Привязанность и семья в жизни ребенка. Курсовая работа «Эмоционально поведенческие проблемы приемных детей Формирование привязанности у приемного ребенка

"Я никому не нужен", "я плохой ребенок, меня нельзя любить", "на взрослых нельзя рассчитывать, они бросят тебя в любой момент" - это убеждения, к которым в большинстве своем приходят дети, покинутые своими родителями. Один мальчик, попавший в детский дом, говорил о себе: "Я - лишенный родительских прав".

Привязанность - это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это - жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается процесс развития.

Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально, и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность. Вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей.

Потребность в привязанности - врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых. Выделяют следующие типы нарушенной привязанности:

  • Негативная (невротическая) привязанность - ребенок постоянно "цепляется" за родителей, ищет "негативного" внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.
  • Амбивалентная - ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: "привязанность-отвержение", то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка, делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.
  • Избегающая - ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив - "никому нельзя доверять". Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок "застрял" в нем; либо если разрыв воспринимается как "предательство", а взрослые - как "злоупотребляющие" детским доверием и своей силой.
  • Дезорганизованная - эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию и никогда не имевших опыта привязанности.

Для первых трех групп детей требуется помощь приемных семей и специалистов, для 4 - прежде всего внешний контроль и ограничение разрушительной активности.

Все же большинство детей, чей опыт жизни в семье не был катастрофическим и чье доверие ко взрослым подорвано не окончательно, ждут новую семью как средство исцеления от одиночества и покинутости, с надеждой на то, что в их жизни все еще будет хорошо.

Однако простого перемещения в новую ситуацию не всегда достаточно для того, чтобы "новая" жизнь сложилась хорошо: прошлый опыт, навыки и страхи остаются с ребенком.

Этапы переживания горя и потери

Для ребенка отчуждение от родной семьи начинается не в момент изъятия, а в момент помещения в новую семью или учреждение. Дети начинают чувствовать себя отличающимися от обычных детей - тех, которые не лишились семьи. Осознание этого может проявляться по-разному. Этим, по-видимому, объясняется тот факт, что многие адаптирующиеся к новым жизненным условиям дети начинают вести себя заметно хуже в школе и внезапно становятся мрачными и агрессивными. В процессе адаптации обычно наблюдается несколько этапов.

Отрицание

Главная особенность поведения ребенка на этом этапе состоит в том, что он бессознательно не воспринимает потерю. Такой ребенок может быть послушен, даже весел, вызывая удивление у взрослых: "ему все нипочем". Для вновь принятых в семью детей это может означать то, что они привыкают не выражать болезненные чувства, обращаясь к опыту прошлого. Они живут, изо всех сил стараясь не думать о том, что произошло, плывут по течению. Но такое состояние тянется не долго - либо последует "взрыв", когда переживания нахлынут, либо начнутся соматические и поведенческие проявления вытесняемых переживаний: рассеянность, частое впадание в прострацию, расстройство учебной и любой другой деятельности, требующей сосредоточенности и логики (глобальные расстройства внимания и интеллектуальные нарушения - "аффект тормозит интеллект"), капризы и слезы "без повода", ночные кошмары, расстройства желудочно-кишечного тракта и сердечной деятельности и т.п.

Гнев и смешение чувств

Этот этап характеризуется появлением сильных, иногда взаимоисключающих эмоций. Жить ребенку с чувствами, вызывающими тревогу и беспокойство, сложно и тяжело. Дети в этот период чрезвычайно чувствительны, и они особенно нуждаются в помощи, чтобы эти подавленные чувства не нанесли вреда. Дети испытывают следующие эмоции, причем иногда все сразу:

  • Тоска. Это чувство может вызвать у детей стремление увидеться с членами родной семьи и повсюду их разыскивать. Нередко утрата обостряет привязанность, и ребенок начинает идеализировать даже тех родителей, которые обращались с ним жестоко.
  • Злость. Это чувство может проявляться против чего-то определенного или быть самодавлеюшим. Дети могут не любить себя, порой даже ненавидеть, потому что они были отвергнуты оставившими их родителями, несчастливой судьбой и т.д. Они могут гневаться на "предавших" их родителей. На "разлучников" - милицию и детский дом, которые "вмешались не в свое дело". Наконец, на приемных воспитателей как на узурпаторов родительской власти, которая им не принадлежит.
  • Депрессия . Боль потери может вызвать чувство отчаяния и потерю уважения к себе. Помогая принятому в семью ребенку выразить свою печаль и понять ее причины, воспитатели помогают ему тем самым преодолеть состояние стресса.
  • Вина. Это чувство отражает реальное или предполагаемое отвержение или обиду, причиненную потерянными родителями. Даже у взрослых людей боль может ассоциироваться с наказанием за что-то. "Почему это случилось со мной?", "я - плохой ребенок, со мной что-то не так", "я не слушался родителей, плохо помогал им - и меня забрали". Такие и подобные им утверждения высказывают дети, лишившиеся родителей. Суть происходящего в том, что ребенок в попытке осмыслить ситуацию ошибочно принимает ответственность за происшедшее на себя. С другой стороны, он может также чувствовать вину из-за собственных чувств, например, из-за того, что он любит приемных родителей и наслаждается материальным комфортом, в то время как его родители живут в бедности.
  • Тревога . В критических случаях она может перерасти в панику. Принятый в семью ребенок может бояться отвержения приемными родителями; или испытывать иррациональный страх за свое здоровье и жизнь, а также за жизнь приемных воспитателей и/или родных родителей. Некоторые дети боятся, что родные родители разыщут их и заберут, - в тех случаях, когда ребенок сталкивался с жестоким обращением в родной семье, а к новой семье искренне привязался, и т.д.

В целом, в период адаптации к новой жизненной ситуации и свыкания с потерей поведение ребенка характеризуется противоречивостью и неуравновешенностью, присутствием сильных чувств (которые могут подавляться) и расстройством учебной деятельности. Обычно адаптация происходит в течение года. На протяжении этого периода воспитатели могут оказать существенную помощь ребенку, и это послужит "цементом", скрепляющим новые отношения. Однако если какие-либо из перечисленных выше проявлений сохраняются на более долгий срок, имеет смысл обратиться за помощью к специалистам.

Что можно предпринять

Определенность: ребенку важно знать, что будет дальше, какие порядки в том месте, куда он попал. Постарайтесь заранее рассказать ребенку о других членах вашей семьи, показать их фотографии. Покажите ребенку его комнату (либо часть комнаты), его кровать и шкаф, куда он может сложить личные вещи, объясните, что это - его пространство. Спросите, хочет ли он теперь побыть один или вместе с вами. Старайтесь все время кратко, но внятно рассказывать ребенку о том, что будет дальше происходить: "Сейчас мы покушаем и ляжем спать, а завтра еще раз посмотрим квартиру, сходим погулять во двор и в магазин".

Утешение: если ребенок подавлен и проявляет другие признаки горя, постарайтесь мягко обнять его и скажите о том, что вы понимаете, как грустно расстаться с теми, кого любишь, и как бывает тоскливо в новом, незнакомом месте, но так грустно ему будет не всегда. Подумайте вместе, что могло бы ребенку помочь. Важно: если ребенок расплакался - не останавливайте его сразу. Побудьте с ним вместе и через некоторое время успокойте: если слезы есть внутри, лучше их выплакать.

Физическая забота: узнайте, что любит ребенок из еды, обсуждайте с ним меню и по возможности учитывайте его пожелания. Последите, чтобы ночью в коридоре горел ночник, и если ребенок боится темноты, то и в его комнате тоже. Укладывая спать, посидите с ребенком подольше, поговорите с ним, подержите за руку или погладьте по голове, если возможно, подождите, пока уснет. Если ночью вам кажется, что ребенок, даже не маленький, плачет, обязательно зайдите к нему, но не включайте свет, чтобы не смутить. Тихонько посидите рядом, попробуйте поговорить и утешить. Малыша можно просто обнять и даже остаться с ним на ночь (в первое время). Важно: будьте внимательны, если ребенок напрягается от физического контакта, выразите свое сочувствие и заботу просто словами.

Инициатива: инициируйте положительное взаимодействие с ребенком, проявляйте первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавайте вопросы и выражайте тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым. Важно: не ждите ответного тепла сразу.

Воспоминания: ребенок может захотеть поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Важно: отложите, если возможно, свои дела на потом или выделите специальное время, чтобы поговорить с ребенком. Если его рассказ вызывает у вас сомнения или смешанные чувства, помните - ребенку важнее быть внимательно выслушанным, чем получить совет. Просто подумайте, что мог переживать ваш ребенок тогда и что он чувствует во время разговора с вами, - и посочувствуйте этому.

Памятные вещи: фотографии, игрушки, одежда - все это связывает ребенка с прошлым, является материальным воплощением значительной части его жизни. Важно: каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память, и недопустимо выбрасывать это, тем более без его согласия.

Помощь в организации дел: дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте и при таких серьезных изменениях в своей жизни. Вы можете обсуждать и планировать их дела вместе, давать им конкретные советы по поводу какой-либо деятельности, писать записки-памятки и т.д. Важно: поддерживать ребенка, если он злится на себя за свои промахи: "то, что происходит с тобой - нормальная реакция на ненормальные обстоятельства", "мы справимся" и т.д.

В характере вашего приемного ребенка могут быть черты, про которые вы смело можете сказать: "это уже не его горе, а мое!". Пожалуйста, помните, исправить все сразу нельзя. Сначала ребенок должен привыкнуть к вам, принять изменения в своей жизни, и только потом он будет меняться сам.

Вышеприведенное описание имеет отношение прежде всего к внутренним переживаниям ребенка. При этом существует четкая динамика в процессе выстраивания отношений с людьми, которые заботятся о ребенке и волею обстоятельств становятся для него самыми близкими, в той или иной степени заменяя родителей.

Представляю пред ваши очи свой перевод попавшей ко мне американской статьи. Кто автор и откуда статья, мне не известно, но на мой взгляд, очень ценный материал. Прошу прощения за корявости перевода.

Советы о том, как облегчить развитие привязанности у ребенка

У детей, проведших определенное время в институциях, нарушен цикл привязанности.
Они научились доверять только себе и сами себя награждать. Такой ребенок привыкает
Ограничивать свои потребности, ограничивать стадию возбужденности, привыкает к
Немедленному самовознаграждению и в результате почти или совершенно не нуждается
Во взаимодействии с другими людьми. Никто не станет спорить, что это ненормально,
Когда ребенок не может доверять никому, кроме себя самого. Такая самодостаточность
препятствует желанию рассчитывать на других людей и привязываться к ним, в том числе – и особенно – к родителям. Очень важно, чтобы родители знали об этих трудностях и
использовели такие техники поведения, которые облегчали и ускоряли бы соответствующую возрасту ребенка степень привязанности. Вот несколько основных
моментов: всегда говорить спокойно и с нежными интонациями, всегда смотреть
ребенку в глаза и нежно держать его за щеку, чтобы направлять его взгляд на себя,
всегда удовлетворять нужды ребенка, всегда подходить к нему, когда он плачет, пока
у ребенка не разовьется привязанность к родителям.

Вот более специфические виды поведения, которые вы можете попробовать.

Привязанность развивается при помощи:
- прикосновения
- взгляда в глаза
- движения
- разговора
- вазимодействия
- игры
- еды

Привязанность ребенка выражается в следующем:
- отвечает улыбкой на улыбку
- ответный взгляд в глаза
- стремится быть ближе (особенно если ребенку больно или страшно)
- принимает утешение от родителей
- использует родителей как надежную “пристань”
- соответствующая возрасту тревога при расставании с родителями
- способность принимать указания и советы родителей
- соответствующая возрасту боязнь незнакомых людей
- игра, включающая в себя взаимодействие с родителями

Занятия, способствующие развитию привязанности:

Некоторые из них предполагают тесный телесный контакт, который может понравиться,
А может и не понравиться вашему ребенку. Переходите к ним, когда почувствуете, что
Ребенок готов. В других видах занятий силен игровой элемент, и ребенок будет играть,
Даже не осознавая физического контакта с вами, который он будет испытывать. Эти
Занятия будут все больше нравиться ребенку, пока он не привыкнет к физическому
Контакту вообще.

Колыбельная: качайте ребенка (в том числе старших детей) на руках, глядя ему в глаза.
Пойте колыбельные, вставляя имя ребенка в слова песенок, например: “Котик серенький,
Хвостик беленький, он по улице ходил, ночевать к нам приходил: - Пусти меня ночевать,
Стану Сашеньку качать.”

Играть в “ку-ку!”, пряча ручки, ножки ребенка под одеялом и т.п.

“Сорока-ворона кашку варила…” – на ручке ребенка.

“Когда я нажимаю на эту кнопочку…” – несильно нажимать на носик, ухо, палец и т.д.
ребенка, при этом издавая разные звуки – “би-би”, “динь-динь”, “у-у” и т.д.

Надуйте свои щеки и пусть ребенок своими ручками нажмет на них, чтобы они “лопнули”.

Игра в ладушки – можно играть не только ручками, но и ножками.

Крем: намажьте крем на свой нос и коснитесь носом щеки ребенка, пусть ребенок “вернет”
Вам крем, коснувшись своей щекой вашето лица. Мажьте тело, лицо ребенка кремом.

Медленно расчесывайте волосы ребенка, говоря о том, какой у волос красивый цвет,
Какие они мягкие и т.п.

Играйте с мыльной пеной во время купания – передавайте ее из рук в руки, делайте из
нее “бороду”, “корону”, “погоны” и т.д.

Дуйте на ребенка и пусть он дует на вас.

Пойте песни вместе с ребенком, танцуйте вместе, играйте в пальчиковые игры.

Любые виды деятельности, предполагающие стимуляцию осязания: используйте
Крем, пену, пластилин, воду и играйте вместе с ребенком, не бойтесь беспорядка!

Игры, способствующие взглядам друг на друга – играйте в косметолога, парикмахера,
Раскрашивайте друг другу лица и т.д.

Каждый день сидеть или лежать в обнимку с ребенком, читая или смотря телевизор.

Кормить ребенка из бутылочки, держа его на руках и глядя ему в глаза. Для детей
Постарше используйте чашки-непроливайки.

Носите ребенка в “кенгуру” и прочих приспособлениях.

Кормите друг друга чем-нибудь вкусным.

Щекочите ребенка.

Играйте в кукол, изображая нежный уход и кормление.

Разговаривайте с ребенком о разных чувствах и эмоциях, используа игры, делая
Гримасы, играя в кукол и т.п. Преувеличивайте выражения лица.

Сделайте “Книгу о жизни” ребенка, используя фотографии из детского дома и все
Фотографии, связанные с усыновлением, и продолжайте ее рассказами и фотографиями
Из домашней жизни ребенка с вами.

Давайте ребенку понять, что он – часть семьи. Например, говорите “Ты смеешься совсем
Как папа”, “Ты любишь мороженое, как я”. Употребяйте такие слова, как “наша семья”,
“наш/мой сын – наша/моя дочка”, “мама”, “папа”, отпраднуйте усыновление ребенка
всей семьей. Празднуйте день усыновления каждый год, делайте семейные фотографии,
иногда одевайтесь одинаково.

Для двоих взрослых:

Пусть ребенок бегает, прыгает, скачет на одной ноге и т.п. от одного взрослого к другому,
И каждый из взрослых будет радостно его встречать.

Играйте в прятки: один из взрослых прячется вместе с ребенком, а другой ищет.

Осторожно качайте ребенка и передавайте друг другу из рук в руки.

(Мой сын (4,5 г.) очень любит игру в кота, лису и петушка – по сказке, где кот уходил
на охоту, петушок оставался дома, а лиса его уносила. Я – лиса, несу ребенка (он –
петушок), за нами гонится папа – кот. Ребенок зовет”Несет меня лиса за темные леса,
за быстрые реки, за высокие горы, котик-братик, выручи меня!” Тогда папа-кот догоняет
и отнимает “петушка” у “лисы”).

В природе человека – стремиться к другому человеку, устанавливать близкие отношения, привязываться к тому, кто проявляет тепло и заботу. В природе ребенка – привязываться к родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам или к тем, кто в их жизни замещает кровных родственников.

Человек – существо социальное, и поэтому даже в условиях, когда родители пренебрегают своими обязанностями, не удовлетворяя базовые потребности малыша в пище, комфорте, ласке, в подавляющем большинстве случаев он все-таки любит жестокую мать либо беспробудно пьющего отца и не хочет разлучаться с ними.

Но случается и по-другому. Тяжелые условия, в которых протекает раннее развитие ребенка, могут привести к трудно излечимому заболеванию.

Чаще всего с этой проблемой сталкиваются приемные родители, чей ребенок претерпел неблагополучие в кровной семье, а затем оказался в детском доме. Еще тяжелее ситуация, когда ребенок уже был взят в семью, а затем возвращен обратно в детское учреждение.

Бывают, однако, случаи РРП в многодетных семьях, где матери никто не помогает и на долю кого-то из детей приходится очень мало внимания и заботы. Расстройство может развиться, если на раннем этапе ребенок был надолго разлучен с родителями в результате длительной госпитализации, либо большую часть времени малыш оставался с матерью, страдающей от депрессии или другого серьезного заболевания, не позволяющего ей как следует заботиться о ребенке.

Что такое реактивное расстройство привязанности?

More Help .jpg» width=»570″ height=»345″ srcset=»https://www..jpg 570w, https://www.-140×85.jpg 140w» sizes=»(max-width: 570px) 100vw, 570px» />

Это состояние, при котором у ребенка не формируется эмоциональная привязанность к родителям или лицам, их замещающим. Симптомы расстройства проявляются в возрасте до 5 лет, нередко еще в младенчестве. Это вялость, отказ от общения, самоизоляция. Маленький ребенок равнодушен к игрушкам и играм, не просится на руки, не ищет утешения при физической боли. Он редко улыбается, избегает глазного контакта, выглядит грустным и апатичным.

По мере взросления признаки самоизоляции могут проявляться двумя, казалось бы, противоположными видами поведения: расторможенным и заторможенным.

При расторможенном поведении ребенок стремится привлечь к себе внимание даже незнакомых людей, часто обращается за помощью, совершает поступки, не соответствующие возрасту (например, приходит спать в постель к родителям).

Недопонимание, недостаток терпения, выраженная негативная реакция на поведение ребенка со стороны значимого взрослого может вызвать раздражение, гнев или вспышку агрессии со стороны ребенка, а при сохранении нарушения в подростковом возрасте – к злоупотреблению алкоголем, наркоманией и другим видам асоциального поведения.

При заторможенном поведении ребенок уклоняется от общения и отказывается от помощи. В некоторых случаях у него попеременно наблюдаются оба типа поведения, как расторможенный, так и заторможенный.

Реактивное расстройство привязанности может проявляться в таких формах, которые порой вызывают у приемных родителей отчаяние: ребенок постоянно лжет, ворует, ведет себя импульсивно, проявляет жестокость к животным и полное отсутствие сознательности. Он не выражает сожаления или раскаяния после неприемлемого поведения.

Диагностика РРП – дело непростое. Некоторые черты этого расстройства могут проявляться при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), при тревожном расстройстве, при аутизме, при посттравматическом стрессовом расстройстве. Для того чтобы точно поставить диагноз, необходимо наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях на протяжении некоторого периода времени, анализ его биографических данных, оценка взаимодействия родителей с ребенком.

Еще сложнее – его лечить

Иногда психиатры прописывают лекарства детям с РРП, однако в отдельных случаях они могут лишь слегка улучшить фон, на котором будет протекать терапевтическое взаимодействие с ребенком.

Ключевую роль в лечении играют родители либо опекуны ребенка. Именно им предстоит при помощи врачей и психологов создать такую обстановку, в которой он сможет пережить опыт здоровой зависимости, поверить в то, что на взрослого можно положиться, и начнет ему доверять.

Специалисты считают, что терапевтическая обстановка включает 3 важнейших компонента: безопасность, стабильность и чувствительность.

Чтобы преодолеть последствия тех событий, которые вызвали неспособность ребенка сформировать тесные и теплые отношения, взрослый должен иметь достаточно времени и терпения, чтобы слушать и слышать ребенка непредвзято и не предпринимая попыток судить его.

Ребенку необходимы границы, но установлены они должны быть в контексте понимания и сочувствия. Только если ребенок ощущает эмоциональную безопасность , то есть понимает, что его рассказ о себе не вызовет негативной оценки со стороны взрослого, он проникнется доверием и расскажет приемной маме или психологу о тяжелых переживаниях своего раннего детства.

Второй компонент после безопасности – стабильность . Фигура взрослого для формирования первостепенной привязанности должна оставаться одной и той же. Чтобы установить доверие между значимым взрослым и ребенком с РРП, требуется длительное время. Смена такой фигуры, перемещение из одной приемной семьи в другую, не просто тормозит процесс, но и усугубляет расстройство.

Пройдя через болезненный опыт игнорирования своих потребностей, ребенок должен заново научиться осознавать их, а так же тот факт, что раз за разом их может удовлетворить один и тот же человек: накормить, дать чистую одежду, уложить в теплую постель, поиграть, выслушать и утешить, помочь с выполнением заданий. Такие дети часто боятся, что новая мама откажется от них или умрет, и только после длительного периода стабильности эти страхи ослабевают.

Некоторым детям нужно не менее года стабильности, чтобы начать доверять своему значимому взрослому, другие проникаются доверием к приемным родителям уже через несколько месяцев. Это зависит от темперамента ребенка (важно, например, экстраверт он или интроверт), а также от того, насколько хорошо подходят друг другу по разным параметрам ребенок и его новый родитель.

Нежелательны длительные расставания между приемным ребенком и матерью: они могут активировать его защитную реакцию, которой является самоизоляция.

И, наконец, чувствительность . Это эмоциональная доступность взрослого, его внимательность к нуждам ребенка. Приемные родители должны быть проинформированы специалистами о том, что в то время как умственное развитие ребенка с РРП может соответствовать возрастной норме, его эмоции часто остаются незрелыми, а значит, в процессе формирования привязанности потребность во взрослом может быть выше, чем у здорового ребенка того же возраста.

В этот переходный период родители должны проявить большое терпение, быть готовыми к неожиданным формам поведения, которые являются сигналами того, что ребенок проходит какие-то более ранние стадии развития и формирования привязанности.

Например, ребенок, который вел себя подозрительно и отстраненно, вдруг начинает неотвязно следовать за мамой, постоянно сообщать о своих страхах, забираться на колени или приходить спать в родительскую постель, – словом, вести себя так, как если бы он внезапно стал на 2-3 года младше. В таком случае родителям следует принять ситуацию и пойти навстречу возникшей у ребенка потребность большей от них зависимости.

Приемным родителям важно понимать логику изменений, происходящих с ребенком. Некоторые приемные дети первоначально кажутся эмоционально холодными, так как опыт научил их тому, что выражать свои чувства и сообщать о своих желаниях для них небезопасно. При этом ребенок производит впечатление вполне послушного, ведь он не проявляет ни раздражения, ни недовольства, не говорит о своих нуждах.

Ощутив же себя в безопасности, он интуитивно чувствует, что взрослые принимают его и не откажутся от него, а значит вполне безопасно заявлять о своих желаниях в любой форме, вплоть до капризов и истерик.

Если раньше ребенок оставался безразличен к тому, дома ли мама или она куда-то ушла, то теперь он может разрыдаться, прижаться к ней и не отпускать ее, если она собралась уйти без него. Это непросто для родителей, но такое поведение нужно рассматривать как положительный знак: привязанность постепенно формируется, ребенок преодолевает разрушительные последствия своего тяжелого раннего детства.

В случае РРП задача психолога – прежде всего, просветить родителей и поддержать их в создании безопасной и стабильной обстановки для ребенка дома, однако полезными могут быть и занятия с ребенком. Помочь ребенку в осознании собственных потребностей, в выстраивании доверительных отношений с новым значимым взрослым может игровая терапия и другие методики.

В то же время родителям следует осторожно относиться к предложениям работы с ребенком методами, объединенными общим названием «терапия привязанности» (в оригинале – Attachment Therapy).

Эта терапия не только не имеет научного обоснования и задокументированных данных об эффективности, но и не является безопасной.

Терапия привязанности объединяет ряд насильственных методов, самые известные из которых холдинг-терапия (удерживание) и ребефинг («перерождение»).

При «перерождении» тело ребенка заворачивают в одеяло и заставляют проползти через спрессованные подушки, имитируя прохождение через родовые пути. Предполагается, что «родившись заново», он преодолевает прошлый негативный опыт и оказывается готовым к близости с матерью. В 2000 году во время такой процедуры в Колорадо (США) задохнулась 10-летняя девочка, и данная терапия с тех пор в штате запрещена.

До сих пор существует немало адептов холдинг-терапии для лечения аутизма и РРП, в их числе весьма известные в нашей стране психологи доктор наук О.С.Никольская и М.М.Либлинг.

Суть терапии заключается в том, что мать насильственно удерживает ребенка в объятиях и, несмотря на его сопротивление, говорит ему, как он нужен ей и как она его любит. Предполагается, что после периода сопротивления, когда ребенок пытается вырваться, царапается и кусается, наступает расслабление, в процессе которого устанавливается контакт между матерью и ребенком.

Критики метода утверждают, что он не этичен, так как основан на физическом принуждении, и может спровоцировать регресс в развитии ребенка. Действительно, каким образом может установиться доверие со стороны ребенка к взрослому, применяющему к нему физическое насилие?

Воспитание ребенка с реактивным расстройством сопряжено с огромными эмоциональными затратами, порой со стрессом для родителей, которые винят себя, если долго не видят положительных сдвигов в состоянии и поведении ребенка.

Если у вашего ребенка диагностировано РРП

  1. Помните, что нет чудодейственных методик, позволяющих добиться прорыва в состоянии ребенка в короткие сроки. Ничто не заменит терапевтическую обстановку дома, безопасность, стабильность и вашу готовность эмоционально откликнуться на потребности ребенка.
  2. Обязательно найдите возможность и способ восстанавливать собственный эмоциональный баланс. Ребенок с РРП уже испытывает стресс, и ваша тревожность либо раздражительность могут его усилить. Чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенок должен ощущать ваше спокойствие и твердость.
  3. Установите границы дозволенного. Ребенок должен понимать, какое поведение является неприемлемым и какие последствия его ждут в случае нарушения правил. Важно объяснить ребенку, что ваше неприятие относится не к нему самому, а к определенным его поступкам.
  4. После конфликта будьте готовы быстро воссоединиться с ребенком, чтобы дать ему почувствовать, что причиной вашего недовольства было конкретное поведение, но его вы любите и дорожите отношениями с ним.
  5. Если вы были в чем-то неправы, не бойтесь признать свою ошибку. Это укрепит вашу связь с ребенком.
  6. Установите режим дня для ребенка и следите за его исполнением. Это позволит снизить уровень тревожности у ребенка.
  7. Если это возможно, проявите свою любовь к ребенку через телесный контакт: укачивания, объятия и держание на руках. Однако имейте в виду: если ребенок пережил насилие и травмы он первоначально будет сопротивляется прикосновениям, поэтому вам придется действовать постепенно.

У всех приемных детей есть один общий трагичный диагноз: нарушение привязанности. Неважно, в какой момент их покинули родители - в младенчестве или в осознанном возрасте, чувство разрыва с родным человеком оборачивается многочисленными психологическими проблемами. Приемные родители часто считают себя волшебниками, которые способны исправить их. По мнению неопытного человека, все очень просто: ребенок освоится, полюбит новую семью и будет счастлив. К сожалению, это не так. Привязанность формируется поэтапно, и сократить время прохождения этих этапов могут только сами приемные родители, вооружившись терпением и прибегая к помощи специалистов.

«Я - Родитель» приводит в пример этапы , которые проходят все дети. Задача мам и пап - сопоставить возраст ребенка и момент, в который произошло нарушение нормального развития привязанности.

Этап первый. Телесный
Возраст: до 1 года

Ребенок испытывает привязанность через ощущения. Он привыкает к запаху мамы, к характеру прикосновений. Тем не менее, если за малышом будет ухаживать другой взрослый - он примет и эту заботу.

Этап второй. Поиск сходства
Возраст: до 2 лет

Малыш начинает копировать действия взрослых. Больше всего он обращается к самому - к тому, кто находится рядом с ним постоянно.

Этап третий: Определение принадлежности
Возраст: до 3 лет

Ребенок начинает осознавать свое место в семье. Он понимает слова «мой», «твой», «наш»; говорит: «Я хочу», «Это мое», то есть начинает чувствовать принадлежность.

Этап четвертый. Осознание значимости
Возраст: до 4 лет

На этом этапе ребенку очень важно понимать, что его любят. Он может спрашивать об этом открыто: «А ты меня любишь, мама?» Иногда это происходит неосознанно - ребенок пытается заслужить любовь своими поступками, добиваясь похвалы и ласки.

Этап пятый. Осознанная привязанность
Возраст: до 5 лет

Ребенок начинает испытывать осознанные чувства по отношению к дорогим для него людям. Эти чувства имеют продолжение в поступках. Малыш ищет способы, с помощью которых он может выразить свое отношение к родителям, говорит им о своей любви.

Этап шестой. Привязанность через понимание
Возраст: до 6 лет

Ребенок хочет, чтобы его понимали, любили таким, какой он есть. Малыш начинает делиться своими секретами с родителями, ждет от них положительной отдачи.

Все эти этапы формирования привязанности заложены природой, обычно дети преодолевают их неосознанно, сами по себе. Изучив этапы развития привязанности и историю усыновленного ребенка, должны ответить для себя на вопрос: в какой момент цепочка прервалась? Когда конкретно ребенок остался без близких людей рядом?

Начинать работать с нарушением привязанности нужно именно с этого момента. Но все же, по мнению специалистов, даже если ребенок уже взрослый, зачастую все этапы приходится проходить заново. То есть в первое время малыш будет как младенец-потребитель. Он начнет проявлять ласку к приемным родителям, но и к другим взрослым будет относиться так же. Позже станет открывать сходство с новой семьей, затем осознает границу дозволенного и только потом начнет проявлять первые настоящие чувства.

Как помочь ребенку быстрее пройти через этапы формирования привязанности

Если не работать с нарушением привязанности, то ребенок может так и остаться капризным, постоянно переживающим чувство потери биологических родителей. Для того чтобы прогресс стал стремительнее, необходимы последовательные действия родителей. Приведем пример: ребенок боится оставаться ночью один и просится в кровать к маме и папе. Один раз его берут, потому что жалеют, а потом решают, что место малыша - в детской, и не стоит приучать его спать в другой кровати. Ребенок, без сомнения, оказывается в растерянности. Если разрешили один раз - значит, позволят еще. А если не позволяют - значит, не любят. Доверие к приемным родителям подрывается.

В семье необходима установка четких правил - причем с самого начала. У ребенка должно быть постоянство - так он быстрее адаптируется и привяжется к новой семье. Самый простой вариант - взять листок, сесть вместе с мужем (бабушкой, тетей, любыми родственниками, которые принимают участие в воспитании) и составить список этих правил. Наверняка они уже есть в семье, просто употребляются бессознательно. Вот пример пунктов из такого списка:

  1. Нельзя шуметь, когда папа работает за компьютером;
  2. Посуду каждый моет за собой сам;
  3. Каждый самостоятельно следит за порядком в своей комнате;
  4. После 21:00 нельзя включать телевизор.

Выполнение всех этих правил обязательно в любом случае. Нельзя, чтобы «злой папа» запрещал компьютерные игры, а «добрая мама» разрешала. Непоследовательность негативно сказывается на хрупком ощущении ребенком стабильности.

Не стоит ждать, что малыш сразу начнет бесконечно любить приемных родителей. Для всего нужно время. Но приблизить момент возможно. Отмечайте семейные праздники. Если ребенок пришел в семью в осознанном возрасте, можно отметить не только его день рождения, но и день усыновления. Почаще произносите объединяющие фразы: «Наша семья», «Ты смеешься, как папа», «Наш сынок (дочка)».

Делайте совместные фотографии, храните хорошие воспоминания и забывайте плохое. Рано или поздно ребенок обязательно начнет испытывать потерянную прежде привязанность к любимым людям.

Елена Кононова

Детская привязанность – это чувство близости малыша к родителям. Она формируется в первые месяцы жизни крохи. Дети, которые попадают в новую семью по каким-либо причинам, очень сложно переживают процесс формирования привязанности к . Эмоциональная близость между малышом и его родными родителями основывается и на биологической связи. Такой связи не может быть с приемными родителями. Но это не значит, что эмоциональная привязанность не установится. Нужно приложить максимум усилий и запастись терпением, чтобы малыш чувствовал вашу любовь.

Потребность в привязанности – врожденная. Ребенку нужно чувствовать, что его оберегают и любят, что он вызывает положительные эмоции. Только тогда малыш растет уверенным в себе. Он любит себя и весь мир вокруг. Он возвращает полученную от родителей любовь окружающим его людям. Но даже в благополучных семьях маленький член семьи часто становится объектом раздражения. А в семьях, где родители ведут нездоровый образ жизни, нуждаются в деньгах, ситуация гораздо хуже. Ребенок изначально воспринимается как проблема. В таких условиях привязанность просто не может сформироваться. И получается, что малыш вырастает замкнутым, неуверенным в себе. Или, напротив, гиперактивным, «трудным», как часто говорят педагоги и воспитатели.

Надо понимать, что нарушения в формировании привязанности могут возникнуть не только в раннем детстве. Вполне возможно, что родители грудного ребенка удовлетворяли его потребности в ласке, общении и внимании, а потом произошло некое событие, вследствие которого ребенок лишился мамы и папы. Сильный стресс от потери близкого человека также может вызвать нарушения в эмоциональном развитии ребенка.

С ребенком обязательно нужно разговаривать, не скрывать от него правды, т. к. одна ложь влечет за собой следующую. Если лгать ребенку, можно навсегда потерять его доверие.

Нарушения привязанности

У приемных родителей появляется сложная, но выполнимая задача – сформировать привязанность у ребенка заново. Сначала по отношению к самим себе, а потом развить способность привязываться и к другим близким людям.

Детские психологи выявляют несколько типов нарушенной привязанности:

  • Невротический тип нарушения проявляется в тех случаях, когда ребенок совершает плохие поступки, чтобы привлечь внимание родителей.
  • Амбивалентный тип нарушения характеризуется непостоянством. Ребенок то кидается на шею, то грубит и убегает.
  • Избегающий тип нарушения – когда ребенок считает всех взрослых плохими.
  • Размытый тип нарушения привязанности присутствует у ласковых, эмоциональных детей. Они готовы обнимать и целовать каждого взрослого – лишь бы им досталось немного внимания.

Это далеко не все типы нарушений. В любом случае, ответственным приемным родителям лучше всего обратиться к специалистам. Ведь действуя только полагаясь на свою интуицию, можно еще больше навредить ребенку.

Адаптация приемного ребенка в семье

Детям часто повторяют: «Это твоя семья, ты должен ее любить», «Ты не должен расстраивать маму и папу, вы же семья». Значение семьи не преуменьшить. Но как доказать ребенку, что вы сможете быть настоящей счастливой семьей, если у него в прошлом уже есть негативный опыт?

Привязанность к новым родителем не формируется за один день. В целом, психологи замечают, что неровности сглаживаются спустя пару лет после принятия ребенка в семью. До этого момента предстоит пройти :

1 этап: Знакомство

На первом этапе родители могут заметить регресс в поведение ребенка – поступки, не соответствующие возрасту, ухудшение речи, агрессивное поведение. Ничего ненормального в этом поведении нет. Ребенок в растерянности. Он не знает, чего ждать от новых родителей. А вдруг его снова бросят? Тогда лучше не привыкать, чтобы потом не было больно. Фактически, ребенок бессознательно показывает свои худшие стороны, чтобы оценить реакцию взрослых на своё поведение. Спустя некоторое время эти проявления сглаживаются. Ребенок привыкает к новому месту, у него появляются свои вещи, игрушки, он знает, чем можно порадовать родителей, а чем, наоборот, расстроить.

2 этап: Возврат в прошлое

Но после первых, «медовых», месяцев рецидив может повториться. Ребенка начинают одолевать воспоминания о прошлой, не всегда благополучной жизни. В такие моменты родителям требуется проявить терпение и не опускать руки. Это получается далеко не у всех. Многие решают отказаться от ребенка, оставив на его душе еще один незаживающий шрам.

3 и последующие этапы: Медленное привыкание

Последующие этапы привыкания еще больше сближают ребенка с его новой семьей – многие уже не вспоминают своих биологических родителей или приют, иногда даже отказываются от встречи с кровными родственниками. Ребенок уверен в своей семье. Нет необходимости привлекать к себе внимание через вызывающие поступки или слезы. Эмоциональное состояние уравновешивается. Ребенок на бессознательном уровне ощущает свою принадлежность к семье. Этот завершающий период адаптации не говорит о том, что проблем больше никогда не возникнет. Взрослые тоже меняются, меняются обстоятельства и требования к ребенку. Но, в целом, у приемных родителей пропадает некая настороженность. Они больше не оценивают усыновленного ребенка, как чужого. Появляется та самая привязанность к семье, которая должна остаться у ребенка на всю жизнь.