Узоры хакасской вышивки XVIII. Презентация "хакасская вышивка"

Урок технологии по теме: "Орнамент в хакасском национальном костюме". 8 класс

Цели:

    Ознакомить учащихся с национальным орнаментом, его историей и применением.

    Способствовать формированию знаний и умений по изготовлению лекал элемента орнамента на бумаге.

    Воспитывать уважение и чувство любви к своей Родине, ее традициям и культуре.

Оборудование:

    хакасские национальные костюмы,

    эскизы орнаментов, пословицы о труде,

    табличка «сегодня на уроке»,

    тетрадь, ручка, карандаш, резинка,

    технологические карты по выполнению практической работы.

План.

    Организационный момент.

    Орнамент и его история.

    Применение орнамента

    Практическая работа «Изготовление лекал орнамента».

1. «Умение трудиться в жизни всегда пригодится». Как Вы понимаете слова этой пословицы? Если Вы чему-то научились, то в будущем это может всегда пригодиться. Обратите внимание на костюмы. Что в них является самым ярким? На что Вы в первую очередь обращаете внимание? (Отделка, вышивка, цвет).

Где располагается отделка? В платье – на наплечниках и манжетах, в сигидеке (жилет) – по полочке, спинке или по бортам, низу и горловине. На хакасском языке эти слова звучат так: «моркам» - обшлага, «инмен» - наплечники. Запишите эти слова в тетрадь.

2. А теперь рассмотрим повнимательней узоры в отделке. Художественное оформление одежды вышивкой пришло к нам из древности. Национальная одежда, являясь изделиями не только бытового назначения, но и декоративно-прикладного искусства, раскрывает перед нами богатство культуры народа, помогает нам усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.

Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл, каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты. Со временем эти изображения-символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными элементами.

Основным источником вдохновения мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на мириады сверкающих звезд, на цветущие в степи ирисы (в народе их называют пикулькой), на бутоны таежных цветов-жарков, и они вызывали у них восторженное изумление. И именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народной художественной вышивки.

Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры:

    геометрические,

    растительные,

    образные.

К геометрическим мотивам орнамента относятся: зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др. Геометрический орнамент располагают в определенных местах хакасской одежды: бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах, нижний бордюр наплечья, по пройме и для резьбы в кухонной утвари.

Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др. Примеры растительных узоров Вы видите на костюмах. Рассмотреть образцы (примеры).

Вот перед Вами альбом с элементами хакасской вышивки, благодаря которому можно самостоятельно придумать собственный неповторимый узор. Существенным в орнаменте является цвет. У вас на столах таблицы с орнаментами, ими Вы можете пользоваться, чтобы красиво подобрать цветовое сочетание.

3. Народные мастерицы через цвет передают конкретные настроения и переживания. В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:

1. Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

2. Голубой – цвет воды, неба.

3. Зеленый – цвет растений

Вы, наверное, заметили, что для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли.

Приступая к выполнению изделия, с начало надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете, то есть все то, что входит в понятие композиция.

Характер композиции определяется в большей степени ритмом – закономерным чередованием отдельных элементов или группы элементов в орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции, четкости ее восприятия. Наглядно это можно проследить на примере орнамента в бордюрном исполнении, который образует ритмичный ряд.

Повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов называют раппортом.

Рассмотреть образцы (примеры).

В хакасском узоре выделяют основные варианты композиции.

    Орнамент в полосе с ритмичным повторением одинаковых элементов.

    Орнамент в квадрате с ритмичным повторением? части фигуры.

    Симметричный орнамент

    Асимметричный орнамент.

Для того чтобы выполнить орнамент на одежде нам необходимо сделать лекало элемента в орнаменте.

Практическая работа.

«Изготовление лекал хакасского национального орнамента».

Последовательность выполнения.

1. Сложить лист пополам.

2.Сделать эскиз орнамента, начиная от сгиба листа.

3. Вырезать по контуру рисунка (как снежинку).

4. Развернуть получившийся орнамент и приклеить на лист цветной бумаги.

5. Обменяться работами с товарищами и дать характеристику, оценку выполненной работы:

    назначение орнамента (где будет применен),

    назвать тип орнамента,

    общий вид орнамента (симметричен).

Самоконтроль: Узор должен быть симметричен, работа выполнена аккуратно. Соблюдение ПТБ при работе. По окончании практической работы привести рабочее место в порядок. Наглядное пособие и инструменты сдать преподавателю.

Защита работ.

Выступление учениц (обоснование выбора).

Подведение итогов.

1.Хакасские национальные костюмы.

Как мужская, так и женская повседневная одежда хакасов состоит из рубахи и штанов, сшитых из фабричной ткани.

Мужская рубаха - свободная, длинная и широкая в подоле. Шьют ее из хлопчатобумажной ткани - ситца, сатина, из шелка и шерсти преимущественно ярких цветов: красного, синего, желтого, реже черного. Шелковые и шерстяные рубахи надевают в торжественные, праздничные дни.

Покрой женского платья совпадает с покроем мужской рубахи, только шьют женское платье длиннее (ниже колен) и немного шире в подоле. Как и мужские рубахи, платья делают чаще всего из цветного ситца или сатина. Праздничные платья шьют из шелка и шерсти.

Углы отложного воротника, наплечники, обшлага и ластовицы женского платья делают обычно из другого материала: сукна, шелка, плиса, в прошлом - из парчи. Наплечники и обшлага женского платья несут на себе основную декоративную нагрузку, их покрывают вышитым узором. Цвет фона наплечников и обшлагов подбирают к платью, как правило, по принципу контраста. Кумачовый, оранжевый тон платья - и черный или густой синевы цвет наплечников, обшлагов. Желтый тон платья - темно-зеленый, черный цвет наплечников. Голубое платье - наплечники и обшлага темно-синие, зеленое - снова контрастный цвет черного в наплечниках и т. д (цв. ил. 108).

В узорах вышивки преобладают цвета ярких, насыщенных тонов: малиновый, красный, оранжевый, желтый, синий, лиловый, особенно нарядно звучащие на темных фонах наплечников и обшлагов платьев. Для вышивки характерен геометрический орнамент. Рисунок орнаментальных форм четок, всегда хорошо скомпанован, узоры его разнообразны. Практически нет двух одинаковых орнаментальных рисунков вышивки для наплечников и обшлагов. Соотношение узоров с фоном, выявление самого узора и силуэтных просветов фона, образующих свой орнаментальный ритм, - все это впечатляет выверенностью, завершенностью композиционных решений. Богатой фантазией и вкусом отличаются хакасские вышивальщицы (цв. ил. 111). Техника вышивки самая разная. Тамбурный шов, которым выполняется контур рисунка, сочетается с гладью, заполняющей рисунок внутри контурных линий. Старинные хакасские узоры вышиты шелком. В настоящее время вышивка чаще всего выполняется нитками мулине.

Следует отметить, что если для степных районов Хакасии особенно характерен геометрический узор орнамента, то в северных, подтаежных районах в узорах орнамента преобладают цветочные и растительные мотивы. Здесь орнаментальные формы крупнее. Силуэт цветка, листьев, стебля ясно и четко читается на контрастном фоне черного, темно-вишневого, зеленого сукна или шелка (цв. ил. 109).

Особенностью женских национальных платьев подтаежных районов Хакасии является то, что низ их нередко украшают цветные полосы. Кроме того, они более мягкого колорита. Здесь не встретишь ярких, насыщенных цветов столь характерных для степных, южных районов, где все горит, искрится под солнцем. Рядом с такими оттенками красного, как киноварный, алый терракотовый, розовый, красно-коричневый, рядом с желтым, оранжевым, теплыми фиолетовыми и зеленым цветами мастера здесь используют синий, голубой, зеленый открытых, резких тонов. Нельзя представить их исключенными из степных пейзажей Хакасии с выжженной солнцем травой, с дымкой горячего марева на фоне словно выцветшей голубизны неба. Они органичны здесь, и некоторая резкость, кажущаяся дисгармония цветовых соотношений оказывается смягченной, оправданной и точно угаданной.

Национальная одежда женщин прекрасно гармонирует с природой Хакасии. Суровая простота кроя, колорит и узор вышивки сливаются на юге с плавными ритмами степей, невысоких холмов, далеких возвышенностей, а в подтаежных районах с зелеными массивами тайги, с седыми каменными скалами.

Узорчатость геометрических форм вышивки, причудливое переплетение основных, ведущих линий тамбурного шва, вокруг которых группируются сочные цвета розеток, трех- и пятилепестковых форм орнамента, острые ответвления, напоминающие одновременно рога животных и веточки кораллов, обусловлены именно природными ландшафтами.

И мужская рубаха и хакасское женское платье застегиваются на одну пуговицу. Праздничные платья в прошлом украшали крупными перламутровыми пуговицами. Сборки рукавов у манжет прошивают или вышивают цветными нитками в несколько полосок или узорами.

В прошлом столетии в местах, расположенных близко к русским поселениям, хакасские женщины стали носить платья русского покроя, а также кофты, юбки. Вместе с тем следует отметить, что в хакасских улусах и селах и сегодня еще женщины носят свою национальную одежду.

Верхней весенней и осенней одеждой хакасов было суконное пальто или накидка - сикпен . По покрою он почти не отличался от русского армяка или распашного кафтана с цельной спинкой. Мужской сикпен имел широкий прямой покрой, застегивался на одну пуговицу, запахивался слева направо и подпоясывался поясом, его шили на подкладке. Это была одежда преимущественно зажиточный хакасов.

Женский сикпен по покрою не отличался от мужского, только воротник его более широк и в форме шали. Главным отличием женского сикпена является его декор. Нередко воротник и обшлага рукавов сикпена обшивали черным бархатом или плисом. Воротник и обшлага украшали также вышивкой цветным шелком или шерстью. Кроме того, на них нашивали большие перламутровые, стеклянные разных цветов пуговицы. Самые крупные перламутровые пуговицы нашивали в несколько рядов впереди под воротом. Самая же нарядная деталь женского сикпена - спинка. Вышивка заполняет ее сплошным ковровым узором (цв. ил. 110; рис. 194).

Женские сикпены шьют и украшают вышивкой и в наше время. Вышивку выполняют шелковыми, шерстяными нитками, но чаще всего мулине. Так же как и в вышивке на платьях, вышивка сикпенов южных, степных районов Хакасии отличается по колориту от северных, подтаежных районов. На юге она более насыщена по цвету, узоры здесь геометрического характера, размеры орнаментальных форм невелики, орнамент густо покрывает спинку, обшлага сикпена. Подтаежный сикпен мягче по колориту. В цветах вышивки преобладают спокойные зеленые, розовые, золотистые и лиловые тона. Узоры орнамента более крупных форм, в них отчетливо можно увидеть очертания отдельных цветов, побегов растений, листьев. Вышивка этих сикпенов более декоративна, масштабна (рис. 195, 196).

Зимней одеждой хакасов была шуба из овчины - тон. Мужская шуба кроилась в талию, с узкими клиньями, расширяющимися к подолу. Длина шубы сзади доходила до пят, а спереди была чуть короче. Рукава делались с глубокой проймой и заканчивались полукруглым выступом, прикрывающим руку. Ворот из овчины был отложным, круглым. Женская шуба, как и платье, по покрою похожа на мужскую. Запахивалась она также слева направо. Застегивали шубу на пуговицы, но не подпоясывали в отличие от мужской. Женские шубы чаще шили с воротником из мерлушки, полы, подолы, рукава их оторачивали мехом шириной в 10-12 см. Для оторочки использовали мех с овечьих, беличьих ног, с ног соболя. Праздничные шубы сверх меховой оторочки украшали широкой полоской цветной материи: сатина, шелка, парчи.

Глубокие и поэтому толстые складки подола шубы скрепляли тартханами : цветными шелковыми нитками по верху каждого центрального клина у самого шва, соединяющего спинку с подолом, прошивали насквозь заложенные овчинные складки, одновременно собирая их в мелкие сборки (от 4 до 6) одна над другой. Стежки ниток располагали в шахматном порядке, что создавало декоративный эффект. Шелковые нитки (обычно они разных цветов) пропускали через овчину, а концы каждой нитки спускались по обе стороны строчки так, что из них образовывались разноцветные кисточки, что очень красиво.

Выше уложенных и прошитых складок, непосредственно над каждой из них, по нижнему краю верха спинки шубы, у самого ее шва, нашивали особые матерчатые аппликации - праты . Внутри они были зашиты кусочками шелка, а с краев, как узенькие каемки, нашивали полоски цветного шелка: у крайних пратов, к примеру, синего, у третьего и четвертого - красного и у центрального зеленого цвета. Цвета чередовались и по-другому, но схема их чередования на всех шубах примерно одинаковая. Размер пратов на шубах приблизительно 5×5 см. Количество их колеблется от 1 до 7. Праты и тартханы составляют совершенно оригинальное украшение хакасских женских шуб (цв. ил. 112).

Кроме отделки пратами и тартханами, шубы украшали еще и вышивкой. Вышивку косой перекрещивающейся гладью располагали по линии проймы. Цветочные мотивы вышивки в той же технике глади украшали спинку шубы (рис. 197).

Украшенные вышивкой шубы, отделанные пратами и тартханами, и сегодня широко бытуют в степных улусах южных районов. Их можно встретить также и в других районах Хакасии.

Традиционным видом верхней одежды хакасской женщины была в прошлом безрукавка сигидек . Шили их особые мастерицы, которым давали на руки весь закупленный материал: шелк для подола ярких цветов, иногда атлас или цветную парчу, бархат, большей частью черного цвета, который и составлял верх собственно сигидека, шелк или сатин на подкладку, разноцветные шелковые нитки, иногда еще золотую или серебряную канитель, позументы и простой бумажный материал на каркас. Своеобразным, оригинальным был декор сигидека - чеек , который представляет собой нашитые вплотную, ряд за рядом, швом "через край" (собственно этот шов и называется по-хакасски "чеек"), узенькие шнурочки, плетенные на руках из цветного шелка. Делали это следующим образом: две-три нитки одного цвета сначала ссучивали, потом из них сплетали узенькие шнурочки, как плетут косы, в три ряда, которые и нашивали на ткань, обычно на черный бархат, обязательно по два одноцветных шнурка рядом. Ряды сплетенных шнурочков располагаются в порядке цветов радуги, в разных чееках могут быть варианты.

Помимо чеека сигидек украшали еще бахромой из шелковых кистей, шелковыми нитяными завязками у ворота, дорогими пуговицами и вышивкой шелками по линии шва, соединяющего верх с низом. Иногда чеек заменяли обшивкой из позумента или тесьмы или в дополнение к чееку на спинке вышивали узор.

Увидеть сигидек в наши дни можно лишь в краеведческих музеях Красноярска, Абакана и Минусинска. В хакасских семьях он встречается крайне редко (рис. 198).


198. Безрукавка женская. Шелк, плис, шелковые нитки. Шов "чеек". Конец XIX в. КККМ

Головные уборы хакасов, как мужские, так и женские, до середины XIX века были почти одинаковой формы. Шили их из овчины или мерлушки с широким околышем и остроконечной тульей. В морозы к таким шапкам пришивали кусок овчины в виде ушанки. Своеобразной была старинная женская шапка с меховым околышем и длинной висящей тульей из материи, вышитой узорами. Такие шапки носили чаще всего замужние женщины.

Но охотнее хакасские женщины, как в прошлом, так и в настоящем, носят на голове платок из шерстяной ткани (типа павловских, набивных платков), который они очень искусно повязывают.

Хакасские рукавицы, как мужские, так и женские, имеют одинаковую форму и отличаются лишь размерами. Зимние рукавицы шили из белой или черной овчины с отделкой из материи. Отделку обычно делали из двух узких полосок - темного и светлого плиса, шелка, парчи, шерсти, сатина, ситца (рис. 199). Часто рукавицы оторачивали мехом. Тыльная сторона рукавиц украшалась вышивкой. Изготовление рукавиц и украшение их вышивкой - наиболее распространенный в настоящее время вид народного творчества в хакасских улусах и селах, в поселках городского типа. Рисунки вышивок разнообразны, и нет среди них одинаковых, повторяющихся (цв. ил. 113, 114).

Своеобразной была у хакасов обувь. Мужчины и женщины носили одинаковую по крою обувь, делали ее сами из кожи. Такая обувь не имела каблуков. Голенище под коленями подвязывалось ремешками. Жители подтаежных районов голенища обуви часто делали из холста.

Мужскую зимнюю обувь шили из оленьего, конского и козьего (дикой козы) камуса. Камусовая обувь была мягкой и теплой, к тому же очень удобной для ходьбы. Женскую зимнюю обувь шили из овчины или козьей шкуры шерстью внутрь. Задники, подошву, переда такой обуви обшивали кожей. Нередко женскую обувь украшали вышивкой (рис. 200).

Обувь подобного типа еще нередко можно встретить в подтаежных районах Хакасии.

Источник: Аева Е. Хоозычах: Сырлачан альбом. Альбом-раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов / Елизавета Аева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 16с.


Вышивка для манжеты

Круглая шкатулка

Кукольный ковер

Мешочек из ткани

Нагрудник вышитый

Наплечная вышивка

Рукавица

Шкатулка

Хакаский орнамент

Из наследия Н.Н. Нагорской. 1932 г.

Орнамент (узорочье) - есть проявление народного самобытного искусства, отображающее его вкусы, степень культуры и влияние других культур.
Способом проявления склонности к декоративному и живописному у хакасской женщины является, главным образом, вышивка (чек или хостан). Это искусство доступно, благодаря простоте техники, почти каждой женщине, умеющей держать иголку в руках и различать цвета шелковых ниток.
Объектами украшения вышивкой являются: плечи (игбен) и манжеты (мушкам) женских платьев, манжеты и спины пальто (сикпенов), спины безрукавок (сегедеков), кисеты для табака (нанджах) и боковые части свадебных подушек (частых), рукавицы (мелей) и переда обуви (маймах-басм). Раньше бывали вышиты боковые карманы на мужских широких плисовых штанах, но мне их видеть уже не приходилось, они вывелись.
Способом нанесения рисунка на материал служат трафареты, выкройки на бумаге (в прежнее время из бересты), которые хранятся на это случай. Их накладывают на материал и обводят кусочком мыла.
Показатель глубокой традиционности этого искусства: часто женщина, глядя на зарисованный для памяти на листе бумаги узор, чертит его прямо от руки на материале острым кусочком мыла.
Хорошая вышивальщица иной раз за разговором все стрижет ножницами узоры из вдвое или вчетверо бумажки.
Учатся вышивать девочки лет с 12 по способностям.
По технике наложения нитки, шов-вышивка бывает трёх типов:
1. Вышивка контурная цепочкой (тамбурный шов), в один или несколько рядов обводящий контуры орнамента (по-хакасски - еюсэрткен).
2. Вышивка, заполненная гладью - толдырын хостон.
3. Контур бывает заполнен не гладью, а полупрозрачной плетёнкой - орбе. Этим способом обычно обшиваются места строчек, поверх машинного шва (спины сегедеков, первый палец на рукавице).
Материалом служат, главным образом, нитки цветного шёлка, покупаемого в мотках на базаре. Последние годы этот шёлк не всегда бывает в продаже и поэтому иногда заменяется цветной бумажной ниткой. Любимым фоном для вышивки служит чёрный бархат (для плеч и манжет) и чёрное сукно (спины сикпенов и сегедеков).
К сожалению, кооперация не всегда учитывает потребности местного населения, делая подбор товара, и поэтому хакасские женщины жалуются, что последние годы им не хватает ярких шелков, черного бархата и мануфактуры с декоративными крупными узорами «азиатского» типа, которых достаточно у нас в городе. Зато полки кооператива полны тканями городского типа, в клетку, в полоску или с бледным «нежным» рисунком, которые неохотно покупаются. Недостаток шёлковых ниток пополняют еженедельные базары в с. Аскыз, на которые частные торговцы, так называемые «спекулянты», привозят разные мелочи.
Несмотря на недостаток в материале, нельзя сказать, что хакасская вышивка падает, что она совсем перестала отвечать понятиям о красивом, о декоративном. Заменяя поневоле расшитое бархатное плечо куском цветного сатина или парчи - хакасская женщина все ещё с удовольствием садится за вышивку, как только материал попадает ей в руки.

Характеристика орнамента качинцев и бельтир.

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленость элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса. Композиционная переработка одного и того же орнаментального мотива при заполнении различных по форме площадей - овал, квадрат, треугольник (рукавица, плечо, передок сапога), дают возможность проследить его гибкость и приспособляемость - свойство всякого здорового народного искусства, не потерявшего чувства материала и связи с жизнью.
Хакасская орнаментика вносит в обще-турецкую группу искусства свое, богато развитое искусство, чувство ритма и живописной декоративности, заставляющее сразу отличать его образцы среди других многочисленных представителей турецкой группы.
Не присматриваясь к особенностям, отличающим качинский орнамент от бельтирского, мы можем сделать следующие наблюдения: в качинском орнаменте растительные стебли более геометризованы. В сложных замкнутых фигурах преобладает двухсторонняя симметрия по вертикальной оси, в продольных полосах шитья - обшивка кармана, спинка сегедека - изгибы стеблей создают волнистую линию, бесконечный ритмичный ряд. Густо заполненная поверхность создаёт узорное пятно, почти целиком повторяющее его форму. Стремление к равновесию между орнаментом и фоном достигается почти равностью площадей, занятых тем и другим. Он состоит из многих мелких элементов (геометризованные цветы, листья, корни). Его детали, по сравнению с бельтирским, кажутся усохшими формами родственных ему цветочных ветвей. Но композиция сложной замкнутой фигуры, не имеет ярко выраженного верха и низа, а ветви эти как-то не имеют начала и конца, равномерно покрывая плоскость фона мелкими круглящимися завитками, цветками, похожими на листья, и листьями, похожими на цветы. Встречается отрыв от общего стебля отдельных деталей, например фигура свастики на рукавицах, сердцевидные лепестки на кисете и сам стебель иногда разрывается на составные части - ромбы, овалы и круг.
Наиболее распространёнными деталями являются следующие формы:
1. Трёхлепестковый цветок, изображаемый в профиль.
2. Листик сердечком.
3. Завиток, почка или бутон.
4. Корни (трёх-, четырёх- и пяти-лепестковые).
Оконтуренные тамбуром формы заполнены сплошь цветом (гладью).
Орнамент вышивок бельтир принадлежит так же к типу растительного, но сохраняет большую натуралистичность форм. Двухсторонняя симметрия встречается в построениях по вертикальной оси, от которой вправо и влево отгибаются довольно крупные цветочные ветви (см. рисунок носок сапога, манжет от шубы, карман). Но симметрия не всегда налицо в каждой замкнутой композиционной фигуре. Асимметричные композиции встречаются на кисетах, рукавицах, спинках сегедеков и, особенно, на наплечных вышивках платьев. Здесь чрезвычайно интересное разрешение принципов симметрии: осью является сама фигура человека, по отношению к которой правое и левое плечи, асимметричные в отдельности, становятся симметричными частями целого, рассматриваемого фронтально. Шитьё не сегедеке, идущее по правому и левому боку его спинки волнистыми изгибами с цветком в каждом, симметрично по отношению к воображаемой оси среднего вертикального шва.
В композиционном отношении орнамент более свободно брошен на фон, не вплотную заполняет отданную ему площадь, зато в нём больше динамики. Фон менее раздроблен и сохраняет поэтому больше сплошных чёрных полей. И сам узор состоит из элементов более крупных и меньших по количеству.
Из деталей, довольно однообразных, встречаются следующие:
Цветок, изображённый в плане, пяти-, шести-лепестковый, напоминающий шиповник.
Стебель, непрерывный, гибкий, вьющийся волнообразно.
Листья, остроконечные, продолговатые, усложнённые иногда почками и завитками, стремящимися к спирали.
В цветовом отношении, кроме заполнения контуров сплошным цветом, часто пользуются чёрным цветом фона, как цветом, повышая его цветовое звучание яркой обшивкой, замыкающей его и отделяющей от основного фона. См. крупные узоры на полах шуб, на манжетах и поперечных нашивках у локтя на рукаве свадебных шуб.
Сравнение качинского и бельтирского орнамента вызывает иногда в памяти аналогии разных эпох европейского искусства - бельтирский как бы своеобразное барокко, а качинский славянская вязь.

Распределение цветов

Хакасская вышивка очень красочна, ярка.
Вышивальщица, особенно качинка, старается использовать весь имеющийся многокрасочный набор цветных шелков, разбрасывая их по всей поверхности узора, не считаясь с его формами. Таким образом, отдельный элемент орнамента - какой-нибудь листок, завиток или цветок - оказывается раздробленным в своей окраске: частично заполнен синим, оранжевым, розовым, отчего вся вышивка переливается в цвете и радостно пестреет.
Орнамент бельтир, более склонный к натурализму в рисунке, в использовании цвета, проявляет это же свойство: лепестки цветка стараются сделать розовыми или малиновыми, листья - зелёными.
Наличие таких богатых художественных традиций в быту, а так же содействие в настоящее время советской власти развитию национальной культуры, позволяют ставить вопрос о поддержке и рациональном использовании этого искусства, путём создания художественного промысла. Надо использовать техническое уменье хакасской женщины и наличие ещё живой и своеобразной традиции в орнаментике. При известном инструктаже, от организованных хакасок-вышивальщиц можно получить красивые отрезы вышивок разного назначения:
отрезы для диванных подушек разных форм (круглые, квадратные, продолговатые).
отрезы для настенного ковра из разных кусков.
полосы для отделки платья разной ширины.
заготовки, вышитые для обуви, европейского покроя.
Таким образом, перевод занятия художественными изделиями для нужд своей семьи, на рельсы организованного промысла, может сохранить и дать новый толчок, благодаря экономической базе, развитию народного творчества.
Это повысит материальное благосостояние населения, даст в руки женщине самостоятельный приработок, что содействует её раскрепощению.
Организация промысла окажет своё культурное влияние на население. Кооперация, артель и производственные объединения будут проводниками идей коллективизации.
Можно достигнуть проникновения в быт, в общественном масштабе, художественных изделий наших национальностей, а так же, выработав ассортимент, отвечающий запросам заграничного рынка, включить его в наш экспорт.

Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся символикой, орнаментом, цветом стилизацией в хакасской национальной вышивке, сетчатым швом, швом орбе, со швом чорбеен.
  2. Научить выполнять, сетчатый шов, шов орбе.
  3. Воспитывать эстетический вкус, внимательность, аккуратность. Развивать творческую инициативу учащихся.

Оборудование: Образцы вышивок (Приложение1) , ткань, нитки (мулине), иглы, пяльцы, рисунки, трафареты, компьютерная презентация (Приложение 2, Приложение 3)

Ход урока

  1. Организация урока.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  3. Проверка знаний по вышивке.
  4. Изучение нового материала. Объяснения учителя:

Хакасская вышивка - народный вид творчества, корни которого уходят в седую древность, до сего времени мало изучена.

Источником этого рукодельного искусства являются памятники истории и культуры, такие, как скульптурные каменные изваяния, наскальные писаницы, выбитые узоры на курганных плитах, народные поэтические сказания, документы исследователей описывающие быт и материальную культуру хакасов, а также образцы вышивки, сохранившиеся в музеях и коллекциях.

Многие исследователи предполагают, что народный костюм со всем декором составляет единое целое и имеет четко выраженную космическую символику и магический смысл. Так, существует мнение, что служит в качестве оберега средства защиты от нечистых сил.

Историки утверждают:

Орнамент, ритм, цвет, композиция – составные хакасской вышивки.

Вышивка отражает сложное мировоззрение древних хакасов, их духовный мир, религиозные верования. Несомненно, каждый узор в вышивке несет тайную символику.

Эмоциональная выразительность хакасских вышитых изделий зависела от искусности народных мастериц.

В хакасской национальной вышивке применяются различные орнаменты: геометрический, растительный, зооморфный (образный), космологический. Элементы геометрического орнамента – треугольник, квадрат, круг, крест, зигзаг, ромб – характерны для вышивки в народной одежде, на изделиях из войлока.

Элементы растительного орнамента – спираль, волнообразный побег, цветок, розетка, древовидные узоры, 3-х, 5-листники характерны для одежды, для предметов быта (современных салфеток).

Плавные завитки от центральной фигуры вниз, вверх, различные вариации отростков, стеблей, один мотив плавно переходит в другой, соблюдается, как правило, симметрия.

Орнаменты Хакасии связаны с назначением, конструкцией предметов, которые они украшают. Признаком орнамента считается ритмическое повторение мотивов. Орнамент отражает представление хакасов об окружающей среде.

Комбинации мотивов применяются в одежде: нательной, летней (легкой), зимней (верхней); в украшениях в обуви, головных уборах, кисетах, войлочных изделиях.

Место расположения вышивки в одежде: бордюр воротника, кайма на подоле, манжеты, линия талии, на спинке верхней одежды, на рукавицах, на кисетах, на линиях проймы в безрукавках, на погонах.

Сюжетный состав орнамента на протяжении многих лет не изменился. Образный строй хакасских вышивок проявлялся в соблюдении пропорций, плоскостного узорочья, во взаимосвязи мотивов орнамента, в переходе от мелких форм к крупным, в формировании центра, понимании мотива и ритма.

Существенным в орнаменте является цвет, мастерицы-вышивальщицы через цвет передают настроение, переживания.

В хакасской вышивке основными являются три цвета. Красный – цвет веселья, счастья, ассоциируется с солнцем, источником всего живого на Земле. Голубой – цвет воды, неба. Зеленый – цвет растений.

Чаще всего фоном служит черный тон. Хакасские вышивальщицы чаще применяют ясные, сочные тона ниток. Существует мнение, что цветы в хакасской вышивке привлекают души предков к помощи.

Так, цветочные розеты допускают лепестки зеленого, красного, желтого тонов. Но всегда придерживаются зеркально-симметричного повторения цвета.

Тонкое художественное чутье мастериц определило создание удивительно гармоничных по колориту и красочной гамме узоров вышивок.

В современной хакасской вышивке наряду с основным цветом применяется разнообразная цветовая гамма. Многообразны варианты цветового решения орнаментальных мотивов. Декоративное звучание обогащено тем, что выделена цветом каждая фигура узора. Каждый мотив читается четко и определенно.

5. Практическая работа: Перевод трафаретов на ткань, решение цветовой гаммы, выполнение швов на основе рисунка. Сопровождается компьютерной презентацией (Приложение 2 , Приложение 3)

Сетчатый шов (Рисунок 1) напоминает тамбурный шов “петля” (вприкреп, птичий глаз) и представляет собой ряды неизолированных петель, которые располагают поочередно справа налево. Для того, чтобы сделать первую петлю, нить закрепляют на вершине листика (лепестка и так далее). Отбрасывают нить вниз, придерживая ее для удобства большим пальцем левой руки. Иглу вкалывают рядом с закрепленной нитью, в зависимости от величины петли. Затем выводят иглу на лицевую сторону. После этого небольшим стежком закрепляют полученную петлю от одной вершины такой же петлей на противоположной стороне листика. Так получается первый ряд образовавшихся сплетенных между собой петель. Чтобы перейти на второй ряд, в последнюю образовавшуюся петлю, двигаясь вниз, вкалывают иглу почти в то самое место, откуда ее вывели. Теперь аналогично первому ряду двигаемся иглой налево.

Важно соблюдать следующие правила:

  1. стежки нужно делать небольшие, равной величины;
  2. необходимо следить, чтобы рабочая нить при вышивании все время падала с нужной стороны иглы, то есть если направление ряда идет слева направо, то нить должна ложиться с правой стороны, если же справа налево, то с левой стороны иглы.

Начиная со второго ряда (и все последующие ряды) петли выводим из петель предыдущего ряда, чтобы получились сплетенные между собой ажурные ячейки. Сетчатый шов используется не только для заполнения хакасских узоров, но и в других видах вышивки.

В хакасских изделиях применяется шов ОРБЕ (Рисунок 2) козлик, зигзагообразный, косая сетка, при шитье линии соединения рукавов с проймой в шубах, обуви. Искусно выполненный шов ОРБЕ служит декоративным украшением изделий.

Туюх орбе - разновидность косой сетки, при этом ткань схватывается у края контура узора, где затягивается петля (Рисунок 3).


Края шва имеют петельный рельеф, на обратной стороне стежки вьются по контуру рисунка, а на лицевой стороне выходит поперечный настил зигзагообразно расположенных нитей. Данный шов широко применяется на изделиях из овчины, войлока, ровдуги. Кроме того, вышивались спинки нагольных шуб, декоративные прямоугольники или фигурные полоски, выполненные в технике аппликации, украшающие линии и ткани на спине верхней одежды хакасов. В зависимости от толщины ниток, размеров сетки и фона узоры делали поверхность зернистой, прерывистой, дрожащей.

Наряду с ОРБЕ встречается у хакасов односторонний петельный шов ЧОРБЕЕН (Рисунок 4). Шьется он слева направо. Сначала иглу с нитью извлекают на лицевой стороне ткани, а затем ее вертикально вкалывают сверху вниз, поддерживая нить большим пальцем правой руки. В момент ввода иглы в ткань нить опускают, при этом нить должна остаться под иглой. Этот шов встречается в растительных композициях. Данный шов появился в хакасской вышивке после знакомства хакасов с русскими кашемировыми платками, органично вошедшими в хакасскую народную одежду.

6. Текущий инструктаж по технике безопасности труда.

7. Контроль, осуществляемый учителем и самоконтроль за правильностью выполнения швов.

8. Соблюдение здоровье-сохраняющих технологий.

9. Анализ и оценка результатов работы.

10. Домашнее задание – индивидуальное.

учитель технологии МБОУ Жемчужненская СОШ № 1

Ширинский район Республика Хакасия



Основные источники изучения народной вышивки:

  • Выбитые узоры на курганных плитах:

Узоры хакасской вышивки XVIII - нач. XX вв.1

Оглахтинская плита Плита у Аёва.


2. «Наскальные писаницы»:

на горе Сагыт Комарковская писаница.


3. Народные поэтические сказания:

Достала дорогое сукно,

Прекрасному юнцу

Спинку кипа стала кроить.

Ичен – Арыг была настоящая мастерица,

Все части быстро скроила.

Прекрасная Пичен – Арыг,

Напевая, спускается с горы,

Пятьдесят её косичек по надплечникам

рассыпались…


4. Документы исследователей, описывающих быт и материальную культуру в конце 18 – 19 вв.

(запись от 24 июля 1722 г на Уйбате из дневника путешественника Даниила Готлиба Мессершмидта, где он

«вдохновенно описывает красивые соболиные наряды, расшитые яркими нитками» )

5. Образцы вышивок, сохранившиеся в музее и в личных коллекциях:


  • Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл , каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл .
  • У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты.
  • Орнамент отражает представление хакасов об окружающей среде.
  • Современный хакасский орнамент (еюсэрткен) подразделяется на узоры:
  • геометрические,
  • растительные,
  • образные

Геометрические мотивы орнамента:

  • Зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др.

Они располагаются в определенных местах хакасской одежды: бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах (мушкам) , нижний бордюр наплечья (игбен) , по пройме и для резьбы в кухонной утвари.

Ромб – символ солнца

Ломанная линия – вода

Треугольник – горы

Круг, вписанный в квадрат – сущность двух начал (Неба и Солнца)

Прямая линия – поверхность Земли;


Растительный орнамент: представляют мотивы:

  • Спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др

Лотос – символ мира

(как у многих народов Востока)

Геометрический орнамент располагается по всей поверхности костюма


Хакасский национальный орнамент:

1. Симметричный – на обшлагах, манжетах, на спинке сигедека, сикпена, шубы, кисетах (нанджах), рукавиц (мелей) и тд.





Композиция это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание .

Форма и содержание зависят:

  • от того, какие швы будут использованы (тамбурный ( соз i рткен ), стебельчатый ( номаак ч i к ), козлик ( орбе ), и др);
  • от назначения изделия ( пого, обшлага, манжеты , и т.д.)
  • от расположения узора на изделии ( в центре, в углу изделия, по краю );
  • от выбора цвета для его выполнения ( чередование ярких и ослабленных тонов )

Раппорт – это повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов


Существует мнение, что цветы в хакасской вышивке привлекают души предков к помощи. Традиционные цвета в хакасской вышивке: Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье, тепле, добре. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле




Для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли.


  • Красный – зелёный – жёлтый
  • Зелёный – красный – белый
  • Зелёный – жёлтый – лиловый
  • Зелёный – синий – кирпичный
  • Зелёный – фиолетовый – жёлтый и др.

По технике наложения нитки, шов-вышивка бывает трёх типов:

  • 1. Вышивка контурная цепочкой (тамбурный шов, в один или несколько рядов обводящий контуры орнамента)

(по-хакасски - еюсэрткен).


2. Вышивка, заполненная гладью (по-хакасски - толдырын хостон) Контурную гладь можно комбинировать со швами: козлик и усложненный козлик.


  • 3. Контур бывает заполнен не гладью, а полупрозрачной плетёнкой - орбе. Этим способом обычно обшиваются места строчек, поверх машинного шва (спины сегедеков, первый палец на рукавице).

Стебельчатый шов : выполняется мелкими стежками, поставленными наклонно. Он был распространен в шитье узоров на рукавицах, кисетах, головных уборах и др.


  • Данный шов широко применяется на изделиях из овчины, войлока, ровдуги. Кроме того, вышивались спинки нагольных шуб, декоративные прямоугольники или фигурные полоски, выполненные в технике аппликации, украшающие линии и ткани на спине верхней одежды хакасов.

  • бордюр воротника,
  • кайма на подоле,
  • манжеты,
  • линия талии,
  • на спинке верхней одежды,
  • на рукавицах,
  • на кисетах,
  • на линиях проймы в безрукавках,
  • на погонах.

  • - женское платье;
  • - безрукавка (сигедек);
  • - платок (арчал);
  • - мужская рубашка (когенек).

Нагрудное украшение ПОГО: Пого вырезался из дубленой кожи, обшивался материалом. Лицевая поверхность унизывалась перламутровыми пуговицами в виде симметричного узора. Пуговицы крупные и мелкие, небольшие кораллы, раковины, крупный бисер, бусы и камни составляли узор. По внешней стороне края пого украшались бахромой из бисера .