Тренинг для родителей «Знаю ли я себя и своего ребенка? Тест. Хорошо ли ты знаешь своего ребенка

Уважаемые родители, предлагаем вам тест, который поможет вам ответить на вопрос "А всё ли я правильно делаю?"

Тест для родителей. «Понимаю ли я своего ребенка?»

Инструкция: На вопросы теста можно отвечать: да, нет, не знаю. За каждый ответ «да» на вопросы под четными номерами, а также «нет» на вопросы под нечетными номерами начислите себе по 10 очков, за каждые «не знаю» -5 очков.

1. На некоторые поступки ребенка Вы частенько реагируете настоящей бурей, а потом жалеете об этом.

2. Вы пользуетесь советами со стороны, если не знаете, как реагировать на поведение Вашего ребенка.

3. Вы считаете лучшими советчиками в воспитании ребенка собственные опыт и интуицию.

4. Иногда вам случается доверить ребенку секрет, который никому другому не рассказали бы.

5. Вас обижает отрицательное мнение посторонних о ребенке.

6. Вам случается просить прощения у ребенка за какие-то свои слова или поступки.

7. Ребенок не должен иметь секретов от родителей - таково Ваше глубокое убеждение.

8. Некоторые различия между Вашим характером и характером ребенка Вас радует.

9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи ребенка.

10. У ребенка полно игрушек (игр), поэтому вы запросто можете удержаться от приобретения очередной.

11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка - ремень.

12. Ваш ребенок - настоящий идеал, именно о таком Вы и мечтали.

13. Ваш ребенок доставляет Вам больше хлопот и неприятностей, чем радости.

14. Иногда Вам кажется, что именно от ребенка Вы набираетесь новых мыслей и идей.

15. Вы в состоянии конфликта с ребенком.

Теперь подсчитайте полученную сумму.

Результаты теста:

«Понимаю ли я своего ребенка?»

100 -150 очков. Вы хорошо понимаете ребенка. Для идеала Вам не хватает одного шажка. Им может стать мнение ребенка. Рискнете?

50 -99 очков. Вы на правильном пути к пониманию ребенка. Проблемы с ребенком Вы можете решить, если начнете с себя. И не надо оправдываться нехваткой времени или сложной натурой ребенка.

0 - 49 очков. Увы, Ваш ребенок вызывает сочувствие. Но еще не все потеряно. Обратитесь за советом к опытному педагогу.

Информационно-игровое занятие с родителями «Знаете ли вы своего ребенка».

Цели:

    создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей;

    формирование доброжелательного отношения между родителями и детьми, педагогами и родителями, основанные на доверии,

    развивать самосознание родителей и педагогов, конструктивные представления о детях (у родителей и педагогов).

Задачи : обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях детей определенного возраста, чтобы использовать их в процессе семейного воспитания, способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка, привлечение родителей к сотрудничеству.

Материалы и оборудование : ноутбук, музыкальное сопровождение, проектор, карточки с личностями, ручки, карандаши, лепестки, изготовленные из бумаги для заполнения, песня «В каждом маленьком ребенке…»

Ход информационно – игрового занятия с родителями

(Слайд1)

1. Вступительное слово педагога .

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть в нашей родительской гостевой. Она посвящена теме «Знаете ли вы своего ребенка?» Конечно. Ответит почти каждый родитель. Польский педагог Галина Филипчук так отвечает на этот вопрос: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим с окружающим миром, утешаем, дежурим у их постели, когда они болеют. Может ли кто – ни будь знать своего ребенка лучше, его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?» Многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребенок, тем мы, действительно лучше знаем его. Но уже в школьном возрасте мы замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца. Закономерно возникает вопрос: «Знаем ли мы своего ребенка?» давайте, уважаемые родители об этом и поговорим.

(Слайд знаете ли вы своего ребенка) Скажите, пожалуйста, какое слово самое сладкое, ласкающее слух? Что главное в жизни ребенка с рождения? (высказывание родителей). Это его имя. Мудрецы говорили: «Как назовешь судно, так оно и поплывет». Для каждого человека его имя – самый важный и сладкий звук в мире, который звучит как лучшая на земле музыка. Наше имя иногда капает как дождик, иногда звучит как эхо в горах, а иногда стучит как барабан. Взгляните на имена ваших детей. Малыши только начинают свой жизненный путь, а вы уже приписываете им те качества личности, которые хотели бы видеть в них, либо качества, которые не реализовали сами и хотите реализовать через них. Взгляните на портреты детей: какие они все разные, каждый из них индивидуален и неповторим.

2. Упражнение для родителей (слайд 2) игра «Цветик - семицветик». Перед вами игра «Цветик - семицветик». Представьте, что это ваш малыш нежный, цветущий. Напишите на лепестках ласкательные производные от имени или семейные прозвища. На стебельке имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда недовольны им, сердитесь на него.

Мы дарим цветок имени вашего ребёнка. Пусть лежит он в семейном альбоме, ведь это-часть его жизни, а потом станет частью истории вашей семьи.

3. Игра - упражнение «Клубок» (слайд 3)

Цель: назвать положительные качества ребенка радующие родителей и отрицательные качества, огорчающие их.

Родители садятся полукругом им дается клубок, который разматывая передается друг другу, произнося положительные качества ребенка, сматывая клубок родители произносят отрицательные качества. Уважаемые родители хвалите ваших детей, не будьте скупы на ласку, на похвалу. Так же когда вы сердитесь и ругаете своё чадо, объясняйте за что вы его наказываете, почему вы его так называете. Пусть они знают, что эти поступки огорчают или радуют вас.

Высказывания известных людей

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. /Я. Коменский /

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. /Эрма Бомбек /

Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь. /Ф.Э. Дзержинский/

4.Игра «Интуиция» Слайд 4. Каждая мамочка чувствует настроение своего ребёнка на уровне интуиции. В обычной жизни интуицию называют «шестым чувством», а официальная наука пока не признает наличие у человека такого чувства. Тем не менее, есть множество примеров, когда развитая интуиция не просто выручала людей, а спасала им жизнь. На самом деле, мужчины признают наличие женской интуиции, но называют её по-своему: «Накаркала!». Все родители играют с маленькими детьми в игры типа «угадай, в какой руке?», не задумываясь, что это и есть самая настоящая игра на развитие интуиции. Угадать верную руку не помогут ни знания, ни опыт, только внутреннее ощущение. Простое и доступное занятие, развивающее интуицию - игры с изображениями. Я вам раздам картонные карточки с фотографией человека, на оборотной стороне указаны вопросы, на которые вы должно интуитивно написать свои ответы имя, характер, знаменитый ли человек, род деятельности, как сложилась судьба. А потом проверим, не подвела ли вас ваша интуиция. Я предлагаю вам разделиться на 4-5 микро групп.

(Слайд с фотографиями личностей)

5.Релакс (видеоклип)

В заключение нашей встречи предлагаем вам немного расслабиться помедитировать. Мы надеемся, что всё хорошее и теплое вы унесете с собой домой, и это чувство навсегда останется в вашем сердце.

Психология цвета

Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать...

Значение жёлтого цвета

Желтый цвет сказал я светящийся и теплый, так как я сильно ассоциируюсь с солнечным светом. Я искрюсь оптимизмом, оригинален, наделен богатым воображением и развит художественным вкусом. Обладаю пытливым умом, я люблю все новое и интересное. Я надежный друг. У меня очень светлый взгляд на жизнь. Я не люблю быть вторым. Я вполне доволен миром и счастлив.

Значение красного цвета

Красный цвет ответил, я выше всех других в радуге, я стремлюсь оставаться хозяином положения. Я отличаюсь интересом к жизни. Я вызываю учащение пульса и частоту дыхания, я символизирую огонь, тепло - меня невозможно игнорировать. Со мной интересно, я побуждаю к действию. Мир оказался бы скучным местом без меня.

Значение синего цвета

Синий цвет выступил я спокойствие и умиротворенность. Я широко предпочитаемый цвет. Я холоден и уверен в себе, и в то же время могут быть очень ранимыми. Я доверяю, и нуждаюсь в доверии. Чувствителен к потребностям других, способен на крепкую привязанность, я переживают всякое предательство или разочарование. Я стремлюсь к гармонии, спокойствию, терпению, стойкости и умиротворенности.

Значение зелёного цвета

Я Самый «природный» цвет сказал зеленый завораживаю балансом теплоты и прохлады, я часто оказываюсь уверенным и уравновешенным, заботливым, неравнодушным, разборчивым, добрым и щедрым. Я люблю завоевать внимание наблюдателей и всегда пользуюсь хорошей репутацией. Я внимательный и верный.

Белый

Белый цвет скромно прошептал я символизирую чистоту, я отличаюсь аккуратностью во всем, осторожностью и проницательностью, критичен и несколько суетлив, самодостаточен и невин. Я - словно воспоминание детства и простоты… Я цвет спокойствия, безмятежности. Я характеризуюсь совершенством, я полн свободы и возможностей. Мое фундаментальное качество – равенство. Я покой, целомудрие, сосредоточенность. Я цвет согласия и мира.

Значение фиолетового цвета

Я обладаю аурой загадки и интриги сказал фиолетовый цвет творческим складом ума и воспринимаю возвышенные идеи. Я щедр и очарователен вызываю вдохновение. Я ассоциируюсь с умом, наблюдательностью, восприимчивостью и переменчивостью. Я могу быть скрытным, поэтому даже в те моменты, когда я раскрываю душу, не всегда могут полностью меня понять. Я обосновываю свои взгляды на жизнь, ценю устойчивость, понятность, прямолинеен и открыты.

Социальный педагог МОАУ СОШ № 13 Мухутдинова И.Р.

Размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, думаю можно отнести её к трём годам. В этом утверждении есть свой здравый смысл. В этот период ребёнок проходит путь, сопоставимый по многим параметрам со своей последующей жизнью, т.к. именно в этот период закладываются все психические функции человека. Этот возраст связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями:

двигательная активность , - которая обеспечивает ребёнку широкую ориентацию в пространстве;

речевое общение – позволяет усваивать определённые знания, формировать необходимые умения и навыки через общение со взрослыми;

предметная деятельность – непосредственно развивает способности, в особенности его ручные движения.

Вся эта триада является полноценным психическим развитием маленького взрослеющего человека.

В настоящее время наши современные НАНО-ТЕХНОЛОГИИ ушли далеко вперёд, но к сожалению, в нашем обществе утеряна ДУХОВНОСТЬ. Думаю на сегодняшний день нужно уделять огромное внимание нравственному воспитанию, которое включает в себя понятия ДОБРОТЫ И ЛЮБВИ – это то, что нужно нашим детям в первую очередь. Здесь под словом ЛЮБОВЬ – рассматривается жизненная философия, т.е. – это общее, гармоничное развитие ребенка.

Задача взрослых (родители, педагоги, психологи) состоит в том, чтобы сформировать и развить у малыша именно его способности, которые заложены самой природой . Нужно организовать работу так, что бы развитие детей было полноценным и разносторонним, но при этом радостным и естественным.

Детство – неотделимо от игры . Сейчас критерий психического здоровья звучит так: « Здоров тот, кто умеет любить, работать и играть»


Для того чтобы понять ребенка , проникнуть в его мир – нужно научиться с ним играть . Наша цель, не учить его каким - то специальным навыкам, а дать возможность быть самим собой. Педагог - как хороший садовник: не пытается вырастить из фасоли свеклу, а каждому растению создаёт оптимальные условия для роста и развития.

Детская игра – не просто игра. Она полна смысла и значения! Поэтому все занятия в раннем и пред дошкольном периодах нужно проводить в игровой форме. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире, мире смыслов и ценностей, в то же время они исследуют, экспериментируют и обучаются определённым навыкам. Всё что мы делаем с детьми, безусловно, это обучение, но нужно всегда помнить, что задача педагога заключается в формировании и развитии способностей. Этот именно та база, которая закладывается у детишек 3-4х лет, от этого зависит всё дальнейшее обучение и образование. Читать, писать, считать - всё это конечно хорошо, но это не является пунктом №1. Причина проста «Ребенок дошкольного возраста не имеет школьных качеств в их чистом виде».

Дорогие взрослые учитесь больше чувствовать, понимать своих малышей, не будьте равнодушны к тому, что и как у них получается.

Наблюдайте, играйте, принимайте активное участие в играх, соревнованиях и в самой жизни.

Педагог –психолог СПРР Овчарова С.Ф. предлагает родителям провести быструю и простую диагностику своего родительского отношения к ребенку.

Задание.

Нужно написать десять прилагательных, которые можно сопоставить с характером, поведением и особенностями вашего ребенка. Затем оценить каждое прилагательное знаком «+» или «-», НО только с вашей точки зрения. Например, щедрость принято считать положительным качеством, но у вашего ребенка она настолько выражена (он постоянно раздает свои игрушки), что вы склоны считать это недостатком. Будьте предельно откровенны с самими собой, иначе тест теряет смысл.

Обработка результатов:

Подсчитайте, сколько получилось «+» и «-».

Если преобладают плюсы, то вы принимаете ребенка таким какой он есть.

Если нет ни одного минуса, то возможно это «Слепая любовь».

Если результаты 50 на 50, то родителю необходимо наиболее внимательно рассмотреть все прилагательные со знаком «-». И постараться посмотреть на них нейтрально. Не забывайте, что любой недостаток можно превратить в достоинство.

Если все-таки остались вопросы и опасения, не отчаивайтесь! Приглашаем вас на консультацию. Вместе мы обязательно найдем ключики к такой непростой, неизведанной и ранимой Душе вашего Малыша.

психологические упражнения для тренингов

тренинг

Детско-родительская игра «Знаете ли вы своего ребенка»

1. Разминка игра-приветствие

Из наблюдения : В игре участвовало 11 пар родитель-ребенок. Лишь две из них при встрече в класс поздоровались друг с другом.

2. Опрос: «Знаете ли вы своего ребенка?»

Все берут по ручке и бумаге. Ведущий задает вопросы. В ответах ребенок пишет о себе, родитель – о ребенке. После этого ведущий еще раз зачитывает вопросы, а семьи вместе просматривают оба ответа, сравнивают, обсуждают, делают выводы.

  1. Имя лучшего друга (подруги)
  2. Любимый школьный предмет
  3. Любимая музыка
  4. Любимый цвет
  5. Предпочитаемый вид отдыха
  6. Где находится самая большая родинка
  7. Последнее, что читал
  8. Цвет глаз
  9. Как зовут учителя ОБЖ (преподается 1 раз в неделю)

Из наблюдения : Ни один родитель не ответил правильно о родинке. Только половина родителей знают, что читают их дети. Трое не смогли вспомнить цвет глаз своих детей. Лишь две мамы знают имя учителя ОБЖ.

3. Игра «Пойми меня»

1-ый этап : Чтение стихов с помощью мимики и жестов. 2 команды: родители и дети.

2-ой этап : Детям дается любое предложение, которое родители не знают. Без слов объяснить родителям нужную фразу. Задача родителей - понять своих детей.

Затем . Родители и дети меняются ролями.

Фраза для родителей : Ой, цветет калина в поле у ручья.

Фраза для детей : В лесу родилась елочка.

Из наблюдения : В обоих случаях дети испытывают трудности в понимании родителей.

4. «Солнышко качеств»

Дети и родители каждый для себя рисуют солнце (круг с лучами). В центре круга дети пишут «Я», родители – «мой ребенок».

Каждый лучик - какое-то положительное качество, присуще ребенку. В течение 5 минут каждый пишет то, что думает. Затем пары сравнивают свои рисунки.

Из наблюдения : 1) некоторые качества родители и дети воспринимают по-разному. Например: откровенность родители воспринимают как положительное, дети же считают это качество постыдным; своенравие дети причисляют к достоинствам, а родители единогласно объявили его недостатком. 2) родители о детях думают лучше, чем дети сами о себе.

5. Обсуждение

6. Игра прощание. Памятки родителям.

Тренинг прислала Ирина Иванова


22.12.2011

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.

  • обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях подростков;
  • обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

Участники: классный руководитель, психолог, родители 5 класса.

Подготовительная работа:

  • Детям незадолго до собрания предлагается выполнить следующее задание: выпишите в один столбик все свои недостатки, какие ты считаешь, есть у тебя. В другой столбик выпиши все свои достоинства, т. е. хорошие черты характера. В таблице отметить, какие фразы родители часто повторяют детям.
  • Приготовить бумагу, ручки для индивидуальной работы родителей.
  • Приготовить анкеты, тесты.
  • Сделать мультимедийное сопровождение собрания.
  • Изготовить буклет - конспект собрания, который вручить в конце каждому родителю.

Ход собрания

Воспитание может сделать многое,
но не безгранично.
С помощью прививок можно заставить
дикую яблоню давать содовые яблоки,
но никакое искусство садовника
не сможет заставить её приносить жёлуди.
В.Г.Белинский

1. Вступительное слово классного руководителя.

Многие родители считают, что своего ребенка они знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспитательницей в детском саду, замечаем, что наши суждения становятся все более приблизительными, через 10-12 лет довольно часто обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребенка прекрасного (а бывает и совсем наоборот) незнакомца.

Знаете ли вы своего ребенка и что надо знать о нем? Вот сегодня мы и поговорим на эту тему.

2. Выступления школьного психолога "Психологические особенности детей подросткового периода".

3. Размышления родителей на тему: "Что надо знать о своем ребенке?"

Так что же надо знать о своем ребенке? И для чего это надо знать? (Мнения родителей.)

Вы все абсолютно правы. Однозначный ответ на данный вопрос: о ребенке надо знать все! А поскольку это практически невозможно, надо стараться быть ближе к нему.

Знать, чем он живет, кого и за что любит.

Отчего у него мгновенно портится настроение, и что ему по плечу.

С чем ему никогда не справиться, во что он верит и в чем сомневается и т. д.

Однако из этого большого набора сведений о ребенке можно выделить и самое важное:

  • состояние его здоровья,
  • темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик),
  • эмоциональная стабильность или невротичность (повышенная нервная возбудимость),
  • замкнутость (повадки интроверта),
  • общительность,
  • направленность личности (личностная, деловая, коллективистская).

4. Мини-лекция на тему "Что надо знать о своем ребенке?"

Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: учителя несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а так же чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода.

Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: "Я знаю, что нужно моему ребенку!" Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.

Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко угнездился в сознании. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг - помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: "Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!"

Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного - жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение оттого, что у родителей нет уверенности, что сын или дочь правильно выберут свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал мотив "пусть мой

ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!" А когда у нашего сына или дочки жизнь не получается, мы ищем виноватых в школе, на улице, среди друзей, но не думаем, что виноваты сами.

Чувство тревоги ненасыщаемо, и повод для нее находится всегда. Так появляется гипертревога. Наряду с этим мама пытается создать фасад внешнего психологического благополучия, не обсуждает с ребенком проблемы своей жизни. Дети не знают о материальных затруднениях, мало помогают по дому. Это приводит не только к негативным последствиям для ребенка, но и для матери это не менее губительно. Отдавая все свободное время дому и ребенку, она мало занимается собой, у нее нет времени для общения с друзьями, подругами, круг интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает свое одиночество. Появление любого третьего человека в доме становится для ребенка психологической проблемой.

Одна из распространенных ошибок одиноких мам - завышение требований к ребенку, желание компенсировать свои неудачи за счет его удач.

Многочисленные исследования детей из трех типов семей - неполной, полной конфликтной и полной благополучной - обнаружили, что по большинству показателей (школьная успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из неполной семьи чаще оказываются успешнее, чем их сверстники из полной семьи, но конфликтной и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.

В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности.

Каковы же они, главные законы детства?

Что необходимо ребенку для полноценного развития?

Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

Могучая потребность в деятельности - вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями - папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.

Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Если педагогическая запущенность - это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.

Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.

5. Педагогический практикум

Знаете ли вы достоинства и недостатки своего ребенка? Я предлагаю вам сочинение из педагогической литературы.

Сочинение "Мой ребенок".

"Я очень хотела иметь ребенка. Но мне долго это не удавалось. Я Уже решила, что я неполноценная женщина,.. когда я наконец поняла, что беременна, моему счастью не было предела. Я очень трудно вынашивала и рожала моего сына. Пока он не появился на свет, я много думала о нем, какой он будет внешне, как он будет расти и умнеть с каждым годом, как мы будем с ним гулять по улицам, а все будут с восхищением смотреть на нас. Я представляла все главные вехи его жизни: вот он идет в детский сад, вот поступает в школу... но судьба вместе со счастьем быть матерью дала мне наказание. Мой ребенок родился не очень здоровым, и его дошкольное детство было для меня цепочкой бессонных ночей и терзаний. Иногда я спрашивала Бога, за что мне такие муки? Но самое страшное началось в школе. Он оказался совсем неспособным к обучению. Очень злой и агрессивный, обманывает меня и учительницу, берет чужие вещи, очень ленивый, ничем не интересуется, ни с кем не дружит. Мне уже стыдно появляться в школе и открывать дневник. Порой мне кажется, что я сойду с ума".

Какую реакцию вызвало у вас это сочинение? Опишите моменты вашего личного опыта, которые могли бы объяснить вашу реакцию. Побудьте в роли этой женщины, которая одна воспитывала сына и связывала с ним все свои надежды. Станьте ее ребенком, которого мама ни разу не назвала по имени, от которого она сходит с ума и знает все его недостатки. Что вы почувствовали в той и другой роли? Как бы вы чувствовали себя на месте этой женщины? Есть ли разница в ваших чувствах и переживаниях? Что вы об этом думаете?

Для размышления предлагается таблица с текстом (ответы той же женщины):

Таблица на экране.

Достоинства моего ребенка Недостатки моего ребенка Каким бы я хотела видеть моего ребенка
Красивый Неразвитый Развитым
Несообразительный Сообразительным
Ленивый Трудолюбивым
Злой Добрым
Драчливый Послушным
Плохо себя ведет Хорошим учеником
Плохо учится Правдивым
Лживый Общительным
Конфликтный Честным
Нечестный

Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу на бланках, опишите достоинства и недостатки своих детей.

Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?

В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или недостатки, как нет и человека без достоинств и недостатков. Мудрость родителей заключается в том, что, видя то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Описанная мама сама признала, что не воспитала в ребенке ничего хорошего. Но ребенок не пустой сосуд. И если в нем не формируются какие-то положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, это означает, что в семье не приучали к труду, если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь ему избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на своего ребенка такими глазами.

6. Тест №1 "Какой вы родитель".

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:

Фразы. Баллы
1 Сколько раз тебе повторять. 2
2 Не знаю, чтобы я без тебя делала. 1
3 И в кого ты только уродился! 2
4 Какие у тебя замечательные друзья. 1
5 Ну, на кого ты похож! 2
6 Я в твоё время! 2
7 Ты моя опора и помощник (ца)! 1
8 Ну что за друзья у тебя! 2
9 О чем ты только думаешь! 2
10 Какая ты у меня умница! 1
11 А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1
12 У всех дети как дети, а ты! 2
13 Какой ты у меня сообразительный! 1
14 Посоветуй мне пожалуйста. 1

Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13-14 баллов . Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.

Вот вы и узнали, какой вы родитель, оценили достоинства и недостатки своего ребенка.

Но совпадает ли ваше мнение с представлениями ребенка о себе самом?

Я вам предлагаю ответы ваших детей. Как они сами оценили свои недостатки и достоинства, и какие фразы вы чаще всего им говорите. Изучите мнение ребенка.

(Пока родители читают, звучит тихая музыка.)

Какие чувства вы сейчас испытываете? Как вы думаете почему?

Я тысячу раз говорила тебе:

Сколько раз надо повторять:

Я в твоё время:

О чем ты только думаешь:

Неужели трудно запомнить:

Ты становишься:

У всех дети как дети, а ты:

Отстань, некогда мне:

Почему Лена (Катя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет:

И употреблять чаще:

Ты у меня самый умный:

Как хорошо, что у меня есть ты:

Ты у меня молодец:

Я тебя очень люблю:

Спасибо тебе:

Без тебя я бы не справилась:

Ты моя опора и помощник (ца)!

Помните, что дети учатся жить у жизни. (Слова на экране)

Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.

Если ребёнка часто подбадривать, он учится верить в себя.

Если ребёнка часто хвалят, он учится быть благородными.

Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым.

Если ребёнок живёт в доверии к миру, он учится верить в людей.

Если ребёнок живёт в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

7. Тест №2 "Хорошо ли я знаю своего ребенк".

Сколько новых учебных предметов у вашего ребенка добавились в этом учебном году?

Знаете ли вы всех преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребенок?

а) знаю всех

б) знаю половину

в) знаю лишь некоторых

Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребенка ради интереса?

а) постоянно

б) 1-2 раза в четверть

в) ни разу

Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам, и не способны ему помочь, что вы будете делать?

а) Обращусь за помощью к учителям

б) пойду к завучу

в) заставлю ребенка более серьёзно учить предмет.

Знаете ли вы интересы (увлечения) своего ребенка?

а) да, знаю

б) частично

в) догадываюсь, но не точно.

Знаете ли вы, где и с кем ребенок проводит свое свободное время?

б) иногда

в) нет, но догадываюсь.

Подсчитайте отдельно количество высказываний а, б, в.

Если лидирует ответ а. Вы знаете своего ребенка, знаете, что ребенок нуждается в вашей помощи, и оказываете эту помощь своевременно.

Если лидирует ответ б. Вас волнует не ребенок, а проблемы, но неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации всей остальной деятельности ребенка.

Если лидирует ответ в. Вы не интересуетесь делами ребенка, Вы и другие членам семьи должны помочь ребенку.

8. Подведение итогов собрания

Подводя итоги собрания, нужно отметить, что дети во многом ориентируются на своих родителей.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример тому.

Себастьян Брант.

Авторитетные родители - инициативные, общительные добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским, капризам.

Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.

Авторитарные родители считают, что ребенку, не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением - основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.

У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.

Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети.

Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение.

Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.

Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за активное участие в обсуждении вопросов.

Получили ли вы ответы на интересующие вас вопросы?

Что полезного вы узнали на собрании?

В качестве решения собрания я предлагаю вам памятки и буклет с советами и рекомендациями.

(Раздаются буклеты всем родителям)

Обратная связь.

Уважаемые родители! Чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собраний отвечают требованиям семьи, я прошу вас ответить на вопросы анкеты. Ваши искренние ответы помогут мне лучше увидеть положительные моменты и отрицательные стороны проведения родительских собраний. Мне очень хочется с учетом ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.