Причины плохого аппетита у ребенка. Что делать, если ребенок плохо кушает? У ребенка плохой аппетит: как исправить ситуацию

Плохой аппетит у ребенка может быть следствием сложных диффузных заболеваний или дыхательной недостаточностью. Иногда родители не контролируют режим дня малыша и разрешают перекусы вредными продуктами. Стать причиной отказа от очередного приема пищи может нерациональное питание или банальный перекорм. Врачи рекомендуют подходить к решению проблемы как с физиологической, так и с психологической стороны. Стрессы, депрессии, трудности в общении с окружающими провоцируют плохой аппетит у ребенка любого возраста.

Нарушение питания у детей с рождения до года

У детей грудного возраста к основным факторам, провоцирующим плохой аппетит, относятся:

  1. 1. Неприятные ощущения в полости рта. При развитии у ребенка воспаления в горле, стоматита или при прорезывании зубов наблюдается болевой синдром. Жевать пищу и даже глотать жидкость грудничку бывает тяжело, поэтому он отказывается есть и начинает плакать.
  2. 2. Затрудненное дыхание. Если малышу несвоевременно чистить нос, заложенность будет затруднять дыхание во время сосания груди или соски. Подобная ситуация характерна и в период простуды.
  3. 3. Непереносимость конкретного продукта или его консистенции. У ребенка возникает рвотный рефлекс, когда пища попадает в рот.
  4. 4. Колики. Вздутие живота и образование колик - симптомы, которые возникают у большинства детей в период с рождения до года. Болевой синдром становится причиной отказа от пищи и постоянного плача.
  5. 5. Невкусная еда. Слишком соленая, сладкая или горячая смесь провоцирует отказ от еды.
  6. 6. Большие порции и нарушение режима питания. Родители могут давать слишком много еды и не выдерживать интервал между приемами пищи. Сытый малыш будет капризничать и категорически отказываться от очередной порции.
  7. 7. Проблемы с прикладыванием к груди. Если ребенок не может достаточно хорошо захватить ртом сосок, он будет отказываться от еды. Во избежание этого матери нужно прикладывать новорожденного к груди правильно.
  8. 8. Недостаточное выделение молока при грудном вскармливании. Плохая лактация провоцирует снижение аппетита.
  9. 9. Ребенок-малоежка. Активный и веселый малыш может отказываться от еды в связи с физиологическими индивидуальными особенностями. Его организм не требует много пищи. Такие дети медленно набирают вес, бывают худыми, но развитыми в соответствии с возрастом.

Плохой аппетит у грудничка в течение суток может быстро наладиться без применения кардинальных мер. Если малыш капризничает, плачет и отказывается от еды и на вторые сутки, необходимо обратиться к педиатру. Полный осмотр ребенка, выявление нарушений в анализах мочи и кала помогут определить точную причину патологии.

Плохой аппетит у малыша в 2-3 года

Если нет аппетита у малыша, которому уже исполнилось 2 года, причина в физиологических сбоях. Довольно часто родители не обращают внимания на скрытые симптомы проблем с пищеварением у малыша. Жалобы на боли в животе, частые позывы в туалет, плохое настроение, отсутствие желания есть любимые продукты свидетельствуют о развитии патологии. Кормить в такой ситуации малыша насильно врачи не рекомендуют.

Наследственная худоба является одной из главных причин плохого аппетита. Для полноценного развития внутренних органов и центральной нервной системы таким малышам не нужно большое количество еды. При этом ребенок ведет себя активно, не отстает в росте от сверстников. Согласно медицинским наблюдениям, большинство детей плохо едят только в первые годы жизни. Затем все налаживается, у них появляется хороший аппетит.

Заражение гельминтами вызывает не только проблемы с аппетитом. Наблюдается общее снижение иммунитета, ребенок становится вялым и усталым. Негативные процессы затрагивают умственную деятельность. Нарушается сон, развиваются аллергические реакции. Именно в период 2-3 лет, когда начинается активное познание окружающего мира, общение со сверстниками, игры с животными на фоне неокрепшего иммунитета, происходит заражение глистными инвазиями.

В возрасте 2-х и 3-х лет отказ от еды может быть одним из симптомов проблем с кишечником, печенью или недостатка цинка в организме. Острые инфекции, сопровождающиеся повышением температуры тела, вызывают потерю аппетита у маленьких детей. К ним относятся бактериальные и вирусные возбудители, туберкулез, молочница, патологии мочевыводящих путей. Плохой аппетит наблюдается при дефиците железа и цинка в организме маленького ребенка, причем даже при отсутствии анемии. Спровоцировать нежелание есть могут чрезмерное употребление молока, сладостей и частые перекусы.

Нерациональное питание тоже относится к причинам плохого аппетита. Некоторые родители перекармливают малыша мясом, из-за чего он отказывается от другой еды. Снизить аппетит у детей 2-3 лет могут сердечно-сосудистые заболевания и дыхательная недостаточность в результате патологии дыхательной системы.

Отказ от еды в 4-5-летнем возрасте

Спровоцировать нарушение аппетита в 4 года и 5 лет могут следующие причины:

  1. 1. Частые перекусы. Ребенок не хочет обедать или ужинать, потому что между основными приемами пищи употребляет сладости, чипсы, газировку и другую вредную пищу. Подобные продукты нужно заменить фруктами и овощами.
  2. 2. Может не быть аппетита у ребенка, который проводит много времени за компьютером или смартфоном. Интернет-зависимость у таких маленьких детей приводит к общей педагогической запущенности. Они испытывают дефицит нормальных физических нагрузок. Малоподвижный образ жизни провоцирует значительное снижение аппетита.
  3. 3. Избирательность. Если ребенок демонстративно отказывается от одного блюда в пользу другого, проявляет постоянное недовольство приготовленной пищей, это повод обратиться за помощью психолога. Такое поведение свидетельствует об эгоизме и неправильном формировании психологических навыков.
  4. 4. Эмоциональное состояние. Плохое настроение, переживания, возбудимость провоцируют проблемы с аппетитом у детей старшего дошкольного возраста. Стрессовые ситуации нередко требуют вмешательства специалистов.
  5. 5. Проблемы в детском саду или со сверстниками. Новые социальные роли, взаимоотношения с окружающими вызывают напряжение, эмоциональный дискомфорт и потерю аппетита. Отказ от таких базовых потребностей, как пища, нередко является результатом давления со стороны воспитателей или педагогов.

Нарушение режима дня, провоцирующее несвоевременное употребление еды, перекусы, недостаточная длительность ночного сна и минимум прогулок на свежем воздухе вызывают проблемы с аппетитом. Спровоцировать их могут различные заболевания острого или хронического течения. В период простуды отказ от пищи способен растянуться на несколько дней. Если патология более серьезная, плохой аппетит становится постоянной проблемой. Категоричное нежелание есть сопровождается слабостью, головокружениями, запорами, повышенным сердцебиением.

Моя дочка стала плохо есть. Раньше мне казалось, с аппетитом у нее все нормально. Но в последние пару недель кормлю просто с боем и слезами. Ни каши, ни супы, ни котлеты в нее не впихнешь. Подскажите, что делать? Я волнуюсь: если у ребенка в 2 года плохой аппетит, то он не получает необходимых веществ…

Такие письма я получаю от вас нередко. Да, проблема налицо. У детей этого возраста отказы от пищи случаются довольно часто.

И начинается: «Давай, ложечку за маму, теперь - ложечку за папу!»… Ваши тревоги по поводу того, что ребенок стал плохо есть, вполне понятны. Но подобные меры – настоящее насилие, которое никак не способствует улучшению аппетита и пищеварения.

Как раз наоборот. Давайте вместе разберемся, почему у малышей нет аппетита и как его вернуть правильно.

Что делают взрослые?

Да чего только не сделаешь, чтобы любимое чадо покушало! Вот, к примеру:

  • Мы гоним ребенка гулять на воздух и выматываем там по полной, чтобы «нагулять аппетит». Часто получаем обратный эффект, потому что малышу перед едой нужно время, чтобы успокоиться;
  • Используем вкусняшки, как вознаграждение (хоть так что-то съест). Так ребенок быстро привыкает к «вкусненькому» и к тому, что нами можно манипулировать (не буду кашу – дадут блинчиков);
  • Впихиваем еду за мультиком или книжкой (только кроха зазевался – мы ему ложку в рот). Но, при этом, пищеварение малыша не будет работать нормально, ведь сигналов о голоде мозг не получал.

Если ребенок мало ест в 2 года, то мультиками и развлечениями вопрос не решить.

Нужно ли заставлять ребенка есть?

Питание – одна из базовых потребностей человеческого тела. Сон, поход в туалет, еда – это основа основ.

Конечно, морить ребенка голодом ни в коем случае не нужно. Это - резкий способ вернуть аппетит. Инстинкт возьмет свое, если вы не лишаете ребенка пищи, а просто ставите рамки допустимого поведения, но вот нервов и вы и ребенок потратите много.

Мы пойдем более плавным путем.

Малыши-двухлетки плохо едят по двум основным причинам:

  1. физиологическая (они сейчас меньше растут, чем до года);
  2. и психологическая (изучать окружающий мир интереснее, чем сидеть над тарелками).

К тому же, у каждого из них свой вес, рост, скорость обменных процессов, энергозатраты. Учитывайте это.

И еще. Ребенок этого возраста прекрасно понимает: насытился он или нет.

Знайте! Поэтому, если на тарелке что-то постоянно остается, просто немного уменьшите порцию: возможно, вам просто кажется, что у вашего ребенка в 2 года плохой аппетит.

Но, если вы начнете войну за объемы, закармливая его, потому что «он маленький и худенький», то это лишь вызовет бурный протест.

Почему пропал аппетит?

Причин может быть много, важно найти «ту самую». Кроме того, о чем я уже сказала, причины плохого аппетита у ребенка могут быть следующими:

  • Новый продукт;

Дети двух лет настороженно относятся ко всем новинкам. Они не готовы пробовать эти продукты. Поэтому вводить новые продукты нужно лишь в качестве дополнения к основным, без фанатизма.

  • Перекусы «между прочим»;

Двухлетки склонны есть именно так – в процессе игры, чтобы не отвлекаться. Подумайте: если ваш ребенок в 2 года не ест кашу в нужный час, возможно, он успел раза три «зарядиться» булками, пряниками, шоколадками?

  • Смена времени года;

Зимой детки обычно кушают больше и сытнее (особенно, после прогулки). Летом же, когда жарко и душно, они больше пьют. А едят одну «зелень» (фрукты, овощи). Но ведь и у взрослых происходит так!

  • Болезнь;

Плохой аппетит вызывают болезни, особенно, с температурой, когда силы организма направлены на борьбу с вирусами, а не пищеварение.

Нормально есть мешают молочница во рту, прорезывающийся или кариесный зуб (читайте статью о том, как происходит прорезывание зубов у детей >>>), воспаленные десны, заложенный нос, запоры.

При этом, пожалуйста, не кормите кроху насильно!

Важно! Кроме того, дети часто инстинктивно избегают той пищи, которая вызывает у них аллергические или болевые реакции (при болезни желчного пузыря, например).

  • У ребенка в 2 года причины плохого аппетита могут крыться в отсутствии режима;

Если ребенок мало бывает на воздухе, почти не играет в подвижные игры, плохо спит (соответственно, получает мало кислорода и тратит немного энергии), к тому же его организм не знает точно, когда пора кушать – плохой аппетит обеспечен.

  • Ребенок живет в тоталитарной семье, где у него нет права на что-то влиять, он лишь подчиненный. Тогда протест, в виде плохого аппетита или отказа от еды, неизбежен.

Как решить проблему плохого аппетита?

Ребенку 2 года и у него плохой аппетит. Что делать?

  1. Не кормите насильно. Это вызовет отвращение не только к продуктам, но и к питанию в целом;
  2. Здраво оценивайте размер порции. Если в тарелке слишком много, малыша это может пугать;
  3. Не развлекайте во время еды. Игрушки или телевизор нарушают пищеварение. А еда – не игра!
  4. Никаких угроз (игрушки получишь, когда все съешь!). Это вызовет лишь бунт. Малыш станет просиживать у тарелки, ковыряясь в блюде часами;
  5. Не создавайте негативных ассоциаций с едой (ругая, если ребенок что-то пролил, охая при нем, какой плохой у него аппетит);
  6. Никаких перекусов между приемами пищи;
  7. Новые блюда вводите, как дополнение к основным, давая малышу привыкнуть к ним;
  8. Соблюдайте режим дня, чтобы выработать привычку кушать в одно и то же время;
  9. При этом, важно, сколько должен есть ребенок в 2 года. Размер порции он вам определить поможет сам, а вот кушать он должен 3 – 5 раз в день, в зависимости от индивидуальных особенностей;
  10. Учитывайте вкусовые пристрастия малыша. Часто причина плохого аппетита в том, что крохе предлагают только то, что ему не по душе. Если он не любит утку – предложите курицу. Не ест молочную кашу – предложите ему крупу, в виде гарнира;
  11. Покажите ребенку, что с ним считаются. Предлагайте на выбор несколько вариантов блюд (из тех, которые правильными считаете именно вы). Если его мнение учитывают, аппетит станет намного лучше.

У вас будет четкий и понятный план движения к хорошему аппетиту ребенка.

Помните! Большинство неудач с изменением поведения за столом связаны с непоследовательностью, хаотичными действиями родителей малыша.

Будьте внимательны к ребенку. В 2 года можно исправить аппетит ребенка, но чем старше он становится, тем сложнее это будет сделать.

Людмила Шарова, детский психолог, консультант по прикорму и коррекции аппетита.

Плохой аппетит или его внезапное ухудшение – очень часто встречающаяся ситуация, которая не может не волновать родителей.
Практика показывает, что чем больше родители пытаются применить различные уловки и ухищрения, тем реже и реже они срабатывают.

Что же делать?

В некоторых случаях могут быть совершенно объективные и достаточно серьезные причины для снижения аппетита.

Аппетит – это всегда состояние со знаком «плюс». В стародавние времена работника перед тем, как принять на работу, обязательно кормили. И брали только в том случае, если он ел с хорошим аппетитом – это считалось признаком здоровья.

В современном мире, при избытке и разнообразии еды, а так же, при наличии различных стрессов, ситуация уже не такая однозначная. А оценка состояния взрослого человека по его аппетиту осталась.

Но взрослые вырастают из детей. И именно из детства к нам приходят наши многочисленные пищевые привычки и пристрастия.

Здесь можно было бы поговорить о формирования правильного пищевого поведения и правилах «измерения аппетита» у детей, но это слишком обширная тема и её мы будем , который состоится уже 10 и 11 октября. А в этой статье я расскажу Вам о причинах, по которым у Вашего ребёнка может быть снижен аппетит.

Очень важно уметь отличать истинное снижение аппетита от ложного. При ложном снижении аппетита у ребенка нет никаких проблем ни с едой ни со здоровьем, но при этом родители недовольны количеством съеденного.

Обязательно обратите внимание, если у Вашего ребенка:

  1. Гипотрофия (хроническое расстройство питания, при котором в организм попадает недостаточное количество питательных веществ или нарушено их усвоение, что приводит к снижению массы тела. Такие дети выглядят худощавыми, бледными, их подкожно-жировой слой сильно истончен.
  2. Признаки гиповитаминоза (дефицита витаминов ) и микроэлементов. К общим признакам гиповитаминозов относят: снижение иммунитета, склонность к частым инфекциям и затяжное их течение; быструю утомляемость и общую слабость; сниженную эмоциональная активность (у ребенка снижается интерес к происходящему вокруг). Внешними проявлениями гиповитаминоза могут быть: сухая/бледная/шелушащаяся кожа, в уголках рта можно наблюдать не проходящие «заеды», увеличивается ломкость волос и ногтей, они становятся тусклыми.

    Первичную диагностику состояния аппетита своего ребенка и его базовую коррекцию может провести каждый родитель, обладающий определенным набором знаний и навыков по вопросу питания и прикорма.

    Для получения этих знаний требуется осилить очень много литературы. Еще столько же времени нужно на то, чтобы попробовать применить все прочитанное на практике, затем проанализировать ситуацию и взять из того, что получилось, только самое эффективное и уже окончательно внедрить в свою жизнь…

    Дети растут быстро. Решение нужно здесь и сейчас. Второй шанс «порепетировать» в материнстве выпадает не каждому. Самый короткий способ достичь результата в материнском искусстве – спросить и/или научиться у того, кто знает и умеет.

    И у вас сейчас есть замечательная возможность, чтобы разобраться с вопросом прикорма и аппетита Вашего ребенка раз и навсегда!
    10 и 11 октября состоится мой авторский Интернет-тренинг «Прикорм от А до Я»

Процесс поиска и поглощения пищи -- основа существования всех живых существ. Какой биологический вид ни возьми, и поведение, и анатомо-физиологические особенности, и среда обитания, и сезонность размножения ориентированы, прежде всего, на возможность добывать себе пропитание. Осознавать, что ты можешь принести в дом еду, видеть, как твой ребенок добытую пищу поглощает, -- это настоящий бальзам на душу, реализация заложенной в нас генетической программы, направленной не только на размножение, но и на вскармливание детенышей. Ощущать, что твой ребенок защищен, что он ни в чем не нуждается, что он не хуже других, что он сыт, -- первейшая родительская потребность. Накормить ребенка любой ценой -- естественное материнское желание. А он иногда не хочет. И это невыносимо. Ибо противоречит привычным для нас основам бытия, не дает возможность реализовать родительский инстинкт, вызывает страстное желание немедленно ребенка спасать. Не хочет или не может? Это первый и важнейший вопрос. И, не ответив на него, ничего решить нельзя. Понятно ведь, что нежелание есть -- это одно, а невозможность есть -- это принципиально иная ситуация, и родительские действия в этих ситуациях разнятся весьма существенно. Всем своим поведением ребенок демонстрирует готовность поесть. Жадно набрасывается на материнскую грудь, хватает ручонками и тянет в рот бутылочку со смесью, охотно усаживается за стол, просит поесть, в конце концов. Но непосредственно после начала процесса поглощения пищи принимается капризничать, беспокоиться и отказываться от еды. Все это может быть обусловлено:

  • проблемами с поступлением еды - плоский сосок, "тугая" грудь, маленькая дырка в соске;
  • проблемами в полости рта, когда сосание, жевание или глотание вызывает боль -- молочницей и другими вариантами стоматита, воспалением десен в связи с прорезыванием зубов, просто зубной болью, воспалительными процессами в области глотки (тонзиллитом, фарингитом);
  • проблемами в кишечнике: у грудных детей, совсем не редка ситуация, при которой после начала сосания резко усиливается перистальтика (сократимость) кишечника. При повышенном газообразовании, при склонности к запорам, при наличии воспалительных процессов, упомянутая активная сократимость может провоцировать боли в животе;
  • нарушением дыхания -- если у малыша "забит" нос, то в процессе сосания появляется весьма ощутимый дискомфорт, поскольку дыхание через рот становится невозможным;
  • вкусом еды -- соленая, кислая, горькая и т.п., -- кормящая мама селедочки с чесночком отведала, папа лично супчик поперчил;
  • индивидуальной непереносимостью конкретного продукта -- трудно отрицать, но есть дети, у которых попадание в рот манной каши провоцирует рвотный рефлекс;
  • физическими характеристиками пищи -- горячая, холодная, кусочки крупные, а жевать ребенок еще не научился, вот и давится.

Родителям не всегда удается определить истинную причину невозможности есть, но отличить нежелание от невозможности, с учетом вышеописанного, совсем не сложно. Если действительно хочет, но не может -- это вполне закономерный повод к тому, чтобы обратится за медицинской помощью.

Может! Но не хочет!

Исключив (самостоятельно или с помощью врача) перечисленные выше причины, затрудняющие сам процесс поглощения пищи, констатируем: может. И сосать, и жевать, и глотать. Но не хочет. И здесь возникает вполне закономерный вопрос: почему? Почему наше любимое дитя отказывается от такой вкусной, такой полезной и такой необходимой ему еды? Для начала, следует немножко отвлечься и разобраться с очень важным понятием, к которому мы неоднократно будем обращаться. Речь идет о таком известном слове, как "аппетит". Классические определения: Аппетит -- желание есть, позыв к еде. (Толковый словарь под ред. С.И. Ожегова). Аппетит (лат. appetitio сильное стремление, желание) -- приятное ощущение, связанное с предстоящим приемом пищи (Энциклопедический словарь медицинских терминов). С учетом этих определений, понятно, что субъективные желания и ощущения, к которым понятие "аппетит", безусловно, относится, могут иметь разную степень выраженности -- от умеренного снижения до полного отсутствия аппетита, проявляющееся в реальной жизни полным отказом от какой бы то ни было еды.

Плохой аппетит у ребенка во время болезни

Причин отказа от еды множество, но первое, что приходит на ум обеспокоенным родственникам -- болезнь. И это, действительно, так. Ибо снижение аппетита - типичное проявление любой острой болезни и многих хронических. Этот очевидный факт требует разъяснений. Для начала, рассмотрим болезни острые, т.е. внезапно начавшиеся, к которым можно отнести и большинство детских инфекций, и травмы, и отравления, и аппендицит, и многое другое. Именно в детском возрасте, речь чаще всего идет об острых инфекционных заболеваниях, как правило, вирусных инфекциях, с которыми организм ребенка в подавляющем большинстве случаев вполне способен справиться самостоятельно и без всякой посторонней помощи. Если принять указанное положение за аксиому, то станет понятным следующее: любые усилия родственников должны осуществляться в направлении, подсказываемом инстинктивными побуждениями. А какое желание в начале болезни наиболее естественное? Отказ от еды. Хорошо это или плохо? Это нормально, поскольку отсутствие стремления к приему пищи обусловлено, прежде всего, биологической целесообразностью и симптом этот общий для всех млекопитающих. И больная кошка, и больная мышка есть не хотят. На первый взгляд, что-то здесь не логично. Надо ведь с болезнью бороться, силы нужны, энергия, как же можно в такой ответственный момент без еды? Но это только на первый взгляд. Основные проявления острых болезней (боль, стресс, повышение температуры тела, нехватка кислорода) приводят к стандартной реакции -- активизируется циркуляция крови в жизненно важных органах (головной мозг, сердце, легкие), а сосуды в органах менее значимых -- сужаются. Сужение сосудов и значительное уменьшение активности кровотока особенно выражено в кишечнике. Снижается его перистальтика, меньше вырабатывается кишечных соков, они становятся более густыми. Понятно, что кишечнику, в такой ситуации, мягко говоря, не до еды. Расстройства кишечника (понос, боли, метеоризм) у детей могут возникнуть и часто возникают при любой болезни -- даже термин специальный для этого существует -- "кишечный синдром". Парадоксален, но легко объясним тот факт, что частота и выраженность кишечного синдрома прямо связаны не только с тяжестью заболевания, но и с усилиями родителей по кормлению заболевшего дитя. Печень -- важнейший орган системы пищеварения и в то же время главный борец с инфекциями. Именно печень -- активный участник синтеза иммуноглобулинов -- тех самых всем известных антител, что нейтрализуют вирусы и токсины бактерий. Опять-таки, печень -- мощный фильтр, который останавливает и обезвреживает яды, продукты распада тканей. Понятно, что при острой инфекции нагрузка на печень высока, а потеря аппетита -- важный защитный механизм, преследующий очевидную цель -- дать печени возможность сосредоточиться на функциях, более необходимых, чем переваривание пищи. Становится понятным следующее: отсутствие или снижение аппетита у заболевшего ребенка -- абсолютная норма. Чем серьезнее нагрузка на организм, тем более выражено снижение аппетита. По мере уменьшения нагрузки аппетит восстанавливается, и это один из симптомов, однозначно свидетельствующих о начале выздоровления. С болезнями хроническими, длительными -- ситуация не так однозначна. Растущий детский организм относительно быстро адаптируется к переменам, и аппетит сохраняется. При некоторых болезнях (например, при сахарном диабете) аппетит даже повышается, но в целом прослеживается вполне четкая тенденция -- если болезнь приводит к уменьшению затрат энергии (ребенок не может двигаться или двигается мало), то отражается это не столько на аппетите, сколько на количестве съедаемой еды. И только при очень тяжелых, очень длительных и очень опасных болезнях возникает резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды. И это всегда очень серьезно. Итоговые рекомендации по питанию больного ребенка могут быть сведены к двум простым правилам:

  1. Главным критерием частоты и объема кормления является аппетит.
  2. Попытки насильственного кормления абсолютно недопустимы.

Очевидно, что качественный состав еды зависит от того, с какой конкретной болезнью мы имеем дело, -- понятно, что при кишечной инфекции, вирусном гепатите и переломе ноги выбор продуктов, позволительных для употребления, будет, мягко говоря, разным. Но диетотерапия конкретных болезней не является темой нашего общения. Наша задача -- выработать тактику родительских действий по отношению к конкретному симптому под названием "снижение аппетита". И вывод здесь однозначный: если снижение аппетита действительно симптом, т.е. один из признаков болезни, то не надо с этим симптомом бороться. Надо помочь организму справиться с конкретной болезнью, но основная тактическая и психологическая проблема как раз и состоит в том, что активное кормление больного ребенка вовсе не помогает ребенку выздороветь -- скорее наоборот.

От чего зависит аппетит у ребенка?

Больной ребенок отказывается от еды… Такое положение вещей, хоть и нелегко для родственников психологически, но в целом понятно. Любой взрослый человек отдает себе отчет в том, что это временно, что виновата болезнь. Очень помогают успокоиться воспоминания из собственного "болезненного" опыта: я ведь, когда болею, тоже кушать не хочу. Совершенно другие мысли посещают любящих родственников в ситуации, когда никаких признаков болезни нет, но и аппетита нет. Это пугает неопределенностью, ибо самое логичное объяснение таково: болезнь все-таки есть, просто мы ее увидеть не можем. На самом же деле, снижение аппетита очень часто имеет под собой вполне физиологическую, т.е. нормальную, естественную основу.

Факторы, влияющие на аппетит у детей

  1. Индивидуальные особенности обмена веществ, свойственные и детям, и взрослым. Это каждый может подтвердить на многочисленных бытовых примерах. Петя и Саша едят одинаково, Петя худой, а Саша толстый. Худая Маша ест много, а толстая Лена -- мало. Имеет значение не сколько еды ребенок съел, а сколько из съеденного усвоится и на сколько хватит этого "усвоенного". Здесь может быть вполне уместна не очень корректная, но понятная техническая аналогия -- один автомобиль "съедает" 20 л бензина на 100 км пути, а другой в тех же условиях только 5.
  2. Интенсивность выработки гормонов. Процесс роста не равномерен. На первом году жизни, в подростковом возрасте гормон роста, гормоны щитовидной и паращитовидной желез, половые гормоны вырабатываются в большем количестве, ребенок активно растет, усиливается аппетит. Интенсивность роста зависит и от генетических особенностей. Если родители Васи под два метра ростом, то Вася, скорее всего, будет есть больше, чем Сережа, папа которого имеет метр шестьдесят. Существуют и сезонные закономерности -- зимой рост замедляется (меньше гормонов), летом - активизируется (больше гормонов). Понятно, что и аппетит летом получше.
  3. Уровень энергозатрат. Питание, по сути, преследует две глобальные цели: во-первых, обеспечить организм веществами, необходимыми для роста и нормального функционирования внутренних органов; во-вторых, покрыть текущие затраты энергии, обусловленные, прежде всего, двигательной активностью. Здесь все вполне очевидно -- чем больше ребенок тратит энергии, тем лучше аппетит.

Что делать, если ребенок плохо ест?

Из трех перечисленных факторов, определяющих выраженность аппетита у здорового ребенка, два совершенно не подвластны родительскому влиянию. При всем желании, мы не можем воздействовать ни на выработку гормонов, ни на индивидуальные особенности обмена веществ. Но регулировать энергозатраты -- это абсолютно в компетенции родителей. Мы уже определились: текущие затраты энергии обусловлены, прежде всего, двигательной активностью, но не только ею.

Огромное значение имеет поддержание температуры тела -- чем теплее и комфортнее, чем больше одежды, тем меньше энергозатраты, хуже аппетит. Соотношение интеллектуальных и физических нагрузок, распорядок дня, температурный режим -- основные составляющие такого общеизвестного понятия, как "образ жизни". Понятно, что и потребление пищи в этом списке, и взаимосвязь составляющих очень велика.

Давайте со стороны и по возможности объективно посмотрим на классическую в рамках нашего бытия ситуацию, когда родители здорового ребенка крайне обеспокоены отсутствием у него аппетита. В подавляющем большинстве случаев семья не испытывает недостатка в продуктах питания, ребенку не бывает холодно -- на шубку, носочки и обогреватель средства всегда найдутся. Ребенок мало бывает на свежем воздухе, недостаточно двигается. Не редкость дополнительные нагрузки в виде занятий (развивающие игры и т.п.). В свободное от учебы время ребенок играет на компьютере или смотрит телевизор. Удивительно не то, что в такой ситуации у ребенка нет аппетита. Удивительно, что это удивляет его родителей. Цивилизация очень серьезно влияет на здоровье человечества. И это особенно актуально применительно к детям, -- ибо в самый ответственный период жизни, когда растут и формируется внутренние органы, когда на всю жизнь закладывается здоровье, -- так вот именно в этот период ребенок растет в абсолютно неестественных условиях.

Если здоровый ребенок отказывается от еды, то первое, с чего надо начать, -- осуществить коррекцию образа жизни, чтобы активизировать затраты энергии. Это справедливо для любого возраста. Исключение перегрева, гимнастика, прохладная вода, активные игры, длительное пребывание на свежем воздухе -- это одинаково важно и в 5 месяцев, и в 14 лет. Итак, основное, что нужно сделать родителям, встревоженным нежеланием ребенка есть, -- это установить причину плохого аппетита. И потом действовать! Возможно, требуется консультация врача, а может быть, дело не вашем чаде, а в том, как вы его растите. Еще раз повторюсь: не надо кормить ребенка насильно, необходимо, прежде всего, устранить причины потери аппетита.

Определённого количества и качества. Невыполнение этих условий (значительное превышение или недостаток) ведёт к отставанию роста и развития детей, к возникновению различных заболеваний.

Питание (вкупе с режимом, с психологической и социальной обстановкой дома) - один из основных факторов, определяющий жизнедеятельность организма ребёнка, его нормальное развитие и общее состояние здоровья и самочувствия.

Плохой аппетит у ребёнка может ввести в панику родителей и бабушек. Важно различать ситуации, когда вы закармливаете ребёнка, и когда он реально не ест и отказывается от еды. Нужно быть уверенными, что вы не переусердствовали с порциями для ребёнка и с частотой приёмов пищи.

Помните, что, например, у 2-х летнего ребёнка желудок более чем в 6 раз меньше вашего, поэтому его порции еды не должны соответствовать вашим, как и продукты, которые вы едите.

Ваш ребёнок не обязан есть столько, сколько хочется вам и то, что хочется вам, каждый организм уникален. Отказ ребёнка избирательно от каких-то продуктов привычным для вас, например, от каш, от мяса, или только от овощей - это не повод для серьёзного волнения, а индивидуальное дело вкуса, вы всегда можете постараться найти альтернативу таким продуктам.

Сегодня, когда детское ожирение встречается всё чаще и является серьёзной проблемой, так важно с ранних лет прививать ребёнку правильные пищевые привычки.

Почему у ребёнка может быть плохой аппетит?

Очень часто у малышей может снижаться аппетит на фоне прорезывания зубов , острого заболевания, жаркой погоды, стресса . Необходимо помнить, что после первого года стремительного развития, на 2-4 году рост и набор веса ребёнком резко замедляется, особенно у детей с неравномерными скачками роста (что обусловлено генетически). Поэтому и аппетит в этом возрасте часто избирателен и капризен. Малыши вообще часто бывают слишком капризны в еде, и поэтому родители переживают, что их дети недоедают. И начинают их уговаривать съесть ложечку «за маму», потому ложечку «за папу». Таким образом ребёнок перестает улавливать собственные сигналы тела, которые предупреждают его о сытости.

Существуют исследования, показывающие, что у детей, даже у совсем малышей, есть чутьё к количеству и качеству еды необходимой им в данный момент питания. Это их встроенные биологические ритмы и потребности, хотя они тоже могут давать сбои. Может случиться, что нелюбимые и отвергнутые ребёнком продукты на самом деле оказываются аллергенами или плохо им усваиваются, а насильно заставляя их употреблять, вы тем самым увеличиваете стресс и себе и ребёнку. В переживаниях малыша чувство сытости, защищённости и любви тесно связаны.

Когда ребёнок идёт в школу, становится сложнее уследить за его питанием, но это возможно. Так как если совсем не следить, то могут возникнуть проблемы, связанные с увеличением массы тела, вплоть до ожирения, у тех подростков, которые ведут малоподвижный образ жизни , или наоборот сильной потерей массы тела. Проблемы в питании могут привести к задержке роста, проявлению железодефицита и йододефицига , нарушению развития костной ткани и т. д. Могут формироваться язвы, гастрит, снижение внимания , памяти, а также может появится хроническая усталость, быстрая утомляемость на уроках.

Чем же можно помочь, если у ребёнка плохой аппетит?

Во-первых, дети всегда подражают взрослым, подавайте им правильный пример. Режим предполагает подчинение обстоятельств определённым целям и правилам, а не наоборот. Соблюдать установленный режим питания должны все члены семьи. Совместные завтраки и ужины цементируют семью, и становятся хорошей семейной сплачивающей традицией. Завтраки вообще для ребёнка очень важны, не стоит ребёнку уходить в школу натощак. Точно установлено, например, что дети, получающие завтраки, более работоспособны.

Во-вторых, не делайте из еды «культ», это может привести в будущем к серьёзным психологическим проблемам и к общему ухудшению здоровья, когда ребёнок станет взрослым и будет просто заедать недостаток любви, внимания и все свои тревоги и проблемы, или наоборот будет отторгать еду.

Исключите из жизни ребёнка громкие обсуждения, осуждение, бурные сцены, слёзные обсуждения с роднёй, манипуляции, шантаж и уговоры. Чем больше трагизма вокруг несъеденной тарелки супа - тем меньше места там здоровому аппетиту. Ребёнок должен быть расслаблен , а не напряжён. Слишком большое внимание к приёмам пищи не способствует успокоению. Не желательно чем-то его отвлекать (мультики, игры, всё это хорошо после, а не во время еды).

Ниже приведены фразы, которые часто можно услышать из уст родителей, бабушек и дедушек, а ведь это просто ломает неокрепшую детскую психику, являясь при этом ещё и очень вредными установками на будущее.

Примеры деструктивных фраз:

  • «Ешь быстрее, а то не пойдём гулять»
  • «В последнем кусочке самая сила, доедай, а то не вырастишь, так и останешься маленьким!»
  • «Если съешь овощи , то потом получишь конфетку»
  • «Съешь ложечку за маму, за папу, за кошечку, за собачку…»
  • «Ты что, не любишь маму? Я же старалась, готовила…»
  • «Пока всё не съешь - из-за стола не выйдешь!»
  • Ой, какой хороший ребёнок - всё съел...»

Если приём пищи диктует не голод, а воля родителя, у ребёнка не развивается навык чувствовать своё тело, удовлетворять его нужды тогда, когда это необходимо.

Гиперопека является самым типичным и частым отклонением у большинства родителей (особенно у сердобольных бабушек). Им буквально кажется, что переполненный желудок и здоровье как-то взаимосвязаны. Что сытый ребёнок просто не может быть несчастным. Читая эту статью, хорошо подумайте о том, не совершаете ли и Вы такой ошибки, ведь в ваших силах всё изменить.

Ребёнок может стараться угодить родителям, показывая, что он хорошо себя ведёт, всё съедает, ведь его за это хвалят, и ругают, когда он не доедает и плохо ест. Поощрения и награждения в виде конфет и сладостей всему этому способствуют. Ребёнок начинает понимать, что через еду он получает внимание, заботу, любовь. Вот почему так важно сформировать правильную экологию питания уже с самого раннего детства. Родители сами того не замечая или часто не осознавая, следуют определённым негативным сценариям, которые в будущем дают свои плоды в виде нарушенного пищевого поведения, неумению прислушиваться к своему организму и осознавать его потребности в виде чувства голода и насыщения.

Важно вовремя найти пути решения, и помочь ребёнку сделать необходимые действия.

Если ребёнок не хочет есть, то можно сказать ему, что пусть не ест, следующий приём пищи это ужин (обед , завтрак). Не разрешать кусочничества, если отказывается от ужина, то можно разрешить фрукты , кефир или лёгкий творог на ночь, приучая таким образом к правильным привычкам.

Дети с пониженным аппетитом могут получать пищу 5-6 раз, но в меньших количествах, может быть меньшая порция будет для ребёнка комфортнее. Следует исключить вредные перекусы , чтобы питание было более здоровым. При этом перекусы всегда можно сделать наиболее полезными: сыр , варёное мясо , разнообразные овощи, фрукты, сырники, домашние бутерброды с зерновым хлебом . Детей привлекает красивая еда, можно подойти к собиранию обеда для детей креативно. Яркая посуда, фантазийное оформление блюда (фигурная нарезка овощей, выкладывание скульптур, тематическо-сказочное оформление блюда, подкрашивание каши или картошки пюре ярким соком в непривычный цвет) пробуждает интерес некоторых малоежек. Соблюдайте порционность, пусть порции будут небольшими, в приятной и оригинальной посуде. Чаще готовьте те блюда, которые ребёнок любит. Если ребёнок ест что-то одно, готовьте это, и регулярно ненавязчиво предлагайте попробовать другие блюда. Нелюбимые продукты можно замаскировать, перетерев их в пюре и ввести в суп или подливку, но это уже будет обман, что тоже не желательно при воспитании детей, даже, если вы думаете, что делаете ребёнку лучше.

Когда родители уделяют недостаточно внимания ребёнку, преимущественно концентрируясь на главных, с их точки зрения, проявлений заботы и ухода - накормить и одеть, игнорируя при этом другие потребности, то ребёнку для привлечения внимания приходится использовать доступные способы. Например, если о ребёнке заботятся только лишь тогда, когда он плохо себя чувствует, он вынужден болеть, чтобы получить больше любви, это начинает происходить неосознанно, поэтому нельзя делать привязки к еды, нельзя, чтобы получение еды ассоциировалось с любовью. Когда кроха поймёт, что мама готова заниматься с ним более интересными делами, чем кормление, он перестанет тянуть время. Придерживайтесь при этом графика и кормите в определённое время. Желательно - чаще и понемногу. Возможно, ребёнку нужен именно такой режим питания.

Помните, что в более старшем подростковом возрасте могут быть нарушения здоровья, дети могут для сохранения фигуры резко ограничивать себя в питании, у девушек может развиться анорексия , а юноши зачастую принимают различные гормональные препараты для увеличения мышечной массы, что тоже может им навредить. Поэтому стоит обращать внимание на общее самочувствие своего ребёнка, на его психологическое состояние и резкие перепады настроений.

И даже единичные случаи насильственного кормления могут перейти от просто плохого аппетита к детской нервной анорексии и привычной рвоте, к булимии и подобным пищевым расстройствам в более старшем возрасте. У детей развиваются неврозы , и часто отмечается патологическое поведение, отсутствие доверия родителям.

Насильственное кормление вызывает у любого человека чувство дискомфорта (не только у малышей, но и взрослого такое может быть) - что лишь усугубляет отвращение к еде.

В семьях, где ребёнка долгое время кормили отдельно, может сформируется отношение к приёму пищи как к некой манипуляции, сродни медицинской. В таких случаях детям очень помогают семейные совместные приёмы пищи, ребёнок начинает понимать, что еда это приятно и нормально. Ребёнок видит, как вся семья собирается вместе, в хорошем настроении и все едет, ему психологически комфортно. Но тоже не стоит насильно заставлять ребёнка высиживать такие ужины, всё должно вводиться постепенно и без нагнетания. При этом, если во время семейных сборищ и застолья происходят конфликты и ссоры, у ребёнка формируются в последующем негативные и болезненные установки.

Кстати, привычка есть по графику, а не по желанию, тоже может быть опасна для некоторых детей. При этом игнорируется чувство голода и аппетита, регулятором приёма пищи становится не собственный организм, а часы. Хотя со временем могут сформироваться собственные биологические часы с учётом именно режима.

Сейчас, если зайти в любой ТЦ или в любой ресторан быстрого питания, например, Макдональдс, то поражает количество детей там. Часто родители сами приводят туда своих детей, например, отмечать праздники, таким образом у ребёнка откладывается это всё как радостное событие, и потом дети соединяют радость с едой, начиная заедать вредной едой все свои переживания. А еда - источник жизни и энергии, а не развлечение. А родитель - это главный пример для ребёнка, в том числе и в питании.

Если ваш ребёнок ест много, но вы считаете, что при этом его вес слишком мал, упорно отказываясь округляться, то внимательно понаблюдайте за своим чадом. Если ребёнок постоянно активен, он целыми днями бегает по квартире, прыгает на улице во дворе, танцует под музыку из мультфильмов и совершает ещё целый ряд активных движений, то всё, что такой ребёнок впитывает из пищи, он перерабатывает в энергию. И это правильно и очень хорошо! Ему незачем откладывать ненужные калории «на чёрный день» в прослойке на животе или во втором подбородке. Такой ребёнок скорее всего совершенно здоров. У него нет глистов, гормональных нарушений, зато есть прекрасный метаболизм .

Причина плохого аппетита может скрывать проблемы со здоровьем

  • В ряде случаев действительно стоит обратить внимание на аппетит любимого чада (и на его здоровье в целом), например, если:
  • Ребёнок внезапно стал мало есть или совсем отказывается от еды, быстро теряет в весе;
  • Ребёнок выглядит чрезмерно бледным, вялым, большую часть суток он малоподвижен;
  • Отказывается наотрез от ранее любимой им пищи и лакомств, не проявляет никакого интереса к еде;
  • Вы замечаете, что ребёнок выглядит измученным или измождённым.

Любая мать ребёнка с патологическим аппетитом пытается найти причину и убедится в том, что её ребёнок здоров. Какие медицинские проблемы могут сопровождать плохой аппетит? На что стоит обратить внимание? К кому обратиться?

Педиатр может оценить общее состояние ребенка, тонус, активность, соответствие роста-веса возрасту, заподозрить хронические воспалительные заболевания, хронические интоксикации . Невропатолог поможет выяснить, не является ли снижение ощущения чувства голода - неврологическими явлениями. Нет ли гипотонии мышц лица, при которых ребёнок быстро устаёт пережевывать пищу и отказывается от еды. Гастроэнтеролог исключит ферментопатии, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта. Эндокринолог проконсультирует, в случае, если ребёнок заметно отстаёт от ровесников в росте и весе. Психолог - поможет в случае, если плохой аппетит это проблема психологического характера, следствие невроза, патологической ревности к младшему члену семьи (что тоже не исключено).

Внимание! Если вы обещаете за хорошую еду купить новую игрушку или включаете мультфильм, то совершаете большую ошибку. Привычка вырабатывается быстро, а вот избавиться от нее будет нелегко.

Самыми уязвимыми являются дети до пяти лет. От плохого питания и недостатка питательных веществ у них развивается анемия и они часто болеют. Многие родители дают малышу любую еду, даже вредную, полагая, что главное: восполнить объем пищи. Это грубая ошибка, ведь такая тактика приводит к тому, что малыш быстро набирает вес, что только усугубляет его здоровье.

Минимальное медицинское обследование может включать в себя:

Часто во время болезни человеку просто необходим перерыв в приёмах пищи. Если ребенок плохо себя чувствует (ОРВИ , ротавирус и так далее) и отказывается от еды, ничего страшного. Главное — давайте ему пить, лучше всего простую воду. Из-за вирусной или бактериальной интоксикации аппетит у ребенка снижен, но на следующий день (максимум через два-три дня) он точно попросит есть.

А есть малоежки, которым всегда нужно гораздо меньше еды, нежели другим, всё всегда индивидуально.

Когда ребёнок ест по принуждению, то у него:

  • может разболеться живот (бывает и рвота);
  • появляется ненависть и отвращение к еде, пищевые расстройства;
  • нарушается доверие к родителям, которые насильно впихивают еду.

Если плохой аппетит у новорождённого обусловлен патологическим процессом в организме, то возможно присутствие такой клинической картины:

  • ребёнок становится капризным, постоянно плачет;
  • срыгивания, приступы рвоты;
  • меняется консистенция и частотность стула;
  • вздутие живота, частые запоры ;
  • повышенная температура тела;
  • живот становится твёрдым и напряжённым;
  • наличие белого налёта на языке;
  • категорический отказ от еды.

Проконсультируйтесь с педиатром, он расскажет вам для какого возраста, какие нормы питания, по которым педиатры рекомендуют кормить детей, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Быть может, вы не так и далеки от них. Если же отрыв большой, уберите все перекусы, готовьте только питательную и полезную еду, следуйте рекомендациям и любите своих детей.

И помните, что если вы до этого закармливали ребёнка, а потом резко прекратили, оставив его в покое, то какое-то время ребёнок будет наслаждаться правом ничего не есть и демонстративно отодвигать тарелку. Но потом инстинкт самосохранения возьмёт верх. Важно, чтобы при этом в свободном доступе не было печенья , конфет и прочих сладостей. Иначе ребёнок будет питаться только ими. Психологи считают, что если ребёнок отказывается есть нормальную пищу, и требует только шоколад или колбасу, это часто педагогическая ошибка мамы с папой, и никаких медицинских причин такого поведения искать не стоит.

Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением ! Обязательно проконсультируйтесь со специалистами, не запускайте проблему.

Важно: Семьи, в которых принято вегетарианство , должны особо заботиться о получении детским организмом всех необходимых веществ с помощью продуктов, к которым привыкли в семье. Питание должно быть сбалансированным, это возможно даже при нетрадиционном питании.

Нехватка любых пищевых веществ может сказаться задержкой роста, физического и умственного развития, а также нарушением формирования костного скелета и зубов. В особенности это касается детей младшего школьного возраста.

Культура питания начинается с семьи, как и всё воспитание. Правильный ритм жизни без крайностей приучает человека к самодисциплине. А нам остаётся пожелать мудрости и терпения родителям и приятного и здорового аппетита их детям!

В статье использована информация из открытых источников и научных публикаций.

Хотите дополнить информацию в статье или возразить? Мы приветствуем комментарии, предложения или возражения.

Информация, предоставляемая на сайте, носит исключительно ознакомительный характер, не занимайтесь самолечением и самодиагностикой