Система воспитания Е.Н. Водовозовой

Русская детская писательница, педагог, мемуаристка.


Окончила Смольный институт (1862), где с 1859 занималась у К. Д. Ушинского и В. И. Водовозова. В том же 1862 вышла замуж за Водовозова. В доме Водовозовых на «вторниках» бывали В. А. Слепцов, П. И. Якушкин, В. С. Курочкин и Н. С. Курочкин, П. А. Гайдебуров. В конце 1860-х изучала в Германии и Швейцарии детские сады, работавшие по системе Ф. Фребеля.

С 1863 участвовала в печати. Овдовев в 1886, вышла замуж за ученика и друга первого мужа В. И. Семевского. Последние годы жизни провела в крайней нужде, одиночестве, болезнях, доводивших до отчаяния и мыслей о самоубийстве.

Дебютировала в печати статьёй «Что мешает женщине быть самостоятельной?», написанной по поводу романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?», в журнале «Библиотека для чтения» (1863; подпись Е. Ц-ская). В книге «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста» (Санкт-Петербург, 1871; 7-е издание 1913) основой дошкольного воспитания предлагала сделать народные песни, игры, сказки. В качестве пособия для воспитания по такой программе издала книгу «Одноголосые детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями» (Санкт-Петербург, 1876).

В 1870-е годы сотрудничала в педагогических изданиях «Детское чтение», «Народная школа», «Голос учителя».

Издала книгу рассказов для детей «Из русской жизни и природы» (ч. 1-2, Санкт-Петербург, 1871-1872; несколько раз переиздавалась), выпустила книгу «Батрачка. Рассказ из народного быта» (Санкт-Петербург, 1871; под псевдонимом И. Бельский) и беллетристический сборник для детского чтения «На отдых» (Санкт-Петербург, 1880). Главной работой Водовозовой считается книга «Жизнь европейских народов. Географические рассказы» (т. 1-3, Санкт-Петербург, 1875-1883), в которой рассказывается о народах различных стран, их обычаях, народных увеселениях, занятиях, характере политической жизни. Переработанный и сокращённый вариант книги вышел под названием «Как люди на белом свете живут» (т. 1-10, Санкт-Петербург, 1894-1901).

Опубликовала множество произведений мемуарного характера: «К. Д. Ушинский и В. И. Водовозов. Из воспоминаний институтки» («Русское слово», 1887; подпись Н. Титова), «Дореформенный институт и преобразования К. Д. Ушинского» («Русское богатство», 1908), «Среди петербургской молодежи шестидесятых годов» («Современник», 1911), «Из давнопрошедшего» («Голос минувшего», 1915), очерк «В. А. Слепцов» («Голос минувшего», 1915), «В. И. Семевский» («Голос минувшего», 1917); эти и другие мемуарные очерки и воспоминания составили книги «На заре жизни» (Санкт-Петербург, 1911), «Грёзы и действительность» (Москва, 1918).

Имя Елизаветы Николаевны Водовозовой (1844-1923) современному читателю знакомо, пожалуй, лишь по книге ее воспоминаний «На заре жизни». И сегодня воспоминания эти не обойдет вниманием не только историк-профессионал, но и любой читатель, в какой-либо мере интересующийся жизнью России в середине прошлого века, в особенности же повседневным бытом тогдашней «глубинки», русской провинции - помещичьим и крестьянским.

Факты биографии

В такой вот глубинке, в небогатом имении на Смоленщине и прошло детство Елизаветы Цевловской (Водовозова - ее фамилия по мужу). Отец ее был, для своего круга, человеком необыкновенным - не только из-за блестящей образованности и любви к искусствам, но и из-за поражавшего окружающих мягкого, гуманного отношения к своим и чужим «крепостным душам». Он рано умер (Елизавете, младшей дочери, было тогда всего четыре года). Но когда перечитываешь посвященные ему страницы воспоминаний дочери, задумываешься невольно, какими неведомыми путями, как рано и неуклонно действует на детскую душу духовная сила и нравственное достоинство взрослого.

Воспоминания эти не воссозданы впоследствии по рассказам других, - в них чувствуется живое, непосредственное восхищение ребенка качествами близкого человека; хотя крохотная девочка и знать не знала, конечно, что качества эти имеют название - смелость, честность, гуманность.

В остальном же ничем примечательным не выделялся домашний круг Цевловских - это была добропорядочная, но вполне заурядная мелкопоместная семья. Когда девочка подросла, ее, стараниями влиятельных родственников, поместили в Смольный институт. Привилегированное это заведение должно было давать дворянским девицам образование, «соответствующее их званию и будущему образу жизни». Так оно и было - за вычетом того, что образование, даже по тому времени, оказывалось ничтожным, а представления о жизни - исковерканными до последней степени. Нравы Смольного, в которых диковинно соединялись казарменная строгость, монастырское лицемерие и приторная чувствительность, Е. Н. Водовозова описывает едко, с иронией. Тому есть причина: Лиза Цевловская была пансионеркой живой, любознательной, своенравной и потому отнюдь не примерной. Но одного лишь ребяческого протеста было, конечно мало, чтобы в молодой душе сложилось что-то истинное и прочное. Помогла счастливая встреча с человеком, поистине замечательным. Этим человеком был Константин Дмитриевич Ушинский.

И здесь опять-таки убеждаешься, что любое настоящее воспитательное влияние начинается с действия личности воспитателя. В наполненных сентиментальным вздором, сословными предрассудками и самыми дикими понятиями о жизни головках «смолянок» вряд ли можно было видеть благодатную почву для блистательных идей великого педагога; Водовозова признается, что многое из того, что он говорил, они поначалу просто не понимали. Но огненное обаяние его личности не оставляло безучастными даже самых последних зубрил и тупиц. В «гражданской войне», которая началась в институте с приходом Ушинского, Водовозова безоговорочно была на стороне «партии нового». Главное же, недолгие несколько месяцев занятий под руководством нового инспектора преобразили смутные бунтарские порывы юной воспитанницы в осознанное, четкое стремление к трудовой, дельной, самостоятельной жизни.

Основные труды

После выхода из Смольного Водовозова, естественно, находит свое место в кругу разночинной интеллигенции. Она начинает выступать в печати по вопросам воспитания и «женскому вопросу». В конце 60-х годов она приступает к работе над главным своим педагогическим сочинением «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста». Книга эта, бесспорно, была одним из самых популярных и значительных руководств по дошкольной педагогике (с 1871 по 1913 год она выдержала семь изданий). Многое в ней Водовозова неоднократно перерабатывала и дополняла, стараясь не отставать от новых педагогических идей и веяний. Но не будет ошибкой сказать, что суть этой работы, ее основное направление определены общественной и педагогической атмосферой 60-х годов.

Эпоха 60-х годов, ознаменованная, в области воспитания, выступлениями Ушинского, Пирогова, Добролюбова, Писарева, была одной из самых важных в развитии нашей национальной педагогики. И не только в теоретической сфере - она памятна и важными практическими опытами - часто недолгими, поневоле прерывавшимися, но бесследно не прошедшими. Относится это и к сфере воспитания семейного.

Водовозова так писала об этом: «Основная идея воспитания 60-х годов - раскрепощение детской личности, признание ее прав на известную самостоятельность, необходимость свободно высказывать свои суждения, всестороннее умственное и нравственное развитие ребенка и требование от родителей гуманного внимательного отношения к нему.

И естественно, в книге Водовозовой отразились не только теоретические достижения педагогики 60-х годов, но и живой, непосредственный опыт новой, трудовой, разночинной семьи.

Может показаться, что Е. Н. Водовозова с слишком уж «взрослыми» требованиями подходит к малышам; имеем ли мы основания, к примеру, ставить столь серьезные задачи хотя бы перед детской неокрепшей волей? Здесь, конечно, отразился рационалистический дух 60-х годов, вера в верховенство разума, даже и в ранние годы человеческой жизни. Но заметим здесь еще и мысль о чувстве ответственности, о необходимости воспитания его с самой первой поры - и ее вряд ли мы будем оспаривать. Применим же подобный подход и к другим советам, высказываемым автором; будем рассматривать их не как руководство, а как «обмен опытом» - и в этом опыте, без сомнения, найдется немало полезного и для нас.

В. Рыбаков, статья о биографии и педагогических трудах Елизаветы Николаевны Водовозовой из журнала «Семья и школа», 1969 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Сюжетные игры

Ни для кого не секрет, что сюжетные игры полезны для развития фантазии и творческого мышления. У многих на первых этапах они вызывают затруднения, поэтому я решила привести описание сюжетной игры с куклой для деревенской 2-3-х летней девочки, приведенный Е.Н. Водовозовой:

  1. Уложили куклу в постельку, спели колыбельную. Если колыбельная понравилась ребенку, повторили несколько раз. Кстати, по Водовозовой если ребенок просит что-то повторить несколько раз — это не простой каприз. Это обозначает, что ребенку настолько понравилось, что он хочет это изучить получше (выучить). Поэтому на такие просьбы лучше не отказывать. Водовозова именно таким образом предлагает развивать память — петь детям красивые песни, которые у них вызовут желание запоминать. Таким образом, память будет развиваться естественно.
  2. Кукла выспалась и проснулась. Подогрели настоящее молоко и напоили куклу. Указали на отличие одушевленных и неодушевленных объектов — если бы молоко пил кто-то живой, то его бы стало меньше.
  3. Взяли куклу за руку и пошли гулять. Гуляем разными темпами – медленно, затем всё быстрей и быстрей, в итоге «бежим, как лошадки». Снова медленно. Затем предлагаем ребенку догонялки. Мама с куклой догоняют девочку. Затем девочка догоняет маму с куклой. Устали. Во время отдыха обращаем внимание, на отличие неодушевленной куклы – кукла не вспотела и не устала, такая же, как и была.
  4. Подключаем к игре наблюдение за животными. Рассказываем стихотворение про петушка-золотого гребешка. Предлагаем сходить с куколкой накормить петушка с курочками. Рассказываем, что курицы едят, а что люди. Обращаем внимание на эти отличия. Также можно рассмотреть системы питания других животных, которых ребенок знает.
  5. Объявляем, что пора отдохнуть и поем песенку.

Таким ненавязчивым образом, через игру, ребенка первых лет необходимо знакомить с окружающим миром. Важно учесть, что для игр не следует выбирать животных и предметов, которых ребенок не видел – солдатики, львы, тигры.

Подвижные игры

Е.Н. Водовозова выделяет в качестве одной из распространенных проблем развития детей раннего возраста — злоупотребление пеленанием. Оказывается, уже в 1871 году было известно насколько важно обеспечивать свободу для движений. Уже в те времена специалисты знали о необходимости гимнастики для укрепления мышц малышей, которые еще даже сидеть не умеют, необходимости поощрения всяческих движений детей. Малоподвижных детей Водовозова рекомендует «расшевеливать». С 3-4 месяцев рекомендуется вводить упражнения с движениями для укрепления мышц:

  • Подъемы верхней части тела — плавно приподнимаем за руки, затем опускаем ребенка, лежащего на подушке;
  • Подъемы нижней части тела — поднимаем за ножки;
  • Делаем массаж ножек и ручек слабыми мягкими ударами в такт детской песенке, которую напевает мама.

Пальчиковые игры в то время еще не были формализованы, но Водовозова пишет, что для детей, которые научились сидеть очень полезно перебирать и пересчитывать пальчики. А также рекомендует следующие упражнения:

  • Тик-так – при этом двигают то одной рукой, то другой, как маятником;
  • Фортепиано – перебирают пальчиками, как при игре на фортепиано.

Рассматривая, модную на тот момент, методику Фридриха Фрёбеля, Водовозова обнаружила аналоги наших ладушек и сороки-вороны для развития мышц ладошек, а также еще одну игру аналогов, которой у нас нет. Её адаптированный вариант она предлагает в своей книге:

Птичье гнездо

  1. «Чик-чирик — птичка Гнездышко вьет» , при этом пальчики поочередно складываем в кулачок.
  2. «Чик-чирик — яичко в гнездышко кладет» — большой пальчик причем в центре кулачка.
  3. «Гладь-поглядь: уже птенчик» , большой пальчик вытаскиваем из кулачка.
  4. «В гнездышке сидел, пью, пью, пищит он» — двигаем большим пальчиком.
  5. «Порх и улетел» — сжимаем-разжимаем несколько раз ладошку поднимая при этом ручку вверх имитируя летящие движения птенчика.

С 2-4 лет ребенку требуется много двигаться. Он не только сам постоянно перемещается, но и любит перемещать все окружающие предметы – игрушки, стулья и т.п. Очень хорошо если у ребенка есть тележка, в которой он может их перевозить. Водовозова старательно подчеркивает, что родители должны мотивировать детей к движениям, но ни в коем случае не ограничивать их.

С трех лет актуальными становятся игры с мячом. Для более старших возрастов в книге приведены старорусские подвижные игры (большая часть из них являются групповыми, поэтому я их пропустила):

  • катание обруча;
  • прыжки через веревочку (тут, по всей видимости, имеется ввиду резиночка);
  • метание кружков в круг начерченный на земле;
  • запуск бумажного змея;
  • стрельба из игрушечного лука.

Творчество

В своей книге Елизавета Николаевна уделяет большое внимание творчеству, но последовательность и возраст знакомства с различными видами творчества отличается от современной.

  • Рисование . С 3-х лет предлагаются занятия по рисованию. Первые занятия с использованием трафаретов — обводить предметы простых форм, делать отпечатки листьев.
  • Вырезание и аппликация подключаются в 4 года.
  • Лепка (в 19 веке лепили глиной, лучшей считалась голубая) рекомендуется с 4 лет.
  • Выкладывание рисунков и узоров геометрическими фигурами лучинками, спичками, кольцами рекомендуется с 5 лет.
  • Выкладывание мозайки, выкалывание и вышивание рекомендуется с 5 лет.
  • Плетение из различных материалов (тесемок, бумаги);
  • Оттиски сургучом.
  • Отливание форм из гипса.

Сравнивая возраст для знакомства с творчеством с современным, можно увидеть, что Е.Н. Водовозова предпочитает медленное погружение ребенка в развивающую среду. Это соответствует высказываниям М.М. Безруких (главы Института возрастной физиологии Российской Академии Образования) о важности выбора занятий, соответствующих возрасту. На мой взгляд преждевременные занятия творчеством все-таки могут дать больше положительного, чем отрицательного. Ребенок в возрасте 1-2-х лет не готов к конструированию и творческому мышлению, но он вполне готов знакомится с текстурами используемых материалов, с их физическими свойствами и назначениями:

  • клей липкий и с его помощью можно клеить бумагу;
  • пластилин прекрасно развивает мелкую моторику и занятия с ним очень интересны для малышей самого раннего возраста;
  • краски разноцветные, с их помощью можно изменять цвета предметов.

В отличие от занятий по раннему изучению иностранных языков, чтения и счета преждевременные занятия творчеством не страшны энергетическим обкрадыванием. Напомню, что это явление, при котором участки мозга, находящиеся в активном развитии испытывают дефицит энергии, в то время как другие участки получают избыток.

Творчество по Водовозовой предлагается включать в ежедневный цикл занятий, наряду с занятиями другого типа.

Проблемы развития детей 19 века, которые остались актуальными до сих пор

Помимо рекомендаций Е.Н. Водовозова выделила в своей книге ряд проблем по развитию детей. Удивительно, почти за 150 лет, прошедших со времени написания книги, решение многих проблем не сдвинулось с мертвой точки. Список проблем актуальных на текущий момент:

  • Желание накачать ребенка информацией, к получению которой у ребенка еще нет готовности . В 19 веке у многих возникало желание с раннего детства обучить детей 2-3-ем языкам. Уже в то время родители заставляли двухлетних малышей повторять одно и то же слово по десять раз и не боялись «отяготить память и повредить еще слабые умственные силы». Высказывание Е.Н. Водовозовой по этому поводу: «Во время первоначального обучения нельзя спешить. Мы этим делаем великое зло нашим детям на всю жизнь. Уже давно признано всеми, что до 7 лет ребенок может усвоить только один какой-нибудь язык, а говоря на двух он всегда будет страдать бедностью выражений…Страшный сумбур также может произойти в голове ребенка при употреблении слов чуждых детской речи и пониманию.»
  • Недостаточное количество времени , которое уделяется развивающим занятиям и играм с ребенком.
  • Тугое пеленание , которое ограничивает движение.
  • Проблематика методик обучения рисованию в школах – обучение копированию, а не творчеству . В своей книге она пишет, что на тот момент «лучшая часть общества начала понимать громадное значение этого предмета для развития детей». На самом деле проблема остается актуальной в настоящее время. Более подробно на тему творческого рисования предлагаю изучить .
  • Избыток игрушек отрицательно влияет на нравственность ребенка. Е.Н. Водовозова пишет, что масса новых игрушек рождает «прихотливость, склонность к излишествам, а впоследствии и зависть, тщеславие и высокомерие». Многие матери, даже несмотря на недостаток в семье, отказывая во всем себе, окружают ребенка безделушками.

В завершении

Среди комментариев на свои статьи о вреде раннего развития я иногда встречаю их неправильное понимание. Некоторые бросаются из крайности в крайность. Пример такой крайности заключается во мнении: «Если раннее развитие вредно, значит надо предоставить ребенка самому себе до школы». До чтения книги Водовозовой я допускала вероятность того, что это мнение верно и природой предусмотрены естественные механизмы развития. Теперь я уверена, что дети не должны расти «как трава». В развитии, как и в еде должно быть чувство меры: перекормишь получишь ожирение и ряд других проблем, не докормишь — дистрофию и дефицит ценных веществ. Если вы стремитесь вырастить успешного человека, который умеет ставить цели и достигать их, принимать правильные решения и при этом получать радость от жизни, необходимо научиться чувствовать объем потребностей и необходимый уровень сложности развивающих занятий и материалов.

Так как обзор получился длинным и сложным для восприятия, я решила вынести самые важные, на мой взгляд, рекомендации Е.Н. Водовозовой отдельным блоком:

  • День ребенка должен представлять цикл развивающих занятий и различных игр;
  • Для эффективного развития мы должны обеспечить максимально возможную свободу;
  • Капризы — один из показателей слабого нравственного развития, им нельзя потакать;
  • Один из мощнейших инструментов развития памяти и интеллекта — наблюдение. Ребенок тренирует память, загружая в неё многочисленные объекты. Затем, при манипуляциях с объектами в памяти происходит тренировка интеллекта. Для маленьких детей лучшие цели наблюдения — животные или двигающиеся объекты. Эти идеи Водовозовой схожи . Я долгое время размышляла над созданием демонстрационного материала для загрузки системы образов, но думаю, что для детей до трех лет рекомендация Водовозовой о наблюдении является единственным эффектным средством создания системы образов. Склоняюсь, к тому, что любой печатный материал в данной случае будет суррогатом недостаточного уровня детализации, в отличии от реальных предметов. Безусловно, некоторые моменты мы можем прорабатывать с помощью энциклопедий и развивающих карточек.
  • При выборе развивающего материала полезно уделить внимание . Для среднего и старшего дошкольного возраста они являются достаточным материалом для изучения конструирования, геометрии и арифметики. Думаю, многие не поверят, но для конструирования десятков объектов достаточно 8-ми обычных кубиков, которые у каждого есть. Все что надо для занятий, это просто почитать задания и на первых этапах воспользоваться схемами. Условие эффективности таких занятий — регулярность.
  • Знания необходимо подавать небольшими порциями и в соответствии с возрастом. Для разных возрастов необходима различная подача материала. Самым маленьким детям необходимо видеть и осязать реальные объекты.

Напомню, что книгу Е.Н. Водовозовой для руководства в воспитании и развитии детей настоятельно рекомендует один из главных профессионалов в области развития в нашей страны — М.М. Безруких (профессор, академик, психолог, доктор биологических наук, глава Института возрастной физиологии Российской Академии Образования).

Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

Также не забудьте подписаться на или присоединиться к группе 😉 .

  • (я противница бестолковой демонстрации карточек, ведь с ними можно так много придумать интересных игр практически на любой возраст);

Запись опубликована автором в рубрике , с метками , . , 52532

Об авторе Мама зануда

В недалеком прошлом инженер-программист. Любимые платформы ASP.NET, MS SQL. Стаж в области программирования 14 лет. В блогинге с 2013 (год рождения Яны). В 2018 превратила хобби в любимую работу. Теперь я - блогер!

Навигация по записям

Обзор книги Водовозовой Е.Н. «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста» : 20 комментариев

  1. Дарья

    Хотела только узнать, есть\был(а) ли у вас какой-то распорядок дня или программа для координации ваших личных занятий и занятий с ребенком. Удается ли Вам сохранять порядок и чистоту дома? или совместные занятия с ребенком должны быть в приоритете и на время нужно смириться с бардаком? или у Вас есть помощники в этом? Как много можно позволять ребенку грубо говоря «тыняться» по квартире, пока готовишь-убираешь-гладишь? Мне очень не нравиться когда такое бывает, но часто мне приходиться ставить в приоритет другие дела, а иногда просто не остается сил чтобы поиграть (особенно сюжетная игра дается мне с трудом). Что делать? поможет ли систематизация?

    1. Автор записи

Елизавета Николаевна Водовозова

Царство свободного ребенка. Избранные статьи о воспитании

© ООО Издательский дом «Карапуз», 2010.

© Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева – составление, вступительная статья, 2010.

Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева

О Е.Н. Водовозовой

Елизавета Николаевна Водовозова родилась в 1844 г. в Смоленской губернии в семье небогатого помещика Цевловского.

Ее мать, Александра Степановна, окончила курс в петербургском Екатерининском институте, а отец получил блестящее, по понятиям того времени, первоначальное домашнее образование.

Двадцать четыре года он посвятил военной службе в петербургском уланском полку, но при этом много читал произведений польской, французской и русской литературы. В своих воспоминаниях, опирающихся на рассказы матери, Е.Н. Водовозова пишет, что Николай Григорьевич не только усвоил лучшие идеи французских энциклопедистов XVIII в. и писателей XIX в., но был страстным поклонником гуманных идей, очень любил своих детей, открывал в них способности и развивал их. Так, Елизавета Николаевна вспоминает, что отец любил театр и считал его «средством для воспитания в молодежи благородных чувств» . Действительно, домашний театр помогал сделать жизнь многочисленной семьи счастливой и веселой (в семье было шестнадцать детей). Благодаря его мягкости в семье «не было в ходу ни розг, ни других педагогических воздействий крепостнического характера». В 1848 г., заболев холерой, умирает отец и большая часть детей. После чего вся семья (Александра Степановна, Анна, Захар, Андрюша, Александра, Елизавета) возвращается в поместье отца и все тяготы жизни по ее обеспечению ложатся на мать.

По своему характеру она была властная и вспыльчивая, но при этом – целеустремленная и трудолюбивая. «Матушка, будучи столбовою дворянкой по мужу и отцу, “особа с языками и манерами”, как говорили про нее, не только не конфузилась своей бедности, но всегда проводила мысль, всегда говорила своим детям и посторонним, что каждый должен трудиться». Трудолюбие Александры Степановны было ярким примером для всех окружающих ее людей и детей. Но ввиду занятости она почти не уделяла внимания воспитанию своих детей – эта миссия была возложена на няню. Первоначальное обучение и подготовка Е.Н. Водовозовой в институт проходили в семье.

С 1855 по 1862 гг. она училась в Смольном институте. Окончив его, Елизавета Николаевна продолжала общение со своими учителями – К.Д. Ушинским и В.И. Водовозовым (будущим мужем), влияние которых определило последующую ее педагогическую и литературную деятельность. Она помогала мужу в организации воскресной школы, участвовала в работе Санкт-Петербургского педагогического собрания и давала частные уроки.

В конце 60-х гг. XIX в. семья Водовозовых познакомилась с теорией и практикой воспитания и обучения детей в общественных учреждениях и семейным воспитанием Бельгии, Германии, Англии, Швейцарии и Франции. По возвращении на родину осенью 1862 г. Водовозовы обосновались в Петербурге. Именно здесь родилась идея проведения журфиксов («фиксов», как говорится в воспоминаниях) по вторникам, где собирались люди разных возрастов – от студентов до маститых ученых, писателей, публицистов, педагогов. Здесь провозглашались и поддерживались самые передовые литературные и педагогические идеи того времени.

Первая статья Е.Н. Водовозовой «Что женщине мешает быть самостоятельною?», написанная по поводу романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» выходит в 1863 г. С тех пор начинается ее публицистическая деятельность в российских педагогических кругах 60–80 гг. XIX в. Е.Н. Водовозова уже известна как видный деятель по дошкольному воспитанию и детская писательница.

Ученица и последовательница К.Д. Ушинского и В.И. Водовозова, Е.Н. Водовозова – автор самой популярной дореволюционной книги для родителей «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» . Фактически, Е.Н. Водовозова работала над книгой в течение всей жизни, перерабатывая и дополняя каждое новое издание. Этот труд стал основным трудом по дошкольному воспитанию в 70-е гг. XIX в. Все идеи здесь относились к семейному воспитанию, так как содержание воспитательной работы первых детских садов ее не вполне удовлетворяло. Эта неудовлетворенность хорошо прослеживается на страницах ее книг – Елизавета Николаевна иногда поражает своей прямолинейностью и резкостью суждений.

Сама она была очень эмоциональной и живой натурой, страстным, иногда даже вспыльчивым человеком. По рассказам современников, Елизавету Николаевну боялись как министр народного просвещения, так и директор департамента полиции. Так горячо, прямо и честно она отстаивала собственную позицию и умела заставить уважать себя. Правда, она умела и выслушивать мнение другого, понимать и принимать его. Особенно это касалось детей, которых она просто обожала и создала целый ряд произведений, предназначенных именно для них.

Как детская писательница, Е.Н. Водовозова создала практико-ориентированные рассказы с картинками для детей младшего и старшего дошкольного возраста на темы, связанные с растениями, животными и явлениями природы. Также в доступном для детей изложении Елизавета Николаевна представила повести и очерки из русской народной жизни. Для школьников выпустила трехтомный труд «Жизнь европейских народов», – географические рассказы с рисунками, Позднее этот трехтомник был переработан в серию книг «Как люди на белом свете живут». Интересно, что она считала эти материалы не столько дидактическими, обучающими, сколько воспитательными. Она подчеркивала, что «при воспитании детей нужно иметь в виду эту выдающуюся, исторически сложившуюся черту характера русского человека», связанную с любознательностью детей и необходимостью предоставления «простора для детской самодеятельности и мышления, что обыкновенно обнаруживается в желании ребенка высказывать свои мысли по поводу различных явлений окружающей его жизни». Этим интересом к вопросам и мнению детей, стремлением предоставить им свободу для формирования собственного мнения и развития индивидуальности отличаются все работы Елизаветы Николаевны.

Сама Водовозова успела сделать очень много. Возможно, потому, что «единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье» – труд – стал девизом ее жизни и был «начертан и на ее собственном знамени», по словам Э.С. Виленской. Об этом ярко свидетельствуют ее мемуары «На заре жизни», которые были высоко оценены общественностью того времени и актуальны до сих пор: из них мы узнаем историю России, историю педагогики и историю знаменитых людей – просветителей, педагогов и государственных деятелей. История России и судьба отдельного человека – вот что вызывает интерес читателя. Кроме того, обращает на себя внимание язык мемуаров, в которых Елизавета Николаевна не просто рассказывает о прошлом, а словно заново переживает его. Такой – молодой душой – она осталась и в 79 лет, пережив своих великих учителей, смерть двух мужей и сыновей, три революции. Осталась в своих мемуарах и памяти людей, в истории дошкольной педагогики.

Путь в педагогике

Середина XIX – начало XX вв. в истории, несмотря на все общественные бури и катаклизмы, характеризуется большим вниманием к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Анализируя отечественный педагогический опыт и изучая зарубежные системы воспитания, российские общественные деятели и педагоги (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, В.И. Водовозов и др.) искали новые пути воспитательно-образовательной работы с детьми, разрабатывали вопросы содержания и методики их воспитания, чем способствовали выделению дошкольной педагогики в специальную отрасль педагогических знаний. Одним из таких педагогов была Елизавета Николаевна Водовозова.