Психология ребенка от года до трех лет. Ах, эти падения…. Развитие памяти, логического мышления

Первый год жизни малыша, насыщенный радостью и испытаниями, счастьем и заботами, прошел. Впереди не менее ответственный период, который характерен серьезными изменениями в развитии психики ребенка и его физиологии.

Особенности возрастного периода

Возраст от года до трех лет - это уникальное время, когда ребенок интенсивно овладевает новыми навыками, познает мир, растет и развивается. Психология детей раннего возраста базируется на сильной эмоциональной привязанности к маме и к близкому окружению. В этот период жизни ребенка происходит закладка фундамента личности, формируются основные черты характера, на которых в дальнейшем будут построены взаимоотношения с окружающим миром.

Важно со всей ответственностью осознать, что дальнейшая жизнь будет зависеть от атмосферы, которая будет царить ранее детство малыша. Поэтому необходимо правильно общаться и воспитывать ребенка, и не пускать процесс развития на самотек.

Родителям бывает сложно понять своего ребенка, отсюда множество ошибок и сложностей в воспитании. Им кажется, что их ребенок такой, как и они, только маленький. Но стоит не забывать, он не «маленький взрослый», а совсем другой человек, который иначе мыслит, иначе воспринимает окружающий мир. Отсутствие опыта и навыков делает малыша во многих ситуациях беспомощным. Он не прогнозирует последствий, живет здесь и сейчас.

Эмоциональное развитие, восприятие и внимание

Яркая эмоциональность детей этого возраста проявляется во всех ситуациях, например, только что радовался воздушному шарику, уже горько плачет, потому что шарик лопнул, и снова радуется появлению нового шарика.

Эмоциональная жизнь малыша протекает в настоящем моменте без учета того, что было с ним ранее.

Ребенок не может предположить, проанализировать и осознать, что может с ним произойти. Он полностью погружен в происходящую ситуацию и полноценно наслаждается каждым текущим моментом своей жизни.

Малыш открыт и впитывает все новое, его внимание быстро переходит от одного объекта к другому. Он не способен долго сосредотачиваться на одном занятии.

Задача взрослых - обеспечить смену деятельности и безопасность ребенка.

Для ребенка пока не доступно абстрактное мышление. Поэтому все воспитание и обучение строится на конкретных предметах и реальных вещах. Причем это должно быть то, с чем ребенок постоянно взаимодействует. Все просьбы должны быть конкретными: «убери машинки в коробку», «наведи порядок»; «садись за стол кушать», а не «пора обедать»; «ложись в кроватку», а не «давай спать».

Игра! Игра! Игра!

Главная роль в жизни малыша в этот период принадлежит родителям. Они опора и поддержка, источник его безопасности. День за днем, маленькими шагами, все новое он напитывает в свой мир. Важно, чтобы все способности малыша, его речь, движения, мышление, развивались в свободной и доступной для него игровой форме. Игры с детьми раннего возраста помогут малышу лучше усваивать новое и развиваться. Кроме того, в играх у него воспитывается уверенность и сила, интерес и радостное отношение к жизни.

Положительные эмоции, атмосфера любви в семье - это добрые семена, которые приносят хорошие плоды. Успеха вам в воспитании ребенка, счастья и здоровья.

Ребёнок развивается. Как? Нормы развития от года до двух.

Оксана Макерова

Развитие ребенка от года до двух лет

Общая подвижность

Малый ребенок проявляет большую активность с моторной точки зрения. Ходьба становится все более уверенной с сохранением хорошего равновесия. Потребность в движении преобладает в течение всего периода "малого ребенка". Это следует понимать как желание пользоваться и владеть своими мышцами во всех направлениях. Ребенок бегает. Лазит повсюду. Сам того не сознавая, ребенок следует поговорке "дело мастера боится". Даже если ему случается упасть, малыш берется снова за начатое, чтобы, добившись своего, начать новое дело. Живость и жизнерадостность ребенка в этом возрасте изумительны. Ему удается "вывести из строя" всю семью. По какой-то внутренней необходимости ребенок находится в постоянном действии, движении. Несмотря на это, длинные прогулки его утомляют, не соответствуют его естественным нуждам.
В возрасте 12-15 месяцев большинство детей умеет ходить самостоятельно.
В 1 год 4 месяца он пытается бегать. Но получается у него это еще неуклюже. В этом же возрасте многие дети могут взбираться по ступенькам, поддерживаемые за руки.
В 1 год 10 месяцев ребенок уже умеет спускаться по лестнице, поддерживаемый за руки, или подниматься, держась за перила.
В 2 года он может уже хорошо бегать, но еще часто падает.
В период между 1,5 и 2 годами ребенок старается катать мяч ногой.

Тонкая подвижность

Параллельно с общей подвижностью происходит дальнейшее развитие мелкой моторики. Ребенок становится все более ловким! Очень часто малыш, схватив предмет, ударяет им, выпускает из рук, бросает или кидает его в другое место. Он начинает рыться по ящикам, шкафам, вынимает оттуда разные предметы.
В период от 1 года до 2 лет ребенок начинает пользоваться карандашом. Но держит он его всей рукой, вертикально. Ребенку доставляет удовольствие проводить различные линии, в большинстве случаев это вертикальные неровные линии. Но не меньше радости малышу доставляет и комкание бумаги, малыш "не ценит" написанное.
В этот период ребенок умеет держать ложку, чашку. Предпочитает есть сам, но весь пачкается во время еды.
Большинство детей в этот возрастной период умеют поворачивать страницы книги, захватывая по нескольку страниц сразу.

Речь

В развитии речи отмечаются большие достижения. От произнесения звуков, восклицаний, отдельных звукоподражательных комплексов ребенок переходит к образованию простых предложений.
В 1 год ребенок соотносит звуки и слоги с определенными людьми, предметами. Например, "ав-ав" - собака, "га-га" - гусь, "би-би" - машина.
В 1 год 4 месяца малыш уже может адекватно употреблять слова: мама, папа, на, дай, нет.
В 1 год 8 месяцев ребенок произносит 6 осмысленных слов, показывает все части тела, которые называет ему взрослый. Лексический запас - более 10 слов.
В 2 года ребенок должен уметь строить короткие фразы из 2-3 слов. Малыш должен понимать разницу между словами: большой, маленький. К концу двух лет появляются слова: я, ты. Словарный запас к концу двух лет должен быть более 300 слов.
Дорогие родители! Важно помнить, что в этот возрастной период ваш ребенок находится в стадии исследования, постоянного упражнения, которые большинство из вас найдет как нечто утомительное и даже мучительное. Но очень важно помнить, что ваше вмешательство с целью "приструнить" ребенка, убедить его словами или даже более сильными мерами "быть умницей", оказывает на него тормозящее действие. Ребенку в этом возрасте необходим процесс исследования для формирования в будущем соответствующей ловкости и здорового трудолюбия. Помните, что малышу нужно время, чтобы научиться понимать порядок, существующий в мире взрослых.
Хочу остановиться на некоторых моментах, которые могут свидетельствовать о задержке темпов развития. Таких моментов несколько. Если к двум годам ребенок:
- не не произносит 3-х слов, не умеет показывать жестами двух близких лиц или 3-4 предмета в комнате;
- не может самостоятельно садиться, вставать на ноги;
- контакт с окружающим миром настолько слабый, что ребенок не может отличить ласковое слово от категорического "нет";
- не следит взглядом за расположенными или передвигаемыми сбоку предметами, не пробует схватить их;
- не испытывает чувства ожидания (игра в "кукушку", "козу рогатую");
- во время кормления не устанавливает никакого контакта с кормящим его лицом.
Уважаемые родители, заметив те или иные отклонения от темпов нормального развития, советую вам не терять время и обратиться за консультацией к специалистам: неврологу, психологу, логопеду, педиатру.

Периоды речевого развития ребенка

Что и когда должен научиться говорить ваш малыш

Мамы и папы, бабушки и дедушки! В своих письмах вы часто задаете такие вопросы: "Когда малыш должен научиться говорить букву "р"", "В 2 года не говорит буквы "л", "рь"...", "Внучке 1,5 года, но не произносит буквы "щ", "л", "р". Также приходят письма с просьбами рассказать о развитии речи в онтогенезе, рассказать, когда и какие звуки должен уметь произносить ребенок. Выполняя эти просьбы и одновременно отвечая на подобные вопросы, предлагаю вашему вниманию статью о становлении и развитии речи ребенка по возрастам.

При написании статьи использованы материалы работ:
А. Н. Гвоздева "Вопросы изучения детской речи" - М., 1961;
Е. Н. Винарской "Раннее речевое развитие ребенка: актуальные проблемы дефектологии. - М., 1992, 1987;
Е. Ф. Архиповой "Логопедическая работа с детьми раннего возраста". - М., 2006.
Рекомендую также прочитать книгу, вышедшую под редакцией Лисиной М. И. "Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослыми" - М., 1985.
С учетом тесной морфологической и синтаксической системы языка выделяют 3 периода формирования грамматического строя речи.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает в себя 2 этапа: этап однословного предложения и этап предложений из нескольких слов-корней.

1. Этап однословного предложения
(возраст от 1 года 3 мес. до 1 года 8 мес.)
На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложений (однословные предложения). В речи малыша лишь небольшое количество слов, которые используются для выражения его желаний потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет малыш, не имеют определенной грамматической формы. Это аморфные слова-корни ("би" - машина, поехали и т.д., "гу" - гулять, голуби...). В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания, лепетные слова ("ди" - иди, уходи, "мокко" - молоко, мокро). Всего должно насчитываться около 29 таких аморфных слов-корней. Из них названия лиц, предметов около 22-25, и глаголов ("бух", "ди"…) - 5-7.
Звукопроизношение.
Ребенок должен хорошо произносить ударные гласные а, о, у, и; согласные м, п, б, к, д, ть, сь, пь,х, ль. Стечение согласных малыш произносить еще не может.
Слоговая структура слова.
Часто воспроизводится один слог в слова (ударный) или два одинаковых слога ("га-га", "ту-ту").
2. Этап предложений из нескольких слов-корней
(возраст от 1 года 8 мес. до 1 года 10 мес.)
На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала 2, затем 3 слова, т.е. в речи появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова, в высказывании связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной неизмененной форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искаженной форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения ("дай", "неси", "спать").
Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе. Формально-знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Например, при восприятии различных форм слов (дом, домой, домом, дому) ребенок воспринимает лишь общую часть этих слов (дом). Количество аморфных слов-корней увеличивается до 87.
Звукопроизношение.
Часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный. Появляется стечение согласных в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цък.
Слоговая структура слова.
Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов. Например, молоко - "мокко".

ВТОРОЙ ПЕРИОД - период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 мес. до 3 лет). Этот период включает в себя 3 этапа: этап формирования первых слов, этап использования флективной системы языка для выражения синтаксических связей слов и этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений.

1. Этап формирования первых форм слов
(возраст от 1 года 10 мес. до 2 лет 1 мес.)
На этом этапе малыш начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительных являются:
- формы именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием "-ы", "-и" (фонетически всегда "-и" по причине смягчения согласных);
- формы винительного падежа с окончанием "- у". Например, кису, куклу;
- иногда появляются формы родительного падежа с окончанием "- ы", окончание "- е" для обозначения места (на столе - "толе").
Первыми грамматическими признаками глаголов являются:
- повелительное наклонение 2-го лица ед. числа (иди, неси);
- формы 3-го лица ед. числа настоящего времени без чередования в основе (сидит, спит);
- возвратные и невозвратные глаголы.
К 2 годам появляются прилагательные, чаще в им. пад. ед. числа мужского и женского рода, но без согласования с существительными.
Таким образом, в речи малыша начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже с глаголом изъявительного наклонения ("Мальчик гуляет"), некоторые формы глагольного управления ("Дай кису"). Но в речи еще имеется большое количество аграмматизмов. На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-4 слов.
Объективным показателем правильного хода развития речи на этом этапе является появление к 2 годам первых фраз ("Вот таи." - "Вот шары"). При нормальном речевом развитии в возрасте 2 лет - 2 лет 2 мес. выделяется период физиологических аграмматизмов, когда ребенок пользуется предложением без соответствующего грамматического оформления. Этот период в норме длится всего несколько месяцев и в дальнейшем без специального обучения ребенок самостоятельно начинает усваивать нормативное употребление грамматических конструкций.
Наличие стойких аграмматизмов на протяжении следующих этапов развития являются важным показателем для своевременного определения общего недоразвития речи у 3-х летнего малыша.
Звукопроизношение.
К двум годам появляются твердые согласные звуки "т", "д", "п". Все чаще стечение согласных замещается одним звуком.
Слоговая структура слова.
В трехсложных словах все еще опускается слог, чаще всего предударный ("кусу" - укушу); может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах.
2. Этап использования флективной системы для выражения синтаксических связей слов
(возраст от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.)
Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основных разных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединения корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных, супплетивизма. Например, "молотокм", "человеки", "левы". На этом этапе еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного грамматического значения.
Среди грамматических форм существительных усваиваются:
- беспредложные формы косвенных падежей: винительный, родительный, дательный, творительный;
- наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения;
- усваивается изменение глаголов по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.);
- разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского, женского и среднего рода.
Согласование прилагательных еще не усвоено. В речи наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательных с существительными. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных.
Личные местоимения уже усвоены.
В речи детей на этом этапе уже появляются некоторые семантически простые предлоги: в, на, у, с, однако их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний.
Звукопроизношение.
Появляются твердые согласные звуки: в, с, з, л. Отмечается смешение артикуляционно-близких звуков. Стечения согласных все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произноятся правильно.
Слоговая структура слова.
Во многих сложных словах опускается предударный слог, иногда приставки. Например, "ципилась" - зацепилась.
3. Этап усвоения служебных слов ля выражения синтаксических отношений
(возраст от 2 лет 6 мес. до 3 лет)
На этом этапе дети правильно употребляют простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы. Продолжается усвоение более частых правил словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения существительных:
- усвоение окончаний мн. числа "- ов", "-ами", "-ах";
- падежных окончаний им. пад. мн. числа "-а", "-на".
На этом этапе закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. В речи ребенка происходит дальнейшие развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются служебные слова: союзы и, а, то, потому что, тогда, когда.
Звукопроизношение.
Появляется произношение таких согласных, как, ч, щ, ж, ц. Заканчивается усвоение групп согласных.
Слоговая структура слова.
Нарушается редко, в основном в малознакомых словах.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД - период дальнейшего усвоения морфологической системы (возраст от 3 до 7 лет).

В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения, спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), т.к. ребенок овладеваете не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой "фильтров", накладываемых на использование общих правил.
В речи детей 4 лет еще иногда встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении ("пени", "левы"), но после 4,5 лет такие ошибки должны исчезнуть. Остаются до 5 лет лишь нарушения чередования в основе глагола (заплатю - заплачу). Усваивается глагольное управление.
Звукопроизношение.
К 5 годам правильно произносятся все звуки. Ребенок может оценивать своё и чужое произношение.
Слоговая структура слова.
Нарушений не должно быть.
Важным в этот период является то, что с 4 лет 6 мес. идет попытка объяснить слова на основе их значения (детская этимология). С пяти лет дети размышляют по поводу рода существительных, наблюдают за синонимами. Таким образом, к школьному периоду ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.

Дорогие читатели! Хочу, чтобы, читая мою статью, вы помнили о том, что сроки и темпы овладения речью носят индивидуальный характер и зависят от особенностей нервной системы ребенка и условий его воспитания. У некоторых детей период, когда пассивная речь опережает активную, а понимание значительно больше, чем произносимых слов, затягивается до 2-2,5 лет.

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка
как один из методов развития речи

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

Вашему малышу исполнился один год. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любою игрушку (предмет) рукой, пальцами или всей ладошкой. Любит бросать игрушки, сталкивать их с чем-либо. Умеет открывать и закрывать крышки коробок, банок.
Для того чтобы движения ручки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.).
В 1,5 - 2,5 года детям даются более сложные задания:
- застёгивание пуговиц;
- завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);
- переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком.
Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша, развиваются его тактильные ощущения.
Дальше, дорогие читатели, хочу предложить вашему вниманию упражнения для пальчиков. Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут. Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа. Предлагаю для занятий следующие упражнения.

* * *
    «ШАЛУН»

    Наша Маша варила кашу

    Кашу сварила, малышей кормила.

    (на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

    Этому дала, этому дала,

    Этому дала, этому дала,

    (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

    А этому - не дала.

    Он много шалил,

    Свою тарелку разбил.

    (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

    «БЕЛОЧКА»
    (по мотивам народной песенки)

    Сидит белка на тележке,

    Продаёт свои орешки;

    Лисичке-сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке косолапому,

    Заиньке усатому.

    (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

    «ДЕТКИ»

    Крепкие, дружные,

    Все такие нужные.

    (поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

    Тише, тише, тише,

    Не шумите!

    Наших деток не будите!

    Птички станут щебетать,

    Будут пальчики вставать.

    (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

    «ПО ГРИБЫ»
    (потешка)

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Мы идём грибы искать!

    Этот пальчик в лес пошёл,

    Этот пальчик гриб нашёл.

    Этот пальчик чистить стал.

    Этот пальчик жарить стал,

    Этот пальчик всё съел,

    Оттого и потолстел.

    (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

    «ПАЛЬЧИКИ»

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Вышли пальчики гулять!

    Раз, два, три, четыре, пять,

    В домик спрятались опять.

    (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

    «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

    Раз, два, три, четыре, пять,

    (загибать пальцы, начиная с большого)

    Будем листья собирать.

    (сжимать и разжимать кулачки)

    Листья берёзы, листья рябины,

    (загибать пальчики, начиная с большого)

    Листья тополя, листья осины,

    Листики дуба мы соберём.

    «ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

    Есть игрушки у меня:

    (хлопать в ладоши)

    Паровоз и два коня,

    Серебристый самолёт,

    Три ракеты, вездеход,

    Самосвал,

    Подъёмный кран.

    (загибать поочерёдно пальчики)

    «ПАСТУШОК»

    Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

    Потерял пастух дуду.

    (пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)

    А я дудочку нашла,

    Пастушку я отдала.

    (хлопки в ладоши)

    Ну-ка, милый пастушок,

    Ты спеши-ка на лужок,

    Там Бурёнка лежит

    На теляток глядит.

    А домой не идёт,

    Молочка не несёт.

    Надо кашу варить,

    Деток (можно произносить имя вашего малыша)

    Кашей кормить.

    (указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)

    Упражнением «Пастушок» желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массажа.

* * *

Когда вашему малышу исполнится 2,5-3 года, начинайте разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе. В этом возрасте рекомендую использовать фигурки с изображаением животных, птиц, предметов. Все фигурки - с небольшим стихотворным сопровождением.

* * *

«ОЧКИ»

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)

Ножки, спинка и сиденье -

Вот вам стул на удивленье.

(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)

У стола 4 ножки

Сверху крышка, как ладошка.

«ЛОДКА»

(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.

«ПАРОХОД»

(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)

Пароход плывёт по речке

И пыхтит он, словно печка.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)

У козы торчат рога,

Может забодать она.

(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)

Жук летит, жук жужжит

И усами шевелит.

* * *

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Дорогие родители, бабушки и дедушки! Я желаю вам удачи и терпения в занятиях с малышом

В разделе ‘Ребенок от года до трех лет’ опубликованы интересные и познавательные статьи о воспитании, развитии речи, подготовке к детскому саду и здоровье ребенка от года до трех лет . Читайте, обсуждайте и советуйте. Поверьте, мы старались, не забудьте оценить статью лайком

Как приучить малыша к горшку? С чего начать? Как приучить ребенка к горшку за 7 дней по Комаровскому. Памперсы – полезное изобретение человечества. Теперь молодая мама избавлена от постоянной стирки грязных пеленок и другой одежды. Вспомним народную поговорку: «Терпение и труд все перетрут». Она очень подходит к нашей теме. Наши …

09.12.2015

Что делать с детской скромностью? Стеснительный ребенок 5 лет как ему помочь ответы психолога. Ваш ребенок веселый и ласковый, озорной и артистичный, шустрый и обаятельный. Но… только когда вы с ним наедине. Присутствие посторонних вызывает у крохи панику и слезы. Еще обиднее, когда все лавры в компании достаются другому малышу - …

09.12.2015

Несмотря на упорные слухи о глобальном потеплении, зиму в наших краях никто пока не отменял. По опыту последних лет трудно сказать, какой она будет на этот раз - снежной, с дождями, с солнцем или ветром. А у многих и опыта никакого нет. Для самых маленьких это вообще первая (или вторая-третья) в их жизни зима. …

09.12.2015

Питьевой йогурт детям. Многие считают, что молока (особенно детям младшего возраста) надо пить как можно больше. Но есть и сомневающиеся, которые говорят, что польза цельного молока сильно преувеличена. Его не все хорошо усваивают, а нужные для организма вещества можно получить и с другими продуктами. Так, например, в стакане коровьего молока …

09.12.2015

Наконец-то настали долгожданные деньки, когда теплая весна плавно перетекает в благодатное лето. Родители стараются побольше времени проводить с детьми на улице, излюбленным местом прогулок становится песочница. К гуляющим в парке бабушке с внучкой подбежал симпатичный щенок. Он прыгал вокруг, с охотой бегал за палочкой и даже позволил себя погладить. Девочка хотела …

09.12.2015

Грудное вскармливание ребенка. Завершение Как закончить грудное вскармливание для мамы. В последнее время вопрос грудного вскармливания очень широко обсуждается среди молодых мам, врачей-педиатров и другой общественности. Вопросы стимуляции лактации, поддержание уровня грудного молока – об этом можно найти массу информации в СМИ. Грудное вскармливание позволяет ребенку получать все необходимые специфические факторы …

09.12.2015

Поведение малыша в год. Этапы развития Поведение ребенка в 3 года воспитание. В развитии ребенка от года до трех лет существуют свои этапы. Однако, развиваясь, ребенок допускает ошибки, начинает развиваться неправильно. Поведение с родителями. Формирование личности. Ребенок до трех лет закладывает основы социализации, формируется полноценная личность, в которой сложно будет …

09.12.2015

Питание в год и старше Рацион питания ребёнка в 1 год и 3 месяца. Первый год жизни при самых благоприятных обстоятельствах ребенок питается преимущественно на грудном вскармливании. Если при каких-то обстоятельствах женщина не может или не хочет кормить грудью, то питание ребенка состоит из искусственных смесей. Совершенствуется система пищеварения, ферменты могут …

Ребенок должен садиться за стол в спокойном состоянии – не возбужденным, не утомленным и не раздраженным, поэтому возвращайтесь с прогулки за 20–30 минут до обеда или ужина, чтобы набегавшийся и наигравшийся малыш

мог успокоиться. Для этого ему можно предложить тихую игру.

Малыш за столом

Уже с первых лет жизни нужно воспитывать у малыша умение правильно вести себя за столом. Но спешить в этом деле не следует. Малыш должен чувствовать себя за столом раскованным, а время приема пищи должно быть приятным для него. Это напрямую связано с процессами пищеварения.

Мы предвидим ваш вопрос: а как же быть с хорошими манерами? Ведь не секрет, что малыш, особенно в первое время после того, как он стал есть самостоятельно, ведет себя за столом подобно маленькому «свину».

Приучать ребенка к опрятности во время еды следует исподволь. И здесь необходим прежде всего ваш собственный пример. Садитесь за стол вместе с вашим ребенком, используйте это время для спокойной беседы о том, что ест малыш, как это полезно.

Покажите ему, как держать ложку. Начинать учить малыша пользоваться ею можно с 1 года 1 месяца – 1 года 2 месяцев. Предложите ему для начала есть ложкой блюдо, которое он очень любит, например протертую морковь с яблоком. Такое пюре легко зачерпнуть ложкой, оно не вываливается на стол при малейшей оплошности ребенка.

В первое время вам придется помогать малышу. И не только показывая, как нужно пользоваться ложкой, но и используя метод «пассивных движений». Не раздражайтесь, если у ребенка не все получается так, как вам хотелось бы.

Не забывайте, что в этом возрасте ручная моторика у вашего сына или дочери находится еще в стадии становления, ребенку трудно освоить сразу те далеко не простые движения, которые для нас, взрослых, столь естественны.

Если вы будете чрезмерно требовательны и строги, у ребенка может сформироваться отрицательное отношение к приему пищи, и тогда у вас возникнут серьезные проблемы с питанием.

Для того чтобы ребенок скорее «освоил» ложку, предоставляйте ему почаще возможность есть самостоятельно. При этом выбирайте такое время, когда вы никуда не спешите.

При вашем благожелательном и спокойном отношении, при достаточно частой тренировке ребенок уже к середине 2-го года жизни будет есть самостоятельно. Ребятишек, страдающих расстройством аппетита, нередко приходится готовить к приему пищи. Для этого можно использовать страсть маленьких детей делать что-нибудь, как мама.

В этом возрасте малыш должен знать, что перед едой нужно вымыть руки. Пусть он сам надевает на себя фартучек или нагрудник, сервирует стол, предварительно покрыв его клеенкой или положив на нее салфетку.

Малыша лучше кормить отдельно. За общим столом он отвлекается, требует дать то, что по возрасту ему никак не положено, капризничает. Хотя есть дети, которые едят лучше и за общим столом. Но в любом случае место, где ребенок ест, должно быть постоянным.

Во время еды помогайте малышу оставаться чистым. Так начинает складываться навык опрятности за столом. Если малыш пачкает личико или пальчики пищей, сначала вытирайте его вы, а затем предложите ему сделать это самому. При спокойном и неукоснительном приучении к опрятности малыш уже к концу 3-го года жизни ест аккуратно, а закончив еду, вытирает руки и губы салфеткой.

Во время еды нельзя торопить ребенка, заставлять его есть насильно. Подчас малыш, не желающий есть, не глотает пищу, держит ее во рту, в то время как бабушка или мама засовывают ему в рот все новые ложки с едой. Ни к чему иному, как к расстройству аппетита и отвращению к пище, такой метод кормления не приводит.

Если малыш не хочет есть, позвольте ему выйти из-за стола. Но тут уж постарайтесь выдержать характер и ничего из еды не давайте ребенку до следующего кормления. Пусть ваше родительское сердце не сжимается от жалости. Ничего ужасного не произойдет, если ребенок не поел однажды.

Как раз перекусы в таком случае – плохая мера воспитания. Ребенок быстро разберется в вашей слабости и будет ее использовать в дальнейшем. Так проблему с кормлением вам не решить.

Во время еды приучайте ребенка выражать свои просьбы спокойно и вежливо, пользуясь словом «пожалуйста». И вновь подчеркнем – в поведении ребенка отражаются те формы обращения, которые приняты у вас в семье.

Вам трудно требовать от малыша придерживаться норм поведения, которых он не встречал в повседневной жизни. Помните о том, что малыш в этом возрасте во всем подражает Вам .

Рацион ребёнка 1 — 3 лет

В возрасте от 1 года до 2 лет ребёнок должен получать 95 мл жидкости на 1 кг массы тела, в возрасте от 2 до 3 лет – 60 мл.
Поэтому в дневном рационе ребенка не менее пяти блюд должны быть жидкими (молоко, кофе с молоком, чай на завтрак, первое и третье блюда – в обед, сок – в полдник, простокваша, кефир – на ужин).
Но во время ужина ребенку лучше пить поменьше. Утолять жажду перед сном можно фруктами и ягодами.

Суточный объем пищи для детей от 1 до 1,5 года в среднем 1000–1200 мл, от 1, 5 года до 3 лет – 1200–1400 мл.

При распределении калорийности питания советуем придерживаться следующей схемы. На завтрак должно приходиться 30%, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 20% общего количества калорий (в возрасте от 1 до 1,5 года – 1250–1300 ккал, от 1,5 года до 3 лет – 1400–1500 ккал в сутки).

При этом ежедневная потребность в источниках питания (на 1 кг массы тела) составляет: в белках – 4 г, жирах – 4 г, углеводах – 15–16 г. Другими словами, соотношение белков, жиров и углеводов в рационе должно быть 1:1:4.

После года молоко и молочные продукты по-прежнему играют большую роль в питании малыша. Они должны входить в меню ежедневно. Молока ребенку требуется не менее 500–600 мл (как в натуральном виде, так и для приготовления отдельных блюд).

Кисломолочные продукты детям так же полезны, как и на 1-м году жизни.

Творог и сыр – источники полноценных белков и жиров, они хорошо перевариваются и усваиваются. Однако в натуральном виде творог можно давать только из молочной кухни или приготовленный дома из свежего кефира. Сыр детям до полутора лет лучше предлагать только неострых, некопченых, мягких сортов.

Сливки и сметана слишком богаты полезным молочным жиром, поэтому их не дают ребенку в натуральном виде. Заправляйте ими супы, готовьте с ними соусы. Сметану из магазина необходимо термически обрабатывать.

Далее в разделе приведен набор продуктов на каждый день, но это не значит, что ребенок, например, ежедневно должен съедать 40 г творога, 5 г сметаны и 3 г сыра. Лучше всего давать их 2–4 раза в неделю, но в больших количествах. Если сегодня он съел 100-граммовый сырник и 30 г сметаны, то в следующие дни эти продукты будут отсутствовать на его столе.

Мясо или рыбу нужно подавать ребенку ежедневно. Дети обычно любят молочные сосиски, нежирные сорта вареной колбасы. Давайте им эти «деликатесы», но только в том случае, если они свежие. Можно рекомендовать детские мясные консервы (непременно следя за сроком их годности и никогда не пользуясь уличной торговлей).

Рыба – ценный продукт питания, в ней содержатся легкоусвояемые белки. Детям в возрасте от 1 года до 3 лет можно давать любую нежирную морскую рыбу и все виды речной. Не очень полезны жирные деликатесные сорта рыб – палтус, осетрина, лосось, семга, угорь, а также рыбные консервы и икра. Они плохо перевариваются и к тому же могут вызывать аллергические реакции.

Ребенку в раннем возрасте необходимо в сутки 35–100 г мяса и 25–30 г рыбы. Советуем вам в течение недели 4–5 дней давать мясо (по 100–130 г) и 2–3 дня – рыбу (по 70–100 г).

Яйцо ребенку старше года уже можно давать целиком, а не только желток. И все же будьте осторожны: у некоторых малышей возникают аллергические реакции на белок куриного яйца.

Яйца дают маленьким детям по-прежнему только в крутом виде или омлетах, запеканках, сырниках.

Сырые яйца давать нельзя, так как в них содержатся овомукоид и авидин – вещества, подавляющие действие пищеварительных ферментов. При термической обработке эти соединения разрушаются, и белок яйца усваивается практически полностью.
Целесообразно давать одно яйцо через день-два.

Всем детям раннего возраста полезно растительное масло. Но обращаем ваше внимание на то, что при термической обработке (например, во время жаренья) растительные масла быстро окисляются и теряют многие свои полезные качества.

Поэтому их лучше использовать в натуральном виде, заправляя ими салаты и овощные пюре. Причем для заправки блюд лучше применять нерафинированные масла. Содержащиеся в них фосфолипиды улучшают обмен веществ.

Сливочное масло лучше добавлять в каши или мазать на хлеб. Использовать его для жаренья не стоит, так как при нагревании оно теряет свои ценные качества.

Ребята очень любят баранки, сухари, бублики. Наиболее полезен хлеб из ржаной или пшеничной муки грубого помола. Он богат витаминами группы В и растительными белками.

Крупы в качестве источника растительного белка, витаминов и минеральных солей также необходимы детям. Из круп в раннем возрасте первое место занимают гречневая и овсяная. Но теперь можно ввести в рацион ячневую, перловую, рисовую, реже – пшенную крупы.

Макаронные изделия менее богаты витаминами и минеральными веществами, но легко перевариваются. Кроме того, дети, как правило, любят макароны. Однако их не стоит включать в рацион малышей, масса тела которых находится на пределе избыточности.

Горох, фасоль, бобы, чечевица из-за грубой клетчатки и того, что они пучат, редко используются в питании малышей.

Сахар обязательно входит в рацион ребенка любого возраста. Это должны быть полезные природные сахара фруктоза или глюкоза, но ни в коем случае не сахароза (это эффективный иммунодепрессант и главная причина кариеса зубов).

Если в питании в качестве сладостей используются фруктоза и сладкие фрукты (свежие и сухофрукты), ограничивать их не нужно.

От года до трех его количество сахаров в среднем не должно превышать 50 г в сутки. Если нет возможности отказаться от сахарозы, ее жесткое ограничение должно стать для вас законом (потребление сахарозы вредно для организма человека, тем более ребенка).

Не поощряйте знакомых и родных, которые приносят в качестве гостинца конфетку или шоколад. Это не очень нужное лакомство в таком возрасте. Если давать ребенку шоколад, то только черный горький не ниже 70%-ного – в нем содержатся полезные вещества. Но малейшая примесь молока эти полезные свойства шоколада блокирует. Потому шоколад не должен быть молочным, и его не следует есть с молоком.

Многие промышленные сладости из-за содержания в них синтетических ароматизаторов и вкусовых веществ вызывают аллергические реакции, содержащаяся в них сахароза портит зубы.

Уж если давать ребенку сладкое, то пусть это будет мармелад или пастила, лучше приготовленные самостоятельно.

Промышленные сладости можно давать только в небольших количествах – не более 10–15 г в сутки. Еще лучше в качестве полезных сладостей использовать сладкие сушеные фрукты – финики, курагу, инжир, изюм, чернослив, различные компотные смеси.

Чрезвычайно полезны ребенку овощи, фрукты, зелень. И не только из-за содержания в них витаминов (хотя наборы витаминов в растительных продуктах весьма ограничены), большого количества минеральных веществ, пектина, клетчатки, углеводов, но и потому, что они выравнивают кислотно-щелочное состояние организма. Изменение его в сторону кислотности или щелочности приводит к различным заболеваниям.

Овощи можно давать малышу самые разнообразные – морковь, капусту, свеклу, помидоры, огурцы, тыкву, цветную капусту, зеленый лук.

Необходимо добавлять в еду зелень – петрушку, сельдерей, укроп.

Хорошо влияет на пищеварение кисель из ревеня.

Меню ребёнка 1-3 лет

Для того чтобы ребенок с удовольствием ел, мало хорошего аппетита и прекрасного настроения перед едой. Пища должна быть достаточно разнообразной, а объем блюд – таким, чтобы ребенок с удовольствием съедал все.

Например, не допускается, чтобы в течение дня малыш не раз получал одно и то же блюдо, или 2 раза в день – каши (например, на завтрак и ужин), хотя бы и разные, или, скажем, вермишелевый суп на первое и отварную вермишель на гарнир ко второму блюду и т. д.

Если малыш страдает плохим аппетитом, ему можно вообще не давать суп, заменив его соком или водой. Если же ребенку с хорошим аппетитом недостаточно для насыщения обычного количества пищи, ему можно предложить еще салат, овощной гарнир или даже суп, но без хлеба.

На завтрак и ужин дети могут получать различные молочные каши, но отдавать предпочтение лучше все же гречневой и овсяной. Очень любят дети каши с овощами и фруктами (овсяную, манную или рисовую – с тыквой, изюмом и т. д.).

Каши чередуют с овощными блюдами (овощное рагу, тушеная капуста или свекла, морковь в молочном соусе, овощная икра).

Готовят и смешанные крупоовощные блюда (овощные голубцы с рисом, морковные, картофельные, капустные, свекольные котлеты с соусом, различные запеканки).

Очень полезны детям блюда из творога (сырники, запеканки, ленивые вареники), а также из яиц (омлет натуральный, омлет с различными овощами, с картофелем, яблоками).

Промышленно произведенные колбасные изделия (сосиски, сардельки, вареную колбасу) следует исключить полностью и навсегда.

На завтрак дети могут получать колбасные изделия жареную или отварную рыбу, вымоченную сельдь или селедочный паштет, приготовленный непосредственно перед кормлением, а также бутербродные смеси на основе отварной или жареной рыбы.

По возможности на завтрак и ужин детям дают салаты из свежих овощей и фруктов, правда, меньшими порциями, чем на обед. Салаты особенно рекомендуются летом, когда из-за жары у ребятишек ухудшается аппетит.

Во время завтрака малыши охотно пьют, хотя бы каждый день, злаковый (суррогатный, ненатуральный) кофе с молоком, предпочитая его простому молоку, а также чай с молоком или какао (если ребенок его хорошо переносит), а на ужин – кефир, молоко или чай с молоком.

В обед малыш обычно съедает четыре блюда. Сначала идет салат, лучше из свежих овощей и фруктов, с добавлением свежей зелени. Чтобы ребенок более охотно съедал овощной салат, в него можно добавлять фрукты (например, мелко нарезанная свежая капуста с изюмом, тертая морковь с яблоками, вареная тертая свекла с черносливом).

На первое ребенок может получать как бульоны (мясной, рыбный, куриный), так и супы на этих бульонах, постные овощные супы-пюре со сметаной, молочные с овощами или макаронными изделиями. Выбор первых блюд для детей раннего возраста очень широк.

В качестве вторых блюд ребенок съедает, как правило, все мясо, предназначенное ему на день. Это могут быть паровые кнели, рулет с яйцом, суфле, котлеты, пюре, запеканки с мясом говядины, птицы или с рыбой; тушеное, или запеченное, или жареное мясо (рыба, птица). А также различные мясные и мясо-печеночные паштеты.

На третье детям лучше давать свежие фрукты или ягоды, соки или компоты из свежих либо сухих фруктов и ягод, фруктовые пюре, свежеприготовленные или консервированные для детского питания.

Нежелательно готовить кисели из концентратов. Пищевой ценности они не имеют, а углеводами детей перегружают. Вообще, надо взять в правило готовить ребенку пищу только из натуральных исходных продуктов, а не из концентратов или консервов.

На полдник малыши с удовольствием едят печенье или выпечку разного рода, молоко, кефир, свежие фрукты и ягоды.

Помня об основных правилах составления детского меню и стараясь следовать рекомендациям специалистов, не нужно забывать и об индивидуальных пристрастиях малыша к тем или иным блюдам, если, конечно, речь идет не о сладостях.

Некоторые детишки оказывают настолько ярко выраженное предпочтение какому-либо блюду, что близкие вынуждены порой выдерживать настоящие сражения при попытках заменить это блюдо на другое, более питательное или вкусное, по их мнению.

«Я знала одного маленького мальчика, – пишет известный детский психолог Э. Ле Шан, – который испытывал подлинную страсть к вареным макаронам и тефтелям. Его мать хотела, чтобы он получал сытный завтрак. И каждое утро превращалось в пытку для всей семьи, пока она не поняла, что макароны и тефтели столь же питательны, как и большинство продуктов для завтрака. В течение трех лет мальчик ел на завтрак макароны».

Есть малыши, которые на завтрак с удовольствием едят суп, или обязательно сосиски с картофельным пюре, или еще что-нибудь постоянное. Некоторые малыши в течение нескольких дней требуют одно и то же блюдо, отказываясь от других, а потом, насытившись им, могут увлечься каким-либо другим.

Если вы встретились с подобной оригинальностью у своего малыша, наш совет – отнеситесь к ней с уважением. Чаще всего борьба с маленьким ребенком из-за еды либо приводит к стойкому нарушению у него аппетита или отказу есть за столом, либо превращается для малыша в повод заявлять во время трапезы о своей независимости и утверждаться в ней.

Встречаются и другие ситуации, к которым взрослые относятся порой чересчур серьезно, хотя они того не заслуживают.

Многие дети, например, во время обеда, прежде чем приступить к салату, с наслаждением выпивают компот или сок или съедают что-нибудь сладкое. Часто это бывает поводом для бурного выяснения отношений с сыном или дочкой. Нужно ли это? Поверьте, нет. Понаблюдайте за малышом. Если он после такой прелюдии с удовольствием съедает весь обед, оставьте тот порядок приема пищи, который ребенок сам установил для себя. Этот выход из положения будет самым благоразумным. Вы не только сумеете избежать неблагоприятных последствий подхода к ребенку «с позиции силы», но и сохраните и даже упрочите отношения с ним.

Существует мнение, что при составлении меню для ребенка рацион не должен быть строго сбалансирован каждый день. Детям свойственны отклонения от питания «по науке».

Но в то же время они инстинктивно стремятся к его уравновешенности, правда, в более широком, чем один день, временном промежутке – в течение нескольких недель и даже месяцев. И это вам также следует учитывать.

При составлении меню руководствуйтесь правилом: еда не только источник всех необходимых для ребенка питательных веществ, но и повод для удовольствия. У ребенка ни в коем случае не должны быть связаны с ней неприятные эмоции.

Позвольте сыну или дочери в известной мере выбирать пищу из того разнообразия блюд, которое вы ему или ей предлагаете.

Приготовление пищи для ребёнка 1-3 лет

Для приготовления детского питания нужно использовать только доброкачественные продукты.

Блюда для детей первой половины 2-го года жизни это – по преимуществу блюда из протертых продуктов. Такая особенность питания малышей этого возраста связана с тем, что у них в достаточной мере не сформирован жевательный аппарат. И все же детишек постепенно приучают к более грубой пище.

Салаты готовят из сырых и вареных овощей, протертых на мелкой терке. Первые блюда – это прежде всего супы-пюре. Однако детишкам можно давать и суп с общего стола. Содержимое его размельчают непосредственно перед употреблением прямо в тарелке – вилкой или ложкой.

Вторые блюда из говядины, рыбы или птицы готовят на пару.

Яйца дают детям сваренными вкрутую и размятыми, добавляя в отварную вермишель, мясной рулет, зразы. Из яиц можно готовить паровой омлет на водяной бане в течение 20 минут. Яйца добавляют также в тесто во время приготовления оладий, блинчиков, запеканок. Желтки растирают с сахаром, а охлажденные белки сбивают венчиком. Благодаря такой подготовке яиц тесто получается пористым и лучше усваивается.

Крупы (манка исключается, до 3 лет она крайне нежелательна из-за высокого содержания глютена), перед приготовлением перебирают и хорошо промывают, а затем засыпают в кипящую воду и варят до готовности. Дети до 1,5–2 лет получают непротертые, но сильно разваренные каши.

Только в особых случаях каши из овсяной, гречневой, рисовой и перловой круп, приготовленные из целых зерен, протирают через сито (миксером не пользуются).

Для приготовления каш молоко в сыром виде добавляют к уже сваренной крупе и смесь доводят до кипения. Протирают кашу перед добавлением молока. Если вы готовите кашу с овощами или фруктами, то в готовое блюдо вводят либо пюре из тушеных овощей, либо пюре из свежих яблок, слив, персиков.

После 1,5–2 лет в меню ребенка можно включать блюда из тех же продуктов, но запеченных и даже жареных, но сначала без панировки. Позже их перед жарением обваливают в муке или толченых сухарях. Овощи для салатов в этом возрасте можно натирать уже на крупной терке или мелко резать ножом.

Мясо хорошо промывают в проточной воде, срезают загрязненные места и клеймо. Замороженное мясо нужно оттаивать в крупных кусках в холодильнике или при комнатной температуре. Если эту процедуру проводить в воде, особенно теплой, то теряется много сока, а следовательно, и питательных веществ. Оттаявшее мясо нужно сразу использовать. Вообще, лучше начинать готовить замороженное мясо не размораживая. Или лишь слегка разморозив до состояния, когда можно резать ножом.

Для приготовления пюре, суфле, рулета, мясо опускают в кипящую воду (в таком случае в нем сохраняется больше питательных веществ) и варят до готовности.

Затем мясо пропускают через мясорубку дважды, добавляют мясной бульон и доводят до кипения.

С замороженными курами поступают так же. Но дополнительно из тушки удаляют остатки перьев, опаливают, потрошат, тщательно промывают холодной проточной водой.

Если вам нужен бульон, мясо режут на куски, кости рубят, все это опускают в холодную воду и варят на медленном огне 1,5–2 часа. Приправы (коренья, лук) и соль добавляют за 20–30 минут до окончания варки.

Фарш для котлет, биточков, фрикаделек готовят непосредственно перед его использованием. Паровые котлеты и тефтели тушат в духовке 30 минут, котлеты обжаривают с обеих сторон 10 минут, а затем пропекают в духовом шкафу.

ВАЖНО! Промышленно замороженную рыбу покупать и кушать нельзя. В нее для увеличения веса вводят воду с весьма токсичными полифосфатами. Так в рыбу удается вморозить 55% воды. При оттаивании таким образом замороженной рыбы вода из нее льется ручьем, а ядовитые полифосфаты остаются в рыбе.
Самостоятельно замороженную свежую рыбу можно с успехом хранить в холодильнике до 2 месяцев. В пищевом отношении она ничем не хуже свежей.
Свежую рыбу перед замораживанием следует очистить, порезать на порционные куски, поместить в полиэтиленовые пакеты и заморозить.

Замороженную рыбу оттаивают при комнатной температуре, потрошат, удаляют кости и готовят. Ее варят, тушат или жарят.

Субпродукты сначала многократно промывают проточной водой. Если готовят печень, то из нее вырезают крупные сосуды, пленки, желчный пузырь. Почки надрезают вдоль, снимают пленки, замачивают в холодной воде на 3–4 часа, а затем тщательно промывают в проточной воде.

В питании детей раннего возраста широко применяют разнообразные пудинги, в которые наряду с крупами входят фрукты, овощи, мясо, рыба. Благодаря тому что ингредиенты пудинга измельчают, протирают, разрыхляют (для чего используют взбитые яичные белки, которые вводят в готовую массу перед запеканием в духовом шкафу или отвариванием на водяной бане), это блюдо получается пышным и легко усваивается, а потому особенно рекомендуется для детского питания.

Из вязких каш можно готовить котлеты или биточки. С вареньем, повидлом, джемом, сладкой подливкой или киселем дети их едят с удовольствием. В охлажденную до 50–60°C кашу добавляют сырые яйца, массу хорошо вымешивают, формуют котлеты или биточки, а затем пропекают в духовом шкафу 5–7 минут.

Макаронные изделия засыпают в подсоленную кипящую воду, варят до готовности, откидывают на дуршлаг и промывают горячей кипяченой водой. Макаронные изделия во время варки поглощают количество воды в 2 раза большего объема, чем собственный. Поэтому для их варки нужно брать достаточно много воды. Из готовых макаронных изделий, смешивая их с яйцом, протертыми тушеными овощами, творогом, яблоками, черносливом и т. д., готовят запеканки (смесь в течение часа запекают в духовке).

Блюда из бобовых для раннего возраста готовят редко, и в основном в виде протертых супов. Для этого горох, фасоль, бобы перебирают и замачивают в холодной воде на 3–4 часа, затем воду сливают и варят до готовности в другой воде. Продукт протирают через сито.
ВАЖНО! Фасоль следует замачивать на 8-12 часов только в предварительно прокипяченной и остуженной воде. Еще лучше использовать воду дистиллированную. При замачивании фасоли в сырой воде, она становится твердой, стекловидной из-за содержащихся в воде солей кальция. Замачивание лучше проводить в холодильнике. Варить фасоль следует на самом слабом огне, т.к. достаточно 3-х минут бурного кипения, чтобы фасоль утратила мягкость и стала стекловидной.

Детям раннего возраста можно давать булочки, пирожки, печенье. В бисквитное, песочное и дрожжевое тесто в этом случае можно добавлять только сливочное масло (но не маргарин – с 1 января 2008 года он строго запрещен даже в питании солдат Российской Армии).

Кроме того, до полутора лет детям лучше не давать изделия из дрожжевого теста, оно еще недостаточно хорошо усваивается ими. В этом возрасте рекомендуются печенье из песочного теста и подсушенные бисквиты.

Все блюда для детей раннего возраста готовят на сливочном и растительном масле. Объем последнего должен составлять около 15% от общего объема используемых жиров.

При приготовлении детской пищи исключаются острые и пряные приправы и содержащие их соусы.

Для улучшения вкуса блюд лучше применять овощи (помидоры, сладкий перец), фрукты, кислые соки, щавель, листовую зелень.


«Wellness»: здоровое питание и комплекс мультивитаминов и минералов

С каждым годом рацион ребенка все больше приближается к взрослому. Уже через год после рождения пищеварительная система становится значительно более зрелой, заметно увеличивается двигательная и познавательная активность, энергозатраты. Однако пищеварительные функции желудка, кишечника, печени и поджелудочной железы в это время еще не достигают полной зрелости. Нередко именно в этом возрасте берут свое начало различные хронические заболевания пищеварительной системы у детей, нарушается их общее физическое развитие, снижаются способности к обучению. Поэтому родителям необходимо с повышенным вниманием отнестись к количеству, качеству, составу питания, режиму приема пищи.

Объем и калорийность

Общая энергетическая ценность ежедневного рациона ребенка 1-1,5 лет составляет до 1300 ккал. Ребенку, перешагнувшему полуторагодовой рубеж, необходимо около 1400-1500 ккал, а трехлетнему нужно уже 1550-1600 ккал в день. Что касается деления суточного объема (в том числе и по калорийности) на отдельные кормления, то можно распределять все более или менее равномерно - завтрак и ужин по 25%, обед - 35%, полдник - 15%.

Конечно же, объем пищи зависит и от аппетита детей. Если у ребенка хороший аппетит, не злоупотребляйте этим, не приучайте его к чрезмерно обильному питанию. Рано или поздно это приведет к избыточному жироотложению и нарушению здоровья ребенка. Если же аппетит снижен и ребенок не всегда съедает предлагаемую ему пищу в достаточном количестве, то ему надо временно организовать пятый прием пищи в качестве дополнительного ужина в 21 час или раннего завтрака, если ребенок просыпается слишком рано - в 5-6 часов утра. На дополнительный прием пищи обычно рекомендуется давать стакан теплого молока, кефир или йогурт с печеньем или кусочком булочки.

Обработка пищи

Режим питания

Пища переваривается в желудке ребенка в среднем в течение 3,-4 часов, поэтому интервалы между приемами пищи должны быть примерно равны этому времени. Часы кормлений должны быть постоянными, отклонения от установленного времени не должны превышать 15-30 мин. Важно обратить внимание на недопустимость приема какой-либо пищи между кормлениями, особенно сладостей. Если говорить о частоте питания, то рекомендуется кормить ребенка четыре раза в день. Однако для детей 1-1,5 лет допускается и пятое (ночное) кормление.

Высокобелковую пищу (мясную, рыбную) дети должны получать в первой половине дня, так как она долго переваривается в желудке, а во второй - более легкую (молочно-растительную, углеводную).

А теперь рассмотрим, какие продукты и в каких количествах необходимы ребенку в возрасте от года до трех лет.

Молоко

Конечно, в рационе ребенка, преодолевшего годовой рубеж, важное место все еще принадлежит молоку. Малыш в возрасте 1-3 лет обязательно должен получать 400-600 мл молочных продуктов в день (с учетом тех, что используются на приготовление различных блюд). Молоко - это главный источник легкоусвояемых солей кальция и важный источник витамина В2, веществ, так необходимых для роста ребенка. Молоко, кефир, йогурт должны включаться в рацион детей ежедневно, а творог, сливки, сметана и сыр могут использоваться через один-два дня, но соответственно в большем количестве.

Мясо

По мнению детских диетологов, в данном возрасте большая часть всех поступающих с пищей белков должны иметь животное происхождение. Это способствует высокой усвояемости белка и удержанию в организме азота. Об исключительной важности последнего для организма малыша говорит хотя бы тот факт, что без азота невозможен синтез ДНК и РНК - соединений, руководящих всеми биохимическими процессами, протекающими в человеческом организме. Важнейшим источником животных белков является мясо, однако не все его виды полезны детям 1,5 -3 лет. Так, свинина и мясо некоторых птиц (уток, гусей) содержит излишек тугоплавких животных жиров, чрезмерно загружающих пищеварительную систему ребенка. Поэтому лучше выбирать нежирную говядину и телятину, а также мясо кур, цыплят, индейки, кролика.

Рыба

Очень полезным продуктом для детей от года является рыба. Белок рыб является полноценным и легкоусвояемым. В течение недели ребенку можно готовить четыре-пять дней блюда из мяса и два-три дня - из рыбы. Если мясо и рыбы даются в один день, их порции уменьшают. Лучше использовать нежирные сорта морских и речных рыб (судак, треска, хек, морской окунь и др.).

Многие родители задают вопрос о пользе красной и черной икры. Несомненно, этот продукт обладает высокой питательной ценностью. Все виды икры богаты белком, жиром и жирорастворимыми витаминами А и Д. Однако икру давать детям следует понемногу и нечасто, так как она содержит много соли.

Яйца

Большое значение в питании детей имеют яйца, так как они содержат много высокоусвояемых питательных веществ: белки усваиваются на 96-97 %, жиры - на 95 %. Желток яйца содержит комплекс жирорастворимых витаминов А, Д, Е, и различные минеральные вещества и микроэлементы. Однако, несмотря на полезность яиц, в пище ребенка злоупотреблять ими нельзя, так как они способны вызывать аллергические реакции. Яйца используют только в круто сваренном виде или в виде различных блюд (омлет с молоком или свежими овощами, салаты с яйцом, сырники и т. д.), но не в сыром виде.

Жировые продукты

Для детей от года в качестве источников жиров используют сливочное и растительное масло (подсолнечное, кукурузное, оливковое и др.). Растительное является богатым источником витамина Е и полиненасыщенных жирных кислот, а сливочное - витамина А. Масла лучше использовать в натуральном виде: сливочное в бутербродах и готовых овощных пюре или разваренных кашах, а растительное для заправки салатов, винегретов, и тех же готовых каш или пюре. Детям 1-1,5 лет необходимо до 12-15 г сливочного и 3-5 г растительного масла в день, а 1,5-3 лет соотвественно до 17 г и до 6 г в день.

Хлеб и крупы

Крупы, хлеб и хлебобулочные изделия входят в обязательный ежедневный рацион ребенка 1-3 лет, обеспечивая организм углеводами и белками. В возрасте 1- 1,5 лет из круп наиболее важны овсяная и гречневая, но вполне допустимы и другие - ячневая, перловая, пшеничная и т.д. В питании детей трехлетнего возраста используются рис, гречка, овсяная и манная крупы. Каши можно готовить с молоком и без молока, с добавкой овощей или фруктов. Например, очень полезна и вкусна овсяная каша с яблоком, с изюмом или бананом, рисовая каша с тыквой или морковью, гречневая каша с яблоком. Всего круп ребенку требуется 15-20 граммов в сутки.

При выборе хлебобулочных изделий приоритет лучше отдавать изделиям из муки грубого помола, которая богата витаминами группы В и пищевыми волокнами, стимулирующими работу кишечника. Детям 1-1,5 лет необходимо 30-40 г хлебобулочных изделий в день, 1,5-3 лет - 50-100 г в день.

Овощи и фрукты

Фрукты, ягоды, овощи и зелень являются обязательной составной частью . Они являются незаменимым источником витаминов С, Р, провитамина А (каротина), легкоусвояемых углеводов - глюкозы и фруктозы, органических кислот, пектинов и пищевых волокон, некоторых минералов и микроэлементов.

В суточном рационе малыша 1-3 лет должно быть достаточно свежих овощей (1-1,5 лет - до 200-250 г, 1,5-3 года - до 350 г), а также фруктов и ягод - (1-1,5 лет - до 100 г., 1,5-3 года - до 130-200 граммов). Они полезны как в необработанном виде, обеспечивая хорошую тренировку жевательного аппарата и желудочно-кишечного тракта, так и в виде свежеотжатых соков, богатых витамином С. В день ребенку 1-1,5 лет необходимо около 80-100 мл, а 1,5-3 лет - 100-150 мл соков.

Из овощей наиболее часто используются картофель, морковь, капуста, репа, свекла, кабачки, тыква и томаты. Довольно актуальны (при отсутствии специфических противопоказаний) огородная и дикорастущая зелень - укроп и салат, шпинат и петрушка, щавель, зеленые лук и чеснок, черемша, крапива. Из фруктов детям полезны яблоки, груши, сливы, бананы, цитрусовые, тропические фрукты. Из ягод рекомендуются малина и черная смородина, черноплодная рябина, крыжовник и облепиха, а также черника, брусника, клюква. Постепенно и осторожно вводя в рацион малыша незнакомые ему фрукты, ягоды и овощи, будьте внимательны - в случаях появления у ребенка кожной или другой аллергической реакции, исключите продукт из диеты ребенка.

В питании детей полезно использовать все сезонные фрукты, ягоды, овощи и зелень в натуральном виде, а также в виде соков и пюре, в зимнее время можно давать наряду с натуральными плодами консервированные соки и пюре, компоты и другие заготовки.

Сладости

Рацион ребенка в возрасте 1-3 лет обязательно должен включать сахар, обеспечивающий оперативное поступление веществ, энергетически особенно ценных для растущего организма. Суточная норма сахаров составляет около 35-40 г для детей 1-1,5 лет и 40-50 г для малышей 1,5-3 лет.

Источником сахара могут быть сухофрукты, кондитерские изделия. Из последних рекомендуются печенье, вафли, пастила, мармелад, фруктовая карамель, варенье, джем, повидло и мед, если ребенок переносит его. Шоколад и шоколадные конфеты повышают возбудимость нервной системы, могут вызывать аллергию, поэтому давать часто их детям не следует.

Вода

У детей, в связи с их высокой подвижностью, потери воды весьма ощутимы, поэтому их нельзя ограничивать в питье. Но компенсировать недостаток жидкости сладкими компотами, соками, напитками не следует, так как это приводит к угнетению аппетита. Давать ли пить во время приема пищи или не давать - зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Если ребенок испытывает трудности с проглатыванием и из-за этого ест медленно и с неохотой, то, конечно, лучше запивать пищу ее водой.

В интервалах между приемами пищи вода всегда должна быть доступна для детей. Обычно дают свежекипяченую воду, остуженную до комнатной температуры, столовую минеральную воду без газа или слабо заваренный чай. Можно также рекомендовать травяные чаи, например, из фенхеля или ромашки, которые способствуют улучшению деятельности кишечника и обладают успокоительным действием.

Обсуждение

Zdravstvuyte skagite pogalusta, u nashego malisha s rogdeniya problemi s geludkom. Moloko voobshe ne perevarivaet. Seycas Nam 1,5 godika kak cto nibud pakushaet, panos s krovuy popadaem v bolnicu. Uge neznaem cem kormit. Posavetuyte pogalusta cto nam delat. Spasiba.

12.03.2019 02:07:05, Khosiyat

Все это конечно хорошо, но вот где бы примерное меню годовалого ребенка посмотреть? Я не знаю правильно ли идет наше кормление или все же не правильно.

Зачем годовалому ребенку сахар??? Иметь ранние проблемы с зубами? Разве нет других энергетических источников, полезных и легко усваивающихся.
И хотя бы один пример четырехразового меню был приведен...

17.11.2007 16:57:44, Элли

Пока не паникую по поводу аппетита,сама жила на чае с бутербродами.Мне кажется детям надо доверять.Нашему сыну 20 мес.он сам регулирует поступление пищи,я лишь корректирую меню.

мой малыш стал очень плохо кушать(1,2),с удовольствием ест в компании с кем-то,но что мне делать,если мы постоянно с ним вдвоём?

28.08.2007 16:03:48, ирина

Ох, а что ж нам с молочным то делать! Нам сейчас 2.2 г. по утрам теперь только молочную кашу или мюсли, но никакого молока уже не признаем, как раньше было:(Это граммов 200 получается. А кефир или йогурт или творог вообще не заставишь. Не насильно же запихивать... Пробовала делать сырники, так поклюет малость и все.

Невозможно все это соблюдать при всем желании. Чтобы все это исполнять ежедневно, меню должен сотавлять профессионал, чтобы и приготовлено было нужными способами, и содержало все необходимое. А когда начинается детский сад, то вообще речь обо всех этих тонкостях заканчивается.

01.02.2006 13:28:15, Мамашка

Это же сколько ребенок съедать должен? Как минимум 1000 кг в день? это мин по 250 гр за прием? а если добавить туда рыбу, мясо и яйца.

Ну вот, а Заяц постоянно пьет между кормежками: сок, молоко или компот... Не давать, что ли???

Комментировать статью "Здоровое питание детей от года до трех лет"

Питание, введение прикорма. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Меню ребенка от 1 года до 3 лет: запрещенные продукты. Правила прикорма. Сок для малышей - почему и когда. про яблочный прикорм.

Обсуждение

Мясо лучше в обед давать, а вечером - овощи, чтобы не перегружать пищеварение ребенка. Ну и кашами молочными не увлекаться,это тоже нагрузка на пищеварение.

08.10.2016 17:12:04, Амурина

7.5 месяцев. Ест практически все. Ну кроме мёда/орехов/соков/неполезносте-й. А так - кролик/индейка/курица/телятина-/треска/все овощи/все фрукты и ягоды/домашний творог.
Ну и ГВ - раза 4-5 днём и 2 раза ночью.

02.10.2016 11:51:42, От юкгерл

Рацион питания ребенка от 1 года до 3 лет. Первый прикорм – как вводить? В соответствии с рекомендациями, представленными в Национальной программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации: «Введение прикорма детям...

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Просто я вообще блендером не молола ничего никогда, только вилкой чуток давила... а после года они обе уже все что угодно с общего...

Обсуждение

Просыпались - молочко (200г), завтрак - творожок (100г), потом до обеда перекус каким-нидь фруктом либо пюрешкой фруктовой, потом в обед либо суп либо банка, после сна полдник кефир или агушка кисломолочная, можно с печенюшкой, ужин - каша, на ночь молоко. Еще в перерывах соки потаскать может.

Спасибо большое за ответы! Многое почерпнула для себя.
Скажите, кто дает макароны, сыр, огурцы, помидоры - все это даете уже кусочками? У меня дочка (1и3) совсем кусочками плохо ест, постоянно давится. Чем можно разбавлять макароны, если в пюре их размалывать?

21.09.2011 15:19:09, молодая неопытная мама

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и молочка после 2 лет? Приветики! подскажите когда можно давать кефир и молоко не детское? на вкус по мне так детское ничем не отличается от обычного.а то...

Обсуждение

Кефир и творог - уже перешли на Данон.
Ну не могу я все время мониторить и покупать детские кефирчики - там срок годности маленький, много не купишь, а вечером, когда иду с работы - в магазе часто уже нет кефиров детских:(

А молоко пока даю Агушу, но видимо летом перейдем на обычные - вряд ли заграницей найдется Агуша:))

С года давали самое обычное молоко.

Особенностям питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет обычно уделяется меньше внимания, чем детям первого года жизни. Питание ребенка от года до полутора лет. Примерное меню на 3 дня для ребенка 12-15 месяцев.

Обсуждение

Кроме каши на завтрак можно сварить молочный суп, можно дать творог (особенно если надо надолго отлучится из дому с ребенком - дольше не проголодается). На обед можно дать овощи с мясным или без него. На подник - ягоды, йогурт, банан или другие фрккты, сок, молоко с печеньем. На ужин у нас, как правило, творог и молоко (если только творог не был на завтрак). А так, простору для полета вашей фантазии много!

15.08.2001 22:51:26, SZ

Вот почитала я все отзывы и взяло сомнение... т.е. ест-то Настя все тоже самое, что и другие детки в её возрасте, но нет у нас четкого деления на завтрак-обед-ужин. Не могу я "впихнуть" в ребенка столько еды, чтобы она 4 часа не просила((Может это плохо, но у нас разрыв между кормежками 2-2,5 часа, т.е утром 7.00 творог-фрукты, 9.00 - банан и т.п.... Идем мелкими перебежками. Меня это как-то не очень напрягает, но может уже пора переходить на более строгое почасовое питание?