Русские народные мудрые загадки. Загадки русские народные для детей и взрослых

В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда.

Наши далекие предки боялись «злых духов», «злого слова», « сглаза» и других опасностей, которые, как им казалось, подстерегали всюду. По их представлениям, наибольшей опасности подвергались люди честные, умные положительные качества которых подчеркивались обычно их именами-характеристиками. В целях обмана «злых людей» и « нечистой силы» заботливые родители специально давали своим детям «плохие» имена: умных и красивых мальчиков называли Дураками и Уродами, честных и смелых - Негодяями и Трусами, желанных и дорогих сердцу - Нечаями. Им казалось, что «плохое» имя, как шапка-невидимка, прикроет их ребенка от опасности и «порчи».

К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами или загадками.

Загадки были не только «тайным языком». С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. В сказках загадка нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а порой и саму жизнь.

У некоторых народов в далеком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, обычно проводимый осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали младшим различные загадки, тематически их группируя: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. Тематический подбор загадок облегчал их отгадывание. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости, народных представлений и способами их выражения словом. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечения усваивать знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.


Так что же такое загадка?

Загадка - это краткое описанное предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или скрытого вопроса. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда и быта.

С развитием общества существенно меняются тематика и содержание загадок. Устаревают и отживают загадки, отражающие быт прошлой эпохи: Безрук, без ног, все толк да скок (люлька). Летом обута, зимой разута (соха).

Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому круг тем, отражаемых в загадках в настоящее время значительно расширился. В них рассказывается о достижениях культуры, техническом прогрессе: Пыль увижу - заворчу, заворчу и проглочу, (пылесос).

Музыкант, певец, рассказчик, а всего кружок да ящик (магнитофон).

Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится (ракета)

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы расшифровки различны. Все загадки можно разделить на три вида: загадки-иносказания, загадки-описания и загадки-вопросы.

И в самом деле, например в загадке «Стоит Матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказательно представлена капуста,

К примеру, в загадке: «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку» отмечены признаки внешнего вида, манера передвигаться и «вкусы» животного, т.е. описание кролика.

Есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Например: «Какой месяц короче всех?» Напрашивается ответ: февраль, но это неправильно, ответ на загадку -май (всего три буквы). «Каких камней нет в море?» - «Сухих».

Есть еще один тип загадок: загадки-задачи. Они очень похожи на задачки из школьных учебников, если бы не одно обстоятельство. Вот, например одна из таких загадок: «Летела стая гусей, навстречу им один гусь. «Здравствуйте,- говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько да полстолька, да четверть столька, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей» Сколько гусей летело?» Ответ: «36 гусей». Задача чисто арифметическая, требует от отгадывающего умения считать. Но есть и другие задачи. Например: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ - чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Но нет! Одну-то он убил, а остальные улетели…

Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому загадка особенно привлекательна.

Загадка - предельно малое по форме литературное произведение. Как уже было сказано, немало загадок, содержание которых передается одним предложением-вопросом. В этом случае композиция загадки определяется одним простым предложением вопросом: Кто на себе свой домик носит? (улитка) Кого один раз в году наряжают? (елку) Иногда к загадкам, составленным из нескольких повествовательных предложений, сам составитель, чтобы обострить ситуацию, добавляет вопросительное предложение:

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

Необходимость перечисления признаков влечет за собой использование в загадках однородных членов предложения: «Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел» (гриб)

Изобразительно-выразительные средства загадки богаты и разнообразны. Это объясняется как самой природой загадки, требующей иносказания, сопоставления, точности в употреблении слова, так и малым размером жанра, в котором каждый языковой элемент должен нести большую смысловую и изобразительно-выразительную нагрузку.

Цель создания загадки - поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову, поэтому в ней средства языка используются таким образом, чтобы создавалась преднамеренная многоплановость понимания.

Употребление слова в ином, переносном значении - наиболее распространенный прием для создания загадки. Употребление слова в переносном значении чаще оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов: их общего вида и общего значения, или только их частных признаков - формы, окраски, действий. Так в загадке У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет - гвоздь упадет - по внешнему сходству сосулька названа белым гвоздем.

Нередко в загадке сопоставления с человеком (олицетворение) -прием, широко используемый в народной поэзии: Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь - девица). Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук - дед)

В тех же целях создании замысловатого вопроса используется и многозначность слов: Ходит весь век -а не человек, (часы). Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает, (дверь).

Выразительность характеристики предмета создается различными средствами, в том числе с помощью эпитетов и сравнений. Так в загадке Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный внешний вид арбуза и его вкус передают эпитеты алый, бархатный, сахарный. В загадке Кругла как шар, красна, как кровь, сладка, как мед спелость и сочность вишни помогают ощутить сравнения как шар, как кровь, как мед.

Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.

Как жанр народного творчества, загадка давно привлекает внимание детских писателей и поэтов. Продолжая народные традиции, литературная загадка основывается на таком же образном представлении о предмете или явлении, сравнении и сопоставлении. Однако существенно отличается от народной загадки. Современная загадка часто избирает объектом речи такие понятия, как Родина, труд человека, технический прогресс, общественная жизнь и другие.

Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам, Скажешь здесь, а слышно там.

(телефон) А. Рождественская.

Литературная загадка заметно отличается от народной по форме. Народная загадка сохраняется только в памяти народа, поэтому должна быть краткой. Автор литературной загадки имеет возможность дать развернутое описание с указанием многочисленных признаков, используя при этом разнообразные художественные средства книжного стиля речи. Например, народная загадка о молотке звучит так: «Сам худ, голова с пуд». А вот загадка о молотке Самуила Яковлевича Маршака:

Самый бойкий я рабочий в мастерской, Колочу я, что есть мочи день-деньской Как завижу лежебоку, что валяется без проку, Я прижму его к доске, да как стукну по башке! В доску спрячется бедняжка -Чуть видна его фуражка!

Краткость народной загадки требовала емких, выразительных, порой грубоватых языковых средств, как правило, разговорного стиля. Литературная загадка пользуется книжным стилем речи с привлечением поэтических языковых средств.

Джанни Родари писал: «Почему дети так любят загадки? Загадки в концентрированной, почти символической форме отражают детский опыт познаний действительности. Для ребенка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребенка в мире - тайна, в которую ему еще предстоитпроникнуть, загадка, которую еще надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих».

Отмечая различия между народной и литературной загадками, хочется сказать, что делаем мы это не для того, чтобы противопоставить, их друг другу, а для того, чтобы увидеть, что с развитием культуры, образования, техники народная загадка получает свое дальнейшее развитие. Так что нечего опасаться за судьбу загадок. Разумеется, загадки в нашей жизни занимают не столь важное место, как это было в древности, но их роль остается весьма значительной.

Загадки – совершенно особый вид народного фольклора. Это не просто развлечение, загадки тренируют ум ребенка, развивают внимание и память, учат выделять важные признаки предметов.

Загадывайте детям загадки! Даже если ребенок не смог отгадать загадку сам, а узнал ответ от вас – это тоже хорошо. Это помогает посмотреть на вещь или явление с другой стороны, обогащает словарный запас ребенка. Дети учатся определять переносное значение слов.

Мы привыкли предлагать маленьким детям стихотворные загадки, в которых ответом является легко угадываемая рифма. Ребенок часто даже не вникает с смысл слов загадки, а просто подставляет рифму. Но русские народные загадки для детей – редко бывают стихотворными, зачастую это всего одно предложение. Зато они лаконичны и требуют смекалки.

При отгадывании русских народных загадок детьми есть один нюанс. В некоторых из них используются устаревшие слова, а некоторые – о предметах, которые современный ребенок в глаза не видел, или которые не являются обыденными (например, валенок: «не шит, не кроен, а весь в рубцах»). Загадывая такую загадку, будьте готовы в случае затруднения ребенка, давать наводящие вопросы, небольшие подсказки, но не говорите сразу правильный ответ, не отнимайте удовольствия догадаться самому.

Загадки про инструменты

  • Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)
  • Кого бьют по голове, чтобы ровно шел? (Гвоздь)
  • Кланяется, кланяется, придёт домой - растянется. (Топор)
  • Кочет голенаст, а кланяться горазд. (Топор)
  • Нос стальной, хвост льняной. (Нитка с иголкой)
  • Два кольца, два конца, в середине гвоздик. (Ножницы)
  • Стучит, вертится, страху божьего не боится. Считает наш век – а не человек. (Часы)
  • Один братец отдыхает зимой, а другой летом. (Телега и сани).
  • Не столько поест, сколько истопчет. (Ступа)
  • Стоит Бабя Яга, распорота нога. Весь мир кормит, а сама голодная. (Соха)
  • Без рук, без ног, лапшу крошит (Нож).
  • Маленькая головка и тысяча глаз. (наперсток)
  • Черная курица на красных яйцах сидит. (Котелок на огне)
  • Встану, так выше коня, А лягу, так ниже кота. (Коромысло)
  • Два братца хотят подраться, да руки коротки. (Коромысло)
  • Ни свет, ни заря пошел, согнувшись со двора. (Коромысло)
  • Маленький, пузатенький, а весь дом бережет. (Замок)
  • Никого не обижает, а ее все толкают. (Дверь)

Загадки о растениях

  • Без счёту одёжек, и все без застёжек. (Капуста)
  • Не огонь, а жжётся. (Крапива)
  • Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)
  • Сидит дед во сто шуб одет; А кто его раздевает - слёзы проливает. (Лук)
  • Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
  • Белым цветёт, Зелёным висит, красным падает. (Яблоко)
  • Золотой теленок на привязи толстеет. (Дыня)

Народные загадки про животных

  • Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)
  • Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать. (Лисица)
  • Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух)
  • Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)
  • Под большим камнем много камешков поют. (Цыплята под курицей)
  • Стоит изба безугольна, живут в ней люди безуёмны. (Улей)
  • Кого в ноевом ковчеге не было? (рыб)
  • Ничего не болит, а все стонет. (Свинья)

Детские загадки о явлениях природы

  • От одного очага весь свет греется. (Солнце)
  • Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)
  • Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)
  • Белая скатерть все поле укрыла. (Снег)
  • Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег. Заревет – тут в значении «заплачет», т.е. растает).
  • Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
  • Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт. (Дождь, земля и трава).
  • Седой дет у ворот нам глаза заволок. (Туман)
  • Гаркнул гусь на всю Русь. (Гром)
  • Когда видишь, то не видишь. А когда не видишь – то ее видишь. (Темнота)
  • Бежала – шумела, заснула – заблестела. (Река)
  • Дверь откроешь – лохматая собака зайдет. (Пар в мороз)
  • Все есть, не наедается, а воды попьет – умрет. (Огонь).
  • Где лежала красная коза, там трава не растет. (Кострище)

Произведения устного народного творчества передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Это песенки и потешки, пестушки и прибаутки, считалки и заклички, сказки и загадки.

Загадка – самый распространённый жанр устного народного творчества и представляет собой «иносказательное поэтическое описание предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.» Русский фольклор обладает огромным богатством загадок, которые раскрывают представления народа об окружающих его предметах, о природе, её явлениях. В них всегда указаны главные качества загадываемого предмета, по которым он отличается от других, похожих на него.

Современная жизнь внесла свои изменения в содержание загадок. В них отразился технический прогресс, быт и культура другого поколения людей. Многие загадки стали авторскими и относятся уже к разделу литературных загадок.

Загадки имеют огромное воспитательное значение, так как они развивают мышление и внимание, память и наблюдательность, речь и звукопроизношение.

Использование загадок помогает мне разнообразить занятия, интересно организовать досуг детей, где они расширяют свой кругозор и самостоятельность.

При отборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо соблюдать важное требование – их доступность. Каждая загадка – это своего рода логическая задача, в ней содержится вопрос, а решением этой задачи будет являться ответ. Поэтому, подбирая загадки для младшего дошкольного возраста я ориентировалась на то, чтобы они были конкретными, без многочисленных признаков предмета, чтобы ребёнку можно было легче их запомнить и соотнести с загадываемым предметом. В начале предлагала загадки, в которых говорится об игрушках, о домашних животных, о предметах домашнего обихода. Старалась, чтобы в вопросе были отмечены внешний вид предмета (форма, цвет, величина) или какие-либо свойства, хорошо знакомые детям (голос животного, внешний вид, повадки).

Например: «Хвост крючком,

Нос пятачком.» (Поросёнок)

«Семьдесят одёжек,

И все без застёжек.» (Капуста)

«Мохнатенькая, усатенькая,

Сядет – песенку поёт.» (Кошка)

«Ростом мал, да удал,

От меня ускакал.» (Мяч)

Организовывала с малышами викторины «Узнай и покажи», «Отгадай, что в кузовке». Нужно было отгадать загадку и правильно найти картинку к отгадке. Детям очень нравятся подобные мероприятия.

Дети пятого года жизни уже могут выделять в предметах и материал, из которого они сделаны, и вкус, и сравнивать предметы между собой. Поэтому и тематика подбора загадок гораздо шире. Детям этого возраста подбирала загадки, в которых отражены особенности домашних и диких животных, овощей и фруктов, некоторых предметов домашнего обихода и одежды, орудий труда, транспорта и явлений природы. Признаки предметов должны быть четко выражены.

Например:

«Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.» (Лиса)

«Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня… (Луной).»

Также использовала загадки, где есть сравнения – метафоры.

Например:

«Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.» (Снег)

«Вился, вился белый рой,

Сел на землю — стал горой.» (Снег)

Чтобы занятия по развитию речи, ознакомлению с природой и окружающим миром, художественной литературе были интереснее и разнообразнее, подбирала нужные загадки, которые соответствуют теме данного занятия.

Проводила с детьми различные развлечения с использованием загадок на разные темы. Например : «К нам в гости пришли и подарки принесли.» (Каждый из гостей загадывал загадку о своём подарке.); «Приход тётушки Загадушки».

Кругозор старших дошкольников значительно расширяется. Дети шестого года жизни сравнивают, обобщают и уже могут делать выводы по своим наблюдениям. Учитывая эти возрастные особенности в работе использую загадки разнообразной тематики на занятиях, прогулках и в быту. Характеристика загадываемого предмета может быть краткой, среди признаков должен обязательно присутствовать существенный, именно для данного предмета. Например , на прогулках, чтобы вызвать интерес к какому – либо объекту или явлению, предлагаю детям разгадать загадку.

«Пушистая вата

Плывёт куда-то.» (Облако)

Затем вместе с детьми рассматриваем облака, высказываем мнение, на что они похожи, быстро или медленно движутся, как можно определить силу ветра по их движению (сильный ветер – облака двигаются быстро, слабый – медленно).

Помогая младшему воспитателю во время хозяйственно-бытовой деятельности, предлагаю детям догадаться, о чём я спрашиваю:

«Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор.» (Пылесос)

Летом и осенью с детьми наблюдали за жизнью насекомых, за различными растениями, а затем все свои наблюдения использовали при проведении викторин. «Угадай на вкус» (дары осени), «Поле чудес» (загадки о птицах и насекомых) «Когда это бывает» (загадки о явлениях природы), «Из какой сказки» (загадки о сказочных героях).

Для работы по использованию загадок в воспитании и всестороннем развитии детей подбираю нужную литературу, записываю загадки, классифицирую их по темам.

Используемая литература:

1. Русский фольклор/Составитель В. Аникин. — М: «Художественная литература», 1985.

2. Загадки, считалки и скороговорки. О.Д. Ушакова. — Санкт-Петербург: «Дом «Литера», 2013.

3. Загадки для малышей. В. Степанов. — «Издательство «Фламинго», 2014.

4. Загадки для малышей. Юрий Кушак. — «Издательство «Фламинго», 2013.

5. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

Урок-обобщения в 5 классе по теме "Устное народное творчество". Формой урока избрала - праздник.

Цели урока:

1. Проверить и закрепить знания учащихся о загадках.

2. Развивать интерес к устному норадному творчеству, к традициям русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устное народное творчество в 5 классе.

Учитель Шапиро Елена Николаевна

ГСКОУ школа № 69

Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, ул. Красноармейская, д.15

e-mail: [email protected]

Тип урока: урок-обобщение

Форма урока: праздник загадок

Цели:

  1. Проверка и закрепление знаний учащихся о загадках;
  2. Развитие интереса к устному народному творчеству;
  3. Развитие логического мышления, внимания;
  4. Воспитание любви к русскому народу, его традициям.

ХОД УРОКА:

Ведущий:

Добрый вечер, дорогие друзья!

Сегодня мы вас пригласили на очень необычный вечер – вечер загадок.

На нашем вечере будет всё: вопросы и ответы, удачи и поражения, смех и, может, даже слёзы, игры, конкурсы, весёлые соревнования, чай и пироги!

Итак, начнём!

А начнём с гостей.

Первая гостья – бабушка-загадка. Встречайте!

(звучит музыка, входит бабушка-загадка в цветном платье, с платком на голове, с корзиной в руках)

Бабушка-загадка:

Здравствуйте, милые! Радостно мне видеть здесь так много милых, добрых, красивых лиц!

Я – бабушка-загадка. Посмотрите, какое на мне платье: пёстрое, разноцветное, яркое. И вот загадки такие же, как моё платье: пёстрые, разноцветные, яркие!

А вы любите загадки?

А что больше любите: отгадывать или загадывать?

Сегодня каждый из вас получит возможность сделать то, что ему нравится: кому нравится загадывать – будет загадывать, кому нравится отгадывать – будет отгадывать. А я бабушка щедрая. Смотрите, с какой большой корзиной пришла. В корзине этой всё, что необходимо к чаю: баранки, пряники, печенье, конфеты. И всё это для вас.

(в дальнейшем за каждый правильный ответ, за каждое задание ребёнок получает приз из корзины).

Ведущий:

Русские народные загадки – один из древнейших жанров русского фольклора.

Бытовали и записывались загадки преимущественно в крестьянской среде. Именно поэтому речь в них идёт главным образом о предметах, близких крестьянину. Здесь и явления природы, орудия труда и обихода, крестьянское жилище, животные и растения, его окружающие.

Бабушка-загадка:

А вот у меня в правом кармане записочки лежат. А на записочках темы загадок. Вот я сейчас записочку вытащу и узнаем, на какую тему загадки начнём отгадывать.

(дети делятся на две группы. Бабушка-загадка по очереди загадывает командам загадки: по 6 загадок каждой команде)

  1. Небо и земля, явления природы.

1). Голубой шатёр весь мир накрыл. (Небо)

2). Поле голубое серебром усыпано. (Звёзды на небе)

3). Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт)

4). Золот хозяин на поле.

Серебряный пастух с поля. (Солнце и месяц)

5). Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

6). Не стукнет, не брякнет, а в окно войдёт. (Рассвет)

7). Заря-заряница, красная девица,

По лесу ходила, ключи обронила,

Месяц видел- не сказал,

Солнце увидало- подняло. (Роса)

8). Сивые кабаны всё поле облегли. (Туман)

9). Шёл да шёл, да и в землю ушёл. (Дождь)

10). Что ни в руках не удержать, ни в решете не унести? (Вода)

11). Без рук, без ног всё бежит. (Река)

12). Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши. (Мороз)

(Подсчитывается количество правильных ответов у каждой команды. Сколько правильных ответов, столько призов из корзины бабушки-загадки получает команда)

Бабушка-загадка:

А вот у меня в корзине есть краски, кисточки и альбомные листочки. Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? Правильно, рисовать. А что рисовать? Отгадку. Каждая команда получает свою загадку. А отгадку вы должны не сказать, а нарисовать.

1). Не говорит, не поёт,

А кто к хозяину идёт, она знать даёт. (Собака)

2). Мохнатенька, усатенька,

Сядет – песенки поёт. (Кошка).

(Подведение итогов и награждение)

(Стук в дверь)

Ведущий:

Ребята, кто-то к нам стучится. Кто бы это мог быть? Сейчас посмотрим.

(открывает дверь, входят старички-лесовички)

1 Лесовик:

Здравствуйте, люди добрые! Мы пришли к вам издалека. Угадайте, где мы живём, откуда пришли:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

Что это за дом? Правильно, я пришёл к вам из лесу. В моём заповедном лесу каких только подарков нет.

Там, где в травах ветер сладкий,

Где за полем бор стеной,

Собираю я загадки

В кузовок берестяной.

(показывает кузовок)

2 Лесовик:

Что в нём лежит, вы узнаете, коль загадки отгадаете. Только уговор-кричать отгадку нельзя. Знаешь отгадку – подними руку.

Иду я ельником после дождя, смотрю:

В лесу под ёлкой крошка –

Только шапка да ножка. (Гриб)

(Достаёт из кузовка нарисованный гриб и отдаёт тому, кто отгадал)

1 Лесовик:

В моём лесу растёт кустарник, а в нём:

Мальчик-крошка в костяной одёжке.

У этого мальчика

Шапочка зелёная

До ушей надвинута.

Что это за мальчик? (Лесной орех)

(Достаёт из кузовка нарисованный орех и отдаёт тому, кто отгадал)

2 Лесовик:

В моём лесу под деревом

Андрейки

Все в тюбетейках.

Что это такое? (Жёлуди)

(Достаёт из кузовка нарисованный жёлудь и отдаёт тому, кто отгадал)

1 Лесовик:

Вон какой наш лес,

Полон загадок и чудес!

Ну, а нас-то вы узнали? Кто мы? Как нас зовут?

(Достаёт из кузовка нарисованного лесовика и отдаёт тому, кто отгадал)

Ведущий:

Молодцы, ребята! Все загадки старичка-лесовичка отгадали. А давайте-ка подсчитаем, кто сколько очков своей команде принёс.

(Подведение итогов)

Лесовик:

А вы, ребята, знаете загадки? Очень хочется послушать, кто сумеет загадать самую сложную загадку, а кто окажется самым сообразительным. Только чур – все загадки должны быть лесные.

(Команды задают друг другу загадки. Бабушка-загадка за каждый правильный ответ даёт подарок из своей корзины)

ЗАГАДКИ:

1). Весной веселит, летом холодит,

Осенью умирает, весной оживает. (Лес)

2). Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

3). Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не голова. (Берёза)

4). Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

5). На кусте вырос,

По рукам покатился,

На зубах очутился. (Орех)

6). Стоит Яшка в красной рубашке,

Кто мимо пройдёт, всяк ему поклонится. (Земляника)

7). Чёрненька, маленька, сладенька, ребятам миленька. (Черника)

8). Стоит Трошка на одной ножке,

Его ищут, а он молчит. (Гриб)

9). Какой колокольчик не звенит? (Цветок)

10). Эко ты дерево, и зиму и лето зелено. (Ель)

11). Летом кружатся, на землю ложатся,

С земли не встают и тут изгнивают. (Листья)

12). Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение)

Лесовик:

Молодцы, ребята! Порадовали старика!

(Подведение итогов)

Ведущий:

А теперь всех приглашаю на рынок. Овощи да фрукты покупать.

(Выходят два продавца с лотками. На лотках – овощи и фрукты)

1 продавец:

Вот у нас на лотках много разных овощей и фруктов. Начнём с того, что посмотрим, знаете ли вы их?

(Показывают овощи и фрукты, дети называют их)

2 продавец:

Чтобы эти овощи и фрукты оказались у вас, вы должны про них загадку загадать.

(каждой команде дают по три предмета: 1). Капуста, помидор, огурец; 2). Морковь, лук, горох. Команды загадывают загадки про эти овощи друг другу. Если про все овощи загадки загаданы, то овощи остаются в команде в качестве призов).

1 продавец:

А теперь мы будем вам загадывать. Отгадаете – отгадку тут же получите в качестве приза.

(Все овощи варёные)

1). Под землёй птица гнездо свила и нанесла яиц. (Картофель)

2). Лежат у матки телятки гладки,

Лежат рядками, зелены сами. (Огурец)

3). Красна, в землю вросла. (Свёкла)

4). Красна, да не девка,

Хвостата, да не мышь. (Морковь)

5). На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков. (Горох)

6). Кто меня тронет, тот заплачет. (Лук)

2 продавец:

Ну вот, все загадки загаданы, все отгадки сказаны, все овощи отданы. А кто из вас знает, для приготовления какого блюда нужны все эти овощи? (Винегрет)

Но винегрет нельзя приготовить ещё без двух ингредиентов. Отгадайте, что это?

1). Что всегда поверх воды? (Масло)

2). Меня одну не едят, а без меня не едят. (Соль)

1 продавец:

Предлагаю все овощи вместе сложить, по одному человеку от команды сюда пригласить и поручить им приготовить для всех винегрет.

Ведущий:

Пока наши повара готовят винегрет, мы продолжим состязание.

Конкурс называется: Кто быстрее оденется.

Я загадываю загадки. Отгадки находятся перед вами. Загадки для всех одинаковые, отгадки тоже. Как только я загадаю загадку, вы отгадываете её, бежите к отгадке, берёте и надеваете на одного из игроков. Важно: кто быстрее и в нужном порядке оденется.

1). По дороге я шёл, две дороги нашёл

Да и в обе пошёл. (Брюки)

2). Собой не однака, а нужна одинако,

Младенцу и мертвецу и доброму молодцу. (Рубашка)

3). Надену – ободом сведёт,

Сойму – змеёй упадёт,

Тепла не даёт, а без него холодно. (Пояс)

4). Два арапа, родные брата, ростом по колено,

Везде с нами гуляют и нас защищают (Сапоги)

5). Зимой протянулся, а летом свернулся. (Шарф)

6). Сижу верхом, не ведаю на ком,

Знакомца встречу – соскочу, привечу. (Шапка)

7). Построен хлевец для пяти овец . (Рукавички)

(Во время проведения этого конкурса желательно между командами поставить ширму, чтобы игроки не видели друг друга)

Ведущий:

А теперь немножко отдохнём и послушаем истории о загадках.

1 ученик:

Древние люди относились к загадкам серьёзно. Когда юноша подрастал, его признавали зрелым мужчиной, воином только после того, как он разгадывал несколько загаданных ему загадок.

2 ученик:

В сказках и легендах рассказывали о чудовищах, предлагавших героям самые хитроумные загадки: разгадаешь – останешься жить, а нет – пеняй на себя.

3 ученик:

Древнегреческий миф рассказывает, что крылатый лев с головой женщины – сфинкс – задал царю Эдипу трудную загадку: «Утром на четырёх, в полдень на двух, а вечером на трёх. Кто это такой?». Эдип разгадал: «Ребёнок-ползун, взрослый человек, старец с костылём». Побеждённый сфинкс в отчаянии бросился со скалы и разбился.

Древние люди хотели этим сказать, что человек может разрешить любую тайну суровой природы. Загадка эта обошла весь мир.

Ведущий:

Спасибо ребятам за интересный рассказ. Ну а посмотрим, как дела у наших поваров.

Винегрет готов! Самовар вскипел! Пироги на столе! Осталось посмотреть, какая команда к нашему столу набрала больше угощений из чудесной корзины бабушки-загадки.

(Подведение итогов, награждение, чаепитие).


Загадки как малый жанр фольклора.
Одним из малых жанров детского фольклора являются загадки. Загадки – увлечение детей. Они развивают сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека. Во многих сказках предлагается герою загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба. В Древней Греции есть город Фивы, в одной из легенд жило там страшное чудовище Сфинкс, и он загадывал загадку, а кто не мог отгадать, то съедал и только один герой отгадал.
– Попробуйте и вы эту загадку отгадать.
Что ходит утром на 4 ногах,
В полдень – на 2 ногах, А вечером на 3 ногах? Ответ: Человек.
Почему вы так думаете?
Утро сравнивается с малышом, который не может ходить. Полдень с человеком, который хорошо ходит, а вечер сравнивается с пожилым человеком.
Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.
– Как создаются загадки?
– Кто создает загадки?
А создают загадки люди с поэтическим дарованием. Посмотрите, какое воображение нужно иметь человеку, чтобы в горящей лучине увидеть "красного петушка, что по жердочке бежит", или посмотришь на обыкновенную редьку и сравнишь ее с девицей, томящейся в темнице:
"Сидит девица в темнице, А коса на улице".
Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью. Загадка, обычно указывает на особые признаки к свойствам, которые присущи только загадываемому предмету. Недаром о загадке говорят, что она "без лица в личине". Настоящее лицо загадки скрывается под "личиной", и нам с вами отгадать надо, разоблачить того, что спрятано и скрыто в образе и качестве.

Как “сделана” загадка.

"Стоит девица в избе, А коса – на дворе".
Кого надо нам разоблачить?
Девицу с косой.
Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.
Что это за предмет? Печь.
Как получилась эта загадка?
Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил длинной косой, и получилась загадка.
В каждой загадке есть главные слова.
На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?
"Серый, маленький Денис
На веревочке повис. (Паук.)
Имя человека нас запутывает (это имя взято для рифмы). Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно. Загадка – это очень хитро поставленный вопрос. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее представить как поэтические образы и проинтонировать эти образы в движениях.
"Выше леса стоячего, Ниже облака ходячего,Стоит безуглый дом,Без дверей, без окон". (Гора.)

Загадки бывают различных типов.
1. Где перечисляются различные признаки:
Кафтан на мне зеленый,А сердце, как кумач.На вкус, как сахар сладок,А сам похож на мяч. (Арбуз.)
2. Краткая характеристика предмета:
Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)
(Здесь признак предмета и сравнение.)
3. Сравнение. Отрицательное сравнение.
Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь.)
Летит, а не птица, Воет, а не зверь. (Ветер.)
4. Метафора – свойства живого существа переносятся на неживое.
Под одной крышей четыре братца живут (стол, стул).
Отгадывание загадок и определение их тематики.

Составление загадок.

Вот мы с вами и на острове загадок.
Со страницы книжки в гостиК вам я шла,Чтобы разгадали вы меня, друзья,
Очень торопилась, и случилось так,Что на куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите,А потом вы вспомните меня, узнаете
И конечно разгадаете.
На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в цветных конвертиках.
– Из рассыпанных слов составить загадку.
1) Да, лежала, с иголками, под елками, побежала, подушечка, лежала, лежала.
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да и побежала. (Ежик.)
2) Скрываюсь, весной, летом, появляюсь, спать, ложусь, осенью, зимой, веселюсь, опять.
Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью опять спать ложусь. (Река.)
3) Грызет, резвится, живет, и, орешки, не мышь, на, деревьях, в, лесу, не, птица. Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка.)