Вежливость ничего не стоит. но приносит много. `Вежливость ничего не стоит, но приносит много`

Вежливость ничего не стоит, но приносит много.
М. Монтегю

«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику ребенка - невежи, который разладил отношения в семье, подарила нам в своем стихотворении «Медвежонок - невежа» Агния Барто, справедливо предположив, что «такие мишки есть среди ребят!».
1. Если ребенок перебивает взрослых...
«Не перебивай меня, не перебивай!» - так поется в известном шлягере, где она возмущена и устраивает истерику ему за то, что он ее не слушает. Как неприятно, когда тебя перебивают, даже если ты взрослый! А что делать, если ребенок перебивает взрослых?
Первые слова, первые фразы... Как мы радуемся тому, что ребенок умеет говорить! Проходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился разговаривать со взрослыми, он научился взрослых перебивать.
Необходимо знать, что, когда ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса, это может означать, что он:
не умеет слушать;
проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил;
хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь центром семейной вселенной;
не обладает достаточным запасом терпения;
недополучает родительского внимания.

«Как научить ребенка не перебивать взрослых»

Заранее договоритесь с ребенком о том, чтобы, когда к вам придет гость и вы будете с ним разговаривать, малыш, например, поиграет один в своей комнате. Объясните, что сейчас вы заняты. Попросите запомнить то, что ребенок хочет вам сказать, с тем, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребенка нарисовать, написать то, что он хочет вам сказать.
Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т. п.
Научите вежливым способам прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать вас!» может стать поистине волшебной.
Показывайте пример для ребенка и не влезайте в чужой разговор без необходимости.
Учитывайте возраст: чем младше ребенок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.
Хвалите ребенка за то, что он нашел, чем ему заняться, когда вы были заняты разговором.
Сами никогда не перебивайте ребенка! Известно, что появление нетерпеливости связано с чувством беспокойства характерно для детей, имеющих повышенное нервное напряжение. Когда ребенок много говорит, вмешивается в разговоры взрослых и других детей, вторгается в чужие игры - это может быть одним из симптомов гиперактивности.
2. Если ребенок не здоровается...
Для некоторых детей ситуация прихода и ухода, когда требуется поздороваться или попрощаться, вызывают защитную реакцию в виде ступора. Выйти из этого состояния поможет естественное поведение взрослого, который, к примеру, поздоровается за себя и за своего малыша, да и попрощается два раза.
Причиной того, что ребенок не здоровается и не прощается, может быть и неблагоприятная семейная атмосфера. Приведем пример. Состав семьи: мать (26 лет), отец (32 года), сын Денис (4 года), бабушка (папина мама, 60 лет), дедушка (папин папа, 67 лет), дядя (папин брат, 26 лет). Мама обеспокоена: «Денис в детском саду не умеет общаться с детьми, его игры со сверстниками заключаются в том, что он ломает их постройки и веселится по этому поводу. И никак не научить его здороваться! Денис не говорит “до свидания”, не говорит «спасибо», может ущипнуть деда или ударить его носком ботинка. Папе Денис выражает свое недовольство словами: Я с тобой не дружу!” Он вредный мальчик, который делает все поперек. Он, пожалуй, такой же, как я!»
Нетрудно догадаться, что в этой семье не только мальчик так себя ведет, но и другие члены семьи. Оказалось, что мама Дениса не здоровается с бабушкой, выражая тем самым свое недовольство свекровью. Бабушка и дедушка не здороваются между собой и с другими членами семьи. В условиях этой семьи мальчика действительно трудно научить вежливым словам, ведь необходимо менять не только поведение каждого взрослого члена семьи, но и неблагоприятную атмосферу, в которой волшебные слова просто не могут жить.
3. Если ребенок ругается матом...
Действительно, вежливые слова помогают в общении, об этом замечательно когда - то рассказала детская писательница В. Осеева в рассказе «Вежливое слово». Слово «пожалуйста», сказанное тихим голосом и глядя прямо в глаза, тому с кем говоришь, в этом рассказе распахнуло, как по волшебству сердца членов семьи маленького мальчика. А что делать, если малыш говорит слова, которые относят к ненормативной лексике? Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Сегодня известно, что словесная информация оказывает влияние на ДН
·К человека, а сквернословие разрушает волновые программы, отвечающие за нормальную работу организма ребенка. Взрослым, которые в своей речи употребляют лексический мусор и являются источником заражения ребенка, необходимо понимать, что они наносят вред здоровью ребенка. За психологической помощью обратилась мама (30 лет): У сына проблема с мусорными словами, они буквально вылетают изо рта Кирилла.
Кирилл (4 года 7 месяцев) единственный ребенок в семье, воспитанием занимается мама. Кирилл чрезвычайно интеллектуально развитый ребенок, и такое поведение можно расценивать как проявление демонстративного поведения, означающего: Обратите на меня внимание. Самым плохим событием Кирилл считает для себя следующее: «Мама ходит в клуб все время, в ночной клуб» Мама Кирилла не работает в отличие от папы, который обеспечивает эту семью. По вечерам, когда папа приходит домой, мама уходит развлекаться в ночной клуб, а папа остается с мальчиком дома и не стесняется в употреблении бранных слов в присутствии сына.
Привлекательность и живучесть ненормативной лексики связана с тем, что она снимает напряжение в тех ситуациях, когда эмоции переполняют и захлестываю когда трудно выразить то, что чувствуешь, словами. У детей дошкольного возраста эти сложности связаны с возрастными особенностями. В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктивным формам выражения своих как положительных, так и отрицательных эмоций. Об алекситимии, когда нет слов для названия переживаемых состоянии.
Дело в том, что ребенок четырех лет уже осознанно использует неприличные слова, и перечисленные способы действительно могут быть неэффективны. Попробуйте разрешить вашему ребенку ругаться (ведь это все равно происходит), но только в определенном месте (например, у мусорного ведра - слова - то у вашего сына мусорные).
Однако к этому способу необходимо прибегать только в крайнем случае. Прежде всего, надо показать ребенку свое непринятие неприличной брани: «Мне не нравятся такие слова», «У нас в детском саду (в семье) так не говорят» и т. п.

Памятка для педагогов и родителей
«Как помочь ребенку быть вежливым»

В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.
Покажите ребенку «волшебство вежливых слов: не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста».
Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными.
Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.
Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например. Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые и т. п.
Учите вежливости вежливо!
Памятка для педагогов и родителей «Как отучить ребенка ругаться матом»
Не употребляйте сами ненормативную лексику, следите за собственной речью. Убедите взрослых, окружающих ребенка, не использовать мусорные слова.
Не спрашивайте (даже если очень хочется) у ребенка, где он услышал эти слова (а вдруг от вас!), поскольку этим вы заостряете внимание малыша к «этим словам» и к ситуации, в которой они были услышаны.
Реагируйте на ругательные слова ребенка в зависимости от его возраста. На слова, услышанные от младшего дошкольника, можно никак не реагировать, он, вполне вероятно, вскоре их забудет Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста надо дать понять, что вы такие слова не хотите слышать у себя дома (в детском саду). Тактично, убедительно и спокойно объясните ребенку, что это обидные, плохие, грязные слова, их неприятно, и говорить, и слышать. Хорошие дети такие слова не говорят, а вы уверены в том, что ваш ребенок хороший!
Не демонстрируйте ребенку эмоциональную реакцию по поводу услышанных вами неприличных слов, поскольку как положительная, так и отрицательная реакция взрослого может вызвать у ребенка желание повторить употребление неприличных слов для того, чтобы вызвать реакцию.
При непрекращающемся употреблении ребенком неприличных слов определите время и место, когда и где можно говорить плохие слова. Например, можно говорить эти слова у мусорного ведра только тогда, когда поблизости никого нет.
Научите ребенка выражать свои сильные чувства другими, не бранными словами.
Поддерживайте в семье (в детском саду) доброжелательные отношения, поскольку мир, взаимопонимание и теплая атмосфера являются той средой, в которой ненормативная лексика не нужна.

Цитаты про вежливость которую нужно показывать своим близким, афоризмы про чуткость и милосердие.

Недостаточно быть добрым, нужно еще быть тактичным.

А. Амьелъ

Нет для меня уважения дороже, чем уважение чело­века, которого сам больше всех по заслугам уважаю.

Апулей

Учтивость и скромность свидетельствуют о подлин­ной просвещенности человека.

О. Бальзак

Великодушие сердца - лучший вдохновитель ра­зума.

А. А. Бестужев-Марлинский

Никакое милосердие не спасет человека, если он не поможет себе сам.

Г. Бичер

Милосердие есть орудие абсолютного знания.

М. Блондель

Небольшая доза вежливости делает жизнь приятной, большая - облагораживает ее.

К. Боуви

Всякий, кто хочет быть приятным, всегда неприятен тем самым, что хочет быть приятным.

Е. Б. Вахтангов

Даже вежливость бывает оскорбительна, когда под­черкивается.

Б. Грасиан

Такт - это разум сердца.

К. Гуцков

Милосердие есть то же правосудие, но более справед­ливое.

В. Гюго

Сочувствие чужой радости - это дар гораздо более редкий, нежели сочувствие чужому страданию.

Ч. Дарвин

Милосердие - тоже революционная мера.

К. Демулен

Человек только тогда может сочувствовать общест­венному несчастью, если он сочувствует какому-либо конкретному несчастью отдельного человека.

Ф. Э. Дзержинский

Самое великое, самое божественное в человеке - способность жалеть и прощать.

А. Дюма-сын

Руки, дарующие помощь, святее молящихся уст.

Р. Ингерсолл

Чтобы иметь влияние на людей, надо думать только о них, забывая себя, а не вспоминать о них, когда понадобится напомнить им о себе.

В. О. Ключевский

При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы.

Д. Леббок

Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.

Д. Леббок

Вежливость - первая и самая приятная доброде­тель.

Д. Локк

Величайшая твердость и есть величайшее милосер­дие.

Г. Лонгфелло

Кость, брошенная собаке, не есть милосердие; мило­сердие - это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее.

Джек Лондон

Недостаточно не приносить вреда - нужно помогать своим братьям.

Д. Мадзини

Уважать следует того, кто щедр, а не того, кто может быть щедрым.

Н. Макиавелли

Вежливость ничего не стоит, но приносит много.

М. Монтегю

Падшим помочь - нет благородней задачи.

Статья
«Вежливость ничего не стоит, но приносит много».

Выполнила: Блинова О.В.

Программное содержание: познакомить детей с элементарными правилами поведения, этикой общения и приветствия. Развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым. Побуждать детей быть приветливыми, при общении в детском саду и дома использовать в своей речи «вежливые слова». Воспитывать культуру поведения.
Материал: игрушки – мишка, кот Мурлыка, кукла Карандаш, красный и зеленый флажки.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и здороваются с пришедшими гостями. Раздается стук в дверь и в комнату входит мишка. Воспитатель здоровается с мишкой, но он не отвечает на приветствие. Воспитатель обращается с вопросом к детям.
- Почему мишка не поздоровался со мной? (ответы детей)
Воспитатель рассказывает, что люди при встрече обязательно должны приветствовать друг друга. Если встречаются дети друг с другом, они могут сказать такие слова: здравствуй, привет, доброе утро, день, вечер. Если встречаются дети с взрослыми, то можно сказать так: здравствуйте, доброе утро, день, вечер. При этом надо помнить: когда приветствуешь кого - нибудь, надо обязательно смотреть человеку в глаза, говорить ласково, улыбаясь, желая добра, здоровья.
Мишка предлагает всем вместе отправиться в гости к его друзьям на трамвае.
Пока дети едут на трамвае, воспитатель показывает по очереди красный и зеленый флажок (на красный – трамвай останавливается, на зеленый - едет дальше). После одного круга дети встречают кота Мурлыку.
Воспитатель предлагает поприветствовать кота. Дети говорят ему – здравствуй. Кот отвечает на приветствие:
- Здравствуйте ребята! Как я рад вас видеть. Вы меня узнали?
Дети отвечают на вопрос кота. Воспитатель поясняет, что это не простой кот и предлагает детям узнать, как его зовут. Кто – нибудь из детей задает вопрос:
- Меня зовут Ваня, а как тебя зовут?
- Меня зовут кот Мурлыка, а зовут меня так потому, что я очень люблю слушать сказки, люблю, когда со мной играют дети и всегда при этом мурлыкаю вот так: МУР- МУР - МУР.
Дети предлагают коту Мурлыки отправиться с ними кататься на трамвае. Кот соглашается, и они едут еще один круг. По дороге они встречают куклу Карандаш. Воспитатель предлагает детям поздороваться с куклой и узнать как его зовут. (дети)
- Здравствуйте! Меня зовут карандаш. Я очень люблю рисовать. А вы любите рисовать? (ответы детей).
Дети предлагают Карандашу, коту, мишке отправиться с ними в детский сад.
Проезжают еще один круг и оказываются в детском саду.
Воспитатель встречает детей и гостей и предлагает присесть на подушечки, которые лежат на коврике.
Воспитатель спрашивает у детей, какие они знают «вежливые слова».
(ответы детей)
Кукла Карандаш предлагает поиграть в игру «Здравствуйте ребята».
(проводится игра)
Дети проходят на коврик, и воспитатель предлагает послушать песенку «Улыбка».
Подводится итог занятия. Воспитатель дарит каждому ребенку по воздушному шарику.