Родительские ссоры и скандалы в семье: влияние на ребенка. «Удаленная» родительская любовь может оказаться лучше «близкой». Может ли молочница помешать забеременеть

Ребенок знает, что у него есть и мама, и папа, они живут все в одном доме, а в среду обязательно едут к бабушке на ужин. Ребенок воспринимает вот такую семью, как норму жизни. Что происходит, когда внезапно папа собирает чемоданы и уезжает? Впрочем, сюжет развода может быть самым разным, чемоданы может собрать и мама. Важно то, что как прежде больше не будет и это очень пугает.

Давайте подумаем банально: вы ночью просыпаетесь, чтобы пойти в туалет, не включаете свет, чтобы никого не разбудить, но даже в темноте и на ощупь находите выход из спальни и дорогу к туалету. А теперь представьте, что сделали перестановку и теперь ночью постоянно бьетесь об тумбу мизинцем. Да, тумба не на привычном месте. Так и в жизни, мы привыкает к чему-то, привязывается и нам может это не нравится, но все равно не хотим каждый раз биться мизинцем, ведь правда?

Если взрослые еще могут совладать со своими эмоции, то детям это сделать сложнее.

Как развод родителей влияет на ребенка?

Безусловно, каждый ребенок индивидуален и его реакция на сложившуюся ситуацию может быть самой непредсказуемой, но мы попытались собрать и обобщить последствия развода для ребенка, чтобы родители могли заранее подготовиться: найти правильные слова, объяснения и т.д.

Беспокойство

Ребенок сильно зависит от обоих родителей, поэтому развод мамы и папы может привести к появлению у него беспокойства. Ему может казаться, что его мир находится в опасности. Тревожному ребенку будет трудно сосредоточиться на учебе, он также может потерять интерес к тем занятиям, которые когда-то приносили огромное удовольствие.

Стресс

Зачастую ребенок, родители которого разводятся, может подумать, что он является причиной или же решит, что нужно взять на себя ответственность за исправление отношений мамы и папы. Какая бы причина ни была, она способна вызвать стресс. Во взрослых отношениях, как правило, ребенок мало что решает, принимают решения взрослые. То, что у ребенка стресс можно выявить по его поведению, например, у него может появиться бессонница, частые кошмары и т.д.

Раздражительность

Ребенок, чьи родители разводятся, может страдать от перепадов настроения и стать раздражительными даже при взаимодействии со знакомыми людьми. Может случиться и такое, что ребенок вовсе закроется в себе и перестанет с кем-либо разговаривать. Ему в такой ситуации комфортнее проводить время в одиночестве.

Печать, а потом депрессия

Стоит знать, что любые изменения в настроении ребенка могут привести к депрессии. Если у чада затяжная печать, нужно не ждать, когда она сама пройдет.

Разочарование

Ребенку сложно привыкнуть к тому, что сейчас один из родителей далеко, а, возможно, с ним и вовсе нельзя поддерживать связь. У ребенка в такой ситуации нет полной эмоциональной поддержки со стороны родителей, что может привести к некому разочарованию.

Проблемы в отношениях

Развод родителей для ребёнка может спровоцировать появление сомнений в любви. «Зачем жениться и создавать семью, если итог будет таким, как у моих родителей - развод и боль», думает себе чадо. У детей, чьи родители развелись, как правило, есть проблемы доверия, и им сложно решать конфликты в отношениях.

Если два человека понимают, что вместе им невыносимо, и они не хотят жертвовать собой ради ребенка (быть вместе, чтобы у чада была полноценная семья), то прежде чем решать бумажную волокиту и бросать взаимные обвинения, нужно подготовить к этому ребенка. Хорошо обратиться за помощью и советом к детскому психологу, который расскажет, как действовать в такой ситуации.

Вроде и психологическая грамотность растет и литературы тонны на тему воспитания, а ничего не меняется. Все подстраивают и подстраивают детей под свои страхи, не задумываясь, о том, какие их действия приводят к «отклонениям» в здоровье или поведении ребенка.

Вот несколько примеров из моей практики.

Пример 1. Женщина обратилась с жалобами на восьмилетнего сына: стал рассеянным, невнимательным, отказывается ходить в скаутский кружок. Просит как-то на него повлиять, подействовать. Прошу приехать всей семьей. Отчим зашел, поздоровался и вышел, больше я его не видела. Мама тревожная, сына постоянно поправляет, дергает, видно, что ей за него как-то неловко что ли, стыдно. Сын – общительный приветливый мальчуган, одет в деловой костюмчик с бабочкой, смотрит прямо, открыто, с интересом. Прошу маму выйти, разговариваю с сыном. Интеллект явно выше среднего, кажется, что ему лет 15, не меньше. На вопросы отвечает четко, спокойно, маму жалеет (!) и несколько раз говорит: «она все равно не поймет», «у нее очень много проблем», «она слишком занята, много работает», а он невнимательный, потому что устал, в кружок не хочет, потому что там неинтересно, хочет же он больше гулять с мамой, съездить в лес, покататься вместе на велосипеде. Разговариваю с мамой. Выясняются интересные детали. С первым мужем, отцом ребенка развелась, потому что он ничего не хотел, выпивал, играл, ни к чему не стремился. Сейчас второй раз замужем, у мужа взрослый сын от первого брака. Живут вчетвером в однокомнатной квартире. Младший ребенок уроки делает на кухне, родители по вечерам смотрят телевизор , старший сын периодически приводит друзей и они играют на приставке. Младший сын, помимо школы, ходит на английский, танцы и в кружок скаутов. Свободного времени у него нет, времени на то, чтобы мяч погонять во дворе, у него нет. Своего места, где можно отдохнуть, побыть одному, у него нет. Разумеется, он невнимателен и рассеян. Любой взрослый на его месте уже бы был пациентом неврологического диспансера. И на кого в этой ситуации надо влиять? В первую очередь, на маму с ее страхами, что сын вырастет таким же, как и его отец, на ее стремление не дать ни малейшего шанса сыну побыть без дела.

Пример 2. Мама просит подействовать на дочь, которая отказывается почти ото всей еды. Дочери 14 лет, вес 35 килограммов при росте 175, позади принудительное психиатрическое лечение. В присутствии мамы дочь не может сказать ни единой фразы, чтобы не быть поправленной, мама контролирует все сферы жизни ребенка, проверка компьютера и телефона, чтение личного дневника - в этой семье норма. Дверь в комнату закрывать нельзя, одеваться по-своему нельзя, обрезать длинные волосы нельзя, пользоваться косметикой – нельзя. После потери веса нужно кушать только в присутствии мамы или папы и только рекомендованную ими еду, взвешиваться каждый день. Кажется, что по-своему можно сделать только одно – умереть, к чему медленно, но верно девушка и стремится. Страх мамы – ранняя беременность дочери, незаконченный университет, несложившаяся жизнь .

Пример 3. Мама спрашивает совета, как вылечить аллергию у дочери. Периодически 12-летняя девочка покрывается сыпью, расчесывает кожу, в основном, на лице. Врачи подозревают аллергию на домашнюю пыль или косметику. Девочка занимается в танцевальной школе и в модельном агентстве. С юных лет принимает участие в конкурсах красоты и всевозможных показах. Мама мечтает, что дочка станет супермоделью и найдет себе очень богатого мужа. Дочка хочет кататься на горных лыжах или сноуборде, ходить в походы и мечтает о собаке. Когда мама слишком наседает с обязанностями по уходу за внешностью, поддержанием веса, разучиванием танцев, дочка «вызывает» сыпь и чешется, ни о каких конкурсах и выступлениях с красным опухшим лицом и речи быть не может, а вот погулять можно спокойно. И кого тут надо лечить?

Пример 4. Мама жалуется на гиперактивность четырехлетнего сына, прошла много врачей, уже дает какие-то таблетки. Выясняется: ребенок весь день проводит с бабушкой. Бабушке трудно двигаться, возраст и проблемы с суставами, поэтому с внуком она не гуляет, зато они много занимаются аппликацией, рисованием, лепкой, учатся читать и писать, запоминают стихи. Мама забирает ребенка в восемь вечера, по пути домой ребенок носится кругами вокруг мамы, все сшибая на своем пути и говоря без остановки. Путь домой занимает 15 минут. Домой ребенка загнать сразу не получается, нужно гулять еще хотя бы час. Мама устает на работе, поэтому хочет побыстрее сделать домашние дела и лечь спать, прогулки в ее планы не входят. Нормальный здоровый подвижный ребенок крайне мешает этим планам и кажется гиперактивным.

Такая вот грустная картина. Родители, задумайтесь!

Как родители могут повлиять на повышение самооценки ребенка

Самооценка – это представление человека о себе, о собственной ценности в мире. Она складывается из того, как мы оцениваем свои действия, свой характер, свои способности и прочие психические явления. Она формируется еще в раннем детском возрасте, и родители играют важнейшую роль в ее формировании. А значит, могут вполне успешно влиять на ее повышение. И я постараюсь пояснить, как именно вы можете это сделать.

Самооценка бывает трех видов: завышенная, адекватная и заниженная. Данная статья посвящена заниженной самооценке ребенка. Именно она больше всего волнует родителей и в значительной степени ограничивает ребенка на пути к развитию гармоничной личности.

Дети с заниженной самооценкой характеризуются тревожностью, неуверенностью в себе, в собственных способностях и действиях, они склонны не доверять людям и не рассчитывать на их поддержку. Все это ведет к ощущению одиночества и собственной ущербности. Ребенок замыкается, избегает общения из страха отвержения, непринятия. Такие дети обидчивы и неконтактны, они плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любой деятельности изначально ориентируются на неуспех, отказываются рискнуть, чем значительно ограничивают свою жизнь. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Такие дети верят в себя, свои силы, способны принимать решения, способны адекватно реагировать на ошибки в своей работе. Они чувствуют собственную ценность, а потому готовы ценить и окружающих. У такого ребенка нет серьезных препятствий, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть. Именно к такой самооценке важно стремиться.

Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам . Подсказывайте, направляйте, но не делайте. Старайтесь оказывать достаточную, но не избыточную поддержку.

Значительное повышение самооценки происходит в момент перехода из позиции «я не могу» к позиции «я сам в состоянии справиться со своими жизненными трудностями». Не загубите этот момент собственным излишним усердием.

Чтоб помочь ребенку повысить собственную ценность необходимо:

  1. В первую очередь проанализировать свое поведение и то, как вы общаетесь с ребенком. Исключить обвинительную интонацию и негативные прогнозы. Будьте внимательны к успехам ребенка, даже самым маленьким, радуйтесь и хвалите за них ребенка. Это научит его ощущать вкус победы и усилит уверенность в себе и своих силах.
  2. Необходимо выделять посильную зону ответственности. Давайте поручения, с которыми ребенок может справляться самостоятельно (поливать цветы, кормить кота, вытирать пыль, пылесосить, мыть посуду и под.). Не забывайте благодарить его за помощь, говоря ему о том, как для вас это важно. Донести ему, что нуждаетесь в его помощи.
  3. Советуйтесь с ребенком, спрашивайте его мнения. По-возможности, даже действуйте согласно его советам. Не бойтесь показаться слабым перед ним.
  4. Откажитесь от излишней критики. Если без конца повторять своему ребенку, что он ничего не знает, не умеет и ничего-то никогда у него не получается, то вполне возможно, что однажды он и в самом деле в это поверит, а тогда – проблемы с самооценкой ему гарантированы. Это больше профилактическая мера, но она чрезвычайно важна. Важно критиковать сам поступок, а не самого ребенка. Ребенку важно знать, что вы его любите и цените, не смотря на критику за его ошибки.
  5. Анализируйте с ребенком то, что нового у него стало получаться, в чем он делает успехи. Важно не сравнивать ребенка с другими детьми, вместо этого гораздо полезнее сравнить его нынешнее успехи с прошлым опытом. Замечайте, в чем растет ваш ребенок.
  6. Научите ребенка заботиться о себе, делать что-то приятное для себя, уметь себя радовать.
  7. Демонстрируйте оптимизм вашему ребенку. Вечное недовольство всем и вся, любого превратит в унылого брюзгу.
  8. Коллекционируйте успехи вашего ребенка. Можно завести специальный блокнот или дневник, где вы будите вместе отмечать, записывать его успехи.
  9. Не игнорируйте страхов ребенка, говорите о них и оказывайте поддержку.
  10. Разрешите себе быть несовершенным, и тогда ваш ребенок не будет столь требователен к себе.
  11. Поощряйте инициативу ребенка.
  12. Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  13. Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, его одобрение, похвала, поддержка и поощрение. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом - физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые , включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Для родителей важен поиск таланта собственного ребенка, тех способностей, которые можно развивать. Нужно поощрять стремление ребенка к самовыражению. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию. Одним из приемов похвалы может быть аванс , или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра - это аванс на весь долгий и трудный день.

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, важно помнить:

  1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психологическому.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте . Никакой "профилактики". Ребенка нужно предупреждать о возможном наказании, оно не должно быть неожиданным.
  3. За один раз - одно наказание . Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание - не за счет любви и внимания . Не лишайте ребенка тепла и общения.
  5. Никогда не отнимайте вещи , подаренные вами или кем бы то ни было, - никогда!
  6. Можно отменить наказание , но здесь важно объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан - прощен . Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах".
  9. Без унижения . Если ребенок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.
  10. Не наказывайте ребенка в присутствии других людей .
  11. Не наказывайте ребенка, если он плохо себя чувствует или болеет, а также после физической или душевной травмы.
  12. Не наказывайте за то, что ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  13. Прежде чем наказать ребенка, важно прояснить и понять внутренние мотивы поступка ребенка. Если они не понятны – не наказывайте.

Есть специальные игры разработанные для коррекции заниженной самооценки ребенка. Приведу пример некоторых из них:

1. Копилка достижений

Это очень хорошая игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. Вы действительно сможете достичь такой, казалось бы, глобальной цели, если будете систематически использовать этот игровой прием. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений.

Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей - маленьких и больших собственных успехов в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся рисунки, отражающие предметы, которые как-то связаны с понятием "успех", или это будут просто симпатичные узоры. Оставьте выбор за мальчиком или девочкой. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Так, на записочках будут появляться фразы: "Хорошо прочитала стихотворение у доски", "Нарисовала отличный рисунок на тему "Осень", "Сделала подарок бабушке, который ей очень понравился", "Все-таки смог написать контрольную по математике на "пять", хотя боялся" и многие другие. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. "Утяжеление" копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта).

К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности и он видит себя никчемным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у вашего ребенка есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад.

2. Звезда квартиры № 10

(Номер должен совпадать с номером вашей квартиры)

Эта игра хотя и направлена на помощь ребенку, но предназначена, скорее, для взрослых. Именно они должны подкрепить самооценку ребенка, показать ему самому все лучшее, что в нем есть.

Создайте в вашей квартире небольшой стенд, посвященный ребенку. Оговорите время его использования, допустим неделя или две. На этот период ваш ребенок станет "звездой вашей квартиры", так как все остальные домочадцы будут следить за его успехами, отмечать его достоинства. В центре стенда поместите фотографию ребенка. Рядом приклейте лепестки, на которых будете делать записи (можно изготовить и вариант попроще, он больше понравится ученикам среднего школьного возраста - в виде забора, на котором все пишут что хотят и в любом его месте). В течение указанного времени на этом стенде должны появляться надписи, сделанные членами семьи и касающиеся как постоянных характеристик ребенка, которые они ценят, так и тех его достижений и добрых дел, которые они заметили за текущий день. При желании ребенок и сам может добавить какую-либо заметку о себе.

Если детей в вашей семье несколько, то, конечно, нужно создать такой же "звездный" стенд и для других, но использовать их нужно по очереди - "звезда вашей квартиры" должна чувствовать свою исключительность и уникальность в течение отведенного ей времени, получить сполна объем внимания близких, хотя бы в игре не разделяя его с братьями и сестрами. По истечении срока действия стенда его отдают на память самому ребенку, а тот, если хочет, может разместить его у себя в комнате.

3. Солнышко

Это отличная игра, которая позволяет получить от других одобрение, каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Поэтому проводить ее нужно в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей. Идеально подходящий случай для этого - день рождения ребенка. Можно организовать эту игру, когда маленькие и большие гости наелись и готовы к общению и развлечениям.

Переключите их внимание на ребенка словами: "Посмотрите, что-то наш именинник совсем замерз. Давайте поиграем в игру "Солнышко" и согреем его все вместе!" Усадите всех гостей в круг (если не хватает стульев, можно встать или сесть на пол). В центре поставьте вашего ребенка. Каждому гостю раздайте по одному цветному карандашу. Объясните, что это лучик солнца. Его можно подарить озябшему с добрыми словами, сказав о том, что гостю нравится в имениннике, за что того можно уважать. Покажите пример сами, сказав одно предложение-комплимент своему ребенку и отдав ему лучик. Тот, кого согревают, должен не забыть сказать "спасибо", можно добавить "очень приятно", если ему что-то особенно радостно будет слышать. Дальше все гости по кругу говорят что-то хорошее и отдают ребенку свой карандаш. Во время этого ребенок поворачивается лицом к говорящему. У присутствующих на празднике маленьких гостей тоже может возникнуть желание побыть "отогреваемым", оказаться в центре внимания. Вы можете предоставить им эту возможность, повторив игру, а можете оставить ее для таких особых случаев, пообещав ребятам, что их ждет еще много интересных игр (не забудьте, что обещания, данные детям, нужно тут же начать выполнять).

4. Закончи предложение

Сколько бы окружающие ни рассказывали ребенку о том, какой он замечательный, самым важным является момент, когда ребенок примет их мнение и согласится с тем, что он действительно имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Так что данная игра - хороший способ проверить, что же принял для себя ваш ребенок и как это отразилось на его самоотношении.

Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...". Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

Таким образом, я желаю вам стать волшебником для собственного ребенка, дарящим ценность самого себя собственному, самому родному человечеку! Это в ваших силах! Верте в себя и в собственного ребенка!

Все мы – люди, нам свойственно проявлять самые различные чувства, наравне с радостью и счастьем, спокойствием и эйфорией мы можем гневаться, быть недовольными, уставшими и раздражительными. В общении друг с другом все наши внутренние эмоции проявляются и обретают жизнь, так или иначе, воздействуя на другого человека. Ссоры в семье чаще всего неизбежны, супруги разняться во мнениях и подходах к разным вещам, полное согласие и взаимопонимание – явление редкое, поэтому семейные конфликты становятся болезненным вопросом. А ведь благополучие семьи, гармония в ней неразрывно связаны с эмоциональным состоянием, как родителей, так и их детей.

Родители часто полагают, что из-за своего нежного возраста их ребенок не улавливает смысла ссор и разногласий, и поэтому позволяют себе ярко выражать негативные эмоции, не задумываясь о чувствах крохи на тот момент.

Как семейные скандалы влияют на ребенка

А ведь ребенок очень чувствительно относиться ко всем изменениям вашего поведения, он впитывает интонацию, голоса, принимая близко к сердцу даже напряженное молчание родителей. Что уж говорить о криках и даже рукоприкладстве.

Психологи утверждают, что дошкольный возраст – основа для воспитания личности, характера человека, его привязанностей и пристрастий. Имея совсем не большой жизненный опыт, малыш не в силах разобраться в причинах и следствиях семейных скандалов, и, даже не принимая в них участия, психически страдает.

Регулярные семейные конфликты неизбежно приводят к целому ряду негативных последствий для ребенка.

Расстройства психологического плана

  1. Поведенческий фактор. Ссоры родителей могут провоцировать развитие в ребенке как агрессивного, истеричного поведения (некоторые дети становятся агрессивными, злыми, драчливыми, постоянно провоцируют конфликтные ситуации среди сверстников), так и, напротив, замкнутости, отчужденности, (другие дети становятся замкнутыми, закрытыми, они стараются меньше общаться и, зачастую, пытаются закрыться от всех). Поначалу кроха может бить и кричать на игрушки, а потом переносить манеру поведения в повседневное общение с людьми. Ребенок может перестать слушаться родителей, вести себя бесконтрольно, так как авторитет взрослых подрывается в глазах малыша. Такие проблемы со временем только усугубляют психическое здоровье ребенка и в дальнейшем негативно влияют на развитие характера в целом. В старшем возрасте это начинает перерастать в большие проблемы.
  2. Психические расстройства. Постоянная нервозность, ожидание конфликтной ситуации, напряженность, невозможность принятия чьей-либо стороны делает ребенка более возбудимым, тревожным, способствует развитию неврозов и серьезных психических заболеваний.
  3. Жизненный опыт. Выбрать их конфликтующих сторон ту, которая права, учитывая любовь к обоим родителям, для ребенка очень болезненная задача. Видя, как мама и папа, которые для крохи являются неоспоримым примером, ссорятся и кричат, ребенок начинает воспринимать подобную манеру отношений, как норму. Он перестает верить, что возможны дружственные, нежные отношения между людьми. А позднее, во взрослой жизни начнет применять полученный опыт в собственной семье, в отношениях с близкими и друзьями. Будучи свидетелем скандалов, ребенок перестает ценить семью, как надежный оплот, а семейные ценности перестают для него быть значимыми.
  4. Ценности. Неизбежно страдает развитие и принятие жизненных норм и ценностей для малыша. Трудно воспитывать в чаде любовь, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь, когда вместо их проявлений в семье ребенок чаще видит обратные качества, ощущает враждебность, неприязнь между близкими.
  5. Гендерные отношения. В конфликтах между родителями малыш может выбрать себе правого, основываясь на собственных чувствах и привязанностях. Так, если он больше общается с мамой, ощущает ее близость, то вне зависимости от правоты матери выделит в ссоре. Постоянно видя скандалы и ругань, делая в собственных глазах кого-то из родителей жертвой, ребенок в дальнейшей жизни может негативно относиться к женщинам или мужчинам, становясь женоненавистником или, напротив, ненавидя мужчин.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

У маленьких деток некоторые скандалы так сильно откладываются в памяти, что являются чуть ли не единственными воспоминаниями из детства. Ведь взрослый человек после разрешения конфликта в состоянии самообладать собой и забыть все неприятные моменты. Для ребенка же очень тяжело понять почему происходит скандал. Дети всегда думают, что именно они являются причиной раздора. Возникают навязчивые мысли, что они мешают всем в своей семье и что их совершенно никто не любит. На фоне этого появляется ощущение ненужности и в дальнейшем все это перерастает в огромную кучу комплексов.

Расстройства физического плана

  1. Речь и зрение. Нахождение в стрессе, постоянной тревоге способствует задержке в развитии ребенка. Особенно затрагиваются речь, малыш может позже начать говорить, возможно, появление , различных дефектов в речи. Ребенок может потерять способность сфокусироваться на предмете, что свидетельствует о проблемах со зрением. Кроме того, общенаучный факт, что постоянно испытываемый стресс влияет на головной мозг, а с этим непосредственно связано нормальное развитие человека.
  2. Сон. Кроха долго не забывает скандал родителей, они сами уже давно могут выбросить инцидент из головы, а их чадо все еще будет переживать по этому поводу. Психика малыша еще очень неразвита, ему сложно осознать причины раздоров. Постепенно у ребенка могут возникать негативные мысли о том, что его не любят, а он сам может быть причиной ругани мамы и папы. Из-за собственных переживаний и комплексов ребенку порой очень сложно заснуть, а все мы знаем огромную роль сна в развитии малыша, его физическом и психическом здоровье. Эмоциональное возбуждение зачастую приводит к кошмарам, тревожному сну.

Как вести себя, если зреет ссора, или она уже состоялась

  • Промолчите. Подождите с выяснением отношений до отсутствия ребенка или его сна. Конечно, трудно это сделать, если внутри бурлят негативные эмоции и гнев, но на то вы и взрослый человек, чтобы уметь сдерживаться. Но необходимо задуматься о последствиях конфликта и о том, что нервные клетки не восстанавливаются. Попробуйте отвлечься, посчитать до ста, подышать по квадрату;
  • Остановитесь. Если ссора уже назрела, постарайтесь на время покинуть место конфликта, уйдите, срочно займитесь каким-либо делом, перенеся разговор на потом. Вы остынете и в дальнейшем отнесетесь к ситуации с «холодной» головой;
  • Следите за речью. Часто в ссорах родители начинают друг друга унижать и оскорблять. Унижения надолго запоминаются даже взрослому человеку, не говоря уже о ребенке. Кроме того, вам не нужно, чтобы кроха потом тоже употребляла в речи бранные слова и обзывательства;
  • Не поминайте прошлого. Как часто в споре, взрослые начинают вспоминать прошлые проступки. Не стоит ворошить старые обиды, не усугубляйте ситуацию;
  • Не угрожайте. Не нужно разбрасываться угрозами, особенно теми, которые вы просто говорите сгоряча, не планируя выполнять, а просто для того, чтобы задеть оппонента. Ребенок все принимает всерьез, будет с тревогой ждать худшего, рождая в себе сомнения и страх;
  • Выражайтесь спокойно. Выясняя отношения, старайтесь минимизировать уровень раздражения, говорите спокойно, размеренно, будто обсуждая обыденную ситуацию;
  • Успокойте кроху. Если понятен намечающийся конфликт, чувствуется взаимное напряжение, недовольство, скажите ребенку, что все в порядке, что вы не смотря ни на что, придете к общим выводам и помиритесь;
  • Объясниться. Если ссора уже произошла, объясните ребенку что подвигло вас так поступить. Обязательно уверьте ребенка, что все закончилось мирно. Объяснить ему доступным для понимания языком, почему произошел конфликт. И убедить его, что все разрешилось. Что произошедшая ситуация больше не повториться. И все сказанные обидные слова и оскорбления – это ошибка, и папа или мама хорошие, добрые и т.д.;
  • Наладить обычные отношения. Покажите ребенку, что у вас все хорошо. Если малыш стал свидетелем скандала, не демонстрируйте долго неприязнь друг к другу, покажите, что вы помирились, и жизнь стала такой же, как обычно. Постарайтесь, действительно, простить вторую половину, ведь любую фальшь дети остро чувствуют;
  • Выразите любовь и нежность. Это касается как друг друга, так и ребенка. Просто обнимите своего ребенка, поцелуйте, скажите, как вы его любите. И ребенок должен понимать, что на самом деле в семье все друг друга любят;
  • Говорите об эмоциях и чувствах. Скажите ребенку, что все люди могут выражать свои эмоции, и имеют на это право, только нужно очень стараться в плохом расположении духа не обидеть другого человека. Показывайте личный пример, успокаивайте друг друга, разделяйте чувства свои и ребенка;
  • Никогда не доводите ссоры до драк. Это ненормальный вид конфликта, признак явно болезненных отношений. Ребенок не должен быть свидетелем рукоприкладства. Иначе для него это может стать нормой жизни, серьезно травмировать психику и сильно повлиять на дальнейшую жизнь. Если ваши семейные конфликты очень серьезные и доходит до рукоприкладства, то над этим стоит серьезно задуматься. Как минимум вы должны спокойно обсудить ситуацию с супругом в подходящей обстановке. Или обратиться за помощью к семейному психологу. Ведь каждый взрослый человек должен понимать, что дети – это наше отражение. И какую модель семьи ребенок видит в детстве, такую же он будет строить сам во взрослой жизни. Если избиения стали частью отношений, то хорошо подумайте, не будет ли лучшим для вашего ребенка, если ваша пара разойдется.

Мальчик, который вырос в семье, где отец постоянно избивал мать, просто не в состоянии отличаться хорошим воспитанием по отношению к женщине. Для него будет просто нормой решать любой конфликт в своей семье кулаками. У него не будет уважения к собственной матери, а, соответственно, и ко всем остальным женщинам.

Для девочки воспитание в такой семье является основной моделью поведения женщины. В дальнейшем у нее будет просто отсутствовать уважение к себе. Быть жертвой, ходить в синяках для девочки будет нормальным образом жизни. Это будет модель семьи, к которой она привыкла с детства.

Помните, что хорошие отношения в семье – залог нормального развития вашего ребенка. Семья – оплот, нерушимая стена для каждого ребенка. Родители – пример для подражания и неоспоримый авторитет. Вы ответственны за психику своего чада. Действительно любящие мама и папа никогда не позволят собственным неурядицам и проблемам в отношениях повлиять на здоровье чада, они обязательно постараются сгладить конфликты, окружить ребенка спокойствием и любовью. Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Никто не может гарантировать, что клянущиеся друг другу в вечной любви молодожены через пару лет после свадьбы не будут тихо ненавидеть все, что связано с семейной жизнью, и мечтать только о том, как бы побыстрее развестись. Если их «мечта» осуществится, то, как это может повлиять на дальнейшую жизнь их детей?

Дети - это главные потерпевшие в разводных «войнах»

У каждой разводящейся пары (а в России разводом заканчивается каждый второй брак) период осознания того, что «так больше жить нельзя» наступает в разное время. Кто-то разводится уже через несколько месяцев после свадьбы, кто-то через год, кто-то через 15-20 лет.

Хорошо, если расстающиеся супруги убедятся в том, что они абсолютно не подходят друг другу до рождения потомства. В этом случае их развод не будет иметь никаких негативных психологических последствий ни для кого, кроме них самих, зачем-то поторопившихся с посещением ЗАГСа. Если же у них к этому моменту появятся дети, то именно они станут главными потерпевшими в «разводных» войнах. Расставание родителей непременно скажется на их дальнейшей жизни и взаимоотношениях с противоположным полом.

Развод может быть не только негативным, но и позитивным явлением

Между тем, не нужно воспринимать развод как абсолютное зло, приносящее одни несчастья, разрушения и психологические травмы. Развод вполне может быть и позитивным явлением. Конечно, в идеальном варианте ребенок должен воспитываться в полной семье, в атмосфере всеобщей родительской любви, когда мама и папа живут счастливо, в мире и согласии до конца своих дней.

Но если они не могут провести в одной комнате и пяти минут, чтобы не поссориться и не разодраться, то, конечно, это не будет способствовать гармоничному развитию ребенка. В этом случае развод станет единственной возможностью воспитать ребенка в нормальной психологической атмосфере. Уж пусть лучше он живет с одним из родителей, чем растет в мире постоянного страха, конфликта и скандала, а то и рукоприкладства.

Даже если родители не ведут между собой ежедневные войны, а просто не испытывают друг к другу никаких позитивных чувств и давно ходят «налево» и «направо», то еще большой вопрос, нужно ли в такой ситуации сохранять семью ради ребенка, или супругам лучше жить отдельно.

Ребенок все равно рано или поздно поймет, что его родители больше не любят друг друга, и может впоследствии перенести эту модель взаимоотношений с противоположным полом в собственную личную жизнь.

На каких детях это больше всего сказывается

Конечно, степень негативного психологического воздействия развода родителей на ребенка во многом зависит от его возраста. Вряд ли младенец поймет, что произошло, если его родители больше не будут жить вместе.

Стремящийся всеми силами к независимости и самостоятельной жизни подросток 14-16 лет, наверное, тоже не будет слишком сильно переживать из-за расставания родителей, поскольку у него к этому возрасту уже будет много собственных увлечений и интересов (хотя, с другой стороны, у подростка, в отличие от младенца, гораздо крепче эмоциональная связь с родителями, поскольку он успел многое с ними пережить).

Можно предположить, что с точки зрения возраста, самое негативное воздействие развод оказывает на детей от 4-х до 10-ти лет, которые уже многое понимают в человеческих отношениях, но еще далеки от подростковых идеалов самостоятельности и независимости.

Плачевные результаты расставания родителей гораздо тяжелее переживаются в одиночку, поэтому на единственного ребенка в семье они произведут более сильное впечатление, чем на сообщество родных братьев и сестер.

Как это может повлиять на дальнейшую жизнь детей

Безусловно, развод родителей может стать большим стрессом для любого ребенка сознательного возраста. Поведение детей после развода может быть непредсказуемым. Они либо замыкаются в себя, чувствуя себя ущербными неудачниками, по сравнению со сверстниками из полных семей, либо, наоборот, начинают вести себя более вызывающе и агрессивно, чувствуя злость не только на своих родителей, но и на весь окружающий мир.

Огромное воздействие это может оказать и на их дальнейшую жизнь. Дело в том, что поступки и взаимоотношения родителей являются для ребенка своеобразной ролевой моделью, на основе которой он впоследствии строит собственную семейную жизнь. Именно поэтому дети из разведенных семей нередко повторяют сценарий взаимоотношений своих родителей, и разводятся гораздо чаще тех, кто вырос в полных семьях.

Если из семьи уходит мужчина, то есть большая вероятность того, что впоследствии его сын поступит таким же образом со своей семьей (хотя, конечно, это происходит далеко не всегда), поскольку в его сознании не будет примера верного отца, и он не будет испытывать особого благоговения перед супружескими отношениями. Кроме того, если он будет воспитываться только матерью, то, возможно, у него не сформируется правильное представление о том, как должен вести себя мужчина в тех или иных ситуациях.

Девочка, отец которой бросил семью и ушел к другой женщине, с большой долей вероятности будет с подозрением и недоверием относиться ко всем мужчинам, и испытывать страх перед замужеством. Из-за этого она тоже может «попасть» в несчастный брак.

Одним словом, развод родителей может запрограммировать детей на похожую ситуацию в их собственной личной жизни и породить у них массу комплексов и неверных представлений. Конечно, это лишь возможные варианты развития событий. Все может быть совсем не так и наоборот. Вполне возможно, что дурной пример родителей заставит их повзрослевших детей сделать все, чтобы создать максимально крепкую и полную семью.

Худший вариант развития событий

Худший вариант развития событий в подобных ситуациях - это когда ребенок выступает в качестве оружия в «разводных» войнах расстающихся супругов. В этом случае они начинают манипулировать им, и настраивать его против своей бывшей второй половинки, чтобы еще больше ей досадить.

Когда же, наконец, наступает долгожданный день развода, один из супругов, с которым остается ребенок, запрещает другому с ним не только встречаться, но и каким-либо образом общаться и поддерживать контакт. Для ребенка это самый тяжелый в психологическом плане вариант развода родителей.

Как свести негативные последствия к минимуму

Если развода избежать не удается, то надо хотя бы минимизировать его возможные негативные психологические последствия для потомства. Прежде всего, не нужно настраивать ребенка
против ушедшего из семьи супруга, обзывать его всевозможными, дурными словами, и обличать в неверности и всевозможных грехах всех представителей его пола.

Гораздо лучше приучить ребенка к тому, что из всего, что происходит в нашей жизни, даже из самых негативных ситуаций можно извлечь что-то положительное, какой-то плюс. Это будет способствовать формированию у ребенка правильной жизненной философии, которая не позволит ему чувствовать себя неудачником, растущим в неполной семье.

В идеальном варианте (если это выражение здесь уместно) развод должен проходить в спокойной, лишенной истерики и ненависти атмосфере, в которой родители расстаются друг с другом, но не с ребенком, и уходящий супруг продолжает регулярно встречаться и общаться с ребенком на протяжении всего его детско-юношеского периода и дальше.

Для того, чтобы это стало реальностью, бывшим супругам нужно простить друг другу все обиды и сохранить дипломатические отношения, чтобы у ребенка по-прежнему была его семья, пусть и существующая наполовину в удаленном варианте. «Удаленная» семья - это гораздо лучше, чем неполная семья.

«Удаленная» родительская любовь может оказаться лучше «близкой»

Эмоциональная связь между людьми может быть гораздо важнее их реального совместного пребывания в каком-то месте. Поэтому развод не может разрушить отношения между ребенком и ушедшим из семьи родителем. Мало того, иногда «удаленная» родительская любовь может оказаться даже лучше «близкой».

Некоторые «воскресные» папы после развода начинают уделять своим детям гораздо больше внимания, чем когда они жили в семье, и целыми дням работали, а выходные проводили за пивом и футболом с друзьями в бане или в гараже. Именно после развода некоторые отцы начинают по-настоящему общаться со своими детьми и интересоваться их жизнью.

Конечно, если у ребенка появится приемный папа, или у его биологического отца будет новая семья, то общаться им будет несколько сложнее. Но в любом случае, и в разводе можно быть отличным отцом. Для этого нужно просто активно интересоваться жизнью ребенка, его хобби и увлечениями, общаться и встречаться с ним при первой возможности и поддерживать контакт
по «Скайпу» и электронной почте. Еще лучше, если у ребенка и его биологического отца появится совместное увлечение. Это может быть музыка, спорт, наука, литература и т.д.

Если отцу и ребенку удастся после развода сохранить или создать заново сильную эмоциональную связь, то, в принципе, не будет особой разницы в том, где они проживают и ночуют. С психологической точки зрения ребенок по-прежнему будет жить в полной семье.


Статья предоставлена:

Алексей Кормушкин,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?