Развивающие занятия для детей 1 до 3. Чем заниматься с годовалым ребенком. Инсценирование с помощью игрушек

Предлагаем маленькую шпаргалку для родителей – развивающие занятия и игры для детей от 1 до 2 лет в которые можно играть дома.

Вот оно, радостное событие – малышу исполнился один год! И пусть карапуз еще не говорит, но он уже самостоятельно ходит. Да что там ходит – бегает! Норовит залезть во все шкафы, ящики стола, перевернув вверх дном их содержимое, погреметь посудой, и чем громче, тем лучше; стянуть скатерть, наблюдая, как она скатывается со стола вместе с телефоном, вазой, чашкой и тарелкой. А как можно не нырнуть в такой заманчиво-блестящий барабан стиральной машинки или не всунуть палец в дырочку розетки?! Время, когда ребенку от одного до двух лет, – самое хлопотное для родителей.

Игры с куклами или машинками для таких крох еще непонятны и неинтересны – они скорее оторвут игрушкам руки-ноги, волосы или колесики, чем будут играть. Бумажные книжки и альбомы малыши скомкают и порвут – это вполне нормально и предсказуемо. Карандаши, краски и фломастеры, скорее всего, будут отправлены в рот, точно так же, как и мелки, а мягкие игрушки обслюнявлены. И как бы ни уставали родители все это убирать – так и должно быть.

В то же время этот возраст – период становления и укрепления координации движений малышей, первых навыков самостоятельного анализа и оценки окружающего мира. Только игры и занятия для этого нужно подобрать соответствующие. Предлагаем маленькую шпаргалку для родителей – развивающие занятия и игры, которыми можно увлечь малыша.

Тематический материал:

Координация, логика и мелкая моторика

Детей привлекают цветные передвигающиеся предметы разной формы и объема – шарообразные, квадратные, треугольные: шарики, кубики, кастрюльки. Из них получаются хорошие развивающие игрушки.

Шарики

Насыпьте в картонную коробку с невысокими бортиками разные шарики (пластиковые, резиновые, вязаные, главное, чтобы они не помещались в рот ребенка). Поставьте её перед малышом. Пусть он сначала покатает их в коробке (для детей важно ощутить предмет руками – это познание мира через тактильный контакт). Затем переверните коробку, рассыпьте шарики по полу и призовите кроху собрать их. Для карапуза, которому еще не исполнилось два года, такого занятия хватит надолго. С каждым днем можно усложнять игру, стимулируя кроху положить в коробку шарик одного цвета, затем другого (каждый раз проговаривайте, какого именно цвета предмет). Потом можно добавить понятия «больший», «меньший». Из одной игры может получиться целый комплекс упражнений. Эти занятия развивают логическое мышление, способность различать цвета, объем, моторику пальчиков и движения кистей.

Пирамиды и кубики

Кубиками и пирамидки (следует выбирать те, что с крупными элементами из мягкого пластика и с большими отверстиями для нанизывания на основу) интересны тем, что из них собираются высокие башни, дороги, дома. Сначала можно хаотично нанизывать их на палочку-основу, затем стимулировать детей делать это в правильном порядке. Потом называть форму предмета и его цв. Как пример: «Желтый круг ставим вниз, на него устанавливаем оранжевый овал» и дальше по аналогии. Либо «Сделаем первый этаж из красного квадрата, второй – из голубого прямоугольника, а крышу – из зеленого треугольника». Подобные занятия будут интересны не только малышам от года. Разные пирамидки, особенно если их составные части состоят из нескольких легко смыкающихся элементов, – полезны и занимательны для детей четырех, а то и пяти лет.

Матрёшка

Варианты пирамидки (обратного порядка) – матрёшки, стаканчики и даже кастрюли. Их нужно ставить один в другой: меньший в больший. Любимое занятие детей – вынимать предметы и куда-то их вставлять. Так они познают объём, сопоставляя формы и размеры.

Тематический материал:

Счёты

Деревянные счеты – с яркими шариками (фото 2), которые нужно передвинуть, чтобы заполнить обратную сторону спицы; равномерно (зеркально) установить камушки на одной и другой стороне, разделив их пополам. Сделать верхний ряд длиннее, чем нижний… Такие игры стимулируют мелкую моторику ручек, логику малышей. Они подходят как для дома, так и для прогулки (на детской площадке, как правило, под горкой, установлены большие счеты).

Навыки, умения, сопоставления

Детей одного-двух лет также заинтересуют игры на ориентацию в пространстве и преодоление препятствий. Их лучше проводить на первых порах дома. Это сложные, но очень увлекательные и интересные занятия. Рассмотрим некоторые из них.

«Тропинка»

Делаем дорогу из двух рядов поставленных друг на друга или рядом книг, кубиков, кассет, шнуров – всего, что найдете дома. Сначала сами выставляем предметы, затем – с детьми, обучая малышей ходить между ними (не касаясь «обочины») по прямой дороге, затем усложняем её изгибами, поворотами.

Следующий этап – установка препятствия на дороге (положим, например, на дорожку карандаш или кассету), через которое нужно переступить, ближе к двум годам интереснее будет его перепрыгнуть. Тропа может быть любой длины и ширины (сужающаяся, расширяющаяся). По ней можно пройти, проползти самому или вместе с игрушкой. Для мальчиков интереснее пройтись по дорожке, катая машинку, ведя ослика на веревочке… Малышей порой так увлекают вариативные занятия на ориентацию, что они рады заниматься ими полдня.

«Мостик»

Расстилаем на полу в детской или общей комнате узкое полотенце или кладем доску (тщательно отшлифованную, а лучше – обернутую мягкой тканью). На одном её конце малыш, на другом – игрушка. Задача крохи – пройти по мостику не оступившись. Такое развивающие занятие для детей от 1 года можно дополнить фантазийной составляющей, например, сказкой о том, что под мостиком – бушующее море, зыбучий песок, и нужно быстро и аккуратно пробежаться по единственно возможному пути, чтобы и самому не утонуть, и игрушку спасти. От такой игры будет двойная польза – навыки координации плюс развитие воображения.

«Гостевой домик»

Это игра с разными по форме фигурками, которые нужно точно вложить в прорезь крыши домика, шара, деревянного либо пластикового куба. Найдет ребёнок правильную форму – фигурка войдет в необходимый паз. Если для малышей первого года жизни это довольно сложные игры, и они стараются побыстрее снять крышку «домика», чтобы запихнуть туда непослушную игрушку (что тоже хорошо – приобретаются навыки анализа и оценки ситуации, и кроха понимает, что препятствие можно обойти), то при достижении двух лет им интереснее точно вставить объемную фигуру в соответствующий паз.

«Репейник»

Это самодельные либо покупные конструкторы с липкими элементами, которые следует либо вставить к соответствующую ячейку, либо слепить из них какую-то простейшую фигурку (например, цветочек, шарик, солнышко). Развивающий эффект можно усилить дополнительным «препятствием» – застежкой (как на данной картинке). Вставил горошинки в стручок – закрыл их. Хочешь достать – открой. Очень полезное занятие.

«Стучалки-гремелки»

Самые популярные игрушки у детворы! Это шумное занятие можно направить в полезное русло – дайте малышу в руки барабанные палочки и большую поверхность для того, чтобы он от души настучался (вместо мягкого барабана можно взять обычную кастрюлю, главное, чтобы родителей не утомлял громкий звук). Затем предложите ребёнку той же палочкой попасть в меньший по размерам музыкальный инструмент. Карапуз будет вынужден сфокусироваться на другой форме предмета, сопоставить размеры палочки и гремящей (музыкальной) поверхности. А в двухлетнем возрасте сделать это непросто! Так что даже шумовые игры приносят пользу.

И это только несколько примеров. А еще кроха может: играть в воде, перебирая в руках камушки, в песке – лепя первые куличики, запускать маленькие ручки в разноцветную крупу, поставленную перед ним в мисочках. Все это развивающие игры, которые подойдут детям от 1 до 2 лет. И чем разнообразнее материал, из которого изготовлены игрушки, и их форма – тем больше польза. Главное, чтобы родители были рядом, оберегая играющих малышей, а не запрещая им исследовать мир. Деткам нужно всё потрогать, везде заглянуть. Трогайте и заглядывайте вместе с ними – тогда запретный плод утратит свою привлекательность, и крохе уже не захочется тыкать пальчиком в розетку и грызть провода. А его развитие будет протекать плавно и поэтапно – в соответствии с возрастом.

Кажется, что только недавно вы держали на руках крошечный комочек. И вот уже ваш малыш празднует свой первый день рождения. Теперь он нуждается в увлекательных развлечениях. Хотите провести совместный день весело и с пользой? Узнайте все про занятия с ребенком 1 года.

Играем в строителей

Обязательно порадуйте своего малыша новым конструктором. Это отличный вариант игрушки для деток старше годика. Необязательно выбирать комплект из сложных деталей. Для крошек подойдут обычные кубики, которые отличаются по цвету и размеру.

Сначала ребенку будет неинтересно составлять домики и замки, скорее, он предпочтет ломать те, что строит мама. Пройдет немного времени, и ребенок заинтересуется строительством. Такие 1 года помогут развить инженерное и Обязательно обращайте внимание крохи на различные цвета.

Собираем пирамидку

Пирамида - самая любимая игрушка у большинства деток. Научите свое чадо надевать колечки на держатель. Эта игра развивает Также ребенок начинает отличать колечки по размеру и цвету. Некоторые мамочки жалуются, что ребенок не может научиться такому нехитрому занятию. Однако если проявить терпение и настойчивость, то все у вас получится.

Занятия для детей от года на развитие мелкой моторики

Нервные окончания, регулирующие координацию пальчиков, находятся в непосредственной близости от центра речи головного мозга. Именно поэтому любые способствуют тому, что малыш рано заговорит. Вы можете делать крохе массаж ладошки и пальчиков, разбавляя механические движения потешками и песенками.

Теперь дайте ребенку первое задание. Отличным развлечением станет игра с бусинами. Их можно забрасывать в пластиковую бутылку, а потом пытаться достать. Однако не оставляйте своего детеныша наедине с мелкими предметами, так как он их может проглотить.

Усложняйте постепенно занятия с ребенком 1 года. Например, можно предложить ребенку просовывать в отверстия дуршлага тонкие макаронины или прочие предметы. Для развития сноровки можно также нанизывать бусинки на нитку.

Среди деток популярны игры с тестом. Пластилин для таких малюток не подойдет из-за опасности его поедания. А вот самое обычное тесто, которое можно замесить или купить в магазине, станет отличным материалом для творчества. Маленькие пальчики будут катать шарики, делать блинчики или лепить животных. Все эти игры очень интересны.

Занятия с ребенком 1 года на развитие речи

Постоянно общайтесь со своим малышом. Это поможет ему пополнять свой словарный запас. Проговаривайте слова четко и громко. Детки младшего возраста упрощают некоторые слова и говорят их неправильно. Это вполне нормально для малюток от года, но не дублируйте произношение крохи, иначе его речь долго не будет правильной.

Используйте любой материал для изучения новых слов. Отлично для этих целей подходят книги. Ребенок учится ассоциировать определенные слова с картинками и пытается строить первые предложения.

Ну а если вы гуляете на улице, то проговаривайте названия всех предметов, которые вас окружают. Это также отличная возможность для изучения звуков, издаваемых различными животными. Не бойтесь, что ваше чадо потрогает травку, цветочек или землю. Вы всегда сможете помыть ему ручки, а играют немалую роль в развитии деток.

Игрушки для детей от года

К игрушкам для малышей предъявляются следующие требования:

  • Они должны быть выполнены из нетоксичных материалов. Если вы ощущаете неприятный запах, исходящий от игрушки, или краска легко стирается, то откажитесь от покупки.
  • Если вы приобрели деревянные игрушки, то осмотрите их на предмет отсутствия необработанных участков.
  • В игрушках не должно быть мелких деталей, которые легко отделяются.

Помимо вышеупомянутых пирамидок и кубиков, вы можете приобрести каталки, кукольную коляску, набор игрушечной посуды и сортеры. Последний вариант игрушек отлично подходит для деток 1 года. Ребенку предлагается располагать различные фигурки в соответствующих отверстиях. Это прекрасная возможность изучения цвета и формы.

Можно также использовать любые игрушки, которые помогут разыгрывать сценки из жизни малыша. Например, девочки любят кормить куколку невидимой кашкой. Мальчишки с удовольствием играют с игрушечным рулем, изображая папу.

Цели:

Учить детей четко понимать и различать понятия «высокий», «низкий».
Закрепить умение считать до двух, сравнивать совокупности «один-много».
Формировать пространственное образное мышление.
Познакомить с геометрической фигурой «квадрат».
Упражнять в звукоподражании.
Развивать у детей понимание и использования в речи предлогов на, под.
Продолжать учить рисовать пальчиками, оставляя отпечаток в нежном месте; лепить из пластилина приемом «прямое раскатывание»; наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать речевое внимание, тонкие движения мелкой моторики.

Оборудование:

Картинка-фон «небо и земля», фигурки солнца, облаков, домиков, цветов.
Картинка-фон с изображением домиков, бумажные окна-квадраты, клеящие карандаши.
Игрушечные молоточки.
Построенные из конструктора одно-, и двухэтажный домики. Платочки.
Деревянные шпатели. Разноцветные прищепки.
Крупный строительный материал, различные атрибуты для полосы препятствий.
Картинка-схема домика, детали этих домиков из цветного картона.
Рисунок домика с пустыми окнами, желтая пальчиковая краска, желтый пластилин.
Развивающая игра «Подбери ключ к замку».
Аудиозаписи: «Есть в лесу из бревен дом», «Я хочу построить дом».

Ход занятия:

Приветствие

Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Качаем головой.
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем.
Раз-два, раз-два.
Заниматься нам пора!

Пальчиковая игра «Строим дом»

Целый день - тук да тук,
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат.
Строим дом для бельчат.
Этот дом для белочек.
Этот дом для зайчиков.
Этот дом для девочек.
Этот дом для мальчиков.
Вот какой хороший дом.
В нем мы славно заживем.
Будем песни распевать,
Веселиться и плясать.

Дети стучат игрушечными молоточками по полу.

Дидактическая игра «Домик на горе»

На картинке нарисовано небо и земля. Покажите небо. Покажите землю. Возьмите в руки домик и приложите его к картинке. В какую част картинки вы приложили домик, к небу или к земле? Почему?
А теперь выложите на картинку солнышко и облака. Куда вы выложите солнышко и облака? На небо.
А вокруг дома выросли цветы. Где вы разложите цветы? На земле вокруг дома.
Сколько у вас домов? Один дом. Сколько цветов? Много цветов. Сколько солнышек? Одно солнышко. Сколько облаков? Два облака.

Аппликация «Окна»

Вот новые красивые дома. Но как в них заселять жильцов? Окон то нет! Давайте сделаем окна для этих домиков. Вот окна - квадраты. Приклейте их в нужном месте.

Дидактическое упражнение «Высокий-низкий домик»

Перед вами домики. Давайте их сосчитаем. Один, два, три. Сколько домиков? Три домика. Какой из домиков самый высокий? Какой самый низкий? Сосчитайте, сколько этажей в самом высоком домике? Сколько этажей в самом низком домике?

Сейчас я накрою платочками домики, а вы отгадаете, где какой домик спрятан. Под каким платочком спрятан самый низкий домик? Самый высокий?

Игра с прищепками «Красивый забор»

Вот дощечки, а вот тут приготовлены наши прищепки. Сейчас мы в вами сделаем из них красивый забор для наших домов.

Динамическая пауза «На стройке»

Нам нужно перенести на стройку строительный материал. Поможете? (Дети переносят крупный строительный материал из одного места в другое, преодолевая препятствия. В качестве препятствий используются пеньки, «лужи» и т. п.).

Конструирование «Выложи домик»

На картинках нарисована схема домика, который вы сами выложите-построите. Берите детали и выкладывайте их в нужном месте на схеме. Где нарисована треугольная крыша - туда приложите цветной треугольник, где квадратное окно - приложите квадрат.

Упражнение «Какие звуки вы слышите дома?»

Как свистит чайник? С-с-с.
Как капает вода из крана? Кап-кап-кап.
Как папа работает дрелью? Ж-ж-ж.
Как гудит пылесос? У-у-у.
Как гости стучат в дверь? Тук-тук-тук.

Рисование пальчиками «Зажги огни в окнах домов»

Вот и наступил вечер, стало темно. Давайте включим свет, пусть загорятся ярким светом окна в домах. Окунайте пальчик в желтую краску и закрашивайте окошки на доме.

Лепка «Взошла луна»

А вот и луна взошла на небе. (На том же листе, где рисовали огоньки в окнах домов). Давайте слепим ее из желтого пластилина. Сначала раскатаем тонкую колбаску. Затем загнем ее и приложим к ночному небу. Придавите пластилин. Луна готова!

Динамическая пауза «У медведя дом большой»

У медведя дом большой,
(Руки поднять вверх, встать на носки)

А у зайца - маленький.
(Присесть на корточки, руки опустить вниз)

Наш медведь пошел домой,
(Переступание с ноги на ногу)

А за ним и заинька.
(Прыжки)

Мы зверяток провожаем
(Прощальные махи рукой)

Заниматься продолжаем.

Дидактическая игра «Подбери ключик к замочку»

Дети подбирают ключики к замкам одинакового цвета и открывают их.

Домик на лужочке,
Все двери на замочке.
Ключики все подберем
И избушку отопрем.

17 05.2016

Доброго времени суток, дорогие наши родители!

Спешу поздравить вас с тем, что первый и самый важный рубеж вами взят! Вашему крохе 1 годик. Это много или мало? Смотря для кого. Если для вас, то не очень. А вот для самого карапуза, который прошел столько трудных испытаний и многого достиг, это очень важный год. Год превращения из малюсенького человечка с болтающейся головой в румяного веселого непоседу.

Самое главное для малыша возраста от года до двух лет – это последовательное усложнение заданий от месяца к месяцу. Ведь для ребенка важно шаг за шагом проходить все этапы развития. А вы знаете, когда уже можно ребенку предложить собрать пирамидку, а когда применять картинки, состоящие из 2 частей?

Хотите узнать, как заниматься с ребенком в 1 год, как грамотно предлагать упражнения для малыша? Читайте статью дальше!
Период раннего детства, в котором пребывает ваш ребенок, по праву считается стартом в большую жизнь и продвижением вперед в развитии. На этот период приходится и первая серьезная встряска родительской нервной системы – кризис 1 года.

Это сложный психологический момент, когда малыш, научившись самостоятельно передвигаться, чувствует свою независимость и может демонстрировать проявления характера, нервничать и капризничать.

Но это не все достижения вашего малыша. Давайте разбираться вместе.

Основные умения ребенка

Прежде всего, мы должны определиться с навыками ребенка, вступившего во второй год жизни. Рассмотрим краткий обзор навыков крохи.

  • Развитие познавательной сферы:
  1. Складывает 4-6 кубиков в виде башни
  2. Испытывает желание узнать внутреннее устройство игрушки, разобрать на детали
  3. Подражает действиям взрослых
  • Развитие речевого навыка:
  1. Умеет говорить простые слова
  2. Знает по имени членов семьи и может их назвать
  3. Понимает, когда к нему обращаются с просьбой или вопросом
  • Познание окружающего мира:
  1. Знает и показывает части тела и лица
  2. Знает предметы окружающей обстановки, показывает и некоторые называет
  3. Умеет отбивать ногой мяч
  • Навыки самообслуживания:
  1. Знаком с горшком, умеет им пользоваться
  2. Хорошо пьет из чашки
  3. Набирает в ложку еду, несет в направлении рта
  4. Без посторонней помощи встает и ходит

Развитием ребенка мы занимаемся постоянно, даже если специально не выделяем для этого время. Достаточно нашего живого общения, мимики, жестов, голоса и прикосновений. Малыш чувствует наше расположение к тем или иным занятиям и от нашего настроя зависит желание либо нежелание маленького человека заняться той или иной деятельностью.

Непосредственно развивающие игры с малышом в 1 год проводятся и дома, и на прогулке. Если у вас уже сформировалась форма поведения с ребенком в виде постоянного диалога, то проблем с занятиями, как правило, не возникает. Рассмотрим теперь описание игр для развития малыша от года до двух по месяцам.

Играем и подрастаем

1 год и 1 месяц.

Занятия с ребенком носят познавательный и укрепляющий характер. Они направлены на совершенствование навыка ходьбы, развитие познавательных процессов и речи. Игры-занятия проводятся с предметами, имеющими различную текстуру и звучание. Ребенок учится манипулировать игрушками, собирая и разбирая их из коробки, отличать по размеру, вкладывая меньшие предметы в большие. Хорошо воспринимаются детьми Матрешки, кубики, бочонки, коробки с крышками, полезны будут книги с большими картинками.

1 год и 2 месяца.

Познавательная активность ребенка подогревается появлением новых предметов для игры. Можно познакомить малыша с куклой, которая будет непосредственным руководителем занятия. Манипуляции с игрушками усложняются не просто вкладыванием их друг в друга, а действием совместно со взрослым или самостоятельно для достижения какой-либо цели.

N . B . Как вы думаете, чего можно добиться, собрав всех Матрешек в самую большую или для чего мы выкладываем из большей коробки меньшие?

1 год и 3 месяца.

Первый триместр окончен. Учим различать противоположные понятия (горячий-холодный, далекий-близкий), обращаем внимание ребенка на предметы и их части (елка – иголки, машина – колеса). Можно предложить малышу пирамидку из 2-3 колец. Пока для знакомства, если он еще не играл с пирамидками. Достаточно показать ему, как снимать со стержня колечки.

Купить пирамидку из 3-х колец в «Жили-были », на «Ozone »

1 год и 4 месяца.

Ребенку становится интересно заниматься с мелкими предметами, это хорошо для развития мелкой моторики. Предложите малышу мозаику с яркими элементами, шнуровки и замки-молнии, вкладыши и пирамидки. Добавьте крупный конструктор с деталями, которые можно соединить между собой.

1 год и 5 месяцев.

Уже можно применять первые разрезные картинки из 2 частей, вырезанные из плотного материала.

N . B . Как вы думаете, какую картинку ребенку будет легче сложить – лошадку или домик? Почему вы сделали такой выбор?

Важно продолжать применять игры для мелких мышц руки с применением различных материалов, например, бусы для нанизывания, оберточная бумага или плотный картон. Теперь ребенок совершенствуется в навыке сбора пирамидки из 3 колечек. Игры на внимание помогут в развитии и развеселят вашего малыша, например, когда он найдет спрятанную музыкальную игрушку.

Купить музыкальную игрушку в «Жили-были », на «Ozone », в «Mytoys »

1 год и 6 месяцев.

Читайте с ребенком детские книги с картинками, стимулируйте развитие речи малыша разучиванием считалочек и стишков с упражнениями. Продолжайте играть с пирамидкой, теперь колечек на ней может быть 3-4. Придумывайте маленькие истории и разыгрывайте их перед крохой с его игрушками. Лепите из соленого теста разные фигурки.

Купить пирамидку из 4 колец в «Жили-были », в « », на «Ozone »

1 год и 7 месяцев.

Используем желание копировать взрослых для привлечения малыша к помощи: разложить овощи для салата, собрать салфетки. Для интеллектуального развития продолжаем играть с мозаикой, пазлами, конструктором. Укрепляем иммунитет на свежем воздухе, играя с мячом.


1 год и 8 месяцев.

Развивать ребенка важно всесторонне. Но недостаточно купить малышу развивающие игрушки от 1 года до 2 лет, но и нужно играть ими вместе с ребенком.

Также важно позволять ребенку участвовать в жизни семьи и управляться со взрослыми предметами, например, с кастрюлей и тарелками.

N . B . Какие игрушки у вас лежат в свободном доступе для малыша? Делаете ли вы ревизию и замену игрушек и как часто?

1 год и 9 месяцев.

Активность малыша должна находить выход, для этого чаще практикуйте подвижные игры, включайте игровые комплексы физических упражнений. Для познания пусть собирает несложные пазлы и пирамидки из 4 колечек. По-прежнему актуальны игры с конструктором и сюжетные манипуляции с игрушками. Рисование на альбомных листах поможет сформировать понятие предела.

1 год и 10 месяцев.

Продолжается знакомство и закрепление цветовых и геометрических свойств предметов. Уделяйте много времени занятиям на развитие мелкой моторики руки, находите интересные игры в повседневных делах и заботах, учите ребенка мыслить позитивно и общаться в обществе. В игре используйте деревянные кубики для детей до 2 лет.

1 год и 11 месяцев.

Продолжаем развивать мелкие мышцы руки с помощью лепки, рисования, игр с конструктором, собирание пазлов и картинок из мозаики. Осваивайте понятия-антонимы: твердый-мягкий, большой-маленький и пр. знакомые слова закрепляйте. Давайте задания на развитие интеллекта: разложить фигурки по признакам, отобрать по цвету или размеру.

Предлагаю вашему вниманию познавательное видео о том, как развивается ребенок до 2 лет. Обязательно посмотрите!

Если вы будете знать, чем занять малыша в возрасте до 2 лет, поверьте, ваш ребенок с удовольствием будет заниматься и в будущем, научится следовать правилам и выполнять необходимые действия.

Желаю вам и деткам радоваться общению друг с другом, находя в нем ответы на все вопросы и переживая возрастные кризисы незаметно и без последствий. Прощаюсь с вами, надеюсь, до скорой встречи.

Маленькие дети – это не только источник счастья, тепла и радости для своих родителей. Они требуют к себе внимания постоянно, но многое зависит от того, каким будет это внимание. Занятия с ребенком имеют огромное значение для его развития. Если до одного года большая часть таких занятий направлена на его физическое развитие, то со временем в арсенале родителей появляется все больше интересных игр для других целей: развития внимания, мышления, творчества.

Как заниматься с детьми, которым только недавно исполнился год? Это сложный, но очень интересный период в жизни ребенка. Малыш только начинает познавать мир, и все вокруг становится для него важным и полезным. В том, чтобы найти хорошие и полезные игры для ребенка такого возраста, нет ничего сложного. Многие мамы и бабушки знают эти забавы с детства, и повторяют их почти интуитивно.

Содержание статьи:

Особенности восприятия мира ребенком в 1 год

За первый год своей жизни малыш меняется стремительно, порой бабушки и дедушки, не видя ребенка 2-3 дня, удивляются его новым навыкам и умениям. К своему первому дню рождения ребенок уже многое умеет, а в каждом направлении развития имеет свои достижения:

  • Познание мира. В этом возрасте ребенок активно интересуется названиями предметов и действий. Он неумело повторяет их, а если мама поет песенку, повторяет действия, о которых идет речь в тексте. Ребенок активно стремится к познанию мира с помощью всех своих органов чувств: видеть, слышать, и, главное, трогать ему хочется все подряд;
  • Общение. Ребенок хорошо осознает свое место среди родных и учится управлять ими. Он понимает, что может влиять на маму или папу, порой капризничает. А еще – малыш в возрасте одного года стремится к общению, он искренне радуется всем новым знакомствам и всегда хочет быть в центре внимания;
  • Образное мышление. У маленьких детей очень развито воображение. Оно основывается на том, что он уже видел: если мама, играя, убаюкивает куклу, ребенок будет делать то же самое на второй день. Он повторяет жесты, мимику, учится понимать их;
  • Двигательные навыки. Малыш уже хорошо стоит, быстро и активно двигается по дому. Он начинает искать новые пути, забираться наверх, на диван или полки. Ребенку интересно смотреть, как падают предметы, он увлеченно поднимает и бросает все, что видит вокруг, стучит чашкой и ложкой, рвет бумагу.

Игра – лучший способ передачи информации и обучения для детей

Дети в таком возрасте очень восприимчивы практически ко всему, они, словно губка, впитывают новые познания. Занятия с ребенком 1 года можно проводить , заставить сконцентрироваться малыша на чем-либо, не заинтересовав, невозможно.

Игры с детьми сейчас достаточно простые, но они имеют очень большое значение. Даже банальная игра «Где ты спрятался?» открывает ребенку новые тайны и загадки этого мира. Компания – это то, чего больше всего требует ребенок, он хочет играть с мамой и папой, с дядей, бабушкой, соседским мальчуганом и собачкой. В то же время, коллективные игры не всегда воспринимаются позитивно, они требуют слишком серьезной концентрации, и редко удаются.

Занятия с ребенком 1 года: виды и примеры

Игры для малышей 1 года можно условно разделить на несколько категорий и видов. Практически все они связаны с познанием мира – это для годовалого ребенка его главная цель. Но для правильного воспитания и развития необходимы занятия разного характера, которые будут помогать ребенку открывать для себя разные стороны жизни, ее законы и правила.

Основные виды игр и занятий для малышей 1 года

  • Развитие мышления. Дети такого возраста мыслят образно, они не умеют пока оперировать абстрактными понятиями. Поэтому для всех игр с детьми 1 года стоит использовать предметы или изображения. Мячики, кубики, яркие картинки, подушки, варежки, мягкие игрушки – все это будет отличным реквизитом для занятий.
  • Физическое развитие. Игры для малышей направлены и на развитие их физических навыков. Это подвижные игры, которые очень часто имеют в себе элементы подражания («делай, как я»).
  • Творческие способности. Желание творить в таком возрасте не выходит на первый план, но уже заявляет о себе. Проблема в том, что у детей одного года не очень получается задуманное, и они резко теряют интерес к работе. Обязательно помогайте ребенку, направляйте его ручки или пальчики, рассказывайте, что и зачем вы делаете. Таким способом можно пробудить в нем интерес к созиданию и творчеству.
  • Развитие речи. Пусть малыш еще не очень хорошо говорит отдельные слова, игры на развитие речи очень увлекательные и позитивные. Это могут быть «пропущенные» слова в любимой сказке или песенке, повторение звуков («самолет летит», «рычит тигр», «жужжит пчелка»). Хорошая игра на понимание – называние предметов. Предметы называют взрослые, а дети только показывают на них.

Развивающие и развлекательные игры можно разделить на несколько групп:

Активные занятия с использованием предметов

Лучшее решение для игры с детьми 1 года. Использовать лучше яркие, большие предметы, хорошо узнаваемые, не похожие друг на друга. Это могут быть и простые активные игры (катить мячик, «отвести» мишку в гости к зайчику, собрать всех в одном месте), и развивающие занятия (ребенок берет те предметы, которые называет родитель).

Трогать, пробовать на вкус и прочность – то, что любит делать ваш малыш. Давайте ему в руки предметы разной текстуры, формы, из различных материалов. Часто говорите ребенку, «какой» это предмет (мягкий, холодный, твердый, большой, маленький, тяжелый, пушистый и т.д.).

Пальчиковые игры

Многие педагоги и психологи считают, что мелкая моторика рук – это залог полноценного развития ребенка, гарантия быстрого малыша. В любом случае, и увлекают и радуют малыша. Это традиционные считалочки, «сорока-белобока» и другие сюжетные игры.

Лепка

Детям до 2 лет не рекомендуют давать . Но для этого можно использовать простое соленое . Увлекательные игры для малышей – самые простые: сделать «блинчики» (мама катает шарики, а ребенок их расплющивает), слепить из шариков снеговика, змею и т.д. Лепка – один из инструментов творческого развития, кроме того, это отличная разминка для пальчиков.

Занятия с песком (или другими сыпучими материалами)

Набирать в ведерко песок и высыпать его – казалось бы, это слишком просто. Но для ребенка 1 года такое занятие будут прекрасным времяпрепровождением и забавой. Можно использовать другие сыпучие вещества: домашние крупы, макароны, например. Ребенок может «кормить игрушки»: насыпать ложкой или чашкой их в тарелки, собирать обратно. Интересно детям и играть руками, это приятные и необычные ощущения для рук.

Игры с бытовыми предметами: посудой, одеждой

Сколько бы не было игрушек в доме, дети почему-то предпочитают обычные бытовые предметы. Это легко понять: они хотят повторять все, что делают взрослые, а не играть в отдельные игры. Оптимальный вариант – игра с посудой. Здесь можно использовать целый букет игр: открыть и закрыть лоток, спрятать в него что-нибудь и вытащить, складывать лоточки разной величины друг в друга (они словно созданы для детской игры).

Кубики, пирамидки, сортеры

Традиционные занятия с малышами 1 года – игры с кубиками. В этом возрасте задания перед детьми нужно ставить самые простые: поставить два кубика друг на друга, три кубика и т.д. Отлично развивают мышление – кубики, в которых есть отверстия, и специальные фигурки, которые повторяют форму отверстий. Эта простая задачка – сложное задание для ума ребенка. И, конечно, одна из первых развивающих игрушек ребенка — , которая поможет малышу освоить понятия «больше-меньше», составить целое из частей.

Рисование пальчиковыми красками

Еще один вариант занятий для творческого развития – . В таком юном возрасте дети не могут правильно держать кисточку или даже спонжик, поэтому для них созданы специальные . Самое простое занятие – рисунки-ладошки, можно создавать с малышом абстрактные картины, или пробовать рисовать простые сюжеты (солнышко, лицо с глазками и ротиком, цветы).

Правила для занятий с ребенком 1 года

Чтобы игровые занятия с детьми такого возраста имели свой результат и смысл, лучше придерживаться простых, но важных правил:

  • Правильное время. Всегда старайтесь играть в одно и то же время дня, чтобы у ребенка был . Кроме того, малыш должен быть сытым и в хорошем настроении;
  • Короткие занятия. Удерживать внимание малыша дольше, чем 10 минут, практически невозможно;
  • Сначала показывает мама, потом делает малыш. Занятия нужно проводить только в таком порядке, чтобы дети имели пример для подражания;
  • Похвала – залог интереса ребенка. Не бойтесь перехвалить малыша – в этом возрасте такие слова действуют только положительно.