Развитие ребенка по месяцам после рождения. Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года. Видео ребенок от рождения до года

Таблицы ВОЗ приводят нормы развития ребенка по самым разнообразным параметрам. Вы можете воспользоваться таблицами ВОЗ, чтобы понять, чтобы понять, развитие вашего ребенка проходит нормально или есть какие-то отклонения от нормы.

Вы легко сможете узнать правильные ли у вашего ребенка параметры, нормально ли он набирает массу и растет. Если какие-то из параметров маловаты или отклонены от нормы, которая рекомендуется ВОЗ, то это серьезный повод отвезти кроху до года к педиатру или лечащему семейному врачу.

Родители не должны халатно относится к параметрам развития ребенка, так как, к примеру, ребенок, который набирает лишний вес, должен пройти ряд анализов, в том числе и на сахарный диабет. Если ваш малыш отстает от нормы, то не следует впадать в панику, а наоборот, поверить еще один параметр – это индекс массы тела.

Именно на это число следует опираться, чтобы понять, какую ребенок имеет массу. Формула расчета индекса массы тела: I= m/h2 (масса тела деленная на рост в квадрате) , где m - масса тела в килограммах, h - рост в метрах. Измеряется индекс массы тела в кг/м².

Развитие ребенка до года по месяцам

В 2006 году появились новые нормы по развитию мальчиков до 1 года. ВОЗ провела исследования и выдала средние параметры развития мальчиков, у которых нет никаких болезней, и которых кормят грудью. Как известно, дети на искусственных смесях набирают вес быстрее.

Год:месяц Месяц Вес, кг Рост, см Индекс массы тела Окружность головы, см
мин. макс. мин. Макс. мин. Макс. мин. макс.
0:00 0 2,9 3,9 48 51,8 12,2 14,8 33,2 35,7
0:01 1 3,9 5,1 52,8 56,7 13,6 16,3 36,1 38,4
0:02 2 4,9 6,3 56,4 60,4 15 17,8 38 40,3
0:03 3 5,7 7,2 59,4 63,5 15,5 18,4 39,3 41,7
0:04 4 6,2 7,8 61,8 66 15,8 18,7 40,4 42,8
0:05 5 6,7 8,4 63,8 68 15,9 18,8 41,4 43,8
0:06 6 7,1 8,8 65,5 69,8 16 18,8 42,1 44,6
0:07 7 7,4 9,2 67 71,3 16 18,8 42,7 45,2
0:08 8 7,7 9,6 68,4 72,8 15,9 18,7 43,3 45,8
0:09 9 8 9,9 69,7 74,2 15,8 18,6 43,7 46,3
0:10 10 8,2 10,2 71 75,6 15,7 18,5 44,1 46,7
0:11 11 8,4 10,5 72,2 76,9 15,6 18,4 44,5 47
1:00 12 8,6 10,8 73,4 78,1 15,5 18,2 44,8 47,4

Родители обязательно должны помнить, что каждый ребенок развивается согласно собственной природе. Нормы, которые указаны в таблицах – это средние показатели, которые могут использоваться как отправная точка и справочный материал. Но если у вас есть хоть малейшие подозрения на то, что у вашего ребенка до одного года наблюдается отклонение от нормы, вы должны срочно показать его врачу.

Нормы для девочек

Параметры развития девочек, утвержденные ВОЗ, года указывают на то, какими должны быть средние параметры развития девочек до одного. Эти данные – некий статический и справочный материал, который является отправной точкой для диагностики развития вашего ребенка. Но если у вас есть сомнения в том, нормально ли развивается ваша девочка, то вам обязательно нужна консультация педиатра.

Год: Месяц месяц Вес, кг Рост, см Индекс массы тела Окружность головы, см
мин. макс. мин. макс. мин. макс.
мин. макс.
0:01 1 3.6 4.8 51,7 55,6 13,2 16 35,4 37,7
0:02 2 4.5 5.8 55 59,1 14,3 17,3 37 39,5
0:03 3 5.2 6.6 57,7 61,9 14,9 17,9 38,3 40,8
0:04 4 5.7 7.3 59,9 64,3 15,2 18,3 39,3 41,8
0:05 5 6.1 7.8 61,8 66,2 15,4 18,4 40,2 42,7
0:06 6 6.5 8.2 63,5 68 15,5 18,5 40,9 43,5
0:07 7 6.8 8.6 65 69,6 15,5 18,5 41,5 44,1
0:08 8 7.0 9.0 66,4 71,1 15,4 18,4 42 44,7
0:11 11 7.7 9.9 70,3 75,3 15,1 18 43,2 45,9
1:00 12 7.9 10.1 71,4 76,6 15 17,9 43,5 46,3
Месяц Прирост веса, грамм Прирост роста, см
Интервал мин макс мин макс
0-1 611 1161 6,8 9
1-2 744 1290
2-3 502 944 4,2 6,1
3-4 383 796
4-5 293 695 2,7 4,5

Таблица развития от 0 и по месяцам до 1 года

Существуют некие средние физические и эмоциональные показатели активности ребенка до одного года. Опираясь на эти параметры, папа и мама могут понять, не отстает и не опережает ли кроха в развитие своих сверстников.

Возраст (месяц) Навыки
1

Глаза ребенка могут следить за погремушкой, которая движется по вертикали. У крохи есть реакция на громкие звуки.

2 Присутствует хватательный рефлекс, малыш может двигать ножками и ручками как попеременно, так и одновременно. Глаза ребенка могут уследить за предметом, движущимся по вертикали.
3 Малыш начинает агукать. Узнает родителей. Поднимает голову, при этом лежит на животике. Ручками исследует личико.
4 В положении на животике приподнимает голову и вытягивает на ручках. Может слегка покачиваться.
5 Играет с «любимой» игрушкой, может придерживать бутылочку или грудь во время кормления. Узнает маму и папу. В этом возрасте появляются первые зубки.
6 Первые попытки ползти по-пластунски. Переворачивается хорошо. Знает свое имя. Повторяет звуки и гласные за взрослыми. Пытается сесть
7 Сидит уверенно. Делает первые попытки вставать. Знает близких людей. Произносит несколько слогов.
8 Может переложить погремушку из ручки в ручку. Поднимает игрушку, которая упала. Может сам кушать еду, держа в руках кусочек.
9 Может сидеть. Тянет и ползет к интересующим его предметам.
10 Узнает близких и может неохотно идти к чужим на руки. Уже может играть в «ку-ку» и прятки. Появляется интерес к мелким предметам.
11 Может сам сесть, хорошо ползает, может ползти назад. Выражает свое недовольство, когда что-то у него забирают
12 Малыш может произносить слоги, подражает интонации родителей.

Хорошо ползет, ходит, держась за что-то, пытается ходить самостоятельно.

Зубы у детей до года таблица

Существуют нормы, по которым у ребенка до года вырастают зубки. Существует таблица, в которой по месяцам расписано, когда и какие зубки должны вырасти у малыша.

Схема расположения зубов (номера показывают порядок появления) Зубы в порядке появления Средний срок появления (месяцы)
1. Нижние центральные резцы 6–10
2. Верхние центральные резцы 7–12
3. Верхние боковые резцы 9–12
4. Нижние боковые резцы 7–16
5. Первые моляры (верхние) 13–19
6. Первые моляры (нижние) 12–18
7. Клыки 16–23
8. Вторые моляры (нижние) 20–31
9. Вторые моляры (верхние) 25–33

Учитывая все эти данные, у ребенка все молочные челюсти формируются только к трем годам. А вот в 12 месяцам прорезаются только 6-10 зубов.

Размеры (обхват) головы у детей таблица

У малыша до одного года параметры охвата головы являются очень важным показателем. Родители должны каждый месяц следить, насколько выросла голова ребенка, так как увеличение или снижение темпов роста может быть последствием каких-либо проблем со здоровьем малыша. Существует таблица, которая по данным ВОЗ показывает средние размеры головы для мальчиков и девочек до года.

Возраст
в месяцах
Девочки Мальчики
Окружность
головы, см
Окружность
головы, см
0 33,9 34,5
1 36,5 37,3
2 38,3 39,1
3 39,5 40,5
4 40,6 41,6
5 41,5 42,6
6 42,2 43,3
7 42,8 44,0
8 43,4 44,5

Нормы для проверки зрения у детей

Малышам до года обязательно проверяют зрение, первая проверка происходит уже в роддоме. Следующая проверка должна проводиться в 3 месяца, потом в 6 и в год. Существует таблица, по которой можно посмотреть, является ли развитие зрения вашего ребенка нормальным.

1 месяц 0,008–0,03 (до 3 %)
3 месяца 0,05–0,1 (5–10 %)
6 месяцев 0,1–0,3 (10–30 %)
1 год 0,3–0,6 (30–60 %)

Согласно нормальному развитию малышей до года, существует таблица, заглянув в которую, родители могу убедиться, что их малыш нормален и уже умеет делать все, что нужно уметь.

Что должен уметь делать ребенок

Возраст ребенка (месяц) Что умеет малыш
1

Может сфокусировать глазки на лице мамы. Понимает, что с ним общается и прислушивается.

2 Может улыбнуться, агукает.
3 Агукает, реагирует на обращенное к нему внимание.

На животике немножко приподнимает головку и несколько минут удерживает ее.

4 Лежа на животике уверенно приподнимает головку. Громко смеется. Если удержать кроху вертикально, то может упирать ножки в поверхность.
5 Хорошо держит голову вертикально. Может перевернуться. Концентрирует взгляд на небольшом предмете. Может переложить погремушку из одной руки в другую. Может произнести гласные и согласные. Ищет интересующие игрушки и тянется к ним.
6 Сидит уже без поддержки. Первые попытки встать.
7 С удовольствием играет в «ку-ку». Стоит, но с поддержкой или держась за мебель. Машет ручкой,когда кто-то уходит. Может сказать «мама» и «папа». Берет что-то маленькое большим и указательным пальчиком.
8 Легко перекладывает предметы из одной ручки в другу. Ищет предметы, который упал. Ходит с опорой. Может стоять без посторонней помощи, но не долго. Понимает «нельзя».
9 Пытается дотянуться или доползти до игрушки, может катить мячик от себя. Пьет из чашки, если ее поддерживают. Говорит «мама» и «папа» очень четко. Может отвечать без слов на просьбу «Дай».
10 Уверенно стоит. Пытается вставать из положения сидя. Проявляет недовольство, когда у него забирают что-то. Лепечет и говорит на младенческом языке. Пытается идти.
11 Может сесть из положения на животике. Уже ходит хорошо. Произносит 3-5 слов.
12

Ходит, опираясь на мебель. Знает свое имя и откликается на него. Может выполнить несложную просьбу. Говорит 5-8 слов. Знает слово «нет».

Таблица роста и веса малышей

Ниже приведена таблица, которая показывает средние параметры развития малыша, установленные ВОЗ. Если вам кроха находится на грудном вскармливании, то его развитие вы можете отслеживать именно по этим параметрам ВОЗ.

Возраст, месяцев Мальчики Девочки
Рост, см Вес, кг Рост, см
0 (новорожденный) 49,9 3,3 0 (новорожденный) 49,9
1 54,7 4,5 1 54,7
2 58,4 5,6 2 58,4
3 61,4 6,4 3 61,4
4 63,9 7,0 4 63,9
5 65,9 7,5 5 65,9
6 67,6 7,9 6 67,6
7 69,2 8,3 7 69,2
8 70,6 8,6 8 70,6
9 72,0 8,9 9 72,0
10 73,3 9,2 10 73,3
11 74,5 9,4 11 74,5

Развитие мальчиков до года мало чем отличается от развития девочек. Как правило, несколько различается только набираемый вес и рост малышей.

При рождении девочки обладают большим количеством жировых запасов, чем у мальчиков. Однако новорожденные мальчики, как правило, длиннее и тяжелее, и они могут расти более быстрыми темпами, чем девочки. Окружность головы до месяца у мальчиков в среднем чуть больше (менее 1 см), чем у девочек. По мере развития эта разница увеличивается.

Основными показателями, на которые ориентируются молодые родители ребенка до года это вес и рост малыша. Кроме этого учитываются врожденные рефлексы, сенсорные реакции, статика и моторика, а также речь и эмоции.

Рассмотрим развитие мальчика по месяцам и детально разберем физиологические нормы.

Таблица 1. Средние рост и вес мальчиков с рождения до 1 года

Год + месяц Вес(кг) Рост(см) Месяц
Новорожденный 3,60 50 0
1 месяц 4,45 54,5 1
2 месяца 5,25 58,0 2
3 месяца 6,05 61 3
4 месяца 6,7 63 4
5 месяцев 7,3 65 5
6 месяцев 7,9 67 6
7 месяцев 8,4 68,7 7
8 месяцев 8,85 70,3 8
9 месяцев 9,25 71,7 9
10 месяцев 9,65 73 10
11 месяцев 10 74,3 11
12 месяцев 10,3 75,5 12

Таблица 2. Размеры (обхват) головы у мальчиков до года

Возраст Окружность головы % от длины тела
До 1 месяца 35 69
1 месяц 37 69
2 месяца 39 68
3 месяца 41 67
6 месяцев 44 65
9 месяцев 46 64
1 год 47 63

Психомоторное развитие мальчиков первого года жизни

Психомоторное развитие ребенка — это статическая и моторная активность, адаптационные умения ребенка, речевые и эмоциональные изменения.

1-й месяц

В первый месяц у новорожденного ярко выражены безусловные врожденные рефлексы — сосательный и хватательный. К концу первого месяца у малышей уменьшается физиологический гипертонус мышц, и как следствие,постепенно угасает хаотичное движение ручками и ножками.

2-й месяц

В 2 месяца ребенок активно двигает конечностями, но движения эти становятся менее хаотичными и более скоординированными. Может поворачиваться телом из стороны в сторону. Делает попытки поднять голову и тело, приподнимая шею и грудь примерно на 45 градусов. Малыш улыбается при виде мамы и папы. Гулит и произносит «агу».

3-й месяц

В 3 месяца у мальчика угасают безусловные рефлексы , приходит в норму мышечный тонус , малыш уверенно держит голову . У ребенка появляется активная и осмысленная реакция , развивается хватательный рефлекс — он тянется за игрушкой . Постепенно развивается хватательный рефлекс . Ребенок активней реагирует на различные раздражители (свет , звук ), продолжительно гулит , более эмоционально общается с матерью . Малыш улыбается даже незнакомым людям .

4-й месяц

В четыре месяца малыш начинает переворачиваться на бок, может взять понравившуюся игрушку и рассматривать ее. Движения ребенка более осмысленные и целенаправленные. Малыш легко узнает близких, различает своих-чужих, может смеяться при положительных эмоциях. В его речи среди гласных появляются некоторые согласные.

5-й месяц

В пятимесячном возрасте мальчик легко переворачивается с живота на спину, тянется ко всем игрушкам и другим интересующим его предметам в радиусе доступа. Пробует на вкус предметы и игрушки. Малыш отчетливо различает своих-чужих, может произносить слоги. Оживленно радуется общению с другими малышами.

6-й месяц

В пол-года мальчик может перекладывать предметы из руки в руку, активно переворачивается, делает попытки садиться. Ребенок активно реагирует на родственников и других
людей, просится на руки. В речи чаще употребляет разные слоги и звуки — малыш лепечет. С полугода дети сильно привязываются к своим родителям и очень тяжело переносят даже короткую разлуку с мамой и папой.

7-й месяц

В 7 месяцев мальчик сидит с прямой спиной без опоры и поддержки. Лежа на спине активно двигает и играется ногами. Активно ползает. В вертикальном положении пружинит ножками при опоре на них. Может менять положение тела при необходимости (например достать игрушку). Малыш требует большего эмоционального общения, ему нравится играть с мамой.

8-й месяц

В 8 месяцев малыш может быстро ползать, садиться и вставать, ложиться, манипулировать игрушками. Понимает речь, адекватно реагировать на вопросы — одобрительно или отрицательно кивает головой, выполняет несложные действия, которым его научили (махать ручкой «пока», играть в «ладушки»). Малыш может произносить слоги, состоящие из согласного и гласного звука. Может повторять звуки за взрослыми. Первые попытки ходить с опорой.

9-й месяц

В девять месяцев мальчик может повторять некоторые действия за взрослыми или старшими детьми, самостоятельно играет, начинает специально скидывать или ронять предметы. На простые вопросы он отвечает простыми действиями, а слоги может дублировать — «ма-ма», «па-па», «ба-ба». В лексиконе появляется слово «дай». В 8-9 месяцев малыш с удовольствием изучает книжки и может узнавать и показывать на любимых героев и животных. Ребенок звуками старается изобразить голоса животных.

10-й месяц

В 10 месяцев малыш умеет производить определенные действия строить пирамидку, складывать кубики, открывает-закрывает ящики, знает место, где лежат игрушки. Малыш активно ползает и может ходить, держась за руку, опираясь о стену. Делает попытки пойти самостоятельно без поддержки. Может произносить первые слова.

11-й месяц

В 11 месяцев ребенок должен понимать слова «можно» и «нельзя». Может стоять без поддержки, пытается ходить самостоятельно. Радуется, другим маленьким детям. Словарный запас малыша расширяется до слогов «ля-ля», «мяу», и т. д.

12-й месяц

В год, как правило, мальчики умеют ходить самостоятельно. Словарный запас расширяется до нескольких слов, которые в больше степени понятны только родителям. Малыш очень любит играть с детьми, с родителями. Выполняет просьбы, хорошо понимает слово «нельзя». Малыш умеет собирать пирамидку, и складывать свои игрушки на место. Речевое развитие мальчика в год позволяет произносить ему слова из нескольких слогов, а некоторые дети в этом возрасте произносят целые фразы. Большинство своих действий годовалый ребенок совершает осмысленно, выполняет различные просьбы и адекватно реагирует на запреты. В год ребенок может держать ложку, а также иметь определенные вкусовые предпочтения.

Год — это один из самых интересных и забавных возрастов ребенка, но вместе с тем, это и тревожное время для родителей. От мамы и папы требуется большое внимание, чтобы постоянно следить за малышом и держать его постоянно на виду — ведь годовичок, и особенно мальчик, вставший на ножки превращается в подвижное и любопытное существо, которое будет исследовать весь дом, переворачивая его вверх дном. Поэтому родители должны обязательно обеспечить полную безопасность для ребенка и убрать из зоны доступа малыша все вещи и предметы, представляющие опасность.

Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. О последних хотелось бы сказать отдельно. С одной стороны, на форумах и в социальных сетях очень популярным является выражение, что «ребенок никому ничего не должен», «когда будет готов, тогда и пойдет/сядет/заговорит и т.д.». В то же время, в окружении молодой мамы всегда найдутся «доброжелатели» в виде соседок, родственников и других мам, которые будут рассказывать — «а мой в вашем возрасте уже хорошо ходил/говорил/ ».

Любая любящая мама может растеряться и запаниковать, ведь важно не пропустить «тревожный звоночек» и вовремя обратиться к врачу, если малыш в какой-то из сфер отстает в развитии. Оба варианта: и полная беспечность, и повышенная тревожность нам не подходят. Лучше всего, если мама будет владеть полной информацией по нормам развития ребенка до года по месяцам и оценивать его способности самостоятельно, а в случае неоднозначности ситуации, советоваться с педиатром и узкими специалистами.

Самое главное, что хочется отметить, – нет однозначных норм, в каком возрасте должен появиться определенный навык. Есть промежуток в возрасте «от» и «до», в котором какой-то навык появляется у 95% здоровых детей. Эти промежутки были определены путем наблюдения за большим количеством детей и теперь приняты как нормативный критерий.

Так, например, в отношении основных двигательных навыков Всемирная Организация Здравоохранения выделила «окна» – промежутки, когда ребенок должен освоить конкретный навык.

Если малыш укладывается в возрастные нормы, но при этом вас все же что-то смущает – проконсультируйтесь у специалиста. Врач будет ориентироваться не столько на нормативы, сколько на наличие/отсутствие рефлексов новорожденности, состояния черепных и других нервов, массу тела, тонус мышц, подвижность суставов и т.п. Другими словами, оценит, имеет ли организм малыша все ресурсы для овладения тем или иным навыком.

Ниже представлены навыки и порядок их возникновения у большинства детей соответствующего возраста. подробно рассмотрены в отдельной статье, поэтому здесь мы о них упоминаем вскользь.

1 месяц

В возрасте 30 дней после рождения кроха уже многое умеет:

  • Лежа на животе на пеленальном столике или другой твердой поверхности, приподнимает голову и пытается ее удержать непродолжительное время.
  • Фокусирует взгляд на лице, которое приближается на близкое расстояние.
  • Прекращает плакать и прислушивается, когда мама берет на ручки и начинает с ним разговаривать. Таким образом малыш отвечает на общение и концентрирует свое внимание на взрослом. Плач может возобновиться, если причина дискомфорта не будет устранена.
  • Малыш, кроме плача, уже может издавать и другие звуки. Обычно это короткие гортанные звуки в ответ на речь взрослого.
  • Движения ручками и ножками становятся симметричными. Выражен тонус мышц – сгибателей. Другими словами, при разгибании ножек и ручек малыша вы чувствуете небольшое сопротивление.
  • Начинает улыбаться при общении со взрослым и корчить гримасы при ярком свете, резком звуке, ветре, резком запахе или вкусе.
  • Держит кулачки сжатыми и подносит их ко рту.
  • Кроха способен сосредоточить свой взгляд на неподвижном ярком предмете и следить за ним, если предмет плавно и медленно перемещают.

Интересные игры и идеи по развитию крохи в 1 месяц смотрите .

2 месяца

  • Лежа на животе, поднимает головку все выше и, в конце концов, может длительно удерживать её под углом 45 градусов. Кроме того, малыш хорошо держит головку в вертикальном положении на ручках у мамы (до 1 минуты), а в положении сидя головка все еще «падает» набок.
  • Кроха поворачивает голову в сторону и старается найти глазами источник звука.
  • Начинает подолгу рассматривать заинтересовавший его предмет, лицо, игрушку.
  • Крик становится выразительным, и его интонация сменяется в зависимости от причины.
  • Учится поворачиваться с бочка на спинку.

Как развивать ребенка в 2 месяца читайте в .

3 месяца

  • Мышцы малыша уже немного окрепли, и он способен приподнять голову и весь плечевой пояс, опираясь на локти и предплечья. Удерживать себя в такой позе кроха может до 2-3 минут.
  • В 3 месяца появляется «комплекс оживления», о котором мы подробно говорили .
  • Ребенок плавно следит за перемещающимся предметом и может долго и сосредоточенно рассматривать неподвижный предмет, который его заинтересовал. При разговоре, сосредотачивает все внимание на взрослом и ищет глазами говорящего в пределах комнаты.
  • Успокаивается под мелодичное пение мамы.
  • Малыш рад и способен удерживать легкую, подходящую по размеру погремушку в руке.
  • Кроме погремушек, кроха «обнаруживает» свои ручки. Он соединяет их вместе, рассматривает, облизывает и сосет.
  • К концу месяца кроха уже способен не только улыбаться, но и смеяться.
  • К этому же возрасту малыш начинает самостоятельно поворачиваться на бочок, а некоторые малыши самостоятельно переворачиваются со спины на живот.

Игры для развития малыша в 3 месяца .

Недавно стали мамой малыша?

4 месяца

  • Смех, который появился на 3 месяце, сейчас может превратиться в задорный громкий хохот при общении со взрослыми. Кроха радуется при появлении мамы, но также приветлив к чужим.
  • Любит рассматривать свое отражение в зеркале.
  • К концу месяца хорошо поворачивается со спины на живот и учится поворачиваться в обратном направлении — с живота на спину.
  • Хорошо удерживает голову в любом положении, в том числе и в положении сидя. Старается схватить разные предметы, но часто промахивается. Придерживает ручками грудь или бутылочку.
  • Если ребенка потянуть за ручки, он сгибает руки в локтях и подтягивается.
  • Лежа на животе, ребенок может поднимать голову на 90 градусов.
  • Лежа на спине, немного приподнимает голову и плечи.
  • Все игрушки и предметы, которые малыш обнаруживает вокруг себя, он рассматривает, ощупывает и облизывает. Узнает «знакомые» игрушки и радуется им.
  • Может четко локализовать источник звука, даже если он не очевиден.

Как развивать кроху в 4 месяца читайте в .

5 месяцев

  • Малыш начинает различать родных и чужих людей. Проявляет настороженность при виде незнакомых и радуется появлению знакомых лиц.
  • Различает ласковый и грубый тон собеседника и способен выражать собственные эмоции , хныканьем, криком. Демонстрирует реакцию оживления или страха адекватно ситуации.
  • Хорошо переворачивается в одну сторону со спины на живот. В положении на животе — приподнимает верхнюю часть туловища, упираясь ладонями выпрямленных рук.
  • Подтягивается руками за перекладину, пытаясь сесть.
  • Большинство малышей в этом возрасте способны сидеть с поддержкой, сохраняя ровную спину и хорошо удерживая голову. Если посадят, может сидеть несколько минут, не заваливаясь в бок и балансируя из стороны в сторону.
  • Играет пальцами ног, тянет их в рот, сосет и грызет.
  • Раскачивается вперед — назад, лежа на коленях у мамы или другой мягкой поверхности.
  • Обращает внимание на маленький предмет, подгребает его к себе и зажимает в кулачке. Начинает координировать движения рук и глаз, тянется за предметами и успешно их хватает.
  • Если малыш находится на искусственном вскармливании, то уже умеет удерживать бутылочку одной или обеими руками.

Развивающие игры для пятимесячного малыша смотрите .

6 месяцев

  • Малыш пытается передвигаться и ползти по-пластунски.
  • Умеет хорошо переворачиваться с живота на спину. Может передвигаться, перекатываясь со спины на живот и обратно в нужном направлении.
  • Кроха знает свое имя и отзывается на него. Различает свое и чужое имя.
  • Если мышцы спины достаточно окрепли, то ребенок учится садиться из положения на животе, помогая себе рукой. Может сидеть с поддержкой. Если посадить – будет сидеть с ровной спиной. Если во время гимнастики потянуть за ручки – сядет и будет уверенно сидеть.
  • С интересом рассматривает лицо мамы, трогает его, изучает. Эмоционально реагирует на отражение в зеркале – улыбается ему, агукает.
  • Появляются цепочки лепета, которые складываются в слоги.
  • Ребенок следит за движущимся предметом, поворачивает голову вслед за ним.
  • Игрушку перекладывает из одной руки в другую, держит предмет ладонью и всеми пальцами.
  • На вопрос: Где…? ищет глазами знакомый предмет.

Игры для развития ребенка в 6 месяцев читайте .

7 месяцев

  • Ребенок уже может сидеть без опоры.
  • Учится становиться на четвереньки и ползать, если для этого предоставляется достаточно свободного пространства.
  • По тону голоса понимает запретные фразы. Перед тем как вступить в контакт, внимательно рассматривает собеседника.
  • На вопрос «Где?» активно ищет предмет и показывает на него пальчиком.
  • Учится играть в «Ку-ку». Начинает понимать, что предмет не пропадает, исчезая из поля зрения.
  • Способен удерживать в каждой руке по предмету и старается ударять ими друг по другу. Размахивает игрушками, перекладывает их из руки в руку и бросает их, разжимая ладошки.
  • Учится пить из чашки и кушает пищу с ложки.

Как развивать малыша в 7 месяцев читайте .

8 месяцев

  • Узнает и показывает пальчиком на фото родных людей. Может найти и показать несколько одинаковых предметов в комнате, если они постоянно находятся в одном и том же месте (например, часы, картины).
  • Встает на ноги, держась руками за опору. Хорошо сидит, ползает в разных направлениях, самостоятельно становится на колени, поднимая туловище вертикально, при этом придерживается за опору.
  • Становится очень любознательным, поэтому в зоне доступа должны находиться только безопасные предметы.
  • Понимает запрещающие слова, но слушается не всегда. При регулярных повторениях кроха машет рукой «пока» или хлопает в ладоши.
  • Способен некоторое время самостоятельно играть с игрушками/предметами. Подражает взрослым в играх с игрушками: катает машинку, стучит, вынимает игрушки и складывает их.
  • Лепет становится выразительным. Малыш четко, громко и с соответствующей интонацией повторяет разные слоги.

Развивающие игры для восьмимесячного малыша .

9 месяцев

  • Кроха перелистывает плотные картонные странички книжки.
  • Учится играть в мячик, катит его обратно.
  • Самостоятельно пьет из чашки, иногда проливая содержимое на себя.
  • Хорошо ориентируется в комнате, где постоянно находится. Находит и приносит предмет по просьбе «Дай мне…»
  • Знает свое имя и поворачивается, если его зовут. Общается с окружающими жестами, голосом может позвать взрослого, используя крик или лепетные слова.
  • Понимает простые фразы и слова, понимает запрет «нет».
  • Учится ходить, держась за опору.
  • Садится из положения лежа и обратно. Из положения стоя сесть еще не может.
  • Учится брать мелкие предметы 2 пальцами. Начинает играть с пирамидкой, ставит 2 кубика друг на друга. Манипулирует игрушками в зависимости от их свойств: открывает, катит, достает и т.п.
  • Играет в прятки с игрушкой, которую прячут у него на глазах.
  • В играх и обычной деятельности старается подражать взрослым или другим детям.

Как развивать ребенка в 9 месяцев читайте в .

10 месяцев

  • Учится ходить, держась двумя руками за руки взрослого.
  • Удерживает игрушку, которую пытаются у него отобрать.
  • Малыш подражает жестам и мимике взрослых.
  • Различает звуки 2-3 животных. Повторяет за собеседником слоги, появляются первые лепетные слова из парных слогов: па-па, ба-ба, ма-ма. Малышу нравится повторять одни и те же слоги, тренируется в произнесении новых слов.
  • Общается преимущественно жестами и интонационными возгласами, стремясь получить желаемую вещь.
  • При регулярных играх ребенок знает и с радостью показывает на другом части тела, выполняет простые просьбы: покажи, помаши, дай, принеси, собери, открой. Демонстрирует игры типа «Ладушки», «Сорока-ворона».
  • Собирает в коробку игрушки, открывает разные крышки.

Идеи игр для малышей в 10 месяцев смотрите .

11 месяцев

  • Ребенок начинает осваивать первые ролевые игры: укладывает куклу спать, катает ее на коляске и т.п. без общего сюжета.
  • Играет в «Ладушки», «Ку-ку», прятки с игрушкой. Может сам прятать предмет.
  • Ребенок имеет в пассивном словаре достаточно много слов. При вопросе: «Где часы/папа/пирамидка?» ребенок показывает на него пальцем.
  • С удовольствием демонстрирует свои знания: части тела, жестовые движения.
  • Произносит первые упрощенные слова: на, дай, да, не, ав.
  • Повышается активность ребенка, он становится более самостоятельным и любознательным.
  • Вкладывает стаканчики друг в друга, собирает одну матрешку из двух частей, нанизывает кольца пирамидки на стержень, играет в мяч.
  • Любит трогать животных. По-разному относится к разным детям и взрослым.
  • Ходит, держась за руки взрослого. Самостоятельно стоит, поворачиваясь в разные стороны. Поднимает предмет с пола, присаживаясь к нему. Залезает и слезает с небольшой лестницы. Умеет садиться из положения стоя.
  • Учится самостоятельно кушать. Хорошо координирует движения рук, но не вся пища попадает в рот. Пьет через трубочку или из чашки.

Развивающие игры в 11 месяцев читайте .

12 месяцев

  • Малыш способен к первым обобщениям: выбрать из груды мячиков кубики.
  • Достаточно хорошо понимает речь и может выполнять простые просьбы: принеси, положи на место, отнеси.
  • Знает не только собственное имя, но и имена мамы, папы, братьев, сестер, домашних питомцев, животных, сказочных героев. Показывает их в книжках и фотоальбомах.
  • Ходит самостоятельно или придерживаясь за руки взрослых. Может совмещать ходьбу с другими действиями (нести игрушку, махать рукой).
  • Подражает взрослым, копируя их движения. Уверенно манипулирует матрешкой, вкладышами, пирамидкой, строит простые постройки из кубиков. Играет в простейшие ролевые и пальчиковые игры.
  • Любит : подползать под них, залезать на диван.
  • Самостоятельно, но неаккуратно ест с ложки. Откусывает и жует твердую пищу, пьет из чашки. Причесывается расческой, купается (совершает характерные движения).
  • При одевании – вытягивает руку, подставляет ножку.
  • Произносит до 10 простых лепетных слов и активно использует их в общении.
  • Понимает значение слов: горячо, холодно, больно, нельзя, подожди.
  • Рисует карандашами или фломастерами каракули на бумаге, «чертит» ими.

Как развивать ребенка в 12 месяцев читайте .

Уверена, что приведенные выше навыки помогут вам сориентироваться и определить зону ближайшего развития ребенка. А поможет вам подобрать подходящие по возрасту игры, чтобы кроха развивался своевременно и гармонично.

Развитие ребенка до года, сильно зависит от родителей, а особенно от мамы. Он не может обойтись без ее заботы, тепла и ласковых глаз. Обязанности родителей заключается не только в правильном кормлении, гигиеническом уходе, но и в занятиях гимнастикой, регулярных прогулках и развивающих играх.

В таблице, приведенной ниже, указаны средние показатели физического развития ребенка до года, на которые родители должны ориентироваться, однако в случае небольших отклонений не следует волноваться, ведь каждый ребенок по-своему индивидуален.

Младенец спит от 18 до 20 часов, может удерживать взгляд на каком либо предмете или склонившемся над ним человеке. Движения не скоординированы. Реагирует на звуки погремушки, колокольчика или звонка, громкие звуки его пугают. Узнает мать по голосу и запаху. Лежа на животе, пытается поднять головку.

Два месяца


Лежа на животе, может приподнять на короткое время головку. Пытается ухватить игрушку. Реагирует на звуки — ищет источник звука глазами и поворачивает голову. Издает звуки типа «Агу».

Три месяца


Умеет смеяться, четко определяет источник звука. Поворачивается на бок, может длительно удерживать голову. Попытки ухватить игрушки почти всегда успешны. Умеют отличить своих близких людей от чужих.

Четыре месяца

Развитие ребенка до года будет успешным только при физическом и эмоциональном контакте с мамой, поэтому он так любит общение с ней — смеется, визжит от радости, лепечет. В четыре месяца ребенок уже держит головку, вертит ей, переворачивается со спины на животик, ползает по-пластунски. Держась за руки взрослого, пытается сесть.

Пять месяцев

Пытается сидеть, когда его тянут за ручки. Игрушки или какие-либо предметы, попавшие ему в руки, тянет в рот. Внимательно рассматривает новую, окружающую его обстановку. К концу месяца могут чесаться десна и прорезаться новые зубки.

Шесть месяцев

Уверенно ползает на животе, может короткое время самостоятельно сидеть и ходить при поддержке его под мышки. Откликается на свое имя, издает различные звуки.

Семь месяцев

С удовольствием садится, стоит на четвереньках, ходит, держась за руки родителей, а сидя в кроватке, подтягивается, держась за рейки. Любит водные процедуры. Издает много новых звуков и слогов. В этом возрасте прорезаются верхние и нижние зубы.

Восемь месяцев

Ребенок способен перекладывать предметы, как из рук в руки, так и из емкости в емкость. Играет сидя, встает, придерживаясь за опору. Все шире запас звуков и слогов. Должно появиться четыре зубика.

Девять месяцев

Хорошо ползает, сидит, а также уверенно сползает и забирается на диван, ходит, держась за стенку или другие предметы мебели. Ему все интересно – хочет до всего дотянуться и потрогать. Ребенок пытается соединить слоги, произносит «мама» и другие простые слова.

Десять месяцев

Многие дети могут стоять и даже ходить, слегка придерживаясь опоры, легко переносят игрушки с места на место. Реагируют на музыку, машут ручками, притопывают и приплясывают в такт. Повторяют жесты и мимику взрослых.

Одиннадцать месяцев

Дитя совершает первые шаги без помощи взрослых. С неохотой, но понимает значение слова «нельзя» и строгую интонацию. Машет «до свидания», говорит отдельные простые слова. Хорошо держит ложку и детский бокал.

Двенадцать месяцев

Встает и ходит самостоятельно, может и бегать. Понимает назначение телефона, выключателя. Уверенно пользуется ложкой. Любит играть в прятки и искать спрятанные предметы. Выражает свою просьбу простыми словами, зовет своих родителей.

Развитие ребенка до года во многом зависит от занятий с ним гимнастикой и правильно выполненного массажа. Для каждого периода – свои физические упражнения и методы массажа. Главное – не навредить, поэтому молодым родителям следует проконсультироваться по этому вопросу у специалиста. Ну, а нежные мамины поглаживания и прикосновения никогда не будут лишними.

Первый месяц жизни малыша волшебный и одновременно беспокойный. Необходимо в первый месяц жизни новорождённого научиться кормить, укладывать спать и понимать его постоянные требования. А начало жизни новорождённого ими насыщены особо плотно.

Первые дни новорождённого довольно просты. Всё, что для него в действительности важно, — это есть каждые несколько часов, спать спокойно и часто, иметь сухой подгузник и получать много любви. Но для вас, как для новоиспечённого родителя, уход за новорождённым ребёнком может казаться значительно сложнее. Поэтому сосредоточьтесь только на главных моментах и основных потребностях ребёнка.

Развитие ребёнка 1 месяц жизни

Ваш новорождённый делает немного больше, чем ест, спит, плачет. Вы обнаружите реакцию ребёнка на такие вещи, как свет, шум и прикосновения. Вы увидите, что органы чувств напряжённо работают.

Зрение в первый месяц жизни ребёнка

Ваш малыш лучше всего видит вещи на расстоянии 20 — 25 см. Это идеальное расстояние для пристального взгляда в глаза мамы или папы.

Их глаза к яркому свету особенно чувствительны, поэтому младенцы с большей вероятностью могут открыть глаза при слабом освещении.

Не волнуйтесь, если ребёнок иногда скашивает или закатывает глаза. Это нормально, пока зрение вашего ребёнка не улучшится, а мышцы глаз не усилятся.

Дайте ребёнку рассматривать много привлекательных вещей. Лица людей, контрастные узоры, яркие цвета, движения — это то, что новорождённым нравится больше всего. Чёрно-белые фотографии или игрушки будут интересовать вашего ребёнка дольше, чем объекты или картины с множеством похожих цветов.

Ребёнок должен уметь следить за небыстрыми движениями лица или объекта.

Что ребёнок может услышать до 1 месяца?

Ребёнок слышал звуки ещё в матке. Сердцебиение матери, журчание её системы пищеварения и даже звуки голоса — это часть мира ребёнка до рождения.

Когда малыш рождается, звуки окружающего мира звучат громко и ясно. Ребёнок может поразиться неожиданному лаю собаки поблизости или успокаиваться при нежном жужжании фена.

Обратите внимание, какова реакция новорождённого на голос. Голоса людей, особенно родителей — любимая «музыка» для ребёнка. Если кроха плачет в люльке, посмотрите, как быстро успокаивает его ваш приближающийся голос.

Вкусовые и обонятельные ощущения новорождённого в первый месяц

Младенцы ощущают вкус и запах и будут расположены к сладким вкусам, а не к горьким. Например, новорождённый предпочтет сосать бутылку с подслащённой водой, но отвернётся или заплачет, если ему дадут что-нибудь горькое или кислое по вкусу. Аналогично, новорождённые обратятся к запахам, которые они предпочитают, и отвернутся от неприятных им запахов.

Исследования показали, что рацион мамы влияет на вкус . Эти первые ароматы помогут сформировать предпочтения вкуса позже. Например, ребёнок, мать которого ела острую пищу во время кормления, скорее всего, будет благосклонен к острой пище.

Прикосновение важно для новорождённого. С каждым прикосновением новорождённый познаёт жизнь и своё окружение.

В утробе матери младенцы содержатся в тепле и защищённости, но после рождения они впервые ощущают холод, жар, жёсткие швы одежды.

Убедитесь, что новорождённый находит внешний мир успокаивающим местом. Предоставляйте много удобной одежды и мягких одеял, нежных поцелуев, ласк и утешительных объятий.

С момента рождения младенцы начинают реагировать на окружающий их мир. Их реакции на объятия матери или громкий звук являются примерами нормального развития ребёнка.

Врачи используют эти факторы, чтобы определить, идет ли развитие так, как ожидалось. Существует большой спектр того, что считается нормой, поэтому некоторые дети обретают навыки раньше или позже других.

Что должен уметь делать ребёнок в 1 месяц жизни?

Поведение новорождённого

  1. Поворачивает голову в сторону голоса родителей или других звуков.
  2. Плачет, чтобы сообщить о необходимости взять его на руки или покормить, поменять пелёнки или уложить спать.
  3. Перестаёт плакать, когда его желание удовлетворено (ребёнка взяли на руки, покормили или уложили спать).

Двигательное и физическое развитие ребёнка в первый месяц

С самого начала у ребёнка есть набор рефлексов, призванных защитить его и обеспечить необходимую помощь, даже если родительские инстинкты ещё не вступили в силу.

Эти ранние рефлексы включают поисковый рефлекс, который помогает определить местонахождение груди или бутылочки для кормления, рефлекс сосания (помогает есть), хватательный рефлекс (тот, который заставляет сжимать ваш палец, когда он вложен в ладонь ребёнка) и рефлекс Моро (нервная реакция, которую он испытывает, когда напуган).

Вы можете попробовать проверить своего ребёнка на рефлексы, но помните, что ваши результаты могут отличаться и, вероятно, будут менее надёжными, чем результаты проверки врача.

Эмоциональное и социальное развитие ребёнка до 1 месяца жизни

  • успокаивается от голоса и прикосновения родителей;
  • может кратковременно сосредотачиваться.

Когнитивные навыки (мышление и обучение)

  1. Смотрит на лица.
  2. Следит за выражением лица родителей.

Уход за новорождённым в первый месяц жизни

Если вы не проводили много времени около новорождённых, их хрупкость может быть пугающей.

Правила ухода за ребёнком в первый месяц жизни

  • обязательно вымойте руки, прежде чем брать младенца. Новорождённые ещё не имеют сильного иммунитета, поэтому они подвержены инфекции. Удостоверьтесь, что у всех, кто общается с ребёнком, чистые руки;
  • будьте осторожны, поддерживайте голову и шею младенца, когда носите его или кладете в кроватку;
  • не трясите новорождённого, будь то в игре или в расстройстве. Сильная встряска может вызвать внутричерепное кровотечение и даже смерть. Если нужно разбудить ребёнка, не делайте этого, встряхивая младенца. Вместо этого пощекочите ноги малышу или мягко погладьте по щеке;
  • необходимо удостовериться, что младенец в переноске, коляске или автокресле хорошо пристегнут. Ограничьте любую активность, которая может быть слишком грубой или энергичной для крохи.

Помните, что новорождённый в 1 месяц не подготовлен к грубой игре, такой как тряска или подбрасывание.

Как ухаживать за новорождённым в первый месяц?

Уход за новорождённым дома включает кормление, смену подгузника, переодевание, уход за пупочной ранкой, подстригание ногтей, купание, укладывание спать.

Кормление новорождённого

Своего новорождённого в первый месяц, грудью или бутылкой, решает мама.

Вы можете быть в замешательстве относительно того, как часто это делать. Как правило, рекомендуется , то есть каждый раз, когда он кажется голодным. Ребёнок может подавать знаки с помощью плача, посасывания кулачка или почмокивающих звуков.

Новорождённого ребёнка надо кормить каждые 2 — 3 часа. Если кормите грудью, дайте ребёнку возможность сосать грудь примерно 10 — 15 минут с каждой груди. Если вы кормите смесью, давайте около 60 — 90 миллилитров на каждое кормление. Для каждого отдельно взятого малыша можно индивидуально высчитать разовый объём смеси.

Когда кормите смесью, то можете легко контролировать количество еды. Но если вы даёте младенцу грудь, это будет немного сложнее. Если младенец кажется удовлетворённым, у него около шести влажных подгузников и стул несколько раз в сутки, малыш хорошо спит и отлично набирает вес, то недостатка в пище нет.

Перед сменой подгузника удостоверьтесь, что все принадлежности в пределах досягаемости и вам не придётся оставлять младенца одного на пеленальном столе.

Для смены подгузника нужны:

  • чистый подгузник;
  • , если у малыша сыпь;
  • ёмкость, наполненная тёплой водой;
  • чистая ткань, влажные салфетки или ватные диски.

После каждого акта дефекации, или если подгузник влажный, положите малыша на спинку и снимите грязный подгузник. С помощью воды, ватных дисков и салфеток аккуратно протрите половые органы ребёнка. Меняя подгузник у мальчика, делайте это с осторожностью, так как воздействие воздуха может спровоцировать мочеиспускание.

Вытирая девочку, протирайте промежность по направлению от половых губ к попе, чтобы избежать инфекции мочевыводящих путей. Для предотвращения и лечения сыпи нанесите мазь.

Всегда тщательно мойте руки до и после смены подгузника.

Сыпь в области подгузника — распространённая проблема. Как правило, она красная и выпуклая. Спустя несколько дней она исчезнет при купании в тёплой воде, использовании крема под подгузник и при небольшом количестве времени, проведённом без него. Большинство высыпаний возникает из-за чувствительности кожи, она раздражается мокрым подгузником.

Чтобы предотвратить или вылечить сыпь в области подгузника, попробуйте ряд способов:

  1. Почаще меняйте подгузник младенца и как можно быстрее после опорожнения кишечника.
  2. После подмывания нанесите «барьерный» крем. Цинковые кремы предпочтительнее, поскольку образуют барьер от влаги.
  3. Оставьте младенца без подгузника на некоторое время. Это дает коже возможность принять воздушную ванну.

Если сыпь в области подгузника продолжается более 3 дней или, по-видимому, ухудшается, обратитесь к доктору. Сыпь может быть вызвана грибковой инфекцией, требующей медикаментозного лечения.

Одежда

Вы будете переодевать ребёнка много раз за день.

Вот некоторые советы, которые помогут сделать работу приятнее — для крохи и для вас:

  • начните с удобной одежды. Ищите эластичные ткани; широкие горлышки; свободные рукава, манжеты и лодыжки; кнопки, защёлки или молнии на лицевой стороне одежды, а не на спине. Кружево может выглядеть очаровательно на вашей маленькой девочке, но оно может быть колючим или даже запутать пальцы малыша, поэтому сохраните его для особых случаев;
  • прикрепите нагрудник, если кроха регулярно срыгивает. Ведь его гораздо легче заменить, чем одежду.

Уход за пупочной ранкой и обрезанием

Ухаживать за пупочной ранкой очень важно. Специалисты предлагают протирать область спиртом, пока пупочный канатик не засохнет и не отпадёт.

Область пупка младенца нельзя погружать в воду, пока пупочный канатик не упадёт и область не заживёт.

Проконсультируйтесь с доктором, если область пупка покраснеет, чувствуется неприятный запах или появились выделения.

Если мальчику сделано обрезание, сразу после процедуры головку полового члена покрывают марлей, смазанной вазелином, чтобы рана не прилипла к подгузнику. Осторожно протрите головку после смены подгузника чистой тёплой водой, потом нанесите вазелин. Покраснение или раздражение пениса должно зажить через несколько дней, но если усилилось покраснение, припухлость или появились заполненные гноем волдыри, немедленно обратитесь к доктору.

Ногти росли ещё до рождения младенца, поэтому можно сделать маникюр в первую неделю жизни. Проводить эту процедуру следует каждые 2 — 3 дня в первый месяц, пока ногти не затвердеют и не перестанут расти так быстро.

При подстригании держите палец ребёнка, нажимая на кончик пальца вниз и в сторону от ногтя. Мягко отрежьте ногти, следуя естественной кривой ногтя. Следите, чтобы вы не состригли слишком низко и не делали резких движений. Придерживая крошечные пальцы на ногах, подстригайте ногти прямо, не закругляя к краям. Помните, что на ногах ногти медленнее растут и поэтому требуют меньше обслуживания.

Хотя вы почувствуете себя не очень хорошо, постарайтесь не беспокоиться, если пораните ребёнка. Это случается со всеми благонамеренными мамами. Зажмите ранку мягкой чистой тканью без ворса или марлевым тампоном, и кровотечение скоро прекратится.

Основы купания

Вы должны протирать ребёнка мягкой губкой до того, как пупочный канатик отпадет и пупок полностью заживет (1 — 4 недели).

Подготовьте следующие предметы перед купанием ребёнка:

  • чистая мягкая мочалка;
  • мягкое детское мыло и шампунь без запаха;
  • мягкая щётка для массажа кожи головы;
  • полотенце или одеяло;
  • чистый подгузник;
  • свежая одежда.

Обтирание

Для этого выберите плоскую безопасную поверхность в тёплой комнате. Заполните раковину, если она рядом, или чашу тёплой водой. Разденьте ребёнка и оберните его полотенцем. Протирайте глаза младенца чистыми ватными шариками, смоченной в воде. Движения должны быть направлены от внутреннего угла к внешнему.

Для каждого глазика используйте отдельный ватный шарик. Протрите уши и нос малыша влажной тканью. Затем снова промокните ткань и, используя чуть-чуть мыла, осторожно вымойте лицо и вытрите его насухо.

Затем вспените детский шампунь и осторожно вымойте голову малышу. Старайтесь смыть пену как можно тщательнее. Влажной тканью аккуратно протрите тело, особенно обращайте внимание на подмышечные складки, участки вокруг шеи, за ушами и в области гениталий. Затем необходимо высушить кожу, надеть подгузник и одежду.

Когда ваш ребёнок готов принять ванну, первые ванны должны быть кратковременными.

К перечисленным выше принадлежностям добавится младенческая ванна. Ванночка для младенцев — это пластиковая ванна, которая помещается в большой ванне. Это лучший размер для малышей, и купание с ней становится легче.

Удостоверьтесь, что в ванночке вода не более 5 — 7 см глубиной. Разденьте ребёнка в теплой комнате, затем сразу поместите его в воду, чтобы предотвратить озноб. Медленно опустите ребёнка по грудь в ванночку, придерживая одной рукой голову.

Мочалкой вымойте лицо и волосы. Аккуратно массируйте кожу головы кончиками пальцев или мягкой детской щеткой.

Когда вы ополаскиваете шампунь или мыло с головы малыша, положите руку на лоб, чтобы пена потекла по сторонам, и в глаза не попало мыло.

Осторожно вымойте остальную часть тела ребёнка водой.

В течение всего купания постоянно обливайте ребёнка водой, чтобы он не простудился. После купания немедленно оберните кроху полотенцем, удостоверьтесь, что оно закрывает его голову.

Детское полотенце с капюшоном отлично подходят для удержания свежевымытого ребёнка в тепле.

Купая ребёнка, никогда не оставляйте его одного. Если вам нужно покинуть ванную комнату, оберните малыша полотенцем и заберите с собой.

Основы сна

Новорождённый, который, кажется, нуждается в вас каждую минуту дня, фактически спит примерно 16 часов или больше. Новорождённые, как правило, спят в течение 2 — 4 часов. Не ждите, что он будет спать на протяжении всей ночи. Система пищеварения младенцев настолько мала, что им необходимо питание каждые несколько часов, и крохи должны пробуждаться, если их не кормили в течение 4 часов.

Положите ребёнка спать на спинку или на бочок, чтобы снизить риск . Кроме того, удалите из постели все пушистые принадлежности, стёганые одеяла, овчинки, мягкие игрушки и подушки, чтобы удостовериться, что малыш не путается в них и не сможет задохнуться.

Также с целью предотвращения одностороннего уплощения головы не забудьте каждую ночь чередовать положение младенца.

У многих новорождённых дни и ночи «перепутаны». Они, как правило, бодрствуют ночью, а днём больше спят. Один из методов помочь им — свести ночное возбуждение до минимума. Держите свет на низком уровне, используя ночник. Разговаривайте и играйте с крохой на протяжении дня. Когда малыш просыпается днем, постарайтесь, чтобы он не спал ещё немного, разговаривая и играя.

Поощрение новорождённого к обучению

Поскольку родители заботятся о своем новорождённом, он учится распознавать прикосновение, звук голоса и вид лиц.

В первые недели вы можете завести несколько простых, адаптированных к возрасту игрушек, развивающие слух, зрение и тактильные ощущения.

  1. Погремушки.
  2. Детские игрушки.
  3. Музыкальные игрушки.
  4. Небьющиеся кроватные зеркала.

Попробуйте игрушки и мобили с контрастными цветами и узорами. Сильные контрасты (такие, как красный, белый и чёрный), изгибы и симметрия стимулируют развитие зрения ребёнка. Когда зрение улучшается и дети получают больше контроля над своими движениями, они будут всё больше взаимодействовать со своей средой.

Хотя внимание в эти дни, естественно, заключается в сохранении здоровья ребёнка, это становится намного сложнее, если мама не остается здоровой сама. Поэтому сделайте свое здоровье приоритетом в первый месяц после родов. Кратковременный пятнадцатиминутный сон позволит немного обновиться.

Храните запасы легкодоступных, но питательных продуктов, таких, как сырные палочки, яйца вкрутую, йогурт, творог, фрукты и готовые овощи, чтобы вы могли бы часто кушать. Знайте, что ваши потребности в питании будут выше, если вы даёте младенцу грудь.

Кормление

Когда исполнится 1 месяц ребёнку, его нужно кормить как минимум 6 раз в сутки. Старайтесь не слишком строго контролировать время кормления, дайте ребёнку определить, сколько и насколько часто он хочет есть.

Позвольте крохе в 1 месяц спать достаточно, будьте чувствительны к его сигналам.

Даже на этом раннем этапе старайтесь положить малыша в его кроватку, когда он устал, но ещё не спит. Большинство маленьких детей ложатся спать вскоре после кормления, и их «окно сна» может быть очень коротким.

Поведение

Возможно, вы будете наблюдать ранние улыбки, когда исполнится месяц новорождённому. Но вероятнее всего это будет связано с их рефлексами, а не с реакцией. Ближе к шести неделям ребёнок подарит истинную улыбку. У многих детей появляются колики в возрасте 1 месяца жизни.

Двигательные навыки ребёнка в 1 месяц

Ребёнок в 1 месяц будет сильнее, чем новорождённый. Он, возможно, сможет поднять голову на короткое время, когда держится прямо или лежит на животе. Возможно, он даже сможет поворачиваться её из стороны в сторону. Но вам всё ещё нужно будет оказать ему поддержку.

Ваш ребёнок также становится более выразительным и может начать агукать, когда видит родных. Обязательно откликнитесь на его усилия, чтобы поощрять эти коммуникационные навыки.

Как развивать ребёнка в 1 месяц?

  • обеспечьте ребёнку ежедневное выкладывание на животик. Это поможет развить мышцы в области шеи и в верхней части туловища;
  • включайте музыку и старайтесь не фильтровать мир своего ребёнка. Хотя может возникнуть соблазн ходить на цыпочках дома, когда ребёнок спит, это приведёт к тому, что малыш станет чувствительным к шуму окружающей среды. Младенцы, которые приходят в семьи, где уже много маленьких детей, не реагируют на домашний шум и учатся приспосабливаться, потому что они должны это делать.

Все дети уникальны и проходят этапы развития в своем собственном темпе. Рекомендации по развитию просто показывают, что кроха может реализовать. И если не в данный момент, то в самое ближайшее время.

Если у вас есть вопросы или проблемы, попросите врача подсказать возможные решения, которые помогут вам и вашему крохе расти вместе.