Тематическая неделя в детском саду: «Неужели это песок». Старший дошкольный возраст. Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему «Особенности песка

Конспект НОД в средней группе по теме «Раз - песчинка, два- песчинка»

Бородина Оксана Викторовна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21», г. Амурска, Хабаровского края.
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (возраст с 4 до 5 лет) по теме «Раз - песчинка, два - песчинка» Данный материал будет полезен воспитателям средней группы по экологическому воспитанию детей.

Конспект НОД в средней группе по теме «Раз - песчинка, два - песчинка»

Задачи 1.Познакомить детей со свойствами песка; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать простейшие выводы.
2. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы; дать понятие о значимости песка в жизни человека, животных; обогащать и активизировать словарь «пустыня, сыпучий, песчинки».
3. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.

Оборудование. 1. Картинки с изображением для чего нужен песок и кому он нужен.
2. Пластмассовая посуда: стаканчики, тарелочки, бутылочки с отверстиями в крышках, воронки.
3. Песок сухой и мокрый.
4. Костюм Песочной Феи.
5. Макет пустыни.
6.Клей, кисточки, салфетки, клеенка, цветной картон с нанесенным по контуру рисунком (на каждого ребенка), цветной песок.
7. Баночки с отверстиями в крышках, соломинки для коктейля, лупы.
8. Ящик ощущений, песочные часы.

Предварительная работа. Чтение стихов Т.Люшнина «Песчаный дом», Л.Квитко «На песке», С.Маршак «Желтая страница», В.Берестов «Песочница», Н.Дилакторской «Песочная страна»; игры с песком: «Забавные отпечатки», «Узоры на песке», «Секретики», «Волшебное превращение» и др., ролевые игры: «Строители», «Дом», «Дорога», «День рождения куклы», наблюдения на прогулках.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Ход совместной деятельности

В группу приходит Фея и приносит чудо-ящик ощущений, в котором находится сюрприз.

Фея- Ребята, вам интересно, что там находится? (дети: да). Тогда просуньте в эти отверстия свои ручки и определите на ощупь, что там лежит. (Один ребенок определяет, что там лежит песок).

Фея- Верно, это песок (воспитатель открывает ящик ощущений и достает пластмассовую тарелочку с песком и показывает его детям). Я Фея не простая, а Песочная.

Фея- Как вы думаете, кому нужен песок и для чего? (дети подходят к фланелиграфу и рассматривают картинки)

Фея- С песком любят играть дети. Песок используется для строительства домов. Его смешивают с особым порошком – цементом и водой. Получается что-то похожее на клей, которым скрепляют кирпичи. Из песка изготавливают стекло и стеклянные игрушки. Песок нужен для песочных часов. А такие животные как крокодилы и черепахи откладываю яйца в песок, из которых позже появляются их детки. Зимой песком посыпают дороги, чтобы не было скользко.

Фея- А еще есть место, где кроме песка больше ничего нет – это пустыня. Хотите побывать в пустыне? Закрывайте глаза и повторяйте волшебные слова:

Дружно все глаза закрыли
Оказались мы в пустыне.

(перед детьми открывается макет пустыни)

Фея- Ребята, посмотрите и назовите животных, которые живут в пустыне.
(верблюд, змея, ящерица).
Фея- Вот видите, песок является еще и домом для многих животных.

Фея- А вам бы хотелось узнать много интересного о песке?

Фея- Проходите ребята за столы.

Практическая работа

Опыт 1. «Песочные струйки»

Фея- Возьмите стаканчик с песком и насыпьте через воронку его в бутылочку.
Фея- Что делает песок? (дети: песок сыпется)
Фея- Как вы думаете, почему он так легко сыпется? (дети: потому, что сухой песок – сыпучий)
Фея- Теперь закройте бутылочку крышкой и нарисуйте солнышко. Видите, как песок сыпется, как вода струйкой течет. Потому что сухой песок – сыпучий.
Фея- Теперь, я возьму мокрый песок и через воронку насыплю в бутылочку. Посмотрите, легко ли он проходит? (дети: нет)
Фея- Да, мне его приходится проталкивать.
Фея- Саша, возьми бутылочку с мокрым песком и нарисуй солнышко.
Фея- Что происходит?
(дети: мокрый песок не может сыпаться, он слипается комочками).

Вывод. Сухой песок – сыпучий, им можно рисовать, а мокрый песок не может сыпаться, он слипается комочками.

Опыт 2. «Из чего состоит песок»

Фея- Возьмите лупы, и внимательно рассмотрите, из чего состоит песок.
(дети: из маленьких камешек)
Фея- Это песчинки.
Фея- Какие они по размеру, форме, цвету? (дети: песчинки маленькие, круглые, желтые и белые)
Фея- Скажите, в сухом песке как лежат песчинки? Вместе или отдельно друг от друга? (дети: в сухом песке каждая песчинка лежит отдельно друг от друга)

Вывод. Песок состоит из маленьких камешков – песчинок. У сухого песка все песчинки – отдельно друг от друга.

Опыт 3. «Песчаные бури»

Фея- Перед вами стоят баночки с сухим песком. Подуйте в трубочку. Что случилось с песчинками? (дети: они «убегают» от нашего ветерка, легко двигаются, сдуваются)

Фея- Теперь подуем на мокрый песок. Что вы видите? Может ли мокрый песок двигаться так же быстро и легко, как сухие песчинки? Почему? (дети: они не сдуваются, не двигаются, потому что мокрый песок тяжелый)

Вывод. Сухие песчинки легко сдуваются, «убегают от ветра», а мокрые песчинки сдуть трудно, потому что мокрый песок тяжелый.

Фея- Что же мы с вами узнали о песке? (рассказ детей)

Фея- Ребята, скажите, а у нас в городе, где много песка? Это место, где вы с родителями бываете летом. Там вы купаетесь, загораете, играете с песком.
(выслушиваю ответы детей)

Фея- Конечно, на берегу реки Амур. Там много желтого, теплого песка, на котором очень хорошо играть, лежать и загорать, и просто отдыхать.

Фея- И я вас приглашаю отдохнуть на речку.

Физминутка
«На речке»

Раз, два, три, четыре, пять,
К речке мы идем гулять.
Мы хотим увидеть рыбок,
И лягушек, и улиток.
В речке будем мы купаться,
И нырять, и кувыркаться.
Быстро поплывем, как рыбки,
Все движенья – без ошибки.
Мы по берегу потом
Как улитки поползем.
Как лягушки мы поскачем,
Словно легкий, звонкий мячик.
А потом мы отряхнемся,
Дружно за руки возьмемся,
Дружно за руки возьмемся,
В нашу группу мы вернемся.

Фея- Ребята, а вы любите рисовать? Сегодня я научу вас рисовать песком. Интересно? Тогда проходите за столы.
Фея- Перед тем как приступим к рисованию давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика
Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

Продуктивная деятельность
Рисование песком

Фея- Мы с вами сегодня будем рисовать клеем и песком. Возьмите кисточки, мокните их в клей и клеем «раскрасьте» лепестки василька, стебелек и листик. Теперь на лепестки посыпьте голубым песком, середку желтым песком. А стебелек и листик у цветка, какого цвета? Правильно, зеленого, поэтому нам для них нужен зеленый песок.
Фея- Теперь вытрите руки салфеткой. Возьмите свои рисунки и стряхните лишний песок на этот разнос. Вам нравятся ваши цветы? Вы молодцы! Получилось очень красиво!

Фея- Ребята, вам было интересно сегодня? (выслушиваю ответы детей)
Фея- Как вы думаете, людям, животным нужен песок? (выслушиваю ответы детей)
Фея- Ну что же, я благодарю вас за работу и прощаюсь с вами.
(после игр с песком дети идут мыть руки с мылом).

Цель: Обобщить знания детей о песке и его свойствах. Уточнить знания детей о происхождении песка в природе.

Задачи:

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, желание детей узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, желания участвовать в исследовательской деятельности.
  • Развивать устную речь детей, обогащать словарь: рыхлый, сыпучий, песчинки.
  • Знакомить с последовательностью явлений в природе.
  • Стимулировать собственные высказывания детей.
  • Развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение, закреплять умение выкладывать мозаику на основу.
  • Закреплять навыки работы с увеличительным стеклом, защитными очками.
  • Закреплять представления о свойствах песка, знакомить со способом получения песка путём трения между собой двух камней и измельчение ракушек.
  • Воспитывать аккуратность, любознательность, активность, интерес к объектам неживой природы.

Оборудование: Фартуки и нарукавники у детей, защитные очки, бархатная бумага, черный картон, лупы, пластиковая ложка, ракушки тонкие, маленькие в файле, по два камня на каждого ребенка, мультимедийное оборудование, разрезанная картина с фоном из пластилина, кусочки ракушек.

Ход занятия

Воспитатель приветствует детей.

(Дети здороваются).

А сейчас послушайте, пожалуйста, загадку.

Из камней он появился,
Зернами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло – серый.
То морской он, то речной.
Отгадайте кто такой!

(Воспитатель читает загадку).

Дети, скажите, о чем эта загадка?

Дети: Это загадка о песке.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами снова поговорим о песке и вспомним его свойства.

Песок – какой он?

Дети: Сухой песок сыпучий.

Песок может двигаться.

Мокрый песок, может принимать любую форму.

Песок рыхлый.

Песок хорошо пропускает воду.

Воспитатель: Дети, вы молодцы, правильно назвали свойства песка.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Дети, кажется кто–то стучится. Войдите.

Незнайка: Здравствуйте, это группа “Ягодка”?

Воспитатель: Да, это группа “Ягодка”.

Незнайка: Тогда я к вам.

Воспитатель: Дети, вы догадались кто это?

Дети: Это Незнайка.

Незнайка: Да, я Незнайка. И пришел к вам, так как узнал, что вы проводите какие–то экспери менты?

Воспитатель: Незнайка, ты правильно слышал, только не экспери менты, а экспериме нты.

Незнайка: Я понял, (медленно проговаривает) эк-спе-ри-мен-ты.

Воспитатель: Вот теперь ты произнес это слово правильно.

Незнайка: Я не знаю, что такое эксперимент и поэтому, хотел бы посмотреть, как вы их проводите?

Воспитатель: Оставайся с нами и мы тебе всё расскажем и покажем. Присаживайся, пожалуйста, вот на этот стульчик, делай все, что будут делать дети.

Незнайка: Хорошо, я согласен. А можно я задам вам еще один вопрос?

Воспитатель: Да, конечно.

Незнайка: Я сегодня наблюдал, как дети играют в песочнице, и задался вопросом. Откуда он взялся, песочек?

Воспитатель: Незнайка, это ты очень удачно зашел. Мы сегодня и хотели выяснить, как образуется песок в природе. А для этого и будем проводить эксперименты.

Незнайка: Ой, как интересно. Мне можно присесть за этот столик?

Воспитатель: Да, да. Здесь есть все, что нужно для работы.

(Воспитатель обращает внимание детей на экран).

Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это?

Дети: Это море.

Сильный шторм.

Волны бьются о берег, о скалы.

Воспитатель: Обратите внимание на то, с какой силой волны бьются о скалы.

Дети: Посмотрите, волны выносят на берег ракушки.

Они разбиваются о камни на мелкие кусочки.

Воспитатель: Да, дети, это вы правильно подметили, волны выносят ракушки на берег и они разбиваются о камни на очень мелкие кусочки. Давайте и мы попробуем разбить ракушки. Как можно это сделать?

Бросить на пол.

Растоптать ногами.

Незнайка: Если ракушка очень тоненькая, то можно ее просто раздавить пальцами.

Воспитатель: Все это правильно, но мы не будем топтать ракушки ногами. Тем более не будем стараться раздавить их пальцами. Скажите, почему?

Дети: Ракушки очень тонкие и острые.

Воспитатель: Правильно. И что может произойти?

Дети: Можно поранить пальцы.

Воспитатель: Правильно, поэтому мы сделаем совсем иначе. Посмотрите, у меня есть ступка, сюда я уже насыпала ракушки. Я беру пестик и начинаю им давить ракушки. Послушайте, как они (скрипят, шуршат.......). А теперь посмотрите, что у нас получилось?

Дети: Ракушки разломились на мелкие кусочки.

Воспитатель: Правильно. Если мы будем продолжать их разминать, что произойдет?

Незнайка: Можно я скажу.

Воспитатель: Мы тебя слушаем, Незнайка.

Незнайка: Они, наверное, превратятся в песок.

Воспитатель: Правильно. Дети, хотите получить из ракушек песок?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Хорошо, но у нас всего лишь одна ступка, поэтому нам придется сделать это как – то иначе.

Дети: Мы готовы.

Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах лежат целлофановые пакетики, в них я уже насыпала ракушки. Посмотрите, какие они?

Дети: Они совсем мелкие и тонкие.

Воспитатель: А что еще лежит рядом с пакетиком?

Дети: Пластмассовая ложечка.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего она нужна?

Незнайка: Я кажется, догадался. С помощью ложки мы попробуем раздавить ракушки.

Воспитатель: Правильно. Дети, обратите внимание, у вас на столах лежат еще очки? Для чего они могут нам понадобиться?

Дети: Их надо надеть.

Воспитатель: Для чего?

Дети: Чтобы случайно кусочек ракушки не попал нам в глаз.

Воспитатель: Вы молодцы. Все правильно сказали, а теперь надевайте очки и сейчас приступим к работе.

(Дети надевают очки).

Я вижу, что вы все готовы и теперь вы должны меня очень внимательно слушать и выполнять все, что я буду вам говорить.

Все дети и ты Незнайка, зажмите ложку в кулачок так, чтобы большой палец находился в ее углублении. Посмотрите, как это сделала я.

(Воспитатель проверяет правильность выполнения задания).

А теперь осторожно нажимаем на целлофановый пакет и начинаем аккуратно надавливать на ракушки. У всех получается?

(Если кто-то из детей затрудняется, то воспитатель подходит и помогает им).

Воспитатель: Ну вот, я вижу, что все справились с заданием. Посмотрите, у вас на столах лежат листы бархатной бумаги, положите их к себе поближе и постарайтесь аккуратно высыпать все, что у вас в пакетиках на этот лист.

(Дети выполняют задание).

Дети, наверное, нам очки будут пока не нужны, поэтому давайте их снимем. Ну, вот все очки сняли и можно продолжать наше занятие. Дети, посмотрите, что еще у вас есть на столах?

Дети: У меня на столе еще лежит лупа.

Правильно. А для чего нужна лупа?

Дети: Через лупу можно рассмотреть что-то очень мелкое.

Незнайка: Я знаю, что лупа, это увеличительное стекло. А у моего друга Знайки есть тоже лупа, только он через нее на звезды смотрит.

Дети говорят Незнайке, что это - телескоп.

Воспитатель: Все это правильно. Поэтому берите каждый свою лупу и рассматривайте через нее, то, что у нас осталось от ракушек.

Дети: Ракушки рассыпались на мелкие частички.

Воспитатель: На что они похожи?

Дети: На песчинки.

Воспитатель: Они все одинаковые?

Дети: Нет, они разные?

Есть песчинки большие, а есть совсем мелкие.

Воспитатель: Как вы думаете, от чего это зависит?

Дети: Мы их не смогли раздавить.

Воспитатель: Почему?

Незнайка: Можно я отвечу.

Воспитатель: Отвечай, конечно.

Незнайка: Наверное, это те части ракушки, которые были более твердые.

Воспитатель: Правильно, Незнайка.

Физкультминутка “Рыбки”:

(дети под музыку выполняют движения и проговаривают слова)

Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся – разойдутся,
То зароются в песке.(повторяют 2-3 раза)

Воспитатель: Дети посмотрите на экран. Как вы думаете что изображено здесь. (на заставке песок увеличенный в 250 раз)

Ответы детей. (камешки, стеклышки, ракушки, кораллы...).

Воспитатель: Это песок, только увеличен под микроскопом, во много раз.

Незнайка: А песок образуется только из ракушек?

Воспитатель: Дети, кто из вас скажет, из чего еще может образовываться песок?

Дети: Песок получается из камешков.

Они разбиваются и крошатся, когда их волны перекатывают с места на место. А камни откуда?

Дети: Скалы разрушаются под воздействием природных явлений, то солнышко, то ветер. От скал отламываются большие куски, потом эти куски разламываются и так получаются камни.

Незнайка: Это, наверное, не просто получить песок из камней, ведь они такие твердые?

Воспитатель: Ты прав, Незнайка. Но ведь в природе песок получается не за один день, а проходят многие годы, прежде чем камень превратится в песок. Дети, давайте покажем Незнайке, как можно получить песок из камня?

(Дети вместе с Незнайкой и воспитателем трут камни друг об друга над черным картоном).

Воспитатель: Я вижу, что у всех получился песочек, ведь вы так старались. А теперь аккуратно пересыпьте его на наш бархатный листок. Возьмите снова лупы и сравните песок, который вы получили сейчас и песок, который вы получили из ракушек.

Дети: Песок из ракушек получился крупнее.

Воспитатель: Почему?

Дети: Его надо было дольше растирать.

Воспитатель: Они похожи между собой.

Дети: Похожи.

Воспитатель: А теперь возьмите в руки маленькую баночку, которая у вас на столе. Как вы думаете, что в ней?

Дети: Это песок.

Воспитатель: Правильно. А если точнее, то это морской песок. Обратите внимание на то, какой он светлый. Как вы думаете почему?

Дети: В море очень много ракушек.

Их выносит на берег.

Они разбиваются и превращаются в песок.

Воспитатель: Правильно. Откройте баночку, насыпьте немного песка на наш бархатный листок и сравните опять с помощью лупы песок, который мы получили и песок, который привезли с моря.

(Дети высказывают свои наблюдения).

Дети, мы с вами выяснили, как в природе получается песок. Но только ли песок можно получить из ракушек.

Дети: Они очень красивые, из них можно сделать коллекцию.

Есть ракушки жемчужницы, в них есть жемчуг.

Можно сделать различные поделки.

Незнайка: Ой, ребятки, я совсем забыл передать вам посылку!

Дети: Какую посылку?

А где она?

Незнайка: Когда я шел к вам и проходил мимо почты, то меня попросили доставить посылку вот по этому адресу.

(Достает листок с адресом детского сада и читает).

Это ваш адрес?

Воспитатель: Правильно. Адрес наш. Незнайка, давай ее откроем.

(Воспитатель вместе с Незнайкой открывает посылку).

Дети, посмотрите здесь письмо. (Приложение 2) Сейчас я его прочитаю.

(воспитатель достает из посылки картину и рассматривает ее вместе с детьми. (Приложение 3))

Воспитатель: Дети, посмотрите, картина состоит всего из двух цветов. Каких?

Дети: Голубого.

И сиреневого.

Воспитатель: Как вы думаете, голубой цвет, это цвет чего?

Дети: Это цвет моря.

Воспитатель: Правильно. Значит, мы его мозаикой выкладывать не будем. А вот, то, что окрашено в сиреневый цвет мы выложим мозаикой и тогда увидим, что же изображено на этой картине. Открывайте свои баночки, в которых у вас разбитые ракушки и приступайте к работе. Незнайка, а ты, если хочешь, можешь помогать детям.

Незнайка: Конечно, очень хочу.

(Дети делают аппликацию на пластилиновой основе из разбитых ракушек).

Воспитатель: Я вижу, что все дети с заданием справились. Давайте теперь из ваших работ составим картину. Подходите, пожалуйста, все к моему столу попробуем вместе составить картину из нескольких частей. (Дети составляют картину).

Незнайка, ты знаешь, кто изображен на этой картине?

Незнайка: Я так думаю, что если картину прислал царь Нептун, то это, наверное, кто-то из морских обитателей, а точнее сказать не могу.

Воспитатель: Дети, подскажите Незнайке, кто это?

Дети: Это медузы.

Незнайка: Медузы? Никогда не видел, но они мне очень нравятся. Надо куда-то повесить картину.

Воспитатель: Сейчас мы ее пока оставим на столе, а потом мы склеим её и оформим в рамку.

(Незнайка смотрит на часы).

Незнайка: Дети, мне пора уходить. Спасибо за то, что вы разрешили мне быть на вашем занятии. Я узнал очень много нового и интересного. До свидания.

Дети: До свидания, Незнайка.

Воспитатель: Дети и нам пора заканчивать наше занятие. Давайте подведем его итоги.

(Воспитатель вместе с детьми подводит итоги занятия, рефлексию)

Елена Стадник
Беседа в старшей группе «Как люди используют песок»

Цель :

Формирование представлений об .

Задачи :

Развивать коммуникативные способности;

Формировать представление об использовании песка в природе ;

Воспитывать любознательность.

Интеграция :

Коммуникация, познание.

Используемый материал :

Иллюстрации, медведь – строитель.

Ход беседы:

Домовенок Кузя :

Доброе утро. Я к вам так долго добирался, очень устал. Целыми днями работаю и работаю, даже отдохнуть некогда. Слышал я, что вы изучаете свойства песка и решил вам поведать о том, где применяется песок в природе . Хотите узнать?

Дети :

Кузя :

В зимний период песком посыпают дорогу, чтобы не было скользко. Песок очень широко используется в составе строительных материалов. На основе песка делается раствор для кладки кирпича. Песок находится и в основе вашего дома - фундаменте. И в отделке стен - штукатурке и ещё во многих местах. Поэтому при строительстве дома без песка не обойтись. Песок является основным компонентом при изготовлении стекла. Песочные почвы идеально подходят для таких культур, как арбузы, персики, орехи. На дно аквариума люди засыпают песок , чтобы рыбы чувствовали себя как в реке.

Вот, ребята теперь вы знаете где применяется песок и как он не обходим для людей.

Воспитатель :

Спасибо тебе, домовенок. Ты так много знаешь, приходи к нам еще. Мы будем рады послушать твои рассказы.

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты. Развивать творческие способности, моторику пальцев.
Материал: Кружечки с песком, стаканчики с водой, одноразовые тарелочки, ложечки, деревянные палочки, ватные палочки, магниты, лупы,марля, воронки, подносы, ноутбук для просмотра фильма «Рисуем песком», диск с музыкой.
Ход занятия: Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята у меня « Волшебный мешочек», а что в нем? (предлагает детям на ощупь определить, что там находится). Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т. д…
Воспитатель: А теперь ребята давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал, что в мешочке.
Дети: В мешочке песок.
Воспитатель: А что такое песок?
Дети: песок – это полезное ископаемое.
Воспитатель: сегодня мы будите исследовать песок, познакомимся с его свойствами. А как вы думаете, где проводят исследования?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Что такое лаборатория?
Дети: специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
Воспитатель: и мы сейчас отправляемся в лабораторию для того чтоб исследовать песок, ставить опыты. Для этого необходимо специальное оборудование. Какое оборудование находится у вас на столах?
Дети: дети перечисляют оборудование
Воспитатель: начинаем наши исследования.
Опыт № 1. «Что какое песок, из чего он состоит?»
Возьмите немного песка насыпьте пальцами на тарелочку и рассмотреть в лупу, опустить в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотрим их.
Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла, на ощупь песок шершавый.
Опыт № 2. Давайте пересыплем сухой песок из одной баночки в другую, опустите в банку с сухим песком деревянную палочку, поводить палочкой в разные направления.
Вывод: песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый.
Опыт № 3. Возьмите горсть песка и пустите его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становиться шире, если долго сыпать, то образуются сплывы. Подуйте на песок, имитируя ветер, частички песка передвигаются.
Вывод: песок может двигаться.
Воспитатель: Правильно песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.
(под музыку проводится физкультминутка)
Начинается разминка

Встали, выпрямили спинки
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжаем исследовать песок.
Опыт № 4.Возьмите баночку с водой и опустит в нее горсть сухого песка, не размешивая его. Понаблюдаем, что произойдет. Песок оседает, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.
Вывод: песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.
Опыт № 5.В воронку кладем кусок марли и насыпаем песок, наливаем воду, вода проходит через песок (некоторое время вода держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь). Если же воду налить во влажный песок, то вода просочится гораздо быстрее, т.к. воздуха между частичками нет. При попадании воды в песок он начинает менять свои свойства: плотный, вязкий, более темный, может приобрести форму.
Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.
Воспитатель: Ребята, сегодня, объект нашего исследования – песок. А где можно его встретить, где его можно применить? (Варианты ответов детей).
Его применяют: в строительстве, для изготовления бетона, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр, песком можно рисовать.
Мы сейчас посмотрим, как создают картины из песка.
Просмотр фильма «Рисуем песком».
Я предлагаю вам стать, непросто учеными, а учеными художниками, и нарисовать необычные песчаные картины.
Выбирайте необходимые для творчества предметы и песчаное полотно или (Палочки, ватные палочки)
(Играет музыка). А музыка поможет вам создать интересные песчаные шедевры.
Дети рисуют. Воспитатель обращает внимание на интересные композиции, приемы, используемые в рисовании.
Закончив свои работы, ребята рассказывают о своих сюжетах.
Воспитатель: Вика, я увидела в твоем рисунке необыкновенный сюжет, расскажи о нем.
Матвей, я удивилась, глядя на твой рисунок, ты нарисовала необычных животных, назови их.
Рита, опиши нам свою песчаную картину.
Ваши картины показывают, что вы, не только знающие ученые, но и замечательные художники.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
С каким природным материалом мы сегодня познакомились, проводили опыты.
Что нового вы узнали? Как человек применяет песок в своей жизни? Что понравилось вам в лаборатории?
Благодарю вас за участие в научных экспериментах, за художественное творчество.
Каждому из вас присваивается звание юного ученого.

в старшей группе

НОД ДО Познание (ПИ)

Тема: «Особенности песка».

Задачи: познакомить детей с составом и свойствами природного песка; развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта; расширять представления о песке, его качествах и особенностях; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.

ЗИ: Закрепление правил безопасности работы с песком; формирование наблюдательности, интереса к экспериментированию, воспитывать умение слушать своих товарищей.

Ф: Сюрпризный момент, беседа, показ иллюстраций, проведение опытов и исследований, показ опытов, выполнение аппликации.

1. Сюрпризный момент, беседа.

2. Проведение опытов.

3. Работа с искусственным песком – аппликация.

4. Анализ.

Материалы:

образцы песка,

1 стакан с водой,

1 стакан с воронкой, поднос, ложечка, лупа, шаблоны, разноцветный песок, клей, кисточка – на каждого ребёнка; иллюстрации, презентация, банка с песком, шланг, трубочка склеенная из тонкой бумаги, карандаш, поднос с песком, 2 емкости с песком (влажным и сухим), микроскоп.

I. Орг. Момент.

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.

(дети приветствуют гостей).

Воспитатель.: Я предлагаю вам стать исследователями. Сегодня мы будем проводить опыты и эксперименты. А вот что будем исследовать, вам надо угадать.

Воспитатель: Ребята, в этом загадочном ящике есть то, что нужно нам для занятия.

(Каждый ребенок, засунув руки под салфетку старается на ощупь узнать, что в нем, рассказывает о своих ощущениях).

Прослушав ответы детей, открывает ящик, показывает детям песок.

Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?

Дети: На речке, в песочнице и т.д.

Воспитатель: Я предлагаю посмотреть фильм о песке.

II. Показ презентации про песок.

Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок.

Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.

Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.

Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком.

ВЫВОД: песок создан природой.

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию. Надевайте фартуки. Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Мы будем определять свойства песка.

Опыт 1. Лупа, на ощупь.

Обследовать сухой песок пальцами;

рассмотреть песок через лупу.

Воспитатель: А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?

Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.

Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

Дети: из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.

Воспитатель: Вы знаете, что это? (Показывает микроскоп).

Дети: Микроскоп.

Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов. На фотографиях хорошо видны причудливые формы песчинок. Просто удивительные снимки!

Экран (фото).

Опыт 2 Растворяется или нет?

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?

Дети: Нет, песок сел на дно стакана.

Опыт 3 Пропускает или нет воду?

Воспитатель: А сейчас проверим, пропускает ли песок воду. Для этого в воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?

Дети: Да, песок пропускает воду.

Опыт 4 Фильтрация воды.

Воспитатель: Посмотрите, у вас стоят стаканчики с водой. Давайте покрасим воду и пропустим через наш песок.

(Пластиковая бутылка с отрезанным дном (воронка), перевернем их, вложим в горлышко кусочек губки (поролон, промокашку, вату) и заполним песком. Замутить воду крахмалом или окрасить ярко. Нальем часть в бутылку и подождем, пока она не просочиться через песок. Сравним отфильтрованную воду с «грязной»).

Воспитатель: Как она изменилась?

Дети: Вода стала прозрачнее.

Воспитатель: Песок – это природный фильтр. Так раньше очищали воду наши прабабушки.

Гимнастика для глаз.

Опыт 5 У ящиков с песком.

Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне. (Подходят к тазу или ящику с песком влажным.) У меня здесь два ящика (тазика) с песком. Скажите, какой он?

Дети: Сухой.

Воспитатель: Правильно. А скажите, как можно из сухого сделать влажный?

Дети: Полить его.

(Просим полить из лейки)

Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный?

Определим, какого они цвета?

Дети: Влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета.

Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет?

Дети: Сыпучий песок – сухой.

Воспитатель: А из какого будет хорошо лепится ком? Давайте проверим. Попробуем слепить из песка ком. Из какого песка можно лепить?

Дети: Из влажного песка.

Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Воспитатель: А как вы думаете на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?

(Дать игрушки зверей и попробовать оставить от них следы)

Вывод: Следы остаются на влажном песке.

Воспитатель: А теперь пересыпьте песок через ситечко песок. Что у вас получилось?

Дети: Сухой песок легко пересыпается.

Опыт 6 «Своды и тоннели»

Понадобится трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем в песке. Затем вынимает трубочку и видим, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

Опыт 7 Барханы

Воспитатель: Ребята, скажите, а где много песка?

Дети: В пустыне.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите,

(рассматривание иллюстраций песчаной пустыни, на которой изображены барханы).

Воспитатель: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (выслушиваются ответы, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

(Воспитатель берет банку с песком, вставляет шланг (грушу))

Воспитатель: Давайте превратимся в ветер: несильно, но довольно долго будем дуть на песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Вернутся к иллюстрации с изображением пустыни.

Воспитатель: Посмотрите, на барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт. Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

Воспитатель: Ребята, а какие животные живут в пустыне?

Воспитатель: Правильно. Черепахи, верблюды, тушканчики, скорпионы. Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?

(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (тушканчики) с разными ходами и выходами).

Посмотрите, как вы думаете, такое может быть в пустыне? Что это? Это оазис. В пустынях встречаются участки, которые благоприятны для жизни. Я предлагаю вам сделать такой же оазис.

Воспитатель: У вас у каждого на столах лежат детали оазиса. И еще что такое разноцветное? Как вы думаете? Это искусственный песок. Каждый берет деталь, кладет перед собой и намазывает всю поверхность клеем, потом берем ложкой и насыпаем на клей. Аккуратно стряхиваем на клеенку. Вот у нас и получился оазис. Молодцы.

Итог.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось? Что мы сегодня делали? Что интересного узнали? А давайте подойдем к нашему песку еще раз и посмотрим на него. Ой, что это? (Дети убирают платок, а там сюрприз).