Праздник урожая — история и традиции. В праздник урожая "богач" белорусы желают друг другу "быть богатыми, как осень" Во что играли время праздника богач

Праздник урожая - праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

Это европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции праздник отмечается с 3 в. н. э., обычно в день Архангела Михаила, 29 сентября.

У восточных славян аналогом дня урожая можно считать Осенины 8 (21) сентября, которые имели другое название - «День урожая».

Славянские названия праздника

Славянский Праздник Урожая

14 сентября В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери-Земле.

В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин » основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья.

Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье — то большое, мужики богаты!
Что мужики — то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

21 сентября Вторые осенины. Рождество Богородицы.

У древних славян наступил праздник Небесного Кузнеца - Сварога . К этому времени уже прошли обряды закрытия Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землей). Землю постепенно сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает.

Земля остается на попечении Велеса . Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла.

Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев . С этого дня и режут кур, а первых подают Сварогу в жертву.

Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.

Братчиной (другие названия - канун, свеча) называли совместную трапезу полноправных членов однодеревенской общины, устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины повсюду сохранялись в общественном быту крестьян.

В основе братчины лежал благочестивый обычай - поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от бедствия.

27 сентября Третьи осенины

Славяне празднуют великий праздник - Родогощь (Таусень ) - когда собран урожай, осеннее солнце - Световит - уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня?»
Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание: на следующий год собрать более обильный урожай и испечь еще больший пирог.

После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином, начинается пир горой - еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается.

В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем Солнце и наступающей Зиме.

Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям, припевая: «Яже , Яже , потоптаже !» Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов.

Жрецы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в бубен.

Праздник заканчивается многолюдными игрищами.

Белоруссия

У белорусов праздник назывался «Богач» (белор. Багач, Другая Прачыстая, Спожка). Символ дня - лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богача сносили со всей деревни.

В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия.

В современной Белоруссии ежегодно проводится «Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села „Дажынкi“». С республиканским размахом в Белоруссии его начали отмечать с 1996 года.

Дожинки (Дажынкi) в Беларуси всегда праздновали очень торжественно с красивыми содержательными обрядами.

На последний день жатвы собиралась толока. Самая уважаемая женщина распределяла всех по ниве, затем сама брала серп и начинала жать с песней, которую все подхватывали. В конце каждая жнея откладывала по колоску для общего дожиночного снопа.

Девушки выбирали в своей среде «Багіню». Возглавляемые «Багіней» с дожиночным снопом в руках все вместе отправлялись к дому хозяина. Хозяева, заслышав песни жней, выходили встречать их с хлебом-солью. Войдя в дом, хозяева ставили дожиночный сноп под образами вместе с зажиночным. Начинались танцы и музыка. Исполнялся обрядовый танец «Талакуха».

После революции и до войны обычаи зажинок и дожинок сильно не изменились. В 1960-1970 годах активно укореняются социалистические обряды. Проводились праздник первого снопа и праздник урожая.

Начиная с 1996 года, дожинки на Беларуси проводятся как Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников деревни.

Праздник включает шествие всех участников по центральной улице города (районного центра) и выход на центральную площадь города. Впереди колонны несут флаг с эмблемой фестиваля - «Залатымі калоссямі». Праздник длится два дня. В первый день проводится торжественный митинг, после которого награждают лучших комбайнеров и водителей. После начинается концерт лучших фольклорных коллективов республики. Проводятся выставки работ народных умельцев. На второй день фольклорные коллективы разъезжаются по району. А в самом городе демонстрируется сельскохозяйственная продукция и техника. На нескольких площадках идут концерты, проводятся лотерея, народные игры и забавы.

Германия

В Германии праздник урожая (нем. Erntedankfest ) также является историческим. Этот праздник уходит корнями в римские обычаи. В этот день люди радуются хорошему урожаю и благодарят бога за его дары природы (овощи, фрукты, злаки, ягоды) и о том, что он заботится о людях. Взамен этого верующие возвращают ему часть его дара.

Праздник урожая праздновался в дохристианские времена. В католической церкви празднуется с 3 века. В Пруссии впервые отмечался в 1773 году в первое воскресенье после Дня святого Михаила (29 сентября), после этого стал регулярным.

Католики возносят благодарность за хороший урожай: хлебов 15 августа (Рождество Богородицы) и в первое воскресенье октября, когда «благодарят за плоды земли и человеческого труда» и в знак благодарности приносят венки из колосьев и корзины с красиво уложенными плодами.

Дата первого воскресенья октября утверждена в Германии католической церковью в 1972 году, а в каждом приходе евангелической церкви определяется своя дата праздника: первое воскресенье октября или первое воскресенье после дня Михаила.

В период Третьего рейха праздник урожая был возведён в ранг официального, и, начиная с 1934 года, отмечался каждое 1-е воскресенье октября.

Древние крестьяне веровали, что урожай охраняет дух, который дает ему рост или смерть.

Дух даст хороший урожай, если он доволен и радуется, и уничтожит урожай, если крестьянин ему не угодил или обидел. В связи с этим этот праздник отмечали раньше, как победу над духами.

Сегодня же это день завершения полевых работ и благодарения бога за его дары. В этот день проходит особая служба в церкви. При этом церковь украшают лучшими плодами нового урожая, венками из пшеницы.

Эти уборочные и жатвенные венки изготавливаются заранее из колосьев последнего снопа. Овощи, фрукты, злаки освещают и выкладывают перед алтарем.

Израиль

В Израиле отмечают Суккот — праздник урожая, один из центральных и древнейших у еврейского народа. Торжества продолжаются целую неделю. Все это время иудеи молятся, поют религиозные песни и открывают двери своих домов для гостей.

«Праздник Суккот совершай семь дней, когда уберешь ты с гумна твоего и из винодельни твоей. И радуйся в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя» — сказано в Торе. Первосвященники земли израилевой — коэны — благословляют дары этой земли и народ ее у Стены плача, вытянув руки, закрыв глаза, так повелось еще от Аарона, брата Моисея, так это происходит и сегодня, в самый древний праздник урожая, что отмечается в Иерусалиме.

«Это еще и праздник единства нашего народа. Мы молимся и благословляем в этот день всех: и верующих, и сомневающихся, и чтущих традиции, и только прикасающихся к великому наследию», — рассказал раввин Авраам Коэн.

Суккот — праздник кущей. В память о скитаниях в пустыне семь дней иудеи живут в шалашах, чья крыша устлана ветвями пальмы так, что сквозь нее можно увидеть звездное небо, а в красном углу стоит почетное место для готовых заглянуть на огонек душ праотцов. Во время Суккота поют, молятся, едят, принимают гостей. Многоязыкая толпа, колонны из Америки, Австралии, Новой Зеландии, Зимбабве, Таиланда, акробаты, клоуны, музыканты — на центральных улицах Иерусалима 70 тысяч человек со всего света.

Это тоже традиция, но уже новейшая и совершенно светская. Парад в честь Иерусалима, который проводят представители около 60 стран, съезжающихся на исходе Суккота в святой город.

Недельные праздники завершаются молитвой, когда потрясая молодым побегом пальмы, веткой речной ивы и мирта, чтец произносит: «Ты господь бог наш, посылающий ветер и дарующий дождь для блага, а не для проклятья, для жизни, а не для смерти, для изобилия, а не для оскудения».

Индия

Онам (Тхиру-онам)- праздник урожая в Индии — празднуется в конце августа — начале сентября, в день, когда Чандра [Луна] проходит накшатру Шравана.

Онам празднуется как день возвращения Махабали из изгнания. В этот благоприятный день король Маха-Бали снова посещает свое королевство и своих людей. Весь штат оживает празднествами и энергией. Это — время церемоний, празднований и радости, веселья и спортивных состязаний.

Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать - Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

Это европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции праздник отмечается с 3 в. н. э., обычно в день Архангела Михаила, 29 сентября.

У восточных славян аналогом дня урожая можно считать Осенины 8 (21) сентября, которые имели другое название — «День урожая ».

Славянские названия праздника

Осенние оспожинки, Осенины, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Рождество Богородицы.

Проходили века, менялись условия труда и народные верования, на смену тяжелому крестьянскому ручному труду пришла механизация, но праздник не потерял своего значения и в наши дни.

Сегодня он где-то превратился в фестивали и ярмарки, где-то сохраняются или возрождаются древние народные традиции, но в любом случае, Праздник Урожая - это праздник благодарности Земле, Природе и труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год.

Давайте заглянем в разные страны и посмотрим где и как празднуется Праздник Урожая.

Славянский Праздник Урожая

14 сентября В земледельческом календаре славян этот день называли«осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери—Земле.

В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья.

Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье - то большое, мужики богаты!
Что мужики - то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

21 сентября Вторые осенины. Рождество Богородицы.

У древних славян наступил праздник Небесного Кузнеца — Сварога. К этому времени уже прошли обряды закрытия Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землей). Землю постепенно сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает.

Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла.

Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня и режут кур, а первых подают Сварогу в жертву.

Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.

Братчиной (другие названия — канун, свеча) называли совместную трапезу полноправных членов однодеревенской общины, устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины повсюду сохранялись в общественном быту крестьян.

В основе братчины лежал благочестивый обычай — поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от бедствия.

Славяне празднуют великий праздник — Родогощь (Таусень) — когда собран урожай, осеннее солнце — Световит — уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня?»

Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание: на следующий год собрать более обильный урожай и испечь еще больший пирог.

После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином, начинается пир горой — еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается.

В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем Солнце и наступающей Зиме.

Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям, припевая: «Яже, Яже, потоптаже!» Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов.

Жрецы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в бубен.

Праздник заканчивается многолюдными игрищами.

Азия

В Китае и Вьетнаме отмечают Праздник середины осени или Праздник луны. Он приходится на 15-й день 8-го месяца (полнолуние) по китайскому календарю, что примерно соответствует второй половине сентября. Считается что в этот день лунный диск «самый яркий и круглый в году». Образ «полноты» фигурирует в нескольких смыслах: это время завершения сбора урожая; луна является символом женского начала, и т.о. её полнота — также символ плодородия. Праздник отмечают всей семьёй, и семантика «круга семьи» присутствует в разделении пряников на всех.

Чжунцю — праздник Луны и урожая. Он приходится на середину осени, отсюда и название «чжунцю» — середина осени.

Праздник зародился в эпоху династии Тан и занимает важное место в китайском календаре — это день поклонения богу Луны. Выходные длятся три дня. По традиции в день праздника китайцы едят особые сладкие пирожки и читают стихи при свете луны, которая в этот день считается самой круглой и самой яркой.

Лунные лепешки напоминают о восстании китайского народа против монгольских завоевателей, так как много веков назад маленькие записки, запеченные в такие пирожки, призывали к бунту и неповиновению захватчикам. Тесто для таких пирожков готовят из зерен лотоса и дробленого кунжута.

В этот день влюбленные молят богов соединить их вместе, чтобы слиться в одно целое, подобно луне. Повсюду продаются маленькие цветные фонарики: вечером их зажигают в городских парках и полях родители вместе с детьми, которым по такому случаю разрешается поздно ложиться спать.

У белорусов праздник назывался «Богач» (белор. Багач, Другая Прачыстая, Спожка). Символ дня — лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богач сносили со всей деревни.
В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия.

В современной Белоруссии ежегодно проводится «Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села „Дажынкi“». С республиканским размахом в Белоруссии его начали отмечать с 1996 года.

Д ожинки (Дажынкi) в Беларуси всегда праздновали очень торжественно с красивыми содержательными обрядами.

На последний день жатвы собиралась толока. Самая уважаемая женщина распределяла всех по ниве, затем сама брала серп и начинала жать с песней, которую все подхватывали. В конце каждая жнея откладывала по колоску для общего дожиночного снопа.

Девушки выбирали в своей среде «Багіню». Возглавляемые «Багіней» с дожиночным снопом в руках все вместе отправлялись к дому хозяина. Хозяева, заслышав песни жней, выходили встречать их с хлебом-солью. Войдя в дом, хозяева ставили дожиночный сноп под образами вместе с зажиночным. Начинались танцы и музыка. Исполнялся обрядовый танец «Талакуха».

После революции и до войны обычаи зажинок и дожинок сильно не изменились. В 1960—1970 годах активно укореняются социалистические обряды. Проводились праздник первого снопа и праздник урожая.

Начиная с 1996 года, дожинки на Беларуси проводятся как Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников деревни.

Праздник включает шествие всех участников по центральной улице города (районного центра) и выход на центральную площадь города. Впереди колонны несут флаг с эмблемой фестиваля — «Залатымі калоссямі». Праздник длится два дня. В первый день проводится торжественный митинг, после которого награждают лучших комбайнеров и водителей. После начинается концерт лучших фольклорных коллективов республики. Проводятся выставки работ народных умельцев. На второй день фольклорные коллективы разъезжаются по району. А в самом городе демонстрируется сельскохозяйственная продукция и техника. На нескольких площадках идут концерты, проводятся лотерея, народные игры и забавы.


Германия

В Германии праздник урожая (нем.Erntedankfest ) также является историческим. Этот праздник уходит корнями в римские обычаи. В этот день люди радуются хорошему урожаю и благодарят бога за его дары природы (овощи, фрукты, злаки, ягоды) и о том, что он заботится о людях. Взамен этого верующие возвращают ему часть его дара.

Праздник урожая праздновался в дохристианские времена. В католической церкви празднуется с 3 века. В Пруссии впервые отмечался в 1773 году в первое воскресенье после Дня святого Михаила (29 сентября), после этого стал регулярным.

Католики возносят благодарность за хороший урожай: хлебов 15 августа (Рождество Богородицы) и в первое воскресенье октября, когда «благодарят за плоды земли и человеческого труда» и в знак благодарности приносят венки из колосьев и корзины с красиво уложенными плодами.

Протестантские церкви также отмечают День урожая после Михайлова дня (29 сентября).

Дата первого воскресенья октября утверждена в Германии католической церковью в 1972 году, а в каждом приходе евангелической церкви определяется своя дата праздника: первое воскресенье октября или первое воскресенье после дня Михаила.

В период Третьего рейха праздник урожая был возведён в ранг официального, и, начиная с 1934 года, отмечался каждое 1-е воскресенье октября.

Древние крестьяне веровали, что урожай охраняет дух, который дает ему рост или смерть.

Дух даст хороший урожай, если он доволен и радуется, и уничтожит урожай, если крестьянин ему не угодил или обидел. В связи с этим этот праздник отмечали раньше, как победу над духами.

Сегодня же это день завершения полевых работ и благодарения бога за его дары. В этот день проходит особая служба в церкви. При этом церковь украшают лучшими плодами нового урожая, венками из пшеницы.

Эти уборочные и жатвенные венки изготавливаются заранее из колосьев последнего снопа. Овощи, фрукты, злаки освещают и выкладывают перед алтарем.

Израиль

В Израиле отмечают Суккот - праздник урожая, один из центральных и древнейших у еврейского народа. Торжества продолжаются целую неделю. Все это время иудеи молятся, поют религиозные песни и открывают двери своих домов для гостей.

"Праздник Суккот совершай семь дней, когда уберешь ты с гумна твоего и из винодельни твоей. И радуйся в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя" - сказано в Торе. Первосвященники земли израилевой - коэны - благословляют дары этой земли и народ ее у Стены плача, вытянув руки, закрыв глаза, так повелось еще от Аарона, брата Моисея, так это происходит и сегодня, в самый древний праздник урожая, что отмечается в Иерусалиме.

"Это еще и праздник единства нашего народа. Мы молимся и благословляем в этот день всех: и верующих, и сомневающихся, и чтущих традиции, и только прикасающихся к великому наследию", - рассказал раввин Авраам Коэн.

Суккот - праздник кущей. В память о скитаниях в пустыне семь дней иудеи живут в шалашах, чья крыша устлана ветвями пальмы так, что сквозь нее можно увидеть звездное небо, а в красном углу стоит почетное место для готовых заглянуть на огонек душ праотцов. Во время Суккота поют, молятся, едят, принимают гостей. Многоязыкая толпа, колонны из Америки, Австралии, Новой Зеландии, Зимбабве, Таиланда, акробаты, клоуны, музыканты - на центральных улицах Иерусалима 70 тысяч человек со всего света.

Праздник урожая

Обжиночное шествие. Чехия, середина XIX в.

Праздник урожая - праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. Европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции праздник отмечается с 3 в. н. э., обычно в день Архангела Михаила, 29 сентября. У восточных славян аналогом дня урожая можно считать Осенины 8 (21) сентября , которые имели другое название - «День урожая».

Славянские названия праздника

Осенние оспожинки, Осенины, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Рождество Богородицы.

Праздник в различных европейских культурах

Белоруссия

У белорусов праздник назывался «Богач» (белор. Багач, Другая Прачыстая, Спожка ). Символ дня - лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богач сносили со всей деревни. В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором на целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия .

Германия

См. также

Примечания

Литература

  • Валодзіна Т., Васілевіч У. Багач // Беларуская міфалогія. Энцыклапедычны слоўнік / С.Санько, Т.Вало­дзіна, У.Васілевіч і інш. - Мн. : Беларусь, 2004. - С. 38. - ISBN 985-01-0473-2 . (белор.)
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї . - К. : Т-во «Знання України», 1993. - 112 с. - ISBN 5-7770-0582-9 (укр.)
  • Philipp Beyhl: Erntedank - ein mögliches Fest. Neue Aspekte zu einem beliebten und doch schwierigen Fest ; Dissertation, Universität Heidelberg 2007 (Volltext)

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Праздник урожая" в других словарях:

    Праздник урожая - условное название серии праздников, начинающихся по мере созревания тех или иных плодов: 1 августа – «медовый спас», 6 августа – «яблочный спас», 29 августа – «хлебный спас» и т.д. К числу таких праздников относится праздники хлеба, последнего… …

    Праздник труда - обобщенное название любого школьного праздника (или праздников), посвященных труду или во славу труда. К их числу относятся такие формы внеклассной работы, как Праздник первой борозды или последнего снопа, Праздник Урожая или Его величества Хлеба … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Праздник Преображения Господня в Православной церкви - Преображение Господне относится к двунадесятым (к 12 главным православным праздникам), важнейшим после Пасхи, связанным с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии. Праздник Преображения имеет один день предпразднества 18 августа (5… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Праздник Преображения Господня в Православной церкви (Яблочный Спас) - 19 августа (6 августа по старому стилю) Православная Церковь отмечает один из важнейших христианских праздников Преображение Господне и Спаса нашего Иисуса Христа. Преображение Господне относится к двунадесятым (к 12 главным) православным… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Тип Значение показ урожая граната Отмечается Азерба … Википедия

    Праздник Успения Пресвятой Богородицы в Католической церкви - Раньше праздник назывался Transitus, то есть переход на небо. Праздник имеет различные названия на Востоке и на Западе. Греки называли его koimesis погружение в сон (церк.‑слав. ‑ успение), на Западе закрепилось латинское название assumptio ‑… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Праздник Преображения Господня - яблочный Cпас - 19 августа православная церковь отмечает праздник Преображения Господня и второй (яблочный) Спас. Преображение это визуальное явление царства Божьего на земле. В Евангелии говорится, что Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Праздник Рождества Пресвятой Богородицы - С точки зрения вероучения, рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. В ветхозаветных пророчествах и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Праздник Перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа - 29 (по старому стилю 16) августа православная церковь празднует Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе… … Энциклопедия ньюсмейкеров


“Багач” – древний белорусский обряд.

“Багач” – древний белорусский обряд, посвящённый окончанию уборки урожая.

19 сентября в 17-00 в Иркутске Молодёжный клуб «Крывічы» проведёт тематические вячорки, посвящённые древнему белорусскому обряду – «Багач».

С давних времён для наших предков окончание уборки урожая имело важное символическое значение. Весь календарный год у белорусских земледельцев был разбит на определённые циклы.

Выполняется данный цикл – хорошо, значит, будет достаток и спокойствие в доме, в семье. А уж если что-то пошло не так, значит, прогневили Богов и своих предков, которые, по убеждению белорусов, наблюдают за нами с «Вырая» - небесного Рая.

К 21 сентября белорусы стремились убрать весь урожай с полей. И рожь, ячмень, пшеницу сжать; и картошку выкопать; и «агародніну» (овощи) собрать. Одним словом нужно успеть закончить очередной этап земледельческого календаря именно к этому числу. Жизненный опыт наших предков диктовал это. А то ведь потом и заморозки могут начаться…

Ну, а, закончив сбор урожая, необходимо отметить данное событие определённым ритуалом – провести «Багач».

Конечно мы, молодёжь МК «Крывічы», живём в городе и можно сказать немного оторваны от земледельческих забот, но ведь традиция важна и для нас. Ведь нам не всё равно как пройдёт сбор урожая в нашем крае. Мы ведь тоже ходим в продуктовые магазины и покупаем хлеб, картофель, морковь и прочее.

Да и большинство из нас имеет деревенские корни. Да и вообще мы славяне! А славяне, как известно, были в основном земледельцы.

Так что знать, возрождать, и сохранять традиции наших предков для нашего Молодёжного клуба является одной из важнейших задач.

В этом году мероприятие пройдёт в «5» кабинете Министерства по экологии и природных ресурсов Правительства Иркутской области по адресу ул. Горького, 31.

«В кабинете» это так звучит официально. На самом деле, это небольшой зал, где можно и обряд провести, и потанцевать. Ведь на вячорках, как известно все танцуют бытовые народные танцы. Вот и мы, проведём не просто ритуал, а и будем обучать всех желающих бытовым белорусским танцам.

Также предусмотрено чаепитие с большим Караваем, который всегда печётся к Багачу.

Приходите к нам на Вячорки. Вы здесь узнаете о древней традиции, научитесь танцевать народные танцы, а также хорошо проведёте время за кружкой чая!

Сценарий праздника

Вступление

На протяжении всего уборочного периода человек не единожды проводил различные ритуальные действия и приносил пожертвования Земле и некоторым Духам покровительствующим полям, лугам, огородам, и в целом всему урожаю.

Но ближе к дням осеннего равноденствия все полевые работы, за исключением посева озимых культур должны быть закончены.

Хорош был урожай или не очень, но в любом случаи в амбарах имеется определённый достаток. Самое время подвести итог сбору урожая и провести главный обряд, связанный с уборкой – «Багач».

Само слово «Багач» имеет три смысловых значения. Первое – «багач» от слова «богатсво», т.е. собранный урожай и есть главное богатство земледельца. Второе – «Багач» – это мифологическое Божество, отвечающее за сбор урожая, и за его сохранение. Третье – так называли саму лубку (выдолбленную деревянную чашу), насыпанную зерном, в центре которого стояла зажжённая свеча.

Все три значения слова «Багач» дополняют друг друга и заставляют нас с большим вниманием относиться к самому Обряду.

В белорусской традиции во время проведения Обряда не было случайных движений, предметов или слов. Всё имело определённое символическое значение.

Осмысливая данный праздник можно придти к его подлинному пониманию. С одной стороны необходимо отдать дань «Багачу» и «Дажбогу» – Богу Солнца за то, что они позволили собрать урожай. С другой стороны необходимо «замолвить» словом и действиями перед этими Божествами сохранение этого урожая, попросить оберечь от всяких напастей и разорений.

То, что в лубок, насыпанный зерном, ставится зажжённая свеча, говорит, что «Багач» (прообразом его является зерно) и «Дажбог» (прообраз – зажженная свеча) наглядно демонстрируют объединенный символ благополучия, которое зависит от Солнца (огонь свечи). Ведь именно Солнце обогревает, освещает и одаривает (растопленным воском) своей благодатью наш Урожай.

Итак, согласно белорусской мифологии: «Багач» - это Урожай, «Дажбог» - это Солнце. Но в народных поговорках сопровождающих данный Обряд, присутствует ещё один символизм – «Рагач» («Багач заткнуў у страху Рагач»; “Прыйшоў Багач – кідай Рагач”). Большинство этнографов-исследователей считают, что “Рагач” – это общее название всего земледельческого инвентаря. А в энциклопедическом словаре “Беларуская міфалогія” (Мінск, “Беларусь”, 2004) “Рагач” объясняется как “соха”, что в общем то тоже является земледельческим инструментом.

Как проводился обряд ранее.

Наиболее полное описание Обряда «Багач» мы находим у известного белорусского историка и этнографа 19 века Адама Богдановича, который лично наблюдал проведение этого праздника в Игуменском уезде Минской губернии.

В частности А. Я Богданович пишет, что на «Багач» собирались всем селом. Вначале выбирали Дом, хозяева которого должны были хранить «Багач» (лубку с зерном) до следующего года. Причём каждый год это должны были быть другие люди. В выбранном доме брали лубку насыпали немного зерна и шли по всему селу, обходя каждый дом. Шли с обрядовой песней.

Когда процессия подходила к очередному дому, из него выходили хозяева со всеми домочадцами и высыпали каждый по горсти зерна в общую лубку. После того как вся деревня была обойдена «Багач» приносили в первый дом и ставили на почётное место на обрядовый ручник. С определёнными ритуальными словами ставилась и зажигалась свеча. После этого все участники садились за стол и вначале угощались большим праздничным Караваем, который испекли хозяева. Затем шло обычное застолье. К столу вся деревня приносила свои припасы. Ну а в конце праздника молодёжь устраивала танцевальные вячорки.

Кстати как утверждал Адам Багданович, именно во время проведения «Багача» молодые парни и девчата окончательно присматривались друг к другу. А уж после «Багача» многие засылали своих сватов и игрались свадьбы.

Как проведём Обряд мы.

Из всех присутствующих выбираются активисты, которые должны быть обязательно в белорусских обрядовых костюмах.

Вначале вперёд выходит ведущий и рассказывает присутствующим о самом обряде, о его значении.

Затем одна из девушек говорит ритуальные слова:

Шаноўны спадар Дажбожа,

Дзякуем табе за добрае збожжа!

После этого группа девушек взяв лубку вначале сами высыпают по горсти зерна, затем идут с песней «Хмель лугамi» по кругу помещения.

Все присутствующие высыпают свои горсти зёрен в лубку (зерно в мешочках будет заранее на входе роздано всем).

После того как процессия обойдёт круг, девушки подходят в “красный угол”, где стоит стол, застеленный праздничной скатертью. Одна из девушек торжественно расстилает обрядовый ручник (вытканный на наших кроснах). Она говорит следующие слова:

Ручнік, ручнічок

Абяражы наш лубок

Девушка, которая несла “Багач”, ставит его на ручник и говорит:

Багач, Багач!

Не забывай нашай нівы!

Дай ніве спор у снапах,

Стагамі ў гумне, зярном у клеці.

После этого девчата поют песню “Чаму ж нам ня пець”.

Затем ведущий берёт нож и разрезает праздничный каравай. При он он говорит:

Каравай, малявай.

Хто працу зрабіў, дык налетай.

Бяры лусту хлеба,

Ды малаці зерне, як трэба.

От каравая отрезается кусочек для “птушак”, чтобы они отнесли наш Дар у “Вырай” Богам и предкам нашим. При этом говорятся следующие слова:

А гэты каравайчык,

Птушкам на вырайчык!

Аднясіце яго ў неба,

Пачастуйце нашага хлеба!

После этого все принимаются за чаепитие, где основыными блюдами должны быть мучные различные изделия.

Ну а затем все танцуют на вячорках.

С уважением к Вам, Алег Рудакоў.
Газета "Маланка" №
103 ВЕРАСЕНЬ 2009 год

Маржана Исаева
Сценарий фольклорного праздника «Чем богаты, тем и рады»

Зал убран под горницу. В центре, между двух окон /бутафорских/ висит зеркало в обрамлении полотенца – рушник. Под зеркалом стоит большой сундук. Около окна – кровать, на ней стеганное одеяло, в левом углу стоит печь. Около печи лавка. В углу стол, висит люлька.

Дети сидят на лавке и выполняют простейшую работу по дому. Бабка Таня хлопочет у печки. Аленка, старшая дочь (воспитатель, носит дрова для печи. Все заняты делом.

Мать детишек, любуясь на них, запевает песню «А у нас ноне белый день» . Дети подхватывают песню и разыгрывают ее содержание.

Бабка : Как за работой время быстро летит! День заметно прибавился. Весна берет свое. (слышится плач ребенка)

Мать : Ой, кажется, Глаша проснулась (бежит к люльке) . Одновременно к люльке подбегают две младшие дочки. Они хотят посмотреть и потрогать маленькую сестричку (большая куклу, одетую в беленькую рубашечку. Вокруг головы платочек) .

Мать : Потягунюшки, подрастушечки, поперек толстунюшки.

1 сестра : А ручки – то хватушечки! (трогает ручки)

2 сестра : А ножки –то бегушечки (трогает ножки)

Мать : И вы у меня такие были, мои душечки (гладит дочек)

Бабка : дайте бабке – то поняньчить. (берет Глашу на руки)

Тпрушки – потпрушки,

Поехали к старушке.

Черт их понес,

Не помазал колес.

Колоса убежали,

Старухи те пропали.

Мать : не урони, бабушка, дай –ка мне деточку. (берет ребенка на ручки, заниматься с ним) .

Дети начинают подтрунивать друг над другом :

А повторь слово «иду» !

Ну повторь!

У тя нос в меду!

Ванька : Эх, подловил! (чешет затылок и задумывается) Федясь, а у тя под ногами грязь! (Федяська нагибается и смотрит вниз под ноги.)

Не кланяйся, я тебе не князь! (Обиженный Федяська бежит расталкивать девочек, пытаясь согнать их с места.)

Девочки : Это наше место!

Федяська : Пресное вам тесто!

Девочки : Федя – медя съел медведя!

Федяська : Дразнила, празнила , во рту кусок мыла!

Затевается шуточная драка, девочки пытаются догнать мальчишек, в избе становится шумно.

Бабка Ишь. Как расшалились! Хоть батьки дома нет, а ремень на гвоздь надет.

Степка : А давайте в ремешок поиграем.

(снимает со стены ремешок и все дети быстро садятся по кругу)

Игра : «Ремешок»

По условиям игры одну из сестер побили. Она начинает горька плакать. Остальные разбегаются по лавкам.

Мать : Деламши смеялась. А сделамши плачешь. Всегда ты так, Анфиса!

Степан :Не плачь; скоро батька с ярмарки приедет, всем гостинцев привезет! И тебе тоже!

Анфиса : А ты, брат, на ярмарке бывал?

Степан : Бывал!

Анфиса :А велика?

Степан : Не мерял!

Анфися :А сильна?

Степан :Не боролся!

Анфиса : А кого ты на ярмарке видал?

Степа : Видал, как на цепи безрогую, безхвостую корову водили, а лоб широкий!

Анфиса :Это же медведь был!

Степан : Какой там медведь? Я раньше медведя знавал. Он не такой. Медведь серый, хвост длинный.

Дети : Да ведь это же волк!

Степан : Все ты, брат, говоришь не в толк! Я прежде волка знавал! Волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку попрыгивает, от собак убегает!

Дети : Да ведь это заяц!

Степан : Да какой там заяц! Я прежде зайца видал! Заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перепрыгивает, перелетывает да почирикивает!

Дети : Да ведь это горностай!

Появляется отец

Отец : Хватит байку сказывать. Бегите все сюда, да получайте подарки. (все бегут к отцу и обнимают его, но главное – подарки) .

Бабка : Вся семья вместе – так и душа на месте.

Отец : На ярмарку ходил, никого не забыл!

Дети : Дедушке?

Отец : Сапожки!

Дети : Бабушке?

Отец : Сережки!

Дети : Матушке?

Отец : Платочек!

Дети : Себе?

Отец : Ремешок.

Дети : Сестрицам?

Отец : По ситцу!

Дети : Братишкам?

Отец : По книжкам!

Выходит самый маленький сынок Ванечка, ему три года

Ванечка : А маленькому Ванечке?

Отец : Медовый пряничек и на зиму валеночек.

Мать : А ну –ка, примерь –ка, сынок,

В самый ли разок?

Ванечка садится на пол и надевает валенки. Дети напевают песню на мелодию «Ах вы, сени»

Ну-ка как Ваня – Ванюшечька по бережку гулял

Ну-ка как Ваня – Ванюшечька во зеркальце смотрел.

Ваня эдак, Ваня так, и вот эдак, и вот так.

Ну-к как Ваня – Ванюшечька с невестою плясал

Ваня эдак, Ваня так, и вот эдак, и вот так.

Ну-ка как Ваня – Ванюшечька невесту провожал

Ваня эдак, Ваня так, и вот эдак, и вот так.

В конце все становятся на парную пляску «Возле моста» .

Дети : Спасибо, хозяйка, и ласковая,

Чтоб жилось вам, и богателось

Чтобы было все, чего хотелось,

И собачку и кота…

А нам пора с вашего двора.