. Попа выглядит широкой, а юбка по форме на прямоугольник вообще не похожа. На фигурах с высоким бедром такая юбка смотрится сразу как родная.


Если представить себе что эта юбка носится с облегающим трикотажем, то мы у фигур с низким бедром будем наблюдать попытку футболки съехать наверх, в самую узкую часть талии и обнажить живот. У фигур с высоким бедром такого либо не будет вообще, либо будет слабо выражено.


Ниже я перерисовала юбки так, чтобы попы в них выглядели максимально эстетично. Для фигур с низким бедром я удлиняю подол, завышаю талию и делаю сужение книзу. Для высокого бедра и так хорошо, но я делаю еще лучше, укорачиваю и совсем чуть-чуть сужаю для квадратного таза.


Вот так даже с футболками смотрится лучше.


На широких попах сердечком и кругом мне, если честно, очень хочется добавить каких-нибудь зрительных иллюзий, чтобы попы визуально смотрелись стройнее. А на треугольную - добавить карманов, чтобы хоть чуть-чуть пошире была. По сути юбка-карандаш осталась только у квадратного таза, а у остальных юбки стали других моделей.


И вот примерно так будут выглядеть базовые выкройки юбок для разных типов тазов. Для тех кто давно шьет или владеет кроем по Злачевской тут не будет никакого сюрприза. На картинке передние половинки юбок. Разница в длине юбки по центру и по боку у фигур с низким бедром намного больше, чем у юбок для фигур с высоким, сам окат бедра разной формы и глубина выточек будет разная.


Чтобы купить правильную юбку на свою попу нужно тоже ориентироваться по выкройке. Обычно прямые юбки продаются сконструированные для квадратного таза (и смотрятся на нем лучше всего). И здесь обладательницам квадратного таза остается только учесть выпуклость своих ягодиц, что довольно просто решается измерением обхватов. А вот дамам с низким бедром нужно выбирать такие юбки тщательнее и, скорее всего, придется их «дорабатывать напильником».

Например, нашли мы бирюзовую юбку в интернет-магазине. На фото где модель стоит в полный рост в красивой позе юбка смотрится хорошо и кажется, что она подойдет для вполне круглой попы. Но если посмотреть на фото со спины, то видны вот эти заломы, которые говорят о том, что кроили юбку с расчетом на более квадратный таз, а так как у модели таз стремится к форме сердца, то эти части сверху остаются пустыми и всегда будут образовывать складки и вот такие странные ушки. Такую юбку есть смысл брать с выраженным квадратным тазом. Вот с треугольным тоже уже не получится, все эти ушки будут свободно болтаться, ничем не заполненные.

Или вот пример, хочет барышня с округлыми бедрами найти себе простую базовую юбку. И вроде находит хорошую округлую такую модель, линии плавные, длина подходящая, юбка будет сидеть на самом узком месте талии, ткань с эластаном, значит погрешности посадки стерпит. Смотрим мерки, на 46 размер талия 70-74, а бедра 98-102. У 48 размера талия 74-78, бедра 102-104.

Давайте представим действительно крутобедрую барышню, которая ходит в спортзал и успела себе уже накачать прекрасную выпуклую ягодичную мышцу. И у этой барышни талия 70, а обхват бедер 105 см. То есть если взять юбку в размер по бедрам (а это предел 48, а лучше 50-й размер), то в талии она будет велика на 4-8 см при 48м размере и на 8-12 см при 50м. Обычно дамы в такой ситуации берут ту юбку, которая по бедрам внатяг, а по талии более или менее не топорщится (в нашем случае это был бы 46й размер), и потом удивляются, почему у них юбка при ходьбе постоянно поднимается и перекручивается. А это эластичная ткань юбки сокращается, ползет в сторону наименьшего сопротивления и стремится собраться на талии гармошкой.

Чтобы такая юбка сидела хорошо, не поднималась и не перекручивалась, нужно чтобы по бедрам она сидела чуть-чуть свободно, а по талии плотно. Тогда при шаге небольшое пространство в бедрах + эластичная ткань придадут комфорт движениям, а плотный пояс и хорошее прилегание в верхней части бедра не дадут юбке сдвигаться вверх и перекручиваться.
В общем, нашей барышне нужно на самом деле взять 50й размер юбки, сходить в ателье и попросить посадить юбку по фигуре в талии так, чтобы стоя юбка не натягивалась на бедра, а висела близко к телу.

С другой стороны, если такую юбку купить для квадратного таза, то имеющаяся округлость юбки сморщится складками на бедре примерно как я нарисовала.

Вернемся к первой юбке и рассмотрим ещё одну довольно частую ситуацию, когда девушка с тазом сердечком хочется надеть простую прямую юбку и простой трикотажный верх чтобы выглядеть как на фото. Так вот, если такую юбку на таких бедрах регулярно не поправлять, а еще лучше держать обеими руками при ходьбе, то выглядит это в итоге как на картинке рядом. Юбка перекашивается, трикотаж асимметрично сминается. Что в таком случае нужно сделать? Или ушить по талии эту юбку (если ширины в бедрах хватает), или купить новую.


Мы сейчас рассмотрели всего одну часть тела и всего одну модель юбки. И это только маленький кусочек пазла, который нужно собрать чтобы выбрать идеальную юбку. Нужно еще учитывать выпуклость и вообще саму форму ягодиц, наличие или отсутствие лишнего веса, плотность и эластичность ткани, декоративные или конструктивные швы, благодаря которым создаются разные зрительные иллюзии, глубину вытачек и тд. Потом нужно эту юбку скрещивать с остальными деталями костюма и смотреть что-как работает вместе по цвету, фактуре и стилистике. И каждую часть тела и каждую деталь костюма можно вот так подробно разобрать.

Но многие допускают непростительные ошибки, которые портят ваш стиль. Не делайте этого, когда надеваете юбку:

1. Правильное белье

Многие надевают под белые или цветные лёгкие юбки белое белье. Это неправильно! Белое белье часто проглядывается под одеждой белого цвета. Правильным будет остановить выбор на белье телесных оттенков. Еще лучше, если трусики будут бесшовными, так они точно не будут выделяться.

2. Качество ткани

Выбирайте юбку из плотной и качественной ткани, она отлично скроет недостатки фигуры. От прозрачных тканей лучше отказаться.

3. Неправильный верх

Важнейшее правило: чем объемнее юбка, тем минималистичнее и проще должен быть верх. Мини юбка предполагает максимально закрытый верх — с декольте и излишне соблазнительными топами она моментально превратит вас из стильной барышни со вкусом в девушку легкого поведения.

4. Юбка и обувь

В основе взаимоотношений юбок и каблуков лежит очень простое правило: чем короче юбка, тем каблук ниже — чем длиннее юбка, тем каблук выше.
Точкой отсчета будет не обувь и высота каблука, а юбка и ее длина.

5. Правильная длина

Если вы высокая девушка, то длина юбки в вашем гардеробе должна быть до колена или немного выше. Но не мини! Такая юбка лишь удлинит и без того длинные ноги.

6. Для каждого случая своя юбка

Дресс-код требует юбку строгого фасона, нейтральные цвета. Отлично подходят: карандаш, мини, миди и др. Для неформальных выходов выбор ткани, фасонов, цветов кружит голову)

7. И самое главное это то , как вы себя чувствуете в этой юбке, если вам комфортно, и вы понимаете, что вы настоящая красавица, в независимости от навязанных нам параметров и принятых стандартов. Радуйтесь жизни во всех ее проявлениях, а мода — лишь один маленький кусочек этой мозаики, помогающий нам раскрасить нашу жизнь яркими красками.

Юбку-карандаш – неотъемлемый элемент стильного женского гардероба, который в моду ввела Коко Шанель. Эта женственная и элегантная модель одинаково роскошно смотрится как в вечернем, так и повседневном луках. При правильном сочетании с верхом и аксессуарами, оптимальной степени прилегания к бедрам и длины юбка сделает из вас королеву!

Заблуждение № 1. Черная юбка-карандаш, строгая блуза и туфли-лодочки – беспроигрышный вариант, уместный везде

Без сомнения, это правильный, но очень скучный образ. Юбка, в таком случае, выглядит откровенно устаревшей и комбинируется совсем не с теми вещами.

Совсем другое дело – юбка-карандаш, контрастного цвета водолазка или блузка оригинального сложного кроя и туфли на шпильке. Лук получится стильным, соблазнительным, но не противоречащим правилам дресс-кода.

Если же вы рассчитываете носить «карандаш» и в повседневной жизни, смело комбинируйте его с завязанной на животе рубашкой или футболкой и босоножками. В таком случае юбка станет по-настоящему значимой единицей вашего гардероба.

Заблуждение № 2. Лучше, если юбка-карандаш будет нейтрального тона: серая, бежевая, черная

Нет, не лучше, если, конечно, вам не за 40 лет и вы не сотрудница офиса. Юбки сдержанных оттенков, изготовленные из традиционных фактур, смотрятся скучно, невыразительно.

Сегодня модные «карандаши» шьются из кожи, замши, кружевного полотна, твида в яркую шотландскую клетку, с оборками или с запахом.

Заблуждение № 3. Красная юбка-карандаш + блузка с леопардовым принтом – эффектный, сексуальный ансамбль

В корне неверное мнение! Красная юбка-карандаш самодостаточна и не нуждается в дополнительных ярких элементах. Более того, образ получится вульгарным даже для вечернего выхода, или, как говорят стилисты, toomuch, что в переводе означает «слишком много, чересчур».

С красной юбкой лучше всего смотрится белый верх, добавляющий образу женственности и шика: рубашка мужского кроя, облегающий топ-американка, шифоновая блузка романтического кроя.

А вот юбка-карандаш благородного синего цвета и блуза с хищным орнаментом будут смотреться потрясающе!

Заблуждение № 4. Юбка-карандаш не идет полным женщинам

Эта модель универсальна и идет всем женщинам без исключения, главное, найти свой фасон. Слишком узкая юбка подчеркнет несовершенства фигуры – пышные бедра и выпирающий животик.

Поэтому обладательницам размера plus size лучше остановиться на изделии с завышенной талией, выточками на бедрах и дополнять его топами с баской, блузами свободного кроя и асимметричными туниками.

Заблуждение № 5. Полной девушке не пойдет однотонная юбка-карандаш, так как монохром полнит

На самом деле, принты, если только они не подобраны правильно, полнят гораздо больше. Если уж и выбирать изделие с орнаментом, то с диагональной клеткой или вертикальной полоской.

Однотонная юбка актуального оттенка, например, бордового, насыщенного синего, оливкового цвета, при условии правильного кроя, идеально подойдет барышне с полными бедрами.

Заблуждение № 6. Юбка-карандаш идеально подойдет худой девушке – у нее ведь нет лишних килограммов

Казалось бы, утверждение правильное. Однако тонкие ноги и узкие бедра будут смотреться в обтягивающей юбке не слишком привлекательно.

Стройным барышням лучше выбирать модели с баской, драпировкой, бантом и прочими элементами декора, которые добавят недостающего объема бедрам и сделают фигуру женственной.

Заблуждение № 7. Белая юбка-карандаш + белый верх – самое стильное сочетание

Заблуждение № 8. К серой юбке подходит синяя блузка

Вряд ли подобное сочетание можно назвать удачным. Синий – очень сложный многогранный цвет, к тому же некоторые его оттенки часто используются при шитье униформы различных структур. Серый, в особенности, темный, также является элементом дресс-кода, поэтому комбинируя два этих оттенка, вы рискуете превратиться в стюардессу или сотрудницу почты.

Исключения составляют сочетания светлого серого и бледно-голубого тонов, а также изделия, выполненные из ткани с металлическим оттенком.

Заблуждение № 9. К кружевной юбке нужен кружевной верх

Кружевная юбка-карандаш – изысканная, ультрамодная вещь для вечернего образа. Однако кружево весьма капризно и не терпит конкуренции. Сочетать верх и низ из гипюра было бы ошибкой, образ получится дешевым. Идеальный выбор – верх из тонкого трикотажа или шифона.

Если вы шьете юбку впервые, и фигура имеет особенности, которые вы не учли при построении базовой выкройки юбки, например «перегибистая» спина или округлый живот, то даже точная выкройка не гарантирует идеально посадки изделия. При первой примерке вы наверняка обнаружите незначительные дефекты посадки. Такие дефекты можно исправить, следуя нашим советам.

Для того чтобы иметь запас ткани на корректировку лекал, при раскрое юбки припуски на швы рекомендуется делать 2,5 см. После устранения дефекта припуски необходимо срезать до 1,5 см и затем обметать.

ВАЖНО! Базовая выкройка не гарантирует идеально посадки изделия, если при ее построении не учтены особенности фигуры.

Предлагаем вам ознакомиться с основными дефектами посадки юбок и способами их исправить.

Выпуклый живот

В результате этого дефекта возникают горизонтальные сгибы и заломы, юбка кажется узкой в верхней части.

Рис. 1. Дефекты посадки юбок — выпуклый живот

Как исправить?

На заднем полотнище юбки уменьшите вытачку по боковому шву на 1,5-2 см, добавьте вторую талевую вытачку глубиной 1,5-2 см на 2 см короче первой. Расположите обе вытачки симметрично по талевому срезу на расстоянии 3-4 см друг от друга. Придайте вытачкам слегка выгнутую форму.

На передней половинке юбки уменьшите вытачку по боковому шву на 1,5-2 см. Талевую вытачку расположите по центу талевого среза переднего полотнища юбки. Увеличьте раствор талевой вытачки на 0, 75-1 см в каждую сторону, форме вытачке придайте слегка выгнутую форму. Поднимите линию талевого среза на 0, 5 см.

Недостаток объема в нижней части юбки

При таком дефекте возникают косые заломы от боковых швов центру юбки.

Рис. 2. Недостаток объема в нижней части юбки

Как исправить?

Выполните косой разрез от верхней точки среднего шва задней половинки к линии середины бокового шва как показано на чертеже. Раздвиньте полотнище на глубину залома.

Продлите линию бокового шва от верхней детали перпендикулярно линии низа изделия.

Корректировку переднего полотнища юбки произведите аналогичным образом.

Щлица или разрез расходятся к низу

При таком дефекте обе стороны шлицы или разреза расходятся в разные стороны. Такой дефект может возникать по следующим причинам: нарушение конструкции талевого среза заднего полотнища, недостаток объема по бедрам или обе причины одновременно.

Рис. 3 Шлица или разрез расходятся к низу

Как исправить?

Опустите талевый срез заднего полотнища на 1-1,5 см. Увеличьте ширину заднего полотнища на необходимую ширину. При необходимости произведите расширение по боку переднего полотнища.

Несимметричное расположение изделия при виде сбоку

При таком дефекте юбка сильно прилегает к ногам спереди или сзади, линия низа не параллельна полу. Дефект возникает вследствие нарушения конструкции талевого среза изделия.

Рис. 4. Несимметричное расположение изделия при виде сбоку

Как исправить?

Для исправления дефекта переднего прилегания опустите линию талевого среза передней половинки юбки на 1 см. Проведите новую линию талевого среза.

Для исправления дефекта заднего прилегания опустите линию талевого среза задней половинки юбки на 1 см. Проведите новую линию талевого среза.

Выпуклые бедра

При такой особенности фигуры возникают косые заломы в области бедер, возникает недостаток объема.

Рис. 5. Выпуклые бедра

Как исправить?

Корректировать необходимо и заднее и переднее полотнища юбки. Проведите вертикальные и горизонтальные пунктирные вспомогательные линии, разрежьте выкройку по линиям и раздвиньте на глубину заломов (как правило, достаточно 1-2 см). Проведите новые линию бока и линию талии.

Плоские ягодицы, плоские бедра

При такой особенности фигуры возникают горизонтальные заломы в области спинки ниже пояса. Это происходит в следствие глубоких талевых и боковых вытачек.

Рис. 6. Плоские ягодицы, плоские бедра

Как исправить?

На заднем полотнище юбки уменьшите глубину талевой и боковой вытачек. Проведите новую линию бокового и талевого швов.

На передней половинке юбки скорректируйте только линию бокового шва, уменьшив глубину боковой вытачки.

Заломы в верхней части боковых швов

Подобные заломы могут возникать вследствие слишком выпуклого бокового шва в верхней части изделия – от талии до бедер, возникают заломы.

Рис. 7. Заломы в верхней части боковых швов

Как исправить?

Исправить такой дефект достаточно просто. Излишек ткани уберите в боковые швы, скорректируйте линию бокового шва в области бедер.

Выпуклые ягодицы

При такой особенности фигуры возникает недостаток объема заднего полотнища юбки, косые заломы на заднем полотнище, задняя половинка вздернута вверх, при виде сбоку возникает нарушение параллельности низа изделия полу.

Рис. 8. Выпуклые ягодицы

Как исправить?

Нанесите на заднее полотнище юбки вспомогательные пунктирные линии. Горизонтальную пунктирную линию — по линии бедер; местоположение вертикальной пунктирной линии: расстояние между правой стороной талевой вытачки и линией бока (по линии талии) разделите пополам и вниз до линии бедер проведите пунктирную линию. Разрежьте деталь по намеченным линиям, раздвиньте на недостающую длину (как правило, достаточно 1,5-2 см). Проведите линию бока и линию талии задней половинки юбки.

Излишек объема по талии переведите во вторую вытачку, расположите обе вытачки симметрично по талевому срезу на расстоянии 3-4 см друг от друга.

Излишек объема по боковым швам

Вследствие такого дефекта юбка кажется широкой, возникают вертикальные фалды. Дефект возникает при слишком большой прибавке на свободу облегания в процессе расчетов базовой выкройки.

Рис. 9. Излишек объема по боковым швам

Как исправить?

Уберите излишек объема в боковые швы. Излишки припусков срежьте, припуски обметайте.

Шейте красивые вещи и носите их с удовольствием!