Помочь узнать время суток конспект занятия. Конспект занятия по математике «Часы. Игра “Что понравилось на занятии”
Цели:
- Уточнение и расширение словаря по теме (синонимы, глаголы, прилагательные).
- Закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?).
- Образование приставочных глаголов.
- Уточнение и закрепление родовых понятий при помощи местоимений и числительных.
- Формирование навыка составления простых предложений.
- Закрепление диалогической речи с учетом интонационной выразительности.
- Работа над смысловым значением пословицы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Доброе утро, звери и птицы!
И каждый становится добрым, доверчивым –
Пусть доброе утро длится до вечера!
2.
– Доброе утро! Сядет тот, кто скажет,
кто его сегодня разбудил и как? (Ответы детей).
– А кто еще может разбудить нас утром? (Сестра,
бабушка, собака, кошка, попугай…)
– А что
нас может разбудить утром? (Будильник,
радио, стук в дверь, шум машин, дождь…)
3.
Посмотрите в окно – наступает утро!
А как мы можем определить, что сейчас утро? (Небо
светлеет, становится голубым, солнце всходит…)
– Да, раз светает (светлеет), значит, рассвет.
– Вы согласны, если обозначу утро этим цветом?
(выставляю голубой экран)
– А что ожидает вас утром? (подъем, зарядка,
дорога в детский сад, завтрак…)
4.
Что приходит на смену утру? (День)
– Как изменится на улице с приходом дня?
– Каким цветом лучше определить это время? (Желтым,
оранжевым)
.
– Да, потому что яркое солнце заливает своим
светом все вокруг!
– Что вы делаете днем? (Играем, занимаемся,
обедаем, спим, гуляем…)
– Спасибо солнышку. Пока оно светит, мы успеваем
сделать много дел.
5. Давайте вместе сейчас расскажем, что мы знаем про солнце?
Рис. 2
Солнце, как и люди – (ходит)
Рано утром оно – (всходит)
Важно по небу – (проходит)
Как дозорный все – (обходит)
То за облако – (заходит)
То осветит, нас – (находит)
На ночь спать оно – (уходит)
Нам оно вполне – (подходит)
– Какая часть в вашем ответе изменялась, первая
или вторая? (Первая)
– Да, мы подставляли только маленькие частички в
начале слова, а они изменяли значение действия.
«Приходит и уходит» – это ведь не одно и то же,
ребята?
6.
Итак, ушло наше солнце и вместе с ним
день. Как еще говорят про солнце, когда оно
уходит? (Садится, скрылось, уснуло,
закатилось…)
– Закатилось…, а иногда мы просто говорим:
«Наступает закат».
– Что же наступает вместе с закатом? (Вечер,
небо темнеет, становится серым…)
– Чем вы занимаетесь в это время? (серый экран)
(Уходим из детского сада, еще немного гуляем,
ужинаем, смотрим «Спокойной ночи, малыши»,
готовимся ко сну, ложимся спать)
.
Осень
7.
И вот, все во власти ночи! Догадываюсь,
какой экран вы мне сейчас подскажите поставить.
Совершенно верно – черный, потому что наступает
темнота, ночная мгла. Ночью все люди… (спят,
отдыхают от трудового дня)
. Так заканчиваются
сутки. Утро, день, вечер, ночь – сутки. Давайте
вместе повторим и запомним пословицу: «День да
ночь – сутки прочь». А сейчас послушайте, как
День и Ночь между собой беседовали:
– Эй, Ночь, как тебя зовут?
– Меня зовут Ночь.
– А как будут называть тебя завтра?
– Завтра тоже будут называть Ночь.
– А как называли тебя вчера?
– Вчера меня тоже называли Ночь.
– А меня сегодня зовут Четверг, завра будут
называть Пятница, а вчера…
– Ребята, как называли его вчера? (Среда)
.
Какие дни недели вы еще знаете? (Понедельник,
вторник, суббота, воскресенье).
– Сколько всего дней в неделе? Назовите их по
порядку.
– Да, это про дни говорят: «Годами равные, а
именами разные».
8. Вот смотрю я на наши цветные экраны, и мне от чего-то становится грустно. Таким ли мы видим небо в разное время суток? (Нет, на нем бывают звезды, солнце, луна, месяц…)
Рис.3
Сколько в небе солнц? – (одно)
Днем засветится – (оно)
Сколько в небе лун? – (одна)
Вечером встает – (она)
Сколько месяцев? – (один)
Да и месяц он высоко
Светит тоже – (одиноко)
Ну, а звезд, их сколько – (много)
В небе звездная – (дорога)
9. А сейчас возьмите наши круги-схемы, я проверю, все ли ребята различают части суток (называю предложение-загадку, дети стрелочкой указывают, когда это бывает):
Рис.4
– На завтрак мама сварила манную кашу.
– В окно заглянула желтая луна.
– Началась моя любимая передача «Спокойной ночи,
малыши».
– После обеда дети вышли гулять.
– А теперь вы придумайте предложения, а я попробую угадать, когда это бывает.
10. Так и ходит время по кругу: утро, день, вечер, ночь. А помогают нам точно определять время – наши помощники часы.
Физминутка (муз. сопровождение, действие в круге)
Рис. 5
Говорят, часы – стоят
Говорят, часы – идут
Говорят, часы – спешат
Говорят, часы – бегут
Говорят, часы – летят,
То немного отстают.
Посмотрели мы все вместе,
А часы висят на месте!
11. Год, ребята, тоже принято делить на 4 части, 4 времени года. Назовите их (переворачивают круги-схемы): зима (белая лебедка), весна (все зеленеет), лето (красное), осень (золотая).
– Внимание, задание! Если весну называют утром года, то чем будет лето? (Днем). Осень – вечер. Зима – ночь.
Рис. 6
12. Давайте пофантазируем: чем похожи весна и утро? (Все просыпается: и природа, и люди) . Лето и день? (Солнце ярко светит, все в действии, в движении) . Осень и вечер? (И природа, и люди готовятся ко сну) . Зима и ночь? (Все отдыхает, спит).
13. А теперь все, о чем мы говорили сегодня, я вам напомню загадками (кроссворд):
Рис. 7
Утром, так заведено,
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно
Розовой жар-птицей. (Солнце)Вдруг стемнеет – он придет:
Тоненький, смущенный.
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной. (Месяц)Срок прошел, плывет она
В пелене тумана.
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна. (Луна)Небо вдруг порозовело,
Тихо-тихо и несмело
Солнце красное лучом
Что открыло, как ключом? (Утро)Солнце ярко осветило,
Землю всю позолотило.
Он сияет и блестит,
Нам лениться не велит. (День)
Когда с темнотою земля вдруг сошлась?
И в небе луна со звездою зажглась? (Ночью)
Вдруг рассыпалось зерно – золотые точки.
Глянешь утром – ничего. Что же было ночью? (Звезды)
В отгадках из выделенных букв дети должны прочитать слово «МОЛОДЦЫ»
Рис.8
– Да, ребята, вы сегодня на занятии были молодцы! Желаю вам доброго дня!
Конспект
интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. «Путешествие во времени» Цель: - закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека. -формировать временные представления «прошлое», «настоящее», «будущее»; - учить определять время по часам. - воспитывать интерес к технике. - закрепить знания детей о временах года, месяцах и днях недели.Задачи: - учить четко и последовательно излагать свои мысли; развивать коммуникативные навыки. -развивать наблюдательность, способность замечать особенности предметов, закреплять умение рисовать разные часы; воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании; развивать фантазию, творчество. - развивать игровую деятельность детей; воспитывать умение договариваться в совместной деятельности со сверстниками. - развивать исследовательский интерес и любознательность; -учить детей определять причинно-следственные связи, развивать творческое воображение и логическое мышление детей;
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций как раньше жили люди, рассматривание часов, закрепление знаний какие бывают часы, пальчиковая гимнастика, чтение сказок и стихов о времени.
Материал: фонарик, шаблон круглой формы, палочка, песочные часы, разрезные картинки, механические часы, поделка «часы», краски, пластилин, карточки с числами от 1 до 12.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня в нашу группу должен был приехать гномик Тик- Так и научить определять время по часам, но что-то он опаздывает. А может он уже здесь, только мы его не видим. Давайте поищем. (Дети находят видеописьмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! В моей волшебной стране времени случилась беда. Налетел сильный ураган и сломал все часы. И теперь мы не можем определить время». - Что случилось в стране времени? - Ребята, что произойдет, если сломаются все часы? (слайд) - А мы можем что-нибудь сделать для гнома? - Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени, но для начала Первое, что нам надо с вами сделать - это определить: Что такое время? - Давайте разобьемся на три подгруппы. Сейчас каждая подгруппа должна ответить на свой вопрос, но сначала нужно собрать ваши подсказки. Работа в подгруппах. Дети подбирают картинки- подсказки к своим вопросам I подгруппа. Зачем человеку нужно знать время? II подгруппа. С помощью чего мы узнаем время? III подгруппа. Как мы отмеряем время? I подгр.: режим дня, сон, игра, прием пищи, и т.д.;
II подгр.: часы – наручные, настенные, песочные; календари и т.д.;
III подгр. - стрелки часов, целый отрывной календарь
-Что бы можно было отправляться в путь необходимо пройти несколько испытаний. Справитесь? Остаются в подгруппах.
1 задание.- Ребята, назовите времена года и подберите картинку на столе. - Какое время года сейчас? (весна). - Какими словами можно описать весну? (теплая, веселая, хорошая, солнечная, звонкая, блестящая…) - Какой месяц сейчас? (март). - Сколько месяцев в году? (12). - Назовите по порядку. - Назовите весенние месяцы. - А сколько дней в неделе? (семь). - Какой день сегодня? - Назовите по порядку дни недели. - Какие части суток вы знаете? Покажите на картинке. - Назовите по порядку части суток. Молодцы!
2 задание Игра «Назови соседей». - У вас на столе есть листочки, на них написана цифра, подумайте и скажите рядом стоящие цифры.
3 задание - Сейчас будем решать задачи. Слушайте внимательно. 1) «Семь малюсеньких котят, что дают им – все едят, а один сметаны просит. Сколько же котяток?» (восемь). - Как получилось число 8? (к семи прибавить один будет восемь). (1 ребёнок работает у доски – пишет решение задач). 2) «Четыре овечки на травке лежали, Потом две овечки домой убежали. А ну-ка, скажите скорей: Сколько овечек теперь?» (две). (четыре минус два равняется двум). (на доске написать решение задач и прочитать). 3) «Поставь нужный знак» ; 3 5; 6 4; 7 7.
Молодцы ребята вы справились со всеми сложными заданиями, теперь отправимся в путь в прошлое часов, побывать на разных этапах их развития. Вы согласны? Психологическая разгрузка. Предлагаю детям разместится поудобнее, закрыть глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем его аромат,представьте как мы восхищаемся красотой зимнего леса, поднимаемся вверх под пушистые облака. Облака пушистые, мягкие как вата. Дует легкий ветерок, и мы опускаемся ниже и ниже. И переносимся в прошлое. Молодцы, отдохнули немного?
- Когда жили наши предки? - А мы с вами где находимся? - А завтра где будем? - Как же нам попасть в прошлое? - Но это не все, что мы должны знать о времени. Из чего состоит время, нам поможет разобраться стихотворение: Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет,
И его не знают люди.
- Летим на корабле и окажемся в прошлом. Но нужно произнести заклинание: Замыкая дружный круг В прошлом окажемся мы вдруг! Гному мы поможем: Часы доставить сможем. - Посмотрите, мне кажется, мы попали в прошлое, в старину. Как можно догадаться? (слайд) - Вы слышите, как поет петух? Что он здесь делает? Мы же в прошлом часов. (слайд) -Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходили по двору, махали крыльями и, взлетев на забор, кричал: «Ку-ка-ре-ку!» Утром петух кукарекал и всех будил на работу, а вечером кукарекал, и люди ложились спать.
Здесь не погреб, не чулан
Не растет за ним тюльпан
Есть там светлая светлица
Есть там русская девица
Есть и печка и труба
Это русская …….
Дети: - Изба. (слайд)
Правильно, ребята! Это загадка про избу. А что такое изба? (Это деревянный дом……..)
Кто жил в избах? (Люди, семья…….)
А вы хотели бы побывать в гостях у наших предков? (Да) Вот мы сейчас там и окажемся.(слайд )
Так люди раньше жили, дома из дерева строили, назывались они избами, в избе были сени и горница. Сени – это первая маленькая комнатка в избе (слайд), горница – это большая комната в избе, где люди ели, играли дети.(слайд) А это русская печь - «матушка»- символ полноты и благополучия. Печь обогревает избу, в ней готовят еду и пекут хлеб. (слайд)
На печи стоит чугунок. В нем варят щи, кашу. С тех времён пришла к нам пословица - Щи да каша - пища наша.
Давайте посмотрим нам передали какое то послание (слайд)
«Доброго здоровьица, гости дорогие! Рады видеть вас в нашей избе. Наш сын Иван отправляется в лес за дровами. Матушка собрала для него котомку, в которую положила кусок чёрного хлеба, налила в туесок воды ключевой. Иван слез с печи, взял котомку и пошёл.»
Ребята, все ли слова вам знакомы? Вы догадались, что такое «туесок», «котомка»?
(Ответы детей. Педагог дополняет: (слайд) Котомка - сумка, которую носят за плечами, иногда на палке-посохе, (слайд) а туесок - посуда из берёзовой коры, в котором в старину хранили мед или сметану).
Продукты хранили в погребах, по сусекам, да берестяных коробах. Сусек - ящик для хранения зерна.(слайд)
Ребята, в чем сегодня мы храним продукты? А чем хорош, а чем плох холодильник?
Некоторые предметы, которыми мы пользуемся сегодня, пришли к нам с давних времён, хотя и очень сильно изменились. Предлагаю поиграть в игру «Подбери пару». (слайды)
Д.и. «Подбери пару»
Чайник-самовар
Лапти-туфли
Перо-ручка
Телега-грузовик
Свеча-лампочка
Чугунок-кастрюля
Сундук-шкаф
Самоанализ занятия.
Была предоставлена НОД по ознакомлению с окружающим «Путешествие во времени». Направление – познавательно-речевое При планировании учтены возрастные особенности, была проведена предварительная работа: - беседы по истории возникновения часов - дидактические игры - игры- путешествия Цель: закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека. Задачи: - развивать исследовательский интерес и любознательность; учить детей определять причинно-следственные связи, развивать творческое воображение и логическое мышление детей; формировать временные представления «прошлое», «настоящее», «будущее»; учить определять время по часам. - учить четко и последовательно излагать свои мысли; развивать коммуникативные навыки. - развивать наблюдательность, способность замечать особенности предметов, закреплять умение рисовать разные часы; воспитывать самостоятельность, развивать фантазию, творчество. - развивать музыкальность детей. - развивать игровую деятельность детей; воспитывать умение договариваться в совместной деятельности со сверстниками. - воспитывать интерес к технике. - дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления и его последствий.
Для решения поставленных задач мной использовались различные методы и приемы. Методы: - наглядные (показ слайдов, демонстративных предметов) - словесные (беседы, рассказы детей) - практические (экспериментирование, физкультминутка) - игровые (дидактическая игра «собери картинку», игра «ходят стрелочки по кругу») Приемы: - пояснение, напоминание, повторения, обобщения, собственные ответы, была определена перспектива на будущее. Выполнению поставленных задач также помогали наводящие вопросы, которые подталкивали на самостоятельные высказывания, вопросы проблемно- поискового характера В течение всей образовательной деятельности закрепляла умение детей слушать друг друга, активизировала словарь, дополняла, уточняла. Для мотивации детей, был использован сюрпризный момент- письмо от гнома, что вызвало интерес и активизировало их на дальнейшую работу. На протяжении всей НОД использовались технические средства. Мною была разработана мультимедийная презентация, с использованием Интернет-ресурсов, а также музыкальное сопровождение. Данная структура НОД предполагает взаимное сотрудничество детей и воспитателя и направлена на выполнение поставленных задач. Дети вовлекались в различные виды деятельности, что поддерживало интерес на протяжении всей НОД. Во время НОД я использовала физкультминутку, смену видов деятельности, что позволило детям не находится в статистической позе, предотвратить утомляемость детей. В НОД была проведена рефлексия, где видно, что детям нравилось заниматься данным видом деятельности. Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась яркой, насыщенной интересной, так как детям нравится оказывать помощь, следовательно, развивается чувство ответственности, повышается самооценка.
| Конспекты занятий, НОД
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной логопедической группы "Здравствуй, город, я- твой житель!" Цели : Обобщать и углублять знания детей о современном городе (основные достопримечательности, названия улиц, транспорт, о профессиях; закреплять знания о гербе города; развивать внимание, память, умение самостоятельно рассуждать, делать...
«Вербное воскресенье». Конспект занятия со старшими дошкольниками Занятие со старшими дошкольниками на тему «Вербное воскресенье» «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных праздников» Цели : продолжать учить детей отыскивать причины народных праздников и определять их смысл; воспитывать у детей интерес к...
Конспекты занятий, НОД - Конспект НОД в средней группе «Птицы наши верные друзья»
Публикация «Конспект НОД в средней группе «Птицы наши верные...» Конспект НОД в средней группе "Птицы наши верные друзья". Цель: Уточнить, расширить и систематизировать представления детей о перелетных и зимующих птицах. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность. Задачи: 1. Закреплять и систематизировать знания...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
«Ярмарка на Руси». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Цель: - продолжать знакомить детей с историей и традициями русского народа, с народными промыслами; - учить находить различия и сходство современной ярмарки от ярмарки на Руси; - воспитывать интерес к народной культуре; Продуктивная деятельность «Хохломская посуда для ярмарки» (...
«Узоры из соды и цветного уксуса». Конспект НОД по нетрадиционному рисованию в детском саду Цели:-раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с воспитанниками;-развитие воображения,творческого мышления,пространственного восприятия;-изучение цветов в игровой форме с младшими дошкольниками.Девиз работы: Улыбка ребенка-эмблема моя,Для вас,мои...
с использованием стихов собственного сочинения Цель:заинтересовать детей перспективой выращивания зеленых витаминов, дать представление об условиях, необходимых для их роста, формировать навыки посадки лука. Ход занятия Воспитатель:Ребята, вы у меня молодцы, мало болеете! А что...
Конспекты занятий, НОД - «Новый год». Конспект логоритмического занятия с детьми старшего дошкольного возраста
1. дети входят в зал и видят, как Снегурочка разбирает елку, убирает украшения. Мы здороваемся с ней и спрашиваем что она делает. Снегурочка: - (грустно) Как? Вы разве ничего не знаете? Дед Мороз сказал, что никакого праздника не будет, что он устал всех поздравлять, дарить всем...
Логоритмическое занятие в старшей группе «Знакомство с частями слова» Цель: учить выделять части слова. 1. Приветствие: Мишка здоровается с детьми, и рассказывает, что он умеет измерять все на свете! Приводит примеры, что он может измерить длину стола, высоту ребенка… с помощью веревочки педагог провоцируя, спрашивает, а слова ты измерять умеешь?...
Сценарий развивающего занятия для детей 6-8 лет на тему «Время»
Полякова Светлана Николаевна, учитель истории ОКСКОУ «КСКО школа», г. Курск.Описание работы: я предлагаю сценарий развивающего занятия, посвященного времени. Данная разработка будет полезна воспитателям дошкольных учреждений или учителям начальных классов коррекционных школ.
Сценарий развивающего занятия на тему «Время»
Цели:1) Познакомиться с учащимися группы.
2) Повторить и закрепить знания, полученные на прошлом занятии.
3) Сформировать понятия: секунда, минута, час, сутки.
4) Развивать память, внимание и мелкую моторику пальцев рук.
5) Способствовать снятию напряжения.
Оборудование: плакат "Время", детские часы, лист цветного картона, с изображением двери, отрывной календарь, шаблоны из набора М. Монтессори.
1.Знакомство
Игра «Назовись»
Дети становятся кругом с вытянутыми руками ладошками вверх. В центре стоит ведущий – с мячом в руках. Он громко произносит своё имя и поочередно каждому участнику игры бросает мяч. Ребенок, получивший мяч, громко и четко произносит своё имя. Затем возвращает мяч ведущему и опускает руки.
2. Повторение прошлой темы (работа с плакатом).
– Ребята, что это за предметы нарисованы на плакате? (часы)
– Давайте вспомним, сколько у часов может быть стрелок? (три – секундная, часовая и минутная)
3. Работа с часами.
– Ребята покажите секундную стрелочку. Переместите её на одно деление – это означает, что прошла одна секунда (стрелка возвращается обратно).
–Теперь переместите стрелку на пять секунд. Ребята, когда секундная стрелка пробежит круг на циферблате – пройдет одна минута. При этом минутная стрелка переместится на одно деление (дети перемещают стрелку на своих часах).
– А если секундная стрелка пройдет два круга, на сколько переместиться минутная стрелка? (на два деления, т. е. пройдет две минуты)
– А сейчас отложите часы на край стола. Перед вами лежат шаблоны, их надо обвести и раскрасить. Выберите карандаш. Когда я скажу: «Начали!» – вы начнете раскрашивать, а я засеку одну минуту.
– Видите сколько можно сделать за одну минуту!
Игра «Всего одна минута!»
Детям показывают изображение двери.
– Ребята, представьте, что это дверь в волшебный мир, в котором можно пробыть только одну минуту. Я засеку 1 мин (в это время будет играть музыка), а вы представьте, что же вы там сделаете за эту минуту. По "возвращении" вы расскажите, что вы успели сделать в этом волшебном мире.
Учащиеся по очереди рассказывают о своем посещении волшебного мира.
– А теперь давайте вернемся к нашим часам. Когда минутная стрелка пройдет целый круг – пройдет один час!
– Ребята, про какую стрелку мы можем сказать, что она самая быстрая?
– А самая медленная?
Итак:
Секунды сложились в минутки,
Минутки сложились в часы,
И так пробежали сутки,
Время вперед спешит.
После этого отрывается листочек календаря и подбрасывается в воздух со словами: "День пролетел!"
Игра "Когда это бывает?"
Взрослый или ребенок по очереди загадывают какое-нибудь время суток и показывают, что они в это время делают. Например, утром – чистят зубы, вечером – раздеваются и т. д. Задача наблюдающего – определить, что делает водящий, и назвать время суток.
Игра «Заколдованный путник»
Входишь ты в волшебный круг,
Замирает все вокруг.
Но как время истечет,
Путник снова отомрет.
С последними словами играющие застывают, а ведущий включает секундомер. Через некоторое время секундомер выключается и раздается хлопок в ладоши или другой звуковой сигнал, по которому "застывшие" путники вновь оживают. Им предлагается отгадать, сколько времени они были "заколдованы". Кто называет самое близкое к действительному значению число, становится ведущим.
– Время из прошлого через настоящее летит в будущее.
– Сколько вам сейчас лет? – это ваше настоящее.
– А сколько лет вам было год назад? – это ваше прошлое.
– А через год? – это ваше будущее.
– Где мы храним наше прошлое?
– У нашего центра тоже есть свое прошлое – оно в альбоме. Вы – это настоящее нашего центра. Смелые, умные, веселые, любознательные, активные. Ваше будущее – это школа. Я вам желаю, чтобы в школе вы тоже были активными, веселыми, любознательными.
Цель : формировать понятие времени.
Задачи:
— расширять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь), учить детей правильно употреблять эти термины в речи.
— упражнять в определении части суток по признакам: деятельность человека, местоположение Солнца и др. небесных тел, состояние природы.
— закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
— развивать мышление: учить видеть закономерности, развивать зрительное восприятие.
— воспитывать у детей желание быть отзывчивым.
Предварительная работа:
— Беседа с детьми «о частях суток и их последовательности» ,
— Наблюдение за изменениями в природе и обсуждение действий взрослых и детей в разное время суток.
— Дидактическая игра «Когда это бывает?»
— Подвижная игра «День и ночь»
Наглядный дидактический материал:
Демонстрационный:
— картинка-изображение Незнайки
— игрушка: старик-лесовик с часами
— игрушка Незнайка
— цветовой круг
— схема-таблица местоположения Солнца в разное время суток
— изображения природы в разное время суток
— изображения деятельности человека в разное время суток
Раздаточный:
— 2 комплекта карточек с изображением частей суток
— геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) из цветного картона
Ход занятия
Дети садятся за столы, перед ними на мольберте картинка с изображением Незнайки и игрушка, старик Лесовик с часами..
Воспитатель: Ребята, сегодня нужна ваша помощь Незнайке. Он пошел в гости к Хранителю времени, старику-лесовику, и не смог правильно ответить ни на один вопрос. Гном-волшебник рассердился и заколдовал его. Поможем расколдовать Незнайку? Ответим на задания Хранителя времени?
Воспитатель: Итак, первое задание – сутки состоят из нескольких частей, и каждая из них имеет свое название. Назовите и покажите части суток.
Индивидуальные ответы детей с опорой на демонстрационный материал.
Дети: Утро, день, вечер, ночь.
Воспитатель: А сколько их всего?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Молодцы, вы верно справились с первым заданием. Второе задание, что в природе может подсказать нам, какая часть суток наступила? Для выполнения этого задания будем использовать схему местоположения Солнца.
Дети: — Утро, потому что Солнышко встает.
— День, так как Солнце высоко в небе.
— Вечер, Солнце садиться.
— Ночь, на небе появляются звезды и Луна.
Воспитатель: И с этим заданием вы тоже справились! Дети, не только Солнце и небесные тела помогают определить часть суток, но и то, чем человек занимается. Поэтому, третьим заданием гнома-волшебника будет игра – «Когда это бывает?»
Вопросы детям: Что человек делает утром? (Просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает). Днем? (Работает, обедает, гуляет). Вечером? (Возвращается с работы, ужинает, ложиться спать). Ночью? (Спит). Ответы принимаются – ни верны. А сейчас, Хранитель времени подсказывает мне, что пришло время отдохнуть, но с пользой!
Подвижная игра «Геометрическая прыгалка»
(Две команды на скорость прыгают только по заданным геометрическим фигурам разложенным на полу в виде цепочки). Поиграли, сели за столы.
Воспитатель: Следующая игра-задание называется «Закончи предложение»:
— Завтракаем мы утром, а вечером мы ….(ужинаем).
— Ночью спим, а утром …(просыпаемся).
— Играем днем, а ночью …(спим).
— Солнце светит днем, а Луна …(ночью).
Молодцы, справились! И последнее задание Хранителя времени: две команды получают карточки с изображением частей суток и собирают на скорость круг частей суток, соблюдая строгий порядок их следования, друг за другом.
Дети в двух командах за столами собирают из разрезных картинок круг частей суток.
Воспитатель: Обе команды молодцы, со всеми заданиями вы справились! Хранитель времени готов расколдовать Незнайку! Закройте глаза!
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает картинку с изображением Незнайки и достает куклу Незнайку.
Воспитатель: Открывайте глаза! Вот и Незнайка, он благодарит вас за помощь и хорошие знания. А на прощание хотел вам пожелать:
Утро, день, вечер, ночь
Убежали сутки прочь.
Чтоб о сутках не жалеть,
Нужно каждый час беречь!
Берегите время и знания! До свидания!
Приложение: