Сухомлинский о воспитании и обучении детей. Мудрые высказывания о воспитании детей

Воодушевившись подвигом Януша Корчака, Сухомлинский посвятил себя детям. Он записывал все свои мысли, связанные с воспитанием и образованием детей. В основу его образовательной системы легло самое главное - личность ребенка. Он программировал всех детей на успех, давал отстающим детям задания полегче, чтобы они могли с ними справиться и не чувствовали себя хуже более сильных детей. А после этого учитель хвалил ребенка. Тем самым учитель не ставил в коллективе ребенка как неуспевающего, все дети были равны, хотя, безусловно, как и в любом коллективе, были более сильные дети и более слабые. Но Сухомлинский с этим боролся и открывал новые таланты у детей, чтобы каждый ребеночек нашел себя в том или ином занятии. Сухомлинский огромное значение в воспитании детей уделял труду, познанию красоты окружающего мира

Он написал великолепные книги, «Письма к сыну», «Сердце отдаю детям», «Воспитание человека», в которых открыто сформулировал принципы своего педагогического мировоззрения. Каждая из этих книг стоит того, чтобы стать обязательной к прочтению каждым учителем перед началом учебного года. А родителям его книги стоило бы выдавать в роддоме при выписке.

О наказании детей:

  1. Воспитание перестаёт быть воспитанием, когда ребёнок чувствует, что с ним поступили несправедливо. Несправедливость порождает оскорбление и негодование, подлость и лицемерие.
  2. У ребёнка никогда не бывает злого умысла. Он ошибается. И если мы помогли ему правильно понять и пережить ошибку, он всем сердцем постигнет моральный смысл своего поступка и будет стараться избегать аналогичной ошибки, хотя не всегда это ему и будет удаваться.
  3. Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство.
  4. Нельзя допускать, чтобы ребёнок перестал уважать сам себя, дорожить собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он есть.
  5. Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждёт расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса.
  6. Как бы серьёзен ни был детский проступок, но если он совершён не по злому умыслу, за ним не должно следовать наказание.
  7. Пусть над головой у ребёнка не висит меч наказания за неосторожный, опрометчивый шаг. Дети с угнетенными чувствами - это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.
  8. Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства.
  9. Там, где всё строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть - это главный двигатель самовоспитания; где совесть спит, не может быть и речи о самовоспитании. Получивший наказание думает: мне нечего больше размышлять о своём поступке; я получил то, что положено.
  10. Тому, кого бьют, самому хочется бить; тот, кто в детстве хочет бить, став взрослым, захочет убить - преступления, убийства, насилие уходят своими корнями в детство.
  11. Хулиган, сознательный нарушитель дисциплины не рождается внезапно. Его создают годы черствости, равнодушия и бессердечности взрослых.

  1. Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
  2. Прекрасные люди вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей.
  3. Если люди говорят плохое о твоих детях - это значит, они говорят плохое о тебе.
  4. Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
  5. Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.
  6. Пусть с юных лет в сердце ребёнка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что- то неблагополучно, пусть ночью не спит ребёнок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов народа; кто равнодушен к матери и отцу, не может стать и настоящим патриотом.
  7. Любого работника - от сторожа до министра - можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.
    Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.
  8. Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог - это мать, это отец.
  9. В семье, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло - эгоизм, индивидуализм отдельных родителей.
  10. Некогда воспитывать сына - значит некогда быть человеком.
  11. У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека - это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством.

О добре и зле:

  1. Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.
  2. Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей.
  3. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.
  4. Всё окружающее в той или иной мере касается тебя.
  5. Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать.
  6. Зло утверждается само, достаточно не учить ребенка ни добру, ни злу.
  7. Жалость к самому себе - вот душевное состояние, которое я без преувеличения называю неисчерпаемым источником эгоизма. Не допускай, чтобы у детей зародилось это состояние, оно породит ожесточенность. Пусть человек умеет жалеть себя лишь поскольку, поскольку он умеет быть добрым и жалостливым к другим.
  8. С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное.
  9. Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто-то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счете - подлеца.
  10. Нет детей неспособных, трудных, злых, - есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви.
  11. Как важно, чтобы у детей был друг, о ком надо заботиться.
  12. Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге - для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности.

О мотивации достижения:

  1. Не должно быть людей незаметных, людей - безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных. Быть неповторимой личностью - это зависит в большей мере от самой личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным.
  2. Необходимо, чтобы у ребенка был близкий ему персонаж, на которого ему хотелось бы походить, герой, совершивший подвиг.
  3. Помните древнюю мудрость: если хочешь погубить человека, дай ему всё, что он пожелает.
  4. Труд - это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.
  5. Не бойтесь детского труда, дорогие родители! Пусть не тревожит вас то, что ребёнок отнёс для поливки цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье, четвёртое, что он вспотел и устал, - этот труд для него истинная радость, несравнимая ни с какими другими радостями мира.
  6. Если человек до пяти лет только дитя, ему трудно будет стать человеком.
  7. Не бойтесь омрачить солнце золотого детства тем, что ребёнку будет тяжело, что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем, казалось бы, позволяют его маленькие силы.
  8. Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка останется недоступным и счастье труда.
  9. Человек освободился от рабства подневольного труда вовсе не для того, чтобы стать рабом безделья.
  10. Ленивым становится тот, чьи желания в раннем детстве удовлетворяются заботами старших, а ребёнку остаётся только повелевать и капризничать. Лодырь рождается там, где всё легко даётся и человек не знает, что такое трудно.
  11. Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость - радость потребления
  12. Важно, чтобы человек не воспринимал труд как повинность, как данность, которую нужно выполнить, - труд для него должен быть радостью, он должен видеть в нем главное - возможность принести пользу людям, подарить что- то миру, создать своими руками какие- либо материальные ценности или идеи, которые позволят чему- то появиться на свет. Таким образом, человек осознает себя творцом, верит в собственную силу и могущество.

О школе и учителях:

  1. Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.
  2. Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.
  3. Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания - наука о нравственности, этика.
  4. Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, - настоящий человек. Детей никогда не обманешь, ничем не закроешь перед ними своего настоящего лица.
  5. Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.
  6. Никогда нельзя спешить с разоблачением отрицательных, предосудительных поступков ребёнка, выставлять его перед коллективом со всеми его недостатками. Пусть ребёнок проявит внутренние духовные силы для преодоления своих недостатков, пусть коллектив видит в нём прежде всего хорошее.
  7. Будьте творцами нравственных достоинств ребёнка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее.
  8. Воспитание словом - самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике.
  9. Крик учителя ошеломляет, оглушает ребёнка. Дети, на которых часто кричат, теряют способность воспринимать тончайшие оттенки чувств других людей и - это особенно тревожно - теряют чуткость к правде, справедливости. Крик заглушает, притупляет голос детской совести. В крике дети чувствуют растерянность и бессилие того, кто кричит. Они воспринимают крик как одно из двух - или нападение на них, учеников, или же защиту от них, боязнь, страх. И то, и другое вызывает реакцию активного протеста.
  10. Криком учителя воспитывают взрослых крикунов, равнодушных к людям, бессердечных.
  11. Как часто приходится слышать от нашего брата учителя: ничего не выйдет из этого ученика, безнадёжный он... Хочется сказать: не спешите с выводом - на вашей совести человек. Врач произносит роковые слова - безнадёжно больной лишь тогда, если убедится, что всё сделано и мудрость исцелителя пока бессильна перед силами природы.

Мудрые высказывания о воспитании детей

  • Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В. А. Сухомлинский
  • Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. Ф. Энгельс
  • Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить. П. Бак
  • Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь. Ш.А. Амонашвили
  • Концентрация родительской любви на одном ребенке - страшное заблуждение. Макаренко А. С.
  • Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует много жертв. Буаст П .
  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещанное к нему, иначе приучишь его ко лжи. Толстой Л. Н.
  • Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие. Толстой Л. Н.
  • Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи. Толстой Л. Н.
  • Никогда не учите ребенка тому, в чем вы сами не уверены, и если вы хотите что-нибудь внушить ему в нежные годы, чтобы чистота детства и сила первых сочетаний запечатлели это в нем, то берегитесь больше всего, чтобы это не была ложь, про которую вы и сами знаете, что это ложь. Рескин Д.
  • Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. Макаренко А. С.
  • Рост и воспитание детей — это большое, серьезное и страшно ответственное дело. Макаренко А. С.
  • Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. Э. Бомбек
  • Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Сухомлинский В. А.
  • Один отец значит больше, чем сто учителей. Герберт Д.
  • Первая проблема родителей - научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая - найти это приличное общество. Роберт Орбен
  • Руссо Ж.-Ж.
  • Сластями, печеньями и конфетами нельзя вырастить из детей здоровых людей. Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной. Шуман Р.
  • Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает. Эрма Бомбек
  • Если ребёнок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу. Надин де Ротшильд
  • Лучшая школа дисциплины есть семья. Смайлс С.
  • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Коменский Я.
  • Избалованные и изнеженные дети, любые прихоти которых удовлетворяются родителями, вырастают выродившимися, слабовольными эгоистами. Дзержинский Ф. Э.
  • Стремление создать счастливую жизнь ребенку баловством с младенческих лет, пожалуй, неблагоразумно. Гюго В.
  • Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей. Кант И.
  • Предупреждая все требования и постоянно направляя ребенка во всех его действиях и размышлениях, всегда делают его негодным к жизни; такие дети становятся разве только исполнительными, но, к сожалению, очень эгоистичными и самоуверенными. Лесгафт П. Ф.
  • Упрямый ребенок - результат неразумного поведения матери. Я. Корчак
  • Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку, - это не столько любить его, сколько научить его любить самого себя. Ж. Саломе
  • Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его. Ушинский К. Д.
  • Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,— это приучить его не встречать ни в чем отказа. Руссо Ж.-Ж.
  • Воспитание - это наука, научающая наших детей обходиться без нас.

Э. Легуве.

  • Воспитывая ребенка, нужно думать о предстоящей ему старости. Ж. Жубер
  • Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним. Ж. Ж. Руссо
  • Детям нужны не поучения, а примеры. Ж. Жубер
  • Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их. Мать Тереза.
  • Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее. М. Горький
  • Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись. И. С. Тургенев.
  • Хорошее воспитание надежно защищает человека от тех, кто плохо воспитан. Ф. Честерфильд.
  • В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое. П. Валери.
  • Наши потребности определяются, главным образом, не природой, а нашим воспитанием и привычками. Генри Филдинг.
  • Если Вы не думаете о будущем, у Вас его не будет. Джон Голсуорси.
  • Молчание - это один из великих способов вести беседу. Уильям Хэзлитт.
  • Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь. Аристотель.
  • В процессе воспитания детей немного остается и самим родителям.
  • Воспитание детей - рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим. Демокрит
  • Огромная задача стоит перед вами: воспитать и сформировать души ваших детей. Будьте зорки! Ф.Э. Дзержинский
  • Дети — это наше будущее! Они должны быть хорошо вооружены для борьбы за наши идеалы. Крупская Н. К.
  • Дети — это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни. Горький М.
  • Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Макаренко А. С.
  • Воспитывать. самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается! Лермонтов М. Ю.
  • Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни. Горький М.
  • Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка. Герцен А.
  • Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении. Ж.Руссо
  • Ж.Руссо
  • Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца. Д.Дидро
  • Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. Р.Эмерсон
  • Пусть дитя шалит и проказит, лишь бы его шалости и проказы не были вредны и не носили на себе отпечатки физического и нравственного цинизма; пусть оно будет безрассудно, опрометчиво, лишь бы оно не было глупо и тупо, мертвенность же и безжизненность хуже всего. В Белинский
  • Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. К.Ушинский
  • Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. М. Горький
  • Дети - это живые цветы земли. М. Горький
  • Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью. А.П.Чехов
  • Побои и брань подобны опию: чувствительность к ним быстро притупляется, и дозы приходится удваивать. Г.Бичер-Стоу
  • Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. Б.Франклин
  • Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании. Ф. Искандер.
  • Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере - ребенок. Сродство обоих обнаруживается в наивности и возвышенной простоте. А.Шопенгауэр
  • Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика - когда они переходят меру справедливости. А.Шопенгауэр
  • Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. Пифагор
  • Любовь родителей к детям всегда больше любви детей к родителям. Это несоответствие и несправедливость возмещают им собственные дети. Д.Еремич
  • Мало кому нравятся советы, и меньше всех их любят те, кто больше в них

нуждаются. Ф. Честерфилд

  • Сохраняй спокойствие, гнев никогда не был аргументом. Д.Уэбстер
  • У человека в гневе открывается рот, и закрываются глаза. П.Катон
  • Когда детям нечем заняться, они занимаются озорством. Г.Филдинг
  • Лучший способ воспитать хороших детей - это сделать их счастливыми. О.Уайльд
  • Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем, если бы он оставил им наследство. К,Уэйтли
  • Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых. Я.Корчак
  • Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир. Н.И. Пирогов
  • Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в самом ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «Я» и отделил себя от окружающего мира. Д.И.Писарев
  • Что ты сам делаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей. Д.Питтак
  • Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. А.С.Пушкин
  • Вначале мы учим своих детей, затем мы сами учимся у них. Я.Райнис
  • Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться. Дайте детству созреть в детях. Ж.-Ж. Руссо
  • Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. Ж.-Ж.Руссо
  • У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. Ж.-Ж.Руссо
  • Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чем отказа. Ж.-Ж.Руссо
  • Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». В.А. Сухомлинский
  • Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети. В.А. Сухомлинский
  • Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. В.Г.Белинский
  • Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, у детей возникает тогда достойная сожаления привычка, к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу - корню всякого зла. Г.Гегель
  • Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. В.И.Даль
  • Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями. М.И.Драгоманов
  • Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. Я.Коменский
  • Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. Я.Коменский
  • Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А.С.Макаренко
  • Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. А.С.Макаренко
  • Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. М.Монтень
  • Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного. Р.Тагор
  • Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Э.Хаббард
  • Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан. Ф.Честерфилд
  • Учатся у тех, кого любят. И.Гете
  • Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. А.С.Макаренко
  • Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей. Сюнь-Цзы
  • С годами образуется пустота и разочарование у тех молодых людей, детство и отрочество которых было бездумным удовлетворением их потребностей. В.А.Сухомлинский
  • Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. Эзоп

«Любой сентябрь вот уже сорок лет проходит под знаком Сухомлинского, ибо в сентябре он родился и в сентябре же умер... Его уникальная Павлышская средняя школа – легенда и слава ХХ века, прогремевшая по всему свету... ищущий учитель не прогадает, получив у Сухомлинского урок спасительной педагогики... Подробно объяснил он воспитателю и учителю людей, а не дикарей, как взращивать прекрасного человека вопреки безумию и преступности эпохи».
(Б.М. Бим-Бад, Академик Российской Академии образования)

В наши дни, когда происходит забвение вечных ценностей жизни, а молодое поколение остро нуждается в духовных ориентирах, опыт Василия Александровича Сухомлинского необходим нашей школе как воздух. Говоря об этом Солнечном Учителе, мне вспоминаются знаменитые слова Н.А. Некрасова: «Мир меняют не политики, мир меняют учителя» .

Школа Сухомлинского была устремлена в будущее, его педагогика – это педагогика СЕРДЦА: «Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце… Любить ребенка – миссия педагога», – так писал Василий Александрович в своей книге «Сердце отдаю детям». По такому закону жило его большое сердце, возле которого с войны остался осколок...

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в украинском селе Васильевка на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Здесь, в крестьянской семье, прошли его детство и юность. В городе Кременчуг поступил в педагогический институт, проучился два года и перевёлся в Полтавский педагогический, закончил его заочно в 1939 году. Работал учителем украинского языка и литературы в родных местах.

В 1941 г. добровольцем ушёл на фронт, в 1942 г. после тяжёлого ранения под Москвой был признан негодным к военной службе... Сухомлинский пережил огромное горе: в 1941 г. в гестапо погибли его 10-месячный сын и жена, помогавшая партизанам. В расправе над ними участвовали местные пособники фашистов...

Потом долгие годы Василий Александрович пытался ответить на два вопроса: как формируется жестокость и как предупредить её развитие... Ему стало ясно, что жестокость порождается жестокостью, а предупредить её можно только воспитанием и обучением.

С 1948 года и до ухода из жизни 2 сентября 1970 года Сухомлинский возглавлял Павлышскую среднюю школу Кировоградской области. Он был не только талантливым педагогом, но и учёным-исследователем, тонким и глубоким мыслителем. Для него высшим счастьем было «ТВОРИТЬ ЧЕЛОВЕКА».

В.А. Сухомлинский – автор более 30 книг и 600 статей, замечательных детских рассказов и сказок, заслуженный учитель Украины, Герой Социалистического Труда СССР; его произведения переведёны на разные языки. Однако гуманная педагогика замечательного учителя встречала и замалчивания, и клевету, и откровенную травлю. Сухомлинский выстоял. Он построил свою педагогику на трёх принципах: любви к ребёнку, утверждении добра и воспитании Красотой. Удивительно тонко чувствовал Василий Александрович душу ребёнка!

На первое место он ставил не обучение, а воспитание: развивать личность, формировать духовные запросы ребятишек, и, как следствие, – умение и желание учиться, потому что учиться по-настоящему может лишь человек культурный, трудолюбивый и волевой. В воспитании он считал важнейшим единство идеалов, стремлений, мыслей и переживаний воспитателя и воспитанников.

Чаще всего школу В.А. Сухомлинского называют Школой Радости; в ней царили музыка, фантазия, сказка, творчество, во многих классах были картинные галереи с репродукциями картин; в школе работало бессчётное количество кружков и секций, её двери всегда были открыты.

Василий Александрович считал важным начать процесс эстетического воспитания ребёнка как можно раньше. «Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания».

Он был озабочен тем, как научить ребёнка мыслить: «…Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы... пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любозна-тельными людьми и поэтами... Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями» .

Открывающаяся ребёнку красота родного края – это источник его любви к Родине. «Школа является подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ матери, культ родного слова, культ книги», – считал Сухомлинский. («Культ» – «почитание»). Так закладывались основы патриотического воспитания и уважения к той, что дала ребёнку жизнь, – к Матери.

В.А. Сухомлинский продолжил гуманистические традиции Я.А. Коменского, Л.Н. Толстого, Я. Корчака и др. выдающихся педагогов. Оценку мудрый учитель считал самым сильным поощрением и наказанием в учительском труде, и отказался от наказаний в школе. «Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… – воспитывайте детей без наказаний», – говорил Сухомлинский. Он видел в этом важнейшую проблему «переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер – человеческого сознания, поведения, взаимо-отношений...» Учитель стремился привить детям уважение и любовь к труду, «чтобы дети видели в труде источник духовных радостей».

В.А. Сухомлинский считал, что у него как директора школы на первом месте должны стоять не хозяйственные вопросы, а вопросы воспитания... Его страстный призыв к воспитанию в детях высокой нравственности, патриотизма, гуманизма и ответственности так нужен и так мало востребован сегодня России!

На пути к Миру Новому поймём как самую неотложную задачу ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Недавно в Китае (г. Хуаши) построили школу, которая носит имя Сухомлинского. В светлых, просторных корпусах Школы Радости учится 5 тыс. учеников. В школе есть музей Сухомлинского, памятник ему. Педагоги придерживаются принципов гуманного воспитания и четырёх культов великого педагога. Ценное качество – применять лучшие достижения.

«Нужно возвысить понятие народного учителя так, чтобы он был одним из первых деятелей страны. Пусть во всех странах учителя будут истинными воспитателями народа...» (Живая Этика, Надземное, 663)

АФОРИЗМЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО

Ребёнок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Дети с угнетёнными чувствами - это, как правило, дети с угнетённым интеллектуалом, обеднённой мыслью. Там, где нет свободного проявления чувств, не мыслим коллективный духовный прорыв, коллективное переживание идеи.

Радость словотворчества - самая доступная для ребёнка интеллектуальная одухотворённость.

Если люди говорят плохое о твоих детях - это значит, они говорят плохое о тебе.

Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

В воспитании чувства сопереживания, в формировании совести и способности воспитывать самого себя - суть связи между словом и делом.

Воспитание личности - это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается и в процессе самовоспитания ещё больше утверждает в себе собственное моральное начало.

Воспитывая своего ребёнка, ты воспитаешь себя, утверждаешь своё человеческое достоинство.

Годы детства - это прежде всего воспитание сердца.

Добрые чувства, эмоциональная культура - это средоточие человечности.

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир - радость, беду, несчастье, горе.

Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство.

Сказка - это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонёк детской мысли и речи.

Надо пойти с детьми к живому источнику мысли и слова, добиться того, чтобы представление о предмете, явлении окружающего мира вошло через слово не только в их сознание, но и в душу и сердце. Эмоционально-эстетическая окраска слова, его тончайшие оттенки - вот в чём животворный источник детского творчества.

Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее.

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.

Учение - труд, серьёзный труд ребёнка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат - всё это надежные источники человеческой радости.

Детство не должно быть постоянным праздником; если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка остаётся недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений.

Воспитание без наказания - это не узко школьное дело. Это одна из важнейших проблем... переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания, поведения, взаимоотношений.

Сегодня дети, завтра - народ.

Красота - мать доброты и сердечности.

Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать.

Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце.
…Любить ребёнка – миссия педагога.

Учительская профессия - это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека.

НА ЭТОМ САЙТЕ http://nsportal.ru/gp/knigi-va-suhomlinskogo
МОЖНО НАЙТИ СЛЕДУЮЩИЕ КНИГИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО:

О воспитании

Письма к сыну

Сердце отдаю детям

Сто советов учителю

Как воспитать настоящего человека

Родительская педагогика

Рождение гражданина

Творческая работа

"Высказывания из книг Василия Александровича Сухомлинского"

В. А. Сухомлинский - педагог-новатор советского времени. Он разработал своеобразную педагогическую систему с гуманистическими принципами воспитания детей. Его называли «солнечным учителем» , а методы воспитания - спасительными .

Книга В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» по сей день является настольной книгой многих педагогов.

Н. А. Некрасов в свое время сказал: «Мир меняют не политики, мир меняют учителя» . Эти слова полностью отражают суть педагогической деятельности В. А. Сухомлинского.

В данной работе приведены высказывания-цитаты из книг Василия Александровича Сухомлинского.

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...»

« Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание - это радость или слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

«Жизнь — лучший критерий не только истинности знаний, но и стойкости убеждений, единства мысли и чувств».

«Нравственный облик личности зависит в конечном счете от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства ».

«Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека».

«Любовь - это цветы нравственности; нет у человека здорового нравственного корня - нет и благодарной любви ».

«Бесстрашие - это глаза человеческого благородства. Бесстрашный человек видит добро и зло не только глазами, но и сердцем».

«Научись пользоваться оружием смеха - одна из тончайших вещей в формировании моральных взглядов, убеждений, вкусов ».

«Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце… Любить ребенка - миссия педагога», - так писал Василий Александрович в своей книге «Сердце отдаю детям».

«Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания».

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

«Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений».

«…Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы... пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами... Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями» .

«Школа является подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ матери, культ родного слова, культ книги», - считал Сухомлинский.

«Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя - школа и семья - не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания».

«Живая, пытливая, творческая мысль формируется у воспитанника тогда, когда по отношению к знаниям он занимает свою личную жизненную позицию».

«Каждый должен быть в определенной мере и математиком, и физиком, и химиком, и биологом, и историком, и литературоведом — в той мере, в какой это необходимо для всестороннего развития».

«Знания по каждому предмету несут в себе воспитательный потенциал для становления, формирования живого, творческого ума. Поэтому нельзя согласиться с мнением, что, мол, для тех, у кого нет, например, математических способностей, допустимы и поверхностные знания по этому предмету. Культура мышления, которой овладевают все дети в процессе изучения математики, накладывает отпечаток на их умственный труд в процессе учения вообще, на характер изучения биологии, физики, химии, астрономии, географии».

«Воспитательную роль физики, химии, биологии, географии, астрономии мы усматриваем в том, чтобы знания по этим предметам наложили отпечаток на духовный мир каждого человека буквально на всю его жизнь. Школьное изучение каждого из указанных предметов является своеобразным интеллектуальным огоньком, который должен гореть всегда».

Книги В.А.Сухомлинского:

1. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. - Киев.: Радянска школа, 1980

2. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем… - М., 1986

3. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Школьная пресса, 2003

4. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М., 1969

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Педагогика, 1983

6. Сухомлинский В.А. Учитель - методист - наставник. - М.: Просвещение, 1988

Рассмотрим основные идеи В. Сухомлинского о том, с чего надо начинать обучение, каким должен быть воспитательный процесс, как правильно обучать детей.

Ребенок, считал Сухомлинский, не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым — значит прежде всего помочь ему учиться.

Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель «Выучить, запомнить!». Вред зубрежки очевиден — она вольно или невольно упраздняет основные идеи учебного предмета. Учитель должен точно разграничить, что надо запомнить на всю жизнь, а что — понять и усвоить без зубрежки, выполняя упражнения.

Сухомлинский настаивал на том, что каждый учитель, какой бы предмет он ни преподавал, должен стать прежде всего преподавателем словесности.

Слово — первый шаг к мысли ученика. «Большая беда, — говорил педагог, — если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ребенка. Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника».

В воспитательной работе важно все: и содержание материала, и тон, и время разговора, и внешний вид учителя, и манера его поведения. Слово учителя находит отклик в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой жизненных взглядов, морально-этических принципов». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не соответствуют поведению воспитателя.

Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и ученика, — это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу; они являются важнейшим условием их дружбы и товарищества. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог — руководитель и наставник.

➣ Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания. (В. Сухомлинский)

Таким образом, Сухомлинский доказывал: дети должны постоянно переживать радость успеха, преодоления трудностей. Нельзя дать ребенку почувствовать, будто он хуже других, не способен, отстает, нельзя унижать его достоинство: он не виноват в том, что думает медленнее других. Постоянно поддерживать ребенка, не ставить ему плохих оценок, не ставить ему никаких отметок, пока он не добьется успеха. Оценивать не знание само по себе и не старательность, а именно продвижение вперед как результат соединения знания со старательностью. «Учение — труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат — все это надежные источники человеческой радости», — писал Сухомлинский.

Василий Александрович неизменно подчеркивал, что с первых дней пребывания в школе ребенок должен уважительно относиться к труду. «Детство не должно быть постоянным праздником; если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда... в труде раскрывается богатство человеческих отношений».

Детский труд таит в себе огромную силу. Если ребенок приложил усилия, трудясь для других людей, и это принесло ему радость, считал Сухомлинский, он не может стать недобрым человеком.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания Сухомлинского является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя его готовность к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать обществу, но и о том, что труд дает лично ему. У каждого ребенка есть задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

Жизнь павлышской школы невозможно было представить без каждодневного многопланового, необходимого и привычного труда детей, в котором эффективно решались интеллектуальные, нравственные, эстетические, эмоциональные воспитательные задачи, прежде всего потому, что труд был личностно значимым делом, нравственным, красивым, творческим. Возможность гармоничного развития личности Сухомлинский видел в неразрывной связи трудового воспитания с нравственным, эстетическим, интеллектуальным, физическим.