Развитие внимания у детей. Особенности развития внимания в детском возрасте

Умения сосредоточить усилием воли сознание на объекте у маленького ребенка нет. Эта способность формируется постепенно. Особенно активно формирование этого умения происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Представим хронологию развития детского внимания.

  • 1. Первые недели - месяцы жизни. Появляется ориентировочный рефлекс - способность сосредоточить сознание на объекте на короткое время. Это объективный, врожденный признак непроизвольного внимания ребенка.
  • 2. Конец первого года жизни. Возникает ориентировочно-исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания.
  • 3. Начало второго года жизни. Обнаруживаются зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, например, направление взора на названный взрослым предмет.
  • 4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошо развиты указанные выше формы произвольного внимания.
  • 5. Четыре с половиной - пять лет. Появляется способность направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
  • 6. Пять-шесть лет. Возникают элементарные формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
  • 7. Школьный возраст. Идет дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания.

Итак, развитие внимания идет по направлению от более простого - непроизвольного, к более сложному - произвольному вниманию.

Произвольное внимание возникает от того, что окружающие ребенка взрослые начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять его внимание, руководить вниманием, подчинять его своей власти. Так, взрослый учит ребенка тем средствам, с помощью которых он будет впоследствии сам управлять своим вниманием. Закономерность развития внимания в онтогенезе заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.

С возрастом произвольное внимание ребенка улучшается, однако развитие непроизвольного (внешне опосредствованного) внимания идет гораздо быстрее. В школьном возрасте наступает перелом в развитии внимания - ребенок учится сам, усилием воли управлять своим вниманием. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания усиливаются от дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию.

Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Л.С. Выготский писал, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит под влиянием двойного ряда стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. Второй ряд - это речь взрослого человека, слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка развитие его внимания сильно зависит от помощи слов-стимулов, которые ему предлагает взрослый.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок учится сам управлять вниманием. Сначала он управляет вниманием других людей, направляя их сознание словом в нужную сторону, а затем - и своим собственным.

Коррекция невнимательности

Жалобы на недостаток внимания и ошибочность действий можно услышать часто. Дело в том, что при длительной и сложной работе организм, чтобы не доводить себя до утомления, как бы отключает сознание от предмета деятельности, переключает внимание на другой объект. Слова, окрики, приказы в данном случае не помогут. Необходимо немного отдохнуть, чтобы удержать внимание, необходима периодическая разрядка, взбадривание внимания, что легко достигается переменой деятельности. Сохраняя общее направление, внимание периодически усиливается и ослабевает. Чередование напряжения и расслабления - обязательное условие устойчивости внимания.

Итак, работе внимания свойственна определенная динамика. Исследования показали, что свойства внимания изменяются в зависимости от фаз работоспособности. Фазы работоспособности представлены на рис. 1.

Рис. 1. I - фаза мобилизации; II - фаза врабатываемости; III - оптимальная работоспособность (фаза компенсации); IV - неустойчивая работоспособность; V - утомление

При любой деятельности сначала происходит постепенное повышение показателей работоспособности, так называемое врабатывание. В этот период внимание очень неустойчиво, велика вероятность ошибочных действий. Затем наступает пик работоспособности; а через некоторое время появляются первые признаки утомления: снижается внимание, возникает двигательное беспокойство, растет число ошибок. Это - внешние признаки; одновременно повышается напряжение некоторых физиологических функций. Этого не видно на глаз; но цена работы - напряжение всех физиологических систем - возрастает. Если в такой момент не уменьшить нагрузки, а продолжать трудиться с той же интенсивностью, работоспособность резко упадет. Эту закономерность изменения работоспособности и внимания необходимо учитывать при планировании своей деятельности в течение дня.

В целом выявлены дневные, недельные, месячные, даже сезонные циклы работоспособности. Установлено, что наибольшая работоспособность, следовательно, наилучший режим работы внимания приходится на утренние часы от 8 до 12 и вечерние между 17 и 19 часами. С 14 до 16 часов - время наибольшего спада работоспособности. Изменение работоспособности в течение недели подчиняется все той же закономерности. Понедельник - врабатывание; вторник, среда - период наиболее высокой и устойчивой работоспособности, а с четверга начинается спад... Самые непродуктивные дни недели - понедельник и четверг. Известный педагог-новатор Шаталов давал своим ученикам в четверг выходной. Итак, четверг - это день утомления, когда значительное волевое усилие и большой интерес могут на некоторое время поддержать работоспособность, но если не дать организму возможности передохнуть, сменить вид деятельности, то следующие два дня работы будут малоэффективными.

Итак, внимание зависит от динамики работоспособности, следовательно, начало рабочего дня, недели и года должно быть по возможности облегченным. Важно помнить, что с наступлением утомления внимание резко ухудшается, как, впрочем, ухудшается работа всех познавательных процессов. Изменения в организме, связанные с утомлением, временны и исчезают при отдыхе или смене деятельности. Человек не может вовсе избежать утомления, но должен стремиться к тому, чтобы отдалить его наступление и самое главное, предупредить возникновение переутомления! Опасность переутомления в том, что оно сказывается на общем состоянии его здоровья. При нем изменения, происходящие в организме, не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности.

Важное значение для функционирования внимания человека, особенно ребенка, имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни человека, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.

Важное условие в борьбе с невнимательностью - соблюдение необходимой продолжительности ночного сна. Так, для младших школьников продолжительность сна должна быть не менее 10 часов, для подростков и взрослых - 7-8 часов. Недосыпание, постепенно накапливаясь, приводит к ухудшению внимания, памяти, работоспособности. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне.

Еще одной важной причиной невнимательности является неумение слушать. Многим мешают слушать плохие привычки:

  • 1. Наш ум не хочет ждать. Наши мысли бегут в 4-10 раз быстрее, чем речь большинства людей. И вот пока мы ждем, когда будут произнесены слова, наш мозг то отключается от того, что говорится, то опять включается. В результате в нем оседает лишь несколько слов, и мы теряем смысл сказанного.
  • 2. Нам кажется, что это мы уже знаем, поэтому мы перестаем слушать.
  • 3. Мы смотрим, а не слушаем: сколько раз вы не улавливали имени нового знакомого только потому, что ваши мысли были заняты его внешним видом или манерами.
  • 4. Мы слушаем, будучи все время занятыми; мы пытаемся слушать, распределяя свое внимание между газетой, радио или телевизором, а это не у всех получается.
  • 5. Мы не вдумываемся в смысл сказанного, отвлекаемся на слова, игнорируя мысли.
  • 6. Наши эмоции оглушают нас: когда кто-либо пытается высказывать мнение, противоположное тому, которое мы считаем единственно верным, мы бессознательно чувствуем, что слушать рискованно, ведь мы можем услышать нечто такое, что заставит нас усомниться в справедливости собственной точки зрения. Мы перестаем воспринимать говорящего и начинаем мысленно планировать свой ответ.

Т. Рибо доказывал в своей теории эмоций, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особо тесную связь Рибо видел между эмоциями и произвольным вниманием. Действительно, эмоции регулируют внимание и деятельность. Устойчивость внимания и эффективность деятельности зависят от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментально получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Установленная им зависимость показывает, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, "колоколообразная" зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения.

Для каждого человека имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабое эмоциональное возбуждение не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильное разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

Многие жалуются на невнимательность при работе с текстом. При работе с текстом у человека может наступить привыкание к материалу, следовательно, мы не читаем, а узнаем текст, значит, пропускаем ошибки. Особые приемы, снимающие напряжение внимания и ошибочность, применяются в различных видах проверки текстов в учебной и профессиональной деятельности.

  • 1. Многократное чтение работы без перерыва с целью проверки приводит к пропуску значительного количества ошибок, когда мы не столько прочитываем, сколько узнаем. Возрастание перерывов между проверками текста работы уменьшает привыкание к тексту.
  • 2. Новое графическое предъявление (изменение шрифта, цвета печати, переписка другим почерком и т.п.) снимает привыкание к тексту, и мы начинаем видеть ошибки, которые до этого пропускали.
  • 3. Невозможно одновременно контролировать различные стороны текста (проверять грамматические, стилистические, смысловые ошибки). При проверке необходимо читать несколько раз, каждый раз определяя себе новую задачу. Одно чтение - одна задача.
  • 4. Высокое качество проверки достигается при его контроле двумя-тремя различными людьми, например, автором, редактором, рецензентом. Экспериментально доказано, что одно независимое чтение текста двумя людьми эффективнее трех или четырех чтений этого текста одним человеком.
  • 5. Полезно в работе повторение инструкции, проговаривание вслух своих действий.

«Какая ты невнимательная!», «Ты все время витаешь в облаках», «О чём ты только думаешь?!»

Как часто мы говорим подобное своим детям! Нам кажется, что дети не умеют концентрировать внимание, мы считаем их рассеянными. Но давайте подумаем и ещё раз проговорим свои упреки, но уже мысленно. Ну как? Ответ очевиден? Конечно! Получается, что ребёнок сосредоточен, только его внимание направлено на более значимые для него (а не для вас) вещи.

Внимание бывает разным

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.

Внешнее внимание обращено на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Такое внимание можно наблюдать у ребенка с самого рождения: поворот головы в сторону звука, фокусирование взгляда на лице мамы.

” У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот момент мы и принимаем за рассеянность.

Три вида внимания

Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка, направленных на его возникновение и сохранение. Все яркое, шумное вызывает интерес, но не долог: и как только объект становится обычным, непроизвольное внимание утрачивается.

Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим интересным занятием. Психологи считают: чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.

Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное . Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.

Свойства внимания

Также внимание дошкольника обладает следующими свойствами: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как в четыре-пять лет), а три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Объем внимания сужается, если ребенок видит предметы впервые. При этом яркий внешний вид или размер объектов в возрасте 6 лет становятся менее важны, чем в 3-4 года.

Устойчивость показывает, как долго ребенок может сосредотачиваться на объекте или выполняемой деятельности. Считается, что к 5-6 годам дети могут удерживать внимание до 2 часов, в зависимости от вида деятельности - игра или же монотонное, скучное занятие.

Концентрация внимания показывает, насколько интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, способен ли он сопротивляться отвлекающим моментам.

” Чаще всего концентрация у дошкольников невелика, и очень важно ее развить. Для этого существуют специальные упражнения. Вот одно из них. Попробуйте вместе с ребенком разучить стихотворение. При этом первое четверостишие учите при очень слабом звуке телевизора или радио, заучивая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие заучивайте при достаточно громком звуке.

Избирательность внимания позволяет ребенку сосредоточиться на определенной части объекта, что помогает ему успешно решить задачу.

Распределение означает возможность уделять равнозначное внимание нескольким объектам, выполнять несколько различных действий без ошибок.

Переключаемость внимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно иной, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным.

Обычно в дошкольном возрасте распределение и переключаемость недостаточно развиты, поэтому следует делать на них акцент во время занятий с ребёнком. При этом следует учитывать личностные особенности малыша и не требовать от него невозможного.

Важно, чтобы ребенок расширял возможности своего внимания, не испытывая при этом большого нервного напряжения, тогда любопытство, жажда познания и живость мышления очень помогут ему в дальнейшей школьной жизни.

"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает растущего ребенка и дома, и в детском саду, и даже во время прогулок на улице.

"Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!" - шутит бабушка, наблюдая, как ложка в руке внука, уставившегося в экран телевизора, замерла на полпути от конечной цели.

"Почему у тебя кофточка перекосилась? Да ты верхнюю пуговицу застегнула на нижнюю петельку! Что же ты такая рассеянная сегодня?" - недоумевает воспитательница, поправляя одежду на девочке.

"Давай пока уберем игрушку в сумку, а то она тебя очень отвлекает, и ты совсем не смотришь на дорогу", - предлагает мама сыну при переходе улицы.

Сколько подобных высказываний ежедневно адресуется ребенку со стороны взрослых!

На первый взгляд это поучения-нравоучения. Взрослый считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения взрослого, а на то, что значимо для него самого.

Ребенок заинтересован не ложкой с кашей, а тем, что происходит на экране телевизора. Пуговицы кофточки застегнулись по диагонали, потому что во время одевания ее хозяйка была увлечена разговором с соседкой о новых куклах. Любимая игрушка в руках ребенка намного для него привлекательней, чем ситуация на дороге, тем более что рядом мама, которая этой ситуацией может управлять.

Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.

Выделяют внешнее внимание , обращенное на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Проявление этого вида направленности и сосредоточенности психики можно замечать уже у младенца. Поисковые движения глаз, поворот головки в сторону источника света, запаха или звука, замирание - подобные поведенческие реакции позволяют выделить объекты, заинтересовавшие малыша, а также фиксировать проявление его внимания.

У дошкольника можно наблюдать и проявление внутреннего внимания , которое направлено на его собственные мысли и переживания. Самым ярким примером этого является ситуация, когда ребенок, забросив все дела, замирает с отрешенным взглядом. Не стоит принимать подобную отрешенность за рассеянность. Наоборот, это кульминация внутреннего внимания. Что стало его объектом, об этом знает только сам ребенок, ушедший в мир своих мыслей, фантазий, переживаний.

Сосредоточенность и направленность психики может возникнуть в ответ на какой-либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель без каких-либо усилий со стороны человека. Такое внимание называют непроизвольным. Оно появляется вместе с вопросом: "Что это такое?", который возникает, когда мы сталкиваемся с чем-то новым, необычным. Для ребенка пяти - семи лет такой вопрос очень актуален. "Обыкновенные чудеса" поджидают дошкольника в самых разных ситуациях и в самое разное время.

Представим, например, что во время занятия в детском саду из-за двери раздадутся громкие звуки, или на соседнем столике появится яркая игрушка, или начнет двигаться машинка на дистанционном управлении, которой исподтишка руководит увлеченный отнюдь не занятием сверстник. Можно быть почти стопроцентно уверенным в том, что детишки непроизвольно направят свою психическую активность на эти события и, конечно же, отвлекутся от темы занятия.

Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть.

Опытный воспитатель обязательно справится с ситуацией, вызвавшей непроизвольное внимание детей, используя его же механизм. Чтобы вернуть ребят на занятие, взрослый введет в его ход какой-то новый, необычный элемент. Например, в гости к детям в тот момент, когда они отвлеклись на постороннее событие, придет какой-то сказочный персонаж, инсценированный воспитателем, или "почтальон" принесет важное послание. Непроизвольное внимание детей вновь сработает. При этом его объектом станет занятие.

На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. Вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо, называется произвольным . В этом случае постановка и достижение цели требуют затрат физической энергии, которую дают эмоции и воля. Ребенок, проявляя произвольное внимание, расходует не только свое время, но и часть своей энергии. Вот почему важно благодарить ребенка за проявление произвольного внимания.

Например, в воскресный день младшая сестренка смотрит в гостиной мультфильмы, а ее старший шестилетний брат, плотно закрыв дверь детской комнаты, доделывает аппликацию, которую нужно завтра принести на занятия в детский сад. Ему тоже хочется посмотреть мультфильмы, но важно закончить поделку. Собрав в кулак эмоции и волю, мальчик мужественно направляет свою активность на аппликацию. Мудрые взрослые обязательно отметят его целеустремленность добрым словом.

Как развивается произвольное внимание? Средства, с помощью которых ребенок начинает управлять своим вниманием, он получает в процессе взаимодействия с взрослыми. Родители, воспитатели включают ребенка в такие новые виды деятельности, как игры по правилам, конструирование и т. п. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Например, взрослый сопровождает ребенка при постройке города из деталей конструктора, приговаривая: "Когда начинаешь строить домик, для фундамента выбирай самые большие детали. Так, правильно. А где теперь самая большая? Поищи!"

Позднее ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Так он овладевает одним из главных средств управления вниманием - умением словесно сформулировать то, на что он будет ориентироваться. На протяжении дошкольного возраста использование ребенком речи для организации собственного внимания резко возрастает. Выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Часто бывает так, что занятия, которые вначале требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, становятся затем интересными и увлекают ребенка. Произвольное внимание при этом переходит в послепроизвольное, в котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным - отсутствием усилий для его сохранения.

Работая над аппликацией, мальчик незаметно для себя так увлекся, что перестал прислушиваться к звукам телевизора, доносившимся из гостиной. Его внимание целиком захватил сюжет возникающей в его руках картинки. "Вот это да! Здорово у тебя получается!" - восхищенная реплика сестренки застала его врасплох и очень удивила. Оказывается, мультфильмы закончились, а он и не заметил за интересным занятием, что прошло уже много времени.

Таким образом, хотя в дошкольном возрасте преобладающим остается непроизвольное внимание, к пяти-шести годам можно наблюдать развитие произвольного и послепроизвольного внимания.

В старшем дошкольном возрасте развиваются и свойства внимания .

Объем внимания - это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью.

Чтобы определить объем внимания ребенка, можно провести такую игру. Разложите на столе 10-15 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребенок сможет назвать?

Доказано, что в среднем взрослый человек сосредоточивает свое внимание не более чем на семи объектах. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как это было в четыре-пять лет), а даже три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых ему предметов или же предметов, которые близко расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади. Например, если ребенку предъявляется две сходные картинки, то происходит "спутывание" воспринимаемых объектов.

К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется и круг предметов, которые привлекают внимание детей Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте - внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать иное. Его все больше интересует сам человек, его деятельность, а не столько внешне яркие, необычные предметы. В облике человека, его поведении, одежде ребенок замечает детали.

Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.

Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 - 50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог В. С. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

В исследовании Т. В. Петуховой дошкольникам давалось малопривлекательное задание: им нужно было разложить обрывки цветной бумаги в коробочки разного цвета. Отмечалась длительность такой деятельности и продолжительность отвлечения от нее. Оказалось, что дети пяти с половиной - шести с половиной лет примерно в четыре раза дольше могут заниматься малоинтересным для них делом и почти в пять раз реже отвлекаются на посторонние объекты по сравнению с детьми двух с половиной - трех с половиной лет. Старшие дошкольники способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа).

При организации обучения детей шести лет важно учитывать следующие особенности устойчивости внимания . Установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Оптимально, если урок у шестилетних детей длится 35 минут, а перемены - не менее 20 минут. В неделю у шестилетних детей может быть не более 20 уроков. Из них 8 уроков отводится на предметы эстетического и трудового цикла. Специалисты выявили, что в условиях шестидневной учебной недели наивысшая работоспособность у шестилеток во вторник и среду. В эти дни целесообразно проводить по четыре урока, а в остальные дни - по три. В середине недели или в ее конце рекомендуется "облегченный день": один урок (занятие), требующий большого напряжения внимания, два других - полегче (музыка и пение, ознакомление с окружающим миром, физкультура, изобразительное искусство). Четверг можно сделать вообще свободным от занятий, посвятив его играм, спортивным развлечениям.

Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать.

Например, на развитие концентрации внимания направлено такое упражнение. Попробуйте вместе с ребенком разучить какое-нибудь стихотворение при включенном радио или телевизоре. Первое четверостишие учите при очень слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие разучивайте при достаточно громком звуке.

Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.

Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки.

Для тренировки переключения и распределения внимания можно использовать такое упражнение. Ребенку предлагается лист со строчками, состоящими из разных фигур, которые расположены вперемежку: круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и т. п. Дается задание: одну фигуру (например, круг) зачеркивать вертикальной чертой, а другую фигуру (например, треугольник) подчеркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать.

Внимание - одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям. Здорово, если ребенок поймет это уже в детстве.

Внимание детей, особенно младшего дошкольного возраста, в целом невольная, т.е. возникает без осознания ее цели. Дошкольники руководствуются интересами, которые быстро меняются, их внимание зависит от ощущения с удовольствия или неудовольствия, объекта сосредоточения, в значительной мере обуславливается интересом, имеет заметные признаки декабряи.

Непроизвольное внимание - вид внимания, который возникает независимо от сознательного намерения человека и заключается в непринужденном. ЕЕ сосредоточении на определенном реальном или идеальном объекте

Этот вид внимания не имеет в своей основе волевого фактора частности, это заметно в детской поведении: внимание детей привлекают объекты"которые появляются внезапно, меняют свою интенсивность или являются необычными по а определенных обстоятельствах. Внимание ребенка отражает ее интересы к предметам, которые его окружают, и действий, с ними выполняются. Она сосредоточена, пока не погаснет интерес. Появление в ее поле зрения нового предмета пер еключае внимание на него. Поэтому младшие дошкольники редко длительное время занимаются одним и тем же деломою справою.

В дошкольном возрасте непроизвольное внимание постоянно развивается и совершенствуется. На ранних стадиях развития внимание ребенка зависит от новизны, силы и других специфических раздражителей, позже - от раздражитель ков, имеющих сигнальное значение вследствие их связи с удовлетворением потребностей ребенка, а также с обстоятельствами, которые обусловливают яркие, эмоциональные переживанияя.

Появление в дошкольном детстве новых интересов, участие в новых видах деятельности побуждают ребенка сосредотачиваться на все новых сторонах действительности. У дошкольника повышается способность долго заниматься пе. Евно делом, предметом: он может часами играть в интересную для него игру, рисовать, конструироватьи.

Со временем непроизвольное внимание дошкольников достигает высокого уровня развития. Решающее значение в этом имеет организация учебно-воспитательной работы. Знакомя дошкольника с окружающей действительностью, побуждая и его активно отражать ее в своих играх, занятиях, изобразительной деятельности, воспитатель стимулирует интерес к новым предметам и явлениям, непроизвольное сосредоточение на них вниманияги.

Основную роль в дошкольном возрасте играет непроизвольное внимание, обусловлена??заинтересованностью ребенка в том, на чем ей необходимо сосредоточиться. Поэтому воспитатель, знакомя детей с тем, что их окружает, должен подбирать интересные объекты для наблюдения, организовывать увлекательные игры, занятия с дидактическим материалом, возбуждать непроизвольное внимание, добиваясь благодаря этому должного усвоения знаний и уменийь.

Произвольное внимание ребенка дошкольного возраста и условия ее формирования

Основное достижение в развитии внимания в дошкольном возрасте заключается в зарождении ее нового вида - произвольного внимания, связанной с сознательно поставленной целью, волевым усилием. Это особенно заметно в дидактических них играх, когда ребенку приходится сознательно сосредоточиваться в процессе игры, изготовление игрушек, во время выполнения поручения воспитателямя.

. Произвольное внимание - вид внимания, который возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий

4-5-летние дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять ее и удерживать на определенных предметах, явлениях, применяя при этом определенные способы

Возникновение произвольного внимания - важное новообразование в психике ребенка, находящегося за ее личностью. Основным из них является взаимодействие ребенка со взрослым, который привлекает ее к новым видам деятельности, спрям язык и организует детскую внимание. Благодаря этому ребенок приобретает способность самостоятельно управлять своим вниманиемою.

Эту особенность формирования произвольного внимания охарактеризовал. Л. Выготский. По его словам, каждый человек в своем развитии благодаря общению с другими людьми овладевает способами организации собственной внимание ги. Первые этапы этого процесса наблюдаются в старшем дошкольном виціці.

Л. Выготский описал их на основе наблюдений за игрой детей, которым предложили угадать, в которых чашках, расставленных перед ними, находятся орехи. Одинаковые по размеру и форме чашки были накрыты т темно-серыми картонками (в них находились орехи) и светло-серыми. Дети, угадав чашку с орехом, брали его себе, а ошибившись -"платили штраф"При этом действовали методом проб и ошибок, не фиксирую или, что орехи они находили только в чашках с темно-серыми крышками. После нескольких безуспешных попыток огорчались, даже отказывались играть, потому что им казалось, что орех"переходит"из чашки в чашку. Когда взрослый положил орех в чашку в присутствии ребенка, указав на темный цвет ее крышки, следующим движением - на серую крышку, которой была закрыта пустая чашка, этого оказалось достаточно, чтобы она заф иксувала нужный признак и руководствовалась ее в своих будущих действиенею у своїх майбутніх діях.

Указательный жест является вспомогательным средством организации произвольного внимания, а решающим, универсальным е речи. Сначала взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний; напоминают о не бхиднисть выполнять. ДЕЙСТВИЕ, учитывать ее обстоятельства (составление пирамидки и т.д.). Позже ребенок начинает самостоятельно словесно обозначать предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы достичь резу льтаты. Со временем роль речи в организации внимания детей растет. Например, действуя по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста говорят ее в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Н а ранних этапах взрослый с помощью словесных инструкций организует внимание ребенка на будущей деятельности, потом она сама использует приемы, которые применял взрослый доступные для детей ста ршого дошкольного возраста приемы организации внимания - группировка дидактического материала, планирование своих действий вслух, проговаривание инструкций взрослого тощо тощо.

С развитием планирующей функции речи ребенок приобретает способность предварительно организовывать свое внимание на деятельности, что должно произойти, формулировать словесно факторы, на которые должна ориентироваться. Зна ачення словесной самоинструкция для организации внимания раскрывается на таком примере. Дошкольникам предложили с 10-ти картинок, на которых изображены животные, отобрать определенные картинки, но не брать те, где изображен, например, медведь. Картинки дети отбирали несколько раз подряд. Сначала им не помогали никакими советами по способу действия, поэтому они часто ошибались. Однако после предложений повторения рыть вслух инструкцию (внимательно рассмотреть изображение на картинках, вспомнить, какие из них можно брата, - нет) дети начали действовать безошибочно, даже решая сложные задачи (включение в условие ка ртинок с новыми животными). При этом они активно использовали речь для организации своего внимания. Этот пример дает основания для выводов о возрастании роли речи в развитии произвольного внимания, р егулюванни поведения дошкольникальників.

Уровень развития внимания характеризует не только направленность интересов, но и личностные, волевые качества человека. Если непроизвольное внимание зависит от внешних объектов, то произвольная - от самой личности к орослого или ребенка:"мне нужно быть внимательным, и, несмотря на все, я заставляю себя быть таким"Ребенку это дается не всегда легко, ей сложно внимательно действовать в непривычной обстановке, при наличии многих различных анитних раздражителей, например яркого раздаточного материала на занятии. Она работает лучше отсутствия сильных раздражителей, когда на ее рабочем месте нет ничего зайвогічого зайвого.

Долгое время удерживать на должном уровне произвольное внимание дети также не могут, поскольку это требует волевых усилий, порождает усталость. Однако когда они увлекаются определенной деятельностью, видят ее цель, ува ага становится непринужденным, напряжение снижается, работа дается легко, а усталость почти не ощущается. Это свидетельствует, что устойчивость произвольного внимания зависит от интереса к деятельности, которой занимается ребенокна.

Формирование произвольного внимания дошкольника зависит и от характера деятельности: однообразие ослабляет ее, многообразие усиливает. Это обусловлено особенностями его нервной системы - преобладанием подниму ения над торможением. Постоянные изменения деятельности обеспечивают отдых и накопления новых сил, способность детей непрерывно действовать. Изменяя деятельность ребенка, писал. К. Ушинский, педагог побуждает ее выполнить значительно больший объем работы и не чувствовать усталости, чем направляя ее деятельность в одном направлении. Ребенок, заставили идти, прыгать, стоять или сидеть очень быстро устанет. Однако она может все день неутомимо безобразничать, играть, изменяя эти виды деятельности. Подобное происходит и в процессе обученияавчання.

Овладение произвольным вниманием является важным достоянием дошкольников, однако непроизвольное внимание остается основной для них на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и мало оприваб-Ливий для них деятельности, хотя они долго могут быть внимательными при решении эмоционально насыщенного продуктивного задачи. СЗ учитывая эту особенность их внимания дошкольное обучение не может выстраиваться на задачах, требующих постоянного напряжения произвольного внимания, а должно охватывать элементы игры, продуктивные виды и формы действовали льности, часто меняться. Благодаря этому оно поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровнеі.

В старшем дошкольном возрасте дети приобретают способность удерживать внимание на интеллектуально значимых для них действиях (игры-головоломки, загадки, задачи учебного типа)

Формирование непроизвольного внимания является важнейшим условием подготовки ребенка к школе

Развитие произвольного внимания у дошкольников

Развитие детского внимания – эторазвитие организованности ребенка, начинающееся в раннем возрасте при первомсоциальном контакте с окружающими его людьми. Приспосабливаясь к данной среде, ребенокформирует и развивает социальное поведение личности. В течение первых месяцевжизни присутствует только непроизвольное внимание, поскольку оно являетсяврожденным. Дети реагируют лишь на внешние воздействующие факторы. Реакция происходит,когда резко сменяются раздражители (изменение температуры, внезапный громкийзвук и т.д.)

В возрасте пяти-семи месяцев ребенок уже рассматривает какой-либопредмет в течение достаточно длительного промежутка времени и изучает его на ощупь. Особенно это применимо к ярким предметам.

На первом–втором году жизни у ребенка возникает ориентировочно-исследовательскаядеятельность, что в будущем служит для него средством развития произвольноговнимания.

Люди,входящие в окружение маленького человечка, сами направляют его внимание ируководят им посредством определенных стимулов. Таким способом взрослые наделяютребенка теми инструментами, которые впоследствии помогают ему овладевать своимвниманием, что начинает происходить в период освоения речи. Малыш сначала управляетвниманием других людей, а потом и своим тоже.

В возрасте четырех с половиной-пяти лет дети направляютсвое внимание под воздействием установоквзрослых. Проявлять внимание под влиянием самоинструкции они начинают уже впять-шесть лет.

У дошкольников внимание достаточно неустойчиво. Оно носит скорееэмоциональный характер, поскольку дети еще плохо владеют своими чувствами. Современем путем волевых усилий и упражнений ребенок самостоятельно управляетсвоим вниманием.

Игра, выступаяв роли основного вида деятельности, занимает главное место в развитии вниманияу дошкольников. Игровые занятия развивают интенсивность внимания, его концентрированность и устойчивость.Исследования психологов показали, что время игры у шестилетнего ребенка намногопродолжительнее, чем у трехлетнего. Оно может достигать часа, а в некоторыхслучаях даже больше.

Произвольноевнимание у детей формируется путем приучения их к новым видам деятельности. Устойчивостьвнимания начинает увеличиваться после трехлетнего возраста и к шести годам характеризуетсяотносительно высоким уровнем. Это один из главных показателей «готовности кучебе».

Развитие произвольного внимания у школьников

В школьном возрасте различие между произвольным инепроизвольным детским вниманием становится все более ощутимым. Свое развитие произвольноевнимание получает в процессе воспитания и обучения. Большое значение имеетформирование интересов ребенка и приучение его к систематизации труда. Особаяроль отведена школе, где ребенок формирует усидчивость, способностьконтролировать поведение, приучается к дисциплине.

Произвольноевнимание у школьников проходит через несколько стадий.

Впервых классах у детей преобладает в большей степени еще все-таки непроизвольноевнимание. Они не умеют полностью контролировать свое поведение. К старшим же классампроизвольное внимание достигает высокогоуровня. Дети уже продолжительное время занимаются определенной деятельностью, контролируютсвое поведение. Кроме того, в связи с расширением круга интересов и приучением ксистематическому труду, детское произвольное внимание продолжает активно развиваться.Объем, концентрация и устойчивость внимания увеличивается тогда, когда увеличиваетсятемп роста умственного развития детей (к 10-12 годам).

Периоды в образовании произвольного внимания

В образовании произвольноговнимания выделяют 3 периода:

  1. Влияние воспитателя имеетраспространение только на простейшие чувства ребенка, к которым можно отнести: врожденнуюлюбознательность, чувство страха, эгоистические стремления и пр.
  2. Внимание поддерживаютчувства вторичного образования: самолюбие, чувство долга, соревнования и пр.
  3. Внимание поддерживаетсяпривычкой. Человек, который воспитаниюне поддается, никогда не дорастет до третьего периода. Произвольное внимание утаких людей – явление редкое и прерывистое. Стать привычным оно не может.

Что способствует развитию внимания

Развитию произвольногодетского внимания способствуют:

  • ясная постановка задач и создание четкого представления орезультате, к которому стоит стремиться;
  • развитие наблюдательности;
  • воспитание в ребенке ответственного отношения к учебе и к качествувыполняемой работы;
  • систематическое повышение объема, продолжительности и сложностиучебных занятий;
  • трудность занятий должна быть соизмерима с возможностями ребенка;
  • воспитание в ребенке серьезных устойчивых интересов.

Развитие произвольногодетского внимания тесно связано с развитием полноценной интеллектуальной ипознавательной деятельности ребенка, его мотивацией и волей. Развиваются эти качествав течение долгих лет. Это требует много усилий и терпения.

Качественные иколичественные показатели внимания помогают увеличить специальные занятия и упражнения.Лучше всего они осваиваются в форме игры. Проводить их стоит не только в специальноотведенное для того время, но и например, во время выполнения домашних дел иливо время пешей прогулки. При этом взрослые должны быть заинтересованы в успехахи достижениях ребенка, иначе никакого результата достичь не получится. При выполнениитребуемых условий у ребенка появляется способность все чаще работать безотвлечений, его внимание становится привычным, возникает сразу и без усилий.Вместе с этим ребенок формирует общую способность удерживать внимание на том,что требуется, то есть развивается внимательность.

Что еще влияет на качество произвольного внимания?

На качественные характеристикивнимания воздействуют также и физиологические изменения в детском организме. В13-15 лет дети быстро утомляются и часто раздражаются, что, естественно,приводит к снижению качества внимания. Причиной плохого внимания может стать иухудшение здоровья, плохое питание или недостаток сна.

Благоприятное воздействие на развитиепроизвольного внимания оказывают регулярные спортивные занятия. Помимо того,что физическая нагрузка укрепляет иммунитет, она еще и способствует выработкеумения сосредотачиваться.

Свойствавнимания поддаются развитию и это обязательно нужно делать. Главная роль,несомненно, принадлежит нам - взрослым, находящимся в окружении детей. Ну ивсегда помните о том, что каждый ребенок индивидуален. У каждого процессразвития произвольного внимания протекает по-своему, что требует сугубо индивидуальногоподхода.

Раститездоровыми и внимательными!