Советы. Очередные попытки-пытки с ArtRage. Рисование Советы начинающим художникам простым карандашом

Чудная программа для рисования. Очень качественно имитирует рисование кистью, карандашом и другими инструментами настоящего художника.

Наверное, каждый из нас в детстве мечтал о том, чтобы стать творческой личностью. Чаще всего художником или музыкантом. Вспомните, как Вы изрисовывали целые альбомы, изводя и краски, и бумагу, и терпение родителей. Годы шли, а тяга к рисованию переходила на страницы многострадальных учебников, которые исписывали своими «шедеврами» многие непризнанные «мастера» жанра.

С появлением компьютеров стало возможно «издеваться» над любыми картинками, фотографиями, книгами и пр. без особого ущерба для них (если не забыли сделать копию. Благо для этого есть множество программ, начиная с навороченного Фотошопа , и заканчивая стандартным Paint’ом .

Программа, о которой мы сегодня поговорим, является неким промежуточным звеном между продвинутыми и обычными графическими пакетами. Это продукт новозеландской компании Ambient Design ArtRage .

ArtRage существует в двух версиях: ArtRage Full Edition (полнофункциональная платная версия) и ArtRage Starter Edition (урезанная до безобразия, но бесплатная). Поговорим, естественно, о бесплатной.

Поскольку русификатора не предполагается, то я буду Вам переводить основные понятия. Итак, перед Вами главное (оно же и единственное) окно программы. На скриншоте Вы можете увидеть, что ArtRage – довольно-таки симпатична по своему дизайну (и это при размере менее 10 мегабайт!!!). Все меню и панели инструментов удобно располагаются вокруг рабочей области таким способом, что не мешают движениям Ваших творческих рук. И, даже если Вам потребуется вылезти на одну из них, панелька тут же услужливо исчезнет с Вашего пути.

Возможности ArtRage

Теперь о возможностях . В полной версии возможности очень и очень неплохие. Это и поддержка слоев, и дополнительные инструменты для ретуши, и оригинальные шрифты, и много чего еще. В бесплатной же версии, хоть и возможно открывать изображения почти с любым расширением, однако более одного слоя у Вас создать не получится. Бесплатная версия, на мой взгляд, предназначена не столько для работы с готовыми фото, сколько для создания собственных рисунков .

Для этой цели (рисования «с нуля») в ArtRage есть довольно неплохие инструменты. По принципу изобразительной техники они напоминают настоящие аналоги, так что художники придут от них в восторг. На следующем скриншоте Вы увидите эти инструменты в действии:

Как рисовать с помощью ArtRage

Управлять программой сможет и ребенок (кстати, детям очень нравятся программы такого типа – красочные и простые). Все, что надо сделать – это выбрать инструмент для рисования, далее выбрать подходящий цвет (можно из палитры, а можно при помощи «Пипетки» или инструмента Tracing) и далее настроить сам инструмент. Для каждого из них существуют такие параметры : (типа Четкость, Яркость), Tilt Angle (Угол наклона), Softness (Мягкость) и Wetness (Уровень смачивания).

Чтобы изменить размер любого инструмента, достаточно нажать «плюс» или «минус» на панели выбора инструментов (в нижнем левом углу).

Теперь рассмотрим нижнюю центральную панель. На ней есть шесть кнопок. Первые три предназначены для перемещения Вашего рисунка: перенос (в горизонтальной плоскости), изменение размера (можно также с помощью окошка 100% на верхней панели или колесиком мыши) и вращение . Из следующих троих в бесплатной версии функционируют лишь Stencils (Трафарет, Шаблон) и Tracing (Трассировка, отслеживание цвета). При этом, если Отслеживание работает нормально, то в Трафаретах Вы сможете использовать только линейку (Stencils - Rulers - Ruler).

Еще одна небольшая фишка – выбор основы для рисования (холст, бумага и т.п.). Для этого создадим новый проект (File - New - Panting) и в открывшемся окне выберем пункт Grain (Зерно). Также можно настроить цвет нашей канвы. Для этого выберите в том же окне пункт Color (Цвет).

Сохранение рисунка

Что касается сохранения рисунков, то тут авторы оставили нам полную функциональность. Вы можете сохранять рисунки в собственном формате ArtRage .ptg (File - Save Painting…/Save Painting As…), конвертировать в любой популярный графический формат (File - Export As Image…) либо вывести файл на печать (File - Print Painting…).

Функция сохранения в заданный графический формат так хорошо продумана, что можно использовать ArtRage в качестве конвертера. Для этого надо просто импортировать нужный Вам файл в программу (File - Import Image…), а далее нажатьСохранить как (Save Painting As…) и выбрать требуемый формат.

Ну вот, кажется, и все. Как полноценный графический редактор бесплатная версия ArtRage никуда не годится, однако для развлечения – самое то. Я вот тоже решил поразвлечься и на скорую руку нарисовал свой «шедевр».

Картина «Ночные огни приморского городка».

P.S. Данная статья предназначена для свободного распространения. Приветствуется её копирование с сохранением авторства Руслана Тертышного и всех P.S. и P.P.S.

Выбор бумаги для рисования карандашом – задача достаточно непростая. Начинающие художники часто используют для своих иллюстраций обычные офисные листы бумаги или вовсе — тетради в клеточку. Для набросков такой вариант допустим, но если вы собрались становиться профессиональным художником, то нужно изучить данный вопрос детальнее. В данной статье мы рассмотрим основные типы бумаги для художников , после чего вы сможете определить для себя, на какой бумаге лучше всего рисовать карандашом.


Карандаш – очень простой материал для рисования, с которого художники начинают свой творческий путь. Даже любой малыш свои первые линии делает карандашом, прежде чем перейти к более сложному материалу. Но не такой уж карандаш и примитивный, если изучить подробнее. Он способен помочь художнику создать эскизы, различные иллюстрации, рисунки и картины. Карандаши имеют свои виды и любому художнику важно уметь правильно подбирать материал для своей работы, чтобы иллюстрация имела презентабельный вид. Итак, давайте разберемся, как выбрать карандаш для рисования ?


Каждый человек обладает талантами. В раннем детстве мы мечтаем о будущей профессии, но детские желания часто остаются просто фантазиями, ведь не каждый родитель одобрит мечту стать дизайнером или художником, считая, что с такой профессией в жизни будет тяжко, что это невостребованная работа.


Иногда, по разным причинам, нам не хочется, чтобы кто-то знал, что тот или другой наш портрет мы сделали сами. В этом случае хорошо бы исхитриться и сделать автопортрет (селфи) так, как будто нас сфотографировал профессионал. Нужно ли это для нашей странички в социальной сети, или для какого-либо портфолио, или, в конце концов, для личного использования не суть важно.

Эти рекомендации для учеников сформировались сами собой из ответов на вопросы о том, как научиться рисовать. Данный список далеко неполный. Его можно продолжать, развивая мысль в каждом пункте. Он суммирует огромный опыт преподавателей нашей художественной школы и высказывания известных художников. Можно утверждать, что любой желающий научиться рисовать сможет это сделать, если будет следовать нижеприведенным советам.

1. Найди себе наставника

Надо постоянно искать хороших учителей, которые будут помогать профессиональному росту. Их знания, опыт и работы должны вызывать уважение в творческих кругах. Часто из одаренных художников не получаются наставники. Для этого нужно обладать методическим и преподавательским талантом. И тут мало просто давать советы - надо принимать участие в судьбе подопечного, придумывая ему задачи с учётом способностей и индивидуального стиля. Порой лишь только одна встреча с таким мастером может изменить жизнь начинающего художника.

2. Читай больше профессиональной литературы

Не нужно изобретать колесо. Всё, что надо знать, уже давным-давно написано. Постарайся читать хотя бы одну книжку в месяц по тематикам: техники и технологии материалов, истории искусств, основы рисования (рисунка), анатомии, цветоведения, биографии художников, трактатов старых мастеров, физике природных явлений, основ восприятия, психологии, философии. Учись всему, что связано с художеством. В наши дни Интернет даёт великолепную возможность получить почти любой материал, хотя доверять в нём можно не всему.

3. Изучай натуру и постоянно практикуйся

Уделяй изучению натуры не меньше 2 часов в сутки под руководством опытного преподавателя. Принцип обучения - от простого к более сложному. Для эффективного освоения профессиональных знаний надо создать свой план занятий или следовать имеющейся учебной программе обучения рисованию . Занятия в студии комбинируй с поездками на пленер. Регулярно сверяй теорию и практику и доверяйся своим ощущениям.

4. Научись рисовать по памяти

Даже рисуя с натуры, мы делаем это по памяти. Тренируй её в процессе учебной длительной постановки. Зарисовывай предметы по памяти. Разбирай каждую деталь, оттачивай дома все элементы. Хорошая зрительная память помогает развитию навыков живописи.

5. Копируй шедевры старых мастеров

Для того чтобы развить вкус, окружай себя шедеврами для подражания. Делай по одной копии хотя бы раз в три месяца. В качестве примеров лучше использовать хорошие оригиналы Рубенса, Микеланджело, Гольбейна, Дюрера, Репина, Серова, Фешина и других великих мастеров. Постарайся по максимуму приблизиться к первоисточникам. Изучай не только лишь технические приёмы мастера, но также и его биографию, направления в живописи того времени и материальную культуру данной эпохи.

6. Чаще делай наброски

Нужно делать не меньше 4-5 набросков за день. Данное правило работает по принципу - чем больше рисуешь, тем лучше. Используй всякую возможность дома, в пути, на работе, чтобы сделать наброски. Это развивает моторику рук, внимание к деталям, скорость восприятия, индивидуальный стиль, способность правильно передавать пропорции. Полезно отрисовывать пошаговые инструкции, комиксы, раскадровки для фильмов. Делая это, приходится управлять передвижением персонажей, следить за их узнаваемостью.

7. Не рисуй по фотографиям

Соблазн упростить рисование с натуры может возыметь необратимые последствия. Юный художник, который не осознал премудростей отрисовки формы, часто попадает в зависимость от видения окружающего мира через объектив. Он думает, что таким образом станет ближе к природе, но это вовсе не так. Фотоаппаратом невозможно заменить работу твоего разума и сердца по передаче реальных предметов на плоскости. Камера не способна переработать это творчески, что весьма ценно в картине. Лишь набрав достаточного опыта и превратившись в мастера, художник может применять фотоаппарат для фиксации момента и сбора материала.

8. Не забывай заниматься творчеством

Поставь перед собой далеко идущие цели. Нужно всегда помнить то, зачем ты начал учиться. Не откладывай в долгий ящик имеющиеся творческие идеи и планы. Начни осуществлять их прямо сейчас. Принимай участие в конкурсах и выставках вне зависимости от их удаленности и своего уровня подготовки. Стань художником!

9. Научись переключаться

Не стоит зацикливаться на чём-то одном, учись переключать внимание. Если это плохо получается, то просто сделай перерыв, пойди прогуляться. Начни рисовать что-нибудь принципиально новое, попробуй интересный материал, измени технику, поменяй точку зрения. Лучше вести сразу несколько работ с различными задачами, используя оригинальные приёмы. Порой просто нужно сделать шаг назад, чтоб поглядеть на себя со стороны.

10. Не бойся делать ошибки

Иногда люди бросают начатое, встретив первое же препятствие. Они опасаются повторить ошибки. Если что-то не получается, то просто начни заново. Не бойся сделать ошибку - присмотрись к ней внимательнее. Может, в этом выражается твоя индивидуальность. Преврати свои минусы в плюсы.

Есть множество способов для определения в работе слабых мест. Главное оружие борьбы с последними - творческая активность, а вкус и другие навыки можно выработать, если у художника имеется желание и большой энергетический потенциал.

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская художественная школа»

Методическая разработка

«Использование программы Art Rage на уроках компьютерной графики»

Преподаватель МОУ ДОД «ДХШ»

Пермякова Татьяна Евгеньевна

Качканар 2014 год

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………….стр.3

2. Возможности программы Art Rage……………………………………….стр.5

3. Тема 1: Интерфейс программы Art Rage…………………………………стр.6

4. Тема 2: «Использование программы Art Rage на уроках компьютерной графики. «Мир животных»……………………………………………………………..стр.10

5. Тема 3: «Использование программы Art Rage на уроках компьютерной графики. «Натюрморт»…………………………………………………………………стр. 12

6. Тема 4: Урок компьютерной графики по теме

«Рисование пейзажа в Art Rage»…………………………………………….стр.14

7. Тема 5: «Использование программы ArtRage на уроках компьютерной графики. «Цветы»……………………………………………………………………..…стр.17

8. Заключение……………………………………………………………..…..стр.19

9.Список литературы………………………………………………………....стр.20

10. Материально-техническое оснащение…………………………………..стр.21

11. Приложение……………………………………………………………….стр.22

12. Сведения об авторе

Пояснительная записка

На современном этапе развития общества перед преподавателем стоит задача научить обучающихся ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Оснащение каждого обучающегося компьютером не только позволяет ему потреблять информацию в рамках образовательного процесса, но и развиваться в той информационной среде, которая создается вокруг него. С внедрением в учебный процесс компьютерного класса появилась возможность использовать графические программы в качестве инструмента художественной деятельности. Дети могут погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые порой детям недоступны . Ещё одним из преимуществ цифровой живописи в сравнении с традиционной является большая скорость работы, что очень актуально, так как позволяет выполнять объёмные задания за сравнительно короткий промежуток времени.

Вашему вниманию я предлагаю методическую разработку по использованию одной из графических программ на уроке компьютерной графики, а именно рисование в программе Art Rage. Art Rage – это программа для рисования и живописи, программа, которая прекрасно имитирует рисование на обычной бумаге привычными для художника инструментами. В ходе использования данной программы, обучающиесяочень точно, и красиво воспроизводят масляные краски, которые даже некоторое время высыхают, и их можно всячески смешивать, размазывать. Очень интересен обучающимся процесс использования кисти и стаканчика с водой, что тоже влияет на цвет. В зависимости от выбранной структуры холста, изменяются свойства краски, нанесенной на поверхность - все, как в реальности, так создаётся среда, в которой обучающиеся чувствуют себя так же, как если бы стояли перед мольбертом.Лист, на котором они рисуют, легко поворачивать, приближать и удалять. При рисовании панели интерфейса автоматически убираются, не мешая закончить линию. В данном графическом редакторе 15 инструментов для рисования: кисть масляная, карандаш, мастихин, аэрограф, мелки, блёстки (стружка), валик, тюбик, пипетка, фломастер, пастель, ластик.

Основные задачи :

    формирование у обучающихся познавательного интереса к изобразительному искусству;

    творческое развитие личности ребенка;

    развитие воображения и фантазии;

    развитие общих мыслительно-коммуникативные способностей ребёнка при работе в общих проектах;

    знакомство с возможностями программы Art Rage 4;

    получение навыков работы инструментами Art Rage 4;

Деятельность обучающихся :

    изучение основных понятий изобразительного искусства;

    освоение основных приёмов работы инструментами Art Rage при создании художественной работы.

Параллельное изучение тем по искусству и оформление выставки творческих работ по этим темам с использованием компьютерных технологий повышает учебную мотивацию детей, и развивают творческие способности. В выставках детских работ каждый обучающийся может самостоятельно оценить степень своего мастерства, долю участия в проекте, сравнить свою работу с работами других обучающихся и узнать много нового об изучаемой теме.

Планируемые результаты обучения

    сформировать художественные знания, умения, навыки;

    научить владеть различными техниками рисунка с использованием инструментов Art Rage;

    научить образно воспринимать окружающую жизнь и находить сюжеты для изображения;

    развить общие мыслительно-коммуникативные способности ребёнка.

Методическая разработка рассчитана на 1 класс Художественной школы (10-12 лет).

Возможности программы Art Rage .

Art Rage 4 - одна из лучших программ растровой графики для создания на компьютере реалистических произведений художественного творчества. Во многих аспектах это приложение исключительно! Если у вас есть опыт написания картин в масляной живописи, акварели, пастели и в других техниках, то вы оцените, что именно этот продукт ближе всего подошел к имитации реальных красок. Art Rage стоит в одном ряду с такими программами для рисования как Corel Painter, SAI и другими.

Art Rage - программа для рисования и живописи, имитирует рисование на обычной бумаге привычными для художника инструментами.

Art Rage очень точно и красиво воспроизводит масляные краски, которые даже некоторое время высыхают, и их можно всячески смешивать, размазывать. Из интересных вещей можно добавить возможность макать кисть в стаканчик с водой. Это тоже влияет на цвет. В зависимости от выбранной структуры холста, изменяются свойства краски, нанесенной на поверхность - все, как в реальности.

В дизайне также чувствуется реализм. Лист, на котором рисуешь, легко поворачивать, приближать и удалять. При рисовании панели интерфейса автоматически убираются, не мешая закончить линию.

Многослойность холста позволяет подложить образец и рисовать по нему. Образцу задаётся масштаб, прозрачность. Слои и операции над ними - всё что необходимо - смешивание при наложении, фильтры и кисти PhotoShop-а а также PlugIn-ы.

Из всего сказанного следует, что эту программу, по мнению самых авторитетных специалистов, можно смело рекомендовать для использования любому творческому человеку, будь то ребенок или взрослый, художник, знакомый со сложными программами или новичок.

Тема 1: Интерфейс программы Art Rage

Цель урока: освоение интерфейса программы.

Задачи урока:

    познакомить обучающихся с возможностями графического редактора Art Rage

    научить использовать инструменты редактора для создания рисунков

Сегодня я предлагаю вам урок, на котором каждый из вас сможет открыть в себе талант художника. Сегодня мы прикоснёмся к миру искусства. И поможет нам программа компьютерной графики Art Rage - современный эмулятор традиционных средств рисования и живописи. На его вооружении такие распространенные в жизни инструменты для рисования как масляная кисть, акварельная кисть, графитовый карандаш, пастель, фломастер и многие другие.

Сейчас я хочу представить вам интерфейс программы. Обратите внимание на свои мониторы.

(Демонстрация рабочего стола преподавателя на мониторах обучающихся).

Инструменты программы Art Rage расположены в нижнем левом углу.

В данном графическом редакторе 15 инструментов для рисования: кисть масляная, карандаш, мастихин, аэрограф, мелки, блёстки (стружка), валик, тюбик, пипетка, фломастер, пастель, ластик, шаблоны.

Палитра цветов находится в нижней правой части экрана и представляет собой спектр цветов. Визуально выбираем нужный цвет, кликнув по палитре. Далее его можно выбрать по насыщенности оттенка.

Каждый инструмент можно регулировать по размеру в процентном отношении, используя стрелки управления курсором.

В творческом процессе всегда идёт поиск решения. При неудачном выполнении можно вернуться назад, используя стрелку возврата или «Правка – отменить».

И так перед нами чистый холст (Рабочая область). На примере рисования облака я покажу смешение красок. Беру тюбик с краской, выбираю на палитре цвет и начинаю выдавливать краску на холст. Для того чтобы оживить облако я использую разные краски: голубую, синюю, немного розовой, побольше белой. Все краски ложатся хаотично.


Далее инструментом мастихин смешиваю краску, формируя облако. Начинаем смешивать с того цвета, который должен доминировать. При необходимости возможно добавление цвета, уточнение тональных отношений.

Н
адо отметить, что результат действия этих инструментов очень эффектный и реалистичный. Соприкасаясь, краски смешиваются, а при использовании «мастихина» этот прием становится легко управляемым, а в реализации просто удивительным.

Для накладывания более ровного слоя краски и рисования выбирается инструмент «Масляная кисть».

Для придания эффекта лёгкости, воздушности используется инструмент «Блестки». Они могут быть самостоятельным слоем или накладываться на рисунок.

Тема 2: Использование программы Art Rage на уроках компьютерной графики. «Мир животных».

Цель: совершенствование умения у обучающихся пользоваться панелью инструментов, панелью настройки параметров инструментов, умения выбирать нужные оттенки цветов для воплощения художественного замысла в программе Art Rage.

Структура и ход урока

Этапы

Преподаватель

Обучающийся

В какой графической программе вам нравится больше работать?

Почему?

Посмотрите внимательно на фотографии и скажите, где обитают эти животные?

Это обитатели живого мира

Формулирование темы и цели

Чему будем учиться?

Открываем программу.

1. Тонирование

С чего начнём работу?

Каким будет второй шаг?

Выберем масштаб.

Фон.

Валиком.

- Начинаем набросок. Каких животных вы знаете?

Прорисовывание элементов.

Можно нарисовать птиц, травоядных, домашних и хищных животных.

Воробей, цыпленок, волк, кролики, лев, кошка, собака.

Кистью.

Самостоятельная работа.

Рефлексия деятельности.

Чему научились?

Рисовать в графическом редакторе Art Rage.

Тема 3: «Использование программы Art Rage на уроках компьютерной графики. «Натюрморт».

Цель: совершенствование умения у обучающихся пользоваться панелью инструментов, панелью настройки параметров инструментов, умения выбирать нужные оттенки цветов для воплощения художественного замысла в программе Art Rage. Развивать умение анализировать натуру, выделяя особенности цветовой окраски изображаемых объектов.

Тип урока:

Оборудование:

Структура и ход урока

Этапы

Преподаватель

Обучающийся

Актуализация знаний и введение в проблему

Посмотрите внимательно на фотографии и скажите, как называется изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве

Это натюрморт

Формулирование темы и цели

Чему будем учиться?

Какой программой лучше воспользоваться? Почему?

Открываем программу.

Графическим редактором ArtRage .

У этой программы больше возможностей.

Поиск решения проблемы, планирование этапов работы.

1. Тонирование

С чего начнём работу?

Каким будет второй шаг?

Каким инструментом лучше воспользоваться? Какой цвет лучше выбрать?

Какими инструментами воспользуемся?

Выберем масштаб.

Фон.

Валиком.

Все оттенки - Можно мелками, кистью, стружками.

2. Набросок, прорисовывание элементов, деталей (образец).

- Начинаем набросок. Прорисовывание элементов.

Какие натюрморты вы знаете?

Каким инструментом я воспользовалась?

Можно нарисовать натюрморт из фруктов, цветов, с предметами быта.

Цветочный, фруктовый, с овощами, с предметами быта.

Кистью.

Самостоятельная работа.

Самостоятельно начинаем рисовать животный мир. Если возникнут трудности, поднимите руку.

Творческая работа обучающихся.

Рефлексия деятельности.

Чему научились?

Транслирование лучших работ.

Рисовать в графическом редакторе ArtRage.

Тема 4: Урок компьютерной графики по теме «Рисование пейзажа в Art Rage»

Цели:

Образовательные:

Закрепить знания о жанрах изобразительного искусства

Повторить приемы создания натюрморта

Учить передавать в рисунке форму предметов, а также их цвет и объём

Закрепить знания о подборе инструменты для передачи особенностей изображаемых предметов

Развивающие:

Развивать умение анализировать натуру, выделяя особенности цветовой окраски изображаемых объектов

Развивать интерес к профессии художник-пейзажист

Воспитательные:

Воспитывать эстетический вкус, наблюдательность, интерес к рисованию пейзажей

Развивать интерес к малой Родине через пейзажи среднерусской полосы

Тип урока:

Урок-повторение, закрепление знаний, путем выполнения творческой работы на заданную тему. Урок – компьютерный практикум.

Оборудование:

Компьютерный класс, ПО Art Rage.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность

Ресурсы

Время

Организация начала урока

Актуализация знаний обучающихся о жанре живописи – пейзаж. Обращение обучающихся к ранее выполненными ими пейзажными работам (осенний, зимний пейзажи) и работам художников. Анализ настроения работ, цветовой гаммы и композиции.

Коллекция репродукций художников-пейзажистов (цифровые изображения)

Усвоение новых знаний

Мастер-класс преподавателя «Летний пейзаж среднерусской полосы»

Работа разными инструментами в Art Rage при создании летнего пейзажа.

Анализ работы:

    Какую цветовую гамму необходимо выбрать для летнего пейзажа

Летний пейзаж, выполненный в программе Art Rage

Компьютерный практикум

Подведение итогов урока

Подводя итоги можно отметить, что дети уже достаточно хорошо овладели интерфейсом программы, поэтому в дальнейшем мы планируем переходить к работе с шаблонами, с образцами, сохранять свои рисунки и совершенствовать их. И результатом данной деятельности станет выставка художественных работ учащихся, выполненных с помощью графического редактора Art Rage .

Тема 5: Использование программы Art Rage на уроках компьютерной графики. «Цветы».

Цель: совершенствование умения у обучающихся пользоваться панелью инструментов, панелью настройки параметров инструментов, умения выбирать нужные оттенки цветов для воплощения художественного замысла в программе Art Rage. Развивать умение анализировать натуру, выделяя особенности цветовой окраски изображаемых объектов. Учить передавать в рисунке форму предметов, а также их цвет и объём. Закрепить знания о подборе инструменты для передачи особенностей изображаемых предметов

Тип урока:

Урок-повторение, закрепление знаний, путем выполнения творческой работы на заданную тему. Урок – компьютерный практикум.

Оборудование:

компьютерный класс, ПО Art Rage.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность

Ресурсы

Время

Организация начала урока

Проверка готовности к занятию: Сообщение темы и целей урока.

Подготовка к активной деятельности на основном этапе урока

Актуализация знаний обучающихся о видах цветов. Обращение обучающихся к ранее выполненными ими натюрмортным работам и работам художников. Анализ настроения работ, цветовой гаммы и композиции.

Коллекция репродукций художников (цифровые изображения)

Виды цветов

Усвоение новых знаний

Мастер-класс преподавателя «Роза»

Работа разными инструментами в Art Rage при создании цветка.

Первичная проверка понимания обучающимися учебного материала.

Анализ работы:

    Какими инструментами начинаем работать…

    Как правильно распределить объекты на холсте

Цветок, выполненный в программе Art Rage

Компьютерный практикум

Выполнение практической работы обучающимися: определение объектов в работе и их расположения, выбор инструментов и рисования и цветовой палитры

Закрепление знаний обобщение и систематизация знаний.

Анализ выполненной работы обучающимися. Удачные моменты в работах, находки обучающихся.

Размещение работ в общем каталоге.

Подведение итогов урока

Подведение итогов урока преподавателем. Оценивание работ обучающихся. Объявление темы будущего урока.

Демонстрация работ обучающихся

Подводя итоги можно отметить, что дети уже достаточно хорошо овладели интерфейсом программы. И результатом данной деятельности станет выставка художественных работ учащихся, выполненных с помощью графического редактора Art Rage .

Заключение

Подводя итоги можно отметить, что дети уже достаточно хорошо овладели интерфейсом программы. И результатом данной деятельности станет выставка художественных работ учащихся, выполненных с помощью графического редактора Art Rage .

Основные задачи решены:у обучающихся сформировался познавательный интерес к изобразительному искусству, затронуто творческое развитие личности ребенка.Произошел процесс развитие воображения и фантазии,развитие общих мыслительно-коммуникативные способностей ребёнка. Дети познакомились с возможностями программы ArtRage 4, получили навыки работы с инструментами Art Rage 4.Освоили основные приёмы работы инструментами Art Rage при создании художественной работы.

Параллельное изучение тем по искусству и оформление выставки творческих работ по этим темам с использованием компьютерных технологий повысило учебную мотивацию детей. В выставках детских работ каждый обучающийся самостоятельно оценил степень своего мастерства, долю участия в проекте, сравнил свою работу с работами других обучающихся и узнал много нового об изучаемой теме.

Список литературы.

2.

3.

Материально-техническое оснащение.

Для работы требуется следующее программное обеспечение:

    программа Art Rage 4

    Компьютеры

    Стулья

    Столы

    Наглядные пособия.

Приложение

Приложение 1. по теме 2: Мир животных.

    Ульянова Лиза «Лошадь» ………………………………….….….рис. 1

    Булатова Юля «Кролики»………………………………..….….…рис. 2

    Лесик Кристина «Попугай»..…………………………………..….рис. 3

    Воробьева Ирина «Воробей»………………………………..…….рис. 4

    Лубкова Таня «Кот Мотроскин»……………………………….…рис. 5

    Храбрых Виталий «Верный друг»………………………………..рис. 6

    Янбердина Лиза………………………………………………….…рис.7

    Наговицына Лиза……………………………………..………….…рис. 8

Приложение 2. по теме 3: Натюрморт.

    Лунина Полина «Фрукты»………………………………………....рис. 1

    Лубкова Таня «Чайник»……………………………………………рис. 2

    Ульянова Лиза «Персики»………………………………………….рис. 3

    Чикишева Анна «Натюрморт с дынькой»…………………….…...рис. 4

    Гвоздева Анна «Фрукты в чаше»…………….…………………….рис. 5

    Габдлухаева Анна «Фркты»………………………………………..рис.6

Приложение 3. по теме 4: Пейзаж.

    Ульянова Лиза «Альпы»…………………………………………….рис.1

    Балахонцева Алина «Пенек в чаще»………………………………рис. 2

    Изместьева Полина « Лесок»……………………………………….рис. 3

    Макушева Элина «Лето Солнце»…………………………………..рис. 4

    Мезенцева Вика «Закат»………………………………………….....рис. 5

    Белоусова Ева «Дорога в даль»……………………………………..рис. 6

Приложение 4. по теме 5: Цветы.

1. Балахонцева Алина «Ромашки»…………………………………..…рис. 1

2. Тарасова Алиса «Роза»……………………………………………… рис. 2

3. Вячеслав Шпак «Сказочная поляна»…………………………………рис. 3

Приложение 1

Рис 1.

Рис 2.

Рис 3.

Рис 4.

Рис 5.

Рис 6.

Рис 7.

Рис 8.

Приложение 2

Рис 1.

Рис 2.

Рис 3.

.

Рис 4

Рис 5.

Рис 6.

Приложение 3

Рис 1.

Рис 2.

Рис 3.

Рис 4.

Рис 5.

Рис 6.

Приложение 4

Рис 1.

Рис 2.

Рис 3.

Преподаватель компьютерной графики Качканарской детской художественной школы.

Образование: высшее.

Стаж : 2 года.

Домашний адрес: г. Качканар, 11 микрорайон, д. 2, кв. 89.

Рабочий адрес: Свердловская обл., г. Качканар, 8 квартал, дом 31,

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа»,тел. 2-30-71, 2-58-40



1. Во избежание разводов и последствий повторных движений, не работайте пальцами и кистью руки. Работайте плечом и предплечьем.
2. Не пользуйтесь дешевым графитом! Он подходит для письма, при рисовании царапает бумагу. Карандаш должен оставлять на бумаге гладкий след. Профессиональные карандаши изготовлены из смеси глины и графита более высокого качества.
3. Обезопасьте карандаши от падения. При падении графит ломается, и его будет трудно заточить.
4. Механические карандаши покупайте профессиональные, в специализированных магазинах для художника. Они дороги, но служат они дольше, чем обычные карандаши из канцелярских товаров.
5. не пользуйтесь глянцевой бумагой! Она без рельефа и графит не держится на ней.
6. Не используйте бумагу, в составе которой применяются кислоты! Со временем такая бумага желтеет.
7. Если штриховка блестит, это свидетельствует о том, что при сильном нажатии на одном месте рельеф нарушается, и последующее штрихи не будут держаться на бумаги.
8. Избегайте использовать некачественные ластики, цветных (в особенности розовых) и слишком твердых (на концах карандашей).
9. Используйте наждачную бумагу в качестве точилки.
10. Не рисуйте на горизонтальных поверхностях! При рисовании на горизонтальной поверхности верхняя часть бумаги находится дальше, чем нижняя. Пропорции в работе нарушаются.
11. Чистите ластик о бумагу, пока не побелеет. Ластики быстро пачкаются, запаситесь несколькими.
12. Если рисуете круг, посмотрите на него в зеркало, чтобы увидеть недостатки.
13. При рисовании не спешите. Точность более важна чем скорость. Скорость увеличится со временем.
14. Не жмите не карандаш слишком сильно, при этом на бумаге остаются вмятины. Если попытаться заштриховать, на месте вмятин остаются белые полоски
15. Соблюдайте порядок, храните инструменты в одном месте.
16. Если собираетесь рисовать на природе посмотрите: какая погода, какое освещение, сколько сейчас времени. С учетом этих факторов принимайте решение, стоит выходить или перенести выход.
17. Не используйте линейку, тренируйтесь рисовать прямые линии от руки
18. Для скетча - важной частью является изучение объекта.
19. Память развивается при рисовании с натуры. Особенно при рисовании новых объектов
20. Используйте ваши творческие способности, чтобы подправить, переместить или изменить полностью детали объекта, с которым работаете.
21. Размещайте не законченные работы на видном месте. Заметив что-то, что нужно исправить - запиши.
22. Не клади на бумагу скотч, так как при его удалении повредите бумагу.
23. Если рисунку необходима симметрия, прочертите по центру линию. Это поможет в процессе рисования. В крайних случаях используйте линейку.


24. Рисуйте только с качественных фото. Но лучше рисуйте с натуры.
25. Для коррекции композиции применяйте видоискатель - рамка выполненная из листа бумаги.
26. Если нужно нарисовать лицо слегка под другим углом, наклоните фото относительно листа бумаги и закрепите его скрепками.
27. Перед началом рисования портрета с фото, найдите несколько его фото под разными ракурсами. Изучите их все, чтобы знать, как он выглядит со всех сторон.

Света и тени


28. Перед началом штриховки, убедитесь, что линейный рисунок закончен (перспектива, пропорции и тд). Если есть в чем то сомнения, лучше исправить сейчас.
29. Очень распространен метод рисования от светлого к темному. Это когда поверх более светлого тона накладывается темный. И так постепенно прорисовываются полутени и тени. При таком методе переходы получаются плавными.
30. До начала штриховки присмотритесь, составьте представление о том где расположены тени, блики.
31. Учитывайте где расположен источник света, как он падает на предмет, где создаются блики, а где тени от него. Если все правильно - изображение будет трехмерным.
32. Нанося линии разной длины, можно создать плавный переход от одного тона к другому (короткая линия между двумя длинными).
33. Периодически смотрите на рисунок издали. Это поможет вам составить общее представление о рисунке.
34. Вначале нарисуйте форму и только потом переходите к свету и тени.
35. Важнее создать трехмерное изображение, чем прорисовывать текстуру.
36. Имейте черновик для экспериментов с текстурами.
37. Используйте полный набор тонов, иначе рисунок будет плоским.
38. Определить тон цветных изображений непросто. Для начала переведите цветное изображение в черно-белое (фотошоп, отпечатайте ч/б фото в ателье). Сравните цветное и ч/б изображение, это поможет вам научится определять тон цветного изображения.
39. Делая перекрестную штриховку, поворачивайте рисунок под естественные движения руки.
40. При рисовании, мысленно делите объект на простые фигуры, так легче определить пропорции
41. При штриховка теней, помните, чем дальше от объекта штриховка светлее, ближе к объекту темнее.

Растушевка

42. Начинающим трудно приобрести навыки в смешивании. Перед тем как начнете учится смешиванию, приобретите хорошие навыки традиционной штриховки. Для смешивания правильно накладывайте градуированные тона. Не применяйте смешивание для маскировки плохо нанесенной штриховки.

43. Ни смешивайте пальцами, т.к. кожа выделяет жиры, которые впитаются бумагой и будут заметны (особенно это касается средних и светлых тонов).

44. Смешивание лучше проводить в тех местах, где используется широкий диапазон тонов. На темных участках - смешивание лучше не проводить. При необходимости, темные места, пройти штриховой несколько раз.

45. Для смешивания используйте бумажные растушевки, как самодельные, так и покупные, гигиенические ватные палочки.

46. Имейте ввиду, что конечный результат смешивания зависит от таких факторов как метод затенения, инструментов, вида бумаги.

47. как правило первые результаты не радуют. Не сдавайтесь, с практикой придут результаты.

Композиция

4 8. Композиция требует наполнения рисунка элементами с разными текстурами, формами. Но избыточность элементами делает его не гармоничным и переполненным. Помните о простоте.

49. Подбирайте формат листа в соответствии с объектом. Портрет рисуйте на вертикальном листе, пейзаж лучше на горизонтальном.

50. При составлении натюрморта, подбирайте предметы относящиеся к одной тематике. К примеру растения и садовый инструмент, еда и кухонная утварь.

51. Композиция приобретает большую выразительность когда главная часть ее выделяется значительным количеством деталей и повышенным контрастом тонов.

52. В группе используйте нечетное количество объектов.

53. Фигурам заднего плана уделяйте столько же внимания сколько и переднего.

54. Если прекрасные объекты расположены в плохой композиции, не бойтесь поменять их так как вам хочется.

55. Чтобы понять как правильно составлять композицию, изучайте работы мастеров. Когда поймете их идею, Ваши работы станут более органичны.

56. Составляйте план затенения в виде эскиза, который будет наметком вашей композиции.

57. Старайтесь, чтобы отдельные элементы рисунка направляли взгляд зрителя в центр композиции.

58. Лучше распределять объекты асимметрично. Высокие объекты группируйте в одной половине композиции.

60. Соблюдайте баланс света, распределяйте светлые и темные места по всему листу, а не группируйте в одном месте.

Рисование через сетку

61. Когда рисуете с сеткой, не бойтесь сделать помарку. Если вы нарисовали не то в квадрате, то сотрите эту часть, обновите сетку и продолжайте работу!
62. Если вы рисуете с фотографии, то нарисуйте на ней сетку фломастером. Линии будут виднее чем от карандаша и не оставляет царапин.
63. Сетку на оригинале не рисуйте, используйте копию.
64. Когда используете сетку, то она помогает воспроизвести правильные пропорции и перспективу, а объем нет.
65. Если не хотите рисовать сетку на фото, нарисуйте ее на любом тонком, прозрачном материале (стекло, плекс, прозрачные файлы...). Эту сетку можно использовать неоднократно.
66. Что бы вам легче было нарисовать сетку, положите свой лист поверх миллиметровки. Размер квадрата выбирайте пропорционально размеру рисунка.
67. Прежде чем, рисовать лицо в анфас, нарисуйте линию симметрии. Она поможет определиться с расстоянием симметричных частей лица.

68. Лица оживают когда добавляются в глаза блики и тени.

69. В карандашном портрете можно передать цвет радужки глаз используя только тон. Для карих глаз тон темный, почти как у зрачка. Для голубых, синих и зеленых глаз подходят средние тона. Серый, серо-зеленый и бледно-голубой - применяйте светлый тон, радужка имеет сильный контраст со зрачком.

70. При рисовании зубов, не прорисовывайте лини между ними, а то получится шахматная доска. Просто создайте на них тень от губ.

71. Ресницы рисуйте по направлению роста, а не от кончика к веку.

72. Когда работаете над портретами детей, применяйте мягкое, рассеяное освещение.

73. У детей глаза более округлые и радужки у них большие, а брови намного светлее, в сравнении со взрослыми.

74. У детей головы больше в пропорциях к телу. Основная ошибка начинающих – рисовать само лицо большим, относительно размера головы. Для взрослых лицо занимает около половины объема головы, а у детей – всего лишь треть.

75. Рисуйте волосы ребенка не слишком пышными. Излишняя волосатость создает впечатление, что ребенок старше своих лет.

76. Возраст на рисунке, передается не изменением пропорций, а изменением объема(мышц, обвисанием кожи, выступлением костей). Это нельзя передать только несколькими линиями. Смотри раздел " ".

77. В карикатуре выделяйте самые основные черты. Если человек обладает большим носом, нарисуйте его еще больше, т.е. найдите у человека его основную черту и гипертрофируйте ее.