Проект дети во время войны. Проект "дети войны". Обоснование выбора темы

С каждым годом становится все меньше. Российские власти обращают особое внимание на так называемых детей войны - граждан, что пережили события 1941-1945 годов будучи несовершеннолетними. Представленная категория населения наделяется рядом особых льгот и полномочий, о которых будет рассказано далее.

Кто относится к группе "дети войны"?

К сожалению, специализированного Федерального закона о "детях войны" по состоянию на 2017 год не принято. Тем не менее в различных нормативных актах РФ существует ряд положений, указывающих на привилегии для граждан, переживших ВОВ. Но кто вообще относится к представленной категории? Пока не принят закон о "детях войны", нет и особого определения, которое позволило бы разобраться с соответствующей группой населения. Неофициально считается, что "детьми войны" являются все граждане, родившиеся не позднее 1945 года. Внесенный в Государственную Думу проект Федерального закона устанавливает дату с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года. При этом речь идет только про тех людей, что постоянно проживали на территории СССР (за исключением обвиненных, находящихся в местах лишения свободы).

Виды льгот

Поскольку Федеральный закон о "детях войны" все еще находится в разработке, в регионах страны действуют местные акты, направленные на социальную поддержку рассматриваемой категории населения. На данный момент в 15 регионах России «дети войны» выделяются в особую группу, а потому и привилегии для них устанавливаются отдельно. В большинстве же субъектов рассматриваемая категория граждан объединяется с ветеранами труда, инвалидами или

Какие существуют виды льгот для «детей войны»? Первое и самое важное это, конечно же, прибавка к пенсионным выплатам. Далее идут дополнительные услуги вроде бесплатного проезда, льгот на коммунальное и медицинское обслуживание, на установку некоторых видов техники, а также на погребение. Таким образом, большинство льгот объединены в медицинскую, проездную, налоговую и жилищную группы. Регионы имеют право дополнять представленный минимум льгот.

Льготы в 2017 году

Скидки на оплату услуг ЖКХ, право бесплатного проезда, доплаты к пенсии, преимущества в медицинском обслуживании - для пользования всеми этими привилегиями необходимо подтвердить свой статус. В МФЦ и органах соцзащиты некоторых регионов страны любой гражданин, родившийся в период с 1928 по 1945 год, может приобрести специальное удостоверение. Законы о "детях войны" Красноярского края, а также Белгородской, Тульской, Самарской, Волгоградской областей действуют на вполне официальной основе.

Существуют также и некоторые другие области, края и республики, которые предоставляют рассматриваемый статус на официальной основе. При этом большинство субъектов ожидают принятия общего Федерального закона, а потому предоставляют лишь официально установленные статусы вроде военного ветеранского, труженика тыла, ветерана труда и др.

Для получения специального удостоверения от заявителя необходим только паспорт. Запрос на дополнительную документацию от государственного органа будет неправомерным. В течение 2 недель заявителю будет присвоен соответствующий статус.

Другие статусы

Органы соцзащиты часто идут навстречу гражданам. Несмотря на то что закон о "детях войны" пока не принят, государственные инстанции могут присвоить нуждающимся гражданам другой подходящий статус. В частности, гражданин, осуществлявший трудовую деятельность не менее полугода в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, может получить статус труженика тыла. Единственное условие - работа должна была осуществляться на не оккупированных территориях СССР. Лица, обладающие медалью за самоотверженный труд в годы ВОВ, также имеют право на получение такого статуса. Блокадники и инвалиды ВОВ могут получить ряд привилегий, если предоставят в орган соцзащиты паспорт и документ о праве на льготы.

Если размер пенсионной выплаты ниже прожиточного минимума, то следует обратиться в Пенсионный фонд или инстанцию соцзащиты. Гарантированы дополнительные перечисления "детям войны", инвалидам и ветеранам.

Проект закона о "детях войны"

Фракция КПРФ внесла проект закона еще в 2013 году. Согласно нормативному акту, для рассматриваемой категории граждан устанавливаются льготы в виде внеочередной установки домашнего телефона, прохождения ежегодного медицинского осмотра, бесплатного проезда, а также преимущества при вступлении в кооперативы. Устанавливается в законопроекте и в 1 тыс. рублей.

По словам представителей КПРФ, данная сумма подлежит ежегодной индексации. Если гражданин имеет несколько статусов, то группа льгот предоставляется всего одна - по выбору гражданина. Проект коммунистов не был принят парламентариями. В 2016 году в Госдуму была подана повторная инициатива - на этот раз вместе с депутатами от "Справедливой России".

Политологи говорят о скором принятии закона о "детях войны" - либо в конце 2017, либо в начале 2018 года. Сам законопроект стоит рассмотреть чуть подробнее.

Общая характеристика готовящегося закона о «детях войны»

Законопроект состоит из трех глав - общих положений, мер социальной поддержки и заключительной части. В первой статье дается характеристика рассматриваемой группе граждан. Указывается возраст "детей войны", а именно точные даты рождения таких лиц. В статье 2 говорится про государственную политику.

Согласно законопроекту, к функционалу государственной власти относится выделение средств из федерального бюджета, реализация социальных мер и информирование граждан путем СМИ. Все организационные основы, согласно статье 3 законопроекта, лежат на федеральных органах исполнительной власти. То же касается расходных обязательств. В статье 5 закреплен принцип приоритета международных норм в случае обнаружения противоречий с национальным правом. Наконец, сфера применения, согласно статье 6 проекта, довольно обширна: здесь стоит отметить некоторых иностранных граждан, а также лиц, временно проживающих на территории Российской Федерации.

Социальная защита

По законопроекту составляют всего 1 тыс. рублей. Чуть большие суммы будут получить граждане, чьи пенсионные выплаты не достигают прожиточного минимума. Ежегодно 1 апреля сумма должна индексироваться. Получить свои выплаты граждане могут в Пенсионном фонде РФ. Закон довольно четко определяет основные льготы для пенсионеров с соответствующим статусом. Все те привилегии, что могли бы получать отдельные граждане в некоторые регионах страны, сгруппированы в законопроекте. Речь идет об установке телефона, приеме в интернаты, медицинской помощи вне очереди и о приоритете при вступлении в кооперативы. Надо сказать, что самих льгот не так уж и много. Возможно, связано это с отказом Госдумы в принятии проекта 2013 года, а там льгот было чуть больше.

Таким образом, вопрос о том, какие льготы "детям войны" устанавливает закон, нельзя считать закрытым. В проекте от 2017 года представлен лишь основной минимум привилегий, который, вполне возможно, будет изредка дополняться. К тому же до момента принятия нормативный акт может дополниться новыми положениями.

Защита "детей войны"

В третьей главе законопроекта о льготах и выплатах "детям войны" устанавливаются нормы, касающиеся общественных объединений. Законопроект закрепляет возможность создавать социальные группы, где их представители могли бы решать насущные проблемы. В частности, объединения могли бы подавать иски на органы соцзащиты, некачественно или несвоевременно исполняющие свои обязанности. Нормативный акт закрепляет меры ответственности для таких органов в статье 10.

На сайте, где выложен проект закона, приведено экономическое обоснование проекта. Если верить создателям нормативного акта, численность российских граждан, родившихся в период с 1927 по 1945 год, составляет порядка 13 млн человек. Из них получают льготы чуть меньше миллиона. Для выдачи одних лишь выплат в размере 1 тыс. рублей из федерального бюджета должно уходить 125 млрд рублей в год. По словам составителей проекта, для социальной поддержки это незначительная сумма.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач социальных организаций. Детство и юность – самая благодатна я пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства, поэтому проблема нравственно–патриотического воспитания молодежи становится одной из важных для нашей страны. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее ценных исторических опытов и практик в формировании, воспитании и восприятии настоящих героических поступков: самопожертвования и ответственности за свою семью, страну. Но очень важно для молодежи, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими, а не далекими книжными, тогда молодежи легче соотнести их с собой, легче на них равняться. Все меньше и меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны, наши дедушки и бабушки, чье детство выпало на годы войны, остаются последними очевидцами тех событий, которые могут без прикрас поведать правду об этом времени. Их детство не было безоблачным и счастливым. В детстве они узнали, что такое голод и холод, боль, смерть, страдания. Они много и честно трудились, восстанавливая хозяйство страны после войны. Они выжили, не сломились, не ожесточились, стали достойными людьми. Именно накануне 70 летия Победы в каждой семье нашей страны вспоминают своих погибших, выживших и переживших это тяжелое время. Это важное время для формирования ценностных установок, жизненных идеалов молодежи, передачи исторической преемственности и социального опыта новым поколениям. Поэтому наш проект как никогда актуален, он есть дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны, которые еще живы. Новизна и уникальность этого проекта в том, что все исторические моменты, представленные в нём - это судьбы людей, живущих рядом, жителей города Петровска-Забайкальского, это не просто участие старшего поколения в передаче исторической правды об этом времени молодежи, а прежде всего укрепление социальной значимости и важности старшего поколения в сегодняшнем дне. ОБОСНОВАНИЕ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА: Историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Ведь чем больше имен своих героев будет помнить общество, тем богаче его внутреннее наследие, тем крепче его патриотический дух, тем сильнее страна. И лишь через краеведческий материал подрастающее поколение сможет увидеть жизненный подвиг людей, живущих рядом. Встречи с детьми войны, записи воспоминаний, позволят по – новому открыть это время, взглянуть на войну глазами своих близких, ощутить их эмоции, чувства, понять значимость Великой Победы для каждого русского человека. Нынешнее поколение школьников станет последним поколением, успевшим увидеть «детей войны». Данный проект будет являться несомненным вкладом в изучение регионального аспекта истории Великой Отечественной войны, даст фактический материал о жизни петровчан в военное лихолетье. Его реализация позволит привлечь внимание молодежи к событиям Великой Отечественной войны, истории своей малой родины. Особая значимость проекта в том, что результат его двухсторонний и старшее поколение и дети становятся социально значимыми единицами в обществе. У пожилых людей появляется уверенность в будущем своих внуков, а у детей истинные идеалы. ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: -культурно-образовательная деятельность (уроки мужества, мероприятия-встречи) - издательская деятельность: сборник воспоминаний детей войны, газетные статьи, телепередачи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

2 слайд

Описание слайда:

Память, которой не будет конца Война не щадила никого Давным-давно была война Военное детство моего прадеда Юры (семья Щелчковых) Щелчков Юрий Николаевич Трудное детство моего прадедушки Голодное детство прадеда Воспоминания о детстве моего прадеда След войны Справка о ранении прадеда Детские годы прабабушки Нины (семья Пермяковых) Война украла наше детство Грустное детство Раненое детство С разницей в 70 лет «Дети войны»

3 слайд

Описание слайда:

Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом со взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу… Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб.

4 слайд

Описание слайда:

В нынешнее время многие люди, в частности, молодежь мало знают об истории своей страны, а ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше и меньше, и если сейчас не записать их воспоминания, то они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив заслуженного следа в истории. Война! Великое оружие разрушения и трагедии... По данным Государственного архива Волгоградской области, до начала войны в нашей области проживало 194 300 детей. Угнано фашистами в рабство 1 940 детей, 431 ребенок погиб от бомбежек, расстреляно 207 детей. Война не щадила никого.

5 слайд

Описание слайда:

Шла война, но жизнь продолжалась. Дети рождались и росли, играли, учились... У нас, современных детей, первыми книжками были азбука и букварь. Можете ли вы представить себе, что осваивать азы чтения можно не по азбуке, а по газетным заголовкам? А ведь многие наши бабушки и дедушки учились читать именно так. Перенесемся в прошлое и узнаем, что было написано на страницах газет 1941-1945 года: «Наш лозунг - победа!» «Что ты сделал для фронта?» «Все женщины и подростки - в ряды бойцов трудового фронта» «В военное время работать по-военному» «Все силы на разгром врага!» «Буду работать за двоих» Мог ли ребенок что-либо сделать для фронта, скажете вы. Сегодня трудно поверить в то, что ваши ровесники, едва научившись складывать буквы в слова, начинали помогать фронту наравне со взрослыми. Работая в поле, на военном заводе, в госпитале, они приближали день Победы. Было ли детство у ваших бабушек и дедушек? Если было, то каким? В какие игры играли они в годы войны? О чем мечтали?

6 слайд

Описание слайда:

Однажды я спросила своего прадедушку: - Дедуль, а ты помнишь Великую Отечественную войну. Как на войне, страшно? - Во время войны я был маленьким и воевать мне не пришлось, но воспоминания о том как плохо нам жилось тогда, как приходилось работать для фронта и для победы, как ждали весточки с фронта от родных, а после и возвращения фронтовиков домой, - это я запомнил на всю свою жизнь, - ответил мне дед. - Дедушка расскажи, - попросила я. - Ну, слушай. Военное детство моего прадеда

7 слайд

Описание слайда:

Я, Щелчков Юрий Николаевич, родился в1939 году. Мои детские и юношеские годы прошли в д. Малые Трубицы Богородского района, находившейся на расстоянии 7км от районного центра. Раннее детство совпало с Великой Отечественной войной. Вспоминаются отдельные более яркие эпизоды личной жизни, а также из рассказов родителей.

8 слайд

Описание слайда:

Меня заинтересовал рассказ дедушки. А как жила в то время семья бабушки? И я решила расспросить и ее о том тяжелом времени. И вот что она мне поведала в своем коротком рассказе:

9 слайд

Описание слайда:

Во время войны и долго после неё вся полученная продукция в деревне, в колхозах и личных хозяйствах изымалась государству. Главной тягловой силой были лошади. Лучшие из них забирались на фронт, оставшиеся были не способны выполнять сельскохозяйственную работу. Поэтому использовали лопату или сами женщины впрягались в плуг и тащили его. Хлеб выпекали из лебеды, торфа и хвоща. Картофель получали на личном участке. У всех были коровы, поэтому часть молока оставалась и для себя – этим и выжила деревня.

10 слайд

Описание слайда:

Без папы очень трудно было жить. Мама все время была на работе, все работы выполняли женщины. В колхозе землю пахали на лошадях и их очень берегли. А дома свой участок люди пахали сами: собирались женщины и впрягались в плуг, много их было и тащили плуг, а дедушка мой был уже старенький и он держался за плуг и направлял его. Так пахали по очереди: сначала у одного, потом у другого, и так далее. Жили дружно.

11 слайд

Описание слайда:

Потом получали зерно, мололи его сами на мельницах и пекли хлеб в печах своих. Зерна было мало, поэтому хлеб пекли с травой. Мы, дети войны, ходили на луга и собирали головки от клевера, называли их «кумушки». Их высушивали, растирали в деревянных ступах пестами или растирали руками. Еще собирали лебеду, полевой хвощ, щавель и др. Боронили колхозные поля на быках, были большие быки, им прокалывали ноздри, вставляли железное кольцо, чтобы привязать к нему вожжи.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Детские годы прабабушки Нины Я была совсем маленькая, когда отец ушел служить на действительную службу или отдать свой долг Родине. Тогда служили в армии 3 года. После армии папа вернулся домой, но пробыл дома недолго, так как началась в марте 1939 года Финская война. Папу взяли на фронт в кавалерию, и там он был ранен в ногу. Служил он в конной армии до конца Финской войны, а затем сразу попал на Великую Отечественную (Германскую) войну. Там воевал в составе Белорусского фронта.

14 слайд

Описание слайда:

«Я, Щелчкова (Пермякова) Нина Васильевна, родилась в деревне Гурино, Лобанского совета, Богородского района, Кировской области 23 февраля 1935 года. Деревня наша была маленькая, всего 21 деревянный домик, расположена на берегу речки Андык. В реке было очень много рыбы, и водяных мельниц. Для них речку запруживали и вода поднималась. В годы войны рыба в реках была большим подспорьем. В деревне было много жителей, так как в семьях было много детей.

15 слайд

Описание слайда:

Мы, маленькие дети в основном пасли скот, иногда боронили, возили навоз. Я пошла в школу в первый класс 1 сентября 1943 года. Училась я в селе Лобань – это в 4-х км от деревни Гурино. Летом мы каждый день ходили домой, а зимой ночевали прямо в школе.

для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка»

Старший воспитатель: Козловская Валентина Ивановна, высшая квалификационная категория,

Адрес: п. Плесецк, Архангельская область

Проектная модель гражданского воспитания дошкольников:

(Дети Великой Отечественной войны)

Ежегодно празднование знаменательной даты – 9 Мая будет проходить в иных социально-экономических и культурных условия, чем 10 или тем более 20 лет назад. За прошедшие годы изменения затронули все стороны жизни каждого человека, живущего в нашей стране. Изменилась страна, изменилось отношение граждан к идее патриотизма. Все меньше остается ветеранов, которые могут рассказать детям о той героической Победе.

В нашем мировосприятии появились новые понятия – терроризм, толерантность, культура мира; иным смыслом наполнились слова демократия, гражданственность, патриотизм. Слышат такие слова и дети, пытаются разобраться в этих понятиях с помощью взрослых, и самостоятельно, черпая информацию из телевизионных передач, фильмов, журналов. Жизнь взрослых в меняющемся мире стала более сложной и трудной, наполнилась страхом за жизнь и здоровье детей, что не могут не чувствовать сами дети.

Как помочь дошкольникам сначала понять, а затем и принять ценности ненасилия, мира, как научить их противостоять войне, терроризму, насилию во всех его проявлениях? На этот вопрос пытаются ответить педагоги детского сада, работая над темой «Воспитание маленького гражданина» .

Мы убеждены: взрослые, педагоги и родители дошкольников, проживающие на нашей Плесецкой земле, продолжая традиции своих героических предков, а также защитников городов-героев смогут внести необходимый вклад в воспитание граждан России. Помогут детям в познании истории, культуры поселка и района.

Очень актуально сегодня звучат слова Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни…» .

Как в прошлом, так и ныне отечественные и зарубежные исследователи подчеркивают: ребенка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности (Х. Литтон, А.В. Запорожец, С.А. Козлова и др.) . Самостоятельно организовать такую деятельность ребенок не может. Это должен сделать взрослый. От него зависит, каким человек войдет в жизнь из детства.

Новый подход мы видим в использовании современных гуманитарных технологий. Важно ребенку обеспечить такое образование, которое позволит ему быть субъектом деятельности. Реализовать принцип оптимального соотношения между процессами развития, детерминированными действиями взрослого, и процессами саморазвития позволяет технология проектирования, ориентированная на уникальные отношения «ребенок – взрослый» , которые строятся на соучастии в деятельности.

Технология проектирования, используемая нами в решении задач гражданского воспитания дошкольника, позволит получить результаты, отличные от традиционных. Мы убеждены, что использование данной технологии позволяет развивать внутреннюю активность ребенка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам.

Тип проекта:

  • по методу – информационно-исследовательский;
  • по содержанию – «Ребенок – общество и его культурные ценности» ; детско-взрослый, ребенок – субъект проектирования;
  • открытый – в ДОУ и за его пределами;
  • фронтальный; средней продолжительности.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.

Проводя воспитательно-образовательную работу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поселку поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.

ПРОБЛЕМА. Получить представления о военном детстве (ВОВ) , о жизни и судьбе детей войны.

ЦЕЛЬ: совершенствовать нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи, родного посёлка и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи, посёлка и страны) .

ЗАДАЧИ:

Дети:

  • уважение и гордость к людям, защищавшим свой город, поселок, деревню и внесшим свой вклад в их развитие;
  • совместно с взрослыми занимаются поиском информации о детях войны поселка Плесецк, умеют донести ее до сверстников;
  • проявление интереса к посещению музея, библиотеки поселка, общение со специалистами учреждения культуры;
  • понимание значимости этих учреждений для граждан, сохранения исторического и культурного наследия;
  • отражение полученных впечатлений (самостоятельно и вместе с взрослыми) в различных видах художественно-продуктивной деятельности (рисунки, рассказы, стихи) .

Педагоги:

  • ориентация специалистов учреждений культуры на психо-физические возможности дошкольников и учет объема информации, которая может быть ими воспринята;
  • помощь сотрудникам музея и библиотеки в отборе информации о детях войны поселка Плесецк и Плесецкого района;
  • создание мотивации у родителей к сохранению семейных традиций и зарождению новых, в том числе гордости за свою семью;
  • ориентация родителей на приобщение детей к культуре и истории поселка.

Родители:

  • знакомство детей с интересной информацией об истории родного поселка;
  • поддержание у детей интереса к историческому прошлому, помощь в поиске необходимой информации о гражданах (в том числе родных) , переживших военное детство;
  • развитие внимания детей к эмоциональному миру человека;
  • принятие помощи педагогов и специалистов в познании истории и культуры поселка;
  • поддержание авторитета в семье;
  • помощь детскому саду в организации встреч, экскурсий в музей.

МАТЕРИАЛ:

  • иллюстрации и фотографии детей, переживших радость, интерес, страх, гнев;
  • изобразительный материал (краски, карандаши, бумага, кисти, фломастеры и т. д.) .

1 этап. Рождение проблемы

Воспитатель приносит в группу фотографии детей (цветные фото – дети мира, черно-белые – дети войны) , предваряя их рассматривание эмоциональным рассказом. Показывает детям цветные фото. Спрашивает:

«Что вы можете рассказать о детях, изображенных на цветных фотографиях? Какие чувства они переживают? Почему так думаете?» .

Дети рассматривают фотографии и дают ответы:

«Красивые дети; счастливые; нарядные; веселые; улыбчивые и т. д.» .

Для сравнения детям предлагается рассмотреть черно-белые снимки, где изображены дети в годы Великой Отечественной войны:

«Можно ли этих детей назвать счастливыми? Почему?» .

Примерные ответы детей: «Несчастливые, потому что сразу видно, что после войны. Плачущие, печальные, несчастные, грязные, голодные, напуганные. Настроение у них не солнечное. Совсем не похожи на детей на цветных фотографиях» .

Воспитатель продолжает: «Почему люди воюют?» .

Ответы: «Хотят, чтобы у них было больше земли. Потому что есть просто злые люди. Хотят показать, какие они сильные. Хотят править миром. Когда была война, немцы воевали с нами, чтобы сделать нас своими рабами? Что было с детьми?» .

Воспитатель рассказывает о родном поселке в годы войны, о страданиях и мужестве, о том, как ждали дети своих отцов, братьев с фронта. Задумывается, где можно подробнее узнать о воинах и детях войны. Размышления приводят к следующим высказываниям:

«Прочитать в газетах. Можно услышать по телевизору, мы с бабушкой уже слушали, а бабушка плакала. Попросить рассказать родителей. Можно пойти в библиотеку. Сходить в музей. Можно пригласить в детский сад взрослых, которые воевали, а также тех, кто был маленькими в годы войны» .

Воспитатель предлагает еще подумать, посоветоваться с родителями, бабушками, дедушками и сделать выбор, определить источники информации.

На следующий день вопросы к детям: «Где мы можем получить более четкую и полную информацию о воинах и детях войны? (в газетах, в музее, где работают специальные люди и про все знают. Лучше сходить в музей, в музее всегда интересно» ).

После выбора детей музея как источника знаний об истории поселка обращается за помощью к работникам музея.

2 этап. Посещение музея поселка

Встреча с директором музея.

3 этап. Отражение полученных впечатлений в образовательной деятельности

Запечатлеть в рисунках, рассказах, стихах и т. д. (по желанию обратиться за помощью к родителям) . Праздник, посвященный Дню Победы, игры.

4 этап. Подготовка к встрече с ветеранами и детьми войны

Педагог напоминает детям о том, что им предстоит встреча с ветеранами и детьми войны – главными свидетелями тех ужасных событий.

5 этап. Встреча детей с ветеранами и детьми войны

Педагог приветствует и представляет своим воспитанникам гостей – ветеранов, и детей войны, пришедших на встречу. Обращается к дошкольникам: «Откуда мы знаем о тех временах, которые были раньше?»

Дети называют:

  • смотрели фильмы;
  • слышали по телевизору;
  • рассказывали дедушки и бабушки;
  • ходили в музей, библиотеку;
  • видели памятники и надписи на них;
  • видели вечный огонь у обелиска.

Вопрос педагога: «Почему огонь вечный?» (Потому что никогда не гаснет. Потому, что люди помнят, кто погиб. Огонь любви к нашей Родине. Потому, что люди погибли в войне, а это плохо. А пока все помнят, войны не будет) .

А. Смирнов «Кто был на войне»

Дочь обратилась однажды ко мне:
- Папа, скажи мне, кто был на войне?
-Прадед Алеша холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой.

Дедушка Леня – военный пилот –
в небе водил боевой самолет.
Дедушка Женя десантником был.
Он вспоминать о войне не любил

и отвечал на вопросы мои:
- Слишком тяжелые были бои.
Бабушка Соня трудилась врачом,
жизни спасала бойцам под огнем.

Прадед Аркадий погиб на войне.
Родине все послужили вполне.
Много с войны не вернулось людей.
Легче ответить, кто не был на ней.

Приглашенные делятся воспоминаниями, впечатлениями о пережитых днях в годы войны:

  • «Когда я был маленьким, я очень любил рисовать, но у нас не было красивых красок, и мы рисовали мелком или угольком, а хорошие карандаши и ручки были только для учебы в школе. Как и все дети, мы устраивали разные игры, ходили в походы, а вечером любили собираться у костра у кого-нибудь во дворе и рассказывали разные истории.

Но однажды случилась беда, и всем в школе сообщили, что началась война. Об этом говорили и на улице прохожие, и по радио объявляли много-много раз. Мы прислушивались к разговорам старших и так узнавали разные новости. Например, что фашисты хотят завоевать столицу нашей родины Москву, а вех людей превратить в рабов. Мы тоже много говорили о войне, собирались на чердаках домов и рассказывали друг другу новости. Я ненавидел фашистов за то, что они все разрушили. Нам приходилось очень трудно, надо было доставать продукты, хлеб, варить похлебку, топить печь, мама была на работе, и мы с мальчишками из соседних домов бегали и искали еду».

  • «Всех детей, у кого погибли родители, собирали вместе и отправляли в детские дома. Там мы жили до конца войны. В детском доме я мечтал о том, что, когда кончится война и прогонят фашистов, я нарисую большую, очень большую картину, где будет изображен большой красивый город с зелеными аллеями, большим парком и в нем обязательно будут карусели, яркие клумбы с цветами» .
  • С.Я. Маршак «Мальчик из села Поповки»

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребенок –
Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,
Обломки печки и трубы –
И это все, что уцелело
От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слез,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенес.

При нем избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребенка на снегу.

  • Рассказ о прадедушке Шубине Н. Ф. «В период ВОВ мой дедушка участвовал в подвижной авиационной мастерской. Она ремонтировала моторы истребителей, которые дрались в небе во время Курской битвы и форсирования Днепра. Ремонтировал мотор самолета, на котором летчик в бою сбил 9 немецких самолетов» .
  • Рассказ о прадедушке Логинове П.Ф. «Воевал на Дальнем Востоке в пушечной артиллерийской бригаде. Награды: медаль «За победу над Японией» , «За доблесть и отвагу» , «25 лет Победы» , «50 лет Вооруженным силам» .
  • Рассказ о герое Советского Союза нашем земляке Птицыне А.Н. «В октябре 1943 году стрелковый полк подошел к Днепру. Предстояло переправиться на правый берег. Птицын шел с передовым отрядом. Связать плот? Но он демаскирует переправу, да и плыть на плоту небезопасно. С молодым бойцом столкнули бревно в воду. Одной рукой держась за него, а другой, гребя по воде, поплыли.

Трудно плыть одетому, к тому же и вода холодная, судороги сводят ноги, сапоги тянут вниз. Да еще течение сносит. Но и другим, плывущим на бревнах, тоже не легче. Вот ноги коснулись дна, стало спокойнее на душе: «доплыли» . А тело колотило от холода.

На рассвете фашисты обнаружили появление на правобережье Днепра красноармейцев, открыли по ним огонь из пулеметов и минометов, затем – из артиллерийских орудий. Разгорелся бой. Тяжело ранило в бою командира отделения. Поднялся Андрей Птицын. Приняв командование на себя, крикнул: «Вперед!» . Поднялось не толь отделение, а и взвод. Ворвались во вражеские окопы. Птицын лично уничтожил до десятка фашистов. Видя, как бывалый солдат храбро ведет себя в бою, не кланяясь каждой пуле, атакующие бойцы смело рвались ко второй линии вражеских окопов и выбили немцев. Андрею Николаевичу Птицыну было присвоено звание сержанта и Героя Советского Союза».

Высказывания детей:

  • «Война – это убийство. На войне стреляют, взрывают гранаты, бомбы, люди умирают. Когда нам рассказывали о войне, мне стало страшно. Я не думала, что это так страшно. Я не хочу, чтобы была война!» .
  • «Война – это когда одни люди нападают на других. Одни стреляют, бросают бомбы и хотят захватить землю. А те, на кого напали, защищают свою землю и свои границы» .
  • «Война – это плохо. Злые люди должны понять, что они поступают плохо. Если бы на них напали, им бы было плохо. Поэтому не надо делать плохо другим. На войну уходят папы, а мамы и дети остаются дома» .
  • «Война – это горе, потому что там людей убивают. У меня прабабушка была на войне. Но про войну ничего не рассказывает, говорит, что это страшно» .
  • «Война – это когда стреляют, мне мама рассказывала. Мне не нравится война, там убивают. Я бы хотела, чтобы люди жили и никогда не умирали» .
  • «Я не хочу, чтобы была война. Поиграть в войнушку можно с игрушечными пистолетами, а настоящую войну не хочу – там много людей убивают. Хочу, чтобы люди радостно жили» .
  • «Война – это грустно, там стреляют. Ребенок волнуется за маму, а мама – за ребенка, потому что они боятся, что их убьют. Я не хочу воевать, у меня тоже будет ребенок. Я бы хотела, чтобы люди жили без войны, долго и счастливо» .

РЕСУРСЫ:

Кадры (специалисты) :

  • воспитатели
  • музыкальные руководители
  • руководитель физического воспитания.

Оборудование, материалы:

  • мультимедийный проектор
  • ноутбук
  • магнитофон
  • демонстрационный материал
  • приложения к проекту.

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА И КОММЕНТАРИИ К НЕМУ:

При реализации проекта дополнительные средства не требуются.

ПЕРСОНАЛ ПРОЕКТА:

Ф.И. О., должность, квалификация специалиста Функции, выполняемые в проекте

Козловская В.И., старший воспитатель, высшая квалификационная категория руководство подготовкой к посещению музея и встрече с ветеранами;

подготовка ИКТ

Воспитатели старших и подготовительных групп непосредственная образовательная деятельность

Друганина Н.М., Фуртикова Л.В., музыкальные руководители реализация образовательной области «Музыка»

Зыкова Л.В., руководитель физического воспитания, первая квалификационная категория реализация образовательной области «Физическая культура»

Пирожкина Ю.А., председатель родительского комитета помощь в реализации проекта (в подготовке информации, встрече с работниками музея)

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

  • Повысилась активность детей.
  • Повысился уровень знания детей при подведении итогов работы на итоговых занятиях (образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей) . Проект позволил сформировать у детей ясные представления о феномене войны. Проведенное исследование и анализ детских высказываний показал сформированность у детей картины войны, в которой прошлое и настоящее соединились.
  • Повысился уровень активности родителей.
  • Создан альбом с детскими рисунками «Война глазами детей» .
  • Создан видеофильм фотографий «Дети и война» .
  • Видеофильм «Праздник в детском саду, посвящённый Дню Победы» .
  • Составлен цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми «Навстречу Дню Победы» .
  • Оформлено пособие для педагогов с практическими материалами «Наш район в Великую Отечественную войну» .

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧЕЙ И ОТЧЁТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ:

  • дан в приложении

В истории нашего Отечества в ХХ веке Великая Отечественная война занимает особое место. Она прошла через каждый дом, каждую семью, оставив горечь утрат и испытаний. Она изменила судьбы миллионов людей, целых поколений.

Особое поколение – это дети войны. Еще совсем недавно о них не говорили, а ведь их, в настоящее время проживающих на территории Российской Федерации, около 13 миллионов. Их - родившихся и постоянно проживавших на территории СССР в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2015 г.

Введение ………………………………………………………………………….3

  1. Методика исследования……………………………………………………..5
  2. Результаты исследования
  1. Первый день войны……………………………………………………6
  2. Население в первые месяцы войны…………………………………..6
  3. Рацион питания и одежда…………………………………………….7
  4. Советская школа в годы войны………………………………….…..8
  5. День Победы…………………………………………………………..10

Выводы…………………………………………………………………………..11

Заключение………………………………………………………………………12

Приложение

Введение

«Мы уходим – очевидцы,

Оставляя память – пламя

Не забудьте наши лица

За весельем, за делами…»

В истории нашего Отечества в ХХ веке Великая Отечественная война занимает особое место. Она прошла через каждый дом, каждую семью, оставив горечь утрат и испытаний. Она изменила судьбы миллионов людей, целых поколений.

Особое поколение – это дети войны. Еще совсем недавно о них не говорили, а ведь их, в настоящее время проживающих на территории Российской Федерации, около 13 миллионов. Их - родившихся и постоянно проживавших на территории СССР в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года.

Они живые свидетели тех событий. «Это на их неокрепшие детские плечи легла обязанность сеять и пахать, вытачивать гильзы, штамповать патроны, стоя на снарядных ящиках из-за недостатка роста. А потом, уже выросшим, восстанавливать разрушенное войной хозяйство, то самое хозяйство, которое служит стране и сейчас» [Приложение 20]

Пока не поздно, необходимо записать их воспоминания, опубликовать их, оставив для будущих поколений свидетельства современников. Особое внимание следует уделить поисковой работе, сохранению документального и фотографического наследия фронтовиков и тружеников тыла, их писем военной поры, автобиографий, записей воспоминаний, личных архивов. Только их кропотливое прочтение, анализ и осмысление на принципах историзма и объективности дают ключ к постижению прошлого, приближения к истине, потому что мы живем в сложное время, когда на многое в истории нашей страны смотрят по-иному, многие события заново открывают и переоценивают, не редко происходит фальсификация исторических событий.

Исходя из этого и были поставлены цели и задачи данного проекта.

Цель проекта : изучение повседневной жизни и быта детей в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза: образ жизни и поведение детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.

Задачи проекта

  • собрать воспоминания о повседневной жизни и быте детей в годы Великой Отечественной войны;
  • выявить интересные факты из жизни детей, переживших трудные годы войны
  • получить документальный материал;
  • обобщить собранный материал и показать вклад детей в общую Победу через фильм.

Объект исследования : жизнь детей в период Великой Отечественной войны.

1. Методика исследования:

  • изучить материал о Великой Отечественной войне в книгах и в ресурсах Интернета
  • составить вопросы интервью
  • посещение респондентов, запись ответов на вопросы
  • обработка материала
  • создание фильма

Исследование производилось 25,27,29 марта 2010 года на квартире Куклиной Марии Михайловны по адресу п. Советский, ул. Механизаторов, д. 26-в, Рыбаковой Анастасии Ивановны по адресу п.Советский, ул.Калинина, д.26, кв1, Желонкиной Евгении Федоровны по адресу п.Советский, ул.Калинина, д.26,кв.12, Мусановой Валентины Демидовны по адресу п.Советский, ул.Свободы, д.19 , кв.1, Петровой Раисии Арсеньевны по адресу п.Советский, ул.Свободы д.13, кв. 29 в форме интервью по вопросам, представленным в приложении. Зафиксированы анкетные данные, ответы на плановые вопросы, ознакомлены с документами респондента.

2. Результаты исследования.

2.1. Первый день войны.

«Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года».

К.Симонов

О нападении фашистской Германии люди узнали из сообщений по радио или по телефонному звонку в сельский совет. Респонденты отмечают, что в этот день в деревнях стоял плач и даже вой. В первый же день войны тысячи добровольцев направились в военкоматы с заявлением. В своем интервью Желонкина Евгения Федоровна говорила о том, что из её деревни забрали 11 человек и ни один из них не вернулся обратно. (Приложение 5.)

В Марийской АССР этот день совпал с празднованием 20-летия автономии марийского народа. Праздничные мероприятия вылились в митинги трудящихся, где звучали призывы дать отпор фашистскому агрессору, начать мобилизацию всех сил и средств для борьбы с врагом. При всем ужасе и горе у людей была полная уверенность в том, что враг будет разбит и победа будет обеспечена.

2.2. Население в первые месяцы войны.

«Что делал я тогда? Снопы вязал,

А может быть, работал на прополке,

Когда ты тоже полем проползал,

Где каждый метр изранили осколки».

В.Соколов

Мужчины уходили на фронт, чтобы защитить женщин, стариков и детей. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

С первых дней войны дети и подростки с 9-ти лет вынуждены были работать рядом со взрослыми. Рыбакова А.И. участвовала в строительстве дороги Йошкар-Ола – Сернур, в дальнейшем трудилась на смолокуренном Пашкан-заводе. (см. Приложение 9.)

Петрова Р.А., проживавшая в д. Мятлево Калининского района Калининской области рыла окопы, участвовала в строительстве блиндажей. Во время бомбежек жители деревни вынуждены были прятаться в этих окопах. (см. Приложение 16.) Калининский район с 12 октября по 30 декабря 1941 года был временно оккупирован фашистскими захватчиками, а деревня Мятлево несколько раз переходила из рук в руки. (Приложение17.) Пришедшие фашисты забирали у местного населения подушки, одеяла, одежду, и все отправляли в Германию. Отняли домашний скот, продукты питания. Враг шел к Москве, и жителей деревни: женщин и детей, погнали впереди для того, чтобы прикрыться ими, словно живым щитом.

Все опрошенные трудились в колхозе на посадке, прополке, уборке льна и картофеля. Все работы проводились в основном вручную, т.к. техника и лошади были отправлены на нужды фронта. Люди сами впрягались в соху и вспахивали землю.

2.3. Рацион питания и одежда.

«А в голод спасала лишь корочка хлеба,

Очистки картофеля, жмых».

Каждый из респондентов, и это понятно – дети, войну ощутили через голод. Обычно в военное время питались овощами, выращенными на своем огороде. Когда эти запасы заканчивались, женщины и дети шли на колхозное картофельное поле и вырывали из земли картошку, капусту, оставшуюся после осенней уборки урожая. Очистив от кожуры, картошку толкли, смешивали с небольшим количеством муки и воды и делали лепешки. Иногда добавляли лебеду, липовый цвет. Это был хлеб.

Спасали коровы, но многие из них были на подвязках, потому что кормить их было нечем.

Женщины, чтобы спасти детей кормили их мертвечиной: убитыми или падшими от голода лошадьми. (см. Приложение 7,16.)

Мусанова В.Д. говорит о том, что ей вместе с братом и сестрой пришлось ходить по деревням и просить милостыню. Люди, чтобы чем-то заполнить желудок, пили много воды, от чего пухли. (см. Приложение 7.)

Спасали грибы, ягоды, собранные в лесу, но за ними можно было идти только в дождливые дни, т.к. работали без выходных. За нарушение трудовой дисциплины можно было получить срок, при этом возраст не учитывался. (см. Приложение 9.)

Желонкина Е.Ф. рассказала о том, что её сестра изредка из сахарной свеклы делала пряники, которые по сладости, пожалуй, не уступают нынешним. (см. Приложение 5.)

Респонденты отмечают, что для них, детей войны, в то время самым страшным являлся голод.

Результатом постоянного недоедания были эпидемии брюшного и сыпного тифа, нехватка мыла вела к эпидемиям чесотки. (см. Приложение 7.)

Повседневной одеждой являлись лапти и перешитая одежда из старых вещей.

2.4. Советская школа в годы войны.

«Сквозь время – везде и всегда –

Мучительно помним про это…»

К.Ваншенкин

Несмотря на то, что в стране шла война, забота о детях, их воспитании и обучении оставалась одной из главных задач. Учебный год начинался с 1 октября, когда заканчивались сельскохозяйственные работы. Многие учителя отправлялись на фронт, и поэтому окончившим школу подросткам предлагали работать учителями. (см. Приложение 9.) Были учителя и из числа эвакуированных. При всех тяготах военных лет дети стремились к знаниям, заботились и помогали друг другу. В школах было холодно, дрова заготавливались учениками и учителями. Случалось, что дети в школе падали в голодный обморок.

Шел строгий учет посещаемости детей, старались сразу же выяснить причину пропусков занятий. Рыбакова А.И. рассказала о том, один из мальчиков не ходил в школу, потому что у него не было лаптей. Дети в школе собрали деньги, а она добавила из своей зарплаты, и лапти ученику были куплены. Также она отмечает, что женщины ни при каких обстоятельствах не расставались с детьми, хотя им предлагали на некоторое время поместить их в детский дом. (см. Приложение 9.)

В отсутствии бумаги писали между строк старых книг и газет. В качестве чернил использовали сажу и свеклу. Помещение освещали лучинами, иногда керосиновыми лампами.

Школы вели широкую общественно-полезную работу: это и просветительная работа среди населения, и труд школьников для оборонных нужд и в сельском хозяйстве, и сбор теплых вещей для бойцов Красной Армии. Вместе с родителями участвовали в сборе средств на строительство танков, самолетов (см. Приложение 19.) «Работу считали помощью фронту, вкладом в Победу. В обязанности сельских школьников, начиная с самых младших возрастов, входили прополка посевов, сеноуборка, теребление льна и гороха, жатва, вывоз навоза, боронование, посадка и сбор картошки, сбор золы, лекарственных трав, колосьев, уход за лошадьми, пастушество и многое другое. В отчете обкома ВЛКСМ в декабре 1943 года отмечалось, что летом на полевых работах трудились 41355 учащихся, 148 школьных отрядов, в среднем на одного ученика было выработано более 30 трудодней. В городских школах действовали тимуровские команды, отряды и звенья по шефству над госпиталями, эвакуированными детьми, школьники помогали колхозам, подсобным хозяйствам, предприятиям» (Приложение 22)

Кроме школьных предметов, девочки изучали комбайны и медицинское дело, мальчики – трактора. Таким образом шла оборонная и агротехническая подготовка школьников-старшеклассников.

2.5. День Победы.

«Нам, детям войны, много горя досталось.

Победа наградой была».

Наступил долгожданный день Победы. Не было счастья большего, чем окончание войны. Куклина М.М. рассказывала, что она с друзьями пробежала 14 км для того, чтобы принести радостную весть в свою деревню. (см. Приложение 3.) А Рыбакова А.И. узнала о Победе во время урока, вместе с детьми она проплакала минут 15, вспоминая всех тех, кто уже никогда не вернется домой. (см. Приложение 9.)

Все плакали. Но это были слезы радости, радости от того, что эта страшная война закончилась, что страна сумела одержать Победу. Это была общая победа: и тех, кто воевал с оружием в руках, и тех, кто трудился в тылу.

Предстояла мирная жизнь…

Выводы

Сегодня Великая Отечественная война - это часть нашей истории. Через исследовательскую работу мы поняли, что в годы войны каждый ребёнок совершил свой подвиг. В то тяжёлое для страны время они не озлобились, не ожесточились, а напротив, рано повзрослели, стали активными, надёжными помощниками и защитниками женщин и стариков в тылу, во время войны. После войны внесли лепту в восстановление и нового строительства на всей огромной территории нашей страны.

Подвиг детей войны неоценим, и никакой мерой не измерить то, что они преодолели. Их, как и ветеранов Великой Отечественной войны, с каждым годом становится все меньше. И если они не передадут нам эстафету памяти, не успеют рассказать настоящие, живые истории своих жизней, мы можем упустить что-то очень важное…

Заключение

Ценность данного проекта состоит в том, что была проведена большая работа с различного вида источниками. Это позволяет не только узнать много нового и интересного, способствует формированию навыков работы с историческими источниками

Исследовательская работа имеет важное воспитательное значение: еще больше приобщает к истории своего родного края, поэтому это не позволит равнодушно относиться к теме, а значит, запомнится надолго и сохранит память о подвигах наших земляков. А сохранение памяти и есть смысл истории.

Данную работу можно использовать при изучении тем «Марийский край в годы Великой Отечественной войны», «Национальные герои».

Список литературы и ресурсов Интернета

  1. Они ковали Победу. Советский район: поименные списки тружеников тыла Великой Отечественной войны. – Йошкар-Ола: Издательство ООО «СТРИНГ», 2009. – 280 с.