Простит ли Аллах человека, который совершил многобожие? Как ему укрепить свою веру

Хвала Аллаху.

Во-первых.

Проклятие – это отдаление и изгнание от блага. Также сказано, что проклятие: если оно от Аллаха, то это – отдаление и удаление; если от творений, то – оскорбление и мольба против него… Каждый человек, проклятый Аллахом, отдален от Его милости, заслуживает наказания и считается погибшим (Лисану-ль-‘араб. Т. 13. С. 387-388).

Проклятый человек может быть неверующим, и в этом случае он отдален и удален от милости Аллаха и приближен к наказанию Аллаха.

Проклятый человек может быть мусульманином, однако совершившим действие, которое заслуживает проклятия: распитие спиртного, занятие ростовщичеством, поношение родителей или другого из великих грехов. Проклятия постигают человека только в случае совершения больших грехов, и это не означает вечного пребывания в Огне. Потому что, если человек умер, пребывая в исламе и единобожии, но после вошел в Огонь за совершенные грехи, то он не останется в нем вечно. Таково мнение последователей Сунны и согласия в этом вопросе.

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

Проклятие – это изгнание и отдаление от милости Аллаха. Проклятие постигает (человека) только за совершение больших грехов. Поэтому ученые сказали: „Каждое действие, за совершение которого человека постигает проклятие, относится к большим грехам“ (Дурус уа фатауа-ль-харам аль-мадани. С. 57).

Если же человек совершил деяние, приводящее к неверию, и умер в этом состоянии, не покаявшись, то такой человек проклят. То есть он навечно останется в мучениях, и Аллах не выведет его оттуда.

Если же кто-либо из мусульман совершил деяние, которое гневит Аллаха или вызывает Его проклятие, то совершение подобного деяние само по себе не выводит из ислама, как не выводит его из ислама и проклятие Аллаха. Но такой человек во власти Аллаха: если Он пожелает, то накажет его так, как должно, а если пожелает – простит из Своей щедрости и милости к нему. Но если Аллах накажет его, то на столько, сколько пожелает, но затем выведет из Огня. Мусульманин не будет вечно пребывать в мучениях. Несомненно, распитие спиртных напитков, курение гашиша, прелюбодеяние – большие грехи, которые гневят Аллаха и за совершение которых человек заслуживает наказания. Но если человек, совершивший что-то из этих грехов, принес покаяние, то Аллах примет его покаяние при условии, что его покаяние и сожаление будут искренним, и что он оставит те грехи, которые совершал, и всегда будет просить прощение у Аллаха.

Сказал Всевышний Аллах:

فَخَلَفَ مِنْ بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُوا الصَّلَاةَ وَاتَّبَعُوا الشَّهَوَاتِ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا * إِلَّا مَنْ تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا فَأُولَئِكَ يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ وَلَا يُظْلَمُونَ شَيْئًا

Их сменили потомки, которые перестали совершать молитву и покорились страстям, скоро пожнут [плоды своего] заблуждения, исключая тех, которые раскаялись, уверовали и вершили добрые дела. Эти войдут в рай и не испытают притеснения там (сура Марьям , аят 59-60),

وَالَّذِينَ لَا يَدْعُونَ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ وَلَا يَقْتُلُونَ النَّفْسَ الَّتِي حَرَّمَ اللَّهُ إِلَّا بِالْحَقِّ وَلَا يَزْنُونَ وَمَنْ يَفْعَلْ ذَلِكَ يَلْقَ أَثَامًا * يُضَاعَفْ لَهُ الْعَذَابُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَيَخْلُدْ فِيهِ مُهَانًا * إِلَّا مَنْ تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ عَمَلًا صَالِحًا فَأُولَئِكَ يُبَدِّلُ اللَّهُ سَيِّئَاتِهِمْ حَسَنَاتٍ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَحِيمًا * وَمَنْ تَابَ وَعَمِلَ صَالِحًا فَإِنَّهُ يَتُوبُ إِلَى اللَّهِ مَتَابًا

И те, которые не взывают наряду с Аллахом к другому богу, не убивают человека, которого Аллах запретил [убивать], если только он не заслуживает этого по праву, и не прелюбодействуют. А тот, кто делает так, будет подвергнут каре. В День воскресения наказание ему будет удвоено, и он будет пребывать в таком униженном состоянии вечно, за исключением тех из них, кто раскаялся, уверовал и совершил доброе дело. За это Аллах заменит их злые деяния добрыми, ибо Аллах - Прощающий, Милосердный. Тот, кто раскаялся пред Аллахом и совершил доброе дело, воистину, он раскаялся искренне (сура аль-Фуркан , аяты 68 – 71).

Во-вторых.

Проклятие Всевышнего Аллаха тому из рабов, кто заслуживает этого, отводит его от прямого пути и отклоняет к заблуждению. Или это слова Всевышнего Аллаха о проклятии рабу, который этого заслуживает.

Нет связи между проклятием и каким-либо символическим знаком, который видится на человеке, или который видится ему: например, словно с небес на него из-за проклятия что-то посылается, или видится что-то в определенной форме или образе, или словно он видит нечто, указывающее на это проклятие, или другие подобные воображаемые вещи. Также нет связи между проклятием и сумасшествием или проказой, или другими болезнями. Проклятие имеет силу по Шариату, оно связано с религией человека в этой жизни, и с его уделом у Господа в День Последний. Возможно, жизнь какого-либо человека покажется Вам наилучшей, а его внешность наикрасивейшей, но он проклят Аллахом и отдален от Его милости. И, возможно, положение какого-то человека кажется обычным, жизнь его наибеднейшей, а его внешность безобразной, но у Аллаха он один из преуспевших и тех, над кем Он смилостивился.

В-третьих.

Видения, которые видит Ваш друг и никто, кроме него, голоса, которые кроме него никто не слышит, фраза о прощении Аллаха или, наоборот, о том, что Он его никогда не простит, – всё это козни и обман сатаны. Сатана пытается хитростью и обманом отдалить его от Аллаха. Всё это ложь и истиной не является, и это не влияет на того, кому Аллах помог покаяться, раскаяться и вернуться к Господу.

Что касается голоса Аллаха, то в этом мире его не слышит никто, кроме пророков, а после нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нет другого пророка. Также никто не увидит Господа, пока не умрет. И мы увидим Его в Последней жизни. Просим Его о возможности насладиться взором на Его Благородный Лик.

Вашему другу сейчас необходимо искренне покаяться: оставить те грехи, в которые вверг его проклятый сатана, сожалеть о содеянном, поспешить к покорности Аллаха и совершению праведных дел, надеяться на Аллаха, на Его милость и на то, что у Него. Сказал Всевышний Аллах:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

Скажи, [Мухаммад, от имени Аллаха]: „О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - Прощающий, Милосердный“ (сура аз-Зумар , аят 53).

Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, передал слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Покаявшийся в грехе подобен тому, кто и не совершал его (Ибн Маджа № 4250; аль-Албани в Сахих Ибн Маджа сказал, что это хороший хадис).

Ас-Синди, да помилует его Аллах, сказал:

В словах „покаявшийся в грехе“ слово„грех“ приходит в обобщенной форме, то есть включает в себя все виды грехов. Этот хадис указывает, что покаяние будет принято, несмотря на то, какой это был грех. Очевидный смысл хадиса в том, что, если покаяние будет удовлетворять всем его условиям, оно будет принято (Хашийа ас-синди ‘аля Сунан Ибн Маджа. Т. 2. С. 562).

Шейху-ль-ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал:

«Грехи уменьшают веру. Если раб Аллаха покается, то он станет любим Аллахом, и степень его посредством покаяния повысится. Тот, кому было предопределено покаяться, подобен тому, о ком Са‘ид ибн Джубейр сказал: „Воистину, раб Аллаха совершает благое дело и попадет из-за него в Огонь, и, воистину, раб Аллаха совершает грех и попадет из-за него в Рай. Это происходит тогда, когда человек совершает благое дело, и, посмотрев (на свое деяние), станет восхищаться им, и тогда, когда человек совершает грех, но, посмотрев (на свое деяние), станет просить Аллаха о прощении и каяться в совершенном“.

В достоверном хадисе передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „О делах (судят) по их завершению“. Существует десять причин, посредством которых наказание за совершенный грех может быть оттеснено от верующего. Они следующие: если он покается, и Аллах примет его покаяние, так как покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершал грех; если верующий попросит Аллаха о прощении, и Он простит его; если он совершит праведные дела, которые сотрут этот грех, ведь праведные дела удаляют грехи; если к Аллаху с просьбой о его прощении до и после его смерти обратятся братья (по вере); или если они отдадут свои награды за праведные дела ему; или за него может заступиться его пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует; или Аллах испытает его такими невзгодами в этой жизни, что сотрутся его грехи; или он будет испытан в барзахе (промежуточном состоянии между смертью и Судным Днем – приме. пер.), и ему простятся грехи; или он будет испытан во время стояния с День Суда и будет поражен ужасами Того Дня, и это сотрет его грехи; или если Аллах, Милосердный из всех милосердных, помилует его. Если же хотя бы одна из этих десяти причин не осуществится в человеке, то пусть он не винит в этом никого, кроме себя» (Маджму‘ аль-фатауа. Т. 10. С. 45 - 46).

Ибн Кайим, да помилует его Аллах, сказал:

«Мудрость и милостью Аллаха является то, что покаявшийся человек подобен тому, кто совсем не совершал греха. Всевышний Аллах гарантировал заменить плохие деяния хорошими тому человеку, кто покаялся в многобожии, убийстве и прелюбодеянии. Это общее правило, и действует в отношении каждого кающегося в совершении греха. Сказал Всевышний Аллах:

قل يا عبادي الذين أسرفوا على أنفسهم لا تقنطوا من رحمة الله إن الله يغفر الذنوب جميعا إنه هو الغفور الرحيم

„Скажи, [Мухаммад, от имени Аллаха]: „О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - Прощающий, Милосердный“ (сура „аль-Фуркан“, аят 53). Ни один грех не является исключением из этого общего правила, однако, это касается только кающихся» (Аль-джауаб аль-кафи. Т. 1. С. 116).

Обрадуйте Вашего друга широтой милости Аллаха, величием Его прощения, радостью Его, когда кто-либо из рабов кается, обращается к Нему и молит о прощении. Так пусть же он поспешит покаяться, вернется к Аллаху, оставит плохое окружение и станет дружить с праведными друзьями.

Для дополнительной информации прочтите ответы на вопросы № , № и № .

А Всевышний Аллах знает лучше.

Вопрос: Я хотел бы знать: прощает ли Аллах многобожие человеку, который совершал многобожие, зная, что делает, но который сейчас желает покаяться и полностью изменить свою жизнь? Как этот человек может заслужить прощение Аллаха? Как ему узнать, что его грех прощен? Как ему укрепить веру, совершать дозволенное и оставлять запретное? У меня много психологических проблем, которые толкают меня к заблуждению, мешают мне.

Ответ: Хвала Аллаху.

Всевышний Аллах сообщил, что прощает все грехи тому, кто искренне кается в них и раскаивается. Сказал Всевышний:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنْفُسِهِمْ لا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعاً إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный» . В этом аяте говорится о грехах вообще, а, значит, сюда относится и многобожие. Аллах простит тому, кто покается в своих грехах.

В Коране сказано и отдельно по поводу принятия покаяния в многобожии:

وَالَّذِينَ لا يَدْعُونَ مَعَ اللَّهِ إِلَهاً آخَرَ وَلا يَقْتُلُونَ النَّفْسَ الَّتِي حَرَّمَ اللَّهُ إِلا بِالْحَقِّ وَلا يَزْنُونَ وَمَنْ يَفْعَلْ ذَلِكَ يَلْقَ أَثَاماً يُضَاعَفْ لَهُ الْعَذَابُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَيَخْلُدْ فِيهِ مُهَاناً إِلا مَنْ تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ عَمَلاً صَالِحاً فَأُولَئِكَ يُبَدِّلُ اللَّهُ سَيِّئَاتِهِمْ حَسَنَاتٍ وَكَانَ اللَّهُ غَفُوراً رَحِيماً

«Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает так, получит наказание. Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным. Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах — Прощающий, Милосердный» .

Всевышний Аллах сказал о многобожии и неверии христиан, а затем призвал их к покаянию:

لَقَدْ كَفَرَ الَّذِينَ قَالُوا إِنَّ اللَّهَ ثَالِثُ ثَلاثَةٍ وَمَا مِنْ إِلَهٍ إِلا إِلَهٌ وَاحِدٌ وَإِنْ لَمْ يَنْتَهُوا عَمَّا يَقُولُونَ لَيَمَسَّنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ أَفَلا يَتُوبُونَ إِلَى اللَّهِ وَيَسْتَغْفِرُونَهُ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ

«Не уверовали те, которые говорят: «Аллах является третьим в троице». Нет божества, кроме Единственного Бога! Если они не отрекутся от того, что говорят, то неверующих из их числа коснутся мучительные страдания. Неужели они не раскаются перед Аллахом и не попросят у Него прощения? Ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» .

Какими бы огромными не были грехи, однако прощение, щедрость и милость Аллаха больше этого.

Вам следует лишь обратиться ко Всевышнему Аллаху, покаяться в том, что делали ранее, иметь твердое намерение не совершать подобного впредь, и после пребудет с Вами милость и помощь Аллаха. Ислам стирает все предыдущие грехи, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Амру ибн аль-‘Асу, да будет доволен им Аллах: «О ‘Амр, разве ты не знал, что Ислам стирает то, что было до него ».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершал этого греха ».

Если человек кается Всевышнему Аллаха, то Аллах прощает его и принимает его покаяние, ведь Он сказал:

وَهُوَ الَّذِي يَقْبَلُ التَّوبَةَ عَنْ عِبَادِهِ وَيَعْفُو عَنِ السَّيِّئَاتِ

«Он — Тот, Кто принимает покаяния Своих рабов, прощает злодеяния и знает то, что вы совершаете» ,

وَإِنِّي لَغَفَّارٌ لِمَنْ تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ صَالِحاً ثُمَّ اهْتَدَى

«Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем» .

Раб Аллаха должен надеяться, что его покаяние будет принято, и всегда ждать от Аллаха только благого. Как сказано в священном хадисе: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой». В версии Ахмада сказано: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, так пусть же он считает, что пожелает».

Что касается увеличения веры, то этого можно достигнуть несколькими вещами, среди которых следующие:

  1. Частое поминание Всевышнего Аллаха и чтение Его Книги, частое благословение Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
  2. Своевременное и полное совершение обязательных молитв, а также увеличение числа дополнительных молитв, дабы раб Аллаха снискал любовь Господа, Его помощь и шел прямым путем. Как сказано в хадисе: «Я объявлю войну враждующему с тем, кому я покровительствую /вали/. Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность. Мой раб будет стараться приблизиться ко Мне, совершая добровольное (поклонение), пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить. И если он попросит Меня, Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за зашитой, Я обязательно защищу его».
  3. Дружба с лучшими людьми, которые помогают быть покорными Аллаху и отдаляют от прегрешений.
  4. Чтение историй праведных ученых, людей, известных своим аскетизмом по отношению к мирским благам, людей, известных своим поклонением, а также кающихся.
  5. Отдаление от всего, что напоминает о грехе и призывает к нему.

Одним словом, увеличивает веру покорность Аллаха и оставление запретного.

Просим Всевышнего Аллаха помочь вам, принять Ваше покаяние и вести Ваше сердце прямым путем.

А Аллах знает лучше.

Коран. Сура «Толпы» 39:53.

Коран. Сура «Различение» 25:68-70.

Коран. Сура «Трапеза» 5:73-74.

Муслим. Ас-Сахих, хадис № 121; Ахмад. Аль-Муснад, № 17861.

Ат-Тирмизи. Ас-Сунан; аль-Альбани сказал, что это хороший хадис.

Коран. Сура «Совет» 42:25.

Коран. Сура «Та Ха» 20:82.

Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 7066; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 2675.

Ахмад. Аль-Муснад, № 16059; цепочка передатчиков этого хадиса достоверна.

Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 6137.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ» Islam Q&A фатва №34171

Вопрос:

Мне очень нужна ваша помощь, как я знаю, что я, без сомнения, попаду в Ад. Я девушка, которой только что исполнилось 14 лет, и я сделала нечто очень-очень плохое. Я не могу перестать плакать. Я никогда не попаду в Рай. Мне действительно страшно. Я совершила богохульство — я оскорбила моего Господа! Я не знаю, зачем я это сделала. Эти слова просто выскочили из моего рта. Я чувствую себя ужасно виноватой. Это были вполне ясные слова. Я не думаю, что Аллах может простить меня. Я не знаю, что делать. Может быть прощено богохульство, если человек действительно раскаивается? Я очень испугалась. Пожалуйста, помогите мне. Я не знаю, что мне делать. Я уже произнесла шахаду и обновила свой иман. Что еще я должна сделать, чтобы успокоиться и избавиться от этого ужаса и страха? Мне очень нужна ваша помощь, я не думаю, что Аллах простит такой грех!

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Ваше раскаяние и страх являются явным признаком вашего имана. Если бы вы были лишены имана, вы бы не страдали так и не волновались. Именно ваш иман побуждает вас к покаянию. Вы совершенно правильно сделали, что попросили прощения у Аллаха и обновили свой иман.

Кроме того, помните, что шайтан – наш явный враг. Он пытается сбить нас с толку различными способами. Первый раз ему удалось поймать вас, заставив вас произнести нечто оскорбительное для Всевышнего. Теперь, после того, как вы раскаялись, он снова нападает на вас, пытаясь вселить в вас отчаяние в милости Аллаха.

Вы смогли преодолеть его нападки в первый раз, покаявшись и обновив свой иман. Не давайте сейчас ему победить вас. Аллах повелевает верующим не отчаиваться в Его милости. Он сказал в Коране:

{قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ} [الزمر: 53]

«Скажи (о, Посланник): «О, рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе (совершая неверие или иные грехи) , не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью (тем, которые обращаются к Нему с покаянием, какими бы эти грехи ни были): ведь поистине, Он – Прощающий, Милосердный!» (39, 53).

Сомнение в милости Аллаха – это также вид неверия. Шайтан сейчас пытается ввести вас из одного вида неверия в другое (из богохульства к отчаянию). Сохраняйте себя от его ловушек. Вы сделали ошибку, но альхамдулиллях, вы сожалеете о ней и раскаиваетесь. Аллах обещает прощение для тех, кто раскаивается. Так доверяйте тому, что говорит Аллаха и не поддавайтесь наущениям шайтана.

Избавьтесь от негативных мыслей с помощью положительных. Радуйтесь тому, что Аллах внушил вам раскаяние – тем самым, поместив вас среди тех, кто удостоился Его милости, ведь кающиеся – это любимцы Аллаха.

إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ التَّوَّابِينَ

«Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (2, 222).

Будьте уверены в том, что если вы были искренни в вашем раскаянии, вы стали любимцем Аллаха. Он не отвергает вас. Устремляйтесь вперед, чтобы заслужить близость к Аллаху и вместе с ней Рай.

А Аллах знает лучше.

Хафизуррахман Фатихмахомед,

студент Даруль Ифта, Нидерланды,

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, сказал: «Аллах Всевышний сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений (, что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи». Привел этот хадис Имам Ат-Тирмизи, сказав, что это хороший хадис.
Комментарий к хадису от Имама Такъия-дина Ибн Дакъика аль-Ида, да смилуется над ним Аллах: «В этом хадисе содержится великая и радостная весть и непомерная по величине милость, щедрость и благосклонность. Подобным этому являются так же его, да благословит его Аллах и приветствует, слова: «Воистину радость Аллаха, покаянию Своего раба, больше, чем радость любого из вас, когда он найдет свою пропавшую ношу».
Передается от лежащего на смертном одре, Абу Айюба, да будет доволен им Аллах: «Я раньше не говорил вам того, что я слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он сказал: «Если бы вы не грешили и не просили за это прощения, то Аллах сотворил бы творения, которые бы грешили, каялись и Он бы прощал им». Пришло множество хадисов подтверждающих этот хадис.
Слова Аллаха Всевышнего: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня!» Эти слова соответствуют Его Словам: «Я таков, как думает обо Мне Мой раб. Так пусть же он думает что пожелает» .
Пришло так же, что если раб Аллаха совершил грех а затем сожалея об этом сказал: «О Господь мой, я совершил грех, прости же мне, поистине никто не прощает грехов, кроме Тебя» . Скажет Аллах Всевышний: «Мой раб, знает, что у него есть Господь, прощающий грехи и отчитывающий его. Я призываю вас в свидетели того, что Я простил его» . Затем он (раб Аллаха) делает это второй и третий раз, и Аллах каждый раз повторяет тоже самое. Затем говорит: «Делай что пожелаешь, Я простил тебе» , т.е. за то что согрешил и покаялся.
Знайте, что у покаяния три условия: (1) Отстранения от греха, (2) сожаление о том, что совершил, (3) твердое намерение никогда к этому не возвращаться. Если же в этом было нарушено права человека, то необходимо незамедлительно вернуть это право, либо получить прощение за это. Если же это ослушание было между ним и его Господом, за которое положено искупление (кафарат), то он должен совершить искупление. Это будет являтся четвертым условием покаяния. Таким образом, если человек совершит подобное несколько раз в день и покается со всеми условиями покаяния, то поистине Аллах Всевышний простит его.
Слова Всевышнего Аллаха: «…не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил)» . Так же повторение грехов.
Слова Всевышнего Аллаха: «О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя!» … Все грехи в этом бытие, ничто, по сравнению с Его прощением и милостью.
Слова Всевышнего Аллаха: «О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений (, что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи» . Т.е. если ты придешь ко Мне, совершив количество прегрешений заполняющее собой всю землю.
Слова Аллаха: «…но встретишь Меня» , т.е. умрешь на Вере, не придавая Мне в сотоварищи.
И нет умиротворения для верующего, без встречи с его Господом.
Аллах Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает» . Сура Женщины 116 аят.
Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не упорствовал \в покаянии\ тот, кто просил прощения, даже если он делал это семьдесят раз за день». Сказал Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах: «Хорошо думать о Аллахе, является одним из лучших видов поклонения».
О Аллах, поистине мы ищем приближения к Тебе по средством Тебя и Твоего Величайшего Имени, по средством всех Твоих Имен, которые скрыты от нас или которые ты открыл для кого-то из Своих творений. Мы ищем приближения к Тебе по средством достоинства священного Корана, чтоб Ты сделал благой нашу кончину, и помог нам в совершении того, что Ты любишь из слов и дел. Чтоб Ты сделал лучшим днем для нас, день, когда мы встретим Тебя, а лучшими делами, дела в день нашей смерти, и чтоб Ты помог нам совершать то, что приближает к Тебе и что не устыдит нас \в судный день\ перед Тобой. Чтоб простил Ты нас, наших родителей, наших шейхов и тех, кого мы любим, а так же всех мусульман. Амин. Хвала Аллаху Господу миров».
«Шарх арбаин ан-Нававийя фи аль-ахадис ас-сахиха ан-Набавийя». Стр. 248-253. Автор. Имам Ибн Дакъикъ аль-Ид аш-Шафии (умер в 702 г.). Издательство «Дар ат-Тойиба»1425 г. Первое издание. Эр-Рияд.

Ибн Хаджар аль-Аскъалани, - да помилует его Аллах! - в «Фатх уль–Бари» (17/397) пишет: «То есть, Я способен поступить с ним так, как он это себе представляет». Имам ан–Навави в «Шарх сахих Муслим» (14/210) пишет: «Как утверждают ученые, хорошее мнение о Всевышнем Аллахе - это когда человек рассчитывает на то, что Аллах смилуется над ним и простит его». Аль–Кадий сказал: «Как говорят, смысл этого заключается в предположении о том, что Аллах прощает того, кто просит у Него прощения, принимает его покаяние, если тот кается в грехе, отвечает на мольбу, если тот взывает к Нему, и удовлетворяет, если тот чего–то желает. Также говорят, что хорошее мнение об Аллахе выражается в надежде на Прощение и его ожидании, и это более достоверно». Цит. по: «Шарх сахих Муслим» ан–Навави (14/2).

В переводе с арабского языка слово "ширк" означает "придавать сотовари-ща","считать сотоварищем". В качестве религиозного термина используется в смысле придания Аллаху сотоварища.

В Исламе считается самым большим грехом. Ширк – это уверовать в иную силу кроме Аллаха, как создателя и управляющего миром, а также придание атрибутов Аллаха другому. В том числе разновидностью ширка является искать прибежище и помощь у какой-либо иной силы в вопросах, которые подвластны лишь Аллаху. Человек, совершающий ширк, называется "мушриком".

В Священном Коране ширк упоминается в качестве самого большого греха: "Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех" ("Ниса", 4).

В Коране, сообщая о плачевной участи мушриков, делается попытка наставления их на праведный путь: "Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому богу, а не то будешь брошен в Геенну порицаемым и отверженным" ("Исра", 39).

Аллах доносит до мушриков, придавшим Ему сотоварищей, правду: "Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены, которые не способны оказать им поддержку и не способны помочь даже самим себе?" ("Араф", 191-194).

В Священном Коране участь придавшего Аллаху сотоварища описывается "словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место" ("Хадж", 31). Потому что у человека, придавшему Аллаху сотоварища, прерывается с Ним связь. Божества, которым он поклоняется, не способны защитить и покровительствовать ему. Такой человек теряет свое место в мире, созданном Аллахом. Покой, спокойствие, нравственная уравновешенность покидают его. В Коране такой человек называется "упавший с неба". В этом кораническом аяте духовные муки, нравственные беспокойства сравниваются с дикими птицами, раздирающими тело человека. Жизнь, прожитая с иманом, словно возвышение. А жизнь человека, отрицающего единство Аллаха, наоборот, регресс и падение в пропасть. Человек, спрыгнувший с большой высоты, в процессе падения неумолимо приближается к своей смерти, потому как в конце этого падения он разобьется в клочья. Точно так же, отрицающий единство Аллаха человек, всю свою жизнь неумолимо движется к страшному концу. Результат такого падения – смерть кяфира и вечные муки Ада.

Конечно же, при желании человек может спастись от этой страшной участи. Путь к этому пролегает через искреннюю веру в Аллаха и в единобожие. Не случайно, что Его Светлость Мухаммад (с), приглашая людей в Ислам, говорил: "Скажите "Ля иляха илляллах" (Нет божества кроме Аллаха) и достигнете счастья!". В другом хадисе от Пророка (с) говорится: "Войдет в Рай всякий, кто искренне произнесет "Ля иляха илляллах". А смысл искренности состоит в том, чтобы "Ля иляха илляллах" оберегал бы от всего недозволенного Аллахом".