Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцев

Большое наслаждение для любящих родителей наблюдать, как меняется малыш. Ему исполнилось уже 5 месяцев. В жизни крохи заметны большие изменения. Первое, которое сразу бросается в глаза, — малыш заметно вырос.

Только за прошедший месяц он прибавил в весе примерно 700 граммов и вырос на 2 см. Малыш заметно округлился, теперь это не кукла в пеленках, а маленький человечек. Многих родителей волнует вопрос: что должен уметь ребенок в 5 месяцев.

Теперь малыш не спит круглыми сутками, периоды бодрствования днем достигают полтора-два часа по два-три раза в день. Самое необходимое для подрастающего человечка — общение с близкими, любящими людьми. Кроха уже узнает маму и папу, проявляет свои эмоции от общения с родителями.

Новые движения и возможности малыша

Так что умеет ребенок в 5 месяцев?


Речь получает дальнейшее развитие. Теперь ребёнок начинает гулить: певуче повторять гласные и различные сочетания звуков: ооо, на, ба, ма. У девочек в это время гуление сменяется лепетом — произносить слоги они начинают быстрее мальчиков.

Эмоции детей в 5 месяцев

Малыш не просто испытывает широкий спектр различных эмоций, но становится в состоянии изобразить их. Теперь кроха умеет:

  • Сердиться, требовать. Стоит забрать игрушку, чтобы малыш быстрее заснул, и можно услышать громкий требовательный плач. Если кроху все время носят на руках, сердитую реакцию мамочка получит, когда начнет укладывать чадо спать в кроватку.
  • Радоваться, заливисто хохотать.
  • Плохое настроение передать через сердитый лепет, нахмуренные бровки.

У малыша появляется страх перед незнакомыми людьми. Попытка чужого человека приласкать малютку или взять на руки может обернуться настоящей истерикой. Развитие ребенка в 5 месяцев должно проходить в комфортных условиях, а также в любви.

Капризы крохи, его поведение отражает поведение взрослых. Плохое настроение, разговоры на повышенных тонах, скандалы, ссоры — это то эмоциональное развитие, которое отложится в памяти маленького человечка. Если же родители будут разговаривать спокойно, без криков объясняя, что надо сделать, то нервничающий малыш быстро успокоится.

Играем с крохой

Игра — основное занятие ребенка в период бодрствования. Во время игр формируется речь малыша, развивается моторика пальчиков и рук, закладываются основы эмоционального развития. Совместные игры с мамой вызывают положительные эмоции ребенка, который пытается повторить вслед за любимым человеком движения, мимику, звуки. Песни, потешки, сказки — малыш будет внимательно следить за выражением лица мамы, пытаться поговорить, вместе исполнить песенку. Стоит повторять названия частей тел: носик-курносик, ножка, ручка, показывая пальчиком на то, о чем говорите. Беседуйте с крохой, повторяйте его лепет, продолжайте добавляя новый слог.

Малыш любит кидать из кроватки игрушки на пол, слушать — как они упали, смотреть — куда закатились. Покажите, как прыгает мячик, как здорово он катается по полу. Поиграйте с крохой его любимой погремушкой, играйте в «Сороку-белобоку». Ребенку нравится, когда мама загибает ему пальчики, рассказывая про сороку.

Самые любимые игрушки — конечно, собственные пальчики, пяточки и ножки малыша, которые он постоянно пытается засунуть в рот. Все, что попадается под руку любознательному исследователю, сразу проверяется на вкус, поэтому убирайте все мелкие предметы, которые малыш может проглотить.

Для развития всех органов чувств можно сделать или купить книжку из ткани, в которой будут шнурки, веревочки, аппликации. Можно рисовать совместно с ребенком пальчиковыми красками.

Стимулируйте попытки ползать. Кладите яркие, привлекающие внимание игрушки немного вдалеке, пусть кроха попытается дотянуться до заманчивой вещицы. Зеркало притягивает внимание таких крох. Поднесите ребенка к зеркалу, показывайте, как отражаются знакомые предметы и люди.

Показывайте на картинках животных, называйте, как их зовут, произносите звуки, которые издают эти животные. Например, корова говорит: «Му», кошечка мяукает: «Мяу». Ребенок будет повторять эти звуки.

Малыш не должен оставаться без присмотра в часы бодрствования, а тем более лежать один на диване. Переворачиваясь с бока на бок, карапуз может упасть с высоты. Лучше выделить уголок на полу, постелить туда специальный детский коврик. На твердой поверхности быстрее можно научиться ползать.

Особое внимание следует уделить чистоте игрушек, вещей и комнаты, где играет малютка, чтобы, засунув в рот новую игрушку, кроха не подхватила никакой инфекции.

Уход за малышом

Гигиенические процедуры месячного младенца ничем не отличаются от ухода за пяти месячным бутузом. Обязательны умывание, очищение носика и ушек, состригание ноготков, растущих очень быстро, чтобы кроха не поцарапал себя. У детей начинают прорезываться первые зубки. Кроме специальных прорезывателей, мамочка может делать массаж десен чистыми пальцами с подстриженными ногтями.

Купание, массаж, гимнастические упражнения — все это нравится детям и полезно для здоровья. Купание большинства детей лучше проводить в вечерние время суток, перед сном. Есть тут небольшое исключение: гиперактивные детки не расслабляются от принятия ванн, а получают еще больший заряд энергии, поэтому таких детишек лучше купать утром. При купании малыша лучше пользоваться гипоаллергенным шампунем и детским маслом. Мыло не стоит использовать чаще 1-2 раз в неделю. Если у крохи появилась сыпь, обязательно проверьте у врача реакцию на аллергены.

Ребенок в 5 месяцев очень подвижен, поэтому совершенно не стоит кутать его в кучу одежды. Если в доме температура комфортная, можно снять носочки и теплую кофточку, пусть он играет практически раздетым. Причиной простудных заболеваний чаще всего является именно чрезмерное укутывание чада.

Внимательно проверяйте швы на детской одежде, которую вы хотите приобрести. Жесткие, плотные, грубо обработанные будут натирать нежную кожицу, могут вызвать воспалительные процессы, а малютка даже не сможет объяснить причины своего плача.

Питание и режим дня

Следует знать, что в 5 месяцев начинают постепенно добавлять прикорм в питание малыша. В питание постепенно добавляются каши, протертые овощи, фруктовое пюре. Дети перестают просыпаться для кормления ночью.

Дневной сон сокращается примерно до 5 часов в день, остальное время кроха бодрствует. Следует совершать прогулки на свежем воздухе не реже 2 раз в день. Очень часто малютки уже не спят во время прогулок, а изучают окружающую обстановку. На улице, в парке следует разговаривать с ребенком — показывать птиц, машин, дома, четко, несколько раз проговаривая названия предметов.

Надо помнить, что дети развиваются под влиянием взрослых. Малыш очень тесно связан психологически и эмоционально с матерью. Поэтому рекомендуется мамочке все действия в присутствии крохи проговаривать вслух, делиться планами на день, обсуждать предстоящие дела.

Помогаем развиваться

Мало просто кормить, беседовать, гулять с малышом. С ним нужно заниматься, совершенствовать навыки ребенка в 5 месяцев. Занятия должны быть ежедневными, не более получаса в день. Обязательно следует делать упражнения для укрепления мышц спины, чтобы в будущем малыш научился правильно сидеть, закреплять в тренировках навык переворота, когда малыш переворачивается с животика на спину и обратно. Совмещать гимнастические упражнения с более сложным массажем: добавить к поглаживанию, растиранию еще легкое пощипывание и валяние. Массаж следует заканчивать втиранием специального детского масла.

Пять месяцев для ребенка – возраст, когда темпы физического роста немного замедляются, а на передний план выходит овладение новыми навыками и совершенствование уже имеющихся. К этому возрасту дети вдвое прибавляют в весе и окончательно превращаются в пухленьких розовощеких карапузов. Многие малыши в 5 месяцев радуют родителей первым зубиком или его предвестниками. Увеличивается продолжительность активного бодрствования в течение дня, а значит, времени на общение с мамой становится больше.

Навыки в пять месяцев

Все эти изменения формируют некий фон развития, на котором четко выделяются новые способности и навыки ребенка. Именно о них сейчас пойдет разговор.

  1. Развивается и совершенствуется умение приподнимать голову и плечи над поверхностью. Такое положение малыши принимают лежа на животике. Если раньше ребенок опирался на предплечья и мог оставаться в таком положении меньше минуты, то в 5 месяцев ребенок умеет опираться на кисти и рук и держать позу до 3-5 минут. В новом ракурсе мир для малыша намного интереснее, поэтому для пятимесячного ребенка эту позу можно назвать классической.
  2. Нового уровня достигает координация движений. Движения, которые ребенок совершает руками, теперь отлично координируются зрением. Ребенок безошибочно может взять интересующий предмет, независимо от того, подвешен он над головой, или лежит рядом справа или слева. Благодаря координации «глаз-рука» малыш способен вытянуть ручку в нужном направлении и на необходимое расстояние.
  3. Значительный скачок ощущается в развитии моторики рук. Подолгу удерживать предмет в руках, всячески его ощупывать, брать предмет из рук взрослого и произвольно разжимать ладошку, нажимать на кнопки – все это умеет ребенок в 5 месяцев. Так же в этом возрасте детки начинают тренировать умение перекладывать предмет из одной руки в другую. На данном этапе мама может немного помочь малышу в освоении новых действий. Хороший эффект оказывает массаж ладошек, сгибание и разгибание пальчиков, ну и, конечно, совместные игры с погремушками и любыми другими интересными предметами: показывать, предлагать ребенку взять игрушку в руку.
  4. Ребенок начинает интересоваться собственным телом. На фоне развития «трогательных» навыков, проявляется этот интерес в ощупывании собственного тела и конечностей. Многие малыши с настоящим удивлением обнаруживают, что у них есть ножки, любят рассматривать их, трогать, пытаться облизать или засунуть в рот. Это абсолютно естественный, нормальный интерес. Пресекать его не стоит, лучше наоборот, пользуясь моментом, рассказывать ребенку, как называются части тела, показывать их на себе, игрушках и самом малыше.
  5. Пять месяцев – возраст грызунков. У некоторых малышей к этому времени уже появляется первый зубик, но если прорезывания еще не произошло, то предвестники этого чуда уж точно есть. Обычно в районе 5 месяцев у многих карапузов начинается обильное слюнотечение, набухают десны, и кроха уже не только все тянет в рот, чтобы облизать, но и начинает грызть игрушки и другие предметы. Мамам можно порекомендовать делать малышу массаж десен (либо чистыми пальцами, либо в перчатке) и обязательно запастись силиконовыми игрушками-грызунками. (Читаем )
  6. Развитие ротового аппарата приводит еще к одним интересным изменениям. Раньше малыш был способен получать только жидкую пищу. Пища любой другой консистенции либо выталкивалась язычком, либо провоцировала рвотный рефлекс, попадая на корень языка. В 5 месяцев ребенок уже может есть однородное не густое пюре. Многие мамы в этом возрасте , хотя, если ребенок находится на грудном вскармливании, по рекомендациям ВОЗ прикорм лучше предлагать после 6 месяцев.
  7. В социальном плане ребенок уже становится настоящим партнером по общению и активно взаимодействует со взрослым. Малыш инициирует и поддерживает совместные игры. Например, бросает игрушки, а мама поднимает и возвращает ребенку. Очень любима малышами известная игра в «ку-ку».

Видео 1:

Игры

У этих простых игр есть глубокий психологический подтекст. Например, возвращение игрушки ребенку закрепляет у него ощущение постоянства окружающего мира: куда бы игрушка ни упала, она снова возвращается в руки. Осознание стабильности мира – важнейшая вещь, именно с него начинается формирование базового доверия к миру и ощущение надежной почвы под ногами, без которого невозможно гармоничное личностное развитие.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Игра в «ку-ку» многое дает для отношений между мамой и малышом. У ребенка своя логика: если меня не видно – значит, меня нет. Ребенку очень важно почувствовать, что мама думает о нем даже тогда, когда его нет в поле зрения, ищет его. Для малыша это подтверждение маминой любви.

Продолжает развиваться речь. Ребенок активно произносит слоги и новые звуки, расширяется диапазон произносимых гласных и согласных. Комбинации разных слогов образуют лепет. Нередко малыши многократно повторяют одинаковые слоги («дя-дя-дя», «ба-ба-ба»). В этих «словах» еще нет осознанности и смысла, но родителям обязательно нужно поддерживать и стимулировать речевую активность крохи. Кроме создания богатой речевой среды, можно начинать занятия по развитию мелкой моторики. Косвенно эти занятия тоже влияют на развитие речи.

Пятимесячные малыши очень активны и любознательны. Они с большим удовольствием познают мир вокруг себя, осваивают и совершенствуют речевые навыки, а также продолжают быстрыми темпами развиваться физически. В этом возрасте дети становятся настоящими непоседами, и уследить за ними бывает довольно сложно. Пять месяцев – это такой возраст, когда ребёнка уже нельзя оставлять без присмотра даже «на минуточку».

Вес

Вес большинства малышей к пятимесячному возрасту удваивается, а рост увеличивается с момента рождения на 14-15 см. Начиная с этого момента, темпы прибавки в весе несколько замедляются. Связано это с тем, что увеличивается двигательная активность крохи, и малыш уже тратит гораздо больше энергии для изучения окружающей среды. Если новорожденный малыш прибавляет в весе около 1 кг в месяц, то сейчас эта цифра сокращается почти в два раза и составляет порядка 550-600 г.

Кожа

Кожа ребёнка в этом возрасте всё ещё остаётся довольно чувствительной — это может привести к появлению ссадин и красных пятен, появляющихся в результате трения о различные поверхности. Например, если малыш играет на полу, на его коленках могут появиться небольшие повреждения, которые возникают в результате прикосновения жёстких ворсинок коврового покрытия к нежной детской коже. К тому же кроха уже не проводит столько времени в кроватке, поэтому грязь и пыль на кожных покровах скапливается чаще и в больших количествах, что также может спровоцировать появление кожных раздражений и потницы. Увеличивается склонность к появлению опрелостей на коже половых органов ребёнка. Малыш растёт, количество выделяемой мочи увеличивается, и это может доставлять существенной дискомфорт, если кроха очень много времени проводит в подгузнике.

Чтобы избежать появления всех этих проблем, стоит придерживаться следующих правил:

  1. Тщательно следить за гигиеной малыша. Купать пятимесячного ребёнка следует через день, не реже.
  2. Не держать кроху в подгузнике дольше 3-3,5 часов.
  3. Несколько раз в день можно устраивать малышу воздушные ванны. Если полностью раздеть ребёнка не позволяет температура в помещении, следует проветривать хотя бы кожу половых органов. Для этого достаточно просто снять памперс (сверху можно надеть хлопковые ползунки).
  4. Менять детскую одежду следует по мере загрязнения. Не стоит держать ребёнка в грязной одежде весь день – это позволит коже лучше дышать.

Слух

Слуховой аппарат ребёнка в 5 месяцев уже очень хорошо развит, и малыш различает не только голоса людей, но и может определять направление, в котором располагается источник звука.

Кроха реагирует на звуки, которые он слышит, улыбкой, смехом, плачем или даже криком, если источник звука достаточно громкий или резкий. Он может поворачивать голову, махать ручками, или тянуться ими к человеку, который в данный с ним разговаривает. Ребёнок уже способен узнать голоса родных, но самым родным и знакомым для него остаётся голом мамы. В этот период следует как можно больше разговаривать с крохой, петь ему песенки или читать сказки. Желательно при этом менять интонации голоса – это позволит не только развивать слух ребёнка, но и тренировать его будущие речевые навыки.

Если у вас возникают сомнения относительно слуха малыша, можете провести небольшой тест. Для этого нужно выключить радио, телевизор и любые другие источники звуков. Далее нужно отойти за спину малыша на расстояние около 4-5 м и хлопнуть в ладоши либо тихонечко позвать малыша. Повторить с другой стороны. Если ребёнок не проявляет реакции и не поворачивает голову в сторону источника звука, следует поставить в известность врача (отоларинголога) – возможно, малышу потребуется лечение.

Зрение

Зрительные навыки пятимесячного ребёнка также продолжают совершенствоваться. Зрение вашего малыша в порядке, если кроха:

  • хорошо фокусирует взгляд на игрушке или другом предмете;
  • следит взглядом за погремушками, поворачивает головку вслед за перемещающимся предметом;
  • останавливает взгляд на ярких игрушках.

Некоторые малыши от рождения имеют лёгкую форму косоглазия. Это явление считается физиологическим, и не представляет опасности. К пятому месяцу жизни ребёнка признаки косоглазия должны полностью пройти. Если же этого не происходит, стоит немедленно обратиться к врачу для исключения возможных патологий развития зрения.

Эмоциональное развитие

На пятом месяце жизни у крохи происходит активное формирование речи. Малыш уже способен произносить некоторые гласные и согласные звуки, и даже пытается складывать в слоги («гулить»). Это очень важный этап в интеллектуальном развитии будущей личности.

Не менее значимой становится возможность малыша узнавать родных людей. Когда он видит маму или папу, а также людей, которые ему хорошо знакомы, ребёнок начинает «гулить», улыбаться и тянуть ручки. Если к малышу пытается подойти человек, которого он до этого не видел, ребёнок начинает проявлять беспокойство, плачет и кричит. Примером такого поведения может стать поход в поликлинику. Когда врач пытается осмотреть пятимесячного пациента, ребёнок начинает громко плакать, устраивает истерику, пытается оттолкнуть руки незнакомого ему человека.

Также малыш ведёт себя, когда попадает в помещение, в котором он никогда не бывал до этого. Кроха начинает оглядываться, пытается отыскать взглядом предметы и вещи, которые были бы ему известны и знакомы.

В пятимесячном возрасте ребёнок начинает развлекать себя во время кормления: он может улыбаться, играть с грудью, пытаться её ущипнуть. Не стоит обижаться и злиться на малыша: такое поведение – важный этап формирования эмоциональных навыков, и означает, что ваш ребёнок развивается в соответствии с возрастом.

Что должен уметь малыш

Врач, определяя соответствие уровня развития ребёнка его возрасту, ориентируется на общепринятые нормы. Это средние значения, и они могут отличаться у каждого конкретного ребёнка, поэтому не стоит сильно переживать, если ваш малыш пока ещё не умеет того, что делают его сверстники. Каждый ребёнок уникален, и развивается согласно индивидуальным потребностям.

Что умеет ребёнок в пятимесячном возрасте:

  1. Уверенно держит голову и поворачивает ею в стороны, следя за передвигающимися предметами.
  2. Тянется к игрушкам и заинтересовавшим его вещам.
  3. Лёжа на животе, поднимает голову на 60 градусов, и может удерживать такое положение в течение минуты.
  4. Переворачивается с живота на спину и обратно.
  5. Хорошо фиксирует в руках различные предметы.

Часто мамы начинают волноваться, если их ребёнок развивается не так, как остальные детки в его возрасте. В каких случаях возможна небольшая задержка физического развития малыша:

  • ребёнок при рождении имел низкую массу тела (меньше 3 кг):
  • малыш родился с патологий и провёл некоторое время в реанимации новорожденных;
  • появление на свет в результате многоплодной беременности;
  • индивидуальные особенности детского организма;
  • дефицит витаминов и минеральных веществ.

Во всех этих случаях не стоит паниковать раньше времени, если врач считает, что с малышом всё в порядке. Как правило, никаких серьёзных проблем со здоровьем у таких детей не наблюдается. Врач может назначить дополнительный приём поливитаминных комплексов, а также увеличить дозировку витамина D.

Видео — развитие малыша в 5 месяцев

Питание

По рекомендациям Всероссийской организации здравоохранения питание пятимесячного ребёнка не должно включать в себя ничего, кроме грудного молока. Однако, бывают ситуации, когда введение прикорма приходится начинать несколько раньше. В каких ситуациях данная мера будет оправдана:

Нехватка молока у женщины Если малыш плохо набирает вес, плачет во время кормления, требует грудь через каждые 1-1,5 часа, это может означать, что у мамы вырабатывается недостаточно молока, чтобы обеспечить потребности крохи. В этом случае введение прикорма может быть рекомендовано даже в возрасте 4 месяцев
Развитие анемии К моменту, когда малышу исполняется 5-6 месяцев, количество железа в грудном молоке уменьшается, и его может не хватать для покрытия потребностей растущего организма. Дефицит железа может стать причиной серьёзных осложнений, поэтому рекомендуется введение в рацион ребёнка фруктовых пюре (прежде всего яблочного), соков и каш (гречневой, овсяной)
Низкая масса тела Скудное питание мамы может привести к нехватке питательных веществ, что чревато отставанием в росте и развитии малыша. Детям, имеющим маленький вес, стоит начать давать каши, а также овощные и фруктовые пюре
Склонность к запорам Такое неприятное явление может не только доставлять дискомфорт, но и причинять болезненные ощущения маленькому человечку. Если запоры у малыша появляются слишком часто, имеет смысл ввести в меню дополнительные источники клетчатки: фрукты (чернослив, яблоки), каши (овсяная, пшеничная, гречневая), овощи

Важно! Идеальная пища для грудного ребёнка – это материнское молоко. Вопрос о введении в рацион малыша других продуктов питания следует решать с врачом педиатром с учётом особенностей конкретного ребёнка!

В таблице ниже приведены нормы введения прикорма для малышей в 5 месяцев:

Пятимесячный малыш активно проявляет интерес к процессу приёма пищи. Маме следует поощрять кроху и не препятствовать ему в таком важном этапе развития, как изучение продуктов питания. Стоит купить для малыша отдельную посуду, пусть это будет тарелочка с забавными животными или яркими машинками. При выборе детской посуды обязательно нужно обращать внимание на состав изделия – он не должен содержать вредных и опасных веществ.

Совет! Покупайте посуду для ребёнка только в специализированных детских магазинах. Обязательно спрашивайте у продавцов сертификат качества на товар.

Большинство малышей в этом возрасте ещё не сидят самостоятельно. Маме может кормить малыша, держа его на коленях. Также в продаже сейчас имеется большое количество стульчиков для кормления, с возможностью регулировать положение спинки. Такие модели подойдут даже для пятимесячных детишек.

Одна из распространённых ошибок, которые совершают молодые мамы при введении прикорма, — это использование бутылочек со специальными сосками, позволяющими кормить малыша жидкими кашами и пюре. Делать этого категорически не следует. Это может привести к нарушению пищевого поведения ребёнка, а также проблемам с аппетитом в старшем возрасте.

Режим дня

Правильно организованный детский режим способствует гармоничному развитию малыша, укрепляет центральную нервную систему и помогает детскому организму восстанавливать силы.

Сон

Здоровый сон просто необходим для формирования иммунитета малыша и развития головного мозга и нервной системы. Большинство малышей ещё просыпаются на ночные кормления. Происходит это, как правило, не чаще одного раза за ночь. Если говорить о физиологических потребностях ребёнка, то можно сказать, что в 5 месяцев дети вполне готовы к отказу от приёмов пищи в ночное время. Именно сейчас самое благоприятное время для того, чтобы приучить малыша спать всю ночь, не просыпаясь. Для этого попробуйте не давать ребёнку молоко, если он проснётся. Можно заменить его компотом или чуть подслащённой водичкой. В скором времени дети привыкают к отсутствию пищи ночью, и начинают спать до утра, переставая будить домочадцев по ночам.

Норма сна для пятимесячного ребёнка – 14 часов в день. Из них ночной сон должен составлять не меньше 8-9 часов, остальное время приходится на отдых в дневное время суток. Большинство малышей спят днём два раза в сутки, но есть и те, кому для полноценного отдыха необходим трёхразовый дневной сон.

Прогулки

Ребёнок в 5 месяцев очень любознателен, и прогулки являются для него не только оздоровительной процедурой, но и средством познания окружающей среды. Малыш с удовольствием разглядывает опавшие листья, лужи, цветы, пробегающих мимо животных. С пятимесячным ребёнком лучше всего выходить на прогулку в то время, когда он не спит. Это не только будет способствовать его развитию, но и освободит для мамы несколько свободных часов, которые она может посвятить домашним делам или себе.

Длительность прогулок должна составлять не менее 2 часов. В 5 месяцев мозг малыша продолжает развиваться, и ему просто необходимо хорошее снабжение кислородом для правильного функционирования.

Совет! Гулять с малышом нужно в любую погоду (за исключением сильного шквалистого ветра, грозы и метелей). Это будет способствовать укреплению защитных сил детского организма!

Массаж и гимнастика

Для правильного физического развития малыша большое значение имеют физические нагрузки. Они необходимы для укрепления мышечного аппарата, совершенствования опорно-двигательной системы, улучшения кровообращения и повышения эластичности сосудов.

Массаж для пятимесячного ребёнка должен включать в себя поглаживания, похлопывания, растирания. Делать его лучше всего вечером после купания. Однако, на некоторых детей массаж оказывает бодрящее действие, поэтому понаблюдайте за своим ребёнком: если после массажа он долго плачет и успокоить его крайне сложно, лучше всего будет перенести процедуру на дневное время суток.

Гимнастика с пятимесячным ребёнком должна также проводиться ежедневно. Упражнения, которые можно выполнять конкретно вашему малышу, должны подбираться индивидуально при помощи медицинского работника. Их можно узнать у патронажной медсестры, которая должна осматривать грудного ребёнка один раз в месяц.

Купание

Водные процедуры нравятся практически всем детям в этом возрасте. При купании малыша можно использовать различные приспособления, которые сделают этот процесс удобнее для мамы и интереснее для малыша. Это могут быть горки, матрасики, круги, шапочки для купания. Если малыш уже сидит сам, можно предложить ему специальное сиденье для купания (такой вариант подойдёт только тем деткам, которые могут сидеть без посторонней помощи). Температура воды во должна составлять около 36-37 градусов. Если кроха беспокойно засыпает, можно добавлять в ванну различные травы, например, лаванду, ромашку или череду. Они обладают успокаивающим действием, и помогут малышу быстрее заснуть.

Купать ребёнка в пять месяцев следует через день. Если дома жарко, или малыш сильно и часто потеет, водные процедуры следует проводить каждый день.

Пятый месяц жизни очень важен для становления малыша. Развитие ребенка в 5 месяцев ускоряется, в его жизни начинаются серьезные перемены. Родители радуются первым попыткам самостоятельного передвижения ползком и первым внятным словам. У многих уже проглядывает первый зубик. Появляется много новых физических навыков. Ребенок самостоятельно меняет различные позы, переворачивается, все увереннее управляет своим телом, а оно становится все крепче и послушнее.

Одновременно происходят значимые психологические открытия. Заметнее становятся признаки социальной адаптации малютки. Ему нравится узнавать родных, он понимает обращенный к нему тон и реагирует на него, учится общаться при помощи все более выразительных улыбок и лепета. В этот период закрепляются и совершенствуются ранее полученные навыки, и появляется много новых.

Физическое развитие ребенка в 5 месяцев переходит на новую стадию. В этот период малютка подрастает и прибавляет в весе не так быстро, как раньше. Параметры роста пятимесячного младенца варьируются от 64 до 68 см. Это значит, что прибавка в росте составляет около 15 см с момента рождения. Вес к этому времени увеличивается примерно в два раза и находится теперь в диапазоне от 6 до 8 кг. В течение этого месяца он вырастет в среднем на 2 см и поправится на 0,7 кг.

Иногда в 5 месяцев ребенку удается опередить развитие: вес и рост могут превышать общие нормы. Причем по статистическим данным мальчики весят обычно на 0,6 кг больше, чем девочки, а рост их отличается от роста девочек на 2 см. Ребенок больше времени проводит не в состоянии сна, а активно бодрствуя в течение дня.

Новые навыки и умения на 5 месяце

Некоторым пятимесячным детям уже удается переворачиваться с живота на спину и наоборот. Как только они осваивают и закрепляют такое умение, к ним приходит мысль не останавливаться на достигнутом. Продолжаются попытки движений руками и ногами: по-пластунски, в лежачем положении, не отрывая животика от поверхности. Такие жесты больше напоминают плавание и предупреждают о том, что малыш в скором времени должен поползти. В этот момент следует быть особенно осторожными и не оставлять ребенка на открытой поверхности даже на небольшой высоте, ведь падение хотя бы с 30 см может его всерьез травмировать.

У него пока еще не получается сидеть без поддержки, зато младенец удобно будет чувствовать себя в полусидячей позе, например, в детском стульчике или просто в подушках. Для него это будет самое лучшее положение для поддержки спинки. Более того, ему уже так сильно хочется попробовать себя в роли взрослого, что если взять его руками под мышки в вертикальном положении, он будет упираться прямыми ножками в пол, да еще и перебирать ими, имитируя ходьбу. Если малыша, находящегося в положении лежа, взять за руки, то он сам подтянется за них и будет удерживать голову, не давая ей запрокинуться назад. Движения эти пока рефлекторные, но малыш их закрепляет в памяти и повторяет позднее уже осознанно.

Навыки координации движений

Особенности развития ребенка 5 месяцев заключаются в совершенствовании двигательных навыков. В 5-тимесячном возрасте у крохи уже получается крепко сжимать кулачки, ловко завладевать погремушкой или пальцем мамы, удерживая их двумя руками, приближая к своему лицу, а также перекладывать из одной руки в другую. Стремление к взрослению проявляется в умении самостоятельно удерживать бутылочку с водичкой или смесью, что доставляет огромное удовольствие малышу, следящему за одобрительным взглядом мамы.

Лежа на животе, малютка сам умеет приподниматься на локтях и твердо удерживать головку. Таким образом, нормы развития ребенка в 5 месяцев заключаются в следующем:

  • ему очень хочется встать на ножки, а при поддержке он сможет продержаться несколько минут в вертикальном положении;
  • он может долго находиться в полусидячем положении, у него получается самостоятельно садиться, подтягиваясь с помощью рук;
  • может сознательно захватывать предметы и удерживать их двумя руками;
  • живо переворачивается на бочок, а также с живота на спину и обратно;
  • он долго издает певучие звуки и наслаждается, прислушиваясь к ним.

Совершенствование ловкости рук

Малыш развивает и совершенствует сноровку, как приподнимать голову и плечи, лежа на животике. Точка опоры перемещается у него с локтей на кисти, а время, которое он способен продержаться в этой позе, увеличивается с 1 минуты до 5 минут, тем более что с такой позиции ему гораздо интереснее разглядывать мир вокруг.

Нового уровня достигает и регуляция движений. Жесты рук теперь координируются с помощью зрения: ребенок точно может дотянуться до интересующего его предмета, независимо от направления и расстояния.

Развитие ребенка на 5 месяце жизни позволяет почувствовать изменение в мелкой моторике рук: малыш долго удерживает предмет, берет его у взрослых, перекладывает из одной руки в другую, нажимает на кнопки. Мамина помощь в овладении новыми движениями заключается в массаже ладоней, тренировке со сгибанием и разгибанием пальцев, совместных играх с погремушками и другими яркими интересными предметами.

Ребенка начинает интересовать собственное тело, что проявляется в ощупывании своих конечностей. Со стороны это выглядит смешно, но нормально для их возраста, не стоит стараться остановить ребенка, наоборот, надо прокомментировать, как называются эти части тела.

Сколько спит ребенок в 5 месяцев

Ребенок в 5 месяцев уже подрос, его развитие и режим меняются. Здоровый младенец в возрасте 5 месяцев, если он хорошо поел и его ничего не беспокоит, может проспать ночью в течение 10 часов, не просыпаясь для ночного кормления. Чтобы получить такой результат, мать старается обеспечить рационально организованный дневной покой своей малютки. Для этого ей следует разбить дневной сон на три 2-хчасовых промежутка.

Первый раз укладывают ребенка по окончании 2-х часов утреннего бодрствования. Лучше всего провести это время на прогулке, потому что именно утром сон на свежем воздухе, особенно при благоприятной погоде, пойдет малышу на пользу. Второй раз кроху укладывают спать после обеда, и снова это можно совместить с прогулкой, особенно в теплое время года. Третий раз приходится уже на вечер.

Современные педиатры рекомендуют придерживаться именно такого режима сна для пятимесячного ребенка, считая его разумным. При условии, что малыш уснул слишком крепко и проспал больше 2-х часов, его надо бережно разбудить, чтобы не нарушить устоявшийся распорядок дня. То же самое следует делать, если он проснулся раньше, чем через 2 часа: уложить его в привычное время.

Режим сна и бодрствования зависит от характера и условий жизни. Иногда младенцы даже могут перепутать день с ночью, но если правильно организовать режим, маме будет легче справляться с воспитанием ребенка.

Питание в 5 месяцев

В этот период происходят изменения в режиме дня младенца, поэтому рекомендуется перевести его с шестикратного кормления на пятиразовое, соблюдая днем промежутки между ними в 4 часа. Норма питания составляет уже около литра молока в день. Малыш не дремлет во время приема пищи, а активно насыщается.

Теперь ему уже не требуется материнская грудь для убаюкивания. Наступает удачное время, чтобы отучить его от привычки засыпать во время сосания груди, поэтому дневной сон рекомендуется начинать укачиванием, а не кормлением. Только перед ночным сном надо как следует накормить ребенка. Для него это будет не только получение питания, но и возможность успокоиться, в результате малютка будет крепко спать ночью.

Получающим грудное молоко пятимесячным детям еще не требуется прикорм, им хватает тех полезных веществ, которые они получают с молоком матери. Если малышу не хватает маминого молока и он капризничает, плохо набирает вес, его следует переводить на смешанное вскармливание, используя при этом сначала безмолочные каши, а спустя какое-то время и молочные. Каши могут быть рисовыми, гречневыми, кукурузными. В рацион детей, находящихся на искусственном вскармливании, прикорм был введен уже в четырехмесячном возрасте.

До 5-тимесячного возраста малыш питался только жидкой пищей. Но в пять месяцев кроха может кушать гомогенизированное негустое детское пюре, и большинство мам уже начинают добавлять его в рацион ребенка, хотя педиатры советуют подождать с введением прикорма до следующего месяца.

Вводить новые продукты в меню детей нужно по одному и осторожно, обязательно наблюдая за его стулом и кожей. Если появилась сыпь, изменился цвет кала, то новое питание необходимо отменить.

Режим питания не изменился. В пятимесячном возрасте допустимо вводить прикорм в случаях, когда:

  • у мамы не хватает молока;
  • малютка плачет, недостаточно прибавляет в весе;
  • его беспокоит живот;
  • мало пачкает памперс.

В таких случаях нужно получить консультацию педиатра. Он должен определить диагноз и посоветовать нужный прикорм.

Психическое и умственное развитие

Пятимесячному ребенку уже отлично известно его близкое окружение, заслуживающее доверия, он прекрасно отличает своих от чужих, к которым начинает демонстрировать недоверчивость, поэтому согласится пойти на руки не к любому, кто его позовет.

У малыша прекрасно получается различать интонацию говорящих людей. Ласковый тон вызывает у него улыбку, а сердитый голос может привести к плачу. Если раньше все свои чувства он мог разделить только на комфорт и дискомфорт, то теперь возникает множество новых оттенков: возбужденность, удовольствие, опасение, грусть, тревога.

Болтовней кроха может выражать различные просьбы. Он умеет демонстрировать неудовольствие, если его что-то не устраивает. Его раздраженный крик выразит протест, когда у него заберут заинтересовавшую его погремушку или положат в кроватку, а ему хочется еще поблаженствовать на ручках у мамы.

Большой окружающий мир открывается для малыша, и он пытается изучить все предметы не только визуально, но и на ощупь, а заодно и на вкус. Когда игрушка почему-либо перестает интересовать младенца, он может ее уронить и забыть о ней. Буквально месяц назад любая вещь, попавшая в руки крохи, сначала оказывалась во рту и обследовалась на вкус, а потом уже подробно рассматривалась. Но сейчас первым делом ребенок вертит ее, разглядывает со всех сторон, даже трясет, и только потом отправляет в рот.

Слух малютки в этот период настолько тонкий, что он вертит головой, в попытке обнаружить первоисточник даже самого тихого шороха. Практически все малыши обожают ритмичную музыку и активизируются, услышав оживленную жизнерадостную мелодию.

Развитие речи

В пятимесячном возрасте ребенок пытается подражать разговору взрослых, в частности интонации. Продолжается формирование и совершенствование речи малютки, который расширяет объем произносимых гласных и согласных звуков, целых слогов, экспериментируя с их комбинациями.

Такой лепет образуется иногда частыми, неоднократными воспроизведениями повторяющихся слогов. Эти детские словечки еще не имеют пока никакого смысла, но уже радуют родителей. Восторженная реакция окружающих будет побуждать малютку снова повторять сочетания звуков, которыми ему удалось привлечь внимание и одобрение родителей. А иногда ему нравится разговаривать самому с собой.

Игры

В плане общения малыш уже начинает динамично взаимодействовать со взрослыми. Он сам предлагает и охотно поддерживает общую игру, например, может бросить игрушку, чтобы мама ее подняла и вернула ему. Психологическое значение игры заключается в подсознательном закреплении у ребенка стабильности его положения в мире и в семье. Это очень весомый фактор: формируется доверие к окружающим, которое помогает гармоничному личностному развитию.

Все ребятишки обожают популярную игру в «ку-ку», без которой не вырос ни один младенец, и которая сильно влияет на отношения мамы и малыша. Это для него значимое доказательство материнской любви – мама думает о нем и разыскивает его. Нравятся малышам игры, связанные с воспроизведением звуков разных животных. Для всестороннего формирования крохи ему будут необходимы несколько красочных игрушек, желательно звучащих.

Умный и любопытный пятимесячный малыш уже постиг значение таких слов, как «нельзя», умеет откликаться на слова «дай», «на», «иди ко мне». Восторги малыша вызывают двигательные игры, когда его подбрасывают в воздух, держа под мышки.

Рекомендуется читать деткам книжки, показывать картинки, рассказывая стишки и потешки. Желательно продолжать знакомство ребенка с наименованиями разных домашних предметов при осмотре помещения с малюткой на ручках, а также с физическими свойствами вещей, предлагая их потрогать.

В этот период все педиатры советуют не забывать о массаже и гимнастике. Это требует всего нескольких минут, но дает очень ощутимый эффект. Малыш постигает основы управления своим телом. Для обучения ползанию, крохе необходимо пространство. Упражнение заключается в том, что под пятки ему подставляют взрослую ладонь, чтобы можно было от нее оттолкнуться и продвинуться вперед.

Некоторые родители обучают своих деток плаванию, которое много дает для здоровья ребенка и ускоряет его развитие. Систематические плавательные тренировки расширяют легкие, улучшают координацию движений. Тренированные детишки быстрее становятся на ножки и начинают бегать. Чтобы малышу нравились занятия плаванием, процедура должна ограничиваться 10 минутами, а само занятие превратиться в занимательную игру.

Существует много комплексов упражнений для малышей. Все они направлены на развитие опорно-двигательной системы, больше всего на укрепление спинных мышц, потому что в скором времени крохе предстоит учиться сидеть. Такие занятия требуют ежедневно от 20 до 30 минут. Желательно сопровождать их ритмичной музыкой или счетом для формирования чувства ритма.

Развитие недоношенного ребенка в 5 месяцев

Процесс развития ребенка, родившегося раньше срока, зависит от уровня его недоношенности. Очень важную роль в его развитии играет любовь и преданность родителей.

Развитие недоношенного ребенка в 5 месяцев начинает выравниваться. К 5 месяцу у недоношенных детей исчезает спастический тонус конечностей, который пугал в первые месяцы. Приходит время начинать общаться с ним и развивать. Малыш уже умеет реагировать на звуки, поворачивать голову в их сторону, узнавая их источник. Движения становятся более осмысленными. Младенец начинает издавать различные звуки, интересуется окружающими, на лице у него появляется улыбка. Хорошее настроение проявляется веселым смехом. Он может захватывать интересную для него игрушку руками.

Недоношенный малыш требует гораздо больше внимания и заботы от родителей, только в этом случае он постепенно догонит своих ровесников.

Во время игры с переворотами ребенка приговаривайте ритмично русскую потешку, например:

Как тренировать равновесие у пятимесячного ребенка?

Для освоения поворотов тела, а в дальнейшем для овладения ползанием, очень важно научить малыша удерживать равновесие. Для того, чтобы тренировать равновесие у ребенка есть специальные упражнения. Вот упражнения из книги Ю.А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста». Очень советую всем мамам эту книгу!

Вариант 1. Сядьте на коврик. Положите малыша на животик вдоль своей ноги. Наденьте на носок ноги куклу бибабо. Малыш ей заинтересуется. Покачивайте ногу и малыша из стороны в сторону, побуждая его переносить вес тела. Малыш будет наблюдать за покачивающейся куклой бибабо и одновременно стараться удержать равновесие тела.

Вариант 2. Сделайте это же упражнение, положив малыша на надувное бревно. Играя, читайте потешку:

«Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня (имя ребенка) на палочке,

А Дуня в тележке

Щелкает орешки».

2. Второе движение — подползание

В возрасте 5 месяцев ребенок учится подтягивать своё тело на руках – это называется «подползать» (еще не ползать!). Как понять, овладел ли малыш этим умением? Если малыш видит впереди себя яркую игрушку, то он, лежа на животе, опирается на ручки и пытается подтянуться поближе к игрушке. Это и есть подползание к игрушке или другому привлекательному предмету.

Что нужно сделать для развития подползания:

  • Обеспечить свободное место, чтобы ребенок мог свободно и без риска для жизни и здоровья поворачиваться и двигаться,
  • Скатать валик из одеяла (это будет опора для толчка) и приложить к стопам малыша. Насильно толкать ребенка не нужно! Нужно просто приложить валик к стопам и дать опору малышу, чуть-чуть подтолкнув его вперед, если в этом возникнет необходимость.
  • Упражнение 1. Когда малыш лежит на спинке , показать ему красивую яркую игрушку, позвенеть ей, привлечь внимание малыша. Затем показать эту игрушку чуть сбоку. Ребенок сделает поворот на бок, а затем на живот и подтянется к ней. Дайте малышу затем возможность поиграть с игрушкой, обследовать ее.
  • Упражнение 2. Когда ребенок лежит на животе , поставьте или положите перед ним интересную игрушку (например, неваляшку). Нужно поставить ее на расстоянии чуть большем, чем длина вытянутой руки малыша. Предмет можно класть не только прямо перед малышом, но и в разных направлениях от ребенка, например, чуть в стороне. Позвените игрушкой или раскачайте неваляшку, чтобы она стала издавать звуки. Малыш заинтересуется, подтянется на руках и подползет к игрушке. При необходимости подставьте под стопы ребенка свои ладони, чтобы создать упор. Можно подложить под стопы валик из одеяла.
  • Упражнение 3. Можно показать ребенку заводную игрушку, а потом пододвинуть ее на нужное расстояние к малышу (как в предыдущем упражнении). Малыш подтянется на руках и подползет к ней. Если есть необходимость, подставьте свою ладонь под стопу малыша как опору.

3. Третье движение — попытки сесть (попытки овладения сидением)

Ребенок на шестом месяце жизни пытается садиться. Но не надо его насильно усаживать! Это вредно для неокрепшего позвоночника малыша. Ребенок окончательно научится уверенно и длительно сидеть сам, примерно к 8-9 месяцам, когда его организм будет к этому готов. И спешить вперед здесь не нужно!

4. Четвертое движение — развитие координации «рука – нога»

В возрасте 5 месяцев важно развивать умение ребенка захватывать свои ноги. Подтяните ножку малыша к груди и помогите ему ее захватить. На ножки можно надеть браслетик, привязать колокольчик, ленточку, бантик, чтобы вызвать интерес малыша.

5. Развитие умения ровно и устойчиво стоять на твердой поверхности при поддержке под мышки

В овладении этим движением очень помогут упражнения, разработанные Ю.А.Разенковой.

Положите большой мяч в ноги малышу. Согните его ножки и потолкайте мяч ножками ребенка. При этом приговаривайте: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!». Затем возьмите ребенка под мышки вертикально и помогите ему делать движения, напоминающие прыжки: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!».

Развитие действий с предметами у ребенка в 5 месяцев

Пятимесячный ребенок может брать в свои ручки предмет из любого положения тела (на животе, на боку, на спине). Он обследует каждый предмет и прежде всего тянет его в рот. И даже если Вам это не нравится, ребенок всё равно будет это делать! Поэтому в возрасте 5 месяцев нужно тщательно следить за тем, чтобы игрушки соответствовали требованиям.

Игрушки для ребенка 5 месяцев: как выбрать и какие они должны быть

А) Очень важно покупать только качественные игрушки. Нужно, чтобы в изготовлении игрушки использовались только экологически безопасные красители ! Любая игрушка должна иметь сертификат качества.

Б) Игрушки должны быть чистые , ведь малыш в 5 месяцев всегда их тянет в рот. Поэтому нужно их регулярно мыть.

В) Игрушки для ребенка в 5 месяцев быть размером не менее 5-6 см. Меньшие по размеру игрушки или детали игрушек всегда должны быть прочно прикреплены к большой детали или к ленточке (веревочке). С игрушками меньшего размера ребенок может играть только в присутствии мамы.

Г) Ребенку в 5 месяцев нужны игрушки и погремушки с РАЗНОЙ формой ручки для захватывания (это очень важно для развития движений руки), разного цвета и формы, из разных материалов. В чем здесь отличие с предыдущим месяцем жизни малыша? Если четырехмесячному малышу нужны были очень удобные ручки погремушек для захвата (он еще этому учился, осваивал первые движения) ,то для пятимесячного малыша уже нужны самые разные ручки погремушек – в виде палочки, булавы, петельки, кольца, гантельки, хвоста попугая или другого персонажа. Ведь ему нужно научиться делать самые разнообразные движения по захватыванию игрушки и в своих движениях учитывать ее форму.

Д) Будьте очень осторожны с использованием пуговиц в текстильных игрушках. Малыш может запросто их отгрызть и проглотить. В семье моей приятельницы именно в этом возрасте ее малыш умудрился проглотить 5 пуговиц с развивающей текстильной игрушки, сшитой мамой (к счастью, всё закончилось вполне благополучно и съеденные пуговицы просто вышли естественным путем). Лучше для пятимесячных малышей покупать игрушки с нарисованными деталями.

Е) В игрушках должны быть подвижные детали, которые будут удивлять малыша, стимулировать его к действиям с игрушкой. Такими интересными для ребенка элементами могут быть: пищалка (игрушка запищит, когда малыш нажмет на деталь игрушки), разный цвет шарика с разных сторон погремушки (побуждает вращать шарик), шнурок для подтягивания детальки игрушки (если потянешь за одну деталь, приходит в действие другая деталь) и другие.

Как проводить упражнение с подвижной игрушкой с ребенком в 5 месяцев?

Вам понадобится звучащая игрушка (или бубен, колокольчик, маленькая неваляшка).

  • Привяжите к игрушке цветную ленту шириной 3 см и длиной примерно 80см (обкрутите лентой игрушку несколько раз). На другой конец цветной ленты пришейте кольцо для захватывания игрушки.
  • Подвесьте игрушку. (Очень удобно подвешивать игрушки на специальную подставку над кроваткой, сделанную в форме буквы Г).
  • Кольцо положите рядом с ручкой малыша.
  • Малыш потянет за кольцо с лентой, и игрушка придет в движение и зазвучит. Малыш научиться видеть результат своих действий. Такие упражнения проводятся только в присутствии мамы.
  • Если малыш не хватает за кольцо, то сами вложите кольцо в его ручку и потяните за кольцо (рука малыша в Вашей руке). Малыш заинтересуется игрушкой, и в дальнейшем начнет сам пытаться вызвать звучание игрушки.

Как учить ребенка захватывать и перехватывать погремушки с разной формой ручки?

  • Положите малыша на спинку. Покажите погремушку (расстояние от глаз ребенка примерно 25 см). Берите погремушку за самый край, чтобы осталось место для захватывания им ручки.
  • Погремите игрушкой, и дайте возможность малышу ее перехватить. Дайте малышу поиграть этой игрушкой 1-2 минутки.
  • Затем покажите погремушку с другой ручкой (держите ее так же как держали первую, чтобы у малыша была возможность ее перехватить своей рукой). Дайте малышу перехватить игрушку и возможность поиграть с ней.
  • На следующий день предложите погремушки с другой формой ручки.

Для каждого вида ручки рука делает свой тип движения – петлеобразные действия или скользящие. Их можно выполнить рукой ребенка (рука в руке), если захватывание какой-либо игрушки вызывает у ребенка затруднения. Так Вы обучите малыша разным способам захватывания предметов с учетом их формы.

Ж) Важно, чтобы игрушки имели разную фактуру (шероховатый и гладкий, мягкий и твердый). Для этого нужно проследить чтобы игрушки были сделаны из разных материалов (резина, пластмасса, ткань, вязаные игрушки)

Как сделать игрушку для ребенка 5 месяцев своими руками?

Для игр с ребенком можно использовать подушечки, сделанные из ткани разной фактуры — шелк и шерсть, лен и флис, ситец и фланель, махровая ткань и бархат.

Как играть с ребенком с набором тактильных подушечек?

  • Сшейте набор двусторонних подушечек из ткани (например, с одной стороны – фланель, с другой – шелк). Подушечки должны быть разного цвета и с разными рисунками (однотонные без рисунка, в горошек, в полоску, в клеточку, с нарисованными цветочками и т.д.). Можно сделать несколько подушечек, а на них надевать футлярчики из разных тканей и их менять по мере надобности.
  • Положите ребенка на животик и покажите ему подушечку, дайте в руки, проведите его ладошкой по подушечке.
  • Потом переверните тактильную подушечку и дайте потрогать другую сторону.

В дальнейшем, когда малыш чуть подрастет, Вы сможете играть с ним в более сложные игры — искать пары подушечек – по фактуре, по цвету, по рисунку на ткани.

Как играть с кусочками тканей, развивая мелкую моторику рук малыша?

Совсем не обязательно шить игрушки. Ребенку в 5 месяцев можно давать для игр не только подушечки, но и лоскутки ткани разной фактуры (вельвет, сукно, ситец, шелк, бархат, шерсть, трикотаж). Дайте малышу возможность схватить пальчиками кусочек ткани. Как только ребенок захватит лоскуток, потяните медленно за другой уголок лоскутка, стимулируя малыша крепко удерживать ткань в руке. Это развивает его ручки.

Как часто менять игрушки для ребенка 5 месяцев?

Регулярно 2-3 раза в неделю для игр и упражнений с ребенком меняются игрушки, так как они быстро надоедают малышу, и он теряет к ним интерес. Поэтому удобно разделить все домашние игрушки на 3-4 набора и предлагать их ребенку по очереди.

Почему иногда малыш в 5 месяцев тянет руку к игрушке не по прямой, а петлеообразно, с отклонением от кратчайшего пути?

Хватание – это то движение, которому тоже надо учиться, как и речи или ходьбе. Движения малыша в 5 месяцев еще несовершенны. А если с ребенком специально не заниматься, то он будет хватать все предметы одним и тем же способом – прижимая пальцами к ладони. Поэтому для того, чтобы малыш научился уверенно захватывать предметы разными способами и их удерживать в своей ручке, ему нужна тренировка.

Упражнения для развития хватания начинают проводить с возраста в 3,5-4 месяца (подробнее см. статью ). До 4-5 месяцев малышу подвешивают на цветных лентах игрушки, удобные для захватывания с разными ручками (игрушки удобно прикреплять к стойке в форме буквы Г), Ребенок будет тянуться за игрушкой и упражняться в хватании.

К концу месяца малыша важно научить хватать игрушку из любого положения тела и удерживать ее крепко в своей руке. На основе хватания в дальнейшем формируются другие движения (например, ходьба с поддержкой за опору).

Развитие предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев

В 5 месяцев малыш радует нас разными звуками. А ближе к шести месяцам появляются четкие слоги – вавава, ммммааааа, бууууу и другие. Это лепет. Лепет – это упражнение артикуляционного аппарата ребенка, которое поможет ему в дальнейшем овладеть речью. Лепетом называются не отдельные звуки, а слоги (согласный плюс гласный звук): ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, которые малыш произносит цепочкой с разной силой звука и высотой тона.

Лепет наблюдается тогда, когда малыш здоров, спокоен, в хорошем самочувствии и готов к общению. Лепет нужно развивать и поощрять. Такая голосовая активность очень нужна малышу и свидетельствует о его здоровье и благополучии. Если же ребенок в этом возрасте только гукает и гулит, но не лепечет – значит, в его общении с мамой и другими близкими людьми что-то не так. Именно лепет больше чем все другие предречевые проявления ребенка активно подготавливает его к овладению речью. И именно лепету обычно малыша учит … взрослый! Да, да, ведь именно взрослый человек произносит ритмические слоги в колыбельных, прибаутках, потешках, пестушках, которые говорит малышу: «Три-та-та, ду-ду-ду» и другие.

Советы по развитию предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев – профилактика речевых нарушений

  • Чтобы хорошо развивалась речь, важно все действия по уходу за малышом сопровождать своими словами, стишками, песенками. Коллекцию таких стихов и потешек для умывания, кормления, одевания, укладывания спать Вы найдете в статье
  • Разговаривайте с малышом во время бытовых действий в спокойном темпе речи, называйте в это время предметы, их части, действия, признаки: «А сейчас вытрем Сашеньку. Возьмем полотенце. Наше полотенце большое. Вот какое полотенце! Теплое! Пушистое! Будем Сашеньку вытирать. Вытрем ручки. Где наши ручки? Вот ручки. А теперь вытрем ножки». Не важно, что малыш еще не говорит. Такие диалоги создают питательную среду для дальнейшего развития речи ребенка и оправдают затраченные на них Ваши усилия с лихвой уже в скором времени.
  • Очень важно как можно чаще использовать народные песенки и потешки, потому в них многократно повторяются те слоги, которые есть в лепете ребенка! Причем эти слоги (бу, ба, да, та, ти и другие), как правило, в потешках находятся в начале или в конце фразы, то есть в сильной позиции, и поэтому хорошо выделяются на слух ребенком из потока речи. А значит, развивают предпосылки речи у малыша и содействуют развитию его лепета.
  • С 5-6 месяцев можно играть с малышом его ручками в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Гули – голубочки» и другие народные игры для маленьких, делать его ручками движения «Вот какой я большой» (потянуть руки вверх) или «пока-пока» (помахать ручкой).
  • Называйте своего малыша по имени. Попробуйте однажды проверить, как реагирует малыш на свое имя. Отойдите от малыша так, чтобы он Вас не видел. И скажите любое имя (не имя ребенка) два раза. Затем через 10 секунд скажите два раза имя ребенка. Снова сделайте паузу. Потом после паузы – повторите другое имя. Малыш, узнав свое имя, радуется и поворачивается к маме.
  • Играйте в игру «Где?». В эту игру можно начать играть ближе к возрасту шести месяцев. Поставьте в комнате игрушку на ее постоянное место, чтобы малыш запомнил. Несколько раз в день спрашивайте: «Где часики тик-так?» И покажите на часы. Потом спросите о другом предмете: «Где киска кис-кис?» Постепенно малыш запомнит, где что находится и начнет поворачиваться в нужную сторону в ответ на Ваш вопрос.
  • Играйте в переклички с ребенком. Это базовая игра этого возраста, которая развивает лепет, а значит и органы артикуляционного аппарата и речевой слух малыша. Эта игра предупреждает многие проблемы и является профилактикой речевых нарушений. Играть в переклички очень просто. Вы прислушиваетесь к лепету малыша, к его репертуару слогов. И начинаете говорить те слоги и звуки, которые уже есть в лепете Вашего ребенка. Малыш к Вам начинает прислушиваться. А затем повторяет Ваш слог — лепечет. Затем Вы говорите новый слог, а малыш Вам отвечает. И вот малыш что-то сам пролепетал, а Вы за ним повторили его слог. Так в перекличках Вы развиваете активный лепет ребенка.
  1. В переклички постепенно можно и нужно вводить новые слоги, расширяя «репертуар» малыша.
  2. Очень важно в перекличках делать паузы, чтобы малыш успел прореагировать.
  3. После переклички ребенок может еще долго сам лепетать. Надо дать ему возможность это делать. Можно еще раз повторить игру-перекличку через некоторое время, если после первой переклички малыш продолжает активно лепетать.
  • Очень важно, чтобы во время речевого общения, малыш видел Ваше лицо. И чтобы в эти моменты ничто его не отвлекало. Тогда он наблюдает мимику и губы взрослого, и постепенно начинает имитировать их движение. Помните – так называемые «обучающие видеоролики для младенцев» с красивыми мелькающими картинками не развивают речь, а наоборот, тормозят ее развитие у маленьких деток! Гораздо полезнее речевое общение с малышом, в котором он видит лицо мамы, слышит ее голос, отвечает звуками на ее спокойный голос с паузами.
  • Рассматривайте с малышом предметы и игрушки. При это называйте их сначала общеупотребительным словом, а затем – детским, облегченным словом. Например: «Вот часы — тик-так» (машина би-би, уточка кря-кря)
  • Развивайте внимание ребенка к речи. Говорите с ним медленно, с паузами, выделяйте голосом отдельные слова. Тяните в колыбельных и потешках гласные звуки: «котя – серенький котооооооок, котя – белый животоооооооок». Стихи читайте с разной интонацией и разной мимикой, изменяя голос по высоте, силе, тембру. Можно петь песни без слов, просто на один знакомый слог как вокализ.

Вот и закончился месяц жизни ребенка. Малыш подрос, окреп, многому научился. Что умеет пятимесячный ребенок к концу первого полугодия своей жизни, то есть к шести месяцам?

Что умеет ребенок — основные показатели к концу месяца (то есть к шести месяцам):

  • Переворачивается со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
  • Подползает вперед, назад, в сторону.
  • Лежа на животе, опирается на вытянутые руки с открытыми ладонями. Приподнимает туловище и живот, сохраняя равновесие.
  • При поднимании подстилки, на которой он находится, отводит в сторону вышерасположенные руку и ногу (реакция равновесия).
  • Сидит со слабой поддержкой, но легко теряет равновесие.
  • Лежа на спине, играет со своими ножками (координация движений: рука-нога)
  • Может от одной до трех-пяти минут заниматься с игрушкой самостоятельно.
  • Уверенно берет игрушку из любого положения.
  • Активно действует с игрушками – трясет, стучит музыкальным молотком или бубном, дергает колокольчик за ленточку, хлопает, бросает, сжимает резиновые игрушки, ощупывает. Когда берет в руки вторую игрушку, то сохраняет контроль за первой игрушкой.
  • Длительно следит за игрушкой, которую ему показывает мама, а далее тянет ручку и пытается ее взять.
  • Реагирует на настроение мамы – хмурится, если слышит раздраженный или сердитый голос, и улыбается в ответ на ласковый голос.
  • Радуется маме и другим близким людям. В незнакомой обстановке с незнакомыми людьми ведет себя иначе. К маме протягивает ручки.
  • Отзывается радостно на свое имя.
  • Прислушивается к шепоту и тихим звукам.
  • Активно манипулирует игрушками и предметами, обследуя их. Перекладывает игрушку из одной руки в другую руку.
  • Ищет игрушку (Где…?), делая повороты в сторону.
  • Следит за падающей игрушкой с большим удовольствием и с радостью.
  • Ровно и устойчиво стоит при поддержке за подмышки. «Танцует» — пружинит на твердой поверхности при поддержке за туловище.
  • Начинает овладевать первыми навыками самообслуживания –
    • пить из чашки, которую держит мама;
    • есть полужидкую и густую еду;
    • снимать с ложки полугустую или густую пищу губами,
    • Держать бутылочку с водой.
  • Лепечет (повторяет активно слоги по своему желанию).
  • Повторяет за взрослым в перекличках отдельные слоги и звуки уже освоенные им.

Желаю всем читательницам этой статьи радости общения со своим малышом! О том, что умеет ребенок на следующем возрастном этапе Вы узнаете в продолжении нашей «Маминой школы».

О дальнейшем развитии ребенка, играх и упражнениях с ним Вы можете прочитать в статье - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"