Сказка про часы для детей (короткая). Сказка «Какие часы важней

Людмила Петрушевская. Сказка о часах

Жила-была одна бедная женщина. Муж у нее давно умер, и она еле-еле сводила концы с концами. А дочка у нее росла красивая и умная и все вокруг себя замечала: кто во что одет да кто что носит.

Вот приходит дочка из школы домой и давай наряжаться в материны наряды, а мать бедная: одно хорошее платье, да и то заштопано, одна шляпа с цветочками, да и то старая.
Вот дочка наденет платье и шляпу, и ну вертеться, да все не то получается, не так одета, как подруги. Начала дочка искать в шкафу и нашла коробочку, а в той коробочке часики.

Иллюстрация Екатерина Кныш
Обрадовалась девочка, надела часики на руку и пошла гулять. Гуляет, на часики смотрит. Тут подошла какая-то старушка и спрашивает:
- Девочка, сколько времени?
А девочка отвечает:
- Без пяти минут пять.
- Спасибо, - говорит старушка.
Девочка опять гуляет, на часы поглядывает. Опять подходит старушка.
- Сколько времени, девочка? Она и отвечает:
- Без пяти пять, бабушка.
- Твои часы стоят, - говорит старушка. - Из-за тебя я чуть не пропустила время!
Тут старушка убежала, и сразу стемнело. Девочка захотела завести часы, но она не знала, как это делается. Вечером она спросила у матери:
- Скажи, а как часы заводятся?
- А что, у тебя появились часики? - спросила мама.
- Нет, просто у моей подруги есть часы, и она хочет дать их мне поносить.
- Никогда не заводи часы, которые ты найдешь случайно, - сказала мать. -
Может произойти большое несчастье, запомни это.
Ночью мать нашла в шкафу коробочку с часами и спрятала их в большой кастрюле, куда девочка никогда не заглядывала.
А девочка не спала и все видела.
На следующий день она снова надела часики и вышла на улицу.
- Ну, сколько времени? - спросила, появившись опять, старушка.
- Без пяти пять, - ответила девочка.
- Опять без пяти пять? - засмеялась старушка. - Покажи мне свои часы.
Девочка спрятала руку за спину.
- Я и так вижу, что это тонкая работа, - сказала старушка. - Но если они
не ходят, это ненастоящие часы.
- Настоящие! - сказала девочка и побежала домой.
Вечером она спросила у матери:
- Мамочка, а у нас есть часы?
- У нас? - сказала мать. - У нас настоящих часов нет. Если бы были, я бы их давно продала и купила бы тебе платье да туфельки.
- А ненастоящие часы у нас есть?
- Таких часов у нас тоже нет, - сказала мать.
- И никаких-никаких нет?
- Когда-то были часы у моей мамы, - ответила девочке мать. - Но они остановились, когда она умерла, без пяти пять. Больше я их не видела.
- О, как бы мне их хотелось иметь! - вздохнула девочка.
- На них слишком печально смотреть, - ответила мать.
- Мне нисколько! - воскликнула девочка.
И они легли спать. Ночью мать перепрятала коробочку с часами в чемодан, а
дочь опять не спала и все видела.
На следующий день девочка вышла гулять и все смотрела на часы.
- Скажи, пожалуйста, сколько времени? - откуда ни возьмись, спросила старушка.
- Они не ходят, а как завести их, я не понимаю, - ответила девочка. - Это
часы моей бабушки.
- Да, я знаю, - ответила старушка. - Она умерла без пяти минут пять. Ну,
мне пора, а то я опять опоздаю.
Тут она удалилась, и на дворе стемнело. А девочка не успела спрятать часы в чемодан и просто положила их под подушку.
На следующий день, проснувшись, девочка увидела часы у матери на руке.
- Вот, - закричала девочка, - ты обманывала меня, у нас есть часы, дай их сейчас же мне!
- Не дам! - сказала мать.
Тогда девочка горько заплакала. Она сказала матери, что скоро уйдет от нее, что у всех есть туфли, платья, велосипеды, а у нее нет ничего. И девочка начала собирать свои вещи и закричала, что уйдет жить к одной старушке, та ее
приглашала.
Не говоря ни слова, мать сняла часы с руки и отдала их дочери.
Девочка выбежала на улицу с часами на руке и, очень довольная, стала прохаживаться взад-вперед.
- Здравствуй! - сказала, появившись, старушка. - Ну, сколько времени?
- Сейчас половина шестого, - ответила девочка.
Тут старушка вся как-то передернулась и закричала:
- Кто завел часы?!
- Не знаю, - удивилась девочка, а сама держала руку в кармане.
- Может быть, их завела ты?
- Нет, часы лежали у меня дома под подушкой.
- Ой, ой, ой, кто же завел часы?! - закричала старушка. - Ой, ой, что же
делать?! Может быть, они пошли сами собой?
- Может быть, - сказала девочка и побежала, испуганная, домой.
- Стой! - закричала еще громче старушка. - Не разбей их, не урони. Это ведь не простые часы. Их надо заводить каждый час! Иначе случится большое
несчастье! Лучше отдай их сразу мне!
- Не отдам, - сказала девочка и хотела убежать, но старушка ее задержала:
- Погоди. Тот, кто завел эти часы, тот завел время своей жизни. Поняла?
Допустим, если их завела твоя мать, то они будут отмерять время ее жизни, и ей
придется каждый час заводить эти часы, а то они остановятся и твоя мать умрет.
Но это еще полбеды. Потому что если они пошли сами собой, то они начали считать время моей жизни.
- А мне какое дело? - спросила девочка. - Это не ваши часы, а мои.
- Если я умру, умрет день, ты что! - закричала старушка. - Это ведь я
каждый вечер выпускаю ночь и даю отдохнуть белому свету! Если мое время остановится, то всему конец!
И старушка заплакала, не выпуская девочку.
- Я дам тебе все, что пожелаешь, - говорила она. - Счастье, богатого мужа,
все! Но только узнай, кто завел часы.
- Мне нужен принц, - сказала девочка.
- Беги, беги скорей к матери и узнай, кто завел часы! Будет тебе принц! - закричала сгарушка и подтолкнула девочку к двери.
Девочка нехотя поплелась домой. Ее мама лежала на кровати, закрыв глаза и
крепко вцепившись в одеяло.
- Мамуля! - сказала девочка. - Дорогая, миленькая, ну скажи мне, кто завел часы?
Мама сказала:
- Это я завела часы.
Девочка высунулась в окно и закричала старушке:
- Это мама сама завела часы, успокойтесь!
Старушка кивнула и исчезла. Стало темнеть. Мать сказала девочке:
- Дай мне часики, я заведу их. А то ведь я умру через несколько минут, я чувствую.
Девочка протянула ей руку, мать завела часы. Девочка сказала:
- Что же теперь, ты каждый час будешь у меня просить мои часы?
- Что же делать, дочка. Эти часы должен заводить тот, кто их пустил.
Девочка сказала:
- Значит, я не смогу пойти с этими часиками в школу?
- Сможешь, но тогда я умру, - ответила мать.
- Вот ты вечно так, дашь мне что-нибудь, а потом отбираешь! - воскликнула дочь.
- А как же я буду теперь спать? Ты начнешь каждый час меня будить?
- Что делать, дочка, иначе я умру. И кто же тогда будет тебя кормить? Кто
будет за тобой ухаживать?
Девочка сказала:
- Лучше бы я сама завела эти часы. Мои часы, я бы с ними всюду ходила и сама бы их заводила. А то теперь придется тебе всюду ходить за мной.
Мать ответила:
- Если бы ты сама завела эти часы, ты бы не смогла просыпаться ночью каждый час. Ты бы наверняка проспала и умерла. А я бы не смогла тебя
добудиться, ты всегда так не любишь просыпаться. Поэтому я и прятала от тебя эти часы. Но я заметила, что ты их находишь, и мне пришлось самой завести эти
часы. Иначе бы ты меня опередила. А я уж постараюсь теперь не проспать. Да и ничего страшного, если я когда-нибудь просплю. Лишь бы ты была жива. Я живу только для тебя. А пока ты маленькая, я должна точно заводить часы. Поэтому
отдай-ка их мне.
И она отобрала часы у девочки. Девочка долго плакала, злилась, но делать было нечего.
С тех пор прошло много лет. Девочка выросла, вышла замуж за принца. У нее теперь было все, что она хотела: много платьев, шляпок и красивые часы. А мама ее жила, как прежде.
Однажды мать вызвала свою дочь по телефону и, когда та приехала, сказала
ей:
- Время моей жизни кончается. Часы идут все быстрее, и наступит момент, когда они остановятся сразу после того, как я их заведу. Когда-то вот так же умерла моя мама. Я ничего про них не знала, но пришла одна старушка и рассказала мне про них. Старушка умоляла меня не выкидывать часы, а то произойдет ужасное несчастье. Продать часы я тоже не имела права. Но я сумела спасти тебя, и за это спасибо. Теперь я умираю. Похорони эти часы вместе со
мной, и путь больше никто, в том числе и твоя доченька, никогда не узнают про них.
- Хорошо, - сказала дочь, - а ты не пробовала их завести?
- Я это делаю каждые пять минут, теперь уже каждые четыре минуты.
- Давай я попробую, - сказала дочь.
- Что ты, не прикасайся к ним! - закричала мать. - Иначе они начнут
отмерять время твоей жизни. А у тебя маленькая девочка, подумай о ней!
Прошло три минуты, и мать стала умирать. Она крепко сжимала одной рукой пальцы своей дочери, а другую руку, с часами, спрятала за голову. И вот дочь почувствовала, что рука матери ослабла. Тогда дочь нашла часы, сняла их с руки матери и быстро завела.
Мать глубоко вздохнула и открыла глаза. Она увидела свою дочь, увидела часы на ее руке и заплакала.
- Зачем? Зачем ты снова завела эти часы? Что будет теперь с твоей дочерью?
- Ничего, мама, я научилась теперь не спать. Ребенок плачет по ночам, я привыкла просыпаться. Я не просплю свою жизнь. Ты жива, и это главное.

Они долго сидели вместе, а за окном промелькнула старушка. Она выпустила на землю ночь, помахала рукой и, довольная, удалилась. И никто не слышал, как она сказала:
- Ну что же, пока что мир остался жив.

Иллюстрация Александр Морозов

*****
Людмила Стефановна Петрушевская- лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, лауреат Театральной премии им. Станиславского, Пушкинской премии Фонда Альфреда Топфера, Литературной премии им. Н.В. Гоголя, премии World Fantasy Award. Академик Баварской академии искусств. Проза и пьесы Л. С. Петрушевской переведены на 20 языков мира.

Сценарий концерта учащихся 1-го класса

фортепианного отделения

СКАЗКА О ВОЛШЕБНЫХ ЧАСАХ

Здравствуйте, дорогие друзья и уважаемые гости. Сегодня мы вместе с нашими маленькими музыкантами расскажем вам Новогоднюю сказку о ВОЛШЕБНЫХ ЧАСАХ.

В одной необыкновенной стране жили-были замечательные жители: веселые, добрые, трудолюбивые. И все у них было хорошо. Единственное, что омрачало их существование, так это то, что у них не было часов. То есть они конечно были – старинные, сделанные руками одного умелого мастера, но стрелки этих часов не двигались, они, будто замерли, цифры покрылись инеем и уснули под снежным покрывалом.

Когда-то давным-давно одна злая, завистливая волшебница заколдовала часы, и в своем заклинании воскликнула: - Пусть эти часы замерзнут, и не будут показывать время до тех пор, пока не свершится чудо чудесное, и не разбудит стрелки.

С тех пор жители перестали следить за временем. Так и жили, не зная, когда наступит обед или ужин, или когда точно начнутся занятия в их веселой школе. Мальчики и девочки постоянно опаздывали к началу уроков, а учителя не могли вовремя закончить урок.

Но самое печальное было то, что жители не могли понять, когда наступает Новый год. Ведь они не слышали, как бьют часы и отсчитывают последние секунды уходящего года, а значит, не знали когда им загадывать желания. И поэтому эти самые желания почти никогда не сбывались.

И вот однажды в канун Нового года, маленькие жители этой необыкновенной страны решили, во что бы то ни стало завести эти упрямые часы. А знаете почему? Потому что у них было заветное желание: чтобы все девчонки и мальчишки были веселыми и счастливыми, чтобы их мамы и папы никогда не уставали на работе, чтобы учителя были добрыми и справедливыми и, чтобы каждый новый день приносил мир и радость.

Что только они не пробовали – подбирали разные ключики (один даже золотой был), приглашали разных мастеров - часовщиков, но стрелки старинных часов упорно не хотели двигаться с места.

Как-то в один морозный хмурый день, в окне раздался чуть слышный робкий стук – это была маленькая замерзшая птичка. Она постукивала клювиком, будто просила о помощи. У наших друзей были добрые сердца, они впустили птичку, отогрели ее, накормили, и осмелевшая птичка вдруг запела таким звонким и веселым голосом, а мелодия этой песенки звучала так:

1.Демидова Лиза «Мимолетное виденье»

Вдруг стрелки часов поддались, слегка скрипнули и сдвинулись с места, и показалась первая цифра. (1)

Что же случилось, что могло сдвинуть упрямые стрелки, ведь чуда никакого не произошло?

А вы как думаете, отчего проснулись часы?

Это музыка свершила настоящее чудо! Ведь музыка способна пробудить в нас самые лучшие чувства, развеять злые чары. Музыка помогает сделать нашу жизнь яркой и интересной.

Жители необыкновенной страны так обрадовались, что решили устроить самый настоящий концерт, чтобы часы больше никогда не останавливались.

(каждый музыкальный номер продвигает стрелки часов на 1 час)

С какой песни начинается каждый новогодний праздник? С песенки про елочку, при звуках этой песенки мы вспоминаем наши праздники в детском саду, запах мандаринов, ожидание подарков, а исполнит ее

2. Светлана Толстова «Маленькой елочке…»

Посмотрите, наши часы постепенно оживают. (между 1и2)

Я думаю веселая «Детская полечка» поможет нашим стрелкам двигаться еще быстрее.

3. Маша Котлярова сыграет нам «Детскую польку».

Посмотрите, на часах появилась еще одна цифра! (2)

Музыкальный язык настолько богат, что с помощью музыкальных звуков можно передать различные образы: например косолапого неуклюжего мишку, или легкую порхающую бабочку, а мы услышим деловитую заботливую курочку, которая созывает своих цыплят.

4. Виктория Звир исполнит «Курочку» композитора Н.Любарского.

Снежинок становится все меньше, значит, музыка на самом деле творит чудеса. (3)

Образ маленького пугливого зайчика нам тоже знаком с самого детства. Сколько сказок, стихов, песенок принадлежат этому милому лесному обитателю:

Зайка серый под кустом

Вертит сереньким хвостом

Серой лапкой носик трет

Свою песенку поет.

5.Дима Литвиненко «Заинька»

По- моему песенка про зайку тоже понравилась волшебным часам. (4)

Ребята, вы слышите чьи-то шаги?.. (отвечают – нет, Новосельцев говорит: «Я услышал»)

6. Дима Новосельцев услышал « Шаги в тишине», давайте, и мы послушаем вместе с ним эту необычную пьесу.

Дима, не забывай продвигать стрелки вперед! (5)

А знаете, чьи шаги звучали только что? Это северный олень пришел к нам в гости:

Пойду за тридевять земель -

Подумал северный олень –

Где встречу добрых я друзей,

И сразу станет веселей.

7. «У оленя дом большой», исполняет Светлана Попова.

Время движется вперед навстречу Новому году! (6)

Музыка сопровождает нас всю жизнь, с самого рождения мы слушали ласковые мамины песни, от которых нам становилось спокойно и тепло. Это - колыбельные песни. Одну из них мы сейчас и услышим:

8. Мещерякова Катя «Колыбельная сказочка»

Катя, посмотри, не уснули наши часы? (7)

Детство – чудесная пора, когда мы верим в сказки, когда наши любимые игрушки мы наделяем различными характерами, и они оживают в нашем воображении.

Давайте и теперь попытаемся представить, что игрушки на елке вдруг ожили и вышагивают бодрым шагом:

Мы идем походкой бравой

Ножкой левой, ножкой правой,

Далеко – далеко,

Дружно, весело, легко.

День чудесный – красота

Впереди ждут чудеса.

9. «Марш», исполнит Жуковская Виктория.

Вика, попробуй и ты продвинуть стрелку часов. (8)

Музыка способна передавать различное настроение: радость, грусть, безмятежность, тревогу…

Зима – трудная пора для лесных обитателей. Им и холодно и голодно, послушайте, какую грустную песенку принес нам из леса

10. Шапошников Саша «Чешская песенка».

Давайте не будем забывать про наших братьев меньших, и обязательно жалеть и подкармливать их.

Тем временем стрелки часов приближаются к следующей цифре. (между8и9)

С каким нетерпением мы ждем наступления Нового года: пахнущей смолой зеленую елку, сюрпризов, подарков. И вот представьте себе нарядную витрину магазина, в ней стоит необыкновенной красоты кукла, как прекрасная заколдованная принцесса, которая оживает по ночам и поет свою песенку на французском языке. А песенка о том, чтобы под Новый год ее обязательно подарили какой-нибудь хорошей девочке, и у нее появилась настоящая подружка.

11.Данилова Александра «Старинная французская песенка»

Время движет стрелки вперед, и скоро наши часы окончательно оттают. (9)

Жители нашей необыкновенной страны решили пригласить нас на бал, где будет звучать танцевальная музыка.

Шотландский танец Экосез

Услышим мы сейчас,

Как- будто на старинный бал

Мы попадем тот час…

И платьев зашуршит атлас,

Ритмично вступит бас,

На дивный танец Экосез

Я приглашаю вас.

12. Мария Халяпина «Экосез».

Маша, помоги и ты волшебным часам. (10)

Продолжает бал король танцев -

13. «Вальс» в исполнении Светланы Проценко.

Света, не забудь снять снежинку с часов. (11)

Любим разные танцы бальные

Есть в них строгость, а есть и смех…

Только полечку карнавальную

Все же любим мы больше всех!

14.Нелли Затямина, «Новогодняя полька».

Нелли, посмотри, какая цифра осталась спрятана под снегом? (1из12)

И завершает наш праздник Новогодний хоровод. Он соберет всех, и под веселую музыку закружит вокруг елки.

15.Лиза Новикова сыграет пьесу,которая так и называется: «Вокруг елки».

Осталась последняя снежинка на наших волшебных часах. (12)

Музыка свершила самое настоящее чудо. И так будет всегда, пока наши сердца открыты для добра, пока мы верим в мечту – мы будем счастливы!

Пройдет еще совсем немного времени, и под бой настоящих курантов мы все будем загадывать свои самые заветные желания. И давайте будем помнить, что может кто-то нуждается в нашей помощи, и от нашего желания творить добро, кому-то станет лучше, кто-то обретет надежду, и мир будет светлее и радостнее. (музыка про часы).

Цель: Закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в жизни человека. Помочь детям устанавливать зависимость конструкции и внешнего вида от назначения часов. Воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых, бережное отношение к приборам.

Тема рассчитана на три занятия:

  1. Шесть рассказов о часах.
  2. Принцип работы механических и песочных часов. Рассказ о Кулибине.
  3. Выставка часов. Игра – викторина “Кто больше знает о часах”.

ЗАНЯТИЕ 1.

Первый рассказ. СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ.

Давным – давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы, за синее море – пришло время людям идти по домам на покой. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже пробежала.

Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.

Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Почему? (По И.Мельникову.)

На прогулке сделать солнечные часы. Понаблюдать за их работой.

Второй рассказ. ЧАСЫ – ПЕТУХ.

Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку – ка – ре – ку!”.

Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло...

Скоро утро! Довольно спать!

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест. А если нет петуха? Как узнать время ночью, когда нет солнца и звезды не светят в пасмурную погоду? И придумал человек часы более надежные: они и с жердочки не свалятся и лиса их не унесет.

Третий рассказ. ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ .

Демонстрируются водяные часы.

В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось все меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.

Водяные часы тоже оказались неудобными (почему?), потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Иногда вместо воды в сосуд наливалось молоко. Но какую шутку могли сыграть молочные часы с человеком?

Четвертый рассказ. ЧАСЫ – ЦВЕТЫ.

Давным – давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи – только ночью, а днем они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается, а в “свое собственное” время. Так появились цветочные часы. Но “ходят” они только в солнечную погоду.

Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки золотистые одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая, шиповник, лен и другие.

Цветы, которые рано раскрыли свои лепестки, днем начинают засыпать... В пасмурную погоду цветочные часы не “работают” совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб. (По Ю. Дмитриеву.)

Пятый рассказ. ЧАСЫ – СКАЗКА.

Часы – сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: “Ку-ка-ре-ку-у!” – приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.

Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую музыку. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. “Во саду ли, в огороде”, – поют весело музыканты.

Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики.

Шестой рассказ. КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ.

Самыми главными являются Кремлевские часы. Они установлены на Спасской башне в Москве. Каждый новый день начинается и заканчивается боем часов на Спасской башне. Торжественный бой курантов разносится над Красной площадью и проникает во все уголки нашей необъятной Родины.

И в столице,
И в станице,
И в ауле слышат нас.
В облаках –
На самолетах,
И в морях –
На пароходах,
В рудниках
И на заводах,
Всюду, всюду
Слышат нас.
С. Погореловский.

ЗАНЯТИЕ 2.

На втором занятии воспитатель рассказывает о Кулибине и читает следующие два рассказа о часах.

Седьмой рассказ. ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ.

После неудач с солнечными и водяными часами люди стали голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали.

У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет времени продолжается. У меня в руках песочные часы на 1 минуту. Как вы думаете, что можно успеть сделать за одну минуту? Пользуются ли теперь песочными часами? Кто? (Врачи и медсестры в поликлиниках, больные по этим часам получают процедуры. Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца всмятку или вкрутую.)

(По М. Ильину, Е. Сегал.)

Восьмой рассказ. КАК УСТРОЕНЫ ЧАСЫ.

Прошло много времени с тех пор, как человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки.. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.

На улицах, башнях, в метро висят большие электрические часы У них стрелки прыгают по команде командира – главных часов. Прошла минута – прыгнули, еще минута – снова прыгнули.

Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают, как и электрические, на батарейках.

Еще есть карманные, настольные, настенные часы, часы – кулон и много других часов.

ЗАНЯТИЕ 3.

На третьем занятии организуется выставка часов, проводится игра – викторина.

– Сегодня я поведу вас в сказочный замок – Волшебный замок часов. Хозяин этого замка – добрый Гном.

Закройте на минутку глаза, а когда откроете, окажетесь перед воротами Волшебного замка.

Дети закрывают глаза. В это время входит старшеклассник в костюме Гнома (борода, шапка).

Дети открывают глаза и видят перед собой Гнома.

– Здравствуйте, дети. Я – Главный часовщик замка. Вы сможете попасть в замок, если отгадаете мои загадки.

Кто ходит ночь,
Кто ходит день,
Не зная, что такое лень?

– Конечно же это часы! – восклицают дети.

– Послушайте еще одну загадку:

Стучат, стучат, не велят скучать.
Идут, идут, а все тут, да тут.

– Это загадка тоже про часы.

После этого Гном приглашает детей пройти в ворота Замка (красочно оформленная дверь в другую комнату).

Главный часовщик начинает свой рассказ:

– В этом Замке хранятся самые разнообразные часы. Здесь вы найдете настенные и напольные часы. О чем вам говорит их название?

– Настенные потому, что их надо вешать на стену, а напольные стоят на полу.

– Верно. Может быть вы догадаетесь, как называются часы на башне? (Показать иллюстрации)

– Башенные.

Затем Гном обращает внимание детей на часы, похожие на дворец.

– Это старинные часы, – поясняет Гном. – они обычно стоят на камине. Попробуйте дать им название. (Каминные).

А здесь стоят будильники. Они бывают с колокольчиками, с трещетками, звоночками.

Гном заводит будильник и он звенит.

– Когда за ним хорошо ухаживают, не забывают заводить, он всегда показывает точное время и будит вовремя.

Затем Гном привлекает внимание детей к другим часам.

– Эти часы носят на руке. Они называются...

– Наручными!

– А вы видели часы круглые с крышечкой? Они висят на цепочке. Только их не надевают на руку, а прячут в кармане. Дайте им название.

– Карманные.

– В старину делали карманные часы с музыкой. Крышка открывалась и звучала мелодия.

Вы видели много разных часов. Все они чем-то похожи. Чем же?

– У всех часов есть стрелки, цифры.

– Совершенно верно. Стрелки и циферблат есть почти у всех часов. Посмотрите вокруг и найдите часы без стрелок.

Дети показывают электронные и песочные часы. Дают им названия.

– Самые современные – электронные часы. Точное время на этих часах показывают светящиеся цифры.

Художники – дизайнеры придумали разные виды часов: часы – кулон, часы – перстень, часы – браслет и т д.

Дети благодарят Главного Часовщика и уходят из замка.

Викторина строится на вопросах и проводится в виде соревнования двух команд. Для каждой команды приготовлен циферблат. За каждый правильный ответ стрелка на циферблате перемещается на одно деление.

  1. При помощи какого прибора измеряется время?
  2. Всегда ли были часы?
  3. Как люди измеряли время до появления часов?
  4. Как называются главные часы нашей Родины и как они называются?
  5. Какую пользу человеку приносят часы?
  6. Каких часов нет в Волшебном замке у Гнома? (Солнечных, водяных)
  7. Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?
  8. Что означает поговорка “Работает, как часы”?
  9. Почему о часах можно сказать “недремлющие часовые”?
  10. Можно ли остановить время или его увидеть?
  11. Что главное в часах?
  12. Какая стрелка важнее?
  13. Что можно сделать за одну минуту, полчаса, час?
  14. Из слогов ПО, РЯ, ДОК, ВРЕ, МЯ, БЕ, РЕ, ЖЕТ (карточки со слогами в беспорядке закреплены на доске) собрать пословицу.

Занятие заканчивается подведением итогов викторины.

Жила-была одна бедная женщина. Муж у нее давно умер, и она еле-еле сводила концы с концами. А дочка у нее росла красивая и умная и все вокруг себя замечала: кто во что одет да кто что носит.
Вот приходит дочка из школы домой и давай наряжаться в материны наряды, а мать бедная: одно хорошее платье, да и то заштопано, одна шляпа с цветочками, да и то старая.
Вот дочка наденет платье и шляпу, и ну вертеться, да все не то получается, не так одета, как подруги. Начала дочка искать в шкафу и нашла коробочку, а в той коробочке часики.
Обрадовалась девочка, надела часики на руку и пошла гулять. Гуляет, на часики смотрит. Тут подошла какая-то старушка и спрашивает:
- Девочка, сколько времени?
А девочка отвечает:
- Без пяти минут пять.
- Спасибо, - говорит старушка.
Девочка опять гуляет, на часы поглядывает. Опять подходит старушка.
- Сколько времени, девочка? Она и отвечает:
- Без пяти пять, бабушка.
- Твои часы стоят, - говорит старушка.
- Из-за тебя я чуть не пропустила время!
Тут старушка убежала, и сразу стемнело. Девочка захотела завести часы, но она не знала, как это делается. Вечером она спросила у матери:
- Скажи, а как часы заводятся?
- А что, у тебя появились часики?
- спросила мама.
- Нет, просто у моей подруги есть часы, и она хочет дать их мне поносить.
- Никогда не заводи часы, которые ты найдешь случайно, - сказала мать. Может произойти большое несчастье, запомни это.
Ночью мать нашла в шкафу коробочку с часами и спрятала их в большой кастрюле, куда девочка никогда не заглядывала.
А девочка не спала и все видела.
На следующий день она снова надела часики и вышла на улицу.
- Ну, сколько времени?
- спросила, появившись опять, старушка.
- Без пяти пять, - ответила девочка.
- Опять без пяти пять?
- засмеялась старушка.
- Покажи мне свои часы.
Девочка спрятала руку за спину.
- Я и так вижу, что это тонкая работа, - сказала старушка.
- Но если они не ходят, это ненастоящие часы.
- Настоящие!
- сказала девочка и побежала домой.
Вечером она спросила у матери:
- Мамочка, а у нас есть часы?
- У нас?
- сказала мать.
- У нас настоящих часов нет. Если бы были, я бы их давно продала и купила бы тебе платье да туфельки.
- А ненастоящие часы у нас есть?
- Таких часов у нас тоже нет, - сказала мать.
- И никаких-никаких нет?
- Когда-то были часы у моей мамы, - ответила девочке мать.
- Но они остановились, когда она умерла, без пяти пять. Больше я их не видела.
- О, как бы мне их хотелось иметь!
- вздохнула девочка.
- На них слишком печально смотреть, - ответила мать.
- Мне нисколько!
- воскликнула девочка.
И они легли спать. Ночью мать перепрятала коробочку с часами в чемодан, а дочь опять не спала и все видела.
На следующий день девочка вышла гулять и все смотрела на часы.
- Скажи, пожалуйста, сколько времени?
- откуда ни возьмись, спросила старушка.
- Они не ходят, а как завести их, я не понимаю, - ответила девочка.
- Это часы моей бабушки.
- Да, я знаю, - ответила старушка.
- Она умерла без пяти минут пять. Ну, мне пора, а то я опять опоздаю.
Тут она удалилась, и на дворе стемнело. А девочка не успела спрятать часы в чемодан и просто положила их под подушку.
На следующий день, проснувшись, девочка увидела часы у матери на руке.
- Вот, - закричала девочка, - ты обманывала меня, у нас есть часы, дай их сейчас же мне!
- Не дам!
- сказала мать.
Тогда девочка горько заплакала. Она сказала матери, что скоро уйдет от нее, что у всех есть туфли, платья, велосипеды, а у нее нет ничего. И девочка начала собирать свои вещи и закричала, что уйдет жить к одной старушке, та ее приглашала.
Не говоря ни слова, мать сняла часы с руки и отдала их дочери.
Девочка выбежала на улицу с часами на руке и, очень довольная, стала прохаживаться взад-вперед.
- Здравствуй!
- сказала, появившись, старушка.
- Ну, сколько времени?
- Сейчас половина шестого, - ответила девочка.
Тут старушка вся как-то передернулась и закричала:
- Кто завел часы?!
- Не знаю, - удивилась девочка, а сама держала руку в кармане.
- Может быть, их завела ты?
- Нет, часы лежали у меня дома под подушкой.
- Ой, ой, ой, кто же завел часы?!
- закричала старушка.
- Ой, ой, что же делать?! Может быть, они пошли сами собой?
- Может быть, - сказала девочка и побежала, испуганная, домой.
- Стой!
- закричала еще громче старушка.
- Не разбей их, не урони. Это ведь не простые часы. Их надо заводить каждый час! Иначе случится большое несчастье! Лучше отдай их сразу мне!
- Не отдам, - сказала девочка и хотела убежать, но старушка ее задержала:
- Погоди. Тот, кто завел эти часы, тот завел время своей жизни. Поняла? Допустим, если их завела твоя мать, то они будут отмерять время ее жизни, и ей придется каждый час заводить эти часы, а то они остановятся и твоя мать умрет. Но это еще полбеды. Потому что если они пошли сами собой, то они начали считать время моей жизни.
- А мне какое дело?
- спросила девочка.
- Это не ваши часы, а мои.
- Если я умру, умрет день, ты что!
- закричала старушка.
- Это ведь я каждый вечер выпускаю ночь и даю отдохнуть белому свету! Если мое время остановится, то всему конец!
осказках.ру - сайт
И старушка заплакала, не выпуская девочку.
- Я дам тебе все, что пожелаешь, - говорила она.
- Счастье, богатого мужа, все! Но только узнай, кто завел часы.
- Мне нужен принц, - сказала девочка.
- Беги, беги скорей к матери и узнай, кто завел часы! Будет тебе принц! закричала сгарушка и подтолкнула девочку к двери.
Девочка нехотя поплелась домой. Ее мама лежала на кровати, закрыв глаза и крепко вцепившись в одеяло.
- Мамуля!
- сказала девочка.
- Дорогая, миленькая, ну скажи мне, кто завел часы?
Мама сказала:
- Это я завела часы.
Девочка высунулась в окно и закричала старушке:
- Это мама сама завела часы, успокойтесь!
Старушка кивнула и исчезла. Стало темнеть. Мать сказала девочке:
- Дай мне часики, я заведу их. А то ведь я умру через несколько минут, я чувствую.
Девочка протянула ей руку, мать завела часы. Девочка сказала:
- Что же теперь, ты каждый час будешь у меня просить мои часы?
- Что же делать, дочка. Эти часы должен заводить тот, кто их пустил.
Девочка сказала:
- Значит, я не смогу пойти с этими часиками в школу?
- Сможешь, но тогда я умру, - ответила мать.
- Вот ты вечно так, дашь мне что-нибудь, а потом отбираешь!
- воскликнула дочь.
- А как же я буду теперь спать? Ты начнешь каждый час меня будить?
- Что делать, дочка, иначе я умру. И кто же тогда будет тебя кормить? Кто будет за тобой ухаживать?
Девочка сказала:
- Лучше бы я сама завела эти часы. Мои часы, я бы с ними всюду ходила и сама бы их заводила. А то теперь придется тебе всюду ходить за мной.
Мать ответила:
- Если бы ты сама завела эти часы, ты бы не смогла просыпаться ночью каждый час. Ты бы наверняка проспала и умерла. А я бы не смогла тебя добудиться, ты всегда так не любишь просыпаться. Поэтому я и прятала от тебя эти часы. Но я заметила, что ты их находишь, и мне пришлось самой завести эти часы. Иначе бы ты меня опередила. А я уж постараюсь теперь не проспать. Да и ничего страшного, если я когда-нибудь просплю. Лишь бы ты была жива. Я живу только для тебя. А пока ты маленькая, я должна точно заводить часы. Поэтому отдай-ка их мне.
И она отобрала часы у девочки. Девочка долго плакала, злилась, но делать было нечего.
С тех пор прошло много лет. Девочка выросла, вышла замуж за принца. У нее теперь было все, что она хотела: много платьев, шляпок и красивые часы. А мама ее жила, как прежде.
Однажды мать вызвала свою дочь по телефону и, когда та приехала, сказала ей:
- Время моей жизни кончается. Часы идут все быстрее, и наступит момент, когда они остановятся сразу после того, как я их заведу. Когда-то вот так же умерла моя мама. Я ничего про них не знала, но пришла одна старушка и рассказала мне про них. Старушка умоляла меня не выкидывать часы, а то произойдет ужасное несчастье. Продать часы я тоже не имела права. Но я сумела спасти тебя, и за это спасибо. Теперь я умираю. Похорони эти часы вместе со мной, и путь больше никто, в том числе и твоя доченька, никогда не узнают про них.
- Хорошо, - сказала дочь, - а ты не пробовала их завести?
- Я это делаю каждые пять минут, теперь уже каждые четыре минуты.
- Давай я попробую, - сказала дочь.
- Что ты, не прикасайся к ним!
- закричала мать.
- Иначе они начнут отмерять время твоей жизни. А у тебя маленькая девочка, подумай о ней!
Прошло три минуты, и мать стала умирать. Она крепко сжимала одной рукой пальцы своей дочери, а другую руку, с часами, спрятала за голову. И вот дочь почувствовала, что рука матери ослабла. Тогда дочь нашла часы, сняла их с руки матери и быстро завела.
Мать глубоко вздохнула и открыла глаза. Она увидела свою дочь, увидела часы на ее руке и заплакала.
- Зачем? Зачем ты снова завела эти часы? Что будет теперь с твоей дочерью?
- Ничего, мама, я научилась теперь не спать. Ребенок плачет по ночам, я привыкла просыпаться. Я не просплю свою жизнь. Ты жива, и это главное.
Они долго сидели вместе, а за окном промелькнула старушка. Она выпустила на землю ночь, помахала рукой и, довольная, удалилась. И никто не слышал, как она сказала:
- Ну что же, пока что мир остался жив.

Добавить сказку в Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Твиттер или в Закладки

В большом деревянном доме, в одной из небольших комнат, на стене висели часы.
Часы эти были не простые. Они были старинные и сколько им было лет, никто не знал. Корпус часов был сделан из тёмного дерева, покрытого лаком. Форма напоминала прямоугольник. По бокам, чьей-то умелой рукой мастера были вырезаны стойки похожие на колонны и узоры в виде замысловатых завитков и листьев. Верхнюю часть корпуса обрамляло стеклянное окошко, за которым и жили наши часы. И, наконец, самый верх копруса венчал треугольник, очень похожий на крышу дома, под которой также красовалились узоры ручной резьбы по дереву точь в точь таких же какие были на самом корпусе. Одним словом, часы эти были очень красивые и необыкновенные. Таких часов в наше вемя встретить можно нечасто, а потому все, кто приходил к хозяину дома в гости любовались ими и говорили: " Какие красивые часы!"
За дверцей корпуса, как я уже говорила, жили сами часы. На большом, слегка позолочёном циферблате, аккуратно черной краской были нанесены римкие цифры от единицы до двенадцати. В самом центре циферблата крепились три стрелки, маленькая, средняя и большая. Все стрелки были фигурные и очень изящные. Они бегали по циферблату по очереди одна за другой, как бы догоняя друг друга. Всё это сооружение завершал маятник раскачивающийся то влево, то вправо. В его круглом пяточке, старательно натёртом до блеска рукой хозяина, отражалось всё, что попадалось ему на пути, во время его раскачивания.
Заводились часы большим ключом, который вставлялся в отверстие, ноходившимся рядом со стрелками на циферблате. Когда ключ проворачивался, часы издавали звук: " Кра, кра, кра..."
Наши часы были не просто часы, они были с боем и били только тогда, когда большая стрелка своим кончиком указывала на цифру шесть и когда она прибегала к цифре двенадцать, а маленькая стрелка указывала на любую другую из цифер и только один раз, когда большая стрелка становилась против цифры шесть. Это означало, что прошло ровно половина часа с той минуты, когда часы пробили время, которое указывала маленькая стрелочка. От их гомкого боя, вздрагивали все кто их слышал, но потом привыкли и не обращали на него никакого внимания, а часы продолжали бить своим громким боем: "Бом, бом, боом..." У них был, надо сказать, особый бой со своим тембором звука и каким-то затяжным скрежетом.
Когда суетливый день заканчивался и приближалась ночь, часы начинали как-то оживать. В тёмной комнате, над диваном, где висели часы, можно было услышать, как стрелки часов разговаривают между собой. Самая маленькая стрелка говорила: " -
разрешите предствавиться, меня зовут час.
-Очень приятно, а меня минута" Отвечала ей большая стрелка и обращаясь к средней, спрашивала: "А Вас? " Средняя стрелка отвечала: " А меня зовут секунда." Познакомившись они продолжали беседу. Средняя стрелка, которая бегала по кругу циферблата быстрее всех всё волновалась и спрашивала: " Что не так?, что не так? " Большая стрелка, которая двигалась по кругу медленнее, чем средняя, вторила её в ответ: " Так, так, так..." И, наконец, самая маленькая стрелка, которая начинала свой путь только после того как секундная пробежить по кругу триста шестьдесят раз, а большая шестьдесят, всё время пыхтя отвечала: " Да всё так, тик так, тик так..."
Так стрелки часов шептались и переговаривались всю ночь. Днём, они тоже переговаривались, но их не было так слышно из-за дневного шума и суеты, а вот когда наступала ночь, тогда и прислушивался хозяин дома к их болтавне и каждый раз задавался вопросом, о чём же они говорят? Но не поняв их шёпота, засыпал крепко и спал сладко до утра под их разговоры и равномерное: " Тик так, тик так, тик так..." Иногда, по привычки он, просыпался и вздрагивал от боя часов в ночи, но вспоминая о них, снова засыпал.
Вот так и по сей день живут эти старинные часы в большом деревянном доме, где они усердно и аккуратно отсчитывают секунды, минуты и часы уходящего от нас навсегда времени.