Увеличение пенсионного возраста госслужащим законопроект. Увеличен пенсионный возраст чиновников

В 2018 году премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о повышении пенсионного возраста в России до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин (сейчас составляет соответственно 60 и 55 лет). Проект соответствующего федерального закона, зарегистрированный под номером № 489161-7, . Ожидается, что в окончательном виде этот закон, который уже многие окрестили как «антинародный», будет принят не ранее осени 2018 года с учетом всестороннего обсуждения и внесения необходимых поправок. Запланированные изменения должны вступить в силу с 1 января 2019 года и будут реализовываться поэтапно - пенсионный возраст будет повышаться ежегодно с шагом 1 год .

Аналогичный закон о повышении пенсионного возраста был принят в отношении госслужащих еще весной 2016 года (закон ). Однако тогда изменения планировалось проводить более плавно - ежегодно увеличивая сроки выхода на пенсию на полгода до тех же самых 65 и 63 лет. В связи с предложением в 2018 году аналогичного законопроекта в отношении рядовых граждан, которым Правительство предложило более высокие темпы увеличения, по новому закону с 2020 года для госслужащих темпы повышения пенсионного возраста также будут происходить быстрее - ежегодно на 1 год ().

Возраст выхода на пенсию в России

К счастью, разделившая трудовую пенсию на и , не коснулась возраста выхода на трудовую пенсию по старости. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» на страховую пенсию по старости (именно о ней стоит говорить в виду ее наибольшей распространенности в нашей стране) имеют право граждане, которые достигли 55 и 60 лет (для и соответственно).

Также от прошлого закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» остались в действии правила для досрочного выхода на пенсию.

Для того, чтобы иметь право на , гражданин должен либо быть занят на вредном или опасном для здоровья и жизни производстве, либо работать в районах, приравненных к Крайнему северу.

Кроме того, в России действует государственное пенсионное обеспечение для лиц, по каким-то причинам не имеющим трудового (страхового) стажа - им по достижении 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин назначается по старости.

Сравнение с другими странами

Сравнительный анализ по странам возраста, на котором граждане выходят на пенсию, требуется проводить в совокупности с многими другими параметрами, зависящими от многих факторов. Так, обычно учитывается средняя продолжительность жизни, уровень жизни, средний размер пенсии и так далее.

В случае с нашей страной, когда говорят о повышении пенсионного возраста, первым аргументом является увеличение средней продолжительности жизни. Поэтому и сравнение с другими странами будет оформлено в виде таблицы с указанием возраста выхода на пенсию и средней продолжительности жизни:

Страна Средняя продолжительность жизни, лет Пенсионный возраст, лет (женщины/мужчины)
Россия 70,5 55/60
Казахстан 70,5 58/63
Великобритания 80,0 65/65
Франция 82,4 60/60
Германия 81,0 65-67/65-67
Китай 76,1 50-55/60
Япония 83,7 65/65
США 79,3 65/65
Бразилия 75,0 60/65
Канада 82,2 65/65
Аргентина 77,0 60/65

Данные по ожидаемой средней продолжительности жизни основаны на отчете Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Увеличат ли пенсионный возраст?

Исходя из мировой практики и ежегодных отчетов ВОЗ увеличение пенсионного возраста не является чем-то из разряда фантастики: наши законодатели используют опыт своих зарубежных коллег и идут по тому пути, который пройдет уже многими странами. Из таблицы выше видно, что из всех приведенных стран (они специально были взяты практически из всех регионов мира) один из самых низких пенсионных возрастов именно у нас в стране.

В связи с сравнительно низким пенсионным возрастом, а также увеличивающейся ожидаемой средней продолжительности жизни, вопрос увеличения лишь во времени - рано или поздно его все равно поднимут.

Закон о повышении пенсионного возраста с 1 января 2017 года

23 мая 2016 года президент России В.В. Путин подписал закон № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» , который предлагал повысить возраст выхода на пенсию для госслужащих до 63 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно. Также по этому закону в течение ближайших 10 лет до 2026 года будет на 5 лет повышен минимальный стаж государственной и муниципальной службы для назначения гражданам пенсии по выслуге лет (с текущих 15 до 20).

Как и в случае с повышением стажа и необходимого значения индивидуального пенсионного коэффициента в федеральном законе «О страховых пенсиях» , повышение пенсионного возраста предполагается производить постепенно, увеличивая требуемый возраст ежегодно на полгода .

Для примера, если в 2016 году чиновники уходили на пенсию как и все в 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно), то через два года, в 2018, эти значения уже будут 56 и 61 и дойдут до планируемых значений в 63 и 65 лет соответственно в 2032 и 2026 годах.

Как видно из приведенного выше текста закона, изменения коснулись и требуемого - теперь вместо 15 лет (включая 12 последних лет непрерывной работы на службе) необходимо отработать 20. Однако, это новшество тоже будет введено постепенно , как и увеличение пенсионного возраста, - полгода за год, и достигнет оговоренного значения в 2026 году.

Повысят ли остальным гражданам?

Исходя из слов вице-премьера Ольги Голодец, до 2018 года ужесточать требования к пенсионерам не планируется . Стоит ли это воспринимать как уже определенную правительством стратегию или как прогноз - дело каждого.

  • Для сравнения, если не отходить далеко от пенсионной темы: законопроект о разделении трудовой пенсии на две самостоятельных выплаты (страховую и накопительную) утверждался с 2013 года по конец 2014.
  • Соответственно, если сейчас министерство труда говорит о «новом векторе развития» пенсионной системы, то вполне можно ожидать повышение возрастов для выхода на пенсию в ближайшей перспективе .
  • Благо, делается это не резко, а постепенно, поэтому работающие сейчас граждане, которым до пенсии еще далеко, вполне могут свыкнуться с увеличенным возрастом.

Несмотря на неоднократные высказывания Ольги Голодец о том, что подниматься не будет, Минэкономразвития, Центробанк и Министерство Труда активно лоббируют свое видение развития пенсионной системы.

По словам А. Улюкаева (министра экономического развития), будет совершенно естественным повышение возраста выхода на пенсию для обоих полов до 63 лет . Алексей Кудрин предложил увеличить пенсионный возраст с 2019 года аналогично госслужащим - до 63 и 65 лет.

В сфере довольно частых заявлений официальных лиц того или иного ранга у рядовых граждан возникает вполне резонный вопрос: а, может, уже есть какой-то законопроект или закон, который увеличит пенсионный возраст?

Кроме указа президента РФ об увеличении пенсионного возраста для никаких документов этого формата на данный момент нет . Однако готовиться к тому, что повышение произойдет стоит, причем не только тем, кто выйдет на пенсию в ближайшее время (их это коснется в первую очередь - придется дорабатывать еще определенное количество времени), но и тем, кому до пенсии еще далеко - учитывая изменение требований к стажу госслужащим, законодатели могут пойти по этому же пути и с рядовыми гражданами.

Президент РФ Владимир Путин подписал , который предусматривает поэтапное повышение возраста выхода на пенсию по старости для лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ, а также несущих государственную и муниципальную службу.

Повышение пенсионного возраста для чиновников будет поэтапным: в первые годы на полгода каждый год для всех, потом увеличение пенсионного возраста для мужчин-чиновников будет более интенсивным. В результате госслужащие-мужчины начиная с 2026 года будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины с 2032 года – в 63 года.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе будет составлять 65 лет. В настоящее время эта возрастная планка равна 60 лет (ч. 1 ст. 25.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ " "). Продление службы останется возможным, но только для гражданских служащих, замещающих должности категории "помощники (советники)", учрежденные для содействия лицу, замещающему государственную должность. Не изменится для них и срок продления – до окончания срока полномочий. Но остальные госслужащие, которым срок несения службы может быть продлен сегодня до 65 лет, возможность дальнейшего продления утратят.

Для руководителей, как и сегодня, срок несения госслужбы сможет быть продлен до 70 лет. Но для них изменится порядок согласования такого продления. Если в настоящее время это происходит по решению президента, то после вступления в силу поправок дальнейшее прохождение службы такими лицами будет продлеваться назначившими их на должность федеральным государственным органом или соответствующим должностным лицом.

Увеличен и минимальный стаж госслужбы, по достижении которого чиновник вправе претендовать на пенсию по выслуге лет. Напомним, сегодня он составляет 15 лет (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ " "). Он также будет повышаться постепенно – на полгода каждый год, начиная с 2017 года. А с 2020 года и в последующие годы такой стаж будет составлять 20 лет.

Новые правила начнут действовать с 1 января 2017 года. При этом поправки не затронут тех, кто уже получил к настоящему моменту право на пенсию за выслугу лет или получит его до указанной даты.

Многие люди интересуются вопросом — во сколько лет уходят на пенсию служащие в государственных учреждениях? Пенсионный возраст для работников данного вида структур отличается от среднего, установленного в стране.

Стало известно, что было произведено повышение пенсионного возраста госслужащим в России с 2017 года. Но с чем это связано? Следует разобрать данный вопрос подробнее чтобы внести ясность в общее представление.

Ещё с 2016 года Правительством РФ рассматривался закон на повышение пенсионного возраста госслужащим. С началом 2017 года он вступил в силу и действует на настоящий момент. Однако, что же в нём описано и почему возраст был повышен для служащих муниципальных органов власти? Здесь можно выделить три ключевых момента:

  1. Установление повышения возраста для выхода на пенсию постепенно при назначении прямых страховых выплат. По их действию каждый год добавляется шесть дополнительных месяцев при достижении 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно. Сейчас, в 2017 году уже применяются иные правила, а возраст уменьшен до 60 и 55 лет, соответственно для женщин и мужчин. Таблицу, где указано повышение пенсионного возраста для госслужащих по годам можно найти на государственных сайтах.
  2. Был пересмотрен размер обязательного стажа для работников госслужб. Таким образом к тем, кто занимает государственные должности, были изменены предъявляемые требования для минимальной продолжительности работы на данном месте. Старые правила устанавливали отметку в пятнадцать лет, новые же — двадцать. Однако дополнительные пять лет появляются не сразу, ежегодно прибавляется по шесть месяцев до тех пор, пока не будет достигнут потолок в двадцать лет.
  3. Пересмотр исполнения полномочий для служащих Совета Федерации, а также депутатов Государственной Думы. Законодательно установлено, что вступивший в силу ФЗ №143 «О повышении пенсионного возраста госслужащих», повысил планку с 1-3 лет до 5-10 лет для расчётов ежемесячного 55% дополнительного вознаграждения и более десяти лет (ранее 3 года) для доп. вознаграждения в 75%.

Следует участь, что вышедший и вступивший в силу Федеральный Закон не отменил порядок назначения положенной выплаты тем сотрудникам, которые уже выходят на пенсию с мест своей работы. Кроме того, не является основанием для повышения пенсии занятость в коммерческих организациях. Дополнительное вознаграждение не будет установлено в таком случае даже при наличии обязательного стажа.

Те же граждане, которые уже находятся на заслуженном отдыхе, могут вздохнуть с облегчением, ведь их не коснулись изменения. Но тем же, кто собирается выйти на пенсию в текущем, либо следующем году, придётся пересчитать свой стаж заново, поскольку пенсионный возраст госслужащих был изменён полностью.

Годы для планирования выхода на пенсию, а также соответствующие требования минимального стажа, которые устанавливаются теперь, можно также найти в единой таблице на государственных порталах новостей. В таблицах обычно представлены требования и для мужчин и для женщин. Поэтому стоит крайне внимательно относится к данной информации тем работникам гос. учреждений, которые тщательно планируют свой выход на пенсию.

Пенсия по выслуге лет

Теперь стоит разобрать подробнее минимальный стаж государственной службы, требующийся служащему, который претендует на дополнительные пенсионные выплаты за выслугу лет. Ранее, с 2001 по 2016 годы, он составлял 15 лет согласно ФЗ № 166.

После ряда существенных изменений, в 2017 году, он был пересмотрен. Теперь минимальный стаж государственной службы составляет 20 лет. Однако на данный момент он будет увеличиваться постепенно — каждый год будет прибавка дополнительных шести месяцев. В 2020 году и далее минимальный стаж уже составит ровно 20 лет.

Как рассчитывается пенсия за выслугу лет?

Государственные служащие, обладающие стажем не менее 15 лет на момент до 1 января 2017 года, имеют право на получение дополнительных выплат за выслугу лет. Однако это не единственное условие. Помимо этого, право получать подобного рода пенсию имеют только те работники, которые были уволены:

  • ввиду ликвидации и роспуска государственного органа, в штате которого они числились;
  • в результате сокращения рабочих мест;
  • при достижении максимально допустимого для госслужбы возраста, не позволяющего продолжать работу;
  • ввиду плохого состояния здоровья;
  • после собственного волеизъявления в результате скорого выхода на пенсию.

Если же увольнение работника государственной структуры было произведено по любой другой причине, его право на получение дополнительной пенсии за выслугу лет аннулируется.

Это же правило распространяется на тех работников, которые замещали подобную должность на гражданской государственной службе полностью 12 месяцев. Исключение из данного правила составляют только те служащие, которые были уволены в связи с роспуском штата.

Надбавки к пенсии за выслугу лет всегда выплачиваются параллельно с общей пенсией по старости. Поэтому данную прибавку невозможно получить в том случае, когда планируется продолжение работы на занимаемой должности, обеспечивающей получение пенсии за выслугу лет, в дальнейшем. Она может быть получена госслужащим при учёте того, что надбавки составят:

  • при текущей минимальной выслуге в пятнадцать лет — 45% от среднего заработка сотрудником за месяц;
  • при выслуге лет более пятнадцати лет, прибавляется дополнительная надбавка в размере 3% за каждый год свыше 15 лет, которая высчитывается также из среднемесячного дохода на данной должности.

Здесь нужно помнить, что сумма всех надбавок с учётом минимальных пятнадцати лет стажа не может составить более 75% среднего дохода за месяц для госслужащего.

Какие госслужащие попадают под повышение пенсионного возраста

Следует принимать во внимание, что уже принятый закон про увеличение пенсионного возраста госслужащих затронул далеко не все категории работников государственных служб. Он, по большей части, относится лишь к тем, кто выходит на пенсию с гос. должности и на данный момент работает в подобной организации.

В том случае, если человек уже был уволен с подобного места работы, он должен обратиться в Пенсионный Фонд с заявлением о получении положенной ему пенсии по общему назначению. В стаж государственной службы включаются только те периоды, в которые входит:

  • занятость на гражданских должностях федеральной или муниципальной госслужбы;
  • занятость на государственных должностях федеральной, либо муниципальной службы.

Поэтому наиболее точно разобраться, каким же категориям граждан повышают пенсионный возраст можно, обратившись к перечню должностей, утверждённых указом № 1141. В нём перечислены все категории периодов работы и государственной службы, предполагающие особые надбавки за выслугу лет.

Гражданские служащие

Для гражданских служащих представляется возможным продление государственной службы. Это касается лиц, являющихся заместителями должностей советников и помощников, в обязанности которых входит содействие лицу, замещающему государственную должность. Срок продления также не был изменён для данной категории работников, им является окончание срока действующих полномочий.

Следует отметить, что даже те служащие, срок продления работы которым на текущий год был увеличен до 65 лет, всё равно в будущем утратят возможность дальнейшего продления государственной службы.

Изменения в руководящем звене

Для руководящего звена в муниципальной или гос. службе срок её осуществления всё также может быть продлён вплоть до семидесяти лет. Однако для этой категории граждан был изменён порядок установления подобного продления.

На текущий момент решение о продлении принимаются президентом. Однако в дальнейшем, в результате вступления в силу закона с поправками, дальнейшее прохождение службы подобными сотрудниками станет возможно, согласовывая этот момент с тем должностным лицом, которое занимает ведущий пост в текущем федеральном государственном органе или иным уполномоченным на это лицом.

Заключение

Учитывая всё вышеописанное, на текущий момент нет окончательных нормативных оснований, гласящих о полном утверждении данных изменений в пенсионной системе. Всё это значит, что подобная система в будущем всё равно может измениться. Тем не менее, гражданам, уже находящимся на государственной службе, разрешается переносить оформление пенсии на несколько лет после. Тем самым, можно отложить выплаты на пару лет и обратиться за ними позже. В таком случае произойдёт перерасчёт пенсии в сторону увеличения в качестве поощрения.

От 27.05.2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» государственные служащие делятся на:

  • Федеральных государственных служащих - это граждане, которые работают в федеральной государственной структуре и получают вознаграждение из средств федерального бюджета. К лицам, занимающим федеральные государственные должности, относятся работники:
    • аппаратов федеральных законодательных органов;
    • федеральных органов исполнительной власти
    • аппаратов федеральных судебных органов;
    • других федеральных государственных органов (прокуратуры, Следственного комитета, Счетной палаты и д.р.)
  • Государственных служащих субъекта РФ (муниципальных служащих) - это граждане, работающие на гражданской должности и получающие вознаграждение из средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Сами должности гражданской службы определены указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, а их пенсионное обеспечение - законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» .

Виды назначаемого пенсионного обеспечения

Для государственных служащих, согласно статье 7 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 г. предусмотрены пенсионные выплаты как за выслугу лет , так и страховая пенсия (в соответствии с законом N 400-ФЗ от 28.12.2013 г.), если выполняются условия для ее начисления.

  • Пенсионные начисления по выслуге лет предусмотрены федеральным госслужащим (к ним так же относятся и муниципальные служащие), достигнувшим пенсионного возраста и определенного стажа работы на государственных должностях. Выплата по выслуге производится из бюджета РФ, региона или муниципального образования.
  • Если гражданин работал и в негосударственных структурах и за него происходило отчисление страховых взносов , то он имеет право получать и пенсию по старости (инвалидности) от Пенсионного Фонда РФ.

Пенсия за выслугу лет назначается только одновременно со страховой пенсии по возрасту (или в связи с инвалидностью).

Назначение пенсии за выслугу лет государственным служащим

Для того чтобы была назначена пенсия за выслугу лет, должно соблюдаться несколько условий:

  • достижение пенсионного возраста (на 2018 г. женщинам - 56 лет, мужчинам - 61);
  • срок выслуги на государственной должности должен быть не менее 16 лет;
  • непрерывный стаж государственной службы - не менее 12 месяцев перед увольнением (только федеральным госслужащим);
  • увольнение работника произошло по согласованию сторон, в связи с изменениями условий контракта, сокращению или ликвидации госоргана или достижению максимального возраста государственной службы.

Возможно получение пенсии раньше наступления пенсионного возраста, в этом случае стаж государственной службы должен быть не менее 25 лет и непрерывный стаж работы на государственной службе должен составлять не менее 7 лет . Так же при ликвидации государственной организации или сокращения в штате организации возможно получение пенсии без выполнения условия по отработке 12 месяцев.

При наличии трудового стажа на государственной службе не менее 15 лет работник может рассчитывать на пенсионную выплату в размере 45% от среднемесячного заработка за вычетом страховой пенсии.

За каждый год трудового стажа свыше 15 лет, выплата увеличивается на 3%, но суммарно общая выплата не может превышать 75% от среднего заработка служащего.

Право на страховую (трудовую) пенсию

Право на долю страховой (трудовой) пенсии имеют федеральные государственные гражданские служащие соответственно статье 19 закона «О страховых пенсиях» при сроке страхового стажа 15 лет, в которые включается срок государственной службы, при наличии необходимого количества баллов и достижении пенсионного возраста .

В страховой стаж включаются следующие периоды:

  • периоды деятельности, за которые уплачивались взносы по ОПС;
  • срок государственной службы;
  • иные периоды, указанные в ст. 12 закона «О страховых пенсиях» .

Страховое пенсионное обеспечение рассчитывается исходя из накопленной величины пенсионных баллов, умноженной на их стоимость в году назначения (с 1.01.2018 года 81,49 рублей). Для госслужащих такая пенсия выплачивается без учета фиксированной выплаты .

Если гражданин продолжает трудовую деятельность после выхода на пенсию , за которую и дальше будут уплачиваться взносы в ПФР , то его пенсионное обеспечение будет подлежать перерасчету . Таким образом, перерасчету подлежит доля страховой пенсии по старости по данным индивидуального учета при увеличении суммы коэффициентов, которая зависит от размера страховых взносов, не учтенных при начислении страховой пенсии при ее назначении. Перерасчет происходит ежегодно с 1 августа без подачи заявления пенсионером.

Закон о повышении пенсионного возраста с 2017 года

11 мая 2016 года был принят, предложенный единоросом Валерием Трапезниковым, закон, на основании которого будет произведено постепенное увеличение пенсионного возраста госслужащих для женщин до 63 лет, и до 65 для мужчин.

Действие закона от 23.05.2016 года №143-ФЗ вступает в силу с 1 января 2017 года и будет предполагать увеличение пенсионного возраста на шесть месяцев ежегодно , пока не достигнет установленного уровня. Для мужчин это произойдет к 2026 году, а женщин к 2032.

Так же изменился срок выслуги для получения пенсии: если ранее он составлял 15 лет, то теперь госслужащим необходимо будет отработать 20 лет . Минимальный стаж по выслуге лет, как и пенсионный возраст, так же будет повышаться постепенно и достигнет окончательного повышения к 2026 году.

Данный закон увеличивает и срок исполнения обязанностей для депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации для начисления надбавки по выслуге лет, теперь он составит 5 лет вместо ранее установленного года.

Расчет государственной пенсии федеральных служащих

Расчет величины государственной пенсионной выплаты за выслугу лет для федеральных государственных служащих зависит от среднемесячной заработной платы стажа и величины начисленной пенсии по старости (инвалидности), и рассчитывается по формуле:

П = (45% СЗ - СП) + 3%СЗ × Ст,

  • П - размер пенсии за выслугу лет;
  • СЗ - средняя заработная плата;
  • СП - сумма пенсии по старости (инвалидности);
  • Ст - стаж свыше 15 лет.

При расчете не учитываются суммы повышений фиксированных выплат к страховой пенсии и размер доли страховой пенсии.

Так же закон устанавливает ограничения по размеру максимальной выплаты пенсии. Так сумма пенсии за выслугу и страховая пенсия не может превышать 75% среднемесячной зарплаты федерального государственного гражданского служащего.

Заработок, из которого исчисляется пенсия

Размер пенсии за выслугу лет зависит от среднемесячного заработка за последний год (12 месяцев) службы, предшествующих выходу на пенсию. Для определения суммы этого заработка учитываются следующие выплаты гражданским служащим:

  1. должностной месячный оклад;
  2. месячный оклад, который присвоен работнику согласно классному чину;
  3. надбавка за выслугу лет;
  4. надбавка за особые условия федеральной государственной гражданской службы, начисляемая к должностному окладу;
  5. надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  6. ежемесячная премия;
  7. премия за выполнение особо важных и сложных заданий;
  8. разовая выплата при ежегодном оплачиваемом отпуске и материальная помощь.

При расчете среднемесячного заработка из расчета исключаются периоды (начисленные суммы пособий за это время не учитываются):

  1. отпуск работника без сохранения денежного содержания;
  2. отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком по достижении им возраста, установленного по закону;
  3. период временной нетрудоспособности.

Размер среднемесячного заработка вычисляется делением общей суммы выплат на 12. Если в расчетном периоде зафиксированы отпуска или больничные, то общая сумма заработка делится на количество фактически отработанных дней и умножается на 21 (среднее число рабочих дней в году).

Размер среднего заработка не может превышать 2,8 должностного оклада или 0,8 денежного вознаграждения, установленного служащему в расчетном периоде.

Индексация пенсионного обеспечения госслужащих

Ежегодна пенсия за выслугу лет может подлежать увеличению путем индексации. В соответствии с Постановлением от 31 мая 2005 года N 346 , она проводится:

  • при повышении должностных окладов федеральных госслужащих - на индекс повышения таких должностных окладов;
  • при увеличении иных денежных выплат , входящих в состав содержания федеральных госслужащих, - на индекс повышения таких выплат (средневзвешенный).

Повышение размера выплат также происходит в следующих случаях:

  • изменение размера пенсии по старости;
  • увеличение стажа государственной службы.

Индексация трудовых пенсии по старости производится ежегодно 1 февраля на уровень инфляции прошлого года. Однако такое положение законодательства было приостановлено до 2017 года и в текущем 2016 году величина повышения составила всего 4%. После такой низкой индексации правительство приняло решение выплатить дополнительно по 5000 рублей всем пенсионерам в качестве компенсации (1 января 2017 года).

Повышение размера выплат

Помимо индексации пенсионного обеспечения, согласно статье 14 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», предусмотрено увеличение размера выплат в следующих случаях:

  • За каждый полный год стажа свыше 15 лет на 3% от среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии и фиксированной выплаты не должна превышать 75% среднемесячного заработка.
  • Жителям районов Крайнего Севера, местности приравненной к ней, а также гражданам, ранее работавшим в таких районах, устанавливается коэффициент на весь промежуток времени нахождения там, согласно постановлению Правительства РФ. При выезде гражданина из этой местности для постоянного проживания, размер пенсионного пособия будет рассчитываться без учета этого коэффициента.

Оформление пенсии и необходимые документы

Гражданин имеет право подать заявление о назначении пенсионного обеспечения после возникновения на него права на имя председателя Правления ПФР , в любой момент без ограничения во времени. Заявление необходимо подать в Пенсионный фонд или Многофункциональный центр как самостоятельно, так и через законного представителя, либо по почте. При отправке заявления через почтовое отделение днем обращения будет считаться дата, указанная на штампе с места отправления.

Рассмотрение заявление происходит в течение 10 дней со дня подачи заявления или предоставления недостающих документов.

К заявлению необходимо приложить следующие документы :

  1. паспорт (подлинник и копию);
  2. справку о размере среднего месячного заработка на гражданской службе за последний полный год перед уходом;
  3. справку о занимаемой должности, подтверждающую стаж государственной службы;
  4. справку из отдела Пенсионного фонда, об установленной трудовой пенсии по старости или инвалидности и начисляемой сумме;
  5. копию трудовой книжки;
  6. копию приказа об увольнении с государственной службы;
  7. копию военного билета;
  8. документы, подтверждающие деятельность, которые включаются в стаж государственной службы.

Порядок выплат и начисления пенсионного обеспечения

Выплата пенсии по государственному обеспечению устанавливают с 1 числа месяца , в котором гражданин обратился за ней, но не раньше для возникновения права на нее.

Перечисление пособия происходит ежемесячно через организацию, выбранную госслужащим. В качестве получателя гражданин так же может использовать доверенное лицо, в этом случае для получения пособия необходимо оформить доверенность .

Возможные способы доставки пенсионного пособия:

  • Почта РФ - получение пособия возможно как в почтовом отделении по месту регистрации, так и на дом. Дата получения устанавливается согласно графику доставки.
  • Банк - через кассу банка или картой для снятия денежных средств через банкомат;
  • Организация, занимающаяся доставкой пособий - получение пенсии в данном случае возможно через кассу организации или на дому.

Для утверждения способа доставки необходимо предоставить заявление в ПФР, в котором оформлялось пенсионное пособие.

Прекращение выплаты при продолжении службы

Пенсионные выплаты по выслуге лет могут приостановиться в следующих случаях:

  • При нахождении на государственной должности. При этом гражданин обязан уведомить ПФР в пятидневный срок о возобновлении службы. При освобождении занимаемой должности, пенсионные выплаты возобновляются на прежних условиях по заявлению гражданина.
  • При назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии или иного дополнительного пожизненного материального обеспечения. Выплата за выслугу лет прекращается со дня назначения данных выплат;
  • На период работы в межгосударственных органах , на должностях, по которым осуществляется назначение и выплата пенсий за выслугу лет.

Выплата страховой пенсии не прекращается в период осуществления работы.

С каждым годом дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ увеличивается, на его покрытие ежегодно из Федерального бюджета направляются миллиарды рублей. Чтобы сократить затраты государственного бюджета Правительство РФ прибегает к разным методам решения данной проблемы. Так, например, финансовый и экономический блоки Правительства настаивают на необходимости увеличения пенсионного возраста для всех граждан РФ , в то время, как соцблок выступает резко против данной инициативы. Окончательно данный вопрос еще не решен, а пока Правительство РФ прибегает к другим методам сокращения затрат - это бессрочное прекращение индексации пенсий работающим пенсионерам , «заморозка» пенсионных накоплений , повышение пенсионного возраста для госслужащих.

Закон о повышении пенсионного возраста для госслужащих

Многие эксперты уверены в том, что увеличение пенсионного возраста госслужащим - это подготовительный этап к соответствующей мере для всех категорий граждан РФ.

Федеральный закон о повышении пенсионного возраста госслужащим № 143 от 23.05.2016 года внес изменения в ФЗ №3 от 08.05.1994 года и вступил в силу 01.01.2017 года.

Данный законопроект о повышении пенсионного возраста для госслужащих был принят Госдумой 11.05.2016 года и получил одобрение в Совете Федерации 18.05.2016 года. Отдельного указа президента о повышении пенсионного возраста нет, руководствоваться для определения, относитесь вы к госслужащим или нет, надо Указом Президента РФ от 31.12.2005 №1574 в редакции от 26.01.2017 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».

Закон о продлении пенсионного возраста госслужащим вводит в действие новые условия и порядок пенсионного обеспечения тех граждан, которые занимают должности государственной и муниципальной службы в РФ и ее субъектах.

Стоит отметить, что законопроект об увеличении пенсионного возраста для госслужащих предусматривает право субъектов и муниципальных органов самоуправления самостоятельно устанавливать размер пенсионных выплат и доплат к пенсиям, определять требования к продолжительности работы и т.д. для граждан, которые ведут государственную и муниципальную службу. При этом все соответствующие расходы на данные инициативы полностью возлагаются на муниципальные бюджеты.

Пенсионный возраст госслужащих в России с 2017 года

До принятия ФЗ о повышении пенсионного возраста госслужащим, он составлял для женщин 55 лет, а для мужчин - 60 лет. Это общеустановленные возрастные нормы в РФ для наступления пенсионных оснований по старости. С 2017 года требования к пенсионному возрасту госслужащих в России увеличились и составили для мужчин и для женщин 65 и 63 года соответственно.

По данным госстатистики эти изменения затронули более 1 миллиона граждан, занимающих должности в государственных, региональных и муниципальных органах власти, а также депутатов и сенаторов. А также более 70 тысяч чиновников, которые уже в ближайшее время должны были отправиться на пенсию.

Стоит отметить, что увеличение пенсионного возраста для госслужащих будет проходить постепенно, ежегодно увеличиваясь на полгода в переходный период, пока не достигнет максимальных показателей. Для мужчин-госслужащих он будет достигнут к 2026 году, а для женщин, занимающих должность чиновника, к 2032 году.

Год назначения пенсии

Возраст выхода на пенсию

60 лет 6 мес.

55 лет 6 мес.

61 год 6 мес.

56 лет 6 мес.

62 года 6 мес.

57 лет 6 мес.

63 года 6 мес.

58 лет 6 мес.

64 года 6 мес.

59 лет 6 мес.

60 лет 6 мес.

61 год 6 мес.

62 года 6 мес.

2031 и последующие

Какие госслужащие попадают под повышение пенсионного возраста

После того, как закон о повышении пенсионного возраста госслужащим вступил в силу стал вопрос о том, кто именно относится к данной категории?

Данный ФЗ и изменения, внесенные им, затронули чиновников всех уровней:

  • лиц, замещающих государственную должность в РФ и ее субъектов;
  • лиц, замещающих на постоянной основе муниципальные должности;
  • лиц, которые занимают должности гос. гражданской и муниципальной службы.

К ним относятся: работники ФНС, служб занятости населения, управление статистики, управления фед. казначейства, судебных органов, органов исполнительной власти - приставы, Рослеснадзора и т.д.

Сотрудники бюджетных организаций (учителя, врачи, воспитатели детских садов, преподаватели государственных вузов и сотрудники НИИ), а также рядовые сотрудники различных органов власти (уборщицы, программисты и т.д.) к этой категории не относятся и под повышение пенсионного возраста госслужащих не подпадают.

Продление пенсионного возраста госслужащим

У госслужащих с 2017 года увеличился не только пенсионный возраст, но и ряд других возрастных требований, которые учитываются при назначении данной категории граждан пенсионного обеспечения.

Так наравне с пенсионным возрастом увеличился максимально возможный период для ведения государственной службы. Теперь он составляет 65 лет, но может быть увеличен до 70 лет по обоюдному согласию работника и работодателя, после заключения срочного трудового договора.

Также увеличился минимальный стаж для госслужбы, достижение которого дает чиновнику право на пенсию по выслуге лет и назначение ежемесячной доплаты к пенсии, до 20 лет (ранее он составлял 15 лет). Он, так же, как и требования к пенсионному возрасту, будет увеличиваться постепенно и достигнет максимума к 2026 году.

Все госслужащие имеют право на пенсию по выслуге лет, выплачиваемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), а также при досрочной пенсии, если стаж чиновника составляет не менее указанного в таблице периода, в год назначения пенсии.

Стоит отметить, что все указанные изменения не касаются тех граждан, которые уже получили право на пенсию за выслугу до 01.01.2017 года.

Пенсионный возраст для госслужащих в 2017 году

Помимо вышеуказанных изменений, в 2017 году увеличились требования к минимальной продолжительности полномочий членов Федерального Собрания и депутатов Госдумы с 1 года до 5 лет. Для депутатов - этот период составляет время службы в течение одного созыва Думы. Выполнение данного требования дает право членам и депутатам на дополнительную выплату к страховой пенсии в размере 55%. Для получения повышенного размера выплаты (75%) необходимо выполнять данные полномочия от 3 до 10 лет.

Повышение пенсионного возраста для государственных служащих – одна из мер по сокращению затрат ПФР. Уже в 2017 году это позволит сэкономить внебюджетному фонду 600 млн рублей, которые будут направлены на исполнение других обязательств ПФР перед нынешними пенсионерами.