Составление рассказа по серии картин «Как щенок нашел друзей. Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по серии картинок «Как щенок друзей нашёл» Занятие как щенок нашел друзей

Фронтальное занятие «Как щенок нашел друзей»
Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Задачи:
- уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы»;
- учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин (ССК) с опорой на план и с помощью слова- подсказки логопеда;
- учить детей обогащать повествование рассказа выра¬зительными средствами русского языка;
- развивать произвольное внимание, зрительную и сло¬весно-логическую память, логическое мышление детей;
- стимулировать мыслительную и речевую активность;
- учить детей работать сообща, помогать друг другу;
- воспитывать у детей бережное, заботливое отноше¬ние к животным.
Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок на¬шел друзей» (1-4), рисунки-пиктограммы.

Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед. Скажите, ребята, какое сейчас время года? (Осень.)
Что было перед осенью?
Что будет после осени?
Почему осень делят на две части: раннюю и позднюю?
Рас¬скажите об изменениях в природе и в жизни человека, ко¬торые происходят поздней осенью.
Логопед предлагает детям рассмотреть серию сюжетных картин и расставить в логи¬ческой последовательности картины серии на доске. Просит приду¬мать название рассказу, рассмотреть рисунки-пиктограммы и со¬ставить с их помощью план рассказа.

II. Основная часть занятия
1. Коллективное составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине).
Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продол¬жите мои предложения.

Составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине). Упражнение выполняется по подсказке логопеда - одному данному слову.
Картина 1: Наступила... Однажды... Шел... Щенок...
Картина 2: Вечером... Щенка... Девочки... Они...
Картина 3: Девочки... Щенок... Он... Дети...
Картина 4: Щенок... Он... Девочки... У детей...

В процессе составления предложений проводится обсуждение ва¬риантов и выбор наиболее удачных.

2. Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов.

Игра «Скажи по-другому» (на подбор синонимов). Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синони¬мы), к каждой картине.
Картина 1: Однажды пасмурным (хмурым, ненастным) днем... Щенок был грустным (расстроенным, печальным)... Дождь шел (моросил, капал, лил; лил как из ведра)...
Картина 2: Девочки увидели (заметили, обнаружили, нашли, встретили, повстречали)... Щенок промок (промок насквозь, вымок, был весь мокрый)... Девочки щенка взя¬ли (подобрали, забрали, привели домой)...
Картина 3: Щенок кушал (ел, набросился на еду, под¬креплял силы)... Щенок повеселел (обрадовался, был дово¬лен, был счастлив, был на седьмом небе от счастья)...
Картина 4: Щенок уснул (сладко спал, задремал, видел сны)... За щенком девочки ухаживали (заботились, корми¬ли, оберегали его)...
Физкультминутка.

Речевой материал. Выполняемые движения
Вот собака Жучка,
Хвостик закорючкой.
Шерстка пестрая,
Зубки острые. - Гав! По ходу стихотворения дети вы¬полняют соответствующие движе¬ния.

3. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествова¬тельным планом и картинами серии. Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (при¬нимают участие все дети). Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

III. Подведение итогов занятия
Логопед. А теперь ответьте на мои вопросы. Чем вы занима¬лись на занятии? Чему научились? Какие новые слова запом¬нили? Как в рассказе отнеслись девочки к щенку? Как долж¬ны люди относиться к птицам и животным, природе? И т.д.
Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее актив¬ных рассказчиков.

Предлагаю вам конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи по теме «Как щенок нашел друзей». Данная работа будет полезной воспитателям подготовительной к школе группы. Вашему вниманию предлагается образовательной деятельности, которая направлена на развитии связной речи у детей подготовительной группы.

  • Образовательные цели. Активизация и актуали-зация словаря по теме «Осень» на основе систематизации и обоб-щения знаний об этом времени года. Совершенствование навыка составления рассказа по серии сюжетных картин. Развитие синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что).
  • Со-вершенствование навыка анализа предложений. Совершенство-вание навыка разгадывания ребусов.
  • Развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия, твор-ческого воображения, обшей, тонкой и артикуляционной мотори-ки, координации речи с движением.
  • Воспитательные цели. Воспитание доброжелательности, вза-имопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • Магнитная доска,
  • сюжетные картины «Как щенок нашел друзей»,
  • контейнер с полосками и точками для анализа предложе-ний.
  • «Мой букварь» по числу детей,
  • контейнер с карандашами,
  • маг-нитофон,
  • аудиодиск с записью музыкального сопровождения для упражнения «Ветер и листья».

Предварительная работа. Составление сложноподчиненных предложений со словами потому что на заняти-ях с педагогом. Повторение подвижного упражнения «Ветер и листья» на музыкальном занятии.

Ход НОД в подготовительной группе «Как щенок нашел друзей»

1. Организационный момент.

Педагог. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Составьте по ним предложения, в середине которых будут слова потому что.

1-й ребенок. Дети гуляют под зонтом, потому что идет дождь.

2-й ребенок. Лебеди улетают на юг, потому что наступила осень.

3-й ребенок. Люди смотрят в небо, потому что над ними пролетают журавли.

4-й ребенок. Листья кружатся в воздухе, потому что поднял-ся сильный ветер.

Педагог. Вы отлично справились с очень сложным зада-нием!

2. Словесная игра «Закончи предложение».

Педагог ставит на стол контейнер с полосками и точками для анализа предложений.

Педагог. Повторите первую часть своего предложения до слов потому что и составьте схему получившегося предложения. Скажите, сколько слов в вашем предложении, какое в нем есть маленькое слово или предлог.

1 -й ребенок. Дети гуляют под зонтом. В этом предложении четыре слова, предлог под.

2-й ребенок. улетают на юг. В этом предложении че-тыре слова, предлог на.

3-й ребенок. Люди смотрят в небо. В этом предложении че-тыре слова, предлог в.

4-й ребенок. Листья кружатся в воздухе. В этом предложении 4 слова, предлог в. Ребенок выкладывает схему.

Педагог. Молодцы! Я горжусь вами!

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Чтение педагогом рассказа Г. Скребицкого «Осенние дожди».

Педагог. А сейчас я прочитаю вам рассказ «Осенние дожди». Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осен-ний — моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет нити день, два, три, неделю не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь.

5. Беседа по тексту рассказа. Словарная работа.

Педагог предлагает детям обсудить рассказ.

Педагог. Давайте поговорим о том, что вы узнали из этого рассказа. С чего начинается рассказ? С какими дождями сравни-вает автор осенние дожди?

Педагог. Какой осенний дождь?

Дети. Осенний дождь — моросящий.

Педагог. Что значит моросящий дождь?

Дети. Он сыплет мелкими капельками, моросит.

Педагог. Сколько дней может идти такой дождь?

Дети. Моросящий дождь может идти и день, и два, и неделю.

Педагог. Какое настроение вызывает такой дождь?

Дети. Становится скучно.

Дети. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холод-ный, нудный дождь.

Педагог. Что значит слякоть? Как вы понимаете это слово?

Дети. Слякоть — это грязь.

Педагог. Верно. Или мокрая раскисшая земля. А что значит свинцовое небо?

Дети. Это темно-серое хмурое небо.

Педагог. А как вы понимаете словосочетание нудный дождь?

Дети. Это дождь, который идет уже давно и всем надоел.

Педагог. Правильно. Вы очень хорошо ответили на мои во-просы, объяснили значение новых слов. Вы удивили и порадовали меня. Вы так много знаете! А теперь давайте пройдем на и немного отдохнем.

6. Пальчиковая гимнастика.

7. А сейчас посмотрите на эти 4 картинки и скажите, что здесь изображено (составление рассказа по серии картинок «Как щенок нашел друзей»

8. Работа в тетради.

Педагог. Откройте тетради на странице 3. Что нарисовано на ней?

Дети. На ней нарисован кленовый лист.

Педагог. Вы будете штриховать лист горизонтальными ли-ниями, как показано стрелкой. Вспомните, какими бывают осен-ние , выберите правильно карандаши для штриховки и при-ступайте к работе. Дети выполняют штриховку.

Речевое развитие в подготовительной группе

тема « Как щенок нашёл друзей»

выполнил:

воспитатель Бабашева Амина Юрьевна

Сидорова Ольга Юрьевна

г. Камышин

Цели: учить составлять рассказ по серии сюжетных картин; учить подбирать слова синонимы; упражнять в нахождении места звука в слове (вначале, середине, конце).

Задачи:

Образовательные . Активизация и актуализация словаря по теме «Осень» на основе систематизации и обобщения знаний об этом времени года. Совершенствование навыка составления рассказа по серии сюжетных картин. Развитие синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что). Совершенствование навыка анализа предложений. Совершенствование навыка нахождения места звука в слове (вначале, середине или конце).

Развивающие . Развитие связной речи, мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, обшей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Воспитательные . Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Взаимосвязь с другими образовательными областями : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование:

    Поезд из «Ромашкова» с вагонами (красный, синий, зелёный);

    Дидактическая игра «Рассади по вагонам животных к схеме на звук «к»»;

    Сюжетные картины «Как щенок нашел друзей»;

    Музыкальные композиции «Мы едем, едем, едем, в далёкие края», «Паровоз Букашка».

1.Ведение игрового момента.

Дети сидят и играют на диване с паровозом.

Ход занятия.

В .- Ребята, а чем вы тут заняты?

Д .- Играем, с паровозом.

В .- А, давайте, мы вместе поиграем в « поезд» и отправимся в путешествие (Назначаю машиниста, дети становятся друг за другом и под музыку подходят к столам).

В .- Вот и остановка.
В .- Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей в группе, давайте с ними поздороваемся.
Д. - Здравствуйте, гости!
В .- Посмотрите, а у нас здесь тоже паровозик из ”Ромашково”, он готов к отправлению, но пассажиры не могут найти свои места. Давайте поможем им.

Проводится дидактическая игра ”Подбери слово к схеме”.

В .- Посмотрите, у меня на столе картинки с изображениями животных. Возьмите каждый по одной.
В .- В « красный вагончик» садятся те пассажиры в названии, которых звук [К] находится вначале слова.

В .-« зелёный вагон», садятся пассажиры, в названии которых звук [К] находится в середине слова.

В .- В « синий вагон» садятся пассажиры, в названии которых звук [К]находится на конце.

Дети называют, кто и них изображён на картинке и определяют место звука в слове, далее сажают « пассажира» в соответствующий вагон, и получают билетик.

В .- Ребята посмотрите, у меня остался ещё один билетик, да и место одно свободное в вагоне.

В .- Ребят, что же произошло, почему остался один билет и свободное место?
Д .- Нет одного пассажира.

В.- А почему он не пришёл?

Д .- Он проспал, забыл про отправление, потерялся.

В .- Пассажиры заняли свои места, поезд отправляется в путешествие. А чтобы пассажиры не скучали в пути, мы расскажем им интересную историю.

2. Основная часть

В .- Посмотрите, у вас на столах лежат картинки, переверните их и рассмотрите.
(Дети рассматриваю картинки, обсуждают в полголоса, работают за столами.)

Беседа по картинкам (беседа с места).

1-сюжет

В. - Какое время года изображено на картинке?

Д .- Осень.

В .- Как вы это определили?

Д .- Листья пожелтели и опали, пасмурно, небо затянуто тучами, идет дождь.

В .- Кто изображен на картинке?

Д .- Щенок.

В .- Что с ним могло произойти?

Д .- Он потерялся.

В .- Как вы думаете, какое настроение у щенка?

Д .- Грустное.

2-сюжет.

В .- Что у вас изображено на картинке?

Д .- Девочки, которые идут из школы.

В .- Кого они увидели?

Д .- Щенка.

В

Д. - Жалостно.

В .- Какой щенок изображён на этом рисунке?

Д. - Мокрый, он замёрз, голодный, грустный.

3-сюжет.

В .- Кто изображён на этом рисунке?

Д .- Девочки и щенок.

В .- Как девочки смотрят на щенка?

Д .- Радостно, они рады, что щенок дома.

В .- Какое настроение у щенка?

Д. - Он радостный, довольный.

3.Физминутка. Дети выстраиваются « паровозиком» и под музыку выполняют движения

В .- Как вы думаете, правильно ли мы расположили сюжетные картинки? Можем ли мы в такой последовательности составить по этим сюжетным картинкам рассказ?

Д. - Нет.

В .- Что было в начале?

Д. - Щенок потерялся.

В. - Что было в середине?

Д .- Девочки нашли щенка.

В .- Что произошло в конце?

Д. - Щенок обрел друзей.

В .- А теперь мы можем по сюжетным картинам составить рассказ?

Д .- Да.

В .- У рассказа есть что?

Д .- Начало, середина и конец и название.

В .- Как мы можем назвать рассказ.

Д .- Щенок и друзья…(Дети предлагают свои варианты)

В .- А сейчас послушайте мой рассказ, который называется “Друзья”.

Рассказ воспитателя .
Ранним осенним, дождливым днём Тузик хотел отправиться с друзьями в путешествие. Тузик не нашёл дорогу и потерялся.
Аня и Маша возвращались из школы. Шёл сильный дождь, было холодно. По дороге домой девочки увидели щенка совсем мокрого и замершего. Они решили взять его к себе домой.
Приведя щенка, домой Аня с Машей накормили его и обогрели. Тузик остался жить с девочками.

4. Закрепление изученного материала.

В .- Кто из вас хочет рассказать свой рассказ, не забудьте его назвать.

(Выслушать 2-3 детей)

В .- Ребят, а как вы думаете, был ли щенок тем самым пассажиром, который не пришёл к отправлению?

Д. - Да.

5.Итог.

В .- Ребята, а как вы думаете, кто является опоздавшим пассажиром?

Д. - Щенок.

В .- Почему щенок опоздал?

Д .- Он потерялся.

В .- Дети, щенок обрёл новых друзей, чтобы вы ему пожелали? (выслушать ответы детей).

В .- Дети, что вам понравилось на занятии?

(Выслушать ответы детей).


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
на тему:
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА
ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
«КАК ЩЕНОК НАШЕЛ ДРУЗЕЙ»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
КРЮЧИХИНА Е.А.

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей»Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин. Задачи:- уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы»;- учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин (ССК) с опорой на план и с помощью слов- подсказок логопеда;- учить детей обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка;- развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление детей;- стимулировать мыслительную и речевую активность;- учить детей работать сообща, помогать друг другу;- воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к животным.Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» (1-4), рисунки-пиктограммы, мяч. Ход занятия
I.Интеллектуальная разминка
1.Припоминаем и называем детенышей домашних животных, затем слушаем стихотворение-загадку:
Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул
Я чесал его за ухом
Щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь у нас живет.
Рассматривание игрушечного щенка, называние частей его тела.
2. ЛИ с мячом «подбери действие»
Щенок- что делает?-играет, спит, лает, скулит, грызет.
3. ЛИ «подбери признак»- щенок какой- пушистый, ласковый, толстый, забавный.
II.Основная часть занятия
Вступительное слово: сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на 4-х картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажете, что произошло и о ком эта история.2. Беседа по содержанию каждой картины.
Картина 1- какое время года изображено на этой картине. Почему вы так думаете? Кто изображен на картине? Что делает щенок? Как он выглядит?

Картина 2-кого вы видите на этой картине? Как одеты девочки? что у них в руках? Почему девочки остановились? Почему щенок опустил голову? Что почувствовали девочки по отношению к щенку? как почувствовал себя щенок?

Картина 3- кого вы видите на этой картине? где находятся девочки и щенок? Как одеты девочки? А как выглядит щенок? что он делает? как смотрят девочки на щенка?
Что изображено на картине, висящей на стене?
Картина 4- что делают девочки на этой картине? что делает щенок? почему он уснул? О чем могут разговаривать девочки? Почему они решили забрать щенка домой? Как они смотрят на щенка?
Физкультминутка
У собаки мокрый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Хвостик закорючкой
Шерстка пестрая
Зубки острые.
Игра на внимание «Запомни и назови»-логопед предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картины и запомнить как можно больше предметов, изображенных на них. Затем переворачивает картины. Дети припоминают и называют предметы, относящиеся к картинам.
Упражнение в договаривании предложениий с опорой на картины и выполнение двухступенчатой инструкции логопеда
Придумайте подходящий конец каждому предложению.
Наступила поздняя…..
Девочки сидели…..
Уже почти все листья…
Щенок сладко спал, а девочки….
Во дворе гулял…..
Щенок не знал, куда ему идти и сидел….
Щенок поел и сразу….
Подружки решили забрать….
Дома девочки…..
Две девочки увидели…..
Теперь у подружек появился настоящий…..
ДИ «Путаница»
Установление причинно- следственных связей смысловых ассоциаций и последовательности событий в рассказе по ССК.
Логопед говорит детям о том, что щенок поиграл с картинками и перепутал их порядок. Просит детей вспомнить, что было в начале этого рассказа. Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продолжите мои предложения.
Припоминание предложений из упражнения 5 с опорой на правильно расположенные картины. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествовательным планом и картинами серии. Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (принимают участие все дети). Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.
Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов.Игра «Скажи по-другому» (на подбор синонимов). Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синонимы), к каждой картине.Картина 1: Однажды пасмурным (хмурым, ненастным) днем... Щенок был грустным (расстроенным, печальным)... Дождь шел (моросил, капал, лил; лил как из ведра)...Картина 2: Девочки увидели (заметили, обнаружили, нашли, встретили, повстречали)... Щенок промок (промок насквозь, вымок, был весь мокрый)... Девочки щенка взяли (подобрали, забрали, привели домой)...Картина 3: Щенок кушал (ел, набросился на еду, подкреплял силы)... Щенок повеселел (обрадовался, был доволен, был счастлив, был на седьмом небе от счастья)...Картина 4: Щенок уснул (сладко спал, задремал, видел сны)... За щенком девочки ухаживали (заботились, кормили, оберегали его)...
Придумывание названия рассказу или подбор из предложенных логопедом вариантов. Предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их детьми по несоответствию содержанию ССК. Осенью во дворе. Как девочки нашли друга. Девочки и щенок. Как щенок нашёл друзей. Щенок на горке. Как щенок спал. Щенок и корова. И т.п.
III. Подведение итогов занятия
Логопед задаёт детям различные вопросы: Чем занимались? Чему научились? Что понравилось в картинах? Кого запомнили? Какие новые слова запомнили? Как в рассказе отнеслись девочки к щенку? Как должны люди относиться к птицам и животным, природе? И т.д.Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее активных рассказчиков.