Презентация на тему властелин колец. Презентация на тему: "«Властелин колец» (англ. The Lord of the Rings) – роман – эпопея писателя Дж. Р. Толкиена, самое известное произведение жанра фэнтези. «Властелин колец»". Скачать бесплатно и без регистрации. Пос

Тема урока: Джон Толкин «Хоббит, или туда и обратно».

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

    познакомить учащихся с биографией Джона Толкина;

    познакомить учащихся с историей написания повести «Хоббит, или туда и обратно»;

    показать отличия жанра фэнтези от фантастики и научить различать эти два литературных жанра;

    познакомить учащихся с жанром фэнтези и его специфическими чертами;

    воспитать интерес к жанру фэнтези;

    развивать образное и логическое мышление учащихся.

Оборудование: учебник-хрестоматия «Литература. 5класс». Автор – Курдюмова Т.Ф.; презентация; методическое пособие к учебнику.

Ход урока.

    Орг. момент.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Убираем с парт все лишнее. Есть ли сегодня отсутствующие? Записываем в тетради число – сегодня одиннадцатое марта, и нашу сегодняшнюю тему – Джон Толкин. «Хоббит, или туда и обратно» (учитель записывает число и тему урока на доске)

2. Постановка цели урока.

Итак, ребята. На сегодняшнем уроке мы с вами должны познакомиться с писателем Джоном Толкином и с его произведением «Хоббит, или туда и обратно», и с таким литературным жанром как фэнтези, а также выяснить, в чем отличия жанра фэнтези от фантастики. К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать отрывок из повести «Хоббит, или туда и обратно». Я надеюсь, вы прочитали его?

Молодцы. Сегодня мы поговорим об этом отрывке, но чуть позже. А сейчас мы познакомимся с писателем.

3. Объяснение нового материала.

Работа учителя

Работа уч-ся

План урока:

    Биография Джона Толкина.

    Специфика жанра фэнтези. Краткая история написания повести Толкина «Хоббит, или туда и обратно». Смысл двойного названия повести.

    Краткое знакомство с историей создания трилогии «Властелин колец».

    Биография Джона Толкина. (рассказ учителя)

Джон Толкин (3 января 1892 – 2 сентября 1973 гг.) – английский писатель-фантаст, он считается родоначальником жанра фэнтези в том виде, в котором он существует сегодня. (показать портрет Д. Толкина на презентации)

Полное имя – Толкин Джон Рональд Руэл – запишите, пожалуйста, полное имя писателя себе в тетради . Родился он на юге Африки, в городе Блумфонтейне. Семья его жила не богато. Когда Джону исполнилось три года, умер его отец и семья переехала жить в Англию, почти без средств к существованию. Мать как могла старалась вырастить детей, давала уроки чтобы прокормить семью и сама занималась с детьми. Она привила маленькому Толкину интерес к иностранным языкам. Однако судьба распорядилась так, что в 1904 году, когда дети были подростками, она скончалась, и Джон Толкин вместе с братом остались практически одни. Духовник матери, отец Френсис Морган взял их под опеку. Несмотря на то, что человек этот жил скромно, он сумел воспитать детей. Джон Толкин к этому времени хорошо знал латинский и греческий язык и немного владел готским, древнеанглийским и древнеисландским языками, что в дальнейшем пригодилось ему в творчестве. Также Джон Толкин был высокообразованным человеком, он ученый-филолог и работал преподавателем в Оксфордском университете.

Первый писательский опыт пришел к Толкину рано. В семь лет он сочинил свою первую историю «про драконов», а уже, будучи профессором оксфордского университета, он начал писать сказки. Но все это были лишь пробы пера. Что касается самого писателя, то надо сказать, что судьба его была непростой, он участвовал в первой мировой войне.

В нашей современной российской литературе тоже много писателей, чьи произведения основаны на фантастических и мифологических элементах. Одним из таких писателей является Кир Булычев. Он автор интереснейшего цикла, который называется «Девочка с земли». В этом цикле речь идет об одной девочке, Алисе, которая путешествует по разным планетам. Эта героиня по своим внутренним качествам, очень похожа на Аню из сказки Набокова, которую мы с вами изучали на прошлом занятии. Поэтому, если захотите, можете найти произведения Кира Булычева и прочитать их.

А теперь, давайте вернемся к нашей повести «Хоббит, или туда и обратно».

    Специфика жанра фэнтези, отличие фэнтези от фантастики. Краткая история написания повести Толкина «Хоббит, или туда и обратно». Смысл двойного названия повести. (Беседа)

А сейчас, давайте откроем учебники на странице 98. Перед нами отрывок из повести, который мы с вами будем читать. Читаем по очереди, я буду ставить оценки и за выразительность чтения, и за ваше умение слушать, и за ответы на вопросы, которые я буду задавать вам, после того, как мы прочитаем данный отрывок. Поэтому попрошу вас собраться и внимательно слушать друг друга. Начинаем читать. (Комментированное чтение)

Вопросы:

    Перескажите содержание отрывка. О чем рассказывается в этом отрывке?

    Кто же спас Бильбо от гоблинов? Кто помог ему убежать от них?

    Молодцы, скажите, а кем же у нас являются Бильбо и Гендальф в повести? Они люди или какие-либо другие существа?

Верно, ребята, это необычные существа для нас, ведь в реальном мире их не существует. А в нашем произведении такие герои есть. Я думаю, вы уже давно знакомы с жанром фэнтези, поскольку сейчас этот жанр широко распрастранен не только в литературе, но и в кинематографе. Давайте посмотрим на определения жанров фэнтези и фантастика , и посмотрим, в чем же у нас различаются эти жанры. (Показать слайды)

Фэнтези – вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических элементов (боги, демоны, волшебники, мифологические существа).

Фантастика – это мир причудливых образов, рожденных воображением на основе фактов реальной жизни.

Главное отличие двух этих жанров в том, что в основе фэнтези лежат мифологические элементы. То есть в произведениях этого жанра мы можем видеть мифологических существ – богов, демонов и др., которых на самом деле в нашей жизни нет. А в произведениях жанра фантастики мы сталкиваемся с тем, что реально в жизни. Например – пришельцы – это инопланетные существа, однако они реальны, они есть и это уже давно доказано. Вот в чем главное отличие фэнтези и фантастики. Повесть Толкина «Хоббит, или туда и обратно» является произведением жанра фэнтези.

Вопросы:

    Скажите, какие фильмы или мультфильмы жанра фэнтези вы знаете?

    На основе известных вам произведений, фильмов и мультфильмов жанра фэнтези, какие отличительные черты этого жанра от других жанров (рассказ, приключение, боевик) вы можете назвать?

    Скажите, а какие существа помимо людей втречаются в произведениях этого жанра?

    А каких героев–людей произведений этого жанра вы можете назвать?

Хорошо. Говоря простыми словами, фэнтези – это ваша фантазия, на основе которой и создаются произведения жанра фэнтези, которые вы так любите.

Вернемся к нашему произведению.

Повесть «Хоббит, или туда и обратно» довольно необычно создавалась. По словам самого автора Джона Толкина, однажды ночью ему приснился сон, что он принимает экзамен. Ему необходимо было проверить сочинение. Когда он смотрел его, ему под руку попал один совершенно чистый лист бумаги, на котором он просто случайно написал первые пришедшие в голову слова: «В земле была нора, а в ней жил да был Хоббит». Толкин не знал, почему написал на листе именно эту фразу и этот вопрос до сих пор остается загадкой. Однако уже позднее, именно из этой фразы появилась знаменитая повесть «Хоббит, или туда и обратно», вышедшая в свет 21 сентября 1937 года.

Обратите внимание на само слово «Хоббит». (Учитель объясняет происхождение названия по презентации) По некоторым версиям такое название произошло из сокращения двух слов: одно слово латинское и звучит как « hommo » - что в переводе означает «человек», а другое, английское слово « rabbit » - переводится как «кролик». Из первого слова « ho (mmo )» был взят первый слог - ho , а из второго «(ra ) bbit » последний слог – bbit . В результате соединения этих двух слогов возникает слово « hobbit » - то есть « Хоббит », которое мы видим. Запишите, пожалуйста, оба этих слова себе в тетради . Вот так появляется название повести «Хоббит, или туда и обратно».

3. Краткое знакомство с историей создания трилогии «Властелин колец» . (Беседа)

Кстати, ребята, сегодня мы с вами не зря вспомнили фильм-трилогию «Властелин колец». Это фильм-трилогия, потому что он состоит из трех частей – «Братство кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля». Дело в том, что этот фильм был создан именно по мотивам повести «Хоббит». Вот так, через многие годы после написания повести, по ней начались съемки знаменитого фильма.

Вопросы:

    Ребята, давайте вспомним сюжет этого фильма. Кто может сказать, о чем этот фильм?

    А почему это кольцо необходимо было уничтожить?

Правильно, ребята, кольцо приносило людям зло, поэтому эльфы хотели его уничтожить. Этот сюжет лежит в основе повести Джона Толкина «Хоббит, или туда и обратно». Повесть очень интересная, я советую вам ее прочитать. В ней настолько ярко описаны события, что читается она на одном дыхании. И я думаю, вы с удовольствием прочитаете эту повесть, особенно те, кто не видел фильма «Властелин колец».

- В отрывке рассказывается о том, как Бильбо и Эрлонд отправились в горы, и попали в плен к злым гоблинам.

- Ему помог спастись Гендальф. Когда пленников вели в замок, он прокрался вслед за ними и с помощью одного из своих колдовских трюков освободил Бильбо и Эрлонда.

- Бильбо – гном, а Гендальф – волшебник или колдун.

- «Гарри Поттер», «Властелин колец», мультфильм «Приключения Синдбада морехода» и т.д.

- В произведениях жанра фэнтези всегда присутствует волшебство, фантастические события и сверхъестественные явления, герои, которых не существует в реальной жизни.

- Драконы, Ящеры и др.

- Гарри Поттер, Тарзан, Алладин, различные феи и волшебники, колдуны и др.

«hobbit » - «Хоббит ».

- Этот фильм о мальчике, которому было поручено нести кольцо, чтобы потом его уничтожить.

- Потому что оно было волшебным и притягивало к себе злые силы. Человек, обладающий этим кольцом, мог натворить много зла. Это кольцо приносило зло.

    Подведение итогов урока.

Итак, ребята, сегодня мы с вами узнали, что же такое фэнтези, познакомились с этим жанром. Также мы начали знакомство с повестью Джона Толкина «Хоббит, или туда и обратно» и узнали как появился знаменитый фильм «Властелин колец».

    Домашнее задание.

Дома вы должны будете прочитать повесть «Хоббит, или туда и обратно». Это задание всем. Ребята, а кто нибудь хочет выполнить индивидуальное задание? Мне нужны те, кто хорошо рисует. Добровольцы получат высокие оценки. Ваша задача состоит в том, чтобы взять из произведения какого либо героя на ваш выбор, и, пользуясь авторской характеристикой из повести, нарисовать портрет этого героя.






История создания романа Целью Толкиена было создать английский эпос. На писателя произвела тяжелое впечатление Первая Мировая Война, а также индустриализация Англии, которая, по его мнению, разрушила ту Англию, что он знал и любил. Поэтому «Властелину колец» присущ пассеизм (тоска по прошлому). Роман был начат в 1937 году. Напечатан только в годах. На русский язык «Властелин колец» впервые был переведен в 1976 году. Существует около 7 разных переводов книги. Самый известный – перевод В.С. Муравьева и А.А. Кистяковского. Книга стала широко известна у нас в конце 1980 – начале 1990 годов.


Три части романа «Хранители» («Братство кольца», «Содружество кольца»)«Хранители» («Братство кольца», «Содружество кольца») «Две твердыни» («Две крепости», «Две башни»)«Две твердыни» («Две крепости», «Две башни») «Возвращение государя» («Возвращение короля»)«Возвращение государя» («Возвращение короля»)




Образ Кольца КОЛЬЦО - один из универсальных образов в поэтике Толкиена, несущий огромную смысловую нагрузку. КОЛЬЦО - традиционный волшебный предмет, который наделяет обладателя магическими способностями: 1.делает обладателя невидимым, 2.сохраняет молодость, 3.дает исцеление, 4.становится проводником в сказочный мир.


Кольца Три кольца – для царственных эльфов в небесных шатрах, Семь – для властителей гномов, гранильщиков в каменном лоне, Девять – для девятерых, облеченных в могильный прах, Одно наденет владыка на черном троне, В стране по имени Мордор, где распростерся мрак, Одно кольцо покорит их, одно соберет их, Одно их притянет и в черную цепь скует их, В стране по имени Мордор, где распростерся мрак. У Толкиена существует 20 колец.


Кольцо всевластья КОЛЬЦО ВСЕВЛАСТЬЯ - самое загадочное и универсальное, объединяющее все остальные кольца. Это символ ЗЛА и одновременно реальное воплощение ВЛАСТИ. У Толкиена понятия ВЛАСТЬ и ЗЛО неразделимы. Именно с помощью этого сказочно- мифологического образа Толкиен воплощает идею романа.




Образ Назгулов Назгулы – символ жажды власти, тьмы, честолюбия. Цари и полководцы чаще всего становятся рабами кольца. После получения кольца их души чернеют. Они становятся прислужниками Саурона, тем самым думая, что им перепадет какая-нибудь власть. Толкиен дает назгулам многочисленные имена и названия: черные всадники, крылатые вестники, копьеносцы, улайры (от эльф. – «несвет, тьма»).








Хоббиты У Джанни Родари есть термин "Бином фантазии", раскрывающий сущность процесса создания сказочного образа: РЕАЛЬНОЕ + РЕАЛЬНОЕ = ЧУДЕСНОЕ У Толкиена таких образов множество, один из них - хоббит (от homo - человек, лат. и rabbit - кролик, англ.). Сталкивая эти два понятия, Толкиен добивается эффекта "чудесного".




Проблема романа Проблема романа – противопоставление добра и зла. Зло воплощено в кольце, которое дает власть над миром и тем самым заставляет отказаться от любви. Не случайно кольцо уничтожает не великан-герой, а маленький хоббит – сказочно-фантастическая версия образа маленького человека, распространенного в реалистической литературе XIX-XX веков.

Урок литературы по сказочной повести Дж. Р.Р. Толкиена
«Хоббит, или Туда и Обратно» «Добро пожаловать в Средиземье!»
(5 класс)
Анохина С.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 17 Рефтинский

Цели урока:
1. воспитательные - вызвать интерес к личности Дж. Р.Р. Толкиена, определить уровень восприятия учениками прочитанного произведения, ввести их в особый эмоциональный мир, создать «эффект присутствия», воспитывать чувство прекрасного;
2. развивающие – развитие воображения и памяти, формирование навыков межличностного общения;
3. образовательные совершенствование навыков чтения; знакомство учащихся с отдельными фактами биографии писателя, стимулирование самостоятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы по теме.

Тип урока: урок по литературы с использованием межпредметных связей (английского языка и музыки).

Виды учебной деятельности: выступление учащихся, выразительное чтение отрывков, самостоятельная работа.

Оборудование: карта волшебной страны, аудиозаписи, выставка книг Толкиена, русские и английские названия сказочных существ на доске, рисунки, компьютерные презентации.

* занятие включает в себя 2 урока

Эпиграф к уроку:
«…По сути своей я – хоббит (во всем, кроме размеров). Я люблю сады, деревья, не изуродованный машинами сельский пейзаж, курю трубку, обожаю простую сытную еду... Я без ума от грибов, юмор у меня не замысловатый, я рано укладываюсь спать и поздно встаю. И мало путешествую…»

Дж.Р.Р.Толкиен
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя. (1 слайд презентации)
Учитель: Толкиен - популярнейший английский писатель. Его книги читают во всем мире, а после выхода кинотрилогии «Властелин колец» интерес к творчеству писателя повысился. Начало многочисленным приключениям его героев стала маленькая сказочная повесть «Хоббит, или Туда и Обратно». Вы недавно прочитали эту сказку и давайте разберем историю её создания и откроем секрет её популярности.
Работа с биографией писателя
Индивидуальное сообщение ученика. Примерный текст.
Толкиен родился в Африке. Имя, данное ему при рождении, звучало роскошно: Джон Роналд Руэл. В детской памяти от Южной Африки осталось мало: укусил тарантул, змеи живут в сарае и туда маленьким ходить нельзя, по забору скачут обезьянки, по ночам воют шакалы и рычат львы. Пожалуй, больше и ничего. Из Оранжевой республики переехали в Англию. Отец умер внезапно, когда будущему писателю было 4 года. Когда ему минуло 12 лет, он потерял и мать. В 18 лет Толкиен стал стипендиатом Оксфордского университета (стипендии тогда, в отличие от наших нынешних вузов, давали только тем студентам, что сдали вступительные экзамены не просто на “пятёрку”, а блестяще). В 21 год женился, а через два месяца после свадьбы ушёл добровольцем на фронт. Шла Первая мировая война. Толкиен провёл на передовой 4 месяца в разгар самой кровопролитной битвы: шёл или полз под огнём по грязи и по мёртвым телам бок о бок с другими, и солдаты считали его своим. Потом - сыпной тиф. На этом невзгоды в жизни Толкина закончились. Оставшиеся полвека протекали спокойно. Он стал уважаемым профессором, знатоком многих языков, блестящим специалистом по средним векам. В семейной жизни Толкин был домоседом, любящим мужем и отцом. А вот в литературе Толкиен заслужил титул одного из самых читаемых авторов второй половины двадцатого века.
- Хорошо, а сейчас давайте послушаем сообщение об истории создания «Хоббита»
Индивидуальное сообщение ученика. Примерный текст сообщения об истории создания «Хоббита».
Судьба книг Толкиена удивительная, невероятная, фантастическая. Его произведения переведены на десятки языков мира. Общий тираж «Хоббита» в американском издательстве «Баллантайн» приближается уже к полутора десяткам миллионов. Совокупный тираж произведений Толкиена на сегодняшний день составляет восьмизначное число. А началось всё так. Толкиен утверждал, что книгу, которая принесла ему всемирную славу, он написал случайно. Проверял как-то ночью экзаменационное сочинение (он был уже профессором Оксфордского университета) да и наткнулся на чистый лист. На нём-то он и написал: «В земле была нора, а в норе жил да был хоббит”. И подумал, “что не мешало, бы выяснить, какой такой хоббит».
В семье Толкиена подрастало трое сыновей и дочь. Для них-то и была выдумана история про путешествия и приключения хоббита Бильбо. Книжка появилась в 1937 году. С тех пор «Хоббит» в Америке и Великобритании выходит каждый год. А на русский язык книгу перевели в 1976 году.
- Давайте, почитаем книгу Толкиена, как же она начинается. (Чтение начала учителем и учениками, можно включить аудиозапись.)
- Ну что ж, посмотрим, как вы знаете английский язык, ведь Толкиен английский писатель. На доске даны названия сказочных существ из книги на русском языке, ваша задача найти соответствующие наименования на английском языке. (На доске с помощью магнитов прикреплены в одном столбике – русские слова, во втором их английские эквиваленты, причем английские слова даны вперемешку, нужно переместить английские слова к русским. Ученики работают по цепочке. Возможно использовать интерактивную доску, если она есть в классе.)

Результат на доске после работы школьников:
ХОББИТ HOBBIT
ЭЛЬФ ELF
ГНОМ DWARF
ВАРГ WARG
БЕОРН BEORN
ТРОЛЛЬ TROLL
ГОЛЛУМ GOLLUM
ВОЛШЕБНИК WIZARD
ОРЛЫ EAGLES
ДРАКОН DRAGON
ГОБЛИН GOBLIN
ПАУК SPIDER

(Комментарий: возможно использовать больше названий существ, затем демонстрируются картинки с изображениями этих существ)
Демонстрация презентаций образов северной мифологии
(слайд презентации)
Гномы - в мифологии народов Европы маленькие существа, похожие на людей, обитающие под землёй, в горах или в лесу. Ростом они с ребёнка или с палец, но наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды и живут гораздо дольше, чем люди. В недрах земли гномы хранят сокровища - драгоценные камни и металлы; они искусные ремесленники, могут выковать волшебные кольца, мечи.
Гоблины - высокие, сильные и злые мифические существа, похожие на людей, но безобразные и жестокие. Гоблины обитают в подземельях, пещерах, подземных туннелях, эксплуатируют рабов, похищают чужие сокровища.
Дракон - крылатый (летучий) змей, мифологическое существо, часто с несколькими головами и туловищем змеи, ящера или крокодила и крыльями птицы. Он считается покровителем сокровищ, получить которые можно было только после убийства дракона.
Паук - в мифопоэтических традициях с образом пауков связывается холодная жестокость, жадность, злобность, хитрость.
Оборотень - в верованиях многих народов существо, способное менять человеческий облик и превращаться в животное, предмет.
Орёл - символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия; одно из наиболее распространённых обожествляемых существ - символов богов и их посланец.
Тролли - в германо-скандинавской мифологии великаны. Обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Они уродливы, обладают огромной силой, но глупы. В фольклоре тролли, как правило, вредят людям, похищают их и скот, оказываются людоедами.
Эльфы - духи воздуха, красивые маленькие человечки ростом с дюйм, как андерсеновская Дюймовочка, в шапочках из цветков. Могут обитать в деревьях, которые в таком случае нельзя рубить. Любят водить хороводы при лунном свете; их музыка зачаровывает слушателей, заставляет танцевать даже неживую природу. В ряде поверий эльфы имеют своих королей, ведут войны.

(Демонстрация отрывка из трилогии «Властелин колец» с целью сравнения персонажей фильма и героев презентаций «Исследователей».)
- А сейчас, давайте рассмотрим этимологию слова “хоббит” (индивидуальное сообщение ученика)
Ученик: Слово “хоббит”, по версии самого Толкина, есть сокращённая форма слова “Holbytlan”, то есть “Holedwellers” - “жители нор”. Толкин так начинает свою повесть: “Жил-был в норе под землёй хоббит. Не в какой-то там мерзкой грязной сырой воде, где со всех сторон торчат хвосты червей и противно пахнет плесенью, но и не в сухой песчаной голой норе, где не на что сесть и нечего съесть. Нет, нора была хоббичья, а значит - благоустроенная”. И далее подробное описание уютной норы, на страницу. Такое важное значение придавал автор жилищу хоббита. Есть и другая версия. В слове “хоббит” соединяются слово “rabbit” (кролик) со среднеанглийским словом “hob”. Этим словом называли маленьких волшебных существ в английском фольклоре. На сходство хоббита с кроликом не раз указывал сам писатель в тексте сказочной повести. Когда Бильбо угодил в лапы к троллям, один из них, поглядев на мохнатые ножки хоббита, сказал: «Кролик ты несчастный”. И орёл, переносивший хоббита на своей спине, недовольно говорит ему: “Что ты трусишь, как кролик? Хотя ты и впрямь смахиваешь на кролика”. Именно мохнатые кроличьи ножки хоббита помогают ему бесшумно передвигаться. Недаром гном Торин желает, чтобы никогда не выпала шерсть на ногах хоббита».
- Послушайте музыку, пьесы норвежского композитора Эдварда Грига «Шествие гномов» («В пещере горного короля») и М.П. Мусоргского «Гном». Послушайте их внимательно и постарайтесь вспомнить подходящие эпизоды из фильмов «Властелин Колец», «Хоббит». (после прослушивания музыки дети вспоминают эпизоды из фильмов, которые вызвала у них в памяти музыка). Скажите, чем отличаются музыкальные композиции? Как идут гномы у Грига? (маршируют). А сейчас, послушаем песню гномов, которая была исполнена в первом фильме о приключениях Бильбо (прослушивание либо аудиозаписи песни, либо просмотр соответствующего фрагмента из фильма). Обратимся к этой песне в книге (работа с текстом).
Путешествие по карте Средиземья. (слайд презентации)
- Попробуем проследить маршрут путешественников туда, к одинокой горе и обратно. (Желающие выходят к карте и показывают маршрут путешественников, вспоминая содержание сказки.)
(Карты Средиземья не только демонстрируются на экране, но и лежат на партах у каждого ученика.)

Работа с текстом
Ученики пересказывают понравившиеся эпизоды повести.
Проводится выставка книг Толкиена.
Итог урока. Рефлексия
Беседа с учащимися о том, что понравилось на уроке, что получилось или не получилось. Понравилась ли книга Толкиена. Прочитают ли её те, кто ещё не прочитал, или не дочитал до конца?
Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрации к повести или написать небольшое сочинение (примерные темы «Мир Средиземья», «Хоббиты – кто они?», «Образ Бильбо Бэггинса в повести», «Вечна тема борьбы добра и зла в повести», «Хоббит» - моя любимая книга»).
Список использованных источников
1. Вайсман А.И., Лысенко Л.Л. Сказка Дж. Р.Р. Толкина “Хоббит, или Туда и Обратно”. 5-й класс // Литература в школе. 1998. № 2. С. 149–155.
2. Гаков В. Век Толкина // Толкин Дж. Р.Р. Хоббит. Минск: Высшая школа, 1992.
3. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М., 1991.
4. Муравьёв В. Предыстория // Толкин Дж. Р.Р. Хранители. М.: Радуга, 1991. С. 5–27.
5. Свердлов М. Дж. Р.Р. Толкин и его герой хоббит // Литература. 1998. № 32. С. 8–9.
6. Толкин Дж.Р.Р. Хоббит, или Туда и обратно. Сказочная повесть. / Перевод с английского Н.Рахмановой. Рис. М.Беломлинского. - Л.: Детская литература, 1976.
7. audioknigi-online.com
8. http://tolkienists.ru/
9. muzofon.com
10. ru.wikipedia.org

Тема: «Сказочное повествование Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» (Учебник: Литература 8 класс. Ланин Б. А.)

Цель: Охарактеризовать персонажей «Хоббита, или Туда и обратно» , определить идею и проблему, поставленную автором в произведении

Слово учителя. Сегодня наш урок посвящен сказочной повести, написанной Джоном Рональдом Руэлом Толкиеном, английским профессором литературы, специалистом по средневековому фольклору и мифологии.

Придуманная им волшебная страна, названная Средиземьем, населена волшебным существами: гномами, эльфами, гоблинами, орками, троллями, волшебниками, сказочными существами. В своей сказке Толкиен показал нам модель мира, «человечества» со своей историей, с народами говорящими на разных языках, со своими законами и моральными ценностями.

Какие народы населяют Средиземье, и как их описывает автор?

Гномы – маленькие существа, наделенные сверхъестественной силой, живущие в недрах земли и хранящие там свои сокровища. Они искусные ремесленники, умеют ковать волшебные кольца и мечи.

Эльфы – духи воздуха, живущие на деревьях, обладающие даром исцеления и ясновидения. Их волшебная музыка очаровывает даже неживую природу. Искусные и бесстрашные войны. Говорят на эльфийском языке, синдарине.

Хоббиты - маленький народ, живущий в «норах» , миролюбивый и гостеприимный, любители хорошо поесть и покурить трубку. У них большие, покрытые бурым мехом ноги с кожаными подошвами, поэтому никогда не носят башмаки. К этому народу принадлежат главные герои повести «Хоббит, или Туда и обратно» и «Властелин колец» Бильбо Беггинс и Фродо Беггинс.

Гоблины – высокие, злые и сильные существа, живущие в подземных туннелях. Их жилища полны похищенными сокровищами. Они уродливы и жестоки.

Тролли – уродливые, сильные, но глупые великаны-людоеды, обитающие внутри горы.

Орки – существа, сотворенные из глины волшебником Саруманом. Они сильны и жестоки, уродливы и бездушны.

Кто главные герои повествования?

Бильбо Беггинс – хоббит, который отправился в дальний поход за сокровищем гномов Аркинстоном.

Волшебник Гендальф – старик с посохом, помогающий гномам.

Торин Дубощит – предводитель гномов, бесстрашный и справедливый.

Голлум – хоббит, потерявший свое обличие.

Верховный Гоблин.

Дракон Смог.

Какую проблему поднимает в своей сказке Толкиен?

Извечную проблему Добра и Зла поднимает в своей повести Р. Толкиен.

Какова идея произведения?

Добро побеждает зло, как бы тяжела ни была борьба, и какой бы ценой она ни доставалась.

Кто из героев повести представляет сторону Добра, а кто на стороне Зла?

Подвиги во имя Добра совершают Бильбо Беггинс, Гендальф, Торин Дубощит и остальные гномы, помогают им эльфы, орлы-великаны, лесной волшебник Радагаст, человекомедведь Беорн.

На стороне зла – гоблины, тролли, орки.

Охарактеризуйте героев «Хоббита, или Туда и обратно»
Бильбо Беггинс – доброжелательный, домовитый хоббит, любящий домашний уют и комфорт. Он несколько труслив, не хочет идти в поход неизвестно куда и зачем. Но, отправившись в путешествие помимо своей воли, он меняется. В нем обнаруживается неожиданное мужество и храбрость, смекалка и изворотливость ума. Бильбо не раз спасал гномов, он заслужил уважение и признание Торина Дубощита, который вначале противился его участию в походе. Именно он возвращает гномам их сокровища и бесценный бриллиант Аркинстон. Совершенно не героичный по натуре, он оказался способным совершить подвиг, и не один.

Гендальф – мудрый волшебник, который взял на себя нелегкую миссию предводителя сил Добра в борьбе против Зла. Своей мудростью, отвагой и стремлением добиться победы даже ценой своей жизни Гендальф по праву становится одним из самых ярких образов в повествовании. Именно Гендальф собирает и объединяет столь противоречивых героев.

Торин Дубощит – предводитель отряда двенадцати гномов, наследник престола королевства гномов Одинокой Горы. Смелый, отважный, истинный предводитель, заслуживший уважение и преданность своих подданных своей приверженностью идее возвращению гномов в Одинокую Гору, которую захватил дракон Смог. В конце повествования Торин поддался жадности, свойственной гномам, жадности обладания несметными сокровищами, но искупил свою вину смертью. Мне кажется, что нельзя его осуждать за эту слабость.

Итог урока: Мы познакомились с героями повествования Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно»

Узнали о мире Средиземья, созданном воображением автора сказки, о народах, населяющих этот мир.
Определили проблему и идею произведения.

Эпопея «Властелин колец» писалась в 40-х годах нашего столетия. Как уже говорилось выше, на её сюжете, героях, содержании сказались первая и вторая мировые войны, многие события из жизни автора. Эта книга по праву считается главным произведением Толкиена. Она явилась кульминацией его литературного таланта и поэтому рассмотреть её необходимо. Однако, с моей точки зрения, это произведение ни в коем случае нельзя считать достаточным для понимания философии писателя.

Одной из центральных идей эпопеи является идея всепрощения. Будучи гуманистом до глубины души, Толкиен отвергает всякую мысль о мщении или даже о справедливой, но жестокой каре. «Какая жалость, что Бильбо не заколол этого мерзавца, когда был такой удобный случай!» - говорит один из героев книги. Свой ответ даже на вполне оправданный гнев Толкиен вкладывает в уста Гэндальфа, своеобразного голоса автора в произведении: «Жалость говоришь? Да ведь именно жалость удержала его руку. Жалость и милосердие: без крайней нужду убивать нельзя. И за это <…> была ему немалая награда. Недаром он не стал приспешником зла, недаром спасся; а всё потому, что начал с жалости!». «Без крайней нужды убивать нельзя,» - говорит Толкиен, иначе в душу человеку легче будет прорваться злу. Убивать, даже убивать ради самой благой цели - значит поступать на руку мировому злу.

В эпопее у зла есть конкретное олицетворение - Чёрный Властелин Саурон. Каждый раз, идя на поводу у страха, злости, алчности, герои слабеют, навлекают на себя и окружающих невиданные бедствия. Саурон же на каждом шагу искушает их предлагает лёгкий выход из ситуации. Тем, кого он не может соблазнить полностью предаться злу, Саурон предлагает совершить мелкое злодейство, ведущее, казалось бы, к добру. Однако для Толкиена нет компромиссов. Совершённое зло приведёт к ещё большему. На зле нельзя построить добро.

Оружие искушения Саурона - могущественное Кольцо Всевластья, дарующие несокрушимую силу. Однако кольцо дарит силу лишь тому, кто способен побороть его злую волю, кто силён духом. Тем не менее «могучим оно особенно опасно»: получивший в свои руки тёмную силу и использовавший её хотя бы и во благо, неминуемо сам станет Чёрным Властелином. По Толкиену только отказавшись от власти можно охранить себя от скверны, т.к. «самовластие не терпит сопротивления, достоинства и независимости, оно ненасытно оно стремиться быть вездесущим». Положительные герои выдерживают испытание, ведь «зло непрерывно порождает зло», а «добрый властелин не лучше» злого, «даже если рабы им довольны».

Кольцо, как и Саурон - аллегория зла. И Чёрный Властелин и оно играют почти ту же роль, что дьявол в Библии. Злые силы находят самую короткую дорожку к сердцу героев. Кольцо «подсказывает ложь», помогая завладеть собой, - и вот герой ввергнут в пучину страшных событий, координально меняющих его жизнь. Кольцо предлагает сделать героя невидимым, спрятать от врагов, но, послушав совет кольца, герой оказывается сразу замечен и почти смертельно ранен слугами Властелина. Кольцо является сильнейшим соблазном, сеет вокруг себя раздоры и несчастья, и единственный способ избежать его пагубного влияния - даже не допускать мысль, о том, чтобы воспользоваться злой силой.

Как истый христианин, Толкиен отрицает всякое возмездие за неправедные дела. Стоит герою в порыве ярости погнаться за уже побеждённым противником, и его спутник чуть не лишается жизни. Фродо, один из главных персонажей книги, говорит: «…неужели вы пощадили Горлума после всех его чёрных дел? <…> Он заслужил смерть. Но Гэндальф (а с ним и автор) отвечает: «Заслужить-то заслужил, спору нет. И он, и многие другие, имя им - легион. А посчитай-ка таких, кому надо бы жить, но они мертвы. Их ты можешь воскресить - чтобы уж всем было по заслугам? А нет - так не торопись никого осуждать на смерть. Ибо даже мудрейшим не дано провидеть всё. Мало, очень мало надежды на исправление Горлума, но кто поручится, что её вовсе нет?» Таким образом, Толкиен утверждает, что не может простой смертный решать жить кому-то или нет. Это удел высших сил. Жизнь даётся каждому только один раз, и у каждого только один шанс прожить её правильно. Никто не в праве отнимать этот шанс у человека, пусть сам он не раз лишал кого-то жизни. Сюжет «Властелина Колец» подтверждает эту мысль Толкиена. В конце произведения именно Горлум, хотя и невольно, предрешает победу добра.

Огромную роль во «Властелине колец» играет природа. Она, не являясь природой в пантеистическом понимании, всё же представляет собой неотъемлемою часть мира. Для Толкиена это вечное, одухотворённое начало, недаром он вводит в свои произведения особые существа - полу люди-полудеревья, охраняющие леса от людей. Толкиен, как человек XX-го века, не может не осознавать, что с течением времени природа разрушается, в основном - из-за воздействия человека. Древней гармонии между человеком и природой не существует. Лишь остаются грустные воспоминания о прошедших временах. По ходу эпопеи древняя природа нередко сравнивается с современной, и оказывается, что современная потеряла своё могущество и загадочность. Нелишне заметить, что злые силы в произведении всегда в первую очередь искажают и уродуют природу. Тут видна философия человека XX века, разочаровавшегося в промышленной цивилизации. Герой, в душу которого проникло зло, превращает «долину, некогда покрытую лугами» в безобразный пейзаж: «чёрные провалы шахт, плоские крыши оружейных мастерских и бурые дымки над горнами кузниц».

Другой важной идеей произведения является идея решающей роли личности в истории. «Маленькие камешки вызывают большой обвал,» - говорит Толкиен устами своих персонажей. Каждое действие любого самого незначительного героя может радикально изменить ход сюжета. И автору не важно силён герой или слаб, умён или глуп, главное, чтобы он оставался честным и преданным и тогда ему это непременно зачтётся. Избрать тернистый путь добра - сделать правильный выбор. Награда обязательно придёт. Это может случиться в этой жизни, как во «Властелине колец», а может и после смерти, как случается с героями «Сильмариллиона».

Много места Толкиен уделяет идеи линейного развития истории. Однако развитие это линейно только если рассматривать его в контексте всех произведений автора. Действительно, прекрасных перворожденных эльфов в своё время должны сменить люди, затем мир должен прийти к концу, когда праведные дети Творца отправятся к нему в небесные чертоги, а неправедные будут отторгнуты в вечную тьму. Но в самом «Властелине колец» чётко вырисовывается историческая спираль, правда угасающая. Эльфийских героев-небожителей сменяют их ученики такие же герои люди. Времена героев уходят в прошлое, и вновь приходят эльфы, но уже не те, что были раньше. И так далее. Всё произведение пронизано грустными упоминаниями о славном прошлом, которое ушло без возврата. К концу книги мир окончательно теряет свою магию. Эльфы совсем уходят из Средиземья - главной арены действий всех книг Толкиена. Но мир остаётся в надёжных руках людей. Они не так велики и не так прекрасны, но, в конечном счёте, именно они лучше всех обустроят жизнь Средиземья, ведь, как говорит Эльф, «людские свершения долговечнее наших». А объясняется это тем, что в людях сидит вечная, непреодолимая тяга к действиям, преобразованиям. То, что не сделает отец, удастся сыну, и следующему поколению невдомёк разочарование предыдущего. Всегда человеку сопутствует разрушение построенного ранее, но всегда «вызревает нежданный посев». По Толкиену это великий человеческий дар, однако и его беда, т.к. «несбыточны людские мечтания».

Писательский дар автора помогает читателю проникнуться идеями добра, всепрощения, верности долгу. Каждый может осознать себя способным двигать прогресс, однако Толкиен не даёт забыть, что прогресс это не самоцель и не стоит ради него приносить жертвы. Особенно не стоит приносить в жертву природу. Цель никогда не оправдывает средства. Прочтя «Властелин колец» глубже начинаешь понимать природу человека, его душу. Это произведение формирует некоторое мировоззрение относительно добра, зла и место каждого в их вечной борьбе. Таким образом, «Властелин колец» - это глубочайшее, сложное произведение, интересное и с философской, и с литературной точек зрения, и просто, как занимательная книга. Любой найдёт для себя что-нибудь на страницах этого произведения.