Высушенные человеческие головы (12 фото). Высушенные человеческие головы Засушенные головы людей

Профессиональные парикмахеры и стилисты подходят к сушке очень трепетно. Во многом именно благодаря этому после салонной укладки волосы выглядят такими блестящими и ухоженными.

Большинство людей стараются высушить волосы в максимально короткие сроки и при этом забывают, что основная цель ухода за волосами - поддерживать их здоровыми.

Шенон Олсон, парикмахер, работающий со звёздами Голливуда, и креативный директор салона красоты ATMA Beauty

Лайфхакер собрал ключевые правила быстрой и здоровой сушки, которая придаст вашим волосам блеск, объём и по-настоящему ухоженный вид. Итак, вы помыли голову (конечно же, ) - приступаем.

Правило № 1: аккуратно отожмите волосы полотенцем

Первое, что вам надо сделать, - удалить с шевелюры лишнюю влагу. Из-за неё кутикула (защитная оболочка волос, состоящая из прозрачных чешуек кератина) разбухает The Healthiest Way To Dry Your Hair , что приводит к повышенной ломкости и увеличивает риск появления секущихся кончиков. Поэтому чем короче контакт с водой, тем лучше.

Лучше всего удалять влагу мягким, хорошо впитывающим полотенцем, например, из микрофибры.

Ни в коем случае не трите волосы!

Энергичные растирания повреждают размякшую от воды кутикулу, её чешуйки в буквальном смысле становятся дыбом. Из-за этого волос теряет гладкость и способность отражать свет, а значит, на блеск можно не рассчитывать. Оптимальный способ - мягко прижимая полотенце к волосам, выдавливать из них влагу. Если у вас длинные косы, их можно скрутить жгутом в полотенце и после этого отжать. Достаточно, если после этой предварительной сушки с волос не будет капать вода.

Правило № 2: не отказывайтесь от использования фена

Это может показаться странным, но использовать фен с точки зрения здоровья волос - более правильное решение, нежели дать им высохнуть самостоятельно. Причина упомянута выше: чем дольше волосы контактируют с влагой, тем хуже себя чувствует кутикула.

Правило № 3: используйте термозащитные средства

Их наносят на подсушенные полотенцем волосы. Такие спреи, пенки или лосьоны выполняют сразу несколько функций. Во-первых, они фиксируют влагу внутри волоса - там, где она нужна. Во-вторых, обволакивают каждую волосинку, уменьшая риск пересушить или перегреть её.

Правило № 4: сушите в режиме прохладного воздуха

У горячего воздуха есть неоспоримое преимущество: он быстро испаряет лишнюю влагу. Высохшие таким образом волосы становятся пересушенными, зато отлично держат форму, которую им придали. Поэтому сушка горячим феном незаменима, если вы планируете укладку.

Однако у повышенной температуры есть и очевидный минус: горячий воздух испаряет не только лишнюю влагу, но и необходимую, что приводит к повреждениям волос. Кроме того, ускоренно испаряясь, влага приподнимает чешуйки кутикулы, а значит, волосы становятся более ломкими и менее блестящими. Именно по этой причине парикмахеры рекомендуют по возможности пользоваться феном в прохладном режиме.

Правило № 5: используйте узкую насадку для фена

Такая насадка - диффузор или щелевидный концентратор - не зря идёт в комплекте к каждому более-менее приличному фену. Она направляет воздушный поток именно туда, куда вам нужно, а не хаотично разбрасывает волосы во все стороны. Таким образом шевелюра высыхает быстрее. Фен при этом рекомендуется держать на расстоянии не менее 15 см от кожи головы, чтобы не пересушить её.

Лучше всего сушить волосы по направлению их роста - от корней к кончикам. Это сглаживает кутикулу, придавая волосам блеск, и убирает пушистость.

Правило № 6: разделяйте волосы на зоны и сушите каждую отдельно

Обратите внимание: именно так поступают профессиональные парикмахеры в салонах. Это облегчает и ускоряет процесс сушки. Как правило, шевелюру делят на четыре части: вертикально - по пробору; горизонтально - от уха до уха по затылочной части головы. Начинать сушку рекомендуется с любой из зон в затылочной части.

Правило № 7: оставляйте волосы слегка недосушенными

Это правило поможет вам не перестараться и случайно не пересушить волосы, повредив их кутикулу. Степень финальной недосушенности определяйте самостоятельно. Оптимальнее всего выключить фен в тот момент, когда вы понимаете: теперь на высыхание естественным путём волосам потребуется всего 5–7 минут, не больше.

Да, перед тем как выключить фен, переведите его в режим холодного воздуха и пройдитесь по шевелюре: это поможет сгладить чешуйки кутикулы и зафиксировать блеск.

В 1976 году немецкий юрист Михаэль Роже, будучи проездом в Гамбурге, зашел в магазин сувениров. Там продавались маленькие, размером с кулак, человеческие головки. Удивляло мастерство изготовления: мягкая гладкая кожа, сочные губы, настоящие волосы. Глаза, правда, были костяными, с нарисованными зрачками, но это не портило впечатления. Головки были как живые.

В основном это были головы негров, но среди них юрист увидел одну европейскую. Роже замер, пораженный – лицо головки явно принадлежало его сыну, полгода назад пропавшему без вести в Центральной Африке...
Рассмотрев ее внимательней, он едва не лишился чувств: на темени виднелись два крупных родимых пятна. Их форма и расположение ясно говорили о том, что это настоящая, но почему-то странно уменьшившаяся голова его сына!

Он поспешил купить «сувенир» и отправился с ним прямиком в полицию. Но стражи порядка только пожали плечами. Это сувенир, игрушка. Оснований для открытия уголовного дела нет. Однако они посочувствовали несчастному отцу, которому с горя всюду мерещится пропавший сын.

Роже нанял частного детектива. Бывший следователь Йохан Дрейер первым делом начал выяснять, где и кем могла быть сделана головка. Оказалось, что таких сувениров довольно много продается в магазинах Европы. Значит, где-то налажено их массовое изготовление. Практически все они были негритянскими, но попадались и белые, которые стоили дороже. Оптовый магазин по их продаже находился в Лондоне. Туда Дрейер и отправился.

Секрет жрецов племени хиваро попал в Африку

В английской столице детектив передал одну из негритянских головок на изучение эксперту. Вывод, который тот сделал, озадачил сыщика. Головка была создана по технологии южноамериканских индейцев из племени хиваро. Обитает оно в труднодоступных районах Эквадора и известно своими варварскими обычаями, сохранившимися с древнейших времен. Хиваро охотятся за человеческими головами, которые затем особым способом уменьшают и сохраняют.

В общих чертах способ выглядит так. С вымоченной головы стягивается кожа вместе с волосами. Потом эту кожу варят в специальной травяной смеси. Она становится мягкой, эластичной и одновременно уменьшается в размерах. Ее раскатывают, наполняют мелкими камешками-голышами или песком, а затем зашивают. В результате получается головка размером с теннисный мяч, но при этом сохранившая свои черты. Она становится как бы уменьшенной копией оригинала. В конце операции ее подвешивают над очагом. Дым завершает процесс консервации.

Волосы на головке, сохраняющие прежнюю длину, индейцы украшают птичьими перьями, отчего головка приобретает устрашающий вид. Только после этого считается, что злой дух, находящийся в отрубленной голове, покорен. Голова становится тсантса – священным талисманом племени.
В настоящее время охота за головами запрещена по всей Южной Америке. Однако тсантса пользуются бешеным спросом у коллекционеров. А где спрос, там и предложение. Охота за головами продолжается, хотя настоящих тсантса на рынке все же крайне мало.

Племя хиваро до сих пор изготовливает тсантса.

Появление в большом количестве негритянских головок, созданных по «эквадорскому» методу, вызвало у эксперта недоумение. Дело в том, что процесс изготовления тсантса хранится жрецами хиваро в строжайшем секрете. Даже южноамериканским этнографам, много лет изучающим обычаи индейцев, технология их изготовления не вполне ясна. Откуда этот метод известен в Африке (а негроидный тип головок указывает, что они поступают именно оттуда) – совершенно непонятно.

Дрейер узнал, что головки поставляются в Лондон из Харрара (Эфиопия). Прилетев туда, сыщик обнаружил, что здесь находится лишь перевалочный пункт. Люди, которые заправляют делами, связаны с некоей сомнительной организацией, поддерживающей контакты с партизанскими группировками чуть ли не по всему Черному континенту. А штаб-квартира этой организации находится в Центральноафриканской Республике. То есть там, где работал сын Михаэля Роже!

Кольт против яда

Дрейер обосновался в Банги – столице ЦАР. Здесь он осмотрелся, завел знакомства, осторожно расспрашивал местных жителей.
В те годы страной правил император-людоед Бокасса. Свирепствовала преступность, процветала коррупция. Европейцы, работающие в Банги по контрактам, не рисковали совать нос дальше городских окраин. Детектив узнал от них, что в городе действительно пропадают люди. Причем не только африканцы, но и белые. Чаще всего – уходят на переговоры с какими-то коммерсантами и не возвращаются. Сыщику настоятельно советовали не ввязываться в сомнительные предприятия, даже если бы ему сулили золотые горы.

Дрейер дождался, когда «клюнут» и на него. И вот как-то раз незнакомый африканец показал ему золотой самородок, сказав, что хочет продать два десятка таких же. Встретиться договорились вечером. В условленное время Дрейер явился в бунгало на окраине Банги. Хозяин, прежде чем приступить к деловому разговору, предложил ему виски. Сыщик медлил пить, заподозрив неладное. Видя, что и хозяин не пьет, он выхватил из кармана кольт и приставил к голове африканца. Перепуганный негр признался, что ему было дано задание отравить своего гостя. За телом должны приехать люди с виллы за рекой.

Ночные труповозки

Доверять местной полиции сыщик не мог, приходилось действовать на свой страх и риск. Зато в Банги у него появился единомышленник – бельгиец, у которого здесь исчез друг. Они с Дрейером установили наблюдение за подозрительной виллой.
Дело было непростым: вилла хорошо охранялась, вооруженные посты стояли уже на дальних подступах к ней. Друзья выяснили, что на виллу нередко наведываются крытые грузовики в сопровождении джипов с вооруженной охраной.

Дождливой ночью Дрейер с бельгийцем заметили сразу три грузовика, которые двигались в сторону виллы. Впереди ехал джип. Караван остановился перед речкой Мбому. Обычно мелкая, в сезон дождей она разливается, и через нее курсирует паром. Пока грузовики дожидались переправы, друзья подбежали к крайнему из них и заглянули в кузов. Тот был полон трупов.
Дрейер понял, что это шанс проникнуть на виллу. Он залез в кузов и задернул за собой полог. Больше бельгиец его никогда не видел.


Амулет, сделанный из женской головы.

Кровавый чучельник

Только после переворота 1979 года, когда бандитскую виллу взяли штурмом военные, белые обитатели Банги узнали, что африканские мафиози свозили туда человеческие трупы чуть ли не со всей Африки. Трупов всегда было в изобилии. Высокая смертность от межэтнических конфликтов и повальных эпидемий не оставляла охотников за головами без добычи.

Теперь уже не вызывает сомнений, что технологию изготовления головок не знали даже заправилы этого грязного бизнеса, приносившего хороший доход. Знал ее только один человек, главный изготовитель – эквадорец, известный под прозвищем Король Коко.

Этому Коко удалось убедить бандитов, что процесс изготовления головок связан с магией, а значит, без него им не обойтись. Бандиты ценили эквадорца на вес золота. Коко не выпускали дальше пределов виллы, но зато жил он на ней действительно как король.

Говорили, что он был сыном индейского жреца, но с родиной давно порвал. Его описывали как человека не первой молодости, обрюзгшего, лысого, с большим животом. Он имел привычку ходить голым, нацепив на себя множество бус и браслетов. Возле него постоянно находились юные девушки. Ему доставляло удовольствие вонзать в их тела свои грязные ногти и хохотать, когда девушки кричали от боли. Он требовал, чтобы к нему приводили девственниц. Якобы во время связи с ними он брал от них энергию, необходимую для создания тсантса.

Коко был убит при невыясненных обстоятельствах. С его смертью прекратилось и производство головок. Их перестали поставлять примерно с того времени, когда на виллу проник Дрейер. Знакомые с этим делом люди убеждены, что кровавый чучельник отправился на тот свет при самом непосредственном участии детектива, но и Дрейеру не поздоровилось. Детектив знал, на что шел, когда остался в грузовике, полном трупов…

Позднее оказалось, что изделия Коко хуже настоящих, южноамериканских тсантса. В начале 1980-х годов кожа на его головках стала портиться и, в конце концов, они все сгнили, кроме считанных экземпляров, сохраненных в формалине. Специалисты объясняют это отсутствием у Коко необходимых ингредиентов для изготовления тсантса. По-видимому, он заменял южноамериканские травы местными, африканскими, что в итоге пошло во вред качеству страшных сувениров.

Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи Талалай Станислав

Высушенные головы

Высушенные головы

В самой гуще амазонских джунглей, в Эквадоре, живет одно из самых свирепых племен Южной Америки хиваро; оно пользуется дурной славой «охотников за черепами». Члены этого племени не только охотятся за черепами, но еще и высушивают отрубленные человеческие головы. Это не просто легкая «косметическая» операция. Они настолько усовершенствовали свое искусство, что в результате их умелых действий большая нормальная человеческая голова превращается в маленькую, не больше кулака взрослого человека. Самое удивительное заключается в том, что при этом черты лица не претерпевают никаких изменений. По сути дела, высохшая человеческая голова становится точной маленькой копией оригинала.

Высушенная голова у индейцев хиваро (Эквадор)

Для этого из головы удаляют мозг и кости. Кожа варится в специальной травяной смеси в течение двух часов, пока не станет похожей на резину. После этого ее зашивают, привязывают к высокому шесту и сушат на солнце. Затем «кожаную» голову набивают нагретыми голышами и раскатывают. В результате такой обработки первоначальные размеры головы уменьшаются почти наполовину. Если голова оказывается слишком маленькой для таких камней, то вместо них туда насыпают раскаленный песок, что заставляет ее скукожиться еще больше. В конце концов она достигает нужных размеров. Волосы, которые сохраняют прежнюю длину, делают высушенную голову еще более ужасной на вид. После этого ее обычно украшают птичьими перьями, что только усиливает ее устрашающий вид.

Для того чтобы не допустить побега мстительной души убитого человека, которая, по всеобщему поверью, обитает в высушенной голове, губы и веки ей зашивают, а в ноздри заталкивают шарики из хлопка.

Фактически вся процедура высушивания головы была изобретена из-за твердого убеждения в том, что если не подвергнуть голову убитого такой обработке, то душа умершего обязательно убежит через ее отверстия и превратится в мстительного демона, который непременно убьет того воина, который отправил на тот свет владельца головы. Но, несмотря на все принятые предосторожности, душа мертвеца, по мнению индейцев, все еще может причинить им вред.

Чтобы не допустить этого, проводятся специальные ритуальные церемонии уже после того, как голова будет высушена.

В первую ночь после убийства человека воины устраивают праздник, на котором пьют настойку с галлюциногенными свойствами. Это резко меняет ик настроение, и они продолжительное время пребывают в состоянии экстаза. Потом тот воин, который убил врага и взял его голову, остается в полном одиночестве в течение трех дней, чтобы таким образом «очиститься». Высушенная голова лежит на его щите возле хижины.

Местный знакарь вливает ему табачный сок в ноздри, чтобы таким образом охранить его от воздействия злык духов. «Очистительная» церемония завершается после того, как колдун велит ритуальным жестом прикоснуться к волосам на высушенной голове, а сам в это время произносит нужные заклинания.

Если требуется столько усилий, чтобы устранить серьезную опасность из головы убитого, то почему киваро все равно остаются такими страстными охотниками на людей, убийцами-энтузиастами? Дело в том, что, по поверью киваро, чтобы жить долго, человек должен обрести так называемую душу «аратум». Если у него будет такая душа, то ему угрожает смерть только от неизлечимой болезни. Заполучить такую душу можно, только если индейцу в джунглях явится видение, а это возможно лишь с помощью галлюциногенных препаратов. Под воздействием наркотическик средств мужчина испытывает непреодолимое желание убивать, но когда он убивает человека, то утрачивает душу «аратум».

Для индейцев киваро реальный мир - это мир иллюзий и галлюцинаций, реальность - это мир, который он ощущает под воздействием галлюциногенных растений. Познание этого мира является очень важным для любого киваро, так что даже младенцу, которому от роду всего несколько дней, дают галлюциногенную настойку, чтобы приучить ребенка к реальному, по их мнению, миру. Хиваро, однако, считают недостаточным приобщить к своему реальному миру только людей. Своих верных спутников, охотничьих собак, они тоже потчуют галлюциногенным зельем в силу все той же причины.

Из книги Золотая середина. Как живут современные шведы автора Баскина Ада

Серебряные головы Этот термин я взяла из стокгольмских газет. Так журналисты называют людей старше 65, то есть пенсионеров. Питер Берлин, как всегда остроумно, пишет и о стариках. Правда, иногда его юмор идет «на грани фола» и даже слегка заезжает за эту грань. Так и в этом

Из книги Последняя тайна рейха. Выстрел в фюрербункере. Дело об исчезновении Гитлера автора Арбатский Леон

Глава 22. Отрублена часть головы, но это не смертельно В заключении судмедэкспертизы (Акт № 12 от 8.05.45 г.) сказано: «На значительно измененном огнем теле видимых признаков тяжелых смертельных повреждений не обнаружено…» И далее: «…часть теменной и левой височной костей

Из книги Еврейская Атлантида: тайна потерянных колен автора Котлярский Марк

Ключ, лук и две головы… Любопытно, что возвращение к иудаизму Шинлунь произошло мистическим образом и без всякого влияния извне. К концу позапрошлого столетия они были уже около сотни лет как христианизированы и не поддерживали никаких контактов с разрозненными

Из книги Гибель советского кино. Интриги и споры. 1918-1972 автора Раззаков Федор

От «Джентльменов удачи» до «Всадника без головы» Несмотря на ту критику, которая прозвучала в постановлении ЦК КПСС и на октябрьском (1972) пленуме СК, в целом ситуация в советском кинематографе складывалась тогда вполне благополучно. Даже успехи главного конкурента -

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Отрубленные головы Теперь от святилищ и храмов, жрецов и идолов, периодических праздников и ритуальных собраний мы переходим к рассмотрению природы тех самых божеств, на которых была рассчитана вся эта система религиозных обрядов. Однако перед тем как говорить о

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги Окружность головы автора Новак Влодзимеж

Из книги Жрецы и жертвы Холокоста. Кровавые язвы мировой истории автора Куняев Станислав Юрьевич

XIII. С больной головы на здоровую Даже Боги не могут бывшее сделать небывшим. Древнегреческая поговорка Осенью 1938 года в маленьком французском городке Эвиан собрались представители тридцати стран Европы и Северной Америки, чтобы найти возможность спасения евреев,

Из книги 100 великих тайн [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Загадочные головы «каучуковых людей» Около трех тысячелетий назад на берегу Мексиканского залива возникла индейская культура, получившая название ольмекской. Это условное наименование было дано по имени ольмеков – небольшой группы индейских племен, живших на этой

Из книги Кремлевский заговор автора Степанков Валентин Георгиевич

«ВОКРУГ ЕЛЬЦИНА НЕТ НИ ОДНОЙ СВЕТЛОЙ, ПРОГРЕССИВНОЙ ГОЛОВЫ…» Нет никаких сомнений, что 28 съезд был не просто демонстрацией силы - в ходе его была избрана и опробована тактика сопротивления реформам Горбачева.От Горбачева наряду с «умеренными реформаторами», типа

Из книги Это было в Калаче автора Гуммер Иосиф Самуилович

НЕ СКЛОНИВ ГОЛОВЫ Егора ранили у самой воды. Фашисты схватили его и привезли в Калач. Больше никого не удалось им поймать: кое-кто убежал, а многие погибли в степи. Наутро Егора привели в комендатуру.- Кто еще был с тобой?Егор молчал.- Э, молодой человек, напрасно

Из книги Пароль - Родина автора Самойлов Лев Самойлович

СКЛОНИТЕ ГОЛОВЫ, ЛЮДИ! Что же все-таки произошло с Гурьяновым?Когда колонна Щепрова вступила в бой с последним гитлеровским заслоном, Гурьянов вместе со всеми рванулся вперед. Но тут же решил, что надо прикрыть прорыв товарищей, поэтому сразу побежал в хвост колонны и

Из книги Звездные часы и драма «Известий» автора Захарько Василий

Поиск умной головы Сказав однажды: «Гонзальез не тянет. Надо искать замену», Голембиовский время от времени стал возвращаться к этой теме - в доверительных разговорах в узком кругу и в разных мягких словосочетаниях, щадящих вице-президента по экономике. Типа: «Эдик

Из книги Алма-Ата неформальная (за фасадом азиатского коммунизма) автора Баянов Арсен

Две отрезанные головы… Как-то раз в газету позвонил некий студент, пожелавший остаться анонимным, и сообщил о том, что в районе мединститута нашли отрезанную голову. Говорил он радостным голосом, как будто только что сдал сессию на «отлично» и получил повышенную

Из книги Современные страсти по древним сокровищам автора Аверков Станислав Иванович

10. Горячие головы мечтают найти клад малайзийского тигра Удивило меня откровение парамуширца о генерале Ямасите. Основное занятие островитян – рыбный промысел в Тихом океане и Охотском море, а также облуживание судов в островном порту. Там же был расположен и

Из книги Легенды Львова. Том 1 автора Винничук Юрий Павлович

Головы семи братьев У дороги на Винники росли когда-то дуплистые вербы‚ и в одной из них разбойники Федька Чугая запрятали большой кошелёк золотых дукатов, украденных у пана Лагодовского. С тех пор, как Федька казнили, те дукаты были видны при дневном свете раз в год. Люди

В конце 19 и начале 20 веков, тсантса были в моде в Европе и Северной Америке. Их можно найти в музеях, аукционных домов и частных коллекциях, выставленных будто для демонстрации варварских обычаев злобных дикарей, сотнями убивающих своих собратьев ради инфернального трофея. Действительность же, как водится, еще более неприглядна: большую часть спроса на высушенные человеческие головы создали как раз белые люди, активно лоббировавшие этот рынок на просвященном Западе.

Давайте узнаем об этом подробнее...

В живописной местности на берегах Пастасы, вдоль гор Кордильеры-де-Кутуку, недалеко от границы с Перу, издревле проживает немногочисленное племя, получившее название шуар. Близки к ним по традициям и по национальным признакам ачуары и шивиары. Эти этнические группы и сегодня свято хранят традиции предков. Одна из них - изготовление амулетов из человеческих голов.

Область, известную как Транскутука, некогда населяли племена, родственные по культуре хиваро. Сегодня народности, облюбовавшие эти земли, самые многочисленные. Шуар изначально селились в провинции Самора-Чинчипе. Но постепенно они расширяли свои территории. Во многом это объяснялось тем, что с запада шуар начали теснить инки и испанцы-конкистадоры.

Несмотря на то, что по своей натуре жители Амазонии всегда были дики и безжалостны, территория четко распределяется между разными племенами. Вплоть до середины двадцатого века шуар были воинственным народом. Колонисты называли их «хиваро», что означало «дикари». Нередко они отрезали головы своим врагам и высушивали их.

«Головы они режут до сих пор, хотя и скрывают это. Далеко в джунглях. И сушат, уменьшают до размера кулака. А проделывают все это настолько искусно, что голова сохраняет черты лица своего некогда живого хозяина. И вот такую “куклу” называют тсантса. Изготовить ее - целое искусство, которое некогда практиковали индейцы шуар, слывшие самыми известными охотниками за головами в Эквадоре и Перу. Сегодня же, когда шуар сделались «цивилизованными», древние традиции сохраняют близкие им по языку и обычаям ачуар и шивиар - их заклятые враги. И - не менее заклятые враги между собой. В наши дни былая вражда никуда не исчезла. Просто она завуалирована…», - таковы свидетельства очевидцев.

В давние времена европейцы испытывали патологический страх перед безжалостными племенами Амазонии. Сегодня белые свободно разгуливают по территориям грозных шуар, те же только с подозрением поглядывают на бледнолицых.

Известно, что головы, продающиеся в лавках Эквадора - подделки. Настоящие тсантса стоят довольно дорого и пользуются невероятным спросом у истинных коллекционеров. Поэтому нередко европейцы специально приезжают в сельву, дабы приобрести настоящую человеческую голову размером с кулак. На этом ведь можно довольно неплохо заработать.


Прежде за каждое убийство отвечали убийством. Кровная месть процветала. Так что любой воин, убивший неприятеля, точно знал, что родственники последнего будут мстить ему.

Фактически до середины двадцатого века, а в отдаленных районах и позже, хибаро жили в условиях постоянного вялотекущего военного конфликта. А их дома были закрыты стенами из расщепленных стволов пальмы уви: так делают, когда ожидают нападения. Однако в наши дни человек, добывший голову, часто может откупиться, не рискуя потерять собственную.

Откупаются скотом. Коровами, которых завезли в джунгли миссионеры и колонисты-метисы. Цена варьирует от восьми до десяти коров, при цене каждой восемь сотен долларов. О существовании подобной практики знают все в лесах, где живут ачуар, однако афишировать ее не принято. Таким образом, заказчик-белый, заплатив воину откупные, плюс деньги за работу, может получить вожделенную тсантса, которую либо оставит себе, либо перепродаст на черном рынке с огромной выгодой для себя. Это нелегальный, рискованный, очень специфичный бизнес, и кому-то он может показаться грязным. Однако он существует на протяжении, по меньшей мере, последних полутора сотен лет. Только цена голов в разные времена была различной. И, по крайней мере, в его основе - древние военные традиции.


Каким же образом голова уменьшается? Безусловно, что череп изменить свой размер не может. По крайней мере, сегодня мастера племени ачуар на это не способны, однако, людская молва утверждает, что некогда их мастерство было так велико, что возможно было сотворить и такое. Вообще же процесс изготовления тсантса довольно сложен и трудоемок.

На отрезанной голове поверженного противника с обратной стороны делается длинный надрез, идущий от темени до шеи вниз, после чего кожа аккуратно стягивается с черепа вместе с волосами. Это похоже на то, как обдирают шкуры с животных, чтобы впоследствии выделать их или набить чучело. Самое ответственное и трудное на данном этапе - осторожно снять кожу с лица, так как здесь она крепко соединяется с мышцами, которые воин подрезает хорошо наточенным ножом. После этого череп с остатками мышц выбрасывается как можно дальше - он не представляет никакой ценности, - а индеец приступает к дальнейшей обработке и изготовлению тсантса.

Для этого связанную лианой человеческую кожу на некоторое время опускают в горшок с кипящей водой. Кипяток убивает микробов и бактерий, а сама кожа немного усаживается и сжимается. Затем ее вытаскивают и насаживают на острие воткнутого в землю кола для того, чтобы она остыла. Из лианы капи делается кольцо того же диаметра, что и будущая, готовая тсантса и привязывается к шее. При помощи иголки и нити из волокна пальмы матау, воин зашивает разрез на голове, который он сделал, когда сдирал кожу.

Индейцы ачуар начинают уменьшать голову в тот же день, не откладывая. На берегу реки воин находит три округлых камешка и накаляет их в костре. После этого один из камней он засовывает через отверстие в шее внутрь будущей тсантса и катает его внутри так, чтобы тот сжигал приставшие волокна плоти и прижигал кожу изнутри. Затем камень извлекается и снова кладется в костер, а вместо него в голову засовывают следующий.

Непосредственное же уменьшение головы воин производит раскаленным песком. Его берут с берега реки, насыпают в разбитый глиняный горшок и греют на огне. А затем высыпают внутрь «головы», наполнив ее чуть более чем на половину. Наполненную песком тсантса постоянно переворачивают для того, чтобы песок, перемещаясь внутри нее, словно наждачная бумага стер приставшие кусочки мяса и сухожилий, а также истончил кожу: ее потом легче уменьшить. Действие это повторяется много раз подряд, прежде чем результат окажется удовлетворительным.

Остывший песок высыпается, вновь раскаляется на огне и снова насыпается внутрь головы. В перерывах воин начисто выскребает внутреннюю поверхность тсантса ножом. Пока кожа с головы убитого противника сушится подобным образом, она непрерывно усаживается и вскоре начинает напоминать голову карлика. Все это время воин руками подправляет искаженные черты лица: важно, чтобы тсантса сохраняла облик поверженного врага. Этот процесс может продолжаться несколько дней и даже недель. В конце кожа головы усаживается до одной четвертой своей нормальной величины, делается абсолютно сухой и жесткой на ощупь.

В губы вставляются три пятисантиметровые палочки из прочной древесины пальмы уви, одна параллельно другой, которые выкрашены в красный цвет краской из семян кустарника ипьяк. Вокруг обвязывается хлопковая полоска, также выкрашенная в красный цвет. После чего вся тсантса, включая лицо, чернится углем.

Естественно, в процессе сушки кожа с головы ужимается. Но длина-то волос остается неизменной! Вот почему шевелюры на тсантса кажутся непропорционально длинными по отношению к размерам головы. Бывает, что их длина достигает одного метра, однако это не означает, что тсантса была сделана из головы женщины: среди ачуар до сих пор многие мужчины носят более длинные волосы, нежели женщины. Впрочем, хоть и не так часто, попадаются и уменьшенные женские головы.

Мало кому известен тот факт, что шуары в прежние времена на «охоту за головами» отправляли и женщин. Это было своеобразное равноправие полов. Кроме того, женщины могли участвовать и в многочисленных набегах.

В конце 19-го века охотники за головами пережили свой ренессанс: тсантса пользовались огромным спросом и в Европе, и в Америке. Простейшим способом добыть сушеные головы были рейды по туземным деревням — и с каждым месяцем их проводилось все больше.

Европейские поселенцы в то время как раз начинали двигаться к низинам Амазонки. Люди приезжали в эту дикую местность за быстрыми деньгами: здесь добывали каучук и кору хинного дерева. Кора оставалась основным ингредиентом хинина — препарата, столетиями использующимся для лечения малярии. Миссионеры вступили в контакт с племенами, населяющими джунгли, и наладили минимальные торговые отношения.

По началу европейцы практически не обменивали свое огнестрельное оружие, справедливо опасаясь вооружать полуголых дикарей, у которых есть обычай отрубать вражеские головы. Но тсантса поселенцев и рабочих околдовали: предприимчивые европейские торговцы стали предлагать индейцам современное вооружение в обмен на диковинный сувенир. Тут же в округе вспыхнули межплеменные войны, которые, впрочем, тоже были европейцам на руку.


Для того, чтобы удовлетворить постоянно растущие аппетиты рынка, а заодно и заработать легких денег, отдельные хитрецы шли на производство дешевых подделок. Из моргов выкупались головы трупов, в ход шли даже части тела ленивцев. Бизнес подделок оказался настолько прост и приносил такие доходы, что заниматься им начинали толпы людей. Европу наводнили фальшивки — собственно, специалисты утверждают: 80% тсанса существующих в мире являются подделкой.

В Европе и Северной Америке головы ценились очень высоко. Богатеи собирали на стенах своих гостиных целые частные коллекции тсанса, музеи же соревновались между собой за самую одиозную покупку. Никто и не принимал во внимание, что речь идет о коллекционировании сушеных человеческих голов — все как-то не до того было.

Хотя тсанса и остаются уникальной культурной особенностью индейских племен Амазонки, другие народности также имели свои собственные вариации приготовления сушеной головы. У маори они назывались тои моко — приступ интереса к этим черепам европеец испытал еще в 1800 годах. Особенной популярностью пользовались у торговцев татуированные головы вождей; маори же, прознав о том, принялись массово татуировать и убивать рабов, выдавая их за своих правителей. Предприимчивые маори попробовали даже расширить ассортимент: пристукнув десяток-другой миссионеров и наделав из их голов тои моко, индейцы явились на очередное торжище. Говорят, европейцы с удовольствием раскупили головы своих собратьев.

В Новой Зеландии случилось то же самое, что и на Амазонке. Племена, располагавшие современным оружием, кинулись резать друг друга — все для удовлетворения спроса на сушеные головы. В 1831 году губернатор Нового Южного Уэльса, Ральф Дарлинг, наложил вето на торговлю тои моко. С начала века двадцатого большинство стран признали охоту за сушеными головами вне закона.

Хиваро тщательно оберегают технологию изготовления цанцы, однако утечка информации все-таки произошла. Об этом говорит тот факт, что в одно время на черных рынках начали продаваться негроидные «сушеные головы», изготовленные в Африке. Причем налажен канал, по которому из Африки эти талисманы поступают в Лондон, а оттуда - во все страны Европы. Коллекционеры разных стран соперничают друг с другом за право обладать очередной страшной тсантсу.

Причем тсантсы делают не в африканских племенах, а на крупных охраняемых виллах. В конце прошлого века в столице Центральной Африканской Республики были пойманы члены группировки, которые поставили процесс варки тсантсы на конвейер. На виллу, находящуюся на окраине города, со всех уголков страны поставлялись тысячи трупов, причем не только негров, но и европейцев; очень ценились женские головы. Однако, все же члены группировки знали лишь приблизительный рецепт изготовления тсантсы, так как проданные ими головы через некоторое время стали гнить и пропали (лишь несколько сохранилось).

Интерес Запада к экзотичным сушеным головам спадал на протяжение десятилетий, но никогда не исчезал полностью. К примеру, объявления о продаже тсантса были нормальным явлением в лондонской газете 1950 года.

Между тем сегодня эти племена Амазонии подвергаются массовым уничтожениям. В 60-х годах путем сейсморазведки ученые обнаружили на этих территориях богатые залежи нефти. Леса начали массово вырубаться, прокладывались нефтепроводы для транспортировки нефти, исчезали многие виды животных. Беспощадно убивали и тех, кто пытался сопротивляться могущественным бледнолицым. Однако ачуары, шуары, шивиары продолжают постоянную борьбу с нефтегазовыми компаниями. Нередко, представители племен повторяют: «Если вы пришли сюда, чтобы помогать нам, то не стоит тратить время. Если же вас привела вера в то, что ваша свобода и наша свобода взаимосвязаны, то давайте работать вместе». Однако мало кто изъявляет желание помочь туземцам.


источники

Как-то раз американскому ученому-исследователю Пирсу Джиббону попалась кинопленка, отснятая в 1960-х гг. На ней был полностью запечатлен процесс изготовления тсантса. Автор фильма – польский путешественник Эдмунд Белявский. Исследователь племен Южной Америки, он в свое время обратил внимание на то, что существует огромный спрос на зловещие «сувениры» – европейцы охотно скупают человеческие головы и даже собирают целые коллекции.
Экспедиция Белявского в джунгли была рассчитана на 6 месяцев, но затянулась на 3 года. Путешественники заблудились в бассейне Амазонки, и им пришлось бросить часть съемочного оборудования и отснятого материала, но эта, как выяснилось, самая важная запись сохранилась.
Пирс задался целью выяснить, действительно ли это подлинный ритуал и настоящая ли человеческая голова на пленке. С этой мыслью он отправляется в Эквадор, называемый «родиной» тсантса, потому что наибольшее количество упоминаний об этой технике отсылает исследователя к индейским племенам, обитающим на северо-западе Южной Америки, в джунглях Амазонки. Свое путешествие ученый начал с музея Гольди (Бразилия), целиком посвященного Амазонке, где надеялся выяснить хотя бы примерное направление поисков. Работники музея рассказали, что в настоящее время техника изготовления тсантса забыта, но еще 40-50 лет назад «сушеные головы» пользовались огромным спросом у туристов, а основными поставщиками такого товара были индейцы племени шуар. Сейчас изготовление тсантса запрещено по всей Южной Америке, но известно, что еще множество «охотников за головами» зарабатывают подобным образом.

Путешествие в прошлое

Команда Пирса Джиббона отправилась в самое сердце джунглей Амазонки. В одной из шуарских деревень Пирс остановился и показал вождю и местным жителям запись Белявского.
Зрелище не шокировало никого, вождь спокойно просмотрел пленку и подтвердил, что запечатленный на ней ритуал изготовления тсантса – подлинный. А местный житель, вызвавшийся быть проводником экспедиции, узнал одного из людей на экране. Он рассказал, что этого человека зовут Кампурин, и он живет в соседней деревне Тукупи. Это была необыкновенная удача. Прежде чем отправиться на поиски Кампурина, Пирс попытался узнать о тсантса у вождя. Однако вождь заявил, что у шуар почти не осталось людей, умеющих делать маленькие головы. «Нас обижает клеймо „охотников за головами“», – сказал он, но добавил, что если белые люди будут и дальше так бесцеремонно обращаться с землями индейцев, то он лично обратится к памяти предков и сделает тсантса из голов европейцев. (Речь шла о разгоревшемся в это время конфликте между племенем и шахтерами, добывавшими золото неподалеку от деревни.)


Попасть в Тукупи оказалось не так просто: до многих шуарских деревень можно добраться только на лодке. Выяснилось, что Кампурин действительно жил в этой деревне, но уже год как умер. Однако индейцы рассказали, что рядом живет родной брат Кампурина – Цанит, и, возможно, он сможет помочь «белым людям».
Брат изготовителя тсантса Цанит был очень растроган, увидев своего брата на пленке живым, молодым и сильным. Цанит рассказал, что Кампурин действительно владел техникой изготовления тсантса, и запись сделана именно в этих краях, в окрестностях Тукупи.

Оружие или сувенир?

С какой целью индейцы изготавливали тсантса? До середины ХХ в. племена в сельве Амазонки находились в состоянии вялотекущей войны. Кровная месть процветала, и за убийство одного следовало ответное кровопролитие. Врагу отрезали голову, а чтобы его дух не смог отомстить, из нее изготавливали такую «куклу» и хранили в доме. Тсантса были изначально символом мощи племени, они служили для запугивания врагов, будто говоря своим видом: «Вот что произойдет с тем, кто придет сюда с недобрыми намерениями».
Когда-то «бледнолицые» боялись вторгаться в джунгли, но затем роли поменялись: при появлении европейцев сами индейцы начинали проявлять беспокойство из страха… лишиться собственной головы. Тсантса стали ходовым товаром, за который белые платили неплохие деньги. Они подкупали индейцев, и те, раздобыв голову врага или просто соседа, изготавливали из нее жуткий сувенир.


Страшный древний ритуал превратился в прибыльный бизнес.
До сих пор в Кито, столице Эквадора, можно найти настоящую человеческую голову тсантса. Стоимость таких экспонатов в среднем составляет около тридцати тысяч долларов. Прекратить процесс торговли головами властям пока не удалось – то там, то тут появляются сообщения о находках обезглавленных тел. Получается, что древний ритуал никуда не исчез.

Древний ритуал

У ученых и туристов изготовление тсантса всегда вызывало живой интерес. Каким образом индейцы уменьшают человеческую голову до размера кулака, при этом сохраняя все черты лица умершего человека? На найденной пленке видно, что это очень долгий и трудный процесс. С отрубленной головы аккуратно снимают кожу и вынимают череп. Основная сложность – сохранить лицо, так как мышцы там очень плотно прилегают к коже. Потом снятый скальп варят в кипящей воде, но недолго, чтобы не повредить волосы. Следующий этап – сушка, голову набивают раскаленным песком и камнями, вычищая остатки тканей. Затем снова держат некоторое время в кипятке и опять сушат. Таких повторений может быть около десятка. В процессе кожа сжимается, голова становится маленькой, а вот волосы остаются практически в первозданном виде, поэтому так непропорционально смотрятся объемные шевелюры на тсантса.
Когда мастер заканчивает работу по сушке головы, он сшивает иглой веки, чтобы дух убитого не мог увидеть своего обидчика, губы тоже сшиваются, не давая возможности попросить о помощи.
Весь процесс сопровождается ритуальными песнями и танцами для усмирения злых духов. Окончательно готовой голова считается через неделю.

Миролюбивые шуар

Шуар долгое время были известны как кровожадные «охотники за головами», и Пирс Джиббон постарался выяснить, так ли это на самом деле. Оказалось, что в настоящее время это довольно миролюбивый народ, заработавший себе репутацию отличных воинов и защитников своей земли. Однако то, что их предки изготавливали тсантса из голов своих врагов, никак не тревожит их память – племена шуар с уважением относятся к своей истории, к знаниям и ритуалам древних. Тем не менее, до сих пор в языке шуар и близкородственных к нему существует поговорка-напутствие, аналогичная нашему «Счастливого пути!»: «Береги голову!»