Супружеские проблемы, конфликты, разводы. Основные типы нарушений семейных взаимоотношений

На протяжении своего жизненного цикла семья постоянно встречается с самыми различными трудностями, неблагоприятными условиями, проблемами. Болезнь одного из ее членов, жилищно-бытовые трудности, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, социальные кризисы и т. п.)- далеко не полный их перечень. В связи с этим перед семьей часто возникают непростые проблемы, которые могут отрицательно сказаться на ее жизни.

Не удивительно, что как трудности, с которыми сталкивается семья, так и последствия их для нее вызывают значительный интерес социологов, психологов, психиатров. Исследования в этой области отчетливо сосредотачиваются на двух направлениях. Первое - исследование семьи в условиях трудностей, возникших в силу неблагоприятного действия широких социальных процессов: войн, экономических кризисов, стихийных бедствий и т. п.. Эти вопросы наиболее широко представлены в предвоенных и послевоенных работах американских исследователей. Второе - изучение «нормативных стрессов», т. е. трудностей, встречающихся в жизни части семей в обычных условиях. Это трудности, связанные с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также проблемы, возникающие в случае, если что-то нарушает жизнь семьи: длительная разлука, развод, смерть одного из членов семьи, тяжелое заболевание и др..

Все эти обстоятельства приводят к сложным и многочисленным последствиям и проявлениям нарушений в жизни семьи. Это, с одной стороны, нарастание конфликтности взаимоотношений, снижение удовлетворенности семейной жизнью, ослабление сплоченности семьи; с другой - нарастание усилий семьи, направленных на ее сохранение, и возрастание сопротивления трудностям. Определены сложно опосредованные связи между истинными источниками трудностей и их осмыслением членами семьи; выявилось относительно самостоятельное воздействие на жизнь семьи как объективных трудностей и связанных с ними нарушений, так и субъективного представления о них. Среди видов субъективного осознания нарушений в жизнедеятельности семьи ее членами наиболее изучены в настоящее время мотивы семейных конфликтов и разводов, проблемы и поводы обращения в семейную консультацию.

В целом семейные нарушения представляют собой сложное образование, включающее факторы, его обусловливающие (трудность, с которой столкнулась семья), неблагоприятные последствия для семьи, ее реакция на трудность, в частности осмысление нарушения членами семьи.

Рассмотрим основные моменты, участвующие в возникновении и проявлении семейного нарушения.

Факторы, обусловливающие семейное нарушение. В литературе встречаются также иные обозначения: «проблема», «семейная трудность», «события и обстоятельства, обусловливающие стресс».

Речь идет о весьма широком круге обстоятельств, особенностей внешней социальной среды, условиях жизни семьи, изменениях в личности ее членов, которые затрудняют функционирование семьи или ставят ее членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям.

Все многочисленные трудности, которые возникают перед семьей и угрожают ее жизнедеятельности, можно подразделить прежде всего по силе и длительности их действия. Особое значение имеют при этом две группы семейных трудностей: сверхсильные и длительные (хронические) раздражители. Примером первых может служить смерть одного из членов семьи, известие о супружеской измене, внезапное изменение в судьбе и социальном статусе, например арест в связи с преступлением одного из членов семьи, внезапное и сильное заболевание.

К хроническим трудностям относятся чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту и на производстве, трудности в связи с решением жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи и т. п.

Среди трудностей, с которыми сталкивается семья, можно выделить также два следующих их типа: связанные с резкой сменой образа жизни семьи (жизненного стереотипа) и с суммированием трудностей, их «наложением» друг на друга. Пример первого типа - психические трудности, возникающие при переходе от этапа к этапу жизненного цикла. Такие переходы в семье, как правило, сопровождаются довольно резким изменением образа жизни (заключение брака и начало совместной жизни, появление ребенка, прекращение семьей воспитательной деятельности).

Пример трудностей второго типа - необходимость практически одновременного решения ряда проблем в начале второго этапа (сразу после появления в семье первого ребенка), а именно - завершения образования и освоения профессии, решения жилищной проблемы, первичного обзаведения имуществом, ухода за ребенком.

По источнику возникновения семейные трудности можно подразделить иа: связанные с этапами жизненного цикла семьи; обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла; ситуационные воздействия иа семью.

Через этапы жизненного цикла проходят так называемые «нормативные стрессоры», т. е. трудности, достаточно обычные, которые в более или менее острой форме переживаются всеми семьями: трудности взаимного психологического приспособления; проблемы, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками при решении жилищной проблемы на первом этапе жизни семьи; проблемы воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого домашнего хозяйства - на втором.

Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла семьи приводит к семейным кризисам.

Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших и описавших два «критических периода» в жизни семьи. Первый из них, более интенсивный, наблюдается между 3-м и 7-м годами существования семьи и достигает наибольшей остроты в период между 4-м и 6-м годами. Второй кризис назревает между 17-м и 25-м годами. В обоих случаях наблюдается нарастание неудовлетворенности. Ведущую роль в случае первого кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявление трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других проблем); второго кризиса -- нарастание соматических жалоб, тревожности, ощущение пустоты жизни, связанное с отделением от семьи детей.

Выявление кризисных периодов в жизни семьи может иметь немаловажное прогностическое значение и способствовать их смягчению или предупреждать неблагоприятные кризисные проявления.

Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла,- это те, что возникают при отсутствии в семье одного из ее членов (супруга, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребенка, смерть одного из членов семьи, бездетность супругов. При всем разнообразии этих вариантов развития семьи отмечается ряд общих источников нарушений. Это, во-первых,- так называемая функциональная пустота, т. е. ситуация, когда одна из ролей, необходимых для успешного существования семьи, не выполняется. С уходом, например, из семьи отца определенная часть его «доли» в воспитании уже не восполнима. Во-вторых, могут быть трудности адаптации к факту, событию, породившему, неблагоприятный вариант развития семьи (развод, смерть одного из членов семьи, необходимость воспитывать ребенка вне брака и др.)- В случае развода противоречивость и «миогослойность» возникающих в связи с этим процессов хорошо показаны на материале социологических исследований восприятия разведенными послеразводной ситуации.

К ситуационным нарушениям относятся трудности, относительно краткие по длительности, создающие значительную угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери и т.. п.). Значительную роль в психологическом эффекте данных трудностей играет фактор внезапности (неподготовленность семьи к событию), исключительности (более легко переживается трудность, затрагивающая многие семьи), ощущение беспомощности (уверенность членов семьи, что они ничего не могут сделать, чтобы обезопасить себя в будущем).

Неблагоприятные последствия трудности. Семейное нарушение. Значимость той или иной трудности для семьи зависит прежде всего от того, сколь далеко идущие неблагоприятные последствия для жизни семьи она имеет. Так, утрата определенной суммы денег для одной семьи - тяжелое нарушение ее жизнедеятельности, для другой - нет, в зависимости от того, какими средствами эти семьи располагают.

Разнообразные последствия воздействия трудностей на семью можно подразделить по тому, на какие сферы жизни семьи они прежде всего оказывают неблагоприятное влияние: нарушение воспитательных функций семьи, супружеских отношений и т. п. При рассмотрении нарушений семьи учитывается также, как они действуют на ее членов. Как правило, нарушение жизнедеятельности семьи ведет к неудовлетворению потребностей, в том или ином отношении тормозит развитие личности, обусловливает возникновение состояний неудовлетворенности, нервнопсихического напряжения, тревоги. Одно из важных, с точки зрения семейной психотерапии, последствий нарушений - это их неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивида (психотравмирующее действие).

Усилия семьи по противодействию нарушениям. Семья, столкнувшаяся с трудностью, более или менее активно противодействует ей, стремится предотвратить неблагопрятные последствия. Исследования показывают довольно значительные различия в том, как семьи реагируют на трудности. В одних случаях трудности оказывают явно мобилизующее, интегрирующее воздействие; в других, напротив, ослабляют семью, ведут к нарастанию ее противоречий. Эта особенность реагирования различных семей особенно отчетливо прослеживается в случае «нормативного стресса», т. е. столкновения семьи с обычными для определенного этапа трудностями.

Неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Ссылаются на определенный механизм, обеспечивающий успешное противодействие нарушению. Чаще всего говорится о механизме «решения проблем», о семьях, умеющих решать проблемы (опознавать их, выдвигать версии решения, выбирать из них наиболее удачную). Выделяют также определенные группы особенностей семьи, в силу которых она легче приспосабливается к неблагоприятным условиям. Среди таких особенностей указываются гибкость взаимоотношений, средняя (не слишком жесткая и не слишком «расплывчатая») степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченность, «открытость» в восприятии окружающего мира, т. е. отсутствие тенденции игнорировать какую-то часть информации об этом мире.

И тот, и другой подходы имеют определенные недостатки. Действительно, способность семьи противостоять трудностям и нарушениям в немалой степени зависит от умения ее членов осознавать и решать проблемы, которые обусловлены этой трудностью. Психологические исследования и психотерапевтический опыт подтвердили, что повышение способности семьи к решению проблем, с которыми она сталкивается, подготовка к ним повышают стрессоустойчивость семьи. В то же время при таком подходе недостаточно учитывается то обстоятельство, что проблемы, с которыми сталкивается семья, имеют особый характер. Решение их определяется не только интеллектуальным принятием какого-то варианта действий. Нередко решение семейной проблемы - это определенное самоограничение каждого из ее членов, уменьшение уровня потребления, взятие на себя большей нагрузки, большее напряжение воли, улучшение взаимопонимания и т. д.

Эти процессы относятся уже не к одному семейному механизму решения проблемы, а охватывают самые различные стороны ее жизнедеятельности. Семья реагирует на трудность как целое, как единая система.

Что касается второго подхода, то его отличает определенная тавтолгичность. В«рно, что гибкость, «открытость» и другие перечисленные выше характеристики содействуют приспособлению семьи к новым трудным условиям, преодолению их. Беда лишь в том, что само наличие у семьи этих качеств нередко устанавливается путем выяснения того, сколь гибко, «открыто» и т. д. ведет себя семья, столкнувшись с разными трудностями. Получается замкнутый круг: почему семья хорошо справляется с неблагоприятными условиями? Потому, что ей присущи гибкость, «открытость». Откуда мы знаем, что ей присущи эти черты? Из наблюдений над тем, как она приспосабливается к трудным условиям.

В центре подхода, предлагаемого нами, понятие латентного нарушения функционирования семьи. Под латентным нарушением мы будем понимать такое, которое в обычных, нормальных условиях не оказывает сколько-нибудь значительного негативного воздействия на ее жизнь. Однако при попадании семьи в трудные условия именно оно играет значительную роль, определяя неспособность семьи противостоять таким условиям. Как в обычных, так и необычных условиях члены семьи общаются, испытывая друг к другу определенные чувства, распределяют между собой права и обязанности и т. д. Но в обычных (благоприятных, а тем более «тепличных») условиях оказываются вполне допустимыми определенные нарушения во всех этих сферах. Не слишком значительные нарушения взаимопонимания, умеренно выраженные конфликтность, пониженная способность членов семьи регулировать уровень своих требований друг к другу в этих условиях могут не оказывать весомого влияния на жизнь семьи. Иное дело - условия трудные. Той степени взаимопонимания, взаимной привязанности, которая существовала в семье в благоприятных условиях, теперь уже оказывается недостаточно. Вот здесь-то и возникает разница в реакции семей па трудности. В семьях, где латентных нарушений нет или они минимальны, оказываются возможными мобилизация семьи, усиление ее сплочения, активизация совместных действий. В семьях, имеющих такие нарушения, это трудноосуществимо. Именно так и возникает описанная выше столь различная реакция разных семей на трудные условия. Семьи без латентных нарушений в этих условиях начинают функционировать лучше, а имеющие их - хуже.

Представление о латентных нарушениях, по нашему мнению, дает возможность более точно и многосторонне понять взаимодействие между семьей и самыми различными трудностями, которым она противостоит. В соответствии с этим трудные условия не просто выступают как фактор, нарушающий те или иные стороны жизнедеятельности семья. Они прежде всего выявляют латентные нарушения ее жизнедеятельности, «обнажают» ее «слабые места», а эти нарушения, в свою очередь, определяют реакцию на трудности.

В семье каждый человек индивидуален и неповторим: члены семьи по-разному видят и оценивают свою семейную жизнь. Это определяет особенности семьи, ее тип, который определяется таким показателем как качество семейных отношений.

Американский психолог Мюриэл Джеймс, выделяет следующие виды семейных союзов: брак по расчету, духовный союз, романтический брак, брак-товарищество, брак, основанный на любви.

Брак по расчету. Люди, которые вступают в брак из соображений выгоды, чаще всего рассматривают этот союз как практическое решение какой-то особой проблемы. Исторически сложилось так, что самой старой основой брака являлась выгода. В разные времена женитьба решала самые различные проблемы: политические, династические, экономические, психологические, сексуальные и т.д.

Психологическую выгоду брака некоторые люди видят в том, что избавляют себя от одиночества. Они стараются вступить в брак из-за боязни или беспокойства за свое одинокое будущее.

Обычно если мы стремимся вступить в брак ради своего спокойствия и психологического комфорта, то пытаемся создать семью для удовлетворения своей потребности в заботе о ком-либо или же для того, чтобы почувствовать заботу о себе.

Одной из главных причин брака по расчету, объединяющей мужчину и женщину для совместной жизни, можно считать стремление к созданию семьи. Ожидаемая выгода может заключаться в помощи по воспитанию детей либо в финансовой поддержке. Довольно часто созданию семьи способствует необходимость в выполнении будущим партнером обременительных хозяйственных функций - стирки, приготовления пищи, ремонта домашних вещей и т.п.

Еще чаще в основе брака лежат экономические соображения.

Еще одним видом брака по расчету являются так называемые династические браки . Сюда же можно отнести браки по политическим соображениям.

Браки ради удобства, заключаемые по сугубо рациональным соображениям, часто обеспечивают практическое решение самых разных проблем. Они могут сохранять свою прочность и стабильность в течение долгого времени, до тех пор, пока взаимоотношения супругов будут оставаться выгодными обоим партнерам. Иногда удобство, обретенное в браке, становится все более стабильным, а сами браки постепенно начинают включать элементы романтизма. В результате отношения партнеров перерастают в настоящую любовь.

Внутренняя сплоченность современной семьи зависит в основном от психологических причин. Одна экономическая и хозяйственная взаимозависимость недостаточна для сплочения семьи, в отличие от прошлого. Ведущую роль здесь играют семейные связи, основанные на любви, стремлении супругов к гармоничным отношениям, на единстве взглядов на главные вопросы жизни всех членов семьи, на взаимопонимании, уважении, взаимной ответственности и предупредительности, на единстве требований, предъявляемых всеми взрослыми членами семьи к детям и друг к другу.

Между многими супругами устанавливается бессловесная взаимосвязь - партнеры чувствуют друг друга, как бы настроены на одну волну, ощущая полное родство душ.

Романтический брак . Мюриэл Джеймс рассматривает романтическую любовь как любовь в какой-то степени идеализированную, близкую состоянию острой влюбленности, страсти, подогреваемой сильными, волнующими эротическими чувствами. Иногда страсть перерастает в настоящую любовь на всю жизнь, но может так и остаться просто страстью.

Нередко супружеские пары, вступившие в брак с такими чувствами, жалуются впоследствии на то, что «у них совсем не осталось романтики», что «исчез жар страсти». Окончание медового месяца у таких супругов означает как бы завершение периода романтической страсти и угасание «лихорадки», вызывавшей ранее смесь страдания и восторга, когда препятствия казались такими сложными, а мучения - такими сильными.

Романтика любви включает признание и отношение к любимому как к особому и прекрасному, но не как к обожаемому или идеализированному человеку. Романтика необходима для реальной повседневной жизни супругов, но она должна быть и в интимных направлениях супружеского союза.

Брак-товарищество. Если романтические браки, чаще всего создаются на почве отвлеченных мечтаний и трагических мук, то браки-товарищества гораздо ближе к реальной жизни.

Брак-товарищество нередко встречается между супругами, для которых романтические отношения сами по себе не приносят радости и удовольствия, а сексуальные желания угасли в результате болезни или каких-либо иных причин. Это связано с тем, что люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности. Эксперименты подтверждают этот феномен «ровни».

Для пожилых людей это особенно существенно, когда рядом есть человек, с которым можно делить все радости и горести жизни, о котором можно заботиться, благодаря которому человек лишен одиночества. Следовательно, брак, основанный на товарищеских отношениях, создается при общности интересов обоих партнеров.

Открытый брак . За «открытым браком» стоит особое мировоззрение, исключающее такие понятия, как физическая измена, вина, возникающая вследствие ее; свобода внебрачных сексуальных контактов каждого из партнеров не трактуется другим как предательство. Такой брак построен на добровольном принятии парой устраивающих обоих партнеров принципов и желаний. «Участники» такого брака перестают исповедовать сексуальную моногамность, приверженность одному партнеру, являющемуся супругом, и начинают с ведома и одобрения друг друга разнообразить свои сексуальные контакты, оставаясь при этом верной и главное любящей парой. Их сторонники резко и четко разделяют физическую привязанность, периодически испытываемую к различным партнерам, и то истинное чувство, которое они питают друг к другу.

Брак по любви . Слово «любовь» употребляется в самых различных значениях. Определяя свои отношения, мужчины и женщины говорят, что они влюбились или разлюбили, потеряли любовь. Любовью называют так чувство, которое испытывают люди к своей семье, к друзьям и близким. Все эти проявления чувства любви очень важны для людей.

Чувства, возникающие между мужчиной и женщиной, которые проявляют друг к другу интерес, могут порождать настоящую взаимную любовь даже тогда, когда интерес принимает замаскированную форму какой-либо выгода. Заинтересованные друг в друге люди потенциально способны создать свой брак и ради любви. В браке обычно любовь проявляется более полно и сильно. Она концентрируется на определенном человеке, связывая воедино внутреннюю суть двух людей.

Брак, включающий элементы взаимности, состоит их переживаний необыкновенной глубины и романтических всплесков восхитительной страсти, сплава общих интересов и проявлений большой и надежной дружбы. Все эти моменты цементируют брак, создают единство, не исключая возможности уединения. В браке, основанном на чувстве любви, могут успешно соседствовать и то и другое.

Наиболее долговечны и удачны те браки, в которых чувства и разум не подменяют, а дополняют друг друга. Если не кидаться из крайности в крайность, не стремиться получить счастье немедленно, но понимать, из чего и как оно строится, можно найти чувства так, где их как бы и не было, или подвести к счастливому долголетию брак, в котором вроде бы исчезла любовь .

Как уже отмечалось нами, тип семьи определяется качеством семейных отношений, которые включают следующие фазы:

1. Выбор партнера.

2. Романтизация отношений . На этой стадии влюбленные находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в партнере только достоинства, смотрят друг на друга «сквозь розовые очки». Отсутствует реальное восприятие себя и другого в супружестве. Если мотивация вступления в брак была противоречивой, то многие свойства партнера, которые в начале как бы не замечались, затем могут восприниматься гипертрофированно.

3. Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров вырабатываются правила, определяющие - кто, каким образом и в какой последовательности совершает в семье определенные поступки. Много повторяемые правила становятся автоматическими. В результате этого некоторые взаимодействия упрощаются, а некоторые становятся недостаточно эффективными.

4. Стабильность/изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, отвечая на вопросы: чему отдать предпочтение? повторить то, что уже стало правилом или попробовать создать новое. В нормально функционирующей семье тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. Если происходит ригидная фиксация правил в семье, то брак приобретает признаки дисфункционального отношения, становятся стереотипными и монотонными.

5. Фаза экзистенциальной оценки . Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности/неудовлетворенности прожитыми годами. Основной итог этой фазы - это решение вопроса о том, был ли брак подлинным (гармоничным и желанным) или случайным.

Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных значимых для индивида, то есть они играют ведущую роль в системе взаимоотношений личности, кроме того, они многосторонни и зависимы друг от друга. Сфера досуга, домашнего хозяйства, эмоциональных и сексуально-эротических взаимоотношений тесно связаны, внесение хотя бы в одну из них даже незначительного изменения вызывает изменения в других сферах.

На протяжении всего жизненного цикла семья сталкивается с различными трудностями, неблагоприятными условиями - все это приводит к нарушениям в жизни семьи (нарушения функций семьи, а также супружеские отношения).

Какие же типы проблем характерны для семей?


1. Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга. Каждый член семьи, так или иначе, представляет ее себе. Отчасти его представления точны, отчасти искажены и не полны. Однако, вне зависимости от их истинности, они играют огромную роль в жизни семьи. Важность понимания семейных представлений (внутренней картины семьи) признается как отечественными, так и зарубежными учеными, притом самых различных направлений. Некоторые из них считают, что искаженное представление человека о себе и своих отношениях с другими людьми - это чаще всего следствие самых различных семейных проблем.

2. Нарушение процесса коммуникации. Нарушение представлений о другом члене семьи рассматривается как один из важных источников нарушения коммуникативного процесса (Бодалев А.А., 1982; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., 1990). Межличностная коммуникация требует от общающихся хорошего представления о личности друг друга. Искаженное представление о другом члене семьи может выступать в качестве серьезного барьера взаимопонимания при информационном общении. Взаимопонимание между супругами рассматривается как одна из важнейших предпосылок стабильности семьи. В процессе коммуникации возникают расхождения между посылаемыми и получаемыми сообщениями, так как один говорящий - слушающий не может овладеть всеми потенциальными возможностями каждого слова. Исследования Гордона (Gorgon T., 1975) показало, что значительная часть информации, которой обычно обмениваются члены семьи, ускользает от того, кто ее передал, причем последний склонен считать, что все, что он хотел сказать воспринято и понято.

3. Нарушение механизмов интеграции семьи. По-настоящему семейный человек знает, что вся его жизнь тесно связана с жизнью его семьи, его досуг неразрывен с досугом семьи, многие важные для него потребности удовлетворяются именно в семье, то есть можно говорить об интеграции индивида с семьей. Нарушение механизмов интеграции выражается в тенденции раздельного удовлетворения своих потребностей (отсутствие общего хозяйства, раздельный отдых, денежные средства, компании). Кроме этого, снижается взаимное доверие (доверие в кредит), нет ощущения, что если я что-то делаю для себя, то я делаю и для другого. Причинами нарушений семейной интеграции являются:

  • а) характерологические особенности супругов, мешающие формированию симпатии и эмпатии друг к другу;
  • б) неосознанные установки (наивно-психологические представления);
  • в) отсутствие у членов семьи навыков по выявлению качеств, вызывающих симпатию.
4. Нарушение структурно-ролевого взаимодействия . Для выполнения семейных функций необходима определенная организация семьи. Конкретной социально-психологической формой организации жизнедеятельности семьи является структура, существующих в ней ролей. Она определяет, что, кем, в какой последовательности должно делаться. Под «ролью» понимается «нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений» (Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1985). Понятие «роль» включает в себя также санкции и нормы. Семейные роли делятся на конвенциональные и межличностные. Конвенциональные - это роли, определенные правом, моралью, традицией для любого человека (право любой матери по отношению к детям и детей по отношению к матери). Межличностные роли в большей степени зависят от конкретных личностных особенностей семьи (роль любимчика может играть как больной ребенок, так и одаренный). Чтобы семья функционировала должны быть выполнены определенные структурно-ролевые правила.

Правило: роли в семье должны быть распределены таким образом, чтобы давать удовлетворять свои потребности наилучшим образом .

Роли «семейного козла отпущения», «семейного мученика», «больного члена семьи» и другие являются патологизирующими, то есть могут приводить к нарушению жизнедеятельности семьи и травматизации ее членов. Иногда, один из членов семьи проигрывает роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна другим членам семьи. В других случаях члены семьи прямо или косвенно побуждают кого-то из семьи принять на себя такую роль. Патологизирующая роль одного из членов семьи может быть травматичной для других, а не для него самого. В настоящее время выделено немалое количество патологизирующих ролей, дано их описание. Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В. предложили их классификацию. В основу ее положены два критерия: сфера жизнедеятельности семьи, нарушение которой связано с возникновением патологизирующих ролей и мотив их возникновения.


Нарушение семейных отношений - это сложная проблема, требующая комплексного, междисциплинарного изучения. В каждом индивидуальном случае семейного консультирования психолог должен опираться на различные методы и приемы, чтобы выявить данное нарушение семейных отношений и предложить систему мер по его коррекции.

Понасенкова С.В., Витебский государственный университет, г. Витебск, Беларусь
Литература:

1. Рогов Е.И. Психология отношений: мужчины и женщины. - М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2002. - 288 с.

2. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.

Определение понятия «измена». В словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «измена» определяется как «нарушение верности кому-нибудь или чему-нибудь». Понятие «верность» в этом же словаре рассматривается как «стойкость и неизменность в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей, долга».

Н. И. Олиферович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента 1 считают, что супружескую неверность (измену, адюльтер, прелюбодеяние) можно рассматривать как вступление лица, состоящего в браке, в половую связь с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами и женщинами. Измена, по мнению авторов, может носить как эпизодический, так и систематический характер.

А. Липпиус под супружеской изменой понимает добровольную связь с внебрачным партнером, в которую один из супругов вступает тайно. Автор также выделяет обязательные признаки измены: секс с другим партнером; встречи должны быть тайными; запрет на это со стороны брачного партнера; наличие эмоциональной связи необязательно .

В зарубежной психологии измена чаще всего понимается как вступление двух людей во внебрачные взаимоотношения, которые предполагают половую близость и обоюдное переживание глубокой любви. По мнению У. Харли, отношения, которые включают в себя секс (обычно очень страстный) и самую истинную любовь, угрожают основам брака в связи с тем, что люди, вступившие во внебрачную связь, ощущают подлинную близость и удовлетворяют в своих новых отношениях по меньшей мере одну из супружеских потребностей, которая должна удовлетворяться брачным партнером.

Важно отметить, что некоторые психологи (И. Н. Хмарук, А. Липпиус, В. М. Целуйко и другие) считают, что супружеской изменой можно считать такие деструктивные формы отношения супругов, как секс втроем, групповой секс, свингерство.

Таким образом, измена - это один из видов супружеской деструкции, нарушение нормального, здорового функционирования супружеской системы, являющаяся, как правило, признаком супружеской дисгармонии.

Распространенность супружеской измены среди мужчин и женщин в современной России. Точные данные об этом явлении привести чрезвычайно сложно, но некоторое представление о нем можно составить по результатам исследования Ю. А. Васиной (Соколовой), проведенного в 2010-2011 гг. иод руководством авторов настоящего учебника в трех возрастных группах. Так, в группе женщин 20-30 лет 6,7% респондентов когда-либо имели внебрачные связи, а подавляющее большинство - 93,3% - всегда были верны своим мужьям. Кроме того, у 56,7% женщин никогда не возникало желания изменить супругу, а 83,3% не пошли бы на внебрачную связь, несмотря на уверенность в том, что муж об этом не узнает. Среди мужчин 20-30 лет женам изменяли 13,3%, а 53,3% респондентов никогда не испытывали желание быть с другой женщиной.

В группе женщин 30-40 лет мужьям изменяли 26,7% респондентов; 36,7% женщин этой возрастной группы испытывали желание и имели возможность вступить во внебрачные связи. Среди мужчин в возрасте 30-40 лет женам изменяли 46,6% опрошенных. Выявлено 76,6% мужей, у которых когда-либо возникало желание вступить во внебрачную связь.

В группе женщин в возрасте 40-50 лет, 40% признали факт измены мужьям, столько же допускают измену, если бы были уверены, что об этом никто не узнает. 30% женщин остались бы верны своим мужьям несмотря ни на что. Среди мужчин в возрасте 40-50 лет женам изменяли 60%, при этом 23,3% из них делают это достаточно часто. 63,4% мужчин когда-либо в своей жизни испытывали желание вступить во внебрачный контакт .

Типология супружеской измены. В отечественной и зарубежной психологии семьи представлено множество видов и типологий измены.

Так, М. Plzak и В. Muldworf выделяют следующие виды супружеской измены:

1) случайный внебрачный контакт , представляющий собой единичный случай, мало связанный с конкретным лицом. Он может быть следствием сексуальной потребности, обусловленной вынужденной половой абстиненцией (разлука или болезнь одного из супругов), проявлением потребности доказать себе свою сексуальную дееспособность или результатом реализации случайной возможности. Случайный контакт не является следствием чувственных отношений и не ведет к ним; это чисто сексуальный факт. Выделены следующие крайние варианты случайных внебрачных контактов:

единичный внебрачный контакт, имевший место совершенно случайно, при стечении определенных обстоятельств (встреча друзей детства, секс во время командировки или отдыха на курорте, совместное употребление спиртных напитков, которое привело к потере контроля над своим поведением в результате алкогольного опьянения и др.);

частые внебрачные контакты у индивидуума промискуитетного типа, который легко меняет половых партнеров, не имея с ними эротической связи;

2) эротико-сексуальные приключения - внебрачные сексуальные эпизоды, в которых особую роль играют сексуальная искушенность, жажда новых сексуальных экспериментов и стремление к разнообразию.

Существенную роль здесь играет нежность. Такие контакты строятся на взаимном предоставлении тонких переживаний, в которых, помимо всего прочего, важно открытие нового человека. Для мужчины речь идет прежде всего об «открытии тела» партнерши, для женщины, по-видимому, - об открытии реакции своего тела на нового партнера. Эротико-сексуальные приключения бывают краткими, необязательными и оставляют воспоминания о некоем эпизоде и собственном удовольствии. Они не представляют опасности для супружеского союза (к которому сохраняется уважение) каждого из партнеров, скорее, являются его дополнением.

Внебрачные половые контакты, единичные или повторяющиеся, и эротико-сексуальные приключения иногда обозначают как «ситуационные кратковременные измены». От них следует отличать продолжительную измену, обозначаемую как «внебрачная связь»;

3) внебрачная связь характеризуется большой продолжительностью и возникновением эмоциональной связи. Большое значение имеют личностные качества и эмоциональность обоих партнеров. Внебрачная связь может иметь характер длительных, преимущественно половых либо любовных отношений. «Приспосабливаясь» к законному браку, такая связь неизбежно ведет к проблемам так называемой двойной жизни .

Причины супружеской измены. Супружеские измены обычно связаны с многообразными причинами психологического, социально-бытового, нейрофизиологического, эмоционального, интеллектуального и морального порядка. В каждом отдельно взятом случае подобные причины носят субъективный характер, определяемый как различными обстоятельствами, так и личностными особенностями партнеров.

В России первой попыткой выяснения причин супружеских измен стало исследование 3. А. Гуревича и Ф. И. Гроссера, проведенного в 20-х гг. XX в. По данным этого исследования, мужчины причинами своих внебрачных связей назвали: разлуку с женой (38%), увлечение (25%) и неудовлетворенность семейной жизнью (14%). Женщины среди причин своих измен отметили: разлуку с мужем (38%), неудовлетворенность семейной жизнью (21%) и неудовлетворенность половыми отношениями с мужем (17%) .

Известный социолог С. И. Голод, описывая причины супружеских измен, отмечал, что в 60-х гг. XX столетия подавляющее число мужчин мотивировали свои внебрачные сексуальные контакты случайностью (67,6%) и сексуальной неотзывчивостью жены (21,6%). Автор отмечает, что между названными побуждениями, по сути, нет разницы, речь идет о реализации потребности в релаксации. Любовь к другой женщине в качестве мотива своих супружеских измен назвали 8,1% мужчин.

К концу 80-х гг. XX в. шкала мотивов супружеской измены стала не только разнообразнее, но и несколько качественно иной. Значимо снизился удельный вес случайных контактов (43,8%), и, напротив, возросло количество ссылок на любовь и эротику (14,6%). К примеру, у определенной части зрелых (в нравственно-эстетическом смысле) мужчин эмоциональные (эротические) ценности стали доминировать над собственно телесными. Кроме этого, появились такие причины супружеской измены, как уход от одиночества (31,2%), физическая (24,0%) и эмоциональная (1,8%) неудовлетворенность супругой.

У женщин за 20-летний период исследования коренных изменений в структуре мотивов внебрачных связей не обнаружено. Например, хотя в 1980-х гг. «новая» любовь и называлась в качестве основания супружеской измены чаще (29,1%), чем прежде (1960-е гг. - 22,2%), однако колебания оказались статистически незначимы. Ссылки на физическую неудовлетворенность мужем остались на прежнем уровне (1960-е гг. - 28,8%; 1980-е гг. - 29,4%). Заметно уменьшилось у женщин число случайных связей (1960-е гг. - 41,7%; 1980-е гг. - 30%).

В числе первых социально-психологических исследований причин супружеской измены является работа А. Н. Волковой. К причинам супружеской измены автор относит следующие.

  • 1. Новая любовь - как правило, такая причина измен характерна для браков, в которых изначально любовь была незначительной или вовсе отсутствовала: рассудочные, рациональные или вынужденные браки, основанные на выгоде, традиции, страхе одиночества или иных побуждениях.
  • 2. Возмездие - супружеские измены, основанные на желании отомстить за неверность супруга, чтобы восстановить чувство собственного достоинства.
  • 3. Поруганная любовь - измена в браках с невзаимным чувством. Один из супругов страдает от неприятия его любви, безответности чувства. Это побуждает утолить его в другом партнерстве, где взаимность возможна. Иногда изменяющий сам не любит нового партнера, но откликается на его чувство, сострадая безответно любящему его человеку.
  • 4. Поиск новых любовных переживаний - этот тип измен характерен для супругов со значительным стажем совместной жизни, когда чувства уже «поблекли», а также в семьях с гедонистической моралью, когда от жизни берется все возможное. Такой вариант измен может наблюдаться под влиянием зарубежных образцов «красивой жизни» как подражание сексуальной свободе.
  • 5. Восполнение - при этом типе измен человек компенсирует недостаток любовных отношений, который возникает из-за длительных разлук, болезни супруга и иных ограничений на полноту любви в браке.
  • 6. Тотальный распад семьи - в данном случае измена представляет собой фактически создание новой семьи, когда прежняя по тем или иным причинам воспринимается нежизнеспособной.
  • 7. Случайная связь - как правило, не характеризуется регулярностью, бывает спровоцирована определенными обстоятельствами (опьянение, удобный случай, настойчивость партнера и пр.) 1 .

Другой взгляд на причины супружеских измен находим у А. Липниуса . Автор выделяет следующие причины:

  • 1) физическая неудовлетворенность семейных партнеров вследствие разницы их сексуальных темпераментов. Эта причина супружеских измен, по мнению А. Липпиуса, наиболее распространена;
  • 2) случайное стечение обстоятельств;
  • 3) общая усталость от брака, который построен на стереотипных отношениях;
  • 4) супружеская измена из чувства уважения к внебрачному партнеру, восхищения им;
  • 5) внебрачный секс как уступка в деловых отношениях. Такое часто происходит между людьми, работающими в одном учреждении и находящимися в положении подчиненности;
  • 6) поиск вечного идеала. Мужчина вне семьи ищет то, что не получает в доме. Женщина тоже ищет в любовнике свой идеал;
  • 7) секс в дружеских отношениях. Друзья противоположного пола, часто и длительно общаясь, начинают переходить границы, изначально установленные при контактах между людьми: они перестают стесняться друг друга, начинают обмениваться семейными секретами, неприличными анекдотами, шуточками;
  • 8) секс-благодарность, например, за оказанную услугу, помощь в сложной жизненной ситуации и т.п.;
  • 9) месть за измену или плохое отношение брачного партнера;
  • 10) эмоциональное отчуждение супругов;
  • 11) внебрачный секс как способ заработать деньги;
  • 12) любовь к внебрачному партнеру.

H. И. Олиферович, Т. А. Зинкевич-Куземкина и Т. Ф. Велента предлагают рассматривать причины супружеской измены на грех уровнях функционирования семейной системы: индивидуальном, микро- и макро- системном.

I. Индивидуальные особенности партнеров по браку :

  • - нарушение полоролевой идентичности партнера по браку, вынуждающее доказывать свою мужественность (женственность), вступая в как можно большее количество сексуальных связей;
  • - патохарактерологические личностные особенности супругов (например, страх быть поглощенным у брачного партнера с шизоидной организацией, побуждающий вступать во внебрачные связи, регулируя таким образом психологическую дистанцию в супружеской подсистеме).
  • 2. Микросистемные факторы :
    • - нарушение супружеских отношений;
    • - супружеская несовместимость (прежде всего сексуальная);
    • - отсутствие эмоциональной близости между супругами;
    • - охлаждение чувств в браке;
    • - месть одного партнера другому за причиненные страдания;
    • - отсутствие взаимных чувств в браке (попытка любящего, но отвергнутого партнера компенсировать недостаток любви в браке);
    • - разочарование супругов друг в друге;

сексуальная абстиненция партнера по браку, связанная с болезнью супруга, его длительным отсутствием и т.д.

  • 3. Макросистемпые факторы :
    • - актуализация семейных сценариев;
    • - трансгенерационные послания (например, женщина, всю жизнь хранящая верность мужу и вытесняющая сексуальные желания в отношении других мужчин, может различными способами поддерживать измены или поведение промискуитетного типа у своей дочери).

Выделяются также факторы, сопутствующие супружеской измене : неадекватная мотивация брака; обыденность брака; химические зависимости одного из партнеров; большая разница в возрасте у супругов; низкий материальный достаток семьи; отсутствие совместного досуга; большое количество свободного времени у одного из партнеров.

В зарубежной психологии интерес представляет исследование, проведенное чешским социологом, специалистом по проблемам семьи и брака К. Витеком 1 (1988), который выделил причины супружеской измены в зависимости от особенностей взаимоотношения в супружеской паре:

  • 1) супруги по разным причинам не подходят друг другу (различия в темпераменте и сексуальной активности, несоответствие представлений, взглядов, потребностей, т.е. несходство личностей);
  • 2) личностная недисциплинированность, нравственная распущенность, грубость, эгоизм, стремление к переменам, неудовлетворенность, вызванная неумением справиться с будничностью отношений;
  • 3) временная невозможность интимных контактов с супругом из-за болезни или длительной разлуки, если партнер лишен самодисциплины;
  • 4) чувства супругов недостаточно сильны - в связи с этим «опасной» становится каждая встреча с лицом противоположного пола, которое не связано прочными семейными узами или придерживается свободных взглядов на сексуальные взаимоотношения.

Кроме этого, ученый выделяет обстоятельства, способствующие супружеской измене : знакомство с человеком, с которым устанавливается взаимопонимание, недостающее в браке; совместная деятельность, общие интересы мужчины и женщины; наличие большого количества свободного времени; алкоголь; случай; возникшее непреодолимое влечение; ориентация на поиск другого партнера.

В конечном счете К. Витек отмечает, что причин неверности чаще всего несколько. Обычно обращают внимание на очевидную причину: алкоголизм, грубость и т.п. Однако, по мнению автора, чаще всего речь идет о скрытом антагонизме, вызванном теми или иными несовпадениями в характерах людей.

Кроме причин измены, в зарубежной психологии выделены типологии личностей, имеющих склонность к внебрачным связям. В частности, В. Muldworf 1 (1973) предлагает рассматривать следующие тины:

Мужчины :

  • 1. Донжуан: незрелая личность, которая прежде всего хочет нравиться и от измен испытывает нарциссическое удовлетворение.
  • 2. Распутник , или «ловец женщин »: это мужчины промискуитетного типа, внебрачная половая активность которых вытекает либо из потребности в переменах, разнообразии, либо из представлений, что мужественность доказывается большим числом сексуальных побед.
  • 3. Вечно неудовлетворенный’, постоянно ищет любви, но ни с одной женщиной не имеет постоянных эмоциональных связей.

Женщины :

  • 1. Соблазнительница", хочет любить и иметь поклонников, для чего использует и секс, однако ее действительное стремление к половым связям, как правило, невелико.
  • 2. Любительница приключений’, ищет кратковременных сексуальных эпизодов с возможно меньшим вовлечением чувств, причем дома это хорошая жена и мать. Любит мужа, но сексуально не находит с ним общего языка. Партнера по приключению выбирает сама; стремится к сексуальным переживаниям, которых ей не хватает в семейной жизни.
  • 3. Беззащитная : неспособна к отказу, в том числе по той причине, что половая страсть мужчины сразу же вызывает в ней ответное чувство. Имеет низкий порог половой возбудимости, сама не проявляет инициативы, удовлетворение находит, покорно отдавая себя во власть партнера; не может оказать сопротивление, так как он «сильнее».
  • 4. Неудовлетворенная : не может найти удовлетворения ни в чем - ни в муже, ни в работе, ни в друзьях. Сомневается в правильности выбора партнера, даже когда имеет с ним достаточно длительную связь. Легко влюбляется в другого, которого обычно переоценивает. В любовных связях часто испытывает чувство вины и быстро становится несносной .

Влияние супружеской измены на брак. Существует две точки зрения на проблему влияния супружеской измены на брак. Одни психологи отмечают, что супружеская измена угрожает целостности семьи: затрагивает ее важные основы - супружеские чувства; разрушает бытовые, экономические, досуговые и иные отношения; сопровождается переживанием ревности, привносящей в семейную драму глубокие аффекты, разрушительные сами по себе. Последствия измены оказывают влияние на всю семью в целом, несмотря на то что возникает она в супружеской диаде. Могут нарушаться не только супружеские, но и детско-родительские взаимоотношения, что проявляется в возникновении различных структурных нарушений семьи, таких как межпоколенные коалиции, перевернутая иерархия, ролевые инверсии. Другие ученые полагают, что супружеская измена может приносить некоторую пользу брачному союзу, позволяет поддержать умирающие супружеские взаимоотношения, «оздоравливает» их. По Sedlacek (1980), скрываемая случайная супружеская измена, эротические приключения или хорошо законспирированные внебрачные связи, которые хорошо продуманы и протекают спокойно, не должны никак повредить браку и в конечном счете могут даже способствовать его «облегчению» и зрелости. Однако сохранить в тайне внебрачную связь иногда бывает очень трудно, а раскрытие измены часто приводит к осложнениям 1 .

Проблема прощения в супружеских отношениях. В отечественной психологии семьи тема прощения, как и в целом в психологической науке, разработана недостаточно.

Л. Б. Шнейдер отмечает, что для психологии семейных отношений решение этой проблемы очень важно. Прощая, человек принимает решение:

  • отказаться от негативных мыслей, эмоций, поведенческих проявлений в отношении обидчика;
  • поощрять положительные мысли, эмоции и проявления поведения в отношении этого обидчика 2 .

В зарубежной психологии изучению данной проблемы уделяется большее внимание. Так, R. Enright { 1991) разработал теоретическую модель прощения как частное приложение к явлению милосердия, исходя из посылки об отсутствии исчерпывающей определенности в трактовке справедливости у разных людей и наличии у них существенных различий 3 . В табл. 3.2 приведены стадии справедливости и прощения, выделенные R. Enright.. Многие положения, особенно в описании стадий прощения, могут быть применимы и в супружеских отношениях.

Таблица 3.2

Стадии развития справедливости и прощения

Последовательность

Стадии справедливости

Стадии прощения

Ориентация на наказание и подчинение. «Я считаю, что справедливость должна устанавливаться авторитетами, которые могут прибегнуть к наказанию»

Мстительное прощение.

«Я прощу своего обидчика, если отомщу ему в равной степени»

Относительная справедливость. «У меня есть чувство взаимности к вам. Но исходя из собственного понимания справедливости считаю, что, если вы помогаете мне, тогда и я буду помогать вам»

Возмещающее , или компенсирующее , прощение. «Если я верну потерянное, то прощу. Если мне будет стыдно за то, что не могу простить, я прощу, чтобы стыд не мучил меня»

Справедливость хорошего маль- чика/девочки. «Я считаю, что групповое согласие (консенсус) должно определять, что правильно, а что неправильно. Я стану делать то, что будет одобрено другим»

Ожидающее прощение. «Я могу простить, если другие будут оказывать на меня давление. Легче простить, когда другие люди ожидают этого»

  • 1 Подробнее см.: Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.
  • 2 Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений.
  • 3 Подробнее см.: Янчук В. А. Введение в современную социальную психологию. Ми. : АСАР, 2005.

Окончание табл. 3.2

Последовательность

Стадии справедливости

Стадии прощения

Справедливость закона и порядка. «Социальные законы выступают в качестве моих критериев справедливости. Я поддерживаю законы для того, чтобы существовало упорядоченное общество»

Ожидаемая законность прощения. «Я прощаю, если моя религия требует этого». Это нс прощение, подобное второй стадии: «Я прощаю, чтобы стыд нс мучил меня»

Ориентация на социальный контракт. «Я проявляю интерес к тому, что создает общество, но понимаю, что существуют и несправедливые законы. Таким образом, я осознаю, что для изменения системы надо действовать»

Прощение как социальная гармония. «Я прощаю, когда это помогает установлению гармонии взаимоотношений с обществом». В данном случае прощение является одним из путей контроля общества; это путь сохранения мирных отношений

Ориентация на универсальные этические принципы. «Мое чувство справедливости основывается на сохранении индивидуальных прав всех людей. Скорее мое сознание, а не законы определяют то, что я буду предпринимать в случае возникновения сомнений»

Прощение как любовь. «Я прощаю без всяких условий, так как это способствует истинному чувству любви. Это тип отношений открывает возможность примирения и закрывает двери для мщения». В этом случае прощение не зависит от социального контекста, как на пятой стадии. Прощающий не контролирует других, прощая, он отпускает их на волю

Создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие. Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами.

Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие.

Прекращение детско-родительского контакта на длительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.).

Существенное влияние на ребенка оказывает согласованность либо наоборот дезорганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу семьи). Имеются данные, согласно которым неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно которой дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными в семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются гораздо чаще. Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в том числе и педагогической) и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи.

Аномалии в психическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих социальных явлений, которые нередко становятся причиной самой конфликтности либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицательные ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.п.).

Эмоциональное состояние родителей остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. В семьях с ненормальными отношениями супругов более чем в два раза чаще встречаются дети с аномалиями психики. У лиц, воспитывавшихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций. Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

Существуют варианты взаимоотношений, мешающие нормальному развитию личности ребенка.

Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.

Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей Среды, стимулирует усвоение положительного примера.

Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней. Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции. Особая роль принадлежит психолого-педагогической культуре родителей, которая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный семейному воспитанию в большей мере, чем любой иной его форме.

Личностной особенностью младших школьников может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, если родители все время говорят ребенку о том, что он не сможет наверстать упущенную программу, у ребенка возникает тревожность, страх отстать от одноклассников, остаться на повторное обучении, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют нереально - завышенные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей:

· желанию бездумно следовать указаниям взрослого;

· действовать только по образцам и шаблонам;

· боязни проявить инициативу;

· формальному усвоению знаний и способов действий;

· боязнь идти к чему-то новому;

· браться за новое дело;

· ставить перед собой какие-либо цели и добиваться их.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт.

Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Родители, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

1. Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными" . Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий. Как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

3. «Уход от реальности» . Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

В кризисном состоянии почти всегда кажется, что ничего нельзя изменить. Даже если это действительно так, то все одно выход есть -- человек способен изменить свое отношение к тому, что случилось.

Поскольку успех в решении сложной жизненной ситуации зависит прежде всего, от самого человека. Рассмотрим отношения ее к собственным возможностям решить конфликт, преодолеть напряженность, уменьшить тревогу. Прежде всего, определимся с пониманием понятия «самореабилитация».

Реабилитация в личностном контексте -- это активизация функций конструктивно-положительного приспособления к социуму после преодоления сложной жизненной ситуации. Это восстановления на более высоком качественном уровне, если человек становится способным конструктивнее одолевать трудность, чем к началу психолого-реабилитационных влияний.

В отличие от реабилитации как профессиональной помощи человеку, который попал в жизненную кризисную ситуацию, самореабилитация направлена на самостоятельную работу человека с собою в сложных жизненных обстоятельствах, которые нельзя назвать еще кризисными. Самореабилитация -- это самопомощь в продуктивном преодолении внутренних и внешних препятствий, выходе из затруднительного положения, возвращение во временно утраченную траекторию жизненного пути .

Такая психологическая помощь оказывает содействие раскрытию субъективного потенциала человека, стимулирует самостоятельные поиски внутренней целостности, гармоничности, новых возможностей саморазвития, самоосуществление, облегчает разработку индивидуальных стратегий преобразования проблемной ситуации, устаревшего, хронического конфликта, болезненного состояния на этапы личностного взросления, приближение к себе, к собственной сущности.

Нарушение супружеских отношений возникают, когда у одного или обоих супругов имеется эмоциональный дискомфорт по причине супружеской неудовлетворенности. Один или оба партнера не получают от интимных отношений того, чего хотелось бы. Однако в большинстве случаев первопричиной разлада являются эмоции. Гнев, злоба, ревность, подавленность, все эти негативные эмоции встают на вашем пути, когда вы пытаетесь наладить отношения с партнером. Как решить проблемы, возникающие в семье, с помощью когнитивной терапии.

Сама методика когнитивной терапии основана на теории о том, что к проблемам во взаимоотношениях приводят неадекватные эмоции. Они же в свою очередь являются следствием иррациональных или нереалистических мыслей, которые основаны на долженствовании или подчинении. В противоположность им рациональные мысли имеют форму предложения. Замена типов мышления ведет к тому, что каждый может получить как конечный результат адекватные эмоции и поведение.

В супружеских отношениях нералистичные ожидания от партнера являются плодотворной почвой для появления проблем. Теория и практика когнитивной терапии подтверждает, что если партнеры овладели необходимыми навыками конструктивного взаимодействия, то они в состоянии сами решить проблемы неудовлетворенности в браке. На момент разлада необходимо проработать эмоциональные нарушения партнеров. Иначе проблемы в отношениях сохранятся вне зависимости от того: насколько партнеры имеют навыки коммуникации, нахождения компромисса и решения проблем. Доказано, что эмоциональные расстройства во время конфликта происходит не столько от события, сколько от оценочного мышления, которое является преувеличенным – то есть иррациональным. Результатом этого являются эмоции уходящие корнями в мыслительный процесс. То есть один из партнеров (а может быть и оба) формируют абсолютные требования или правила к себе или другому партнеру и\или ситуации во взаимоотношениях.

Если люди считают, что какое то событие «должно» произойти, а оно не происходит, то они считают, что «ужасно», «кошмарно» и «страшно» и они не вынесут этого. А то, что этому событию помешало (они сами, другой человек или иные обстоятельства в целом) – нехорошо и отвратительно. Результатом этого человек занимает «богоподобную» позицию, настаивая на том, что мир и люди в нем должны быть такими, какими ему хочется.

Рациональная альтернатива процессу дисфункционального мышления выглядит следующим образом. Предложение вместо желания. Не нужно чувствовать неудовлетворенности, если желание не выполняется. Нужно иметь стимул решить проблему. Эта позиция имеет больше шансов на успех. Однако в том случае, если партнер не подвержен философии долженствования.

"Это плохо" или антидраматизация. Когнитивные терапевты придерживаются взгляда, что не должно быть на самом деле так плохо, как оно есть. Если партнер не получает того, чего он хочет, и не настаивает на этом, то он склонен оценивать ситуацию как «плохо», но никак не «ужасно». Чем более важным для одного из партнеров является нереализованное желание, тем более негативно будет оцениваться ситуация, если это желание не реализовано. То есть только в исключительных условиях эта ситуация может являться плохой на 100%. Неабсолютическая оценка партнерами ситуации (она «плохая», но не ужасная) помогает партнерам улучшить отношения.

Терпимость вместо «я этого не переживу». Вдумаемся в буквальное значение словосочетания «я этого не переживу», то есть человек должен умереть на месте. Еще более буквально это значит то, что человек более не способен испытывать счастье ни при каких условиях и ему правда остается умереть. Но вынести, стерпеть что-либо означает, что нежелательное событие произошло и не существует какого-то закона, который это запрещает. Оценить ситуацию как плохую, но не как ужасную. Понять – возможно ли изменение. Если да, то нужно сделать попытку произвести желаемые изменения, принять суровую реальность – даже если она однозначно не нравится. Терпимость в отношении неблагоприятных условий это та установка, которая способствует конструктивным изменениям, когда как «я этого не переживу» приводит к деструктивным манипулятивным стратегиям.

Принятие вместо осуждения . Эта установка может применятся к себе, другим и миру. Если, например, женщина принимает себя такой, какая она есть, она признает, что она несовершенное человеческое создание, у которого есть возможность совершать ошибки. Это не самобичевание, она просто констатирует факт, что она может и будет совершать ошибки. Если она в состоянии так себя принимать, то она с большей вероятностью осознает свои ошибки, признает их. Но это не помешает достижению ее жизненных целей и осознанию ответственности за них. Более того, если она не настаивает на безупречном поведении партнера, ей будет легче принять его или ее, как несовершенное создание. Но при этом ей не будет нравится плохое поведение партнера. Это инициирует конструктивный диалог, который приведет к улучшению отношений. Партнер несовершенен, но у него есть свои достоинства и его можно улучшить, но нельзя сделать его (партнера) идеальным.

Итак, рациональное мышление в области близких отношений может вести к интенсивным адекватным негативным эмоциям. Таким, как озабоченность, раздражение, грусть, разочарование, сожаление или неприязнь. Эти эмоции могут мотивировать супругов к улучшению отношений, если же конечно хотят сохранить брак.

Когнитивная терапия отмечает, что существует два основных фактора супружеской неудовлетворенности: мифы об отношениях и несовместимость по важным параметрам. Нереалистичность мифов заключается в том, что они идеализируют состояние отношений и способствуют переоценке партнерами того, что они реально могут получить от своего брака. Примеры наиболее распространенных мифов, которые часто сопутствуют супружеской неудовлетворенности:

  • любовь тождественна хорошему сексу
  • романтическая любовь будет длиться вечно
  • мой партнер способен понять чего я хочу, даже если я не говорю об этом
  • я не вынесу никаких лишений или наказаний, которые могут сопровождать наши отношения
  • мой партнер сможет помочь преодолеть мне чувство неполноценности
  • мой партнер восполнит мои прошлые неудачи
  • мой партнер будет снисходителен к моим поступкам
  • мой партнер всегда будет на моей стороне, всегда будет терпимым и всегда будет любить меня, каким бы плохим не было мое поведение.

Если партнеры не модифицируют эти мифы в соответствии со своим опытом, они могут испытывать неудовлетворенность, поскольку реальность будет отличаться от предположений, как должны выглядеть их взаимоотношения.

Неудовлетворенность браком может проявляться если партнеры оказались несовместимы в одной или нескольких областях взаимоотношений. Особенно, если соглашения и компромиссы не решают проблемные вопросы.

Супружеская несовместимость может быть результатом наивного и поверхностного выбора, когда партнеры недостаточно хорошо знают друг друга. Или результатом изменения мировоззрения одного или обоих партнеров. Часто распространенным примером возникшей несовместимости является ситуация, когда женщина стремится к более независимому стилю жизни. Если это выходит за рамки ожидания ее партнера, то она не получит желаемых результатов, либо в значимой для нее сфере, либо в отношениях. Если она не сможет реализовать возникшее желание, то скорее всего она будет чувствовать неудовлетворенность и будет вести себя менее ответственно по отношению к супругу, что вызовет неудовлетворенность у него. Пример – женщина проводит меньше времени дома и как результат получает от супруга упреки в неустроенном быте или отсутствии уюта.