Подростки очень жестокие. «Детская жестокость, причины и профилактика. Мой ребенок не такой

Многие родители школьников не понаслышке знают, что детская жестокость — это факт, и защищать детей иногда нужно… от самих детей… но иногда защищать от детей нужно и взрослых.

Сегодня речь пойдет о жестокости и насилии, осуществляемыми подростками в отношении своих сверстников и даже взрослых людей. В частности мы поговорим об агрессивных и жестоких подростках в России. Что движет детьми, избивающими до полусмерти, а иногда до смерти себе подобных? Почему почти всегда не действуют никакие меры по пресечению противоправных действий маленьких нелюдей? Почему бездействуют родители жестоких школьников, подростков?

Случаев избиений, причинений вреда здоровью средней и тяжелой степени, даже убийств, совершенных несовершеннолетними детьми — сегодня гораздо больше, чем раньше, чем, например, 10-20 лет назад. Кто-то говорит о том, что просто раньше это все не выставлялось напоказ, что школьники были жестоки всегда, что раньше агрессия забивалась внутрь и выходила в иной форме и т. д.

Но это все неправда: сегодняшнее юное поколение очевидно более агрессивно, неуправляемо, зло, кровожадно.

«Дети (на вид им по 12-13 лет) избивают девочку.

На кадрах видно, что она сидит одна за последней партой, и в это время ее атакуют сразу несколько одноклассниц. Жертву нецензурно оскорбляют, бьют, таскают за волосы, ударяют головой о парту и рвут на ней одежду». 2013 год:

2014 год. Жестокое избиение девочки одноклассницами. Программа «Пусть говорят « :

А это 2016 год. Избиении 16-летней сироты ровесницами-однокурссницами в общежитии Карсунского технологического техникума:

Названия видео, выдаваемые Ютубом на запросы о жестоких школьниках поражают откровенностью ужаса и сухостью констатации фактов творимого (словно речь о сломанных игрушках, а не о жизнях), сводки боевых действий:

«В Караганде школьницы убийцы предстали перед судом

Подруги убили школьницу в Сибири из-за парня

Компания подростков избили и изнасиловали 13-летнюю девочку

Школьник зверски избивает и оскорбляет пенсионерку!!!

Дети надругались над девочкой в лагере «Прометей», мать жертвы в шоке

Школьницы избили девочку-инвалида

Родительское собрание закончилось избиением учительницы»

и т. д.

Многие помнят советский фильм «Чучело» 1983 года. И тогда была жестокость среди школьников, вообще детская жестокость — явление вечное… Конфликт между новой ученицей и агрессивной стаей класса основывался на том, что Лена («Чучело») была чудаковатой, вместо реакции на издевки улыбалась в ответ, что еще больше раздражало ее ровесников, девочка им казалась совсем непонятной.

Подростки — это максимализм, гормоны, агрессия, неумение управлять собой, эффект стаи в совокупности с отсутствием «тормозов», лояльности, трезвой разумности, терпения. Все это очень активно провоцирует юных людей с несозревшей психикой на противоправные и жестокие действия по отношению в себе подобным и к миру в целом, на самоубийства. Естественно, что дело не только в психологических и физиологических перестройках детей, но и во влиянии окружающей среды, в воспитании, поведении родителей, учителей, характере самих детей.

Есть же подростки, которые и в сегодняшнем бушующем мире остались добрыми, чуткими, несмотря ни на что, а есть и те, кто имея вроде бы нормальных родителей — становятся злыми и неуправляемыми. Но в большинстве случаев жестокие дети — продукт воспитания и отношения таких же родителей, либо бездействия родителей.

Издевающиеся над ровесниками школьники — это в основном не несчастные, забитые, непонятые, травмированные, это капризные, избалованные, распущенные дети. Их нельзя сравнить, например, с психически травмированными детдомовцами, отыгрывающимися от обиды на слабых. Те дети, которых мы видим на видео (избиение школьников — сторона проявления агрессии) — будто звери, проявляют жестокость неистово и одновременно осознано, волчья стая, догрызающая жертву.

Сложно представить этих подростков в обычной жизни адекватными, спокойными, психически нормальными, но парадокс в том, что таких детей среди школьников очень много, и часто все решает именно стадный рефлекс, когда все на одного — по одиночке из них редко кто решается бороться с жертвой. Действует цепная реакция и человек уже не принадлежит себе — он становится частью агрессивной банды, где задают тон лидеры, а те кто на вторых ролях разжигают зло.

Сегодня «Чучело» происходит уже в каждой школе, почти в каждом классе и в намного более жестоком формате. Все непонятное, чудаковатое является красной тряпкой для разъяренных подростков (и не только для подростков), оно ставит в положение зябкости бытия, ощущения, что дураки здесь не те, кто чудаковатые, а те, кто не могут их понять — это выводит из себя импульсивных несозревших людей.

Кроме выше обозначенных причин — самая страшная причина — просто так.. , это немотивированная агрессия, подростки сами не знают, почему поступили так или иначе.

Как сказала Ксения Стриж в одной из передач по теме:

«Подросток сам по себе он ничего из себя не представляет. Они и общаться-то не умеют, кроме «Ок», смайликов и т.д., а вместе они сила, стая. Будьте готовы к тому, что однажды в вашего милого зайчика, пупсика вселится бес и он станет неуправляемым».

Сложно поверить, глядя на первоклашек, что они в будущем будут способны на необузданную агрессию..

В детей действительно будто вселяется бес — после инцидента их спрашивают «Зачем вы это сделали?» — большинство как под копирку отвечают, что сами не знают, зачем, действовали по наитию, ничего внятного сказать не могут.

Причем, заметьте, случаев, когда один школьник нападает на кого-то даже беззащитного - единицы, и как правило если и нападает в одиночку, то на того, кто несравненно слабее - на ребенка, на старушку. Гораздо больше ситуаций, когда «банда» атакует и заклевывает жертву.

Что это: вымещение комплексов, самоутверждение или просто животный инстинкт, примитивное копирование поведения взрослых или все вместе - неясно, потому что и сами дети отмечают, как было сказано выше, что не контролируют себя в моменты нападений.

Чаще всего выбирают в качестве жертвы того, кто слабее, того, у кого нет союзников, того, кто не похож на других, инвалидов, пожилых, детей-сирот, из неблагополучных семей.

И еще одна самая неожиданная причина такого поведения школьников: Интернет и соцсети.

Во-первых, постоянно озвучиваемые в СМИ случаи избиения, убийств и преступного поведения детей рождает новые всплески подобного поведения среди увидевших это ровесников. Видео, выкладываемые в Ютуб и соцсети — провоцирует школьников на копирование всего этого, начинает работать цепная реакция, по сути — распространение вируса через сеть.

Поверьте, если бы не было Интернета (чего, конечно, невозможно в принципе на сегодняшний день) — жестокости, именно детской, было бы в разы меньше. Случаев самоубийств было бы в разы меньше. Есть такой эффект Вертера, когда самоубийство, освещенное в СМИ провоцирует новые случаи самоубийств по сценарию первого. Так же происходит и со случаями избиения, убийств, издевательств, снятых на видео.

И еще об одном моменте дурного влияния Интернета: вот эти заголовки «Девочка избила одноклассницу за удаление из друзей в соцсетях», «13-летнего мальчика зарезали за оскорбление в соцсетях» и еще много других конфликтов начинаются именно с соцсетей. До чего мы дожили: дети убивают друг друга из-за ерунды в виртуальной реальности, которая уже стала реальнее любой реальности..

По сути — нелепая и немотивированная агрессия, что еще больше ужасает: даже не взрослые, а дети как спички вспыхивают беспричинно злобой, желанием убить за глупость. То есть общество в секунду может стать толпой, которая способна растерзать любого, даже не понимая, за что — и вот это тренируется с детства.

Вот именно из-за такой нетерпимости и агрессии по отношению к чуть не таким как все и необходима инклюзия, необходимо воспитание родителей прежде всего. Инклюзия, конечно, не решит в мгновение проблем, и общество еще не готов к таким переменам, но начинать нужно, иначе жестокость будет только набирать обороты. Сложно представить, что сделают с ребенком, у которого физические или психические отклонения, подростки, находящиеся в взвинченном состоянии и не привыкшие к проявлению чуткости, к чужой боли, холодные, эгоистичные и равнодушные.

Как говорится — «безнаказанность рождает вседозволенность»: детская жестокость тем опасна, что почти никакого наказания для лиц, не достигших 16летия, иногда 18летия - не бывает.

««Почему дети жестоки?» - этот вопрос социологи задали школьникам г. Усинска. В анкетировании приняли участие 569 подростков. Возраст опрашиваемых - от 13 до 18 лет.

Выяснилось, что:

56 % ребят считают: жестокость их ровесников порождают низкий достаток в семье, недостаток контроля и внимания со стороны родителей, употребление алкоголя.

Вследствие этих причин, по мнению ребят, дети самоутверждаются и привлекают к себе внимание через унижение и избиение своих товарищей, завоевывают лидерство, издеваясь над существующими в каждом детском коллективе изгоями.

76 % детей признают существование рэкета со стороны ровесников.

Как защитить себя от издевательств?

45 % - только обратившись за помощью к взрослым; 40 % - с помощью драки или оружия; 4 % - откровенно поговорив с обидчиком; 11 % - считают, что защититься невозможно, кроме как уехать из города».

К сожалению, только меньше половины детей и только в одной школе обратились бы за помощью к родителям, учителям… О чем это говорит? О том, нет доверительных отношений у детей с педагогами, мамами, папами, что дети, становящиеся изгоями - часто из неблагополучных семей или просто не сильно нужны родителям.

А что бывает и что теоретически может быть за избиение детьми ровесников (не будем об убийствах)? Теоретически можно было бы привлечь по ст. УК РФ: 116 (Побои), 111 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 112 (Умышленное причинение вреда здоровью средней степени), 115 (Умышленное причинение легкого вреда здоровью), 117 (Истязание - систематическое избиение, издевательство). Но почти всегда школьники освобождаются от ответственности по причине недостижения совершеннолетия и ненаступления возраста уголовной ответственности - в 90 % случаях отказ от возбуждения уголовного дела именно по этой причине.

Сделанные мед.экспертизы и прочие доказательства, потраченные силы на то, чтобы наказать обидчиков ребенка - очень часто остаются без плода. А что же можно сделать? Конечно, за ребенком нужно лучше смотреть - чтобы он не стал ни жертвой, ни участником стаи, ведь ни то, ни другое не бывает спонтанным - всегда есть предвестники, и то, что ребенок избивает или ребенка избивают - следствия равнодушия родителей в том числе.

Можно привлечь руководство школы за произошедший инцидент, можно требовать компенсацию за лечение и причиненный моральный вред - в большинстве именно этого и добиваются родители пострадавших детей. Крайне мало ситуаций, когда именно детям назначали хоть какое-то наказание, условный срок был за убийство…

Но главное все-таки - ведь чем чаще случаются подобные инциденты - тем больше всем наплевать на это, общество привыкает, привыкает школа, учителя, дети, родители. Выживать в современном мире по волчьим законам маленькие люди учатся с детства и часто самостоятельно. Это следствие и глобализации, урбанизации, роста городов, населения, и тому, что люди стремятся отчаяннее купить квартиры, приобрести материальные блага, заработать кучу денег, а не посвятить время детям, семье.

Почему в последние годы так обострилась детская, подростковая жестокость. Откуда у детей и подростков такая нечеловечность (негуманность) и деструктивная агрессия по отношению к сверстникам во дворе, младшим детям и животным на улице, одноклассникам в школе? Как появляются жестокие дети-подростки в современном обществе?

Сегодня на сайте психологической помощи http://сайт вы, уважаемые посетители, узнаете все о подростковой, детской жестокости и осознанном агрессивном поведении в отношении других людей и животных, с точки зрения глубинной психологии.

Жестокие дети-подростки — причины появления и методы избавления

На самом деле жестокие дети и подростки были и раньше, сегодняшнее «обострение» детской агрессии — это, скорее, обусловлено СМИ и Интернетом, а не реальным увеличением агрессивности, девиантного и делинквентного детского поведения.
Т.е. жестокое поведение подростков и детей стало достоянием общественности, поэтому и кажется, что ситуация сильно обострилась.

Хотя, в современном обществе, со слабым воспитанием подростков, профилактикой детской преступности, отсутствием многочисленных кружков и секций, занимающих свободное время, и малым влиянием школы на самосознание ребенка, а также, из-за влияния на неокрепшую детскую психику негативного, часто насильственного характера, контента из Интернета, телевидения и компьютерных игр, действительно наблюдается тенденция к росту детской и подростковой жестокости, особенно в отношениях со своими сверстниками, как правило изгоями в подростковой социальной группе.

Причины появления детской и подростковой жестокости

Сама по себе жестокость, в энциклопедическом понимании, — это морально-психологическая черта характера, проявляемая в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к животным и людям. Цель жестокости — причинение психологической (душевной) и физической боли, и, иногда, получение удовольствия от наблюдения за страданиями жертвы.

Жестокость пересекается с такими понятиями как садизм и социопатия , однако, если ребенок или подросток жесток или агрессивен по отношению к другим, как правило, более слабым живым существам, это совсем необязательно, что он садист, социопат или психически больной… (по крайней мере, пока…).

Ребенок не рождается жестоким — эта черта личности приобретается от воздействия внешней среды. Человек — это тоже животное, он может быть хищником и агрессивным в определенных ситуациях, но не одно хищное животное не издевается, не пытает и не унижает свою жертву, при этом получая удовольствие. Хищник терзает жертву не из удовольствия, а из-за того, что ему нужно есть, чтобы выжить.

Основная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных, детско-родительских отношениях. Именно процесс воспитания (родительского программирования) является основополагающим, базовым в появлении и поведенческом проявлении жестокого поведения.
Воздействие улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр — значимо в появлении жестокости у детей и подростков, но второстепенно.

Жестокость в семье, и необязательно по отношению к самому ребенку, может стать неосознанным программированием агрессивности у детей. Также и слишком большая забота и ласка по отношению к своему чаду, может дать толчок к агрессивному поведению по отношению к другим людям.

Часто бывает так, что родители (с виду вполне нормальная семья), узнав, что их ребенок (подросток) проявлял жестокость, например, в школе или во дворе, или был соучастником, хоть и пассивным, группового проявления агрессии, издевательства и насилия над сверстниками, вполне искренне недоумевают, испытывая некое замешательство и шок, от этого известия. Эти родители убеждены, искренне верят в то, что их мальчик или девочка не могли быть жестокими, т.к. ничего подобного за ними не замечали дома, мало того, они наоборот — добрые, ласковые и пушистые.

Однако факт остается фактом — ребенок-подросток почему-то проявил жестокость и агрессию по отношению к сверстникам, младшим детям, животным или беспомощным взрослым (например, сильно пьяным)… А зачастую детскую жестокость и агрессивное поведение (чаще вербальное) можно наблюдать и в семье, по отношению к престарелым и беспомощным ее членам.

Заметьте — дети-подростки проявляют агрессию, основанную на эмоции гнева и жестокость только к тем, кто реально слабее…, к тем, кто не может достойно ответить, постоять за себя и дать сдачи…словом к тем, кто позволяет, чтобы над ним издевались. Например, подростки могут издеваться над кошкой, но пусть они попробуют попытать и побить тигра — тоже семейство кошачьих. Или, одно дело избить явно слабого и беззащитного сверстника, который особо то и ничего не сделал им плохого, а другое дело попробовать «наехать» на здорового взрослого мужика или полицейского… (если подросток может это сделать, то явно — он социопат…здесь уже нужен психиатр).

Плюс ко всему, большую роль в проявлении жестокого поведения подростков играет референтная группа, толпа с ее неформальным лидером, который уже может иметь проблемы с психикой, например являться социопатом или быть с реальными садистскими наклонностями.

Жестокие подростки по своей сути трусы и их «смелость» прямо пропорциональна количеству соучастников. Т.е., например, один — не нападет даже на слабого сверстника (один может помучить кошку); вдвоем — могут, но без серьезных издевательств; втроем-вчетвером — уже группа, уже могут быть вполне жестокими…, а если их 20, то могут напасть и на здорового мужика, особенно если в этой группе лидер социопат, который покажет пример и спровоцирует остальных (в референтной группе надо быть как все, как бы проявить себя, не ударить в грязь лицом в глазах остальных.., иначе сам станешь изгоем и слабым звеном, к которому будут применены жестокие санкции — так работает подсознательное мышление жестоких подростков).


Скажете, причем здесь семья? Все очень просто. Очень часто ребенка воспитывают в дисгармонии, с недостатком любви и привития морально-нравственных качеств. Ребенок зачастую играет роль жертвы в детско-родительских отношениях — его либо ругают, в некоторых семьях серьезно наказывают, иногда с применением психологического и физического насилия, либо наоборот — ребенка слишком жалеют, ставят во главе угла, он растет по принципу «Кумира семьи» — в том и другом случае — это не проявление родительской любви и заботы, это делание из ребенка жертвы.

Сверхзабота и жалость — это не любовь, это родитель неосознанно показывает ребенку, что он беспомощный и сам ничего не может — жертва.
Насилие и жестокость в семье по отношению к ребенку — также, говорит ему, что он жертва.

И сверхзаботливый и жестокий родитель, на самом деле, только играет эту социальную роль, но не является настоящим любящим и заботливым родителем. Его подсознательная цель доказать себе и социуму, что он «хороший родитель» и выполняет свой долг по воспитанию, и он не виноват, что ребенок стал жестоким — он же «заботился» как мог, не жалея себя…

Жертвой подсознательно никто быть не хочет, и согласно правил психологической, социальной игры , ребенок должен защититься от этого (включается психологическая защита, например «Смещение»), обычно в подростковом возрасте, и ребенок может стать жестоким по отношению к другим (это как бы месть родителям, но смещенная на других).

Т.е. родители, сами того не понимая, по сути учат ребенка быть жестоким. А если к этому добавить фильмы со сценами насилия и подобные компьютерные игры — их дети и смотрят для того, чтобы проецировать себя и интроицировать на себя, идентифицироваться с жестокими героями, и хоть в фантазии или виртуально переключиться из жертвы в жестокого преследователя, тем самым как бы отработать негативы из головы — стать мачо, крутой девчонкой и т.п.

Если же ребенка реально любят в семье, а не «спасают» или «преследуют», делая из него жертву, плюс воспитание имеет не приказной и запретительный характер, а оно основано на авторитете родителя, особенно того же пола, то у подростка не будет потребности общаться в референтной группе с лидером социопатом, и не нужно будет кому-то доказывать, проявляя жестокость и насилие над слабыми, что он чего-то стоит в этой жизни, что он не жертва и не трус.

Тем же детям и подросткам, над кем совершают насилие и проявляют жестокость по отношению к ним, нужно также выйти из этой референтной группы и не играть по их правилам; нужно научиться стоять за себя, а для этого необходимо полюбить и зауважать себя, поднять самооценку и повысить жизненную Я-позицию . В это им могут помочь родители и авторитетные воспитатели, учителя, тренеры…

Методы избавления от жестокости у детей и подростков

Детская и подростковая жестокость уже стала неким социальным феноменом. Поэтому, чтобы избавиться от проявления жестокости у детей-подростков, нужно задействовать все общественные институты. Начать с семьи, как первичной ячейки общества, продолжить в детсаду и школе, привлечь кружки и секции, и закончить ВУЗами и коллективами на предприятиях.

Насилие с применением особой жестокости — понятие широко встречающееся в уголовном праве. И подростки, особенно те, кто достиг возраста уголовной ответственности, могут быть наказаны обществом за свою жестокость.

Однако, большинство жестоких детей-подростков, как отмечено выше, не являются садистами и социопатами, поэтому они могут исправиться и без исправительных и лечебных учреждений. Им нужна помощь и поддержка взрослых, в первую очередь родителей и учителей, тренеров и наставников, старших самосознательных товарищей.

Мой ребенок не такой

История про московских школьниц, жестоко избивавших свою ровесницу под видеозапись, потрясла многих.

Но за всем этим справедливым возмущением, как мне кажется, скрывается большая родительская тревога, так и оставшаяся невысказанной. Эти девочки, они ведь не из дикого леса выскочили и не из параллельной реальности, населенной бездушными монстрами. И случай этот далеко не единственный, чего уж там. Зашкаливающая подростковая жестокость - явление, увы, никак не экзотическое. Подобные «разборки» время от времени случаются едва ли не в каждой школе или колледже. Просто за пределы подростковой среды они, как правило, не выходят. Не тот это возраст, когда потерпевшие могут пожаловаться на свое унижение родителям или написать заявление в полицию. Подростку проще молча перетерпеть унижение, чем рассказать о нем кому-либо.

Лишь появление соцсетей и видеокамер в каждом телефоне сделало эту беду заметной для взрослых. Но и в этом тоже наглядно выражает себя все та же безжалостность: в соцсети подобные материалы выкладывают сами насильники, чтобы причинить своим жертвам еще больше страданий.

И где гарантия, что завтра этими жертвами не станут уже наши сыновья или дочки? Или, что еще страшней - вдруг и они тоже окажутся в своей, невидимой для нас подростковой жизни, такими вот, безжалостными палачами, наслаждающимися чужой болью и унижением? Да конечно же по умолчанию в голове сразу же возникает спасительная мысль: «Мой ребенок на ТАКОЕ не способен». Но ведь и у родителей тех девочек с видеозаписи тоже наверняка были подобные мысли. И на возмущенные риторические реплики в стиле «и кто только воспитал таких уродов», на мой взгляд, возможен лишь один честный ответ - их воспитали самые обычные родители. Такие же, как и мы сами. Точно так же не знающие, из каких семян могут проклюнуться в детской душе ростки этой сатанинской жестокости.

Откуда корни?

Главная проблема подростка - противоречивость требований, которые предъявляет к нему возраст. С одной стороны, он должен психологически отделиться от родительской семьи, чтобы весь накопленный детский опыт «переварить», усвоить и сделать платформой для вхождения в самостоятельную взрослую жизнь. С другой стороны, подросток в этот период очень нуждается в поддержке, любви, участии родителей. В каком-то смысле он похож на космонавта, выходящего в открытый космос из надежно защищавшего его корабля. Он свободен в своих действиях, но ресурс его очень ограничен и нуждается в постоянном восполнении. Ему нужно одновременно и отдалиться от родных, и не терять с ними близкой связи. Благополучно решить такую парадоксальную задачу подросток может лишь в семье, где его очень любят, понимают его проблемы и готовы принять его таким, каков он есть, в этот непростой период его жизни.

Есть такое понятие - референтная группа. Это наиболее значимые для нас люди, чьим мнением мы особенно дорожим и поэтому ориентируемся в своем поведении на их оценку, реальную или возможную. В идеале такими людьми должны быть для подростка его родители. Если этого по каким-либо причинам не произошло, взрослеющий ребенок находит себе референтную группу за пределами семьи. И тогда направляющую роль в его едва начавшейся самостоятельной жизни могут перехватить на себя вожаки уличных группировок или просто ровесники с выраженными лидерскими качествами. Именно здесь появляются вполне реальные предпосылки для формирования жестокости у ребенка, который еще вчера был послушным и добрым, ходил в магазин за хлебом, старательно делал уроки и ни о каком насилии даже не помышлял.

Подростковую жестокость можно условно разделить на два основных вида. Первый - когда подросток сам выступает инициатором насилия, когда ему нравится унижать и причинять боль. И второй - когда он проявляет жестокость, что называется, «за компанию», лишь подражая значимым для него сверстникам.

Разумеется, жертвам насилия от такого различия обидчиков ничуть не легче и наказаны должны быть все виновные. Но всё же мотивы жестокости в этих двух случаях очень сильно отличаются.

«За компанию»

И предотвратить развитие событий по второму варианту родителям гораздо легче, чем по первому. Как правило, детям «жестоким за компанию» просто не хватает родительского внимания и любви. Если ребенок от вас отдалился, стал скрытным и молчаливым, не рассказывает о своих делах, если у вас появилось ощущение вакуума в отношениях с ним, это верный признак того, что он вошел в зону возрастной турбулентности и ему просто необходима ваша поддержка. Собственно, ему и раньше не хватало такой поддержки, потому и возник теперь кризис. Но лучше взяться за ум поздно, чем никогда.

К слову сказать, такие вот тихие домашние ребята, утратившие контакт с семьей, чаще всего и становятся либо пассивными участниками групповых издевательств, либо - их жертвами.Именно через этот разлом между подростком и родителями в жизнь вполне нормального юноши или девушки может войти та самая, немотивированная жестокость, ужасающая своей бессмысленностью. Станет ли он жесток сам, подражая лидерам своей подростковой компании, или же попадет в руки своих ровесников, потерявших человеческий облик - в обоих случаях причиной такой беды будет наша родительская невнимательность к своему подрастающему ребенку, для которого мы не сумели стать надежными друзьями в самый трудный период его детской жизни.

Отыграться за свои обиды

Другой вид жестокости также формируется в семье через ситуацию, когда ребенок с раннего возраста подвергается физическому или психологическому насилию. Формы его могут быть какие угодно - от порки и отцовских подзатыльников до маминого гневного крика или раздраженных одергиваний на каждом шагу. Не имея возможности защититься от родительского насилия, такой ребенок раньше или позже начнет искать замещающий объект, на котором он бы мог «отыграться» и сбросить накопившееся нервное напряжение. Это могут быть, например, мягкие игрушки, с которыми он будет играть в не совсем обычные игры - выкручивать им лапы, бить, подвергать различным видам истязаний. Потом наступает черед живого - растений, насекомых или лягушек. На следующем этапе, возможно, появятся замученные в укромных местах кошки. И, наконец, в подростковом возрасте уже усвоенный навык насилия будет применен к более слабым сверстникам или младшим детям.

Травмы от просмотра сцен насилия

Существуют и другие механизмы «запуска» патологической жестокости. Дело в том, что при просмотре кино, мультфильма, театральной постановки, или при чтении книжки человек неосознанно отождествляет себя с положительными героями. Таков способ нашего восприятия художественного творчества. Там, где этого отождествления не происходит, мы едва ли досмотрим фильм или спектакль до конца.

Когда в художественном фильме есть яркие сцены истязания человека - пытки, насилие, изощренное унижение - зритель в мыслях автоматически ставит себя в роль жертвы, поскольку еще в детстве усвоил, что обижать других плохо, а значит, хороший тот, кто подвергается истязанию. Но такое отождествление - непосильная эмоциональная нагрузка даже для взрослого человека.

И если подобная сцена в кино продолжается дольше одной минуты (на самом деле экспериментальные исследования показали, еще меньший интервал возможности сопротивления такому зрелищу - около сорока секунд), то психика зрителя не выдерживает, и автоматически запускает другой процесс отождествления - теперь уже с насильником. Особенно восприимчивы к этому «переключению» дети и подростки. Ну а дальше все происходит примерно так же, как в стихотворении Владимира Высоцкого «Маски»:

А вдруг кому-то маска палача

Понравится, и он ее не снимет?

И - нравится, увы. И прирастает эта страшная маска к несчастным мальчишкам и девчонкам на долгие годы, а то и на всю жизнь.

Хотя, конечно, далеко не каждый ребенок выходит из подобных ситуаций в полюбившейся им роли палача. Но все же риск именно такого развития психологической травмы от просмотра сцен насилия в видеоматериалах или от их описания в книгах, весьма велик.

А уж если кому-то в детстве воочию довелось наблюдать, как отец истязает или унижает дома маму (не такая уж редкая ситуация, увы), тут степень риска возрастает в разы.

Жестокость на месте любви

Способность к переживанию чужой боли в психологии называется эмпатией. Это — одно из важнейших свойств нашей психики, на котором основаны все здоровые виды человеческого общения. Но вот парадокс - в коре головного мозга одни и те же структуры отвечают как за формирование эмпатии, так и за проявления патологической жестокости. И речь даже не о том, что жестокость - это отсутствие эмпатии, как, например, темнота - отсутствие света. Хотя, к слову говоря, такой вариант тоже возможен при некоторых видах психопатии, когда у человека по каким-либо причинам не сформировались структуры, отвечающие за способность к сопреживанию. Но все-таки здесь нет собственно жестокости, ведь психопат вообще не понимает, что другому человеку больно.

А вот у патологически жестоких людей с эмпатией как раз все в порядке. Просто умение чувствовать чужую боль стало для них источником удовольствия.

Что посеешь, то и пожнешь. Патологическая жестокость подростка - зрелый плод целого ряда событий из более ранних лет его жизни. И, главным образом, эти семена будущей беды сеем именно мы, родители, сами того не понимая. Возмущаться жестокостью чужих детей можно и нужно, это абсолютно нормальная реакция на очевидное зло.

Но куда важнее, увидев подобный кошмар, отдавать себе отчет в том, что и наши дети тоже не застрахованы от подобной патологии. И если мы не хотим когда-нибудь увидеть в таком же адском ролике своего подросшего сына или дочку, нам следует внимательнейшим образом рассмотреть отношения в собственной семье, независимо от того, сколько нашим детям лет сейчас.

Жестокость появляется в детской душе на том месте, где должна была вырасти любовь к Богу, к людям, к деревьям, цветам и животным - ко всему прекрасному миру вокруг нас. Наш долг - позаботиться о том, чтобы этой чудовищной подмены никогда не произошло.

31 мая 2011, 15:12

Почему проявляется жестокость в детском и подростковом возрасте, откуда столько агрессии у современных подростков? Что это – влияние телевидения, дань моде, вызов обществу, попытка самоутвердиться? Как уберечь своего ребенка от проявлений агрессии? Как воспитать человеком, который не поднимет руку на слабого? Сложно ответить на эти вопросы, которые с ужасом задают себе родители, видящие множество роликов со сценами насилия в школе. Истоки жестокого поведения мы можем найти и в школе, и дома. Доказано, что чаще всего агрессию проявляют дети, чьи родители уделяют им мало внимания, ориентированы на карьеру. В данном случае, жестокость – это способ ребенка доказать миру, что он может быть независимым, что он отвергает ценности этого общества. В данном случае жестокость – это выплеск злости, обиды на недополученную ласку, внимание. К такому же результату приводит проявление жестокости в семье, как морального, так и физического подавления ребенка. В этом случае ребенок мстит окружающим за полученные травмы, моральное унижение. Но это еще далеко не все: дети, родители которых позволяют им все, также могут стать еще более жестокими и агрессивными. Они не понимают, что могут быть наказаны за какой-либо поступок, состоятельность родителей часто дает «иммунитет» перед работниками милиции. В таких ситуациях жестокость является следствием безнаказанности.
Но даже благополучная семья – не гарантия того, что подросток не будет проявлять жестокость. Как ни печально, но часто виновата школа. Учителя не замечают конфликтов внутри класса, закрывают на них глаза, хотя именно учителя и классные руководители отвечают за атмосферу в классе и легко могут заметить отклонения от нормальных взаимоотношений между школьниками. Скажем прямо, некоторые боятся, некоторые не хотят лишних хлопот и ответственности. Они оправдывают себя тем, что всегда в классе есть дети, которые становятся «козлами отпущения» и есть агрессоры, лидеры. Но разве это повод отпускать ситуацию на самотек, разве мало сейчас случаев самоубийства среди школьников, доведенных издевательствами одноклассников до предела? Ситуация, когда в классе начинается травля новенького или ребенка, который чем-то отличается от других, ненормальна. Ее можно избежать и контролировать. Опыт показывает, что беседы с детьми на эту тему приведут к положительному результату в подавляющем большинстве случаев. Чаще всего агрессия в классе появляется тогда, когда школьниками не интересуются, не пытаются найти индивидуальный подход к ним и привить какие-то моральные нормы. И тогда травля слабых и «не таких» расцветает вовсю. Если не пытаться исправить ситуацию, то могут быть печальные последствия.. Вспомните фильм «Цельнометаллическая оболочка» - к чему привели постоянные издевательства над неуклюжим парнем… А еще важно донести до подростка, что есть не только жертва и обидчик, есть еще соучастники – все те, кто бездействует. Те, кто просто смотрит или смущенно отводит глаза. Что родители могут сделать, чтобы их ребенок не проявлял жестокость по отношению к другим? Как ни банально звучит – подавать ему пример своим поведением. Разговаривать с ребенком, не игнорировать его проблемы, не злоупотреблять наказаниями, не требовать идеального поведения – вот некоторые правила. Подростку иногда бывает нужно выплеснуть энергию, пусть он это сделает без вреда для окружающих: на занятиях спортом, например. А еще ребенку с детства надо объяснить, что есть не только «я так хочу», но и обязанности, необходимость считаться с другими людьми. Как понять, что ваш ребенок – жертва жестокого поведения подростков? Если школьник постоянно подавлен, плохо спит, у него плохой аппетит, его вещи иногда испачканы и порваны, он не хочет идти в школу, то, скорее всего, проблема есть. Поговорите с ним. Хорошо, если ребенок доверяет родителям и расскажет обо всем. Если нет – вы не должны настаивать на ответах, пытайтесь помочь ему советом, проявите максимум доброжелательности. Подросток должен быть уверен, что вы на его стороне, что он может просить у вас помощи. Объясните, что рассказать об этой проблеме – не признак слабости, что вы сможете оказать адекватную помощь, что обсудите с ним пути решения и что это не «донос» на сверстников. Поймите, что ребенок боится, что вы можете ухудшить ситуацию. Ни в коем случае не говорите, что все его проблемы легко решаемы, не отмахивайтесь от мелочей. Вы должны быть союзником, авторитетом, помощником. Подростковая жестокость во всем мире приобретает ужасающие формы и масштабы: школьники расстреливают одноклассников; избивают сверстников, снимая действие на мобильный телефон и выкладывая видео в интернет; доводят одноклассников до самоубийства. Вот только некоторые факты, подтверждающие это: Россия. В одной из школ Благовещенска ученики 8-го класса избили свою соученицу, сняли избиение на видео и выложили в интернете. Девочку толпой пинали и оплёвывали. Россия. В Тюмени 14-летняя школьница Наташа Суворова выпрыгнула с 8-го этажа, не выдержав издевательств со стороны одноклассниц. Польша. 14-летняя ученица 2-й гимназии города Гданьска повесилась после того, как одноклассники во время урока раздели ее догола и сняли на видеокамеру мобильного телефона. В настоящее время в отношении пяти ее одноклассников возбуждено уголовное дело по статье “Доведение до самоубийства”. Россия. 19-летний Сергей Андрюшин в девять утра на узкой ульяновской дорожке повздорил с группой ребят помладше. Сергей приехал из другого района, по одной из версий, этого оказалось достаточно, чтобы на школьном дворе его забили железными прутьями и арматурой. Россия. Стая детдомовцев нанесла мужчине около 47 повреждений различной степени тяжести в области головы, на туловище - около 130 и на конечностях - около 160. Всего - более 300. Экспертиза показала, что погибшего не только жестоко убили, но еще и частично съели. Великобритания. В январе 2005 года в Великобритании завершился процесс над двумя школьницами, которые взяли в плен свою 12-летнюю подружку и издевались над ней в течение трех часов. Великобритания. В октябре прошлого года 12-летней ученице колледжа в Шиффелде изрезали лицо ножом только потому, что ее успехи в учебе кому-то из одноклассников не нравились. «Подросток, устроивший стрельбу в школе, был поклонником компьютерной игры-стрелялки», «Ассоциация обеспокоенных родителей обвиняет телевидение в приучении детей к жестокости», «Губернатор Калифорнии подписал закон, запрещающий продажу несовершеннолетним видеоигр со сценами насилия»... Почти все публикации на подобные темы - от академических исследований до сообщений информационных агентств - единодушны в причине детской и подростковой жестокости. Картина, которую они рисуют, выглядит прямо-таки катастрофической: индустрия зрелищ и видеоигр обрушивает на наших отпрысков нескончаемый поток жестокости, заглушая в них все человеческое. Но разве все повзрослевшие любители страшилок становятся бесчувственными убийцами? И из кого все же вырастают гуманисты? Это происходит с каждым из нас. Но, став взрослыми, мы задвигаем куда-то на задворки личности воспоминания о том упоении, с которым мы играли в войну, и уж совсем не хотим вспоминать собственные страхи по поводу вещей, кажущихся нам, взрослым, сущей ерундой. Нас вдруг начинает пугать доступность зрелищ такого рода для наших детей - и мы всегда готовы поверить, что это не они выбирают себе «ту сказку, которая нужна», а некие злые силы (например, киноиндустрия или индустрия видеоигр, заботящиеся, конечно же, только о своих прибылях) намеренно приучают их к жестоким и кровавым зрелищам. И действительность вроде бы подтверждает наши страхи: после каждой трагической вспышки беспричинной жестокости пресса с готовностью сообщает нам, что убийца увлекался кровавыми боевиками или компьютерными играми-стрелялками. Эрик Харрис и Дилан Клиболд, расстрелявшие в 1999 году в школе Коламбайн 12 своих товарищей и учителя, а затем покончившие с собой, увлекались игрой Doom. Коди Пози, застреливший в 2004-м отца, мачеху и сводную сестру, несколько месяцев перед этим играл в Grand Theft Auto, а Чо Сын Хи, в апреле этого года убивший 32 человека в Вирджинском политехническом институте, предпочитал Manhunt. И общественное мнение даже и без помощи экспертов (в которых, впрочем, тоже никогда не бывает недостатка) воспринимает их стереотипно: насмотрелись - и пошли стрелять! Такое простое объяснение для многих кажется очевидным. И нужно обладать незаурядным интеллектуальным мужеством и непредвзятостью, чтобы публично спросить: а из чего, собственно, нам это понятно? Когда сделанные игрушки детям недоступны, они с не меньшим упоением стреляют из самодельных пистолетов О том, чем вызвана агрессивность у подростков, рассказал практический психолог Олег Зонтов. Эмоциональная нестабильность. Подростки не могут себя контролировать во время конфликта и зачастую идут до конца. Там, где взрослый может остановиться, подросток полезет в драку и будет бить, пока не выплеснет эмоции. “Потому что мы стая”. Главное в таком возрасте - находиться в группе, “стае” и не стать “белой вороной”. При этом “стая” сама выбирает жертву и чаще всего по физиологическому признаку: “толстая”, “худая”, “очкарик”. “Кодекс чести”. У подростков есть нормы и правила поведения в группе, и того, кто их нарушает, сразу же отторгают и подвергают агрессии. Агрессия, кроме физической (применение физической силы) и вербальной (оскорбления), может выражаться в форме раздражительности, подозрительности, обидчивости. Это тоже проявления агрессии, только выраженные по-другому. Чтобы предупредить подростковую жестокость, взрослому необходимо сотрудничать с подростком, ценить его как личность. Пробел в воспитании закладывается с детства “Пробел в воспитании закладывается с детства, когда ребенок понимает только “хочу!” и “дайте!”, а не “должен” и “надо”, - говорит директор СШ № 4 г.Краматорска Евгения Сидорова. - Именно в этом я вижу истоки подростковой жестокости. Важно также, чтобы учитель не переносил свои проблемы на детей и ко всем был внимателен. Мне бы хотелось обратить внимание не столько на крайние формы проявления подростковой жестокости (драки, насилие), сколько на начальную форму, когда подросток грубит родителям, учителям, - говорит директор школы Евгения Сидорова. - Это отношение ребенка к взрослым и есть нижняя ступень жестокости”. Причинами ее возникновения директор считает недостаток родительского внимания, отношение учителей к ученику и информационное поле, в котором растет ребенок. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила коэффициент подростковой жестокости в 35 странах Европы и Северной Америки. В ходе исследования выяснилось, что в Венгрии живут самые жестокие девочки, а в Чехии - мальчики. Определение агрессивности подростков - в возрасте с 11 до 15 лет - было произведено в рамках традиционного изучения поведения детей школьного возраста, результаты которого ВОЗ публикует каждые четыре года. В этот раз ученые исследовали 161 000 школьников из 35 стран. Социологи определили, что 32% венгерских девочек и 69% чешских мальчиков за прошедший год были вовлечены хотя бы в одну драку. Соответственно, обе страны получили самый высокий коэффициент подростковой жестокости. Эстония, Литва и Бельгия также вошли в пятерку стран с высочайшим коэффициентом агрессивности среди девочек, а Литва, Латвия и Израиль - среди мальчиков. Страной самых мирных подростков оказалась Финляндия, в которой лишь 13% девочек и 37% мальчиков дрались в 2005 году. Одна из авторов исследования, доктор Кандэйс Карри из Эдинбургского университета, говорит, что причины такой разницы в поведении у подростков из различных развитых стран пока не установлены. Особенно ученых поражает рекордно низкий коэффициент подростковой жестокости в Финляндии. Как помочь? Итак, вы знаете, что ваш ребенок страдает от жестокости своих сверстников. Какие шаги предпринять? Простейший выход, казалось бы – перевод в другой класс/школу. Но этот шаг далеко не всегда может решить проблему. Попытайтесь сначала решить ситуацию на месте. Сделайте все, что в ваших силах. Иногда действительно не помогают никакие доводы и действия – нужно обращаться к учителям, родителям обидчиков, если и это не поможет - в милицию. Покажите, что вы не дадите безнаказанно портить жизнь своему ребенку. Причем нужно не только поставить на место обидчиков, но и излечить психологическую травму, уже нанесенную ими. Есть смысл в беседах с психологом, ребенок должен повысить свою самооценку, потому что третируют в основном тех, кто не уверен в себе. Ребенок хочет пойти на секцию каратэ – отлично! Предоставьте ему такой шанс, он научится постоять за себя, но, прежде всего, это улучшит его дисциплину, организованность, уберет страхи. Умение драться не всегда срабатывает в случаях травли ребенка одноклассниками – тут не один враг, их много. Но все-таки умеющего защитить себя не будут задевать слишком активно. Толпа агрессивна, жестока, но и труслива. Что делать ребенку, как помочь в этой ситуации, какие советы вы можете дать подростку, как защитить детей от насилия?

«Если подросток жесток, надо искать сбой в семейных отношениях»

Жестокость подростков бывает разовой – так они познают мир, проверяют границы дозволенного. И такие случаи взрослые не должны оставлять без внимания. Если же жестокость становится регулярной, причины надо искать в семейных отношениях, считает Петр ДМИТРИЕВСКИЙ, семейный психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» Московского городского психолого-педагогического университета:

— В последнее время средства массовой информации активно освещают пугающие инциденты, действующими лицами которых становятся подростки. Частота появления подобных материалов в СМИ ясно свидетельствует взрослому миру, что пускать на самотек развитие подростков достаточно опасно. Этот неспокойный возраст чрезвычайно неудобен для нас, поэтому желание взрослых отойти в сторону и дать подросткам как-то самим «перебеситься», чтобы затем принять их в наше достойное общество зрелыми и уравновешенными личностями, вполне естественно.

Но, похоже, без нашего участия процесс взросления может идти по какому-то поврежденному пути. Взрослому миру, быть может, не стоит включаться в жизнь подростков всем составом, но делегировать подготовленных к решению подростковых проблем родителей, педагогов, социальных работников и психологов, специализирующихся на подростковом возрасте – задача вполне посильная.

Причин подростковой жестокости может быть несколько. Мы все очень разные, поэтому каждый случай требует отдельного изучения. Бывает, что человек проявляет агрессию к кому-то из родственников, знакомых или животных разово. Такое поведение может быть частью его «исследовательской работы». Задача подросткового возраста – проверка границ этого мира, рамок дозволенного, проверка устойчивости общества и конкретных взрослых, установление причинно-следственных связей между явлениями. Из этого же интереса маленький ребенок может, к примеру, начать отрывать крылья бабочке. Здесь нет целенаправленной «аморальной» жестокости, есть любопытство, перед которым может временно меркнуть сочувствие, сострадание. Если взрослый столкнулся с такой ситуацией, ему важно оставаться устойчивым, не использовать детский стыд или страх отвержения как основную воспитательную стратегию. Наши привычные реакции типа «Как ты мог так поступить?» или «Раз так – ты не мой сын» вряд ли приведут к тому, что подросток станет более бережным к другим людям. Скорее, наоборот, породят бунт, протест или неуверенность в себе. Понимая потребности возраста, важно дать подростку четкую, но не унизительную обратную связь: рассказать о своей боли, злости, растерянности.

Исследование границ своего «я», научение способности постоять за себя, стремление к безопасности может также проявляться в разовых, ситуативных проявлениях жестокости. В этом случае необходимо предложить подростку другие формы обращения со своей агрессией: регулярные занятия спортом, посещения секций единоборств, участие в командных спортивных играх. В таких условиях дух борьбы, азарт, конкуренция облекаются в формы, которые, с одной стороны, приемлемы для общества, с другой — соответствуют задачам развития психики.

Третий аспект подростковой жестокости, который имеет связь с естественными законами возрастной психологии – это жестокость, проявляющаяся в группе. Даже взрослый в толпе начинает вести себя несвойственным для него образом, подчас вопреки своим собственным нравственным принципам. В определенных условиях человек, не склонный к насилию, может неожиданно продемонстрировать жестокость. По закону толпы происходит общее снижение интеллекта, снимается личная ответственность за содеянное. При этом мы знаем, что подростку чрезвычайно важно принадлежать группе сверстников, а страх оказаться вне группы, самому стать объектом насмешек сверстников может ситуативно толкать подростка на соучастие в действиях группы. При последующем разбирательстве один на один в кабинете психолога участники таких инцидентов зачастую выглядят достаточно растерянно, некоторые действительно не могут понять, как смогли оказаться участниками коллективных жестоких выходок.

Другой вопрос, в чем могут быть причины регулярной, повторяющейся жестокости у подростка? Если вы видите, что подросток вне зависимости от ситуации проявляет жестокость к самым разным людям, есть основания предположить, что, во-первых, у него внутри накопилось много злости, бунта, обиды, которая выплескивается «не по адресу», во-вторых, у него по какой-то причине оказался «сломанным» механизм, отвечающий за распознавание страданий другого человека — механизм сочувствия, сострадания. В этом случае необходимо разбираться, кто является истинным адресатом злости и как получилось, что «агрегат» сострадания не заработал.

Идеальным родителем быть невозможно. Все мы, взрослые, несем в себе последствия ошибок наших собственных родителей, несем последствия травм, полученных в детстве от сверстников и учителей, проживаем последствия природных или общественно-политических катаклизмов. Поэтому, естественно, некоторые наши слова или действия являются травматичными для наших детей. Здесь важно не «проваливаться» в вину и не отчаиваться, а узнать, понять ошибки, которые мы допустили, и с помощью специалистов найти способы их исправления. Если подросток демонстрирует многократное, намеренно жестокое поведение, в первую очередь принять меры должны окружающие его взрослые: во-первых, родители, во-вторых, педагоги и специалисты.

Родительская жестокость может иметь самые разные формы. Конечно, физические наказания, насилие в семье являются частной причиной воспроизведения такого поведения ребенком в подростковом возрасте. Ответить жестокому отцу ребенок не может, напряжение копится и возрастает, происходит смещение объекта, и вместо отца сдачу получают все слабые, кто попадается под руку: учащиеся младших классов, «ботаники», старики, животные.

Однако, следует иметь в виду, что жестокость может проявляться неосознанно и во вполне благополучных семьях в виде игнорирования природных потребностей ребенка. В младенчестве травма может возникнуть, если ребенок кричит, а мама очень долго не подходит, не реагирует. В более позднем возрасте травматичным может оказаться запрет или жесткое осуждение исследования окружающего мира: мама может проявлять чрезмерный страх или косвенно обвинять в предательстве ребенка, проявляющего интерес к чему-то или кому-то помимо мамы. Проходит время и важнейшей потребностью ребенка становится создание какого-то своего продукта: ему нужно что-то нарисовать, слепить, исполнить. В этот период жестоким будет высмеивание, осуждение ребенка. Казалось бы, что тут страшного — ребенка же никто физически не наказывает? Однако с точки зрения закономерностей развития психики, повторяющиеся травмирующие слова и оценки могут наносить существенный ущерб. Если такие вредные воспитательные стратегии в семье практикуются систематически, ребенок постепенно научается быть нечувствительным не только к собственной боли, но и к боли другого человека.

При обнаружении жестокости у подростка необходимо обратиться к семейным психологам и вместе придумывать, как перестроить систему взаимоотношений в семье, чтобы в ней учитывались жизненно необходимые потребности друг друга. Понимаю, что обращение за внешней помощью всегда связано с некоторым смущением: вот все поймут, что у нас проблемы, и осудят. Но профессиональный психолог не будет требовать ни от кого совершенства, не будет искать виноватого. Его задача – построить доверительные, уважительные, безопасные отношения с каждым из членов семьи и предложить свою помощь в совместной работе по исправлению ошибок и построению в семье диалога. Если подросток получает навык прямого озвучивания своих потребностей, если в семье становится принято обсуждать, а не игнорировать проблемы, принято просить прощения, если кто-то неправ, принято замечать друг друга, то и причин для проявления жестокости будет со временем становиться все меньше и меньше.

Если говорить о реакции на жестокость на уровне социальных институтов, то навыку видеть и понимать другого подростки могут научиться в ходе мероприятий, проводимых в рамках восстановительного подхода в социальной работе. Примером таких мероприятий является встреча лицом к лицу правонарушителя и потерпевшего в ходе судебного разбирательства – восстановительное правосудие. К сожалению, на сегодняшний день наша система реагирования на правонарушение построена таким образом, что основной акцент делается на отношениях между государством и правонарушителем. Государство решает, какое наказание применить, нарушитель ищет аргументы в свое оправдание. Важнейший участник события – жертва – оказывается практически выключен из общего процесса. Благодаря распространению восстановительных программ оказывается возможной встреча непосредственных участников инцидента, жертва получает возможность рассказать своему обидчику о своем страхе, стыде, обиде, злости. Подросток, проявивший жестокость, отвлекается от борьбы с государством и получает возможность увидеть другого, понять, прочувствовать его переживания. Опыт показывает, что рецидивы в таких случаях происходят гораздо реже, чем при традиционной карательной процедуре.

Имеет ли эта жестокость те же причины, что и потрясшая всех череда подростковых самоубийств? Притом, что у каждого из этих двух явлений есть своя специфика и свои особенности, в корне обоих лежит жестокость. Просто в одном случае эта жестокость направлена в сторону другого человека, а в другом — в сторону самого себя. В обоих случаях необходимо рассматривать, был ли в опыте подростка длительный опыт жестокости, направленной на него со стороны окружающих людей. Еще раз подчеркну, что, во-первых, жестокость может проявляться не только в виде физических наказаний, но и в форме игнорирования жизненно важных психологических потребностей, и, во-вторых, родителям и педагогам в этом случае нужно заниматься не столько самобичеванием, сколько конструктивным поиском новых форм взаимодействия с подростком, способов скомпенсировать допущенные осознанно или неосознанно ошибки, не стесняться обращаться к психологам, специализирующимся на подростковом возрасте.