Стоит ли переживать из за учебы. Подумайте, что пошло не так. Что вам понадобится

Добрый день, Даша!

Школьные отметки доставляют немало беспокойств как родителям, которые хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, так и самим школьникам, которые стремятся выделиться среди сверстников, боятся наказания за плохо выученный урок и т. д. Однако стремление получать "пятерки" нередко переходит в навязчивую идею, из-за чего могут страдать неокрепшая психика ребенка и его общее состояние. Быть лучшим - это особая привилегия, при этом она не всегда выражается в оценках. Школьные отметки довольно субъективны, а значит, к ним нужно относится спокойно и стараться не нервничать.

Природа стресса

Нервозность и "мандраж" естественны, если речь идет о предстоящей контрольной или вызове к доске, однако существуют такая категория людей, которые любое мало-мальски значимое событие возводят в ранг жизненно важных, попросту нагнетают обстановку и волнуются по мелочам. При этом необходимо понимать, что в школе такая излишняя нервозность может мешать и искажать то, каким человеком ты являешься на самом деле. Вспомни, забывала ли ты из-за стресса стихотворение, которое накануне зубрила часами? Выбивали ли тебя из колеи мелкие ошибки в контрольной? Конечно, это может связано с психологическими чертами твоей личности, а именно со склонностью к переживаниям, переоценкой происходящего, неуверенностью в себе. Но с этим можно и нужно бороться.

Излишняя нервозность обоснованна в ситуациях, когда существует опасность для нашей жизни или здоровья, и такой стресс порождает страх человека. Что касается переживаний по поводу школьных отметок, в их основе также лежат страхи - потерпеть неудачу, получить наказание, быть хуже, чем другие и т.д.

Чтобы научиться не нервничать по поводу оценок, необходимо прежде всего понять, что плохие отметки - это всего лишь стимул к тому, чтобы больше внимания уделять предмету и выполнению домашних заданий. Они не отражают того, какой ты человек, и не прогнозируют твое будущее.

Если почитать биографию известных ученых, композиторов, актеров и т.д., найдется немало свидетельств того, что эти заслуженные деятели вполне могли быть "двоечниками" в школе. Школьные отметки, как упоминалось ранее, субъективны. Часто они зависят от факторов, никак не связанных с учебой, например, от настроения учителя в данный момент.

Конечно, все вышесказанное вовсе не означает, что на учебу можно "забить". Учиться нужно хорошо, отдавая дань тому, сколько сил и внимания вложили в тебя родители и чего они от тебя ожидают. Образование в наше время играет основополагающую роль в том, каких высот ты сможешь добиться, однако речь идет скорее о документах, свидетельствующих о получении среднего и высшего образования. Большую часть умений и знаний ты приобретешь, пройдя "школу жизни".

Как научиться не нервничать по мелочам?

Чтобы избавиться от излишней нервозности, необходимо укреплять нервную систему и работать над собой. Так, если ты чувствуешь, что тебя накрывает волна тревоги, а впереди важная контрольная, удели несколько минут дыхательным упражнениям, которые восстановят сердечный ритм и приведут мысли в порядок. Нащупай пульс на запястье. Вдыхай воздух на 4 удара, держи в себе на 2 удара и выдыхай на 4 удара. Выполняй упражнение в течение нескольких минут и при этом ни о чем не думай. Отпусти все мысли и просто слушай ритм своего сердца. Дышать нужно диафрагмой, т.е. животом. Такая гимнастика снимет физиологические признаки нервозности и восстановит сердечный ритм.

Чтобы укрепить нервную систему и повысить выносливость, необходимо четко соблюдать режим труда и отдыха, исключить излишние нагрузки (оставить из 6 кружков 3 самых необходимых), полноценно и сбалансированно питаться, больше проводить времени на свежем воздухе, заниматься спортом. Такие простые советы дают превосходные результаты. И конечно же, работа над собой. Встречай день с улыбкой, любуйся своим отражением в зеркале, радуйся победам и не переживай в случае неудачи. Помни девиз легендарной Скарлетт О"Хара из книги "Унесенные ветром": "Завтра будет новый день!"

С уважением, Ксения.

Знаешь зачем должны существовать оценки? Они должны, должны(2х) показывать результат твоей работы за некий промежуток времени. Семестровая кр - результат работы за семестр. Ср за тему - за месяц, и т.д.

Но вовсе не всегда оценки ставят справедливо. Если ты знаешь 90% всего материала, что идет по плану школьной программы - то тебе не о чем волноватся. Если нет, и оценка стоит справедливо (хоть и "плохая" для тебя) - то подтягивай, жизнь этому и учит: учиться на ошибках, своих и остальных.

Если спрашивать "взрослых дядь", которые реально мыслять по-взрослому, то они скажут, что со школы тебе пригодится максимум 20% материала, но школа ж учит не только знаниям (теоремы Пифагора, химическими элементами Менделеева), она ж учит жизни.

Однажды, преподавателю математики Джеремми Куну задали вопрос, над которым ломал голову каждый из нас: "и где же мне пригодятся все эти ваши синусы, косинусы, интегралы, и вся прочая алгебра с геометрией"? В отличии от большинства своих коллег, Джеремми не растерялся, и назвал 5 причин, почему математика это важно.

1. Математика учит признавать свои ошибки. И не просто признавать их, но и двигаться вперед, чтобы все-таки одержать долгожданную победу над неразрешимой задачей. Допустим, Карл и Клара стоят над написанным на школьной доске уравнением. Клара уверена, что уравнение решено верно, а Карл точно знает, что нет. Проходит час, за который эти двое меняются ролями: Клара верит, что уравнение ошибочно, а Карл топает ногами и называет Клару невероятной тупицей. Фантастическая ситуация? А ведь математики встречаются с таким чуть ли не каждый день. Спросите любого учителя, что нужно делать, если задача никак не решается. Ответ будет очень простым: "Начните сначала и попробуйте пойти другой дорогой. А главное, не переживайте из-за допущенной ошибки, ведь именно она в конечном счете направила вас по верному следу".

2. Математика помогает подбирать точные и правильные слова. Точность - вежливость всех математиков. С этим Довольно сложно поспорить, ведь у каждого термина и укаждого явления есть свое очень четкое определение. Помните, как учителя заставляли нас наизусть зазубривать определения геометрических фигур или, например, условия теоремы Пифагора? В школе мы понятия не имели, где эти знания смогут нам пригодиться, но давайте подумаем: всегда ли мы произносим слова, ни на секунду не сомневаясь в их значении? Сможете ли вы, не задумываясь, ответить что такое мир, что такое счастье или что такое любовь? Совпадут ли ваши ответы на эти вопросы с ответами ваших родных и близких? А главное, сумеете ли вы назвать то, у чего нет точного определения?

3. Математика учит мыслить на несколько шагов вперед. Решать математическую задачу все равно что играть в шахматы. Любой неверный, неосторожный шаг может привести к катастрофическим последствиям. Как часто, делая домашнее задание по алгебре, вы заходили в тупик лишь из-за того, что вместо плюса ставили минус? Даже самая крохотная ошибка может нарушить все планы и стать огромной преградой на пути к заветной мечте. А математика учит нас быть внимательными и ответственными за собственные поступки. Не мало, правда?

4. Математика учит никогда не сдаваться. Ведь если ты не решишь задачу, ее обязательно решит кто-нибудь другой. Так почему бы не стать первым?

5. "То, что я утверждаю сейчас, - ложно" - Именно так звучит знаменитый "парадокс лжеца", который как нельзя точно описывает то, что происходит в современной науке. Множество теорем, правил и aксиом, которые раньше считались верными, а теперь перестают работать. А это значит, что не стоит слепо доверять даже самому авторитетному мнению до тех пор, пока вы не разобрались во всем сами. Ученые называют это "разумным скептицизмом", которому нас так хорошо учит математика.

ПыСы. Извините за ошибки, я просто хохол.

Здравствуйте, меня зовут Лена, мне 15 лет. У меня есть проблема - я слишком переживаю из-за оценок. Я всегда училась и сейчас учусь на одни пятерки, мои одноклассники уважают меня и уверенны, что я знаю все и всегда. В последнее время получить какую-либо другую оценку, даже четверку, для меня как катастрофа - я очень расстраиваюсь, плачу и еще долго думаю о том, что могла бы получить 5, а получила другую отметку. В начале февраля я долго болела и, естественно, придя в школу, мне было немного сложно вернуться в русло, поскольку много материала было пропущено, из-за этого я получила несколько четверок. И хоть сейчас я наверстала программу, я практически не поднимаю руку на уроках, даже если знаю верный ответ на вопрос, потому что мне все равно кажется, что он неправильный, я опозорюсь, и над мной все будут смеяться. Я очень сильно нервничаю на проверочных и контрольных работах или когда отвечаю у доски, из-за этого начинаю запинаться и нервничать еще больше, т.к. мне начинает казаться, что я ошибаюсь с ответами и отвечаю неуверенно. Подскажите, что я должна сделать, чтобы не волноваться так сильно?


я слишком переживаю

Елена, желательно разобраться с теми страхами , которые скрываются за этим - http://psiholog-dnepr.com.ua/terapiya-strakha

Когда страхи перестанут занимать в Вашей жизни первое место, появится уверенность и вера в свои силы - http://psiholog-dnepr.com.ua/be-your-own-therapist/diary-confidence

С ув., Киселевская Светлана, магистр, психолог - очно, скайп, телефон

Хороший ответ 5 Плохой ответ 0

Елена! Ваши сложности понятны было бы неплохо проработать ваше негативное состояние. Я приглашаю вас на свой сайт, давайте я вам сброшу одну из своих статей. Удачи*

Страх публичных выступлений Опубликовано в Статьи | Февраль 2, 2014

В этой статье я хочу рассказать вам, что может скрываться за этой проблемой. И показать, как легко можно решить то, с чем человек живет долгие годы.

Эта проблема коснулась и моей клиентки из Москвы, успешной и реализованной в работе девушки, занимавшей хорошую должность. По роду своей деятельности ей приходилось выступать на публике, и тут начинались уже проблемы.

Итак, первая проблема называлась «боюсь быть осмеянной». И основное воспоминание шло из возраста клиентки 11 лет, когда она, будучи школьницей, вместе с другими детьми должна была выступать на школьном мероприятии и танцевать. Но танец был подготовлен плохо, и произошел конфуз.

Девушку эта ситуация не отпускала до сих пор. Сейчас мы вытащили зажим, который в ней жил все эти годы.

Далее я, как опытный психолог , смоделировала её состояние при публичном выступлении, и выяснилось, что идет реакция по телу. Она сказала следующее: «я зажимаюсь, отсюда крутит живот, идет бурчание». Я спросила ее, что же ей надо вместо этого, и она ответила: «открытость, и интерес к публичным выступлениям».

Получив это, мы вновь подключились к телу, и клиентка ощутила следующую проблему: что-то защемило в груди, она вытащила из себя виртуальную скрепку. Когда я спросила: кому это принадлежит? Она ответила — *маме*, тут все было понятно, мы даже не стали разбирать эту ситуацию, так как это был кусочек какого-то родительского предписания, и он ушел легко, потому что вместо этого клиентка заполнила себя, сказав следующее: «больше любви к себе и восхищения собой».

И последнее состояние, которое мне предстояло разобрать, как хорошему психологу было следующим: сухость во рту: «Не могу говорить, шепелявлю. Я помню ситуацию, когда я должна была выступать перед жюри, их было 12 человек, и я так разволновалась, что все это заметили, и предложили мне стакан воды, чтобы я успокоилась».

Здесь все было уже легко и просто, мы убрали это состояние, внеся позитивные изменения, наполнив девушку верой в успех.

И при дальнейшей проверке - репетиции её нового поведения, стало понятным, что проблема полностью исчерпала себя.

Афанасьева Лилия Вениаминовна, психолог Москва

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

Малыши проводят в школе большую часть своего активного детства. И если у одних трудности вызывает только «домашка» по математике, то для других школа становится синонимом проблем, плохого настроения и всяческого рода страданий. Причиной испорченного впечатления о первом образовании может стать многое: не сложившиеся отношения с одноклассниками или учителями, плохая успеваемость… Что делать, если вы понимаете, что ваш ребенок столкнулся с проблемами, из-за которых посещение школы превратилось в пытку?

Проблема: ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок

Ваш сын или дочь приходит из школы в слезах, на вопрос «что случилось?» не отвечает, прячет глаза, отказывается показывать дневник… В результате оказывается, что такое поведение связано с тем, что он схлопотал двойку (или тройку) в школе. И так происходит каждый раз, как учитель ставит оценку ниже «пятерки».

Что делать:
Почти наверняка подобное глубокое расстройство ребенка плохой оценкой тесно связано с ожиданиями, которые вербально или невербально транслируете вы сами. Одни родители прямо говорят «ты должен учиться на одни пятерки», другие намекают - «вот бы у тебя дневник был такой же красивый, как у твоего друга Пети». В обоих случаях ребенок чувствует себя обязанным учиться на «отлично», особенно, если такие завуалированные или не очень фразы проскакивают в вашей речи частенько. А быть отличником получается не у всех и не всегда.

Поэтому первое, что вам нужно сделать, чтобы помочь своему ребенку меньше переживать из-за плохих отметок, - это перестать концентрироваться на них. Хвалите ребенка за его достижения - например, за то, какой красивый у него стал почерк, как быстро он решил задачку по математике, с каким выражением прочитал стихотворение, а не за пятерки. Вы должны транслировать, что хорошие оценки - это здорово, но главное - реальные знания, а еще важнее - интерес к учебе и приложенные усилия. Только для этого вам нужно самой в это поверить.

Проблема: ребенка обижают одноклассники

Печальная реальность такова: почти в каждом современном классе находится свой «изгой». Его обижают, над ним смеются, ему не дают прохода и в прямом, и в переносном смысле. Часто причиной насмешек и издевок одноклассников становится какая-то «особенность» ребенка, которая отличает его от остальных. Слишком высокий, полный, одевается иначе, имеет иной разрез глаз или цвет кожи, учится слишком хорошо или слишком плохо, не ест мясо, - причиной издевательств может стать все, что угодно.

Что делать:
Не вмешиваться «напрямую». Если вы решите «провести беседу» с детьми, которые обижают вашего сына или дочь, вы лишь ухудшите ситуацию. Потому что находиться рядом все время, пока ваше чадо в школе, вы физически не сможете, а как только уйдете - его начнут дразнить еще и потому, что «за него заступается мамочка».

Давать ребенку советы и читать лекции о том, что ему следует сделать в такой ситуации, тоже не эффективно. Потому что советы мы даем из «взрослой» позиции - если бы ребенок обладал нашей уверенностью, знанием и силой, возможно, у него бы и не было никаких проблем.

В этой ситуации вы можете только одно - оказать максимальную поддержку ребенку. Выслушать его, когда он хочет пожаловаться, рассказать, как вы его любите. И попробовать найти для него общество таких же, как он, где его особенность будут ценить, а не отторгать. Если ребенок слишком много болтает и кривляется - отдайте его в театр, если слишком высокий для своего возраста - в секцию баскетбола. Увидев, что он не один такой, ребенок станет меньше стесняться своей «особенности», а вполне вероятно - начнет ей гордиться, и чужие насмешки уже не будут его задевать. А как только орудие не добивает до цели, оно перестает стрелять.

Если же ситуация со временем лишь ухудшается и доходит до рукоприкладства, возможно, вам стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другую школу. Лишние полчаса дороги или не такой высокий рейтинг по отдельным предметам - не так страшно, как разрушенная психика ребенка.

Проблема: у ребенка нет друзей в школе

Проблемы с отношениями в школе не всегда связаны с тем, что ребенка кто-то обижает – иногда его просто игнорируют. Если одноклассники делают это нарочно, «бороться» стоит теми же способами, что и при активных «наездах», но чаще всего отсутствие друзей у ребенка в школе все же связано с его природной скромностью. Часто с этой проблемой сталкиваются дети, которые перешли в новую школу, где уже сложились свои коллективы и кружки по интересам. И, если для активного и бойкого ребенка влиться в новое окружение - не проблема, то застенчивый будет стоять в сторонке, не решаясь подойти и заговорить с новой компанией.

Что делать:
Для начала убедитесь, что желание иметь друзей принадлежит вашему ребенку, а не вам. Большинство детей испытывают потребность принадлежать к группе, но из любого правила есть исключения - возможно, ваш ребенок – как раз одно из них. Если же ваш маленький школьник очень хочет с кем-то подружиться, но не может, помогите ему - устройте какое-нибудь веселое мероприятие, на которое пригласите других детей.
За стенами школы в ситуации, где им интересно и приятно, дети обычно более расположены к контактам - и будут не против поиграть с вашим сыном или дочерью.

Если организовывать пикники и походы вам некогда, попробуйте позвать в гости родителей кого-то из одноклассников. В конце концов, вам тоже не помешает завести друзей в школьной среде. Попросите своих новых знакомых взять в гости своего ребенка, чтобы вашему было не скучно. И обязательно придумайте какое-нибудь сплачивающее увлекательное занятие, которым дети могут заняться вместе - собрать новый конструктор, построить крепость из подушек, расчесать собаку, что угодно, что они могут делать сообща.

Проблема: перегруженное расписание, ребенок устает и не справляется с нагрузкой

Учителя жалуются, что ваш ребенок спит на уроках. Дома он отказывается не то что помогать по дому - но и играть, потому что слишком устал и хочет отдохнуть. А может, у него и вовсе нет времени на игры, потому что после школы нужно не только сделать уроки, но и сходить на урок верховой езды, а затем позаниматься с преподавателем испанского…

Что делать:
Поумерить свои родительские амбиции - почти всегда, когда ребенок оказывается на грани нервного срыва из-за переутомления, оказывается, что, помимо школы, он посещает еще несколько различных кружков и спортивных секций. Заботиться о всестороннем развитии ребенка - это хорошо и правильно, но ровно до тех пор, пока не страдает его физическое и психологическое здоровье.

Попробуйте отказаться, хотя бы на время, от уроков фортепиано, и не водить своего сына или дочь на занятия к частному преподавателю шахмат три раза в неделю. Понаблюдайте за ребенком: стал ли он более бодрым, веселым, активным? Если нет, возможно, ему нужно больше времени, чтобы прийти в себя. Также не лишним будет проверить, не вызвана ли переутомляемость и нервная истощаемость нехваткой витаминов в организме.

Если, помимо школы, у ребенка нет дополнительных нагрузок, при этом учителя все равно жалуются на его невнимательность, возможно, вам стоит проверить ребенка на синдром дефицита внимания. При СДВГ (так сокращенно называется синдром) в силу неврологических особенностей ребенок с трудом концентрируется на чем-то, не может долго удерживать внимание, что сказывается на успеваемости в школе. Детям с этим синдромом нужна особая помощь в усвоении информации.

Проблема: учительница за что-то недолюбливает ребенка и беспричинно занижает оценки

В идеальном мире учителя должны быть беспристрастны, оценивать истинный уровень знаний ребенка, не обращая внимания на свои личные симпатии и антипатии. Но в реальности, увы, часто происходит совсем наоборот. И учитель выбирает себе «любимчиков» и «мальчиков (девочек) для битья». Причем далеко не всегда в «нелюбимчики» попадают дети, которые славятся плохим поведением или не знают предмет. Просто, например, учительница любит активных ребят, которые всегда тянут руку и стремятся ответить на любой ее вопрос, а тех, кто спокойно отсиживается (возможно, потому что в силу своего темперамента не стремится «лезть вперед») по умолчанию ставит «на ступень ниже».

Что делать:
Для начала попробуйте «разведать обстановку». Поговорите с родителями других детей - а как эта учительница относится к ним? Не жалуются ли на нее? Возможно, у конкретного преподавателя что-то глобально идет не так в жизни, и он «срывается» на детях. В таком случае стоит обратиться к директору и решать проблему административно – менять учителя всему классу.

Если же ваша догадка о том, что учительница недолюбливает конкретно вашего ребенка, подтвердится, попробуйте открыто поговорить с ней. Главное – не начинайте с угроз или негатива. И для вас, и для вашего ребенка будет куда лучше, если вам удастся уладить конфликт мирно. Спросите, что нужно сделать Васе, чтобы его оценки улучшились? Скажите, что чувствуете, что ваш сын «не тянет» ее предмет - что бы она могла посоветовать, чтобы улучшить ситуацию? Расскажите об особенностях своего ребенка - может, поняв, что руку он не тянет не потому, что ничего не знает, а потому, что флегматик по темпераменту, она начнет чаще спрашивать его сама - и удостоверится, что он все знает лучше многих.

Если же несмотря на все ваши беседы, преподаватель не оставит в покое вашего ребенка, используйте этот случай в качестве примера, рассказывая ребенку о том, что в жизни так бывает - даже если мы очень стараемся и делаем все хорошо, другие не всегда это оценивают адекватно. Похвалите ребенка и скажите, что вы уверены, что он знает математику (литературу, английский) лучше многих, и если оценки не будут отражать эти знания - это не его вина.

Вообще, когда ребенок жалуется вам на что-то, что происходит в школе (и не только там), попробуйте слышать не только слова, но и эмоции. Выслушайте все, что хочет сказать вам ваш малыш, и озвучьте чувства, которые, как вам кажется, он испытывает. «Мне кажется, ты очень расстроен» - и замолчите. Ребенок сам даст вам понять, правильно вы «угадали» или нет, а главное - получит «разрешение» высказать все то, что у него накопилось на душе. Такой глубокий эмоциональный контакт - это лучшее, что вы можете дать своему ребенку при наличии проблемы любого характера.

А еще можете почаще напоминать ему, что он замечательный и вы его любите, а школа - это лишь один из этапов долгой-долгой жизни. Бывшие обидчики и вредные учителя останутся в прошлом, и он обязательно встретит тех, кто по достоинству оценит все его замечательные качества.

Фото - фотобанк Лори