Рассеянное внимание у ребенка 4 года. Помощь невнимательному ребенку в школе и дома. Запрещенные приемы борьбы с детской невнимательностью

Случается, что дети не в состоянии долго концентрировать внимание. Они не могут доводить дела до конца, постоянно отвлекаются. Рассеянность вовсе не подразумевает низкие умственные способности, зачастую очень смышленым детям сложно удерживать в голове знания, надолго запоминать информацию.

Обнаружив, что ребенок «витает в облаках» во время чтения или решения разного рода задач, любая мама начнет паниковать. И недаром, ведь такая невнимательность отражается на школьных успехах и в отношениях с друзьями. Однако слишком нервничать не стоит – проблема легко решаема. Главное – не пытаться искоренить ее наказаниями и нравоучениями, а найти подлинную причину рассеянности и помочь малышу исправить ситуацию.

Почему ребенок может быть рассеянным

Основные причины невнимательности старших дошкольников и младших школьников – проблемы со сверстниками и педагогами . Ребенок, испытывающий постоянное психическое напряжение, не способен достаточно сосредоточиться. Также рассеянность часто встречается на фоне определенных болезней . У некоторых данная проблема существует с рождения, и связана она с нарушениями нервной системы.

Среди гиперактивных малышей невнимательность широко распространена. Ее также называют «порхающим» вниманием. Проявляется она отсутствием концентрации, а так же частой невольной переключаемостью на другое дело.

Справка! Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) ставится не только на основе рассеянности. Такие дети чрезмерно подвижны и слишком активны, неусидчивы и часто проказничают. Впрочем, определить, действительно ли у ребенка СДВГ или он просто очень подвижен, сможет только врач.

Проанализировать, обладает ли ваше чадо рассеянностью, можно по следующим признакам:

  • ребенок чересчур суетлив и легко возбудим;
  • не доводит до конца начатое (даже если занятие ему очень нравится);
  • обладает «короткой» памятью, с трудом концентрирует внимание.

Также существуют некоторые косвенные признаки:

  • учащийся выполняет школьные задания с опозданием либо заметно позже всех остальных учеников;
  • часто мечтает. Его сложно завлечь реальным миром;
  • находит разные предлоги, чтобы не выполнять порученное ему дело;
  • нередко теряет вещи.

Конечно, часть признаков может иногда наблюдаться у любого обычного ребенка. Но, если они постоянны, нужно задуматься, найти причину.

Очень рассеянный ребенок: что делать родителям

Первое, что при первом подозрении на отклонение должен сделать каждый родитель – обратиться к педиатру . Врач осмотрит ребенка, при необходимости даст направление к узким специалистам. Если причина действительно кроется в заболевании, рассеянность пройдет после полного выздоровления.

В случае, когда малыш здоров, специалисты часто дают совет не ругать его за невнимательность. И уж тем более, не стоит смеяться над ним ни в кругу семьи, ни при друзьях. Из-за насмешек страдает самооценка малыша, он замыкается в себе, начинает злиться на окружающих. Нельзя переставать доверять рассеянному ребенку домашние дела. Следует всячески поощрять его старания, желание помочь, даже если он выполнил работу не слишком качественно.

Рассеянный ребенок 4 года-5 лет: что делать

В этом возрасте можно «натренировать» внимание. Существуют различные игрушки, помогающие вырабатывать усидчивость и терпение. Например, мозаика и конструктор очень увлекают большинство малышей. Однако не все родители знают, что цель данных игр – не просто собрать модель до конца. В самом процессе развивается мелкая моторика, а вместе с ней память, логическое мышление, внимание и речь.

Дошкольникам следует прививать понятие порядка и аккуратности. Если малыш потерял игрушку и не может вспомнить где играл в нее последний раз, не стоит ругать его за это. Попытайтесь проникнуться его проблемой и помочь решить ее. Мамы детсадовцев должны показать им, как правильно готовить одежду с вечера. Выберите вместе понравившийся вам обоим наряд, повесьте его на вешалку.

Малыш захотел взять с собой игрушку? Приготовьте ее заранее, положив на видное место рядом с одеждой. Перед сном дети 4-5 лет уже могут аккуратно складывать снятую одежду и класть ее в шкаф, а по утрам заправлять кровать. Не стоит брать эти мелкие обязанности на себя, дошкольнику они пойдут только на пользу.

Важно! Детям просто необходим четкий режим дня. Чтобы ребенок был собран, сосредоточен и внимателен, он интуитивно должен понимать, в какое время будет прием пищи, игры, спортивные упражнения и сон. Это вовсе не значит, что он лишиться свободного времени. Оставьте на игры полтора-два часа в день, пусть малыш использует их на свое усмотрение.

Рассеянный ребенок 6 лет - 7 лет: что делать

В этом случае уже приходится сталкиваться с некоторыми трудностями в школе, а так же на подготовке к ней. Они попадают в новую атмосферу, к которой мало просто привыкнуть – надо еще и запоминать все, чему его учат. Рассеянность не редка для учащихся, чаще всего она связана с усталостью (эмоциональной или физической).

Когда школьник начинает дома делать уроки, ему ничего не должно мешать . Ни посторонние громкие звуки, ни просьбы со стороны родителей, начиная от маминого «Сбегай по-быстрому в магазин», заканчивая бабушкиным «Где мои очки?!». Взрослые люди и сами могут справиться с такими мелкими проблемами, но почему-то предпочитают «вешать» их на младшего члена семьи. Эта ошибка серьезна, ведь такое поведение не дает ему сосредоточиться, у него возникает невнимательность к учебному материалу, рассеянность. В конце концов он может совсем потерять интерес к занятиям.

Забытые в школе линейки, ручки и другие учебные принадлежности – отдельная история. Такие потери нередко злят родителей, ведь постоянные визиты в магазин существенно сказываются на кошельке. Кроме того, добавляется чувство неловкости перед учителями. Однако все эти негативные чувства – ничто, по сравнению с ощущениями, которые испытывает ребенок. Он чувствует вину, стыд. Если родители набрасываются на него с упреками, к этому тяжелому состоянию примешивается еще и обида.

На самом деле, старшие члены семьи не должны слишком переживать за пустячные потери. А вот направить внимание на эмоциональное состояние школьника крайне необходимо. Не стоит делать это навязчиво , лучше прививать внимательность, бережливость, любовь к порядку как бы издалека, без давления. Со временем ребенок уже по привычке будет уверенно планировать свой завтрашний день, самостоятельно собирать ранец и беречь купленные школьные вещи.

Часто для родителей в детском саду или школе может проводиться беседа на тему рассеянный ребенок в семье. Мамы и папы, чьи малыши подвержены хронической рассеянности, могут посоветоваться с воспитателями, учителями и психологами.

Полезные советы о воспитании рассеянных детей:

Нередко маленький ребенок не способен подолгу концентрироваться на каком-либо одном занятии, проявляет повышенную двигательную активность, забывчивость.

Многие родители склонны полагать, что такие проявления, в сочетании с нежеланием следовать установленным правилам и непоседливостью - нормальное явление, присущее детям дошкольного и младшего школьного возраста.

В большинстве случаев так и есть, и данное поведение является вариантом нормы , возрастной особенностью ребенка, обусловленной складом его характера. Однако, в некоторых случаях появление данных симптомов является признаком развития такой патологии, как синдром рассеянного внимания у ребенка.

Данное состояние нуждается в коррекции, в противном случае его признаки будут оказывать в дальнейшем негативное влияние на процесс обучения, да и на многие другие жизненные аспекты ребенка.

Общая характеристика

Синдром рассеянного внимания представляет собой состояние, сопровождающееся нарушением умственной деятельности , когда ребенок неспособен подолгу концентрировать свое внимание на каком-либо одном предмете или занятии.

Так же у детей проявляются определенные нарушения социальной активности (ребенок чрезмерно активен, либо, наоборот, задумчив и замкнут).

Данное состояние обнаруживается довольно часто, примерно 10-15 детей из 100 страдают дефицитом внимания , проявляющимся в той или иной степени.

Первые признаки отклонения, чаще всего, проявляются у дошкольников и младших школьников (в 4-9 лет), однако, могут возникнуть и раньше.

Так, у детей первого года жизни обычно наблюдается чрезмерная двигательная активность, при этом навыки, которыми малыш должен владеть в данном возрасте (например, концентрация внимания на предмете или игрушке) могут быть нарушены.

У детей 3-4 лет синдром рассеянного внимания чаще всего проявляется в нарушении речевых навыков. Однако, отклонения, возникающие при данном недуге, носят индивидуальный характер, синдром рассеянного внимания может проявляться по-разному. Существует несколько разновидностей данного нарушения:

Причины возникновения

Нa сегодняшний день точная причина, которая могла бы спровоцировать развитие синдрома рассеянного внимания, не установлена, однако, ученые предлагают ряд гипотез, в соответствии с которыми данный недуг может быть связан с:


Как связано с гиперактивностью?

Синдром рассеянного внимания нередко связывают с таким понятием, как гиперактивность . И для этого есть все основания.

Ведь ребенок, страдающий дефицитом внимания, отличается повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неусидчивостью.

А все эти признаки характерны для гиперактивных детей. Именно поэтому дефицит внимания часто сопровождается гиперактивностью, неумению долго сидеть на одном месте и заниматься каким-либо одним делом.

Симптомы и признаки

Клиническая картина нарушения внимания проявляется по-разному в каждом конкретном случае.

Набор симптомов недуга зависит от особенностей характера ребенка, его воспитания, социальных условий проживания, возрастной принадлежности, степени тяжести расстройства.

Наиболее характерными признаками синдрома рассеянного внимания у детей являются:

Диагностика

Поставить точный диагноз довольно сложно, так как синдром рассеянного внимания является не психическим, а поведенческим нарушением , и отдельные его проявления могут быть просто особенностью характера и воспитания ребенка.

Поэтому, для того чтобы установить данное нарушение, необходимо использовать субъективные способы диагностики , к которым относят:

  1. Опросники, которые заполняет не только сам ребенок, но и его родители, а также учителя.
  2. Психологическое обследование, в ходе которого устанавливаются интеллектуальные способности ребенка, нарушения навыков, которые должны быть у него в соответствии с возрастными нормами.
  3. Наблюдение за ребенком в естественных для него обстоятельствах и условиях пребывания (дома, в школе).
  4. Выявление заболеваний, которые могут стать причиной синдрома рассеянного внимания.

О наличии синдрома рассеянного внимания можно говорить в том случае, если:

  1. Симптомы нарушения присутствуют у ребенка постоянно, вне зависимости от окружающей его обстановки и обстоятельств.
  2. Первые признаки недуга обнаруживались у ребенка еще в дошкольном возрасте и сохранялись на протяжении полугода и более.
  3. Расстройства внимания мешают процессу обучения и социальной адаптации в коллективе.
  4. Ребенок достиг 6-летнего возраста.

Методы лечения и коррекции

Что делать: как лечить непоседу? Лечение синдрома рассеянного внимания у ребенка требует комплексного подхода , который включает в себя медикаментозную терапию, соблюдение подходящего режима дня и обучения, занятия с психологом, правильное воспитание в домашних условиях.

Медикаменты

Прием лекарственных препаратов назначают далеко не во всех случаях , а только при наличии серьезных нарушений внимания и поведения, которые существенно ухудшают качество жизни ребенка, приводят к невозможности обучения и адаптации в коллективе.

Важно помнить, что самостоятельно назначать ребенку какие-либо препараты нельзя, делать это может только врач.

При необходимости ребенку показан прием успокоительных средств , способствующих снижению его нервной возбудимости.

Однако, сильнодействующие препараты в детском возрасте противопоказаны.

Также ребенку назначают прием препаратов, улучшающих мозговую деятельность (например, Глицин, Биотредин ), средства, улучшающие кровоснабжение головного мозга (Фенибут ).

Образ жизни

Ребенку, страдающему синдромом рассеянного внимания, необходимо разработать четкий режим дня и требовать от малыша его регулярного соблюдения. Это позволит выработать дисциплинированность , которая у таких детей часто отсутствует.

Распорядок дня рекомендуется оформить в письменном (или печатном) виде, и повесить в доступном ребенку месте. При составлении режима необходимо оставить некоторое количество (1-2 часа) свободного времени, в течении которых ребенок будет заниматься своими увлечениями, которые ему интересны.

Что касается обучения, нарушение внимания и гиперактивность зачастую мешают ребенку получать знания в обычной общеобразовательной школе, что резко сказывается на успеваемости.

В этом случае имеет смысл перевести ребенка в образовательное учреждение с адаптированной программой, либо на домашнее обучение.

Психологические тренинги

Занятия с психологом - обязательный этап лечения ребенка с расстройством внимания. Специалист помогает малышу побороть импульсивность, излишнюю эмоциональность, в результате чего ребенок становится более уравновешенным, спокойным.

Часто занятия проводятся в игровой форме, ребенку моделируют какие-либо ситуации, при этом психолог не только наблюдает за поведением малыша, но и дает ему нужные советы, как поступить в той или иной ситуации.

Также важное значение имеют различные расслабляющие методики, используемые психологами, позволяющие ребенку снять накопившееся напряжение.

Особенности воспитания

Принимать участие в коррекционном процессе должны и родители. Прежде всего, им необходимо помнить, что ребенок с расстройством внимания нуждается в особом воспитании. Прежде всего, необходимо предоставить малышу больше самостоятельности.

В частности, у него должны быть свои домашние обязанности. Эти обязанности не должны быть очень сложными, такими, с которыми ребенок, в силу своего возраста, не сможет справиться. Задания должны соответствовать не только возрасту, но и возможностям ребенка.

Конечно, первое время у малыша не все будет получаться. Не следует сразу же спешить ему на помощь, пусть ребенок проявит настойчивость , и попробует справиться с заданием самостоятельно. И когда у него это получится, не забудьте похвалить малыша.

Другие методы

Движение жизненно необходимо любому ребенку, а гиперактивному тем более. Однако, его активность необходимо направить в мирное русло. Занятия спортом не только помогут с пользой использовать избыточную энергию, но и приучат ребенка к дисциплине, самоорганизации.

Профилактика

Так как частыми причинами развития синдрома рассеянного внимания у ребенка является осложненное течение беременности и родов , будущей маме необходимо следить за состоянием своего здоровья в этот период, воздерживаться от вредных привычек.

После появления малыша на свет, необходимо защищать его от инфекционных заболеваний, травм, прочих негативных воздействий.

С самого раннего возраста необходимо проводить с малышом развивающие занятия . Грудничку можно показывать те или иные яркие предметы, рассказывая для чего они нужны. Конечно, малыш не поймет ваших слов, но яркий цвет и мамин голос привлекут внимание крохи.

Синдром рассеянного внимания - частая проблема , актуальная для детей младшего школьного возраста. Ребенок, неспособный подолгу концентрироваться на одном занятии, испытывает проблемы в обучении и общении, и поэтому нуждается в квалифицированной помощи.

Как научить ребёнка быть внимательным ? Узнайте из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Мы живем в мире, который изменяется настолько стремительно и переполнен таким большим количеством информации, что оставаться сконцентрированным и собранным становится все труднее. Далеко не каждому взрослому под силу сохранять собранность и внимательность даже тогда, когда это очень необходимо. Что уж говорить о детях…

Кроме того, все чаще педиатры ставят своим маленьким подопечным диагноз синдром дефицита внимания. А еще довольно-таки нередко в невнимательность и рассеянность своих чад вносят лепту сами родители. Все эти факторы приводят к тому, что рассеянное внимание у современных детей становится едва ли не нормой.

Рассеянное внимание у гиперактивного ребенка

Впервые диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) был описан немецким доктором Генрихом Хоффманом в 1854 году. Он дал характеристику своему пациенту, назвав его непоседой Филом. С тех пор «клинический портрет» Фила сравнивают со многими детьми по всему миру и находят стопроцентные сходства.

Ребенок с СДВГ очень активен и подвижен. Ему трудно усидеть на одном месте и хотя бы какое-нибудь продолжительное время заниматься одним делом, даже если оно в действительности интересно для него. Таких детей «везде много», и, как правило, везде они что-нибудь, да натворят. Они неаккуратны, неуклюжи, забывчивы, неусидчивы, не способны не только находиться на одном месте, но также не умеют стоять на одной ноге.

Чаще всего непоседа Фил проявляет себя в школе, когда и ставится врачебный диагноз. Он все время вертится, мешает ученикам и учителю, срывает уроки, вовсе того не желая. Ребенок с СДВГ нередко умен и иногда очень талантлив, но проявить свои способности получается редко. Кроме того, он стремиться все время быть в лидерах, но из-за неумения ладить со сверстниками редко обретает желаемый авторитет.

Одним словом, такие дети живут в дисгармонии. И говорить об этом можно очень много. Вся соль вопроса в том, что самым ярким, характерным и достоверным признаком синдрома является именно рассеянное внимание у ребенка.

Дети с СДВГ нуждаются в особом подходе к воспитанию, времяпрепровождению, учебе. Они больше остальных требуют любви и родительского времени. И если Вы заинтересованы в успешном и гармоничном развитии своего ребенка, в благополучном будущем для него, то следует подробно изучить эту тему. А мы тем временем двигаемся дальше.

Рассеянное внимание у детей: другие причины

Согласно статистике, синдром дефицита внимания диагностируют приблизительно у 5% всех детей в мире, что достаточно немало, и тенденция к увеличению этих цифр стремительно возрастает. Но на практике СДВГ готов поставить своему ребенку почти каждый родитель. Не спешите с выводами. Проанализируйте ситуацию, поведение своего ребенка и свое собственное, методы и приемы его воспитания, условия, в которых малыш живет, учится и отдыхает, его режим и нагрузки. На способность сосредотачиваться влияет огромное множество факторов, которые всегда следует учитывать, прежде чем делать какие-либо выводы.

В частности, нередко рассеянное внимание у ребенка - это спутник, следствие или результат следующих факторов:

  • Возраст . Чем младше ребенок, тем труднее ему осознанно концентрироваться на чем-то. Но даже новорожденный непроизвольно обращает свое внимание на яркий свет, большую игрушку, громкие звуки, движущиеся предметы. По мере развития малыша этот процесс будет совершенствоваться, и, в конце концов, он научится умышленно задерживать свое внимание на чем-то определенном. А пока он делает это несознательно.
  • Отсутствие режима дня . Педиатры настоятельно рекомендуют родителям с раннего детства приучать ребенка к определенному распорядку дня. Это будет способствовать не только более гармоничному развитию его нервной системы, но также укрепит физическое здоровье. А отсюда вытекает не только успешность в школе, но и способность концентрироваться вообще.
  • Особенности воспитания . Чрезмерно опекая ребенка и пытаясь ему всячески угодить, мы наносим ему неоценимый вред. Среди прочего страдает и способность к произвольному вниманию. Малыш просто знает, что Вы в любом случае все сделаете вместо него. А если нет необходимости тренировать какой-то навык, то он никак не будет развиваться и совершенствоваться - это же очевидно.
  • Соматические заболевания , то есть телесные, физиологические. Любая болезнь выводит ребенка из строя, приводит к снижению его любых способностей, активности, внимательности. Находится ребенок в состоянии заболевания или сразу после перенесенной болезни, его внимание будет в определенной степени рассеянным: необходим восстановительный период, в течение которого малыш окрепнет и оздоровится.
  • Психические расстройства . Безусловно, нарушения в работе мозга и нервной системы неизбежно влияют и на способность концентрироваться, удерживать внимание на чем-то. Но такие серьезные причины редко имеют место. Если существует проблема психического характера, то ее должен выявить невролог. Вы не можете требовать от такого ребенка повышенной внимательности. Необходимо пройти курс медикаментозной терапии и заниматься с ребенком дома, посещать развивающие детские центры.
  • Дефицит витаминно-минеральных веществ . Трудно найти школьника, у которого не обнаружился бы недостаток того или другого вещества. Плохая экология, синтетические продукты питания, повышенные физические, эмоциональные и умственные нагрузки - все это приводит к ухудшению самочувствия, быстрой утомляемости и рассеянности.
  • Защитная реакция организма . Если бы мы не могли выборочно обращать внимание на что-то конкретное и не обращать на все остальное, то, пожалуй, сошли бы с ума. Умение человека сознательно концентрироваться является своеобразным защитным механизмом, хотя отвлекающих наше внимание факторов существует большое множество, и очень часто мы обращаем на них внимание непроизвольно. Кроме того, рассеянное внимание у ребенка может быть реакцией на стресс, переутомление, усталость и даже страх. Если он млеет при одной мысли о математических уравнениях, то способность концентрировать свое внимание на уроке, и особенно - на контрольной работе, непроизвольно снижается, внимание рассеивается, страх преодолевает необходимость собраться и сконцентрироваться.
  • Отсутствие интереса . Ну, и банально: родителям и учителям может казаться, что ребенок невнимателен и несобран, между тем он прекрасно умеет сосредотачиваться, но только на интересующих его вещах. Если Вы сели с ним за уроки, но в гости нагрянула бабушка с новой игрушкой в подарок, то все его внимание устремлено точно не на учебу. Если Вы проходите с малышом мимо парка с аттракционами и по дороге повторяете таблицу умножения, то совершенно очевидно и нормально, что все его внимание устремлено на развлекающихся и веселящихся в парке детей. А потому, пытаясь сосредоточить внимание ребенка на чем-то важном для вас, создавайте для этого благоприятную атмосферу и выбирайте подходящее место и время.

Между прочим, рассеянность и невнимательность может быть следствием генетических факторов (если родители страдают алкогольной зависимостью или психической неустойчивостью; если хотя бы один из них также гиперактивен и страдает синдромом рассеянного внимания) или неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития (болезни матери во время беременности, осложнения беременности, резус-конфликтная беременность, тяжело протекающие роды и прочие).

Однако повысить произвольное внимание ребенка (то есть то, которое он задерживает осмысленно, сознательно), прилагая к этому определенные усилия, можно.

Рассеянное внимание у ребенка: лечение

Лишь в редких случаях рассеянное внимание требует медикаментозное лечение. Возможно, не будут лишними иммуностимулирующие и витаминно-минеральные препараты, натуральные успокаивающие нервную систему средства. А в остальном терапия сводится к совместным занятиям с ребенком, установлению четкого режима дня, обеспечению положительных эмоций, сбалансированного питания, достаточной физической активности и полноценного отдыха.

Даже в случае постановки диагноза СДВГ ноотропные препараты, которыми привыкли лечить данное заболевание в России, в действительности нужны лишь в единичных случаях. А потому акцент делается всегда на поведенческую терапию и создание благоприятных условий для проживания и учебы.

  1. Установите четкий распорядок дня. Безусловно, он должен быть гибким и изредка может изменяться в зависимости от обстоятельств, но в целом подъем, отход ко сну, время игр и приемов пищи должны распределяться в течение дня и иметь фиксированные временные промежутки.
  2. Наделите ребенка определенными обязанностями, которые будут отвечать его возрасту и возможностям. Не нужно выполнять вместо него то, что он способен сделать сам, и по первому зову удовлетворять его прихоти и желания. Пусть убирает после себя посуду со стола, застилает кровать после сна, собирает свои игрушки и наводит порядок в собственной комнате. Попросите его помочь налепить пироги, полить цветы или еще что-то, посильное для него.
  3. Дайте ребенку больше свободы и самостоятельности. Гиперопека вредит детишкам, не дает им проявить себя, развиваться свободными и самодостаточными. Принимайте решения совместно, советуйтесь с ребенком, обсуждайте семейные вопросы.
  4. В то же время не лишайте его помощи и не оставляйте наедине со своими проблемами. Он должен знать, что в любой ситуации Вы готовы ему помочь, но не сделать все вместо него. Это касается и уроков, и выполнения различных заданий, и разрешения конфликтов или жизненных ситуаций.
  5. Занимайтесь с ребенком. С раннего детства проводите совместные занятия, которым необходимо отводить одно и то же время в дневном распорядке. Это должно быть что-то интересное для малыша. Если он не способен хотя бы на какое-то время задерживать свое внимание на чем-то одном, начните с малого. Возьмитесь вместе построить пирамиду или раскрасить несложный рисунок. Обращайтесь к нему, возвращайте его внимание к занятию, привлекайте к действию: «Сережа, а возьми-ка теперь этот кубик», «Маша, посмотри: осталось раскрасить только серединку цветочка», «Никита, послушай».
  6. Используйте игры для повышения концентрации, улучшения внимания и наблюдательности. Такие есть в продаже (самые элементарные - детские пазлы, тематические карточки), но поиграть можно, даже стоя в очереди или идя по улице. Например, один из вас называет три характеристики загаданного предмета, а другой должен найти его в поле видимости (это может быть сумка рядом стоящей женщины, картина на стене, заколка в волосах, припаркованная неподалеку машина).
  7. Помогите ученику не бояться, полюбить «тяжелый» предмет. Вместе развяжите задачку, поразмыслите вслух над решением примера: как только он поймет, что нужно делать, и у него начнет получаться - он полюбит учиться! Важно также создать условия, в которых ребенку с рассеянным вниманием будет легче сосредоточиться на задании: выключите компьютер и телевизор; уберите с комнаты зеркала, игрушки, другие притягивающие внимание предметы; усадите его так, чтоб он не имел возможности рассматривать происходящее за окном. Пусть ему будет не на что отвлекаться.
  8. Не забывайте про похвалу. Хвалите за малейшее достижение, но не переборщите. Выделяйте только заслуги ребенка: молодец, у тебя получилось, ты сделал все правильно и так далее. Безусловно, для этого нужно позаботиться, чтобы любое дело, за которое принимается ребенок, имело хотя бы какой-то успех.
  9. Грамотно подберите для ребенка вид физической активности. Слабым детям не подходят интенсивные тренировки; гиперактивному ребенку следует подобрать вид спорта, предусматривающий достаточную физическую активность, но исключающий эмоциональные переживания (к примеру, соревнования, командные азартные игры).
  10. Исключайте эмоциональное и физическое переутомление за несколько часов до сна: лучше это время заполнить спокойными, расслабляющими занятиями (чтением, разрисовыванием, конструированием).

И напоследок: не требуйте от ребенка слишком многого. Жизнь настолько насыщенна и интенсивна, что порой просто невозможно все время оставаться в тонусе. Находите в этой суете возможность отдохнуть и расслабиться, на время отложив все заботы в сторону. Выезжая иногда вместе с ребенком в лес, устраивая семейные игры и развлечения, Вы дадите себе и ребенку возможность перезагрузиться, снять напряжение и усталость, которые все время накапливаются.

И никогда не сбрасывайте с весов особенностей разных типов темперамента и характера: все мы от природы обладаем неодинаковыми способностями к усидчивости, внимательности и кропотливости. А любить детей необходимо независимо от его успеваемости, от оправдания наших надежд и ожиданий, которые часто бывают завышенными и необъективными.

Специально для - Екатерина Власенко

Любые ответственные и любящие свое чадо родители желают, чтобы их ребенок рос аккуратным, хорошим, добрым человеком. Поэтому им хочется, чтобы он внимательно слушал все, чему они пытаются его научить и тренировал эти знания на практике. Но порой мама и папа сталкиваются с тем, что малыш где-то «отсутствует», когда они с ним разговаривают, или когда он осуществляет какое-то важное, по мнению родителей, действие. «Невнимательный и рассеянный ребенок», — сетуют они. Но всегда ли это так на самом деле и всегда ли рассеянное внимание у ребенка требует вмешательства родителей?Вполне возможно, что он внимательный. Просто одни и те же явления имеют разную важность у детей и родителей. И в данный момент он вполне сосредоточен – но на чем-то другом.

Например, мальчик неправильно застегнул пуговицы на своей одежде. Мама расстраивается – ребенок рассеянный , не вникал, когда они вместе осваивали процесс застегивания пуговиц. На самом деле он прекрасно умеет это делать и все помнит! Просто задумался о машинке, которую ему обещал подарить папа на день рождения. Или дочка сидит над полупустой тарелкой с ложкой в руке и прекратила есть: она увидела птичку за окном, которая показалась ей более интересной, чем обед, и наблюдает за ней. А если уж рядом находятся родители, которые могут контролировать происходящее, благодаря чему ребенку не нужно делать это самостоятельно, сам бог велел отвлечься! Так бывает, например, в людном торговом центре: дочка засмотрелась на новую раскраску, только что полученную в подарок, а мама требует, чтобы девочка была внимательнее и старалась избежать столкновения с людьми. Но зачем ребенку это делать, если его ведут за руку и помогут, в случае чего, ни с кем не столкнуться?

Окружающий мир настолько огромен и многогранен! Охватить его весь сразу невозможно – вот ребенок и фиксирует свое внимание на том, что кажется ему наиболее интересным, он полностью погружается в изучение этого явления. Он невероятно сосредоточен на нем!

Таким образом, рассеянность (по мнению родителей) на самом деле может быть обусловлена вниманием, которое делится на следующие типы:

  • внешнее

Оно проявляется даже у грудных детей. Новоиспеченные мамочки замечают, что малыш поворачивает голову в сторону предмета, явления, аромата или звука, который вызывает у него любопытство, или пытается поймать его взглядом.

  • внутреннее

Проявляется, как правило, у деток дошкольного возраста. Ребенок полностью «уходит в себя», замирает на одном месте и выглядит полностью отрешенным от мира: это значит, что он занят какой-то очень важной мыслью или фантазией. Взрослым же кажется, что чадо на редкость рассеянное. Наоборот! Он максимально сосредоточен на чем-то особенно значимом для него.

  • непроизвольное

Нечто, новое для ребенка, привлекает его внимание внезапно. Например, вы разговариваете с ним, а от соседей доносятся крики. Он переключается на них. Это тоже свойственно дошкольникам. В таких случаях необходимо снова «переключить» внимание ребенка, предложив ему что-то более интересное, чем то, что отвлекло его от вашего совместного занятия.

  • произвольным

Формируется к школьным годам. Теперь ребенок может контролировать свое внимание и сосредоточивать его на том, что является на данный момент наиболее значимым. Для этого ему приходится прилагать усилия, ведь далеко не всегда что-то важное можно назвать наиболее интересным. Чем больше вы его поощряете за это, тем он лучше учится концентрироваться.

Таким образом, если вы видите рассеянное внимание у ребенка, необходимо выяснить, на чем он сосредоточился, и вызвать у него интерес, чтобы переключить на то, что считаете важным вы. Это можно сделать в игровой форме или, проявив фантазию, как-то иначе. Если чаду необходимо заниматься чем-то важным, лучше всего заранее позаботиться о ликвидации факторов, которые могут его отвлечь (выключить телевизор, постараться не шуметь и т.д).

Рассеянность у ребенка

Впрочем, рассеянность, заключающаяся в неумении долго сосредоточиваться на чем-то одном, тоже имеет место быть. Она может быть обусловлена:

  • недостатком воспитания (родители с детства потакают всем капризам своего чада, не контролируют выполнение им каких-то обязанностей, не следят за его режимом)

Ребенка нужно учить быть внимательным с детства. Идеальным средством в данном случае является режим дня. Так малыш будет прекрасно помнить, что он должен сделать, если это происходит каждый день. Также можно играть с ним в игры, тренирующие память: интересно и полезно одновременно.

  • недостатком и минералов

Не пытайтесь восполнить их пробел самостоятельно (а, может, дело и не в них вовсе?) Обязательно сходите с ребенком к врачу, который выяснит, каких элементов не хватает вашему чаду, и назначит их.

  • быстрой утомляемостью

Если ребенок устает в процессе занятия чем-либо, то ему очень сложно сконцентрироваться. Чтобы избежать этого, постарайтесь организовать ему полноценный отдых. Некоторые родители записывают чадо сразу в или предлагают слишком насыщенный впечатлениями досуг. В результате малыш просто вымотан, поэтому и рассеян.

Некоторые родители путают два термина: рассеянное внимание и рассеянный склероз у детей. На самом деле между этими двумя явлениями нет никакой связи. Рассеянный склероз – серьезное аутоимунное заболевание, не связанное с концентрацией внимания.

Мечта любого родителя - здоровый, активный ребенок , который хорошо учится, успешно овладевает навыками игры на инструментах и рисования и всегда успевает выполнить намеченные планы. Но, к сожалению, эти мечты омрачает одна неприятная черта малыша - невнимательность.

Причины детской невнимательности

Родителям не стоит паниковать и записываться на прием к невропатологу. Для начала необходимо выяснить причины, которые привели к возникновению данной проблемы.

Гиперактивность или дефицит внимания взрослых. Таких детей не сложно заметить на игровой площадке, они ни минуты не находятся на одном месте. Вечно куда-то спешат, несутся и отвлекаются на всевозможные внешние факторы. Проблемы такого характера обнаруживаются в возрасте 3- 5 лет и требуют от родителей большого терпения. Воспитание такого ребенка должно проходить под контролем медиков, педагогов и психологов.

Частые затяжные болезни. Слабое здоровье - еще одна из причин, по которой ребенок все забывает и невнимателен. Чтобы восполнить энергетический запас чада, необходимо систематически пропивать курсы витаминов для школьников.

Особенности нервной системы. Внимательные, активные и устойчивые дети с лабильным характером. Их инертные одноклассники будут более вялыми, посредственными.

Высокие нагрузки, как результат - переутомляемость. Специалисты утверждают, что интенсивная школьная программа и стремление родителей задействовать ребенка во всех кружках приводит к перегруженности. В итоге падает работоспособность и внимательность.

Отсутствие мотивации. Даже годовалый малыш будет уделять свое внимание той игрушке, которая пришлась ему по душе. При выполнении скучных, неинтересных задач внимание падает с геометрической прогрессией.

Группа риска

Рассеянный и невнимательный ребенок сегодня не редкость, но в некоторых случаях проблема стоит особенно остро. Стрессы, хроническая усталость, негармоничный распорядок дня, злоупотребление нездоровой пищей и плохая экология усугубляют эту особенность характера. Родители должны приложить максимум усилий, чтобы обеспечить своему чаду идеальные условия проживания.

Признаки невнимательности малыша

Рассеянность и отсутствие концентрации у ребенка может проявляться в следующем:

  1. Быстрое поверхностное выполнение поставленных задач, в особенности школьных заданий.
  2. Медлительность.
  3. Мечтательность.
  4. Быстрая утомляемость даже от небольшого объема работы.
  5. Большое количество ошибок при выполнении несложных заданий.
  6. Отсутствие внимательности и сосредоточенности в процессе работы.

Поиск решения проблемы

Если ребенок невнимательный, что делать? Главное - не горячиться и не ставить сложных диагнозов. Об этом должны помнить все родители. Специалисты в области педиатрии рекомендуют тренировать произвольное внимание с грудного возраста. В помощь мамам и папам широкий ассортимент развивающих игрушек в детских магазинах. Динамические атрибуты улучшат внимание малышей до года.

Если проблемы с расстройством внимания появились в более взрослом возрасте, например, когда чадо пошло в садик или школу, необходимо заняться поиском основных причин невнимательности. Педагоги рекомендуют максимально оптимизировать рабочее пространство ребенка - выделить в доме отдельное тихое место, где он сможет сосредоточиться и подготовить домашнее задание.

Невнимательность на уроке

Развитие памяти и внимания - прямой путь к пятеркам . Основная причина рассеянности младшеклассника - недостаточное участие родителей в образовательном процессе или полное его отсутствие. Чтобы максимально развить внимательность ребенка , нужно заниматься с ним с первого дня школы, включая каникулы. В первую очередь, необходимо выяснить, что подразумевают под понятием «невнимательность» учителя и родители. Во вторую - проследить, как проявляется рассеянность у ребенка .

Нередки случаи, когда школьник невнимателен на конкретной дисциплине. Значит, предмет ему не интересен или учителю не удается заинтересовать ребят. Если же рассредоточенность сохраняется и дома, вероятно, малыша что-то беспокоит.

Как помочь ребенку стать внимательнее?

В стремлении помочь ребенку взрослым необходимо руководствоваться всего одним правилом - нужно воспитывать не малыша, а себя. Эта работа непростая, отнимает много сил и времени, но результат будет просто ошеломительным! По большому счету, от родителей требуется не так много:

Важно понимать, что все приложенные усилия в борьбе с невнимательностью ребенка будет сведены на нет без ежедневных занятий и упражнений. Они просты, доступны, не требуют особых временных и эмоциональных затрат. Взамен они обеспечат занимательное времяпрепровождение и отличное настроение.

«Не собьюсь» - упражнение на развитие внимания

Несложная техника направлена на развитие сосредоточенности и устранение расстройства распределения внимания у детей. Ребенку предлагается сосчитать до 31, произнося каждую цифру вслух. При этом цифры, которые содержат тройку или кратны этому числу, называться не должны. Вместо них школьник должен сказать «не собьюсь». Например: 1, 2, «не собьюсь», 4, 5, «не собьюсь», 7, 8, «не собьюсь» и далее до 31.

«Буква под запретом»

Типичное задание на внимательность. Взрослый называет букву, которая не должна употребляться в слове. Ребенку задают простой вопрос, например, как зовут учительницу, какой сегодня день недели и т. д. Он должен не задумываясь дать ответ, исключив из фразы запрещенную букву. Например, запрещенная буква «н », на вопрос о том, какой сегодня месяц года (ноябрь), чадо должно ответить «оябрь ».

Суть упражнения заключается в простоте. Не стоит задавать слишком сложные вопросы, школьник должен отвечать не задумываясь и не мешкая. Если был дан неверный ответ, партнеры меняются ролями - ребенок становится ведущим и задает свои вопросы.

«Наблюдательность»

С этим упражнением невнимательный ребенок сможет развить зрительное внимание. Мама или папа должны предложить ему вспомнить объекты, с которыми он встречался много раз. Вариантов масса - бабушкина квартира, дорога в школу, расположение аттракционов на детской площадке. Описывать необходимо максимально детально, уделяя внимание даже несущественным мелочам.

Игра может быть командной. Например, один из детей выступает в роли ответчика, а другие подсказывают ему или дополняют ответ.

Развивающая игра на внимание «Ладошки»

Описываемое отлично подойдет малышам с нарушениями устойчивости концентрации. Несколько игроков (чем больше, тем интереснее) садятся в круг и укладывают ладошки на колени соседям. Правая рука каждого участника должна лежать на левом колене соседа справа, а левая - на правом колене соседа слева. По команде взрослого (можно включать быструю заводную музыку) следует приподнимать ладоши по очереди, образуя плавную волну. Ребята, которые поднимают руки не вовремя, исключаются из круга игроков. Победу одержит тот, чья ладошка останется в игре последней.

«Летает - не летает»

Развивающая внимание игра для детей, направленная на тренировку произвольного его переключения. Участники садятся в полукруг. Ведущий, учитель или родитель начинает перечислять предметы. Если произнесенный объект летает, дети должны поднять руки над головой, в противном случае они должны сидеть неподвижно.

Как только ребята входят во вкус, главный может начинать хитрить, поднимая вверх свою руку на нелетающий предмет. Ввиду действия силы подражания руки некоторых участников будут подниматься интуитивно.

Задача каждого ребенка-участника - поднимать руки обдуманно, не обращая внимания на действия соседей и ведущего.

Загадки на развитие внимания

Загадки на внимательность помогут в игровой форме повысить сообразительность и способность к концентрации ребенка .

Загадка № 1. Сундук лежит на дне океана. В нем имеется все, кроме одного. О чем идет речь?

Ответ: пустота.

Загадка № 2. Самолет летит из Берлина в Нью-Мексико. Ты - его штурман . Будет одна пересадка в Париже. Какая у штурмана фамилия?

Ответ: фамилия ответчика.

Загадка № 3. Ты закрыт в темной комнате, в руках коробок с одной спичкой внутри. В углу стоит на столе газовая плита, в стакане - свечка. Какой предмет придется зажечь первым?

Ответ: Спичку. Отличная загадка на внимательность и способность найти наиболее простое решение проблемы.

Загадка № 4. Сколько горошинок черного перца войдут в один стеклянный стакан?

Ответ: Ни одной, горошинки не ходят.

Загадка № 5. Начался проливной дождь, пришлось раскрыть зонт. Под каким зонтом я стою?

Ответ: Под мокрым. Задачка на простую логику.

Загадка № 6. Двое мужчин идут по направлению друг к другу. Они абсолютно одинаковы по возрасту, росту и т. д. Кто из мужчин первым поздоровается?

Ответ: Самый вежливый.

Загадка № 7. Семь сестер проживают на даче, никто не сидит без дела. Первая девушка смотрит телевизор, вторая готовит ужин, третья разгадывает кроссворд, четвертая играет в шахматы, пятая ухаживает за растениями, шестая стирает одежду. Чем занимается седьмая сестра?

Ответ: играет в шахматы (это парная игра, поэтому четвертая вряд ли будет играть в одиночестве).