Уроки, советы, рекомендации по детскому массажу. Массаж спины и ягодиц. Виды массажа, показания к его применению

Сегодняшняя статья является продолжением темы о детском массаже и гимнастике , начатой в прошлых статьях.

Детский массаж является лучшим способом, помогающим Вашему ребёнку расслабиться и чувствовать себя спокойно. Так же массаж помогает улучшить сенсорное восприятие малыша.

И мы должны понимать, что прикосновение – это одна из форм выражения любви к ребёнку, и использовать это средство для установления тесных связей со своим малышом.

Конечно, в идеале, массаж и гимнастику ребёночку лучше начинать делать где-то с месячного возраста. Но, если в силу каких-либо обстоятельств Вы этого не сделали, начните делать это сейчас. Если вы всё ещё сомневаетесь в эффективности массажа, советую Вам прочитать статью .

Если возраст Вашего малыша три месяца, а Вы не проводили с ним комплекс массажа и гимнастики из первого комплекса, то можете сразу приступить к выполнению этих упражнений:

Комплекс 2 (для малышей возрастом 3-4 месяца).

Ещё маленькое отступление – перед началом выполнения комплекса, обязательно ознакомьтесь с

Начнём.

Вашему малышу уже исполнилось три месяца. Пора заменить привычный нам комплекс упражнений на новый. Это делается для правильного и гармоничного развития Вашего малыша.

К рефлекторным упражнениям, которые Вы с ним проводили ранее, добавляем пассивные и пассивно-активные упражнения для туловища, рук и ног. Пассивные упражнения — это различные перемещения малыша, осуществляемые взрослыми, но при этом, ребёночек уже частично сам выполняет движения, а взрослый ему помогает.

1. Скрещивание рук ребёночка.

Малыш лежит на спине. В ручки ребёночка вложить по пальцу, и когда он за них ухватиться, разводить его ручки в стороны (немного придерживая их своими руками), а затем, скрещивать их перед грудью. Делать 6-8 раз. Потом поднимаем ручки малыша вверх и опускаем вниз, тоже 6-8 раз. Очень хорошо, если Ваша кроха во время проведения этого упражнения сопротивляется, напрягает ручки.

2. Сгибание ног.

Ноги малыша берём за голени так, чтобы указательные пальцы находились сверху. Одновременно сгибать обе ножки, приводя бедра к животику, и разгибать. Проделать 4-6 раз. Если ножки малыша хоть чуточку сопротивляются при выполнении упражнения – это замечательно!

3. Массаж ручек.

Ребёнок лежит на спинке. Взрослый, придерживая правую его кисть правой рукой, по 4-8 раз делает каждое из упражнений – поглаживание, растирание, разминание. Упражнения выполняем в направлении от кистей к плечам, что благоприятно сказывается на движении венозной крови и лимфы по сосудам. Это же проделываем и со второй ручкой.

4. Массаж ножек.

Делаем всё то же самое, что и в предыдущем упражнении, только с ножками. И от ступней к паховой области. Тоже по 4-8 раз.

5. Рефлекторный поворот со спины на живот.

Исходное положение – малыш на спине. Указательный палец левой руки вкладываем в левую ручку малыша, согнутую в локтевом суставе. Правой рукой держим нашу кроху за среднюю часть голени. Медленно и осторожно поворачиваем малыша, побуждая его самого поворачивать плечевой пояс, туловище и голову до поворота на животик. Затем возвращаем ребёночка в исходное положение. Упражнение делаем 1-2 раза.

То же самое проделываем в другую сторону, меняя руки. Отлично – если ребёночек крепко держится за палец взрослого и участвует в поворотах.

6. Массаж спины.

Малыша выкладываем на животик. Выполняем поглаживание и растирание – по 6-8 раз. От крестца к лопаткам вдоль позвоночника.

7. Массаж животика.

Ребёночек на спине. Поглаживаем его животик своей рукой по часовой стрелке. Делаем 6-8 раз.

8. Массаж стоп.

Это очень полезное упражнение, так как на подошве наших ног находятся многие рефлексогенные точки, и воздействие на них положительно влияет на весь организм. Поэтому, хоть ребёночку будет щекотно, и он может сопротивляться, выполняем это упражнение обязательно.

Малыш лежит на спине. В упражнении используем растирание и разминание. Делаем каждое по 5- 6 раз от пяточек к пальчикам.

9. Массаж грудной клетки (вибрационный).

Исходное положение – малыш лежит на спине. Легонечко постукиваем подушечками своих пальцев обеих рук по грудной клетке малыша. Эти движения напоминают отстукивания по кнопкам печатной машинки. Вначале делаем массаж передней стенки груди малыша, затем боковых сторон. Упражнение занимает 1-2 минуты.

10. После этого, поворачиваем ребёнка на животик и так же выполняем вибрационный массаж грудной клетки со стороны спинки в течение 1-2 минут.

11. Сгибание и разгибание рук.

Ребёночек лежит на спине. Упражнение выполняем попеременно то одной, то другой ручкой по 6-8 раз. Если ножки малыша хоть чуточку сопротивляется при выполнении упражнения – это замечательно!

12. Сгибание и разгибание ножек.

Исходное положение – малыш на спине. Взрослый держит его за стопы, большие пальцы – на подошвах. По очереди сгибаем и разгибаем то одну, то вторую ножку крошки. Повторяем по 6-8 раз. Тоже хорошо, если малыш сопротивляется движениям, значит, его мышцы работают.

13. Переход в положение сидя.

Малыш лежит на спинке. Взрослый берёт обеими руками туловище своего крохи с боков. Переводим ребёночка в положение сидя, и осторожно опускаем его обратно, на спинку. Когда опускаем малыша на спинку, одну руку передвигаем к затылку и придерживаем головку во избежание ушибов. Делаем упражнение 2-4 раза.

14. Поглаживание ручек и ножек .

Это заключительное упражнение нашего комплекса расслабит и успокоит малыша. Поглаживаем ручки и ножки от низа к верху, в течение нескольких минут.

Дорогие родители! Не пропускайте выполнение комплекса упражнений массажа и гимнастики. Делайте это ежедневно в первой и второй половине дня по 5-6 мину. Выделите время для этого! Ведь пользу массажа и гимнастики для ребятишек раннего детского возраста переоценить невозможно!

Желаю здоровья Вам, дорогие родители! А Ваши детки пусть радуют Вас своим здоровьем и крепостью!

С Уважением.
Елена Медведева.

Итак, Вашему малышу исполнилось три месяца. Основным методом проведения массажа является вибрация, встряхивание, о которых упоминалось в статье про массаж и гимнастику детей 1-3 месячного возраста. Кроме перечисленных там, в общий комплекс введите новый массажный прием — растирание, основанное на легком массировании поверхности тела подушечками пальцев.
Начинать и заканчивать процедуру массажа следует поглаживанием, потому что этот прием способствует успокоению нервной системы ребенка и расслаблению его мышц.
Постепенно приемы массажа должны становиться все более активными и интенсивными.

В гимнастику вводятся упражнения с применением гимнастических снарядов . Одним из таких снарядов должен стать яркий цветной надувной мяч.

Уже в этом возрасте малыша полезно учить плавать , потому что плавание не только укрепляет суставы и мышцы ребенка, но и благотворно влияет на весь его организм.

Важно знать:

Длительность занятий детей 3-4-месячного возраста следует постепенно увеличивать. Если до 3-х месяцев их продолжительность составляла 15 минут, то в возрасте 3,5-4-х месяцев их можно довести до 20-25 минут.
. Ваши руки должны быть теплыми и чистыми, а ногти на руках подстрижены. Часы, кольца и браслеты нужно снять, так как ими можно травмировать кожу ребенка.
. Во время упражнений пойте, разговаривайте, играйте с ребенком - тем самым вызывая у него положительные эмоции, чтобы занятия гимнастикой ассоциировались у него с удовольствием и игрой. Например, каждое упражнение сопровождайте счетом. Ребенок почувствует ритм. Или просто включите ритмическую музыку
. Увеличение продолжительности занятий допускается в том случае, если ребенок здоров и принимает все упражнения с удовольствием. Иначе необходимо проконсультироваться у врача-педиатра. Напомним, если какое-либо упражнение вызывает у ребенка отрицательные эмоции, то его нужно исключить.
. Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.
. Гимнастика и массаж должны проводиться не менее чем через полчаса после приема пищи малышом.

Техника проведения массажа и гимнастики для детей 3-4 месяцев

Массаж ног

И. п. — лежа на спине.
. Поглаживания. Делайте легкие поглаживания по направлению от пятки к бедру (не более 4-х движений). После этого следует перейти к кольцевому растиранию ног. Вся процедура заканчивается несколькими поглаживающими движениями каждой ноги.
. Кольцевое растирание ног
Захватите большими и указательными пальцами ногу ребенка так, чтобы левая рука располагалась выше правой. Затем нужно начать делать круговые движения руками по наружной стороне голени и в 3 оборота достигнуть колена. Колено растирать нельзя.
Перейдите к растиранию мышц бедра. Данную процедуру следует повторить 6 раз. В процессе процедуры кожа должна слегка покраснеть.
Закончите упражнение поглаживанием.
. Скользящие шаги (с вибрацией)
И. п. — лежа на спине.
Данное упражнение благотворно влияет на развитие и укрепление мышц и суставов ног ребенка.
Возьмите в руки голень ребенка так, чтобы большой палец Вашей руки находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы — на внутренней.
Выпрямите левую ногу ребенка и слегка ее встряхните. Затем снова ее согните так, чтобы его пятка плавно скользила по столу, не отрываясь от его поверхности (см. рис.). Повторите это и с правой ногой.
Повтор 4 раза каждой ногой.

Внимание! Если у ребенка в возрасте 3-4 месяцев все еще не исчез гипертонус мышц-сгибателей, это упражнение нужно отменить или заменить его рефлекторным упражнением “ходьба” (см. статью Гимнастические упражнения и массаж детей от 1,5 до 3 месяцев).

Массаж ступней

И. п. — лежа на спине.
Начните процедуру с трех поглаживаний. Затем переходите к растиранию внешней и внутренней части ступни по направлению от пятки к пальцам ребенка.
После поглаживания и растирания можно начать поколачивание ступней малыша. Для этого просто 8-10 раз слегка ударьте по ступне ребенка тыльной поверхностью указательного пальца (см. рис.).
Делайте это по направлению от пятки к пальцам и обратно. Массаж нужно закончить поглаживаниями каждой ступни ребенка.

Сгибание и разгибание ступней

И. п. — лежа на спине.
Данная процедура способствует развитию и укреплению мышц ног.
Слегка надавите на основания пальцев со стороны подошвы.
В этом случае ступня ребенка будет рефлекторно сгибаться. После этого следует осторожно растереть внешний край ступни и она сразу распрямится.
Повтор 4 раза.

Массаж и гимнастика рук

И. п. — лежа на спине.
. Поглаживания. Вложите большой палец в ручку ребенка и сожмите ее в кулачок. Затем, придерживая рукой кисть ребенка, нужно погладить руку 5 раз, по направлению от ладони к плечу.
. После этого можно перейти к кольцевому растиранию рук.
Возьмите кисть ребенка большим и указательным пальцами и растирайте ее активными круговыми движениями (см. рис.). В 4 оборота Ваши пальцы должны достичь локтя, а в 6 оборотов дошли до плеча.
В процессе процедуры кожа на руке малыша должна слегка покраснеть.
Повтор 5 раз.
Закончите упражнение поглаживанием (3 раза).

Скрещивание рук на груди
И. п. — лежа на спине.
Руки ребенка должны быть скрещены на груди.
Вложите большие пальцы рук в ладони ребенка и сожмите ладошки в кулачки.
Оставшимися пальцами необходимо придерживать его за кисти рук.
Затем, слегка встряхивая ручки ребенка, несколько раз разведите их в разные стороны и снова скрестить на груди (см. рис.).
Не забывайте чередовать положение рук: сначала правую располагаете сверху, затем — левую.
Повтор 6 раз.

Поворот на живот

И. п. — лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению многих мышц ребенка.
Поддерживая правой рукой ноги малыша возьмите руку малыша, вложив в его ладошку свой указательный палец левой руки. Ножки младенца выпрямлены.
Затем осторожно поворачивайте его таз на правый бок. Во время процедуры ребенок самостоятельно начинает поворачивать влево голову, грудь и плечи (как на рисунке). Когда ребенок повернулся на правый бок, задержите его в этом положении на несколько секунд. Затем вытяните левую руку ребенка вперед, и он сам перевернется на животик! Следите, чтобы его руки располагались под грудью, а ладони лежали прямо.
Поворот на живот через левый бок сделайте так же.
Повтор 2-3 раза, несколько раз в день.

Приподнимание головы и туловища из положения на спине

И. п. — лежа на спине.
Упражнение способствует развитию и укреплению мышц живота и шеи.
Вложите большие пальцы в ладони ребенка и сжать их в кулачки, а другими пальцами обхватите кисть руки. Осторожно потяните ребенка за руки так, чтобы у него слегка приподнялись голова и плечи (как на рисунке). Сажать ребенка нельзя.
Повтор 3 раза.

Массаж живота

И. д. — лежа на спине.
Как мы уже писали, основными приемами массажа живота являются поглаживания — по косым мышцам живота, встречные и круговые.
Теперь, после поглаживаний следует перейти к растиранию мышц живота: сначала к круговому, а затем — по прямым мышцам.
. Для выполнения кругового растирания живота делайте круговые движения одной рукой по направлению от пупка до ребер (как на рисунке). Затем двумя руками разотрите животик по прямым мышцам. Все движения должны быть активными и ритмичными, но аккуратными. К концу процедуры кожа ребенка должна слегка порозоветь.
. В конце процедуры нужно снова сделать несколько приемов поглаживания.
Повтор по 4 раза.

Массаж спины

И. п. — лежа на животе.
Основной метод процедуры - поглаживание. Двумя руками делайте плавные поглаживания ягодиц и спины. Внешней стороной ладоней делайте движения вверх, а внутренней стороной — вниз.
Повтор 4 раза.

Прямое растирание спины

После плавных поглаживаний следует перейти к прямому растиранию спины. При выполнении массажа сочетайте прямые и круговые движения. Просто сдвигайте кожу крохи пальцами левой руки сверху вниз, и наоборот, пальцами правой руки — снизу вверх.

Растирание спины по спирали

Как и предыдущее упражнение, оно выполняется двумя руками, причем пальцы левой руки должны перемещать кожу против часовой стрелки, а пальцы правой руки — в противоположную сторону. В процессе массажа периодически меняйте руки. Делайте растирания, пока кожа ребенка слегка не покраснеет.
Упражнение завершите плавным поглаживанием.

Рефлекторное прогибание позвоночника

И. п. — лежа на боку.
Для этого большим и указательным пальцем осторожно проведите по спине малыша вдоль позвоночника, а свободной рукой придерживайте его ножки. При этом ребенок рефлекторно будет сгибать и разгибать позвоночник.
Повторите по 3 раза на правом и левом боку. Желательно делать это упражнение 2-3 раза в день.

Массаж груди

И. п. — лежа на спине.
Основными приемами массажа груди является поглаживание и вибрация.
. В начале процедуры сделайте несколько круговых поглаживаний груди, а затем перейдите к обычным поглаживаниям по межреберьям ребенка. Они производятся расставленными пальцами (как на рисунке).
. После поглаживания можно приступить к вибрации. Для ее выполнения следует очень осторожно нажимать на грудь ребенка по направлению от середины грудной клетки к бокам.
Повтор 3-4 раза.
Заканчивайте процедуру несколькими круговыми поглаживаниями грудной клетки.

Упражнение “боксер” (выпады руками)

И. п. — лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов плеча и рук.
Вложите большие пальцы в ладони ребенка, а остальными захватите его запястья.
Поочередно осторожно но активно сгибайте и разгибайте ручки малыша. Например, если правая рука ребенка согнута, то левая должна быть вытянута (как на рисунке).
При вытягивании руки ребенка следите, чтобы его плечо было слегка приподнятым. Эти движения во многом напоминают боксирование.
Повтор по 6 раз каждой рукой.

Упражнение на мяче

И. п. — лежа на животе.
Данная процедура способствует развитию и тренировке вестибулярного аппарата, а также расслаблению мышц конечностей.
Возьмите большой
надувной красочный мяч. Такой снаряд сразу вызовет у ребенка положительные эмоции. Только проследите, чтобы мяч не был холодным.
Положите кроху на мяч животом вниз и разведите его колени в разные стороны. После этого ребенка осторожно покачайте на мяче по кругу и из стороны в сторону. Чтобы малыш не упал с мяча и не получил травму, его нужно постоянно придерживать одной рукой за спинку (как на рисунке).

Проведение детского массажа имеет нюансы в разных возрастных группах. Для новорождённых - движения поглаживающие, в 1-3 месяца добавляется растирание.

Грудничковый массаж помогает наладить осязательный контакт между младенцем и его мамой, нормализовать мышечный тонус ребёнка, подготовить его к самостоятельному сидению, ползанию, а затем и хождению.

По своему назначению детский массаж может быть лечебным и профилактическим. Если первый показан при отклонениях в организме малыша и проводится специалистом, то второй должен выполняться для всех грудных детей.

Обычно в таких случаях в направлении врач пишет: массаж номер 10 для грудничков. Это означает, что малышу назначено 10 сеансов профилактического массажа. Такую процедуру вполне может освоить мама малыша, чтобы самостоятельно проводить её в домашних, комфортных для младенца условиях.

Польза

Общий массаж улучшает кровоснабжение тканей. Во время сеанса происходит стимуляция кожных рецепторов. Это благотворно влияет на состояние нервной, мышечной системы. У малыша улучшается сон, он меньше капризничает. Это отчасти связано с улучшением пищеварения: массажные приёмы способствует устранению колик, нормализации стула.

Массажные процедуры укрепляют иммунитет, оказывая закаливающее действие на организм. Грудничковый массаж благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему малыша, способствует развитию моторики.

Противопоказания

Проведение манипуляции противопоказано:


Подготовительный этап

Перед проведением процедуры необходимо проветрить комнату. Температура помещения должна составлять 20-22 0 . Проводить детский массаж нужно на твёрдой ровной поверхности. Это может быть пеленальный столик или обычный письменный стол. Место, где планируется выкладывать ребёнка для выполнения манипуляции, застилают клеёнкой, одеялом и простынёй.

Ногти у будущего массажиста должны быть коротко острижены. Перед манипуляцией нужно снять с рук ювелирные украшения, чтобы не травмировать ими нежную кожу ребёнка.

Для выполнения массажных приёмов лучше пользоваться детским кремом или маслом Джонсонс Бэби. Эти средства не вызывают аллергии.

Для профилактики срыгивания выполнять манипуляцию следует за 30 минут до или после кормления. Процедура не должна вызывать отрицательных эмоций у младенца, проводить её стоит только при положительном настрое. Если малыш капризничает, то лучше отложить сеанс.

Всё необходимое (крем или масло, памперсы, одежда для малыша, запасная пелёнка) должно быть под руками.

Процедуру начинают с 5 минут, постепенно, по мере привыкания ребёнка, продолжительность увеличивают.

Особенности для разных возрастных групп

Проведение детского массажа имеет нюансы в разных возрастных группах.

Для новорожденных

Массаж для новорождённых рекомендован в возрасте не ранее 20 дней. Движения должны быть лёгкими, поглаживающими, в направлении снизу вверх и от периферии к центру. Свободными от воздействия оставляют коленные суставы, переднюю поверхность голеней, внутреннюю поверхность бёдер, соски, половые органы, область позвоночника.

Вся процедура состоит из нескольких этапов.


С 1 до 2 месяцев

К поглаживанию можно добавить лёгкое растирание. В один – два месяц мышцы ребёнка по-прежнему находятся в физиологическом гипертонусе. Это видно по согнутым и приведённым к животу ножкам и ручкам, положению туловища. Массаж для грудничков с 1 месяца направлен на расслабление мышечной ткани. Например, при растирании ладошки нужно уделить внимание каждому пальчику. Ладошка при этом будет постепенно раскрываться.

Тематические статьи:

Нужно избегать надавливания на центр ладони – в этом возрасте сработает хватательный рефлекс. Ладонь сожмётся, как бы удерживая прикоснувшуюся руку или палец. Гипертонус при этом увеличивается.

С 2 до 3 месяцев

Массаж для грудничков 2 месяца помимо поглаживания и растирания может содержать элементы вибрации. Это лёгкое встряхивание рук, ног ребёнка.

При выкладывании на живот необходимо наблюдать за поведением малыша. К этому возрасту, он может уже недолго (10-15 минут) удерживать голову.

Тематический материал:

Массаж ребёнку в 2 месяца направлен на снижение повышенного мышечного тонуса. Начинать и заканчивать процедуру следует лёгкими поглаживающими движениями.

С 3 до 4

З месяца – это переходный возраст, когда большинство детей уже уверенно держат голову. Продолжает сохраняться повышенный тонус мышц, но он уже близок к нормализации. Ребёнок пытается самостоятельно переворачиваться со спины или живота.

Массаж 3 месячному ребёнку должен быть направлен на укрепление мышц, оказывать обще-развивающее действие.

Процедура может сочетаться с элементами несложных гимнастических упражнений. Слегка потянув ребёнка за руку, помогают ему переворачиваться. Через некоторое время ребёнок может уже самостоятельно перевернуться с живота или спины на бок и обратно.

Массаж для грудничков с 3 до 6 месяцев способствует появлению новых и закреплению старых двигательных навыков.

С 4 до 5

В возрасте 4 месяцев исчезает гипертонус мышц, массаж можно проводить дольше по времени, чем в более раннем возрасте. Теперь одна процедура может занимать до получаса. Массажные приёмы направлены на укрепление мышц.

Массаж ребёнку 4 месяцев нужно делать, ласково разговаривая с ним во время манипуляции. В данном возрасте малыш хорошо воспринимает обращённую к нему речь, понимает не столько смысл сказанных слов, сколько тот тон, с которым они были произнесены.

С 5 до 6

Массаж 5 месячному ребёнку проводят с учётом развития его двигательных навыков. В этом возрасте малыша можно готовить к ползанию. Особое внимание уделяют массажу ножек.

Массаж для ребёнка 5 месяцев включает репетицию ползания. Малыша выкладывают на животик, ножки сгибают в коленях, ручки подводят под бока. Стопы фиксируют ладонью. Младенец отталкивается от ладони, рефлекторно пытается совершить движения, напоминающие ползание.

С 6 до 8

В этой возрастной группе малыш самостоятельно ползает и садится. Ранее 6 месяцев сажать ребёнка не рекомендуется. Это может плохо повлиять на осанку. Грудничковый массаж полугодовалому ребёнку сочетают с тренировкой сидения. Для этого младенцу, лежащему на спине, дают обхватить пальцы рук, и слегка тянут их на себя. Малыш рефлекторно подтягивается, пытаясь присесть.

Массаж ребёнку 7 месяцев делают более длительно. В этом возрасте можно проводить репетицию ходьбы. Малыша семи месяцев переводят в вертикальное положение и поддерживают за талию. Дают ему приступить на горизонтальную поверхность, не опираясь полностью на неё. Малыш, почувствовав опору, будет перебирать ногами.

Позвоночник ребёнка пока ещё слабый и не подготовлен полностью к ходьбе. Такие тренировочные упражнения учат ребёнка самостоятельно передвигаться, и потом он быстрее научиться ходить.

С 8 до 12

С помощью массажа закрепляют полученные до восьми месесяцев навыки ползания, сидения и продолжают тренировать ходьбу. Массаж ребёнку в 8 месяцев можно делать несколько раз в день.

Ежедневный массаж в сочетании с простыми гимнастическими упражнениями, выполняемыми пассивно, способствует закреплению двигательных навыков у малыша.

Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) особенно важен в этом отношении. Это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности.

К сожалению, многие родители недооценивают значение этого возраста, рассматривая его как переход от младенчества (когда ребенку уделялся много внимания) к школьному периоду (когда внимание потребуется вновь), как своеобразный «отдых». Но именно сейчас формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки; воспитывается осанка, умение управлять своим телом; проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность. Именно в этом возрасте ребенок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.

Но как часто родители, развивая своих детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе. В результате, и в этом я убеждаюсь ежедневно, работая с детьми в детском саду и в поликлинике, многие 4-5-6-летние мальчики и девочки плохо бегают, неправильно ходят, не могут залезть на лесенку или гимнастическую стенку, не умеют ловить и бросать мяч и т. д. Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, подавляется взрослыми (Не бегай! Не шуми! Не мешай!), что самым отрицательным образом сказывается на настроении ребенка, на его общем самочувствии.

Особую тревогу у меня, как у врача, вызывает широкое распространение среди дошкольников дефектов и заболеваний топорно-двигательной системы, таких как плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз.

Часто родители оправдывают свое бездействие тяжелыми условиями современной жизни, занятостью, отсутствием специальных знаний и материальных возможностей. Но физическое воспитание не требует особых условий и подготовки. Научите своего ребенка играть с мячом, прыгать со скакалкой, покажите ему игры, в которые вы играли в детстве, побольше гуляйте с ним на оборудованной детской площадке или в парке, там, где есть возможность побегать и полазать, организуйте дома простейший спортивный уголок. Старайтесь всеми способами поощрять желание ребенка активно двигаться, прививать ему интерес и любовь к своему телу.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО МАССАЖА

Массаж - научно-обоснованный, испытанный многолетней практикой, наиболее адекватный и физиологичный (т. е. близкий организму человека) метод, который позволяет успешно решать проблемы как профилактики, так и лечения различных заболеваний. Это и делает массаж популярным, особенно в детской практике.

Организм ребенка находится в состоянии развития, роста, постоянного изменения. Любое воздействие, будь то условия жизни, питание, игры, занятия физкультурой, массаж, медицинские мероприятия (процедуры, лекарства) и т. д. оказывают на него гораздо большее влияние, чем на организм взрослого, уже сформировавшегося человека. Ребенок удивительно пластичен и восприимчив, поэтому так важен серьезный и ответственный подход ко всему, что касается его здоровья.

Детский массаж выделяется как особый вид массажа т. к. способствует не только оздоровлению или лечению ребенка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию. Причем действие массажа тем сильнее, чем младше ребенок.

Для большей эффективности массаж применяют в сочетании с гимнастическими упражнениями, которые выполняются во время процедуры или непосредственно после нее. Однако не следует утомлять ребенка слишком сложными или продолжительными упражнениями т. к. массаж сам по себе является некоторой нагрузкой на организм. Широко используются пассивные движения (т. е. движения, выполняемые ребенком с помощью взрослого), разнообразные корригирующие позы и укладки.

Важной особенностью детского массажа является осторожность в выборе приемов. Применяются все приемы классического массажа, элементы точечного массажа и других видов рефлексотерапии, однако предпочтение следует отдавать более мягким и нежным воздействиям. Разнообразные поглаживания, осторожное растирание (лучше - подушечками пальцев, что увеличивает чувствительность рук массирующего), мягкое разминание, легкие ударные приемы - все это позволяет добиваться нужного результата, не причиняя ребенку неприятных ощущений. Это не значит, что такой массаж неглубокий и неэффективный, напротив, хорошо владея техникой и зная действие различных приемов, можно менять характер воздействия.

В зависимости от цели массаж может быть тонизирующий или расслабляющий. Тонизирующий массаж проводится в более быстром темпе, применяются все основные приемы, но растирание и разминание выполняются более энергично, больше используется ударных приемов. Расслабляющий массаж отличается плавностью и равномерным ритмом движений, применяется большое количество поглаживаний, расслабляющих вибраций (например, потряхивания), растирание и разминание --более медленное и глубокое, ударных приемов меньше.

В любом случае массаж должен быть безболезненным. Это, пожалуй, главное отличие детского массажа от взрослого, где допускаются некоторые болезненные воздействия (многие взрослые считают безболезненный массаж слишком слабым и, значит, неэффективным). У ребенка болезненные приемы могут вызвать различные патологические реакции (например, рефлекторное мышечное напряжение), а кроме того, появляется страх, который сводит к нулю весь положительный эффект, создает устойчивую негативную установку.

Главным критерий правильности проведения массажа - настроение ребенка. Если ребенок любит массаж, становится более крепким и жизнерадостным - значит, все сделано хорошо.

УСЛОВИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА

Местом проведения массажа может быть любая твердая поверхность, лучше всего - специальный массажный стол, но в домашних условиях подойдет топчан, широкая скамья, стол и т. п. Можно делать массаж на полу или на жестком щите, положенном на мягкую мебель. Важнейшее условие - твердая опора, в противном случае ваши усилия будут распространяться не только (и не столько) на тело ребенка, но и на мягкий диван или кровать. Желательно, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон и менять свою опору (сидеть или стоять полчаса в одной и той же позе достаточно утомительно). Воздух в комнате должен быть теплым, но свежим, в теплое время года можно проводить массаж при открытой форточке (окне) или на воздухе, сочетая его таким образом с закаливанием.

Массаж проводится не ранее, чем через 30 минут после еды, неразумно также заниматься с голодным ребенком. Ни в коем случае не следует давать ребенку еду (сушки, конфеты, фрукты) во время массажа - это просто опасно, ребенок может подавиться. Если малыш капризничает - значит, на это есть причины, массаж можно на время отложить, даже перенести на следующий день. При ухудшении самочувствия ребенка, при возникновении у него неприятных ощущений, время сеанса следует уменьшить или даже временно отменить массаж.

Руки массирующего должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и теплыми, ногти коротко острижены. Часы, кольца, все, что мешает движениям пальцев и кистей, следует снять. Одежда должна быть удобной и легкой, руки - открытыми до локтей.

В детском массаже не используются масла, кремы, мази, присыпки, тальк. Лучше всего массировать чистыми руками, т. к. маслянистые вещества усиливают скольжение и снижают эффективность таких приемов как растирание и разминание, а тальк сушит кожу ребенка. Кроме того, возможна аллергическая реакция на эти средства. Если ваши руки слишком сухие, смажьте их кремом до массажа, при повышенной потливости ладоней - припудрите небольшим количеством талька.

Во время проведения массажа обязательно разговаривайте с ребенком, поддерживайте у него хорошее настроение.

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Правильно проведенный массаж полезен всем, и повредить им практически невозможно. Показания к массажу очень широки, особенно в детской практике, где он является одним из основных методом лечения или входит в комплекс лечебных мер при самых разнообразных заболеваниях. Нарушения развития или заболевания костно-мышечной системы, наиболее распространенными из которых являются: плоскостопие, плоско-вальгусные стопы, косолапость, искривление костей нижних конечностей, нарушения осанки, сколиозы, нестабильность суставов, деформации грудной клетки и т. д. Заболевания органов дыхания (бронхиты, пневмония, бронхиальная астма), органов кровообращения (пороки сердца, вегето-сосудистая дистония), органов пищеварения (дискинезия желчно-выводящих путей, колиты, гастриты), некоторые заболевания почек, ночной энурез, нарушения обменных процессов (ожирение, гипотрофия) и т. д. Особое внимание уделяется массажу при лечении заболеваний или нарушений развития нервной системы как периферической, так и центральной.

Действие массажа на весь организм в целом позволяет достигать хороших и устойчивых результатов. Однако есть ряд состояний и заболеваний, при которых массаж противопоказан.

Противопоказания:

любые острые лихорадочные состояния (сопровождаются повышением температуры тела и симптомами общей интоксикации); острые воспалительные заболевания кожи, подкожной клетчатки, лимфоузлов, мышц, суставов (проявляются местными реакциями, покраснением, припухлостью, болью, повышением температуры, иногда общим ухудшением состояния) (см. выше); заболевания крови, наклонность к кровотечениям; остеомиелит, туберкулез костей и суставов; активная фаза легочного туберкулеза; заболевания, сопровождающиеся ломкостью костей; обострения любых хронических заболеваний; врожденные пороки сердца с признаками декомпенсации; сахарный диабет; опухоли любой природы, новообразования на коже; кожные заболевания инфекционной и грибковой природы.

Здесь перечислены основные противопоказания, однако, чтобы не на- вредить своими действиями ребенку - посоветуйтесь с врачом и заручитесь его поддержкой.

ПРИЕМЫ КЛАССИЧЕСКОГО МАССАЖА

Техника массажа слагается из множества отдельных приемов, которые можно свести к следующим пяти основным:

  • поглаживание;
  • растирание;
  • разминание;
  • ударные приемы;
  • вибрация.

Кроме указанных основных приемов применяются еще и вспомогательные, которые представляют собой, по существу, варианты перечисленных основных.

ПОГЛАЖИВАНИЕ

Сущность этого приема, как это следует из самого названия, заключается в поглаживании данной области тела, производимом в определенном направлении. С поглаживания чаще всего начинает ся массаж, и им же он обычно заканчивается.

Кроме того, поглаживание выполняется также между другими приема ми массажа.

Поглаживание оказывает значительное воз действие на центральную и периферическую нервную систему, кожу, кровообращение и лимфоток.

При медленном мягком выполнении приема снижается возбудимость нервной системы, т. е. проявляется ярко выраженный успокаивающий эффект. Такой характер поглаживания позволяет снять или снизить болезненность при травмах и заболеваниях нервно-мышечной системы.

Быстрое и энергичное поглаживание способствует некоторому повыше нию тонуса нервной системы.

Поглаживание очищает кожу от омертвевших клеток эпидермиса, час тиц пыли и микробов. При этом открываются протоки потовых и сальных желез, улучшается их деятельность и кожное дыхание, усиливается кровообращение и питание кожи (она становится более мягкой и эластичной), повышается местная температура.

Поглаживание улучшает отток лимфы и крови (причем не только из сосудов, подвергающихся сдавливанию, но и сосудов смежных областей), что способствует уменьшению застойных явлений и отека тканей.

Разновидности приема: плоскостное поглаживание; обхватывающее поглаживание.

Плоскостное поглаживание.

Плоскостное поглаживание в свою очередь делится на поверхностное поглаживание и давящее (с отягащением).

Движение рук происходит в различных направлениях: продольном, поперечном, круговом, зигзагообразном и т. д.

Обхватывающее поглаживание.

Обхватывающее поглаживание делится на: обхватывающее поверхностное поглаживание; обхватывающее глубокое поглаживание; обхватывающее прерывистое поглаживание.

Обхватывающее прерывистое поглаживание оказывает стимулирующее действие и применяется с целью оживления местного кровообращения в тканях, усиления сократительности мышц, возбуждения сосудистых стенок глубоких сосудов, а также раздражения глубоких нервных стволов.

Особенность выполнения всех разновидностей поглаживания зависит от массируемой области. там где нет возможности использовать основные приемы, применяют вспомогательные. такие как: гребнеобразный (костяшками пальцев, применяется в местах массивной мускулатуры), глажение (тыльной стороной кисти), граблеобразное поглаживание (кончиками расставленных пальцев), щипцеобразное поглаживание (легкое пощипывание).

РАСТИРАНИЕ

Суть приема состоит в смещении или растяжении тканей в различных направлениях. При растирании массирующая рука должна сдвигать, смещать кожу, а не скользить по ней. Другими словами: растирание - это массаж глубже лежащих тканей через кожу.

Смещение и растяжение тканей приводит к усилению кровообращения за счет расширения сосудов и ускорения кровотока. температура кожи при этом повышается на 1,5 - 3 градуса. К тканям доставляется больше кислорода, питательных и биологически активных веществ, быстрее удаляются продукты обмена, рассасываются затвердения, паталогические отложения и скопления жидкости в тканях.

Это действие растирания широко используется в лечебном и спортивном массаже.

Энергичное растирание повышает сократительную функцию и тонус мышц, увеличивает эластичность, подвижность тканей.

Существует несколько разновидностей приема: растирание подушечками пальцев; растирание основанием ладони; растирание тыльной поверхностью сложенных в кулак пальцев; растирание подушечкой отдельно большого, указательного или среднего пальца; растирание локтевым краем кисти.

К вспомогательным приемам относятся: штрихование, строгание, граблеобразное и гребнеобразное растирание, пиление и пересекание, щипцеобразное растирание.

РАЗМИНАНИЕ

Разминание состоит в захватывании, приподнимании, сдавливании и смещении тканей. Это трудоемкий и технически сложный прием, занимающий много времени почти в любом виде массажа.

Разминание сильнее, чем все другие приемы, воздействует на нервно-мышечный аппарат.

Под влиянием разминания в мышцах значительно увеличивается лимфо- и кровообращение, активизируются окислительно-восстановительные процессы, улучшается питание тканей, ускоряется выведение продуктов обмена, что способствует более быстрому восстановлению работоспособности мышц (особенно уставших). Мышцы становятся более крепкими и эластичными, поэтому разминание можно рассматривать как своеобразную пассивную гимнастику для мышц и эффективно применять с профилактическими целями или для ликвидации атрофии мышечной системы.

При медленном темпе разминания, но сильном и длительном обычно снижаются возбудимость и тонус мышц (расслабляющее действие), и наоборот, при более быстром по темпу, поверхностном и коротком по времени разминании происходит повышение возбудительных процессов и тонуса мышц (тонизирующее действие).

Разновидности приема: поперечное разминание и продольное.

К вспомогательным приемам разминания относят: валяние, накатывание, сдвигание, растяжение, надавливание, щипцеобразное разминание, пощипывание, сжатие.

ВИБРАЦИЯ

Вибрация характеризуется применением быстрых колебательных и толчкообразных движений, вызывающих сотрясение тканей.

Благодаря упругости тканей механические колебания, возникнув на поверхности, распространяются в виде волн. При этом в зависимости от силы и мощности вибраций волны могут проходить не только по поверхностным тканям и мышцам, а могут проникать вглубь и вызывать вибрацию внутренних органов, глубоколежащих сосудов и нервов.

Легкое сотрясение тканей действует на нервную систему успокаивающе, а интенсивное - возбуждающе. Сотрясение тканей действует обезболивающим действием, что используется при различных травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Вибрация в сочетании с другими массажными приемами способствует лучшему оттоку лимфы, межтканевой жидкости и венозной крови, увеличению сократительной способности мышц. Прием стимулирующе воздействует на функцию коры надпочечников, активизирует восстановление тканей и сокращает сроки образования костной мозоли.

Сотрясения, вызываемые действием вибрации, возбуждающе влияют на функцию внутренних органов (усиление перистальтики кишечника, секреторной функции желудка, печени, бронхов.

Различают точечную и непрерывную вибрации

К вспомогательным приемам непрерывной вибрации относят: потряхивание, сотрясение, встряхивание, подталкивание.

УДАРНЫЕ ПРИЕМЫ

При выполнении ударных приемов ткани тела подвергаются ритмичным и частым ударам, совершаемым различными частями кисти и пальцев массажиста.

При энергичном и быстром проведении ударные приемы тонизирующе действуют на центральную нервную систему и нервно мышечный аппарат и нередко используются только с этой целью. При различных паталогических процессах они способствуют уменьшению и даже прекращению болей, в связи с чем могут применяться как "отвлекающее" средство при массировании тканей, расположенных рядом с болевыми участками.

Разновидности приема: пунктирование; поколачивание; похлопывание; рубление; стегание.

КОМБИНИРОВАННЫЕ ПРИЕМЫ

Весьма часто применяются и сочетания массажных приемов, которые называются комбинированными, например:

  • разминание и потряхивание;
  • сдвигание и надавливание;
  • сжатие и растяжение;
  • растяжение и вибрация;
  • надавливание и вибрация;
  • надавливание и растирание;
  • поглаживание и потряхивание.

Сочетание отдельных приемов, суммируя эффекты, производимые отдельными массажными приемами, имеет большое физиологическое значение. Кроме того, объединяя различные приемы и изменяя их последовательность, можно производить смену работающих мышц своих рук и таким образом облегчать выполнение массажа.

Новорожденные развиваются очень быстро, поэтому с первых месяцев нужно добавлять новые элементы в гимнастику и массаж. К возрасту 3-4 месяца детишкам уже многое интересно, они хотят общаться, поэтому массаж и гимнастика являются важным моментом не только для физического развития, но и для психического. Примерно в 3-х-месячном возрасте у детей снижается тонус мышц на ногах и руках, поэтому движения становятся немного более осознанными и точными - это значит, что в гимнастику можно добавить пассивные упражнения. Малыш пока не сможет их делать сам, но с помощью взрослых справится. Кроме того, занятия могут быть более длительными, постепенно усложняться, массаж становится интенсивнее.

После третьего месяца жизни тело грудничка становится более податливым для физических нагрузок, поэтому в гимнастику и массаж можно вводить новые интересные элементы большей сложности

Зачем заниматься с грудничком?

  • нормализация тонуса мышц;
  • развитие умелости ручек;
  • развитие навыков в изменении положения тела.

Чтобы добиться результатов, нужно общаться с малышом, разговаривать с ним, вкладывать ему в ручку подходящую игрушку, делать различные массажные и гимнастические движения по возрасту. Обязательны движения, основанные на рефлексах, пассивные упражнения, а также сопровождающиеся легким встряхиванием.

Когда и где лучше заниматься?

Чтобы получить максимально возможную пользу от занятий, следует правильно выбрать время. Удобно проводить сеансы между кормлениями, ближе к следующему из них. По рекомендациям доктора Комаровского идеальное время – вечером перед принятием ванны. Малыш не будет отяжелен питанием, он окажется еще достаточно бодрым. Заниматься непосредственно перед сном не стоит, так как это возбуждающе действует на организм – ему будет труднее уснуть.

Сеансы зарядки и общего массажа с грудничками в 3 месяца проводят в обычной комнате. Ее следует заранее проветрить, наиболее подходящая температура 20-22 C. Грудничка кладут на удобный стол, подложив пеленку или полотенце. Малыш может быть совсем раздет или одет в очень легкую распашонку.

Занятия в 3-4 месяца

Общеукрепляющий массаж ребенку в 3 месяца сделать несложно, нужно соблюдать простые правила и выполнять все движения плавно и спокойно. Не должно быть резких движений, нельзя дергать ребенка за ручки и ножки. Если он не в настроении, то нужно либо отложить ненадолго занятие, либо отвлечь его ласковым разговором, яркой игрушкой. Чаще всего дети с удовольствием откликаются на массаж и гимнастику, которые делает мама или кто-то из близких людей. В этом возрасте необходимо добавлять новые движения и в каждодневные занятия.

Примерный план занятия

  • массаж рук;
  • «боксирование»;
  • массаж ножек;
  • переступание;
  • сгибание-разгибание ног;
  • «кучер»;
  • массаж животика;
  • уголок;
  • переворот на животик;
  • «плавание»;
  • массаж спинки и ягодичек;
  • симуляция ползания;
  • покачивание на мяче.

Массаж ручек, ножек, туловища, ягодиц выполняется так же, как и в более раннем возрасте. Животик массируется по часовой стрелке. Остается актуальным покачивание на мяче на животике и на спинке. Сейчас мы расскажем о новых упражнениях и движениях, которые будут полезны ребенку.

Новые упражнения

  • «Боксирование» выполняется, когда ребенок лежит на спинке. Взрослый вкладывает в его ладошки свои большие пальцы и придерживает за кисти. Взрослый сгибает и разгибает ручки, как бы подражая движениям боксера. Движения должны быть плавными, но интенсивными, чтобы грудничок поворачивался с боку на бок. Делается 5-6 повторов каждой рукой - это упражнение укрепляет мышцы рук и плеча.
  • Переступание выполняется, когда малыш лежит на спинке. Сначала взрослый берет ребенка за щиколотки и, сгибая его ножки в коленях, прижимает стопы к столу. После этого ножки малыша нужно сгибать и разгибать таким образом, чтобы имитировать шаги по столу. Необходимо выполнить 4-5 повторений.
  • Упражнение по сгибанию-разгибанию ножек выполняется вместе и поочередно в положении лежа на спинке. Взрослый берет малыша за колени так, чтобы большие пальцы оказались сверху. Спокойно сгибаем обе ножки одновременно, разводя колени и слегка нажимая на животик. После этого ножки разгибаем. Если ребенок не захочет разгибать ножки, можно их слегка встряхнуть, чтобы расслабить мышцы. Далее выполняем то же самое, только поочередно каждой ногой.
  • При выполнении «кучерских движений» большие пальцы взрослого вкладываются в ладони ребенка, кисти слегка придерживаются. Разводим ручки в стороны, затем сводим их, перекрещивая на груди. Левая и правая руки оказываются сверху поочередно. Повторяется 5-6 раз в медленном темпе.
  • Упражнение «уголок» укрепляет мышцы передней стенки живота. Нужно поднимать ножки ребенка, лежащего на спинке, до вертикального положения. Ноги должны быть выпрямленными, но если тонус мышц еще высок и ножки выпрямляются с трудом, немного их встряхните. После подъема ноги медленно опускаются до горизонтального положения.

Упражнения для тела

  • Повороты со спинки на животик пока выполняются с помощью взрослого. При этом происходит не только укрепление некоторых групп мышц, но и обучение грудничка переворачиванию. Повторять его нужно по 2-3 раза. Указательный палец левой руки взрослого вкладывается в ладошку ребенка, кисть придерживается. Правой рукой сгибаем ножку ребенка и поворачиваем вправо таз. Он рефлекторно повернет голову и верхнюю часть туловища вправо. Придерживая за руку, мы слегка помогаем грудничку повернуться, но немного придерживаем его на боку для тренировки мышц. Также выполняется переворот на животик через другой бок.
  • «Плавание» выполняется в положении лежа на животике. Ноги малыша слегка приподнимаем левой рукой, а правую заводим под животик. Немного приподнимаем ребенка над столом и держим несколько секунд. Данное упражнение полезно для укрепления мышц спины.

Занятия в 4-5 месяцев

Примерный план занятия

  • массаж рук;
  • «кучер»;
  • массаж ног;
  • «бокс»;
  • разведение и сведение ног;
  • массаж живота (подробнее в статье: );
  • присаживание за ручки;
  • переворот на животик;
  • массаж спины и ягодичек;
  • «плавание»;
  • ползание на животике;
  • круги руками;
  • сгибание и разгибание ног.

Занятия помогают детям развиваться и расти здоровыми. Взрослые в это время общаются с ними, учат их различным движениям.

Новые движения

  • Разведение и сведение ног малыша производится в положении лежа на спине. Ноги ребенка согнуты в коленях и бедрах. Взрослый их придерживает за голени. Ножки разводятся в стороны, а затем сводятся вместе. Выполняется 4-6 раз.
  • Присаживание за ручки полезно для мышц шеи и пресса. Его нужно выполнять осторожно, чтобы малыш при опускании не ударялся затылком. Сажать ребенка в таком возрасте еще не стоит, поэтому только приподнимаем его за ручки и мягко опускаем обратно на стол. Опуская, укладываем его не на спинку, а на бочок, попеременно на левый и правый.
  • Для стимулирования ползания ребенка . Взрослый обхватывает ступни малыша, сгибает и разгибает его ножки, имитируя движения ног лягушки. Когда вы сделали несколько повторений, нужно оставить ноги согнутыми и дать возможность малышу оттолкнуться самостоятельно. Чтобы ему было интересней, положите недалеко впереди яркую игрушку. Когда ему удастся оттолкнуться, он немного продвинется вперед, после чего снова согните ножки и дайте возможность самому оттолкнуться.
  • Еще одно новое движение «круги руками» . Ребенок лежит на спине, держится ручками за большие пальцы взрослого. Взрослый выполняет круговые движения руками ребенка: сначала в стороны, затем к голове и потом вперед и вниз. Движения выполняются плавно, спокойно. Делается два круга в одну сторону, затем два круга в другую сторону. Упражнение подходит только тем детишкам, которые уже усвоили «бокс» и «кучер».

Помните, что дети постоянно растут и развиваются - это значит, что им необходимо регулярно увеличивать нагрузку. Если очевидно, что некоторые упражнения малышу еще не по силам, не стоит форсировать события. Скорее всего, через некоторое время малыш освоит все движения.