Проект "календарь природы" в группе предшкольной подготовки. Значимые даты экологического календаря природы Календарь природы в библиотеке


Детский абонемент центральной городской библиотеки им. А.С.Пушкина продолжает цикл книжно-иллюстративных выставок в рамках Года
экологии. В ноябре наш экологический календарь представляют следующие даты: Синичкин день и День моржа.

"В Синичкин день в лесу так много разных птиц.

Они ждут помощи от нас с надеждой, верой,

что не забудем мы про них, все смотрят вниз —

туда, где сыплем корм им полной мерой….

С.В. Мельникова

"Невелика птичка-синичка, и та свой праздник помнит", - говорят в народе. Синичкин день - молодой экологический праздник, который создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. А с давних времен в этот день по народному календарю отмечается праздник Зиновия Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей. На Руси в этот день встречали первых "зимних" птиц: синиц, щеглов, снегирей, свиристелей и других пернатых. "Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною", - гласит народная мудрость. Люди заготавливали для них подкормку, делали и развешивали кормушки в благодарность за то, что с весны и до поздней осени птицы уничтожали вредителей садов, огородов и лесов, сохраняя тем самым бесценный урожай.

На выставке представлена литература о пернатых виновниках праздника - синицах, об удивительных фактах из жизни синиц, об их видах и средах обитания.

Гордится морж усами

И острыми клыками.

Он в Арктике живет,

Где снег вокруг и лед.

Степанов В.

День моржа - экологический праздник, отмечаемый по инициативе Всемирного фонда дикой природы и Совета морских млекопитающих 24 ноября. Впервые он отмечался в 2008 году на Чукотке, а в последующие годы к празднованию присоединились и другие регионы России. Этот день призван сохранить популяцию моржей, многие из которых записаны в Красную книгу.

Основные факторы, которые приводят к сокращению численности этих животных: браконьерство, таяние льдов в местах обитания, загрязнение среды в результате антропогенного воздействия человека.

Календарь природы, как условие формирования развития наблюдательности и экологической грамотности ребенка

Проблема:

Что такое погода и от чего она зависит?

Цель:

Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека

Задачи:

    Развитие умения наблюдать за природой, анализировать полученные данные, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы;

    Развитие понимания материальности мира и единства процессов, происходящих в живой и неживой природе;

    Развитие умения использовать свой опыт и опыт предшествующих поколений в предсказании погоды;

    Использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

Гипотеза:

Предположим, что календарь природы способствует развитию наблюдательности, экологической грамотности ребенка.

Предполагаемый результат:

    Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека;

    Дети должны приобрести навыки использования термометра для наблюдения за погодой;

    Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о направлении ветра, об осадках;

    Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;

Участники проекта:

Дети группы предшкольной подготовки (возраст 6-7 лет)

Продолжительность проекта: 1 год

Работа над проектом строилась на следующих принципах:

    принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;

    принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;

    принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;

    принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.

Содержание проекта

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка бережного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде.

Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.

Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. Педагогам необходимо обратить его внимание на закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость состояния живых организмов от сезонно меняющихся факторов внешней среды. Одну неделю каждого месяца в классе планируется:

    вести ежедневные наблюдения за погодой;

    изучать растительность (деревья, кустарники) и покров земли в середине недели;

    наблюдать за животными и птицами окружающего мира (в конце недели);

    ежедневно работать с календарем погоды.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру.

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.

Работа над проектом велась по следующим этапам:

1. Вводный (организационный) этап

Создание условий для работы детей по изучению погоды. Составление перспективного плана работы по данной проблеме

2. Практический

3. Аналитический

1.Вводный (организационный) этап

    На этом этапе был собран методический, научно-популярный материал по изучаемой теме.

    Выявлены основные требования к организации наблюдения за погодой.

    Был составлен перспективный план работы над проектом.

Перспективный план работы над проектом

Название мероприятия

Задачи мероприятия

Форма проведения

Что такое погода?

Знакомить с погодными явлениями

Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»

Народные приметы

Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду

Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря»,

«Лунного календаря»

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца

Беседа-путешествие

Что такое компас?

Формировать представление о частях света, познакомить с компасом

Экскурсия в парк, занятие на пришкольном участке.

Откуда дует ветер?

Обучать детей работе с компасом

Путешествие по плану экологической тропы на территории школы

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром

Занятие в классе

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить с анемометром, со способом определения скорости ветра

Занятие на

пришкольном участке

2. Практический этап

Деятельность учителя

    Проведение целевых прогулок – экскурсия в парк (наблюдение за одним и тем же местом)

    Знакомство с художественными произведениями, «умными» книгами (энциклопедиями).

    Оформление и работа в уголках природы, изготовление моделей «Времена года», конкурсы рисунков

    Проведение с детьми занятий, экскурсий, бесед, опытов и экспериментов согласно перспективному плану .

    Проведение бесед с целью повышения уровня знаний по теме «Погода и наблюдения за ней»;

    Анкетирование родителей с целью выявления уровня заинтересованности данной формой работы с детьми;

    Выступление перед педагогами на тему «Работа с календарем природы как условие экологического воспитания» ;

Реализация проекта

Ежедневно дети подготовительного класса проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:

    Наблюдения за облачностью

    Определяют температуру воздуха (снимают показания термометра).

    Наблюдение за осадками

    С помощью вертушек дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в журнал.

    Выставляют показания на стенде-календаре.

    Делают прогноз погоды на текущий день.

    Сообщают этот прогноз погоды учителям и другим учащимся.

Дневник наблюдений за погодой

Уровни освоения материала проекта

1 балл – низкий уровень

    ребенок проявляет интерес к темам раздела;

    при активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого материала;

    затрудняется в точном ответе на вопросы взрослого.

2 балла – средний уровень

    ребенок проявляет устойчивый интерес к темам раздела;

    общается со сверстниками по поводу воспринятого материала;

    имеет системные знания по некоторым темам раздела.

3 балла – высокий уровень

    ребенок обнаруживает постоянный интерес к темам раздела;

    использует в собственной деятельности полученные знания, умения, навыки;

    проявляет самостоятельность, инициативу и творчество;

    имеет системные знания по всем темам раздела.

Основные показатели знаний, умений и навыков проекта

ФИО ребенка

Знание погодных явлений

Народные приметы

Знание о профессии метеоролога

Знание метеорологических приборах

Умение использовать приборы

Календарь

Баллы

Уровень

1

2

3

Средний балл

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

%

Формирование универсальных учебных действий

Личностными результатами является формирование следующих умений:

    Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

    Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

    Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы экологического воспитания).

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

    Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

    Проговаривать последовательность действий.

    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе наблюдения в окружающем мире, работы с иллюстрациями.

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД :

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Делать предварительный отбор источников информации.

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

    Использовать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; делать выводы.

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: словесный образ в условные обозначения признаков погоды.

Коммуникативные УУД :

    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

    Слушать и понимать речь других.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметным результатом является ежедневное заполнение дневника наблюдений

Вывод:

Мероприятия проекта смогут сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой. Значительно повысить уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности. В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий дети приобретут ценный коммуникативный опыт, возьмут на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствует экологическому воспитанию детей.

Используемая литература

    Анохина Е.В., Бондаренко Т.М., Суханова А.С. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2010. -190с.

    Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой: Методическое пособие.3-е изд. Дораб. – М.: Просвещение, 2006.-256с. с ил.

    Масленникова О. М. Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель 2009. -232с.:ил.

    Нефёдова Е.А., Узорова О.В. 200 текстов для внеклассного чтения.: Пособие для начальной школы. М. «АКВАРИУМ ЛТД», 2009. – 128 с.

    Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения: Учебник для студентов педагогических институтов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». –М.: Дрофа, 2011.

    Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с., ил.

    Энциклопедия «Что есть что?» ПОГОДА.

16.06.2017 Фольклорно – экологический экскурс «Народный календарь – колыбель природы» собрал в библиотеке-филиале №5 им. В.И.Кривобокова ребят младшего школьного возраста

В библиотеке прошел фольклорно – экологический экскурс «Народный календарь – колыбель природы», посвященный Году экологии в России. На мероприятие собрались ребята младшего школьного возраста.

Ведущая рассказала детям о календарях на основе исторических сведений, о том, что народные календари помогали людям жить в одном ритме с природой. Дети внимательно слушали библиотекаря и задавали интересующие вопросы.

Затем библиотекарь провела игру «Посади – собери». Играли две команды по 5 человек. По сигналу первые номера участников команды раскладывали «сажали» то, что находилось в мешочке, затем вторые номера собирали все предметы. Конечно, в игре просто посадить и собрать урожай, а на самом деле это тяжелый труд.

Библиотекарь рассказала ребятам о русских праздниках и обычаях, о жизни наших предков, как они вели быт, как отдыхали, кому верили и кому поклонялись. Ребятам были показаны книги, в которых об этом можно прочитать.

Потом ведущая провела конкурс «Возьми венок», так как 15 июня отмечался праздник Вьюн зеленый. В этот день на Руси сплетали венки, чтобы было счастье в доме. Под веселую музыку дети вставали в хоровод, а в центре лежали венки. Пока играла музыка, игроки водили хоровод, но как только музыка прекращалась, они надевали венки на головы. Кому не хватило венка, выбывали из игры. Победители получили призы.

Все желающие приняли участие в русской народной игре «Веревочка». На оба конца длинной веревки ведущая привязала палочки. Победителем становился тот, кто быстрее накрутил веревку до метки на палочку.

В завершение, библиотекарь провела конкурс «Нарисуй свой календарь». Участники разделились на две команды. Каждой команде ведущая раздала лист бумаги, клей, цветную бумагу, вырезки из старых журналов. Ребята придумали свои календари, в которые внесли необычные и фантастические праздники. Оригинально и красиво украсили их и мальчики, и девочки.

В календаре представлены основные экологические даты.

"Жить счастливо и жить в согласии с природой - одно и то же" Луций Анней Сенека (младший) (около 4 века до н.э. - 65 н.э.) древнеримский философ, писатель, драматург и политик.

Январь

11 января - Всероссийский день заповедников и национальных парков.

Впервые День заповедников и национальных парков начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы.

11 января для этого выбрано не случайно. В этот день в 1916 году в России был образован первый государственный заповедник – Баргузинский.

Сегодня в стране 100 заповедников и 35 национальных парков, они занимают около 3% площади России.

Февраль

2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий.

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение преимущественно в качестве мест обитания водоплавающих птиц, была подписана 2 февраля 1971 г. в г. Рамсаре (Иран), и с тех пор носит название Рамсарской конвенции.


День ее подписания в 1997 году объявлен Всемирным днем водно-болотных угодий. Основной целью Конвенции является сохранение и рациональное использование водно-болотных угодий как средства достижения устойчивого развития во всем мире.

Одним из основных условий присоединения к Рамсарской конвенции является создание хотя бы одного Рамсарского угодья на своей территории. Выбор территории осуществляется по сложной системе критериев. Угодья, объявленные государством Рамсарскими, заносятся Секретариатом Конвенции в Список водно-болотных угодий международного значения. Информация о состоянии этих объектов содержится в базе данных Международного бюро по сохранению водно-болотных угодий и постоянно обновляется.


В настоящее время к Рамсарской конвенции присоединилось 144 государств, а общее число Рамсарских угодий превысило 1400 с общей площадью 122 млн. га.


Правительством СССР в 1975г. было объявлено 12 водно-болотных угодий, имеющих международное значение, из которых три находились на территории РСФСР. В сентябре 1994г. соответствующим постановлением Правительства РФ международный статус был подтвержден для трех существовавших ранее угодий и предан еще 32 участкам. Таким образом, этим постановлением было провозглашено 35 водно-болотных угодий, площадь которых составляет 10,7 млн. га. Расположены они в 21 субъекте Российской Федерации.

19 февраля – Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита) .

Этот день считается днем защиты не только китов, но и всех морских млекопитающих существ. Отмечается этот день с 1986 года, когда после 200 лет беспощадного истребления Международная Китобойная комиссия (International Whaling Commission) ввела запрет на китовый промысел. Он действует и поныне и означает, что по всему миру охота на больших китов, а также торговля китовым мясом запрещена.
Каждый в этот день, различные природоохранные группы проводят акции в защиту китов и других морских млекопитающих.

1 марта -Всемирный день кошек.

Со времен древнего Египта началось завоевание мира кошкой. В 500г. до н.э. В Египте существовал культ кошки. Сейчас в мире более 500 000 000 домашних кошек, которые подразделяются на 33 основные породы. Эти грациозные и независимые существа не оставляют людей равнодушными.

20 марта - День земли.

Праздник был основан в 1970 году сенатором США штата Висконсинт Г. Нельсоном (Gaylord Nelson) и с тех пор ежегодно отмечается во многих странах.

В северном полушарии День Земли отмечается весной, а в Южном полушарии — осенью. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды.

День Земли 22 апреля, как и День Земли, проводимый в День весеннего равноденствия, дает возможность каждому жителю во всех населенных уголках планеты выразить благодарность нашему большому общему дому.


21 марта - Международный день леса.

Дни Леса или, иначе, Дни древонасаждения - это замечательная традиция, заложенная в России еще в конце XIX века и не потерявшая своей актуальности в веке XXI-м.


22 марта – Всемирный день водных ресурсов (День воды).

Всемирный День воды призван привлечь внимание общественности к состоянию водных объектов и проблемам, связанным с их восстановлением и охраной; задуматься о роли воды в жизни каждого человека на Земле; привлечь внимание к проблемам нехватки питьевой воды, необходимости сохранения и рационального использования водных ресурсов, принимать необходимые меры для решения проблемы снабжения населения питьевой водой.


Апрель

1 апреля - Международный день птиц.

1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция об охране птиц. В этот день в садах и парках школьники и любители птиц вешают кормушки и скворечники. В этот день жители разных стран считают своим долгом обновить или построить заново скворечники и подготовиться, таким образом, к прилету птиц.

18 - 22 апреля – «Марш парков».

"Марш Парков" – международный праздник, цель которого – привлечь внимание общественности к проблемам окружающей среды, сохранению уникальных природных ландшафтов, комплексов и объектов.

Акция Марш Парков ("March for Parks") приурочена ко Дню Земли (22 апреля) и ежегодно проводится в апреле во многих странах мира.


В 1995 году "Марш Парков" впервые состоялся на территории бывшего Советского Союза. 20 заповедников и национальных парков выступили организаторами этого мероприятия в различных регионах Российской Федерации, а общее количество участников составило свыше 5 000 человек. В 1996 году география "Марша Парков" расширилась – локальные мероприятия проводились более чем в 120 местах, а количество людей всех возрастов и различных занятий – от школьников, студентов и учащихся до журналистов, представителей административных властей и предпринимателей, принявших в них участие, превысило 70–100 тысяч. В этот год к празднованию "Марша Парков" присоединились Украина и Туркменистан.

22 апреля - Всемирный день Земли.

История празднования Дня Земли начинается с сороковых годов XIX века. В то время будущий основатель движения Дж. Стерлинг Мортон переехал со своей семьей в штат Небраска. Территория представляла собой бескрайние прерии с одиноко стоящими кое-где деревьями. Казалось, судьба этих одиноких деревьев предрешена: они должны были пойти на строительство домов и дрова. Понимая, что и этим немногим сохранившимся деревьям грозит уничтожение, Дж.Ст.Мортон сразу же развернул кампанию по пропаганде посадки деревьев, при этом он сам и его жена занялись посадками. А в 1872 г. на заседании Управления сельского хозяйства штата Дж.Мортон, будучи уже в должности секретаря территории Небраска, внес предложение назначить в году день, посвященный озеленению окружающей территории. Предложение Дж.Мортона было одобрено и получило широкую поддержку жителей штата: в первый День Дерева было высажено около миллиона деревьев. В 1882 г. День Дерева был объявлен правительством Небраска официальным праздником штата, дата его приходилась на 22 апреля. В 20 веке приоритеты в праздновании этого праздника несколько изменились. Так, с 1970 г. деятельность, главным образом, заключается в пропаганде значимости окружающей среды, сохранения ее в первозданном виде, объяснении населению о продолжающемся разрушении окружающей природы, истощении природных ресурсов планеты. В связи с этим праздник назвали День Земли, и это была новая страница в его истории.

В 90-х годах праздник вновь сменил свое название - Марш Парков ("March for Parks"). Причиной тому - новое значение, которое он приобрел. С 1990 г. основной темой празднования Дня Земли в США стали национальные парки. В этот день проводятся не только просветительские мероприятия (выставки, лекции, беседы), но и сбор средств в поддержку охраняемых природных территорий.

Основателем Дня Земли считается Гейлорд Нельсон, сенатор от штата Висконсин. День Земли был важным событием, внесшим большие изменения в политическую жизнь страны. Около двадцати миллионов человек приняли участие в проведении Дня Земли, призывая власти к решению экологических проблем.

Обычно День Земли празднуется 22 апреля. Но многие отмечают также Неделю Земли или Месяц Земли. На самом деле, каждый день должен стать Днем Земли! Вот уже более 30 лет во многих странах отмечается День Земли. И если в праздновании первого Дня Земли в 1970 году приняло участие 20 миллионов человек, то спустя 20 лет их число возросло в десять раз.

Май

20 мая – День Волги

“Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу

– самую большую реку в Европе, царицу наших рек, – и я поспешил

поклониться ее величеству реке Волге!”

Александр Дюма .


Впервые День Волги прошел в 2008 году в Нижнем Новгороде во время проведения Х международного научно-промышленного форума «Великие реки – 2008». Затем к празднованию присоединились и другие регионов России. Среди них Волгоградская, Астраханская, Ярославская, Самарская области, Республика Татарстан.

Праздник призван привлечь внимание властей и общественности к

проблеме сохранения реки, которая является не только национальной

гордостью страны, но и ценным стратегическим природным ресурсом.

Однако активная хозяйственная деятельность человека ведет к

загрязнению и обмелению Волги. Виной тому – использование химических удобрений для повышения урожайности сельхозугодий, большое количество промышленных предприятий на берегах реки, каскад гидроэлектростанций и другие «следы цивилизации».

Одно из истинно русских природных чудес - великая река Волга . Одна из

самых больших и красивых рек в Европе, она особенно любима русским

народом. Волга-матушка – так ласково ее называют не только в России.

22 мая - Международный день биологического разнообразия.

Ежегодно 22 мая отмечается Международный день биологического разнообразия (International Day for Biological Diversity). И сегодня в разных регионах планеты биологическое разнообразие продолжает сокращаться, а экологическое равновесие подвергается изменениям. Около 60% экологической системы деградирует или используется безрассудно, что ведет к потере биологического разнообразия и тяжелым последствиям, которые в ближайшие 50 лет могут усугубиться.

Основная задача Международного дня биологического разнообразия - привлечь внимание общественности к проблемам сокращения численности представителей животного и растительного мира.

День принятия Конвенции о биологическом разнообразии - 22 мая - был провозглашен Международным днем биологического разнообразия совсем недавно, 20 декабря 2000 года. Ранее этот день отмечался 29 декабря. В 2000 году Конференция участников Конвенции на ее пятом заседании рекомендовала изменить эту дату, чтобы привлечь больше внимания к этому мероприятию.

Июнь

5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды.

В 1992 году в Рио-де-Жанейро международное сообщество добилось огромного успеха в развитии концепции охраны окружающей среды. В резолюции 2994 (XXVII) от 15 декабря 1972 года Генеральная Ассамблея объявила 5 июня Всемирным днем окружающей среды, который будет проводиться в целях углубления осознания общественностью необходимости сохранять и улучшать окружающую среду. Выбор этой даты обоснован тем, что в этот день открылась Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 год), за которой последовало создание Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП).


17 июня - Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой.

Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой, который отмечается 17 июня, был провозглашен Генеральной Ассамблеей в 1994 году. В том же году была принята Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием.

Опустынивание - глобальная экологическая и социально-экономическая проблема.

Июль

11 июля - Всемирный день народонаселения.

В 1989 году Совет управляющих Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) рекомендовал отмечать 11 июля как Всемирный день народонаселения. Ведя отсчет с 11 июля 1987 года, когда численность населения в мире превысила 5 миллиардов человек, этот День имеет целью заострить внимание на неотложности и важности вопросов народонаселения. В 2001 году численность населения Земли составила 6.1 миллиардов человек и будет продолжать возрастать более чем на 77 миллионов человек в год, по крайней мере, в течение следующего десятилетия. По оценкам Организации Объединенных Наций, в 2050 году численность населения Земли составит от 7,9 миллиарда до 10,9 миллиарда человек,

причем наиболее вероятным прогнозом является 9,3 миллиарда человек.

Сентябрь

16 сентября - Международный день охраны озонового слоя.

В 1994 году Генеральная Ассамблея провозгласила 16 сентября Международным днем охраны озонового слоя. День установлен в память о подписании Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой в 1987 году.

Государствам предлагалось посвятить этот день пропаганде деятельности в соответствии с задачами и целями, изложенными в Монреальском протоколе и поправках к нему. Озоновый слой, этот тонкий газовый щит, защищает Землю от губительного воздействия определенной доли солнечной радиации, способствуя тем самым сохранению жизни на планете.

Проблема сохранения озонового слоя, защищающего все живое на Земле от пагубного воздействия ультрафиолетового излучения, относится к числу первостепенных для всех стран мира. Девиз Международного дня охраны озонового слоя: "Сохрани небо: защити себя - защити озоновый слой".

Защита стратосферного озонового слоя явилась важной международной инициативой, задачи которой были отражены в Венской конвенции "Об охране озонового слоя". Сегодня к Венской конвенции присоединилось уже 173 государства.

29 сентября - Всемирный день моря.

С 1978 года Международная морская организация (ММО) отмечает Всемирный день моря. Точная дата его устанавливается для каждого государства-члена ММО правительствами этих стран. В России - это 29 сентября. В этот день внимание общественности привлекается к проблемам судоходства и охраны морской среды.

Целью данного праздника во всем мире является привлечение внимания общественности, государственных и частных структур к проблеме сохранения морей и их биоресурсов. Традиционно День моря проводится в детских садах, школах, библиотеках в форме конкурсов, фестивалей, рассказывающих подрастающему поколению о богатстве подводного мира, о пользе морей и океанов для человека, а также о том, что каждый житель планеты Земля может сделать для их сохранения.

Октябрь

4 октября - Всемирный день защиты животных.

В этот день, каждый человек должен задуматься о "братьях наших меньших" и о том, что можно сделать, чтобы уменьшить страданий животных.

Первый Всемирный день защиты животных прошел в 1983 году, чтобы напомнить людям о страданиях миллионов животных, погибающих на фермах и скотобойнях. Дата 4 октября - это день рождения Махатма Ганди. Он был одним из первых, кто встал на защиту животных и много сделал, чтобы сельское хозяйство велось гуманными способами. В этот день, каждый человек должен задуматься о "братьях наших меньших" и о том, что можно сделать, чтобы уменьшить страданий животных.

Дата 4 октября была выбрана не случайно - это "день ангела" и одновременно день смерти святого Франциска Ассизского /1182-1226/. Легендарный отшельник, живший в средневековой Италии, почитается не только как основатель ордена францисканцев, но и как покровитель и защитник животных. Недаром на множестве полотен Возрождения святой Франциск изображен в окружении лесных зверей и птиц.

В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки.


Декабрь

1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.

Ежегодно отмечаемый 1 декабря Всемирный день борьбы со СПИДом служит делу укрепления организованных усилий по борьбе с пандемией ВИЧ-инфекции и СПИДа, распространяющейся по всем регионам мира. Организованные усилия направлены на укрепление общественной поддержки программ профилактики распространения ВИЧ/СПИД, на организацию обучения и предоставления информации по всем аспектам ВИЧ/СПИД.

Детская экологическая библиотека "Радуга" продолжает в 2018 году
реализацию проекта "Календарь защитника природы".


Учитель биологии и экологии МБОУ «Естественно-математический лицей №20» г. Пскова, руководитель природоохранного объединения школьников «Зеленый патруль».

«В этой книге представлен разносторонний материал, посвященный самым важным проблемам охраны природы. Приведены факты и примеры как отрицательного, так и положительного воздействия человека на окружающую среду. Основные проблемы охраны природы рассматриваются в изложении многих известных ученых, писателей, общественных деятелей. Книга содержит много оригинальных иллюстраций. Для моих обучающихся, членов природоохранного объединения «Зеленый патруль», и для меня – это настольная книга в нашей деятельности».




Ассистент кафедры «Техносферная безопасность» Псковского Государственного университета.


«В современном мире насчитывается более 50 000 профессий. Все они по-своему интересны. Кто-то мечтает стать врачом, кто-то художником, кому-то нравится изучать историю. В старших классах меня стали интересовать вопросы, связанные с экологией, поэтому после окончания школы я не задумываясь поступила на направление «Инженерная защита окружающей среды».


Я выбрала профессию эколога, потому что востребованность профессиональных экологов на отечественном рынке труда в дальнейшем будет только возрастать. Потому что проблемы с окружающей средой становятся глобальными день за днём».



Наталья Сергеевна рекомендует прочитать книгу Ю.Н. Гладкого и С.Б. Лаврова «Дайте планете шанс!». Многие проблемы сегодня волнуют человечество: грозит ли постоянно растущему населению Земли голод? На сколько лет обеспечена промышленность сырьём? Какова перспектива развития энергетики? Могут ли ресурсы Мирового океана помочь в осуществлении этих проблем? Все ли проблемы тесно связаны с решением важнейшей проблемы человечества - экологической. Ведь от того, сумеем ли мы сохранить окружающую нас природу, зависит жизнь и здоровье не только настоящего, но и будущего поколения.


Специалист по экологическому просвещению ФГБУ заповедник «Полистовский».

Светлана Александровна рассказывает: «Я выросла в многодетной семье, нас в семье было четверо. С самого детства моя жизнь была тесно связана с природой, так как мы с родителями всегда ходили в лес за грибами, ягодами, орехами. На этих небольших прогулках я всегда задавала много вопросов: А что это за травка? Чей это домик? Где живёт ёжик? Мне всегда хотелось узнать побольше о жизни животных, растений. И тогда мне родители подарили на день рождения удивительную книжку – «Рассказы и сказки» Виталия Бианки, она и помогла мне узнать ответы на многие вопросы.

Сказки и рассказы детского писателя Виталия Валентиновича Бианки остались в памяти у многих поколений. Эти замечательные рассказы помогают детям понимать таинственный язык природы, развивать интерес к ней и наблюдательность, а что самое главное - эти рассказы помогают разгадать самые сокровенные тайны природы».



Заместитель директора по мониторингу пожарной опасности и тушению лесных пожаров Государственного автономного учреждение «Противопожарный лесной центр».


В детстве летом большую часть времени Александр Анатольевич проводил в лесу, собирал ягоды, грибы и просто гулял. Зародившаяся в раннем детстве любовь к природе, лесу и всему живому повлияло на выбор профессии.

Нашим читателям Александр Анатольевич рекомендует прочесть книгу Михаила Пришвина «Кладовая солнца»: «Это, пожалуй, самая известная книга о природе. Пришвин старается привлечь внимание юного читателя к необыкновенному величию русской природы, привить любовь к ней. Герои рассказа - двое осиротевших детей Митраша и Настя. Митраша постоянно поучает свою сестренку. Много рассказывает ей из того, что говорил ему отец. Очень детально Пришвин описывает лес. Он уделяет внимание каждой ягодке и каждому листочку, этим и ценен. После того как я прочел эту книгу, я еще сильнее стал любить природу, и это стало причиной выбора моей профессии, а именно, инженер лесного хозяйства».



Специалист по экологическому просвещению и туризму ФГБУ Национальный парк «Себежский».

Ирина Алексеевна рекомендует читателям книгу С. Т. Аксакова «Рассказы о родной природе». В книге 10 рассказов: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Вода», «Болота», «Степь», «Лес», «Охота», «Уженье». Ярко и красочно описан Аксаковым русский лес, изумительно тонко и точно подмечены характерные особенности птичьих голосов, запоминающиеся портреты отдельных древесных пород.

Необычайная свежесть, простота и глубокая наблюдательность автора как бы вводят читателя в сокровенную жизнь природы, заставляют вслушаться и в ропот весенних ручьёв, и в чистые голоса птиц, почувствовать скрытую жизнь леса, отметить удивительные по своей красоте укромные уголки и широкие просторы нашей родины.



Ирина Алексеевна замечает: «Я думаю, что в наше время природе нужно уделять гораздо больше внимания, охранять ее, оберегать и ценить. В бешенном ритме жизни, не замечая простой красоты природы, мы просто принимаем это как должное. После прочтения этой книги нельзя остаться равнодушным к природе».



Юрий Васильевич Маслов (псевдоним – Юрий Маслов-Острович) - уроженец г. Острова Псковской области. Живёт в Ярославле. Биолог, писатель-натуралист, тележурналист-эколог, руководитель Ярославского регионального отделения Гильдии экологической журналистики Медиасоюза. Автор научно-популярных книг «Животный мир Ярославской области», «Реки Ярославской области», а также сборника рассказов о животных «Пряники для слона».

Юрий Васильевич рассказывает: «На выбор профессии повлиял пример деда, который очень хорошо знал природу. Живя в деревне, он вёл наблюдения за погодой, жизнью животных и растений и отсылал информацию в Петербург – известному профессору Дмитрию Кайгородову, основателю отечественной фенологии (науки о сезонных явлениях природы) и создателю всероссийской сети фенологов-любителей».



Юным читателям Юрий Васильевич рекомендует серию книг Игоря Акимушкина «Мир животных», в которых автор, профессиональный зоолог и популяризатор научных знаний, доступно и увлекательно рассказывает о разнообразии животных на планете. Эта информация не только интересна, но и важна: ведь биологическое разнообразие – одно из главных понятий экологической науки и охраны природы.



– ветеринарный врач, соучредитель Автономной некоммерческой зоозащитной организации «Шанс», которая является социально ориентированной некоммерческой организацией, созданной для комплексного подхода к решению проблемы безнадзорных животных.

Екатерина Дубик рассказывает: «Меня зовут Екатерина, мне 28 лет, я ветеринарный врач. Сейчас я работаю в ветеринарном кабинете «Вета», очень люблю свою профессию и не представляю, что могла бы заниматься чем-то другим, но так было не всегда.

Любовь к животным у меня была с детства. Я дружила с бездомными кошками и угощала их мороженным. До сих пор в моей памяти живут многие из обитателей нашего двора, например, старенькая кошка Катя и большой полосатый кот Квака, названный мною так из-за своего голоса. Иногда я приносила домой подобранных животный поесть и передохнуть, но оставить их на совсем мне не разрешали, и я мечтала о своих. Конечно, такое частое общение с кошками и собаками не могло не сказаться, поэтому я решила, что непременно стану лечить животных, когда вырасту.

В старшей школе мечта стать ветеринаром уступила место другим мечтам, и я пошла учиться на переводчика, забыв о своем детском решении. Однако, трепетное отношение к животным, привитое с детства, не покидало и, вскоре, я встретила людей, которые лечат, кормят и пристраивают бездомных животных. Мне очень хотелось помочь им, и так я познакомилась с Зоозащитой и их работой. Несколько лет спустя, мы создали организацию «Шанс», который сейчас забирает с улиц бездомных собак, лечит и находит им дом. За все эти годы мы сумели спасти очень многих несчастных, и это большая гордость для меня.

Работая с защитниками животных, я поняла, насколько животные беззащитны перед людьми, что для того, чтобы помочь слабому, не нужно быть богатым или сильным, не нужно быть успешным или красивым, нужно лишь быть сострадательным и захотеть помочь. Тогда же я поняла, что не вижу свою жизнь в отрезе от животных и что для меня возможна лишь одна профессия - ветеринарный врач.

Когда я выучилась и начала работать по специальности, для меня произошло еще одно открытие: оказалось, что домашние животные, порой, нуждаются в помощи не меньше чем бездомные, и теперь, я могу быть полезна и им. Для меня нет большей радости, чем видеть счастливые морды моих пациентов и нет награды выше, чем чувство удовлетворения от своей работы».



Нашим читателям Екатерина рекомендует книгу Джеймса Хериота "О всех созданиях, больших и малых". Это записки ветеринарного врача, практикующего в английской провинции. 30-60 годы прошлого века. С любовью и юмором автор, ветеринарный врач по специальности, рассказывает о домашних животных и их взаимоотношениях с человеком. В своей книге он делится с читателями воспоминаниями об эпизодах, встречающихся в практике ветеринарного врача. Несмотря на, казалось бы, довольно прозаические сюжеты, отношение врача к четвероногим пациентам и их владельцам – то теплое и лиричное, то саркастическое – передано очень тонко, с большой человечностью и юмором. Любовь к своей профессии, сопричастность к страданиям больных животных, радость или грусть по поводу их состояния передаются настолько живо, что читатель чувствует себя как бы непосредственным участником происходящих событий.



Координатор экологического движения "Круг Жизни". «Круг жизни» - это общероссийское экологическое движение, в рамках которого макулатура и пластик обмениваются на саженцы деревьев и кустарников. Цель Движения - совершенствование среды обитания.

Максим рассказал нам не очень романтичную, но очень честную историю о том, почему выбрал для себя работу, связанную с экологией и охраной природы и о том, почему важно, чтобы каждый человек осознал важность заботы о природе:

«С детства люблю, чтобы дома был порядок. И вопрос только в том, что такое "дом". К счастью, я давно понял, что это не только стены и потолок, но и то, что вокруг них - природа. А во взрослой жизни я, радиоэлектроник по образованию, начал особо усердно вникать в вопросы экологии и здорового образа жизни после того, как в 25 лет заработал себе язву желудка.


Люди современных мегаполисов зачастую представляют себе природу отстранённо – как нечто далёкое, куда можно иногда съездить. Нет чёткого осознания, что природа – это и то, что каждый день стоит на нашем столе на завтрак, обед и ужин. Вся наша еда взята из природы. От ягод летом до хлеба с молоком каждый день. И тогда получается, что природа не такая уж и далекая, правда?»

«Хочется написать о книге для ребят постарше. О книге «Наследие» нашего соотечественника и современника Сергея Сергеевича Тармашева. Юноши нынче в принципе меньше читают, и, пожалуй, советовать к прочтению им стоит такое, что на самом деле зацепит. А цепляет больше всего то, что происходит в наше же время вокруг нас. То, в чём мы непосредственно участвуем. Если угодно - то, «что мы едим».

«Наследие» - книга научная и книга фантастическая. Но она и о природе. Точнее, о том, что с природой делает человечество, вторгаясь генной инженерией и тоннами мусора в естественные природные процессы. И к чему это может привести уже через десяток-другой лет. Да и уже приводит.



Знаете ли Вы точно и ёмко, что такое ГМО, пестициды и гербициды? Что будет с нами и нашими детьми, если продолжать развивать сельское хозяйство, основанное на всех этих штуках, а потом употреблять его продукты в пищу? Что будет с нашими детьми и внуками, если продолжать бездумно замусоривать наш общий дом - планету? А будут ли тогда вообще дети и внуки? А планета? А делать-то что? Как минимум, думать и изучать.

Для начала предлагаю прочесть книгу «Наследие» Сергея Тармашева , созданную на основе реальных исследований ученых-биологов. Книга отрезвляет, заставляет задуматься и повзрослеть. И уж точно пробуждает природное мировоззрение. Только с таким мировоззрением у нас у всех возможно будущее.

Когда кружка молока с хлебом и свежими ягодами не будет вызывать опасения, а будет радовать своей пользой, вкусом, и приятными воспоминаниями о лете».


СЕНТЯБРЬ


Зиновьева Елена Игоревна – учитель биологии "Погранично-таможенно-правового лицея».

Елена Игоревна рассказывает: «Я - учитель в третьем поколении. Бабушка была учителем географии, мама - учителем биологии. Мама очень любила цветы, знала название каждой травинки, эту любовь к природе она передала и мне».

Нашим читателям Елена Игоревна рекомендует книгу Морриса Рика «Тайны живой природы»: «Как- то в магазине мне попалась книга Морриса Рика «Тайны живой природы». Я стала её просматривать и не смогла оторваться - купила. В этой красочной книге увлекательно, с интересными подробностями рассказывается о любопытных, удивительных и порой необъяснимых сторонах жизни природы, о редких и мало известных фактах из жизни растений и животных, обитающих на суше и в морских глубинах. Думаю, что эта книга была бы интересна читателю любого возраста».



– эколог, региональный координатор проекта Kapoosta от федерального экологического движения «ЭКА».

Виктория Анатольевна рассказывает: «По образованию я инженер – эколог и я точно знаю, что профессия эколога очень востребована и актуальна. И это именно то, к чему у меня лежит душа и то, чем я хочу заниматься. Я сделала правильный выбор! Со студенческих времен участвую в различных экологических мероприятиях от субботников до участия в семинаре по защите экологических прав граждан. Несмотря на то, что сейчас во Пскове нет движения «ЭКА», но есть очень много неравнодушных граждан и организаций, который продолжают сортировать мусор, собирать батарейки, сдавать макулатуру и популяризируют своей деятельностью экологичный образ жизни.

Проект «Капуста» направлен как раз именно на создание уникального гида «зеленых» объектов – экомагазинов, вегетарианских кафе, благотворительных фондов, ООПТ, садов и парков, фестивалей, мастер-классов, лекций, где сознательные потребители могут найти для себя что-то экологичное, сдать вторсырье, стать волонтером или отправиться в экопоход, а для проектов-участников – рассказать о себе, найти партнера или помощника.

Проект является всероссийским, т.е. эко-объекты любого географического расположения размещаются в гиде, что становится дополнительным преимуществом для гостей нашего города и развития туристического бренда Пскова. Я рада сообщить, что на карте «Капусты» уже есть шесть «эко» точек и среди них Детская экологическая библиотека «Радуга»!

Вы можете помочь в наполнении нашей карты и украсить ее «зелеными» объектами Псковской области – присылайте предложения на электронную почту или пишите мне в соцсетях».


Нашим читателям Виктория анатольевна рекомендует книгу Мари Кондо «Магическая уборка»: «Большим вдохновением для меня стала книга Мари Кондо «Магическая уборка». «А при чем тут экология?», спросите вы. Но, если вы хорошо подумаете и посмотрите на то, что нас окружает, какое количество вещей, информации, то поверьте, вы кардинально пересмотрите свое мнение. Эта книга несет главный посыл об осознанном потреблении, о том, как мы обращаемся с вещами и почему, вынося горы мусора из дома, горы вещей в квартире не уменьшаются. Осознанное потребление и бережно обращение с вещами не что иное как первый кирпичик на пути к экологичному образу жизни. Почитайте и вы все поймете».


Учитель биологии, химии и географии Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области».

Ольга Павловна рассказывает: «С раннего детства мне хотелось быть специалистом в области космонавтики, но, поняв, что мое здоровье не позволяет летать в космос, пришлось мечтать о профессии криминалиста. Увлекаясь книгами Шерлока Холмса и Жоржа Сименона я поняла, как важны знания по химии и биологии в раскрытии преступлений. Так началось увлечение этими науками. Большое влияние на выбор профессии оказала моя мама, учитель начальных классов. Она очень любила детей и вкладывала в них свою душу. Никогда я не видела усталость на ее лице. Любимая мама является живым примером, идеалом, к которому хотелось и хочется стремиться. А вторым человеком, повлиявшим на выбор профессии, оказалась моя классная руководительница, учитель биологии школы №18 Михайлова Нелли Константиновна. Нравилось мне больше всего ее душевное отношение к детям, ум и талант преподавания. Именно она пробудила у меня интерес к науке о жизни.

Биология стала для меня особенным, увлекательным предметом. Этот мир - мир с тысячами разных загадок и тайн заставляет остановиться, чтобы увидеть окружающую нас красоту, почувствовать шелест листьев и услышать голос природы. Для того чтобы защищать и охранять природу нужно хорошо ее понимать, поэтому будущим экологам так важно хорошо знать естественные науки. Их преподавание детям – мой вклад в охрану природы».



Нашим читателям Ольга Павловна рекомендует книгу Петра Багина «В лесу». «Она необычна, потому что делится на несколько смысловых зон. Сначала идет описание времени года с перечислением особенностей жизни и развития тех или иных животных, растений. Затем следуют красочные развороты, посвященные каждому месяцу в отдельности. На протяжении всего года, автор показывает нам и рассказывает о нескольких семьях животных: о медведях, кабанах, барсуках, лисах, волках, енотовидных собаках, росомахах и др. То есть мы встречаем одних и тех же героев на разных страницах книги и не только узнаем, чем они занимаются в то или иное время года, но и наблюдаем за ростом и развитием детенышей. А в последнем блоке даются познавательные факты, например, циклы жизни ос и шмелей, устройство муравейника, особенности жизни мелких и крупных мышей, о дятлах, журавлях и играх хищных птиц, о том, какие птицы остаются зимовать у нас, какое гнездо у белки, почему козодой так называется, какими бывают птенцы и многое- многое другое.

Читатели узнают, что обитатели леса живут непростой жизнью, вступают друг с другом в сложные отношения и действуют в соответствии со своими природными повадками. Книга прекрасно иллюстрирована. Считаю, что она понравится всем любителям природы!»



– главный специалист гидрохимической лаборатории СОП Псковский облсовпроф.

Наталья Владимировна рассказывает: «Я выбрала профессию эколога по зову сердца. C самого детства я была с природой на «ты». Выращивала с братом цветы в нашем огороде, помогала бездомным животным. Узнав, что в нашем городе открывается набор на обучение специалистов по охране окружающей среды, я сразу же подала документы именно на эту специальность и потом ни разу об этом не пожалела.

К сожалению, сейчас мировое сообщество в погоне за экономической прибылью стало забывать, что богатства Земли не бесконечны! Мне же небезразлично, какой след я оставлю после себя и какое будущее ждет наших детей».

«Я хотела бы посоветовать юным читателям эту детскую книгу с отнюдь недетским посылом. На сегодняшний день в ряду многочисленных экологических проблем вырубка лесов является одной из самых острых проблем на планете. Мало кто задумывается, что некоторые деревья для кого-то являются целой историей, возможно даже историей семьи. И книгу Анджелы Нанетти можно прочитать и раскрыть именно с экологической стороны.

«При чем тут экология?»,- спросит один из вас. А вот при чем... Ежегодно в городах ради улучшения инфраструктуры вырубаются сотни деревьев, а впоследствии высаживаются лишь единицы, которым еще предстоит вырасти. Ведь вырубить проще всего, а спасти мешающее реализации проекта дерево отважится далеко не каждый. В книге дедушка Оттавиано и его внук Тонино оказываются такими героями.



Для многих из нас самые теплые и знаковые воспоминания из детства связаны именно с дедушками и бабушками, они всегда для нас самые добрые, самые щедрые и самые понимающие. В книге рассказывается история про дедушку Оттавиано, который посадил вишню, когда у него родилась дочь - мама Тонино. От лица мальчика Тонино и ведется рассказ. Дедушка очень переживал потерю своей жены и то, что муниципалитет хотел отобрать у него землю, где росла его любимая вишня, посаженная в честь рождения дочери. Во всех переживаниях дедушку всегда поддерживал его любимый внук - Тонино. Тонино всегда на его стороне, хоть окружающие и называют Оттавиано сумасшедшим. Ведь Оттавиано верит, что человек не умирает, пока его кто-то любит, и пока вишневые деревья продолжают жить. В это верит и его внук Тонино.

«Когда я думаю о дедушке, то вспоминаю тот день, когда он научил меня слушать деревья…», - говорит Оттавиано.

Эта книга подарит вам много эмоций - вы будете и плакать, и смеяться. Она оставит след в сердце каждого.

Давайте будем беречь нашу планету и жить в гармонии с природой!»