Уголок гигиены в начальной школе. Просветительские занятия с воспитателем. Как назвать уголок здоровья

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни - одна из важных задач детского сада. И здесь огромную роль играет взаимодействие с семьями воспитанников. Конечно же, родители больше всех заинтересованы в сохранении здоровья своего ребёнка. Однако далеко не все они имеют медицинское образование и являются компетентными в различных вопросах. Поэтому задача воспитателя - помочь мамам и папам, донести до них ценную информацию. И поможет в этом специально оборудованный в каждый группе уголок здоровья. Причём заинтересует он не только родителей, но и самих детей.

Значение уголка здоровья в группе

Современному человеку нужно всерьёз задумываться о своём здоровье, ведь активное использование достижений цивилизации чревато негативными последствиями для физической формы, а иногда и для психического состояния. Поэтому многие заботливые родители самого раннего возраста стараются приучать детей к активному образу жизни, здоровому питанию, правильному режиму дня. В некоторых же семьях этим моментам уделяется недостаточно внимания, поскольку недооценивается их важность. В связи с этим основная цель уголка здоровья, который должен быть создан в каждой группе ДОУ - помочь мамам и папам беречь и укреплять здоровье своих детей.

Далеко не все семьи ведут здоровый и активный образ жизни, поэтому советы в уголке здоровья помогут родителям осознать важность этих моментов

Данная цель реализуется через конкретные задачи.

  1. Дать конкретные рекомендации по физическому воспитанию дошкольников (вопросы гигиены, осанки, закаливания и пр.)
  2. Рассказать о важности правильной организации режима дня.
  3. Дать информацию по профилактике инфекционных заболеваний.
  4. Консультировать семью по психологическим вопросам (например, адаптация в детском саду, подготовка к школе и пр.).

Медицинские уголки несут пользу и самим дошкольникам. С их помощью ребятам можно легко объяснить многие полезные вещи, помогающие сохранять своё здоровье. Это должна быть только важная информация, чтобы внимание ребёнка не рассеивалось (например, конкретный наглядный алгоритм мытья рук или чистки зубов). Детская аудитория уголка здоровья включает в себя воспитанников средней, старшей и подготовительной группы.

Иногда воспитатель организует уголок здоровья в групповой комнате исключительно для дошкольников. Там помещаются разнообразные дидактические картинки для детей (например «Полезные и ядовитые грибы и ягоды»), книги подходящей тематики, плакаты (к примеру, о строении человеческого тела), макеты, рабочие тетради (для старшей и подготовительной группы), дидактические игры («Аскорбинка и её друзья» и пр.). В данной зоне также часто помещают игрового персонажа - куклу доктора Айболита.

Данная зона здоровья организуется, как правило, начиная со среднего дошкольного возраста. Но при желании можно её обустроить и для младших дошкольников.

Иногда в группе зона здоровья совмещается с физкультурным уголком.

Фотогалерея: уголки здоровья непосредственно для дошкольников

В уголке представлены схемы, картинки, раскраски и познавательные книги На «дерево здоровья» можно помещать различную информацию В уголке здоровья для младших дошкольников находятся, в основном, игровые персонажи, яркие картинки и пазлы

Требования к оформлению медицинского уголка

Строгих стандартов по оформлению медицинского уголка в группе нет. Расположить эту зону следует в том месте, где родители (или законные представители) проводят больше всего времени в детском саду, - а это раздевалка (или приёмная).

При оформлении уголка здоровья воспитателю обязательно нужно проявить творческий подход и фантазию - тогда он заинтересует маму или папу (ведь сегодня любую информацию можно найти и прочитать в сети Интернет). Нужно учитывать следующие важные моменты.

  1. Месторасположение. Информация следует располагать на видном месте, чтобы привлечь внимание родителей. При этом уголок должен гармонично вписываться в общий интерьер раздевалки.
  2. Важную роль играют заголовки материалов. Они должны быть яркими и «цепляющими», вызывать желание ознакомиться с информацией. Например, не нужно сухо писать «Основные методы профилактики гриппа и ОРЗ», а выразительно обозначить «Крепкий иммунитет победит простуду!» или «Грипп не пройдёт!». Другой пример: не «Как подготовить ребёнка к школе», а «Идём в школу с радостью!»
  3. Излагаемый материал должен быть предельно простым и доступным. Ведь не все взрослые имеют глубокие познания в сфере медицины. Непонятные термины и фразы, сложные синтаксические конструкции только отпугнут читателя. Хорошо подавать информацию тезисно (например, в виде нумерованных списков), в виде пошаговых инструкций (каждый шаг - в отдельной рамочке) – это хорошо структурирует материал и выделяет главные мысли.
  4. Текст нужно внимательно проверять на содержание грамматических и синтаксических ошибок.
  5. Шрифт не должен быть мелким (недопустимы громоздкие статьи, вырезанные из журналов). Хорошо, когда его цвет контрастирует с фоном. Заголовок следует делать более крупным и выделять другим цветом.
  6. Красочность. Удачно оформленный медицинский уголок невольно притягивает взгляды своими насыщенными красками, яркими иллюстрациями, интересными фотографиями. Любая текстовая информация обязательно должна сопровождаться наглядностью, тем более что аудитория зоны здоровья - не только взрослые, но и дети. Весьма уместны будут популярные персонажи сказок и мультфильмов, просто забавные зверюшки.
  7. Материал необходимо периодически обновлять (не реже одного раза в месяц), чтобы интерес к уголку здоровья не угас.

Фотогалерея: важные нюансы оформления уголка

Заголовок материала должен быть лаконичным и ярким
Информация набрана крупным шрифтом и имеет конрастный заголовок Красочное и необычное оформление невольно привлекает внимание Медицинский уголок должен располагаться на видном месте и гармонично вписываться в интерьер приёмной комнаты

Как назвать уголок здоровья

Педагогу следует продумать яркое название медицинского уголка, ведь оно также привлекает читательское внимание и влияет на последующее восприятие информации. Можно взять на заметку такие варианты.

  1. «Советы доктора Айболита».
  2. «Советы доктора Градусника».
  3. «В стране неболеек».
  4. «Неболей-ка».
  5. «Здоровейка».
  6. «За здоровый образ жизни».

Основные средства для оформления и наполнения уголка

Для оформления и заполнения медицинского уголка используются определённые средства. Прежде всего, это стенды. Они имеют пластиковые карманы, в которые помещается информация по тематическому принципу (например, в один - советы по профилактике заболеваний, в другой - рекомендации по общему физическому воспитанию). В эти же кармашки вставляются и картинки.

Стенд имеет пластиковые карманы, в которые помещается информация

Ещё одно популярное средство оформления и наполнения уголка - папки-передвижки (представляют собой ширмы из плотной бумаги). Они устанавливаются на кабинках, обычно прямо под стендом. Такие пособия можно приобрести в готовом виде по самым разным темам, а можно изготовить самостоятельно - в виде нескольких файлов (материалы можно менять).

Папка-передвижка представляет собой бумажную ширму, которая помещается на детские кабинки

Иногда в уголке здоровья выкладываются файловые папки. Они оформляются по принципу книжки, которую можно полистать. При желании родители могут взять такой материал домой, чтобы более обстоятельно с ним ознакомиться.

Содержание уголка здоровья и основные виды деятельности в этой зоне

Ключевая составляющая успеха уголка здоровья - его содержание. Здесь целесообразно выделить три основных блока.

Полезная информация для родителей

Это консультации на самые разные темы. Главное - чтобы они были актуальные. При этом все статьи объединяет единая цель - рассказать семье о мерах по укреплению детского здоровья.

Возможные варианты тем.

  1. «Профилактика сезонных простудных заболеваний и гриппа» (а также симптомы, методы борьбы с болезнями).
  2. «Как избежать пищевой инфекции».
  3. «Как защитить малыша от укусов насекомых»
  4. «Как избежать солнечного удара».
  5. «Техника безопасности во время отдыха на водоёме».
  6. «Чтобы зубы всегда были здоровыми» (гигиена ротовой полости).
  7. «Формируем правильную осанку».
  8. «Заботимся о зрении с детства».
  9. «Профилактика плоскостопия».
  10. «Приборы, способствующие оздоровлению» (увлажнители воздуха, ионизаторы).
  11. «Здоровый рацион питания для дошкольника».
  12. «Готовим ребёнку вкусные полезные овощные блюда».
  13. «Закаливание с ранних лет».
  14. «Дыхательная гимнастика для детей».
  15. «Правильно одеваем ребёнка по сезону».
  16. Статьи на психологические темы: «Если малыш боится насекомых», «Страх темноты у детей», «Как помочь стеснительному ребёнку», «Страх врачей у ребёнка», «Тренируем детскую память», «Излишне тревожный малыш», «Адаптация к детскому саду», «Как психологически подготовить ребёнка к школе», «Как справляться с переутомлением» и др.

Фотогалерея: примеры консультаций для родителей на различные темы

Информация поможет родителем обезопасить своих детей в период эпидемии Консультация на психологическую тему Родителям будет полезно узнать, как правильно одеть ребёнка в холодную осеннюю погоду Переутомление детей - важная психологическая проблема Не все родители знают, как предупредить плоскостопие Вырастить здорового ребёнка может только тот, кто сам знает, что такое здоровый образ жизни

В блок для родителей также можно поместить информацию о прививках (их график и описание), телефоны медицинских учреждений, антропометрические данные воспитанников, режим дня в группе.

Статья 41 Конституции РФ
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Информация для дошкольников

Материалы для самих дошкольников представляют собой красочные картинки, схемы-иллюстрации. На них сказочные персонажи выполняют определённые действия (чистят зубы, умываются, делают зарядку и пр.). Такая наглядность привлечёт детское внимание и послужит примером для подражания.

  1. Алгоритм мытья рук.
  2. Какие бывают средства гигиены.
  3. Строение тела человека.
  4. Вредные и полезные продукты.
  5. Витамины и продукты, в которых они содержатся.
  6. Виды закаливание (солнце, воздух и вода).

По мере взросления детей содержание картинок усложняется (хотя тема может быть одна и та же). В подготовительной группе они уже могут содержать небольшие подписи.

Фотогалерея: картинки для детей в уголке здоровья

Ребята узнают, в каких продуктах содержатся основные витамины Пошаговый алгоритм научит малышей правильно чистить зубы Картинка наглядно покажет ребятам, какие продукты относятся к вредным Картинка показывает детям вредные привычки, которые приводят к очень плохим последствиям Картинки расскажут ребятам о полезных продуктах Картинка поможет малышам запомнить основные предметы для проведения гигиенических процедур Картинки расскажут детям и родителям, из чего складывается режим Схема поможет детям запомнить компоненты ЗОЖ Старшие дошкольники узнают, как сохранять правильную и красивую осанку

Отчёты по оздоровительным мероприятиям, которые проводились в группе

Это наиболее удачные рисунки, аппликации, фотографии поделок воспитанников на тему здоровья. Также это может быть фоторепортаж с праздника здоровья, проведённого в детском саду, или физкультурно-оздоровительного досуга.

Родители смогут увидеть, какие мероприятия проводятся в детском саду по теме здоровья

Фотографии могут приносить и родители, чтобы продемонстрировать, как семья придерживается здорового образа жизни (велопрогулки, пикники на природе, игры на свежем воздухе, катание на лыжах и коньках, занятия в тренажёрном зале, туристические походы и пр.). Каждая семья по очереди может представить такую информацию.

Подобные фотоотчёты помогут побудить к двигательной активности даже самые пассивные семьи. А ведь это одна из ключевых целей функционирования уголка здоровья.

Подобные фото, помещённые в уголке здоровья, будут служить для пассивных семей мотивацией к ведению активного образа жизни

Видео: неделя здоровья в группе (материалы видеопрезентации можно использовать для наполнения уголка здоровья)

Примерный эскиз и макет оформления медицинского уголка

Сегодня воспитатель может приобрести самые разные готовые информационные стенды, в том числе и по теме здоровья. Как правило, они яркие и удобны в использовании.

Фотогалерея: макеты готовых стендов здоровья

На стенде уже размещены стихи про чистоту и витамины На стенде изображена девочка в костюме врача, что, конечно, привлечёт внимание детей и родителей На стенде очень красивый пейзажный фон На стенде Айболит поучает Незнайку Красный крест - традиционный символ медицинской помощи На стенде доктор Айболит лечит бедного зайчика с перевязанной ногой, а помогает ему добрый крокодил

Для каждой школы обязательным является оформление уголка здоровья, в котором подобрана полезная информация, позволяющая учителям и медсестрам проводить профилактические беседы с учениками. Конечно же, очень важно приучать детей к еще с ранних лет, и родители всячески стараются делать это. Однако они могут обучить их элементарным или другим несложным мерам профилактики, а более детальную подготовку должны проводить люди, прошедшие специальное обучение. Именно для этого все общеобразовательные учреждения оборудуют определенное место с тематическими плакатами, брошюрами, стендами и другими пособиями, в которых содержится полезная информация.

Для чего создается уголок здоровья?

Основная цель такого уголка заключается не только в обучении, но и подведения итогов проведенной работы с учениками. Во время оздоровительных занятий дети демонстрируют результаты полученных знаний.

Рассмотрим, какие основные задачи решаются на внеклассных уроках, посвященных здоровому образу жизни:

  • спортивная подготовка детей;
  • работа с психологами для ;
  • мотивация подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
  • проведение и при необходимости их обучение;
  • оздоровительные процедуры для учеников и прочие воспитательные работы;
  • формирование благоприятного климата в коллективе;
  • ознакомление с мерами предосторожности, которые необходимы для профилактики серьезных заболеваний.

В основном подбором информационного материала занимаются учителя, иногда привлекая медицинских работников. Их профессионального опыта вполне достаточно для того, чтобы обеспечить здоровья интересными плакатами, наглядными пособиями, брошюрами и грамотными стендами. Однако привлекать учеников к этому процессу необходимо, именно они могут внести новые идеи и сделать ярким и интересным. Родители также могут отвечать за некоторые рубрики.

Самое главное - следить за тем, чтобы все материалы вовремя обновлялись и отвечали последним требованиям.

Основные требования к оформлению

Для того чтобы дети хорошо усваивали новую информацию, необходимо, прежде всего, заинтересовать их. Весь материал должен быть красочным, а преподавание проводиться в игровой форме. Это позволит детям легко запоминать информацию. Поэтому оформляя уголок здоровья, нужно следовать определенным правилам:

  1. Эстетичный внешний вид. Обязательно нужно правильно подобрать дизайн помещения: отдавать предпочтение определенным цветам, установить удобную мебель.
  2. Весь присутствующий материал должен быть всесторонне развивающим.
  3. Во время оформления стендов следует использовать яркие краски, которые интригующе будут действовать на учеников, возбуждая в них интерес к информации.
  4. Каждая из рубрик должна соответствовать определенной возрастной категории.
  5. Уголок здоровья обязательно оснащается информацией о спортивных достижениях учеников, так как именно играет важную роль в оздоровлении.
  6. Обязательно следует подходить к оформлению творчески.

В начальной школе очень важно правильно организовать уголок, так как он поможет адаптироваться детям в новом коллективе, приобщит их к командной работе и привьет любовь к спорту, а, главное, создаст в классе атмосферу гармонии.

Перед тем как выбирать тематику информации, которая будет использоваться на оздоровительных занятиях, необходимо обсудить ее с родителями. После составления утвержденного списка можно начинать наполнять уголок здоровья наглядными пособиями, приобщая детей к этому процессу.

  1. Правильное питание.
  2. Пагубное влияние вредных привычек (распитие спиртных напитков, курение).
  3. Жизнь без наркотиков.
  4. Главные ценности.
  5. Спорт в жизни детей.
  6. Профилактика опасных заболеваний.

Для того чтобы ознакомить учеников с данными темами и закрепить изученный материал, можно предложить им нарисовать рисунки, а потом устроить конкурс, или написать сочинение, поставить спектакль, придумать лозунги, создать стенгазету с фотографиями.

Зачем нужен уголок здоровья в начальной школе?

Для детей, которые делают первые шаги во взрослую жизнь, крайне важно научиться вести здоровый образ жизни. Наличие такого уголка позволит им развиваться всесторонне и узнавать всю необходимую информацию о личной гигиене, важности прохождения ежегодного профилактического медосмотра, приема лекарственных препаратов, а также узнать о том, что может произойти, если не придерживаться мер предосторожности. Главная цель и задача уголка здоровья - привить детям любовь к здоровому образу жизни.

Проведение внеклассных занятий позволит обезопасить малышей от различных заболеваний и возможных травм, а еще уголок здоровья - залог спокойствия родителей за жизни своих чад.

Предварительный просмотр:

Грипп

Грипп является вирусной инфекцией, которая поражает в основном нос, горло, бронхи и, иногда, легкие. Обычно болезнь длится около недели. Ее характерными признаками являются резкое повышение температуры, мышечные и головные боли, сильное недомогание, непродуктивный кашель, боль в горле и ринит.

Вирус легко передается от человека человеку воздушно-капельным путем при выделении инфицированными людьми мельчайших частиц во время кашля или чихания. Грипп имеет тенденцию быстро распространяется, вызывая сезонные эпидемии.

Для детей, пожилых людей и людей, страдающих серьезными заболеваниями грипп представляет опасность - он может привести к осложнениям основных заболеваний, развитию пневмонии и смерти.


Предварительный просмотр:

Начало болезни:

ОРЗ (В ПРОСТОРЕЧИИ - ПРОСТУДА) - чаще плавное

ГРИПП - всегда острое.

Температура тела:

ОРЗ - выше 38 о С поднимается редко,

ГРИПП - 39 о С и выше достигает за 2-3 часа, держится 3-4 дня

Интоксикация организма:

ОРЗ - слабая, общее состояние удовлетворительное

ГРИПП - озноб, пот, сильная головная боль (в висках и в области глаз), боязнь света, головокружение, ломота. Все это проявляется резко и нарастает стремительно.

Кашель, дискомфорт в области груди:

ОРЗ - сухой, отрывистый, умеренно выраженный, появляется сразу

ГРИПП - мучительный, с болью, появляется на 2-е сутки

Насморк и заложенность носа:

ОРЗ - часто основной симптом

ГРИПП - появляются не сразу, выражены не так ярко

Горло (покраснение и боль):

ОРЗ - один из основных симптомов

ГРИПП - в первые дни болезни проявляется не всегда

Покраснение глаз:

ОРЗ - если присоединяется бактериальная инфекция

ГРИПП - частый симптом

Предварительный просмотр:

Серозно-вирусный менингит

Серозно-вирусный менингит является наиболее типичной и тяжелой формой энтеровирусного поражения центральной нервной системы.

Источником инфекции являются больные и вирусоносители. В качестве переносчиков инфекции могут выступать некоторые насекомые (например, клещи).

Симптомы: Заболевание начинается остро, с подъема температуры до 38-40 градусов, сильной головной боли, головокружения, рвоты, иногда с болями в животе, спине, судорожным синдромом.

При появлении аналогичных жалоб необходимо срочно изолировать больного, т.к. он является источником заражения для окружающих, и обратиться к врачу.

Учитывая возможные пути передачи, меры личной профилактики должны заключаться в соблюдении правил личной гигиены (мыть руки перед каждым приёмом пищи), соблюдении питьевого режима (кипяченая вода, бутилированная вода), тщательной обработке употребляемых фруктов, овощей и последующим ополаскиванием их кипятком. Купаться следует в специально отведённых местах и не заглатывать воду. Не мыть овощи и фрукты в воде открытых водоёмов. Во время подъёма заболеваемости следует избегать посещения массовых мероприятий, мест с большим количеством людей (общественный транспорт, кинотеатры и т.д.). Рекомендуется влажная уборка жилых помещений не реже 2 раз в день, проветривание помещений.

Ни в коем случае не допускать посещения ребенком организованного детского коллектива (школа, детские дошкольные учреждения) с любыми проявлениями заболевания.

Клинически заболевание может начинаться с симптомов схожих по клинике с острой респираторной вирусной инфекцией (боль в горле, насморк, общая слабость, которая сопровождается подъёмом температуры тела). Поэтому, при появлении в семье случая заболевания сопровождающегося данными симптомами, необходимо изолировать больного в квартире, выделить отдельную посуду, не допускать до больного детей, ухаживать должен один из членов семьи, при кашле и чихании прикрывать нос одноразовым платочком (использовать однократно), проводить текущую уборку с применением дезинфицирующих средств, проводить регулярное проветривание помещений.

В Рязанской области растет число заболевших серозным менингитом

По заявлениям санитарных врачей, групповых очагов энтеровирусной инфекции в регионе нет. По данным регионального управления Роспотребнадзора , на 18 июля в области зарегистрировано 38 случаев заболевания вследствие энтеровирусной инфекции , из которых 27 случаев серозного менингита и 11 - герпангины. Подчеркивается, что случаи заболевания между собой не связаны и очагов групповой заболеваемости не зарегистрировано. Большинство заболевших не соблюдали правил личной гигиены, использовали для питья некипяченую воду, фрукты и овощи перед употреблением не обрабатывали кипятком.

Причина быстрого распространения инфекции связана с тем, что клинические формы энтеровирусной инфекции разнообразны. Это объясняется большим количеством возбудителей, способных вызвать заболевание. Энтеровирусная инфекция может протекать в виде легких форм заболевания, таких как конъюнктивит, фарингит, гастроэнтерит, трехдневная лихорадка, герпангина. При более тяжелом течении регистрируются энцефалит, серозный менингит.

При первых признаках инфекционного заболевания необходимо обращаться в медицинское учреждение!


ЗАПОМНИТЬ НУЖНО НАВСЕГДА:

ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ – ЧИСТОТА!


Предварительный просмотр:

Профилактика гриппа

  • Вакцинация проводится в виде 1-2 уколов погибшего или ослабленного возбудителя гриппа за несколько месяцев до начала эпидемии, и дает стойкий специфический иммунитет против этого штамма вируса. Хотя этот штамм прогнозируется как основной, из-за высокой изменчивости или по другим причинам возможно появление других штаммов, против которых иммунитета не будет. Отметим, что вакцинация не дает 100% гарантии отсутствия заболевания, однако существенно снижает ее вероятность при практически полном отсутствии противопоказаний и побочных реакций.
  • Народные средства укрепляют общий иммунитет, не имеют противопоказаний и очень дешевы. Однако их эффективность не очень высока, требуется постоянное применение (здоровый образ жизни, занятие спортом и т.д.).
  • Неспецифические лекарства повышают общую устойчивость организма, противовирусные - вызывают специфический иммунитет против гриппа. При этом могут иметь противопоказания и побочные реакции, должны назначаться врачом.

В народные (доступные) средства входят:

Общегигиенические средства

  1. Одним из наиболее распространенных и доступных средств для профилактики гриппа является ватно-марлевая повязка (маска). Однако, это недостаточно эффективный метод защиты себя, а при заболевании - окружающих от заражения.
  2. Необходимо часто мыть руки , особенно во время болезни или ухода за больным.
  3. Проветривайте помещения, в которых находитесь.
  4. Для профилактики гриппа и других ОРВИ важно уменьшить число контактов с источниками инфекции, это особенно важно для детей. Не рекомендуется активно пользоваться городским общественным транспортом и ходить в гости. Дети должны как можно больше гулять: на свежем воздухе заразиться гриппом практически невозможно.

Общеукрепляющие меры

  1. Закаливание - важнейший метод профилактики респираторных инфекций (но не гриппа) в нашем климате, оно позволяет нормализовать функцию дыхательных путей при охлаждении, что снижает дозу вируса, попадающего в организм при заражении. Поэтому путем закаливания можно если и не полностью избежать простуды, то снизить чувствительность к нему ребенка.
  2. Дополнительно необходимо принимать аскорбиновую кислоту и поливитамины . Следует отметить, что наибольшее количество витамина С содержится в соке квашеной капусты, в киви а также цитрусовых - лимонах, мандаринах, апельсинах, грейпфрутах.
  3. Чеснок. Для профилактики в период эпидемий гриппа и простудных заболеваний его можно принимать по 2-3 зубчика ежедневно. Также положительным действием обладает употребление репчатого лука
  4. Ежедневное использование в рационе свежих овощей и фруктов позволит повысить общий иммунитет к вирусным заболеваниям, а также значительно облегчит бюджет семьи, по сравнению с затратами на медикаментозные средства.

Дополнительные меры

  1. Гигиена носа: мытье 2 раза в день передних отделов носа с мылом.
  2. Полоскание горла растворами фурациллина, соды, ромашки.
  3. Ингаляции
  4. Теплые ножные ванны с горчицей в течение 5-10 мин.

При использовании народных методов необходимо помнить, что эти мероприятия должны проводиться ежедневно и длительно, это должен быть образ жизни.

Предварительный просмотр:

РАЦИОН ПИТАНИЯ

Витамин А . Он содержится в моркови, луке, печени, зеленом горошке, помидорах, твороге и салате. Имеющийся в витамине A антиоксидант бета-каротин способствует поддержанию остроты зрения. При его дефиците может развиваться «ночная слепота».

Витамин С . Он содержится в цитрусовых, квашеной капусте, смородине и шиповнике. Этот витамин обеспечивает поступление крови к сосудам и капиллярам глаза. Кроме того, он необходим для защиты от коротковолновых лучей, вредных для зрения.

Витамин E. Он содержится в больших количествах в сливочном и растительном масле, картофеле, орехах, шпинате, крупах и бобовых. Витамин E помогает предотвратить развитие таких возрастных нарушений зрения, как катаракта.

Лютеин и зеаксантин . Данные микроэлементы содержатся практически во всех овощах и фруктах темно-зеленого цвета, а также зерновом хлебе и яйцах. Они необходимы для профилактики разрушения желтого пятна сетчатки и нормального функционирования зрительного анализатора.

Наиболее полезными видами спорта для хорошего зрения считаются теннис и бадминтон. Благодаря им глазные мышцы тренируются, так как взгляд во время игры постоянно следит за перемещениями волана или мяча. Плавание также эффективно, оно способствует поддержанию нормального кровообращения в районе шейных позвонков, а сохранение зрения без этого невозможно.

  • расстояние до экрана должно быть в 5 раз больше его диагонали;
  • при просмотре телевизора днем следует задергивать шторы, а вечером – включать неяркий свет;
  • позволяйте глазам отдыхать каждые полчаса – делайте 5-минутные перерывы;
  • смотрите телевизор не более 3 часов в день.

ХОРОШЕГО ЗРЕНИЯ

Зачастую компьютер используется не только для работы, с его помощью мы также общаемся с друзьями и родственниками, делаем покупки и организовываем свой досуг. Соответственно, мы тратим большое количество времени на него, забывая порой, что это вредно. Для сохранения здоровья глаз необходимо придерживаться следующих рекомендаций для хорошего зрения:

  • расстояние от экрана компьютера до глаз должно составлять минимум 30 см;
  • верхний край монитора должен быть ниже уровня глаз на 10 см;
  • моргайте чаще или применяйте увлажняющие капли для глаз;
  • если Вы носите очки, надевайте их, работая за компьютером;
  • делайте 15-минутные перерывы через каждый час работы;
  • регулярно удаляйте пыль с поверхности монитора;
  • выполняйте упражнения для глаз или несложную разминку.

Окулисты рекомендуют проводить за компьютером максимум 4 часа в день. Если Вам приходится работать за ним дольше, установите программу, которая будет напоминать о гимнастике для зрения через определенные промежутки времени.

Если Вы не представляете своего дня без хорошей книги, следует помнить, что чтение может стать причиной повышенных нагрузок на органы зрения. Чтобы Ваши глаза не уставали, выполняйте следующие рекомендации:

  • не читайте в лежачем положении;
  • держите книгу на расстоянии не менее 30 см от глаз;
  • свет на открытую страницу должен падать сверху с левой стороны;
  • не читайте при плохом освещении;
  • отвлекайтесь от книги каждые 60 минут и отводите зрение вдаль на несколько минут.
  • Используйте качественное освещение . Начиная работу за компьютером или приступая к чтению, обратите внимание на расположение источника света. По возможности садитесь спиной к окну или лампе. При этом рекомендуется использование рассеянного света, который падает с левой стороны.
  • Делайте перерывы . В школе неслучайно предусмотрены перемены. Органы зрения нуждаются в отдыхе, особенно при напряженной работе. Возьмите за правило каждые полчаса прерываться хотя бы на 5 минут.

    Максимальная заболеваемость регистрируется в летне-осенние месяцы.

    Энтеровирусы устойчивы во внешней среде и длительное время могут сохраняться в сточных водах, плавательных бассейнах, открытых водоемах, предметах обихода, продуктах питания (молоко, фрукты, овощи). В замороженном состоянии активность энтеровирусов сохраняется в течение многих лет, при хранении в обычном холодильнике – в течение нескольких недель. Вирус быстро погибает при кипячении.

    Пути передачи ЭВИ - пищевой и водный, воздушно-капельный, контактно-бытовой. Факторами передачи служат вода, овощи, грязные руки, игрушки.

    Симптомы заболевания : начинается болезнь с острых проявлений в виде повышения температуры до 38-39 градусов, которая будет держаться в среднем от трех до пяти дней, после чего происходит ее снижение до нормальных цифр. Часто лихорадка принимает волнообразное течение, держится двое-трое суток, потом постепенно снижается и становится нормальной на пару дней, а потом вновь повышается до высоких цифр вновь на 2-3 дня, и уже затем окончательно возвращается к нормальной. Во время лихорадки дети обычно слабые и сонливые, могут быть головные боли с тошнотой и рвотой, по мере нормализации температуры они проходят.

    Меры личной профилактики ЭВИ


    Детский сад является одним из главных для ребенка мест, в котором он находится приличное количество времени. Через пару лет после рождения уже не только родители, но и педагоги, воспитатели возьмут на себя функцию развития и обучения ребенка различным навыкам. От этого во многом будет зависеть физическое и психическое здоровье малыша.

    Доктор Айболит: уголок здоровья в детском саду

    Иммунитет у маленького ребенка только начинает формироваться и адаптироваться к окружающим условиям. Чтобы помочь семье его поддерживать, в первую очередь необходимо предоставлять данные о том, как это делать. Это - важная задача дошкольных учреждений. Выполнять такую миссию можно с помощью организации бесед и создания так называемого уголка здоровья.

    Как должен выглядеть Картинки должны быть обязательно. Основная аудитория - это родители, но также и дети. Поэтому забавные мордашки, известные персонажи из сказок или мультиков, яркие краски - вот что привлечет внимание и тех, и других. Теория должна присутствовать, но стоит размещать больше конкретных практических рекомендаций на И, конечно же, материалы должны находиться на видном месте, возможно, там, где родители ждут своих детей и могли бы скоротать время за чтением.

    Периодически материалы желательно обновлять, их всегда нужно стараться делать актуальными. Итак, уголок здоровья в детском саду обычно состоит из таких тем:

    1. Профилактика заболеваний и предупреждение несчастных случаев. Зимой можно писать о том, как избежать обморожений, в межсезонье - о симптомах простуды и ее профилактике, а летом важно напоминать о безопасном купании в речках и морях, о том, как спастись от солнечного удара и укусов насекомых.
    2. Информация о прививках: для чего они нужны и когда можно обратиться к детскому врачу, чтобы их сделать.
    3. Выбор одежды по погоде. Деток нужно обучать самостоятельно одеваться, они должны понимать, когда и что носить.
    4. Физическое воспитание ребенка, воспитание гигиенических навыков: ежедневная гигиена, забота об осанке и т. д.
    5. Особенности режима дня ребенка определенного возраста.
    6. Правильное, сбалансированное питание : необходимое суточное количество потребляемых калорий, источники витаминов и прочее.

    Требования к оформлению текстовых сообщений

    Уголок здоровья в детском саду может быть сделан в любом стиле, содержать элементы творчества, но есть ряд общих рекомендаций для повышения его эффективности:

    1. Простота и доступность предоставляемого материала: отсутствие неизвестных терминов или непонятных фраз, четкость изложения.
    2. Крупный шрифт и определенные цвета в оформлении (желательно контрастные, по сравнению с фоном, и не слишком яркие). Текст должен быть хорошо представлен зрительно, это улучшит его восприятие.
    3. Интересные, привлекающие внимание заголовки. Писать можно тезисно - краткие и одновременно содержательные названия запомнятся сразу.
    4. Текст, который будет помещен в уголок здоровья (фото помогут его разбавить), должен быть грамотным. Не стоит писать слишком много разной информации. Пусть это будут небольшие отрывки, иллюстрируемые тематическими изображениями.

    Просветительские занятия с воспитателем

    Помимо того, что существует уголок здоровья в детском саду, сами педагоги должны все наглядно показывать и объяснять малышам. Изо дня в день нужно повторять необходимые правила. Полезно не только проговаривать, но и показывать, например, зачем чистить зубы и как это правильно делать, что надевать летом, а что - зимой, что такое прививки и т. д. Демонстрировать можно и сами материалы (щетку, вещи, набор доктора и другое). Стоит вовлекать детей в импровизированные сценки и обучать использовать предметы по назначению. Гигиенические правила, например, касающиеся чистки зубов, также могут излагаться в уголке здоровья.

    Ежедневно или хотя бы через день нужно выделять время на физкультуру. В каждое занятие можно включить веселые игровые упражнения. В детской комнате должен быть спортивный инвентарь - мячи, обручи, скакалки, валики, турник или Детям в обязательном порядке воспитатели объясняют, как всем этим пользоваться. Информацию о том, как можно заниматься с малышом дома, тоже можно размещать в уголке здоровья.

    Спортивная семья - здоровый ребенок

    Родители на протяжении всей жизни для каждого являются самыми значимыми людьми. Для маленького ребенка они - образец для подражания. От их образа жизни напрямую зависят особенности жизнедеятельности малыша. В уголке здоровья должна быть информация и о здоровом образе жизни, необходимости совместного времяпровождения родителей и детей. Родителям необходимо культивировать в ребенке потребность следить за своим организмом, хорошо и правильно питаться, быть активным и заниматься спортом. При этом они сами должны придерживаться таких же установок, принимать их и демонстрировать в поведении.

    Необязательно фанатично следовать идее о том, что в здоровом теле - здоровый дух, Но и нельзя забывать о необходимости витаминов, о качестве пищи как источника энергии, о легкой гимнастике, которой можно заниматься даже с малышом и которая укрепит его здоровье - эти идеи обязательно нужно доносить до родителей.

    Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

    Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальный социальный аспект, составную часть жизни общества в целом.

    В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) «здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной задачи — укрепление здоровья индивидуума.

    Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни: «здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно—религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни».

    Элементы ЗОЖ

    Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.

    В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
    . воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
    . окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
    . отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными.
    . питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
    . движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
    . гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
    . закаливание;

    На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
    . эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;
    . интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
    . духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

    Формирование здорового образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
    . социальном: пропаганда в СМИ, информационно-просветительская работа;
    . инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические (спортивные) учреждения, экологический контроль;
    . личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.

    10 советов здорового образа жизни

    Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.

    1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.

    2 совет: работа - важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.

    3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.

    4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.

    5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.

    7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.

    8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.

    9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.

    10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.

    Оптимальный труд и достаточный отдых также влияют на наше здоровье. Активная деятельность, не только физическая, но и умственная, хорошо действуют на нервную систему, укрепляет сердце, сосуды и организм в целом. Существует определённый закон труда, который известен многим. Людям занятым физическим трудом, необходим отдых, который не будет связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут проведены умственные нагрузки. Людям, работа которых связана с умственной деятельностью, полезно во время отдыха занимать себя физической работой.


    Такое понятие как распорядок дня всё реже встречается в жизни современного человека, но этот фактор тоже имеет немаловажную роль в сохранении здоровья. Ритм жизни человека обязательно должен предусматривать время для труда, отдыха, сна, и еды. Человек, который не соблюдает режим дня, со временем становится раздражительным, у него накапливается переутомление, такие люди чаще подвержены стрессу и заболеваниям. К сожалению, современному человеку сложно поддерживать хороший распорядок дня, приходится жертвовать временем, отведённым на сон, принимать пищу только тогда когда на это есть время, и т. д. Правильный распорядок дня поможет не только сохранить здоровье, но и лучше организует Ваше время.

    Также наше здоровье зависит от хорошего сна. Достаточный сон необходим для нормальной деятельности нервной системы. Потребность во сне у разных людей может быть разная, но в среднем рекомендуется спать не менее 8 ч. Регулярное недосыпание ведёт к снижению работоспособности и сильной утомляемости. Для того чтобы Вас не мучила бессонница необходимо за 1 ч. до сна прекратить физическую или умственную работу. Последний приём пищи должен быть не позднее, чем за 2 ч. до сна. Спать лучше в хорошо проветриваемой комнате, а также желательно ложиться спать в одно и тоже время.

    Физическая нагрузка является одним из важнейших средств укрепления здоровья. Даже небольшая каждодневная 20-минутная гимнастика приносит огромную пользу. Гимнастика, атлетика, подвижные игры очень полезны для сердечно-сосудистой системы, лёгких, укрепления опорно-двигательного аппарата. Занятия бегом оказывают положительное влияние на нервную и эндокринную системы. Ходьба помогает избавиться от лишнего веса. Подсчитано, что за 1 час быстрой ходьбы сгорает до 35 граммов жировой ткани.

    Не стоит забывать о здоровом образе жизни и людям старшего возраста. Даже пожилому человеку необходимы физические нагрузки оптимальные для его возраста. При недостаточной физической активности у пожилых людей развивается ожирение, болезни обмена веществ, возрастает риск сахарного диабета, нарушается деятельность желудочно-кишечного тракта. Стоит помнить о том, что физические нагрузки в таком возрасте должны быть дозированными и соответствовать возрасту.