Ребенка не принимают в компанию. Ребенка не принимают в коллектив. Если ребенка отвергают одноклассники

анонимно , Женщина, 3 года лет

Добрый вечер ольга сергеевна! Прошу вашего совета, как правильно поступать в таких случаях, когда детки лет 4-6 не пускают мою дочь к себе в игру? Моей дочке 3г.И9мес., Она можно сказать с 10мес, еще сидя в коляске радовалась всем деткам на площадке, уже за 100метров радовалась от счастья, что мы идем туда. Она у меня громкая и радостная девочка и посей час, но бывают такие случаи, когда мы приходим на площадку, один из детей скажет - ее не пускать! И все за ним повторяют и говорят, -иди, не мешай. Еще станут и не пропускают ее на горку. Моя в громкий плач, спрашивает почему они не хотят с ней играть,упираясь лбом мне в ноги. А я стою столбом, пытаюсь объяснить тем деткам что так нельзя, площадка общая, не хотите играть с ней то не надо, а пропустить на горку обязаны. Но на мои слова ноль реакции! А родители где то в сторонке стоят и не вникают что происходит и как дети себя ведут. Я не знаю что делать, такое не часто бывает, но бывает. Говорю, не обращай внимания, играй одна. Но как одна, если она хочет в компанию? Как поступать в таких случаях? Или нам лучше сменить площадку и ходить к другим детям? Буду очень благодарна прочесть ответ!

Здравствуйте. Как я поняла из Вашего письма, время от времени бывает так, что дети по каким-то причинам не хотят играть с Вашей дочерью. А Вы пробовали понаблюдать, что происходит между детьми? С каким поведением Вашей дочери связано нежелание других брать ее в игру? Вы пишите: «Она у меня громкая и радостная девочка и посей час», может это как-то связано с тем, что иногда ее громкость и радость приходятся не к месту? Я не видела Вашу дочь, поэтому могу только фантазировать о возможных причинах. Итак, я Вам рекомендую сначала понаблюдать за тем, что в поведении Вашей дочери может вызывать такую реакцию детей. С другой стороны, порой жестокость маленьких детей по отношению к сверстникам никак напрямую не связана с поведением того, кого отвергают. И если Вы не найдете видимых объяснений такому поведению детей, то решение сменить площадку вполне разумно.

анонимно

Да, я задумывалась о том, что может причина в ее громкости? Бежит она к детям пища, может этим и раздражает. Но заметила только 2-3 девочек, которым она не нравиться, и подговаривают остальных. Бабушка одной из, услышала это, и при мне сделала замечание, что надо дружить со всеми. На что та, ответила, не хочу, а подружка ее - мне она не нравиться. Просто я делаю замечания своей, не кричи, не бегай за ними. А потом думаю, а может проблема не в моей дочке, а я ее только критикую! Мы на этой неделе в сад пойдем, и я очень надеюсь что она найдет себе подружек! Может мне не стоит так зацикливаться над этим, и беру все близко к сердцу? А потом сама же страдаю, и душа болит. Боюсь что бы девочка моя не была белой вороной(((

Если ребенка отвергают одноклассники

Почему не всех детей любят одноклассники. Как помочь ребенку влиться в коллектив.

Школа – это пространство детей. После звонка на перемену, в коридоры вливается бурная громогласная толпа, начинается всеобщая суета и движение. Но все же, среди веселой гурьбы школьников, обязательно найдутся дети, особняком стоящие от своих одноклассников. Как правило, они оказались вне коллектива – он их просто не принял.

Как себя чувствует отвергаемый ребенок? Да точно так же, как и взрослый человек, которого не замечают коллеги по работе. Эта ноша тяжела для взрослого, но ребенку с ней жить еще сложнее. Почему сверстники не принимают в свой круг некоторых ребят? Чья в этом вина и как помочь ребенку? Эти вопросы мы обсудим в нашей статье.

Все родители полагают, что их ребенок самый замечательный. Впрочем, так и должно быть. Но «вступить в коллектив» бывает не очень просто. В семье ребенка окружает атмосфера заботы и любви. Вы любите его безоговорочно, таким, какой он есть. Но сверстники судят строже. Чаще всего дети отказываются дружить с «подлизой», «ябедой», «зубрилой», «новеньким», «неопрятным» и пр. Непринятого в коллектив ребенка, дети отнесут к одной из вышеперечисленных групп, обязательно наделив обидным прозвищем. В результате, малыш ощущает, что он не относится к категории «нормальных», выбиваясь из общего числа детей.

Статья о том, что может ей понравиться.

Как определить, попал ваш ребенок в круг «отверженных» или нет?

  • Если малыша не принимали ровесники в детском саду, то высока вероятность того, что и в школе возникнут такие же проблемы.
  • Ребенок отказывается посещать школу или демонстрирует безразличие к ней.
  • Он стал более раздражительным и замкнутым, видны проявления тревожности, а на его коже вы обнаружили следы побоев.
  • Ребенок, обычно разговорчивый в семейном кругу, наотрез отказывается обсуждать школьные дела и одноклассников.
  • У ребенка нет друзей в классе, зато во дворе есть закадычный друг, порой не подходящий ему по возрасту, но с которым он готов проводить целые дни напролет.
  • Вашему ребенку никто не звонит. Одноклассники не спрашивают у него домашних заданий, не зовут гулять. И он тоже не спешит воспользоваться телефоном, даже если не успел записать заданные предметы и ему это грозит неудовлетворительной оценкой. Как правило, он не может никому позвонить, потому что никто не дал ему своего номера.

Если вы обнаружили в этом списке хотя бы один из перечисленных признаков, значит, пришло время менять ситуацию в пользу вашего чада.

Как помочь?
В первую очередь, важно откровенно поговорить с ребенком. Это будет непросто, но нужно проявить терпение. Обязательно посетите школу, лучше в то время, когда занятия закончатся, и вы избежите встречи с одноклассниками своего ребенка. Поговорите с учителем, и если ваши подозрения подтвердились, обратитесь к школьному психологу или в детский центр психологической помощи. Конечно, можно покинуть этот «нехороший» класс и сменить школу, но у вас не будет гарантии, что в другом коллективе все сложится гладко.

Всем известно, что любую проблему легче предотвратить, чем преодолеть ее путем потерь и усилий. Психологи утверждают, что дети в своих сверстниках, в первую очередь, ценят такие качества характера, как доброта, искренность, душевность и уравновешенность. Тех, кто наделен этими качествами, безоговорочно принимают в любой здоровый коллектив. Но дети понимают эти характеристики несколько иначе, чем взрослые.

Например:

  • доброта – для взрослого человека абстрактное определение. Мы будем считать человека добрым, даже если он не смог дать нам накануне денег взаймы. Но дети не прощают подобных мелочей, в их понимании у такого человека отсутствует доброта;
  • уравновешенность дети понимают как «спокойность»;
  • душевность для взрослого человека означает сердечность. Для ребенка же это умение соболезновать всему живому, даже уличным брошенным животным. Само же понятие «душевность» дети связывают с принятием другого человека;
  • искренность дети понимают как честность.

Помимо качеств характера, дети ценят морально-волевые характеристики. К ним относятся: честность, решительность, справедливость, ответственность и отважность.

Честность дети школьного возраста связывают с порядочностью в кругу одноклассников, при этом солгать взрослому человеку вовсе не зазорно.

Справедливость дети понимают одинаково со взрослыми.

Под ответственностью имеется в виду отношение к процессу обучения и к самим детским взаимоотношениям в коллективе.

Смелость и отважность – это синонимы в понимании детей.

Учите своего ребенка душевности. Не критикуйте его сверстников, постарайтесь найти в каждом свои положительные черты, оправдывайте их недостатки. Никогда не осуждайте и не сплетничайте при ребенке про его одноклассников, педагогов и знакомых. Зачем ему слышать о других плохое?

Научите ребенка сопереживать чужому несчастью, не смейтесь над неудачами окружающих – и тогда ваше чадо станет сердечным. Не оставайтесь равнодушными к происходящему: предложите ребенку покормить птицу за окном или уличное животное.

Чтобы воспитать в ребенке искренность, важно всегда самим говорить только правду, не лукавить и не приукрашивать ситуацию. Конечно, порой это бывает непросто, но ведь так комфортно чувствовать в своей жизни отсутствие лжи. Расскажите ребенку, что в своем вранье очень просто запутаться, из-за лжи можно попасть в нехорошее положение. Не стесняйтесь приводить примеры из собственного детства, это лишь укрепит доверие и ваш авторитет в глазах ребенка.

И последнее немаловажное качество – уравновешенность или спокойствие. Не кричите на ребенка, не придирайтесь к нему по мелочам, вам нужно беречь его нервную систему, потому что она очень уязвима! Дети, на которых кричат дома, приходя в школу, начинают избавляться от отрицательных зарядов, разряжаясь на других. Пусть в вашем общении преобладает только ровный спокойный тон. Контролируйте собственные эмоции, и тогда ваш ребенок сможет легко научиться контролировать свои.

Дорогие мамы и папы! Такие важные показатели, как успеваемость, мотивация к учебной деятельности, физическое здоровье и душевное равновесие во многом зависят от того, как ваш ребенок чувствует себя в кругу сверстников. Замечательно, если ребенок идет утром на учебу с легким сердцем. Поэтому помогайте ему, делите с ним его детские радости и беды, и тогда ваше чадо обретет уверенность в себе!

Почему некоторых детей не принимает коллектив? Казалось бы, такой общительный дома - и вдруг такой одинокий в школе. Но тот ребенок, которого каждое утро кормите завтраком, а вечером целуете перед сном, может восприниматься одноклассниками совсем не так, как вы себе это представляете...

Вопрос в конверте: «В этом году Петя пошел в школу. Как он радовался, когда первого сентября нес букет, как взахлеб первую неделю рассказывал обо всем подряд, что случилось в школе. А потом моего мальчика словно подменили. Петя стал замкнутым, угрюмым, необщительным.

Я не выдержала, пошла к учительнице и с ужасом узнала, что с Петей никто в классе не дружит. Я в шоке и недоумении - как такое могло произойти и что предпринять, чтобы ситуация наладилась?»

Марина, Краснодар

Лидер-наблюдатель-изгой

Давно и не без оснований психологами подмечено, что любой коллектив недалек по своей сущности от звериной стаи. Только формирование ее идет у животных на инстинктивном уровне, а человек создает коллектив вполне осознанно, но законы дикого мира здесь те же. Так, в стае-коллективе должен быть лидер - это человек, который цементирует коллектив, ведет за собой, ставит цели, вырабатывает «генеральную линию». Исполняют его волю, подчиняются наблюдатели, или исполнители, те, кого принято называть «массой». Но не менее важен в коллективе еще один персонаж. Это изгой. Даже больше, чем авторитет лидера, коллектив сплачивает ненависть к нему.

Лишние дети

Лидера в школьном коллективе, как и в звериной стае, распознать легко. Это самый сильный, самый беспощадный, самый грубый, самый нахальный, самый бойкий ребенок. Тот, кого все боятся. А вот роль изгоя не так однозначна. «Белой вороной» в классе становится тот, кто не соответствует заданным лидером стандартам. По логике взрослых, лишним должен стать тот, кто обладает какими-то отрицательными качествами - трусостью, подлостью. Однако вспомните замеча-тельный фильм Ролана Быкова «Чучело». Там изгоем стала добрая, милая, ранимая Лена Бессольцева. Просто потому, что была другой, не такой, как все.

Против кого дружим?

Не таким, как все, можно стать по разным причинам. Психологи выделяют несколько групп детей, против которых, как правило, настроено большинство в классе.

Дети с необычной внешностью. Хромота, заметные шрамы, косоглазие, толщина. Если у вашего ребенка есть физический недостаток, то нужно быть готовым к тому, что он станет изгоем.

Тихие и слабые. Они не могут дать отпор, не умеют или стесняются ругаться, обзываться, поэтому становятся легкой мишенью лидера, а вслед за ним - всего класса. За счет слабого происходит самоутверждение других детей.

«Непопулярные». Это дети, которые плохо осведомлены о жизни коллектива, не участвуют в его делах - часто пропускающие занятия по болезни, неуспешные в учебе, спорте, неловкие, «тюфяки» и «рохли». К сожалению, часто к непопулярным детям относятся ребята из малообеспеченных семей.

Зубрилы и подлизы. Это не просто те, кто хорошо учится и искренне любит учителя. Это те, кто ради оценки в дневнике дни и ночи напролет просиживают над ненавистным учебником, первые тянут руку, готовы ответить на любой вопрос. Это те, кто донесет учителю сумку до подъезда, сунет шоколадку, заглянет в глаза. Их не просто не любят. Их ненавидят.

Остаться в живых

Если вы выяснили, что ваш ребенок непопулярен, что его не принял коллектив, обижают и обзывают одноклассники, нужно принять меры. Советует краснодарский психолог Мария Степовая:

Поговорите с учителем, выясните причину нелюбви к вашему чаду, но не кидайтесь наказывать обидчиков - будет только хуже: от бойкотов и оскорблений класс может перейти к побоям.

Отдайте ребенка в какой-нибудь кружок или спортивную секцию - это поможет ему завоевать уважение в коллективе, придаст уверенности в себе.

Научите ребенка воспринимать нападки одноклассников с юмором, реагировать на них нестандартно, обращать оскорбления в шутку. Обидчик всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию: слезы, злость и т. д.), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».

Не удерживайте ребенка рядом с собой, отпускайте погулять с друзьями, не приходите встречать к школе, не твердите поминутно- взял ли он носовой платок, надел ли шапку, не ушибся ли. Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы, поощряйте общение ребенка с ними, не ругайте, если он дает списывать.

Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой.

Если же все зашло слишком далеко - ребенка постоянно унижают или избивают - немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками - не отправляйте его в школу. Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому скорее всего его придется перевести в другой класс или даже в другую школу.



Можно выделить несколько видов отвержения ребенка детским коллективом, и все они в большей или меньшей степени делают школьную жизнь отвергаемого ребенка непереносимой.

· Травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя какую-то цель: месть, развлекаются и т.п.).

· Активное неприятие (возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит, делают его козлом отпущения).

· Пассивное неприятие, возникающее только в определенных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: «С ним не буду!»).

· Игнорирование (просто не обращают внимание, не обращаются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются).

Во всех случаях отвержения проблемы кроются не только в коллективе, но и в особенностях личности и поведения самого отвергаемого ребенка. Чаще всего подвергается нападкам и насмешкам ребенок:

ü с необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие и т.д.);

ü тихий и слабый, не умеющий за себя постоять;

ü неопрятно одетый;

ü часто пропускающий занятия;

ü неуспешный в учебе;

ü слишком опекаемый родителями;

ü не умеющий общаться.

Не любят также «выскочек» - тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать. Не жалуют и отличников, которые не дают списать, или детей, идущих против класса, например, отказывающихся сбежать с урока.

Что же делать родителям, если они заметили, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками, как помочь своему ребенку?

Конечно, в таких ситуациях без помощи классного руководителя, а зачастую и психолога не обойтись, поэтому, прежде всего, сходите в школу и поговорите с ними, выясните причину неприятия детьми вашего ребенка и, не обвиняя окружающих, постарайтесь сделать все зависящее от вас, чтобы помочь решению проблемы.

Причиной насмешек со стороны сверстников могут стать медицинские проблемы у ребенка – заикания, тики, энурез, кожные заболевания, хронический насмарк, поэтому их необходимо отслеживать и по возможности лечить.

Постарайтесь обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям и резко не отличаться от товарищей по классу – школьная одежда, форма для занятий физкультурой, канцелярские принадлежности.

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?» - или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. Всячески способствуйте участию ребенка в классных мероприятиях, поездках.

Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта – это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых.

Если ваш ребенок робкий и застенчивый, помогите ему организовать общение, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Задача родителей – не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Воспитание

Достаточно неприятно чувствуют себя взрослые люди, работая в коллективе, в котором нет людей близких по духу, нет поддержки товарищей. Что уже тогда говорить о детях, оказавшихся в полной изоляции в детском коллективе? Каждое посещение школы для них настоящая трагедия, каждый день, проведенный в среде сверстников, - тяжелейшее испытание. Иногда родителям очень трудно понять: почему сложилась такая ситуация, чем их ребенок хуже остальных?




Особенности детского коллектива

Прежде всего, надо признавать, что детский коллектив по-своему справедлив: здесь нет условностей взрослого мира, дети живут интуицией. Основной критерий для общения или, наоборот, для вражды – это нравится одноклассник или не нравится. В то же время детский коллектив жесток: если против одного ополчается большинство, защитников у «жертвы» может не найтись. Даже те ребята, которые не испытывают личной неприязни к однокласснику, в лучшем случае будут проявлять полный нейтралитет, то есть совершенно не обращать внимания на затравленного товарища, в худшем случае примкнут все к тому же большинству. Кроме того, неприязнь в детском коллективе никоим образом не скрывается и не смягчается: все ребята словом, жестом, поступком будут стараться выразить свое негативное отношение к однокласснику.

Все против одного

Иногда родители, даже зная о том, что их ребенок не принят в детском коллективе, до конца не представляют его положения: им кажется, что достаточно не общаться с обидчиками, не обращать внимания на каверзы шалунов, вовремя пожаловаться учителям – и проблем не будет. Однако не все так просто. Больше всего ребенок страдает не от самих проделок и обидных слов одноклассников, а от того, что против него все. Представьте себе ситуацию, когда кто-то спрятал ваши вещи, и при этом все знают кто и куда, однако никто не говорит вам правды: все открыто или втихаря смеются, глядя на ваши тщетные поиски. Или, например, вы целый день вызываете смех окружающих, сами не понимая почему: на спине у вас приклеена бумажка с написанным на ней ругательством – никто не подскажет вам истинную причину общего веселья. Вас беспричинно толкнули с одной стороны, с другой – и ни один человек за вас не заступился. Вашу обновку не только не похвалили, а постарались вымазать мелом или ручкой, посмеялись над вашей попыткой выглядеть лучше, чем обычно. И вот в такой обстановке вам нужно находиться полдня, а то и целый день: какое будет у вас потом настроение?

За что дети могут невзлюбить одноклассника?

И все-таки будем объективны: так или иначе, но ребенок подал косвенный повод для такого отношения одноклассников, потому что те же самые дети могут быть вполне добры, приветливы, безобидны по отношению к другим членам коллектива. Дети не любят, когда кто-то резко выделяется в их среде. Идея отнюдь не новая: взрослые тоже не всегда приветствуют коллег, преуспевающих в делах, обладающих большими материальными благами или более счастливых в личной жизни. Единственное отличие – взрослые могут скрывать свои чувства, дети открыты и не умеют сдерживать эмоции. Чем же может выделяться ребенок и как взрослым помочь ему найти общий язык с одноклассниками?

У него есть то, чего нет у других

Допустим, вы знаете, что можете позволить своему ребенку больше, чем другие родители. Он очень хорошо одет и совершенно не ограничен в средствах: в столовой, в магазине возле школы он покупает себе все, что ему захочется. Научите его при всем этом держать себя скромно: не хвастаться перед одноклассниками своими вещами, покупками, количеством денег в кошельке. Более того, прививайте ему щедрость: если он не забудет угостить товарищей вкусными конфетами или булочками, всегда выручит мелочью, они, пожалуй, будут очень уважительно к нему относиться.

Бедность не порок, но дети не всегда это понимают

Противоположная ситуация: ваш ребенок намного беднее других, вы не можете позволить ему те развлечения, которые легко дают своим детям другие родители. Ни в коем случае не акцентируйте постоянно внимание на этой проблеме: воспитывайте ребенка так, чтобы он не чувствовал себя униженным и обиженным, переключите его внимание на какие-то полезные увлечения, постарайтесь сделать все для того, чтобы он отличался в среде одноклассников успехами в учебе, трудолюбием. Авторитет среди одноклассников можно заработать и способностями: достижения в учебе, спорте, музыке также неизменно вызывают уважение сверстников.

Плохие оценки тоже повод для насмешек

А вот что делать, если ребенок значительно отстает от одноклассников по успеваемости и уже заработал имидж тугодума, и теперь из-за этого с ним никто не хочет водиться? Проблема очень серьезная. Родителям стоит подойти к этому вопросу объективно и установить точно: причина в том, что ребенок не хочет, ленится учиться или же его способности действительно очень ограниченны? В первом случае нужно не пожалеть сил для того, чтобы помочь ему выровняться в учебе. Здесь хороши все средства: и дополнительные занятия с педагогами, и постоянный контроль домашних заданий со стороны родителей. Во втором лучше обратиться к специалистам: для детей с ослабленными умственными способностями есть специальные программы. Поэтому не стоит их мучить, держать в состоянии постоянного психологического напряжения только для того, чтобы скрыть от других и, в первую очередь, от себя самих, факт того, что они не готовы обучаться наравне с другими детьми в обычной школе.

Ябедничество – лучший способ нажить себе врагов в детском коллективе

«Расскажи учителю!» – наставляют родители ребенка. И они правы: если складывается какая-то нехорошая ситуация, дети должны об этом сказать взрослым, заручиться их поддержкой и помощью. Только иногда дети злоупотребляют такой возможностью и по делу и не по делу ябедничают на одноклассников, стараясь тем самым подчеркнуть, насколько же хорошие они сами. Поверьте: дети отличные психологи, они прекрасно видят, когда утаить правду от учителя было просто нельзя, а когда их одноклассник докладывает обо всем педагогу только для того, чтобы очернить других и выгородить самого себя. Объясните это своему ребенку: научите его отличать существенное от несущественного, дабы он не прославился в школе как ябеда.

Простое решение – смена коллектива

Иногда родители принимают самое, на их взгляд, простое решение: переводят ребенка в другую школу, надеясь на то, что в новом коллективе проблем не будет. Могли ли действительно быть проблемы в самом коллективе, в подборе детей в классе? Не исключено. Возможно, в другой школе, в другом классе действительно все будет по-другому, и ребенок будет чувствовать себя вполне комфортно.

Какое бы решение ни приняли родители, важно одно: они не должны оставлять своего ребенка наедине с его проблемами

Ольга Крусь (учитель)
специально для сайта



Вопросы к статье

К этой статье вопросов пока нет.