Возможны ли путешествия во времени? Путешествие во времени становится реальностью Путешествие во времени с помощью старинных часов

В интернете вновь и вновь всплывают сенсационные фотографии, видео и свидетельства очевидцев, которые тут же принимаются как неопровержимые доказательства существования путешественников во времени. Десять самых нелепых аргументов тех, кто пытается обосновать возможность путешествий в прошлое и будущее, собраны в этой статье.

На задней крышке этих «часов» якобы есть гравировка «Swiss»

В декабре 2008 года китайские археологи обнаружили древнее захоронение. Могила в провинции Шаньси, по их убеждению, оставалась нетронутой на протяжении 400 лет.

Прежде, чем археологам удалось вскрыть гроб, в грунте рядом с ним был обнаружен странный металлический предмет, напоминающий кольцо. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это крошечные золотые часы, застывшие стрелки которых показывают пять минут одиннадцатого. На задней крышке находки было выгравировано слово «Swiss» («сделано в Швейцарии»). Часам такой модели никак не может быть больше ста лет. Так как же они оказались в земле над запечатанной могилой времён династии Мин (1368 - 1644 гг.)? Неужели здесь действительно замешан путешественник из будущего?

Возможно, китайским археологам просто захотелось привлечь немного внимания к своему тяжёлому и недооценённому труду, а тут как раз очень кстати нашлось обыкновенное кольцо, имеющее забавное сходство с современными часами. Осталось только сделать пару фотографий, старательно избегая ракурса, с которого будет видна заветная задняя крышка с гравировкой «Swiss», и раструбить о сенсационной находке СМИ.

Инцидент Моберли-Журден

Мария-Антуанетта, королева Франции с 1774 по 1792 год, с которой встретились путешественницы во времени из 1901 года

Сообщения о путешествиях во времени, разумеется, не ограничиваются лишь современной эпохой. Описания подобных случаев периодически встречаются на протяжении вот уже многих десятков лет. Один из них датируется 10 августа 1901 года.

Две английские учительницы, Шарлотта Моберли и Элеонора Журден, проводившие отпуск во Франции, решили посетить замок Малый Трианон, но были плохо знакомы с окрестностями Версаля. Сбившись с пути, они всё-таки добрались до места назначения… 112-ю годами ранее.

Путешественницы вспоминают, что видели женщину, вытряхивающую белую скатерть из окна, и заброшенную ферму вдалеке перед тем, как начало происходить нечто странное.

«Всё вокруг вдруг стало неестественным, неприятным, — пишет Журден. - Даже деревья стали как будто плоскими и безжизненными, словно узор на ковре. Не было ни света, ни тени, и воздух был совершенно неподвижен».

Через некоторое время Моберли и Журден столкнулись с группой людей, одетых по моде конца XVIII века, которые и показали им дорогу к дворцу. А на ступеньках дворца им встретилась сама французская королева, Мария-Антуанетта.

Каким-то образом путешественницам удалось вернуться в свою съёмную квартиру 1901 года. Взяв псевдонимы, они написали книгу о своём приключении, которая была воспринята публикой очень неоднозначно. Кто-то считал их историю мистификацией, кто-то - галлюцинацией или встречей с призраками.

Есть и более приземлённые версии: Моберли и Журден стали свидетельницами исторической реконструкции или же просто написали фантастический рассказ, вдохновившись «Машиной времени» Герберта Уэллса, вышедшей в 1895 году.

Путешествие лётчика в Шотландию будущего

Иллюстрация к фильму «Ночь, в которую мне суждено погибнуть», в котором чиновник предсказывает крушение самолёта

Жизнь маршала ВВС Великобритании Виктора Годдарда была полна странных необъяснимых случаев. Например, однажды его самолёт потерпел крушение в точности как во сне, о котором ему незадолго до этого рассказал один из его знакомых. Этот случай лёг в основу фильма «Ночь, в которую мне суждено погибнуть». А в 1975 году Годдард опубликовал фотографию, на которой якобы можно увидеть призрака.

Задолго до выхода фильма и обретения славы среди любителей мистики Годдард был обычным лётчиком ВВС, прошедшим Первую и Вторую мировые войны. Он также читал лекции по инженерному делу в колледже Иисуса в Кембридже и Имперском колледже Лондона. В 1935 году он был назначен заместителем директора по разведывательной информации министерства ВВС Великобритании. По всей видимости, британское правительство считало Годдарда полностью вменяемым человеком без малейшего намёка на паранормальность, однако в поп-культуре сложилось иное мнение.

В своей книге «Путешествия во времени: Новые перспективы» ирландский писатель Д. Х. Бреннан рассказывает о странном случае, якобы произошедшем с Годдардом, когда он в 1935 году осматривал заброшенное лётное поле недалеко от Эдинбурга. Аэродром был ветхим и полуразрушенным; из-под асфальта пробивалась трава, которую жевали местные коровы. На пути домой Годдард попал в бурю и вынужден был вернуться. На подлёте к заброшенному аэродрому он с удивлением обнаружил, что буря вдруг прекратилась, и выглянуло солнце, а сам аэродром полностью преобразился. Он был отремонтирован, по нему сновали механики в синих комбинезонах, а на взлётной полосе стояли четыре жёлтых самолёта неизвестной Годдарду модели. Садиться лётчик не стал и об увиденном никому не рассказывал. Четыре года спустя ВВС Великобритании начали красить самолёты в жёлтый, а механики стали носить синюю форму - в точности как в его видении.

Жаль, всё-таки, что Годдард не приземлился на аэродроме будущего и не привёз оттуда какой-нибудь артефакт. Тогда, возможно, было бы хоть какое-нибудь основание для того, чтобы верить его словам.

Фантазия неизвестного художника на тему того, как мог выглядеть секретный Филадельфийский эксперимент

ВМС США известны своим интересом к опасным футуристическим технологиям: от контроля над разумом и психологического оружия до роботов и путешествий во времени. Легенда о Филадельфийском эксперименте гласит, что 28 октября 1943 года они провели секретный эксперимент под кодовым названием «Проект “Радуга”», во время которого эсминец «Элдридж» должен был стать невидимым для вражеских радаров, но вместо этого отправился на 10 секунд в прошлое .

Отчёты об этом эксперименте несколько туманны, а ВМС США никогда не подтверждали, что он действительно проводился, но, разумеется, правительству США никто не верит, и слухи продолжают распространяться.

Некоторые утверждают, что эксперимент с кораблём основан на единой теории поля, разработанной Альбертом Эйнштейном. Якобы в соответствии с этой теорией вокруг корабля было создано особое электромагнитное поле, которое вызвало «сгибание» света, а вместе с ним и всего пространственно-временного континуума, из-за чего корабль стал невидимым и переместился во времени. Вот только сразу же после эксперимента об этой удивительной технологии почему-то все забыли. В том числе моряки, служившие на том эсминце, в один голос утверждающие, что всю эту историю выдумал какой-то сумасшедший.

Проект Монток

Пугающего вида радар в Монтоке наводит местных жителей на мысль, что где-то рядом проводят секретные эксперименты

И снова о секретах американского правительства, недоверие к которому в народе за последние годы только возросло из-за истории с Эдвардом Сноуденом. Проект Монтак, как и «Радуга», строго засекречен и связан с электромагнитными полями. Пугающие эксперименты, в числе которых и перемещения во времени, якобы проводятся на авиационной станции Camp Hero в городе Монток неподалёку от Нью-Йорка.

Основателем легенды считается американский писатель Престон Николс, утверждающий, что ему удалось восстановить свою память, которая была стёрта после его участия в экспериментах по перемещению во времени. По собственным словам, Николс является обладателем научной степени по парапсихологии. Своему опыту путешествий во времени он посвятил видео на YouTube и оно, надо сказать, довольно странное.

Давайте постараемся быть настолько непредвзятыми, насколько возможно при указанных выше фактах. Николс утверждает, что правительство США проводит секретные эксперименты по контролю над разумом, и это может быть правдой, если вспомнить о проекте «МК Ультра» - секретной программе ЦРУ, направленной на поиск способов манипуляции человеческим сознанием при помощи психотропных препаратов.

Вот только одно дело наркотики и методы допросов и совсем другое - электромагнитные поля и перемещения во времени. Влияние электромагнитных полей на человеческое сознание или пространственно-временной континуум пока нигде и никем не было доказано.

Большой адронный коллайдер

Большой адронный коллайдер - ускоритель частиц, построенный на границе между Францией и Швейцарией

Настоящих экспертов в адронном коллайдере очень мало. Да что там, большинство людей не могут даже правильно произнести его название. И тем не менее у всех есть своё мнение о том, чем занимаются исследователи в ЦЕРНе. Некоторые убеждены, что там строят машину времени - для чего ещё могут быть нужны все эти сложные устройства, если не для воплощения наших фантазий, навеянных фантастическими фильмами?

На сегодняшний день БАК - самая сложная экспериментальная установка в мире. Она находится на глубине 175 метров над землёй. В «кольце» ускорителя протяжённостью почти 27 тыс. метров на скорости, близкой к скорости света, сталкиваются протоны. И учёные, и пресса обеспокоены тем, что работа коллайдера может создать чёрные дыры. Однако после нескольких запусков установки ничего подобного пока не произошло, зато в 2012 году был открыт бозон Хиггса. Именно из-за него и пошёл слух о том, что БАК - первый шаг на пути к построению машины времени.

Физики Том Уэйлер и Чуй Мэн Хо из университета Вандербильта предполагают, что в будущем удастся обнаружить ещё одну частицу - синглет Хиггса, которая обладает невероятными свойствами, нарушающими причинно-следственные связи. Согласно гипотезе учёных, эта частица способна переходить в пятое измерение и перемещаться во времени в любых направлениях, в прошлое и в будущее. «Наша теория может показаться самонадеянной, - говорит Уэйлер, - но она не противоречит законам физики».

К сожалению, обычному человеку, далёкому от физики, сложно проверить, действительно ли это так. Приходится верить авторам теории на слово.

Мобильные телефоны в старых фильмах

Кажется, что эта пожилая женщина, которую можно заметить в дополнительных материалах к фильму Чарли Чаплина «Цирк», разговаривает по мобильному телефону (1928 г.)

Коллектив пользователей интернета - величайший детективный ум в истории. Пользователи Reddit расследовали взрыв в Бостоне в 2013 году, ещё одна группа добровольцев ищет мошенников в сети, а все остальные заняты поисками доказательств путешествий во времени в самых неожиданных местах. Например, на DVD-издании фильма Чарли Чаплина «Цирк» внимательные детективы нашли интересный фрагмент, который они тут же залили на YouTube. Когда в дополнительных материалах к фильму показывают толпу, собравшуюся на премьеру у Китайского театра Граумана в 1928 году, на заднем плане можно заметить женщину, разговаривающую по мобильному телефону .

Вернее, при таком качестве видео с уверенностью можно утверждать только то, что она действительно держит что-то возле уха. Историки охладили всеобщий пыл, сообщив, что это может быть одна из первых моделей слухового аппарата Siemens, но эта версия не показалась конспирологам достаточно убедительной. Они нашли ещё одно видео, на этот раз 1938 года, на котором по мобильному телефону разговаривает уже девушка, которой вряд ли мог бы понадобиться слуховой аппарат. И всё равно это не слишком убедительно. Пожалуй, нам нужно больше старых видео, на которых люди держат что-то возле уха и говорят.

А в следующем отрывке из фильма 1948 года наши современники упорно видят iPhone на 18 секунде . Вы когда-нибудь задавались вопросом, как люди ездили в каретах без GPS? Оказывается, им приходилось пользоваться смартфонами! На самом деле, актёр на видео держит обыкновенный блокнот, а интернет-детективам следует поискать что-то более убедительное.

Бессмертный Николас Кейдж

Двойник Николаса Кейджа из XIX века

Сложно представить, что кто-то может воспринимать это всерьёз, но в интернете довольно популярен поиск старинных фотографий и портретов, на которых изображены люди, похожие на современных знаменитостей. Вот, например, копия Николаса Кейджа из XIX века. Несведущие составители учебника, в котором появилась фотография, утверждают, что на ней запечатлён император Мексики Максимилиан I. Как они могли не заметить такого поразительного сходства с актёром из «Сокровища нации» и «Призрачного гонщика»?



Разумеется, этот случай далеко не первый и не единственный. Широко известны портреты Киану Ривза 1570 и 1875 годов и фотография Джона Траволты из 1860.


Киану Ривз с «двойником» из прошлого

Джон Траволта — вампир или путешественник во времени?

Мнения относительно подобных совпадений расходятся. Кто-то утверждает, что все эти актёры - бессмертные вампиры, а кто-то считает их путешественниками во времени. Сам Кейдж на шоу Дэвида Леттермана опровергнул версию о своём вампиризме, поэтому остаётся только второй вариант.

По всей видимости, в распоряжении у Голливуда есть секретная машина времени специально для того, чтобы помогать актёрам лучше готовиться к ролям в исторических фильмах. Вот только безответственные актёры воспринимают это как дополнительный отпуск: фотографируются, правят Мексикой… Ну что за люди.

Джон Тайтор

Один из чертежей Джона Тайтора, с помощью котрого он пытался объяснить устройство своей машины времени

Оказывается, в интернете можно найти не только доказательства путешествий во времени, но и самих путешественников. Сегодня, впрочем, мы все попадаем в эту категорию: стоит только заглянуть в ленту новостей на пять минут, и трёх часов как не бывало.

В начале нулевых социальные сети были не так популярны. В те времена люди общались на так называемых бордах - форумах, которые сегодня выглядят для нас довольно непривычно. Чтобы начать беседу, нужно было завести новую тему. Автором одной из популярных тем был некий Джон Тайтор, утверждавший, что он прибыл из 2036 года, и приводивший в подтверждение своих слов ряд предсказаний .

Некоторые из них были довольно размытыми, некоторые более конкретными. Тайтор утверждал, что Америка будущего оказалась на грани уничтожения из-за ядерной атаки, после чего распалась на пять регионов. Большинство других стран перестали существовать. Он также постил чертежи своей машины времени, однако никто так и не попытался по ним что-то построить. Ни одно из его предсказаний пока не сбылось.

Что тут скажешь, в интернете действительно можно быть кем угодно. Интересно, почему сегодня никто не притворяется путешественником во времени? Неужели притворяться какой-нибудь знаменитостью интереснее?

Утечка информации из будущего

Исследователь ждёт появления сообщений из будущего в интернете

И снова об интернете. Джон Тайтор и подобные ему просто не могли оставить равнодушными людей науки.

Роберт Немиров и Тереза Уилсон из Мичиганского технологического университета на протяжении нескольких лет исследуют сеть на предмет следов, которые могли оставить путешественники во времени . Для этого они при помощи особой гугломагии ищут упоминания об определённых событиях, датированные раньше, чем эти события произошли на самом деле, например, информацию о комете C/2012 S1, появившуюся до 2012 года, или словосочетание «папа римский Франциск», фигурировавшее где-либо до марта 2013 года, в котором Франциск был избран папой. Предполагается, что если путешественники во времени используют интернет для общения, то где-то должны найтись их фразы, несоответствующие своей дате. Согласитесь, идея довольно интересная. Так что же исследователям удалось найти? — спросите вы.

Ничего. В интернете нет никаких информационных следов путешественников во времени. Словно утешая тех, чьи надежды разрушили, учёные пишут: «Хотя исследование не подтвердило, что среди нас есть путешественники во времени из будущего, использующие для общения интернет, возможно также, что они просто не могут оставить никаких следов своего пребывания в прошлом, даже нематериальных. К тому же, обнаружение информации о них может быть невозможным для нас, поскольку это было бы нарушением некоторых известных на сегодняшний день законов физики. Наконец, путешественники во времени могут не хотеть, чтобы их нашли, и тщательно скрывать свои следы».

Выходит, путешественники во времени существуют, просто они невидимы, скрываются и не могут оставить никаких следов! Очень убедительно, не правда ли?

Путешествие во времени не такая уж таинственная вещь, как кажется. Теоретически, достаточно всего лишь разогнаться до скорости, превышающей скорость света, и вы окажетесь в будущем. Вот только никто пока не знает, как это сделать. Есть и ещё одна проблема: вернуться вы уже не сможете, потому что это нарушило бы причинно-следственные связи. Поэтому, как сказал Стивен Хокинг: «Путешествия во времени возможны, но бесполезны».

Идея, что можно попасть в прошлое или будущее, породила целый жанр хронофантастики, - и кажется, что все возможные парадоксы и подводные камни нам давно известны. Теперь мы читаем и смотрим такие произведения не ради того, чтобы взглянуть на другие эпохи, а ради путаницы, которая неизбежно возникает при попытках нарушить ход времени. Какие же фокусы со временем лежат в основе всех хроноопер и какие сюжеты можно собрать из этих кирпичиков? Давайте разбираться.

Разбудите, когда наступит будущее

Самая простая задача для путешественника во времени - попасть в будущее. В таких историях можно даже не продумывать, как именно устроен временной поток: поскольку будущее на наше время не влияет, сюжет почти не будет отличаться от полёта на другую планету или в сказочный мир. В каком-то смысле все мы и так путешествуем во времени - со скоростью одна секунда в секунду. Вопрос только в том, как увеличить скорость.

В XVIII-XIX веках одним из фантастических явлений считались сновидения. Летаргический сон приспособили для путешествий в будущее: Рип ван Винкль (герой одноимённого рассказа Вашингтона Ирвинга) проспал двадцать лет и очутился в мире, где все его близкие уже умерли, а его самого успели забыть. Такой сюжет сродни ирландским мифам о народе холмов, который тоже умел манипулировать временем: тот, кто провёл под холмом одну ночь, возвращался через сотню лет.

Этот метод «попадания» не устаревает

С помощью снов писатели того времени объясняли любые фантастические допущения. Если рассказчик сам допускает, что диковинные миры ему привиделись, какой с него спрос? К такой хитрости прибегнул Луи-Себастьен де Мерсье, описывая «сон» об утопическом обществе («Год 2440»), - а это уже полноценное путешествие во времени!

Впрочем, если путешествие в будущее нужно правдоподобно обосновать, сделать это без противоречий с наукой тоже несложно. Прославленный «Футурамой» метод криогенной заморозки в теории может сработать - поэтому сейчас многие трансгуманисты стараются сохранить свои тела после смерти в надежде, что медицинские технологии будущего позволят их оживить. Правда, по сути это просто адаптированный под современность сон ван Винкля, поэтому сложно сказать, считать ли это «настоящим» путешествием.

Быстрее света

Для тех, кто хочет всерьёз поиграть со временем и углубиться в дебри физики, лучше подойдёт путешествие со скоростью света.


Теория относительности Эйнштейна позволяет на околосветовых скоростях сжимать и растягивать время, чем в фантастике с удовольствием пользуются. Знаменитый «парадокс близнецов» гласит, что если долго носиться по космосу на околосветовой скорости, за год-другой таких полётов на Земле пройдёт пара веков.

Более того: математик Гёдель предложил для уравнений Эйнштейна такое решение, при котором во вселенной могут возникать временные петли - нечто вроде порталов между разными временами. Именно этой моделью воспользовались в фильме « », сперва показав разницу в течении времени возле горизонта чёрной дыры, а потом и прокинув с помощью «кротовой норы» мостик в прошлое.

Все сюжетные повороты, которые сейчас придумывают авторы хроноопер, уже были у Эйнштейна и Гёделя (снято на iPhone 5)

Можно ли таким образом попасть в прошлое? Учёные в этом сильно сомневаются, но фантастам их сомнения не мешают. Достаточно заявить, что превышать скорость света запрещено только простым смертным. А Супермен может сделать вокруг Земли пару оборотов и вернуться в прошлое, чтобы предотвратить гибель Лоис Лейн. Да что там скорость света - даже сон может работать в обратном направлении! А у Марка Твена янки получил ломом по голове и при дворе короля Артура.

Конечно, в прошлое летать интереснее - как раз потому, что оно неразрывно связано с настоящим. Если автор вводит в историю машину времени, он обычно хочет как минимум запутать читателя временными парадоксами. Но чаще всего главная тема в таких историях - борьба с предопределением. Можно ли изменить собственную судьбу, если она уже известна?

Причина или следствие?

Ответ на вопрос о предопределении - как и сама концепция путешествия во времени - зависит от того, по какому принципу устроено время в конкретном фантастическом мире.

Терминаторам законы физики не указ

В реальности главная проблема с путешествием в прошлое не скорость света. Если отправить назад во времени что угодно, хотя бы сообщение, это нарушит фундаментальный закон природы: принцип причинности. Даже самое захудалое пророчество - уже в каком-то смысле путешествие во времени! Все известные нам научные принципы строятся на том, что сперва происходит событие, а потом у него возникают последствия. Если следствие опережает причину, это ломает законы физики.

Чтобы «починить» законы, надо придумать, как мир реагирует на такую аномалию. Тут-то фантасты и дают волю воображению.

Если жанр фильма - комедия, то риска «сломать» время обычно нет: все поступки героев слишком малозначительны, чтобы повлиять на будущее, и главная задача - выпутаться из собственных проблем

Можно заявить, что время - единый и неделимый поток: между прошлым и будущим как бы натянута нить, по которой можно перемещаться.

Именно в такой картине мира возникают самые известные петли и парадоксы: например, если в прошлом убить своего дедушку, можно исчезнуть из вселенной. Появляются парадоксы из-за того, что эта концепция (философы называют её «Б-теорией») утверждает: прошлое, настоящее и будущее столь же реальны и неизменны, как и привычные нам три измерения. Будущее пока что неизвестно - но рано или поздно мы увидим тот единственный вариант событий, который должен произойти.

Такой фатализм порождает самые ироничные истории о путешественниках во времени. Когда пришелец из будущего пытается исправить события прошлого, он внезапно обнаруживает, что сам стал их причиной, - более того, так было всегда. Время в таких мирах не переписывается - в нём просто возникает причинно-следственная петля, и любые попытки что-то изменить лишь закрепляют изначальный вариант. Этот парадокс одним из первых подробно описал в новелле «По собственным следам» (1941), где оказывается, что герой выполнял задание, полученное от самого себя.

Герои мрачного сериала «Тьма» от Netflix отправляются в прошлое, чтобы расследовать преступление, но поневоле вынуждены сами совершать поступки, которые к этому преступлению ведут

Бывает и хуже: в более «гибких» мирах неосторожный поступок путешественника может привести к «эффекту бабочки». Вмешательство в прошлое переписывает разом весь временной поток - и мир не просто меняется, а напрочь забывает, что изменился. Обычно только сам путешественник помнит, что раньше всё было иначе. В трилогии « » за прыжками Марти не мог уследить даже док Браун - но он хотя бы полагался на слова товарища, когда тот описывал изменения, а обычно таким историям просто никто не верит.

В общем, однопоточное время - штука запутанная и безысходная. Многие авторы решают себя не ограничивать и прибегают к помощи параллельных миров.

Сюжет, в котором герой оказывается в мире, где его рождение кто-то отменил, пошёл от рождественского фильма «Эта прекрасная жизнь» (1946)

Раздвоение времени

Эта концепция не только позволяет избавиться от противоречий, но ещё и захватывает воображение. В таком мире возможно всё: каждую секунду он делится на бесконечное множество похожих друг на друга отражений, отличающихся парой мелочей. Путешественник во времени на самом деле ничего не меняет, а лишь скачет между разными гранями мультиверсума. Такой сюжет очень любят в сериалах: почти в любом шоу найдётся серия, где герои оказываются в альтернативном будущем и пытаются вернуть всё на круги своя. На бесконечном поле и резвиться можно бесконечно - и никаких парадоксов!

Сейчас в хронофантастике чаще всего используют модель с параллельными мирами (кадр из «Звёздного пути»)

Но самое интересное начинается, когда авторы отказываются от «Б-теории» и решают, что фиксированного будущего не бывает. Может, неизвестность и неопределённость и есть нормальное состояние времени? В такой картине мира конкретные события происходят только на тех отрезках, на которых есть наблюдатели, а остальные моменты - всего лишь вероятность.

Прекрасный пример такого «квантового времени» показал Стивен Кинг в « ». Когда Стрелок невольно создал временной парадокс, он едва не сошёл с ума, потому что помнил одновременно две линии событий: в одной он путешествовал в одиночку, в другой со спутником. Если герою попадались на глаза свидетельства, напоминавшие о прошлых событиях, воспоминания об этих точках складывались в одну непротиворечивую версию, но промежутки были словно в тумане.

Квантовый подход в последнее время популярен - отчасти благодаря развитию квантовой физики, а отчасти потому, что он позволяет показывать ещё более запутанные и драматичные парадоксы.

Марти Макфлай едва не стёр себя из реальности, помешав своим родителям познакомиться. Пришлось срочно всё исправлять!

Взять, например, фильм «Петля времени» (2012): как только молодое воплощение героя совершало какие-то действия, пришелец из будущего тут же их вспоминал - а до того в его памяти царил туман. Поэтому он старался не вмешиваться лишний раз в своё прошлое - например, не показывал молодому себе фотографию будущей жены, чтобы не сорвать их первую неожиданную встречу.

«Квантовый» подход виден и в « »: раз Доктор предупреждает спутников о специальных «фиксированных точках» - событиях, которые нельзя изменить или обойти, - значит, вся остальная ткань времени подвижна и пластична.

Впрочем, даже вероятностное будущее блекнет по сравнению с мирами, где Время обладает собственной волей - или на его страже стоят существа, подстерегающие путешественников. В такой вселенной законы могут работать как угодно - и хорошо ещё, если со стражами можно договориться! Самый яркий пример - лангольеры , которые после каждой полуночи съедают вчерашний день вместе со всеми, кому не повезло там оказаться.

Как работает машина времени

На фоне такого разнообразия вселенных сама техника путешествий во времени - вопрос второстепенный. Со времён машины времени не изменились: можно придумать новый принцип действия, но вряд ли это повлияет на сюжет, и со стороны путешествие будет выглядеть примерно одинаково.

Машина времени Уэллса в экранизации 1960 года. Вот где стимпанк!

Чаще всего принцип работы вообще не объясняют: человек залезает в кабинку, любуется гудением и спецэффектами, а потом выбирается уже в другом времени. Этот способ можно назвать мгновенным скачком: ткань времени словно прокалывается в одной точке. Нередко для такого прыжка сперва надо разогнаться - набрать скорость в обычном пространстве, а техника уже переведёт этот импульс в скачок во времени. Так поступали и героиня аниме «Девочка, покорившая время», и док Браун на знаменитом DeLorean из трилогии «Назад в будущее». Видимо, ткань времени - из тех препятствий, которые штурмуют с разбега!

DeLorean DMC-12 - редкая машина времени, которая вправе называться машиной (JMortonPhoto.com & OtoGodfrey.com )

Но иногда бывает наоборот: если считать время четвёртым измерением, в трёх обычных измерениях путешественник должен оставаться на месте. Машина времени помчит его по временной оси, и в прошлом или будущем он появится ровно в той же точке. Главное, чтобы там не успели ничего построить, - последствия могут быть очень неприятными! Правда, в такой модели не учитывают вращение Земли - на самом-то деле неподвижных точек не бывает, - но в крайнем случае всё можно списать на магию. Именно так работал : каждый оборот волшебных часов соответствовал одному часу, но с места путешественники не двигались.

Суровее всего с такими «статичными» путешествиями обошлись в фильме «Детонатор» (2004): там машина времени проматывала ровно минуту за минуту. Чтобы попасть во вчерашний день, надо было просидеть в железной коробке целых 24 часа!

Иногда модель, в которой больше трёх измерений, трактуют ещё хитрее. Вспомним теорию Гёделя, согласно которой между разными временами можно прокладывать петли и тоннели. Если она верна, через дополнительные измерения можно попробовать пробраться в другое время - чем и воспользовался герой « ».

В более ранней фантастике по схожему принципу работала «воронка времени»: некое подпространство, куда можно попасть специально (на TARDIS Доктора Кто) или случайно, как произошло с экипажем эсминца в фильме «Филадельфийский эксперимент» (1984). Полёт по воронке обычно сопровождается головокружительными спецэффектами, а выходить из корабля не рекомендуется, чтобы не потеряться во времени навсегда. Но по сути это всё та же обычная машина времени, доставляющая пассажиров из одного года в другой.

Внутри временных воронок почему-то всегда бьют молнии и иногда летают титры

Если же авторы не хотят углубляться в дебри теорий, аномалия времени может существовать сама по себе, без всяких приспособлений. Достаточно войти не в ту дверь, и вот герой уже в далёком прошлом. Тоннель это, точечный прокол или магия - кто его разберёт? Главный вопрос - как выбраться обратно!

Чего сделать нельзя

Впрочем, обычно фантастика всё-таки работает по правилам, пусть и вымышленным, - поэтому для путешествий во времени часто придумывают ограничения. Например, можно вслед за современными физиками заявить, что перемещать тела быстрее скорости света (то есть в прошлое) всё-таки нельзя. Но в некоторых теориях есть частица под названием «тахион», на которую это ограничение не действует, потому что у неё нет массы… Может, сознание или информацию всё-таки можно отправить в прошлое?

Когда за путешествия во времени берётся Макото Синкай, у него всё равно получается трогательная история о дружбе и любви («Твоё имя»)

В реальности, скорее всего, так смухлевать не получится - всё из-за того же принципа причинности, которому до типа частиц нет дела. Но в фантастике «информационный» подход кажется более правдоподобным - да ещё и оригинальным. Он позволяет герою, например, оказаться в собственном молодом теле или отправиться в путешествие по чужим сознаниям, как происходило с героем сериала «Квантовый скачок». А в аниме Steins;Gate поначалу умели отправлять в прошлое только SMS - попробуй измени ход истории с такими ограничениями! Но от ограничений сюжеты только выигрывают: чем сложнее задача, тем интереснее смотреть, как её решают.

Гибрид телефона с микроволновкой для связи с прошлым (Steins;Gate)

Иногда дополнительные условия накладывают и на обычные, физические путешествия во времени. Например, зачастую машина времени не может отправить никого в прошлое раньше того момента, когда она была изобретена. А в аниме «Меланхолия Харухи Судзумии» путешественники во времени разучились отправляться в прошлое дальше определённой даты, потому что в этот день произошла катастрофа, повредившая ткань времени.

И тут начинается самое интересное. Незамысловатые скачки в прошлое и даже временные парадоксы - это лишь вершина айсберга хронофантастики. Если время можно изменить или даже повредить, что ещё с ним можно сделать?

Парадокс на парадоксе

Путешествия во времени мы любим за путаницу. Даже простой скачок в прошлое порождает такие завихрения, как «эффект бабочки» и «парадокс дедушки», - в зависимости от того, как устроено время. Но на этом приёме можно строить куда более сложные комбинации: например, прыгнуть в прошлое не единожды, а несколько раз подряд. Так создаётся стабильная временная петля, или «день сурка».

У вас бывает дежа-вю?
- А разве ты меня об этом уже не спрашивала?

Зациклить можно один день или несколько - главное, чтобы всё заканчивалось «сбросом» всех изменений и путешествием обратно в прошлое. Если мы имеем дело с линейным и неизменным временем, такие петли сами возникают из причинно-следственных парадоксов: герой получает записку, отправляется в прошлое, пишет эту записку, отправляет самому себе… Если же время каждый раз переписывается или порождает параллельные миры, получается идеальная ловушка: человек раз за разом переживает одни и те же события, но любые изменения всё равно заканчиваются сбросом на исходную позицию.

Чаще всего такие сюжеты посвящены попыткам разгадать причину временной петли и вырваться из неё. Иногда петли завязаны на эмоции или трагические судьбы персонажей - особенно этот элемент любят в аниме («Девочка-волшебница Мадока», «Меланхолия Харухи Судзумии», «Когда плачут цикады»).

Но у «дней сурка» есть несомненный плюс: они позволяют за счёт бесконечных попыток рано или поздно добиться успеха в любом начинании. Недаром Доктор Кто, попав в такую ловушку, вспоминал легенду о птичке, которая за многие тысячи лет по крошке сточила каменную скалу, а его коллега ухитрился своими «переговорами» довести до белого каления внеземного демона! В таком случае разрушить петлю можно не геройским поступком или прозрением, а обычным упорством, - и по пути научиться паре-тройке полезных навыков, как случилось с героем «Дня сурка».

В «Грани будущего» инопланетяне используют временные петли в качестве оружия - чтобы просчитать идеальную тактику боя

Ещё один способ построить из обычных прыжков более сложную конструкцию - синхронизировать два отрезка времени. В фильме «Люди Икс: Дни минувшего будущего» и в «Разведчике времени» временной портал умели открывать только на фиксированное расстояние. Грубо говоря, в полдень воскресенья можно переместиться в полдень субботы, а час спустя - уже только в час дня. При таком ограничении в истории о путешествии в прошлое появляется элемент, которого там, казалось бы, не может быть - цейтнот! Да, можно отправиться назад и попытаться что-то исправить, но в будущем время идёт своим чередом - и герой, например, может опоздать вернуться.

Чтобы усложнить путешественнику жизнь, можно сделать прыжки во времени случайными - отобрать у него контроль над происходящим. В сериале «Остаться в живых» такая беда случилась с Десмондом, который слишком плотно взаимодействовал с временной аномалией. Но ещё в 1980-х на той же идее построили сериал «Квантовый скачок». Герой постоянно оказывался в разных телах и эпохах, но не знал, сколько продержится в этом времени, - и уж тем более не мог вернуться «домой».

Крутим время

Героиня игры Life is Strange встаёт перед трудным выбором: отменить все правки, которые она вносила в ткань времени ради спасения подруги, или погубить целый город

Второй приём, с помощью которого разнообразят путешествия во времени, - изменение скорости. Если можно промотать пару лет, чтобы оказаться в прошлом или будущем, почему бы, например, не поставить время «на паузу»?

Как показал ещё Уэллс в рассказе «Новейший ускоритель», даже замедление времени для всех, кроме себя - очень мощный инструмент, а уж если его совсем остановить, можно куда-нибудь тайно проникнуть или выиграть дуэль - причём совершенно незаметно для противника. А в веб-сериале «Червь» один супергерой умел «замораживать» предметы во времени. С помощью этого нехитрого приёма можно было, например, пустить под откос поезд, поставив у него на пути обычный лист бумаги, - ведь застывший во времени объект не может измениться или сдвинуться!

Застывшие во времени враги - это очень удобно. В шутере Quantum Break в этом можно убедиться лично

Скорость можно изменить и на отрицательную, и тогда получатся знакомые читателям Стругацких контрамоты - люди, живущие «в обратную сторону». Такое возможно только в мирах, где работает «Б-теория»: вся временная ось уже предопределена, вопрос только в том, в каком порядке мы её воспринимаем. Чтобы ещё сильнее запутать сюжет, можно запустить в разных направлениях двух путешественников во времени. Так случилось с Доктором и Ривер Сонг в сериале «Доктор Кто»: они скакали по эпохам туда-сюда, но первая (для Доктора) их встреча для Ривер была последней, вторая - предпоследней, и так далее. Чтобы избежать парадоксов, героине приходилось следить, чтобы случайно не проспойлерить Доктору его будущее. Потом, правда, порядок их встреч превратился в полную чехарду, но героям «Доктора Кто» к такому не привыкать!

Миры со «статичным» временем порождают не только контрамотов: нередко в фантастике появляются существа, которые одновременно видят все точки своего жизненного пути. Трафальмадорцы из «Бойни номер пять» благодаря этому относятся к любым злоключениям с философским смирением: для них даже смерть - всего лишь одна из многочисленных деталей общей картины. Доктор Манхэттен из « » из-за такого нечеловеческого восприятия времени отдалился от людей и ударился в фатализм. Абраксас из «Бесконечного путешествия» регулярно путался в грамматике, силясь понять, какое событие уже произошло, а какое будет завтра. А у инопланетян из рассказа Теда Чана «История твоей жизни» возник особенный язык: все, кто его выучил, тоже начинали одновременно видеть прошлое, настоящее и будущее.

Фильм «Прибытие», снятый по мотивам «Истории твоей жизни», начинается с флешбэков… Или нет?

Впрочем, если контрамоты или трафальмадорцы действительно путешествуют во времени, то со способностями Ртути или Флэша всё не так очевидно. Ведь на самом деле это они ускоряются относительно всех остальных - разве можно считать, что на самом деле замедляется весь мир вокруг?

Физики заметят, что теория относительности недаром называется именно так. Можно и мир ускорить, и наблюдателя замедлить - это одно и то же, вопрос только в том, что взять за точку отсчёта. А биологи скажут, что никакой фантастики здесь нет, ведь время - понятие субъективное. Обычная муха тоже видит мир «в слоу-мо» - так быстро её мозг обрабатывает сигналы. Но можно не ограничиваться мухой или Флэшем, ведь в некоторых хронооперах существуют параллельные миры. Кто мешает пустить в них время с разной скоростью - или даже в разные стороны?

Известный пример такого приёма - «Хроники Нарнии», где формально путешествий во времени нет. Но время в Нарнии течёт куда быстрее, чем на Земле, поэтому одни и те же герои попадают в разные эпохи - и наблюдают историю сказочной страны от её создания до падения. А вот в комиксе Homestuck, который, пожалуй, можно назвать самой запутанной историей о путешествиях во времени и параллельных мирах, два мира запустили в разных направлениях - и при контактах между этими вселенными возникала та же неразбериха, что у Доктора с Ривер Сонг.

Если циферблаты ещё не изобрели, песочные часы тоже сойдут («Принц Персии»)

Убить время

На основе любого из этих приёмов можно написать рассказ, от которого даже у Уэллса затрещала бы голова. Но современные авторы с удовольствием пользуются всей палитрой сразу, завязывая в клубок временные петли и параллельные миры. Парадоксы при таком подходе накапливаются пачками. Даже при одном прыжке в прошлое путешественник может ненароком убить своего дедушку и исчезнуть из реальности - а то и стать собственным отцом. Пожалуй, лучше всех над «парадоксом причинности» поиздевался в рассказе «Все вы, зомби», где герой оказывается сам себе и папой, и мамой.

По рассказу «Все вы, зомби» снят фильм «Патруль времени» (2014). Практически все его персонажи - это один и тот же человек

Само собой, парадоксы надо как-то разрешать, - поэтому в мирах с линейным временем оно часто восстанавливается само, по воле судьбы. Например, почти все начинающие путешественники первым делом решают убить Гитлера. В мирах, где время можно переписывать, он погибнет (но по закону подлости получившийся мир будет ещё хуже). У Асприна в «Разведчиках времени» покушение провалится: либо пистолет заклинит, либо ещё что-нибудь произойдёт.

А в мирах, где фатализм не в почёте, приходится следить за сохранностью прошлого самостоятельно: для таких случаев создают специальную «полицию времени», которая отлавливает путешественников, пока они не натворили бед. В фильме «Петля времени» роль такой полиции взяла на себя мафия: прошлое для них - слишком ценный ресурс, чтобы позволять кому-то его портить.

Если нет ни судьбы, ни хронополицейских, путешественники рискуют попросту сломать время. В лучшем случае получится как в цикле Джаспера Ффорде «Четверг Нонетот», где полиция времени доигралась до того, что случайно отменила само изобретение путешествий во времени. В худшем - разрушится ткань реальности.

Как не раз показывали в «Докторе Кто», время - вещь хрупкая: от одного взрыва могут пойти трещины в мироздании по всем эпохам, а из-за попытки переписать «фиксированную точку» может схлопнуться и прошлое, и будущее. В Homestuck после подобного инцидента мир пришлось пересоздавать заново, а в все эпохи смешались воедино, из-за чего события книг теперь невозможно соединить в непротиворечивую хронологию… Ну а в манге Tsubasa: Reservoir Chronicle стёртому из реальности сыну собственного клона пришлось заменить себя новым человеком, чтобы в уже случившихся событиях было хоть какое-то действующее лицо.

Некоторые герои мультиверсума Tsubasa существуют минимум в трёх воплощениях и происходят из других произведений той же студии

Любимое развлечение фанатов - рисовать для самых запутанных произведений хронологии

Звучит безумно? Но за такое безумие мы и любим путешествия во времени - они раздвигают границы логики. Когда-то, должно быть, и обычный скачок в прошлое мог свести непривычного читателя с ума. Сейчас же хронофантастика по-настоящему сияет на длинных дистанциях, когда авторам есть где развернуться, а временные петли и парадоксы наслаиваются друг на друга, порождая самые невообразимые комбинации.

Увы, часто бывает, что конструкция складывается под собственным весом: либо скачков во времени становится слишком много, чтобы был смысл за ними следить, либо авторы на ходу меняют правила вселенной. Сколько раз уже Скайнет переписывал прошлое? И кто сейчас сможет сказать, по каким правилам работает время в «Докторе Кто»?

Зато, если хронофантастика при всех своих парадоксах получается стройной и внутренне непротиворечивой, она запоминается надолго. Именно этим подкупают BioShock Infinite, Tsubasa: Reservoir Chronicle или Homestuck. Чем сложнее и запутаннее сюжет, тем более сильное впечатление остаётся у тех, кто добрался до конца и сумел окинуть взглядом сразу всё полотно.

* * *

Путешествия во времени, параллельные миры и переписывание реальности неразрывно связаны, поэтому сейчас без них не обходится почти ни одно фантастическое произведение - будь то фэнтези наподобие «Игры престолов» или научно-фантастическое исследование новейших теорий физики, как в «Интерстелларе». Мало какой сюжет даёт такой же простор для воображения - ведь в истории, где любое событие можно отменить или повторить несколько раз, возможно всё. При этом элементы, из которых складываются все эти истории, довольно просты.

Похоже, за последние сто лет авторы сделали со временем всё, что только возможно: пускали вперёд, назад, по кругу, в один поток и в несколько… Поэтому лучшие из таких историй, как и во всех жанрах, держатся на персонажах: на пришедшей ещё из древнегреческих трагедий теме борьбы с судьбой, на попытках исправить собственные ошибки и на тяжёлом выборе между разными ветками событий. Но как бы ни скакала хронология, история всё равно будет развиваться только в одном направлении - в том, которое интереснее всего зрителям и читателям.

Со времен эпохи королевы Виктории и до сегодняшнего дня понятие путешествий во времени будоражило умы любителей фантастики. Каково это - путешествовать сквозь четвертое измерение? Самое интересное, что для путешествий во времени не нужна машина времени или нечто вроде «кротовой норы».

Вы наверняка заметили, что мы постоянно перемещаемся во времени. Движемся сквозь него. На базовом уровне понятия время ­- это скорость изменения Вселенной, и вне зависимости от того, нравится нам это или нет, мы подвержены постоянным изменениям. Стареем, планеты движутся вокруг Солнца, вещи разрушаются.

Мы измеряем ход времени секундами, минутами, часами и годами, но это совсем не означает, что время течет с постоянной скоростью. Как вода в реке, время идет по-разному в разных местах. Короче говоря, время относительно.

Но что вызывает временные флуктуации на пути от колыбели до могилы? Все сводится к отношению между временем и пространством. Человек способен воспринимать в трех измерениях - длина, ширина и глубина. Время же дополняет эту партию как самое важное четвертое измерения. Время не существует без пространства, пространство не существует вне времени. И эта парочка соединяется в пространственно-временной континуум. Любое событие, происходящее во Вселенной, должно вовлекать пространство и время.

В этой статье мы рассмотрим наиболее реальные и повседневные возможности путешествия сквозь время в нашей вселенной, а также менее доступные, но от этого не менее возможные пути сквозь четвертое измерение.

Поезд - реальная машина времени.

Если вы хотите прожить пару лет немного быстрее, чем кто-то другой, вам нужно управляться с пространством-временем. Спутники глобального позиционирования совершают это каждый день, обгоняя естественный ход времени на три миллиардных доли секунды. На орбите время течет быстрее, поскольку спутники находятся далеко от массы Земли. А на поверхности масса планеты увлекает за собой время и замедляет его в относительно небольших масштабах.

Этот эффект называется гравитационным замедлением времени. Согласно общей теории относительности Эйнштейна, гравитация искривляет пространство-время, и астрономы используют это следствие, когда изучают свет, проходящий вблизи массивных объектов (о гравитационном линзировании мы писали и ).

Но какое отношение это имеет ко времени? Помните - любое событие, происходящее во вселенной, вовлекает как пространство, так и время. Гравитация не только стягивает пространство, но и время.

Будучи в потоке времени, вы едва ли заметите изменение его хода. Но достаточно массивные объекты - вроде сверхмассивной черной дыры альфы Стрельца, расположенной в центре нашей галактики - будут серьезно искривлять ткань времени. Масса ее точки сингулярности - 4 миллиона солнц. Такая масса замедляет время в два раза. Пять лет на орбите черной дыры (без падения в нее) - это десять лет на Земле.

Скорость движения тоже играет важную роль в скорости течения нашего времени. Чем ближе вы подходите к максимальной скорости движения - скорости света - тем медленнее течет время. Часы в быстро идущем поезде к концу путешествия начнут «опаздывать» на одну миллиардную секунды. Если поезд достигнет скорости в 99,999% световой, за один год в вагоне поезда можно перенестись на двести двадцать три года в будущее.

По сути, на этой идее строятся гипотетические путешествия в будущее в будущем, простите за тавтологию. Но как насчет прошлого? Можно ли повернуть время вспять?

Временные путешествия в прошлое

Звезды - пережитки прошлого.

Мы выяснили, что путешествие в будущее происходит все время. Ученые доказали это экспериментально, и эта идея лежит в основе теории относительности Эйнштейна. В будущее вполне можно переместиться, вопросом остается только «насколько быстро»? Что касается путешествий в прошлое, то для ответа на этот вопрос нужно взглянуть в ночное небо.

Галактика Млечный Путь шириной примерно в 100 000 лет, а значит, свету от далеких звезд нужно преодолеть тысячи и тысячи лет, прежде чем он достигнет Земли. Уловите этот свет, и по сути, вы просто заглянете прошлое. Когда астрономы измеряют космическое микроволновое излучение, они заглядывают в тот космос, каким он был 10 миллиардов лет назад. Но все ли это?

В теории относительности Эйнштейна нет ничего, что исключало бы возможность путешествие в прошлое, но само возможное существование кнопки, которая могла бы вернуть вас во вчерашний день, нарушает закон причинности или причины и следствия. Когда во вселенной что-то происходит, событие порождает новую бесконечную цепочку событий. Причина всегда рождается раньше следствия. Просто представьте себе мир, где жертва бы умирала до того, как пуля попадет ей в голову. Это нарушение действительности, но несмотря на это, многие ученые не исключают возможности путешествий в прошлое.

Например, полагают, что движение быстрее скорости света может отправить назад в прошлое. Если время замедляется по мере того, как объект приближается к скорости света, то может преодоление этого барьера повернет время вспять? Конечно, при приближении к скорости света растет и релятивистская масса объекта, то есть приближается к бесконечности. Ускорить бесконечную массу представляется невозможным. Теоретически, варп-скорость, то есть деформация скорости как таковой, может обмануть универсальный закон, но даже это потребует колоссальных затрат энергии.

А что, если путешествия во времени в будущее и прошлое зависят не столько на наших базовых знаниях космоса, а больше от существующих космических феноменов? Давайте взглянем на черную дыру.

Черные дыры и кольца Керра

Что находится по ту сторону черной дыры?

Покружитесь около черной дыры достаточно долго и гравитационное замедление времени забросит вас в будущее. Но что, если вы угодите прямо в пасть этого космического монстра? О том, что будет при погружении в черную дыру, мы уже писали , но не упоминали такую экзотическую разновидность черных дыр, как кольцо Керра . Или черная дыра Керра.

В 1963 году новозеландский математик Рой Керр предложил первую реалистическую теорию вращающейся черной дыры. Концепция включает нейтронные звезды ­- массивные коллапсирующие звезды размером с Санкт-Петербург, например, но с массой земного Солнца. Нейтронные дыры мы включили в список , обозвав их магнетарами . Керр предположил, что если умирающая звезда сколлапсирует во вращающееся кольцо нейтронных звезд, их центробежная сила не даст им превратиться в сингулярность. И поскольку у черной дыры не будет точки сингулярности, Керр посчитал, что вполне можно будет попасть внутрь, без страха быть разорванным гравитацией в центре.

Если черные дыры Керра существуют, мы могли бы пройти сквозь них и выйти в белую дыру. Это как выхлопная труба черной дыры. Вместо того, чтобы засасывать все, что только можно, белая дыра будет, напротив, выбрасывать все, что можно. Возможно, даже в другом времени или другой Вселенной.

Черные дыры Керра остаются теорией, но если они действительно существуют, они являются своего рода порталами, предлагающими одностороннее путешествие в будущее или прошлое. И хотя чрезвычайно развитая цивилизация могла бы развиваться таким образом и перемещаться во времени, никто не знает, когда «дикая» черная дыра Керра исчезнет.

Кротовые норы (червоточины)

Искривление пространства-времени.

Теоретические кольца Керра являются не единственным способом возможных «сокращенных» путей в прошлое или будущее. В научно-фантастических фильмах - от «Звездного пути» до «Донни Дарко» - часто рассматривается теоретический мост Эйнштейна-Розена . Вам эти мосты более известны под названием червоточин .

Эйнштейна допускает существование червоточин, поскольку в основе теории великого физика лежит искривление пространства-времени под воздействием массы. Чтобы понять эту кривизну, представьте себе ткань пространства-времени в виде белого листа и согните его пополам. Площадь листа останется прежней, сам он не деформируется, но вот расстояние между двумя точками соприкосновение явно будет меньшим, чем когда лист лежал на плоской поверхности.

В этом упрощенном примере пространство изображается в виде двухмерной плоскости, а не четырехмерной, каким на самом деле и является (вспомним четвертое измерение - время). Аналогично работают и гипотетические кротовые норы.

Перенесемся в космос. Концентрация массы в двух разных частях Вселенной могла бы создать своеобразный туннель в пространстве-времени. В теории этот туннель соединил бы два разных отрезка пространственно-временного континуума между собой. Разумеется, вполне возможно, что какие-нибудь физические или квантовые свойства не дают таким червоточинам зарождаться самостоятельно. Ну или они рождаются и тут же гибнут, будучи нестабильными.

По словам Стивена Хокинга, десять самых интересных фактов из жизни которого мы вам , червоточины могут существовать в квантовой пене - самой мелкой среде во Вселенной. Крошечные туннели постоянно рождаются и разрываются, связывая отдельные места и время на короткие мгновения.

Кротовые норы могут оказаться слишком малы и кратковременными для перемещения человека, но вдруг однажды мы сможем их найти, удержать, стабилизировать и увеличить? При условии, как отмечает Хокинг, что вы будете готовы к обратной связи. Если мы захотим искусственным образом стабилизировать туннель пространства-времени, радиация от наших действий может его уничтожить, как обратный ход звука может повредить динамик.


Мы пытаемся протиснуться сквозь черные дыры и червоточины, но, может, есть другой способ путешествий во времени с использованием теоретического космического феномена? С этими мыслями мы обращаемся к физику Дж. Ричарду Готту, который изложил идею космической струны в 1991 году. Как следует из названия, это гипотетические объекты, которые могли сформироваться на ранних этапах развития вселенной.

Эти струны пронизывают всю Вселенную, будучи тоньше атома и находясь под сильным давлением. Естественно, из этого следует, что они дают гравитационную тягу всему, что проходит рядом с ними, а значит объекты, прикрепленные к космической струне, могут путешествовать во времени с невероятной скоростью. Если подтянуть две космические струны поближе друг к другу или расположить одну из них рядом с черной дырой, можно создать то, что называется замкнутой времениподобной кривой.

Используя гравитацию, производимую двумя космическими струнами (или струной и черной дырой), космический корабль теоретически мог бы отправить себя в прошлое. Для этого нужно было бы сделать петлю вокруг космических струн.

Между прочим, квантовые струны сейчас очень горячо обсуждаемые. Готт заявил, что для путешествия назад во времени, нужно сделать петлю вокруг струны, содержащей половину массы-энергии целой галактики. Другими словами, половину атомов в галактике пришлось бы задействовать как топливо для вашей машины времени. Ну и как всем хорошо известно, нельзя вернуться во времени раньше, чем была создана сама машина.

Кроме того, существуют и временные парадоксы .

Парадоксы путешествий во времени

Убил деда - убил себя.

Как мы уже сказали, идея путешествия в прошлое слегка омрачается второй частью закона причинности. Причина следует перед следствием, как минимум в нашей вселенной, а значит может испортить даже самые продуманные планы путешествий во времени.

Для начала представьте: если вы отправитесь в прошлое на 200 лет, вы появитесь задолго до своего рождения. Подумайте об этом секунду. В течение какого-то времени следствие (вы) будет существовать прежде причины (ваше рождение).

Чтобы лучше понять, с чем мы имеем дело, рассмотрим известный парадокс деда. Вы - убийца, который путешествует во времени, вшаа цель - ваш собственный дедушка. Вы проникаете сквозь ближайшую кротовую нору и подходите к живой 18-летней версии отца вашего отца. Вы поднимаете пистолет, но что происходит, когда вы нажимаете на спусковой крючок?

Подумайте. Вы еще не родились. Даже ваш отец еще не родился. Если вы убьете деда, у него не будет сына. Этот сын никогда не родит вас, и вы не сможете отправиться в прошлое, выполняя кровавую задачу. И ваше отсутствие никак не нажмет на курок, тем самым отрицая всю цепочку событий. Мы называем это петлей несовместимых причин.

С другой стороны, можно рассмотреть идею последовательной причинной петли. Она, хоть и заставляет задуматься, теоретически избавляет от временных парадоксов. По мнению физика Пола Дэвиса, подобная петля выглядит следующим образом: профессор математики отправляется в будущее и похищает сложнейшую математическую теорему. После этого выдает ее самому блестящему студенту. После этого перспективный студент растет и учится с тем, чтобы однажды стать человеком, у которого профессор однажды спер теорему.

Кроме того, есть еще одна модель путешествий во времени, которая включает в себя искажение вероятности при приближении к возможности парадоксального события. Что это означает? Давайте вернемся в шкуру убийцы вашего деушки. Эта модель путешествия во времени может убить вашего дедушку виртуально. Вы можете нажать на курок, но пистолет не сработает. Птичка чирикнет в нужный момент или произойдет еще что-нибудь: квантовая флуктуация не даст парадоксальной ситуации состояться.

И наконец, самое интересное. Будущее или прошлое, в которое вы отправитесь, попросту может существовать в параллельной Вселенной. Представим это как парадокс разделения. Вы можете уничтожить все, что угодно, но на ваш домашний мирок это никак не повлияет. Вы убьете деда, но не исчезнете ­- исчезнет, возможно, другой «вы» в параллельном мире, ну или сценарий пойдет по уже рассмотренным нами схемам парадокса. Однако, вполне возможно, что такое путешествие во времени будет одноразовым и вы никогда не сможете вернуться домой.

Совсем запутались? Добро пожаловать в мир путешествий во времени.

«Машина времени есть у каждого из нас: то, что переносит в прошлое - воспоминания; то, что уносит в будущее - мечты »

Герберт Уэллс. «Машина времени»

О чем мечтает человек, если его голова не занята войной и меркантильными амбициями? Он мечтает о своем будущем, о звездах, о благополучии для окружающих. Наиболее красочно в наших краях этот факт отражался во времена существования Советского Союза, когда госпропаганда в рамках холодной войны и космической гонки убедила людей, что наука – двигатель прогресса. И в этом не было ничего плохого.

Увидев успехи человечества в освоении космического пространства, а также достижения в других областях науки, люди начали мечтать о том, что раньше казалось только фантастикой. Например, о вечной жизни и молодости, вечном двигателе, путешествии к звездам и другим галактикам, пониманию языка зверей, левитации и даже о машине времени. Впрочем, в дело опять вмешалась наука, которая раз за разом подрезает крылья мечтателям своими формулами, которые доказывают, что некоторые мечты несбыточны:

Создание вечного двигателя первого рода невозможно в рамках закона сохранения энергии. Первое начало термодинамики запрещает нам это делать, поэтому нам лишь остается ждать очередной прорывной теории в области физики и математики.

Понимание языка птиц и зверей по вполне понятным причинам до сих пор является фантастикой. Ученые находятся лишь на ранней стадии расшифровки звуков, издаваемых животными. Наибольших успехов удалось добиться в расшифровке языка дельфинов , но и это пока что больше похоже на призрачное будущее.

Жить вечно у нас пока не получится, ведь наши клетки запрограммированы умереть. Адекватных теорий о перепрограммировании пока нет и не предвидится, поэтому жизнь человека можно лишь .

Разбивать мечты человечества о скалы науки можно бесконечно, однако есть вещи, которые наукой не запрещены. Например, путешествие во времени. Одна из самых безумных, на первый взгляд, идей, оказывается реальной, потому что не идет вразрез с современными законами физики.

Первые мысли человечества о путешествии во времени

Установить, когда же человек впервые подумал о том, чтобы вернуться в прошлое или отправиться в будущее – невозможно. Скорее всего, эта мысль посещала многих на протяжении всего времени существования нашего рода. Другое дело отказ от обычных мечтаний и попытка описать идею путешествий во времени в рамках относительности временных отрезков. И первыми на это обратили внимание не ученые, а писатели-фантасты. Творческие люди не скованы научными рамками, поэтому могут дать волю своей фантазии. К тому же оказалось, что большинство пророчеств писателей относительно нашего будущего сбылись.

В литературе путешествия во времени описывались в зависимости от эпохи, в которую жили их творцы. Например, в романах 18 века, когда религия еще сохраняла свой вес в обществе и превалировала над остальными фактами, все необычное писатели связывали с божественным вмешательством.

Первой фантастической книгой о перемещении во времени принято считать роман Сэмюэля Мэддена «Воспоминания о ХХ веке. Письма о государстве, управляемом Георгом VI… Получены в виде откровения в 1728 г. В шести томах». В книге, которая была написана в 1733 году, главный герой получал письма с описанием событий из конца 20 века, которые ему приносил настоящий ангел.

Появление «Машины времени»

Первое упоминание некого рукотворного механизма, который позволял перемещаться во времени, появилось лишь в конце 19 века. В 1881 году в одном из научных журналов Нью-Йорка появился рассказ американского журналиста Эдварда Митчелла «Часы, которые шли назад». В нем говорится о молодом человеке, который смог отправиться в прошлое с помощью обычных комнатных часов.

Эдвард Митчелл считается одним из родоначальников современной научной фантастики. Он описал в своих книгах множество изобретений и идей задолго до того, как они появились на страницах других фантастов. Он рассказал о путешествиях со сверхсветовой скоростью, человеке-невидимке и многом другом раньше других.

В 1895 году произошло событие, которое перевернуло мир фантастической прозы. В английском журнале «The New Review» редактор решает опубликовать рассказ «История Путешественника во Времени» — первое крупное фантастическое произведение Герберта Уэллса. Название «Машина времени» появилось не сразу, и было принято лишь через год. Писатель развил идею рассказа «Аргонавты времени», написанного в 1888 году.

«Идея возможности путешествия во времени возникла у него в 1887 году после того, как некий студент по фамилии Хэмилтон-Гордон в подвальном помещении Горной школы в Южном Кенсингтоне, где проходили заседания «Дискуссионного общества», сделал доклад о возможностях неэвклидовой геометрии по мотивам книги Ч. Хинтона «Что такое четвёртое измерение»

Отличительной особенностью романа является то, что некоторые моменты путешествия главного героя во времени были описаны с помощью предположений, которые впоследствии появились в общей теории относительности Альберта Эйнштейна. На момент написания рассказа ее даже не существовало.

Феномен Эйнштейна

С древних времен человек воспринимал окружающее его пространство, как значение трех измерений: длину, ширину и высоту. Разговоры о времени были уделом философов, лишь в 17 веке ввели понятие времени в науку, как физической величины, однако ученые, в том числе и Ньютон, воспринимали время как нечто неизменяемое, прямолинейное.

Ньютоновская физика предполагала, что часы, которые будут расположены в любой части Вселенной, всегда покажут одинаковое время. Ученых устраивало текущее положение дел, ведь проводить расчеты по таким данным гораздо проще.

Все изменилось в 1915 году, когда за трибуну встал Альберт Эйнштейн. Доклад о Специальной теории относительности (СТО) и Общей теории относительности (ОТО) поставил ньютоновское восприятие времени на колени. В его научных работах время существовало неразрывно с материей и пространством и не было прямолинейным. Оно могло менять свой ход, ускоряться или замедляться, в зависимости от условий.

У сторонников ньютоновской вселенной опустились руки. Теория Эйнштейна была крайне логичной, все основные законы физики продолжали работать в ней безупречно, поэтому научному сообществу осталось принять ее, как данное.

«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию ».

Альберт Эйнштейн

В своих уравнениях ученый представил искривления пространства-времени, вызванные гравитационной составляющей материи. В них учитывались не только геометрические особенности объектов, но также плотность, давление и другие факторы, которыми они обладают. Особенность уравнений Эйнштейна в том, что их можно читать как справа-налево, так и слева-направо. В зависимости от этого будет изменяться восприятие окружающего нас мира и взаимодействие пространства-времени.

Первые представления путешествия во времени

После того, как научное сообщество отошло от шока, оно начало активно использовать наработки Эйнштейна в своих исследованиях. Первыми заинтересовались астрономы и астрофизики, ведь теория относительности работала для окружающей нас Вселенной, что несомненно поможет ответить на ряд вопросов, которые ранее считались риторическими. В то же время выяснилось, что научные труды немецкого физика допускают возможность существования машины времени, даже нескольких ее видов.

Уже в 1916 году появились первые научные труды о путешествиях во времени с теоретическим обоснованием. Первым об этом заявил ученый-физик из Австрии, которого звали Людвиг Фламм, которому на тот момент было всего 30 лет. Он вдохновился идеями Эйнштейна и пытался решить его уравнения. Внезапно Фламма осенило, что при искривлении пространства и материи в окружающей нас Вселенной могут возникать своеобразные тоннели, сквозь которые можно проходить не только в рамках пространства, но также и времени.

Эйнштейн тепло принял теорию молодого ученого, и согласился, что она отвечает всем условиям теории относительности. Спустя почти 15 лет ему удалось развить рассуждения Фламма, и он вместе со своим коллегой Натаном Розеном смогли соединить между собой две черных дыры Шварцшильда с помощью пространственно-временного тоннеля, который расширялся на входе, постепенно сужаясь к своей середине. В теории, сквозь такой тоннель можно путешествовать в пространственно-временном континууме. Физики назвали такой тоннель мостом Эйнштейна-Розена.

Людям не из научного мира мосты Эйнштейна-Розена известны под более простым названием «червоточины», которое придумал в середине 20 века ученый из Принстона Джон Уилер. Также распространено название «кротовые норы». Такое выражение быстро распространилось среди сторонников современной теоретической физики и очень точно отражало дыры в пространстве. Проход сквозь «червоточину» позволил бы человеку покрывать огромные расстояния за гораздо более короткие промежутки времени, нежели путешествие по прямой. С их помощью можно было бы даже отправиться на край Вселенной.

Идея «кротовых нор» настолько вдохновила писателей-фантастов, что большинство научной фантастики начиная с середины 20 века рассказывает нам о далеком будущем человечества, где люди освоили весь космос и с легкостью путешествуют от звезды к звезде, встречая новые инопланетные расы и вступая с некоторыми из них в кровопролитные войны.

Впрочем, физики не разделяют оптимизма писателей. По их заявлению, путешествие сквозь червоточину может стать последним, что увидит человек. Как только он попадет за горизонт событий, его жизнь остановится навсегда.

В своей книге «Физика невозможного» знаменитый ученый и популяризатор науки Митио Каку цитирует своего коллегу Ричарда Готта:

«Не думаю, что вопрос в том, может ли человек, находясь в черной дыре, попасть в прошлое, вопрос в том, сможет ли он выбраться оттуда, чтобы похвастаться ».

Но не стоит отчаиваться. На самом деле физики все же оставили лазейку для романтиков, мечтающих путешествовать сквозь пространство и время. Чтобы выжить в червоточине, нужно лишь лететь быстрее скорости света. Дело в том, что по законам современной физики это просто невозможно. Таким образом, мост Эйнштейна-Розена в рамках сегодняшней науки является непроходимым.

Развитие теории путешествий во времени

Если путешествие сквозь «кротовую нору» позволит в теории попасть в будущее, то с нашим прошлым в этом плане все намного сложнее. В середине 20 века австрийский математик Курт Гёдель в очередной раз пытался решить уравнения, созданные Эйнштейном. В результате его вычислений на бумаге вырисовалась вращающаяся вселенная, которая представляла собой цилиндр, время в котором бежало по его краям и было закольцовано. Столь сложную модель неподготовленному человеку трудно даже вообразить, тем не менее в рамках этой теории можно было попасть в прошлое, если обогнуть вселенную по внешнему контуру со скоростью света и выше. По расчетам Гёделя, в таком случае вы прибудете в точку старта задолго до самого старта.

К сожалению, модель Курта Гёделя также не вписывается в рамки современной физики из-за невозможности путешествия быстрее скорости света.

Обратимая червоточина Кипа Торна

Научное сообщество не прекращало попыток решить уравнения теории относительности, и в 1988 году произошел скандал, который поставил весь мир на уши. В одном из научных американских журналов вышла статья от знаменитого физика и эксперта в области теории гравитации Кипа Торна. В своей статье ученый заявил, что он вместе со своими коллегами сумел рассчитать так называемую «обратимую червоточину», которая не схлопнется за космическим кораблем, как только тот войдет в нее. Для сравнения ученый привел пример, что такая червоточина позволит гулять по ней в любом направлении.

Заявление Кипа Торна было очень достоверно и подкреплялось математическими расчетами. Проблема была лишь в том, что она шла вразрез с аксиомой, которая лежит в фундаменте современной физики – события прошлого нельзя изменять.

Так называемый временной парадокс физики в шутку назвали «убийством дедушки». Такое кровожадное название довольно точно описывает схему: вы отправляетесь в прошлое, нечаянно убиваете маленького мальчика (потому что он вас бесит). Мальчик оказывается вашим дедушкой. Соответственно, на свет не появляется ваш отец и вы, значит вы не пройдете сквозь червоточину и не убьете своего дедушку. Круг замкнулся.

Также этот парадокс носит название «Эффект Бабочки», который появился в книге Рэя Брэдбери «И грянул гром» задолго до разработки теории учеными, в 1952 году. В сюжете описывалась история героя, который отправился в путешествие в прошлое, в доисторический период, когда на земле царили гигантские ящеры. Одним из условий путешествия было то, что герои не имеют права сходить со специальной тропы, чтобы не вызвать временной парадокс. Тем не мене, главный герой нарушает это условие, и сходит с тропы, где наступает на бабочку. Когда же он возвращается в свое время, то его глазам предстает ужасающая картина, где мир, который он знал до этого, уже не существует.

Развитие теории Торна

Из-за временных парадоксов отказываться от идеи Кипа Торна и его коллег было бы глупо, проще решить проблему с самими парадоксами. Поэтому поддержку американский ученый получил оттуда, откуда ее меньше всего ожидал: от российского ученого-астрофизика Игоря Новикова, который придумал, как обойти проблему с «дедушкой».

По его теории, которую назвали «принципом самосогласованности», если человек попадает в прошлое, то его возможность влиять на уже произошедшие с ним события стремится к нулю. Т.е. сама физика времени и пространства не даст вам убить дедушку или вызвать «эффект бабочки».

На данный момент, мировое научное сообщество разделилось на два лагеря. Один из них поддерживает мнение Кипа Торна и Игоря Новикова относительно путешествий сквозь кротовые норы и их безопасности, другие упорно отрицают. К сожалению, современная наука не позволяет ни доказать, ни опровергнуть эти заявления. Обнаружить червоточины в космосе мы также пока не в силах из-за примитивности наших приборов и механизмов.

Кип Торн стал главным научным консультантом при создании знаменитого научно-фантастического фильма «Интерстеллар», в котором рассказывается о путешествии человека сквозь «кротовую нору .

Создание собственного пространственно-временного тоннеля

Чем шире фантазия современного ученого, тем больших высот он может достичь в своей работе. Пока скептики отрицают любую возможность существование моста Эйнштейна-Розена, сторонники этой теории предлагают выход из ситуации. Если мы не способны обнаружить червоточину в непосредственной близости от нас, значит ее можно создать самим! Тем более, что наработки для этого уже есть. Пока эта теория находится в области фантастики, однако, как мы уже успели убедиться, большинство предсказаний фантастов сбылись.

Кип Торн вместе со своими сторонниками продолжает работать над теорией кротовых нор. Ученый смог рассчитать, что спровоцировать рождение червоточины можно с помощью так называемой «темной материи» — таинственного строительного материала во Вселенной, который не удается обнаружить напрямую, но по предположениям физиков, из нее состоит 27% нашей вселенной . К слову, на долю барионной материи (той, из который мы с вами состоим и можем увидеть) приходится всего 4,9% от общей массы вселенной. Темная материя обладает удивительными свойствами. Она не испускает электромагнитного излучения, не взаимодействует с другими формами материи кроме как на гравитационном уровне, но ее потенциал поистине огромен.

По словам Торна, с помощью темной материи можно создать обратимую кротовую нору достаточных размеров, чтобы через нее мог пройти космический корабль. Проблема лишь в том, что для этого нужно накопить столько темной материи, что ее масса будет соразмерна с массой Юпитера. Человечество же пока не в состоянии заполучить даже грамм этого вещества, если к нему вообще применимо понятие «грамма». К тому же, необходимость путешествия со скоростью света никто не отменял, а это значит, что несмотря на все достижения человечества в области науки, мы до сих пор находимся на пещерном уровне развития, и до настоящих прорывных открытий нам очень далеко.

Послесловие

Идеи по изобретению настоящей машины времени, которая позволила бы нам открыть загадки прошлого и увидеть свое будущее, пока несбыточны. Впрочем, это не отменяет факта, что теория относительности, разработанная Эйнштейном, продолжает работать относительно каждого из нас. Например, найти настоящего путешественника во времени не составит труда даже сейчас. Чем быстрее движется человек, тем медленнее для него идет время, а это значит, что он медленно, но верно перемещается в будущее. Пилоты авиалайнеров, истребителей и в особенности космонавты, работающие на орбите – настоящие путешественники во времени. Пусть и на сотые доли секунды, но они опередили нас, людей, живущих на Земле.

Путешествие во времени — занимательный сюжетный ход в научно-фантастических историях и фильмах. Во многих историях путешествие во времени связано с кораблем, мчащимся со скоростью света. Правда нам нечем проверить теорию, за отсутствием такого корабля.

В других рассказах путешествие во времени связано с такими обстоятельствами, как близкий подход к очень массивному объекту, подобному черной дыре. К сожалению, вышеуказанные способы весьма ограничены, потому что движение допускается исключительно в будущее, за счет локального замедления времени по отношению к другим объектам.

Возможность путешествия сквозь время вызывает огромный интерес пробуждая воображение. Проще и удобнее отправляться в другое время с помощью экзотического аппарата (машины времени), поскольку можно перемещаться в обоих направлениях. Но машины у нас тоже нет, по крайней мере, об этом ничего неизвестно.

Однако, возможно ли вообще обмануть природу времени, с целью совершить путешествие в будущее, пусть даже и гипотетически возможное?

Важно помнить, что мы каждую секунду путешествуем в будущее. Такова природа пространства-времени. Вот почему мы вспоминаем прошлое (вместо «запоминания» будущего). Будущее во многом непредсказуемо, поскольку еще не состоялось, но мы все время направляемся в него.

Если мы хотим повлиять на процесс, и заглянуть в будущее обогнав происходящие вокруг нас события, то можно что-то предпринять для реализации желания? Это хороший вопрос без окончательного ответа.

Почему без окончательного? Потому что прямо сейчас у нас нет возможности , но мы не можем сказать о технологиях будущего. Возможно достаточно просто сесть и подождать, когда в будущем создадут устройство и отправятся в прошлое.

ПУТЕШЕСТВИЕ В БУДУЩЕЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ.

Звучит конечно удивительно, но переход во времени можно ускорить. Хотя такое происходит только в малые отрезки времени. Это уже проверили космонавты, которые вышли за пределы Земли. То есть у нас есть прецедент путешествия в будущее!

Может ли это произойти в более длительные промежутки времени? Теоретически да, согласно теории относительности Эйнштейна. Суть заключается в скорости объекта: чем быстрее объект перемещается в пространстве, тем медленнее проходит время по сравнению с наблюдателем, движущимся медленнее.

Классической демонстрацией путешествия в будущее представляют парадокс близнецов. Пример работает следующим образом: возьмите пару близнецов, возрастом 20 лет живущих на Земле. Первый взлетает на космическом корабле в пятилетнее путешествие со скоростью света.

Этот близнец проживает пять лет в путешествии и возвращается на Землю в возрасте 25 лет. Тогда как второй близнец, оставшийся на земле, отметил 95-летний юбилей! Двойник на корабле прожив только пять лет вернулся на Землю в будущем. Все дело в скорости и относительности. Хотя вы можете добавить слова об изрядной запутанности механизмов относительности, рождающей парадоксы.
СИЛА ТЯЖЕСТИ И ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ.

Во многом таким же образом, что и движение со скоростью близкой к световой, могут замедлить воспринимаемое время сильные гравитационные поля. Энергия поля может создать эффект путешествия во времени (если помните, у черной дыры, например, есть «горизонт событий», это замечательная область, где исчезает даже время).

Гравитация влияет на движение в пространстве, а также на поток времени. Время проходит медленнее для наблюдателя, расположенного внутри гравитационной скважины массивного объекта. Чем сильнее гравитация, тем больше она влияет на течение времени, тогда как сторонний наблюдатель живет в нормальном времени. Но что интересно – оба наблюдателя, относительно себя самих живут в привычном времени.

Космонавты на Международной космической станции испытывают комбинацию этих эффектов, правда в гораздо меньших масштабах. Поскольку они движутся довольно быстро и вращаются вокруг Земли (массивное тело с гравитацией), время для них замедляется относительно людей на Земле. И хотя разница идет о секундах в течение их времени в космосе, это измеримо.

СМОЖЕМ ЛИ МЫ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ В БУДУЩЕЕ?

Пока мы не разработаем способ приблизиться к скорости света, и проверить теорию искажения времени, об этом можно только рассуждать. Путешествовать вблизи черных дыр и испытать путешествие во времени на значительное расстояние в будущее мы также не можем – опять-таки нет технологий.

В том числе здесь появляется еще одна проблема. Скажем отправляясь в будущее на скорости близкой к свету, или с помощью чудовищных сил гравитации, как рассчитать время прыжка? Корабль потребует разгона до скорости света – это уже локальная деформация времени. Погружение в гравитационное поле – а собственно на какую величину?

Хорошо, устроим экспериментальную проверку, скажем прыжок во времени на сутки. Однако, даже одна секунда погрешности приведет к тому (в обоих случаях), что отправленный объект может «выскочить» в будущем через сотни или десятки сотен лет! Ну и кто к нам придет сказать об успешно проведенном эксперименте, путешественник в прошлое? – тогда придется подождать изобретения машины времени.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ.

На основе существующих технологии путешествие в прошлое неосуществимо. Точка на этом … Но мы продолжим.

Возможность отправиться в прошлое отрицают, приводя известный парадокс «вернуться во времени и убить своего деда». Так выражают невозможность перехода: внук не сможет убить деда, потому что уже убил его, поэтому внук не существует и не может вернуться в прошлое, чтобы выполнить подлый поступок в отношении деда и себя … то есть, могут возникнуть некоторые эффекты, разрушающие последовательность событий.

Не знаю, чем насолил создателю «парадокса» родной дедушка, но кажется, сомнительный довод говорит об одном: раз вы родились, значит с дедом все в порядке. Да собственно и парадокса здесь не усматривается, поскольку все заключения об эволюции цепочки время-пространство-последствия не имеют выраженной неопределенности – прошлое уже состоялось.

Двигаясь по пути «уже состоявшихся событий» прошлого, условность парадоксов можно отбросить — это гипотетические ограничения во времени-событии, не подтвержденные экспериментальным путем. Вообще, в этой теме существует обильное количество гипотез, которое расширяется с появлением нового фильма или книги.

На самом деле, скорее всего нет никаких ограничений на перемещение во времени в прошлое. Парадоксы так же отсутствуют, как и петли времени, навряд ли энтропия взорвется если вы при случае пожмете руку второму себе или попробуете внести изменения в прошлом – все случившееся уже записано на ткани реальности, поэтому никто не сможет разрушить последовательность событий.

Таким образом, мы выбираем одну, без ограничений на путешествия в прошлое. И если вы еще не встречали путешественников во времени, то это может говорить исключительно о паре вещей;
а) машина времени еще не изобретена, оставаясь экзотичной установкой;
b) путешественники в прошлое такие же люди, как и мы, поэтому их трудно идентифицировать как выходцев из будущего.