Сценарии выкупа с конкурсами. «Классический» сценарий выкупа невесты Что говорить свахе со стороны жениха

зМБЧОПЕ ЧП ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙСИ, ЬФП -
НХЦЮЙОЕ НОПЗП ИПТПЫЕЗП ДБЧБФШ,
Й ЙЪ УЕВС НОПЗП ИПТПЫЕЗП РТЕДУФБЧМСФШ:).
юЕН ЧЩЫЕ ГЕООПУФШ - ФЕН МХЮЫЕ ПФОПЫЕОЙС:)

рТЙДБОПЕ ОЕЧЕУФЩ.
лБЛЙНЙ ЛБЮЕУФЧБНЙ ОХЦОП ПВМБДБФШ,
ЮФПВЩ ЧЩКФЙ ЪБНХЦ ЪБ МХЮЫЕЗП ЙЪ НХЦЮЙО!

х ОЕЧЕУФЩ НОПЗП ЛБЮЕУФЧ. еУФШ РПМЕЪОЩЕ. б ЕУФШ Й ПФЛТПЧЕООП ЧТЕДОЩЕ - ОП НОПЗЙЕ ДЕЧХЫЛЙ ЙИ "ТЕЛМБНЙТХАФ", Б РПФПН ХДЙЧМСАФУС, РПЮЕНХ ПФ ОЙИ ЦЕОЙИЙ УВЕЗБАФ.

лБЮЕУФЧ НОПЗП, ОП ЕУФШ пдоп УБНПЕ ЗМБЧОПЕ. п ОЕН С УЕЗПДОС ЧБН Й ТБУУЛБЦХ...


оП УОБЮБМБ ИПЮХ ОБРПНОЙФШ ОБЫЙН ЛХТУБОФЛБН П НЕФПДЙЛЕ "уЙУФЕНБ УЕНЕКОЩК БОФЙУФТЕУУ" . ьФП ДПРПМОЙФЕМШОЩК НБФЕТЙБМ Л ЛХТУХ.

нЕФПДЙЛБ РТЕДОБЪОБЮЕОБ ДМС ЪБНХЦОЙИ ЛХТУБОФПЛ. ч ОЕК ДБЕФУС РПДТПВОЩК ТБЪВПТ, ЛБЛ НПЦОП РТЕПДПМЕФШ ПУОПЧОЩЕ УФТЕУУПЧЩЕ УЙФХБГЙЙ Ч УЕНШЕ (НЕЫБАЭЙЕ ЛХТУБОФЛЕ ЧЩРПМОСФШ ФЕЛХЭЙЕ ЪБДБОЙС ЛХТУБ), Й ХМХЮЫЙФШ ФЕН УБНЩН ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙС У НХЦЕН ОБ ОБЮБМШОПН ЬФБРЕ.

ч РТПГЕУУЕ УПЪДБОЙС НЕФПДЙЛЙ НЩ УРЕГЙБМШОП ОЕ ФПТПРЙМЙУШ ЕЕ ЧЩРХУЛБФШ, Й УОБЮБМБ РТЕДМБЗБМЙ РПЪБОЙНБФШУС РП ОЕК ЙОДЙЧЙДХБМШОП ОЕЛПФПТЩН ЦЕОЭЙОБН, ЙНЕАЭЙН РТПВМЕНЩ Ч УЕНШЕ. фП ЕУФШ НЩ ДПМЗП "ПВЛБФЩЧБМЙ" НЕФПДЙЛХ Й ДПЧПДЙМЙ ЕЕ ДП УПЧЕТЫЕОУФЧБ. лПОЕЮОП, РТЕДЕМБ УПЧЕТЫЕОУФЧХ ОЕФ, ОП УЕКЮБУ С ЗПЧПТА У ХЧЕТЕООПУФША - "уЙУФЕНБ УЕНЕКОЩК БОФЙУФТЕУУ" ДЕКУФЧЙФЕМШОП ДБЕФ ЦЕМБЕНЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ, РТЙ ХУМПЧЙЙ, ЮФП ЧЩ ВХДЕФЕ РП ОЕК тбвпфбфш!

пДОБЛП ОХЦОП РПОЙНБФШ, ЮФП ЬФБ НЕФПДЙЛБ ОЕ ТЕЫБЕФ чуе УЕНЕКОЩЕ ЧПРТПУЩ - ПОБ ДБЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ ЦЕОЭЙОЕ ПУЧПЙФШ ФПМШЛП ВБЪПЧХА, РЕТЧХА УФХРЕОШ. фП ЕУФШ ТБЪТЕЫЙФШ Ч УЕНШЕ ХЦЕ УМПЦЙЧЫЙЕУС ФСЦЕМЩЕ УЙФХБГЙЙ, ЮФПВЩ НПЦОП ВЩМП ОЕ ЧРБДБФШ Ч УФТЕУУ Й УФТБДБОЙС, Б ТБЪЧЙЧБФШУС ДБМШЫЕ, Й УРПЛПКОП РТПИПДЙФШ ПВХЮЕОЙЕ ОБ ЛХТУЕ. дМС ЬФПЗП С ЕЕ, УПВУФЧЕООП, Й УПЪДБЧБМБ. чЕДШ ТБОШЫЕ, ЕУМЙ ЛХТУБОФЛБ ЙЪ-ЪБ ФСЦЕМПК ПВУФБОПЧЛЙ Ч УЕНШЕ ОЕ НПЗМБ ХЮЙФШУС ОБ ЛХТУЕ - НОЕ РТЙИПДЙМПУШ ЕЕ ЛПОУХМШФЙТПЧБФШ ЙОДЙЧЙДХБМШОП. б ЬФП ОЕ ФБЛ ХДПВОП Й ЕК, Й НОЕ. зПТБЪДП ХДПВОЕЕ УЕУФШ Й УРПЛПКОП ХЗМХВЙФШУС Ч ЧПРТПУ, РПДТПВОП ТБУУНПФТЕФШ ЧУЕ ЪБДБЮЙ, Й РТЙУФХРЙФШ Л ЙИ ТЕЫЕОЙА РП ЛПОЛТЕФОПНХ РМБОХ - ЮФП Й РПЪЧПМСЕФ УДЕМБФШ НЕФПДЙЛБ.

дБМЕЕ Ч РТПГЕУУЕ ПВХЮЕОЙС ОБ ЛХТУЕ ЧЩ ОБХЮЙФЕУШ ОЕ ФПМШЛП УРПЛПКОП РТЕПДПМЕЧБФШ УФТЕУУПЧЩЕ УЙФХБГЙЙ, ОП Й ЧППВЭЕ ОЕ ДПРХУЛБФШ ЙИ. й ЛТПНЕ ЬФПЗП, РПКНЕФЕ, ЛБЛ Й ЛХДБ НПЦОП ТБЪЧЙЧБФШУС ДБМШЫЕ, ЧЕДШ УЕНШС - ЬФП ОЕ ФПМШЛП ХДПВОЩК Й УРПЛПКОЩК ФЩМ; УЕНШС - ЬФП ЕЭЕ Й ЧПЪНПЦОПУФШ МЙЮОПУФОП ТБЪЧЙЧБФШУС, ДПУФЙЗБФШ ОПЧЩИ ЧЩУПФ ЧП ЧУЕИ УЖЕТБИ ЦЙЪОЙ.

нЕФПДЙЛБ ДБЕФ ЧБН ЧПЪНПЦОПУФШ РТПКФЙ РЕТЧХА УФХРЕОШ ТБЪЧЙФЙС ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК. оП ЕУФШ ЕЭЕ Й ЧФПТБС, ФТЕФШС, ДЕУСФБС, ДЧБДГБФБС. рПЬФПНХ, РПМХЮЙЧ РЕТЧЩЕ РТЕЛТБУОЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ Ч УЕНЕКОЩИ ПФОПЫЕОЙСИ - ОЕ ТБУУМБВМСКФЕУШ! йНЕКФЕ ЧЧЙДХ - ЬФП ФПМШЛП ОБЮБМП.

йОПЗДБ С РТЕДМБЗБА РПЪБОЙНБФШУС РП "уЙУФЕНЕ УЕНЕКОЩК БОФЙУФТЕУУ" Й ОЕ ЪБНХЦОЙН ЛХТУБОФЛБН. нЕФПДЙЛБ НПЦЕФ ВЩФШ РПМЕЪОПК, ЛПЗДБ ЛХТУБОФЛБ ВПЙФУС ЧЩИПДЙФШ ЪБНХЦ. ьФПФ УФТБИ НПЦЕФ ЙНЕФШ ТБЪОЩЕ ЛПТОЙ: МЙВП ДЕЧХЫЛХ НПЗХФ РХЗБФШ ПФОПЫЕОЙС, ЮФП ВЩМЙ Х ЕЕ ТПДЙФЕМЕК - Й ПОБ ВПЙФУС ЙИ РПЧФПТЙФШ Ч УЧПЕК УЕНШЕ; МЙВП ПОБ ХЦЕ ХУРЕМБ РПМХЮЙФШ УПВУФЧЕООЩК ОЕЗБФЙЧОЩК ПРЩФ Ч УПЪДБОЙЙ УЕНЕКОЩИ ПФОПЫЕОЙК.

уФТБИ РЕТЕД ЪБНХЦЕУФЧПН МЕЮЙФУС, ЛПЗДБ ДЕЧХЫЛБ РПМХЮБЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ РЕТЕЛМАЮЙФШУС У ДЕУФТХЛФЙЧОПЗП ЛБОБМБ "вПАУШ ЪБНХЦ - ФБН ПРБУОП" ОБ ЛПОУФТХЛФЙЧОЩК "хНЕА УФТПЙФШ ПФОПЫЕОЙС" .

фП ЕУФШ ОЕЪБНХЦОЕК ДЕЧХЫЛЕ ОХЦОП ЮЙФБФШ ЛОЙЗХ Й ЧЩРПМОСФШ ТЕЛПНЕОДБГЙЙ, ЮФП Ч ОЕК РТЙЧПДСФУС - ОБ ВМЙЪЛЙИ МАДСИ: ТПДЙФЕМСИ, ДТХЪШСИ, ЛПММЕЗБИ РП ТБВПФЕ Й Ф.Д. лПЗДБ ДЕЧХЫЛБ ХЧЙДЙФ РЕТЧЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ УЧПЕЗП ФТХДБ - Х ОЕЕ ОБЮОЕФ НЕОСФШУС НЙТПЧПЪЪТЕОЙЕ. й ФЕРЕТШ ПОБ ВХДХЭЕЕ ЪБНХЦЕУФЧП ВХДЕФ ЧЙДЕФШ ОЕ ЛБЛ УФТБЫОПЗП НПОУФТБ, Б ЛБЛ ТЕБМШОХА ЛБТФЙОХ, ЗДЕ ПОБ УРПЛПКОП Й ТБУУХДЙФЕМШОП УФТПЙФ ПФОПЫЕОЙС У НХЦЕН, ДЕФШНЙ, УЧЕЛТБНЙ Й Ф.Д. фБЛЙН ПВТБЪПН, УФТБИ ВХДЕФ РПУФЕРЕООП РТПИПДЙФШ, Й ДЕЧХЫЛБ ОБЮОЕФ ХЦЕ УПЪОБФЕМШОП УПЪДБЧБФШ УЧПА УЕНША.

оП, ЛПОЕЮОП ЦЕ, ДМС ОЕЪБНХЦОЙИ ЛХТУБОФПЛ С РПУФПСООП РПЧФПТСА РТБЧЙМП ВЕЪПРБУОПУФЙ: дЕЧХЫЛЙ, ХЮЙФЩЧБКФЕ: ТЕЫБФШ РТПВМЕНЩ У ЦЕОЙИПН (У ЕЗП БМЛПЗПМЙЪНПН, ДЕВЙМЙЪНПН, ОЕУРПУПВОПУФША ЪБТБВБФЩЧБФШ ДЕОШЗЙ Й Ф.Д.) оемшъс! рПЛБ УЕНШЙ ОЕФ - УЕНЕКОЩЕ РТПВМЕНЩ ТЕЫБФШ ОЕМШЪС!

пВСЪБООПУФША оЕЧЕУФЩ ОБ ЧЩДБОШЕ СЧМСЕФУС ТЕЫБФШ учпй РТПВМЕНЩ, Б ЬФП: УФБОПЧЙФШУС ъБЧЙДОПК оЕЧЕУФПК, Й РТЙДЙТЮЙЧП ЧЩВЙТБФШ НХЦБ.

чПФ ЛПЗДБ ЧЩКДЕФЕ ЪБНХЦ Й ТПДЙФЕ ДЕФЕК - ФПЗДБ ХЦЕ НПЦОП ВХДЕФ РЕТЕИПДЙФШ ОБ ТЕЫЕОЙЕ УЕНЕКОЩИ РТПВМЕН (ЕУМЙ ФБЛПЧЩЕ РПСЧСФУС). рПЬФПНХ, ЮЙФБС ДБООХА ЛОЙЗХ, ПВСЪБФЕМШОП ХЮЙФЩЧБКФЕ РТЙЧЕДЕООПЕ ЪДЕУШ РТБЧЙМП ВЕЪПРБУОПУФЙ.

лОЙЗБ "уЙУФЕНБ УЕНЕКОЩК БОФЙУФТЕУУ" ДПУФХРОБ ЛХТУБОФЛБН МАВПЗП НЕУСГБ ПВХЮЕОЙС Ч ЪБЛТЩФПН ТБЪДЕМЕ УБКФБ У ДПРПМОЙФЕМШОЩНЙ НБФЕТЙБМБНЙ ЛХТУБ (ЧЩУЩМБЕФУС ЧБН ЧНЕУФЕ УП УУЩМЛБНЙ ОБ ПУОПЧОЩЕ НБФЕТЙБМЩ ЛХТУБ).


рТЙДБОПЕ ОЕЧЕУФЩ
Й ЬНПГЙПОБМШОЩК ЗПМПД

"цЙЧХ У ФБЛЙН НХЦЕН, ЛБЛ Ч ЧБЫЕК РПУМЕДОЕК УФБФШЕ. чУЕ ПЫЙВЛЙ РПОСМБ, НПЦОП МЙ ЮФП-ФП ЙУРТБЧЙФШ ВЕЪ ТБЪЧПДБ?"

уРБУЙВП, оБФБМШС.

оЕ НПЦОП, Б ОХЦОП! юЙФБКФЕ ТХВТЙЛЙ Х ОБУ Ч ВМПЗЕ П РПУФТПЕОЙЙ УЕНЕКОЩИ ПФОПЫЕОЙК Й ТЕЫЕОЙЙ РТПВМЕН Ч РБТЕ: "лБЛ УФБФШ УЮБУФМЙЧПК ЦЕОПК", "тЕЫБЕН УЕНЕКОЩЕ РТПВМЕНЩ" . еУМЙ ЧУЕ ЬФЙ УФБФШЙ ЧДХНЮЙЧП РЕТЕЮЙФБФШ - ЧБЫ ЧЪЗМСД ОБ УЕНЕКОЩЕ ПФОПЫЕОЙС ЙЪНЕОЙФУС, Й ЧЩ РЕТЕРТПЗТБННЙТХЕФЕУШ ОБ ТЕЫЕОЙЕ УЕНЕКОЩИ РТПВМЕН.

тЕЛПНЕОДХА ЧБН ЪБЧЕУФЙ "дОЕЧОЙЛ вМБЗПДБТОПУФЙ" ОБ НХЦБ - ЛБЛ ЬФП ДЕМБФШ, С РПДТПВОП ПРЙУЩЧБМБ Ч УФБФШСИ.

"дПВТЩК ДЕОШ!
с ЧБЫБ ЛХТУБОФЛБ, УЕКЮБУ РТПИПЦХ ФТЕФЙК НЕУСГ. хЦЕ ЕУФШ ТЕЪХМШФБФЩ: РПЪОБЛПНЙМБУШ РТЙНЕТОП У 40 МАДШНЙ, УФБМБ НЕОШЫЕ ВПСФШУС ПВЭЕОЙС, МЕЗЛП Й ОЕРТЙОХЦДЕООП ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ. рБТХ ТБЪ НОЕ ДБЦЕ ХДБЧБМПУШ ТБЪЗПЧПТЙФШ ЮЕМПЧЕЛБ, РПОБЮБМХ ОЕ ОБУФТПЕООПЗП ОБ ТБЪЗПЧПТ:).

уЕКЮБУ С ХЮХУШ ЪОБЛПНЙФШУС Й ПВЭБФШУС У НХЦЮЙОБНЙ, Й УФПМЛОХМБУШ У РТПВМЕНПК ЬНПГЙПОБМШОПЗП ЗПМПДБ. с ХЦЕ ХУРЕМБ РП ХЫЙ "ЧФТЕУЛБФШУС" Ч РБТОС, ИПФС РПОЙНБА, ПО НОЕ ОЕ РПДИПДЙФ (ЪБДБЧБМБ ЕНХ РТБЧЙМШОЩЕ ЧПРТПУЩ, ПРЙУБООЩЕ чБНЙ Ч ТБУУЩМЛЕ "пВСЪБООПУФЙ ОЕЧЕУФЩ"). с ОЙЮЕЗП ОЕ НПЗХ У УПВПК РПДЕМБФШ, ПО НОПК МЙЫШ ЪБЙОФЕТЕУПЧБО, ОП ОЕ ВПМШЫЕ. пОП Й РПОСФОП - С ДМС ОЕЗП "МЕЗЛБС ДПВЩЮБ" :).

юФП ДЕМБФШ У ЬНПГЙПОБМШОЩН ЗПМПДПН, ЛХДБ ДЕЧБФШ ЬФХ ЬОЕТЗЙА? с ЦЙЧХ ОБУЩЭЕООПК ЦЙЪОША, ЪБОЙНБАУШ УРПТФПН, ЧЕДХ ЪДПТПЧЩК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ, НОПЗП ПВЭБАУШ, ЕУФШ МАВЙНЩЕ РПДТХЗЙ, ЪБОЙНБАУШ ЙОФЕТЕУОЩН ДЕМПН, ОП ЧУЕ ТБЧОП ЧОХФТЙ ЛБЛ ВХДФП ЮФП-ФП УЧЕТВЙФ, ИПЮЕФУС НХЦУЛПЗП ЧОЙНБОЙС, ЪБВПФЩ, МБУЛЙ (ОП ОЕ УЕЛУБ). юФП У ЬФЙН ДЕМБФШ? й ЛБЛ НПЦОП ЙЪВБЧЙФШУС ПФ ОЕОХЦОПК РТЙЧСЪБООПУФЙ, ЧМАВМЕООПУФЙ? с ТПУМБ ВЕЪ ПФГБ - ЬФП НПЦЕФ ВЩФШ ЛБЛ-ФП УЧСЪБОП?

вХДХ ПЮЕОШ ВМБЗПДБТОБ чБН ЪБ ПФЧЕФ, С ДХНБА, ЬФБ ФЕНБ ВХДЕФ ЙОФЕТЕУОБ НОПЗЙН: ХМЙГЩ РПМОЩ ЦЕОЭЙО У "ЗПМПДОЩНЙ ЗМБЪБНЙ" :(".

у ХЧБЦЕОЙЕН, бОЗЕМЙОБ.

чБН ОХЦОП РПОСФШ, ЮФП ЬНПГЙПОБМШОЩК ЗПМПД - ЬФП ОЕ ФПМШЛП ПФУХФУФЧЙЕ РПМПЦЙФЕМШОЩИ ЬНПГЙК, - ЬФП ПФУХФУФЧЙЕ ЬНПГЙК ЧППВЭЕ. лПЗДБ ЮЕМПЧЕЛХ ОЕ ИЧБФБЕФ ДТБКЧБ - ПО ВХДЕФ ЪБНПТБЮЙЧБФШУС ЧУСЛПК ЕТХОДПК. чЩ, ОБРТЙНЕТ, ЪБНПТБЮЙЧБЕФЕУШ МАВПЧША Й ОЕОХЦОЩНЙ ЧБН ПФОПЫЕОЙСНЙ.

лПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ ЧМАВМСЕФУС? лПЗДБ ЕНХ УФБОПЧЙФУС УЛХЮОП. лПЗДБ ЕЗП ЦЙЪОШ УРПЛПКОБ Й ТБЧОПНЕТОБ.

лПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ ое НПЦЕФ ЧМАВЙФШУС? лПЗДБ ПО УЕТШЕЪОП ВПМЕЕФ (ЙМЙ Х ОЕЗП ВПМЕЕФ ТЕВЕОПЛ) - РУЙИЙЛБ Й ФБЛ РЕТЕЗТХЦЕОБ ЬНПГЙСНЙ, Й ОБ МАВПЧШ ЕЕ ОЕ ИЧБФЙФ.

б ЛПЗДБ ЕЭЕ ЮЕМПЧЕЛ ое УРПУПВЕО ОБ ВЕЪТБУУХДОХА МАВПЧШ? еУМЙ ЪБЭЙЭБЕФ ДПЛФПТУЛХА, ТБВПФБЕФ ОБД ОБХЮОЩН ПФЛТЩФЙЕН, РЙЫЕФ ХНОХА ЛОЙЗХ, ПУЧБЙЧБЕФ УМПЦОХА РТПЖЕУУЙА, УФТЕНЙФУС РПМХЮЙФШ УЕТШЕЪОПЕ УРПТФЙЧОПЕ ДПУФЙЦЕОЙЕ, ЙМЙ ТЕЫБЕФ РТПВМЕНЩ Ч ВЙЪОЕУЕ - ЕНХ ОЕ ДП МАВЧЙ. х ОЕЗП РТПУФП РУЙИЙЮЕУЛПК ЬОЕТЗЙЙ ОБ ЬФП ОЕ ИЧБФЙФ.

пВЯСУОА ЕЭЕ РПОСФОЕЕ:
лПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ УФБЧЙФ РЕТЕД УПВПК ЗТБОДЙПЪОХА ГЕМШ. оБРТЙНЕТ, ЪБТБВПФБФШ НЙММЙПО Л ЛПОГХ ЗПДБ, УФБФШ ДПЛФПТПН ОБХЛ, РПМХЮЙФШ ЛТХРОЕКЫХА РТЕНЙА, ЧЩКФЙ ЪБНХЦ ЪБ НЙММЙПОЕТБ - Х ОЕЗП ЗМБЪБ ЗПТСФ. пО УФБОПЧЙФУС ЖБОБФПН УЧПЕК ГЕМЙ. пО ТЕБМШОП рбыеф, Ф.Е. ЧРБИЙЧБЕФ, ЛБЛ МПНПЧБС МПЫБДШ, ЮФПВЩ дпуфйюш ЦЕМБЕНПЗП ТЕЪХМШФБФБ. чЕДШ ФБН, ОБ ЧЕТЫЙОЕ ЗПТЩ НБСЮЙФ ртйъ! й ПО ПЮЕОШ ИПЮЕФ ЕЗП РПМХЮЙФШ.

й ЧПФ, ОБЫБ лБФС ЙМЙ пМС УФБТБФЕМШОП, ЙЪП ДОС Ч ДЕОШ ЛБТБВЛБЕФУС ОБ ЬФХ ЗПТХ. й ПДОБЦДЩ ПОБ ОБ ОЕЕ ПВСЪБФЕМШОП ЧЪВЕТЕФУС!

б ЕУМЙ ОБ ЗПТЙЪПОФЕ РПСЧМСЕФУС ЛБЛПК-ФП чБУС ЙМЙ рЕФС УП УЧПЙНЙ УЕЛУХБМШОП-МАВПЧОЩНЙ РПФЕИБНЙ - ПО ОБЫЕК лБФЕ ЙМЙ пМЕ ВХДЕФ ЗМХВПЛП ДП ЖЕОЙ. рПЮЕНХ?

рПФПНХ ЮФП ДМС ОЕЕ ПЮЕЧЙДОП, ЮФП ЬФПФ ВБМВЕУ ЕК ОЙЛБЛЙН ВПЛПН ОЕ РПМЕЪЕО, Б ФПМШЛП ЧТЕДЕО! чЕДШ ПО ВХДЕФ НЕЫБФШ ДПУФЙЗБФШ ЕЕ ЗТБОДЙПЪОПК ГЕМЙ. рТБЧЙМШОП?

чПФ ЕУМЙ ВЩ ЕК ЧУФТЕФЙМУС ДЕКУФЧЙФЕМШОП УФПСЭЙК НХЦЮЙОБ УП УЧПЙНЙ ФЩУСЮША ДПУФПЙОУФЧБНЙ - ФП ФПЗДБ лБФЕОШЛБ ЙМЙ пМЕОШЛБ ЕЭЕ ВЩ РПДХНБМБ...

бОЗЕМЙОБ, Л ЮЕНХ С ЧЕДХ?

л ФПНХ, ЮФП ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ ИПЮЕФ Й ФТЕВХЕФ ПФ УЕВС ВПМШЫЕЗП, обнопзп ВПМШЫЕЗП - ЕНХ ОЕЛПЗДБ ЗМХРПУФСНЙ ЪБОЙНБФШУС. рПЬФПНХ ЧЪТПУМПНХ ЮЕМПЧЕЛХ ОХЦОП ОЕ РТПУФП ЙОФЕТЕУОП ЦЙФШ, ЕНХ ЦЙЪОЕООП ОЕПВИПДЙНП ЙНЕФШ ЗТБОДЙПЪОХА гемш Ч ЦЙЪОЙ!

уПВУФЧЕООП ЗПЧПТС, ПВ ЬФПН С Й РЙУБМБ, ФПМШЛП ОЕУЛПМШЛП ДТХЗЙНЙ УМПЧБНЙ Ч УФБФШЕ "нОЕ ОЕ ИЧБФБЕФ УЕЛУБ"

иПФЙФЕ ПФ УЕВС ВПМШЫЕЗП! рПЧЕТШФЕ, ЬФП ДПУФБЧЙФ ЧБН ЗПТБЪДП ВПМШЫЕ РТЙСФОЩИ ЬНПГЙК, ДТБКЧБ Й ГЕМЩК ПЛЕБО ХДПЧПМШУФЧЙС.

б ЮФП УБНПЕ змбчопе, ФБЛЙЕ ДЕЧХЫЛЙ ПЮЕОШ РТЙЧМЕЛБФЕМШОЩ. й ЕУМЙ ОБ ЕЕ РХФЙ РПРБДЕФУС ЫЙЛБТОЩК НХЦЮЙОБ, ОБУФПСЭЙК лПТПМШ - ПО ЧПУИЙФЙФУС ЕА. рПЮЕНХ? рПФПНХ ЮФП ПОБ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЦЙЧЕФ ОБУЩЭЕООПК Й ЙОФЕТЕУОПК ЦЙЪОША. рПФПНХ ЮФП ПОБ ОЕ ВХДЕФ УФТЕНЙФШУС еЗП УПВМБЪОЙФШ, Й ОЕ ВХДЕФ ЪБ ОЙН ВЕЗБФШ, ЛБЛ ДХТОБС ЛПЫЛБ ЪБ ЧБМЕТШСОЛПК. еК Й ВЕЪ ЧУЕЗП ЬФПЗП ЙОФЕТЕУОП ЦЙФШ! :)

фБЛЙЕ ЦЕОЭЙОЩ ЧПУИЙЭБАФ. й ФБЛЙИ ЦЕОЭЙО ДЕКУФЧЙФЕМШОП ИПЮЕФУС ПФЧПЕЧБФШ Х ЧУЕЗП НЙТБ!


"ъДТБЧУФЧХКФЕ, пЛУБОБ!
дБЧОП ЮЙФБА ЧБЫХ ТБУУЩМЛХ. уМЕЦХ ЪБ ЧОЕЫОЙН ЧЙДПН, ТБЪЧЙЧБА ПВЭЙФЕМШОПУФШ. чОЙНБОЙЕ УП УФПТПОЩ НХЦЮЙО РПУФПСООП РТЙУХФУФЧХЕФ.

х НЕОС ФБЛПК ЧПРТПУ. у НПМПДЩН ЮЕМПЧЕЛПН НЩ ЧУФТЕЮБЕНУС ХЦЕ ПЛПМП ЗПДБ. ъПЧЕФ НЕОС ЪБНХЦ. с УПНОЕЧБАУШ, Ф.Л. Х ОБУ ЕУФШ ТБЪОПЗМБУЙС Ч РМБОЕ ДЕОЕЗ. пО УЮЙФБЕФ, ЮФП ЧУЕ ДПМЦОП ВЩФШ РПРПМБН (ОБЮЙОБС ПФ ПРМБФЩ Ч ЛБЖЕ, ДП ПВХУФТПКУФЧБ ДПНБ).

иПФС РМАУЩ Ч ОЕН ЕУФШ: УЕНШС ОБ РЕТЧПН НЕУФЕ, ЪБВПФМЙЧЩК, ПВЭЙФЕМШОЩК, Х ОЕЗП ЕУФШ ЛЧБТФЙТБ Ч УПВУФЧЕООПУФЙ. ч ПЮЕТЕДОПК ТБЪ ПО УРТПУЙМ НЕОС: Б ЮЕЗП ДПВЙМБУШ ФЩ? (С ТБВПФБА ВХИЗБМФЕТПН, ЪБЛПОЮЙМБ ЙОУФЙФХФ). с РТПУФП ВПАУШ, НПЦЕФ УМХЮЙФШУС, ЮФП ПО НЕОС ВХДЕФ ХРТЕЛБФШ, ЮФП С ОЙЮЕЗП ОЕ ДПВЙМБУШ УБНБ. рТБЧЙМШОП МЙ, ЮФП НХЦЮЙОБ ЦДЕФ ЖЙОБОУПЧПК РПДДЕТЦЛЙ ПФ ЦЕОЭЙОЩ? рПУПЧЕФХКФЕ, ЛБЛ НОЕ ВЩФШ? уФПЙФ МЙ РТПДПМЦБФШ ПФОПЫЕОЙС?"

нБТЙОБ, С БВУПМАФОП ХВЕЦДЕОБ, ЮФП ЦЕОЭЙОБ ПВСЪБОБ хнефш ЖЙОБОУПЧП РПЪБВПФЙФШУС П УЕВЕ Й ДЕФСИ. фБЛ ВЩМП ЧП ЧУЕ ЧТЕНЕОБ. чУРПНОЙН РПУМЕЧПЕООЩЕ ЗПДЩ, ЛПЗДБ Х НБУУЩ ЦЕОЭЙО РПЗЙВМЙ НХЦШС. дЕФЕК ПОЙ УБНЙ ТБУФЙМЙ Й ПВТБЪПЧЩЧБМЙ (ЛУФБФЙ, ФПЗДБ 6-8 ДЕФЕК ВЩМП ОПТНПК). юЕУФШ ЬФЙН ЦЕОЭЙОБН Й ИЧБМБ!

пРСФШ ЦЕ, НБНБ, ЛПФПТБС ЪБОЙНБЕФУС ЛБТШЕТПК, ВХДЕФ ЪБЙОФЕТЕУПЧБОБ ЧЩТБУФЙФШ НБЛУЙНБМШОП УБНПУФПСФЕМШОПЗП ТЕВЕОЛБ. пОБ РПУФБТБЕФУС ЛБЛ НПЦОП ТБОШЫЕ РТЙХЮЙФШ ЕЗП УБНПНХ П УЕВЕ ЪБВПФЙФШУС. оБРТЙНЕТ, УЛПМШЛП УЕКЮБУ РЕТЧПЛМБЫЕЛ УБНЙ УФЙТБАФ Й ЗМБДСФ УЕВЕ ПДЕЦДХ? фП-ФП Й ПОП.

рТПЮЙФБКФЕ ТБУУЛБЪ р.р. вБЦПЧБ "уЕТЕВТСОПЕ ЛПРЩФГЕ". рСФЙМЕФОСС ДЕЧПЮЛБ дБТЕОЛБ ОБДПМЗП ПУФБЧБМБУШ ПДОБ ДПНБ, Б лПЛПЧБОС ХИПДЙМ ОБ ПИПФХ. й ЬФБ ДЕЧПЮЛБ УБНБ ФПРЙМБ РЕЮШ, РЕЛМБ ИМЕВ... й ОЙЛБЛЙИ РТПВМЕН ОЕ ВЩМП.

б УЕКЮБУ Й УПЧЕТЫЕООПМЕФОЙЕ ДЕФЙ ЮБУФП ОЕУРПУПВОЩ ЬМЕНЕОФБТОП П УЕВЕ РПЪБВПФЙФШУС.

чП ЧТЕНЕОБ ДПНПУФТПС ЛТЕУФШСОЕ ЪБОЙНБМЙУШ ФСЦЕМЩН ЖЙЪЙЮЕУЛЙН ФТХДПН, Й ДЕФЕК ВЩМП РТЙОСФП У АОПЗП ЧПЪТБУФБ ЧПУРЙФЩЧБФШ УБНПУФПСФЕМШОЩНЙ. уЕКЮБУ ЦЕ, ЕУМЙ НБНБЫБ ОЕ ТБВПФБЕФ ЙМЙ ОЕ ОБГЕМЕОБ ОБ ЛБТШЕТХ - ПОБ НПЦЕФ ОСОЮЙФШ УЩОХМА ДП 20 МЕФ. б РПФПН ЬФПФ УЩОХМС ЧЩТБУФБЕФ ОЕУРПУПВОЩН Л ЦЙЪОЙ ДЕЗЕОЕТБФПН... ("дЕЗЕОЕТБФ" - ЮЕМПЧЕЛ У РТЙЪОБЛБНЙ РУЙИЙЮЕУЛПЗП ЙМЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ЧЩТПЦДЕОЙС).

с ПЮЕОШ ИПТПЫП ПФОПЫХУШ Л ЦЕОЭЙОБН, ЛПФПТЩЕ ъбойнбафус демпн, Б ОЕ ТБЪОПК ЕТХОДПК. х ОЙИ ЦЙЪОШ ТБЪХНОЕЕ ХУФТПЕОБ. рПЬФПНХ ОБ 4-ПН НЕУСГЕ ЛХТУБ "дбп: рХФШ ЦЕОЭЙОЩ" НЩ БЛФЙЧОП ЙЭЕН уевс, Й ОБИПДЙН УЧПЕ ДЕМП. х ОБУ ЛХТУБОФЛЙ ЙМЙ ОБ ТБВПФХ РПМХЮЫЕ ХУФТБЙЧБАФУС, ЙМЙ ЧППВЭЕ ЖТЙМБОУЕТБНЙ-РТЕДРТЙОЙНБФЕМСНЙ УФБОПЧСФУС. й ЬФП РТБЧЙМШОП!

б ЛПЗДБ ЗПЧПТСФ, ЮФП ЦЕОЭЙОБ ОЕ ДПМЦОБ ТБВПФБФШ, Й ПВСЪБОБ ВЩФШ ДПНПИПЪСКЛПК - НОЕ ИПЮЕФУС ЪБДБФШ ЧПРТПУ: еУМЙ ЦЕОЭЙОЕ ДБО НПЪЗ У ЕЗП ЪБНЕЮБФЕМШОЩНЙ ЧПЪНПЦОПУФСНЙ - РПЮЕНХ ПОБ ОЕ ДПМЦОБ ЙН РПМШЪПЧБФШУС?


лБЛЙН ДПМЦОП ВЩФШ РТЙДБОПЕ ОЕЧЕУФЩ?

лПЗДБ НХЦЮЙОБ РПЪЙФЙЧОП ПФОПУЙФУС Л ХЧЕТЕООПК Ч УЕВЕ Й ТЕБМЙЪПЧБООПК РТПЖЕУУЙПОБМШОП ЦЕОЭЙОЕ - ЬФП РТЕЛТБУОП. оП РМПИП, ЛПЗДБ ПО УЮЙФБЕФ, ЮФП ЦЕОЭЙОБ пвсъбоб ЧОПУЙФШ Ч УЕНША УЧПК НБФЕТЙБМШОЩК ЧЛМБД ОЕ НЕОШЫЕ, ЮЕН ОБРПМПЧЙОХ.

нБТЙОБ, ЧПЪНПЦОП, ЧБЫ ню ФБЛ ЧПУРЙФБО ТПДЙФЕМСНЙ, ЮФП ЦЕОЭЙОБ - ЬФП ОЕ ИТБОЙФЕМШОЙГБ УЕНЕКОПЗП ПЮБЗБ, Б ПИПФОЙГБ. чПЪНПЦОП, Х ОЕЗП НБНБ ВЩМБ ФБЛПК.

пРСФШ ЦЕ, РП ЕЗП ЧПРТПУБН ЧЙДОП, ЮФП ЕЗП ВЕУРПЛПЙФ ЧБЫЕ РТЙДБОПЕ ОЕ ФПМШЛП Ч РМБОЕ ЖЙОБОУПЧ, ОП Й Ч РМБОЕ ПВТБЪПЧБОЙС, ДПУФЙЦЕОЙК Ч ЦЙЪОЙ Й Ф.Д.

еУМЙ ЬФПФ НХЦЮЙОБ ДЕКУФЧЙФЕМШОП "5+", Й РП ЧУЕН ПУФБМШОЩН РБТБНЕФТБН ПЮЕОШ ИПТПЫ ЛБЛ ВХДХЭЙК ЙЪВТБООЙЛ - ФПЗДБ НПЦОП ТЕЫБФШ ЬФХ РТПВМЕНХ.

(с ЧУЕЗДБ РТЕДХРТЕЦДБА, ЮФП УЕТШЕЪОЩЕ РТПВМЕНЩ У ЦЕОЙИБНЙ ТЕЫБФШ ОЕМШЪС. оП ЕУМЙ ЕУФШ ЛБЛЙЕ-ФП ОЕВПМШЫЙЕ ТБЪОПЗМБУЙС Ч НЙТПЧПЪЪТЕОЙЙ (Б ПОЙ ЕУФШ Х ЧУЕИ), ФП ЬФЙ РТПВМЕНЩ ТЕЫБФШ, ЛПОЕЮОП ЦЕ, ОБДП. й ПВСЪБФЕМШОП дп ФПЗП, ЛБЛ ЧЩ УЛТЕРЙФЕ ЧБЫЙ ПФОПЫЕОЙС УЕНЕКОЩНЙ ХЪБНЙ).

фПМШЛП ХЮЙФЩЧБКФЕ, ЮФП ЧБН РТЙДЕФУС НОПЗП ОБД ЬФЙН РПТБВПФБФШ.

еУМЙ ЦЕ Х ЧБЫЕЗП НХЦЮЙОЩ ЕУФШ ЕЭЕ РБТПЮЛБ ТБЪОЩИ ЪБНПТПЮЕЛ - ЪБЮЕН ПО ФБЛПК ЧППВЭЕ ОХЦЕО ъБЧЙДОПК ОЕЧЕУФЕ? чЩ РТБЧЙМШОП ЪБНЕФЙМЙ: РПФПН РПРТЕЛБФШ ВХДЕФ, Й ВХДЕФ ЬФП ДЕМБФШ ПВСЪБФЕМШОП - ЕЗП ЦЕ ВЕУРПЛПЙФ ОЕ ЦЕОУФЧЕООПУФШ Ч ДЕЧХЫЛЕ, Б ЕЕ РТЙДБОПЕ...

лБЛ ТЕЫЙФШ ЬФХ РТПВМЕНХ?

ч РТЙОГЙРЕ, НПЦОП РПУЕМЙФШ Ч НЩУМСИ НХЦЮЙОЩ РПОЙНБОЙЕ ФПЗП, ЮФП ЦЕОЭЙОБ Ч УЕНШЕ - ОЕ ПИПФОЙЛ, Б ИТБОЙФЕМШОЙГБ УЕНЕКОПЗП ПЮБЗБ. чЕДШ ЛПЗДБ ПОБ ВХДЕФ У НБМЕОШЛПК МСМЕК ДПНБ УЙДЕФШ, ДБ ЕЭЕ Й ОЕУЛПМШЛП ТБЪ ЪБ УЕНЕКОХА ЦЙЪОШ (ЧЕДШ ДЕФЕК ВЩЧБЕФ Й ДЧПЕ, Й ФТПЕ) - НХЦЮЙОЕ РТЙДЕФУС ЕЕ ПВЕУРЕЮЙЧБФШ РПМОПУФША, Б ОЕ РПРТЕЛБФШ, ЮФП НБНБЫБ "ОБ ПИПФХ ОЕ ВЕЗБЕФ". рТБЧЙМШОП?

дМС ЬФПЗП ЧБН ОХЦОП РЕТЕЮЙФБФШ УФБФШЙ Ч ТХВТЙЛБИ ОБЫЕЗП ВМПЗБ "лБЛ УФБФШ УЮБУФМЙЧПК ЦЕОПК" Й "тЕЫБЕН УЕНЕКОЩЕ РТПВМЕНЩ" , Й УОБЮБМБ ХВЕДЙФШ УЕВС Ч НЩУМЙ, ЮФП ЦЕОЭЙОЕ ЛТБКОЕ ЧБЦОП ХНЕФШ УФТПЙФШ ИПТПЫЙЕ ПФОПЫЕОЙС У НХЦЕН, ЮФПВЩ УЕНШС ТБЪЧЙЧБМБУШ Й ВПЗБФЕМБ.

рПФПН РЕТЕЮЙФБФШ ТХВТЙЛЙ "хТПЛЙ ПВПМШЭЕОЙС" Й "хНЕОЙЕ ЪОБЛПНЙФШУС, ПВЭБФШУС Й ЧМЙСФШ ОБ МАДЕК" , ЗДЕ С ТБУУЛБЪЩЧБА, ЛБЛ ОХЦОП РТБЧЙМШОП ПВЭБФШУС У НХЦЮЙОПК, ЮФПВЩ ПО ЧПУРТЙОЙНБМ ФЧПЙ УМПЧБ, ИПФЕМ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ ОБ охцоха феве фенх, Й ДЕМБФШ охцоще феве чщчпдщ.

й РПФПН ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У РБТОЕН П ФПН, ЛБЛ ЬФП ЧБЦОП Й РПМЕЪОП, ЛПЗДБ ЦЕОЭЙОБ ХНЕЕФ ЧДПИОПЧМСФШ НХЦБ ОБ ОПЧЩЕ УЧЕТЫЕОЙС, ОЕ ТХЗБФШУС У ОЙН, ОЕ УРПТЙФШ, ФЕН УБНЩН ДЕМБС УЕНША УЮБУФМЙЧЕК Й ВПЗБЮЕ ЧП ЧУЕИ ПФОПЫЕОЙСИ.

рПОЙНБЕФЕ, ъБЧЙДОБС ОЕЧЕУФБ ХНЕЕФ РТЕЛТБУОП ДЕМБФШ УЕВЕ ТЕЛМБНХ. й ЧУЕМСФШ Ч ЗПМПЧХ НХЦЮЙОЩ НЩУМЙ П ФПН, ЮФП ПОБ ПВМБДБЕФ ХОЙЛБМШОЩНЙ УРПУПВОПУФСНЙ ЕЗП УМХЫБФШ Й ЧДПИОПЧМСФШ ОБ ОПЧЩЕ УЧЕТЫЕОЙС, ДЕМБС ВПЗБЮЕ Й УЮБУФМЙЧЕК. еУМЙ ъБЧЙДОБС ОЕЧЕУФБ рпуемйф Ч ЗПМПЧХ НХЦЮЙОЩ ЬФЙ НЩУМЙ - ПО ВХДЕФ ЕЕ ГЕОЙФШ ЧЩЫЕ ЧУЕИ ВТЙММЙБОФПЧ НЙТБ!

фПЗДБ ЧБЫ РБТЕОШ ОЕ ВХДЕФ УРТБЫЙЧБФШ: "б ЮЕЗП ДПВЙМБУШ ФЩ?" - ПО ВХДЕФ Й ФБЛ ЪОБФШ, ЮФП ФЩ СЧМСЕЫШУС УБНПК ъБЧЙДОПК ЙЪ ОЕЧЕУФ, Й ПВМБДБЕЫШ ГЕМЩН ОБВПТПН РТЕЛТБУОЩИ ЛБЮЕУФЧ Й ФБМБОФПЧ, ЛПЙ ФБЛ ЧБЦОЩ Ч ХУРЕЫОПН ЪБНХЦЕУФЧЕ. фБЛЙЕ ЦЕОЭЙОЩ ОБ ЧЕУ ЪПМПФБ, ФБЛ ЛБЛ ПОЙ РПЛБ ВП-П-ПМШЫБС ТЕДЛПУФШ Ч ОБЫЕН НЙТЕ.

оХ Б ЮФПВЩ ЧБЫ РБТЕОШ ЬФП РПОСМ - ЧБЦОП ВЩФШ ОЕ ФПМШЛП ВХИЗБМФЕТПН, ОП ЕЭЕ Й ъБЧЙДОПК ОЕЧЕУФПК, Й ПВТЕУФЙ ЬФЙ, ФБЛ ОЕПВИПДЙНЩЕ ЛБЦДПК ЦЕОЭЙОЕ ЛБЮЕУФЧБ. оХ Й ОЕ НЕОЕЕ ЧБЦОП ХНЕФШ ЙИ РТБЧЙМШОП РТЕРПДОЕУФЙ НХЦЮЙОЕ. лБЛ ЬФП ДЕМБФШ, С ТБУУЛБЪБМБ ЧЩЫЕ.

Как узнать размер костюма? Как выбрать цвет? Как подобрать костюм по фигуре? Какой материал лучше? С этими и многими другими вопросами сталкивается жених, когда перед ним встаёт вопрос покупки свадебного костюма. В нашем материале рассмотрим основные принципы и правила, которым нужно следовать, чтобы ваше торжество было идеальным.

Гармония во всем: как подобрать костюм жениха под платье невесты

В первую очередь костюм жениха должен подчеркивать красоту платья невесты, создавать единую композицию с ним. Цветовая гамма тоже должна совпадать: кипенно-белое платье будет хорошо гармонировать с костюмами холодных оттенков - голубым, серым, синим или же классическим чёрным. Под платье цвета айвори будет лучше подобрать костюм теплых тонов: коричневый, бежевый, бордовый и т.п.

Кроме того, учитывайте сезон проведения торжества: зимой теплые глубокие цвета и мягкие натуральные ткани будут смотреться более выигрышно, а летом лучше предпочесть светлые оттенки и легкие фактуры. Кстати, для холодного времени года лучше выбирать натуральную шерсть, а для тёплого - лён, хлопок, шёлк или облегченный материал cool wool.

Если у вас уже есть единый цветовой концепт свадьбы - согласовано оформление зала, цвет букета и бутоньерки, платье невесты и аксессуары - то будет гораздо легче определиться с выбором. Если же этот вопрос ставит вас в ступор - воспользуйтесь консультацией дизайнера. Это избавит вас от бесцельного блуждания по магазинам: вы уже будете точно знать, что ищете.

Искусство стиля: выбираем фасон мужского свадебного костюма

Смокинг - универсальный вариант, подходящий для любого торжественного случая. Носится исключительно с белой рубашкой и специальными брюками с поясом-кушаком, цвет галстука-бабочки может быть в тон подвенечного платья. Это предельно формальный вариант наряда, который не предполагает экспериментов. Хотя некоторые дизайнеры сейчас не прочь похулиганить и поиграть даже с такими каноническими вещами. Не забывайте о том, что смокинг - это всё-таки вечерний наряд и на дневных церемониях он не совсем уместен.

Фрак - ещё одно классическое решение, но с большим простором для фантазии. Сам по себе фрак обычно темных тонов, но под него можно надеть рубашку любого светлого оттенка, а галстук заменить шейным платком. Однако брюки обязательно должны иметь двойные галуны - две полоски шелковой ткани вдоль наружного бокового шва. Такая модель подойдет для романтичных натур и для свадеб в английском стиле.

Костюм-визитка - это версия классической двойки, предназначенная исключительно для торжественных случаев. Основная особенность - закругленные спереди полы, расходящиеся в стороны. Внешне напоминает сюртук. Отшивается из дорогой качественной ткани благородных оттенков, часто с блеском. Застегивается, как правило, на одну пуговицу. Сзади, в районе хлястика, могут быть пришиты ещё две.

Классическая двойка или тройка - пожалуй, костюм с самым широким полем для экспериментов с цветами, рисунками, фактурой, аксессуарами и т.д. Этот вариант менее формален, для торжеств в узком кругу или для пляжной церемонии возможна даже версия «без галстука». Костюм-тройка больше подойдет для холодного времени года, причем жилетка может быть как в тон пиджака, так и контрастной, с рисунком или с вышивкой. Вариации классического костюма используются и на тематических свадьбах: пошитый из яркой ткани, с интересным узором и броскими аксессуарами, он станет главным элементом вашего необычного праздника.

Главное, чтобы костюмчик сидел: как добиться идеальной посадки костюма жениха

Для начала необходимо узнать размер брюк и пиджака. Не костюма! Фигуры большинства людей далеки от эталонных параметров, поэтому часто случается такое, что верх и низ костюма нужны разного размера. Для этого нужно измерить: длину плеча, обхват груди, обхват талии, длину рукава, объём бёдер. Подробнее об этом читайте в статье . Не прибавляйте и не убавляйте себе сантиметров, уповая на то, что вы похудеете или подкачаетесь. Скорее всего этого не произойдёт, а вы будете вынуждены за несколько дней до свадьбы метаться в поисках портного, который перешьёт костюм.

Помимо размера, костюмы отличаются ещё и по полноте. Поэтому, если пиджак в плечах вам впору, а в талии узок, то нужно выбрать большую полноту, а не размер. В профессиональных салонах предложат услугу подгонки по фигуре, чтобы результат полностью вас удовлетворил.

Итак, вы впервые надели костюм. На что обратить внимание?

  1. Вам должно быть комфортно. Нигде не должно жать, врезаться, тянуть, давить, топорщиться, собираться складками или перекашиваться. При малейшем дискомфорте лучше попробовать другой размер или вообще фасон костюма.
  2. Сделайте как можно больше движений: присядьте, поднимите руки, помашите ими, потанцуйте, обнимите кого-нибудь, поднимитесь по лестнице, наклонитесь, попрыгайте в конце концов. Во время свадебной фотосессии фотограф заставит вас выполнить и не такие странные действия, так что лучше быть во всеоружии и знать, что костюм не подведёт.
  3. Длина. Классический пиджак (за исключением, конечно, фрака и смокинга) должен слегка прикрывать ягодицы. Рукав пиджака заканчивается в районе гороховидной косточки на запястье, при этом манжет рубашки при согнутой руке выглядывает на 1,5-2 сантиметра. Брюки должны быть по середину каблука и образовывать спереди один мягкий залом.
  4. Общее впечатление. Свадебный наряд должен подчеркивать достоинства и маскировать недостатки. Возьмите с собой на примерку хорошего друга или будущую жену, которые смогут оценить образ со стороны. Если вам или вашим близким кажется, что костюм сидит нелепо или несуразно, лучше попробовать другой вариант.

Внимание к деталям: подбираем аксессуары к свадебному костюму

На свадебные аксессуары распространяются все общие правила: туфли, ремень, ремешок часов должны быть одного цвета, запонки и зажим для галстука - из одного металла. Помните также про правило, что цветов в одном наряде не должно быть больше трёх.

Галстук подбирают на несколько тонов светлее, чем костюм, но немного темнее, чем рубашка. Как вариант, можно подобрать его в цвет жилета. Для тематических и костюмированных свадеб подойдут и очень броские галстуки с узором или принтом.

Черные туфли подходят ко всем костюмам тёмного цвета. Под светлый наряд, белый или бежевый, туфли лучше взять в тон. Носки подбирают того же оттенка, что и туфли.

Недопустимо, чтобы платочек в кармане пиджака был тон в тон с галстуком, а также он категорически не сочетается с бутоньеркой - выберите что-то одно. Кстати, бутоньерок лучше заказать две: к началу банкета первая, скорее всего, будет иметь удручающий вид.

В классическом варианте отдается предпочтение рубашке белого цвета или айвори, однако никто не запрещает экспериментировать: поиграйте с оттенками, посоветуйтесь с будущей женой, и вместе примите правильное решение. Материал рубашки лучше выбирать натуральный, но с добавлением синтетики, чтобы она не измялась к банкету.

Подчеркнуть достоинства: подбираем костюм жениха с учётом типа фигуры

Мужская фигура в эталонном понимании должна стремиться к форме перевернутого треугольника и подбор костюма сводится к тому, чтобы визуально приблизиться к этому формату. Поэтому:

  • Для коренастых высоких мужчин лучше выбирать слегка приталенные пиджаки, чтобы сделать фигуру стройнее. Откажитесь от контрастных узоров и подберите жилет в тон костюма. Отдайте предпочтение широкому галстуку и свободным чуть зауженным брюкам. Обладателям полного лица и короткой шеи следует отказаться от воротников-стоек.

  • Худощавым высоким женихам лучше выбирать двубортные костюмы без жилета. При этом верх и низ наряда могут быть отшиты из полотна одного цвета, но разной фактуры. Для визуального объёма подойдут пиджаки с одним рядом пуговиц и накладными карманами, а также свободного покроя брюки.

  • Для стройных женихов небольшого роста подбирайте удлиненные модели пиджаков, полностью прикрывающих верхнюю часть бёдер. Так вы визуально вытяните силуэт и подчеркнёте стройность. Для этой же цели послужат продольные полоски и узкий контрастный галстук. Избегайте слишком широких пиджаков в сочетании с узкими брюками.

  • Если тип фигуры стремиться к грушевидному, то забудьте о пиджаках с двумя рядами пуговиц и накладных карманах. Отдайте предпочтение галстукам и костюмам с вертикальными полосами, а также свободным брюкам. Придирчиво отнеситесь к длине брюк: они должны быть четко по каблук туфель.

Самое основное правило выбора костюма: в нём должно быть удобно. Не гонитесь за модой, она часто меняется. Подбирайте только то, что подчеркивает плюсы вашей фигуры и то, что визуально вам нравится. В конце концов, главным элементом торжества будет не костюм, а счастливые улыбки новобрачных.

Выкуп, как и в древней Руси, по-прежнему остается самым интересным и веселым моментом свадьбы. С каждым годом эта традиция становится все более востребованной, а потому сценарий выкупа невесты 2011 станет еще одним сценарием коллекции выкупов на нашем сайте Свадьбаголик.ру .

Встреча жениха

Встреча жениха и его друзей как обычно происходит подружками невесты. При встрече они стразу объясняют жениху, что выкуп это дело серьезное, и чем больше денег готов он потратить, тем дальнейшая жизнь молодых будет богаче.

Хочешь получить свою ненаглядную? Тогда ты должен собрать целое сердце по частям.

Накануне необходимо вырезать из плотной бумаги большое красное сердце и разрезать его на части. Количество может быть разным, все зависит от количества конкурсов, которые вы хотите провести. В нашем сценарии выкупа невесты 2011 будет 5 частей. За каждый не пройденный конкурс жених должен покупать пазл. В итоге испытаний он должен собрать целое сердце и только тогда сможет увидеть невесту.

1-й пазл: Нарисовать символ любви

Первое испытание проходит у подъезда под окнами невесты.

Подружка невесты:

Жених, чтобы получить свой первый пазл, ты должен изобразить чистоту и красоту своей любви к невесте в виде рисунка под окном. Только сначала нужно выкупить у нас материалы, которые тебе понадобятся.

  • За красные лепестки роз - шампанское
  • За воздушные шарики - конфетки
  • За бумажные сердечки - денежки
  • За мел - копеечки

Но это еще не все, выкупая их у нас, ты должен отгадать несколько дат:

  1. День рождения тестя
  2. Рост невесты
  3. День вашего знакомства
  4. Размер ноги невесты

За каждый правильный ответ по сценарию выкупа невесты 2011 жених получает подручные материалы, из которых потом должен изобразить красивое сердце, как символ весной любви.

2-й пазл: Серенада

Для этого испытания подружки невесты должны заранее выяснить, какую песню она хочет услышать от любимого.

Подружка невесты обращается к жениху:

Жених при помощи друзей должен исполнить красивую серенаду под окном для невесты.

Подружки невесты могут немного облегчить ему задание и предложить по сценарию выкупа невесты 2011 выкупить магнитофон с этой песней. Обрадованный жених, конечно, выкупает его, и в дополнение еще получает слова этой песни на бумаге. Когда он включает магнитофон и начинает петь песню, выясняется, что он должен петь песню под мотив другой, который исполняет магнитофон. Практика показывает, что петь песню под музыку другой, очень сложно и весело. Друзья жениха обязательно должны помочь жениху.

3-й пазл: Восхваление достоинств жениха

В этом испытании должны проявить себя друзья жениха. Чтобы получить третий пазл им придется перечислить все достоинства жениха.

Подружка невесты:

Чем лучше вы нам расхвалите жениха, тем быстрее отдадим невесту. Нам нужен только самый-самый лучший жених

4-й пазл: Губки

Для этого испытания необходимо заранее оставить отпечатки губ подружек невесты, можно попросить даже и друзей мужского пола, и конечно, самой невесты. Подписать у каждого отпечатка стоимость, которую необходимо заплатить за каждый неправильный ответ


Подружка невесты:

Задача твоя жених - найти отпечаток губ своей невесты. За каждый неверный ответ готовься откупаться.

5-й пазл: Вырезание сердца

Перед входом в квартиру невесты согласно сценарию выкупа невесты 2011 на дверь нужно повесить большую простынь, на которой нарисовать сердце.

Задача жениха - выкупить ножницы, вырезать его и пройти через него в квартиру невесты.

Наконец, жених оказывается в квартире, у него на руках 5 частей составного сердца. Он должен их приклеить на дверь в комнату невесты. Только когда все части склеены, сердце получилось правильной поры, препятствия считаются пройденными.

Жених заходит в комнату и видит, что дорогу к его невесте перегородили гости.

Подружка невесты:

Тебе предстоит последнее испытание, чтобы подойти к невесте. В каждый угол комнаты и ее середину положи побольше денег.

Гости в это время должны кричать «Мало!!! Мало!!! Положи больше!!!»

Продолжается это до тех пор, пока все не останутся довольными. После этого гости расступаются и жених может подойти к невесте и поцеловать ее.

Традиционно свадьба начинается с выкупа невесты. Проводится она перед тем, как жених встретится с невестой в день торжества. Этот обряд – одна из неизменных традиций, которые сопровождают свадьбу. Имеет обряд глубокие корни. В давние времена, чтобы забрать девушку, которая являлась первой помощницей в доме, надо было дать что-то взамен.

Жених старался покрыть неудобства, которые возникнут из-за ухода девушки из дома, давая взамен ценные вещи, скотину и прочие подарки. В наши времена этот обряд проходит символически, и задача его – не выторговать деньги, а задать задорности, весёлости мероприятию. Рассмотрим подробнее, как выкупать невесту, что при этом делать жениху и свидетелям, чтобы все остались довольными и процедура не затянулась.

Зачастую организацией выкупа невесты занимаются свидетели. Но основная часть всё равно ложится на подружку невесты.

Некоторые пары обращаются за помощью к тамаде, который может разработать сценарий конкурсов и прочих нюансов. Обряд выкупа состоит из ряда конкурсов и задач для жениха и свидетеля.

Все вопросы касаются виновницы торжества. Если жених не может ответить на какой-то из них, то он должен заплатить определенную сумму или презентовать шампанское, конфеты и прочее.

В некоторых случаях процесс выкупа можно разделить на несколько этапов:


  1. Ещё на дороге жениха могут встретить дальние родственники и соседи и потребовать заплатить за возможность проезда и назвать имя невесты.
  2. Во дворе жениха ждут близкие друзья молодой.
  3. Непосредственно перед входом в комнату невесты испытания устраивают свидетельница и подружки.
  4. Задача жениха со свидетелем – никого не обделить и внести какую-то плату.

Главная задача всех участников обряда выкупа – не затягивать процесс. Иначе можно опоздать на регистрацию.

Как вести себя подружкам

Задача подружек – превратить традиционный выкуп невесты женихом в весёлое, хорошо организованное мероприятие. Стихи лучше не использовать на данном этапе торжества, составьте речь в прозе с уместными веселыми шутками. Для этого соблюдайте определённые правила:


  1. Не стоит заставлять жениха и свидетеля выполнять не совсем приятные задания. К примеру, съесть пуд соли или выпить воду с лимоном. Конкурсы должны быть нейтральные и реально выполнимые. В противном случае рискуете испортить настроение жениху ещё в начале свадьбы.
  2. Следует помнить, что мероприятие рассчитывается всего лишь на 15–30 минут от силы.
  3. Постарайтесь рассчитать время так, чтобы между выкупом и поездкой в ЗАГС оставался определённый промежуток времени.
  4. Задания выбирают такие, чтобы при выполнении их женихом, гости могли увидеть происходящее, а фотограф снять красивые фото.
  5. При использовании картинок в конкурсах их ракурс должен быть крупным.
  6. При использовании рифмованных шуток и прибауток читать их необходимо выразительно и без запинок.
  7. В том случае, когда количество гостей на свадьбе внушительное, не стоит всех приглашать на выкуп. Будет достаточно свидетелей, подружек, друзей, близких родственников.
  8. Подготовиться к обряду необходимо заранее. Разместить плакаты и прочие атрибуты.
  9. Правильно распределите обязанности, чтобы никто не скучал.

Что делать и говорить маме, сестре, брату невесты

Для родителей невесты на день свадьбы выпадает много испытаний. Именно в их доме происходит выкуп невесты и дом полон гостей. Заботы начинаются с наряда невесты. Ей могут помогать мама и подружки.


Далее родители встречают гостей после выкупа, провожают их в комнату, в которой организован фуршетный стол. Сервировать его – задача мамы невесты, которой помогают подружки. Угощать гостей шампанским – задача свидетелей. Традиционно в обряде выкупа родители не принимают участия.

А вот если у невесты есть младшие сестрички или братики, то они активно могут поторговаться за неё с женихом. Подружки предусматривают это в сценарии. Главная задача родителей после завершения выкупа перед походом в ЗАГС – это благословение молодых. Перед началом обряда гостей просят выйти на улицу, где они образуют своеобразный живой коридор.

После того, как жениха и невесту благословили, они выходят на улицу, а мама девушки осыпает молодожёнов семенами пшеницы, монетками и конфетами на их богатую, сытую и сладкую дальнейшую жизнь.

Что говорить свахе со стороны жениха


В давние времена сватовство начиналось с определённых слов: «У вас товар, у нас купец» и прочее. Молодым людям, участвующим в выкупе, не следует включать их в сценарий.

Но если стоит задача провести обряд в старорусском стиле, то эту роль выполняет сваха со стороны жениха. Именно она начинает процесс выкупа.

Суть заключается в представлении цели их прибытия и расхваливании достоинств жениха.

Как вести себя жениху и его друзьям

Сценарий выкупа прорабатывается заранее, и подружки должны заранее продумать и поведение жениха. В любом случае его необходимо подготовить, если в процессе торгов необходимо жениху говорить какие-либо слова.


В основном, для жениха подготавливаются различные испытания, а он, в свою очередь, выполняет их и отвечает на вопросы односложно. С этим справиться можно без особого труда. Начало торгов начинают организаторы, может поучаствовать сваха со стороны жениха.

На вопрос подружек, зачем жених к ним пожаловал, молодой человек может просто ответить односложно «За невестой!». Непосредственно жениху подготовиться к выкупу тяжело, так как он зачастую не знает заранее сценария. Свидетельница лишь частично может ознакомить его с отдельными моментами. Поэтому молодому человеку приходится импровизировать на ходу.

А так как в основном все вопросы касаются невесты, то необходимо заранее поинтересоваться у неё некоторыми моментами из её детства, размером обуви, любимым цветом помады и прочее.

Представим перечень основных направлений, с которыми может жених столкнуться на выкупе:


  1. Доказать свою любовь. Здесь можно подготовить романтический рассказ о любви молодожёнов, чтобы заставить расчувствоваться подружек.
  2. Представить свои достоинства. Обычно это ответ на вопрос, что готов жених обеспечить невесте в будущем . Здесь надо себя расхвалить, причём стараться не смеяться. Для облегчения задачи это может сделать свидетель.
  3. Как жених будет проводить время с невестой во время совместной жизни. В этом плане жених доказывает, что невесте не будет с ним скучно. А доказать можно исполнив какую-либо песню или танец.
  4. Важные даты. Здесь придётся подготовиться серьёзно, так как спрашивать будут не только о дне знакомства, но также о первом дне первого поцелуя, первого похода в кино и прочее. Обычно мужчины на такие мелочи не обращают внимания.
  5. Невеста лучшая и неповторимая. В этом направлении нужно собрать перечень ласковых и нежных слов о возлюбленной.

Так как жених прибывает не один, а со свитой друзей и близких родственников, то необходимо продумать заранее, что говорить им.

Во-первых, они могут активно участвовать в торгах, но не позволять себе лишнего.

Во-вторых, оказывать помощь жениху, подсказывать нужные слова, идеи выполнения задания. Главный помощник жениха на свадьбе – свидетель. Он может активно отвечать на вопросы и даже заменить его в выполнении каких-либо конкурсов.

Обычно жених теряется от волнения, поэтому свидетель должен быть всегда готов прийти на выручку другу. А если подружки заигрались и требуют непомерную цену за выкуп, то свидетель может активно торговаться и сбивать цену.

Обряд выкупа пройдёт на ура, если его выполнить в каком-либо стиле или приурочить к определённой тематике.

Как встретить жениха – что поставить на стол

Как уже было сказано, после завершения выкупа родители невесты приглашают гостей на фуршет.


Связана эта традиция в основном с тем, что впереди предстоит ещё длительный процесс, состоящий из бракосочетания и проведения фотосессии.

На стол кладут бутерброды и канапе маленьких размеров, чтобы они целиком помещались в рот. Так как всё время работает фотограф и в фотообъектив может попасть накрытый стол, то необходимо заранее продумать технику оформления блюд, убрать лишние предметы интерьера.

Большое количество алкоголя на фуршете неуместно. Достаточно организовать шампанское, которое немного поднимет настроение и раскрепостит гостей.

Вот еще один вариант сценария на выкуп невесты:

Обряд выкуп невесты – традиционная процедура на свадьбе, но, тем не менее, не все молодожёны считают его уместным. Объясняют это тем, что не все гости ведут себя адекватно во время конкурсов и торгов, иногда заставляя выполнять жениха нереальные вещи. Считают, что выкуп можно заменить, допустим, красивой встречей жениха и невесты. Как вы считаете, стоит ли отдать дань традициям или всё-таки внести новые креативные идеи в сценарий проведения свадьбы?

Сватовство — старинная традиция, которая в определённой степени существует и сегодня. Конечно, современная форма сватовства отличается от старинных обычаев, зачастую несёт только формальную роль и совершается в дань традициям.

Простыми словами, сватовство — это предложение представителями жениха родителям невесты выдать их дочь замуж. Сваты приходили в дом к родителям невесты и предлагали своего жениха, пытаясь получить согласие на свадьбу между молодыми.

Зачастую две семьи договаривались о том, чтобы породниться, соответственно, оговаривая не только брак, но также приданое и выгодные стороны такого союза. Даль в своём толковом словаре так охарактеризовал данный термин: «Сватовство, сватанье, предложенье девице, а более родителям её, отдать её замуж за такого-то». Из этого определения может быть ясно, что в процессе сватанья больше считались с мнением родителей невесты, чем с мнением девушки.


Конечно, для нашего времени, когда главным считается мнение невесты и жениха, а мнение родителей зачастую и вовсе не ставится в рассмотрение, такой обычай может показаться довольно несправедливым по отношению к воле и чувствам невесты, однако в древности успех, процветание и даже выживание семьи в сложных условиях было на первом месте. К тому же, для всех людей старого времени сватовство было естественным и повседневным делом, так выходили замуж их прабабушки, бабушки, матери и так предстояло выйти замуж им самим, их дочкам и внучкам.

В роли свах часто выбирались родственники жениха или специальные люди, для которых сватовство было настоящей работой. Для этой роли подбирали умных, красноречивых, остроумных людей, которые могли расписать достоинства жениха как можно краше и вызвать искренний интерес у семьи невесты. После того как жених или семья жениха выбирала кандидатуру, к ним засылались сваты. Сваты приходили обычно ближе к вечеру, или даже после заката солнца (чтобы не навлечь сглаз), когда вся семья собиралась в доме. Придя в дом, сваты начинали расписывать достоинства жениха, достоинство его семьи и выгодность такой «сделки». В то же самое время пришедшие свататься узнавали какое приданое даётся за невестой и другие подробности.

Родители невесты зачастую не спешили с ответом, набивая цену своей дочери, просили подождать и говорили, что за их дочерью много охотников пожениться. Положительный ответ вовсе не был обязательным. Родители невесты могли отказать, если их не удовлетворял сам жених или же его семья. Также родители могли отказать, если их дочь-невеста всячески отказывалась от замужества с тем или иным человеком.

После сватовства проводились два обряда: смотрины и рукобитие.

Смотрины существовали двух видов: смотрины невесты и смотрины хозяйства жениха. В первом случае семья жениха устраивала смотрины девушки, оценивала её достоинства и недостатки, внешние качества, скромность, покладистость, различные умения. Во втором случае родители невесты устраивали смотрины жениха, для чего приходили в его дом и устраивали «домоглядство». Семья жениха в это время пыталась представить своё имущество более красиво и богато. Нередко для этих случаев даже заимствовали у соседей и родственников различные вещи, утварь, домашнюю скотину и так далее, чтобы представить жениха в более выгодном свете.

Если семья невесты принимала положительное решение, проводился обряд, который назывался Рукобитие, Заручины , Просватанье, Своды или Свадебный договор. Сегодня нечто похожее называется помолвкой. Рукобитие - свадебный обряд, который устраивала семья невесты. Обе семьи собирались и договаривались о сроке свадьбы, приданом невесты, подарках, всех расходах и так далее. По завершении всех переговоров, отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, откуда, собственно, и пошло название обряда. С этого дня невеста считалась просватанной, обручённой или помолвленной. После обручения, ни сторона жениха, ни сторона невесты не могли отказаться от свадьбы. Мало того, что это было делом бесчестным, в царские времена за это полагалось взыскание штрафов и даже уголовное наказание. Также, во многих местностях исследователи зафиксировали обычай, следуя которому, обручённые сразу после рукобития могли жить, как муж и жена.