Роль бабушки и дедушки в воспитании ребенка. Бабушки и дедушки в современной семье

Когда мы говорим о воспитании детей, то главную роль, естественно, отводим родителям – мамам и папам. Но ведь немаловажную роль в становлении и развитии личности играют и другие близкие родственники – бабушки и дедушки. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей существенно. Прежде всего, это помощь, которую оказывают бабушки и дедушки, забота о них, пока родители на работе; ухаживают за ними во время болезни. Тем самым в большой степени помогают снять напряжение и перегрузки родителей.

В наше время очень много семей, в которых оставшихся без попечения родителей детей воспитывают дедушки и бабушки, семей, где бабушки берут на себя воспитание внуков, когда родители работают с утра и до позднего вечера. Как же влияют наши родители на наших детей?

Многие мамы и папы считают, что наши родители не способны воспитывать внуков, что они только портят ребенка, позволяя ему вольности. По моему мнению, это стереотип, имеющий мало общего с действительностью. Ведь не случайно в народе говорят, что человек становится настоящим родителем только с появлением внуков. На фоне мудрости, житейского опыта, которые появляются с годами, мы начинаем принимать ребенка безусловно, не пытаясь реализовать через него свое понимание, каким должен быть сын или дочь. Чаще всего именно бабушки и дедушки дают уверенность в себе, адекватное принятие жизни.

Однако, помогать родителям в воспитании внуков и воспитывать их самостоятельно – далеко не одно и то же. Как же меняется психология ребенка, а также бабушки с дедушкой, на плечи которых ложится полная ответственность за воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка? С позиции ребенка бабушка и дедушка воспринимаются как родители. Трудно определить возраст, с которого замещение родителей станет менее болезненным. Отношение и характер ребенка будут складываться из того, насколько старшее поколение готово к такому замещению. Все зависит от них самих. Если воспринимают ребенка как огромную ответственность – такое отношение может навредить. Ответственность должна быть такой же, как и у любого родителя. Каждый из нас несет ответственность за своих детей, но при этом не забывает и о своей личной жизни, личных интересах. Также должны вести себя и вторые родители: не тотальный контроль и желание сделать из ребенка человека, а любовь,забота и возможность для ребенка просто жить.

За годы работы в школе приходилось работать не только с родителями, но и с бабушками и дедушками. И конечно, отношение к воспитанию детей у всех разное.

Условно бабушек и дедушек можно разделить на пять типов.

“Тиран” – это авторитет, который заявляет безапелляционно: делай то, что я говорю, потому что я лучше знаю. Многие родители не хотят общаться с такими дедушками и бабушками и ограждают от них детей, поскольку такой натиск очень трудно выдержать. Тирания воспитывает в ребенке чрезмерное послушание и зависимость.

“Компьютер” – человек, который постоянно поучает, дает оценку всему. С таким человеком трудно общаться, особенно ребенку. Этот тип бабушки довлеет, напрягает, не исполняя прямой обязанности – учить быть компромиссным.

“Мученик” – это альтруист, для которого важнее всего служить ближнему. “Не обращайте на меня внимание, главное, чтобы у вас было все хорошо”– часто говорят такие бабушки и дедушки. У таких людей соответствующее поведение и с внуками, что имеет последствия в виде избалованности ребенка, которому позволяется все на свете.

“Приятель” – это человек, который потворствует в играх и шалостях, не признает никакой ответственности. “Я ничего не мог поделать. Это у вас такой ребенок”, – оправдываются такие дедушки и бабушки, когда родители обвиняют их в том, что не смотрели за ребенком, который “ходил на голове”. “Приятелям” скоро надоедают шалости растущего ребенка, а найти им альтернативу они не могут.

“Руководитель и проводник” – человек разумный, который знает все подводные камни, поэтому смело ведет ребенка по дороге жизни. Но в определенный момент, когда почувствует, что ребенок может сделать что-то сам, уйдет в сторону и даст возможность проявить себя. Человек мудро и здраво умеет балансировать методами воспитания, гармонизируя отношения с ребенком. Иначе говоря, такой человек остается гибким, что позволяет и внуку быть разным, тренироваться, пробуя себя в разных ролях.

Наверное, большинство мам и пап задавались вопросом: “А можно ли доверять стареющим родителям воспитание детей, не испортят ли они ребенка?”. Считаю, что нет проблемы отцов и детей, есть недостаток культуры общения в семье, неумение и нежелание понимать другого. Дело не в установках или шаблонах, что бабушки портят и балуют, а в умении услышать и принять друг друга. Для дедушек и бабушек – это умение принять своих детей и внуков и не реализовывать в них своих ожиданий. Для мам и пап – умение быть снисходительными и толерантными (терпимыми) по отношению к старости. Поэтому вопрос воспитания бабушками связан, прежде всего, с психологией старости– насколько человек стареет и как меняется его внутренний мир.

Вот три самые распространенные ситуации.

  1. Бабушка занимается собой и не принимает участия в воспитании внуков. Когда дети просят посидеть с внуком хотя бы часок, у бабушки находятся неотложные дела. Возможно, что в свое время этой бабушке ее родители тоже не помогали в воспитании детей, поэтому она платит своим детям той же монетой. Но надо помнить, что такой порядок в семейной системе – это не навсегда и не на все поколения. Насколько родители сумеют сказать бабушке, что она им нужна, что она – неотъемлемая часть семьи, настолько у нее появится желание принимать участие в воспитании внуков, понимание того, что внуки– радость, а не повод для очередной ссоры.
  2. Бабушка и дедушка-зло. Нередко встречаются семьи, в которых дети отстраняются от родителей, потому что в свое время натерпелись от них горя. Они уверены, что общение с бабушкой – выпивохой и дедушкой – тираном ничего хорошего ребенку не принесет. Как же поступить? Можно оградиться от частого общения с такой бабушкой, но уважение и умение принять ее со всеми слабостями и недостатками должно быть сформировано. Нужно сказать себе: “Да, мне как маме, это не нравится, но бабушка – часть моей личной истории, отвергая ее – мы отвергаем самих себя”.
    Прятать ребенка от родителей мужа и от него самого свойственно также разведенным женщинам. Таким методом они добиваются лишь того, что формируют у ребенка комплекс страуса, который прячет голову в трудной ситуации. Выход из конфликтной ситуации может быть разным: уступить, пойти на компромисс или сотрудничество, убежать от конфликта.
  3. Бывает, что бабушки-дедушки пытаются заменить живых родителей. Не сложилась у дочери семейная жизнь с отцом ребенка, а тут подвернулся хороший человек. Бабушка предлагает: давай я заберу ребенка, а ты строй свою жизнь и не волнуйся. Тем самым бабушка перекладывает ответственность за воспитание ребенка на себя. Это ошибочная установка – у каждого должна быть своя ответственность.

Воспитание – это метод проб и ошибок, но в первую очередь – это знания, а также умение применить эти знания на практике. Не нужно специально воспитывать, нужно помогать расти и развиваться нашим детям. И получится самый удачный результат, если царит уважение, доверие, понимание двух поколений – старшего и младшего.

      Бабушки и дедушки — важные и ближайшие родственники в каждой семье. Более того, жизненный опыт и забота старшего поколения всегда необходима современным молодым родителям. Можно ли позволять бабушкам вмешиваться в воспитание детей и как сделать климат в семье благоприятным? Это важные вопросы, волнующие множество семей.
  • Ведь, существует масса ситуаций, когда мама и папа просто не имеют свободного времени из-за работы, командировок или других важных дел. Не важно, живут ли родители вместе с бабушками и дедушками, главное то, что эти члены семьи имеют важное влияние на ребенка и становятся частью его жизни
  • Не зря в народе говорят: «дети — это игрушки, а внуки — это дети» и в этом есть доля правды. По настоящему ощутить заботу и трепетное отношению можно только к внукам. Все потому, что в «свое время» бабушки и дедушки тоже были слишком заняты работой и не успевали как следует насладиться всеми прелестями материнства
  • Если отставить в сторону стереотипы о том, что старшее поколение не умеет справляться с современными детьми, то можно понять, что без помощи своих родителей — никак не обойтись

Преимущества связи между ребенком и бабушкой

Безусловно общение с бабушками и дедушками оказывает на ребенка благоприятное действие. Каждый родитель должен прекрасно понимать о важности регулярных встреч, совместных праздников и прогулок. Подобные занятия способны развивать социальные навыки ребенка и прививать ему любовь к семье.

Жизненный опыт бабушки всегда отличается своим стажем, а значит она уже успела многое повидать на своем пути и знает решения важных проблем. Бабушка — первый человек, который поможет правильно ухаживать за новорожденным малышом и раскроет все тонкости материнства.

Да и времени у нее куда больше, чем у занятой мамы, которая с утра до ночи трудится на работе. Бывают и ситуации,когда бабушки вынуждены стать ребенку «мамами». Причинами этому: смерть, неблагополучие мамы, отказ от ребенка или слишком ранний возраст. Однако,счастлив тот малыш, что за свою жизнь смог испытать материнскую любовь и бабушкину заботу.


Можно ли оставлять ребенка с бабушкой?

Наверное, ответ на этот вопрос зависит от самой бабушки и ее желания общаться с внуками. Можно с уверенностью сказать, что бабушкина забота трепетна и кропотлива. Уж кто-кто, а бабушка никогда не допустит, чтобы ребенок был голоден, легко одет и болтался без дела. Поэтому, оставляя ребенка на маму, свекровь или тещу, каждый родитель должен быть уверен в том, что малышу обеспечена достойная развлекательная программа и сытый, полные пирожков и ватрушек, стол.

Кроме того, ориентироваться так же нужно и на своего ребенка! Заранее подготовьте малыша к тому,что какое-то время ему нужно будет находиться с родными, а не с ними. Объясните ему, что там его тоже любят и очень ждут и тогда никаких проблем не должно возникать.

Маленькие детки, не достигшие года и после года, конечно могут мучительно переносить отсутствие мамы. Но, как показывает практика, такое случается только первые разы. Чем чаще вы общаетесь с бабушками и дедушками, тем легче будут ваши расставания. Поэтому, можно сделать вывод, что детей оставлять с бабушкой — можно и даже нужно!


Чему бабушки могут поучиться у внуков?

Однозначно можно сказать, что общаясь с детьми,каждый человек молодеет. Так, бабушки и дедушки забывают про многочисленные болезни, когда проводят время с внуками. Постоянные игры, конфеты, мультфильмы, куклы и мячи способны заставить пожилого человека взглянуть на мир детскими глазами и увидеть в нем все прелести жизни.

Наблюдая за тем, как растет и развивается ребенок, каждая бабушка и дедушка понимают, что жить хочется, а значит рано себя «списывать со счетов». Общение с младшим поколением помогает старикам передать свой жизненный опыт, рассказать об опасностях и помочь преодолеть трудности. Дети, как солнечные лучики, способны заполнить пустоту внутри пожилого человека и убрать из души грусть.

Каждый маленький человечек способен вдохновлять своих бабушек и дедушек, напоминать им каждый день, что они не одиноки и радовать своими успехами. Переживая праздники, события и игры с детьми, взрослые буд-то бы сами окунаются в мир своего детства и вспоминают то, что уже давно забыли.


Какие ошибки совершают бабушки?

Бывает так, что родители ограничивают общение ребенка с бабушкой по определенным причинам. Все потому, что существует особый вид бабушек, предпочитающий держать все под контролем и «на коротком поводке». Они предпочитают все держать в строгости и постоянно давать четкие указания: «садись и ешь», «одень шапку», «не сиди так много перед телевизором».

Нужно знать,что повышенное чувство опеки «душит» как самого ребенка, так и его родителей. Гиперопека никогда не бывает полезной и в большинстве случаев лишает ребенка самостоятельности, приглушая в нем любые личностные позывы. Такое бабушкино поведение вызывает повышенное чувство тревожности, как у окружающих, так и у самого ребенка. Бывает и так, что если ребенок не чувствует себя самостоятельным, он перестает уважать остальных и относиться к этому легкомысленно.

Родителям стоит заблаговременно провести беседу с бабушкой о том, что паниковать нельзя и что общение с ребенком не должно быть таким. Контролировать правильность или неправильность каких-либо действий малыша должны лишь сами родители, а бабушки всего лишь украшают жизнь ребенка своей любовью, заботой и вниманием.


Обязанности бабушки по отношению к ребенку

  • Прежде всего, главной обязанностью бабушки является постоянное общение со всеми членами семьи: внуками и детьми. Только бабушки и дедушки, как хранители рода, имеют особое влияние на каждого и способны быть инициаторами совместных мероприятий
  • Каждая бабушка должна непременно знать все важные праздники и события в жизни ребенка. Потому, как внимание уделенное малышу в важный период его жизни — неоценимо. В отличии от родителей, бабушка и дедушка могут стать отличными друзьями ребенку на всю жизнь и с ними всегда можно посоветоваться на те темы, которые нельзя открыть родителям
  • Будь то свекровь или теща, но любая бабушка должна всеми возможными способами помогать своим детям и ни в коем случае не портить с ними отношения. Существует хорошая поговорка: «идеальная бабушка любит внуков и уважает детей», поэтому важно знать меру в советах, рекомендациях и направлениях, которые часто старшее поколение отпускает своим детям
  • Помощь бабушки не должна быть навязчивой и чрезмерной,одним словом — ее не должно быть много. Родители на то и родители, чтобы занимать основное и главное место в жизни малыша. Дедушка и бабушка нужны для того, чтобы быть «незаметными» помощниками и всегда протягивать руку помощи в сложных ситуациях
  • Основной ошибкой бабушек является соперничество между собой или между родителями за внимание внуков. Такое поведение способно вызывать у ребенка негативную реакцию и полное отстранение, а в семье возникает раздор и недопонимание. Родительский авторитет всегда должен быть почитаемым бабушками и никогда не осквернен злым словом


Быть хорошими бабушками и дедушками не сложно, если того хочет сердце. В каждой жизненной ситуации нужно всегда уважать своих родных и не обделять их вниманием. Наблюдая благоприятную атмосферу в семье, дети будут расти в любви и уважении к старшим и всегда будут стремиться общаться со своими родственниками.

Видео: Родители и бабушки: разногласия в воспитании

Идеальные бабушки и дедушки не пытаются вложить во внуков все, что не смогли или не догадались в свое время дать своим детям. Авторитет мамы и папы всегда должен быть у детей на первом месте, какими бы умными, заслуженными, состоятельными, всезнающими ни были бабушки-дедушки. В противном случае дети не смогут разобраться в системе семейных ценностей и запутаются во внутрисемейной иерархии. Бабушки и дедушки должны стремиться помогать своим взрослым детям в родительстве, разгружать их по мере своих сил и возможностей, но ни в коем случае не заменять собой маму и папу.

  1. Идеальные бабушка и дедушка помогают своей взрослой дочери (или сыну) время от времени — но ни в коем случае не освобождают от родительских обязанностей.
  2. Идеальные бабушка и дедушка никогда не критикуют маму и папу. Критика мамы и папы не уместна, бесполезна и чрезвычайно опасна для психического климата в доме.
  3. Идеальные бабушка и дедушка отлично понимают, что делиться своим опытом и советовать можно и нужно только, когда мама и папа действительно готовы получать от них советы. Они терпеливо ждут, когда мама и папа сами начнут спрашивать их мнение, так как тактичные мягкие подсказки в виде взгляда со стороны ценнее и полезнее, чем несвоевременные вмешательства.
  4. Идеальные бабушка и дедушка — те, которые хотят помочь своим детям. Они знают, что они, прежде всего, мамы и папы своих повзрослевших дочерей и сыновей, и их первейший долг — помогать своим детям, быть их опорой, а не восторженно упиваться общением с внуками. В противном случае бабушки и дедушки начинают «заигрываться» в родительство и, сами не замечая, позиционируют себя мамами и папами своих внуков!
  5. Идеальные бабушка и дедушка предпочитают помогать своей дочери (или сыну) именно в том, о чем их просят. Потому что кому-то из молодых родителей важнее, чтобы бабушка помогала с уборкой или готовкой, кому-то важнее, когда бабушка приезжает посидеть с детьми, а дедушка отведет внука на тренировку, пока мама убежит ненадолго по своим делам. А кому-то из молодых родителей не нужно ни то, ни другое, их быт налажен, но есть высокая потребность в общении, и с ними нужно вместе попить чай и просто поболтать.
  6. Идеальные бабушки и дедушки никогда активно не вторгаются в процесс воспитания, а поддерживают те методы, которые выбрали молодые родители. Они прекрасно понимают, что резкие нововведения с их стороны запутают внуков и заставят нервничать, спорить и ссориться взрослых членов семьи.
  7. Идеальные бабушки и дедушки чувствуют, что молодым родителям нужна их помощь, но точно знают, что их взрослые дети способны справиться с принятием ключевых решений, уходом и воспитанием своих детей сами, и не пытаются снизить роль молодой мамы до сугубо биологических задач роженицы и кормилицы. Они не пытаются играть главную роль в жизни внуков, лишь помогают своим детям самостоятельно осваивать родительские роли.
  8. Идеальные бабушки и дедушки не считают свое мнение единственно правильным и прекрасно понимают, что могут ошибаться. Также они учитывают, что те идеи, которые были актуальны во времена их родительства, могут не соответствовать ситуации спустя 20 — 30 лет.
  9. Идеальные бабушки и дедушки осознают, что активно вмешиваться в жизнь молодой семьи — опасное и разрушительное занятие. Они понимают, что их взрослые дети стали родителями, и должны как можно быстрее сами вырасти из роли ребенка, стать полностью самостоятельными и лидировать в собственной семье.
  10. Идеальные бабушки и дедушки не пытаются занимать главенствующие позиции в воспитании внуков, они осознанно уступают родителям первые места в семейной иерархии. Бабушки и дедушки никогда не принимают решения за родителей и внуков, они могут поделиться своим мнением и ставят акцент на том, что в данном случае ответственное и осознанное решение нужно принимать молодым родителям.
  11. Идеальные бабушки и дедушки во всех конфликтах между детьми и родителями занимают мудрую нейтральную позицию. Они хорошо знают, что прямое противостояние родителям с их стороны, явная и неявная критика родителей и их позиции, как, собственно, и «тонкие» манипуляции по отношению к родителям со стороны бабушек и дедушек, неизбежно вводит внуков в растерянность в младшем возрасте, а впоследствии такая модель общения между взрослыми членами семьи неизбежно превратит внуков в маленьких манипуляторов и шантажистов.
  12. Идеальные бабушки и дедушки никогда не делают с внуками ничего «за спиной» у родителей. Если родители запрещают ребенку что-то, бабушка и дедушка не пытаются схитрить и втихаря разрешить это внукам. И не будут просить внуков что-либо утаивать от родителей, а тем более, наврать. Такие примеры обмана и хитрости в семье недопустимы, и чреваты тем, что дети научатся обманывать и будут применять подобные «навыки» в семье и не только.
  13. Идеальные бабушки и дедушки четко осознают, что являются важными значимыми фигурами в глазах внуков. Это значит, что они внимательно относятся к своим словам и интонациям в присутствии младших членов семьи. Мудрость бабушек и дедушек выражается в том, чтобы каждая мелочь, каждый пустяковый комментарий в присутствии детей (про соседку, про случай в магазине, про ведущего ток-шоу, про телесериал) был бы идеологически выверен или хотя бы нейтрален. Дети впитывают все, что исходит от старших членов семьи автоматически и без каких-либо фильтров на входе, так как критическое мышление у детей еще не сформировано.
  14. Идеальные бабушки и дедушки ответственно относятся к своему внутреннему настрою. Они прекрасно понимают, что их тревожность, страхи и неуверенность в молодых родителях даже на уровне невысказанных переживаний очень сильно отражается на душевном комфорте и самооценке их детей и внуков. Поэтому они всегда стараются внутренне усиливать, вселять надежду, повышать чувство собственного достоинства у детей и внуков. Их любимые слова — «Я люблю тебя!», «Я счастлив(а) иметь таких детей (внуков)!», «Я горжусь тобой» и «Я самая счастливая мама (бабушка) / я самый счастливый дедушка на свете!», «У тебя все получится!»
  15. Идеальные бабушки и дедушки любят жизнь и ценят каждый день. Они любят, берегут и балуют не только своих детей и внуков, но и себя. Они занимаются собой, своим здоровьем, ведут активный образ жизни. Следят за своим весом, тщательно выбирают продукты питания, окружают себя достойными людьми. Они живут наполненной яркими событиями жизнью, расширяют круг своих интересов и общения, развиваются, путешествуют. Они любят и доверяют окружающему миру и открыты для него. Своим жизнелюбием и активностью они воодушевляю и вдохновляют детей и внуков.
А. С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: «бабушка-жертва» и «бабушка-соперница».

«Бабушка-жертва» воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовав другими сторонами личной жизни, эта женщина Периодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение. Характерная позиция внуков такой бабушки - любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.

«Бабушка-соперница», на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тен-[ценция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью |или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной «матерью» внуку. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых.

По данным американской исследовательницы П. Робертсон, дополнительная роль бабушек и дедушек в большинстве случаев приносит глубокое удовлетворение людям среднего возраста1. Это деятельность по воспитанию нового поколения, но свободная от многих обязанностей и напряженных конфликтов, характерных для детско-родительских отношений.

Автор выделяет такие типы бабушек:
* гармоничные - сочетают высокие идеальные представления о роли бабушки и реальную сильную вовлеченность в жизнь внуков;
* далекие - имеют заниженные социальные и личностные представления о социальной роли бабушек и занимают обособленную позицию по отношению к проблемам внуков;
* символические - имеют высокий социально-нормативный образ бабушки при неразвернутости реальных взаимоотношений с внуками;
* индивидуальные - акцентированы личностные аспекты поведения.

На основании мнений самих бабушек и дедушек ею сформулированы четыре функции прародителей в семье, имеющие характер общей важной идеи для самого прародителя и/или других членов семьи.

1. Присутствие - как символ стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи.

2. Семейная «национальная гвардия» - призваны быть рядом в трудный момент, оказать поддержку в кризисной ситуации.

3. Арбитры - согласование семейных ценностей, разрешение внутрисемейных конфликтов.

4. Сохранение семейной истории - ощущение преемственности и единства семьи.

Классификацию прародителей по критерию выполняемой ими внутрисемейной роли предлагает отечественный психолог О. В. Краснова:

* формальные - строят отношения в соответствии с социальными предписаниями о роли старшего в семье;
* суррогатные родители - берут на себя ответственность и заботу о внуках;
* источник семейной мудрости - осуществляют связь с семейными корнями;
* затейники - организуют отдых и досуг внуков;
* отстраненные - редко включены в реальн} ю жизнедеятельность семьи детей и внуков.

В отечественной психологии первое эмпирическое исследование вклада бабушек в жизнь семьи детей и взаимоотношений бабушек с внуками проведено общественным центром «Геронтолог» (рук. О. В. Краснова). В исследовании участвовали женщины, проживающие в Москве и в небольших городах Московской области, в возрасте от 40 до 85 лет, имеющие внуков. Учитывался ряд параметров: возраст бабушек, образование, совместное или раздельное проживание с детьми, факт продолжения трудовой деятельности, характер родственных связей (внук/внуки от сына или дочери), частота контактов, возраст внуков. Специально разработанная анкета включала вопросы о совместных занятиях бабушек с внуками; о представлениях бабушек о воспитании внуков; о системе поощрений и наказаний внуков; о надеждах на будущее; о помощи детям в воспитании внуков; о том, где внуки учатся хорошему и дурному; о доле участия старшего поколения в воспитании внуков; о причинах беспокойства за внуков; о конфликтах с детьми; о роли в семье, которую отводит себе старшее поколение.

На основании анализа полученных данных выделены три основных типа бабушек: «формальная», или «обычная»; «активная», или «увлеченная»; «далекая», или «отстраненная», «символическая».

«Обычные бабушки» принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т.д.) и/или материальное обеспечение семьи. Согласно проведенному опросу, каждая вторая бабушка относится к типу «обычной». Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними, летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче). В приготовлении уроков, в играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это «просто так» или «за хорошее поведение», «за то, что она маленькая». В качестве наказаний «в случаях плохого поведения», непослушания предпочитают не общаться с ними или поругать.

«Активные», «увлеченные бабушки» имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных и физических. Увлеченные бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение. В качестве наказания за «вранье, лень, грубость» ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут дать подзатыльник или не общаться, т. е. они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право.

«Далекие», «отстраненные бабушки» затрачивают на внуков гораздо меньше времени. Внуки таких бабушек с рождения воспитывались или только родителями, или с помощью старшего поколения «с другой стороны», т. е. бабушки «отстраненного» типа не имели и продолжают не иметь каких-либо обязанностей по отношению к внуку. В высказываниях отстраненных бабушек очень часто встречаются противоречия. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в семье - воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, видится с ним один-два раза в году, когда телефонные разговоры, воспоминания - единственный вид совместной деятельности.

Проведенное исследование позволило наметить этапы прародительства и описать динамику семейной жизни пожилых женщин на разных стадиях жизненного цикла.

Первый - «молодая бабушка» - начинается для женщины в возрасте 47-51 года. Как правило, она продолжает активно трудиться, однако берет на себя долговременные обязанности по уходу и/или помощи в уходе за внуком по мере сил и возможностей; становится «обычной» бабушкой, реже «активной» или «далекой». В основном занимается обслуживанием семьи и внуков, т. е. «кормлением», «прогулками» и прочими делами, которые имеют хозяйственно-бытовую направленность, помогает материально. Молодая бабушка редко проживает одиноко, в основном с мужем или вместе с детьми и внуками.

Именно в группе молодых бабушек наблюдается подмеченная в повседневной жизни закономерность: внуки от дочерей «ближе», чем от сыновей, и бабушки внуков от дочерей больше вовлечены в их жизнь, чаще с ними встречаются.

В дальнейшем, по мере роста внука молодые бабушки не перестают помогать детям, хотя объем выполняемых дел уменьшается. Оптимально соотношение возраста бабушки (до 65 лет) и возраста внука (до 11 лет) для максимального развертывания «бабуш-кинской» деятельности.

Второй - «старая бабушка» - наступает после того, как внук достигает 10-11 лет, бабушке обычно 58-62 года. Если она имеет нескольких внуков, то часто остается в группе «молодых» до тех пор, пока младшему не исполнится 10 -11 лет. Появляется новый вид общения с внуками, более равноправный.

Выход на пенсию , особенно в большом городе, оказывает влияние на характер отношений с внуком, и часть «обычных» бабушек, преимущественно со средним образованием, переходит в категорию «активных». Некоторые же на этом этапе отдаляются, как правило, это женщины, живущие в мегаполисе и имеющие более высокий уровень образования. Те, кто с первого этапа занимал позицию «отдаленной» или «увлеченной» бабушки, редко ее изменяют при сохранении условий проживания.

Если «молодую» бабушку больше волнует здоровье внука, то у «старой» появляются тревоги и опасения в отношении его образования, выбора будущей профессии, друзей, любимых, будущего в целом. На этой стадии уже не имеет особого значения, от кого внуки - от дочери или сына. Она больше, чем молодая бабушка, заинтересована в сохранении семейных традиций, ценностей и в этом видит свою основную роль в семье.

Третий - «пожилая женщина», «старая женщина» - начинается после достижения внуками 18-летнего возраста, когда у взрослых детей и выросших внуков появляются обязанности по отношению к старшим членам семьи, которые сами теперь нуждаются в помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья. На этой стадии происходит «переворот» ролей - меняется баланс независимости и автономии членов семьи.

Таким образом, этапы прародительства зависят от возраста внуков, социального статуса пожилых женщин и состояния их здоровья. Основной вывод исследования заключается в том, что вклад старшего поколения в семейную жизнь и спектр ролей зависят не только от возраста, образования, условий проживания пожилого человека и видов родственных связей, но также от социальных и личностных норм его жизни, от общественных потребностей и ожиданий.

Представления пожилых о своем ролевом поведении сходны с представлениями других половозрастных групп. Поэтому все выделенные типы бабушек вполне отвечают ожиданиям общества. Однако решение, к какому именно типу примкнет та или иная бабушка, опосредовано личностными факторами, личными нормами бабушек.

Анализ подходов к рассмотрению проблемы взаимоотношений разных поколений в семье показывает, что она скорее поставлена, сформулирована, чем исследована и решена. Связь между поколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение, хотя и не всегда осознаются самими членами семьи, детьми и внуками.

Зачастую мы имеем дело с семьями, состоящими не только из родителей и детей, но и с бабушками и дедушками. Независимо от того, живут они в семье или нет, они играют довольно значимую роль в их жизни. Есть немало семей, в которых воспитание внуков ложится на плечи старшего поколения. Такое случается в основном, когда родителям приходится работать целый день. Поэтому бабушки и дедушки оказывают существенное влияние на развитие и воспитание ребенка.

Кем является мама для ребенка? Она строгий воспитатель, который при необходимости может прикрикнуть и даже шлепнуть. Тоже самое можно сказать и об отце ребенка, который, как правило, проводит с ним гораздо меньше времени. А вот что касается бабушки, то она всегда выступает в роли доброй сказочной феи, которая и накормит, и на прогулку отведет, и сказку почитает.

Но порой случаются такие моменты, когда бабушки и дедушки пытаются взять на себя роль родителей, ущемляя при этом права настоящих родителей ребенка. Они начинают интересоваться абсолютно всем, что происходит в жизни малыша, желая участвовать в принятии всех важных решений, связанных с его воспитанием. А каким родителям понравится, когда в их жизнь активно вмешиваются, пусть это даже будут их родители? Таких родителей найдется считанное количество.

Влияние бабушек и дедушек на внуков в каждой семье бывает разным. В данном случае многое зависит от того, совместно ли проживают молодое и старшее поколения.

Зачастую молодые мамы и папы полагают, что их родители не смогут полноценно воспитать их детей по той простой причине, что они позволяют им слишком много вольностей. Но, как правило, это мнение ошибочно. На деле же получается иначе. Старшее поколение, напротив, оказывает положительное влияние на ребенка, в результате чего у него появляется уверенность в себе и самостоятельность. Ведь основная задача каждой семьи - это сделать детей счастливыми. А бабушки и дедушки этому только содействуют.

Как вы считаете, почему на приход бабушки у вашего ребенка появляются такие бурные эмоции? Потому что с приходом бабушки или дедушки у ребенка наступает настоящий праздник общения и взаимопонимания. Родители могут подарить своему ребенку лишь выходные дни. Им некогда с ним разговаривать и отвечать на его бесконечные вопросы. С бабушкой же все иначе. Ей интересно все, о чем говорит ее внук или внучка. Ребенок понимает, что его слушают, с ним считаются. Бабушка полна спокойствия и терпения. Она не раздражается и не говорит, что занята, когда ребенок просит с ним поиграть или погулять. Она и приласкает ребенка, и вовремя его накормит, и в зоопарк поведет.

Безусловно, родители очень сильно любят своего ребенка, но они должны признать, что без старшего поколения им не обойтись. Зачастую по причине быстрого темпа жизни они не замечают самого главного. Речь идет о беспокойствах ребенка, его заботах и печалях.

Старшее поколение имеет огромный жизненный опыт, который может вам пригодиться. Но в любом случае, при необходимости, вы можете дать понять, что в конечном итоге решение будете принимать сами.