Страховка и самостраховка. Страховка и самостраховка при выпалнении физических упражнений Страховка при занятиях физической культурой обеспечивает

Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов в процессе выполнения упражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражнения захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение.

Различают индивидуальную и групповую страховку. Индивидуальная страховка осуществляется преподавателем или одним из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми. При этом каждый из страхующих располагается в определенном месте и выполняет необходимые действия. Непременным условием групповой страховки являются четкие действия каждого из страхующих. Надеяться на партнера по обеспечению страховки категорически запрещается (Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., 2008).

Для обеспечения страховки используются специальные и технические средства. К специальным относятся: ладонные накладки; лямочные петли и перчатки; поролоновые валики, прокладки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о перекладину и жерди, а также при соскоках с бревна; ручные и подвесные пояса (лонжи); различные возвышения для удобства и надежности страховки; поролоновая яма или система «трамплин - поролоновая яма - батут». К техническим средствам относятся различные тренажеры с поясом для проводки при изучении больших оборотов на перекладине и кольцах, кругов на коне и других упражнений; амортизирующий пояс для страховки при разучивании акробатических упражнений и др.

Помощь способствует созданию правильного представления об изучаемом упражнении, быстрому овладению техникой его исполнения и применяется при недостаточном развитии у занимающихся мышечной силы, координации движений, быстроты и других способностей.

Различают следующие виды помощи: проводка, фиксация, подталкивание, поддержка, подкрутка, комбинированные приемы, серийные приемы, поддержка, подталкивание (Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., 2008)

При самостоятельном выполнении упражнений большую роль в предотвращении травм приобретает самостраховка - умение занимающегося своевременно принимать правильные решения и самостоятельно выходить из опасных положений. Очень важно научить занимающихся правильно приземляться во время падения. Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнений и совершенствования их исполнения (Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., 2008)

Особенности построения композиции в гимнастических видах спорта

Прежде чем перейти к особенностям построению композиций рассмотрим классификацию акробатических упражнений предложенную

Соколовым, Е.Г, 1973 он подразделил все акробатические упражнения по особенностям техники выполнения на три большие группы, каждая из них состоит из ряда подгрупп.

I. Акробатические прыжки. В эту группу входят прыжковые упражнения с частичным или полным вращением тела, т.е. опорные и безопорные перевороты. Акробатические прыжки подразделяются на пять подгрупп.

1. Перекаты - упражнения, характеризующиеся вращательным движением тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову. Они выполняются вперед, назад и в стороны; в группировке, согнувшись и прогнувшись. Перекаты используются как самостоятельные упражнения и как подготовительные при изучении более сложных упражнений. Они включаются в вольные упражнения как связующие элементы некоторых соединений

2. Кувырки - вращательные движения тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед и назад, в группировке, согнувшись и прогнувшись. Кувырки вперед можно делать и прыжком, т.е. с полетом после толчка ногами. При выполнении кувырков развиваются вестибулярный аппарат, ориентировка в пространстве и навыки самостраховки. Особое значение этих упражнений состоит в том, что они подготавливают занимающихся к изучению акробатических прыжков типа сальто.

3. Полуперевороты в отличие от переворотов не являются полными вращениями. Они выполняются прыжком с одной части тела на другую, вперед и назад, с обязательной фазой полета. Полуперевороты включаются как самостоятельные элементы в вольные упражнения. Иногда они могут служить подводящими упражнениями при изучении соответствующих переворотов.

4. Перевороты - вращательные движения тела с полным переворачиванием и промежуточной опорой.

5. Сальто - наиболее сложные и эффективные акробатические прыжки. Эти безопорные вращения в воздухе вперед, назад или в сторону с полным переворачиванием через голову. Некоторые виды сальто выполняются с поворотами, т.е. с одновременным вращением относительно двух осей: поперечной и продольной.

Акробатические прыжки выполняются на полу, со снарядов (гимнастического мостика, трамплина) и на батуте (подкидной сетке) (Соколов, Е.Г, 1973)

II. Балансирования. Данная группа объединяет акробатические упражнения, в основе которых лежит сохранение собственного равновесия или уравновешивание одного или нескольких партнеров. Упражнения в балансировании подразделяются на три подгруппы.

1. Одиночные упражнения, включают в себя стойки, мосты и шпагаты.

2. Парные упражнения, в которых один партнер (нижний) не только сохраняет собственное равновесие в различных положениях, но и уравновешивает другого (верхнего) партнера.

3. Групповые упражнения подразделяются на пирамиды втроем, вчетвером, впятером и т.д. В пирамидах может участвовать любое количество партнеров, однако в соревнованиях по спортивной акробатике выступают только четверки. Пирамиды с большим количеством участников выполняются в показательных выступлениях (Соколов, Е.Г, 1973)

III. Бросковые упражнения. В основе данной группы упражнений лежит бросок и ловля одного (верхнего) партнера другим (нижним) или несколькими партнерами. При этом верхний может выполнять полет как без вращения, так и с частичным или полным вращением тела относительно поперечной оси (вперед, назад или в сторону), продольной оси или относительно обеих осей одновременно. В зависимости от количества бросающихся и ловящих партнеров бросковые упражнения подразделяются на броски или ловлю одним, двумя, тремя т.д. партнерами, а по характеру полета верхнего - на упражнения без вращения, с полным вращением (полуперевороты), полным вращением (сальто) и вращением относительно двух осей (пируэты) (Соколовым, Е.Г, 1973).

На основании выше перечисленных акробатических элементов строятся соревновательные композиции по спортивной и парно-групповой акробатике. Таким же образом во всех гимнастических видах спорта на основании базовых элементов строятся композиции. По количественному составу выступающих композиции подразделяются на индивидуальные и групповые и имеют свои особенности при их составлении. Для них характерно, что подбору музыки, определению идеи группового упражнения предшествует определение состава группы. Уровень технической, артистической подготовленности, внешний вид, возраст, росто-весовые показатели гимнасток во многом определяют содержание будущей композиции. В процессе изучения вопроса, было установлено два принципиально различных подходов к процессу составления композиций упражнений художественной гимнастики: последовательное составление по частям сразу окончательного варианта, то есть с уточнением основных деталей и нюансов; составление схемы упражнения с распределением элементов трудности без уточнения связующих движений, с последующей их доработкой.

Предложенная (Т.М. Мирошниченко, 2005) технологическая схема построения композиций групповых упражнений состояла из двух этапов: подготовительного и основного, которые предполагали два режима протекания процесса составления - естественного (в условиях тренировки) и виртуального (в условиях компьютерной программы).

Подготовительный этап предполагал последовательное прохождение пяти уровней составления композиции.

Первый уровень - отбор гимнасток. Отбор проходил в стандартных условиях тренировки. После определения цели и задач участия в соревнованиях осуществлялось комплектование команды гимнасток, подобных по уровню специальной технической, специальной физической подготовленности, антропометрическим показателям.

Второй уровень - выбор музыки, который регламентировал всю последующую творческую сторону построения композиции. В процессе выбора музыки учитывались: мнения и вкусы гимнасток, современные тенденции использования музыкальных стилей и направлений в художественной гимнастике, учет музыкально-двигательной, технической подготовленности и возраста гимнасток.

Третий уровень - предполагал работу в естественных и виртуальных условиях. В тренировочных (естественных) условиях, исходя из уровня квалификации, технической подготовленности и двигательных возможностей гимнасток, опробовались варианты и способы перебросок, взаимодействий. Одновременно с применением компьютерной программы, на основании данных об уровне спортивно-технической подготовленности гимнасток и структурной схеме музыкального произведения, осуществлялся выбор из базы данных элементов технической ценности без предмета (Нестерова Т.В 2000).

Четвертый уровень - моделирование схемы композиции в построениях с учетом «рисунков», опробованных перебросок, взаимодействий и типов построений, заложенных в базе данных. Выполнение этого шага в виртуальном режиме значительно сокращало и оптимизировало подготовительный этап. Компьютерной программой предлагалось 128 вариантов различных типов построений. Из них 43 варианта построений в линии, классифицированные на виды: вертикальные, вертикальные параллельные, горизонтальные, горизонтальных параллельные, диагональные, диагональные параллельные, асимметричные. Круги, треугольники (равнобедренные, прямоугольные), пятиугольники были отнесены к типу геометрических фигур и включали 32 варианта построений. Третий тип - фигурные построения представлены программой в 43 вариантах дугообразных, Т-образных (вертикальные, горизонтальные, диагональные) и крестообразных (равносторонних, разносторонних) видов построений. Комбинации треугольника с линией и линии с точкой были отнесены к типу смешанных построений и представлены в программе десятью вариантами.

Пятый уровень - распределение элементов трудности без предмета, перебросок и взаимодействий в виртуальной схеме построений создаваемой композиции, с учетом структуры и особенностей музыкального плана композиции. Программой предусматривались рекомендации относительно использования различных типов построений в зависимости от характера двигательных компонентов групповых упражнений: синхронные индивидуальные действия, асинхронные индивидуальные действия, переброски, взаимодействия, исходные и конечные позы. Контроль за рациональной последовательностью различных типов построений осуществлялся с учетом следующих критериев: не более двух взаимодействий подряд; проверка однотипности построений - не должно быть подряд два однотипных построения; наличие всех базовых построений (линии, круга, треугольника, пятиугольника, крестообразного и Т - образного).

Создание виртуальной схемы композиционной структуры групповых упражнений являлось завершающим шагом подготовительного этапа составления композиции (Новик М.Г., 1982).

Основной этап включал последовательное прохождение четырех уровней процесса составления композиции. Особенностью данного этапа являлось применение стандартизированной технологической схемы совершенствования композиции посредством возможностей тренировочного и виртуального режимов на каждом отдельном уровне процесса постановки композиции, согласно задачам и ожидаемому результату (рис. 1).

Рис. 1.

Шестой уровень. Расстановка гимнасток в ансамбле осуществлялась одновременно в виртуальных и естественных условиях по специально разработанной технологической схеме процесса построения и совершенствования композиций групповых упражнений (рис. 1).

Седьмой уровень. Практически одновременно с расстановкой гимнасток в «рисунке» построений проходило опробование и уточнение видов и вариантов построений, элементов технической ценности и оригинальных элементов в тренировочном режиме по технологической схеме шестого уровня.

Восьмой уровень - разработка в виртуальном режиме схемы переходов и перестроений из рисунка в рисунок построений с учетом уровня мастерства гимнасток и планируемой динамики исполнения композиций. Для этого в программу были заложены основные (простые, сложные) и оригинальные виды перестроений. Сложность перестроений квалифицировалась по степени пространственных расстановок гимнасток. Простые перестроения предполагали перемещение гимнасток по прямым из простого построения в простое; сложные перестроения - перемещения по прямым из простого в сложное построение или из сложного в сложное. Для оригинальных видов перестроений были характерны дугообразные траектории перемещений, как правило, из простого построения в сложное или из сложного в сложное.

Девятый уровень - непосредственное составление исходного рабочего варианта и доводка композиции до конечного соревновательного варианта. На данном уровне, завершающем процесс составления композиции, вносились коррекции в поэлементный состав, структуру построения композиции. Процесс составления считался законченным, согласно принципу соответствия судейским требованиям, по мере доведения композиции до соревновательного варианта. Затем в подготовке следовал переход от составления композиции к совершенствованию композиционно- исполнительского мастерства, как отдельной гимнастки, так и команды в целом (Нестерова Т.В, 2000).

упражнениями.

К основным правилам страховки и страховки-помощи относятся:

Знание техники и понимание особенностей структуры осваиваемого упражнения;

Правильный выбор места расположения страхующего в соответствии с наиболее трудными и опасными элементами выполнения упражнения, где наиболее вероятен срыв или падение;

Не осуществлять страховку, стоя на каком-либо предмете;

При осуществлении страховки выполнения упражнения на гимнастических снарядах располагать руки таким образом, чтобы исключить вероятность их попадания “на излом”, между телом, выполняющего упражнение и гимнастическим снарядом;

Приёмы страховки-помощи применять по мере необходимости на начальных этапах освоения движений или при внесении элементов его усложнения;

21. Общие требования безопасности при проведении занятий по легкой

атлетике.

Чтобы избежать травмирования во время занятий легкой атлетикой, необходимо выполнять следующие рекомендации по технике безопасности:

1. Места проведения занятий следует постоянно содержать в порядке.

2. Перед занятиями необходимо проверять исправность инвентаря и оборудования, состояние площадок.

3. Бег на стадионе следует проводить только в направлении против часовой стрелки.

4. Следить, чтобы в зонах безопасности во время бега и прыжков не было посторонних предметов и людей.

В качестве финишной ленточки использовать только легкорвущиеся ткани и нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток должно быть исключено.

6. Бежать на короткие дистанции при групповом старте следует только по своей дорожке, а во время бега исключить резко «стопорящую» остановку.

7. Необходимо тщательно рыхлить песок в яме - месте приземления, а при прыжках подкла-дывать в обувь под пятку резиновые прокладки.

8. Нельзя выполнять прыжки на неровном и скользком грунте с приземление на руки.

9. Нельзя подавать снаряды броском. Перед метанием гранат и других предметов необходимо проверить, нет ли людей в направлении метания. При метании нельзя стоять справа от метающего (когда метание выполняется левой рукой - слева) и ходить за снарядами без разрешения преподавателя. Перед метанием следует вытирать снаряды насухо.

10. Нельзя пересекать места, на которых проводятся занятия по метанию, бегу и прыжкам.

11. Грабли и лопаты нельзя оставлять на местах занятий. Грабли надо класть зубьями вниз, а спортивную обувь - шипами вниз.

12. Запрещается проводить на одной площадке одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метания, футбол и бег и т. п.).

22. Общие требования безопасности при проведении занятий по подвижным и спортивным играм.

Обеспечение мер безопасности во время игр достигается выполнением следующих основных правил:

1. Занятия должны проводиться на спортивных площадках и в залах стандартных размеров, отвечающих требованиям правил игры.

2. Перед игрой участники должны снять все украшения (кольца, браслеты, серьги и др.). Ногти у них на руках должны быть коротко острижены, а очки закреплены резинкой и иметь роговую оправу.

3. На занятиях необходимо соблюдать дисциплину, строго выполнять требования и указания судьи, преподавателя, тренера, капитана команды.

4. Игра должна проводиться на сухой площадке. Если она проходит в зале, пол должен быть чисто вымытым и сухим.

5. Все острые и выступающие предметы, находящиеся в зале, должны быть заставлены матами или ограждены.

6. Тренировочные игры должны проходить в соответствии с правилами.

7. Занятия должны проводиться под руководством учителя физкультуры (инструктора-общественника, тренера).

Боевая подготовка работников служб безопасности Захаров Олег Юрьевич

Страховка и самостраховка

Страховка и самостраховка

Каждый сотрудник СБ, занимающийся рукопашным боем, прежде чем приступить к изучению бросков, должен хорошо усвоить способы самостраховки при различных падениях и способы страховки своего партнера при проведении на нем бросков. Страховка при выполнении бросков заключается в том, что борец:

– поддерживает падающего противника, смягчая удар его тела о ковер;

– при падении противника направляет его на перекат;

– при выполнении бросков не падает на противника и не наступает на него при потере равновесия.

Самостраховка – это способы безопасных падений. Умение смягчать удары при различных падениях предохраняет от ушибов и сотрясений. Каждый занимающийся должен автоматически выполнять соответствующие действия при любом падении. Это умение приобретается в процессе выполнения специальных упражнений, которые включаются в подготовительную часть каждого занятия.

Изучать способы самостраховки необходимо по принципу возрастающей их трудности. При проведении броска атакующий чаще всего остается в стойке, и его противнику приходится переворачиваться в какую-либо сторону или делать кувырок вперед. Все способы самостраховки, за исключением падений вперед, заключаются в мягких перекатах с боку на бок или на согнутой спине.

Прежде чем приступить к изучению способов самостраховки, надо занимающихся научить различным перекатам (на спине и по диагонали), поворотам в стороны и выполнению группировок.

КУВЫРОК ВПЕРЕД ЧЕРЕЗ ГОЛОВУ

Поставить ноги вместе и присесть, не разводя коленей. Поставить руки перед собой ладонями на ковер, согнуть спину и прижать подбородок к груди. Опираясь на согнутые руки и пронеся голову между руками, поставить ее затылком на ковер. Оттолкнуться носками вперед – вверх и сделать перекат на согнутой спине. В тот момент, когда лопатки коснутся ковра, обхватить руками голени и, прижимая пятки к ягодицам, встать на ноги в положение приседа.

Кувырок из положения приседа можно выполнять и падением назад.

Когда кувырок вперед из положения приседа занимающийся научится выполнять правильно, его можно делать из положения полуприседа, прыжком вперед и постепенно переходить к прыжкам кувырком через препятствие.

ПАДЕНИЕ ВПЕРЕД

При падениях вперед, чтобы не удариться лицом о ковер, нужно смягчить падение согнутыми руками, опираясь на кисти.

Из строевой стойки, не сгибаясь, отклонить туловище вперед и упасть грудью вниз. Во время падения руки вытянуть вперед и поставить ладонями на ковер. Пружинистым сгибанием рук остановить падение.

Для тренировки в самостраховке при падениях вперед следует усложнять упражнения, выполняя прыжки вперед или броски захватом обеих ног сзади.

ПАДЕНИЕ НА СПИНУ

Согнув колени, сесть на ковер как можно ближе к пяткам, вытянуть руки вперед, прижать подбородок к груди. Не изменяя положения рук, ног и головы, сделать перекат на согнутой спине и, коснувшись лопатками ковра, резким движением рук вниз – назад – в стороны, ударив ими по ковру, остановить перекат. В момент удара о ковер руки должны быть вытянуты и немного разведены в стороны так, чтобы между туловищем и каждой рукой образовался угол в 45–50°. Пальцы соединены, ладони прижаты к ковру, ноги согнуты, таз приподнят над ковром.

По мере усвоения упражнения оно выполняется из более сложных положений. Начав с усложнения исходных положений, надо в дальнейшем перейти к падениям назад через препятствие или через партнера, стоящего на четвереньках, либо проводить простейшие броски.

ПАДЕНИЕ НА БОК

Из исходного положения перекатиться на спине по направлению к правой лопатке. Как только ноги оторвутся от ковра, прижать пятку левой ноги к подъему правой ноги, колени развести в стороны.

Едва правая лопатка коснется ковра, сильным ударом правой вытянутой руки по направлению вниз – назад – вправо остановить движение переката. Повернуть таз вправо, положить правую согнутую ногу на ковер, а левую ногу, продолжая нажимать пяткой на подъем правой ноги, поставить на всю ступню. Левую руку держать поднятой вверх – вперед так, чтобы кисть левой руки оказалась над кистью правой руки. Голову прижимать к левому плечу.

Постепенно усложняя упражнения в падениях на бок, следует выполнять их из положения полуприседа, основной стойки, падением через партнера, стоящего на четвереньках, и переворотом через его руку.

ПЕРЕКАТ С ОДНОГО БОКА НА ДРУГОЙ

Сделать перекат на спине и скрестить голени, пятку левой ноги наложить на подъем правой ноги и, прижимая пятку правой ноги к ягодице левой ногой, развести ноги в стороны до прямого угла. Перекатиться на правый бок и, ударом правой руки остановив движение переката, принять конечное положение, как при падении на бок. Из этого положения перекатиться на левый бок. В момент касания спиной ковра положение голеней изменить: пятку правой ноги наложить на подъем левой ноги. Одновременно с ударом левой рукой по ковру левую ногу положить на ковер, а правую поставить впереди нее на всю ступню.

ПАДЕНИЕ НА БОК ЧЕРЕЗ ПАРТНЕРА, СТОЯЩЕГО НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ

Встать спиной к партнеру, стоящему на четвереньках, со стороны его правого бока. Левой рукой захватить одежду на левом плече партнера. Принять положение приседа и вытянуть правую руку перед собой. Сгибая спину, прижимая подбородок к груди и как бы садясь мимо левого бока партнера, начать падение назад. Когда падение определится, сгибая левую руку с одновременным махом выпрямленной правой руки вниз – назад – вправо, с силой ударить всей плоскостью руки по ковру. Затем, поворачивая таз вправо, опустить ноги на ковер и принять конечное положение, как и при падении на правый бок.

При падении на левый бок встать возле левого бока партнера, а правой рукой захватить его одежду на правом плече.

КУВЫРОК ЧЕРЕЗ РУКУ ПАРТНЕРА

Партнер – в правой стойке.

Встать лицом к правому боку партнера так, чтобы носок левой ноги был у носка правой ноги партнера. Партнер сгибает правую руку и держит ее ладонью вверх. Своей правой рукой сверху захватить с внутренней стороны запястье правой руки партнера; при этом партнер захватывает правую руку выполняющего падение таким же способом. Наклониться вперед, прижимая правую руку партнера к своему животу, левую руку вытянуть вперед через правую руку партнера ладонью вниз. Оттолкнувшись ногами вперед – вверх, перевернуться через соединенные правые руки и упасть на левый бок так же, как и при кувырке через плечо.

При тренировке в падениях на правый бок встать у левого бока партнера и левую руку соединить с его левой рукой.

КУВЫРОК ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО (ПО ДИАГОНАЛИ)

Встать на колено правой ноги и поставить левую руку на ковер. Скользя ладонью по ковру, пронести правую руку по направлению к стопе левой ноги и, наклоняясь вперед, поставить правое плечо на ковер между левой рукой и коленом правой ноги. Голову повернуть влево и прижать подбородок к груди. Оттолкнуться левой ногой и перекатиться на спине с правого плеча к левой ягодице. Сильным ударом левой вытянутой руки о ковер остановить движение переката и принять положение, как и при падении на левый бок.

Из стойки кувырок через плечо выполняется в движении. Сделать шаг правой ногой вперед и, наклоняясь вперед, поставить правую руку ладонью на ковер так, чтобы пальцы были направлены к стопе левой ноги. Опуститься на локоть правой руки и, перекатываясь на правое плечо, махом левой ноги назад – вверх направить туловище на перекат с правого плеча к левой ягодице. Закончить перекат так же, как и при кувырке с колена.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Родос. Путеводитель автора Фюрст Флориан

Здоровье и страховка В пакет документов на получение визы входит шенгенская страховка на весь период пребывания в стране. Автомобилистам необходимо также иметь страховку на автомобиль.Прививки необязательны. Уровень медицинского обслуживания хороший, хотя долгое

Из книги Бразилия автора Сигалова Мария

Медицинская страховка Для получения бразильской визы медицинская страховка не обязательна. Однако настоятельно рекомендуем оформить ее в одной из компаний с признанной репутацией и опытом работы в области страхования туризма («Ингосстрах», «Ресо-Гарантия», «Спасские

Из книги Индия. Юг (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Из книги Индия: Север (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Медицинская страховка Для получения индийской визы медицинская страховка не обязательна. Однако настоятельно рекомендуем оформить ее в одной из компаний с признанной репутацией и опытом работы в области страхования туризма («Ингосстрах», «Ресо-Гарантия», «Спасские

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Страховка автогражданской ответственности В 1948 г. в Лондоне прошло совещание на уровне правительств европейских государств с привлечением представителей крупнейших страховых компаний. На нем было принято решение об обязательном страховании гражданской

Из книги Раскрытие безграничных возможностей, или Сюрприз от предков. Уникальная технология автора Цветкова Наталья Афанасьевна

Глава 4 Точка отсчета, или Страховка от невыезда на трассу Не удовольствия заставляют ценить жизнь; жизнь заставляет ценить удовольствия. Бернард Шоу Дубль первый. Судьба в эпизодическом образе неприметного человека со стартовым пистолетом в руке уже стоит рядом с вами.

Из книги Как совершить кругосветку. Советы и инструкции для осуществления мечты автора Ёрдег Элизабетта

В современном мире не нужно ехать в офис и тратить время на очереди. Достаточно зайти на сайт и оформить полис онлайн:

  1. Выберите возраст застрахованного.
  2. Выберите категорию и все виды спорта, которыми вы занимаетесь.
  3. Добавьте еще одного или двух застрахованных в полис, не обязательно родственников.
  4. Выберите срок действия договора - год или любой произвольный период до года и рассчитайте предварительную стоимость полиса.
  5. Выберите стоимость или сумму покрытия полиса и нажмите "Купить онлайн".
  6. Введите данные о покупателе полиса и застрахованном.
  7. Совершите оплату удобным способом, документ придет вам на e-mail.

Любитель или профессионал?

  • Если вы занимаетесь неэкстремальными видами спорта на любительском уровне, т.е. "для себя", выбирайте в калькуляторе пункт "Любительский" .
  • При занятиях на профессиональном уровне или увлечении травмоопасным видом спорта (борьбой, прыжками с парашютом, сноубордом и проч.), необходимо выбрать пункт "Профессиональный и экстремальный" .

Если вы сомневаетесь в выборе категории, выберите пункт для профессионалов. В этом случае ниже вероятность того, что страховая компания откажет в выплате из-за нарушения правил страхования.

Сколько стоит полис?

Стоимость полиса зависит от вида спорта, возраста человека и страховой суммы. Так, для детей и экстремалов документ обойдется дороже.

Также помните, что выплаты по страховому случаю напрямую зависят от суммы страхового покрытия. Чем она больше, тем выше выплата. Выберите оптимальный вариант с учетом соотношения риска для своего здоровья и стоимости полиса.

Под страховкой следует понимать совокупность средств, применяемых во время занятий по гимнастике с целью предупреждения спортивного травматизма. Но на этом не исчерпывается содержание понятия страховки. В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических упражнений она становится неотъемлемой частью методики обучения и тренировки. Надежная страховка создает благоприятные условия для уверенного выполнения самых сложных упражнений. Страховка - это готовность учителя или тренера своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в случае неудачной попытки.

Одним из важнейших методических приемов обучения гимнастическим упражнениям является помощь. Она содействует более быстрому овладению технической сложностью гимнастических упражнений, помогает гимнасту создать правильное двигательное представление и сформировать навык. Помощь следует оказывать умело, подбирая нужный момент и приложив необходимые физические усилия. Умело оказанная помощь придает ученику уверенность в своих силах. По мере овладения учеником конкретными упражнениями помощь со стороны обучающего уменьшается до полного ее прекращения. К основным разновидностям физической помощи относятся «проводка» по пути движения, подталкивание, поддержка.

«Проводка» по пути движения - это форма помощи от начала упражнения до его окончания. Усилия учителя, тренера должны отвечать характеру упражнения и степени овладения им учащимся.

Используя «проводку», преподаватель не должен целиком подменять действия самого ученика.

Подталкивание - кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по ходу исполнения отдельных наиболее ответственных фаз движения.

Поддержка - один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще недостаточно развито. Используя поддержку как методический прием обучения, учитель, тренер придерживают тело гимнаста, фиксируя его в соответствующем положении. Поддержку применяют во время выполнения как динамических, так и статических упражнений. Например, поддержка является важным методическим приемом обучения маха дугой с поворотом на перекладине или брусьях разной высоты, поворота кругом махом вперед на параллельных брусьях. При этом очень важно зафиксировать положение тела в самой высшей точке. Поддержкой пользуются также во время выполнения сложных статических упражнений - упора руки в стороны на кольцах («креста») или горизонтальных висов и упоров спереди и сзади на кольцах и параллельных брусьях. В этих случаях поддержку применяют для облегчения упражнения и фиксации тела в нужном положении.

Удельный вес разных приемов страховки и помощи зависит от характера изучаемого упражнения, индивидуальных особенностей гимнаста, уровня его физической и технической подготовленности, а также индивидуальных особенностей страхующего (рост, физическая сила, скорость реакции и пр.). По мере роста уровня технической и физической подготовленности помощь, проведение и поддержку уменьшают, а затем прекращают, заменяя ее страховкой. Следует помнить, что самостоятельное выполнение упражнений является действенным методом воспитания у гимнастов уверенности, смелости, решительности и других морально-волевых качеств, поэтому не следует чрезмерно опекать учеников и лишать их какой-либо самостоятельности, надо умно и умело применять способы предупреждения травматизма.

Для того чтобы правильно применять приемы страховки и помощи, надо знать и строго придерживаться следующих требований:

  • 1) во время занятий объяснять учащимся, где могут быть срывы и что надо сделать при неудачном исполнении упражнения;
  • 2) хорошо знать технику упражнений, правильно выбрать место для страховки, не мешая гимнасту;
  • 3) во время выполнения целой комбинации или соединения менять свое место соответственно форме и характеру упражнения;
  • 4) выбирать правильные способы и приемы страховки и помощи, учитывая характер упражнений, уровень физической и технической подготовленности гимнаста;
  • 5) учитывать индивидуальные особенности гимнаста;
  • 6) во время страховки нельзя пользоваться любыми неустойчивыми подставками;
  • 7) широко применять для страховки ручные и подвесные пояса- лонжи, тренажеры, поролоновые ямы (последние в настоящее время занимают ведущее место в учебно-тренировочном процессе);
  • 8) применять индивидуальные и групповые страховки по мере необходимости;
  • 9) избегать мелкой и лишней опеки, воспитывать у учеников самостоятельность и волевые качества.

Самостраховка - важный элемент учебно-тренировочного процесса гимнастов. Это способность гимнаста своевременно принимать решения и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время упражнений. Гимнаст может прекратить или видоизменить упражнение, чтобы облегчить силу падения во время срыва. Например, во время выполнения стойки на руках или на плечах на брусьях в случае падения вперед гимнаст должен сделать кувырок в сед ноги врозь.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче гимнаст овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по гимнастике должен воспитывать у учеников навыки самостраховки. Эти задачи можно решать с помощью акробатических упражнений. Надо научить учеников делать кувырки вперед и назад из любого положения. Это дает возможность во время неудачного выполнения соскока или падения облегчить приземление, исполняя кувырок. Самостраховка играет особую роль на поздних этапах учебно-тренировочной работы, когда гимнаст выполняет упражнения самостоятельно.