Понятие «ценностное отношение к здоровью» в психолого-педагогической литературе. Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровью

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью

Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.

Каковы же факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,

нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного

процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних

заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи

информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика,

характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится

приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок

пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают

специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются

все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.

Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:

  • интенсификация учебного процесса;
  • нерациональная организация процесса обучения;
  • несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской

патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения

школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников

помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех

используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только

сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов

образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры

здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для

учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации

и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и

подростков.

Цель здоровьесберегающего сопровождения - создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.

Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета

возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-

оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование

различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию

разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в

Организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.

Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,

продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились

искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность

учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа за компьютером во

время выполнения практических заданий и тестирования дает возможность укрепить

здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,

происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.

Основными факторами, влияющими на здоровье человека при работе за

компьютером являются:

1. Длительная гиподинамия. Любая поза при длительной фиксации вредна для

опорно-двигательного аппарата и, кроме того, ведет к застою крови во внутренних органах и капиллярах.

2. Нефизиологическое положение различных частей тела. Правильную осанку

необходимо выучить «телом», путем его контроля в течение какого-то времени, и потом

она будет поддерживаться уже автоматически. Проще всего встать к ровной стене и

прижать к ней плотно пятки, икры, ягодицы, лопатки, локти и затылок.

3. Длительно повторяющиеся однообразные движения.

4. Световое, электромагнитное и прочие виды излучения

Хочется отметить, что структуру урока и его содержание можно изменять в

зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов

проведения может быть несколько, но приоритетным, для меня, остается выполнение

таких условий:

Разнообразие видов деятельности;

Разнообразие способов и приёмов преподавания;

Работа на компьютере не больше установленного времени;

Доброжелательная обстановка на уроке.

Эти условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с

компьютером более безопасным для здоровья.

Педагогика на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России

способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью, выражающееся формулой: здоровье - ценность, а ценности не даются даром.

В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно

только сберечь! Берегите себя и своих учеников!


ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЮ

И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо

Самой большой ценностью для человека является его здоровье. Что же такое здоровье? Какого человека можно считать здоровым?

Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение: «Здоровье - это не только отсутствие болезней и повреждений, а состояние полного телесного, душевного и социального благополучия». Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. Социальное здоровье - это способность жить и общаться с другими людьми в нашем мире. Физическое здоровье – это полное физическое благополучие, спокойное и счастливое, без каких-либо нарушений течение дел, жизни. Духовное здоровье - это свободная, гармоничная и практическая взаимосвязь знаний, религий, традиций и истории своего народа в себе.

В последнее время состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. По данным Минздрава России, лишь 15% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35 % - хронические заболевания. За период обучения в общеобразовательных учреждениях среди учащихся в пять раз увеличивается число нарушений органов зрения, в три раза - патология органов пищеварения, в пять раз - нарушение осанки, в четыре раза - нервно-психические растройства. В России лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми.

Для успешного усвоения школьной программы необходимо хорошее самочувствие ребёнка. Поэтому в соответствии с Законом РФ "Об образовании" здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Каковы же причины повышения заболеваний у школьников? Причины нарушений следует искать в образе жизни, режиме учебных занятий, степени умственной нагрузки, пределах и объеме информации, воспринимаемой школьниками. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Повышенный объем образовательной нагрузки в условиях дефицита учебного времени вызывает у школьников значительное психоэмоциональное напряжение, в то время как продолжительность сна, объем двигательной активности и время пребывания на свежем воздухе резко сокращаются.

Чаще всего здоровье зависит от самого человека. Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а, следовательно, и установка на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а вырабатываются в результате целенаправленного педагогического воздействия. Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе. Таким образом, одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогом, является формирование ценностного отношения к здоровью детей в процессе образовательной деятельности. Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает вооружение школьников здоровьесберегающими знаниями и умениями, организацию режима дня, двигательной активности, закаливания, рационального питания; снятие напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также использование эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий.

С амая трудная, важная задача педагога – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты так называемых вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей. Формирование ценностных ориентаций, убеждений, активной жизненной позиции возможно при использовании педагогом таких методов и приемов, которые способствуют вовлечению учеников в активный процесс получения и переработки знаний. Происходить это должно в обстановке доверительных отношений между участниками образовательного процесса, в атмосфере сотрудничества и сотворчества.

Все мы с детства знаем, что хорошо и полезно начинать свой день с зарядки. Само слово «зарядка» уже объясняет – мы заряжаемся энергией, которой должно хватить на весь день. Утренняя зарядка позволяет окончательно проснуться, разбудить мышцы, доставить порцию кислорода «на завтрак» ко всем клеточкам тела, именно поэтому после нее такое приятное ощущение включенности в день. Утренняя зарядка для детей имеет ещё и важное организационное значение. Это ритуал, который, будучи ежеутренним, структурирует день, настаивает на активное, плодотворное время препровождение. Ежедневные физические упражнения приучают заботиться о своем здоровье, относиться с детства с уважением к потребностям своего организма. Ребенок понимает, что есть вещи, которые необходимо делать для того, чтобы жить нормальной жизнью: чистить зубы, умываться, причесываться, делать зарядку. Упражнения для утренней зарядки имеют различные вариации, но основными из них являются следующие: упражнения для шеи, рук, туловища.

В какой форме проводить зарядку, не слишком важно, имеет значение лишь то, чтобы она нравилась ребенку. Ведь то, что нравится, не вызывает раздражения при превращении в ежедневную необходимость, а то, что раздражает и злит, неизбежно будет заброшено. При регулярности она развивает упорство, и дает понятие необходимости.

Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушения почерка, снижение работоспособности. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность урока можно включением в структуру урока двигательных упражнений. Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели).

Особенно тщательно следует подходить к подбору физкультминуток на уроках русского языка, чтения, математики, когда школьники продолжительное время находятся в статических позах. В них должны быть задействованы как крупные мышцы туловища и конечностей, так и мелкие мышцы кистей и пальцев рук. Это не только в значительной мере позволяет снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма, связанные с воздействием статической нагрузки, но и содействует развитию мелких мышц кисти, совершенствованию тонких двигательных координаций, нужных для выработки правильных графических навыков, и, в первую очередь, навыков письма.

Длительность физкультминуток обычно составляет 1 – 2 минуты и включает комплекс из 4 – 5 упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. Возможны варианты сочетаний различных упражнений. Например, при выполнении упражнений для кистей рук можно одновременно с ними выполнять гимнастику для глаз, фиксируя взгляд на кисти.

Физкультминутки можно систематизировать на:

1. Оздоровительно- гигиенические

    Их можно выполнять как стоя, так и сидя. Расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой

    На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.

2. Танцевальные

    Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

3. Физкультурно-спортивные

    Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

4. Подражательные

    Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

5. Двигательно-речевые

    Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз, для учащихся старших классов - минуты психоэмоциональной разрядки.

Минуты психоэмоциональной разрядки - упражнения для эффективного и кратковременного отдыха, подавления стрессов и излишней возбудимости, избавления от напряженияс использованием аутотренинга, визуализации, мышечного расслабления.

Дыхательное упражнение

Вдохните, медленно выдохните, затем также медленно сделайте глубокий вдох.
Задержите дыхание на четыре секунды.
Вновь медленно выдохните и медленно сделайте глубокий вдох.
Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните.
Повторите эту процедуру шесть раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее и невозмутимее.

Упражнение «Ленивая кошечка»

Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело.
Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».

Также повторите упражнение несколько раз.
Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.

Особенно подходят детям упражнения на расслабление мышц плечевого пояса и рук. Таким образом дети могут быстро и эффективно отдохнуть после напряжения, связанного с выполнением письменных работ. Любое упражнение повторяется 5-6 раз.

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.
Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).
Перед упражнениями полезно детям полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Расслабление через образы – так называемые визуализации – зрительные представления. Наши образы имеют над нами магическую власть. Например, для расслабления можно использовать следующие образы:

Вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело
Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость
Вы лежите на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных луче
й

Упражнение «Птица, расправляющая крылья»

« Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми». Повторите упражнение 5–7 раз.

В некоторых упражнениях достичь расслабления и спокойствия помогает управляемая фантазия. Образы в таких упражнениях часто сочетаются с текстами внушений – это релаксация с элементами аутотренинга.

После короткой серии дыхательных упражнений используем самовнушение: «Я спокойна. Я уверена в себе. Я знаю, что я справлюсь. Моих знаний по математике достаточно для написания ЕГЭ».

Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрети уверенность и бодрость. Результат будет лучше, если есть опыт регулярного применения упражнений.

На формирование навыков организации деятельности, на увеличение объема двигательной активности направлены подвижные перемены. Активный отдых на переменах способствует сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности, и от того, насколько рационально он будет организован, во многом зависит эффективность целостного учебно-воспитательного процесса. Сокращение длительности или ограничение подвижности школьников во время перемен резко усугубляет их утомление. На переменах не нужно допускать повышенных физических нагрузок учеников. Игры большой интенсивности чрезвычайно возбуждают детей, они не успевают успокоиться к началу урока и переключиться на учебную деятельность.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечение школьнику возможностей сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

    знание ребенка о себе, своей индивидуальности, неповторимости;

    умение выделить процессы физического и психического развития, свойственные его индивидуальности;

    умение избегать стресса, выходить из него с наименьшими потерями, оказывать помощь другим;

    умение понимать, в чем, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасна для жизни;

    знать возможные экстремальные ситуации для ребенка в природной среде, а также меры безопасности в разные времена года.

Знания позволяют ребенку оценить вклад каждой системы организма в выживании и здоровье всей системы и рассматривать свой рост и развитие как жизненный процесс, которому благоприятствует разумное ведение здорового образа жизни.

В процессе приобщения к знаниям ребенок учится: выражать свои эмоции удобным и наиболее адекватным образом; оценивать потенциальные результаты поступка в сравнении с возможными последствиями перед тем, как выбрать тот или иной способ действия (то есть прогнозировать свое поведение); эффективно общаться с другими людьми, поддерживать межличностные контакты.

На уроках русского и английского языка, литературы учащиеся расширяют свой кругозор, обогащают словарный запас, пополняют знания о здоровье, здоровом образе жизни, составляя предложения и рассказы о различных видах спорта, подвижных играх. На уроках математики учащиеся узнают об использовании знаний в медицине, быту. В достаточно разнообразный материал включены учебные задачи с данной тематикой. В процессе изучения предметов «Обществознания», «Истории», «Географии», «Биологии», «Физики», «Химии» формируется целостный взгляд на окружающую природу и социальную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность, воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Знания позволяют ребенку оценить вклад каждой системы организма в выживание и здоровье организма в целом и рассматривать свой рост и развитие как жизненный процесс, которому благоприятствует разумное ведение здорового образа жизни.

На достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения оказывает существенное влияние использование оздоровительных сил природы. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение.

Здоровье является необходимым условием активной жизнедеятельности человека и формируется на протяжении всего жизненного пути личности. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и заботиться о своём здоровье. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном, счёте, наши дети и наше будущее.

Восприятие здоровья как ценности

дипломная работа

1.2.3 Ценностное отношение к здоровью

Ценности это объекты явления, их свойства, а так же абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталон должного .

Ценности можно рассматривать как фактор обеспечивающий большую вероятность определённого типа поведения в условиях конкурирующих внешних воздействий. Развитие ценностей осуществляется через их усвоение в социальных группах и трансформации из общественных к личностным. Интериоризация и социальное применение к становлению личностных ценностей представляют собой две стороны одного процесса. Важно учитывать соотношение между потребностями индивида и ценностями социума .

Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распределения индивидами содержания общественных ценностей, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации - это установки , идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней.

Понятие “ценностные ориентации” впервые появились в трудах Ольгианского, где он рассматривает их как цели стремления, жизненные идеалы, представляет их в виде системы определённых норм, принятых в групповом сознании.

Б.Г. Ананьев рассматривает ценности и ценностные ориентации как базальные, первичные свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер .

Фейнбург говорил о том, что ценностные ориентации - это сложное образования, вбирающие в себя разные грани и формы общественного и индивидуального в личности, определяет формы взаимодействия внутреннего и внешнего, специфические формы сознания личности мира прошлого настоящего и будущего, а так же сущности своего Я. Ценностные ориентации базируются на потребностях интересах, нормах, обусловленных как биологической природой так и историческими условиями, в которые поставлен человек.

Ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определённому виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса. Важнейшей характеристикой системы ценностей является многоуровневость, проявляющаяся в его иерархическом строении. В целях построения теоретической модели структуры ценностей выделяются уровни иерархии и определяются основания для выявления каждого из них. Так Н.А. Бердяев на верхнем уровне располагает три типа ценностей: духовные, социальные, материальные, все остальные он рассматривает как частный случай, как конкретное проявление одного из этих трёх. Согласно М. Рокичу, имеются два уровня иерархии: ценности-цели, или конечные цели существования, и ценности-средства, или способы поведения личности .

Так же очень важным моментом в формировании ценностных ориентаций является образ жизни, так же система ценностей отражает существующие цели, идеалы, идеи своей эпохи.

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, убеждениях, интересах человека, потребностях и установках.

Потребности - состояния индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития и выступающие источником его активности . Человеческая природа представляет собой непрерывное удовлетворение потребностей. Восприятие мира у человека происходит в зависимости от потребностей и желаний которые существуют у него на данный момент. По мнению Соломина И.Л. все так или иначе связанно с потребностями, выбираем ли мы себе занятие, круг общения, или супруга, работу, всё определяется в конечном счёте мотивами.

По мысли П.В. Симонова в иерархии основных потребностей индивида всегда есть главенствующая, которая выступает ядром личности, то есть самой существенной личностной чертой человека, ценности через потребности. Потребности человека не сводятся к одним лишь органическим потребностям, у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок.

Установки - это готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении их проявления определённого объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к определённому объекту.

Движущей и направляющей силой поведения являются мотивы и установки. Они определяются потребностями и ценностными ориентациями. Последние служат базой для формирования установок. Высший уровень диспозиционной регуляции поведения человека образует система ценностных ориентаций, средства достижения этих целей (В.А. Ядов).

В лите6ратуре 3 варианта понимания природы ценностей:

1) Божович Л.И., Ручко Н.А. - ценность находится в одном ряду с такими понятиями как мнения представления, убеждения, такое понимание ценностей не обладает самостоятельной побудительной силой;

2) В.А. Ядов, М. Моррис - ценности рассматривают как разновидность или подобие социальных установок, в которых понимание ценностей принадлежат направлению функций, которые принадлежат эффективной ценностной регуляции

3) сближение понятия ценности и мотива, потребности и подчёркивает их реальную побуждающую силу - Додонов Б.И., Жуков Ю.М., Маслоу А., Василюк Ф.Е.

Некоторые ценности, по мнению А. Маслоу, являются общими для всех, но существуют и специфические ценности. Связь потребностей (ценностей) сильна, у каждой есть своё место .

Отсутствие сформированной системы личных ценностей порождает ощущение внутренней пустоты, ориентацию человека вовне - на внешние критерии оценки, на некритичное принятие групповых норм.

Коренная ломка общества, которая произошла в последнее десятилетие, не могла не сказаться на психологическом состоянии людей. Многое подверглось переоценке, и чтобы приноровиться к новым жизненным реалиям огромному числу людей пришлось пересмотреть свои прежние системы ценностей.

Выделяют следующие уровни ценностей :

1) наиболее обобщённые, абстрактные;

2) ценности, закрепляющиеся в жизненности и проявляющиеся как свойства личности;

3) наиболее характерные способы поведения личности как средства реализации и закрепления ценностей-свойств.

Е.Б. Фанталова предлагает следующие основные ценности человека :

активная, деятельная жизнь;

здоровье;

интересная работа;

красота природы и искусства;

материально обеспеченная жизнь;

наличие хороших и верных друзей;

уверенность в себе;

познание;

счастливая семейная жизнь;

творчество.

· наличие друзей;

· творчество;

· профессиональный рост;

· участие в общественной жизни;

· удовлетворённость собой;

· умение управлять собой;

· уважение;

· защищённость от угроз;

· обеспеченность;

· личная жизнь;

· чистая совесть;

· интересно проведённое свободное время;

· здоровье.

Одним из важнейших понятий является “отношение к здоровью” - оно представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или наоборот угрожающими здоровью людей, а так же определённую оценку индивидом своего физического и психического состояния . Проблема здоровья имеет социально-психологический моральный аспект.

Здоровье часто выступает средством для иных целей - работать, отдыхать.

Очевидно, что потребность в здоровье и переживание здоровья как жизненной ценности во многом обуславливают субъективную оценку здоровья. Важно знать какое место занимает здоровье в структуре жизненных ценностей. Этот аспект психологии здоровья редко выступает в качестве предмета исследования (Л.В. Куликов) нужны точные данные для психологии здоровья. Такие данные помогут уточнить субъективную картину здоровья и благополучия личности, место этой ценности в её сознании и помогут понять как влияет неудовлетворённость здоровьем на возникновение эмоционального дискомфорта. Ценности здоровья могут быть по выражению Л.С. Драгунской знаемыми ценностями, но не обязательно признаваемыми или принятыми .

Очень важны этапы развития ребёнка и становление основных процессов формирования заботы о своём здоровье и выработки у него соответственного отношения к здоровью, как к ценности и как к условию его личностного роста.

В.П. Петленко выделяет уровни отношения к здоровью:

1) здоровье как ценность воспринимается личностью эмоционально - этот уровень личностной концепции здоровья характеризуется отсутствием ярко выраженных потребности в укреплении здоровья, ценность здоровья сохраняется как факт сознания - безразличный тип людей;

2) личность воспринимает необходимость здоровья, но не осознаёт его социальной значимости, возможно возникает установка на укрепление здоровья, но она очень неустойчива, при изменении обстоятельств не реализуется - характерно для спонтанно деятельного типа людей;

3) ценность здоровья воспринимается личностью, как социально значимая потребность в укреплении здоровья, требуют новые знания, но чаще ценностные ориентации остаются на вербальном уровне - пассивный тип;

4) здоровье как ценность воспринимается на уровне убеждений, потребность в укреплении здоровья формирует устойчивую социальную установку, поведение человека полностью соответствует ценностным ориентациям, оно осознанно проявляет себя в оздоровительной деятельности - характерно для активно-деятельного типа.

А.М. Иванюшкин предлагает выделить три уровня ценности здоровья:

1) биологические - гармония физиологических процессов;

2) социальные здоровье как активность личности, деятельное отношение индивида к миру

3) психологическое - здоровье не как отсутствие болезни, а как отрицание её в смысле преодоления, здоровье как стратегия жизни человека.

Важным фактором в осознании ценности здоровья является позитивно-эмоциональное стремление к действиям по его укреплению и совершенствованию.

Главное это, ценить здоровье и верить в то, что здоров, ведь сама вера - это уже половина дела .

Таким образом, нельзя не согласиться со словами Н.В. Панкратьева о том, что человек - сам творец всего комплекса материальных и духовных ценностей , и он сам определяет, что для него важнее, ибо очень значимыми для человека становятся те ценности, которых ему не достаёт. И, как сказал А. Маслоу, конкретное и полное восприятие объекта подразумевает, что объект воспринимается с любовью , поэтому осознавать что здоровье это великая ценность и относится к нему с любовью и соответственно к себе это великое дело. И, как известно, иерархия ценностей в разном возрасте будет различная, и одни и те же ценности будут восприниматься по-разному.

Взаимосвязь черт личности с отношением к своей и чужой лжи

Вопрос о лжи и правде имеет вечное значение для человека. В структуре морально-нравственных категорий ложь преимущественно рассматривается как негативное явление. Различные проявления лжи, обмана, неправды...

Влияние психических репрезентаций Олимпиады 2014 на здоровый образ жизни людей зрелого возраста

Отношение к здоровью -- один из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится, в сущности, к одному: как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей...

Влияние психических репрезентаций Олимпиады 2014 на здоровый образ жизни людей зрелого возраста

Говоря о влиянии пола на формирование и проявление отношения к здоровью, мы будем использовать термин «гендерные особенности». Использование данного термина при описании особенностей отношения к здоровью не только правомерно, но и необходимо...

Влияние психических репрезентаций Олимпиады 2014 на здоровый образ жизни людей зрелого возраста

Как известно, психическое отношение -- это динамичное личностное образование, которое претерпевает определенные изменения в процессе жизнедеятельности. Следовательно, вероятно...

В отношении своего здоровья можно выделить три группы женских стереотипов. Первая группа, условно названная «патриархальной», представляет в основном домохозяек, у которых существует множество проблем...

Половые особенности отношения молодежи к здоровью

Ценностное отношение - сознательная избирательная связь человека со значительными для него объектами и явлениями, выражающая активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков...

Половые особенности отношения молодежи к здоровью

В эмпирической части нашего исследования было опрошено 50 человек (25 женщин и 25 мужчин). Возраст испытуемых варьирует от 18 до 28 лет. Каждый из испытуемых ответил на вопросы трех методик: - опросник «Отношение к здоровью» Р.А...

Половые особенности отношения молодежи к здоровью

Вопросы опросника «Отношение к здоровью» распределены по шкалам: когнитивная, эмоциональная, поведенческая, ценностно-мотивационная. Люди по-разному оценивают различные сферы жизни...

Представление о смерти

Проблема супружеской измены

Хочет ли неверная жена выйти замуж за любовника? Разные исследования показали, что лишь от 13 до 35% их сделали бы это, если такая возможность представится. Более половины женщин определенно не променяли бы мужа на любовника...

Профилактика школьной дезадаптации в психодиагностике готовности к школе

Во многом задачу по подготовке ребенка к школе можно считать решенной, если воспитатель и родители сформировали у него положительное отношение к ней...

Психологическое принятие отцовства в период ожидания ребенка

Для будущего отца не менее важным, чем для будущей матери, является взаимодействие с собственной матерью. Наиболее важным во взаимоотношениях с матерью является возрастной период мальчика до трех лет. Л.С...

Психология лжи

Отношение к обману достаточно сильно отличалось в разные времена и у разных народов. Но даже в одном и том же обществе всегда существуют противоположные точки. Различно отношение мужчин и женщин, верующих и атеистов, детей и взрослых...

«Формирование ценностного отношения к собственному здоровью

Если человек сам следит за своим здоровьем,

то трудно найти врача, который знал бы

лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Сократ

Есть ценности, признаваемые всеми без исключения, которые были и остаются вечными: жизнь, красота и здоровье. Среди них одна из главных – здоровье человека. Именно оно представляет собой своего рода фундамент человеческой жизни, на котором формируются интеллектуальные, этические и иные ценностно-нормативные структуры личности. Здоровье – не подарок, который человек получает на всю жизнь, а результат его сознательного поведения. Поэтому важно знать свой организм, желать быть здоровым и прикладывать к этому определенные усилия.

На протяжении всего существования человечества одной из немаловажных ценностей для человека является здоровье. С древних времен здоровье являлось для человека самым важным элементом гармоничного развития личности. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Здоровье человека отражает одну из наиболее важных сторон жизни общества и тесно перекликается с фундаментальным правом человека на физическое и психическое и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.

Неблагополучное состояние здоровья субъектов образовательного процесса привело к необходимости овладения классным руководителем навыками здоровьесберегающей деятельности. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности процесса воспитания в моей группе служит соответствие базовым потребностям и психофизиологическим возможностям моих воспитанников.

В основе здоровьесберегающей профессиональной позиции классного руководителя лежит осознание проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, наличия знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению.

С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие - здоровый образ жизни (ЗОЖ). Под которым следует понимать «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций».

Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современной России. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья детей и подростков. В связи с этим, проблема формирования здорового образа жизни, а на индивидуальном уровне - здорового стиля жизни, является одной из наиболее приоритетных в современной педагогике, поскольку связана с решением сразу двух важнейших задач государственной политики в области образования: развития индивидуальности и формирования здоровой личности.

Резко возросло число подростков, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных подростками. Увеличение распространенности среди подростков курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье.

Соблюдение здорового образа жизни очень важно и необходимо, особенно среди подростков, поэтому необходимо формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, создавать все условия для его поддержания. Вести здоровый образ жизни необходимо всегда, но в период подросткового возраста нужно уделить большое внимание этому процессу.

Подростковый возраст - это достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка. Во-первых, на этом возрастном этапе происходят физиологические и психологические изменения организма. Во-вторых, учеба - тяжелый умственный труд, связанный с напряжением центров коры больших полушарий. Подростковый возраст характеризуется половым созреванием, эмоциональной нестабильностью. От того, какие условия для учебы и развития подростков созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека.

В настоящее время одной из самых актуальных задач в работе с молодежью является профилактика различного рода зависимостей

Нарастает социальная необходимость в обучении и воспитании подростков, ответственных за состояние своего здоровья, умеющих противостоять неблагоприятным условиям среды, владеющих представлениями о способах ведения здорового образа жизни.

Трудно смириться с тем, что молодые люди иногда выбирают рискованное поведение потому, что кто-то из взрослых не объяснил, не рассказал, не научил, не показал истинные ценности и перспективы.

Подростковый возраст – один из наиболее сложных в формировании личности. К особенностям этого периода жизни можно отнести излишнюю самоуверенность в оценках, непризнание авторитета взрослых, не желание подчиняться требованиям и нормам, стремление везде и всюду поступать по – своему.

Характерной чертой подростков является их повышенная внушаемость, склонность к группированию и подражанию тем действиям, которые не разрешаются или отвергаются в семье и обществе в целом.

Недостаточность знаний и жизненного опыта затрудняют разграничение ими истинных и сложных ценностей, некритичность к себе облегчает совершение различных проступков, а также способствует формированию вредных привычек.

Для понимания причин и механизмов возникновения зависимостей очень важно учитывать психологические характеристики подросткового возраста, которые, по сути своей, являются кризисом взросления.

С учетом всех этих факторов риска в нашем учебном заведении проводится большая работа по формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения.

С целью формирования ценностного отношения к здоровью мною была разработана программа из 5 классных часов. Цель программы - формирование у подростков ценностного отношения к здоровью и ценности здорового образа жизни.

Классные часы:

1.«Мы – за здоровый образ жизни» (формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.)

Чтоб мудро жизнь прожить,

Знать надобно немало.

Два главных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем, что попало есть,

И лучше будь один, чем с кем попало.

2.«Место здоровья в моей жизни» (формирование понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.)

3. «Этика взаимоот­ношений» (0 ВИЧ-инфекции и ИППП)

4. «Вредные привычки и здоровье человека» (профилактика вредных привычек, алкоголизма, наркомании в подростковой среде.)

5. «Наши нравственные чувства и этическое сознание »(развитие умений и навыков социального общения; воспитание культуры общения, культуры поведения).

Неуважение к предкам есть

первый признак безнравственности.

Пушкин

Мои педагогические аксиомы в работе со студентами.

Для того, чтобы в душе моих воспитанников жили чувства добра, любви, справедливости, понимание Веры выполняю три педагогические аксиомы. Воспитательную работу с детьми всегда строю на уважении моих воспитанников, признавая их «ценностным феноменом»

«Формирование ценностного отношения к здоровью как основа воспитания»

Учитель математики МОУ «Поповская

основная общеобразовательная школа»

Курова Светлана Сергеевна

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие. Все люди хотят быть здоровыми, сильными, иметь красивую фигуру, в идеале заниматься (или хотя бы любить) каким-нибудь видом спорта.

Очень тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание. Многие школьники приобретают заболевания в процессе обучения. Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная разработанность вопросов формирования положительного ценностного отношения школьников к своему здоровью. Это приводит к тому, что они постепенно, по мере взросления отходят от норм здорового образа жизни.

Основной задачей нашего государства является воспитание подрастающего поколения. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи отражает все направления воспитательного процесса. Одним из таких направлений является физическое развитие и воспитание здорового образа жизни, способствующее осознанию значения собственного здоровья и готовности к его сохранению и укреплению, активному участию в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, отказе от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Формирование здорового образа жизни способствует включению в повседневную жизнь школьника различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья (физкультурные минутки на уроках, уроки здоровья, использование валеологического компонента на различных уроках).

Здоровый образ жизни - возможно, главный фактор предупреждения различного рода заболеваний. Из этого вытекает одна из основных задач воспитательной работы с учащимися - формирование у них здорового образа жизни. Однако не следует забывать, что данная проблема является основной не только для учителей, но и для родителей, причем именно на последних ложится основной груз ответственности.

Формирование здорового образа жизни должно включать в себя несколько аспектов:

Проведение разъяснительных мероприятий со школьниками и их родителями о важности здорового образа жизни для растущего детского организма;

Построение правильного расписания школьной жизни учащегося;

Введение определенных школьных правил и норм (опрятный вид школьника, запрет курения на территории школы и др.).

Кроме того, одним из факторов формирования здорового образа жизни у школьников, является личный пример, о чем учитель никогда не должен забывать. В качестве примера для подражания нередко выступают и родители учеников, на эту тему необходимо проводить разъяснительные беседы на родительских собраниях.

Образ жизни ребенка - основа его здоровья на протяжении всей последующей жизни. Неправильно заложенная основа может привести к повреждению всей конструкции, даже если все остальные ее элементы будут заложены верно.

Для здоровья будущего поколения нашей нации необходимо прививать и мотивировать здоровый образ жизни. Мотивация здорового образа жизни - это комплекс мер, направленных на появление у детей стремления соблюдать все правила и нормы здорового образа жизни. В понятие здорового образа жизни входит целый комплекс условий и требований, выполнение которых благотворно влияет на здоровье человека. К ним можно отнести:

соблюдение режима дня;

правильное и своевременное питание;

соблюдение норм личной гигиены;

отказ от вредных привычек;

регулярное занятие любительским спортом, правильная оснка;

и др.

Следует отметить, что в настоящее время здоровый образ жизни становится модным. Все больше популярных людей пропагандируют здоровый образ жизни, к тому же здоровые, спортивные, сильные личности более популярны, чем измученные вредными привычками. Исходя из этого в беседах со школьниками следует дать им понять, что крепкое здоровье - один из первых шагов к популярности и успеху.

Мероприятия по формированию мотивации следует начинать с самого рождения ребенка. Для этого родители постепенно приучают его к правильному и регулярному питанию, личной гигиене и др. Необходимо также вовремя привить ребенку навыки самообслуживания и самостоятельного выполнения основных действий личной гигиены. Взрослея, ребенок привыкает к режиму дня, установленным для него родителями правилам и не представляет себе другого образа жизни.

Семья закладывает в сознание ребенка само понятие «здоровье», однако дальнейшее формирование у ребенка ценностного отношения к нему перекладывает на школу.

Анализ передовой практики показывает, что процесс формирования у школьников ценностного отношения к здоровью состоит из следующих взаимосвязанных направлений:

1. Воспитание у детей положительного отношения, интереса к занятиям физическими упражнениями;

2. Вооружение школьников знаниями по физической культуре, гигиене, физиологии человека и формирование на их основе убеждений в необходимости следить за своим здоровьем, систематически заниматься физической культурой;

3. Практическое приучение учащихся к ежедневным занятиям физической культурой в режиме школьного и внешкольного времени.

Названные выше направления достигаются в практике работы школы в тесной связи в едином образовательном процессе. Выработка у детей интереса к своему здоровью, становится одним их мотивов внутреннего побуждения их к занятиям физической культурой, важным условием для формирования ценностного отношения к нему.

Пробуждению и развитию у школьников интереса способствует качественное проведение уроков и внеклассных занятий. Уроки физической культуры, физкультминутки, занятия в спортивных секциях, массовые школьные соревнования имеют явную направленность на то, чтобы приобщить всех учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Важным разделом работы по привитию школьникам потребности заботиться о своем здоровье является формирование у них соответствующих убеждений. При этом важное значение имеет обеспечение взаимосвязи между практическими умениями и теоретическими знаниями учащихся. Формированию у учащихся нужных убеждений способствует доходчивое объяснение учителя, работа родителей.

Большое значение для формирования у учащихся устойчивых убеждений имеют согласованные действия школы и семьи. Для достижения единства педагогического и родительского влияния на детей необходимо обсуждать вопросы здоровья на родительских собраниях.

Практическое приучение школьников заботиться о своем здоровье в режиме школьного и нешкольного времени является решающим условием выработки у них данной потребности. Потребность формируется через привычку. Достижению успехов в этом важном деле способствуют спортивно-оздоровительные мероприятия: «Дни здоровья», различные спортивные мероприятия («Самый спортивный класс», «Олимпийцы среди нас» «Самый меткий и ловкий», «Спортивная семья» и др.), где принимают участие учащиеся и их родители, а также классные руководители, которым может отводиться роль помощников судей, организаторов и т.п.

Для того, чтобы у ребенка выработалось ценностное отношение к своему здоровью, сохранялся интерес к занятиям спортом, необходимо соблюдение некоторых принципов:

Принцип всестороннего, гармоничного развития личности. Организм человека единое целое, развивать и укреплять необходимо все его органы.

Принцип оздоровительной направленности предусматривает сохранение и укрепление здоровья.

Принцип связи физического воспитания с дальнейшей жизнью.

Кроме педагога, который интересуется новинками литературы, который может, а главное хочет не только научить детей как правильно заниматься физической культурой, но и привить к ней интерес на всю оставшуюся жизнь, важным этапом является мотивация детей.

Но в то же время необходимы усилия и со стороны семьи. Но вся эта работа невозможна, и в целом бесполезна, без поддержки и помощи родителей. Ведь именно в семье ребенок получает основные знания; именно семья помогает ребенку понять «что хорошо, а что плохо, что польза, а что вред».

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу.

Там, где культивируется любовь к своему здоровью, обычно дети, став, в свое время, родителями, передадут это своим детям

Для формирования ценностного отношения к здоровью разработана программа мероприятий работы с родителями и детьми в 6 классе:

п/п

Название мероприятия

Цель мероприятия

Раскрыть понятие здорового образа жизни; показать морально-нравственные аспекты здорового образа жизни, значение разумного подхода к стрессовым ситуащиям; информировать учащихся о ложном действии «удовольствия», получаемого от применения наркотиков, табака, алкоголя и непоправимых последствиях их использования.

Беседа «Значение здорового питания для организма человека»

Показать учащимся значение здорового питания для организма человека; сделать вывод, что способствует здоровью, а что приносит вред; стимулировть общение детей, прививать любовь к спорту.

Беседа «Мы зарядку делали – прыгали и бегали»

Показать учащимся, что для сохранения здоровья необходимо выполнять физические упражнения ежедневно; познакомить учащихся с правилами личной гигиены; с ролью здорового питания.

Клаасный час «Как научиться быть здоровыми?»

(совместно с родителями)

Воспитание уважения к личному здоровью и здоровью окружающих; воспитание у родителей и детей интерес к совместной деятельности; развивать умение дарить тепло и доброту.

Ситуационный классный час «Табакокурение в нашей жизни»

Провести самоанализ отношения учащихся к табакокурению.

Ситуационный класный час «Энергетические напитки в нашей жизни»

Провести самоанализ отношения учащихся к энергетическим напиткам.

Общешкольное спортивное мероприятие «Папа, мама, я – сортивная семья»

Воспитание положительного отношения к занятию спортом; воспитание у родителей и детей духа соревнования; сплочение родителей со своими детьми.

Родительское собрание «Здоровый образ жизни: его принципы и составляющие»

Познакомить родителей с принципами и составляющими здорового образа жизни; показать роль семью в воспитании

целостного отношения к здоровью.