В каком возрасте малыш начинает говорить. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас. Причины нарушения речи в дошкольном возрасте

С появлением в семье ребенка у новоиспеченных мамочек и папочек появляется не только огромное количество поводов для радости, но и множество вопросов. Особенно сложными оказываются вопросы, касающиеся тех или иных норм.

Существует огромное количество таблиц, в которых приводятся сроки, когда ребенок должен уметь выполнять те или иные действия. Но если с умением держать головку, сидеть или ходить, как правило, все тревоги, вызванные отставанием от среднестатистических норм, проходят через месяц-другой, то ожидание, когда кроха заговорит, может растянуться на месяцы, а иногда и годы.

Так все-таки, когда ребенок должен начать говорить? Однозначный ответ в данном случае дать сложно, ведь все дети разные. Однако есть усредненные показатели.

7-10 месяцев

В этом возрасте кроха должен уже, как минимум, пытаться лепетать , то есть издавать нечто наподобие «да-да-да», «ба», «ма», «ля», «дя» и так далее.

Кроме того, малыш должен реагировать на речь взрослых и пытаться выполнять те или иные действия, слыша определенные слова, например, хлопать, услышав про ладушки или махать в ответ на «пока-пока».

12 месяцев

К этому возрасту ребенок вполне способен заговорить. В среднем, годовалые дети произносят от трех до пятнадцати слов . Причем, учитываются не только полноценные слова, но и «мя», которое обозначает кошку, «ава», которым называют собаку, «купи», произносимое перед купанием и прочие детские словечки.

Впрочем, бывают и молчуны, которые не желают произносить ничего. Стоит обратить в этом возрасте внимание на пассивный речевой запас . Даже если малыш молчит, он должен понимать уже не менее, пятидесяти, а лучше ста слов. При этом кто-то знает, что такое кубик, а кто-то - что такое трактор, кто-то понимает фразу «идем кушать», а кто-то упорно ее игнорирует, но раздевается, услышав слова «пойдем купаться».

24 месяца

К этому моменту нормой считается не менее пятидесяти слов и уметь строить из них простейшие предложения, вида «мама, дай», «баба, на», «кидай мячик», «дай пить». Впрочем, это нижняя граница нормы. Как правило, к двум годам дети говорят лучше. Кроме того, у них уже сформирован огромный пассивный запас слов.

30 месяцев

В этом возрасте ребенок использует в речи не менее двух сотен слов , причем, если раньше это были в основном существительные, глаголы и местоимения, то теперь к ним добавляются прилагательные. Малыш должен знать всех родственников, произносить имена, знать собственное имя, подражать животным, пытаться задавать простейшие вопросы.

36 месяцев

В норме трехлетки уже должны говорить так, чтобы незнакомый человек смог понять большую часть сказанного крохой. Предложения уже должны быть связанными и сложными. В этом возрасте ежедневно малыш произносит множество новых слов.

Почему ребенок долго не говорит?

Стоит помнить, что все дети индивидуальны . И если один в одиннадцать месяцев читает стихи, а другой знает только два слова, это еще не повод записывать неразговорчивого малыша в отстающие.

Но не стоит впадать и в другую крайность, полагая, что если в два года ребенок не говорит ничего, а лишь лепечет, то это просто особенность развития. Да, это может быть и нормой, но лучше на всякий случай проконсультироваться со специалистами .

От средних норм дети могут отставать на три-пять месяцев в зависимости от здоровья, темперамента, социальных и прочих факторов, поэтому если в два года ребенок не знает положенных ему пяти десятков слов, стоит немного обождать. Но если к двум с половиной годам он по-прежнему не может произнести больше двадцати, хотя бы, простейших слов, это повод посетить врача. Помните, что чем раньше выявляются проблемы, тем легче их устранить.

Отставать в речевом развитии ребенок может из-за болезней, нарушения кровоснабжения головного мозга, задержки в общем развитии, проблем со слухом или речевым аппаратом, аутизмом и прочими отклонениями.

Впрочем, такие диагнозы встречаются редко. Чаще всего дети не говорят не из-за отклонений в развитии, а вследствие того образа жизни, который ведут они и родители.

Раньше начинают говорить малыши, которым много читают. Причем, начинать чтение книжек ребенку нужно задолго до года. А вот частое сидение перед телевизором способно замедлить развитие речи .

Чем больше с малышом общаются, тем скорее он заговорит. Увы, многие родители допускают ошибку, считая, что совсем маленький ребенок ничего не понимает, значит разговаривать с ним бессмысленно. Но это не так. Во-первых, когда взрослые разговаривают с ребенком, у него формируется пассивный словарный запас. А во-вторых, глядя на лица взрослых, когда те с ним разговаривают, кроха подражает мимике и артикуляции, что крайне важно для развития речевого аппарата.

Немного отстают от сверстников в разговорчивости дети с укороченной уздечкой под языком . Если это отставание становится сильным, стоит уздечку подрезать.

Слишком активные дети могут начать говорить позже . У них эмоции бьют через край, и дети просто не успевают выражать все словами. Также и излишне тихие и спокойные малыши могут начать говорить позже сверстников. Их все устраивает, и нет необходимости кого-то звать или чего-то просить.

Вопрос о том, когда ребенок начинает говорить, беспокоит чуть ли не каждого родителя. Ведь отклонения от нормы могут указывать на наличие пороков в развитии. А это серьезный повод начать беспокоиться о здоровье малыша.

Когда следует ждать от малыша первых слов?

Каждый ребенок индивидуален, и его речевой аппарат развивается в зависимости от особенностей организма воспринимать ту или иную информацию, от способности к размышлению и от особенностей психики. Поэтому ответить на вопрос, во сколько дети начинают говорить, очень трудно, так как специального «календаря речи» просто не существует. Но есть некоторые данные, которые позволяют определить, имеются ли отклонения в развитии у ребенка или же нет.

Обычно стремление к общению или словесному выражению эмоций у деток появляется уже в 4 месяца: еще не умея разговаривать, кроха активно воспроизводит различные звуки

Как правило от детей в этом возрасте не ждут красноречивых монологов, так как они еще слишком маленькие. Но даже в столь юном возрасте можно определить, насколько правильно формируется речевой аппарат.

Примерно с 4 месяцев детки постепенно начинают произносить некоторые звуки. Уже с 6 месяцев эти звуки перерастают в предложения, только произносятся они на «детском языке». А вот уже с 8–10 месяцев они начинают при помощи звуков общаться со взрослыми, они уже четко обозначают свою позицию, требуют, чтобы им что-то дали, а также произносят некоторые слова, которые состоят из нескольких букв, например, «мама», «папа», «баба» и «дай».

Небольшие отклонения от норы не указывают наличие серьезных пороков в развитии. Некоторые детки начинают произносить первые слова в 8–9 месяцев, а некоторые и в возрасте одного года начинают произносить свои первые непонятные для взрослых слова.

В медицине нормой считается, если ребенок в 1 год знает и осмысленно произносит около 10 слов. Однако на практике такое явление крайне редкое, и если в доме напротив живет девочка, которой 1 годик и она уже во всю пытается разговаривать, а ваш малыш молчит, это еще не повод поднимать панику и бежать к врачам.

Отклонением считается, если ребенок в возрасте одного года произносит всего несколько «лепетных» слов, при этом отсутствует полностью интонация голоса, если он не может соотносить слова с действиями, предметами или лицами.

К двум годам ребенок обычно уже умеет четко произносить несложные слова, кроме того пытается воспроизвести более сложные, которые пока ему не поддаются

Обеспокоенность родителей при задержке речи у их чада весьма понятна. Ведь каждому хочется, чтобы его ребенок не отставал в развитии от своих сверстников. Поэтому вопрос о том, когда ребенок начинает говорить и стоит ли ждать «прорыва» речи именно в этом возрасте, весьма уместен.

В этом возрасте дети начинают активно лепетать, причем вставлять осмысленные слова в свои предложения они начинают примерно в возрасте одного года и трех месяцев. Малыш начинает понимать больше слов, соотносить их с определенными действиями, например, во время увлеченной игры. Самое важное в это время – начинать активно разговаривать с ребенком и заводить с ним диалог, в котором он непременно будет принимать участие.

В возрасте одного года и шести месяцев лепет ребенка заменяется упрощенными словами, он начинает подражать взрослым и пытаться повторить за ними некоторые слова. Естественно, что в этом возрасте полностью повторить то или иное слово у него не получится. Как правило произносит он только первый или последний слог.

К двум годам словарный запас ребенка значительно пополняется. Он уже может произносить четко упрощенные слова и невнятно сложные, состоящие более чем из 3 слогов.

Поэтому если вы зададите врачу вопрос, когда ребенок должен начать говорить, то он наверняка ответит вам, что к двум годам малыш обязательно заговорит!

Если большую часть времени ребенок предоставлен самому себе, не стоит удивляться, что речевые навыки у него развиваются крайне медленно

Этот возраст знаменит своим «прорывом» речи, причем если ранее это были отдельные слова и попытки построить предложения из 2–4 слов, то сейчас малыш готов непрерывно болтать сложными предложениями. Кстати, после двух лет и шести месяцев в речь ребенка должны войти такие вопросы как «где», «как» и «почему». Этот возраст в народе называется «почемучкой». Дети начинают интересоваться всем, что их окружает, и не только как называется тот или иной предмет, а также откуда он взялся вообще на этом мире. Например, откуда взялись деревья, почему светит солнце и т. д. То есть к трем годам ребенок уже должен произносить внятную и осмысленную речь.

Если малыш не соотносит слова с предметами и явлениями, которые они обозначают, это тревожный звоночек для родителей

Основными симптомами задержки развития речи являются:

  • отсутствие активности и лепетания в возрасте одного года;
  • отсутствие понимания значения слов, не соотношение их с действиями в возрасте одного года и шести месяцев;
  • вместо предложений в два года ребенок в общении использует отдельные слова;
  • неспособность построения элементарных предложений, состоящих из 3–4 слов, в возрасте трех лет.

Формирование речевого аппарата напрямую зависит от развития головного мозга. Здесь очень важно, чтобы ребенок каждый день общался со взрослыми, иначе процесс формирования речевых навыков будет очень длительным, что может послужить серьезным отклонениям в развитии.

Однако если вы ищете ответ на вопрос, когда ребенок начинает говорить, и решили найти его в этой статье, мы хотим вас предупредить о том, что все вышеперечисленные симптомы нормального развития речи среднестатистические и не являются непреложным правилом.

Если вы переживаете за своего ребенка и замечаете какие-либо затормаживания в процессе развития разговорного аппарата, лучше всего обратиться к врачу. Он произведет осмотр и скажет вам о наличии или отсутствии речевых пороков.


Любых родителей волнует вопрос: когда ребенок начинает говорить? Ведь овладение речью - это важнейшая задача, с которой предстоит справиться малышу. Сделать это не так уж просто: нужно научиться воспринимать отдельные слова, повторять их и соединять во фразы. Взрослые должны помогать крохе. Зато какое счастье услышать впервые «мама» или «папа»!

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Прежде чем сравнивать своего ребенка с ровесниками, стоит вспомнить: все дети индивидуальны. Это значит, что сроки появления осмысленной речи могут отличаться. Но все же важно следить за развитием малыша, чтобы не упустить какую-либо проблему. Большинство специалистов сходятся на том, что первые слова карапуз произносит в период с 10 до 12 месяцев, а словосочетания и предложения – в возрасте около двух. С рождения и до момента полноценного овладения речью пройдет несколько этапов.

Гуление и лепет

В первые два месяца малыш все свои эмоции может выражать исключительно плачем, разве что с разными интонациями. Ближе к трем месяцам появляется первое словечко - «агу». Гуление возникает благодаря случайным позициям, которые занимают губы, язык, гортань, то есть органы, входящие в голосовой аппарат. Оно происходит одинаковым образом у всех младенцев мира. Начиная с этого возраста с грудничком надо стараться побольше разговаривать. Не надо думать, что он ничего не понимает. Главное, он будет привыкать к звучанию родной речи, а немного позже - копить пассивный словарь.

После полугода гуление переходит в лепет. Карапуз начинают выговаривать и повторять простые слоги - ма, ба, да и другие. В это время малыш, можно сказать, настраивается на особенности того языка, на котором разговаривают окружающие взрослые. А если до восьми месяцев нет признаков лепета, то это повод проверить слух младенца.

Приблизительно после восьми месяцев лепет начинает меняться. Он становится более продолжительным, эмоционально окрашенным, слоги повторяются по несколько раз. Часто в этот период родители ошибочно радуются, считая, что малыш сказал первые слова. Но в большинстве случаев многократно повторенное «мама» или «папа» не несет никакого смысла. Ребенок просто повторяет слоги за взрослыми и тренирует свой речевой аппарат.

Зато у него появляется заметное понимание некоторых слов. Например, если мама постоянно проговаривает названия предметов с карапузом, то он на очередной вопрос «где часы?» повернет голову в их направлении. Также он с удовольствием подражает взрослым в простых действиях - пробует пить из чашки - и очень радуется, когда его понимают.

Когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа»

А вот после 10 месяцев многие дети начинают говорить уже осмысленные слова. Чаще всего они состоят из двух одинаковых слогов, например, «мама», «папа», «баба», или состоят из одного слога: «дай», «на». Произношение их может быть несовершенно, но вполне узнаваемо. К тому же, говорит ребенок их не случайно, а в определенных ситуациях: слово «мама» может произноситься, когда она входит в комнату или выходит из нее.

Часто от врачей на вопрос, сколько слов должен говорить малыш к концу первого года жизни, можно услышать, что должно быть около 20 звукоподражательных слов. Это не только «мама» и «папа», но и конструкции типа «гав-гав», которое означает собаку, или «тик-так», заменяющее часы. Но если их меньше или даже нет, это еще не повод паниковать - скорее всего, карапуз вскоре догонит нормы.

В период после года ребенок быстро пополняет свой пассивный словарь. То есть, не имея еще возможности выговорить название предмета, он способен понять, о чем ведет речь взрослый. Кроха выполняет простые задания: дает мяч на просьбу старшего. У малыша появляется и часто используется указательный жест. Он сопровождается особыми требовательными интонациями. Годовалый карапуз раз за разом показывает на какую-либо вещь, ожидая, что взрослый будет произносить ее название. Таким образом он осознает, что один и тот же предмет всегда называется одинаково, а вот у остальных другие названия. Он запоминает все больше новых слов, и это важнейший этап в развитии. До появления активной речи при этом может пройти несколько месяцев.

Если у малютки нет неврологических заболеваний или проблем со слухом, то ответ на вопрос, когда ребенок начинает говорить, - 1,5 года. Чтобы это произошло, мама и папа должны выполнять простое условие: много разговаривать с малышом с первых месяцев жизни, обязательно правильно выговаривая слова. Сюсюканье способно замедлить развитие речи и вызвать проблемы в будущем. При этом дети могут по-разному учиться говорить. Одни не спешат с фразами из двух и более слов, зато хорошо выговаривают даже сложные звуки. Другие рано начинают произносить предложения, но их речь способны понять только самые близкие люди. И то, и другое можно считать вариантом нормы. Также стоит знать, что чаще всего мальчики начинают болтать позже девочек.

В 1,5 года в активном словаре малыша уже несколько десятков слов. Часто в этом возрасте он начинает задавать вопрос «что это?». К двум годам его речь заметно улучшается. Он лучше выговаривает звуки, его лексикон включает около 300 слов, используются наречия и глаголы. На третьем году жизни появляются настоящие предложения, в которые входят вопросительные слова, предлоги, прилагательные. К концу этого года ребенок научится использовать местоимения и соединительные союзы. Это завершающий этап формирования речи, но дальше предстоит ее совершенствование.

Во сколько дети начинают говорить первые слова

Можно сделать вывод, что ответ на вопрос, во сколько малыш заговорит, - около года. Именно в 12 месяцев появляются первые слова. Не надо их путать с лепетом, из которого они происходят. Грань между ними не всегда легко определить, но все же, если внимательно наблюдать за малышом, ее можно уловить.

Такие слова очень просты, они не содержат ударный слог. Обычно дети стараются обозначить наиболее важные и привычные вещи или действия. При этом пассивный словарь копится более активно. К году некоторые малыши могут сказать пару слов, например, «мама» или «папа», другие - 10-20, но это все вписывается в норму. Главный критерий: ребенок должен понимать обращенную к нему речь.

Чтобы малыш быстрее заговорил, родители не должны спешить выполнять его просьбу, если она сопровождается только жестами или мычанием. Нужно попросить его выразить свое желание словом.

Активная речь формируется скачкообразно. В год кроха усваивает лишь от 1 до 6 слов ежемесячно. Этот этап может длиться достаточно долго. Затем происходит скачок в развитии, и количество новых слов, которые ребенок усваивает в неделю, увеличивается до 12. Через некоторое время происходит еще один скачок, и малыш за день запоминает около 12 слов. На этой стадии пассивный и активный словари уравниваются, дальше они пополняются одновременно.

После полутора лет дети начинают все больше словечек выговаривать правильно, а не на своем языке. К 2 годам они могут соединять два и больше слов вместе. Если этого не происходит до двух с половиной лет, то рекомендуется обратиться к специалистам.

Почему может возникнуть задержка речевого развития

Родителям свойственно бросаться в крайности. Одни переживают, что ребенок в 1,5 года стихи еще не рассказывает. Другие, напротив, спокойно ожидают, когда карапуз заговорит сам, не задумываясь, в каком возрасте он должен был это сделать, хотя ему уже 4 года. Нужно придерживаться золотой середины. Не следует требовать от ребенка слишком многого, надо помнить, сколько ему лет. В то же время нельзя игнорировать существующую проблему, ведь задержки в развитии лучше начинать исправлять в раннем возрасте. Хотя большинство логопедов занимаются с детьми от трех лет, проблема может требовать медицинского вмешательства. Тогда чем младше ребенок, тем быстрее пройдет восстановление.

Речевые задержки встречаются не так уж и редко. Они могут быть вызваны самыми разными причинами.

  • Наследственностью. Вполне возможно, что кто-то из родителей начал поздно говорить, а малышу передалась эта особенность.
  • Проблемы, связанные со слухом или развитием речевого аппарата. Возможно, они недостаточно развиты, устанавливать это должны специалисты.
  • Неврологические нарушения, вызванные гипоксией в родах или некоторыми заболеваниями.
  • Короткая уздечка.
  • С крохой редко разговаривают.
  • Малыш - непоседа. Он спешит исследовать мир, его физическое развитие опережает речь.
  • Напряжение в семье. Дети чутко реагируют на настроение родителей, что сказывается на их развитии.
  • Ребенок растет в двуязычной семье. Часто так называемые дети-билингвы начинают говорить поздно, зато сразу на двух языках.

Так что, во сколько карапуз заговорит, в каком возрасте, зависит от самых разных причин, в том числе от его от его индивидуальных особенностей. Но некоторые признаки могут указывать на задержки речевого развития.

  • Годовалый малыш не произносит ни одного слова, даже звукоподражательного.
  • В 1,5 не откликается на свое имя, не знает название предметов - не реагирует, если его просят что-то назвать или принести.
  • В 2 года не повторяет слова за старшими, не может составить словосочетание хотя бы из двух слов.
  • К 2,5 годам не знает части тела и не различает цвета.
  • В 3 года не может составить предложение из нескольких слов, не понимает несложных рассказов.

По отдельности эти симптомы могут ничего не означать, но стоит обратить внимание на них и показать ребенка специалистам.

Как помочь малышу заговорить

То, когда ребенок начинает говорить, во многом зависит от родителей. Малышу обязательно нужно помогать.

  • Как можно больше разговаривать с ним, сколько угодно раз проговаривая свои действия. Слушая речь мамы и папы, он пополняет свой пассивный словарь, запоминает артикуляцию. Стоит сопровождать ежедневные занятия песенками и потешками, такой текст легко воспринимается.
  • Лучше использовать короткие фразы, сложные предложения кроха проигнорирует.
  • Рекомендуется подражать агуканью и лепету малыша. В этот момент он должен видеть лицо мамы, таким образом у него будет устанавливаться связь между звуками и их произношением.
  • Не нужно сюсюкать, речь должна быть внятной и правильной. Но можно, проговаривая предметы, использовать два названия: полное и звукоподражательное. Например - это собака, ав-ав. Тогда малыш сможет активно использовать слово, которое ему легче произнести. А со временем он перейдет к полной форме.
  • Полезно читать детям книги. Конечно, надо выбирать их по возрасту. Хороши потешки, короткие стишки с понятным смыслом. Годовалому карапузу, скорее всего, будет интересно рассматривать картинки. Немного позже нужно побуждать его называть предметы, изображенные на картинках. После полутора лет - стимулировать заканчивать строки в стихотворениях.
  • Очень важно достаточно внимания уделять мелкой моторике. Она напрямую связана с речью. Поэтому обязательно нужно заниматься с малышом: давать ему перебирать крупу, лепить с ним и рисовать, нанизывать бусины. Подойдут любые развлечения, в которых задействованы руки, полезно даже просто рвать бумагу. Не менее полезны и массаж ладоней.

Зная, в каком возрасте ребенок должен заговорить, мама и папа смогут не упустить ничего важного в развитии малыша. Если в год не так важно, сколько слов дети говорят, то в 3 уже должна быть настоящая речь. Если есть сомнения в том, что карапуз соответствует нормам, то стоит обратиться к специалистам.

Речь, мышление и психика развивают одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка. Но не стоит излишне паниковать и ориентироваться на рассказы о соседских детях, которые уже к году рассказывают наизусть стихи. Конечно, существуют сроки, когда ребенок должен начать говорить определенные звуки или слова, но они являются примерными. Реально ребенок может заговорить раньше или позже, и это будет считаться индивидуальной нормой.

Во сколько ребенок начал говорить - важно. Но не для того, чтобы порадовать родственников и похвастаться перед соседями. По развитию речи можно судить, гармонично ли развиваются психика и мышление ребенка.

Во сколько дети начинают говорить и как интенсивно развивается их речь?

Речь ребенка до года

Времени, когда ребенок начинает говорить «агу», с благоговением ждут все родители. Гулить, агукать и произносить замысловатые рулады из гласных ребенок начинает уже к двум-четырем месяцам.

Примерно с семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги.

Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые одно- и двухсложные слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например «ту-ту», «ко-ко», «мяу». Таких слов в лексиконе ребенка должно быть пять-десять.

Речь ребенка до двух лет

Период с года до двух - время, когда ребенок начинает говорить слова в большом количестве. В речи ребенка этого возраста преобладают существительные и глаголы.

Ближе к двум годам дети уже изъясняются простыми предложениями, могут обобщать предметы по определенному признаку, воспринимают несложные рассказы на слух, без картинок.

Речь ребенка до трех лет

Период с двух до трех лет - время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов. К трем годам в речи ребенка уже появляются вопросительные слова и новые части речи: прилагательные, наречия. Он может рассказывать несложные истории, заучивать наизусть простые стишки.

Как помочь ребенку начать говорить?

  • Постоянно беседуйте с малышом

Рассказывайте ребенку, что вы сейчас делаете, что видите вокруг. Ваш монолог будет складываться по принципу «что вижу, о том пою». Малыш должен слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает взрослым. Не пытайтесь заменить живое общение гулом телевизора или аудиозаписями - должного эффекта не будет.

  • Развивайте мелкую моторику

Совершенствование движений пальцев и рук косвенно способствует развитию области мозга, которая отвечает за речевую активность. Чтобы ребенок рано начал говорить, необходимо делать ему массаж ладошек, играть в пальчиковые игры, рисовать пальчиковыми красками, перебирать крупу, нанизывать бусины на шнурок.

  • Выполняйте упражнения, чтобы ребенок начал говорить

Читайте ребенку стишки, которые нужно закончить «в рифму», побуждайте его называть предметы, которые он видит на картинках и вокруг себя, выполняйте артикуляционные упражнения, направленные на разучивание произношения определенных звуков.

  • Не игнорируйте признаки задержки речевого развития:

К году у ребенка не появилось в речи и пары слов, хотя бы звукоподражательных;

К полутора-двум годам ребенок не запоминает названия предметов - не может их принести и вообще не выполняет просьбы и не реагирует на свое имя;

К двум годам ребенок произносит только отдельные слова и не может составить даже простое предложение из двух слов, а также не повторяет слова за взрослым;

К двум - двум с половиной годам ребенок не знает части тела, не различает цвета;

К трем годам ребенок не говорит предложениями из трех-четырех слов, не понимает смысл простых рассказов.

Насторожить родителей также должны странные гортанные звуки вместо обычных слов, невнятная речь, в которой ничего нельзя разобрать, гиперактивное поведение, а также некоторые странные особенности ребенка: если он не умеет жевать пищу, держит открытым рот, не смотрит в глаза. Такие особенности также могут указывать на задержку речевого и психического развития.

Если вы заметили, что речь ребенка не соответствует возрастным нормам, покажите ребенка неврологу, психологу и дефектологу. Возможно, ему потребуются занятия с логопедом или другая терапия. Не ждите, когда ребенок заговорит сам, надеясь на услышанные где-то истории про «молчал до пяти лет, а потом резко заговорил предложениями». Задайте специалистам вопрос: почему ребенок не начинает говорить? Чем раньше вы заметите задержку речевого развития и начнете занятия со специалистами, тем лучших результатов достигнет ребенок и к школе его речь не будет отличаться от речи сверстников.

Все мамы очень ждут, когда их малыш произнесет первые слова. И пусть это будет не «мама», а «дай» или «папа», радости от этого не меньше. Но сидя на детской площадке, волей-неволей сравниваешь ребятню: у кого малыш «молчун», а кто уже вовсю щебечет.

Чтобы не ощущать чувства неполноценности, вопросом, в каком возрасте ребенок начинает говорить, я озадачилась еще до года. Наш педиатр дал нам задание: к году кроха должен говорить 10–12 слов. Несложных, таких как «мама», «баба», «би-би», «гав», «тик-так». Как мальчику, нам немного снизили планку до 9–10 слов. Но для этого с крохой нужно много разговаривать, читать книги, играть в ролевые игры.

Каких-то точных сроков того, когда малыш заговорит, нет, все индивидуально. Но родители должны знать, в каком возрасте ребенок начинает говорить, чтобы вовремя заметить, если что-то пойдет не так.

Нормы

Сразу оговоримся, что не все нижеперечисленные нормы следует воспринимать буквально. Ведь дети разные. Полностью оценить речь малыша врачи берутся только после 5 лет. Поэтому часто родители волнуются, в каком возрасте ребенок начинает говорить, боясь задержки речевого развития, но тревогу стоит бить только после консультации педиатра и логопеда.

1. Самые первые осознанные звуки, которые издает кроха, называются гуление. Первое «агу» можно услышать в период 1–2 месяцев. Все остальное время недовольство по-прежнему выражается криком.

3. С 5–6 месяцев речь младенцев называется лепетом. Они создают свой детский язык, пытаются подражать взрослой речи изменением интонации. Выговорив новый звук, ребенок пробует его на вкус и запоминает, многократно повторяя.

4. Первые осознанные слова появляются в период с 8 до 14 месяцев. Обычно так дети зовут близких людей или называют понравившиеся им предметы.

5. В 2 года дети уже способны говорить простые предложения и обладают большим пассивным словарным запасом (понимают, но не называют).

6. До 3,5 лет формируется понимание законов родного языка. Существительные склоняются по роду, числу и падежу, а в речи слышны сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенок активно использует речь в игре, разговаривает с куклами.

На что еще обратить внимание?

1. Все мамы, которые интересуются, в каком возрасте ребенок начинает говорить, должны делать скидку на пол. Мальчики, более сдержанные от природы, поэтому они долго наблюдают и запоминают, и только потом начинают говорить. При этом в основе их интересов лежат слова, связанные с действием (упал, пошли), они долгое время пользуются придуманными словами. Девочки, напротив, весьма способны к речи. Они любят называть окружающие их предметы, людей, новые слова запоминаются легко.

2. Более темпераментные дети начинают говорить раньше. Они весьма любопытны, поэтому готовы взаимодействовать с окружающими на их языке.

3. Младшие дети в семье окружены всеобщим вниманием, к тому же у них перед глазами пример старшего ребенка, они также начинают говорить рано. Однако случается и обратное, весьма болтливые родители или старшие дети могут «не давать вставить и слова». Поэтому выслушивать нужно всех членов семьи.

4. В наше время без гаджетов жизнь невозможна. Но ученые заметили, что погружение в виртуальный мир задерживает развитие речи, а также мешает социализации малыша.

Когда нужно насторожиться?

1. Если в 3 месяца ребенок не отзывается на свое имя поворотом головы в сторону зовущего.

2. В полгода не реагирует на «добрую» и «сердитую» интонацию взрослых, не ищет источник звуков.

3. После года не понимает просьбу показать предметы в книге.

4. С 2 до 3 лет не составляет простых предложений, путает «верх» и «низ».

5. С 3 до 4 лет использует в речи простые предложения, неправильно произносит звуки.

Если малышу исполнилось 2 года, а он до сих пор молчит, то необходимо показать его логопеду, детскому психологу или психиатру.

Как развивать речь?

Если мама беспокоится, в каком возрасте ребенок начинает говорить и как это происходит, то ее непременно заинтересуют способы развития речи. Лучше всего пассивный словарный запас формируется при чтении и разговоре с малышом. Даже если ему только месяц, он уже будет реагировать на интонацию родителей. Самый простой способ для развития речи это проговаривание всех действий, которые мама производит с малышом: купает, кормит, делает массаж, меняет подгузники.