Развитие характера человека: особенности, условия и основные факторы. Консультация на тему: Формирование характера ребёнка

Генетика

Такая наука, как генетика сегодня очень важна и достаточно развита, как технологически, так и теоретически. Практически каждый из нас хотя бы раз слышал о возможности расшифровывать ДНК и о том, что ее анализ может дать полную картину всевозможных дефектов физического и психологического развития будущего ребенка.
Также анализ ДНК позволяет делать прогнозы относительно некоторых черт внешности ребенка: цвета волос, глаз и прочего.

При этом многие не знают, что на данный момент расшифровано только 5 % человеческого генома, то есть, многое еще лишь предстоит открыть. Но, генетика не может ответить на вопрос о том, в кого ребенок пойдет характером. И, как бы нам этого не хотелось, никогда не даст! Почему? Все просто до ужаса: формирование характера напрямую зависит от воспитания.

Психология

Можно поискать истину в другой науке, пытаясь понять, как и когда у ребенка начинает формироваться характер. Эта наука – психология, обладающая большим массивом информации о том, как формируется характер малыша. И если генетики имеют только одну расшифрованную хромосому, если быть точнее – ее малую часть, то психологи обладают ответами на вопросы о воспитании, а также наследовании ребенка характеров родителей и даже очень дальних родственников.
В младенчестве дети чаще всего похожи на пап, так «задумано» природой, которая позволяет папе сразу увидеть в ребенке себя и сформировать отцовский инстинкт.

Беременность

Здесь надо идти по порядку. Начнем с того, что разберемся в вопросе формирования характера во время беременности, вернее его части. Большинство ученых не сходятся во мнении. Одни считают, что беременность и ее течение очень важны в развитии характера и достаточно сильно влияют на формирование некоторых возможностей будущего человека. Поэтому будущим мамочкам советуют слушать классическую музыку, читать «животику» сказки. При этом никто точно не может сказать станет ли ребенок музыкантом или писателем, но ученые доказали, что музыка делает будущего малыша более спокойным и уравновешенным.
Во время беременности женщина должна получать только положительные эмоции! Главный совет будущим мамам: превратите свою беременность в сказку для себя и своего малыша, пусть она будет красочной и беспечной. Пусть вам в этом помогут окружающие и в первую очередь родные.

На кого похож?

Попробуем на время забыть о понятии «характер» и о том, как и когда он формируется. В первые годы жизни малыша не стоит упоминать это слово по некоторым причинам.

Новорожденный малыш больше является биологическим существом, чем социальным. Когда бабушка твердит, что у ребенка папина улыбка, то это свидетельствует только о том, что малыш точно так же сворачивает губки в трубочку, как папа. Улыбнуться по настоящему малыш сможет не раньше чем в 3-4 месяца и то неосознанно. Первая улыбка ребенка не имеет социального значения.

Характер является приобретенной характеристикой, принимаемой ребенком, когда он начинает разбираться в поведении и повадках взрослых, которые копирует. До года ребенок не подобен на подобные подвиги.

В психологии характер – это отношение целенаправленное и осознанное отношение человека к окружающему миру. Ответственность и сознание приходят к ребенку совсем не в первый год жизни и это известно всем родителям.

Рыжий, рыжий, конопатый…

Генетика прописывает типы передачи генов относительно типа доминантности. Будущие родители могут делать предположения по поводу цвета глаз и волос ребенка. В основном, темный цвет как у радужки глаз, так и у волос является доминирующим. Именно это дает основания полагать, что дети родятся брюнетами, если кто-то из родителей имеет темный цвет волос. Хотя не стоит исключать элемент случайности, которая и движет эволюцией всех живых существ на земле.

Обжорство по наследству?

Если судить по гастрономическим пристрастиям генетически похожих детей, например, близнецов, можно смело утверждать, что гурманство и обжорство передаются по наследству от родителей. Увы, но на это не может повлиять воспитание, среда обитания и окружение. Ничего!

Весь в папу!

И что же все-таки такое этот характер? Все предельно просто. Если ваш ребенок вежлив на улице, уступает место старушкам, ответственно относится к делам и обходителен со старшими, можете считать что это вы собственными руками, а вернее поступками сформировали у своего ребенка идеальный характер. При этом не так страшно, что ваш мальчик раскидывает носки по комнате, как его папа – это не черта характера, а недостаток большинства мужчин, с которым женщины борются из спокон веков.
За формирование характера ребенка ответственны только родители (а также бабушки и дедушки), так как он формируется по их образу и подобию. Когда ребенок взрослеет, то на его характер влияют сверстники, которых он может копировать. Хотите вырастить хорошего и благовоспитанного ребенка посмотрите на себя в зеркало, возможно, то что вас не устраивает в характере малыша – это и ваша проблема тоже? Вы можете подкорректировать любую черту характера вашего ребенка, главное поставить цель и настойчиво к ней двигаться и в первую очередь собственным примером.

Совет

Если ребенок совершает ошибку, вы должны проявить строгость, но при этом показать малышу, что вы хорошо к нему относитесь. Ни в коем случае не говорите ему, что он плохой, лучше расскажите, как вы его любите, и именно поэтому его поступок так сильно вас расстроил.

Маленький тиран

Когда у малыша появляются первые капризы, и он начинает проявлять свою настойчивость, упрямство и сопротивление словам и просьбам родителей – это еще не говорит о том, что у вашего ребенка не самый простой и хороший характер. Хотя именно по этому поводу мамы начинают переживать, что растят тирана, а папы резво берутся за ремень. Вот только делать этого не надо! Так как данные проявления у трехлетнего ребенка это не проявление характера, а его формирование и то каким этот характер будет на прямую зависит от родителей, от того, как они себя ведут, что говорят. Вышеперечисленные признаки свидетельствуют о возрастном кризисе ребенка, которому так и положено себя вести в данный период. Малыш изучает границы дозволенного. Ваша задача – обозначить эти границы. Сделайте это тактично, но твердо.

Вы можете или написать свой.

Характер ребёнка зависит от Вас

(Консультация для родителей)


Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", - говорим мы с восхищением. "Ну и характер!" - произносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо - иметь характер?

Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, какому-либо поручению (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность); в отношении человека к самому себе (гордость, чувство собственного достоинства) и к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).

Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель.

Родители часто возражают: "Не все можно воспитать: характер передается по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, родились с разными характерами".

Так ли это? Разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере врожденное, а что приобретенное?

Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка. Первое - сила нервной системы или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие - быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком поручения. Второе свойство - равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые дети), у других - процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя). Третья особенность - подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребенок легко и быстро переходит от игры к режимным моментам: проснувшись, сразу включается в игру. Другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодрствования из сна). Четвертая особенность - динамичность нервных процессов, т. е. способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом.

Характер ребенка не предопределен этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже. Несколько сходных ситуаций - и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов.

Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребенка.

Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера. Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.

Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.

Так, у п о д в и ж н ы х, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.

В воспитании детей другого типа - возбудимых, неуравновешенных - родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.

Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучин разделить поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к нему - ребенку может понадобиться ваша помощь. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости; можно попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то есть тех качеств, которых ему и не хватает; взрослые высоко оценивают именно эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, для того чтобы они стали устойчивыми чертами характера.

Необходимы также специальные игры, направленные на развитие целенаправленного внимания и сдержанности. Такие игры часто предлагаются в литературе, их можно придумать и самим. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, по дороге в детский сад можно поиграть и игру "Называем все вокруг" с условием, что, как только встретится прохожий, нужно замолчать.

В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое.

С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение медлительных детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть всегда занятым, активным. Если ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом можно отсчитывать время (например, при одевании), пли напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать этого. У детей развивают точность, ловкость, быстроту движений. С медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие этих качеств.

В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают малышу только посильные задания и вовремя помогают ему.

Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручение будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок будет обращать внимание на мелочи.

У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявления застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или угроза наказанием в ответ на неуверенность, неправильные действия ребенка. Нельзя запугивать чувствительных детей - им и так свойственна боязливость, страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Полезно провести это в игровой форме (например, в игре "Разведчики"). Воспитывая смелость, нужно учить малыша преодолевать свой страх. Если он испугался ползущей по земле гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в ваших руках, пусть возьмет в свои. Одобрите его действие: "Ты молодец, не испугался, ты смелый". Вы увидите радость маленького человека, преодолевшего свой страх, свою неуверенность. Чтобы эта неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что вы с пониманием, чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не так; что вы не станете его ругать и говорить: "Вот всегда у тебя так". Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря терпеливости и доброжелательности взрослого, его опережающей высокой оценке смелости, самостоятельности ребенка, у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.

Основу развития характера каждого человека составляет темперамент — совокупность индивидуальных психических и физиологических особенностей организма. С физиологической точки зрения темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности человека, который влияет на способ взаимодействия человека с окружающим его миром.

В зависимости от типа высшей нервной деятельности выделяются четыре основных типа темперамента: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик. Стоит отметить, что эта классификация, созданная еще Гиппократом, представляет собой лишь одну из многочисленных систем оценки психологических особенностей человека.

Согласно теоретическим определениям, флегматика отличает спокойный и медлительный характер, холерик — это легковозбудимый, порывистый и страстный человек, особенностью сангвиника являются общительность, высокая работоспособность и энергичность, а меланхолик чаще всего обладает глубокой эмоциональной чувствительностью, ранимостью, высокой потребностью к сопереживанию. Тем не менее

в «чистом» виде эти темпераменты практически не встречаются, и каждый человек комбинирует в себе черты разных психологических типов.

Поведением управляют бактерии

Ученые в течение длительного времени пытаются понять, на каком этапе развития человека формируется его темперамент, а также какие факторы влияют на его становление. Недавно журнал Brain, Behavior, and Immunity опубликовал статью, авторы которой утверждают: на поведение детей, ассоциирующееся с тем или иным типом психики, влияет состав микрофлоры кишечника.

В исследовании приняли участие 77 детей в возрасте от 18 до 27 месяцев. Их родители заполняли подробные анкеты, содержащие вопросы о поведении детей в различных ситуациях, включающих в себя общение с окружающими и реакцию на внешние раздражители. Сами ученые исследовали микрофлору желудочно-кишечного тракта детей.

Результаты работы показали, что обитающие в кишечнике микроорганизмы — число их видов обычно варьируется от 400 до 500 — действительно влияют на психику и, соответственно, поведение ребенка, причем в случае с мальчиками эта зависимость выражена сильнее.

Исследователям удалось выяснить: если в пищеварительном тракте мальчика преобладают бактерии из семейств Rikenellaceae и Ruminococcaceae , а также родов Dialister и Parabacteroides , то ребенок будет сочетать в себе черты холерика и сангвиника. Если говорить о девочках, то здесь ученые установили, что чем ниже численность различных видов бактерий в пищеварительном тракте ребенка, тем сильнее в его характере выражены сдержанность и сосредоточенность, а высокая концентрация микроорганизмов из семейства Rikenellaceae повышает боязливость ребенка. Авторы исследования предупреждают, что родителям не стоит пытаться изменить состав микрофлоры желудочно-кишечного тракта своего ребенка посредством медикаментов, так как это может привести к непредвиденным негативным последствиям для здоровья. Кроме того, ученым пока не удалось выяснить суть процессов, которые обеспечивают связь между составом микрофлоры кишечника и характером ребенка.

О темпераменте расскажет взгляд

Впрочем, последняя работа британских и итальянских исследователей доказывает, что если темперамент ребенка лучше не пытаться изменить, то предсказать его можно сразу же после рождения. Ученые сумели обнаружить прямую взаимосвязь между способностью новорожденного ребенка концентрировать взгляд на каком-либо объекте и его будущим складом характера. С полным текстом статьи, опубликованной в ночь на пятницу, можно ознакомиться в журнале Scientific Reports.

Участниками эксперимента стали 80 новорожденных (44 мальчика и 36 девочек) в возрасте от одного до четырех дней. Детям показывали разнообразные картинки, фиксируя при помощи камер время, в течение которого они концентрировали взгляд на каждом изображении. Обычно считается, что слишком долгое рассматривание одного и того же предмета говорит о замедленной мозговой деятельности человека. Тем не менее в случае с маленькими детьми очень важно определить границу, разделяющую быстрый осмысленный взгляд и неспособность сконцентрировать внимание.

В течение следующих нескольких лет — до тех пор, пока дети не достигли возраста 5-9 лет — родители регулярно заполняли анкеты, целью которых было фиксирование этапов психологического развития ребенка. После анализа всех собранных в ходе работы данных выяснилось, что предсказать будущее психологическое развитие ребенка можно непосредственно после его рождения. Ученые выяснили: если ребенок в возрасте нескольких дней способен фокусировать внимание на предмете, то в будущем он будет обладать менее импульсивным и экспрессивным характером, свойственным флегматикам и меланхоликам. Те новорожденные, которые в возрасте нескольких дней были неспособны концентрироваться на изображении, через несколько лет чаще страдали от гиперактивности, были легковозбудимыми и нервными, то есть проявляли черты холериков и сангвиников.

Депрессивный отец — нервный ребенок

Несмотря на подобные выводы, ученые уверяют, что внешние факторы, в частности эмоциональное состояние родителей, все же могут оказывать влияние если не на характер, то на психологическое состояние и поведение детей. Врачи часто сталкиваются с тем, что у некоторых женщин сразу после того, как они становятся матерями, развивается послеродовая депрессия, отрицательно влияющая на здоровье не только самой матери, но и ребенка (по статистике, депрессия затрагивает 13% родивших женщин). Журнал Couple and Family Psychology: Research and Practice опубликовал исследование американских специалистов, которые выяснили: подавленное психологическое состояние новоиспеченных отцов также оказывает значительное негативное влияние на психику ребенка.

Предыдущая работа показала, что период после рождения сына или дочери — это то время в жизни мужчины, когда он больше всего подвержен риску впасть в депрессию. В исследовании ученых приняли участие 200 пар, чьи дети находились в возрасте трех лет. Отцы, матери и их дети проходили психологические тесты, в результате чего выяснилось:

подавленное психологическое состояние отцов заставляло их маленьких детей чаще испытывать грусть, нервное напряжение, а также чувствовать раздражение. Более того, выяснилось, что дети, чьи отцы постоянно находились в плохом настроении, чаще врут, дерутся и капризничают.

Ученые связывают полученные выводы с тем, что дети чувствуют психологическое состояние родителей и воспринимают его как некую модель поведения, которую примеряют на себя.

Часто мы слышим фразы «у ребенка скверный характер» или «в кого же он такой?». Многие не понимают, что становление личности происходит еще с первых лет жизни. И влияют на это не только гены, но и окружение. Формирование характера у детей – очень тонкий процесс. Если не уделять дочке или сыну должного внимания, можно «прошляпить» момент. Важные качества нужно прививать с самого детства. Иначе во взрослой жизни изменить личность практически невозможно.

Что дается при рождении

Формирование характера начинается еще в дошкольном возрасте. Но на этот момент ребенок уже «награжден» некими свойствами, данными ему природой. Одни младенцы тихие и спокойные с первых дней жизни. Другие — постоянно кричат и беспокоятся.

Это указывает на то, что они предрасположены к определенному типу. Но это еще не характер, а темперамент – вид реакции на внешние раздражители.

Есть упрощенная и знакомая многим классификация темпераментов:

  • Сангвиник;
  • Меланхолик;
  • Холерик;
  • Флегматик.

Как определить, к какому типу принадлежит малыш? Сангвиники – это люди, которые часто смеются и с позитивом относятся к новому. Холерики реагируют бурно: кричат, беспокоятся, раздражаются. Меланхолики очень чувствительные, легко пугаются и часто плачут. Флегматики спокойные и относятся ко всему «умиротворенно».

Темперамент проявляется с первых дней жизни. Но это не значит, что малыш будет таким и во взрослой жизни. Это лишь «базовая программа», которая может измениться под влиянием внешних факторов. Если младенец постоянно плачет – это не доказательство того, что он будет меланхоликом всю жизнь. При должном воспитании его характер изменится. Хотя основой для его формирования останется «базовая программа».

Представьте ситуацию: отец всегда мечтал о сильном и мужественном сыне. Но с рождения он был плаксивым и чувствительным. Папа винил его в слабости, указывал на недостатки и пытался перевоспитать. Что выйдет из такого ребенка? Еще более неуверенный в себе человек, который не принимает себя таким, какой он есть.

Если родитель примет сущность своего отпрыска – все будет намного проще. Например, чувствительный мальчик может найти себя в искусстве и развивать необычные таланты. Нет плохого темперамента – есть люди, которые направляют его в неправильное русло.

Что может формироваться с возрастом

Формирование характера ребенка напрямую зависит от окружения. Сначала дети наблюдают за родителями и учатся их манере поведения. Затем подражают сверстникам. Подражание закрепляется эмоционально и становится частью личности.

Активное становление личности может начаться в разном возрасте. Это зависит от индивидуальных особенностей. Но специалисты все же выделяют определенный период: от 2-3 до 9-10 лет. Это возраст бурного общения и познания мира. Дети в этот период открыты ко всему новому и впитывают знания, как губки. Более того, они полностью доверяют взрослым и наиболее подвержены их влиянию. Именно тогда воспитание играет первостепенную роль.

Формирование личности может начинаться с проявления простых качеств:

  • доброта или эгоистичность;
  • коммуникабельность или замкнутость;
  • отзывчивость или безразличие.

Как утверждают исследователи, простые черты проявляются еще в дошкольном возрасте – еще в 2-3 года.

Затем показывают себя и другие качества:

  • трудолюбие или лень;
  • ответственность или безответственность;
  • настойчивость или малодушие;
  • аккуратность или расхлябанность.

В дошкольном возрасте закрепляются те черты, которые получают поддержку со стороны окружающих. Поэтому важно хвалить ребенка за хорошие поступки и ругать за плохие. Но не нужно сильно давить – это может вызвать обратный эффект.

В школе дети становятся социально активными. Они общаются со сверстниками и учителями, перенимают их привычки. Детки активно сравнивают себя с другими. Именно в этот период малыш начинает понимать и осознавать себя. Сравнивая себя с остальными, он понимает: я умнее Вани, слабее Пети, выше Сережи и так далее.

Важно: на становление личности влияют «ярлыки». Если ребенка постоянно ругают за плохие оценки и называют бездарным двоечником – он таким и будет. Он просто перестанет сопротивляться и решит, что это и есть его личность.

После 10 лет характер продолжает меняться. Подростковый возраст – последний и решающий этап. В это время закрепляются более сложные черты и нравственные ценности. Подросток постепенно осваивает новый опыт, пробует силы в разных сферах. Но этот период настолько обширный и многогранный, что заслуживает отдельного рассмотрения в другой статье.

Игра как начало становления

Первые годы жизни мы лучше познаем окружающий мир через игры. Многие детские занятия кажутся бессмысленными и странными. Например, сложить кубики башенкой или побегать вокруг дерева туда-сюда. Но именно такие игры и учат жизни. Для него все в новинку и каждый шаг – целое приключение. Не забывайте, что в каждом возрасте — свои игры. Ребенку в 7 уже будет не интересно то, во что играют трехлетки.

До 4-5 лет дети предпочитают играть одни. У кого-то это проходит быстрее, у кого-то — дольше. В это время малыши не могут участвовать в совместной игре. Даже игрушки они предпочитают свои, а не чужие. Но это не значит, что малютка вырастет эгоистом. Такое поведение вполне нормально и связано с развитием психики.

Когда заканчивается стадия «одиночки» – малыши привлекают к забавам посторонних. В это время родители могут активно влиять на его характер. Например, всеми любимые «дочки-матери» были придуманы не просто так. Игра учит девочек заботе и прививает любовь к маленьким.

После 5 лет детки постоянно играют со сверстниками в садике или во дворе. Но бывает и так, что малыш скромничает и стесняется присоединиться к компании. Не пытайтесь самостоятельно найти ему друзей и вовлечь в групповые забавы. Это лишь негативно повлияет на характер. Доверьтесь ребенку и наберитесь терпения.